i

п.

i

На очередном заседании Коллегии
Министерства кинематографии СССР
был заслушан локлад директора Сне-
варной студии Д. Еремина о состоя-
нии подготовки сценариев. Доклад-
чик информировал о сценарных за-
казах и сненарном портфеле студии,
После доклала состоялись прення.

слесует сказать, что совешания,
посвященные состоянию сценарного
портфеля, собираются в Мннистер-
ве кинематографии примерно два
раза в год. И из года в год они
поразительно друг на друга похожи.
Как всегда, трудно ` бывает enapi-

i

литься хорошими готовыми сценари-
ями, зато всегда много говорится о
сценариях, которые «можно надеять-
ся»... скоро будут.

Олнако опыт показывает; что ра-
бота по полготовке новых киносне-

нарнев ведется Tak, что большая
часть надежд на новые хорошие сне-
нарии... ве

рет, что каждый раз перед началом.
невого производственного года сце-
нариев оказывается катастрофически
мало, сценарин на важнейшие темы
современности можно пересчитать по
пальцам одной руки, а о возможно-
сти выбора для режиссеров между
несколькими сценариями и говорить
не приходится.

Состоявшееся заседание, посвя-
щенное состоянию сценарного порт-
феля, еше раз подтвердило, что ра-
бота в области подготовки сценарн-
ев ведется попрежнему безответст-
венно.

— Ло 1 октября,—сказал доклад-
чик Д. Еремнн.— будут сданы сцена-
рии «Павлов» В, Крепса, «Победа»
М. Блейманаи К. Исаева, «)Kustib
цитадели» Л. Трауберга, ‹Алексанлр

Матросов» Г. Мдивани, «Золотой
рог» Шатровых..:
Уже это сообщение докледчика

наводит на печальные размышления.

Если обратиться к брошюре MHHH-
стра кинематографии И.  Боль-
шакова «Пятилетний план BoccTa-

новления и развития советской ки:
нематографни» (Госкинсиздат, июль
1946 г.), то в ней среди списка Филь-
мов, которые «в настоящее время
Ha киностудиях снимаются и запу-
скаются в производство». можно
обнаружить фильмы «Павлов» («До-

инк в Колтушах») по сценарию By

Кренса, «Победа» по cuexapuio М.
Блеймана и-К. Исаева, «Жизнь ни-
талели» по сценарию Л. Трауберга,
а также «Расевет над Прагой» Е.
Габриловича и «Мария. Мельникай-
те» Ф. Кнорре.

сбывается. Вель не сек- ‘планирует к сдаче в

эттмы от слов х
© >
‚ НА ЗАСЕДАНИИ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА
КИНЕМАТОГРАФИИ
© >

И вдруг на последнем заседании,

судя по выступлению докладчика,
выясняется, что эти сценарии не
только не пущены в производ-

ство, а еще не готовы и будут сда-
ны лишь к 1 октября, г. е. в конце
третьего квартала, а некоторые н
еще позднее,

Возникают законные вопросы, по-
нему Сценарная студия так безот-
ветственно затягивает сдачу сцена-
риев для фильмов, предназначенных
к сдаче в производство? Мли . же
(если сценарии эти задержались ино
причинам творческого порядка), от-
чего Министерство кинематографии!
произволетво
сценарии сырые; незавершенные?

Весьма странно, что все эти воп-
росы не были с должной остротой
поставлены на заседании Коллегии
Министерства. Ведь плохая органи-
зация сценарной работы наряду с
плохой организанией кинопройзвод-
‘ства—олна из самых основных при-
  чин того, что на наших экранах по-
является очень мало художествен-
‚ных фильмов. Разве не локазатель-
но, например, что из-за отсутствия
новых художественных картин, при-
XOAHTCA пополнять — кинорепертуар
  давними и многократно внденными
  зрителем фильмами (наппимер. «Дуб-
ровскнй», который вдруг занял мно- !
экество экранов).

{

Д. Еремин в своем докладе рас-
сказал, что в настоящее время в Сце-
‚ Нарной студин работает около 60
авторов. И все же, по мнению са-
‚мого ‘докладчика, у нас слишком ма-
ло профессиональных сценаристов
и писателей, систематически работа-
ющих в кино. Вместе с тем докладчик
мало внимания уделил анализу нело-
 статков работы Сценарной студии, н
ie этой точки зрения его выступле-
ние не было самокритичным. Доклад-
  чик оправдывал, например. наруше-
  ние сроков сдачи сценариев сложно-
  стью творческих задач, а также тем,
что трудно подчинить строгому гра-
фику сугубо индивидуальный `твор-
‘ческий процесс работы драматурга.
  Bee это бесспорно. Но
  также и то,
‚должна вестись широко, с привле-
  чением = большого числа  авто-
 ров, так, чтобы вместо одного сие-

СОЦНАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ НСНУССТВА

КРАСНОЕ ЗНАМЯ—ЛУЧШЕМУ
КОЛЛЕКТИВУ -

Coset Министоов БССР и ЦК
КП(б) Белоруссии приняли решение
о мероприятиях но развертыванию
социалистического соревнования
между работниками клубных учреж-
дений. массовых библнотек и кол-
лективов художественной самодея-
тельности. Для победителей в со
ревновании учреждаются переходя-
шее красное знамя, грамоты и де-
нежные премии.

