СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО ==

Всероссийское.

О советской опере...

и о чувстве современности

На фоне мировых достижений со-
ветской музыкальной культуры от-
ставание оперного’ жанра представ-
ляется особенно недопустимым. Вре-
мя от времени возникавшие дискус-
сии, посвященные проблемам разви-
тия советской оперы, не принесли
существенных изменений и сдвигов.
Театры все еще очень редко обра-
щаются к оперному творчеству со
ветских композиторов — достаточно
сказать, что из числа созданных за
последнее время опер 45 остались
непоставленными, ‘причем цифра
эта, относящаяся только к Россий-
ской Федерации, может быть еще
увеличена за счет недождавшихся
сценического воплощения опер, на-
писанных композиторами братских
республик.

Среди авторов этих 45 опер мы
встречаем имена Асафьева, Глиэзра,
Желобинского, Касьянова, Половин-
кина, Старокаломского, Трамбицко-
го, Шеншина и других мастеров,
уровень творчества которых, каза-
лось, должен был бы вызвать со сто-
роны театров живой интерес к их
работе в области оперного искус-
ства. И не подлежит никакому <ом-
‚нению, что отсутствие подобного
внимания роковым образом фасхола-
живает авторов, перед которыми
возникает невеселая перспектива по-
работать год— два, а то и больше над
клавиром и партитурой оперы (то-
есть, иными словами, написать до-
брую тысячу страниц), а затем ‘ус-
лышать, что поставлена она не бу-
дет вследствие «недостаточной сце-
ничности», «недостаточной вокально-
сти», «чрезмерной речитативности» и
тому подобных причин. Как извест-
но; в области оперного искусства су-
ществуют не семь смертных грехов,
а значительно больше.

Сознаемся, что упреки в этих гре-
хах далеко не всегла лишены осно-
вания и что проблемы оперного сти=
ля, вопросы взаимоотношения между
музыкальными и сценическими обра-
зами, между вокальными и инстру-
ментальными компонентами все еще
требуют длительной и напряжен-
ной работы.

Но разве нельзя организовать про-
цесс работы над оперой так, чтобы
эти проблемы обсуждались“ на про-
тяжении всего этого, достаточно
длительного процесса, начиная ©
возникновения творческого замысла
и кончая всеми: стадиями ero осуще-
ствления? 4
-Разумеется, можно и должно.

Нана страна вступила в новый нпе-
риод исторического развития, начало
которому положило великое торже-
ство ‘обеды, ‘период; гигантские
свершения которого предначертаны
планом новой сталинской пятилетки.
Ее.годы должны ознаменоваться но-
выми достижениями, новыми творче-
скими успехами нашего народа во
всех областях его жизни и. культуры.
``В’`области“ музыкальной‘ культуры
эти годы должны принести выпол-
нение поставленной товарищем
Сталиным в беседе с авторами «Тн-
хого Дона» задачи первостепенной
важности, задачи создания советской
оперной классики. Масштабы этой
задачи огромны, к разрешению ее
нужно подойти с чувством величай-
шей ответственности, продумав все,
начиная от идейно-художественных
проблем и кончая методами органи-
зации работы, в которых не должно
быть места никаким случайностям
или срывам.

Необходимо добиться прежде все-
го обрашения оперных драматургов
и композиторов к нашей современ-
ности, которую до самого последне-
го времени заслоняют исторические
сюжеты. Чрезмерное ‘увлечение ими,
наблюдавшееся в области театра и
кино, о чем уже неоднократно писа-
лось и говорилось, несомненно име-
ет место и в области оперного твор-
чества.

В передовой етатье журнала
«Большевик» № 9, посвященной зна-

чению идеологической работы в co-
временных условиях, подчеркивает-
ся, что «подобно тому, как теория
призвана вскрывать в явлении его
тенденцию и схватывать новое в его
зародыше, советское искусство при-
звано улавливать в современном со-
ветском человеке. все то новое, что
складывается, неся в себе будущее
своего развития. Социалистический
реализм советских писателей, кровно
связанных с народом и живущих с

Ним -одной жизнью, призван глядеть

вперед и формировать образ людей,

готовящихся вступить в коммуписти-
ческое общество». : :

Эти ‘слова в полной мере относят:
ся иксоветским композиторам, твор-
чество которых в целом также кров-
но связано с народом, с его жизнью
и стремлениями, о чём свидетель-
ствуют выдающиеся достижения CO-
ветской музыки. Но если в крупных
инструментальных формах образы
нашей современности раскрываются
в плане широких идейно-художе-
ственных обобщений, то оперно-ба-
летные формы призваны воплотить
эти образы co всей полнокровной
конкретностью, которая, подчеркнем
это, должна не только явиться отра-
жением нашей действительности», HO
и глядеть вперед, в ‘будущее, фор-
мируя тот образ советского челова-
ка, к которому стремится наше об-
щество: Таким образом, при выборе
оперного сюжета большую роль
должна’ играть  руководящая идея,
воплощением’ которой станут образы
произведения. а.

