бтрого соблюдать
Градостронтельную дисциплину

зланий; систематически избегает со-

В сотнях городов нашей страны
илет восстановительное и нозое
строительство. В основу этих гран-
диозных работ положены утвержден-
ные проекты планировок  (генераль-
ные планы), которые являются  ру-
ководяшими государственными до-
кументами для строительства в нас?-
ленных пунктах страны. Чем шире
развертывается в них архитектурно-
строительная деятельность, тем важ-
нее строгое соблюдение градострои-
тельной дисциплины, ;

На первом‘ этане BoccTAaHOBUTeAb-
ных работ, проводившихся еще в ус-
ловиях военного времени, трулно
было вести борьбу против беспро-
ектного; бесиланового-строительства.
Вель дело шло о первой помощи го-
ролам, искалеченным войной, о воз-
становлении ‘самого необходимого
для жизни. — =

Сейчас положение
поэтому — произволу застройщиков,
руководителей местных городских
организаций и строителей, не счита-
ющихся с основным законом. разви-
тия города. — его генпланом; — лдол-
жен даваться решительный. отпор.

Между тем главные архитекторы
ряда городов все еще благодушно
относятся к фактам нарушения про-
ектов планировки. Огромный вред
государству приносят, например, ча-

изменилось, и

стые случаи восстановления в горо-
дах промышленных предприятий, BO-
преки генеральным планам. При этом
не только нарушаются необходимые
санитарные Условия жизни города и
уродуется его. архитектурный облик,
8 зачастую исключается также воз-
можность дальнейшего расширения
самих предприятий. Так, в Вороне-
же, в центральной‘части города; вос-
становлено шесть крупных промыш-
ленных предприятий; ряд -предприя-
тий строится в Краснодаре в районе,
предназначенном для жилых и обще-
ственных зланий. Подобные же слу-
чаи имеют место в Харькове, Смо-
ленске, Майкопе, Осипенко, Пелта
Николаеве, Новосибирске ^ и:
других городов.

Широкое распространение получи-
ло беспорядочное строительство ок-
раинных поселков. Подобные посел-
ки можно встретить на окраинах
Свевлловска, Нижнего Тагила, Челя-
бинска, Барнаула, Новосибирска и
других городов. При их застройке

_ систематически нарушаются TeHe-
ральные планы городов, неправиль-
но проводится зонирование строи-
тельства по ‘этажности, жилыми до-
мами занимаются участки, предна-
значенные для промышленных пред-
приятий, или территории защитных
зон. между промышленными и жилы-
ми районами. р ь
.. Наконец, серьезным злом являются
и частые случаи уклонения от закон-
ного: порялка утверждения проектов
Так, например, Управление Одесской
железной дороги, , ведя болыное
строительство жилых и гражданских

блюдения . установленного порядка
оформления проектной документа-
ции. Таже. картина-и в Запорожье.
Без утвержденных проектов, без раз-
решения на ‘строительство здесь вос-
станавливается целый ряд. жилых до-
мов, принадлежащих заводам Запо-

рожстали, ферросплавов, Днепро-
строю и другим организациям -и
предприятиям. Самовольное erpon-

тельство: крупных об’ектов ведется в
Полтаве, Гомеле и других городах.

Игнорирование порядка утвержде-
ния проектов, обход при строитель-
стве органов государственного архн-
тектурно-строительного контроля. не-
избежно ведут к бесполезной затра-
ге государственных средств, к после-
дующим переделкам и исправлениям.»
Так было, например, при восстанов-.
лении вокзала и клуба в Полтаве,
Дома Красной Армии в Николаеве и
на:ряде других об’ектов самовольно-
го стреительства. i

В процессе ‘строительства город
должен всегда оставаться благоует-
роенным и, даже находясь в строя-
тельных лесах, сохранять опрятный
вид. И- это требование часто не вы-`
полняется, Чтобы ускорить ввод зда-
ний в эксплоатацию, ‘застройщики
заселяют дома: до проведения необ-
ходимых работ по благоустройству
участка (планировка территории, за-
мощение проездов, ‘устройство тро-
туаров, опрад, надворных построек,
водопровода, канализации, электро-
освещения и т. д.). Такие явления на-
блюдаются . повсеместно. Особенно
часты случаи самовольного заселения
новых зданий в Сталинграде, Воро-.
неже и ряде городов Украины, Бело-
-pyccun, © :

` Приведенные примеры говорят о
том; что местные органы архитекту-
ры —в_первую -очередь главные ар-
хиТекторы городов и работники Гос-
архстрейконтроля — часто PaBHO-
душно относятся к нарушениям CO-

-ветских градостроительных ‚законов:

и удовлетворяются только регистра
цией случаев подобных нарушений,
писанием докладных и циркуляров. .
Одно из важных условий успешного
контроля за строительством — высо-
кая квалификация работников архя-
тектуры. (И „главный архитектор, и
работник Госархстройконтроля дол-
жны быть агитаторами и пропаган-
дистами высокого архитектурного
вкуса, прививать этот вкус. хозяй-
ственник2м, а не итти на поводу У
них, как это нередко бывает.
Закон о ° новом пятилетнем
плане требует осуществления строн-
тельных работ только на основе ут-
вержденных проектов. Местные ор-
ганы архитектуры обязаны строго
следить за неуклонным выполнением
этого закона. :
Начальник Главного управления
архитектурно - строительного ^

контроля.
pie К. ЧЕРНОПЯТОВ.

