Е

a

Peneptyap театров Г рузии

° За последнее время в Грузии на-
метилось значительное оживление
театральной жизни. Это явление свя-
зано с организацией грузинского Те-
атрального общества, которое, об’е-
динив деятелей театра и театральной
критики, содействовало формирова-
нию общественного мнения вокруг

° работы театральных коллективов и

нашей драматургии.

В июне текущего года в Тбилисн
были проведены две дискуссии ва
театральные темы и обсуждена лея-
тельность театров им. Руставели ‘и
um. Марджанишивили. Затем Ynpa-
влением по делам искусств и Теат-
ральным обществом был проведен’
смотр всех театров республики. со-
провождавшийся развертыванием
творческих дискуссий на местах. Ре-
зультаты этой работы были подыто-
жены на расширенном плеквуме Те-
атрального общества и на республи-
канском совещании.

По единодушному мнению об-
щественности, наиболее  значитель-
ным явлением в театральной жиз-

ни Грузин за последнее время
был спектакль «Великий — госу-
дарь», поставленный Театром им. !

Руставели. Эта постановка удостое-
на Сталинской премии первой степе-
ни. Нам, работникам грузинского ис-
кусства, радостно сознавать, что те-
атр Гоузии с честью выдержал твор-
ческое соревнование в постановке
русской пьесы с лучшими русскими
театрами.

Слектакль этот, где на огромной
высоте находится мастерство круп-
нейших грузинских актеров, режис-
сера и художника, показывает уро-
вень театральной культуры Грузин.

Другим примечательным событием
в театральной жизни Грузинской
ССР явилась постановка пьесы Важя
Пшавела «Отверженный» в Театре
им. Марджанишвили. Пьеса эта, на-
писанная классиком грузинской поэ-
зии полвека назад, до сих пор не на-
ходила своего сценического вопло-

щения, из-за неверного ипред-
ставления 0 недостаточной AKO-
бы сценичности и театральности.

В свое время Марджанишвили пы-
тался ставить пьесу «Отверженный»,
даже разработал план постановки, но
смерть оборвала его работу. Жем-
чужина грузинской драматургии по-
явилась на сцене лишь в наши дни.
Творчество Важа Пшавела проникну-
то большим драматизмом; основным
его мотивом является столкновение
передовой личности с отсталой сое:
дой ролового общества. Пьеса глу-
боко патриотична, она утверждает
мысль O том, что любовь к ро-
дине подчиняет себе все страсти,
мысли и чувства человека. На этой
илее построена пьеса исключитель-
ной глубины и драматической напря-
женности, в ней обрисованы большие
характепы, не знающие себе равных
во всей грузинской классической
драматургии.

` Постановка этой пьесы обогатила
грузинский театр новым замечатель-
ным произведением отечественной
классической драматургии и дала
благодларнейший материал для рабо-
ты назиим актерам.

К сожалению, примеры эти еди-
ничны. Грузинские театры за пос-
леднее время увлекаются инсцени-
ровками грузинской прозы и поэ-
зии. Но даже такой спектакль,
как «Хевисбери Гоча» (пьеса С. Шач-
шнашеили по рассказу А. Казбеги),
прошедший с болыним успехом и за.
служивший одобрение критики, все
же далек от высокого художествен-
Horo уровня произведения Казбеги.
Переключение одного жанра, скажем
прозы, в область другого жанра —
драмы — вопрос принципиальный и
сложный, и наши драматурги, види-
мо. не нашли еше того ключа, кото-
рый позволил бы провести это пеое-
ключение без снижения идейного и
художественного уровня произвело-
НИЯ.

Наши театры порой теряют крите-
рий в отборе: пъес, неё принимают во
внимание, насколько близки они по
своему звучанию мыслям и чувствам
советского человека. Ha нашей снене
появляются пьесы, которые, может
быть. интерескы сценически. но не
волнуют современного зрителя. по-
тому что слишком далеки от нас не
только хронологически, но и по ево-
им идеям и мыслям.

В дни войны наи народ недаром
вспоминал свое великое прошлое,
но, мне думается, что этим об-
стоятельством драматурги восполь-
зовались явно чрезмерно.

Обращает внимание то, что
исторические пьесы заняли слишком
большое место в репертуаре
ров. Их постановке наши театры
уделяют значительно болыше внима-
ния и сил, чем постановкам пъес на

теат-

современные темы. Классические и
исторические пьесы играют лучшие
актеры. Их ставят лучание режиссе-
ры, их оформляют лучшие художли-
ки, на них расходуются крупные
средства.

За последние пять лет Театр им.
Руставели не дал ни одного яркого
спектакля на советскую тему. А ведь
это театр, который возник и вырос
на таких спектаклях, как «Разлом» и
«Анзор». Зато истооической пьесе

«Герон Крцаниси» С. Шаншиашвили,

повествующей о нашествии иран-
ского хана на Грузию в 1795 году, он
уделил особое внимание.