Советская музыка в области сим-
фонического, камерно - инструмен-
тального ‘и ораториального жанров
завоевала пальму мирового первен-
ства, опираясь на огромный’ опыт
русской музыкальной классики’ и
победоносно развивая ее глубоко
прогрессивные черты.

Этот опыт должен быть положен в
основу создания советской оперной
классики. я

И первое, на что хочется обратить
внимание, это — основная черта, о<-
новной национальный признак pyc-
ской оперы, выделяющий ее среди
всех прочих национальных школ, —
ее высокая морально-этическая на-

правленность, рожденная всем стро-
ем чувств и стремлений нашего на:
рода. Бессмертные образы Сусанина
и его семьи, князя Игоря и его воин-
ства, образы славных китежан, муд-
рого Пимена—все они плоть от пло-
ти тех национальных идеалов, к до-
стижению которых неустанно стре-
мится наш народ. Наша эпоха озна-
меновалась полным духовным рас-
крепощением всего народа, расиве-
том его сил, могучим порывом вне-
ред, к сияющим вершинам, путь к
которым лежит перед нами. В опер-
ном творчестве так же, как и в дру-
гих областях искусства, Должны
быть запечатлены образы героев
этого ‘небывалого в истории челове-
чества” восхождения, должны  рас
крыться его внутренние стимулы, ро-
жденные прежде всего высокими
принципами морали советских людей,
спаянных общностью. дела и верно-
стью долгу, единством стремлений и
самоотверженностью дружбы.

Формирование черт советского че-
ловека, проявление их в труде, в
борьбе с врагом, в личной и обще-
ственной жизни — вот неисчерпае-
мый источник. тем, образов и сюже-
тов для советской оперы, оперы о.
людях нашей современности.

Для создания такой оперы нужны
не только дарование, вкус и мастер-
ство; но’ и острое чувство современ-
ности, основанное на подлинно-науч-
ном ее постижении и на осознании
ее этического величия, повседневно
проявляющегося в жизни наших лю-
дей, созидлающих коммунистическое
общество.

Второе, о чем хочется сказать еще
и еще раз, это необходимость твор-
ческого содружества между автора-
ми оперы, в частности, самого ак-
тивного участия композитора в CO3-
дании оперного либретто — необхо-
димость, диктуемая самой природой
жанра.

Несмотря на, казалось бы, обще-
признанную законность этого требо-
вания, оно, к сожалению, далеко не
всегда еще выполняется. Так, напри-
мер, появившаяся только в этом
году опера Касьянова «Фома Гоп-
деев» написана на готовое либретто,
что, по признанию самого компози-
тора, сильно стеснило его в осуще-
ствлении музыкального замысла опе-
ры.

В русской оперной классике со
всей ясностью и четкостью опреде-
лилось стремление к симфонизации
оперно-балетного: жанра. Эта тради-
ция, проходящая через оперное твор-
чество всех великих отечественных
мастеров—от Глинки.до Рахманино-
ва — определила и степень участия
композитора в работе над либретто.
Вспомним хотя бы кардинальнейшую
переработку Бородиным «сценариу-
ма» Стасова, работу Чайковского над
буренинским либретто «Мазепы» и
участие в работе брата  Модеста
над «Пиковой дамой», радикальную
переделку М. Чайковским либретто

нова, не говоря уже о том, что и
Мусоргский, и Чайковский, ‘и Рим-
ский-Корсаков! сами были авторами
либретто своих опер.

Комиссия по советской опере, с03-

кусетв, признала необходимым в са-
мое ближайшее время созвать сове-
щание драматургов и поэтов, рабо-
тающих в области оперного ‘либрет:
то и интересующихся этой областью,
причем совещание это предположено
провести совместно с композитор-
ским активом для того, чтобы обсу-
дить круг сюжетов, намечающихся в
качестве основы для либретто буду-
щих советских опер.

Практику создания опер на гото-
вые либретто, о которой много гово-
рилось уже на первом заседании ко-
миссни, в принципе нельзя не при-
знать порочной, так как свободное и
естественное симфоническое разви:

только при условии наличия закон-
ченного музыкального замысла, ко-
торым должен  руководствоваться
драматург во время работы над ли-
бретто но плану, разработанному
совместно с композитором.

Комиссия решила далее ознако-
миться со всеми написанными, но не-
поставленными советскими операми,
причем будет широко применяться
метод концертных показов не толь-
ко под рояль, но, по возможности, и
при участии симфонического орке-
стра.

В связи с этим хочется еще раз
отметить большую работу, которую
на протяжении десяти лет ведет Ан-
самбль советской оперы Всероссий-
ского театрального общества под ру-
ководством Константина Попова. Ан-
самбль этот, заслуживающий самой
энергичной поддержки, может пре-

лабораторию советской оперы, если
для этого будут созданы все необ-
ходимые условия. Напомним, что
«Война и мир» Прокофьева, «Сева-
стопольцы» Коваля, «Фома Гордеев»
Касьянова и ‘другие, поставленные
впоследствии на оперных сценах
произведения получили «боевое
крещение» именно в ансамбле ВТО,
творческое содружество; которого с
авторами оказало. им. неоценимую
помощь. Совершенно: ‘необходимо
добиться возможно большего раз-
вертывания масштабов работы ач-
самбля,
Необходимо всесторонне изучить
весь опыт советских композитороз в
области оперного жанра, положив
конец все еще встречающемуся рав-
нодушию, которое не изжито пока
во многих театрах. A, между тем,
именно в этой области необходим
известный творческий риск, ибо вся-
кая классика рождается путем «есте-
ственного отбора». Достаточно 95-
иеизвестные факты из истории му-
зыки говорят“о том, что из числа
многих тысяч поставленных опер. в
конце концов только десятки выдер-
жали испытание временем, причем

«Франчески» по указаниям Рахманн-.

