Покровители врагов

В партийной организации  Главзолота
явно  неблагополучно. Здесь свили себе
гнездо пособники врагов народа и люди с
темным прошлым. ,

Секретарь парткома Анцышкин дал
одному троцкистекому шпиону положи-
тельную письменную характеристику. Ан-
пышкину, как начальнику отдела кадров
тлавка, было известно, что этот человек
имел троцкистское прошлое. Этот факт
Анцышкин скрыл от партийной организа-
ции, когда его выбирали в партком.

Анцышкин, как начальник отдела кадров
тлавка, за последнее время (даже после двух
процессов над троцкистской бандой) послал
на работу в золотопромышленные тресты
несколько троцкистов. «Нанимая» этих
бандитов, он великодушно платил им
огромные суммы под’емных, проездных,
суточных и т. д.

МЕ ВКП(б) еще в марте текущего года
получил об этих преступлениях сигналы с
мест («Амурзолото»). МК специальным
письмом предложил парткому Главзолота
привлечь к ответственности, всех вийовни-
ков засорения золотопромышленной пери-
ферии врагами народа. Партком Главзолота
не только старательно скрыл от организа-
ции это письмо МА, но Фактически оста-
вил безнаказанным покровителей троцки-
стов, в числе которых оказался сам секре-
тарь парткома Анцышкин.

Заместитель секретаря парткома Але-
кеандрова пошла по следам Анцышкина.
Она с пеной у рта сопротивлялась разобла-
чению  троцкиста Быстрова. Быстров,
руководя трестом «Драголово», сорвал про-
изводственную программу. Он при поддерж-
ке Александровой травит и выживает с ра-
боты главного инженера «Драголово» проф.
Александрова, крупнейшего в Союзе спе-
пиалиста по олову. Быстров в благодар-
ность выдвигает Александрову по службе,
назначая ее на должность своего помощ-
ника.

И вот, когда партийной организации ста-
ли известны проделки Быстрова, замести-
тель секретаря парткома Александрова,
чтобы спутать карты и спасти Быстрова,
добивается «дополнительного  доследова-
ния», которое поручается  парткомом
некоему Рыканцеву, за несколько дней
до того снятому с работы в главке
за злостный срыв производственной про-
траммы. Вместо того, чтобы немедленно по-
ставить вопрос о партийности самого Ры-
канцева, партком оказывает ему еще боль-

шее доверие, поручив ему столь острое по-
литическое дело.

реев,„ являясь ответственным редактором
печатного органа главка — журнала «Co-
ветская золотопромышленность», поместил
во втором номере передовую
итогах
ЦК ВКП(б), написанную по поручению ре-
дакции некиим Буховым, исключенным из

котором
немедленно расследовать и привлечь к уго-

Член партийного комитета тов. Та-

статью 06

февральско-мартовского Пленума

партия, бывшим эсером. Бухов в статье
нагло извратил и опошлил исторические
решения Пленума ЦК. Кроме того, Тареев
поместил в журнале ряд статей с явно
антипартийным содержанием.

Партком оставил безнаказанными всех
виновников антипартийной контрабанды,
проникшей на страницы журнала.

30 мая текущего года в «Правде» было
опубликовано постановление СНЕ Союза, в
прокурору СССР предлагалось

ловной ответственности всех виновников 60-
ставления, проверки и утверждения Ффаль-
птивого годового отчета комбината «Ормедь-
золото». Этот беспрецедентный случай наг-
лого обмана государства произошел в Глав-
золоте, и фальшивый отчет был подписан
и утвержден начальником главка Пе-
рышкиным. Партком со своей стороны не
только никак не реагировал на это важ-
нейшее постановление правительства,
вскрывающее позорную работу некоторых
коммунистов главка, но равнодушно про-
шел и мимо того, что подхалимы Перыш-
кина всячески пытались замазать его ан-
тигосударственные поступки, делая все для
дискредитации постановления Совнаркома.

Тов. Перышкин чрезвычайно упорно вы-
двигал на должность cpoerd заместителя
Тазжина М. С., изобличенного в связях с
заклятыми врагами народа. И когда Нар-
комтяжиром отвел кандидатуру Базжина и
не утвердил его заместителем начальника
тлавка, тов. Перышкин счел все же воз-
можным назначить его редактором печатно-
то журнала главка «Советская золотопро-
мыленность», журнала, который призван
обучать большевизму технические кадры
золотой промышленности.