РАБОТНИКИ ИСКУССТВ
УЗБЕКИСТАНА ПОДДЕРЖИВАЮТ
ВСЕНАРОДНЫЙ ПОЧИН

ТАШКЕНТ. (Наш корр.), Коллек-

тив Узбекского театра оперы и
балета включился во всенародное
движение за досрочное выполнение
новой сталинской пятилетки и при:
нял решение помочь рабочим и ИТР
ведущих промышленных предприя-
тий досрочно закончить пятилетний
план, ззяв культурное шефство над
текстильным комбинатом им. Стали-
на и над строительством крупней-
шей в республике Фархадской ГЭС.

Kak и в годы войны, коллектив
будет продолжать шефство над
хлопкоробами . республики, помогая
им выполнить план восстановления
и развития хлопководства.

Коллектив театра обратился ко
всем работникам искусств респуб-
лики с призывом последовать его
примеру.

ДОГОВОРЫ РАМОННЫХ ТЕАТРОВ

ЕРЕВАН. (Наш корр.). Дилижач-
екий, Степанаванский, Алавердский
и’Кироваканский районные театры
Армении заключили между хобой
договоры социалистического сорев-
нования. Театры взяли обязательст-
за улучшить культурное обслужива-
ние трудящихся, подготовить новые
кадры из молодежи. Особое внимз-

Г. Кокеладзе и Н!. Мамаладзе обра-
тились к работникам искусств pec=
публики с призывом оказать помощь
домам культуры и клубам в куль-
турном обслуживании населения, а
Также взять шефство над кружками
художественной самодеятельности.
В своем обращении они пишут:
«Работники искусств Грузии всег-
да считали своей обязанностью ока-
зывать помощь молодежи в ее твор-
ческой работе, всегда принимали
самое близкое участие в воспитании
молодых творческих кадров, разви-
тии их природных способностей.
Мы уверены, что встретим живой
{отклик всех работников искусств и
что они своим активным шефством
над кружками художественной  са-
модеятельности окажут ценное с0-
действие дальнейшему расцвету ис-
кусства-и культуры в нашей стране».

У РАБОТНИКОВ. ИСКУССТВ
УКРАИНЫ

Президиум республиканского ко-
митета профсоюза работников  ис-
кусств Украины отметил ценную
` инициативу коллектива Театра им.
  Франко, призвавшего всех работни-
 ков искусств включиться в социалн-
‹ стическое соревнование и обязал все
областные и местные комитеты
профсоюза широко обсудить вызов
франковцев и обеспечить широкий
охват соревнованием всех предприя-
тий и учреждений искусства.

При президиуме республиканского
комитета создана комиссия по руко-
  водству социалистическим соревно-
‘ванием работников искусств.

+

Успешно выполняет свои обяза-

тельства коллектив Государственно-

го народного хора УССР. Он органи-
зовал два концерта в районном цент-

бесспорно
что сценарная работа  !

нария, окончание которого затяги-.

вается, студия всегда могла бы пред-
ложить кинопроизводству несколько
других. Видимо, в Сценарной студии
не все обстоит благополучно, если,
имея договоры с 60 авторами, сту-
дия не смогла подготовить в тече-
ние Ш квартала десяти сценариев!

Упреки производственных органи-
сгаций по адресу Сценарной студии
были изложены в выступлениях на-
чальника 1-го Главного управления
по произволству художественных
фильмов Н. Семенова си заместителя
начальника 2-го Главного  управле-
ния С. Бабина,

С. Бабин привел, кроме того, при-
меры безотвэтственного отношения
некоторых сценаристов к своей
творческой работе. Например, писа-
тель В. Шкловский в течение одного
и того же периода времени связан
договорами: с Ереванской студией —
на сценарий <Саят-Нова», с Узбек-
ской студией— на сценарий «Навои»,
с Белорусской—на сценарий «He-
стерка», с Киевской — на сценарий
«Потолок мира», co Сценарной сту-
дней—на сценарий «Менделеев», со
Студией документальных фильмов—
на дликторский текст для фильма
«Туркмения»...

Режиссер М. Ромм посвятил свое
выступление идейно-художествен-
ным задачам кинодраматургии. Ирн-
чину тяжелого положения в подго-
товке сценариев М. Ромм видит и в
том, что профессиональных  сцена-
ристов в кино очень мало, з писате-
ли продолжают относиться к работе
в кино, как к второстепенному
делу. Президиум Союза писателей
не уделяет никакого внимания проб-
пемам кинолраматургии и не моби-
лизует писателей на работу в этой
ответственной области. т

О настоятельной необходимостн
заботливо воспитывать кадры кияо-
драматургов говорил в своем вы-
ступлении С. Герасимов. Сценарная
студия еще очень слабо и робко ра-
ботает с молодыми сценаристами,
выпускниками и студентами ВГИК,
среди которых есть немало способ-
ных людей. А увеличение кадров
сценаристов тем более необходимо,
что для обеспечения больнюго про-
изводственного плана нужно  заго-

(БЕСЕДА С НАРОДНЫМ

Истекший сезон, который мы за-
кончили пьесой А, Островского «Пос-
ледняя жертва», ознаменовался в
Театре им. Франко постановкой 5 но-
вых пьес и капитальным восстанов-
лением трех спектаклей старого ре-
пертуара. Первой премьерой этого
гола была пьеса «100 тысяч» Тоби-
левича. Она была поставлена в день
100-летия со дня рождения великого
классика украинской драматургии.
Большим событием в жизни нашего
театра была работа нал известной
пьесой А. Корнейчука «Приезжайте
в Звонковое».

