и

..Пошли поля колхоза «Вперед»: рожь

центнеров по двадцать. и по’ двадцать два
на гектаре, питеница — тоже первейшая:
туча тучей. Отменно удался и подсолнух:
в одних звеньях идут разговоры о двадца-
ти пяти центнерах, в других — о тридца-
ти. В здешних местах это неслыханно, не-
бывало. Раньше, даже в удачливейшие
тоды, тут вымолачивали с гектара двенад-
пать, от силы пятнадцать центнеров ржи.
Подсолнуха и пшеницы брали меньше.
Нынче же — не урожай, а урожаище: «По
уши в зерне ходить будем».
”’ На ржаных, на пшеничных полях рабо-
тают мужчины. Они — исконные. зернови-
ки. А женщины взращивают подсолнух и
сахарную свеклу. Это — женское мастер-
ство. Так оно тут уже сложилось и уко-
ренилось.

Стало быть, честь за рожь, за пшени-
пу— мужчинам, за лодсолнух, за свеклу—
‚ кенщинам. Однако колхозники, радуясь
” на редкость тучным хлебам, восхищенно
‘признают: «Вот чтб наделали наши бабы».

Выходит, что и за рожь и за пшеницу
первую честь надо отдать тоже колхозни-
Wan, ;

Что же случилось?

В прошлое лето, в злейшую засуху, Ео-
тла на землю не упало ни одной капли и
в полях лютовали чортовы печные ветры,
Екатерина Чекмарева, Марфа Ворниенкова,
Настя Роженко и иные стахановки взра-
стили весьма добрый подсолнух: поливали
его, подкармливали жижей, фекалиями,
птичьим пометом. Хлеба иссохли, а подсол-
нух выстоял, хотя по всем прежним поня-
тиям ему надо было сгореть раньше ржи.
Отахановки взяли по двенадцати и по шест-
надцати центнеров с гектара. Это под печ-
ными-то ветрами!..

Зима в районе выпала тяжкая, мало-
кормная. Колхозницы, одолевшие неподоб-
ную засуху, возымели превеликую силу.
Их кричали в президиумы собраний, слу-
шали со всем вниманием. «Баба» переси-
лила «мужика» химией, азотными, фос-
форными удобрениями, ладной, спорой ра-
ботой. Оттого и взяла в бездождье такой
урожай. Приходится, стало быть, отдать
честь.

Ранней весной Марфа Корниенкова дер-
wala перед колхозниками речь:

— Мы-то‘сработаем, а вот вы! У насе—
милая организация, мы и помнить забыли,
что это такое невыход на работу. У каж-
дой — любовность к полю, каждая забо-
тится, сердцем болеет. У нашего звена —
свой твердый участок. А у вас! Гуртом по
полю ходите, и нет у вас ответственно-
сти, любовности. Отмахать бы только —
отсеяться, откоситься. С нашей организа-
ции вам пример надо брать.

Зерновые бригады и раньше делились
па звенья, но то были звенья плывучие,
‚нестойкие: нынче в звене — одни, зав-
тра — другие...

По совету Марфы теперь все бригады
построились заново: звено — это уже на-
стоящее звено, с ответственным звеньевым,
с твердым учаетком. Если на том клочке
пли на этом надо перепахать зябь, пере-
пахивают, если надо проборонить озимь,
боронуют. Звено несет перед бригадиром и
перед бригадой ответственность за свой
участок — удобряет ero, пропалывает...

Знали и раньше, что надо работать
звеньями, да не работали. Теперь в райо-
He сотни выдающихся звеньевых-зернови-
ов. Вкладывают в землю прорву кропот-
ливого труда: участок твердый, обозначен-
ный, и каждому видно, чья это дремучая
‘рожь, какого звена эта восхитительная
пшеница. Раньше внутри бригады была
обезличка.

Оттого теперь и говорят про рожь, про
пшеницу:

— Вот что наделали наши бабы.

