$: 2—7
be.

=

Morvuee opymkune  .
научной пропаганлЫ.

За.последние два года’ студии ча-
учно-популярных и учебных филь-
мов создали около 100 картин.

Среди них следует отметить преж-
де всего полнометражный фильм
режиссера Б. Долина «Закон великой
любви»—0б инстинкте материнства
в мире животных. Этот фильм в
1945 голу был удостоен Сталинской
премии, Интересно слелан биологи-
ческий фильм о жизни пчел—«Сол-
нечное племя» режиссера А. Винниц-
кого. Он содержателен. ив нем убе-
дительно переданы факты науки.

В.1946 году закончен производст-
вом. научно-популярный фильм «Бе-

‚ лый клык» (по Дж. Лондону) в по-
’становке А. Згурили.

Немало выпущено короткометраж-
ных фильмов. Все они непосредст-
венно. отвечают задачам научно-
просветительной пропаганды. Этим
же целям могут служить выпуски
журнала «Наука и техника», создан-
ные студиями технико-пропагандист-
ские фильмы и т. п.

Однако, несмотря на достигнутые
уже известные результаты, произ-
водство научно-популярных  филь-
мов в целом сильно отстает от тре-
бований, поставленных перед кине-
матографией решением ЦИК ВКП(5)
© научно-просветительной пропаган-
де еше в 1944 году.

; Хороших Хполноценных научно-по-
пулярных фильмов у нас еще очень
мало. До сих пор нет лаже проду-
манного перспективного тематиче-
ского плана выпуска этих фильмов!
Пропаганлу естественно-научных
знаний средствами кино, несомненно,
можно: вести гораздо: энергичнее; чем
это делается сейчас. Не все наши
фильмы одинаково хороши по каче-
ству, а выпущенные в прокат науч-

но-популярные и учебные фильмы
недостаточно и неумело. использу-
ются.

Коллективы студий не умеют еще
концентрировать свое внимание на
решении главнейших тем и оказыва-
ются в плену ‘случайной тематики.
затрачивают усилия на-фильмы, Aa-
леко не первостепенной важности.

До сих пор не создан, например,
фильм на такую важнейшую тему,
как происхождение жизни на земле.
А эта тема была включена в план
два года тому назад!

Главнейшие научно-технические
идеи нашего времени, вырочние Ha
основе трудов русских ученых, —
проблемы реактивного — движения,
радиолокации, атомной энергии. —
не нашли еще своего отражения В
кинематографии.

Какую неоценимую услугу ® делу
естественно-научной пропаганды
могла бы оказать кинематография,
создав популярный фильм по мате-
риалам известной главы из книги
Ф. Энгельса «Диалектика природы»—
«О роли труда в процессе очелове-
чения обезьяны», в которой выясня-
ются существеннейшие вопросы
естественных и общественных наук.

Почти нет у нас фильмов по исто-
рии советской науки и техники, о
проблемах советской науки. Не соз-
даны ‘популярные кинокартины с
жизни и работах великих русских
ученых и деятелей культуры. Еще не
созданы фильмы, пропагандируютие
основные ‘научно-технические проб-
лемы сталийского ‘закона’“о новом
пятилетнем плане, ‘нет географиче-
ских фильмов о нашей родине.

Студии, стремясь решить задачу
создания занимательных кинокартин,
могущих пойти на широкий экран,
делают это нередко за счет некото-
рого снижения требований к научно-
му содержанию фильма.

В связи с этим следует сказать
несколько слов’о так ‘называемых
биологических фильмах. ^^

С Тех пор, как’ А. Згурили создал
серию хороших фильмов на бноло-
гические, точнее, зоологические те-
мы, интерес к этой тематике сильно
в03рос. Это вполне естественно, за-
кономерно и не ‘может вызывать
особых возражений.

Однако в работе студий, и в пер-
вую очерель Московской студии на-
учно-популярных фильмов, намети-
лся, мы бы сказали, излишний крен в
сторону этой «зоологической». тема-
тики в ущерб другим, не менее, а
подчас и более важным темам. И, са-
мое опасное. стала выявляться ли-
ния наименьшего сопротивления—
попытка решать сложные темы одно-

Любой разговор о жанре искус-
ства, в котором я работаю, неизмен-
но перерастает в ставший ‘почти
традиционным спор о делах и днях,
о судьбах советской эстрады. Так
уж повелось, что об эстраде много
спорят, ее резко критикуют, но все
это как бы повисает в воздухе,
эстрада продолжает тоитаться на
одном месте. и я, признаться, сей-
час уже не представляю, какие CH-
лы должны быть развязаны, чтобы
сдвинуть эстраду с мертвой точки,
чтобы заняла она, наконец, достой-
ное место среди остальных видов
советского искусства.

Совсем недавно был проведен
Второй всесоюзный конкурс арти-
стов эстрады. Можно много гово-
рить о превосходстве одного номе-
ра перед другим,
стов, представленных на конкурсе,
с артистами, выступающими в обыч-
ных эстрадных концертах, но нель-
зя при этом не сделать вывода. что
состояние эстрады сейчас застав-
ляет желать много лучшего, что
идейный и хуложественный уровень
этого важнейшего искусства upe3-
вычайно низок, что никакими OCO-
быми достижениями на конкурсе
эстрада нас не пораловала.