В этом году впервые в истории
украннского театра мы осуществили
постановку чеховского «Вишневого
сада». Работая над ‘этой пьесой, мы
ставили перед собой задачу не толь-
ко ознакомить украинских зрителей
с Чеховым, но ин самим овладеть тай-
ной чеховского ’драматургического
искусства. Ряд подлинно чеховских
образов создали лауреат Сталинской
премии Наталья Ужвий (Раневская),
засл. арт. УССР В. Добровольский
(Лопахин), засл. артистка УССР ИН:
Нятко (Луняша) и др. И, наконен, в
этом же сезоне, к юбилею великой
Украинской писательницы Леси Ук-
раинки, мной была поставлена ее
малоизвестная пьеса «В пуще» —
произведение, полное высокой поэ-
зии и напряженного внутреннего
доаматизма.

Мы восстановили в этом ‘голу
«Последние» Горького, «Платон Кре-
чет» Корнейчука, «Последнюю жерт-
ву» Островского. Для этих ньес соз-
даны новые декорации и костюмы,

тавливать и очень бохыное количе-
ство сценариев.

Работе с авторами посвятил свое
выступление и главный ‘ релактор
Сценарной студии В. Катинов.

Заместитель министра  кинемато-
графии М. Калатозов подчеркнул,
что от Сценарной студии и ее авто-
ров ждут самой активной и напоя-
женной работы над тематическим
  иланом будущего года. Славать вы-
сокохудожественные, глубоко идей-
ные сценарии в строго установлен-
ные сроки-—такова первейшая  обя-
занность Сценарной студци.

Подводя итоги обсуждению,

ниетр кинематографии И. Большаков
еще раз напомнил, что судьбу про-

изводственного плана советской ки-
нематографии решает идейная

художественная полноценность сце-  !

нариев. Через два месяца необходи-

мо иметь готовый и обеспеченный

сценариями тематический план бу-
дущего года. Между тем положение
с пояготовкой сценариев  внузиает
серьезные опасения, В результате
пониженной требовательности со
стороны Сценарной студии, само-
успокоенности, которая почему-то
овладела ее руководителями, систе-
матически нарушаются сроки сдачи
сценариев,

Таким образом заселание Колле-
гии ясно показало, что невыполне-
ние плана подготовки сценариев
  ставит под угрозу всю  производст-
 венную программу художественной
  кинематографии на 1947—48 год.
 Необхолимо немедленно принять все
меры к тому, чтобы выправить по-
ложение, направить творческую ак-
  тивность кинодраматургов по Bep-
  ному руслу. Кстати сказать, послел-
\ нее широкое всесоюзное совещание
кинодраматургов с привлечением
работников литературы и театра, по-
} священное идейно-творческим зада-
чам, было проведено три года назлл,
  летом 1943 гола. Такие широкие со-
  вещания, ° посвященные основным
проблемам советского киноискусст-
ва, всегда приносили большую поль-
зу. Этим они и отличаются от раз-
личных  Узко-практических  заседа-
ний, которые почти всегда сводятся
‘лишь К выяснению того, с каким
опозданием будет сдан тот или иной
спенарий. А дело ведь не только в
  этом.
  Болышие илейные задачи, встаю:
  щие перед современной советской
{ кинодраматургией, должны быть
 B центре внимания наших  сценари-
стов.

Итоги и перспективы

АРТИСТОМ СССР Г. ЮРОЙ)

тельность, мы должны признать не-
  достаточной свою работу над пьеса-
г ми советской тематики. Мы теперь
мобилизовали все свои творческие
силы‘ на то, чтобы пополнить репер-
туар новыми советскими пъесами и
этим продолжить многолетнюю тра-
дицию франковнцев—отражать в те-
атральном искусстве великие пере-
довые идеи своего времени:

К числу достижений мы можем от-
  нести несомненный творческий рост
  наших молодых кадров. В ряде спек-
  таклей молодые артисты М. Свитен-
  ко, В. Есипенко, И. Зубова, О. Ку-
 сенко, H. `Ийскун, Н. Панасьев,
В. Власенко; ©. Фещенко, М. Само-
сват создали яркие, полноценные об-
разы.

Две одноактные пьесы, посвящен-
ные выборам в Верховный Совет,
были целиком созданы силами моло-
дежи во главе с молодым режиссе-
ром Зинаидой Судец, И в настоящее
время в спектакле для детей «Кати-
Горошек» и в пьесе «Старые друзья»
над рядом основных ролей работают
молодые актеры.

