Зыкальный

обеспечивающие
ской музыке подлинно мировое зна-
чение, являются результатом твор-
ческих достижений выдакицихся со-

Успехи, совет-

зетских композиторов. Успехи эти
были бы, несомненно, еще более
значительными, если бы все творче-
ские силы советской музыки были
по-настоящему об’единены. Правда,
y Hac существует творческий центр —
Оргкомитет Союза. советских компо-
зиторов, но деятельность его далеко
ие всегда отвечает тем задачам, ко-
торые на него возложены. ,
Специфика музыкального искусст-
ва тоебует умения разбираться в на-
пзавленности музыкальных произве-
дений. В звучащем материале сим-
фонических и камерно-инструмен-
тальных произведений не Участвует
слово. Тем труднее о поэтому гово-

{pHTb O содержанни этих: произведе-

ний, об них идейной направленности,
которая, в конечном счете; определя-
ет ценность каждого произведения
искусства. В музыкальном искусстве
вечно живо только то. что черпает
свои истоки в сокровищннце народ-
ной мысли, народного ‘мелоса и сле-
дует тем органическим закономерно-
стям, которые присущи народному
музыкальному языку.

Как известно, на Западе появились

направления, пытающиеся «покон-
чить» с этими законами. Идейное
оскудение и моральное разложение
буржуазного общества эпохи импе-
риализма породило особого рода My-
язык: выхолощенный,
мертвый, сумбурный,
противоестественный. В этой «музы-
ке» погоня за внешними раздраже-
ниями тембрового и ритмо-интона-
пионного порядка подменила собою
стремление к выоажению чувств и

мыслей. Музыка перестала быть
«языком души», а пресловутая «аз-
моциональность», экспрессионизм,

урбанизм и прочне «измы» стали о<-
новой характерных направлений з3-
излной музыки энохи империализма
и фашистского заснивания культуры.
Советская страна’ является cBe-
точем для трудящихся всего мира,
носительницей передовых идей,
вот почему печатью подлинного гу-
манизма отмечены лучшие произве-
дения наших мастеров.

Однако наряду с этим, в творчест-
ве некоторых советских композито-
ров проявляются нездоровые <3a-
паднические» влияния. Речь идет о
произведениях молодых композито-
ров М. Вайнберга и Ю. Левитина.

Этим композиторам присуще нечто,

общее выхолощенный западни-
ческий язык. находящийся в полном
разрыве с традициями нашего вели-
кого искусства, язык, ‘абсолютно
чуждый реалистическим устремлени-
ям советской музыки. И тем не ме-
нее, вокруг этих композиторов (в
особенности первого из них) в сою-
эе создается вредная шумиха.

Более того. В союзе ‘имеет хож-
дение «теорийка» о том, что следо-
вать традициям русской. музыкаль-
ной классики зазорно, что это, мол,
«эпигонство».. А вот «новаторство»,
оказывается, заключается в том, что-
бы подражать  послевагнеровским
немцам Малеру, Хиндемиту и дру-
rum. Пропагандистско-«воспитатель-

ная» деятельность в стенах союза,

принявшая ваюлне систематический
характер, заключается в прослутива-

нии граммзаписей и в проигрывании,

произведений западных модернистов
в четыре руки на фортепиано, при-
чем вокруг этих мероприятий созда-
ется атмосфера нездоровой сенса-
ции. В порядке. «слуховой дрессиров-
KH> молодежи исполняются такие
произведения, которые могут только
отравить ее сознание и которые по
вполне понятным причинам не име-
ют хождения в программах наших

изломанный,

говорить уже не о низкопоклонстве
перед буржуазной культурой, а об
его культе.

` Нечего и товорить, как это отра-
жается на ‘воснитании  композитор-
ской молодежи.* Ведь, например, у
Вайнберга есть и дарование, и не-
заурядная композиторская техника,
но надо с ним работать; повернуть
его к нашей действительности, вос-
питать в нем подлинно советского
художника. А между тем молодого
композитора губят, и он рискует `ос-
таться ненужной, чуждой нашей
культуре фигурой, — ведь голый
техницизм плюс  урбавистическая
‹аэмоциональность» не могут явить-^
ся основой для развития дарования
Вайнберга. В творчестве Левитина,
несравненно менее ° талантливого,
чем Вайнберг, подобные явления
также принимают уродливые формы.
Непонятно, почему горе-критики,
прославляющие Вайнберга и Лезвити-
на, не получают должного отпора
творческой организации.

С повестки дня творческих собра-
ний союза, кстати сказать, очень
редких; совершенно сняты вопросы
о пошлости-и банальности. Но неу-
жели Оргкомитету неизвестно, на-
сколько цпепки эти тенденции, на-
сколько упорная, повседневная и
принципиальная борьба должна вес-

THCb C подобными явлениями в ис-
  кусстве. В Оргкомитете, повидимому,
ренгили, что эти явления уже совсем
  изжиты и. так сказать, <самоупразд-
  нились». Под прикрытием «невмеша-
  тельства» союза в эти вопросы рас-
  цветает пышным цветом пошлость. В
реа некоторых композиторов
рондо штампованные,  баналь-

ные, захватанные приемы и 0бо00-
Г ты, в особенности это следует отне-
` сти к массовой песне. Союз не вме-

эти явления приняли угрожающие
размеры, никто не поправил компо-
зиторов, не предостерег их. Многие
песни композитооов Н. Богословско-
ro, C. Kana, Ю. Милютина, М. Фрад-
кнна оскорбляют элементарный му-
зыкальный вкус, но, тем не менее,
имеют распространение, культиви-
руя «томную грусть», кабацкую ме-

i
  шался в работу Радиовещания; гда

t

этих отношениях характерно отсут-
ствие хотя бы одного руководящего
  документа, изданного союзом за по-
следние три года. После обсуждения
этих вопросов в 1942 г. президиум
сдал все эти вопросы в Комиссию
массовых музыкальных жанров и
успокоился... «Подписано — и с плеч
долой».

