МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ СЕМЗ

ПРАВДА

ST КЕРНИ

`ЗЕРНОВЫ

= Es ЕФЕТЬВН ИЯ к 4

КУЛЬТУР

5 ИЮЛЯ 1937г, № 183 (7149)

Доклад тов. Яковлева Я. Ч. на Пленуме ЦК ВКИ() 28 июня L937

L - “

НЕДОСТАТКИ В ПОСТАНОВКЕ СЕМЕННОГО ДЕЛА ©

Предлагаемый вниманию Пленума проект
постановления «0 мерах по улучшению
семян зерновых культур» является резуль-
татом длительной работы, проведенной
Центральным Комитетом партии и Советом
Народных Комиссаров СССР по распутыва-
нию семенного дела.

Начну с того, какие недостатка имеются
в работе по семенам и каковы были ак-
ты вредительства в этом деле со стороны
врагов нашего государства — всякого рода
вредителей.

Ряд хороших крестьянских сортов, про-
веренных многолетней практикой, вытеснен
или, точнее сказать, почти уничтожен. Упо-
мяну хотя бы всемирно известные твердые
пшеницы Кубанки, Арнаутки. Они в Аме-
рике занимают до сих пор согни тысяч тек-
тар. Упомяну далее Крымку. Американский
департамент земледелия опубликовал в от-
чете за 1936 г. данные о том, какие сорта
высевают американские фермеры. Я под-
считал: половину площали озимой пшеницы
в Америке занимают наша Врымка и выве-
денные из. Крымки сорта. У нас же Крымка
на деле сведена на-нет. Заявления неко-
торых видных специалистов о том, что
Крымка непригодна в наших условиях,
опровергаются фактами. Во-первых, Лы-
сенко, применив внутрисортовое скрещива-
ние, получил Врымку, отличающуюся до-
статочной зимостойкостью. Во-вторых, в той
огромной зоне, какую занимает Крымка в
Америке, безусловно имеются районы, ана-
логичные некоторым нашим районам.

Не менее вредным для дела, семеноводства
являлось внедрение в посевы ряда’ районов
плохих сортов. Наиболее вопиющим приме-
ром в этой области является распростране-
ние Цезиум (пшеницы, которая в Западной
Сибири хороша во многих районах) во всей
нечерноземной полосе. Делалось это соглас-
но. оценке Госсортсети — отделения Ин-
ститута растениеводства без всяких к тому
оснований. К каким методам здесь прибе-
гали вредители, видно из того, что Цезиум,
который буквально с’едается головней во
всей нечерноземной полосе, оценивается в
официальных трудах, опубликованных Гос-
сортсетью, как сорт, устойчивый против
головни.

В Западной области, например, тде по

требованию Госсортсети ВИР”’а Цезиум еже-
годно должен был высеваться, колхозы
принуждались к обмену своих семян. хоро-
пей местной пшеницы «ледовка» ‘на, семена
Цезиума — сорта, который в условиях 5а-
палной области оказался значительно менее
урожайным, чем «ледовка».

Наряду с внедрением плохих сортов име-
ются факты зажимания хороших селекци-
онных сортов, проверенных и крестьянской
практикой. Так, например, посевы хоро-
шего сорта твердой пшеницы Мелянопуе
069 с 1933 по 1936 гг. не только не- вы-
росли, но сократились в 11 раза. Другой
пример яровой пшеницы Лютесценс 062,—
этот сорт в течение ряда лет заушался
Госсортсетью под предлогом, что он якобы
поражается головней, в то время как на
деле он, наоборот, головней поражается
меньше других сортов.

В связи с этим особо приходится отме-
тить факт сокрытия от нашей страны хэ-
роших сортов, выведенных за границей.
В то время как экспедиции некоторых на-
птих научных институтов об’езжали глухие
пустыни Америки, Африки и Азии в по-
тоне за самыми дикими прародителями
пшеницы, мы не были информированы о
лучших сортах зерновых, которые за эти
20 лет выведены в других странах. Мало
того, выведенные в Америке, Швеции,
Финляндии и др. странах сорта, ‘распро-
странившиеся там благодаря своим каче-
ствам на миллионах, гектар, даже не ис-
пытывались у нас. Мы не имеем в настоя-
щий момент данных о том, чтобы судить
о пригодности Маркиза и выведенных США
и Канадой из Маркиза сортов для нашей
средней полосы в винду того, что Маркиз
испытывалея ВИР’ом почему-то’ только на
юге. А этот сорт вот Уже 20 лет являет-
ся мировым стандартом и неточником для
улучшений всякого рода пшениц в СПА
и Канаде.