В репертуарный план будущего
сезона входят также: пьеса лауреата
Сталинской премии поэта Л. Перво-
майского «Олекса Довбуш» — о ле-
гендарном украинском герое, напи-
санная прекрасными музыкальными
стихами ‘и полная ярких, поэтических
народных образов; пьеса Б. Чирско-
ва «Победители», посвященная вели-
кой исторической битве за город-ге-
рой Сталинград; пьеса’ драматурга
Л. Дмитерко «Незабываемое», запе-
чатлевшая бои за освобождение

MH-

взамен разграбленных фашистами:

Параллельно коллектив театра на:
чал работу над новой пьесой А. Кор-
нейчука «Мечта» и к концу сезона
полготовит другую пьесу—«Старые
друзья» Л. Малюгина,

Оценивая нашу творческую дея-

нь и от ВМС
ооо

Киева.

Основная наша задача в наступа-
ющем сезоне—создать ряд новых
спектаклей советской тематики. Мы
сейчас работаем. с лоаматургами Дми-
терко, Левадой, Шияном и другими
над созданием таких пьес,

И aT a ee re ek MICO LN cea

we
Премьера в Московском
драматическом театре

*

Падает снег, густой, обильный...
Занавес уходит, и открывается полу-
темная комната с бревенчатыми сте-
нами, с большой ‘елкой посередине,
с высокой круглой печью в. углу, с
окнами, затканными морозом. За

партой сидит девушка в накинутом
  на плечи полушубке.

«Каждому человеку положено

счастье», — читает она вслух, обра-
  щаясь к другой девушке, убирающей

}
й

елку. Так начинается спектакль «За
 Камой-рекою» В. Тихонова в Мос-
 ковском драматическом театре.

Катя Калитина (арт. 3. Кузнецова),
  учительница сельской школы в
\ глухом углу северной закамской об-
ласти, ищет ответа на вопрос: в чем
цель жизни? И где, в чем ее личное
счастье?

Одиннадцать часов вечера 31 де-
кабря 1944 г. В самый теплый класс
школы собираются товарищи Кати,
педагоги, чтобы у елки встретить Но-
вый год: супруги Воробъевы (арт.
Н. Чистяков и Г. Дегтяревская), пол-
века отдавиие воспитанию детей, мо-
лоденькая, только сошедшая со
школьной скамьи  Шурочка (арт.
Е. Дмитриева), молодой, но тяжело
больной туберкулезом Ненастоящий
(арт. П. Исаков), Борис  Зару-
бин (арт. В. Шахалов), директор
школы, научный работник, попавший
в эту глушь из центра во время эва-
куации. За несколько минут до Ново-
го года в комнату с мороза входит,
прихрамывая на одну ногу, путник, в
шинели, с вещевым мешком за пле-
чами.—Федор Иванович Корин (арт.
А. Крюков). Его появление — начало
событий, которые движут пьесу.

В. Тихонов, дебютирующий в дра-
матургии, создает такую ситуацию:
Катя стремится из сельской глуши
вырваться в большой город. Ей хо-
чется поступить в аснирантуру при
  пединституте, учиться, выйти на бо-
  лее широкое поприще. Зарубин по-
  могает ей: он отослал в область до-
  клад Кати «Учительство в Отечест-
Е войне», он устроил ей вызов
в область на конференцию для чте-
  ния доклада, а затем и командиров-
: ку в аспирантуру. Зарубин просит у
  Кати ее любви. Кате кажется, что она
  ero любит, Катя вся охвачена тем
‚ смутным томлением по счастью,

новой, неизвестной судьбе, которое
‚ свойственно юному; только вступаю-
щему в жизнь существу...

В класс, где Катя и ее товарищи
собрались встретить Новый год, во-

шел Корин. и все круто меняется. Ко-
‘рин--новый директор школы,  CMe-
 нивший временно. занимавшего этот
‘пост Зарубина.. Корин вынимает из
  полевой сумки рукопись доклада
 Кати и говорит, что доклад должен
 быть переработан, он в своем тепз-
  решнем виде не годится. Два уяз-
‚ вленных самолюбия: Кати и Заруби-
‘на, который, хотя и тяготился своим
  пребыванием в глуши и просил его
  освободить ‚от работы в школе, од-
1нако же обижен... Завязызается кой-
 фликт. Провинция (пьеса  спер-
  Ba так и называлась: «Глухая провин-

ция») противопоставлена столице,
жизнь и работа в глуши — деятель-
ности и жизни в центре. Зарубин

олицетворяет тягу к центру, Карин—
‹желаньех выполнить свой долг в
  незаметной, маленькой работе в
  глуши. Супруги Воробьевы, которых
} играют с настоящей теплотой, искус-
Г но и правдиво Г. Дегтяревская и
 Н. Чистяков, и учительница Матиль-
` ла Ивановна. нашедшая в игре арт.
М. Казаковой хорошее, но несколько
утрированное воплощение, наглядно
демонстрируют Кате ошибочность
того взгляда Зарубина, что жизнь в
глуши — это прозябание, тоскливое
подвижничество, что делать большие
дела невозможно на маленькой рабо-
те. Корин практически, на деле, и сво-
ими убеждениями защищает н дока-
зывает, что дело воспитания юных
поколений в сельской школе — вели-
кое, требующее ‘от человека подлин-
ного подвига, прекрасное дело. Ге-
рои Тихонова, ведя спор на протяже-
ний трех актов, говорят о трудном
счастье и о счастье пустом.