Не значит ли это, что конкурс был
проведен” преждевременно, что не
было попросту достойных сил, мо-
гущих вступить в это ответствен-
ное соревнование? Бесспорно, что
отмечены самые лучшие, самые ода-
ренные участники конкурса. Мы
привыкли считать, что лауреаты —
это самое примечательное, выдаю-
щееся. что есть в современной
эстраде, это по-настоящему талант-
ливые люди. которым в высшей
степени свойственно чувство ново-
го, которые движут вперед эстрад-
ное искусство. Можно ли сказать
все это по отношению к новым
лауреатам? Нет, нельзя, и совсем
не потому, что отмечены-де не са-
мые достойные, ‘а потому, что наша
эстрада в ее нынешнем состоянии
просто не смогла послать на кон-
курс представителей. полностью от-
вечающих необходимым  требова--
ниям. Разве не показательно, что
лауреат конкурса, единственный
представитель чисто разговорного
жанра — Орлов не был - допущен

НЫ нак анна об

сравнивать арти-

образно, стандартными, из фильма в
фильм переходящими приемами.

Нередко авторы научно-популяр-
ных сценариев ограничиваются кон-
статацией отдельных фактов, не ‘де-
лая необходимых научных обобще-
ний, не вскрывая и не об’ясняя MaTe-
риалистических законов живой при-
роды, т. е. резко снижая научно-но-
знавательную ценность фильма.

Такие авторы забывают, что’ 05-
новой подлинного научно-популярно-
го фильма является научное об’ясне-
ние изображаемых явлений.

Новые задачи, связанные с необ-.
ходимостью выпуска фильмов на
широкий экран, требуют от всей:си:

стемы научно-популярной ‘кинёмато-

графии коренной ломки старых, Of
живших представлений о ‘характере
и содержании научно-популярного
фильма. От’ киностудий, сценаристов;
режиссеров, операторов требуются
высокое профессиональное мастерст-
во, творческая инициатива и умение
проникать в существо научного Ma-
териала, находить в самом этом ма-
териале основу для построения интё-
ресного и содержательного фильма.
Не все работники научной кинемато-
графии, к сожалению, способны к
решению этих задач... Думается, что
в спорах и дискуссиях о научно-по-
пулярном фильме, которые проходят
сейчас на студиях, в творческих сек-
циях, слеянком много внимания уде-
ляется второстеменным проблемам:

Идут, например, _ ожесточенные
споры о: том, какой тип фильма дол-
жен быть ведущим в научной кине-
матографин, какие фильмы надо. но-
ощрять научно-художественные,
или кинолекций, киноочерки йли
киноплакаты и т. д, В этих. спорах
некоторые товарищи дохолят до то-
го, что ‘об’являют научно-художест-
венный фильм единственным, кото-
рый. имеет <права гражданства», от
вергая при этом кинолекцию, как яв--
ление «низкого жанра». Существует
тенденция слепо копировать приемы
художественной
без всякого учета специфики науч-
ного кино.

Нало понять, что все эти ‘схола-
стические споры уводят нас в сто-
рону от решения конкретных задач,
от подлинной борьбы за высокое ка-
чество научно-популярной кинемато-
графии.

Надо бороться за пропаганду пе-
редовой советской науки. За такую
пропаганду, которая дает возмож-
ность делать науку всенародной, ло-
ступной лля широчайших слоев Ha-
рода. Кинематография обладает бога-
тым арсеналом разнообразных выра-
зительных средств, творческих BO3-
можностей и технических приемов и
может наглядно и общедоступно, уз-
лекательно и убедительно ‘раз’яснить
зрителю самые сложные
современной науки. Все разнообраз-
ные средства кино должны быть по-
ставлены на службу пропаганде на-
учных знаний. И поэтому какие-ли-
бо «ограничения» жанров в научном
кино недопустимы.

Говоря о задачах научно-популяр-
ной литературы, А. М. Горький пи-
сал, что «науку и технику надо изо-
бражать не ках склад готовых от-
крытий и изобретений, а как арену.
борьбы, где конкретный живой че-
ловек преодолевает сопротивление
‘материала и традиций». Также и
задача научно-популярного фильма
заключается не только в том, чтобы
сообщить зрителю конечные резуль-
таты научной мысли. Главное - зво-
дить его в процесс ‹ исследователь-
ской работы и непосредственного на-
учного творчества. Мы должны как
бы ввести зрителя в мир науки,
в мир «необычного» ‘и <непостие
жимого>. Вместе с ученым OH
должен жить . интересами . : науки;
вместе с ним волноваться, увлекать-
ся, преодолевать «сопротивление ма-
териала и традиций», делать «не-
обычное». и «непостижимое» понят-
ным и об’яснимым. Он должен полю-
бить науку и научиться понимать
сложность труда ученого.

Все это и должно составлять осно-
ву лраматургин научно-популярного
фильма. Не вне научного материала
надо искать сюжетную основу филь-
ма, а в самих творческих процессах,
протекающих в развивающейся нау-
ке.

