Театральные деятели обсундахот постановление ИКТ

B Большон театре

Три лня продолжалось в Большом
театре открытое партийное собрание,
поевяшенное историческим постано-
влениям ЦК ВКП(б) о литературе,
театре и кино. В обсуждении до-
клала секретаря парторганизации
театра Б. Флягина приняли уча-
стие: В. Барсова, А. Батурин,
К. Кондрашин, Р. Захаров, Л- Бара-
“tos, Jl. Лавровский, Ф. Бондафенко,
`Я Леонтьев, О. Лепешинская, М. Га-
бович, Е. Катульская, В. Владимиров,
А. Кузненов, В. Иаплин, В. Проко-
тнев и другие, а также заместитель
‘председателя Комитета’ но делам ис-
кусств при Совете Министров СССР
М. Анисимов и представитель
МК ВКП(б) Н: Силантьев:

В. принятой резолюции партийное
собрание отмечает, что парторгани-
зация и партбюро не вели настойчи:
вой и принципиальной борьбы за со-
злание новых советских произведе-
_ний на современные темы. Руковод-
ство театра не придавало серьезного
значения работе сушествующей при
театре творческой мастерской по со-
ЕЕТСКОЙ Опере и балету и предпочи-
зало выжидать, пока появятся гото-
вые совершенные произведения.
Между тем, созданные в творческой
мастерской Болышного театра произ-
ведения были поставлены на сценах
других театров. страны.

Осудив  кабинетный замкнутый
стиль работы ‘руководства театра,
собрание считает необходимым ко-
ренную перестройку метода руко-
всдства, широкое привлечение твор-
ческого актива к обсуждению ре-
пертуарной политики, повседневное
обшение дирекции и художественно-
го руководства с творческим кол:
‚лективом театра.

Партийная организация отметила,
что критика и самокритика, как ме-
Тод большевистского воспитания
‘масс, в Большом театре отсутствуют.
Сушествует боязнь критики, боязнь
‘испортить личные, приятельские от-
вошения, существует вредное мне-
ние, что народные артисты СССР не
подлежат критике, ибо сами отвеча-
ют за свое творчество-

Партийная организация не уделяла
постаточного внимания идейно-поли-
тическому воспитанию ведущих
творческих работников театра. Неко-
торые мастера Большого театра не
работают над развитием своего по-

у ленинградских вритиков

Об’единение критиков и театрове-
лов при Ленинградском отделении
ВТО созвало расширенный пленум,
посвяшенный задачам театральной
критики в свете постановления ЦК
ВКП(б) «О репертуаре драматиче-
ских театров и мерах по его улучше-
нию>. С докладом выступил ответ-
ственный секретарь об’единения
С. Цимбал. Он подчеркнул, что’ су-
ровая оценка работы театральных
критиков, данная в постановлении
ИК ВКП(б), совершенно справедли-
ва, а также отметил, что оценка эта
должна быть полностью принята на
Свой счет и театральной критикой
Ленинграда.

Вследствие попустительства крити-
ки, в ленинградских театрах было
поставлено немало порочных, без-
идейных, пошлых пьес. Достаточно
сказать, что именно в Ленинграде
были поставлены вредные, клеветни-
ческие пьесы Зощенко и что крити-
ка не только не выступила против
них со всей резкостью, но, напро-
тив, отдельные выступления крити-
ков (Бурлаченко) даже оказали под-
держку «драматургии» Зощенко. До-
кладчик сказал, что большая роль в
борьбе за улучшение работы теат-
ральной критики должна принадле-
жать Об’единению критиков и теат-
розедов, призванному бороться за
идейность театра.

Е оживленных прениях, продол-

<

В столице Австрии открылись че-
тыре выставки французских худож-
ников. Естественно; мы искали на
этих выставках прежде всего самую
Францию, преломленную через приз-
му искусства. Мы искали страну,
которая так тяжело пережила
истекшую войну и сейчас возрожда-
ется к новой жизни. Одна из фран-
пузских выставок носит даже обна-
деживающее в этом смысле назва-
ние — «Лицо Франции».

Однако самым характерным для
всех четырех выставок оказалось.
то, что они не дали представления о
подлинной жизни страны. В самом
деле, что такое ‘лицо страны? Это
прежде всего—народ, труд этого на-
рода; его борьба, общественные ус-
ремления и, наконец, его быт.

На выставке же, носящей назва-
ние «Лицо Франции», широко пред-
ставлены современные ^ парижские
моды, фасоны вечерних туалетов,
хуложественно-обработанные пред-
меты одежды и домашнего обихода,
украшения, обстановка будуаров и
гостиных. Коммерческие цели такой
выставки ясны. Но этим ли живет
сейчас Франция? Это ли ее лицо? На
этн недоуменные вопросы сами фран-
пузы 60 смущением отвечают: «Ко-
нечно, ‘трудно утверждать, что это
лино Франции; это скорее ее улыб-
ка, выражение ее авторитета в во-
просах изящного вкуса и мод».