—_—

- Успехи дрогобычских

‘кинораб

`ПРОГОБЫЧ.: (Наш” корр.). Кол-
лектив Лрогобычского ` областного
Зправления-кинофикании (начальник
В: Ермолаев)’ заслуженно. считается
блним из лучших в западных обла-
стях Украины. До воссоединения ©
Советской Украиной на территорин
области не`было ни одной сельской
киноустановки; К началу Великой
Этечественной-войны их стало уже
42. Однако все кинохозяйство ДЛро-
тобычшины, разгромленное  немекц-
кими варварами во время войны, -
пришлось создавать заново. Эту за-
дачу коллектив успешно выполнил:
леперь в области работают 58 кино-
установок. В горных районах При-_
харпатья-——Сколе, Хиров, Устрики,
Дольные Рутки и др. впервые . oT-
хрыты стационары. Все районы об-
ласти кинофицированы, их обслужи-
вают станионары и кинопередвижки,
срели которых 20,. смонтированных
на автомобилях. В центре области
на-днях открыт вновь выстроенный,

OTHUKOB

хороню оборудованный кинотеатр.
_Включившись в сониалистическое
соревнование со львовскими KHHO-
фикаторами, дрогобычцы взяли на
себя обязательства: довести к 1 ян-
варя 1947 г. количество киноустано-
вок до 70 (вместо 63 по плану); вы-

В Комитете по делам иск

учшении репертуара театров о

В целях коренного улучшения ре-
пертуара драматических театров,
поднятия уровня их творческой дея-,
тельности ‘и улучшения работы Ko-
митета по делам искусств и его ор-
ганов по руководству театрами стра-
ны Комитет по делам искусств при
Совете Министров СССР предложил
провести обсуждение в каждом теат-
ре постановления ИК ВКП(б) «О ре-
пертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению», разрабо-
тать практические предложения,
обеспечивающие такую перестройку
работы театра, при которой пьеса
на современную советскую тему ста-
нет основой репертуара и всей твор-
ческой деятельности театра.

В кратчайший срок намечено осу-
ществить перевод лучших пьес со-
ветских авторов ‘на языки народов
СССР для постановки их в драмати-
ческих театрах союзных и автоном-
ных республик.

Для устранения большого коли-
чества инстанций и отдельных лиц,
пользовавнихся до сих пор правом
исправлять и разрешать к постанов-
ке в театрах пъесы, Комитет по де-

ЦК ВКП(б) от 26 августа <. г.

мления спектаклей ‘на современные

уссотв при Совете.

лам искусств установил, что рассмот-
рением и разрешением постановки
пьес занимается исключительно
Главное управление по контролю за
репеотуаром. и зрелищами.
Директорам театров запрещается
производить какие-либо изменения в
утвержденных репертуарных  пла-
нах без соответствующего разреше-
ния председателя Комитета по де-
лам искусств пои Совете Министров
CCCP, председателей комитетов №
начальников управлений по делам
искусств союзных республик.

До конца текущего года на заседа-
ниях Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР будут
заслушаны отчёты председателей ко-
митетов и начальников управлений
го делам искусств союзных респуб-
лик о выполнении постановления

Качество художественного офор-

советские темы. должно стрегоскон-
тролироваться. Директора и хуложе-
ственные. руководители театров, Ha-
рушающие утвержденные  реперту-
арные планы, будут. привлекаться к
суровой ответственности.

===: СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Министров СССР

Главному управлению театров
предложено всячески развивать и
поощрять практику тесного сотруд-
ничёства драматургов с театрами и
поддерживать инициативу театров в
инсценировании наиболее значитель-
ных произведений советской прозы
послевоенного периода: «Молодая
гвардия» А. Фадеева, «Люди с чистой

совестью» Вершигоры, «Два бойца»
Калинина и др.
Начальнику Главного ‘управления

по контролю за зрелищами я ренер-
туаром ` предложено пересмотреть
все ранее разрешенные драматурги-
ческие произведения. —

С 15 октября возобновляется из-
дание бюллетеня Главного управ-
ления по контоолю за зрелишами и
репертуаром. В- этом бюллетене бу-
дут публиковаться списки произве-
дений, разрешенных к исполнению
и снятых с репертуара в порядке по-
следующего контроля.