Чуть не каждый вечер в женских звень-
‘их идут беседы: надо сделать еще то-то и
15-то, надо поправить вот эт... В звень-

i

Перед  имперналистической войной
1914—1918 тг. военно-инженерная под-
тотовка государственных границ во всех
странах оставалась почти на том же уров-
не и проводилась в формах, в каких она
была в предыдущее столетие. Границы, в
большинстве, были защищены отдельными
крепостями на так называемых стратеги-
ческих направлениях. Эти крепости в вой-
ну 1914 — 1918 гг., за редким исклю-
чением, сдавались противнику почти без
боя. точно так же как веком раньше сда-
зались они во время наполеоновских войн
‘самому Наполеону. :

З чем же дело? Почему даже довольно
мощные крепости доставались врагу если
une совсем без боя, то, во всяком слу-
чае. после’ непродолжительной ‘осады? Де-
16 в том, что, как и сто лет назад, сама
форма подготовки границ уже не соответ-
ствовала ни характеру армий, ни методам
их. вождения. ;

Массовых армиям начала империалисти-
‘Ч6ской войны необходимо, было ‘противопо-
ставить не отдельные, хотя бы и очень
мощные крепости, а целые системы-—ли-
нии таких крепостей, Tak называемые
«крепостные укрепленные районы».

Такие районы к Началу войны только
начали появляться, хотя из анализа про-
шлых войн можно было бы сделать вывод,
зто именно эта форма подготовки границ
больше всего соответствует новым уело-
тины. Энгельс еще в 1859 году писал о
там, ч10 «теперь в каждой войне прихо-
Дится принимать во внимание конфигура-
ииню местности целых стран; то значение,
тоторое раньше связывали © отдельными
тактическими позициями (то-еств с отдель-
ными крепостями.— В. Ш.), принадлежит
теперь лишь большим группам крепостей,
длинным речным линиям или высоким, рез-
го выраженным горным цепям». «Ни одна
из крепостей к западу от Мааса, говорит
он в другом месте, —сама по себе не при-

крывает какого бы то ни было участка»

территории, и мы нигде не можем найтя
четырех или пяти крепоетей, которые вме-
(фе образовали бы группу, внутри которой
армия нашла. бы прикрытие и в 10 же

ЕЕК ШТ УРЕЕНЩЕ 2ЫЕ НЕБЕ.

`БОЛЫПАЯ СИЛА

(От специального корреспондента «Правды»)_

ОХОДИМ

ях — критика, самокритика, разговоры на-
чистоту, демократия... В полдень читают
газету: в каждом кругу есть своя чтица.

В.прополку заново выслушали Консти-
туцию. Звено Екатерины Чекмаревой на-
ткнулось на неведомое слово: «референ-
дум». Когда читали Конституцию в первый
раз, как-то не приметили этого слова. А
тут, вникая в каждую строку, задумались:
«Что оно такое есть?» Екатерина Чекма-
рева пробовала об`яснить и так и этак.
Нет, смысла не выходит. Затребовали парт-
орга: «Разжуй, а то в голове получается
нелоделка»... Доклад Сталина читали тоже
два раза. Позавчера начали слушать ‚«Ка-
питанскую дочку»...

Звеньевые-колхозники переняли у жен-
щин И 910.

Перенимать перенимают, но похоже, что
женщину уже не догнать. То, что делают
сейчас с землей Марфа Корниенкова, Екз-
терина Чекмарева, Настя Роженко, Ольга
Шевченко и подруги их, невероятно. Ha
сзмых чахлых, скаредных почвах колы-
шутся зеленя, каких никогда не видели и
на жирнющих полях в благодатную погоду.
В логах, в овражках женские звенья по-
строили пруды, за зиму. набрали сотни
тонн птичьего помета, фекалиев, золы. По-
мет толкут, делают живительный ‘раствор,
тоняют на лошадях из конца в конец
бочки с сошниками, с желобами. Иные
вливают в гектар по тысяче ведер а3от-
ной, фосфорной жижи. И все это — без
приказа, без нажима, без просьбы, а лишь
по сердечной охоте. Подумать только —
давно ли гремели  ухватами, кричали
страшно на мужей: «Жить с тобой, кобе-
лем, не стану, если пойдешь в колхоз». А
теперь посмеиваются: «Вот ‘скоро сгоним
вас, мужиков, с пшеницы. Сами ею зай-
мемся. По сорока центнеров станем брать.
А что? Недостижимо разве?»