Меньше всего, понятно, можно
было раесчитывать найти современ-
ную Францию на выставке «Фанта-
стическая и романтическая травюра
за несколько столетий». Великолеп-
ное собрание старых французских
гравюр поразило нас тонким. мастер-
ством, разнообразием художествен-
ных приемов и несомненным чувст-
BOM своего времени, которое скво-
зит у французских художников-гра-
веров даже в фантастических сю-
жетах. Но ведь все это в прошлом.
’ Лля полноты впечатлений мы за-
шли также на выставку художе-
ственной фотографии Р. Моиси —
личного. фотографа генерала Бетуа-.
ра. Здесь мы увидели часть
современной Франции. Большинство
работ м-сье Моиси посвящено фран-
цузской армии, трудному пути ее
возрождения после катастрофы
1940 г. Когда фотограф  перехо-
дит к мирным темам, он стремится
уйти от ‘настоящей жизни: пейзажи,
колбритные портреты стариков, де-
вичьи лица... Какая красивая, но ка-
кая застывшая в созерцании своих
прелестей Франция! Нет, и здесь мы

Адрес релакция в издательства; Москва, П

-Б- 07005.

выставках в.

литического сознания и не отдают
себе отчета в том, какие высокие
требования пред’являет к ним на-
рол. :

Собрание считает необходимым
перестройку методов и стиля пар-
тийного, организационного и худо-
жественного руководства театра на
основе исторических решений
ЦК BKII(6). Первейшей задачей
пертийной организации театра дол-
жно стать повышение идейно-поли-
тического уровня всех работников,
изучение ими основ MapKCH3Ma-
ленинизма.

Партбюро должно организовать
лекции, доклады, беседы, помочь
творческим работникам изучать тру-
ды классиков марксизма.

Партийная ‘организация должна
мобилизовать весь коллектив театра
на создание репертуара на современ-
ную тему. Решено просить Комитет
по делам искусств создать при руко-
водстве театра Художественный со-
вет по опере и балету из лучших
мастеров Большого театра: Для по-
вышения идейного и художественно-
го уровня спектаклей как текущего
репертуара, так и вновь ставящих-
ся ввести в практику обсуждение
спектаклей на партсобраниях с при-
влечением творческого актива теат-
ра:

Собрание обязало цеховые пар-
тийные организации, партийное бюро
театра и газету «Советский артист»
обсуждать и предавать гласности
всякие случаи зазнайства и безответ-
венного отношения к своим обя-
занностям работников театра, вне
зависимости от звания и занимаемого
положения, используя критику и
CaMOKPHTHKY, как могучее средство
большевистского воспитания.

Перед Комитетом по делам ис-
кусств решено ‘поставить вопрос сб
открытии при Болыном театре опер-
ной студии для воспитания молодых
оперных кадров.

`Партийная организация Большого
театра заверяет Центральный Коми-
лет ВКП(б), что все указания, лан-!
ные им в исторических постановле-
ниях о литературе и искусстве, ра-
ботники Большого театра будут про-
водить в жизнь со всей большевист-
ской настойчивостью и приннипиаль-
ностью и создадут глубоко-идейные,
высоко-художественные произведе-
HHH о современных советских лю-
дях.

жавшихся два дня, выступили С. Ла-
нилов, В. Музалевский, Е. Финкель-
штейн, Ю. Капралов, Т. Карская,
Р. Мессер, А. Борташевич, С. Осов-
цев, А. Млодик и другие.

А. Бурлаченко и Е. Мин признали
допущенные ими ошибки. Начальник
театрального отдела Областного уп-

равления. по делам искусств Г. Ав-
лов, справедливо критикуя работу
театральной критики, не. счел, одна-
ко, нужным остановиться на своих
собственных ошибках, в первую оче-
редь на своем покровительстве на-
думанной, пустой пьесе Ягдфельда
«Дорога времени».

П. Громов, помещавший в журна-
лах «Ленинград» и «Звезда» крнити-
ческие статьи, нередко дезориенти-
ровавшие ленинградские театры, пы-
тался оправдать свои выступления в
печати. Его речь резко критиковали
тт. Янковский и Шнейдерман.

Выступавшие говорили о том; что
постановление Центрального Коми-
тета партии требует активной твор-
ческой работы и зовет нашу теат-
ральную критику на передовые по-
зиции в борьбе за подлинно-народ-
ное, политически острое театральное
искусство.

В заключительном слове доклад-
чик сообщил о предстоящей пере-
стройке работы об’единения.

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).

не найдем темпераментного француз-
ского народа, его борьбы за новую
конституцию, его политических пар-
тий, его внушительных демонетра-
ций. И наконец, посетили мы самую
большую художественную выставку
парижского «Осеннего салона», где
представлены последние произведе-
ния французской живописи, скульп-
туры, графики и архитектуры.
«Осенний салон» был основан груп:
пой художников и художественных
критиков в 1903 году в знак проте-
ста против косности и консерватиз-
ма официальных художественных
учреждений того времени. С тех пор
«Салон» занял одно из ведущих месг

в художественной жизни страны. _
Сейчас «Салон» впервые покинул
границы Франции, чтобы предстать

в Вене взору представителей,
крайней мере, пяти наций.