По решению Центрального Комитета
“партии, безо всякого на то предложения
со стороны сельскохозяйственных спепиа-
листов и Наркомзема, в этом году ввезены
для испытания некоторые лучшие сорта
пшенипы Америки и Швеции.

Отмечаю также неправильную, ненауч-
ную организацию сортоиспытания, которая
не дает нам возможности судить о пре-
имуществах одного сорта по сравнению ©
другим. Я не говорю уже о проведенном
в 1936 году, якобы в целях улучшения
дела, ‘сокращении сети сортоучастков до
130 на всю нашу страну.

Некоторые сорта, притом хорошие (и
это особенно возмутительно), Госсортсеть
так перебрасывала с участка на участок,
что даже после многолетнего испытания
нет никакой возможности судить, для ка-
кого района этот сорт особенно пригоден.

Снятие сортов с испытания производи-
лось Наркомземом методом, демонстрирую-
шим смыкание неряшливости и безответ-
ственности с вредительством. Первый з8-
меститель начальника Зернового управле-
ния Наркомзема Ищенко одной препрово-
дилкой кладет визу на из’ятие 75. сортов
с сортоиспытания, а бывший первый за-
меститель наркома Муралов одним росчер-
ком пера утверждает этот «акт».

Tae здесь кончается бюрократическая
неряшливость и где начинается вредитель-
ство, нанесшее огромный ущерб хозяйству,
разобрать, конечно, смогут органы НЁВД
H CYA.

Далее — о невызывавшейся крайней не-
обходимостью переброске семян из одного
края в друтой.

Факт, что благодаря вмешательству Цен-
трального Комитета партии, хотя и с за-
позданием,— это надо было сделать, види-
м0, много раньше, — Куйбышевская 0б-
ласть приостановила перемол и направила
на семена, по крайней мере, 2 миллиона
пудов пшеницы и овса местного проис-
хождения, взамен которых по планам Ro-
митета заготовок и Наркомзема намечался
завоз семян с крайнего юга.

Факт, что в Западную область завезене
было для посева 450 тыс. пудов заовсю-
женного овса е Украины, и только в 1е-
зультате вмешательства Центрального №о-
митета партии взамен этих семян на посев
были направлены имевшиеся на государ-
ственных складах в Западной области чи-
стые семена местного происхождения.

Факт также, что в результате вмеша-
тельства Центрального Комитета партии
были обнаружены на складах «Заготзер-
но» в Башкирии ненужные республике
1% млн. пудов семян пшеницы местного
происхождения, которые и были напраз-
лены для посева в Кировскую область вме-
сто запланированной украинской.

Калининская область, которой был наме-
чен завоз семян овса с. Украины, нашла,
под давленяем требований ЦЕ, овес в гра-
ницах своей области. Из пшеницы, отправ-
ленной западно-сибирскими пунктами «За-
готзерно» в Челябинскую область и про-
веренной в количестве 350 тыс. пудов,
оказалось не удовлетворяющими самым эле-
ментарным требованиям 250 тыс. пудов.
Значительная часть зерна оказалась зара-
женной клещем и затхлой. А в удостове-
рениях о качестве Поспелихинского пункта
была помещена даже издевательская от-
метка «Непфонд — в порядке перемещения
клеща».

Наконец,  вредительством несомненно
был отказ Наркомзема, СССР от аппроба-
ции сортовых посевов. В результате от-
каза от аппробации сортовые семена, не
будучи снабжены сортовыми  свидетель-
ствами, шли в 1936 году как рядовое зер-
но на склады «Заготзерно», чем чинов-
ники «Заготзерно» с великим удовольстви-
ем воспользовались для того, чтобы осво-
бодить себя от хлопот по особому хране-
нию сортового зерна. В результате воров-
ским образом проведенного отказа Нарком-
зема в прошлом году от аппробации посе-
вов (якобы из-за отсутствия денег) много
десятков миллионов пудов первоклассного
сортового материала было уничтожено,
обращено на перемол на складах «Загот-
зерно».