Пятилетний план развития

совет-

°
Лела и дни нашей
эстрады
°

‚ жюри к участию в заключительных.

концертах... из-за отсутствия соот-

ветствующего репертуара.

Совсем не случайным для меня
явилось недоумение одного из: моих
периферийных друзей. Концерты
конкурса он слышал по радио‘ и,
приехав недавно в Москву, ы“росил
меня, чем об’яснить, что репродук-
тор передавал главным образом му-
зыку фортепианного ` сопровожде-
ния, будто ничего, кроме аккомпа-
немента, и не было? Мне пришлось
об’яснить товарищу. что происходи-
ло это потому, что в концертах по-
казывались преимущественно физ-
культурно-акробатические и танцо-
вальные номера, их было очень
много, более, чем надо, больше, чем
это можно было даже предполо-
жить. Песен, скетчей, фельетонов.
рассказов, куплетов и т. п. было
значительно меныше. — лимитиро-
вал репертуар.

Я часто задумываюсь над тем. ®
чем причины недостатков наше
ом. Организации, ведающие. искус-
ством, относятся к эстраде, как к
чему-то третьестепенному, опера-
тивно не руководят ею и вспомина-
ют о ней только в особо торжест-
венные дни, например, перед подго-
товкой к конкурсу или перед от-
крытием сезона в саду «Эрмитаж».
В результате эстрада, повседневно
не руководимая и не направляемая,
отданная во власть. самотеку, . вы-
нуждена пробавляться своими сила-
ми, вариться в собственном соку.

Многие театральные коллективы
не только располагают прекрасно-
оборудованными постоянными сце-
ннческими площадками. но и позво-
ляют себе роскошь иметь собствен-
ные филиалы! Сколько бы ни гово-
рили о необхолимости создания
центрального театра эстрады в Мос-
кве, где бы в любое время года
могли показывать свои. достижения
представители эстрадного искусства
всей страны, дальше разговоров и

кинематографии,

проблемы

Между тей, Ни в одном кинотеат:

‘ской кинематографии  предусматои-
вает выпуск до 250 научно-популяр-
  ных фильмов для широкого экрана,
в том числе 36 полнометражных
фильмов. Это означает, что в срел-
нем студии должны выпускать еже-
годно по 5—7 полнометражных и по

45—50 короткометражных  научно-
популярных фильмов. В 1950 год;
студии должны выпустить уже 10
полнометражных фильмов вместо

4 фильмов в 1946 году. Для выпод-
нения этой большой программы не.
обходимо решить немало практиче-
ских задач.

Исходя из решения ЦК ВКП(б) о
научно-просветительной пропаганде,
необходимо срочно разработать пер-
снективный план производства
учно-популярных фильмов на 1947—
1950 гг. и немедленно приступить к
планомерной заготовке  сценариез
для этих фильмов. Для этого. нужно
наряду с самым решительным
повьинением требований к идей-
ному, научному и кинематографиче-
ски-профессиональному качеству
сценариев и фильмов, смелое выд-
вижение новых кадров сценаристов
и режиссеров. Надо прекратить на
студиях практику широкого исполь-
зования режиссеров, редакторов, а
кое-где и просто руководящих pa-
ботников в качестве явных и неяв-
ных авторов и соавторов сценариев!
Жизнь показывает, что такая практи-
ка к дебру не приводит.

Научно-популярной кинематогра-
фийи нужны новые люди, не праздно
ею интересующиеся, а способные

принести реальную пользу. Таких
людей надо широко: привлекать из
среды нашей научно-технической ин-
теллигенции. Необхолимо укреплять
деловые связи студий с Академией
наук СССР, с ее ‘институтами; с ву-
зами, с писателями, драматургами,
профессионалами-сценаристами, с
журналистами, широко развернуть
работу научных советов ‘при `студи-
ях и Главном Управлении научно:
популярных фильмов. 5

Коренным образом должна быть
улучшена организация производства
в студиях, начиная от заготовок ли-
`тературного’ сценария до сдачи гото-
вого фильма. Нельзя мириться с та-
ким положением, когда 80 процентов
фильмов, принятых Главным управ-
лением научно-популярных фильмов
в 1945 году, сданы студиями с про-
ерочками до 100 дней.

Произволство научно-популярных.

фильмов. значительно отстает от
пред’являемых к нему требований,

но наличный фонд научно-полуляр-,

ных фильмов используется
шенно неудовлетворительно.

Прокатные арганизации и учрежде-
ния киносети упорно игнорируют
указания о систематической демон-
страции короткометражных научно-
популярных фильмов перед сеансами
художественных картин. Даже в сто-
лице единственным пристанищем на:
учно-популярного кинорепертуара
оказывается небольнюй кинотеатр
«Наука и знание»! Неужели же дру-
гие кинотеатры вправе устраниться
от выполнения такой важнейшей об-
щественно-политической задачи, как
популяризация научных знаний? Ра-
зумеется воли; ;

совер-

$

‹ре до сих пор не проводилась де-
монстрация специальных сборных
программ на научно-популярные те-
мы. Повидимому, дирэкторами кино-
театров или руководителями проката
владеет деляческое соображение,
утверждающее, что сеансы научно-
популярных фильмов посещаются
меньше. ‹ на

Практика показывает оптибочность
такого Утверждения. Тяга к знанию
и интерес к науке у нашего зрителя
необычайно ‹ велики. Необходимо
только правильно организовать сеан-
сы научно-популярных фильмов, ич-
тересно построить программу. А. у.
нас отсутствует даже хорошая pex-
лама о — научно-просветительных
фильмах! Е

Кинематография должна по-боево-
му включиться в дело массовой на-
учно-просветительной пропаганльь:
Необходимо приложить все силы для
того, чтобы обеспечить быстрый
под’ем „советской научно-популярной
и учебной кинематографии.

С. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ.

Нели велух

добрых пожеланий дело не идет.
Эстрада не имеет своего пристани-
ща, постоянно действующей KOH-
цертной площадки, где можно было
бы HCKaTb,, экспериментировать,
возрождать забытые жанры и отра-
батывать новые формы эстрадного

искусства. Одна такая сценическая
площадка, правда, есть — эстрад-
ный театр московского сада «Эр-

митаж», но действует она лишь ле-
том, в остальные же времена года
эстрада остается попрежнему без-
домной и кочующей. В течение
ночти восьми месяцев артисты
эстрады где-то выступают,
работают над репертуаром, но где
и как — никто не интересуется, и
ясным это становится только летом
в программах «Эрмитажа», Когда
уже поздно поправлять.

Мне скажут, что дело не в отсут
ствии помещений. ведь и. в хороше;
помещении . зачастую BcTpeyaeul
плохую программу. :

Конечно, дело. не только в этом
Я имею в виду «полосу отчужде
ния», которой почему-то окружен
эстрада. В самом деле, на драмати-
ческий театр «трудятся» и Союз со-
ветских писателей, в. драмсекции
которого ставятся вопросы  созда-
ния новых пьес, и Союз компози-
торов, на помощь которого можно
опереться при работе над музыкой
к будущим спектаклям, многочис-
ленные декорационные и поделоч-
ные мастерские, наконец, Всерос-
сийское театральное общество. где,
в результате. творческих обсужде-
ний пьес и спектаклей, выкристал-
лизовываются истины, движущие
вперед искусство драматического
театра. Всего этого на эстраде нет.

Правда, -‹.нроглядывая афиши

‹ эстрадных спектаклей, помимо ис-
полнителей, встречаешь в них имена
авторов, режиссеров. художников,
композиторов и даже консультан-
тов. Формально это так, в действи-
тельности же энтузиастов, работаю-
щих для эстрады, не так уж много.
Не составляет особого труда наз-
вать их имена. Это режиссеры —

Каверин, Зускип. Лобанов, авторы
— Масс, Червинский, Ленч, Ласкин,
Слободской, Дыховичный. Поляков,
художники — Мандель, Эрдман,
Пруссаков, Ефимов.

Но это — лучшие из лучших,

на-.

Старейший художкик Красноярска Дмитрий Иннокентьевич Карата-
нев пишет картину. «Красноярский бунт» — из истории революцион-
ного движения в. крае,

Фото С. Малобицкого (ТАСС), >

Е.

1H

«‹Щиквидировать отставание `
с‘емочных групп

Очередное заседание коллегии Ми- стающим группам. ведущих. режиссе-
нистерства кинематографии СССР   ров, обязать художественные советы
было посвящено обсуждению хода  и художественных руководителей
выполнения плана производства ху-   студий уделять больше внимания
дожественных фильмов. : производству фильмов и следить за

Перед работниками советской ки-   соблюдением трудовой дисциплины.
нематографии поставлены задачи   На заседании коллегии выступили
большой государственной важности:   заместители министра кинематогра-
отразить в новых фильмах нашу ге- фии М. Калатозов, М. Хрипунов и
роическую действительность, горячее  . Лукашов, член коллегии режиссер
стремление советского народа с че-! С. Герасимов и др.
стью выполнить великий сталинский :

Директор студии Союздетфильм

Е ‘план восстановления и В Кузнецов считает. что главной
> ы Я

дальнейшего развития хозяйства: на- . а . :
па: причиной невыполнения плана сту-
: дии являются бесконечные передел-
Выступивший с докладом началь- ки и «доработки» сценариев, значи-
ник 1-го Главного управления ХУДО- тельно задерживающие сроки сдачи
жественных фильмов Н : Семенов фильмов в производство. Например,
рассказал о работе семочных грунИ сценарий «Два капитана» переделы-
и студий. Отметив значительное от- валея шесть раз, «Грозное оружие»
ставание от намеченного плана про- — четыре раза. Оба сценария ‘не ro-
изводства фильмов, докладчик OCTA-  pop no cux пор. Больших переделок
  НОВИЛСЯ на причинах его невыполне- требуют и многие другие сценарии.
НИЯ: i Tr. И. Лукашов, М. Хрипунови С.
Плохая организация труда в кино- Герасимов затронули некоторые сто-
  студиях, безответственное отноше- роны работы Главного
ние некоторых режиссеров к своим  Режиссеры, художественные
обязанностям, неудовлетворительная
работа художественных советов и
художественных руководителей сту-
дий серьезно тормозят выполнение признана удовлетворительной. Пря-
нлана выпуска фильмов. мой обязанностью главка является
Картина «Весна» (студия Мос-   непосредственное руководство сту-
фильм, режиссер’ Г. Александров), диями и <емочными группами. Главк
начатая производством в нервом по-  должен повседневно следить за хо-
лугодии 1945 г., по плану намечалась   дом постановки фильмов, своевре-
к сдаче 15 июня 1946`г. Но с’емочный   менно указывать группам на их
коллектив, во ‘главе’ с режиссером
Г. Александровым,   безответственно
относится к своим обязанностям. Не-
смотря на то, что‘группа работает
сейчас в отличных технических усло-