Вы бродите но залам Венского му-
зея прикладного искусства, где экс:
понированы работы 250 французских
художников. И с каждым шагом убе-
ждаетесь — и здесь нет подлинной
Франции. Вам кажется, что все изо-
браженное можно увидеть в любой
стране мира. Французского, подлин-
но-национального ни в сюжетах, ни
в тематике нам так и не удалось об-
наружить.

По каталогу мы находим прежле
всего знакомые имена. Вот Морис

Утрилло — известный `мастер городл-

ского пейзажа, На этот раз он пред-
ставлен небольшой картиной «Шер-
ковь». Это парижское предместье—
один из вариантов его излюбленно-
го мотива. Те же блеклые, серебри-
стые тона, та же сдержанность и
скромность и в сюжете, и в колори-
те. Нам показалось только, что в
этом повторении сквозит усталость,
видна печать какого-то профессно-
нального равнодушия. Пьер Боннар
прислал на выставку сугубо. импрес-
сионистский пейзаж, так же мало при-
мечательный, как и очередной на-
тюрморт Анри Матисса, р

Пабло Пикассо, Вламинк, Андрэ
Дерен, Дюнуайе де Сегонзак не вы-
ступают с произведениями живописи.
Они заняли скромное место в отделе
книжной иллюстрации.

Не найдя удовлетворения в произ-
ведениях признанных мастеров фран-
цузского искусства, мы с жадностью
обращаемся к новым именам. Но чем
больше мы с ними знакомимся, тем
большее разочарование нас охзаты-
вает.

Уход от жизни это, видимо,
единственное и главное, что об’еди-

по

В Малов театре

Горячо обсуждают ис-
`кусств постановление ЦК ВКП(б)
«О репертуаре драматических теат-
ров и мерах по его улучшению», ко-
торое стало программным ‘докумен-
том в развитии советского театра:

На общем собрании коллектива
Малого театра выступил с докладом
директор театра т. Шаповалов.

— Постановление ЦК партии о ре-
лертуаре драматических театров, —
говорит докладчик, помогло вскрыть
серьезные онгибки в работе Малого
театра. К ним прежде всего отно-
сится вытеснение из нашего реперту-
ара советских пьес. Из 20 пьес,
идущих у нас на основной сцене и в
филиале, только 3. — на современ-
ные темы.

Включение в репертуар Малого
театра слабой и безидейной пьесы
«Самолет опаздывает на сутки», ну-
стой не имеющей исторического
значения комедии Скриба «Новеллы
Маргариты Наваррской» свидетель-
ствует о забвении руководством те-
атра основных идейно-политических
задач-

Отметив недостаточно вниматель-
ное отношение театра к постановкам
советских пьес, отсутствие критики
и самокритики в коллективе, неуме-
ние наладить творческую связь с
драматургами и ряд других недостат-
ков, т. Шаповалов перешел к зада-
чам, которые стоят сейчас перед
Малым театром: Прежде всего необ-
ходимо осуществление  высококаче-
савенных в идейном и художествен-
ном отношении спектаклей на сов-
ременные темы. В репертуарном
плане на 1946 г. были ранее утверж-
дены следующие пьесы: «Золотая
карета» Леонова, «На белом свете»
Нилина, «Студенты» Пенкина и Дья-
кова, «Лремучее сердне» Липатова.

Болыние сомнения в свете новых
требований, пред’являемых  драма-
лическим театрам, вызывают пьесы
«На белом свете» и «Дремучее серд-
це»; докладчик считает, что эти
пьесы не глубоки, не имеют серьез-
ного воспитательного значения.

Одной из важнейших задач яв-
ляется достойная подготовка к 30-
летию. Октября. Намечено не позднее
1 ноября приступить к ренетициям
инсценировки романа «Хождение по
мукам» Ал. Толстого:

Л. Шаповалов рассказал о пъесах,
которые пишут драматурги для Ма-
лого театра. Ногодин пишет пьесу
«Созвездие» — о героическом тру-
де советских людей в годы сталин-
ских пятилеток, Б. Ромашов—о борь-
бе за новые методы научной работы,
Л. Славин заканчивает пьесу «Горя-
чая земля»—0 труде и жизни совет-
ских людей на большой новострой-
ке, А. Довженко пишет пьесу о ве-
ликом русском садоводе Мичурине.

В свете постановления ЦК ВКП(б)
необходймо пересмотреть и класси-
ческий репертуар нашего театра. В
нем нет лучших пьес Островского
и до сих пор не осуществлена по-
становка, «Ревизора».

Докладчик, напоминая участникам

собрания о необходимости овла-
деть  марксистско-ленинской Teo-
рией, подчеркивает особую важ-

ность систематической и настойчи-
вой работы деятелей театра над по-
вышением своего идейно-политни-
ческого уровня.