Образ Ираклия П—одного из крун-
нейших героев грузинской истории,
обрисован в пьесе. с большой лю-
бовью. Но автору не удалось рас-
крыть исторической правды эпохи.
В центре его внимания оказались се-
мейные интриги и разногласия во
дворце. Получается, будто эти мел-
кие побочные события обусловили
социальные и политические сдвиги в
жизни грузинского народа.

Большим

успехом пользовалась
другая историческая пьеса — «Багра-
THoH> Ал. Самсония, поставленная

Театром им. Марджанишвили. Автор
показал героя Отечественной войны
1812 года Багратиона, как пламенно-
го патриота и самоотверженного пол-
ководца, но не сумел, к сожалению.
внести ничёго нового в освещение
этого образа. В то же время в рус-

ставленная Театром им. `Руставелн,
обошла все театры Грузии, Содержа:
ниееэтой пьесы следующее: два дэу-
га, Андро и Бежико, влюбляются в
одну девушку. Она отдает прелно-
чтение Андро. Начинается война, и
Андро уходит в армию. Пёред рас:
ставанием молодые люди дают друг
другу клятву в вечной любви и веп-
яости. Проходит два года, от Андро
нет писем. Этим обстоятельством
пользуется Бежико. Он уговаривает
Цицино (так зовут девушку) выйтя
за него замуж. Некоторое время де-
вушка колеблется, но затем, опасаясь,
что потеряет и этого жениха, согла-
‹шается. Назначается час обручення,
но тут приходит письмо от Андро.
Он пишет, что был в окружении, тя-
жело ранен, потерял руку и не счн-
тает себя достойным мужем Цицино.
 Бежико становится совестно, и оч
отказывается от невесты. Вскоре
приезжает фронтовик: начинается

свадебное пиречество и веселье.

Вот и все довольно убогое содер-
жание пьесы. В ней советские люди,
их чувства опошлены. Бежико вос-
пользовался тем, что два гола че
возвращается Андро, и хочет пере-

‘хватить его невесту. Если он был

ской. исторногоафин и художествен-

ной литературе личность Багратиона

показана не всегда правильно и пол-
но. Нам известно, что Багратион —
: мужественный и храбрый человек, но
мы мало что знаем о его полковод-
ческом искусстве и знаниях, о стра-
тегическом таланте; без которого он
не смог бы совершить своих славных
подвисов. В пьесе Самсония Багра-
THOH — кипучий и пламенный харак-
тер, но остается непонятным, как че-
ловек, столь неуравновешенный, не
поддерживаемый глубоким разум-
чым. суждением и мышлением мог
свершить свои большие дела.

Точное так же последняя пьеса
М. Джапаридзе «Дочь Жамтабериз,
заслужившая одобрение прессы
своими чисто литературными досто-
инствами, лишена глубокого анализа
исторического материала и той идей-
ной целеустремленности, без которой
немыслимо произведение советского
автора. В пьесе изображена борьба
феодалов между собою и борьба
дворян с имеретинским царем. Пьеса
не ставит идейных проблем и лмиена
социальной остроты. Такое индифе-
рентное отношение к истории не
свойственно творческому методу на-
ей литературы.

Историческими темами увлечены
почти все драматурги Грузии, У гру-
зинских писателей сейчас установн-
лось довольно странное «разделение
труда»: все опытнейшие грузинские
драматурги — Ш. Дадиани, С. Шан-
шиашвили, П. Какабадзе, И. Вакели---
тинут исторические пьесы, совое-
меиная же тёматика разрабатывается
главным образом начинающими aB-
торами.

За последнее время появились три
новые пьесы на современные темы—
это «Оленье ущелье» С. Клдиашви-
ли, «Гора дум» Г. Шатберашвили и
«Комедия одной ночи» К. Каладзе.

Пьеса «Оленье ущелье» повествуег
о героических днях обороны Кавка-
за. Автор рисует самоотверженных
бойцов и офицеров Красной Армич,
героев тыла. Однако незнание жиз.
ни осетинской деревни привело ав-
тора К созданию `схематичного
произведения, в котором отсутет-

`вуют правдивые человеческие харак-

теры.

Много надуманных ложных ситуа-
ций и в пьесе «Гора дум», где пока-
зано возвращение в родные места
воина-инвалида. Автор показал себя
мастером драматических ситуаций,
во эмопиональное воздействие пье-
сы значительно сиижается неживым,
излишне «литературным» отображе-
вием действительности.

В ньесе «Комедия одной ночи
изображена жизнь советской деоев-
ни в дни войны. Автор попытался
создать современную комедию в
стихах. Однако, ему не удалось прав-
пиво показать советскую деревню 5
годы войны — слишком уж много в
его пьесе люди поют, танцуют, ве-
селятся. Нет в пьесе той атмосферы
лапряженности, того высокого бое-
вого духа, который характеризует
народ, грудью вставший на врага.