ботают еще плохо. Но и работа Глав-

С. Герасимов возражает против
рекомендованного докладчиком ме-
тода оказания помощи отстающим
режиссерам посредством прикрепле-

соду ни олной новой постановки?
  В долгу у школьников УЗОеЖсний
упразления. Театр юного зрителя,
} советы   только две пьесы из семи. намечен-

и художественные руководители pa-   HBIX по плану, и русский Тюз; осу-  тить свой долг перед

В ДОЛГУ У НАРОДА

(ОТ НАПТЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА),

Общественность Советского Узбе-
кистана не удовлетворена итогами
работы театров республики в истек-
шем сезоне.

Репертуар—основа жизни театра,
свидетельство ‘его творческой 3pe-
лости и связи с современностью. От
правильного составления и успешно-
го выполнения репертуарного плана
зависит судьба театрального коллек-
тива, его авторитет у зрителя, идей-
ное и художественное воспитание
актеров и режиссеров.

Следует сказать, что репертуар
здешних театров‘ составлен’ не-
правильно. Современная советская
драматургия представлена в нем со-
вершенно недостаточно. Только в
театрах им. Горького, им. Хамза и
Театре Красной Армии мы можем
увидеть ` современные советские
пьесы-—«Сотворение мирах, «Лалеко
от Сталинграда», «Бранденбургские
ворота» и некоторые другие. В дру-
гих театрах Узбекистана новая с0-
ветская пьеса—весьма редкая гостья.

Бросается в глаза совершенно. н®-
достаточная творческая активносгь
театральных коллективов. Театр им.
Мукими, насчитывающий в своем
составе свыше 150 творческих работ-
ников, среди которых много видных
мастеров, в течение 8 месяцев = на
осуществил ни одной новой посга-
новки, успокоившись на возобновлс-
нии. уже шедшего спектакля «Тахир
и Зухра». 180 творческих работни:
ков об’единяет Янгиюльский област-
ной театр музыкальной драмы и ко-
медии. Коллектив располагает опьт-
ными артистами и режиссерамн,
имеет все возможности для -плодо-
творной работы. Но отсутствие серь-
езного руководства и строгого конт-
роля со стороны Управления по де-
лам искусств привело к тому, ‘что
театр, осуществив в прошлом голу
лишь четвертую часть намеченного
репертуара, в нынешнем. году во0б-
ще еще не приступал к выполнению
плана новых постановок. Зритель
потерял интерес к старым спектак-
AMM этого театоа, i

Разве допустимо такое положение,
что Уйгурский театр в Андижане, на-
считывающий свыше 110 творческих
работников, не выпустил в текущем

поставивший

ществивший постановку всего трех

ного управления не может быть   спектаклей из восьми.
  Отсутствие должного руководства

‚ марксизма

Филиал Университета вы
‚ленинизма МГК ВКП(б) при Цвн-

театральными коллективами CO сто-
роны Управления по делам искусств,
отсутствие тесного сотрудничества
театров с драматургами привело к
застою в работе ряда ведущих кол--
лективов Ташкента и периферии рес--
публики. :

Советская общественность вправе
требовать от драматургов республи-
ки значительно болышей активности
и инициативы. Новых пьес созлается
очень мало, а если они и появляют-
ся, то в большинстве своем  посвя-
щены историческим темам. ee

В узбекских театрах отсутствуют
лучшие переводные пьесы совремён-
ных русских драматургов. Узбекский
зритель не видел пъес, получивших
высокую оненку советской общест-
венности, — «Нашествие», «Русские
люди», «Офицер флота», а также
произведений Б. Лавренева, А. Кор-
нейчука и других ведущих совет-
ских драматургов.

Олной из причин медлительности
в работе областных театров являет-
ся недостаточная  укомплектован-
зость их квалифицированными кад-
рами хуложественных  руководите-
лей и режиссеров. Во многих театрах
нехватает опытных актеров. В то же
время в ряде театров Ташкента ак-
теры не находят приложения свонм
силам. Достаточно сказать, что бо-
лее года не выступает в новых спек-
таклях талантливый мастер спевы
народная артистка республики Сара
Ишантураева. Из-за неправильного
составления репертуара не нашли до-
статочного применения своим силём
в прошедшем сезоне народная арти-
стка республики Г. Загурская и мно-
сне другие. В еще более трудном по-
ложении находится театральная мо-
лодежь.

