`СОВ

p

By

~

= > \ \

Орган Министерства Кинематографии СССР, Комитета

SS a

0 PEMEPTYAPE [PAMATHTECKUX TEATPOR/Zecrezczzenme Ij

MPOrPaMMwa HALICIZ

УЕТСКОЕ;
ИСКУССТВО

по делам искусств при Совете
Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

«ЭЭЭ ——

Год издания ХУП
_ № 39 (023)

ПЯТНИЦА

СЕНТЯБРЯ
1946 года

Цена 45 коп.

Министров СССР

ВЕ ЕЕ ИБ Е ЕЕ ЕЕ Ч

И МЕРАХ ПФО ЕГО УЛУЧШЕНИЮ

Постановление ЦЕ ВЕП(6б) от 26 августа 1946 года.

Обсудив вопрос о репертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению, ЦК ВКП(б) признает состояние ре-
пертуара театров неудовлетворительным.

Главный недостаток нынешнего состояния репертуара
драматических театров заключается в том, что пьесы совет-
ских авторов на современные темы оказались фактически
вытесненными из репертуара крупнейших драматических
театров страны. В Московском Художественном театре из 20
идущих спектаклей лишь 3 посвящены вопросам современ-
ной советской жизни, в Малом театре из 20 —3 спектакля,
в театре им. Моссовета из 9—2, в театре им. Вахтангова из
#10 —2, в Камерном из 11—3, в Ленинградском театре
им. Пушкина из 10 —2, в Киевском драматическом театре
им. Франко из 11 — 3, в Харьковском театре им.Шевченко из
11 — 2, в Свердловском драматическом театре из 17 — 5 спек-
таклей поставлены на современные советские темы.

Явно ненормальное положение с репертуаром еще более

усугубляется тем, что и среди небольшого количества пьес на _

современные темы, поставленных театрами, имеются пьесы
слабые, безидейные («Вынужденная посадка» Водопьянова
и Лаптева, «День рождения» братьев Тур, «Самолет опазды-
вает на сутки» Рыбака и Савченко, «Новогодняя ночь»
А. Гладкова, «Чрезвычайный закон» братьев Тур, «Окно в
лесу» Рахманова и Рысс, «Лодочница» Погодина и некото-
рые другие). Как правило, советские люди в этих пьесах изо-
бражаются в уродливо-карикатурной форме, примитивными
и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами,
отрицательные же персонажи наделяются более яркими чер-
тами характера, показываются сильными, волевыми и ис-
кусными. События в подобных пьесах изображаются часто
надуманно и лживо, ввиду чего эти пьесы: создают неправиль-
ное, искаженное представление о советской жизни. Значи-
тельная`часть поставленных в театрах пьес на современные
темы антихудожественна и примитивна, написана крайне не-
ряшливо, безграмотно, без достаточного знания их авторами
русского литературного и народного языка. К тому же многие
театры безответственно относятся к постановкам спектаклей
о советской жизни. Нередко руководители театров поручают
ставить эти спектакли второстепенным режиссерам, привлека-
ют к игре слабых и неопытных актеров, не уделяют должного
внимания художественному оформлению театральных поста.
HOBOK, вследствие чего спектакли на современные темы по-
лучаются серыми и малохудожественными. Все это приводит
к тому, что многие драматические театры не являются на
деле рассадниками культуры, передовой советской идеоло-
гии и морали. Такое положение дел с репертуаром драмати-
ческих театров не отвечает интересам воспитания трудя-
щихся и не может быть терпимо в советском театре.

Крупным недостатком в деятельности Комитета по делам
искусств и драматических театров является их чрезмерное

увлечение постановкой пьес-на исторические темы. -В ряде  .
—пьБёс, не имеющих никакого исторического и воспитатель-

ного значения, идущих ныне в театрах, идеализируется
жизнь царей, ханов, вельмож («Новеллы Маргариты Наварр-
ской» Скриба, «Хорезм» Хаджи Шукурова, «Тахмос Ход-
жентский» Касымова, «Мы казахи» Тажибаева, «Идукай и
Мурадым» Бурунгулова).