Не удивительно, что в столь затхлой 0б-
становке ничем не прикрытого оппортуниз-
ма и прямого пособничества врагам народа
выполнение производственной программы
первого полугодия здесь сорвано,

АНДР. БАБАЯН.

МОСКВЕ НУЖЕН РАДИОКЛУБ

Радиолюбительское движение воспитало
тысячи энтузиастов радиофикации и ра-
диостроительства. Лучшие радисты стра-
ны — Герой Советского Союза тов. Дес-
ницкий, орденоносцы тт. Вренкель, Тер-
шевич, Круглов, Ходов, Хаапалайнен и де-
сятки других вышли из радиолюбитель-
ской семьи.

Нет нужды говорить, какое, значение
Heer ралиолюбительство для обороны на-
шей родины. Оно давало и будет давать

- тысячи квалифицированных  фадистов В
Красную Армию.

Нельзя недооценивать фадиолюбитель-
ство сейчас, когда страна стоит перед
трандиозными задачами третьей пятилет-
хи, в которой радио будет играть боль-
шую роль. Новой технике (телемеханике,
ультракоротким волнам, телевидению, зву-
козаписи) нужны будут и новые кадры.
Нельзя сбрасывать со счета радиолюбите-
лей,— этот живой, активный коллектив
технической мысли и экспериментаторства.

Ряд отраслей радиотехники [BHHYT
влеред благодаря усилиям тысяч экспери-
ментаторов. Телевизор © зеркальным вин-
том (конструкция радиолюбителя тов. Сур-
минева) принят промышленностью для
серийного производства. Самоучитель по
азбуке Морзе радиолюбителя тов. Байкузо-
ва утвержден для серийного выпуска. .
Но, чтобы развить радиолюбительское

Энгельс пережил Маркса на 12 лет.
Литературное наследие за 1883—1895 гг.
составляет содержание ХУТ тома сочинений
основоположников научного коммунизма.
Работы второй половины этого периода во-
шли во вторую часть тома, изданную He-
сколько месяцев назад. Только-что выпу-
щенная из печати первая часть ХУТ тома
содержит произведения Энгельса за 1883—
1889 гг. Кроме того, сюда включены руко-
писи Энгельса, оставленные им незакон-
ченными и относящиеся частично к более
раннему времени. Часть собранных здесь
статей до сих пор не появлялась в рус-
ском переводе, часть неоконченных руко-
писей публикуется вообще впервые.

Центральное место в первой части XVI
тома занимает ряд теоретических работ вы-
дающегося значения. Книгу открывает
«Происхождение семьи, частной собствен-
ности и государства». Ленин характеризо-
вал эту работу, как «олно из основных
сочинений современного социализма, в ко-
тором можно с. доверием отнестись к каж-
дой фразе, с доверием, что каждая фраза
сказана не наобум, а написана на оено-
вании громадного исторического и полити-
ческого материала».

Основоположники марксизма е огромным
интересом встретили исследование амери-
канского ученого 1. Г. Моргана о перво-
бытном обществе. Эта книга выделялась
среди литературы о доисторических фор-
мах жизни человека обилием добросовестно
собранного материала, а главное — све-
_жестью мысли и теоретическим муже-
ством автора. Он не побоялея посягнуть
на официальное ‘вероучение буржуазной
науки и пришел к выводам, близким к ма-
териалистическому пониманию истории.
Марке имел в вилу осветить значение ис-
“слелования Моргана, но не успел осуще-
ствить свой замысел. Вот почему Энгельс
рассматривал свое произведение, как вы-
полнение завещания Маркса.

Написанная «в связи се исследованиями
Моргана», работа Энгельса имеет огромное
самостоятельное значение. С присущей
ему скромностью Энгельс указывает лишь,
что ему пришлось переработать ряд сто-
рон— в частности, экономическую, — BO-

движение, нужно создать базу для его ра-
боты, нужны консультации, технические
кабинеты и лаборатории. В крупнейших
центрах Советского Союза, и в первую
очередь в Москве, должны быть созданы
образцовые центры для радиолюбительской
работы.

Сейчас в Москве нет даже приличного
радиотехнического кабинета. У кабинета,
созданного Московским радиокомитетом, зна-
чительную часть помещения отнял жил-
трест Коминтерновского райсовета под
жилье. Нет зал для лекций, докладов,
слетов, выставок. Радиолюбителям. негде
обменяться своим техническим и конетрук-
торским опытом, произвести необходимые
измерения, проверить свои конструкции.