На грузинской сцене появились и
спектакли, — извращающие обра-
зы наших людей. А, между тем, эти
пьесы распространяются по всей pec-
публике. Так, например, пьеса
Е. Бердзениивили «Под ивой», по-

этом на вокзале и возвращается в

движим сильной любовью, то почо-
му же так легко и быстро он усту-
пает девушку своему другу? То же
можно сказать и об Андро. Вель в
пъесе Андро уступает Иицино Бежч-
ко. а Бежико уступает ее. Андро.
Всю театральную периферию обо-
шла и другая пьеса, поставленная
Театром им. Марджанишвили «До-
стойная награда» Г. Келбакиани. Мэ-
лодой человек Валико, имеющий
жену и маленькую дочь, бросает их
ради легкомысленной дев\чики Ла-
мары и пускается в кутежи.
Начинается война. Четыре года от
Валико нет писем. Тем. временем Ла-
мара находит другого жениха. Прч-
ехавний с фронта Валико узнает об

свою прежнюю семью. Зрителю ос-
тается только удивляться, почему

автор считает Валико героем Hames

дней.

Последняя тюстаНовка Театра им.
Руставели — «Начало конца» — рас-
сказывает о героической обороне
Кавказа. Спектакль волнует зрителей
своей патриотической темой, однако;
с точки зрения профессионального
мастерства пьеса находится на чрез-
вычайно низком уровне. Она состонт
из разрозненных фрагментарных
эпизодов.

Современное состояние репертуа-
ра грузинской сцены — заставляет
поставить принципиальный вопрос
о творческих путях наших дра-
матургов и о репертуарной политике
театров, об их отношении к истори-
ческому материалу и к советской
пьесе. Пора начать борьбу за прав-
дивое изображение нашей действи-
тельности, против всяких извращений
морального облика советского чело-
века. .

Тот факт, что советская тематика
ва сцене грузинских театров пред-
ставлена так неудовлетворительно,
не может быть об’яснен никакими
об`ективными причинами. Нани теат-
гы утеряли сознание  ответственно-
сти за свое дело, сознание того. что

‚основным долгом театра является

создание
спектакля.

Об этом свндетельствует-и-то, ‘что-
на грузинской сцене не ставятся за
последние годы лучигие произвеле-
аия современных русских и украин-
ских драматуогов. В свое время Ге-
‘атр им. Руставели ставил пьесы
«Разлом». «Богдан Хмельницкий» и
«Платон Кречет». Эти пьесы способ-
ствовали росту грузинского театра.

Чем же можно об’яснить, что на
грузинской сцене не нашли места
лучнгие произведения советской дра-
матургии, созданные за последн®
время? :

современного советского

Руководители театров должны по-
нять, что театральное искусство He
может обходить задачи. стоящее
сейчас перед всей страной.

В своем выступлении на предвы-
борном собрании в Тбилиси 5 февоа-
ля 1946 года тов. Л. П. Берия сказал:

«Наши театры до сих пор не создали

снектаклей, олицетворяющих на сце-
не образы героев нашей великой эпо-
хи». Деятели грузинского театра дол-
жны приложить все усилия К тому,

чтобы выполнить этот важнейший
долг перед народом.
Бесо ЖГЕНТИ.

3 сторон ФТ Жизни

Оперно-драматическая студия име-
ви К. С Станиславского преобразс-
вана в театр. Примечательный факт
рождения в Москве нового молодого
театра заслуживает самого присталь-
ного внимания со стороны нашей
театральной общественности.

В 1935 году, но инициативе К. С.
Станиславского, была организована
студия. Ноясняя ее задачи, Стани-
славский говорил: «Что я, в таком
преклонном возрасте, могу делать?
Ставить пьесы? У меня мало осталось
сил. Что полезнее для искусства--
чтобы я затратил силы на то, чтобы
создать еще один прекрасный спек-
такль? Режиссерской славы мне не
нужно, у меня ее и так достаточно.
А вот надо создать группу людей,
которые умели бы делать то, к чему
я стремлюсь в искусстве, и смогли
бы продолжить в искусстве ту ли-
нию; которую я проводил всю сзою
ЖИЗНЬ». у

Мы знаем, что за десять с лишним
лет своего существования Оперне-
драматическая студия имени: Стани-
славского проделала болыную и пло-
дотворную работу по воспитанию
мололых актеров и режиссеров,
стремящихся итти в искусстве по
пути их учителя. Факт преобразова-
ния студии в театр безусловно ра-
дует каждого человека, любяшего
советское театральное искусство. И
все
славского представляется нам несов-
падающим с тем, о чем мечтал и
думал Станиславский, к чему он ис-
кренно и последовательно стремился,
создавая ее.

В самом деле, как понимал Станн-
славский ту непосредственную цель,
ради которой создавал он свою сту-
дию? Какое идейное ‘содержание
вкладывал он в этот свой последний
эксперимент? Ответить на этот .воп-
рос мы можем лучше всего его с09-
ственными словами. Станиславский
сказал: «Студия должна стать моло-
дой вышкой советского театра». Это
коротко. Может быть, слишком ко-
ротко. Но это и ясно; думаем, что

же путь студии имени Стани-.