Л. Шаповалов закончил свой док-
лад обращением к коллективу Мало-
го театра © призывом оправдать
своей фаботой доверие партии и
народа.

Прения начались взволнованным
выступлением А. Яблочкиной, гово-
рившей о своей тревоге за судьбу
старейшего русского театра. Ответ-
ственными за ошибки в репертуаре
театра она считает Комитет по делам
искусств и художественное руковод-
ство театра, которые вследствие сво-
ей неразборчивости допустили про-
никновение в Малый театр вредных
и антихудожественных пьес. А. Яб-
лочкина с горечью говорит о том,

няет сейчас многочисленные француз-
ские художественные течения. Соели
сотен произведений преобладает пей-
заж, в котором отдельные хуложни-
ки достигают довольно высокого ма-
стерства. Очень хороши, например,
пейзажи Шарля Лакоста, выдержан-
ные в нежных, серебристых тонах.
Жан Корно выставил приятный пей-
заж осеннего Парижа. Интересна ра-
бота «Открытое окно» Жака Денье.

Есть еще пейзажи, носящие ярко
декоративный характер, как работы
Рене Дюмерис и Роберта Латирон,

Большое место французские жизо-
писны отводят натюрморту, главным
образом, цветам, а затем предметам
домашнего обихода. Здесь следует
отметить «Тюльпаны» Жоржа Канно
и <Вазу с пионами» Пьера-Поля
Монтан.

Портретов, к сожалению, совсем
мало. Один только портрет Мориса
Асслен «Старый крестьянин» поды-
мается над уровнем посредственно-
сти, все остальные оставляют чув-
ство недоумения и разочарования.
Это не живые лица, а какие-то му-
мии с нарочито искаженными черта-
ми, примитивно детский рисунок, не-
естественные и странные краски.

Жанровая картина на выставке —
также редкое явление. В качестве
лучшей работы этого вида живопи-
си можно отметить «Лошадиный ры-
нок» Пьера Ладуро, написанный в
чуть-чуть грубоватой, но сочной и
реальной манере, идущей, пожалуй,
от Курбэ, и красочные картины Ад-
риенны Жукмер «Пахота» и «Гуля-
нье». Но тут же рядом «Шветочный
рынок» Пьера-Луи Верите, исполнен-
ный в нарочито упрощенной, при-
митивной манере.

На выставке почти нет тематиче-
ских композиций. Исключение со
ставляют религиозно-библейские те-
мы, которым и в живописи, и в
скульптуре отведено достаточно со-
лидное. место. Эти работы тоже про-
изводят весьма странное впечатле-
ние прежде всего тем, что тради-
ционно-библейские сюжеты ‘переда-
вы в ультрасовременной, модерни-
стской манере. -Таков, например,
«Христос во славе» Ива Аликса.

Значительное место занимают про-
изведения воинствующего формализ-
ма. Давно уже-мы не видели пред-
ставителей такого откровенного и
ничем не прикрытого беспрелмет-
ничества, кубизма и других» тече-
ний, означающих лолный отказ от
жизни, от правды, от какой бы то ни

что в театре далеко не в полной ме-
ре используются силы старейших
мастеров. Г

М. Царев считает, что серьезные
дефекты в работе театра являются
результатом нетребовательности
дирекции и художественного руко-
водства. Появилась вредная система
огульного расхваливания и вынесе-
ния благодарностей за средние, ря-
довые спектакли.

— В театре, — говорит Царев, —
существует режиссерская коллегия,
непосредственное назначение кото-
рой художественное руководство
театром. В действительности она не-
сет лишь «почетные функции».

С. Межинский указал на вред, ко-
торый приносит пренебрежительное
отношение к филиалу Малого театра:
Если пьеса сомнительная, ее отда-
ют в филиал. Неслучайно, что три
снятых спектакля — «Самолет опаз-
дывает на сутки», «Новеллы Марга-
риты Наваррской» и «Мисс Гоббе»—
были поставлены на сцене филиала.

В. Пашенная говорила о необходи-

мости воспитания нашей молодежи.в
традициях Малого театра: В театре
сущебтвует неправильная установка
давать молодежи слабую пьесу и
назначать для работы © молодыми
артистами неопытных, молодых ре-
жиссеров. В. Пашенная выступила с
критикой пьесы Леонова «Золотая
карета».
- == Преобладание личных интересов
над государственными,—говорит К.
Зубов, — было источником всех на-
ших ошибок. Отсюда отстаивание
вредных, безидейных пьес и отсут-
ствие принципиальности у руковод-
ства театра: Е

Тов. Н. Анненков считает крупней-
шей оттибкой театра ‘бесплановость
работы, - отсутствие перспективного
репертуарного плана.