За все голы существования Орг-
комитета не проведено ни одного со-
вещания с музвещанием ВРК и Муз-
отделом Министерства кинематогра-
фии, несмотря на то, что с трибуны
пленума ССК еще в 1944 г. раздава-
лись требования заслушать отчет
музвешания ВРК и провести широ-
кую конференцию. На многих участ-
ках работы Оргкомитет выключился
‘из. общественно-музыкальной жизни
страны, подменив свои важнейшие
творческие функции аппаратными
«взаимоотношениями» и текущей пе-
репиской по разным вопросам, уча-
ствуя, по мере вызовов представите-

лей, в некоторых засёданиях, но’ не

более того.

Если в союзе стимулировались и
игнорировались явно отрицательные
явления, то, с другой стороны, союз
прошел мимо ряда творческих до-
стижений и успехов некоторых ком-
позиторов. Лостаточно сказать, что

симфонии Л. Половинкина, обойден
  молчанием новый балет Ал. Крейна
«Татьяна», коайне редко устраива-
ются показы и обсуждения‘
ства композиторов братских респуб-
лик, не популяризируются произве-
дения талантливой молодежи.
Попробуем разобраться в сло-
жившейся в Союзе композиторов

обстановке.

Прежде всего резко бросается в
  ees отсутствие коллективности в
  работе союза.
: союза незаметно

исчезла трибуна

ланхолию и прочие «настроения». В:

до сих пор не исполнены 6-я и 8-я,

творче-

Для рядового члена

ардной), где он мог бы высказаться
по общим вопросам. За последние
три года состоялось всего два пле-
нума (в марте: 1944 г. и в апреле
1946 г.), заседания президиума Орг:
комитета, как правило, ведутся ке-
лейно. Руководство союза игнори-
рует в. своей работе принципы де:
мократии. Действительно, вряд ли
пустяком является такая аномалия,
как... отсутствие ревизионной ко-
миссии в течение ряда лет и связан-
ная с этим полнейшая общественная
бесконтрольность. :

Второй факт не менее xKpacHope-
чив. По обстоятельствам военного
времени в 1942 г. было признано це-
лесообразным распустить правление
Московского союза, Передав его
функции Оргкомитету. Когда стало
ясным отсутствие коллективности в
работе, когда стала ясной необхо-
димость включить живые силы B
руководство союза, на 1945 г. было
испрошено и отпущено правитёльст-
вом РСФСР 100 тыс. рублей на ор-
ганизацию Московского союза. Но...
31 декабря 1945 г. деньги возврати-
ли, как неиспользованные, и Москов-
ский союз не организован до сих пор.

Возникает законный вопрос, как
такой крупнейший и значительней-
ший по своему удельному весу кол-
лектив композиторов и музыкове-
дов, как московский, мог остаться
неорганизованным, без настоящего
руководства, без своего союза? Яс-
но, кстати товоря, что президиум
Оргкомитета, упразднив = Москов-
ский союз композиторов, должен
был загрузить себя бесконечным
множеством всевозможных дел.

Работой на местах в братских
республиках и крупных центрах
Оргкомитет не руководит по-настоя-
щему. Союзы здесь, по-существу,
предоставлены самим себе. На един-
ственном пленуме 1944 г. по общим
творческим вопросам совершенно
отсутствовали темы, посвященные
музыке братских - народов.
пор было проведено одно  совеща-
ние по вопросам татарской музыки
в Москве, сделано два выезда в
закавказские республики и Латвию,
причем первый из них явился лишь
образцом парадного ‹ «наездничест-
ва».. Шумиха редких выездов под-
меняет собою подлинные формы
связи (хотя бы крепкой инфор-
мационной связи и учета), до KOTO-
рых до сих пор в Оргкомитете не
могли додуматься. Правда, три
месяца тому назад Оргкомитет на-
правил в три республики своих
представителей (рядовых членов
‚союза) для организации связи и ин-
формации. Спрашивается, постаточ-
но ли этого и не поздно ли Оргко-
митет взялся за полобные меро-
приятия, даже если они булут про-
должаться? Любопытно отметить в
этой связи, что композиторские ор-
ганизации (вместе с музфонловски-
ми) во всех своих OTBETBACHHAX
имеют много десятков ‘сотрудников,
но в то же время нет планомерно ра-
ботающего отдела по руководству
периферией и связи с ней. Чем это
можно об’яснить, кроме неумения
или нежелания наладить этот важ-
нейший участок работы? _