Такие возьмут. У таких все достижимо.

Сейчас колхозницы вторично пропалы-
вают подсолнух. (Его в колхозе много, око-
ло 400 гектаров). Прополов, вливают в
землю живительный раствор. Забот — по-
верх головы: надо полоть, надо готовить
жижу, надо искусно ввести раствор к кор-
ням. Одним колхозницам тут не справить-
ся, правление дало им подручных. Это—
Мужчины. Ong возят из складов, из AM 30-
лу. куриный“ помет и фекалии, помогают
готовить жижу. Колхозницы ‘указывают,
поторапливают, иногда и нокрикивают:
время горячее, растяпетва,  неповорот-
ливости терпеть нельзя. От фекалиев — за-
пах тяжелый, хоть нос зажимай, но делать
нечего: женщина-мастерица возымела нын-
че такую силу, что работай да приговари-
вай: «Весть, Марфа Андреевна!» «Готово,
oo Ивановна!» «Сию минуту, доч-
hal»...

Иной, может быть, и нё выдержал бы
этой маяты с фекалиями (мало что дух
непереносный, на руки каплет), но вепом-
нит, что жены, сестры, матери завели эту
химию, чтобы взять с гектара. верных трид-
цпать центнеров, смиряется:

— Есть, Марфа Андреевна.

— Сию минуту, дочка!

А мастерицпам уже мало колхозного по-
ля. Всё поругивают сельсовет: это не так
ий то худо сделано. Дороги негодные. Колод-
цев мало. Электричество пора бы завести.
Плохо-де вы, мужики, общеетвенными де-

лами занимаетесь...
* * 8

В эти месяцы повсюду — и в колхозе
«Вперед», и в «Заре», и в «Искре», и во
всех иных колхозах района влияние жен-
щины на артельные дела усилилось необы-
чайно. Й может быть, это — самая яркая,
самая радостная черта, отличающая ны-
нешнее колхозное лето от всех лет преж-

НИХ.
Ал. КОЛОСОВ.
с. Коренное,
Воробьевского района,
Воронежской области.

ВЕКИ РЕВ ee sit

время сохраняла бы маневренную способ-

ность».

Таким образом, то, что уже требовалось
в середине ХХ столетия, робко, едва-едва
начало осуществляться в начале ХХ сто-
летия. Форма военно-инженерной подготов-
ки границ отстала больше, ‘чем на полвека.
В: этом, собственно, и заключается причи-
на того, что крепости сыграли столь жал-
кую роль в первый же период войны. Идея
решения вопроса была найдена уже в про-
цессе войны, в ее так называемый пози-
ционный период. И не какие-либо генналь-
ные военные ученые, а сами войсковые
массы воздвигли укрепленные полосы, тя-
нувшиеся беспрерывно на тысячи киломе-
тров по всем фронтам.

После войны идея укрепленной полосы
с некоторыми изменениями стала основной
в военно-ннженерной подготовке гранип.
Наиболее совершенное выражение эта идея
нашла во Франции в так называемой «ли-
нии Мажино». Основное изменение по сра-
внению с укрепленной полосой времен им-
периалистической войны заключается в
том, что вместо сравнительно легких со-
оружений, прикрывающих огневые точки,
стали воздвигаться железо-бетонные и бро-
невые; эти точки соединены глубокими
полземными сообщениями, недосягаемыми
для снарядов сзмых мощных калибров
артиллерии и авиабомб.

Соответствует ли найденная форма под-
готовки границ всему характеру будущей
вейны?