Ю. Калашников отметил, что кол-
лектив Малого театра имеет большие
потенциальные возможности, но из-
за отсутствия ясной цели эти возмо-
жности остаются нереализованными.
За последние годы театром совер-
шено много серьезных ошибок. Пос-
ле порочного спектакля «Отечествен-
ная война» был поставлен историче-
ски-неверный спектакль «Иван Грдз-
ный», на исправление которого было
потрачено много ‘усилий. Даль-
ше опять неудачные спектакли —
«Овечий источник» и «Бессмертный».
Спектакли были подготовлены, но. не
показаны зрителю. И, наконец, за
последнее время в Малом театре
обнаружилось тяготение к пустым

развлекательным пьесам («Мисс
Гоббс», «Новеллы Маргариты На-
варрской»).

Перестройка Малого театра долж-
на начаться с пересмотра им своего
идейного и творческого багажа. Ю.
Калашников отмечает, что ни_т; Зу-
бов, ни т. Шаповалов ни слова не
сказали о выполнении этой ближай-
  шей задачи, не внесли никаких прак-
тических предложений для ее кон-
‘кретного осуществления,

Все выступавшие высказали не-
удовлетворенность. работой литера-
турной части театра.

В прениях приняли участие также
А. Дикий, И. Ильинский, М. Бертен-
  сон, Л. Прозоровский, В. Дудин,
Л. Григоровская и А. Гаврилов.

После заключительного слова JI.
Шаповалова собрание актеров и рз-
жиссеров Малого театра. приняло
резолюцию, полностью одобряю-
шую постановление ШК партии о
репертуаре и камечающую пути пе-
рестройки работы театра.

бизма Фернанд Леже выставил, на-
пример, картину «503». При всем же-
лании невозможно. понять, что здесь
изображено и зачем это написано.
Черной краской крупно. нарисована
‚ цифра. Вокруг нее какие-то рога,
крюки, лапы. Черные, желтые, синие,
красные, белые линии переплелись в
непонятном и раздражающе крикли-
; вом цветном орнаменте.
Показана на выставке и другая ли.

‚ния французского модернизма. Ху-

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

‘дожник не прячется за беспредмет- !
‘ность. Он дает сюжет: пейзаж, на-

‚тюрморт, портрет, но все это в та-
‘KOM гиперболическом искажении,
‘таким нарочитым примитивизмом,
‘такими грубо кричащими красками,
  что, по существу, ‘от сюжета, от на-
туры ничего не остается.

Скульптура на выставке представ-
лена тремя основными течениями.
  Первое из них развивает традиции
‚ импрессионизма. В работах этого
‚круга заметна зависимость от Роде-

с

‚на и, пожалуй, нашего Паоло Тру-

бецкого. Здесь прежде всего много-

численные ` женские фигуры в 50-
вершенно неожиданных ракурсах и
поворотах. Второе направление от-
мечено несколько грубоватой мону-
  ментальностью, свойственной скорее
‘немецкой, а не французской скульп-
туре. Особое место занимает декота-
тивная пластика, представленная ве-
ликолепными образцами животных,
высеченных из камня или отлитых из
стекла. Достоинством. французских
скульпторов является их стремление
работать в материале--камне, брон-
зе, стекле. Гипса почти. нет.

Французские графики не отлича-
 ются высоким мастерством. Из их
числа следует отметить только Мар-
селя Роше, меткие жанровые зари:
совки Жака Буллер, городские пей-
  зажи Жана Берсье. В отделе книж-
\ной иллюстрации ‚запоминаются ра-

боты Андрэ Дерена, Вламинка, Сю-
 занны Хумберт, Сериа и некоторых
других художников, у которых до
известной степени сохранилось чув-
ство стиля и времени.

Но вот проходит час, второй, мы
переходим из зала в зал, а узнать,
чем же живет современная Франция,
—нам так и неё удается. Была ли в
самом деле война, страшный нацио-
нальный кризис, героическое движе-
ние сопротивления, подлое преда-
тельство’ коллаборационистов? Maer
пи возрождение Франции, поняла ли
она исторические ‘уроки? Выставка
не дает никакого ответа на все эти
вопросы. Наоборот,. после выставки
остается впечатление, что ничего 59
Франции ‘не случилось. Очевидно,
значительная часть художественной
интеллигенции Франции все еще пы-
тается уединиться ‘в «баине из сло-
новой кости». Только эмоции, изоли-
  рованные от’ всего окружающего,

‚ только крайний суб’ективизм, только   Франции.
было эстетики. Один из вождей ку-  стремление уйти самим и увести дру-1

OPP PPP PPP AD PP PPP PPP PPP PPP

HO искажающий живую натуру,

Собрание актива
театральных
работников

Комитет по делам искусств при:
Совете Мивистров СССР и прав pee i
созывают 30 сентября общегородское !
собрание актива театральных работ-:
драма-:
тургов и театральных критиков, по-

Союза советских писателей

ников московских театров,

священное обсуждению постановле-
ния ИК ВКП(б) «О репертуаре дра-
матических театров и мерах по его
улучшению».