ЦК ВКП(б) считает, что Комитет по делам искусств ведет
неправильную линию, внедряя в репертуар театров пьесы
буржуазных зарубежных драматургов. Издательство «Искус-
ство» по заданию Комитета по делам искусств выпустило
сборник одноактных пьес современных английских и амери-
канских драматургов. Эти пьесы являются образцом низко-
пробной и пошлой зарубежной драматургии, открыто пропо-
ведующей буржуазные взгляды и мораль. За последнее время
Комитет по делам искусств разослал драматическим теат-
рам страны пьесы: «Убийство мистера Паркера» Моррисона,
«Опасный возраст» Пинеро, «Круг» и «Пенелопа» Могэма,
«Мое кафе» Бернара, «Пыль в глаза» Лабиша и Делакура,
«Гость к обеду» Кауфмана и Харт, «Знаменитая Мэри» Дю-
рана, «Корсиканская месть или причуды дядюшки» Ожье и
“Сандро и др. Часть этих пьес была поставлена в драматиче-
ских театрах. Постановка театрами пьес буржуазных зару-
бежных авторов явилась, по существу, предоставлением со-
ветской сцены для пропаганды реакционной буржуазной иде-
ологии и морали, попыткой отравить сознание советских
людей мировоззрением, враждебным советскому обществу,
оживить пережитки капитализма в сознании и быту. Широ-
кое распространение подобных пьес Комитетом по делам ис-
кусств среди работников театров и постановка этих ньес на
сцене явились наиболее грубой политической ошибкой Ко-
иитета по делам искусств.

ЦК ВКП(б) отмечает, что Комитет по делам искусств ока-
зался в плену у отсталой части театральных работников, вы-
пустил из своих рук подбор репертуара для центральных и
местных театров, предоставив формирование репертуара са-
мотеку.

ЦК ВКП(б) считает, что одной из важных причин круп-
ных недостатков в репертуаре драматических театров яв-
ляется неудовлетворительная работа драматургов. Многие
драматурги стоят в стороне от коренных вопросов современ-
ности, не знают жизни и запросов народа, не умеют изобра-
жать лучшие черты и качества советского человека. Эти дра-
матурги забывают, что советский театр может выполнить
свою важную роль в деле воспитания трудящихся только в
том случае, если он будет активно пропагандировать поли-
тику советского государства, которая является жизненной
основой советского строя.

В работе драматургов отсутствуют необходимая связь и
творческое сотрудничество с театрами. Правление Союза со-
ветских писателей, обязанность которого состоит в том, что-
бы направлять творчество драматургов в интересах дальней-
шего развития искусства и литературы, фактически устрани-
лось от руководства деятельностью драматургов, ничего не
делает для повышения идейно-художественного уровня со-

злаваемых ими произведений, не борется против пошлости.

и халтуры в драматургии.

Неудовлетворительное состояние репертуара драматиче-
ских театров об’ясняется также отсутствием принципиальной
большевистской театральной критики. В роли театральных
критиков в советской прессе выступает крайне незначитель-
ное число специалистов. Газеты, литературно-художествен-
ные и театральные журналы мало выдвигают новых крити-
ков, способных об’ективно и беспристрастно разобраться в
пьесах и театральных постановках. Отдельные критики ру-
ководствуются в своих оценках пьес и спектаклей не инте-
ресами идейного и художественного развития советской дра-
матургии и театрального искусства, т. е. не интересами госу-
дарства и народа, а интересами групповыми, приятельскими,
личными. Публикуемые статьи о спектаклях часто пишутся
малосведущими в искусстве лицами, деловой разбор новых
спектаклей подменяется в этих статьях суб’ективными и про-
извольными оценками, не соответствующими действительно-
му значению и уровню спектаклей. Рецензии на пьесы и спек-
такли пишутся часто заумным языком, мало доступным для
читателей, Газеты «Правда», «Известия»; «Комсомольская