Мы, радиолюбители Москвы, просим по-
мочь нам организовать центральный ра-
диоклуб, который стал бы пропагандистом
радиолюбительства, его центром. Создание
московского радиоклуба, хорошо организо-
ванного и оснащенного, поможет дальней-
шему развитию радиотехнических люби-
тельских баз во всей стране. 4

Москве нужен радиоклуб — подлинный
центр. живой, ‘плодотворной радиолюби-
тельской мысли, об’единяющей наши кон-
структорские достижения и ведущий впе-
ред к освоению передовой радиотехники.

А. Потапов, В. Попов, В. Голу-
бев, Ф. Маликов, Фортанов, Л. Мос-
калев, А. Балашов и Др.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочине-
ния, том ХУ часть 1. Институт

Маркса — Энгельса — Ленина.
Партиздат ЦК ВКП(б), 1937 год.
=

торым Морган не уделил достаточно вни-
мания. Используя все ценное в работе
Моргана, Энгельс впервые поставил на
научную основу историю  локлассового об-
щества. Он векрыл подлинный, историче-
екн-преходящий характер таких категорий,
как частная собственность, деление обще-
ства на классы, экеплоататорское государ-
ство. С}\пьелесталов были свергнуты фети-
ши, наиболее священные для буржуазии.

Исследование законов общественного
развития, предпринятое Маркеом в «Вапи-
тале», нашло себе ценнейшее дополнение.
Работа Энгельса обогатила марксистскую
политическую экономию — эту общенсто-
рическую науку о законах развития по-
следовательно сменяющихся укладов обще-
ственного производства.

Не как кабинетный ученый обращается
Энгелье к давно прошедшим эпохам, а как
политический борец, как вожль рабочего
класса, Изучая прошлое, он мысленно 0б-
ращается к будущему. ,

Государство является продуктом и про-
явлением непримиримости классовых про-
типоречий. Своим острием этот вывод Эн-
гельса направлен против оппортунистов и
прелателей, против их проповеди прими-
рения классов, отказа пролетариата от
классовой борьбы, против пресловутых
«теорий» врастания. капитализма в социа-
лизм ит. a. Вывод Энгельса изобличает
всто нечисть, начиная от ренегата социа-
лизма Бернштейна и кончая тгнусными
шпионами из лагеря подлейшей троцкист-
ско-бухаринекой агентуры фашизма.

Исследование Энгельса наряду с работа-
ма Марке» дает блестящую  наметку
задач пролетариата по отношению к госу-
дарству, подробно разработанных Лениным
в его бесемертном произведении «Государ-
ство и революция».

Пилоты Центрального аэроклуба СССР им. Косарева: Ирина Вишневская

(справа) и Катя Медникова.

ИЕН ==

Фото OC. Коршунова.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ВЫСОТНЫЙ ПОЛЕТ
ИРИНЫ ВИШНЕВСКОЙ

Инструктор-летчик Центрального аэро-
клуба СССР им. Косарева Ирина Вишнев-
ская совершила вчера вместе со своей по-
другой пилотом Катей Медниковой выдаю-
пийся высотный полет на двухместном
спортивном самолете «9-бис» конструкции
А. С. Яковлева. .

Рано утром на Тушинском аэродроме на-
чалиеь приготовления к полету. Спортив-
ные комиссары Центрального аэроклуба
установили на самолете высотные барогра-
фы. Приборы были опечатаны и пущены
в ход. Девушки надели шерстяные свитры,
комбинезоны, кожаные пальто, меховые

TH.

Старт был дан в 7 час. 38 мин. Сделав
несколько кругов над аэродромом, серебри-
стая машина стала быстро набирать высо-
ту и вскоре пропала из виду. В 9 Час.
28 мин. утра самолет совершил посадку
на месте старта. Полет продолжался 1 час
50 мин. По предварительным данным, Ирина
Вишневская (первый пилот) и-Катя Мед-
никова (второй пилот) побили международ-

!

Снижение с 1 июля розничных цен на
значительную группу промышленных това-
ров широкого потребления резко отразилось
на обороте многих магазинов Москвы. 0е0-
бенно оживленно торгует в эти дни Цен-
тральный универмаг Наркомвнуторга CCCP.
Вольшой наплыв покупателей в отлелах
трикотажа и швейных изделий. В музы-
кальном отделе обычно продавалось гармо-
ний на 2—3 тыс. рублей, аТи 2 июля—
0 тыс. рублей.