‚ ФИЛЬМЫ
© ПЯТИЛЕТНЕМ
ПЛАНЕ

Пропаганде научно-технических
проблем пятилетнего плана посвяща-
ет серию короткометражных картин
Московская студия научно-популяр-
ных фильмов.

С современным технологическим
процессом на крупном металлургиче-
ском заводе познакомит’ зрителей
фильм «Основное звено», начинаю-
щийся вступительным словом акаде-
мика И. Бардина. Режиссер картины
К. Когтев. Семки фильма производи-
лись на предприятиях Магнитогорска,

О крупнейшем достижении советс-
кого станкостроения — автоматичес-
кой линий станков, применяемой на.
заводах с поточным методом произ-
водства, расскажет фильм «История.
одной линии» режиссера М. Кауфма-
на.

«В Институте академика Цицина»—
называется картина режиссера Б.
Альтшуллера. В ней будут показаны
проверенные на практике и внедряе-
мые ца производстве опыты акадзми-
ка Пицина’ в области тибридизации
сельскохозяйственных растений.

В ближайшие дни в Азербайджан
выезжает киногрупна (режиссер
Эпштейн) для Семки фильма «Мин-
reyayp»—o строительстве Мингеча-
урского гидроузла. :

„Молодая гвардия“
В Государственном институте ки-
нематографии, в мастерской проф.
С. Герасимова, идет работа над экрз-
низацией романа А. Фадеева «Моло-
дая гвардия». E
Студенты мастерской — учащиеся
актерского и режиссерского факуль-
тетов будут сниматься в главных
ролях; а также примут участие в по-
становке фильма. Всю работу над
картиной возглавляет С; Гераеимоз.
Деятельное участие в’ экранизации
романа принимают студенты сценар-
вого факультета. Они предлагают
различные сценарные варианты от-
рывков‘из романа: :
Снимать фильм будут в Краснодо-
не — на родине’ героев-молодогвар-

полнить годовой план по обслужИ-   дейвев, и в павильонах киностудии

ванию зрителей ко декабря; не   Союздетфильм.

менее 1—2 раз в месяц проводить   Недавно из’Краснодона возврати-
киносеансы в каждом сельсовете;   лась группа студентов института.
улучшить обслуживание детей И (Ими собран обширный материал:

школьников; довести работу KHHO-

nepeapuxek fo 18—20 ceaHCOB BM®-   rorpadun,

письма героев, их родственников, фо-
зарисовки ‘зданий и кос-

cau (при 10—12 по плану); добиться,  тюмов героев.

чтобы каждый: фильм выдерживал
не менее 600 сеансов, и т. д.

Эти обязательства выполняются с

большим политическим  под’емом.
Уже сейчас план посещаемости кино
выполняется на 120 процентов. Убо-
рочную кампанию ‘обслуживало 42
перелвижки. В полях, на ссыпных
пунктах крестьяне смотрели новые
кинофильмы.

Скульптура для иамятника Н. Ф. Ватутиву _

`В мастерских строительства: Двор-
па Советов закончена отливка в гип-
се скульптурной фигуры генерала
армии Н. Ф. Ватутина для памятни-
ка; ссоружаемого в Киеве по проек-
ту лауреата Сталинской премии
скульптора Е. Вучетича и архи-

>

- Закончился прием в Сталинабад-
- ские музыкальную школу и му-
” зыкальное училище. На фото:
вверху — Фирюза Typcyn Sano
= и Инна Колесвикова — юные уче-
лики музыкальной школы идут
на занятия; отличники музыкаль-
ной школы Элла Юнусова и Шау-
футдин Сайфутдинов: Е
Фото О. ‘Кузьмина.

Адрес релакцич в излательства:

567003. _

тектора Я. Белопольското. H. Ф.
Ватутин изображен в распахнутой
шинели, с обнаженной головой.

В разобранном
‘отправлена в Киев. Там она будет
изготовлена в граните.