Высокие требования, пред’являе-
мые советским народом к искусству,
непрерывный рост идейно-политиче-
ского и культурного уровня зрителя
диктуют необходимость раситирения
репертуара и прежде всего за счёт
современной тематики. Театры рес-
публики еще мало ставят спектаклей,
отображающих историческую победу
нашей страны, героику Красной Ар-
мии и тружеников тыла, спектак-
лей. призываютщих народ к борь-
5ё за восстановление и дальнейшее
развитие народного хозяйства сопиа-
пистической родины.

Театры Узбекистана должны опла*
трудящимися
республики.

Н. МОИСЕЕВ.
г. ТАШКЕНТ.

’ Филиал Университета

-tHUHUZMG

Скульптору Жукову 70 лет.
смотря на преклонный возраст,

He-
он

тральном доме работников искусств, не пропустил ни одного занятия В
начал очередной набор слушателей! университете и закончил его в чис-

виях и что уже затрачены большие
‘государственные средства, органи-
‘зация труда не налажена,.с’емки идут
вне графика. непродуктивно. Поло-

ния к ним опытных творческих ра-
ботников. На практике это явится
подменой одного режиссера другим, !
и не только не поможет отстающему,

‚на первый курс.

Созданный в годы Отечественной
войны филиал университета оказал

ле отличников.

Следует отметить, что, как прази-
ло, наиболее успешно занимались
те слушатели, которым партийные

где-то -

жение в. семочнойг труппе «Весна»

+
    а снимет с него ответственность, о5-
- серьезные опасения, а ре х

речет на пассивность.
жиссер Г. Александров беззаботно

разбазаривает драгоценное время.

-Значительно отстают. от плана’
групны Мосфильма «Нозая Югосла-
вия» (реж. А. Роом), «Наше сердце»
(реж; А. Столпер); Ленфильма «3Зо-
лушка» (реж. Н. Кошеверова и М.
Шапиро), «Ледовитый океан» (реж.
А. Бергункер и М. Егоров); Союздет-
фильма — «Песнь о Варяге» . (реж.
В. Эйсымонт); студии Стереокино. —
«Машина:22-12» (реж; В. Немоляев).

Режиссеры часто приходят. на
с’емки неподготовленными. Неумение
организовать труд, нарушения ‘фи-
нансовой и трудовой дисциплины —
все это снижает качество работы
с‘емочных групп, значительно удли-
няет сроки постановок, ведет к де-
фектам художественного порядка.

долго ходят в «молодых» и портят
картину за картичой, — замечает
С. Герасимон.-—Надо ли‘таким режис-
серам вновь поручать постановки
фильмов? = :

О роли Художественного совета и
‘обязанностях режиссеров говорил
М. Хрипунов. 5

—— Художественный совет не дол-
жен ограничивать свою деятельность

ная обязанность Художественного
совета, так же как и Главного упра-
вления, следить за производством
картины с момента ее зарождения и
своевременно оказывать с’емочной
группе творческую помощь.
В заключительном выступлении
Нередко. бывает: и так, что в про- М. Калатозов отметил, что некото-
еее работы режиссеры сильно ук- рые художественные руководители
лоняются от первоначального вер-   студий представляют собой по суще-
ного варианта сценария, чем иска-   ству фигуры, ничего не делающие и
жают идейное содержание фильма. ни за что не отвечающие. А они обя-
‚ В заключение Н. Семенов расскз-   заны следить за качеством снимаю-
зал о-тех мерах, которые, по его   щихся фильмов. ;
мнению, могли бы улучшить работу М. Калатозов подчеркнул, что ра-
  студий. Необходимо повысить ответ- ботники советской кинематографии
ственность режиссеров за идейно-  должны со всей серьезностью по-
художественное качество и сроки! дойти к решению возложенных на
них больших задач.

выпуска картин, прикрепить к от-

Остальные же, например авторы ма-
лых форм, составляющие железную
«обойму» одних и.тех же немного-
численных имен, как правило, пи-
шут вне времени и пространства.
Я уже не говорю.о том, что твор-
чество их как бы противостоит всем
законам жанра. ибо не все, даже
хорошо написанное, укладывается
в рамки так называемой «эстрадно-
сти». Дело совсем. в другом, неиз-
меримо более важном. Эстрадные
авторы, за редким исключением,
как бы отрешены от современности,
большая часть их произведений мог-
ла бы исполняться и двадцать лет

ние нескольких дней. Непонятно,
почему же некоторые эстрадные ав-
торы менее серьезно подходят к
своей работе, ничего. не «вынаши+
вают», почему они так мало дума-
ют, предпочитая работать «с нале-
та», наспех? Ряды эстрадных авто-
ров почти не пополняются, а если
некоторые маститые литераторы и
композиторы забредают . на эстра-
ду, то смотрят они на это, как на
«отхожий промысел»,

Но этого мало. Слабый репертуар
содействует появлению слабых ар-
тистов. Проглядывают такие арти-
сты незатейливый репертуар и ре-

назад. : шают: вот это мне по плечу, с этим

Обращение эстрадных авторов к! я справлюсь. Мысль и талант не со-
темам современности, конечно,   стоят на вооружении подобных
имеет место, но оно крайне при-  представителей эстрадного искус-
митивно и поверхностно. Неполадки   ства.. т