Будущая война—война массовых мото-
ризованных и механизированных армий.
Характер будущих операций, как опера-
ций глубоких, поражающих одновременно
боевой порядок на всю глубину его распо-
ложения, является общепризнанным. И в
этом— кардинальное отличие будущей вой-
ны от войны 1914—1918 тг., когда основ-

ным методом прорыва укрепленной полосы:

был взлом переднего края обороны систе-
  мой последовательных ударов. Отсутствие
соответствующих технических средств
обычно не позволяло тогда развить дости-
гвутый успех в глубину. Поэтому система
одной или нескольких укрепленных полос

2-5

шим вниманием
ты ученых; посвященные антирелигиозным
вопросам и строительству Дворца Советов.

ды»),
Сталинграда свой очередной отпуск исполь-
зуют, путешествуя по Советскому Союзу.
Только с одного завода «Красный Октябрь»
едет в различные экскурсии около 200 че-
ловек. Стахановцы Остахов и Подлужный
направляются в Виев.

АКАДЕМИКИ М ПРОФЕССОРА
В РАСИИРМЕЙСКИХ. ЛАГЕРЯХ

МИНСК, 2 июля. (ТАСС). На-днях в лет-

них красноармейских лагерях был прове-
ден «день науки и техники». Приехавитие
в лагерь 43 ученых—академики, профес-
сора, старшие научные работники Акаде-
мии наук БССР были
красноармейцами и командирами.

тепло встречены
С боль-

бойцы прослушали докла-

Такие лни булут проводиться Минским

Домом Красной Армии им. Ворошилова в

хальнейшем регулярно. Бойцам будут про-
читаны специальные доклады, посвящен-
ные замечательным людям техники и на-
уки, а также лекции на литературные те-

мы— о творчестве М. Горького, 1. Толстого,
М. Шолохова, Н. Островекого и других.

—о-

ПУТЕШЕСТВИЯ
ПО СТРАНЕ

СТАЛИНГРАД, 2 июля. (Норр. «Прав-
Многие ‚, рабочие и служащие

10 рабочих лебокомбината ознакомятся

с каналом Волга — Москва и побывают в.

Москве. Стахановцы «Красного Октября»
Николаев и Бессонов выезжают на-днях в
Сочи.

Многие едут в Крым, на. Кавказ, в Си-
бирь, на Урал, в Ойротию и другие места
необ’ятной родины.

СВЕРХ ПЛАНА

БАКУ, 2 июля. (ТАСС).
ская нефтепромышленность впервые в этом
тоду выполнила июньский месячный план
с превышением на’ 2 проц. Перевыполнили

Азербайджан-

задания  тресты  «Орджоникидзенефть»,
«Сталиннефть», «Молотовнефть». В среднем
за сутки бакинские нефтяники добывали
63.020 тонн нефти. Это небывалая за все
время существования ‘азербайджанской
нефтепромьниленности среднесуточная до-
быча. у

По сравнению с маем среднесуточная до-
быча в июне была на 1.674 тонны больше,
а по сравнению с апрелем— на 6.705 тонн
больше. За месян бакинцы дали 37 THI.
тонн нефти сверх плана, в счет покрытия
нефтяного долга, образовавшегося в резуль-
тат отставания за предыдущие месяцы

года,
—о_-

МОЩНАЯ ДОМЕННАЯ
ТУРБОВОЗДУХОДУВКА

ЛЕНИНГРАД, 2 июля. (ТАС). Невский
машиностроительный завод им. Ленина из-
готовил мощную доменную  турбовоздухо-
дувку. Конструкция ее разработана силами
самого завода. Турбовоздуходувкл приводит-
ся в движение паровой турбиной ‘мощностью
в 12 тыс. киловатт и подает в доменную
печь 4.100 кубометров воздуха в минуту.
Она имеет в длину 6,4 метра, & в ширину
п высоту—4,3 метра. Машина отправляет-
ся на мариупольский ‘металлургический за-
вод «Азоветали».

Группа испанских детей, отдыхающих в подмосковном санатории. (Станция

вполне отвечала требованиям момента. При
глубокой операции подобная система
является уже недостаточной; инженерная
подготовка должна быть развита на вею
глубину расположения боевого порядка.
Еели глубина укрепленной полосы времев
империалистической войны не превышала
десятка километров, то теперь эта глубина
должна измеряться несколькими десятками
километров.