` Всесоюзный смотр музыкального
и хореографического самодеятельно-
го искусства, проводимый ВЦСПС
совместно‘ с Комитетом по делам ис-
кусств при Совете Министров СССР,
близится к своему завершению. На
местах уже проведен первый тур
смотра. развернулись областные и
республиканские смотры. В конце
октября в Москве состоится заклю-
чительный тур. на котором высту-
пят около 2.000 лучших участников,
отобранных в республиках и обла-
стях. °

`Мо сква

Опыт проведения смотров на ме-

‘стах позволяет уже сейчас сделать
некоторые выводы. =.
Прежде всего необходимо отме-

тнть, что в ряде республик и областей
организации и учреждения искусства
устранились от организационно-твор-
ческой: работы по проведению смот-
раг они не’ прикрепляли работников
искусств для оказания помощи музы-
кальным и хореографическим само-
деятельным коллективам, не прово-
дили бесед и лекций с участниками
“самодеятельных кружков, не’ -рас-
сматривали и не утверждали penep-
туар. Так. обстоят. дела в Молдавской
и Узбекской CCP, 5B Удмуртской и
Чувашской АССР, в Горьковской,
Пензенской, Брянской, Костромской
и Сталинградской областях.
Наиболее разительный пример без-
ответственного,  равнодушного от-
‘ношения к проводимому смотру яв-
ляют собой организации и учрежде-
ния искусств г. Горького. Здесь до
сих .пор.не удосужились выделить
квалифицированных музыковедов. и
хореографов в помощь коллективам
художественной = самодеятельности,
несмотря на то, что в г. Горьк
имеются театр оперы и балета, дра-
матический театр, филармония и му-
зыкальное. училище. Результаты не
‚замедлили крайне отрицательно ска-
заться на. репертуаре музыкальных и
хореографических коллективов. В

-] расёмотренной Всесоюзным оргкоми-

летом смотра двухдневной програм-
ме концертов художественной само-

виде скульптура!

Фильм «Молодая гвардия» для сту-
дентов мастерской‘ профессора С. Ге-
расимова будет их дипломной рабо-
той.

ПАРАД НАШЕЙ
мололости

Центральной студией документаль-
ных фильмов закончена цветная
полнометражная кинокартина «Парад
нашей молодости» — о физкультур-
ном параде 1946 года в Москве.

В семках фильма принималик уча-

стие 30 операторов. Главные - опера-,

торы В. Доброницкий, С.. Семенов,
М. Трояновский. Художественный ру-

}

Художественное
обслуживание
сельского населения

_B период © 1 октября по 1 апоеля
артисты московских! театров, соли-
сты филармонии и ВГКО будут вы-
ступать в концертах, организуемых

- ОТНРЫТИЕ
КОНЦЕРТНОГО
СЕЗОНА

Зимний концертный сезон Москов-
ской филармонии открывается тремя
концертами Государственного сим-
фонического оркестра.

95 сентября в Большом зале Кон-
серватории в симфоническом кон-

для населения сельских местностей! церте под управлением К. Иванова

и районных центров. Все ресиубли-
канокие и областные театры СССР
направят в районные дома культуры
и сельские клубы’Ъ артистические
бригады. Кроме этоге; увеличивается
количество выездов” колхозно-сов-
хозных театров непосредственно на
село. : ;

В районных . домах. культуры в
осенне-зимнем сезонё будут органи-

i

будут исполнены ^ Пятая . симфония
Чайковского и Пятая симфония Гла-
зунова, 2 октября оркестр исполнит
Двадцать первую симфонию Н. Мяс-
ковского и Седьмую = симфонию
Д. Шостаковича. oe

В программе: концерта 3: октября—
фрагменты из ‚оперы В. Власова,

А. Малдыбаева й В. Фере «Манас»,

второй концерт С. Рахманинова (с0-

зсваны передвижные художествея-  лист К. Игумнов) и увертюра Чай-

ные ‘выставки, Эти выставки” будут
согровождать научные работники;
которые проведут популярные лек-
ции и беседы по вопросам изобрази-
тельного искусства.

Из городов в районы выедут арти-
CTH, писатели, поэты, композиторы,
драматурги и художники для твор-

ческих встреч с сельским населени-  ковского.

ем и оказания помоши коллективам
художественной самодеятельности.

Хроника смотра
самодеятельности

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров СССР! и Всесоюзный
дом народного творчества им. Круп-
ской направили в помощь: республи-
канским и областным оргкомитетам
смотра музыкальной и хореографиче-
ской самодеятельности 27 консуль-
тантов — музыковедов и хореогра-
фов.

=

Государственным музыкальным. из-
дательством в помощь коллективам
и солистам, участвующим в CMOT-
ре, выпущены 15 ‚произведений
для духовых оркестров, оркестров
народных инструментов и для 60-
листов-инструменталистов.. В их
числе — произведения Алексанлро-
ва, Глиера, = ем
Иванова-Радкевича и др.

eo

Республиканские. смотры прошли
в Белорусской, Латвийской, Узбек-
ской, Туркменской -и. Молдавской
ССР. В этих смотрах приняли .уча-
стие. свыше - 19.000 человек. На. за-
ключительный тур выделены симфо-

нический оркестр, восемь танцоваль-
  ных коллективов, два национальных

ансамбля, один оркестр народных
инструментов и 11, солистов. .
ap

Во второй половине сентября со-
стоятся смотры в Чувашской, Баш-
кирской,
и Бурят-Мон-
гольской АССР, ‘в. Алтайском и

Ставропольском краях и в 359 обла-
стях РСФСР.

ad
В конце сентября будут пооведе-
_НЫ итоговые смотры В союзных
республиках: Грузинской, Армян-

` ской, Таджикской, Казахской, Эстон-

‘ководитель. ©. Юткевич. Режиссеры ! ской, Карело-Финской. В начале ‘ок-

И. Посельский и И. Венжер. Автор
текста Татьяна Тэсс.