данная при Комитете по делам ис-.

тие в опере может быть достигнуто

вратиться ‘в настоящую творческую.

достоинства и жизнеспособность
этих десятков определялись далеко
не всегда сразу, достаточно вспо-
мнить хотя бы историю премьеры
«Кармен».

Приближается тридцатая годовщи-
на Великой Октябрьской революции.
Эту знаменательную дату весь наш
народ отметит новыми творческими
и трудовыми достижениями. Дело
чести наших мастеров созлать и по:
ставить в дни этого всенародного
праздника новые оперы, непосред-
ственно посвященные современчо-.
сти.

За последние годы советские ком-
позиторы несомненно достигли: усне-
хов, работая над оперным воплощше-
‚нием классических сюжетов. «Война
и мир» Л. Толстого. «Бэла» и «Мас-

карад» Лермонтова, «Витязь в бар-

совой шкуре» Руставели, «Наймыч-.

ка», «Сотник» и «Гайдамаки» Шез-
ченко, «Фома Гордеев» Горького—
`эти и многие другие классические

произведения, обаяние которых при-
влекло наших композиторов, послу-
жили основой опер, написанных на
протяжении последних лет. Созданы
также довольно многочисленные
оперы на исторические и эпические
сюжеты.

Но, к сожалению, наблюдается
чрезмерное увлечение этими сюжета.
ми, тогда как современная тематика
получила отражение только в очель
немногих произведениях. Мы можем
назвать оперу Мариана Коваля «Ce-
вастопольцы», оперу белорусского
композитора Е. Тикоцкого «Алеся»,
недавно отмеченную Сталинской пре-
мией оперу молодых азербайджан-
ских композиторов К. Караева ни
А. Гаджиева «Вэтэй» и еще, пожа-
луй, несколько произведений, кото-
рыми, однако, список опер на совре-
менные темы будет исчерпан.

Совершенно очевидно, что без вся:

няты все возможные меры для ко-
ренного перелома в этом отношении,

Здесь заслуживает быть отмечен-
ной ценная инициатива украинских
организаций. В частности, Комитет
по делам искусств при Совете Мини:
стров УССР после недавно закончиз-
шегося конкурса на оперное либрет-
то организует новый ‘конкурс на
оперу к тридцатилетию Октябрьской
революции, поставив всем ‘участни-
кам конкурса в качестве непремен-
ного условия обращение к современ.
ной тематике,

Подобные методы творческого
стимулирования должны получить
самое широкое распространение,
Проблема создания советской оперы
должна быть разрешена в самое
ближайшее время, причем, разумеет-
ся, полному успеху в этом отноше-
нии должны способствовать не толь:
ко организационные ` мероприятия,
как бы важны они ни ‘были сами но
себе, но и воспитание политической
активности композиторов и драма-
тургов: тм
Черты советская” человека, rpa-
жданина будущего: коммунистиче-
ского общества, могут быть постиг-
нуты и раскрыты в художественных
произведениях только мастерами, на-
ходящимися во всеоружии и своего
искусства и марксистско-ленинской
науки о развитии общества.

Это определяет серьезность задач,

организациями, в данном случае
перед Союзом советских писателей
и Союзом ‹оветских композиторов.
Рост профессионального мастерства
неизбежно должен сопровождаться
повышением научно-теоретического
уровня. Е

Наш народ ждет появления под-
линно классических советских опер,
в которых все профессиональное ма-
стерство, присущее нашей художе-
ственной культуре, будет служить
задачам формирования советского
человека — ‘борца за высокие идеа-
лы грядущего коммунистического об-
щества.

ких промедлений должны быть при-.

стоящих перед нашими творческими’

совешание
архитекторов

ЛЕНИНГРАД. (Наш спец. корр.).
14 августа в козференц-зале Все-
российской академии художеств от-
крылось совещание главных архи-
текторов городов РСФСР, начальни-
ков Управлений по делам архитек-
туры при Советах Министров авто-
номных республик и качальников
отделов по делам архитектуры при
областных и краевых Советах депу-
татов трудящихся.

С докладом «Основные задачи ор-
ганов по делам архитектуры по пла-
нировке и застройке городов в но-
вой пятилетке» выступил начальник
Управления по лелам архитектуры
при Совете Министров РСФСР В.
Шквариков. 15 августа начались
прения по докладу,

Участники совещания в своих вы-
ступлениях рассказывают о ‘ходе
восстановительного и нового стро-
ительства в городах республики,
делятся опытом работы на местах.