Выполнить всё работы по военно-инже-
нерной подготовке пограничной зоны за
счет кредитов военного ведомства не пред-
ставляетея возможным по чисто экономиче-
ским причинам, так как каждый кубометр
фортификационного сооружения CTOHT не-
сколько бот рублей. Фортификационными
средствами может быть укреплена только
передовая полоса пограничной зоны, для
оборудования же остальной глубины долж-
ны быть найдены другие пути. Решение
вопроса заключается в том, чтобы еще в
мирное время приснособить все хозяйство
пограничной зоны к военным требованиям.

Нового в этом ничего нет. Частично та-
кие мероприятия проводились и раньше—
нз всем протяжении истории.

Еще Юлий Цезарь в своих записках о
талльской войне говорит с том, что неко-
торые галльские племена укрепляли гра-
HUME своих земель насаждением лесов.
Границы Силезии в древние века также
были защищены непроходимыми лесными
зонами шириной до 30 километров. Поруб-
ка деревьев в этих лесах была запрещена.
Для создания большей непроходямости мо-
лодые деревья пригибались к земле и пол-
рубались. Благодаря этому молодые побе-
TH © течением времени создавали совер-
шенно непроходимую не только для веад-
ника, но и для пешего человека “amy.
Проходы были защищены укрелленнымя
селениями. Такие же формы защиты при-
менялись и в средние века. Абиссинцы 10
последних лет защищали свои селения за-
рослями из колючих. кустарников.

Наиболее интересным примером  подго-
OBEN хозяйства пограничной территории
может служить Восточная Пруссия перед

Обнинская Западной железной дороги).

Фото М. Озерского.

войной 1914—1918 гг. Ее приграничные

деревни и хутора изобиловали каменными
строениями. Каждый хутор был построен
так, что легко приспособлялея в обороне.
Отдельные хозяйственные постройки, на-
премер, скотные дворы, имели обращенные
в сторону России каменные стены, при
чем световые отверстия в них имели фор-
му бойниц. Сторожкй в лесничествах дела-

лись из кирпича или бетона и легко при-

способлялись под небольшие укрепления на
несколько стрелков. Изгороди из колючей
птоволоки отделяли не только одно владе-

ние от другого, но и разгораживали поля

с разными культурами. Кроме того, на по-
лях было сделано много осушщительных ка-
нав. Телефонная и телеграфная связь была
развита очень сильно—не только деревни,
но и хутора были включены в общую те-
лефонную связь. Часть дорог, идущих от

границы в глубь страны, внезапно конча-

лась в болотах тупиками.

Все это, несомненно, должно было чрез-
вычайно стеснять наступающего. Так это
и было в начале августа 1914 г. Пять
сотен казаков, имея против себя 12 веал-
ников и взвод пехоты немцев, смогли про-
двинуться за 4 часа только на 12 кило-
метров; они должны были постоянно спе-
тиваться, преодолевать проволоку и брать
штурмом почти каждый встречавшийся ху-
тор. По этой же причине конный корпус
`Хана-Нахичеванского за 2 дня (3 и
августа), имея перед собой одну кавале-
рийскую дивизию, продвинулся всего лишь
на 20 километров и не смог выполнить по-
ставленной ему задачи— захватить Инстер-
бург.

Удачное расположение мелких населен-
ных пунктов, деревень и сел имело. иногда

большое тактическое значение для исхода

боя. Это подтверждается многими примера-
ми. Так, можно упомянуть бой 44-й диви-
зии русских на реке Сан в Восточной Га-
лиции, происходивший в 1914 году, когда
австрийцы, занявшие деревни Рославице и
Ниско, в течение 14 дней с упехом отра-
али все атаки русских войск.