деятельности г. Горького из 82 но-
меров только одно произведение—на
современную советскую тему. В ос-
тальном это — «цыганские», «венгер-
ские» пляски и эксцентрические тан-

цы, арии из оперетт, неаполитанские
и испанские песенки, болеро и т. п.

В репертуаре для духовых оркебтров

не сыскать ни одного произведения’

русских композиторов, за исключе-
нием разве таких старых произведе-
ний как марши и вальсы «Тоска по
родине», «На сопках Маньчжурии»,
«Осенний сон» и т. п. :

На республиканский смотр самоде-
ятельности в Татарской АССР был
выделен джаз-оркестр Зеленодоль-
ского дворца культуры, репертуар
которого целиком состоял из. низко-
пробных западно-европейских джазо-
вых танцовальных мелодий — танго,
блюзов, фокстротов и т. ‘д. В репер-
туаре коллективов и солистов худо-
жественной самодеятельности Желез-
нодорожного района г. Воронежа со-
вершенно отсутствуют произведения
на темы современности. и произведе-
ния русских композиторов-классиков.

В одном из лучших ансамблей ба-
янистов Московской области. при
клубе ст. Люблино, единственное
произведение советского репертуа-
ра — «В лесу` прифронтовом» Блан-
тера.

Совсем: иная картина наблюдается
там, где к смотру подошли -с созна-

нием. идейно-политических задач,
стоящих перед художественной. : са-
модеятельностью. С самого начала

смотра ведущие работники искусств
Свердловской области (дирижер
М. Паверман, композитор Н. Бака-
лейников, балетмейстеры Г. Гальпе-
рин и О. Князева, народный артист
Казахской ССР А. Преображенский
и др.) оказывают систематическую
творческую помощь коллективам и
солистам художественной самодея-
тельности, особое внимание
качеству подготавливаемого репер-
туара. В программах концертных вы-
ступлений ‚ самодеятельных луховых
= - 2 =

уделяя!

тября пройдут смотры в Украин-
ской, Киргизской и Литовской ССР.

оркестров, оркестров народных ин-
струментов и’ ансамблей баянистов
преобладают пройзведения русской
классической музыки (Глинка, Чай-
ковский, Глазунов, Лядов, Рубин-
штейн, Рахманинов, ^ Ипполитов-Ива-
нов), обработки русских народных
песен и произведения советских ком-
позиторов— Шостаковича, Александ-
рова, Глиера, Компанейца, Захарова,
Новикова, Иванова-Радкевича и др.
К созданию нового‹репертуара для
самодеятельных оркестров. и танцо-
вальных коллективов привлечены
уральские композиторы. «Песню 06
Уралмашзаводе» ‘написал М. Ковжа-
ровский, музыку к «Гороблагодат-
ской кадрили» написал Н. Хлопков,
В. Белицу принадлежит сюита на те-
мы произведений советских компо-
зиторов лауреатов. Сталинских
премий. Представленный на смотре
самодеятельности. Свердловской об-
ласти лжаз-оркестр клуба Уралмаш-
завода в своей программе дает при-
мер. правильного ‘решения вопроса. о
джазовом репертуаре. В программе
выступлений. этого джаз-оркестра. —
фантазия на темы русских народных
песен, сюита из массовых популяр-
ных песен, созданных в дни Великой
Отечественной войчы. произведения
Соловьева-Седого и местных компо-
зиторов Ковжаровского, Белица И
Чернышева.

Хорошо ведется подготовка к смо-
тру в Ленинграде и Лэчинградской
области. Здесь систематически уст-
раиваются творческие встречи Ma-
стеров искусств с участниками худо-
жественной самодеятельности,

Лучшие танцовальные коллективы
области работают над сюжетными
танцами и хореографическими ком-
позициями на музыку русских народ-
ных мелодий. Танцовальный коллек-
тив клуба им. Кирова готовит сюиту
«У колодца» и русскую лирическую
пляску; танцовальный коллектив Вы-
боргского дома культуры ренетиру-
ет хореографическую картинку. «Чго

за. славные ребята» на музыку B. Sa-

ковского. $1812 год».