Многие работники Комитета заготовок
наносили вред государству и не будучи
вредителями. Приведу некоторые факты.
На Самойловском ‘элеваторе (Саратовская
область) в сортовую пшеницу Саррубру
была ссыпана пшеница Эритроспермум
0341. Здесь же мягкая пшеница смеши-
валась по ряду зернохранилин с твердой
пшеницей. На Екатериновском элеваторе
Саратовской области сортовая пшеница в
количестве 2.000 пудов была ссыпана в
рядовую. На Сасовском элеваторе Москов-
ской области шатиловекий овес ссыпан в
овес Московский A315. На Пономаревеком
пункте Московской области пшеница Це-
зиум ссыпана в пшеницу Лютесценс.

В результате неудовлетворительной ра-
боты земельных органов и, в особенности,
Главного Зернового Управления Наркомзе-
ма, сомкнувшейся с вредительством, со-
рвано выполнение поставленной вторым
пятилетним планом задачи довести сорто-
вые посевы до 750/о всей площади зерно-
ВЫХ.

Перехожу к изложению основ проекта
организации семенного дела по зерновым
культурам.

Il.

ОРГАНИЗАЦИЯ Г ОСУДАРСТВЕННОГО ИСПЫТАНИЯ

СЕМЯН ЗЕРНО

Начну с государственного сортоиспыта-
НИЯ.

=

Нынешняя организация государственно-
TO сортоиспытания характеризуется сле-
ДУЮЩИМ:

а) государственных сортоучастков всего
лишь 130, по данным каждого сортоучаст-
ка приходится определять пригодность сор-
тов для 20—30 районов. Ясно совершен-
но, что при этом неизбежны грубейшие
энтибки;

6) сортоиспытательная сеть подчинена
не государственному учреждению, а Ин-
ституту растениеводства, который, видимо,
за недосугом очень плохо организовал это
дело;

в) сорта снимаются с испытания и вво-
дятся в хозяйство решением анонимной ко-
миссии, в которой Наркомзем и Институт
растениеводства представлены второстепен-
ными работниками.

Взамен этого порядка Центральный К9-
митет и Совнарком предлагают на ваше
утверждение следующий порядок государ-
ственного  сортоиспытания:

а) государственные сортоиспытательные

астки создаются на каждые 2—3 района.

сего таких государственных сортоучастков

ВЫХ КУЛЬТУР

булет, таким образом, 1.055, в том чиеле,
например, Одесская область будет иметь 30
участков вместо нынешних 2, Днепронет-
ровская область 30 участков вместо нынеш-
него 1, Азово-Черноморский край 50 вме-
сто. нынешних 7, Орджоникидзевекий—2.6
вместо нынешних 5, Воронежская область
30 вместо 3, Курская область 30 вместо
2, Оренбургекая область 20 вместо 2, За-
падная Сибирь 43 вместо 7, ДВК 25 вме-
сто 6, Казахстан 51 вместо 10 ит. д.
Участок, созданный на 2—3 района, даст
материал для суждения о пригодности того
или иного сорта в том или ином районе,
а не «вообще», как это бывало раньше;

6)° государственные сортоучастки мы
предлагаем подчинить специальной автори-
тетной комиссии при Наркомземе СОСРв
составе, утверждаемом Советом Народных
Комиссаров СССР. Само собой разумеется,
что в эту комиссию необходимо будет
включить лучших знатоков сортового де-
ла в СССР;

в) снятие сортов с испытания, введение
их в хозяйство, а также вывод их в тираж
мы предлагаем организовать таким образом,
чтобы исключить здесь произвол и при-
страстие отдельных специалистов или ра-

ботников земельного: алшарата. Для выве-
дения сорта в тираж или, наоборот, введе-
ния его в хозяйство, для снятия сорта с
испытания необходимо будет решение Го-
сударственной комиссии по’ сбртоиспыта-

нию, утвержденное Советом Народных Ко-
миссаров СССР.

Таков порядок в области сортоиспыта-
ния, который мы считаем необходимым вве-
сти взамен существующего.