правда», «Труд» недооценивают огромного воспитательного
значения театральных постановок и отводят вопросам искус-
ства крайне незначительное место. г

Совершенно неудовлетворительно ведутся газеты «Совет-
ское искусство» и журнал «Театр». «Советское искусство» и
«Театр», призванные помогать драматургам и работникам
театров создавать идейно и художественно полноценные
пьесы и спектакли, робко и неумело поддерживают хорошие
пьесы, в то же время безудержно захваливают посредствен-
ные спектакли, замалчивают ошибки театров и Комитета по
делам искусств, культивируя тем самым чуждые советской
печати тенденции и нравы. Театральная критика на страни-
цах «Советского искусства» носит ведомственный характер,
приятельские отношения между критиками и театральными
работниками, частные интересы довлеют_в ней над интере-
сами общегосударственными. Газета «Советское искусство»
не сумела занять правильной и принципиальной позиции в
оценке драматургических произведений и работы театров и
тем самым не только не содействовала, но даже препятство-
вала развертыванию большевистской театральной критики.
Наличие такого рода театральной «критики» приводит к
тому, что некоторые критики, драматурги и театральные ра-
ботники утрачивают ответственность перед народом, пере-
стают двигаться вперед и не содействуют дальнейшему раз-
витию советского искусства.

ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Обязать председателя Комитета по делам искусств
тов. Храпченко в кратчайший срок устранить отмеченные в
настоящем постановлении серьезные недостатки и ошибки.

2. Учитывая важное значение театра в деле коммунисти-
ческого воспитания народа, ЦК ВКП(б) обязывает Комитет
по делам искусств и Правление Союза советских писателей
сосредоточить внимание на создании современного совет-
ского репертуара.

ЦК ВКП(б) ставит перед драматургами и работниками те-

атров задачу — создать яркие, полноценные в художествен-
ном отношении произведения о жизни советского общества,
о советском человеке. Драматурги и театры должны отобра-
жать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее
непрестанном движении вперед, всячески способствовать
дальнейшему: развитию лучших сторон характера советского
человека, с особой силой выявившихся во время Великой
Отечественной войны. Наши драматурги и режиссеры при-
званы активно участвовать в деле воспитания советских
людей, отвечать на их высокие культурные запросы, воспи-
тывать советскую молодежь бодрой, жизнерадостной, пре-
данной родине и верящей в победу нашего дела, не боящей-
ся препятствий, способной преодолевать любые трудности.
Вместе с тем советский театр призван показывать, что эти
качества свойственны не отдельным, избранным людям, ге-
роям, но многим миллионам советских людей.
._ ЗНеобхолимо,. чтобы все писатели, способные создавать
произведения. драматургии, активно, творчески включились
в насущное дело создания репертуара театров, достойного по
своему качеству современного зрителя.

3. Поставить перед Комитетом по. делам искусств в каче-
стве основной практической задачи организацию постановки
в каждом драматическом театре ежегодно не менее 2—3 но-
вых высококачественных в идейном и. художественном .от-
ношении спектаклей на современные советские темы.

Обязать театры коренным образом улучшить качество
постановок современных советских пьес, выделять для по-
становок этих пьес лучших режиссеров и артистов, доби-
ваться высокого качества художественного оформления
спектаклей.

4. Предложить Комитету по делам искусств исключить из
репертуара безидейные и малохудожественные пьесы, посто-
янно наблюдать за тем, чтобы в театры не проникали оши-
бочные, пустые ий безидейные, малоценные произведения.

5. Признавая важную роль критики в развитии театраль-
ного искусства, обязать редакции газет «Правда», «Известия»,
«Комсомольская правда», «Труд», «Советское искусство» и
«Литературная газета» привлечь к работе в.газетах полити-
чески зрелых, квалифицированных театральных и литера-
турных критиков, систематически публиковать статьи о_но-
вых пьесах и спектаклях, вести решительную борьбу против
аполитичности и безидейности театральной критики.