Малый зал Московской консерва-
тории открывается 28 сентября ка-
меоным концертом из ‚произведений
Чайковского в. исполнении квартета
имени Комитас при участии К. Игум-
нова. Будут. исполнены` 1-й и 2-й
квартеты и цикл «Времена года» Чай-

Зимний ‹<езон в Концертном зале
имени Чайковского начинается 5 ок-
тября концертом Государственного
симфонического ‘оркестра, отмечаю-
щего в этот день десятилетие своего
существования. В программе кон-
перта—тооизведения Чайковского.

Дирижирует: А. Гаук, солист Л. Обо-   улучшению»

рин: г
ОБСУЖДЕНИЕ
: ОПЕРЫ:
`„СЕВАСТОПОЛЬЦЫ“

На-днях. в. Малом зале Дома-акте-
ра. состоялось ‘открытое заседание
кабинета : музыкального театра Все-
российского тзатрального общества,

посвященное. > обсуждению

оперы Мариана Коваля «Севасто-
польцы». (либретто Н. Брауна и С.
Спасского). т. ‘

Замысел этой опеты возник у ком-
позитораеще в 1942 году, под непо-

Шишова,   средственным впечатлением: героиче-

ской оборсны Севастополя. «Севасто-
польцы» — опера о советских моря-

ках: Краснофлотцы Сибирко и Петро, : ная

рыбак Андрей, его невеста Наташа,
старый рыбак, всю жизнь прожив-,

ий на’ совастопольском берегу и!

погибший в борьбе за освобождение   процветания родины и
терода от ‘врагов — эти центральные   мирн

\ персонажи .олеры воплошают в себе
лучшие черты советского человека, представление как о мастере исклю-
 его мужество, чувство собственного   чительно многогранной и разносто-

д

Татарской, Удмуртской,
  Северо-Осетинской

хновляемых на героические подвиги Е. Б. Лансере, и в каждую отрасль, состоя

СЕСОЮЗНЫЙ СМОТР МУЗЫКАЛЬНОЙ
РЕОГРАФИЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

харова и «Девичью‘ хороводную» из

остоинства и моральной правоты:

В своем_ докладе проф. И. Бэлза.   сти.

давший музыкально-драматургиче-

ский анализ оперы, подчеркнул, что в  ная графика, пейзаж

новой академик

В новом зале
музея В ра

К празднику Победы над Япон

ной Армии открылся новый отдел, i
ь я яции Японии. В материа

ила имужество BO
которым принадле-

империалистов и капитул
ных в новом отделе, показаны <
ветского Союза,
жала решающая роль В п
Японией:

В числе экслюнатов мног

обеде

выполненные © болышим XY
венным мастерством подарки
населения городов
ностей Лин’юань,

знамена художественная резьба, a
осужие, письмо на. полотнищах из *,
китайского шелка, длиной $4 метра.

На снимках:

«Рыбаки». — подаро
су И. В. Сталину и
от общественных организаций и
селения Маньчжурии в зна
дарности за освобождение от
японских империалистов;
‘общий вид первого зала нового
дела музея.

очислен-

ных разделов привлекают внимание
дожест-

и сельских мест-
Чаньчунь, Ниню-

ань, Мудань-изян и др. Среди них —

сверху — произведе-
ние китайских мастеров по дереву
к Генералиссиму-
Советской Армии
х благо--

снизу —

Пентрального —
сной Армии

пей в Центральном музее Крас-

посвященный разгрому японских
лах, экспонирован-
оруженных сил Со-

Halt

от

на-
ига

OT-

СОБРАНИЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ
_ КРИТИКОВ

25 сентября в Доме актера состо-
ится собрание об’единения театраль-
ных критиков ВТО, посвященное об-
суждению задач театральной кри-
тики в связи с постановлениями
ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и
«Ленинград», «О ‘репертуаре драма-
тических театров и мерах по его
и «О кинофильме

«Болыная жизнь».

,

Памяти Kee

Советское искусство понесло тя
желую утрату. 13 сентября с.-`г., на
72-м году жизни, скоропостижно
скончался народный художник
ЬСФСР, лауреат Сталинской премии,
живописи ‘Евгений Ев-
геньевич Лансере.

Он умер на своем посту худож
ника, с кистью в руке, заканчивая
роспись вестибюля Казанского вок
зала фресками, запечатлевающими
величие наших дней: «Победу» и
«Мир». — с

«Победу» олицетворяет мужествен-
фигура юноши с боевыми дос-
пехами, «Мир» — спокойная, мону-
ментальная фигура женщины-мате-

ри, с ребенком на руках — символ,
торжества :

ого труда.

_С именем Е. Е. Лансере связано

ронней художественной деятельно-

Монументальная роспись и книж-
и портреты,

«Севастопольцах» раскрываются об-  натюрморты и театральные декора-

разы простых советских людей, вдо-

животворной. силой. советского па-
триотизма.