С докладом выступит председатель
Комитета по делам искусств при Со-
вете Министров СССР М. Храпченко,

В Министерстве
кинематографии СССР

Два вопроса — «О работе релкол-
легии журнала «Искусство кино» и
«О состояний работ по оборудова-
нию опытного кинотеатра «Стерео-
фильм» — были рассмотрены на
очередном. заседании коллегии Mu-
нистерства кинематографии СССР:

С докладом о работе журнала «Ис-
кусство кино» выступил ответствен-
ный редактор И. Пырьев, признав-
ший, что в журнале отсутствовало
глубокое освещение идейно-творче-
ских вопросов, что вместо критиче-
ских статей печатались хвалебные
заметки, непомерно болыное место
занимали материалы, рекламирую-
щие достижения отдельных мастеров
кино. Члены редколлегии тт. Е. Габ-
рилович, Б. Чирков, С. Эйзенштейн,
В. Пудовкин от участия в редакци-
онной работе постоянно уклонялись.

Выступивние в прениях Д. Ере-
мин, И. Лукашев и член редколлегии
журнала В. Грачев подробно остано-
вились на недостатках и ошибках
журнала «Искусство кино»; они го-
ворили об отсутствии острой крити-
ки, аполитичности и либерализме
публиковавшихся статей, о забвении
общетеоретических вопросов. © у

Общее недоумение вызвала та
часть выступления И. Пырьева, в
которой он попытался оправдать
ошибочную и  формалистическую
статью С. Эйзенштейна «Крупным
планом», опубликованную -в журна-
ле «Искусство кино».

В заключение выступило министр
кинематографии СССР И. Болыша-
ков, указавший, что редколлегия
журнала «Искусство кино» не спра-
вилась с возложенными на нее обя-
занностями и вела журнал неудов-
летворительно. Состав редколлегии
должен быть пересмотрен.

Е al

Затем коллегия Министерства кн:
нематографии СССР заслузшала до-
клады Г. Тихомирнова и С. Иванова
«О состоянии работ по оборудова-
нию кинотеатра «Стереофильм».

В прениях выступили Н. Волков,
В. Шепелюк, Г, Ирский ин Б. Иванов.

Из материала докладов и прений
явствует, что несвоевременное обес-
печение студии «Стереокино» необ-
ходимым  материально-техническим
оборудованием тормозит работу по’
сооружению стереодэкрана для кино-
театра. «Стереофильм».

На кинофестивале
-. № Венеции

На закончившемся международном
кинофестивале в Венеции из девяти
художественных фильмов, удостоен-
ных. первой премии, 2 премии полу:
чили ‘советские картины «Клятва»
(авторы сценария П. Павленко и
М. Чиаурели, постановка М. Чиау-
рели) и «Непокоренные» (сценарий

Л. Барна, Б. Горбатова, Г. Гракова,
М. Донского, ‹ постановка М. Дон-
ского):

Вторые премии присуждены науч-
но-популярному фильму «В песках
Средней Азии» (автор режиссер
А. Згуриди) и цветной документаль-
ной картине «Физкультурный парад
1945 года» (операторы С. Семенов,
Б. Макасеев, А. Щекутьев, Ю. Монг-
ловский).

гих от подлинных жизненных проб-
лем могут породить искусетво, ко-
торое мы видели.

Многочисленные работы «Сало-
на», если пренебречь богатством
индивидуальных оттенков и различ:
чий, можно разделить на несколько
основных течений. Это, во-первых,
продолжатели французского импрес-
снонизма второй половины ХХ века,
достигающие в отдельных работах
уровня довоенного мастерства, но,
конечно, неспособные соревноваться
с классиками импрессионизма, во-вто-
рых, откровенно декоративное плос-
костное искусство, ценящее превы-
ше всего приятные для глаз’ крас-
ки, мало заботящееся о форме, о ри-
сунке, сюжете, в третьих, грубый и
нарочитый примитивизм, сознатель-
и,
наконец, воинствующий формализм,
отказавигийся от сюжета, от мысли,
от какого бы то ни было общест-
венного ‘содержания в искусстве и
отдавшийся цветовым и линейным
фантасмагориям.

Невольно возникает вопрос, почему
это происходит? Почему искусство
Франции так далеко от жизни и так
мало может ‘дать нового мыслящему
и много пережившему за последние
десятилетия народу? Об’яснения сле-
дует искать в общественных усло-
виях художественного творчества.

Для кого творит художник со-
временной Франции?. Вы не можете
не заметить на выставке табличек, на
которых помечена цена каждой кар-
тины. Почти все продается и про-
дается недорого. Однако во. Фран-
ции покупают немногие. Именно на
их вкус, на вкус этих немногих со-
стоятельных людей и вынуждено
сейчас равняться искусство целой
страны. Художник во Франции пре.
жде всего— продавец своего. товара.
Хозяевами его таланта в настоящее
время являются те; кто никак не
хочет лишний раз вспомнить © со-
циальной борьбе, кто’ ищет в искус-
стве покоя и отдохновения, потому
что не очень уверен в своем буду-
щем. Несомненно, что эти’ потреби-
тели французского искусства в до-
статочной мере пресыщены и требу-
OT OT. HCKYCCTBa сверх-оригинально-
го, ‘не похожего на действительность
или дающего эту действительность в

каком-то ``необыкновенном, пусть
уродливом, - ракурсе.
Изобразительное искусство во

Франции переживает сейчас крити-
ческий период. Мирное сосущество-
вание искусства, уходящего от жиз-
ни и зовущего к жизни, вряд ли воз-
можно. Надо надеяться, что Франция
и ее народ. постигающий сейчас
ГВ дные уроки истории, создадут
  EPyPae искусство, которое по праву
будет представлять подлинное лицо

А. СОЛОДОВНИКОВ.