Обязать редакции республиканских, краевых и областных
газет систематически помещать ‘статьи и рецензии о новых
постановках местных театров.

6. ЦК ВКП(б). отмечает, что серьезным препятствием для
продвижения в театры советских пьес является наличие
большого количества инстанций и отдельных лиц, имеющих

`право исправлять и разрешать пьесы к печати и к постановке

в театрах. Рассмотрением пьес занимаются работники мест-
ных управлений по делам искусств, республиканские комите-
ты по делам искусств, Главрепертком, Главное театральное
управление „Комитета по делам искусств, -Художественный
Совет Комитета, руководители театров, работники редакций
и издательств. Это создает вредную волокиту и безот-
ветственность и мешает быстрому продвижению пьес на
сцены театров.

Предложить Комитету по делам искусств устранить пре-
пятствия, мешающие опубликованию, распространению и по-
становке в театрах пьес советских драматургов, сократить до
минимума количество инстанций, занимающихся рассмотре-
нием пьес. Возложить на т. Храпченко личную ответствен-
ность за своевременное, быстрое рассмотрение в Комитете
пьес, написанных советскими драматургами.

7. ЦПК ВКП(б) устанавливает, что Художественный Совет
при Комитете по делам искусств не выполняет своей роли в
деле улучшения качества репертуара, повышения его идей-
ного и художественного уровня, ведет работу `замкнуто, ре-
зультаты его деятельности не становятся достоянием широ-
ких кругов театральной общественности, не освещаются в пе-
чати.

Обязать Комитет по-делам искусств серьезно улучшить
работу Художественного Совета. На заседаниях Художест-
венного Совета подвергать критическому разбору новые
пьесы и театральные постановки. Материалы о работе Хуло-
жественного Совета публиковать в газете «Советское искус-
ство».

8. Разрешить Комитету по делам искусств, совместно с
Правлением Союза советских писателей, организовать в
1946/1947 гг. Всесоюзный конкурс на лучшие современные
советские пьесы.

9. Учитывая крайнюю ограниченность репертуара театров
союзных и автономных республик и увлечение местных дра-
матургов темами далекого прошлого, обязать Комитет по
делам искусств принять меры по переводу на языки народов
СССР и включению в репертуар театров республик лучших
произведений советской драматургии.

10. Поручить Комитету по делам искусств, . совместно с
Правлением Союза советских писателей, провести ‘осенью. те-
кущего года совещание драматургов и деятелей театрального

искусства по вопросу о репертуаре и совместной творческой

работе. драматургов. с театрами.
i.e? «Культура и жизнь» № 7.

Сегодня в номере:

1-я СТРАНИЦА:

О репертуаре драматических театров и ме-
рах по его улучшению. Постановление ЦК
ВКП(б) от 26 августа 1946 года: er
На открытом партийном собрании в Худо-
жественном театре. :
В Оргкомитете Союза советских художни-
ков.

На открытом

им. Вахтангова:

2-я СТРАНИЦА:

За высокую идейность советского искус-
ства!

Артисты театра, работники всех
цехов, учащиеся школы-студии со*
брались на-днях на открытое партий-
ное собрание, посвященное поста-
новлению -ЦК ВКП(б) «О репертуа-
ре драматических театров и мерах
по его улучшению»,

Секретарь партбюро М. Прудкин,
говоря о том, что Художественный
театр всегда воплощал передовые
идеи своего времени, подчеркнул,
что за последнее время театр ста-
вит мало пьес на современную  со-
ветскую тему. Прежде Художествен-
ный театр много и плодотворно ра-
ботал с советскими писателями, при-
влек в драматургию В. Иванова,
Л. Леонова, В. Катаева. Сейчас на-
сыщение репертуара спектаклями о
советских людях перестало быть
предметом заботы руководителей
театра. В театре есть свободные ар-
тисты, режиссеры, которым нечего
делать, — нет пьес.