Стиль „работы Оргкомитета. ска-,

зался на. отстающем,. участке -СовеЛ-
ской оперы. Мы давно и. много го-
ворим о том, что на фоне мировых
достижений советской музыкальной
культуры отставание оперного жан-
ра представляется особенно кедону-
стимым: Оргкомитет в прошлом To-
ду создал своим - потановлением
оперную комиссию и... тем ограни+
чился. Эта комиссия составила «на-
метки», провела несколько  собра-
ний. За второе полугодие, напри-
мер, состоялось лишь четыре собра-
ния.
лись одно за другим, так как мяо-
гие члены комиссии относились к се
работе безответственно. Так, член
комиссии С. Шлифштейн обещал в
течение года сделать ‹в <кором вре-
мени» проблемный принципиальный
доклад по вопросам оперы, тема ко-
торого в максимальном уточнении
звучала так: «Развернутый доклад

по опере». Никакого доклада, одна-

концертных организаций. Тут надо  (за исключением столовой и билли-!ко, сделано не было.

„.Высокий зал бывшего кинемато-
графа, словно гигантский вагон же-
лезной дороги, весь заставлен двух-
ярусными койками. Здесь помещает-
ся общежитие оборонного завода, и
живут в нем юные девушки в BO3-
расте от 14 лет и старше. Они эва-
<уированы . из Ленинграда; Одессы,
Сталинграда, с Лнепра и Кубани, с
Дона и Волги. Где-то там, далеко,
остались дом и семья, а у многих
не осталось ни того, ни’ другого:
дом немпы сожгли, родных угнали
или убили...

Вечерами, когда девушки усталые
отлыхают на своих койках, я прихо-
‚жу к ним в гости. Мы разтовариза-
ем, иногла поем песни, пляшем, сме-

емся. Но чаще всего мы читаем
вслух.

Что мы читаем? Повесть, пьесу,
позму очерк. Содержание всего

этого почти всегда — героическое.
потому что героика для них—са-
мое желанное и дорогое. Героика
всего лучше доходит, всего сильнее
волнует, она всего больше нужна EM,
нужна для жизни, для работы, для
того, чтобы училась ходить и взле-
тать их еще робкая полудетская
мысль.

Жадность этой молодежи к герои-
ческому полчас до удивительного
настой ива и прелприймчива. Пом-
Ею однажды кто-то прослышал, что
в один из колхозов области приехз-
ла в отиуск после ранения девушка,
которая бултс бы вилела Зою Кас-
модемьянскую. Что тут поднялось!
Эту невеломую девушку упорно ра-
зыскивали, о встрече с нею мечта-
ли, како счастье. Это была. не при-
хоть ‘это была потребность души...
И такую же сильнейшую тягу К Е=-
ронческому мне. как и всем, рабо-
тавшим тогда в тылу,

наблюлать у школьников, даже у

младших. как и У колхозной моло-*

дежи. у стулентов и даже у раненых
мололых бойнов в госпиталях. Каза-
лось бы, уж лля них, только что но-
бывазших в огне войны, так есте-
ственно было бы желание отвлечься,

да и врачи настаивали, чтоб мы чн-

тали равеным что-нибуль полегче,
посмешиее, но сами они настойчивее
всего требовали и хотели именно ге
роического.

Вместе с тем молодежь военных
лет чрезвычайно привлекали также и
темы морального совершенствова-
ния, борьбы за овладение этически-
ии высотами, темы верности

доводилось

[ HReKpacHOn человеческой любви и
пружбы. Не могу даже приблизи-
тельно подсчитать, сколько раз пе-
ред молодежной аудиторией воен-
ных лет я рассказывала о писателе
  Николае Островском, но отчетливо
  помню, что этот рассказ всегда слу:

шали в глубокой взволнованной ти-
шине. Образ Островского, не слом-
ленного ни слепотой, ни параличом
почти всего тела, ставшего образо-
ванным человеком и писателем уже
после своего страшного заболевания
  и сохранившего до последнего вздоха
‚ силу большевистского духа, светлый
  оптимизм и нерушимую связь с’род-
  ным советским миром, — этот образ
i

i

всегда оказывался неотразимо при-
влекательным для молодых слуша-
телей. Интересная деталь: я всегда
рассказывала им о высокой мораль:
`ной требовательности Николая Ост-

ровского, о том, что работу он по-
нимал только  самоотверженную,
жизнь — только героическую, лю-

бовь — только самую высокую, ис
  возмущеннем говорил о людях, кото-
рые живут «как-нибудь», работают.и
любят «кое-как». Когда я приводнла
высказывание самого Островского:
«Лучше никак, чем как-нибудь и
кое-как!», всякая молодежная аули-
тория неизменно разражалась (как
  и сейчас разражается) громом апло-
  дисментов. Молодежь как бы мани-

фестирует этим свою солидарность

с Николаем Островским, свое жела-
ние жить, работать, любить, дру-
  жить не мелко, а во всю ширь чув-

‘ства и мысли. ‘

Интересно отметить, ато такой го-
\рячей реакции молодежи никогда не
вызывали пустые, бездумные, хотя
  бы самые смешные рассказы и пье-
‘сы. Однажды рабочим завода был
показан смешной и звонко-пустой
  французский фарс. Зрители хохота-
ли, да и странно было бы, если бы
они, молодые и веселые, не восполь-
зоваливь этим случаем посмеяться!
Но на следующий же день никто на
заводе уже не говорил о вчерашнем
весельи. Не было воспоминаний, раз-
говоров, как это обычно бывало пос-
ле серьезного спектакля или кон-
церта, — словно в воду канул весе-
лый фарс...