достаточно ясно. «Вышка советского
театра» это вовсе не простая. драма-
тическая 1икола, в которой людей
учат правильно двигаться по сцене
и прилично играть те или другие
роли. «Вышка советского театра»—
это такой выдающийся театральный
организм, который призван UTM
впереди других театров страны и в
области сценического мастерства и

главное в области идейного содер-

жания своего творчества.

Теперь, когда прошло более деся-
ти лет со дня основания студии и
восемь лет со дня смерти ее велико-
го организатора, мы вправе задать
прямой вопрос: стала ли студия той
«молодой вьышкой советского TeaT-
ра», о которой так страстно и убеж-
денно говорил сам Станиславский?
Едва ли необходимо доказывать. что
эта главная цель, поставленная орга-
низатором студии, пока еще не до-
стигнута. Студия имени Станислав-
ского с годами превратилась в не-
плохой театр,  располагающий куль-
турными кадрами актеров и реёжис-
серов, но этот театр в том виде, ках
мы егс знаем, ни в какой мере He
может претендовать сейчас на велу-
шее место в нашей театральной
жизни.

В чем же причина этого? На наш
взгляд, в инорировании студией
одного необычайно важного и значи-
тельного завета, оставленного ей
Станиславским. Таким заветом ее
основателя было последовательное
служение воспитательным целям те-
атрального искусства: Станислав-
ский остро чувствовал и со всей яс-
ностью понимал, что вне идейно-
воспитательных целей искусство ста-
новится беспринципным, чуждым на-
роду и ненужным ему. Он говорил
студийцам: ° <«Сцена—это больная
трибуна, на которую вы призваны,
чтобы проволить великие иден. Вы
должны иести искусство в массы...
Вы должны быть не просто актерами
и не просто: певцами, а людьми, ко-
торые воспитывают и учат...» В этом
находил великий театральный дея-

‚ чалу войны.

тель главную цель творчества в те-
атре.

Однако Станиславский вовсе че
ограничивался при этом  олнимн
лишь призывами к выполнению ак-
тером его общественного долга пе-
ред зрителем. Он тут же указывал
прямой и ясный путь к достижению
этой цели. Он говорил: «Конечно, в
искусстве тот путь самый верный,
который ведет к правде, к ЖИЗНИ.
Чтобы дойти до этого, надо знать,
что такое правда и жизнь... Други-
ми словами, надо воспитываться, на-
до думать, надо развиваться нрав-
ственно и теребить свой ум».

Если с этой точки зрения разо-
браться в том, что практически сдё-
лано студией имени Станиславского
в течение последних восьми лет, 10
мы неизбежно придем к выводу: B
практике студии этот главный тезнс
Станиславского безусловно недооце-
вивался. Больше того, по мере рас-
ширения деятельности студии, он по-
степенно ускользал из поля зрения

студийных руководителей. д
В частности, репертуарная линия
студии с годами пришла в явное

противоречие с ее основными зада-
чами.

Первой работой драматического
отделения студии, вошедшей впос-
ледствии в ее репертуар, был спек
такль ‹Гри сестры», частично подго
товленный самим Станиславским, а
затем завершенный его преемниками
и учениками. За чеховским спектак-
лем последовала работа М. Кед-
рова над «Ромео и Джульеттой»
Шекспира, почти законченная к на-
Параллельно М. Ли-
лина, работавшая в тесном контакте
с К. С. Стланиславским; готовила с
двумя группами студийнев чехоБ-
ский «Вишневый сад». На оперчом
отделении аналогичную роль в пер-
воначальном ‘становлении репертуа-
ра сыграла «Мадам  Баттерфлей»
(<«Чио-\ю-Сан») Пуччини. Следую-
шим звеном в оперном репертуаре
студии были «Винлзорские кумушкн»
Николаи, по сюжету Шекспира.

1литической теме подвел автора.

‚ жизни студия

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

‚ ‚ ПОРОЧНОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ

(От нашего корреспондента)

Управление по контролю за зре-
лищами и репертуаром Украинского
комитета по делам искусств (Ha-
чальник И. Чабаненко), видимо, не
умеет отличать ценные  произведе-
ния от явно вредных, фальшивых
пьес, рассчитанных на дезориента-
цию советского зрителя.

Только этим можно об’яснить не-
разборчивость Управления,  разое-
шившеко постановку в театрах Ук:
раины насквозь фальшивой комедии-
памфлета Юрия wokpHege «Потомок
гетмана».

В леткой, гротесково-комедийной
форме автор пытается, якобы, вы-
смеять украинско-немецких нанцио-
налистов — заклятых врагов украин-
ского народа. Не знаем, на что рас-
считывал сам драматург, выбирая
для этой цели комедийный жанр, но
факты == вещь упрямая. Гротесково-
комедийный подход к серьезной по-

В пьесе рассказывается о том, как
мололой донецкий шахтер Вася По-
луботько, попав в плен, легко стано-
вится жертвой украинско-немецких
националистов, соглашаясь разыгры-
вать из себя потомка гетмака Полу-
ботько.