A Ш.
‚ОРГАНИЗАЦИЯ СЕЛЕКЦИОННОГО ДЕЛА

Нынешняя организация селекционного
дела характеризуется следующим:

а) мы пользуемся для сортовых посе-
вов почти исключительно сортами, создан-
ными до революции. Факт, что сорта ржи,
пшеницы, ячменя и овса, созданные до ре-
волюции, занимают 80%/о площади сор-
товых посевов, созданные же. после рево-
люции- только 20/0. Между тем США за
эти 20 лет ввели новые сорта на полови-
не площади зерновых, применив для выве-
дения новых сортов и метод отбора, и ме-
тод гибридизации;. в

0) личной заинтересованности селекцио-
нера в выведении нового сорта, нет.

В то время как изобретатель получает
известный процент от экономии, которую
его изобретение приносит государству, в
то время как писателю оплачивается гоно-
рар за его произведение, заработок се-
лекционера не зависит от того, занимает
ли выведенный им сорт в СССР миллион
гектар или один гектар;

в) сорта у нас именуются якобы по-на-
учному — 3-этажными номерами и ботани-
ческими названиями. Между прочим, аме-
риканцы называют эти же сорта по-чело-
вечески, а то и просто по-русски, напри-
мер, Кубанка в США называется Кубан-
кой, а у нас сорт, выведенный из Кубан-
ки путем отбора, называется Гордейформе.
В то время как американцы в своем
Ежегоднике печатают портрет своего раз-
ведчика Варльтона, который вывез из Рос-
сии лучшие сорта в 900-х годах, селек-
ционное дело у нас организовано так, что
авторы ряда хороших сортов не установле-
ны и известна только станция, «которая вы-
вела тот или иной сорт;

г) крупнейшим недостатком селекцион-
ного дела является то, что селекционные
станции зачастую ‘обслуживают несколько
областей — огромные ‘районы © различ-
ными климатическими и почвенными усло-
виями. Сеть наших селекционных станций
по сравнению с европейской и даже аме-
риканской выглядит крайне’ скудно.

Таковы основные недостатки селекцион-
ной работы. ;

Для их устранения необходимо“ органи-
зовать селекционное дело на следующих
началах:

a) для поощрения селекционеров мы счи-
таем необходимым ввести премирование се-
лекционеров, при чем размеры премий
должны определяться в зависимости от пло-
щади, которую занимает сорт в хозяйствен-
ных посевах. Премировать мы считаем не-
обходимым не только селекционера, вы-
ведшего новый сорт. Тов. Лысенко, напри-
мер, путем внутрисортового скрещивания
придает сорту, выведенному не им, новую
силу — улучшенный им сорт начинает да-
вать в определенных районах больший ypo-
жай. Ясно совершенно, что и он должен
быть премирован в’ зависимости от той
площади, которую улучшенный им сорт
займет в хозяйственных посевах. Возьмем
далее селекционную станцию, например,
Горьковской области, которая размножит
для своей области элиту пшеницы  Дютес-
ценс 062, выведенной Саратовской станци-
ей. Само собой разумеется, что заслуга этой
станции будет’ очень велика, ибо она ‘даст

возможность хозяйствам своей области
пользоваться хорошим саратовским сортом,
семена которого созданы на месте. В соот-

ветствии с этим мы считаем необходимым”

ввести, начиная с 1937 г., премирование
селекционных станций и селекционеров:
ежегодно в размере 6 коп. с каждого гек-
тара хозяйственных посевов — за выведе-
ние нового сорта и в размере 4 коп. — за
улучшение существующего сорта, с выда-
чей 50%/‹ премии селекционеру (но не свы-
ше 50 тыс. руб. в год), 50/0 — директо-
ру селекционной станции за сорта, выве-
денные или улучшенные во время его’ ра-
боты директором, и 459/% премий—в рас-
поряжение директора селекционной стан-
ции для премирования других работников
станции, принимающих участие в выведе-
нии нового сорта или в улучшении суще-
ствующего. Этот порядок премирования мы
предлагаем распространить на сорта, вновь
выведенные или улучшенные, начиная с
1918 года;

6) мы считаем необходимым, чтобы ана-
логично патенту, получаемому изобретате-
лем, селекционер, который вывел новый
сорт, получал бы «Авторское свидетель-
ство», а селекционер, который улучшил
сорт, — «Свидетельство об улучшении cop-
та» от Наркомзема. Такие свидетельства
должны быть подписаны народным комис-
саром земледелия СССР совместно с народ-
ными комиссарами совхозов, пищевой про-
мышленности и председателем Комитета, за-
готовок при СНК СССР;

в) государственные селекпионные стан-
пии необходимо образовать, как правило, =
каждой республике, крае или области, до-
пуская в виде исключения обслуживание
одной селекционной станцией 2—3 обла-
стей или автономных республик лишь в
случае сходности климатических и почвен-
ных условий и небольшой площади посева
зерновых.