Такова наша молодежь и сейчас, в
дни мира, каки в голы войны. Га-
ковы те требования, с которыми она
приходит к искусству. В частности

MONO RES

OT ‘театра молодой. зритель хочет

рячих, как молодость, волнующих
дыханием подвига, морально-требо-
вательных,  заставляющих думать.
Только при правильном понимании
этих требований молодого. зрителя
театры могут выполнить ту
которую ставит. перед ними ЦК
ВКП(б): ‹..воспитывать советскую
молодежь бодрой, жизнерадостной,
преданной родине и верящей в побе-
ду нашего дела, не боящейся пре-
пятствий, способной преодолевать
любые трудности».

Задача эта — высокая и почетная.
На кого же ложится она, какие те-
атры призваны создавать такие спек-
такли, воспитывающие молодежь? И
что сегодня еше мешает театрам, Ка-
кие трудности стоят перед ними прч
создании таких спектаклей?

Первым звеном в этом деле явля-
ются, конечно, детские театры. Вель
именно они кладут основу воспитя-
ния искусством тех детей, из кото
рых вырастает молодежь. Однако за
годы войны сеть детских Театроз
сильно поредела, и мы потеряли при
этом как раз многие из лучших теат-
ров. Так, перестали существовать
лучшие из московских детских теат-
ров-—Госцентюз и Московский театр
для детей, а в Ленинграде — один из
лучших театров стравы — Нозый
тюз. Процесс восстановления тюзов,
конечно, идет, открываются новые
тюзы, но протекает это отнюдь не
быстро. Даже Москва с ее возрос-
шим детским населением имеет вме.
сто пяти довоенных детских театров
всего два с маловместительными
зрительными залами.

Самым узким местом в работе ня:
ших тюзов является, однако, не эга
внешняя неустроенность, а как, впро-
чем, и в театрах для взрослых,
репертуар, и об этом хочется пого-
ворить подробнее, Репертуар рус-
ских тюзов составлял в истекшем
сезоне 102 пьесы, цифра солидная
и впечатляющая. Но при ближайшем

рассмотрении внушительность этой

цифры тает, «яко воск от лица огня».
Неру советеких авторов принадле:
saat 67 пьес. Количество детских
пьес, написанных советскими драма”
тургами, составляет 49. Но если из
этих 49 пьес мы вычтем 39 инепенн-
ровок и сказок, то останется совсем
маленькая цифра + 10. Итого 10
пьес о советской стране, о советских

прежде всего глубокой идейности,   людях до и после войны, на фронте

долгу, (он ждет слектаклей героических, го- и в тылу,

С. чех

Очередные заседания срыва-,

задачу,

Президиум же со своей стороны
уклонился от заслушания плана ра-
бот комиссии и его утверждения, от
заслушания какого-либо очередного
или итогового’ доклада, от обмена
мнениями хотя бы*на президиуме.

Поставим вопрос со всей рез.
костью: что сделал Оргкомитет Со-
юза композиторов для разрешения
проблемы создания советской опе-
ры, одной из важнейших проблем
советской музыкальной культуры?

Ответ на этот вопрос связан с во-
просом планирования работы союза
в целом, с проблемой об’единения
и направленности творческих сил

союза. :
Институт творческих. заказов, ко-
  торый обеспечивался громадными
средствами, сосредоточенными в’ ру-
  ках союза, был, несомненно, ии-
  струментом подобного
  ния и существовал до 1945 г..вклю-
чительно, изменив, правда, во время
войны свою «номенклатуру» и име-
нуясь институтом «творческой по-
  мощи». Уже самое переименование
  переместило крен с планирования
творческих жанров на поддержку
композиторского самотека. Это де-
ло велось притом” достаточно.

aes

ряшливо в смы:ле творческого KOH-

троля и в отношении действительно-

зультата. Например, по многим де-
сяткам тем в области критики .и му-
‘зыкознания мы имеем считанные
  единицы книг, об издании которых
можно было бы говорить. Инстру-
мент планирования ранее был извра-
щен, а далее уничтожен.

Критический и теоретический уча-
сток в союзе очень слаб. За по-
следние примерно десять лет систе-
матически умножался состав музы-
коведов. Но ведь музыковед музы-
коведу рознь. Едва ли можно счи-
тать музыковедом недоучившегося
пианиста или любителя музыки, не
получившего никакого образования
но начитавшегося статей и книг по
музыке. Ясно, 470 подобные «музы-
коведы» могут вести только инфор-
мационно-ренортерскую ‘работу, от-
носясь-к работе теоретической мыс-
ли с презрением невежд.

Разве не показательным является
тот факт, что «устный музыковед»
Г. Назарьян, не имеющий ни одного
печатного труда, по никому неиз-
вестным причинам, состоит членом

Союза композиторов, а автору ряла:
капитальных исследований и учеб-

ников, известному советскому му-
зыковеду, доктору искусствоведче-

ских наук профессору С. Скребкозу

было не столь ‚давно отказано В

приеме в ССК.