В залах Академии развернута вы-
ставка утвержденных правительст-
вом генеральных планов городов
РСФСР. Болышой раздел выставки
посвящен восстановлению и рекон=
струкции Ленинграда.

13 и 14 августа участники сове-
щания знакомились с достоприме-
чательностями Ленинграда, осматри-
вали музеи, выставки. Совещание
продлится четыре дня. $

pes “ASRS

ПОДГОТОВКА К ВСЕСОЮЗНОЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ВЫСТАВКЕ 1947 г.

Эстонская СОР

Эстонские художники развернули
интенсивную подготовку к выставке,
Над изображением родной природы
работают Р. Ниман («Пейзаж север-
ной Эстонии»), К. Тедер («Пейзаж
южной Эстонии»), живописцы М.
Китс-Мяги, Р. Сагритс, Р. Уутман
и др. Пафосу восстановления и тру-
довой жизни эстонского народа по-
свящают свои произведения худож-
ники М. Бормейстер, Л. Микко,
Э. Эйнман, скульпторы В. Меллик,
М. Сакс и др.

Болышное внимание уделяется я:и-
вописному и скульптурному портре-
ту. Художники Г. Рауд, И. Саал,
Р. Треуман, А. Янзен, скульпторы
А. Каазик, Г. Поммер, И. Раудсенп,
Р. Тимотеус и И. Хирб. работают
над портретами знатных людей.

11 мастеров декоративно-приклал-
ного искусства готовят к выставке
кожаные, текстильные и металличе-
ские изделия, переплеты ит. д.

Jlameuticnan COP

В. числе крупных живописных ра-
бот, полготавливаемых к выставке
латвийскими художниками, —карти-
ны «На каменоломне» А. Звиедриса,
«Рыбная ловля» Э. Калныньша; над
четырьмя ксилографиями на тему
«Латьииские рыбаки» работает rpa-
фик П. Упитис. К работе над двух-
Фигурной композицией «У моря»
(фарфор) приступил скульптор. Г.
Круглов. Тема изобилия найдет. от-
‚ражениг в-картине-О.; Свемиса.-=

В подготовку к выставке включа-
ются живописцы — Ф. Варславан,
В. Калнрозе, Г. Ликумс, О. Скульме,
Урбаие, графики — О. Абелите, А-
Юнкерс, скульпторы! — Т; Залькалнс.
и Земдега.

Л иыитовекая ССР

Значительное количество
готовящихся художниками

работ,
Литоз-

ской ССР к Всесоюзной выставке,
посвящено пейзажу. Таковы работы

Гудайтис («Старый Вильнюс»), Т.
Жебененс («Осень»), пейзажи 7K.
Жмудзинавичус, Б. Матузевичус,

офорты Т. Кулакаускас («Каунас»),
гравюры И. Кузминскис («Вильнюс»)
и линогравюры В. Юркунас («Новая
литовская деревня»). —

Б. Мергашильскис работает над
болыной картиной «Бойцы
ской дивизии под Орлом», Л. Вай-
нейките пишет картину на тему из
исторического прошлого литовского
народа. ‘

«Нартизаны» — тема композиции,
ссуществляемой скульптором Вайва-
да; Н. Петрулис работает над фигу-
рой «Косец», Р. Якимавнчус —. над
бюстом М. Горького.

литов--

Лауреат Сталинской премии профессор В. Лишев работает над скульн-
турным портретом знаменитого русского педагога К. Д. Ушинского
для памятника, который будет установлен в Ленингоаде.

Новый театр—Московский театр
драмы и комедии под руководством
А. Плотникова—дал уже три спек-
такля. Совершилось ли в самом деле
рождение нового театра в Москве?
Заметны ли уже в выборе репертуа-
ра, в работе режиссуры, в стиле ак-
терского исполнения какие-нибудь
оригинальные черты,  склонностн;
привязанности?

Театр открылся спектаклем «Народ
бессмертен» по повести Вас. Гросс-
‘мана. Эта. повесть, написанная в пер-
вые месяцы войны, сейчас, чем даль-
ше мы уходим OT этого времени,
становится все более привлекатель-
ной. Прекрасно передана в ней ат-
мосфера исторических дней. Оча
очень патетична, но. автор никогда,
даже в самые патетические минуты,
не бывает слишком многозначитель-
ным. Автор очень строг. и сдержан,
но как это не похоже на назойливую
«застенчивость» некоторых других
писателей!

Первый спектакль театра —это
программный спизктакль. Такая про-
Грамма чрезвычайно нас обрадовалз.
Казалось, сбываются тё гордые сло-
ва, которые мозкно было прочитать
в проспекте к первой — премьере.
Театр острого действия, больших
чувств и мыслей, в будущем герои-
ко-романтический театр... По выбору
пьесы для первого спектакля можно
‘было заключить, что рождается
театр умной романтики и умной па-
тетики. : мы

Hae ToT ‘факт, что театр начал ©
инсценировки, имел, как нам каза-
лось, свой смысл. Конечно, он будет
упорно работать с близкими ему по
духу драматургами, искать и нахо-
дить новые пьесы. Но пока не гото-
ва такая пьеса, которая вполне
удовлетворяет его стремлениям и
склонностям, вполне законно пока-
зать на сцене прекрасное современ-

ное прозаическое произведение, как.
[бы берьезны ни`были связанные с

этим трудности. Надо ли напоми-
нать, что некоторые ‘даже великие
спектакли  лучитих наших. театров
возникли из инсценировок!