ушкинская, 8. Телефоны: секретарнат—К, 4-15-66;

a

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича. 7.

отделы  геатра,

$

музыки, изобразительных. искусств,

архитектуры, ки

x

‚В семью. Картина хул. И. Евстигнеева.

Ory,

>

дия военных художников ‘им,

Грекова.

of

Пленум Оргкомитета Союза
советских композиторов

1 октября в Москве открывается
расширенный пленум Оргкомитета
Союза советских композиторов
СССР. В повестке дня — доклад
А. Хачатуряна о задачах Союза со-
ветских композиторов в связи с ре-
шениями ЦК ВКП(б) по вопросам
литературы и искусства. Участники
пленума заслушают также сообще-
ния с мест о работе композиторов
союзных республик.

СОВЕЩАНИЕ КРИТИКОВ

В среду, 25 сентября, состоялось
совещание членов Об’единения теат-
ральных критиков. ВТО.

После краткой вступительной речи
председателя об’единения Г. Бояд-
жиева с докладом о задачах теат-
ральной критики в связи < поста-

новлениями ИК — ВКП(б) о ли-
тературе и искусстве выступил зам:
председателя Совета ВТО М. Гри-
горьев.

В прениях приняли участие крити-
ки М. Гус Л. Боровой, Ю. Юзов-
ский.

Совещание будет
субботу 28 сентября.

продолжено в

Для участия в работах пленума
приезжают Б. Лятошинский, Л. Ре-
вуцкий (Украина), Ш. ` Мшвелидзе,
В. Гокиели (Грузия), У. Гаджибеков
(Азербайджан), А. Степанян (Арме-
ния), М. Ашрафи, Т. Садыков (Узбе-
кистан), Э: Капп (Эстония), В. Щер-
бачев, М. ПНейнберг, И. Дзержин-
ский (Ленинград), В. Трамбицкий
(Свердловск) и др.

Нленум продлится 3—4 дня.

О РЕПЕРТУАРЕ ЦИРКОВ

В настоящее время Главное управ-
ление цирков заканчивает пересмотр
всего репертуара, исполняемого “Ha

арене. 1 октября состоится `совеща-

ние с участием писателей и драма-
тургов, посвященное созданию ново-
го репертуара для артистов разго-

ворного жанра — музыкальных и
буффонадных клоунов, сатириков,
коверных.

3 октября созывается Художест-

венный совет, который обсудит воп-
росы, связанные с развитием разго-
ворного жанра в цирке.

Шод звуки Ффанфар

кино
на-

Работе Московского Дома
было посвящено состоявшееся

днях заседание совета. совместно ©   тельные,
вступительные слова. В секции ком-

руководителями секций.

В докладе председателя
И. Пырьева и в
М. Большинцова, В. Каплуновского,
Б. Волчека, А ` Медведкина,
Пнейдерова, М. Ромма, Г. Мдивани,
В. Сутырина, Н. Лебедева и М. Жа-

совета

ству. Бессистемному просмотру кар-

предносылались  бессодержа:
чисто информационные

Тин

позиторов и звукооператоров запи-

выступлениях   мались тем, что целые заседания по-

свящали прослушиванию пластинок

В.   джазовой музыки...

Работа с молодежью велась пло.
хо. Между тем как раз на обсуждз-

рова деятельность Дома кино была   ниях, особенно в секциях, с наибо-

подвергнута суровой критике.

лее резкой критикой, невзирая на

Аполитичность, слабая постановка   лица, выступали студенты ВГИК и
идейно-воспитательной работы, ог- студийная молодежь.

сутствие боевой принципиальной
критики, либерализм и бесприяцини-

ность в оценке кинофильмов, отор- !

ванность ведущих мастеров от
новной массы киноработников и от
зрителей — вот главные недостатки
творческой работы в Доме кино.
Вместо глубокого анализа идей-
ного содержания произведений, В
секциях занимались узко-професси-
ональными вопросами. Просмотры
посредственных фильмов превраща-
лись в юбилейные «торжества». Так,
например, перед демонстрание
фильма «Нахимов» играли на фан-
фарах! Неудивительно поэтому, что

кого просмотра, носило фанфарно-
праздничный характер. i
Не нашел в Доме кино осуждени

и порочный фильм «Большая жизнь»
(вторая серия). Исходя из личных,
приятельских отношений, выступав-
шие захваливали фильм и поздрав-
ляли его авторов.