_ На вопрос Кати, где же то счастье,
которое «положено» каждому чело-
веку, дается ответ: «Когда счастье с
тобой, его не видинть», и конфликт
разрешается так: Зарубин разобла-
чает себя в глазах Кати, как человек
пустой, себялюбивый, ограниченный.
Катя, получающая вызов в-аспиран-
туру, отказывается от этого пути и
остается в школе, чтобы жить тем
счастьем, которое было возле нее и
которого она чуть-чуть не утратила,

В. Тихонов знает, чувствует, пони-

по

«За Камой-рекою» в постановке Московского драматического театра.
Сцена из 3-го действия.

Фото В. Котляр.
re) —— >

это жизнь сложная, интересная, бур- MOH-peKolO, OHa TAK KE COSUAATEMSHA,
ная. Автор все это знает, он видит   принципнально-нова, как в сверкаю-
настоящую жизнь, но ему нехватает  шем огнями шумном центре... К со-
уменья драматически ее изобразить.   жалению, режиссер нередко прибе-
Остается впечатление, будто В. Ти-  гает к трафарету, к «комическим»
хонов вместе с Кориным переступил   вставкам (образ  завхоза — арт.
порог класса сельской школы, увидел] Н. Юдин, некоторая утрировка в изо-
собравшихся там людей, а для вы-  бражении Матильды Ивановны, вре-
ражения мыслей и чувств, которыми   менами переигрывание Н. Чистя-
они живут, у него не нашлось полчо-   кова).

весных, настоящих слов!. Поэтому
Катя, нарисованная автором и изобра-
жаемая 3. Кузнецовой теплыми, ис-
кренними тонами, повторяет, в суш-

ности, все одно и то же слово «сча- ! ;
стье», и ее внутренний мир, в богат-   ЖИЗНЬ; свою роль также играют н не-

стве которого мы не сомневаемся, не   совершенства пьесы, которые театр
получает внешнего выражения. Поэ-   стремится как-нибудь восполнить.

тому и’ Корин,  воспроизводимый В заключение особо хочется пого-
А. Крюковым скупыми, сосредоточен-   ворить о Семене. Семен — парниш-
ными на главном, сценическими срэд-   ка лет 14, из так называемых «труд-
ствами, вынужден прибегать для пе-  ных» ‘ребят, озорной, недисциплини-
редачи своего мировоззрения к рас-   рованный, неуспевающий. На Семене
сказыванию житейских и боевых эпи-   скрещиваются педагогические взгля-
зодов. Это =—- серьезный недостаток   ды и методы Зарубина и Корина. Ав-
пьесы, в которой знание жизненно-  тор делает из этого единственного на
го материала, искренность автора не сцене (если не считать мимолетного
находятся на одном уровне с его дра-  появления девочки Лушиной) школь-
матургическим и литературным уме-  ника, так сказать; «эксперименталь-
HbeM. ного ученика»... Зарубин не умеет,

Другой серьезный недостаток пье-  да и не хочет возиться с Семенами,

°

В этом сказывается неуверенность
режиссера в обращении с таким, увы,
ставшим необычным для нашей сце-
ны материалом, как обычная наша

сы состоит в неправильном построе- а Корин видит свою честь в том, что-_

нии основного принципиального коч- бы и Семена: воспитать советским

фликта. Катя в финале пьесы должна  гражданином, Но Семен хочет и на
  выбирать: либо аспирантура, от’езд! сцене, как и в жизни, жить своей
из глуши в область, либо счастье собственной жизнью... Исполнитель-
любви и пребывание в «глуши». Но ница этой роли арт. А.. Бабаева рас-
любой зритель вправе спросить   крывает внутренний мир этого дере-
В. Тихонова: А разве несовмести-  Венского паренька, преодолевая не-
мы обе стороны этого «противополо-   достаточносзь авторского материала.
жения»? Разве невозможно для Кати, Мы видим не только метко найден-
учиться в Москве, чтобы затем вер- ‘ные внешние черты, но и душевные
нуться в родные места для работы?   движения Семена, которого тяжкие
Говоря же принципиально, мы Ha- j обстоятельства военных лет сделали
помним В. Тихонову, что нет тако-   диковатым, замкнутым, «трудным»
‘го конфликта «столица — провин- ребенком. Советская школа, руково-
ция» в нашей жизни,  величавую   ДИмая такими педагогами, как Корин,
 и сложную «простоту» которой   воспитает и Семена советским че-

‘он. во всяком случае, видит. Та-   Яовеком.