Свое значение населенные пункты, 060-
бенно с каменными домами, не потеряли
п сейчас. Кто внимательно следит за хо-
дом боев в Испании, тот знает, сколько
усилий стоит взять какое-нибудь здание в
Израбанчеле, Университетском городке, в
Овнедо. 0б этом же говорят и бои в Чапее,
когда плохо вооруженные китайцы с успе-
хом боролись против -хорошо вооруженных
японцев. ки

более не нравится, что

ем

ОБЗОР ПЕЧАТИ

37 г.,

Е =

№ 181 (7147)

СЕТЕЙ ЕН

Е

БОГОБОЯЗНЕННЫЕ
РЕДАКТОРЫ

Некоторые газеты весьма странно занч-
маются антирелигиозной пропагандой. Опи
ничего не говорят о религии и ее лживо-
сти. Они He разоблачают попов, как атен-
тов буржуазии и кулачества, как проповед-
ников мракобесия. Всю силу своей критики
эти газеты направляют главным образом
против «дурного поведения» отдельных по-
пов. Получается, что газета ратует 33 «хо-
рошего» попа.

Воронежская областная комсомольская
тазета «Молодой коммунар» поместила He-
лавно статью председателя областного 60-
вета союза воинствующих безбожников
П. Зарина. В этой статье сильно достается

попу Киперскому:
«Поп с. В. Ярославки, Ламского рай-

она, Киперский во время одних похо-
рон настолько напился водки, что за-
был, где он находится, и, шествуя во
главе похоронной процессии, вместо
религиозных песен запел: «Шумел ка-
мыш, деревья гнулись, a ночка темная
была».

Что же здесь более всего волнует пред-
селателя областного совета союза воин
ствующих безбожников и редакцию газеты,
любезно напечатавшую его статью? Их вол-
нует главным образом TO ненормальное
явление, что поп «вместо религиозных пе-
сен» исполнял «Шумел камыш...»

А если бы вместо «Шумел камыш» поп
спел религиозные песни, все было бы в
порядке. Не нравится воронежской комсо-
мольской газете лишь репертуар попа. Тем

«на просьбу богомольных старушек
прекратить небожественное пение поп
ответил трехэтажным «матом» и про-
должал в том же духе».

Вместе с богомольными старушками в03-
мущается и газета, требуя от попа «пре-
кратить небожественное пение».

В той же статье имеются и другие по-
лобные перлы. Оказывается, плохо себя
ведет в церкви и митрополит Смарагд, ко-
торый ло того напился, что вместо внят-
ного чтения 12 апостолов схалтурил: _

<„.ПъЯнНыЙ язык заплетался, и вместо
чтения получалось невнятное бормо-
тание»,

Опять ЗВУЧИТ торькая обида, почему

вместо чтения апостолов получилось не-
внятное бормотание.

борется за
обще, почему митрополит

ную дисциплину?

Газета, как видите,
внятное чтение апостолов. И во-
нарушает духов-

субботу митрополит
с крестным
добрался до

«В страстную
опять был «на парусах»,
ходом итти не мог, еле
алтаря и тут свалился...»
Председателя совета союза воинствую-

щих безбожников и редакцию комсомоль-
ской газеты беспокоит срыв крестного хода,
и, исходя из этого, они предлагают:

«Не пора ли советский закон о борь-
бе с пьяным хулиганством применить
ик буйствующим и хулиганящим в: об-
щественных местах отцам духовным?»
В таком же богобоязненном духе ведет

себя пестяковская газета «Социалистиче-
ский льновод» (Ивановская область). Опи-
сывая перебранку попов в церкви, газета
меланхолически замечает:

«Ругань была жаркая. Служители
божьи не скупились на похабщину. Пе-
чальные лики икон и мерцание свечей
не смущало их...»

‘Слишком большое уважение у редактора
этой газеты Ф. Маркова к «печальным ли-
кам икон»! Больше, чем у самих попов!..

В Саратовской области балашовская га-
зета «Большевик»-в дружеских тонах кри-
тикует попов, вскрывает их недостатки,
дает им практические советы.

В местной церкви проворовались. члены
перковного совета. Газета порицает попа
Ласкеева за то, что он отказался созвать
собрание верующих. По мнению редакции,

«не мешало бы провести собрание».