Поныне пользуется вниманием
Оргкомитета. теоретик Л. Мазель.
Он заявил себя накануне войны по-
клонником западного, преимущест-
венно’ немецкого.
(«Советская музыка» № #2 за
1940 г. Этим тенденциям тот же
журнал впоследствии дал отпор).
Специфической «теоретической» ос-
новой ‘этого низкопоклонства перед
западной буржуазной культурой
являлась основа «учения» о музыке
на основе линеарности (выхолощен-
ной графической линии, ничего не
говорящей уху) и. метро-ритма, при
выхолащивании “е\уУцества  мелоса,
  его.души, его лаза» Но это ведь
есть и основа творчества «аэмоц
налистов» Запада. Ныне Л. Мазель

ва в мешке все той же «теории»,

ской классической и советской му-
зыки_и почему-то считая особо ‘под-
`ходящим для  этого ‘творчество
Д. Шостаковича.

О каких достижениях советской
критики и музыкознания можно го-
ворить при такой «организующей»
роли союза? Здесь даже не хочется
говорить о почти полном OTCYTCT-
вии повседневной работы критиче-
‘ской комиссии, о самотеке и слу-
чайности в ее работе, о неподготов-
ленности весеннего ‘критического
совещания, прошедшего на невысо-
ком принципиальном уровне:

Единственной «трибуной» в союзе

Если же от количественного соста-
ва тюзовского -репертуара мы обра-
тимся к художественному его каче:
ству, то и здесь мы не найдем позо-
дов для благодушия. Ибо в назван-
ное выше число инсценировок и ска-
зок входит не только некоторое ко-
личество талантливых, поэтических,
несущих в себе золотое зерно мыс-
ли и народной ‘морали, но и значи-
тельное число произведений ремес-
ленных, пустых и бездумных. Очень
неравномерен по качеству также: и
крохотный сектор современной со-
-ветской пьесы, — в число этих 19
пьес тоже входит, по пословине,
«всякого жита по лопате». К тому

лелям среднего школьного возра-
eta. Поэтому репертуар для малень-
ких составляют в подавляющем боль-
шинстве сказки, а репертуар для
старших школьников почерпывается,
как уже сказано, частью из класси.
ки, частью из драматургии взрослых
театров до пБесы Пристли «Он
пришел» включительно.

Если остро ошущается малочис-
ленность тюзов, то что же сказать о
молодежных театрах, театрах Ленин-
ского комсомола, — они насчитыва-
ются единицами, Но о них следует
поговорить еще и с иных позиций.

Когда-то мы имели целую сеть
«трамов» —= театров рабочей молот
дежи. Молодежность этих. театров,
была не только в`том, что молодыми
были их зрители, их темы и матери-
ал, но еще и в том, что сами актеры
были выдвинуты
заводскими гакружками.. ^Трамы
ушли в историю, и вряд ли кто-либо
сейчас стал бы требовать их реэез-
куации в современность. Однако
какие-то традиции, нашупанные
трамами,
отклика на все, чем живет и вол-
нуется молодежь, и теснейшая связь
трамов с их зрителем, — все это во-
ace не повредило бы сегодня даже
такому высоко профессиональнему
театру, как Московский театр UM.
Ленинского комсомола, Художест-
венная ненность режиссеров и аК-
теров этого театра, так же, как и
целого ряда поставленных им снек-
таклей. -- бесспорна, но «молодеж-

ность» его робка и расплывчата.
Почему. например, «Бранденбург-
ские ворота» Светлова, — поэма, за-
пенатляющая «светлый облик б0й-
1 па молодого». поставлена не здесь,
а в театре Моссовета? Почему геро-
ическую ньесу Маргариты Алигер о
Зое Космодемьянской готовит не
Театр им. Ленинского. комсомола, а
Театр Красной Армии? Почему в
  репертуаре этого театра нет Почти

планирова-
i

СОБЕТСКОГ, ИСКУССТВО

НИХ НОМПОЗИ

го творческого потенциала и ре-

{При этом стенгазета союза в конце

+ НЯТЬ».

+

i

музыкозпания :

прячет шило этого низкопоклонст-,

«приспособляя» ее к изучению рус-!

же почти все они адресованы < зри-.

быть раз и навсегда пресечена (бу-

i

i
у

{

ТОР

является так называемая консульта-
ционная комиссия, Ее работа оргави-
зуется недостаточно коллективно и
притом так, что композитор не мо-
жет получить ответственной кон-
сультации. Ее предназначение, вклю-
чительно до конца 1945 г. (и первые
месяцы 1946 г.), определило размах
и уровень ее работы: она была со5-
дана для определения технологиче-
ской «добротности» произведений,
написанных по «творческой помощи».
При этом Оргкомитет находил «не:
возможным» организовать это дело
так, чтобы члены комиссии могли
предварительно знакомиться с про-
изведениями.

Направление работы shee agnthadeds
и существо работы комиссии, где го-
ворят только о технологии и делают,
замечания вкусового порядка, в то,
время как вопросы идейно-принцн-,
пиальные, как правило, не обсужла-.
ются. Обывательщина, безидейность,
равнодушие к «чужому» творчест-,
ву, маниловское прекраснодушие, на-.
ряду с систематическим культивиро-,
ванием приятельских отношений =
таков был конечный смысл этой ко-.
миссии.