Такое. начало много обещало,
Олнако второй премьерой была
«Каперская старина» Д. Аверкиева
— мелодрама по всем правилам: тре-
скучая, ходульная и тенденциозная

в плохом. смысле этого слова. Уже.

для второго спектакля была избрана
пьеса, которую надо было долго и
упорно «преодолевать%. 7
Постановщик спектакля Н. Вол-
конский успешно убрал из пьесы
тенденциозные, исторически невер-
ные рассуждения автора, зато пол-
ностью был сохранен историко-бы-
товой фон пьесы. На этом фоне бы-
ли превосходно воскрешены многие
условности старины. Живой преле-
стью повеяло от некоторых ‘обрядов,
игриш, танцев; в частности, велико-
лено ‹«утушки плывут» и велико:
лепно девушки <«заводят‘ царевну».
Я сказал: условности старины.
спектакле Волконского герои пьесы
уже сами воспринимали эти обряды,
как милые условности, а вовсе не
исполняли их по необходимости, как

АЧАЛО ПУТИ

Фото Н. Янова. (TACO).

«рабы своего времени». Они играли.
Это, мне кажется, и значит дать
жизнь прошлому и не отказывать
героям прошлого в чувстве юмора
только нотому, что они герои прош-
лого. :

Очень поэтично начиналась эта
мелодрама, а затем незаметно под-
крадывалась. трагедия. Новая для нас
актриса Л. Федосова в роли Марь-
ицы обнаружила редкостный траги-
ческий темперамент. Это незауряд-
ный успех актрисы. Хоропю играли
Темерин (Иван Бородавка), Шагин
(Парфен Коркин), Исаев (Василий
Парфенович). Других серьезных ак-
терских удач не было, но был уже
очень чистый и точный ансамбль,

Тем более досадно, что это была
всего только «Каширская старина»...

Третий спектакль — комедия «Чу:
деса пренебцежения» Лопе-де-Беа
в переводе Марии Замаховской, по-
становка А. Плотникова и С. Куда-
шова. Эта комедия юпе-де-Вега,
если не ошибаемся, никогда еще не
нла на русской сцене, хотя, по сви
детельству JJ. Петрова; она принад-
лежит к числу «самых законченных
пьес» великого испанца, к еге  «от-
борному букету». 3

Она отличается несколькими весь:
ма замечательными особенностями.
Дон Диего-де-Леон добивается люб-
ви прекрасной доньи Дианы. Ника
кие сословные барьеры не отделяют
здесь Лиего от Дианы, как в.<«Соба-
ке на сене»: оба они одинаково бла-
горолны. Диего несравненно краси-
вее и умнее, чем ‘его соперники
Алонсо и Бельтран. Так почему же
так упорствует донья Диана?

Судя по тому, что эта пьеса была
написана приблизительно в тот же
период, что и «Собака на сене» а
также по многим другим признакам,
можно думать, что и здесь своеоб-
разное «горе от ума». Диана’ боится
сама себе признаться в своей любви
к Диего, она очень самолюбива, она
очень боится быть смешной. Она, поз
видимому, вообще слишком мудрит
в своей жизни. Все это, как будто,
подтверждается и той антитезой, ко-
торая дана в этой же комедии: про-
стая и смелая любовь Беатрис, ку-
зины доньи Дианы, к ее Кавалеру.
Насколько счастливее немудрящая и
решительная Беатрис!

Так, повидимому, обстоит лело,
HO из спектакля этосне явствует.
Театр не избрал ни один из возмож-
ных мотивов, об’ясняющих комедию,
и ничего не предложил зрителю.
Упорство Дианы до самой 9-й кар-
тины кажется непонятным и’ нелов-
ким притворством. Так возникла нё-
которая пустота, которую уже не
могли заполнить никакие  театраль»
ные: хитрости. Пресмешно иепелявит
Алонсо — Е. Забиякин. Неотразим
дядя-опекун—В. Пережотин, храни-
тель: чести Беатрис и чести вообще.
Эрнандо—Н. Сунозов. и Элеонора—
Е. Бабич хороню знают, какое место.
предоставлено слугам в комедиях
этого рода. Они много играют^опи
очень-очень лукавы. Но ‘все это без
серьезного основания: которое  ©5-
вершенно необходимо в любой, да-
же самой смешной комедии.