Композитор М. Коваль ознакомил

собравшихся с -музыкой оперы, сыг-   нии.

ции — таков творческий диапазон

искусства он вносил свой выдаю-

щийся` талант, свою высокую куль-

основанную на глубоком зна-
художественного наследия

туру,

рав несколько отрывков из клавира.  прошлого, и неизменно живое чув-

Художник Б. Матрунин продемонст-
рировал эскизы декораций к готовя-
щейся в Молотовском оперном теат-

ство реальной действительности.
Е. Е. Лансере сложился как ХУ-
дожник еще в дореволюционные го-

ре премьере оперы, поиупоченной к! ды. По представлению И. В. Репи-

29-й годовщине Великой Октябрьской
революции.

оперы «Снегурочка» Римского-Корса-
кова. Единственный в стране оркестр
гусляров при клубе им. К. Маркса’
работает над` большой программой
из произведений В. Захарова и рус-
ских народных песен.

Хорошо готовятся к смотру веду-
щие коллективы музыкальной и хо-
реографической. самодеятельности
Москвы (духовые оркестры клубов
«Авиахим», завода им. Сталина, сим-
фонические оркестры Дома научных
работников и Дома инженеров и тех-
ников,  танцовальные коллективы
клуба комбината Трехгорной ману-
фактуры, Дворца культуры им. Гор-
бунова, оркестр ‘народных инстру-
ментов при Центральном доме куль-
туры железнодорожников и др.). Од-
нако вместо. того, чтобы возглавить
стихийно развернувшуюся на местах
подготовку, недавно. организованный
московский городской ’Оргкомитет
смотра ознаменовал свою  деятель-
ность изданием брошюры, в кото-
рой рекомендуется, в частности, при-
влекать к участию в смотре... дом-
бристов и «арфисток». Неужели же
Оргкомитету неизвестно, что в кол-
лективах художественной самодея-
тельности г. Москвы нет ни одного
исполнителя на арфе и что домбра —
национальный казахский инструмент?  °

В конце сентября и начале октября
состоятся республиканские и област-
ные смотры (Грузия, Армения. Ка-
захстан, Таджикистан, Эстония, Укра-
ина, Киргизия, Саратовская, Ростов-
ская, Куйбышевская, Молотовская,
Челябинская и другие области). В
оставшееся время организации и уч-
реждения искусств, принимающие
участие в проведении смотров и ру-
ководстве ими, должны активизиро-
вать свою работу, по-большевистски
взявшись за’ устранение - недочетов,
обратив особое внимание на улучше-
ние репертуара коллективов и соли-
стов художественной самодеятельно-
сти. те 3 р

В. ПИМЕНОВ.

Пушкинская, 8. Телефоны: секретарнат—К 4-15.66; отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, ге. ee

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича. 7.

: художеств
  композиции и архитектурные пейза-

на, он получил в 1912 г. звание ака-
демика живописи, а ‘в: 1915 г. звание
действительного . члена Академии
за свои исторические

жи Петербурга, монументальные
росписи’ общественных зданий и
блестящие работы.в Области ‘иллю-
стрирования классиков и декоратиз-
ного оформлёния `` художественной
книги. Лансере был едним из ху-
дожников, создавших высокую куль-
туру русской книжной графики.
Художник - гражданин, Лансере
выступает в 1905 году с яркими сз-
тирическими рисунками, ‚ разобла-
чающими- темные ‘силы самодержа-
вия. Острый рисунок, меткие ‘и са-
тирически-страстные -

характеристики определили

рии ‘русской револющионной ‘сати-
рической графики: ^ Е.

В 1914 году. он’ работает. худож-
ником-корреспондентом: на _турен-

ко-кавказском ‘фронтё и: привозит
оттуда ряд живых и правдивых за-
рисовок. = :

В советскую эпоху. с-полной силой
развернулся талант Лансере как мо-
нументалиста HM eros Aap иллюстра:
тора и театрального художника
Величие революционных событий
определяло величие художественной
темы,  вдохновляло на большие
творческие замыслы.

Искусство Лансере всегда выра-
жало идеи и чувства своего народа
своей эпохи, начиная с первых ero
монументальных произведений” вы-
полненных в советские годы. на
Кавказе, как роспись «И. В. Сталин
в 1902г. руководит первым полити-
ческим выступлением закавказского
пролетариата в Батуми»

и кончая
последними росписями Казанского
вокзала, над которыми. художник

работая до последнего часа жизни. с
таким творческим вдохновением.
Основные произведения Е. Е. Лан-

сере, как неоднократно переизда-
вавшиеся иллюстрации к <«Хаджи-
Мурату», конгениальные Толстому

по реалистической силе; полнокроз-
ной яркости и пластической вырази-
тельности образов, роспись Казан-

. социальные   звание
определили — до- РСФСР. В этом же году, в связи
стойное. место этих: рисунков в исто:   70-летиём

В КОМИССИИ
ПО СОВЕТСКОЙ ОПЕРЕ

Вчера в Комитете по делам ис-
кусств под председательством ЕЕ Вэ-
лованова состоялось очередное за-
седание ‘комиссии по советской опе-
ре. На заседании был рассмотрен и
утвержден список новых советских
опер, к прослушиванию которых ко`
миссия приступает на следующей
неделе.