В тесной связи с этим вопросом.
стоит концертная политика союза.
До весны 1946 г. включительно су-
шествовала совершенно уродливая
практика исполнения союзом произ-
ведений советских композиторов 3!
закрытых бесплатных концертах.

сезона ‘меланхолически констатиро-
вала, что «не все следовало ‹испал-
Произведение либо совсем
не нужно исполнять, либо нужно,
но тогда уже в открытом концерте,
не воздвигая стены между советски-
ми художниками и советским наро-
дом, который сам отберет то, что
ему, в конечном счете, нужно. Вся-
кое произведение, обнаруживающее
признаки дарования, жизненности,
созвучности идеалам нашей великой
эпохи, должно быть исполнено. Поа-
ктика закрытых концертов должна

дучи сохранена только по линии по-
вышения квалификации композито-

ров).

Если в союзе фактически уничто-
жен некогда существовавший отдел
пропаганды, если в загоне оперное
дело, критическая работа, руковод-
ство периферией и все то, что. долж-
но быть содержанием деятельности
` творческой организации, то зато ши-
 роко развернулась работа по мате-
рнально-бытовым вопросам, явно за-
слонившая все остальное.

Приближаются выборы правления
Союза советских композиторов
CCCP. Необходимо в самом сроч-
‘ном порядке создать Московский
союз советских композиторов. Орг-
комитет ССК должен немелленно иа-
палить постоянную связь с перифе-
рийными союзами, приступить, нако-
нец, к подлинному руководству их
деятельностью. Он ‘должен внедрить
принципы коллективности в свою ра-
боту, заслушивать отчеты всех ко-
миссий на президиуме, привлекая к
этим отчетам актив композиторов и
музыковедов, псднять на принципи-
альную высоту проблемы: советской
оперы. Оргкомитет ССК должен по-
нестоящему, наконец, взяться за
  руководство музыкальной критикой,
! повести борьбу с вредными. теорий-

ками, ‘ло’ кониа изжить дух низкопок>

‘лонства перел западной буржуазной:
культурой, бороться с полостью и
безидейностью в музыкальном твор-
`честве, по-настоящему включиться в

’ творческое сотрудничество со всеми
музыкальными организаниями стра-
‘ны. Оргкомитет ССК’ должен вести
повседневную воспитательную рабо-
ту с композиторами, в особенности
молодыми, :

Короче говоря, Озгкомитет ССК
вкорне’ должен перестроить всю
свою работу. Основной его задачей
является борьба за идейную полно-
пенность советского музыкального
творчества, борьба за воспитание со-
ветских мастеров в духе великих
идей Ленина-—Сталина, победоносных
илей большевизма, требующих от
  каждого честного художника служе-
вия ннтересам родного народа, пар-

тии и государства.
А. ОГОЛЕВЕЦ,

PPP PPP LL LLP ALLL LORD

ни одного спектакля, который горя-
чо, молодо, взволнованно говорил
бы молодежи о ней самой.

Тут мы подходим к основному и
главному вопросу. Только ли к дет-
ским и молодежным театрам обраще-

ны слова постановления ЦК: ВКИбб).

о воспитании молодежи? Нет, онн
обрашены ко всем театрам, они при-
зывают всех режиссеров и драматур-
‘гов к участию во всенародном деле
воспитания борнов и строителей зав-
трашнего. дня, И, конечно, в пер-
вую очередь этот призыв ИК обра-
шен к лучшим и старейшим нашим
театрам.

Малому театру, как известно,
больше ста лет. Значит ли это, одня-
ко, что он дедушка, которому рев-
матизм не позволяет играть в горел.
1 ки с быстроногой молодежью? Нет,
театр не имеет возраста, — столет-
аим бывает только его здание. А
накопленные и свято хранимые теат-
ром высокие традиции и заветы рус-
ского национального искусства не
только не старят театр, но. наобо-
рот, дают ему неумирающую моло-
дость. И одна из славнейших тра-
диций Малого театра—это его влия-
ние на молодежь, на студенчество.
Незабываемым голосом Ермоловой
говорил Малый театр с молодежью
3 монологах Лауренсии ий Орлезн-
ской Девы и, как боевая труба, при-
зывал поколения этой молодежи на
борьбу. Почему же сегодня так серо’
и тускло говорит Малый театр с мо-
лодежью даже в таком спектакле,
как «Сотворение мира», поднимаю-

молодежными, щем большие вопросы созидания Нэ-

вой, послевоенной жизни?

И разве не был учителем ‘и BOCTIN-
тателем молодежи МХАТ? Каждое
слово в его чеховских и горьковских
спектаклях падало в сердца. как

живость и горячность их! жизнетворяшее семя, учило, зажига-

ло радостью и болью, любовью и
гневом. Для прошлых, уже ушедших
поколений чеховские и горьковские.
спектакли МХАТ были «сегодняш-
вими», их героями были современ-
НИКИ. 4

„Дело воспитания молодежи — ле:
ло МХАТ и Малого театра в такой
же мере, как и дело любого тюза.
Пусть кажлый драматург напишет
хоть одну пьесу, направленную в ад:
рес ‘молодежи, и пусть сделает эта
не как столичный гастролер, поющий
в провинции вполголоса, но во BCIO
силу своих творческих возможно-
стей. Пусть сделают они это с пол
ным сознанием ответственности и
почетности залачи воспитания ново-
го человека, которую ставят перед
ними партия, правительство и весь

советский народ.
А. БРУШТЕЙН.