§

ore

Игорь БЭЛЗА.
м Вот почему этот дебют театра В
комедии нельзя признать удачным,
несмотря на то, что актеры тт, Ба-
бич, Сунозов, Шумаков; Пережогин

омичи
„ маленькому человечку, пожаловать в   героя, не нашли в себе ни капли со-
гости. Жена его куда-то ушла, и он   страдания к нему, хотя он бесспор-

[XPRXOMMTE, шовЕсСЕдУЕм

«Приходите. ` побеседуем», — с
этими словами Аркадий Райкин об-
ращается к публике, приглашая ‘ее
пожаловать на новую программу в
эстрадный театр «Эрмитаж». Мы

вняли зову артиста и не сожалеем’

о; этом нисколько. Не жалеем по-
тому, что интимная беседа с умным
и талантливым художником, каким
неоспоримо является Аркадий Рай-
кин, доставляет огромное удоволь-
ствие, даже тогда, когда беседа не
совсем клеится...

Аркадий Райкин едва ли не един-
ственный на нашей эстраде актер,
умеющий создавать обстановку не-
принужденной интимности в любом
зале. Это особое и драгоценное
умение обрашаться к огромной
аудитории таким образом, что ка-
ждому зрителю кажется,
беседа ведется именно с ним и
в то же время со всеми его
ближними и дальними соседями. Но

_ важнее всего, что беседы Райкина
всегда проходят в атмосфере какой-
то необычайной сердечности и теп-
лоты, искренней и взаимной симпа-
тии. Каким путем Райкин. достигает
таких результатов? Нам думается,
разгадка кроется в безыскусствен-
ной простоте сценического облика
Аркадия Райкина, в простоте, соче-
тающейся с острым умом, тонкой
наблюдательностью, блестящим уме-
нием нравиться.

Райкина нередко хвалят_за удиви-
тельное мастерство  перевоплоще-
ния. Благодаря живой и выразитель-
ной мимике, тшательно выработан-
ной жестикуляции, отличной, хотя И
очень своеобразной технике речи,
Райкин достигает амечательной
пластической жизненности создавае-
мых им образов. несмотря на всю их
острую грозескность.. И все же, нам
думается, что на самом деле райкин-
ские «перевоплощения» скорее пред-

ставляют собой технические транс-
формации в которых. отчетливо
просвечивает собслвенный образ

артиста, и именно этот ‹собственный
0браз» составляет главную ценность
в сценической игре. Аркадия Райки-
на. Если уголно. в этом и заключает-
ся давно уже подмеченная критикой
` жанровая близость искусства Райки-
на к искусству гениального Чаплина.

Программа «Приходите, .побесе-
дуем» дает новые и неопровержи-
мые доказательства правильности

будто.

нашей точки зрения. И в этой прог-
рамме, как во’ всех предыдущих, на-
ибольший художественный интерес
представляют именно те моменты: в
которых Райкин выступает в своем
собственном обличьи. Напротив, сие-
ны с трансформациями, в сущности.
мало ‘художественны и интересны*
лишь” технической : ловкостью вы-
полнения. В этой ловкости, подчас
виртуозной, нельзя отказать арти-
сту. но мы чувствуем себя в то же
время обязанными отметить полней-
шую неорнгинальность, даже шаб-
лонность и старомодность таких тн-
пических сцен «с переодеваниями»,
как например пьеска «Спальный ва-
гон», разыгрываемая Аркадием Рай-
киным. Древние трюки с последова-
тельными метаморфозами усатого
кондуктора`в не менее усатую даму.
в свою очередь превращающуюся в
лысого драматурга, а затем в пас-
сажира, всем изящным искусствам
на свете предпочитающего выпивку.
— все эти трюки настолько стары,
что даже допотопная садовая эстра-
да времен Лентовского, по всей вз-
роятности, считала их древностью.
Сюжет «пьесы», конечно, модерни-
зирован Райкиным, однако возника-
ет вопрос, нужно ‘ли талантливому
художнику делать такие уступки
дурному вкусу? Ответа, надо пола-
гать, не требуется. :

Увы! Это’ не единственная пог-
решность программы «Приходите,
побеседуем». Миниатюра «Осенние
скрипки» так же слаба и даже го-.
раздо слабее, нежели пьеса «Спаль-
ный вагон». Слабее оттого, что в
ней нет и тени остроумия. но зато
много пошлого острословия. Глупая
история о ловеласе, за ресторанным
столиком  прельшающем даму ху-
дожественной «эрудицией», заимёт-
вованной из каталога Третьяковской
галлереи, кончается тем, что герой
сценки кидается на официанта с
кулаками, восклицая при этом «А
вы помните картину Репина «Ивая
Грозный убивает своего сына».

Глядя на эту сценку и в особенно-
сти услышав ге поистине убийствен-
ное окончание, мы испытали острое
чувство досады и неловкости, по-
добное тому, которое ощущаешь,
когда, в большом обществе кто-ни-”
будь сморозит из ряду вон выходя-
щую глупость.

Мы ни в чем не виним исполните-

лей этой сцены, — мудрено хорошо
сыграть завеломую ‘чушь. Артисты
Р. Ромма, Г. Карповский и Н. Гала-
цер сделали все, что могли, но, ра-
зумеется, они не могли. сделать ми-
ниатюру умнее и художественнее.