‘KOH конфликт может составить Когда я смотрел в маленьком те-
  содержание жизни пошляков, ВРо-гатре эту скромную пьесу молодого
де Зарубина. Он может  ВОЗНИК-  автора о простой жизни обыкновен-
  нуть в силу житейской неопытности! ных людей в глухом уголке нашей
ги молодости в сознании Кати, только необ’ятной страны, я вспомнил Яко-
начинающей жизнь, Драматург впра-:ва Григорьевича Григорьева, обык-
ве строить свое повествование на TOM, } новенного русского крестьянина из-
что Катя ошибочно принимает это! под Пскова, председателя колхоза,
несуществующее в. действительности   одного. из многих миллионов строите-
противоречие за реальное, жЖИЗ-  лей новой жизни. Он вошел в зал
ненное. Но в таком случае, движение   Международного военного трибунала
и разрешение конфликта должны при-; в Нюрнберге спокойно и просто, тор-
вести к раскрытию психологической   жественно принял присягу и расска-
и идейной ошибки Кати. Слова и дела! зал, как немецкий фашизм беспо-
Корина, Воробъевых, вся жизнь под-! шадно и зверски пытался уничтожить
сказывают ей, что «столица» и «пери-; жизнь Григорьева и Григооъевых,
ферия» — не исключающие друг дру-  построенный ими мир. На месте де-
га стороны нашей действительности,   ревни, где был колхоз Григорьева,
а принципиально одно и ТО Же.   стоит теперь только столб с надиз-
Однако же. автор В. Тихонов К это-! сью, что она сожжена немцами, а
му выводу не привел ни Катю, НИ, жители ее перебиты. Но Григорьезы
зрителей своей пьесы... Он не сумел! строят и построили новую дерезно,
показать, что конфликт, живущий В   новый колхо3, новую школу...
сознании Кати, — мнимый. Из-за это-  Победная жизнь продолжается. Гон-
ro B построении сюжета пьесы В. Ти- горьев говорил перед всем миром
хонов вынужден дрибегать к приемам   просто, убежденно, спокойно, и сдая
нарочитым, как, например, несчаст- иностранный журналист сказал мне
ный случай в лесу с Кориным, или! по окончании его допроса;

устаревшим, как, например, путеше-
ствующий из пъесы в пьесу бестол-  ! ^— Да ведь это величавость героев
  Толстого!..
i

ковый завхоз... }
Значительны недостатки этой пье-’ Это было величие характера, в®-
говорить   личие души простого советского че-

сы, и о них необходимо
серьезно и строго, особенно теперь,   ловека. Это был тот секрет победы,
которого не понимали, не понимают

ние в договорах уделяется обслужи-   ре и три—в глубинных селах подшеф-
ванию новостроек пятилетки и Кол- ного Козелецкого района. Чернигов-
хозов, а также организации лекций ‚ской области, а также три концерта в

ТЕАТР ЛЛЯ МЕТАЛЛУРГОВ

АЛМА-АТА (Наш корр.). В новом   работать казахский  музыкально-

драматичьский театр, который будет

С. Разумов, художник  С. Шевал

по вопросам драматургии.
ШЕФСТВО НАД ДОМАМИ

КУЛЬТУРЫ И КЛУБАМИ

Мастера искусств Грузии А. Хора-
ga, Ill Гамбашидзе, Г. Венадзе,

Переяславль-Хмельницком районе.
Предетавитель ‘хора присутствовал
на репетициях подшефной хоровой
капеллы завода. «Большевик» и прс-
 вел консультацию для участников
капеллы.

АЛОЭТАЖНЫЙ.
жилой дом

К итогам совещания архитекторов в Таллине

Малоэтажные дома займут видное
место в нашем послевоенном жилищ»
ном строительстве. Особенно широ-
кое применение они найдут в райо-
нах, подвергишихся немецкой оккупа-
ции, A

Естественно, что при огромных
масштабах малоэтажного строитель-
ства, оно. как правило, может осу-
шествляться по типовым проектам.
Надо при этом помнить, что во мне-
гих случаях типовые проекты: домов
и проекты застройки будут опреде-
лять архитектурный облик больших
районов, восстанавливаемых городов,
пригородов и целых поселков. Поэто-
му одна из важнейших задач совет-
ских. архитекторов — создание таких
проектов, которые отвечали бы всем
требованиям =рхитектурной красоты,
бытового благоустройства и эконо-
МИЧНоОСТи.

Недавно в Таллине состоялось со-
вещание архитекторов Москвы, Ле-
нинграла, Таялина, Риги и Вильнюса,
посвященное проблемам малоэтаж-
ного строительства. К  совеща-
нию была приурочена специальная
выставка. Ознакомление с материа-
лами этой выставки показало, что со-
ветские архитекторы имеют уже не-
которые достижения в деле проекти-
ровання и строительства _малоэтаж-
ных жилых зданий, В этом убежла-
ют, в частности, экспонированные на
выставке фото с поселков в г. Гурье-
ве (авторы И. Романовский, С. Ва-
сильковский и А. Арефьев) ив Ко-
стино (авторы Б. Бархин, В. Янов-
ский и инженер П. Богомолов), про-