Е Пе Си Ев

Рабочий класс ломает старую государ-

ственную машину буржуазии и создает на.

ее месте государство нового типа. Диктату-
ра рабочего класса властной рукой осу-
‘ществляет социалистическое переустройетво
общества, ликвидирует  эксплоататорские
классы, уничтожает частную собственность
на средства производства и утверждает об-
щественную собственность Ha средства
производства, как незыблемую основу но-
вого общества. В нашу эпоху это произве-
дение Энгельса с первой до последней стро-
ки является блестящим обоснованием не-
обходимоети разрушения буржуазного госу-
дарства, укрепления и усиления социали-
стического государства рабочих и кре-
стьян — СССР.

Энгельсе дал решительный отпор бесчис-
ленным мелкобуржуазным путаникам, про-
поведывавшим несовместимость коммуниз-
ма и семьи. Он показал, что после социа-
листической революции моногамная (едино-
брачная) семья «не только не исчезнет, но,
напротив, только тогда полностью . осуще-
ствитея» (стр. 57),

В СССР уже осуществилось предвидение
Энгельса относительно того времени, «когда
вырастет новое поколение: поколение муж-
чин, которым никогда в жизни не придется
покупать женщину за леньги или другие
средства социальной власти, и поколение
женщин, которым никогда не придется от-
даваться мужчине из-за каких-либо других
побуждений, кроме подлинной любви, или
отказываться отдаться любимому мужчине
из боязни экономических последствий»
(стр. 63).

Е работе о происхождении семьи, част-
ной собственности и государства по теме
непосредственно примыкают обширные на-
броски к истории древних германцев, боль-
шая часть которых публикуется впервые.
Эти фрагменты каждой своей строкой на-
правлены против той шовинистической п
националистической фальсификации исто-
рии, которая давно уж практикуется бур-
жуазными «учеными» и достигла своего
апогея в писаниях фашистских мракобесов
с их «мистикой крови и земли». :

В первой же фразе Энгельс устанавли-
вает, что «немцы отнюдь не первые оби-

Торговля по сниженным ценам

ный женский рекорд высотного полета на
спортивном самолете, установленный 29
января 1935 года французскими летчица-
ми Шарно и Кларав (6.115 метров).

Спортивные комиссары сняли барографы
и отправили их в лабораторию Московского
института всесоюзного об’единения точной
индустрии. Через 24 часа после посадки
самолета специалисты вскроют приборы,
обработают барограммы и вычислят ‘точную
высоту под’ема.

Высотный полет девушек-комсомолок —
выдающееся событие в жизни советской
спортивной авиации. Они обучились лет-
ному искусству в Центральном аэроклубе.
Йрина Вишневская — инструвтор-летчив—
в течение нескольких лет подготовила 50
летчиков, обучавшихся без отрыва от про-
изводства. Катя Медникова — слесарь-ин-
струментальщик завода «Калибр»—исполь-
зовала свой отпуск для тренировки в вы-
сотных полетах. Девушки готовились к ре-
кордному полету под руководством капита-
на Гот-Гарт.

Никогда не наблюдалось такого большо-
го спроса на мебель:

ЛЕНИНГРАД, 4 июля. (Корр. «Прав-
ды»). Один из крупнейших в Ленинграде
промтоварных магазинов «Дом лещинград-
ской торговли» в конце июня продавал
ежедневно на 380 тыс. рублей разных то-
варов. С 1 июля дневная выручка магази-
на ‘увеличилась до 450 тыс. рублей.

Большой спрос прел`являют трудящиеся
Ленинграда на мануфактуру, трикотаж,
мебель и готовое платье.

татели той территории, которую они зани-
мают в настоящее время» (стр. 339). Поль-
зуясь бесспорными источниками, он кон-
статирует, что до прихода германских пае-
мен нынешнюю территорию расселения
немцев последовательно занимали предета-
вители по меньшей мере трех этнографиче-
ских групп, при чем первыми пришельцами
было племя, родственное современным ба-
скам, чью страну сейчас заливают кровью
фашистские интервенты. Уже в древности
население германских земель образовалось
в результате смешения трех расовых
групп. Светловолосые потомки последних
пришельцев занимали господствующее по-
ложение, вследствие чего «модой» было
красить волосы в желтый цвет мылом. Сле-
дует признать, Что cnocod достижения
«расовой чистоты» в древности был -не-
сравненно более безобидным, чем в ны-
нешней фашистской Германии с её «арий-
ским параграфом», погромами, стерилиза-
цией и т. п. Так выглядит в свете науч-
Ных данных «чистота» германской раеы-—
один из коньков людоедекой фашистской
пропаганды.