Тем более серьезные обвинения мы
вправе пред’явить Аркадию Райки-
ну. В этой сценке Аркадий Райкин
не участвует, но он-то именно и
виноват в ее. появлении на сцене.
Аркадий Райкин — художественный
руководитель, и невероятно. чтобы
он. художник, обладающий тонким
вкусом и настоящей культурой, мог
не увидеть всей вопиющей пустоты,
бездарности и пошлости этой мини-
атюры.

Немногим лучше и другая миниа-
тюра «Сделайте веселое лицо», в
которой также не участвует А. Рай-
кин, При всем желании публики сде-
лать веселое лицо, из ее усилий ни-
чего не вышло. Миниатюра снотвор-
но длинна и снотворно скучна,

Из сказанного видно, что за’ вы-
четом выступлений самого Райкина
новая программа Ленинградекого
театра эстрады и миниатюр мало
примечательна, а в некоторых слу-
чаях и совсем плоха. Ее авторами
являются Вл. Масс и Мих. Червин-
ский, и мы принуждены сказать,
что их литературная работа на этот
раз неудачна, за исключением неко-
торых номеров, опять-таки испол:
няемых Аркадием Райкиным.

Такоры, например, фельетон «Мон
современники» и моноскетч «Чело-
век остался один».

Слушая в исполнении Райкина
фельетон «Мои современники», мы
еще и еще раз убеждались в том,
что всего лучше артисту удается
роль... Райкина, что вовсе не нужно
ему ни трехэтажных париков, ни
наклеенных усов, ни трансформаций,
ни даже вообще никакой нарочитой
театрализации. В фельетоне «Мои
современники», правда, есть некото-
рый театральный «камуфляж» —
Райкин здесь изображает самого се-
бя в глубокой старости. Но грим
здесь едва намечен, и главную роль
играет актерская пластика, скупой,
умно рассчитанный жест. умение
разнообразно интонировать речь. В
фельетоне Райкин обращается к
своим современникам, вспоминая на-
ше время, как давно прошедшее,
рассматривая его из дальнего буду-

Аркадий Райкин
«Осенняя интермедия»
Фото В. Савостьянова.

PoE >

щего. Эффект этого обращения к
современникам: поразителен. Не. по-
боимся сказать что вместе с арти-
стом мы ушли в прекрасное. далеко,
и что оттуда, из будущего, наше fa-
стоящее со всеми его сложными и
глубокими, подчас драматическими,
переживаниями представилось нам
величественно прекрасным, т. е.
именно таким, каким оно. без сом-
нения. представится нашим потом-
кам и каким оно является в дейст-
вительности. И то смешное и несо-
вершенное, что «вспоминает» Арка-
дий Райкин, только придает жизнен-
ность воспоминаниям, и благодаря
этому фельетон приобретает оттенок
нежного и теплого лиризма.
Совсем. особсе место в программе
занимает уже упомянутый нами мо-
носкетч «Человек остался один»,
Сюжет ‘скетча ‘незамысловат.. Ма-
ленький человечек, из гех, кого Иль»
и Петров называли «совслужами»,
приготовился к встрече своего на-
чальства, которое должно к нему,

‚ чальством, хватает со стола блюда

вздремнул на диване. Проснувшись,
радушный хозяин ‘осматривает. при-
готовленный к приему высокого го-
стя стол и остается им доволен. На
этот раз. он угодит
получит долгожданное повышение,
Человек смотрит на, часы, —— началь-
ство скоро прибудет. Но внезапно
канцелярский амфитрион обнаружи-
`вает, что дверь заперта, а ключ ку-
да-то исчез. Может быть, его унесла
жена. а, может быть, он потерян...

человечек цепенеет от ужаса. Вдруг.

придет начальство и будет вынуж-
дено торчать в темном коридоре
коммунальной квартиры, и еще не-
известно, как оно воспримет такой
страшный реприманд. Гости прихо-
дят, и хозяин, извиваясь и подобо-
страстно хихикая, молит начальство
минуточку повременить за’ дверью,

Райкин разыгрывает эту сцену по-
истине мастерски. Мы видим перед
собой жалкое существо, холодеющее
от страха, ползающее по’полу в по-
исках ключа. льстиво разговаривая
< начальством через дверь, даже,
кажется, видим за дверью самое на-
чальство,

Под конец сцены маленький че-
ловечек в истерическом страхе, стре-
мясь реабилитировать себя перед на-
и бутылки и пытается ‘показать их
сквозь верхнее стекло над дверью,
в удостоверение того. что он дейст-
вительно готовился угодить началь-
ству, что он не виноват в роковом
стечении обстоятельств, но вдруг
останавливается и замирающим го-
лосом повторяет слово, будто бы
донесшееся из-за закрытой двери—
«издевательство!..». Разгневанный
начальник уходит. Пауза. Несчаст-
ный вынимает платок, чтобы отереть
ледяной пот, выступивший на лбу,
и... из платка выпадает ключ. Вот и
все. :

Мы позволили ` себе пересказать
сценку, которой Райкин, вопреки
банальности ее содержания, сумел”
придать несомненную  драматичес-
кую выразительность. ы