Сверху — обший вид Госуларственного музея изобразительных ис-

кусств им. А. С. Пушкина; снизу —

©

уголок зала Филия.
Фото В. Ботляр.

$ —

2 Loc ударственном

В ближайшее время Государствен-
ный музей изобразительных искусств
после длительного перерыва снова
откроет свои двери для посетителей.
В экспозициочных залах близятся к
концу последние приготовления.

Ночти пять лет прошло с тех пор,
как основные коллекции музея, тша-
тельно упакованные, были вывезены
в глубокий тыл страны, Ценности ис
кусства нужно было предохранить
от опасности воздушных бомбарди-
ровок. Такая предусмотрительность
оказалась не лишней: осенью 1941
года в ближайшем соседстве с му-
зеем разорвалась немецкая фугасная
бомба большого калибра, а на кры-
wry ero обрунтился целый град зажн-
гательных бомб.

Немало усилий пришлось прило-
жить лля ликвидации послелствий
воздушной бомбардировки, а позд-
нее — для восстановления музейного

здания. Достаточно сказать, что пля
  ремонта трехслойной стекляюной
  крьпни понадобилось нарезать и
‚ уложить около 10.000 квадратных

‚; метров стекла. Много времени ушло
  на роставрацию художественной рос-
писи и лепного брнамента.

К моменту, когта над зданием му-
зея выросла новая стеклянная кры-
ша, прибыли из эвакуации долго-
жданные музейные коллекиии. Не-
смотря. на тысячи километров пути,
все произведения вернулись на свои
‚места в образцовой сохранности,
Вскоре после этого научные отделы.
приступили к подготовке: планов и
макетов экспозиции ‘музея.

Известно, что в начале своего ‹у-
щшествования музей почти не распо-
  дагал поллинными памятниками ис-
кусства. В его залах размещалось
замечательное по качеству и полно-
те собрание скульптурных слепкоз,
‚ начиная памятниками Древнего Егип-
  та и кончая эпохой Возоождения. Из
‘числа подлинных памятников, хра-
  нившихся в Музес, исключительную
! ценность имела коллекция . египет-
ских древностей, собранная знаме-
нитым русским египтологом Голени-
ЩеБЫМ.

Планомерное о пополнение музея
оригинальными произведениями иего

плексный Музей мирового искусства
относятся уже к послеоктябръской
эпохе, Именно в советский период
создаются наново и постепенно
вершенствуются картинная галлерея
: западно-свропейской живописи и ка-
бинет гравюр. включающий графику
от ее ранних образцов вплоть до
произведений советских. художни-
KOR. Е

Вместе с ростом коллекций вырос-
ла и научная библиотека музея, рас-
`птирились его реставрационные ма-
`стерские, а’ в самое ‘последнее вре-
мя, еше до окончания войны. воз-
никли новые отделы: отдел
диций и раскопок, ‘специальный ар-
хивный отдел, кабинет репродукций.
издательство и скульптурно-репро-
дукционная мастерская.

В отличие от довоенной экспози-
ции музей открывается сейчас в со
ставе двух разделов: античного H
западно-европейского искусства.
Третий раздел. искусство Древнего
Востока, будет открыт через He-
сколько недель, после окончания
особо сложных работ по реставра
ций плафонной росписи. ;

В новой экспозиции античного HC-
кусства великолепные слепки выда-
ющихся произведений древности
сочетаются с некоторыми аз-
цами поллинной греческой ‘и
римской скульптуры. Посетители
музея вновь увидят памятники. от-
носящиеся к начальному и вместе
с тем величайшему периоду в чс-
тории человеческой культуры, ока-
завшему колоссальное влияние на
все послелующее развитие искус-
ства. Реализм греческой скульпту-
ры, пластическая ясность ее обра-
зов, ее стремление к идеальным
гармоническим формам до сих пор,
говоря словами К. Маркса. сохра-
няют «значение: нормы: и недосягаз-
мого образца».

Наибольшее количество зал зани-
мает экспозиция западно-евроней-
ского искусства, охватывающая
большой исторический период — от
раннего Возрождения до середины
ХХ в.—и представленная, главным
образом, произведениями живописи.

Картинная галлерея музея начи-
нается залом, в котором расположе-
на небольшая, но превосходная но
качеству коллекция итальянских при.
митивов ХШ-— ХУ яеков. Централь-

е место принадлежит здесь «Пизан-
ской - Мадонне», написанной в духе
классических византийских тради-
ций: В этом же зале помешаются не-
которые первоклассные картины ху-
дожников пятнаднатого столетия —
«Благовещение» Боттичелли, «Св.
Людовик» Больтраффио, «Мадонна»
Перуджино.