К этой нелепой затее присоеди-
няется советская парашютистка Катя,
сброшенная в тыл к врагу для уста-
новления радиосвязи с Красной Ар-
мией. Встретив на вражеской земле
своего «кудлатого Васю», она быст-
ро забывает о своем священном дол-
ге воина и погружается в водоворот
легкомысленных приключений Васи-
лия.

Украинские ‘националисты и немец-
кие холуи Люшня, Халява и Полу-
боть выведены автором наивными и
придурковатыми ° простачками. Ba-
силию, если верить автору, ничего
не стоит обмануть этих матерых
врагов украинского народа,

Настоящую борьбу советских лю-
дей, руководимых высокими. побуж-
дениями, автор. подменил поверхно-
стными водевильными положениями.

Не в творческих возможностях
Ю. Мокриева оказались средства и.
приемы политического памфлета. Не-
лепости и натяжки бросаются в гла-
за в каждой сцене пьесы. Финаль-
ная сцена схематически трафаретна:
все действующие лица
сообщают о том, что пришли Hawt,
и наступает счастливый конец.

Автор позволил себе включить в
пьесу хоровую ‘песню,
шую  «жовто-синий прапор»,
тисоветские
ния националистов.

Фальшивая пьеса Ю. Мокриева,
линтенная и тени исторической и’:
художественной правды, — пропо-

и ан:

туре. идеи, наносит прямой ушерб
интересам коммунистического воспи-
тания народа.

И. АКИМОВ.

г. Харьков.

!

поочередно   мысли, а принимает внешность теат-

воспеваю-   нимает стиль песни, точно движется,

декларативные заявле- ние своим джазом.
; ВОСХОДНЫЙ Джаз, умеет требовать от

ведует чуждые ‘советской литера-1 4 многого; прежде всего он хочет по-

АЖ

У нас не может быть выбора в
жанрах по степени их традиционной
важности.

Во всяком случае жанры могут 6о-
роться друг с другом на равных пра-
вах.

То, что мы называем  эстрадой,
вещь довольно неопределенная. К
эстраде относят и мелкие театраль-
ные представления, и драматический
отрывок, но в основе эстрады, веро-
ятно, лежит искусство, близкое к бы-
ту. На эстраде живет бытовой анек-
дот, романс и музыка так называе-
мых малых форм. a

Бытовая русская ‘песня с ‘древно-
сти нам известна, и она прекрасна.

Старый русский песенник мало
прочитан теоретиками и`историками
искусства и напрасно неизвестен на-
шим поэтам. Это прекрасные песни,
которые можно было бы часто петь
и сейчас. Древняя скоморошская пес-
ня потеряла свое театральное офор-
мление и, вероятно; ушла:при Петре
в солдатскую песню. Русская быто-
вая песня всегда шла рядом с поэзи-
ей, питала`ее, ее элементы есть у
Державина.

То, что мы называем цыганским
романсом, включает в себя работу
целого ряда известных - и неизвест-
ных русских писателей. Тут есть и
Пушкин, и Фет, и Аполлон Fpubape:

ев, и Полонский.

Поэтому нельзя отговариваться,
что песня хоровая — песня малого
масштаба, малой мысли, малого ‘чув-
ства.

Александр Блок любил так назы-
ваемый цыганский романс, собирал
его, записывал.

Мы чрезвычайно заинтересованы в:
бытовой песне, в эстраде, потому что
этим материалом мыслят. люди, это
наневается на. улице, воспитывает
людей. Романс определяет тон _раз-
говора влюбленных. Маленькие дети
поют на улице песни из кинофиль-
мов. Это песенное море, в которое
мы все погружены.

Вопрос о значимости малых форм!
для нас решен. Эстрада подымается,
у нее есть талантливые люди; и один
из талантливейших — Леочид Yre-
сов.

Эстрада начинает притворяться, что
она не эстрада,
театром. Это так же неправильно,
как если бы театр притворялся эпо-
сом, кино притворялось театром. Эс-
трада, борясь с презрением или с
недооценкой, не подымает своего
качества, не становится более необ-
ходимой, не идет по пути высокой

ра — костюм, декорации и связь эпи-
зодов.

Леонид Утесов-—наредкость талант-
ливый человек. Он превосходно по-

превосходно имитирует дирижирова-
Он создал пре-

людей, научил джаз двигаться, на-

учил музыкантов ‘акробатике. Это
человек с талантом и сильными ру-

ками художника, но он хочет не-

дражать театру, а какому — неиз-
вестно.
Появляются на эстраде один’ за

другий полобия сюжета. В этих сю-
жетах человск не изменяется, а: толь-
ко переодевается.

аттракционов», внешне
‘ных и непосредственно действующих

— она притворяется!

азе ‚Ушесова

Новая программа
Государственного
джаз-оркестра РСФСР
в эстрадном театре «Эрмитаж».
>

Можно сказать, что старая, совер-
шенно разрушающая драматургию
«теориях о сюжете, как о «монтаже
заниматель-

на зрителя, живет сейчас на эстраде.