В чем же тут дело? Еще одна ва-
риация на тему о жалком чинуше,
каких много и в русской и в ино-
странной литературе. Чеховская
«Смерть чиновника» сродни этой
теме, хотя, конечно, неизмеримо вы-
ше по гениальному мастерству вы-
полнения. Е :

И всё же мы, проверяя свои ощу-
щения относительно райкинского

начальству и

Однако мы. видим. в этом органиче-
ское -свойство театра, - его, особен--
ность, а отнюдь не недостаток,

но жалок. Вель гоголевский Акакий
Акакиевич вызывает в нас чувство
шемящей боли и обиды за человека,
чувство, которое Гоголь заключил в
великие слова. «Я_брат твой!». Од-

отстранился бы от героя скетча «Че-
ловек остался один», если бы он
произнес эти слова. Этот червяк не
‘брат нам, он* не состоит в родетве
с советским человеком. Что же он
такое? Фантом, вызванный к приз-
рачной
тира на фантом решительно никому
не. нужна и уж во всяком случае
неспособна вызвать смех и потому
вовсе не сатира.

Ничуть не бывало. Червеобразное
существо, изображаемое Аркадиём
`Райкиным, отнюдь He фантом. Оно
‘встречается и в наше время, как
остаточное и чуждое явление. Это
осколок некогда могущественной,
несмотря на свою’ инертность, обы-
вательщины, бесформенной, но ядо-
витой именно в силу своей безлико-
сти и бесформенности. :

Могут сказать, что мы придаем
слишком большое значение эстрад-
ному пустяку, сценической шутке.
Такое возражение, по нашему мне-
нию, неправильно, Не все на эстра:
де должно быть отнесено к разряду
шуток и пустяков. Более того, нам
„думается, что’ в творческом разви-
тии Райкина этот «моноскетч» зай-
мет свое важное место. Это уже не
просто гротеск, но попытка реали-
стического претворения образа, мо-
жет быть, путь к созданию эстрад-
ной монодрамы. В том, что Райкин
эктер. и может быть, единственный
на эстраде актер, ‘располагающий
всем необходимым для создания та-
кого жанра, мы нисколько не сом-
неваемся.

Не разбирая остальных номеров
программы, повторим, что она яв-
ляется еще одним подтверждением.
того. что спектакли Ленинградского
театра миниатюр, в сущности, пред-
ставляют собой спектакли или теат-
рализованные концерты Арка-
дия Райкина, при участии других
артистов этого театра или специаль-
но приглашенных артистов эстрады.

В. ГОРОДИНСКИЙ,

нако любой из нас с отвращением _

жизни художником? Но са-`

пущенные Ломоносовским

обнаружили очень неплохие коме-
дийные данные. Нет в^этом спектак-
ле ни глубокой и умнейшей мысли
«Собаки», ни даже очень простой, но
утешительной: мысли «Учителя  тан-
цев», которого специалисты: относят
к числу менее значительных пьес
Лопе-де-Вега. И бесчисленные есред-
ства комического» в этом спектакле

под конец только утомляют,
mete
№!

Таковы первые спектакли этбго
нового московского театра. ere
очень привлекательные черты BO
всем его облике; Он избирал труде
ное: не «Золотой обруч». а <Нарот
бессмертен», не ‘заитранные пБесы
старого репертуара, ‘а Maioussécr-

ную пьесу Лопе-де-Вега.

Но многое уже вызывает тревогу:
Театр очень далеко ушел от свосй
первоначальной программы. Он ч8
открыл еще ни одного нового и сво:
его автора, как это сумели сделать
некоторые другие театры. Его пеёр-
вые спектакли очень различны, и это,
конечно, очень хоротго, но нет едн-
ной основы, за этими различиями.
Это просто разные спектакли, спек-
такли разных режиссеров и актеров.
Есть в нем какая-то чрезмерная
«замкнутость характера». Хотелось
бы уже видеть более твердое и ре-
шительное выражение лица `‘молодо-

го театра,
Л. БОРОВОЙ.
—<—<—>—

Выставка керамики
‚ и стекла

В Государственном Историческом
музее готовится к открытию  вы-
ставка русской керамики и стекла.

Будет представлено до. 1000 экспо-”
натов—посуда, скульптура, вазы
и т. д. Среди них много уникаль-
ных, имеющих болыную художест-
венную и историческую ценность.

Среди различных блюд, столовой
и чайной посуды с прекрасной руч-.
ной росписью выделяется работа из=
вестного. мастера Виноградова—ко-
робочка, датированная 1752 годом,
Значительный интерес представляют
орденские сервизы, — изготовленные
заводом Гарднера по специальному
заказу для двора Екатерины П.

Большое место занимает фаздел,
посвященный образцам советского
фарфора. Здесь экснонированы, в ча-
CTHOCTH, тарелки с лозунгами, вы-
заводом
в первые годы после революции,

Sate rane ee tera posse neces

aaa

seer aus Set earne

ve

Tora Tag eng ne onsen ea ee I REO reap emer

eres

петь

Stet

Tae

АЕ ИА АНА зи

RSET MO USE