Сотласно имеющимся данным в Сельхоз-
отделе ЦК и Наркомземе СССР, таковые
станции могут быть образованы без боль-
ших затруднений почти в каждой респуб-
лике; крае и области. Там, где нет селек-
пионных станций, могут быть использова-
ны для организации селекционных станций
или селекционные отделы опытных станций,
или отдельные опорные пункты, Где есть
выдающиеся работники, или даже отделе-
ния некоторых совхозов. В Орджоникидзев-
ском крае, например, в лице очень талант-.
ливого селекционера Державина, работаю-
щего над созданием многолетних культур,
и его группы работников, мы имеем нуж-
ный кадр людей для того, чтобы развить
селекционное дело для Ставропольщины.
Если тов. Державину мы передадим станцию
ВИР’а по борьбе с ржавчиной, то мы смо-
жем в течение 2—3 лет создать в Орджо-
никидзевском крае серьезный селекционный
центр.

В Ярославской области селекционную
станцию можно будет создать на базе сов-
хоза «Возрождение». В Азово-Черноморском
крае придется, повидимому, иметь три се-
лекционные станции: в Краснодаре — для
Кубанской зоны озимой пшеницы, в Тара-
совке— для яровой пшеницы донских райо-
нов и в совхозе «Верблюд»—для Сальеких
степей.

IV.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕТИ

РАЙОННЫХ СЕМЕНОВОД-

ЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ. И ГОСУДАРСТВЕННОМ ФОНДЕ
СОРТОВЫХ СЕМЯН ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР

Существующая система производства
сортовых семян и сортосмены. сводится к
следующему: .

а) сортовое зерно для замены непород-
ного колхозного и для смены сортов в слу-
чае, если эта смена необходима, произво-
дитея в основном в семеноводческих сов-
хозах. Семеноводческие совхозы складыва-
лись стихийно в течение многих лет —1по-

2—3 совхоза на область, в некоторых об-
ластях нет ни одного семеноводческого
совхоза,—и обслуживают огромные тер-
ритории;

6) сортовые семена ежегодно выдаются
совхозам и. колхозам на всю площадь их
посева. Несмотря на то, что за последние
годы государство выдало сортовых семян в
таком Боличестве, которого хватило бы нё

двойную и тройную. площадь посевов зер-
на, мы топчемея с расширением сорто-
вых посевов почти на том же месте в
течение ряда лет и не выполнили пред-
усмотренного пятилетним планом зади
ния о доведении сортовых посевов до 75°/o
площади зерновых. Зачастую к TOMY же
сортовые семена используются как. семесу-
да. Колхоз, который в течение 2—3 лет
нуждалея в семссуде, получает ежегодно
сортовые семена (а под маркой сортовых
иногда и несортовые), а колхоз, который
не нуждался в семссуде, не может зача-
стую добраться до сортовых семян;

в) существующий порядок снабжения
сортовыми семенами на всю посевную
площадь колхозов и производетва сортовых
семян в небольшой сети семеноводческих
совхозов приводит к тому, что неизбежны
перевозки семян и зачастую весьма отда-
ленные. При погрузках, разгрузках, хране-
вии в неприспособленных элеваторах про-
исходит неизбежно загрязнение и смеше-
ние сортов и создаются условия, бла-
гоприятные для деятельноети вредителей
всякого рода.

Предлагаемая нами взамен нынешней
новая система сортосмены сводится к еле-
дующему:

а) производство сортовых семян мы
предлагаем возложить на районные семе-
новодческие хозяйства (колхозы и совхо-
зы), обслуживающие каждые 1—3 района
с посевом не больше 100 тыс. гектар.
Это составит в стране всего лишь 678 тые.
тектар посева сортовых зерновых. Созда-
ние на каждый такой небольшой массив
семеноводческого хозяйства покончит раз
навсегда © необходимостью перевозить сор-
товые семена за сотни и тысячи километ-
ров, перевозки автомобилем заменят пере-
возки по железным дорогам, работа вреди-
телей затруднится, хозяйства, получающие
семена от семеноводческого колхоза или
совхоза, будут сеять семенами, уже аккли-
матизировавшимися в данном районе;

6) на семеноводческие колхозы мы счи-
таем необходимым возложить обязанность
полки посевов не только от сорняков, но
и от других зерновых культур, а также: от
других сортов основной культуры, — работа,
которая может производиться только вруч-
ную, и притом работа очень трудоемкая.