Что же происходит на эстраде? На
эстраду наводят лучи света разного
колера, на эстраде висят ниточки ©
бумажными кусочками, как в TeaT-
ральных постановках 1916 года, на
эстраде люди ходят одетые в форму
слуг просцениума, напоминая не то
цирк, не то театр 1921 года, и среди

старого хлама хорошо движется и

музыкально верно поет талантли-
вый Леонид Утесов и музыкаль-
HO ему аккомпанирует высококвали-
фицированный ансамбль.

Те анекдоты, которые рассказыва-
ются Утесовым, по-моему, древне-
греческие. При Платоне за такие
анекдоты выгоняли, вероятно, из-за
стола, при короле Артуре, по свиде-
тельству Марка Твэна, эти ‘анеклоты
считались постаревшими, а скоморо-
хи, конечно, до них не снисходили.

Эти анекдоты потеряли свой
смысл.

Возьмем, например, средневековый
анекдот. Этот анекдот рассказывался
в эпоху схоластической науки. Он
основан на противопоставлении не-
нужного знания нужному. Подлин-
ный анекдот звучит так: едут лати-
нист и рыбак. Латинист спрашивает

‘рыбака: Знаете ли вы латынь? —
Нет, — отвечает рыбак. — В таком
случае вы даром потеряли свою!
жизнь, — говорит латинист. Лодка
переворачивается — Умеете ли вы
плавать? — спрашивает рыбак ла-
тиниста. — Нет, — отвечает латинист.
— Ну, теперь спасайтесь своей ла-
тынью, — говорит рыбак.

Лет 600 тому назад этот анекдот

°ков и выпускать

ния что-нибуль сказать. Такие тек?
сты живут, как грибы на литературе.
Есть у Маяковского стихи, что луна
— такая молодая, что ее без спутни-
рискованно. Это
хорошая шутка, потому что молодая
луна — это языковый образ, ежеме-
сячно обновляемый небом.

В программе это обращается Я. Зи-
скиндом.в песню «Луна и я».

Женщина завидует луне, что у нез
есть спутники, и что спутники не из-
меняют ей со звездами.

Тексты соревнуются по качеству.
Например, последняя песня «Лоб-
‚рая ночь» написана Э. Утесовой.

Эта «Добрая ночь» не имеет ни-
какого текста. Она поется, при ней
`полагается какая-то перемена осве-
‘шения, но текста, выбора слов, крас-
ки, отношения к предмету — в ней
нет. Если в музыкальном отновтении
Э: Утесова чему-то научилась у
„Л. Утесова, то, как поэт, она вне ха-
тегории лаже среди последней wpo-
-граммы Утесова,

Леонид Утесов человек смелый, в
он все время обыгрывает на эстрале
семейность своего ансамбля: что по-
ет дочь, что это дела семейные, он
как будто подозревает публику. что
она об этом говорит.

Ну; что ж, будем говорить Ha He
вежливые темы. Рядом с Леонидом
Утесовым очень ясна непоэтичность,
обыкнбвенность Эдит Утесовой.

Утесов делает плохую услугу сво-
ей дочери, что выступает рядом с
ней: он ее заигрывает и запевает.
Она не может вынести тяжести быть
единственной певицей ансамбля.

Не очень остроумна снена о том,
как при наборе актеров разорвали
плохого  оркестранта. Эта шутка ne
вызывает смеха.

Музыкальное толкование, значение
интонации в джазе показано на про-
игрывании отдельных фраз песенки
«Чижик-пыжик>. Тут инструменты
должны интонировать, что чижик-

пыжик выпил именно две рюмки и у
него шумит в голове. А разговор о
водке с эстрады часто имеет уснех.
Но джаз Утесова может выразить и
выражает гораздо больше.

Старые песни, которые поет Ут&-

был прогрессивен. Теперь его отка-, сов, — не бог весть что. Их образы

пывает И. Фрадкин и

вставляет в сношены; но и они рядом с тем тек-

шестой раздел второго отделения   стом, который вводится автором прэ-

новой программы Утесова.

граммы, кажутся высоко поэтичны-

Джаз изображает ветер и бурю,   МИ.
Утесов разговаривает с барабанши-  Напрасно Леонид Утесов так не ло-
ком. Один спрашивает другого: знае-   Веряет своей аудитории и все время
те лн вы метеорологию, а потом идет   бРоСает ей спасательные круги, что-
вопрос об умении плавать, и идет бЫ Она плыла в море песни. Песня

=

;

анекдот; развязка анекдота: вы поте-
ряли свою жизнь благодаря неуме

Анекдот не только стар,—он обес-
смыслен. Метеорология — не врел-
ная наука, нал ней нечего смеяться,
и она учит не выплывать в море,
когда плохая погода.

Я дал довольно длинный разбор
анекдота и совестно говорить о пу-
стяках, но в огромном набитом теат-
ре эти пустяки и анекдоты мусорят
человеческие мозги.