екты домов Академстроя, выполнен-
ные под руководством академика
А; Шусева, и ряд других работ.
Вместе с тем надо указать, что мно-
гие вопросы малоэтажного  строи-
тельства еще не разрешены ни в ре-
альном строительстве, ни в проект-
ной практике. Это относится в.пер-
вую очередь к проблеме планировки
и благоустройства населенного места
при малоэтажной застройке. Научно-
исследовательские работы Академии
архитектуры СССР доказывают, что,
только учитывая весь комплекс во-
просов, определяющих экономику
малоэтажного строительства, возмож-
но достичь прн малоэтажной застрой-
ке той же степени благоустройства,
удобств и комфорта, что и при капн-
тальном многоэтажном строительстве.
Но решение пробдемы благоустрой-
ства малоэтажного жилого дома свя-
зано_ с необходимостью применения
отличных от применяемых в много-
этажном городском строительстве
приемов использования территории и
ее рельефа, планировки населенного
места, типов застройки, систем бла-
гоустройства и оборудования террни-
тории ит. и. Малоэтажное строитель-;
ство имеет свои особые приемы ар-
хитектурной композиции, свою эко-
номику и свою инженерию, К сожа-
лению, это положение редко учиты-
вается в нашей проектной и етрои-
тельной практике, Малоэтажная за-
стройка зачастую осуществляется по
проектам планировки и благоустрой-
ства, обычным для больших городов,
что приводит к значительным затра-

О Пе lc peel АН АВЕ

индустриальном центре Казахстана,
городе Тэмир-Тау, построен театр.
Его открытие отмечено большим
концертом,

В ближайшее время здесь начнет

SOR REECE aii

Торцевой фасад восьмиквартирног
товления из облагороженной пласт

там, трудностям при строительстве и
отказу от проведения всех работ по
благоустройству к моменту ввода
зданий в эксплоатацию.

Ярким примером несоответствия
принятого планировочного приема за-
стройки малоэтажными зданнями мо-
жет служить планировка поселка при
станиии Железнодорожная под Мо-
сквой, выполненная проектным бюро
отвода земель при Мособлисполкоме,
Здесь во всем — и в чрезмерно плот-
ной застройке кварталов однотилны-
ми домами, и в однообразной их рас-
становке вдоль улиц, — воспроизво-
дится типично. городской прием пе-
риметральной застройки.

Понадобились больише усилия при-
влеченной к работе бригады архигек-
торов под руководством академика
архитектуры И. Жоатовского, а так-
же лополнительный труд значитель-
ного коллектива строительных рабо-

обелуживать рабочих и инженерно:
технических работников завода —
первенца казахской — металаургии,

и строителей большого металлурги-   ми. В. Тихонов понимает, что внен!-   тельность советской жизни,

ческого комбината.

о жилого дома заводского. изго-
массами фанеры.

массового. малоэтажного строитель-
ства средства, как роспись зданий,
введение росписных декоративных
деталей, покраска всех зданий в раз-
личные цвета. Индивидуальное реше-
ние каждого дома в цвете и орнамен-
те, разбивка многочисленных цветни-
ков и газонов, сооружение фонтана,
в’ездных ворот и т. д. в данном слу-
чае были единственными средствами
придания известной живописности
поселку. Однако красота эта — ис-
кусственная, «оранжерейная». Е

Значительно проще, органичнее и,
кстати, дешевле решалась бы задача
и живописности, и благоустройства
поселка, если бы при его планирозке
были сразу использованы арпхитек-
турные возможности, заложенные в
самой природе малоэтажного дома и
поселковой застройке.

В непосредственной связи с задаз
чами благоустройства стоит и вопрос
о размере участков для малоэтажно-

чих для того, чтобы все же благо-
устроить территорию поселка и укра-
сить неприглядный вид его улиц. Бы-
ли применены такие необычные для

FO дома. Величина земельного уча-
стка и его размеры в. длину и ширину
должны решаться не случайно, а в

не простая жизнь простых людей —

прямой зависимости от тина дома и
благоустройства территории, с уче-
том плотности населения, баланса
территории района и других градо-
строительных данных. При всем раз-
нообразии конкретных местных усло-
вий, свойственных каждому населен-
ному месту, необходимо все же при-
держиваться твердой дисциплины при
определении величины и размеров
участка. .

В нашей практике этот принцип
нередко нарушается. В частности
приходится отметить досадное несо-
ответствие величины и размеров от-
дельных участков избранным типам
домов в поселке Костино, где этот
недостаток несколько снижает в це-
лом очень хорошее впечатление от
интересно задуманного и выполнен-
ного поселка. р ы

Тип малоэтажного дома, его этаж-
ность, число квартир в доме, его
размещение на участке и т. д. не мо-
гут решаться кажлый раз в соответ-
ствии с требованиями отдельного за-
стройщика, для отдельного дома. До-
биться экономически наиболее. целе-
сообразных и вместе с тем архитек-
турно наиболее выразительных прие-
мов планировки и застройки мало-
этажных зданий возможно только
при условни комплексной работы над
целой группой малоэтажных зданий,
над целым кварталом или его частью,
с его озеленением, дорогами, участ-
ками ит. д. Особо следует рекомен-
довать «тупиковый» прием малоэтаж-
ной застройки; который пока еще не
получил достаточного развития в
проектной практике последних лет, В

этом случае закрытый для городского

проезда тупнковый переулок застра-
ивают группой в 5—1!9 малоэтажных
жилых домов, ‘что открывает благо-
приятные возможности озеленения и
живописного ансамблевого располо-
жения зданий. Проезжая его часть
замощается только из расчета на

сделали, чтобы рас-
средствами
значи-
где бы
Ка

дышева много
крыть  сценическими
основное: полнокровность,

она ни протекала. В глуши за

+

пол’езд к домам, стоящим в этом ту-
пичке, и поэтому он, по характеру
связи с городом, ‘является скорее
внутриквартальным, чем городским
проездом.