———————_3Io

IE. Jiameepe

ского вокзала, ставшая, делом всей
жизни художника, в Которой воп-
лошены пафос труда и героика со0-
циалистического строительства, жи-
вописно тонкие и исторически вер-
ные театральные декорации, как по-
становка «Горя от умах в Малом
театре, сделали Е. Е. Лансере одним
из самых современных и наиболее
ценимых советским народом худож-
HHKOB-

В годы Великой Отечественной
войны Е. Е. Лансере, художник-
патриот, создает серию глубоких и
серьезных станковых работ (тем-
пера), говорящих о славной победе
русского оружия и о победах Крас-
ной Армии на фронтах Отечествен-
ной войны, под общим наименова-
` нием «Трофеи русского оружия».
Эти. работы украшали выставку
«Великая Отечественная война» в
Государственной Третьяковской
галлерее, являющейся хранительни-
пей лучших произведений художни-
ка. Рад я
Параллельно с творческой рабо-
той Лансере много времени уделял
недагогической — деятельности, Он

л профессором и деканом жи-
вописного факультета Закавказской
академии художеств, впоследствии
 ему было поручено воспитание мо-
лодых художников и архитекторов
в Академии художеств в Ленингра-
де и в Академии архитектуры В
Москве.

Всегда чутко откликаясь на твор-
ческие запросы молодых художни-
ков, Е. Е. Лансере делится с ‘ними
своим опытом и знаниями, помо-
 гает им указаниями и советами В
творческой работе.

Все, кто встречался с Е. Е. Лансе-
ре, никогда не забудут его не толь:
ко как великолепного мастера-реа-
листа, но и как. обаятельного, нео-
бычайно скромного человека, ‘пре-
красного товарища’ и друга,

Правительство. высоко ‘оценило

работу Е. Е. Лансере: за’ мнеголет-
ние выдающиеся достижения» в” об-
ласти ‘искусства он в 1943 году был
удостоен звания лауреата Сталин-
ской премии и награжден. орденом
«Грудового Красного Знамени». В
1945 году ему было _ присвоено
Народного художнича
с
мастера, правительство
вторично наградило его орденом
«Трудового Красного Знамени».
—_ Лансере ‘принадлежит к. тем х`-
дожникам, которые никогда не
останавливались на достигнутом,
Каждое новое произведение ` каза-
лось ему лишь ступенью к следую-
щему, более совершенному, и в
этом убеждении был залог его ус-
пехов, обеспечивших ему одно ИЗ
самых почетных мест среди худож-
ников нашей эпохи.

К. Алабян, И. Анисимов, Д. Ар-

кин, О. Бескин, Ф. Богородский,

А. Герасимов, С. Герасимов, И,

Грабарь, А. Дейнека, И. Жолтов-

ский, А. Замошкин, Б. Иогансон,

Б. Иофан, Н, Исаев, Г. Кепинов,

Н. Колли, С. Коненков, Н. Конча-

лозский, П. Корин, П. Крылов,

М. Куприянов, А; Лебеёлев, В.

Лебедев, С. Лебедева, Н. Маш-

ковцев, С. Меокуров. В. Меш-

ков, А. Мордвинов, В. Мухина,

И. Павлов, М. Наоуснихов. Л,

Пластов, Н. Ромакин. Г. Руб-
лев, Л. Руднев, И. Рыльгий,

Г. Ряжский, Ю. Сазицкий, К.

Ситник, Н. Соболев, Н. Соколов,

П. Соколов-Скаля, - ПН. Сысозв,
А. Тихомиров, Ф. Фогоровски?,
В. Феоктистов, Д. ЦЧечулин, ДЛ,
Шмаринов, П. Шухмен, А, Шу-
сев, К. Юон, Б. Яковлев, В.

Яковлев,

ЕЕ a ПРИ ee ay
—=—=—

Редакционная коллегия:
„6. МОЧАЛИН (отв. редактор),
Ю.. ЗАВАДСКИЙ, Д.
А. НОВОГРУДСКИЙ, A,

иностранный вн информации—К 6.45

КАБАЛЕВСКИЙ.

А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

А МОРДВИНОВ.
Солодовников.

издательство ie к t.48 98 ПИ

ВНИИ

2282.

Заказ №