Много говорилось на заседании о
некритическом отношении к бур-

i

i
i
i

жуазному зарубежному киноискус=

обсуждение, состоявшееся после та-,

Считая необходимым коренным
образом перестроить деятельность
Дома кино, совет наметил новый

‘план работы.

Лля повышения идейного и теоре-
тического уровня работников кино
создан университет марксизма-ле-
нинизма, в котором будут занимать-
ся 200 слушателей. При Доме кино
будет постоянно работать кабинет
марксизма-ленинизма, в котором
устанавливаются дежурства квали-
фицированных консультантов. Ha-
мечены абонементные пиклы тема-
тических лекций по ‘философии,
эстетике, теории искусств. Планиру-
ются еженедельные доклады, посвя-
щенные популяризации отдельных
разделов новой сталинской пяти-
летки и достижений советской нау-
ки и техники. В разделе творческих
мероприятий—конференция по под-
готовительному периоду, BeTpe-
чи со зрителями, дискуссии о но-
вых фильмах и сценариях.

Создаются кабинеты по теорин,
критике, режиссуре и истории кино.

-
=
Из последней почты

„КРАЙНЕ НЕБРЕЖНО“ ИЛИ „ХОРОШИЙ СПЕКТАНЛЬ ?

В харьковской газете «Красное
знамя» (редактор Н. Куликов) в
№ 180 от 8 ‘сентября 1946 г. напеча-
тана редакционная статья под заго-
ловком: «Еще о харьковских TeaT-
рах».- Останавливаясь на работе Те-
атра оперы и балета им. Лысенко,
газета писала:

«Основной наш музыкальный театр
все еще не наладил своей производ-
ственной жизни, не определил твер-
цой линии репертуара... Отдельные
спектакли поставлены крайне не-
брежно. «Риголетто», «Тоска», «Тра-
виата» не явились достижением му-
зыкального театра второй столицы
Украины».

И ровно через пять дней, в № 185
газета «Красное . знамя» поместила
заметку «Хороший спектакль», по-
священную старой постановке опе-
ры <«Госка» в том же. театре.

Потеряв всякое чувство меры, ре-
дакция безудержно захваливает здесь
постановку и артиста Н. Дидученко,
исполняющего партию Каварадосси.
В небольшой газетной заметке щед-
ро рассыпаны обывательские харак-
теристики, взятые на прокат из за-
писной книжки дореволюционного
репортера. Газета пускает в хол це-
лый фонтан «блестящих» общих
фраз: «полноценное звучание», «вы-
сокое мастерство», «живой интерес»,
«эффективный стиль исполнения? и,
наконец, «шумный успех».

Возникает вопрос: какому же ре-
дакционному выступлению должен
верить читатель? Тому ли, в котором
сказано, что «Тоска» поставлена
«крайне небрежно», или тому, где

она превратилась в «Хороший спек-
такль»?

—

Нисьмо в

Прошу опубликовать настоящее
письмо на страницах вашей газеты.

В моей книге «Горький — драма-
тург и критик», недавно вышедшей,
мною допущена досадная опгибка.
В. сноске ‘настр. 147, опираясь ‘на
неправленную стенограмму, я при-

ред акцию
писал товарищу Бялику утвержде-
ние: «Горькому определенно не
нравится Малый театр Tex дней»,
которого товарищ Бялик не делал.

Приношу искреннее — извинение
т. Бялику.

Прьф. М. С. Григорьев.

`Релакционная коллегия:_

>В, МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С, ГЕРАСИМОВ,

ЗАВАДСКИЙ, Д. КАБАЛЕВСКИЙ, А МОРДВИНОВ,

e A  НОВОГРУДСКИЙ, A. CONOOBHUKOB.

fu

1) история советского театра;

ности и проходят вет
{в об’еме программы вуза): -

1) осБовы марксизма-ленинизма,
2) история театра, 3 ji
3) иностранный язьтк.

hres,
водетвенная. характеристика)

но, эстрады и цирка, иностранный и `информация—К 5 -45:12: излательство К 1.48 98. И
=. : Е с ь. ek

НАНА

ТОСУДАРОТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
` имени А, В. ЛУНАЧАРСКОГО
ОБ’ЯВЛЯЕТ ПРИЕМ В АСПИРАНТУРУ
НО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ:

2) история русского. тватра ХТХ и хх вв.

Ноступающие представяяют письменную работу но избранной специаль-
унительные испытавия по следующим дисциплинам

Заявления и необходимые матерналы (Письменная работа, автобиогра
пнеток по учету кадров, линлом-об образований. общественно-пронз-
представляются

Москва, Сабиновевий пер.; 4). тов. Савушкиной 0. Р.

ie
Е
Е
Е
Е
=
=
Е

в канцелярию Института

Сток ‘подачи: заявленный < 10 октября тёк. гола. =
Вступительнтяе ис пыеания соетоятея в нёриод с 10 ло 25 октября, Е
ЗНА ООО В

НТ

Зак № 9343,