трамвайного обслуживания и неис-
правный водопровод, спору нет, те-
мы злободневные, но являются ли
они темами первостепенной важно-
сти? Ра зван. 3! т эстра-
ды Вместе с шахтером. констру:

К эстраде легкомысленно относят-
ся не только известные автбры. но
и некоторые знаменитые
высгупающие на ней в порядке
«совместительства». :

Так, например, в городе Махач-
Кала были недавно расклеены ши-
роковещательные ‘афиши; об’являв-
шие ‘о концертах известной  кино-
актрисы .Зои Федоровой. Эту герои-
ню многих замечательных  патрио-
тических фильмов зрители хорошо

То’ массового ‘ агитационнояе»ис-
KyCCTBa! уплетами о теше здесь
нё ОТДЕТВешься! - EAT

Я мечтаю о репертуаре, который

вел бы меня за ‘собой, к которому
я должен был бы тянуться, к кото-

концерта Федорова не выступала,
почти все второе отделение также

она появилась на‘сцене, ровно на
десять минут, Перед этим’ конфе-
рансье оповестил публику, что сей-
час выступит «известная всему Со-
ветскому Союзу, любимая зрителем
героиня фильмов (шел ‘длиннейней
перечень) артистка Зоя Федорова».
Имя и фамилию конферансье He
произнес, а скорее прокричал.
Перед началом своего выступле-
вия Федорова, смущенно комкая
платочек, рассказала зрителям о
следующем происшествии:

рому я не мог бы приступить без
основательной и вдумчивой подго-
товки. Большею частью случается,
что эстрадный артист и его возмож-
ности выше предлагаемого ему ре-
пертуара, он перерос его и порою
уже сам руководит автором, подчас
практически помогая ему.
Некоторые детально разработан-
ные темы и сюжеты я вынашиваю
по нескольку лет, много думаю
экспериментирую, меняю. Над но-
мером «Телеграф» я работал свыше

двух лет, сделав десять предвари- — Как-то в Москве на остановке
тельных этюлов, a на сцене он я  поджидала трамвай. Какой-то
идет всего лишь две минуты. В за-   гражданин долго и внимательно

смотрел на меня и потом произнес:
«Скажите, не вы ли Зоя Федорова,
та самая, которая снимается в ки-
но?» Когда я ответила утвердитель-
но; мой собеседник радостно вос-
кликнул: «Наконец-то я вижу вас
живьем!» Так же и я, дорогие то-
вариши, рада, что вижу сейчас вас,
своих зрителей тоже живьем...
Слелом за подобным «конферан-
сом» Федорова запела песенку о...
фиалках. :

думанной мною пантсмимной мини-
атюре в течение трех ‘минут мне
предстоит пройти всю сцену по диа-
гонали и показать за время этого
прохода «жизнь человека» — от пе-
бенка. до глубокого старика. Над
номером я. работаю пять лет и CO-
бираюсь показать его в своей слё-
дующей программе. Это словно’ в
кинематографе, где порой один ма-
ленький эпизод, идущий на экране
две-три минуты снимается в тече-

— Некоторые режиссеры слишком

запрешением плохих картин, — это
не составляет большого труда; Глав-

актеры,

знают. и любят. В первом: отделении‘

прошло без ее участия, и, наконец,

значительную, помошь артнсгам.
жиссерам, музыкантам, художникам,
‘стремятимся повысить свой идейно-

: политический уровень, овладеть те-

орией марксизма-ленинизма. В ны-
‘нешнем году в нем занималось 4809
` человек: : i т

Недавно’ состояйся первый выпуск

слушателей филиала. В: течение двух
лет учебы выпускники прослушали
лекции по истории ВКП{6), дналек-
тическому и историческому MaTe-
риализму, логике, марксистской эсте-
тике и до. Среди 153 выпускников,
  успешно сдавших все испытания,
  ряд видных мастеров искусств:
iB. Барсова, А. Батурин, М. Габович,
 А; Мессерер; С; Хромченко (ГАБТ),
 Б. Петкер (МХАТ), И. ПНильдон
  (LITKA) и др. }

В своем большинстве работники
искусств показали высоко сознатель-
ное отношение к политической уче-
бе. Артист ГАБТ Габович активно
участвовал на семинарских занятиях,
выступал с докладами, серьезно изу-
чал первоисточники и в итоге, как
показали выпускные испытания. при-
обрел солидные знания по пройден-
ным дисциплинам.

Отличники учебы А. Батурин и
И. Пильлон не только сами серьезно
относились к занятиям, но и помо-
гали в учебе своим товарищам.

Вот фиалки, синьорита.

Продаю их за’ реал...
старательно выводила киноактриса,
и слушателям сразу же стало ясно,
что пение ей категорически проти-
вопоказано. По’ залу пробежал ‚не-
доуменный шопот. После исполне-
ния нескольких аналогичных песе-
нок артистка посовещалась с пиа-
HHCTOM ‘и, бросив собеседнику фра-
зу: «Нет, я все-таки скажу!№, образ
тилась к зрителям: р
вашем городе такое чудес-
ное море, что я не выдержала и вы-
купалась. Я охрипла и пою с тру-
дом, поэтому не обращайте внима-
ния на погрешности исполнения.