Мы предлагаем предоставить семеновод-
ческим колхозам следующие льготы, что-
бы их материально заинтересовать в про-
изводетве семян:

сортовое зерно, принимаемое от paiton-
ного семеноводческого колхоза в порядке
мы предлагаем оплачивать
в Двой-

зернопоставок,
по ценам второй репродукции, т. е.
ном размере против рядового зерна;

сортовое зерно,

40 фунтов сортовых семян;

наконец, мы считаем необходимым в

каждом районном семеноводческом колхозе
взять на содержание государства агронома.
Это значит, что в дополнение к той 1.000
агрономов, которая возглавит сортоиспыта-
тельные участки, мы направим на семен-
ное дело еще около одной тысячи агроно-
мов через семеноводческие колхозы;

в) на районные семеноводческие хозяй-
ства мы предлагаем возложить снабжение
сортовыми семенами не всей площади кон-
хозов соответствующего района, a лишь
семенных участков колхозов и COBX030B
района. Это значит, что  вместо 100 млн
га, которые мы раньше пытались снад-
дить COPTOBLIM зерном, теперь мы должны
будем решить эту задачу лишь в отношо-
нии 13 миллионов га семенных Участков.

славаемое семеноводче-
ским колхозом государству сверх зернопо-
ставок и натуроплаты работ МТС, обмени-
вается ‘на рядовое зерно на условиях 55
фунтов рядового кондиционного зерна за

Селекционные станции производят элиту}

вновь выведенных или уже существую-
щих, проверенных и одобренных Госсорт-
сетью, селекционных или крестьянских
сортов. Всего для производства элиты по-
требуется по всей стране на селекционных
станциях около 10 тысяч гектар элитных
посевов, что обеспечит минимум 75 тысяч
центнеров элиты и даст возможность з4-
сеять эл и семенами семенные участ-
ки в семеноводческих районных хозлй-
ствах.

Районные семеноводческие хозяйства с
площадью посева 678 тысяч гектар зерна
дадут минимум 30 млн пудов зерна вто-
рой_ репродукции. В этих размерах мы
определяем Государственный — сортовой
фонд. Этих 30-млн пудов хватит для то-
го, чтобы, ежегодно обеспечивать отборных
зерном семенные, участки от 14 до 3 всех
колхозов страны. Таким. образом, в 4 года
наша страна будет. иметь возможность
организованно, и ‘при: чем‘ с многоврат-
ной проверкой в местных“условиях, ввести
в хозяйство любой сорт, ‘который ^ завоюет
на государственном испытаний’ нервёнетво
в симу ли большего урожая, большей лк
устойчивости против болезней, вредителей,
лучших мукомольных или других качестя.

V.

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАХОВОМ ФОНДЕ.
СОРТОВЫХ СЕМЯН

Однако же этого недостаточно. Мы не
можем ни на одну минуту упустить из
виду того, что наша страна по сравнению
с любой европейской страной и даже по
сравнению с США является страной, отли-
чающейся континентальным климатом. По-
ка мы не провели орошения в Заволжье
и в других засушливых областях, возмо-
жен периодический возврат засушливых
годов типа 1921, 1931 и 1936. Кажхый
такой год, к сожалению, до сих пор отбра-
сывает нас далеко назад именно в части
семенной. Последствия засухи 1931 г. в
части качества; семян мы чувствовали еще
в 1932 ив 1933 гг.

Чтобы впредь засуха, а также вымерзз-
ние или вымокание озимых не грозили нам
этой опасностью, ЦЕ предлатает организо-
вать Государственный страховой фонд се-
мян зерновых культур в размере 80 млн
пудов. у

Запасный фонд по нашим расчетам мо-
жет быть создан в 3 года. Начало ему мы

VI. :%

считаем необходимым положить Уж в
1937 г., отложив в этом году в зам
20 млн пудов сортовых семян зерновых
культур. Очень существенным здесь яв-
ляется, гле мы будем хранить это зерно,
кто будет хранить его и какие сорта мы
отложим в страховой фонд.