Создавать спектакли на современ-
ную тему, показывать лучшие чер-
ты и свойства характера советского
человека — к этому взволнованно
призывала народная артистка
РСФСР О. Андровская.

— В течение 27 лет я ношу высо-
кое звание советской актрисы—ар-
тистки Художественого театра, уче-
ницы К. С. Станиславского и В. И.
Немировича-Данченко. Это звание
обязывает меня ко многому и преж-
де всего служить своим искусством
народу. Между тем за 27 лет сцеви-
ческой деятельности мне удалось
сыграть только две роли в совре-
менных пьесах. Для меня, как и для
болынинства артисток, в репертуаре
нашего- театра нет подлинной волну-
ющей работы. Мы перманентно на-
ходимся в состоянии простоя. Я не
играла ролей советских женщин, и
от этого у меня появилось ощущение
своей ненужности. Происходит это,
мне кажется, потому, что подбор ре-
пертуара в нашем театре организо-
ван случайно. Подлинная дружба с
авторами потеряна, и драматурги об-
ходят Художественный театр сторо-
‘  ной. А советский драматург должен

видеть в артистах Художественного

театра людей, которые будут вопло-
щать их образы.

О необходимости совместной ра-
боты с писателями говорили в своих
выступлениях Б. Петкер, И. Кудряв-
цев, В. Радомысленский и молодая
  артистка Е. Ауэрбах.

На состоявшемся недавно расши-
ренном заседании президиума Орг-
комитета Союза советских хуложни-
ков СССР с активом московских ху-
дожников были обсуждены постанов-
ления ЦК ВКП(б) о журналах «Звез-
да» и «Ленинград» и «О репеотуаре
драматических театров и мерах по

‹ его улучшению». С докладом высту-

пил заместитель председателя Орг-
комитета ССХ СССР, народный ху-
дожник РСФСР М. Манизер.

— Постановления ЦК ВКП(б), —
сказал он, — затрагивают самые глав-
ные, самые существенные моменты не
только в литературе, драматургии н
театре, но и во всем советеком ис-
кусстве. В этих постановлениях го-
ворится о целях нашего искусства, о
его содержании и форме. Постановле-
ния говорят о том, что содержанием
советского искусства должны быть
прежде всего современность, мысли
и чувства, волнующие сегодня наш
народ, что в современности худож-
ник должен искать ростки будуще-
  го, открывать и показывать их.

— Художник должен помнить, —
говорит далее докладчик, s— uTO
содержание и форма не отделимы
друг от друга. Марксистско-ленин-
ская теория искусства, утверждая
примат содержания, отвергает тем
самым использование чуждых форм
современного — западноевропейского
искусства для выражения наших мы-
слей И Чувств.

Каковы же мысли и чувства, вол-
нующие советского художника? От-
вечая на этот вопрос, докладчик об-
стоятельно анализирует произведения
современной тематики, представлен-
ные на Всесоюзной художественной
выставке. 1946 года. Он называет
большое количество фамилий худож-
ников, давших произведения на со-
временные темы.

Но дело, конечно, не только и не
столько в количестве, на чем спра-
ведливо остановил внимание собрав-
шихся М. Манизер.

— Дело в том, — сказал-он, — что
остается в памяти у зрителя, что
производит на него наиболее яркое и
сильное впечатление. Можно ли ска-
зать, что, уходя с выставки, зритель
уносит с собой мысли и чувства со-
временного советского человека,
взглянувшего по-новому глазами ху-

партсобрании в

В Oprvommrere

И. Пырьев,
ника; :

Пушкина.

= OG-OTRETCTECHHOCTH худож-

3-я СТРАНИПА:
Е. А. Бруштейн. =— Театр. и мололежь.

А. Оголевец. — Перестроить работу Союза
советских композиторов.