Эту фразу Федорова произносила
затем каждый вечер, опять предва-
рительно «посоветовавшись» с пиа-
нистом и завершая инсценированный
спор все тем же; «Нет, я все-таки
скажу».

Почему артисты драматического
театра и кино долго и влумчиво ра-
ботают. над своими ролями, а на эст-
раду позволяют себе выйти, не под-
готовиБ репертуара, демонстрируя
«искусство» третьего сорта? Откуда
такое пренебрежительное отношение
к эстраде и ее зрителям?

До сих пор эстрадой но-настоя-
щему не руководят. Ведь взял же,
например, Московский театр’ эстра-
ды и миниатюр и неожиданно отка-
зался отдел, для свершения кото-
рых он был создан. Ни эстрады. ни
миниатюры в этом театре сейчас
нет. здесь ставят  многоактные
обозрения и музыкальные. комедии.
Это линия наименьшего сопротивле-
ния: поставить спектакль значитель-
но легче, чем создать эстрадную
программу. Превосходная артистка
М. Миронова вынуждена была уйти
из этого театра, ибо не хотела ме-
нять свое эстрадное первородство
на славу каскадной опереточной пе-
ВИЦЫ.

a)

Я люблю эстраду, я люблю свое
искусство и хочу, чтобы в Театре
миниатюр. которым я руковожу и в
котором ежевечерне выступаю, был
интересный, содержательный репер-
туар, удовлетворяющий меня, как
художника и гражданина. Это мо-
жет обеспечить только тот автор,
который вместе со мной будет стре-
миться к тому, чтобы на эстраде
появился репертуар, тесно  связан-
ный с современностью, отражающий,
важнейшие темы нашей  зелико

Аркадий РАЙКИН,

ре-

лигенции содать новые

и местные комитеты оказывали си-
стематическую и серьезную помощь
в учебе В тех же организациях, где
вопросы политического образования
‘оказались на залнем плане, отрипа-
‘тельные. результаты не замедлили
` сказаться. Из 33 работников Mos-
[koe, при союза: советских художни-

ков, принятых в университет, 25 че-
  ловек отсеялись в ходе учебы, и
занятия посещали фактически не б9-
лее 8 человек; из 17 представителей
 ВГКО—5 человек, а ‘из 5 работнйков
‚ Московского театра доамы. на зачя-
тия не являлся ни один. Произотто
‚это потому, что упомянутые органи-
 запии формально отнеслись к важ»
нейшему делу идейного воспитачия
калров. оекоменловали в унивеоси-
тет людей, не полготовленных к изу-
  чению дисциплин по программе уни-
‚ веоситета.

Итоги двух недель, в течение Ko-
‚торых пооизводится очередной на-
бор слунтателей в филиал универ-
ситета, показывают, что некоторые
партийные и местные комитеты сно-
“pa лержатся в стозоне от организ
  зации политической учебы. К 27 ав-
густа на 300 мест было ‘полано толь-
‚КО 114 заявлений. Ни олного заярле-
 нчя не поступило из Госцирка. Сла-
160 поступают заявления из театра
ium, Моссовета, Опеоно-драматиче-
ского театра им. Станиславского,

ИИ т, Московской областной филармонни.

В Москву уже вернулись после
  летнего отдыха коллективы больз
шинства столичных театров, начи-
нается учебный год в консерватории
и других художественных учебных
заведениях. Необходимо в ближай=
шее время как можно шире популя-
ризовать филиал Университета марк-
сизма-ленинизма среди хуложест-
венной интеллигенции Москвы,

В нынешнем году илейная жизнь

нашей партии отмечена  значитель-
ным событием —. вышли в свет лва
первых тома Собрания сочине-

ний И. В. Сталина. Каждому рабпт-
нику искусств необхолимо изучить
эти труды товариша Сталина, имею-
щие огромное теоретическое и прак-
тическое значение. Они обогатят ху-
дожественный и идейный уровень ряа-
ботников искусств, помогут им
глубже овлалеть марксистско-ленин-
ской теорией. :

Задача партийных и профсоюзных
организаций предприятий и учрежле-
ний искусств столицы оказать работ-
 никам искусств  лейственную по-
мошь в изучении трудов товариша
Сталина. Значительную роль в этом
должен сыграть новый отряд ква-
лифицированных пропагандистов -—
выпускники. Университета марксиз-
ма-ленинизма, а также Центральный
дом работниксз искусств и Лом ак-
тера:

Глубокое изучение марксистско-
ленинской теории и. в частности,
Сочинений товариша Сталина, помо-
гут нашей хуложественной ` интел-
произвеле-
ния искусства, насьиценные” больши-
ми идеями нашей современности.

я. смолянский,
председатель Московского обко-
ма Союза работников ` искусств.

Мастера театра
вступают в партию

За последнее время парторганиза-
ция Государственного театра оперы
и балета Латвийской ССР значитель-
но выросла. В ее ряды вступили
передовые мастера’ искусства, На-
днях приняты в партию заслуженная
артистка В. Крампе и солист театра
А. Вилюманис.

Приняты в кандидаты партии так-
же режиссер К. Лиепа, музыкант
Я. Зирак, проработавний в театое
около 30 лет, солистки балета И.
Строд и Т. Витинь.