Мне кажется, что Утесов сам по-

НИМает, что не все ладно. Он хва-
тается за старые песни. Но они но-

теряли свою молодость. Текст несни
я шуток чрезвычайно плох, и плох
он тем, что в нем нет уважения к
ee уважения к зрителям и жела-

Казахский академический театр оперы и О Ре ее КО а а имени Абая в А

Итак, репертуар студии в голы ее
основания был строго классическим,

По’ мере роста`и развития студии
жизнь пред’являла к ней все новые
и новые требования и ее задачи ста-
новились все более ответственными.
В праве ли была студия на десятом
году своей деятельности подходить к
своим задачам также, как она под-
ходила к ним на первом или втором
году своей жизни? Конечно, нет.

Между тем, 0бзор репертуара
студии показывает; что в этой сфе-
ре своей деятельности она застыла
на том уровне, которого достигла в
годы зарождения. Работа над клас-
сикой попрежнему определяла все
эти годы’ творческую деятельность.
студии. Попытки же связать репер-
ryap студии с современностью были
слишком робкими.

В дни войны и в первый после-
военный сезон драматическим отде-
лёнием студии были показаны две
значительные работы: «Дуэнья» Ше-
ридана и «Фархад и Ширин» _Самед
Вургуна.

Спектакль «Дуэнья» («День чудщес-
ных обманов»), поставленный моло-
дым режиссером Ю. Мальковским,
радует зрителя тем, что в этой
своей работе студия сумела приме-
нить сценические приемы, зародив-
шиеся в период работы студии под
непосредственным руководством
К. С. Станиславского. В результате
«Дуэнья» стала лучшим спектаклем
драматического отделения студии.

Другой работой драматического
отделения была постановка яркой и
поэтичной пьесы Самед Вургуна
«Фархад и Ширин», осуществленная
тем же Ю. Мальковским.

За весь период своего сущест-
вования студия не поставила ни
одного спектакля на современную

тему, который оставил бы глубокий
сяед в ее творческой жизЗи.
Пьесы на современные темы, пока-
занные студией советскому зрителю
в лни войны, были лишь поверх-
ностным откликом’ на’ ‘неотложные
нужды дня, Такими были спектакли:
«Наташа Москвина» С. Михалкова и
«Большие надежды» В. Kapepuia,
быстро сошелшие со сцены,

В первый послевоенный год своей
поставила и до сих

——

пор показывает московскому зрите-
  лю примитивную и пустую пьесу
ГБ. Райтонова «Ровно в полночь».
  Этот последний спектакль свидете-
: льствует ‘о TOM,

ушла студия от тех целей, ради ко-
  торых  Станиславский ее организо-
   вал. Откуда в студии могли возник-
нуть тенденции убогого упрощения
нашей действительности, нашед-
шие столь яркое отражение -B
спектакле «Ровно’в полночь»? Где
истоки тех влияний, которые могли
привести студию к этому ее идей-
ному провалу? Эти истоки следует
искать прежде всего в том, что
студия в течение последних восьми
лет своей деятельности и практически
и принципиально  недооценивала
наиболее важный и существенный
принция Станиславского о’ подчине-
нии студийного творчества воспита-
тельным целям, о творческом слу-
жении студии болыпим  обществен-
ным задачам.

Ошибка ‘студии, по нашему мне-
нию, состоит также и в том, что
проблемы совершенствования теат-

‚рального мастерства она отрывала от
идейного содержания своей работы.
Такой разрыв был всегда органиче-
ски чужд самому Станиславскому.
Ведь творческий метод, найденный
Станиславским, потому-то и плодот-
ворен, что он целиком подчинен со-
держанию, для выражения и сцени-
ческого воплощения которого при-
влекает его художник. Так назы-
раемая «система» Станиславского
вовсе не есть арифметическая сумма
технических приемов актерской нг-
ры. В том-то и состоит ее сила, что
она является системой элементоз,
целесообразное использование кото-
рых в процессе сценического твор-
чества помогает актеру наиболее,
полно и верно выразить всю глуби-
ну содержания драмы.

Принципы Станиславского не мо-
гут быть плодотворно применены на

насколько далеко.

практике в отрыве от конкретного!
содержания, выражению которого
они призваны помогать. Между гем,
вся практика студии’ имени Cranu-
славского за последние годы ее дея-
тельностн развивалась по линии та-
кого «технического» толкования
«системы» Станиславского, которое
не давало возможности извлечь из

ее применения необходимый эффект,

Пренебрежение к содержанию сво-
его творчества с неизбежностью
привело студию и ее актеров к рез-
кому снижению уровня актерского
мастерства, к такому его снижению,
которое граничит с ремесленниче-
ством.

Ярким подтверждением правиль-
ности этого вывода является работа
студии над пъесой Самед Вургуна
«Фархад и Ширин». Всякий непре
дубежденный зритель, присутствую-
ший на этом спектакле, вправе за-
дать себе вопрос: чем в принципе
отличается игра’ исполнителей этого
снектакля от той, к сожалению, до-
вольно распространенной манеры
эктерской игры, которую в Tear-
ральном обиходе принято называть
игрой актера-ремесленника? Почти
все исполнители спектакля «Фархал
и Ширин» заняты холодной, рито-
ричной декламацией, в которой так
мало подлинной правды чувств. И
этого не в состоянии скрыть ника-
кие постановочные эффекты.