Подобная «антирелигиозная пропаганда»
ничего общего не имеет © большевистской
пропагандой научного атеистического миро-
воззрения и революционной бдительностью.

Не к лицу большевистской печати уко-
рять служителей культа за нарушение по-
повской этики и церковных порядков. Не
наставлять попов «на ПУТЬ ИСТИННЫЙ»
должна наша пресса, а разоблачать их ку-
лацкую, антинародную сущность.

НОВАЯ ЯУЗА

Река Яуза запущена с давних пор. В нее
сбрасывались и мусор и нечистоты. При-
легающие заводы и фабрики спускали в
речку загрязненные сточные воды. Изви-
взясь в пределах Москвы на протяжении
одиннадцати с половиной километров, Яуза
являлась для столицы рассадником антиса-
нитарий. ,

Два года назад берега Яузы от
Устинского до Высокояузского моста (на
протяжении двух километров) были рас-
ширены до 25 метров и покрыты розовых
гранитом. В этом году начались работы по
дальнейшей реконструкции Яузы — самого
большого притока Москва-реки.

От реконструмрованного участка до за-
вода «Красный богатырь» дно Яузы 6бу-
дет расчищене и углублено до двух, 8 В
отдельных местах до трех метров. Из-
тибы и петли выпрямятся, на поворо-
тах будут созданы ` закругления, которые
позволят судам быстро и легко развернуть-
ся. По обоим берегам Яузы вытянутея же-
лезо-бетонные набережные, окаймленные
транитным карнизом, огражденные краси-
выми решетками и тумбами.

В Яузу поступит чистая волжекая вода:
Онз будет подаваться по’ трубе из Химкин-
ского водохранилища канала Волга—Мо-
сква в речку Лихоборку — приток Яузы.

В связи с повышением уровня Москва-
реки до отметки «120» возникает необхо-
димость соответственно поднять и горизонт
воды в Яузе. С этой целью в трех кило-
метрах от того места, где Яуза впадает в
Москва-реку, будет построен пелюз с каме-
рой для пропуска судов. Ниже шлюза уро-

оо ВЯ

Как известно, враги Советского Союза
учитывают значение «хозяйственной» под-
готовки не только своей территории, но и
нашей. На процессе Нромпартии вскры-
лось, как поджигатели войны с помощью
вредителей, воспользовавшись благодуще-
‹твом отдельных хозяйственников, пыта-
лись кое-что сделать, чтобы создать, по
признанию Рамзина, плацдарм для втор-
жения интервенционистских войск по гра-
ницам. Для этого осушались болота в ме-
стах предполагаемото вторжения интервен-
тов под предлогом поднятия «уровня сель-
ского хозяйства». Под видом лесных скла-
дов строились ангары для самолетов про-
тивника; под различными предлогами воз-
Болились бетонные площадки, на которых
в будущем должны были устанавливаться
тяжелые орудия. В особенности старались
предатели создать благоприятные условия
для действий мото-мехвойск врага, которые
должны были вторгнуться на нашу терри-
TOPE.

Как. обетоит дело с подготовкой погра-
HHYHOH полосы в зарубежных странах?
Помимо создания различного pola поселе-
ний по‘ границам, производится и военно-
инженерная подготовка пограничной терри-
тории. Опыт подготовки Восточной Прус-
син никем не забыт. 06 этом говорит, на-
пример, осуществляемое в Германии строи-
тельство водных каналов, шириной до 12
метров, проводимых параллельно границам.

Однако для капиталистических rocy-
дарств военно-инженерная подготовка хо-
зяйства пограничной территории имеет и
«обратную сторону медали». Подготовлен-
ная к обороне деревня может стать опор-
ным пунктом для повстанцев.

В совершенно других условиях находит-
ся Советский Союз — страна победившего
социализма. У нас подготовка хозяйства
пограничной полосы в военно-инженерном
отношении может осуществляться в исклю-
чительно широком масштабе.