Проект постановления Пленума считает
необходимым:

а) какие сорта,мы откладываем в стра-
ховой фонд —— определять ежегодно Совнал-
кому CCCP;

6) для хранения страхового фонда по-
строить в течение 3-х лет специальную
сеть элеваторов и складов: наши элевато-
ры стандартного типа, хранящие зерно ‘сор-
товое и несортовое, снабженные: : согневой
сушкой, не годятся для длительного хрз-
нения семенного зерна: т. ,

в) хранение страхового-фонда возложитв
на Наркомзем СССР;-

г) расходование”ето производить лишь
по решению СНК СССР.

О СЕМЕННЫХ УЧАСТКАХ В КОЛХОЗАХ

Вся эта система организации семенного“
дела построена на том, что семенные участ-
ки в колхозах действительно существу-
ют,—между тем на деле в некоторых обла-
стях этого еще нет.

На совещании зерновиков` в Кремле кре-
етьяне подсказали ЦК идею организации
семенных участков. Судя по опыту, ce-
менные участки себя оправдали целиком.
Однако не во всех краях это дело приви-
10Cb — я виню за это Зерновое управле-
ние Наркомзема СССР. я

В виду этого мы считаем необходимым
записать по каждой республике, краю и об-
ласти в гектарах размер семенных учает-
ков. -Всего из 100 млн гектар зерновых
в колхозах и совхозах нам придется выде-

лить 13 миллионов гектар под семенные
участки.

ПЕРЕЙТИ УЖЕ С 1

Если семенные участки уже в 1937 1.
и 1938 г. полностью привьются, - если #3
них будет применяться полка не только
сорняков, но и других засоряющих куль-
тур, а где имеется рабочая сила и сорто-
вая полка, если будут обеспечены отдель-
ная уборка и отдельное хранение семян,
собираемых с семенных участков, то мы
получим важнейший рычаг для перехода к
сплошным сортовым посевам и улучшения
всего зернового дела. Проект предлагает
установить, что использование семян зер-
новых с семенных участков колхозов и 608-
хозов на какие бы то ни было иные нуж-
ды, кроме посевных, карается заключениех
виновных в тюрьму на срок до одного годз
или принудительными работами на срок №
двух лет.

Vil.
939 ГОДА ЦЕЛИКОМ

К СОРТОВЫМ ПОСЕВАМ

Каковы задачи, которые мы можем ре-
шить этим методом?

Первая задача, которую мы можем ре-
шить этим методом, заключается в TOM,
чтобы уже осенью этого года засеять сор-
товыми семенами не менее  70%/о всех се-
менных участков по озимым ‘культурам.

Вторая задача, которую мы можем ре-
шить этим методом, заключается в том,
чтобы перейти в 1938 году во всех без
исключения совхозах и колхозах к посеву
на семенных участках только отборными
сортовыми семенами (как селекционными,
так и местными крестьянскими).

Третья задача, которую мы можем ре-
чтобы значительно увеличить посев сорто-
выми семенами в 1938 году.

Четвертая задача заключается в том,
чтобы перейти с 1939 года на всей пло-
щади зерновых к посеву только отборными
сортовыми семенами, выращенными каж-
дым с0вх0зом и колхозом на своем семен-
ном участка.

Эт» задача может казаться смелой.
В самом деле, мы предлагаем план, соглас-

L
  семян зерновых культур» ЦК восружат

но которому в 2 года должна быть 00-
ществлена задача, над которой мы бьежм
десяток лет, получив в результате ев
половину посевов под сортовыми семенами,

Олнако _жЖе это — план, целиком осуще
сТвимЫйЙ.

По определению экспертов  правильне
решение семенного дела по зерновым, пе
реход к посеву только высококачественны-
ми и подлинно сортовыми семенами, пе
веренными в местных условиях (как селе-
ионными сортами, так и местными. креть-
янскими), на всей площади зерновых може
дать при прочих равных условиях не №
нее 500 миллионов пудов прибавки урожая.
Это значит, что на 1/,, по крайней м
решение задачи, которую поставил товари

алин — задачи собирать ежегодно 7—

8 миллиардов пудов зерна — падает в
семена.

Ha ХУП с’езде партии товарищ (та \
Постановлением «0 мерах по улучшению г

партию и Советы для решения этой задачи

поставил задачу распутать семенное д. -

il

\

Wh

>=