М. Нейман. — В Государственном музее им.

4-я СТРАНИЦА:

театре

К. Чернопятов. — Строго соблюдать градо-

строительную дисциплину.
В. Пименов — Всесоюзный смотр музыкаль”

В:

Памяти Е.

°

На открытом партийном
собрании в Художественном

театре
Е <
—- Художественный театр отстал
от жизни, — констатирует В. Вилен-
кин, — стал пассивным и забыл за-
веты своих учителей, справедливо

считавигих, что в отрыве от совре-
менной жизни театр. задыхается и
жить не может.

— Мы часто повторяем па все ла-
ды заветы К. С. Станиславского H
В. И. Немировича-Данченко и... про-
должаем существование, не обра-
шаясь в своей практике к традициям
связи с современностью. Создание
современного репертуара — этой ос-
новы идеолотической деятельности
‘театра — должно стать делом всех
его работников.

На собрании в Художественном
театре много упреков было обраще-
но в адрес драматургов. «Мы хотим
работать, но He можем, ибо нет
пьес» — это лейтмотив большинства
выступлений. Слов нет, драматур-
гия играет исключительную роль В
создании спектаклей, насьиценных
политической мыслью, способных
воспитывать народ в духе великих
идей партии Ленина—Сталина. Ho
значительна и роль всего артистиче-
ского коллектива. Весьма многое за-
висит от его идейной  целеустрем-
ленности, спаянности, организован-
ности и дисциплины.

Все ли благополучно в этом отно-
шевии? В. Станицын рассказывает о
работе коллектива испелнителей
  спектакля «Победители», который
театр готовит к 29-й годовщине Ве-
ликой Октябрьской революции. Уже
на первые репетиции актеры пришли
собранные, хорошо подготовившись
к работе над этой пьесой. Это про-
изошло потому, что коллективу для
подготовки спектакля даны сжатые
сроки. Тов. Станицын приходит к вы-
воду, что Художественный театр мо-
жет за два с половиной месяца под-
готовлять высокохудожественный
спектакль и за год выпускать не ме-
нее 5—6 премьер.

Наосодный артист СССР М. Тарха-
нов считает необходимым повысить
идейный уровень каждого актера и
режиссера: каждый из них, работая
над современным спектаклем, дол-

дожника на советскую действитель-
ность, открывшего в ней доселе не-
замеченные грани, взволнованного ее
героикой, богатством и разнообрази-
ем?

На поставленный вопрос доклад-
чик дает отрицательный ответ, под-
крепляя это тем. что, по его мнению,
общим недостатком картин, скульн-
тур и графики на жанровые темы, за
редким исключением, являются недо-
статечная глубина ‘и значительность
‚идей, ‘воплощенных = художником.
Конкретизация идей. в сюжетах
сплошь и рядом случайна, иными
словами, сюжет, выбранный худож-
ником, не является для данной идеи
наиболее выразительным. Образный

материал по большей части не заим-:

ствуется из жизни, он часто создает-
ся умозрительно, экспериментально,
в мастерской,

Переходя к области портрета, до-
кладчик отмечает, что здесь
всего наблюдается
отображательство, поиски чисто
внешнего подобия, без попыток рас-
крыть внутреннюю сущность образа.
Пейзаж, представленный на выстав-
ке, в большинстве случаев не поднят
до звучания большого волнующего
чувства.

Разбирая причины этих недостат-
ков, М. Манизер говорит о том, что
наши художники еще недостаточно
овладели диалектическим методом
анализа явлений; в выборе сюжета
они часто ‘делают непростительные
ошибки, сводящие  на-нет ‘их боль-
шую .работу. Каждый художник дол-
жен твердо усвоить, что, ‚создавая
картину на современную тему, глубо-
ко вдумываясь вявления ‘действи-
тельности, в тенденции интеллекту-
ального и морального роста coBer-
ского ‘человека, он способствует делу
народа, делу нашей партии и госу-
дарства. :

Советские художники должны не-
устанно совершенствовать свое  ма-
стерство, изучая жизнь и великое
наследие искусства прошлого, особое
внимание уделяя отечественному
русскому искусству.