Эта подготовка может итти по двум на-
правлениям: во-первых, по обеспечению
боввой деятельности своих войск и затруд-
нению действий противника и, во-вторых,
по перестройке хозяйства таким образом,
чтобы вред, который может нанести враг,
например, его воздушный флот, был
мянимальным.

Основные мероприятия должны касать-
ся расположения ни планировки населен-
ных пунктов, конструкций различного ро-
да строений, лесного хозяйства, мелиорз-

вень реки будет достигать отметки 120
метров, выше его — 124 метров.

Маленькая, заплесневелая речушка ста-
нет судоходной рекой. По’ней будут кур-
сировать грузовые суда и пассажирские
катера. Реконструированная Яуза станет
удобным местом для развития водного
спорта.

На Яузе будут построены четыре новых
моста: Матросский, Рубцовский, Госпиталь-
ный и Астаховский. Это будут железо-
бетонные, металлические архитектурно
оформленные сооружения. Старые лузские
мосты будут реконструированы, а некото-
рые из них снесены.

Новая Яуза оздоровит` прилегающую 5
ней часть города. 9т0 позволит поетройть
около реки новые большие здания столи-
цы, разместить парки и сады. По трасее
новой Яузы будет создана целая система
обводнения речек и прудов.

Три с половиной километра набережных
Яузы должны быть готовы уже в этом го-
ду. Строительная программа текущего то-
да предусматривает 1.350 тысяч. кубомет-
ров земляных и 40 тысяч кубометров же-
лезо-бетонных работ. Сейчас развертывает-
ся строительство подсобных предприятий,
связанных с реконструкцией Яузы: обще-
житий для рабочих бетонного завода, меха-
нических мастерских, гаражей и т.`д. Ha-
чались земляные работы.

& навигации 1939 года водный путь
новой Яузы должен быть сдан в эксплоа-

тацию.
С. БОГОРАД.

тивных работ, водного и дорожного хозяй-
ства и проч.

При выборе местоположения новых на-
селенных пунктов, совхозов, МТС, колхозов
и проч. следует учитывать их будущее
тактическое значение, что подскажет и их
планировку. Соответствующей должна быть
конструкция домов и других строений. Все
строения надо располагать на тактически
выгодных местах. Они должны быть таки-
ми, чтобы их можно было усиливать для
защиты от артиллерийских снарядов и
авиабомб. В прошлую войну австрийцы с
успехом приспособили под бетонные пуле-
метные гнезда ряд строений на окраинах
города Галич. То же сделали и англичане

не нарушая их внешнего вида.

Большое внимание должно быть обраще-
HO на санитарное оборудование насёлен-
ных пунктов с тем, чтобы в военное вре-
мя все санитарные учреждения, бани
и пр. можно’ было бы легко приспособить
для удовлетворения нужд фронта.

Лесное хозяйство пограничной полосы
также необходимо вести с учетом его воее-
ного значения. 2

‚ Сооружения мелиоративного характера—
каналы, рвы, водоемы — могут сыграть
роль серьезных препятствий.

Большое значение для ведения военных

‘Действий будут иметь дороги пограничной
полосы.

Организуя защиту от воздушного про-
тивника, следует обратить внимание, глав-
ным образом, на противопожарные меро-
приятия. Для этого было бы полез
строить мелкие кустарные и колхозные 9е-
репичные заводы. Зеленые насаждения 1
фруктовые сзды также уменьшат вред; на-
носимый зажигательными бомбами. Поджог
хлебов во время их созревания осущест
влялеся уже в прошлую войну. Поэтому #2
планировку колхозных полей надо 00р4-
тить серьезное внимание. Применение 3е-
леных насаждений из лиственных деревьев
будет в этом случае весьма целесообраз-
HEIM.

Военно-инженерная подготовка хозяйства
потраничной территории является н60бхо-
лимым и неразрывным дополнением к BOCE
но-инженерной подготовке переловой ее п0-
лосы, проводимой специальными. средетва-
мн. Все предпосылки для того, чтобы ¢

успехом справиться с этой задачей, у #4
имеются.

в Шенкурске, — они приспособляли дома»:

WW

a

ant

ms