Собственные средства архитектур-
ной выразительности малоэтажного
жилого дома очень скромны. Отсюда
ясно, какое важное значение при этом
виде строительства приобретает воз-
можность использования природного
окружения, зелени, а также малых
форм архитектуры — оград, решеток
ит.д Этим также диктуется необхо-
лимость комплексного архитектурно-
художественного и экономического
решения всех вопросов малоэтажной
застройки. 5

Представленные на выставке в Тал-
лине проекты и фото с осуществлен-
ных зданий знакомят нас и с работай
архитекторов над фасадом небольшо-
го дома. Наиболее удачны здесь те
проекты, в которых элементы, орга-
нически связанные < сущностью жи-
лого дома — вход, лоджия, эркер,
терраса послужили основой архи-
тектурной композиции.

Совешание показало, что роль ар-
хитектора в массовом жилищном
строительстве далеко не ограничи-
вается созданием проектов. Лучшие
образцы малоэтажной застройки,
экспонированные на выставке, убеж-
дают в том, что личное участие ав-
тора проекта в строительном осуще-
ствлении его замысла дает самые по-
ложительные результаты. Активное
участие архитектора во всех работах
по сооружению малоэтажных зданий
и благоустройству участка — одно из
важнейших условий создания краси-
вых и благоустроенных поселков.
Этот вывод подсказывается всеми
материалами развернутой к совеща-

нию выставки. 3

П. БЛОХИН,
член-корреспондент Академии
архитектуры СССР

когда вновь с остротой и настоятель-.
ностью поставлена перед советской! а и никогда не поймут буржуазные

драматургией задача воспроизведе-
ния характеров советских людей в их
сложности, глубине, с их богатым ми-
ром идей-и чувств.

В. Тихонов и Московский драма-
тический театр, поставивший ero
пьесу, сделали полезное дело, пока-
зав на’ своей сцене простых, обык-
новенных, но содержательных совет-
мает обыкновенную трудовую жизнь   ских людей. Коллектив занятых В
простых советских людей. В. Тихонов! спектакле актеров, его постановщик
знает, что ее обыкновенность вовсе
не равнозначна заурядности, что про-
стые советские люди обладают глубо-
кими, содержательными характера-

«аналитики» так называемой «русской
души»... О величии нашей обыкноБен-
ной жизни должны быть написаны и
поставлены крупные произведения.
В. Тихонов и Московский драмати-
  ческий театр вносят свою скромную
лепту в это огромное общее дело.

м пс

—2

Безответственные
руководители

Кажлый театр, ставя пъесу совет-
ского драматурга, естественно, дол-
жен стремиться к тому, чтобы поста-
новка такой пьесы осуществлялась
лучшими силами коллектива. Совсем
иначё смотрят на эту непреложную
истину руководители Тамбовского
областного драматического театра.
Здесь были показаны три пьесы со-
ветских авторов — «Старые друзъя»
Л. Малюгина, «Памятные встречи»
А. Утевского, «Кому полчиняется
время» братьев Тур и Л. Шейнина.
Руководство театра (директор Б. Ка-
ган и художественный руководитель
А. Ларионов) безответственно отнз-
слись к работе над этими спектак-
лями. Роли были распределены срё-
ди второстепенных исполнителей,
для подготовки спектаклей стведено
ограниченное время, на оформление
постановок выделены совершенно
незначительные средства.

Весьма примечательно, что, когла
театр обрашается к постановке та-

ких спектаклей, как <«Пигмалион» или
«Снегурочка», им используются луч-

шие артистические силы коллективы
на осуществление постановок затрж-
чивается много времени и мате-
риальных средств. Так, например, на
спектакль «Снегурочка» театр израс-

ходовал 120 тысяч рублей, а на «Па-
мятные встречи» — всего 3.500 руб-

лей.

Руководители Тамбовского театра
безответственно относятся к подго=
товке и воспитанию молодых твор-
ческих кадров.

Комитет по делам искусств’ при
Совете Министров РСФСР отстра-
нил от работы директора Тамбовско-.
го театра Б. Кагана. Художественно-

му руководителю театра А. Ларио“
нову об’явлен выговор с пнредупрез _

ждением, ©

i
}

nti at Rh em FAS te EER N Eee At eg me ham aN or ee nc

ayes   geese

SPEER

opens

ge fT RRS FIO SS ASE AEG a EE a

ceairomene