Что делают актеры в спектакле
«Фархад и Ширин»? Исполнитель
центральной роли Г. Колчицкий от-
кровенно вступил на путь внешнего
изображения образа героя. Он пози:
рует перед зрителем, а не живет
жизнью персонажа. Тем же самым
занята в спектакле и актриса О. Пят:
‘ницкая, исполняющая роль Ширин. И
здесь  позирование-основа всей
трактовки роли.

«Романтическое» позирование и
холодная декламация — вот основ-
ной «принцип», на котором построе-
на игра актеров в спектакле <Фархал
и Ширин». Что общего имеет этот
«принцип» с глубоким и мудрым уче-
нием Станиславского о’ сценической
правде?

Десятилетний путь студии имени
Станиславского” свидетельствует о
TOM, что для успешного’ решения
больших задал, поставленных перед
нею ее основателем и диктуемых са-
мой жизнью, ей нехватало чувства
современности. Наша советская с9-
временность не стала основным Co-
держанием ее творчества,

сама несет.

Леониду Утесову лучше отказы-
ваться от театрализации песни, обра-
тив внимание на поиск песни. Эстра-
да должна остаться эстралой.

Конечно, возможно показать связъ
песен, рождение‘ песни. И мы знаем,
как это делается. Это делал Турге-
нев в рассказе «Певцы», Горький в
рассказе «Как сложили песню».

‚ Много лет тому назад с нокойным
Марлжановым в окрестностях Тифли-
са в саду всю ночь провел я за сто-
  ЛОМ. Пели, певцы на непонятном мне
языке. Из любезности к гостям разго-
воры сазандари—певцов-—велись на
русском языке. Они напомнили мне
старую книгу Орбильяни — «Ккигу
мудрости и лжи>. Это была програм-
ма, программа связанная, легкая и
возвышенная. Утром к восходу солн-
ца приготовили вино. Солнце медлен-
но вставало над горами. Его привет-
ствовали вином, песней и игрой на

рожках.

Застольная песня не должна сты-
диться солнца, — она должна быть
i

такою, чтобы, проведя вечер за пеёс-
ней, люди вышли бы на улицу aya
тцими, а если они выходят утром, то
пускай им будет
солнцем.

Такие застольные песни у нас умел
писать Языков. Спеть их у нас может
лучше всех Леонид Утесов и, может
быть, лучше всего ‘спозг без родст-
венников. ‘

Moryt сказать, что все же песни
Утесова и в их теперешнем виде да

не стылно перед

ют отдых. На это отвечал Черньицев»

ский. Он говорил, что сидение на за-
валинке или вокруг самовара тоже
развивает хорошее расположение ду-
ха.

Утесов на самом деле с песней ша-
гает по жизни.

Проходит молодость — не прошея
талант.

Осень. Осень должна быть време-
нем зрелости в искусстве; умение
приобретено, есть опыт, есть круто-
зор.

Осень. Время дальних
птиц и высоких песен поэта.

Утесову нужно быть поэтичным.

полетов

B. IUKJIOBCKHH.

Вся жизнь Станиславского была
блестящим примером того, каких ве-
ликих результатов может достигнуть
большой художник, если он не чуж-
дается современности. если именно
в ней ищет он живительные источ-
ники, повседневно оплодотворяю-
шие его творчество. Мы знаем, что
органическое слияние искусства Ху-
дожественного театра с драматур-
гией Чехова привело в свое время к
рождению в России нового перело-

вого театра, к великолепному тор-
жеству смелого новаторства нах
консерватизмом в искусстве. Ho

ведь драматургия Чехова была тог-
да для молодого Станиславского
высшим проявлением современно-
сти! Что было бы с творчеством
Станиславского. если бы в ту пору
он попробовал  замкнуться B
круг классических тем прошлого и
отказался бы от смелых исканий
нового современного содержания и
зовых театральных средств для его
выражения? Может быть. в этом
случае мир не узнал бы ни чехов-
ской, ни горьковской драматургии,

ни замечательных побед театрально--
которых ~

го реализма, свидетелем
нас сделал внослелствии молодой и
лерзкий Художественный театр.

Обо всем этом слишком часто за-
бывают руководители и организа-
торы наших молодых театров, ис-
кренно стремящихся обрести путь
к театральному новаторству. но
ищущих его почему-то в стороне от
нашей действительности. Между тем,
этот путь не лежит где-то вдали от
жизни, а проходит через самую тушу
жизни, через глубокое овладение ху-
дожественным материалом, рождаю-
щимся в самой окружающей нас
действительности.

Студия имени Станиславского прё-
образована в театр. Пусть жа ста-
нет он передовым современным тв
атром, не только но-новому осве-
жающим прошлое. но ‘и смело, по-
новому вскрывающим глубокий
смысл той самой живой жизни. ко-
торой живем все мы, люди совет»
ской эпохн.

4:

i, OXHTCBH.

ne

Seer ee иудеи

PET PS PR tnt ten