Подробно остановившись на край-
не неудовлетворительном состоянии
советской изокритики, М. Манизер
говорит о необходимости создания
центра, об’единяющего всех занима-

ной и хореографической самодеятельности.

Лансере.
РЕН СЕМ

IBIZ IL (6)—
работы

жен быть во всеоружии и теорети-
ческих знаний.

Эту же мысль подчеркивал в сво-
ем выступлении В. Белокуров, при-
зывавший уделить больше внимания

идейному воспитанию коллектива,
укреплению дисциплины и организо-
ванности — необходимых условий

хворчества художников.

В. Месхетели говорил о том, что
Художественный театр стал  забы-
вать о своей роли в жизни советско-
го театрального искусства. Театр
мало работал с доаматургами, pac-
считывая на самотек. В. Месхетели
выразил ‘уверенность, что, осознав
свои ошибки, театр ответит на по-
становление ПК ВКП(б) выпуском
зысокохудожественных, ‘идейно-це-
зеустремленных спектаклей, отража-
ющих величие нашей современности.

-C большой речью на собрании вы-
ступил художественный  руководи-
тель МХАТ СССР им. Горького Has
родный артист РСФСР М. Кедров.

— Каждому художнику, ска-
зал он, — сейчас надо многое пере-
смотреть в своей деятельности И
осознать ‘величайшую  ответствен-
ность перед. народом и страной.
Идейность была неотгемлемым со-
держанием репертуара нашего  те-
атра в лучншие его годы. Каждый
художник ‘должен глубоко знать
жизнь, ибо только изучая и позна-
вая то, чем живет наш наэод, мы
будем в силе ответить на требова-
ния, которые народом нам ставятся.
Нельзя художнику быть безидей-
ным. Нельзя, оставаясь инертным,
мечтать о воздействии на зритель-
ный зал. А мы жили по инерции, ог-
лядываясь на блестящее прошлое,
созданное нашими учителями. Тра-
диции хороши, но если нет устрем-
ления вперед, то эти традиции пе-
рестают быть живыми и становятся
музейными.

Партийная организация и коллектив
Художественного театра, — говорит-
ся в резолюции собрания, — прияи-
мают мудрое решение ЦК партии, как
указание к действию и мобилизуют
все свои творческие силы, чтобы вме-
сте с советскими драматургами ло-
стойно выполнить возлагаемые на
коллектив задачи. Мы должны еще
больше вооружиться теорией боль-
шевистской партии, повседневно изу-
чать произведения Ленина— Сталина,
философию марксизма-ленинизма —
безграничный источник идей нашего

чаще   : ЕР
поверхностное   РИческие постановления LIK BKITI(6),

творчества.

101038 COBBTCKNK художников _

ющихся теорией, историей и крити-
кой советского изобразительного ис-
кусства. Секция критиков МОССХ та=
ким требованиям сейчас не отвечает.
Критикуя деятельность союзов со=
ветских художников, докладчик от=
мечает, что вместо вдумчивого ру-
ководства, в союзах вошло в обычай
взаимное восхваление, с олной сто-
роны; и нетерпимость к. критике, —
с другой. Здесь имела место одина-
  KoBo высокая оценка как крупных
; явлений, так и явлений ‘малозначантих
; — из побуждений не принципиаль-
‚ ных, а приятельских.

В прениях по докладу выступили
тт. А. Герасимов, Бубнов, Соколов-
: Скаля, Денисовский. Кацман, Львов,
Машковнев, Радимов, Тавасиев, Га-
‚ пошкин, Керзин, Сокольников, Сысо-
  ев и Исаев.