Итальянская живопись Высокого
Возрождения прелставлена в следу-
ющих залах полотнами венецианской
и флорентинской школ — Беронезе,
Себастьяно дель Пьомбо, Джулио
Романо, Бронзино, Пармиджаннино.
Академизм ХУГ и начала ХУ веков

постепенное преобразование в кем:

со-

экспе-.

mysee um Л[упкина

отмечен в экспозиции именами Гвило
Рени, Гверчино и Аннибале Каррач-
чи, а натуралистическая линия Ка-
раваджо — работами Новелли, Лей-
са и Строцци.

Произведениями Маньяско, Крес-
пи, Гварди и Тьеполо завершается
картина развития итальянской живо-
писи в ХУШ веке.

Вместе с итальянскими XVAO%KRH-
ками в одном из зал на особой стене
помешевы полотна художников HC-
панской школы ХУГ и ХУП веков.
«Иоанн Креститель» и «Мадонна ©
младенцем» Сурбарана, «Архангел»
и «Бегство в Египет» Мурильо, на-
тюрморт Антонио да Переда и пор-
треты Греко, Веласкеса и Риберы
дают довольно основательное пред-
ставление 05 испанской живописи
эпохи ее расивета. Впервые между
прочим появляется в э.0й эк-пози-
ции «Мужской портрет» Греко, пе-
реданный во время войны в Музей
изобразительных искусств из Горь-.
ковского художественного музея.

Дальнейшая экспозиция западно-
‘европейского искусства. продолжает-
ся в залах нидерландской, голланд-
ской. фламандской, английской н
‘французской живописи.

Историчезки нидерландский зал,
где расположены картины Moctap-
та, Госсарта, Мора и других масте-
ров старонидерландской школы ХУ
и ХУ вв., является как бы иосхолд-
ным для всей голландской и фла-
мандской живописи. В этом зале по-
мещено также: небольнтое количество
картин старонемецких художников 50
главе с Кранахом. Экспозицию зала
дополняет прекрасной’ работы  ни-
дерландский гобелен с аллегориче-
  ским изображением Надежды.
  В залах голландской живописи
сравнительно редко встречаются
изображения религиозных и антич-
ных сюжетов. Голландские худож-
: ники чеопали свои темы из OKDF-
Е жающей жизни, отдазая решающее
  предпочтение портрету, пейзажу,
  бытовому жанру, натюрморту,
Здесь собраны небольшие карти-

!

ны так называемых малых голланд*
цев — Терборха, Питер де Хооха,
Метсю, Остаде и других первоклас-
 сных художников, жанристов, а так-
г же работы лучиих голландских
Гпейзажистов, начиная от Гойе-
на и кончая Якобом Рейсдалем. В
‘общую и прекрасную пе качеству
коллекцию голланлской живописи
входят также натюрморты Класа, Хе-
ды. Альста и Кальфа.

Но особой драгоценностью в этом
собрании картин являются располо-
женные в центре зала тениальные
полотна Рембрандта, чье искусство
по широте своего солержания и ду-
ховной проникновенности, по богат-
ству и сложности чувств, по глубо-
чайшему смыслу образов и художе-
ственномх совершенству подымает-
ся на самую вермину живописи и
становится достоянием не только
голландской, но всей человеческой
культуры.

Во фламандском разделе мы ветре-
чаем другого титана живописи—Ру-
бенса в окружении менее великих,
но достаточно прославленных ма-
стеров,—Морданса, Ван-Дейка, Сней-
дерса, Броувера, Тенирса. Картины
Рубенса, его «Вакханалия» и замеча-
тельные эскизы монументальной рос-
писи ^ экспонированы в отдельном
небольшом зале.

Последние три зала картинной гал-

лереи посвящены французскому ис*
кусству ХУП--Х[Х веков.

Экспозиция франнцузскоЯ живопиз
си начинается залом Пуссена, кото-
рого справелливо называют величай-
шим художником Франнии. :

С картинами Пуссена непосред-
ственно соприкасаются широкие и
величественные пейзажи его совре-
менников — Клода Лоррена и Дюге.

В следующем франиузском зале
расположена живопись кониа ХУП и
ХУШ веков. начиная от придворного

художника Ларжильера и кончая
Фрагонаромо и Гюбером  Робером.
Центральное место  приналлежит

здесь картинам Ватто и И!рлена.

Зал ХХ века является вместе с
тем заключительным залом музей-
ной экспозиции, гле в чрезвычайно
сжатом виде прелставлена эволюния
французской живописи от начала
столетия до 6070-х голов. О твор-
честве крупнейших мастеров этого
времени—Лавила. Энгра. Жерико,
Делакруа, Курбэ здесь можно су-
дить в большинстве случвев толькб
по единичным  произзелениям.

Сравнительно шире показано в
экспозинии творчество Французских
пейзажистов середины ХТХ века: Ко-
ро, Милле, Руссо, Люпре, Лобиньи,
из которых трое послелних принад-
лежат к так называемой «барбизон-
ской» школе.

В целом по составу своих коллек-
‚ций и широте исторического охвата
памятников Музей изобразительных
искусств является сейчас одним из
крупнейпгих художественных учреж-
дений нашей страны, которое при-
звано собирать, хранить, изучать и
популяризировать величайшие пан
мятники мировой художественной

культуры.
Марк НЕЙМАН.