В своей резолюции расширенное
  заседание президиума’ Оргкомитета
: ССХ СССР горячо приветствует исто-

дающие новый мощный толчок к
правильному росту и развитию совет-
ского искусства, ясно определяющие
его дальнейшие пути. Резолюция
констатирует, что в изобразительном
искусстве наблюдается недооценка
значения идейно-насыщенного, за-
вершенного по форме произведения,
отвечающего на запросы народа и со=
ветского тосударства, воспитываю-
щего советского человека в духе
бодрости, веры в свое дело, не бо-
ящимся препятствий. Все перечислен-
ные недостатки в работе художников
являются следствием нлохо постав-
ленного идейно-политического вос-
питания в. союзах. Это положение
усугубляется наличием в рядах ху-
дожников и изокритиков людей,
подменяющих критику аллилуйщи-
ной. -
Далее в резолюции говорится од
том, что союзы советских хуложни-
ков в свете решений ЦПК ВКП(б) на
вполне справляются со своей рабо-
той. В этом повинен и Оргкомитет,
недостаточно руководивший повсе-
дневной творческой и идейно-поли=
тической работой внутри союзов.
Союзам советских художников
предложено провести широкое о6-
суждение своей деятельности и твор-
ческой работы художников в свете
решений ЦК ВКП(б), улучшить по-=
литико-воспитательную работу.

РАБОТ

В течение двух дней в Театре им.
Евг. Вахтангова проходило открытое
партийное собрание, посвященное
обсуждению постановления : ЦК
ВКП(б) «О репертуаре драматиче-
ских театров и мерах по его улуч-
шению».

Директор театра В: Пименов в сво-
ем докладе проанализировал работу
театра за последние годы и признал,
что руководство театра не уделяло
должного внимания работе над по-
становками пьес советских драматур-
гов на современные темы.

В. Пименов призвал коллектив мо-
билизовать все силы на наилучшее
осуществление постановок совре-
менных советских bec.

‘Выступивший затем художествен-
ный руководитель театра. Р. Симонов
сказал, что на протяжении последних
лет_театр ослабил свою работу над
современной пьесой, допускал пояз-

ление на своей сцене спектаклей сла-

бых и в илейном и в художествен-
ном отношении,

АТЬ ПО-Н

На открытом партсобрании
в Театре им. Вахтангова.

х

В развернувшихся прениях с рез-
кой критикой работы театра высту-
пили Б. Захава, Н. Плотников, секре-
тарь партийной организации Р. Эки-
MOB. ;
Об ответственности за характер
репертуара о качестве режис-
серской и актерской работы, о ка-
честве спектаклей о современной
теме — ведущей теме нашего театра
_—товорили И. Рапопорт, В. Осенев,
А. Абрикосов, А. Наль, Л. Шихма-
тов.

Все выступавшие подвергли крити-
ке работу литературной части теат-
ра; говорили о необходимости соз-
дать свой авторский актив.

А. Горюнов отметил, что за по-
следние годы в театре мало обраща-
ли внимания ма идейное содержание
спектаклей. Это неизбежно уводило

ОВОМУ

от подлинного искусства и приволи-
ло к тому, что К. С. Станиславский
называл «ремеслом».

Были высказаны настойчивые трез
бования улучшить  марксистско-
ленинскую учебу всех работников
театра, ибо без глубокого изучения
трудов Маркса-—Энгельса — Ленина
—Сталина нельзя создать произведе-
ний, которые отразили бы то новое,
что рождается в советском обще-
стве, в характерах советских людей.

Собрание признало ошибкой теат-
ра постановку порочной пьесы
А. Гладкова «Новогодняя ночь»,

Открытое партийное собрание
подчеркнуло огромное значение по-
становления ЦК ВКП(б) «О репер-
Tyape драматических театров и мез
pax по его улучшению», как руково
дящего документа, определяющего
пути дальнейшего развития совет“
ского театра. Собрание наметило ряд
конкретных мероприятий ‘по пер=-
стройке работы коллектива.

пионера чатом, омоулооонизиатирявяттозчу ваши