Не лучше обетоит дело и с другим дог-
матом фашизма — о пресловутой «герман-
ской верности», якобы отличающей нем-
цев от всех других народов. Эта легенда
разрушается до основания беспристрает-
ными свидетельскими показаниями ряда
писателей древности. Один из них назы-
вает древних германцев «продувными бе-
стиями, словно созданными для лжи».
Страбон «не знает ни «гёрманской верно-
ети», ни «романского вероломства», а как
раз обратное» (стр. 361).

Приводя эти нелестные оценки, Энгельс
дает им до конца правдивое и исчерпываю-
mee об`яснение: «Веем народам-завоевате-
лям свойственно всяческими способами
обманывать своих противников, и это, по
их мнению, в порядке вещей; но етбит их
противникам позволить себе то же самое—
и они назовут это вероломством и изме-
ной» (стр. 361). Отличие нынешних фа-
шиетских агрессоров в том, что они кричат
о веродомстве лаже по адресу стран, не
преследующих завоевательных целей.

Энгельс называет «ребячеством» соору-
жение фантастического памятника Арми-
нию —— одному из вождей племени херу-
сков, разбившему римского проконсула Вара
и ныне возведенному в фашистской Герма-
нии чуть ли не в величайшие гении чело-
вечества. Горечью дышат слова Энгельса о
том, что «вся последующая история гер-

ног человека.

5 ИЮЛЯ 1937г. № 183 (7149) _

=

Восхождение на высочайшие
горные вершины

последняя группа участников экспедиции

Bl
2 июля выехала из Mocks Союза. Альпинисты напра-

i ro
на высочайшие горные вершины Советско
prank в Ош (Южная Киргизия). В помощь экспедиции выделены четыре

к месту назначения.
самолета, которые также уже направились т
Ниже мы poierae статью заместителя начальника экспедиции, заслу

женного мастера альпинизма Тов. Л. Бархаша, знакомящего читателей
«Правды» с организацией экспедиции.

В блажайшие дни из’ города `Ош в Юж-   ного хождения ~ вен: 3
як i к рай-  килограммов продук
ной Киргизии отправляется на юг, к? самолеты сумеют спу-

плечах. Вероятно,
стить небольшие посылки © продуктами
даже на склонах до семи тысяч метров
выестой, выбрав место и случай в зависи-
мости от погоды.

Много внимания надо уделить в экспе-
диции метеослужбе. Трагические случаи при
двух восхождениях 1937 года на. семи-
тысячные высоты показали, какую роль
играет своевременный учет погоды. В мар-
те этого года экспедиция чилийских альпи-
нистов на Аконкагуа (семитысячная вер-
muna в Южной Америке) встретилась с
сильной бурей и значительным похолодз-
нием во время под’ема. В результате двое
погибли, а двое обморозили руки и ноги.
QO втором трагическом случае сообщалось
несколько дней назад: германская экспе-
диция на вершину Нанга-Парбат почти в
полном составе была сметена лавиной. Как
можно видеть из поступивиих дополнитель-
но сведений, экспедипия не обратила вни-
мания на признаки надвигавшейся непого-
лы, в результате чего и произошла ката-
строфа.

Каждый отряд советских альпинистов
должен с величайшей осторожностью и
вниманием отнестись как к долгосрочным
(10-хневным) прогнозам, которые будет
сообщать ташкентекое бюро погоды, так и
к местным признакам. Опыт  высокотор-
ной экспедиции Среднеазиатского военного
округа в 1936 году показал, что 10-лнев-
ные прогнозы, сообщаемые  ташкентским
бюро погоды, подтверждалиеь © довольно
большой точностью. Учитывая предупрех-
дения, отряды будут иметь возможность
своевременно отложить штурм гор WAU 3a-
браться в убежища (например, в пещеры,
: прорубленные во льду), чтобы переждать,

Как готовилась экспедиция к штурму   пока, стихнет шторм или сойдут лавины.
вершин? Как обеспечена связь ee с внеш- Центральная задача экспедиции — спор:
ним миром? тивная: восхождение на три высочайших

В составе экспедиции есть групва ра-   вершины Союза. в, честь 20-летия Великой
диосвязи из -7 человек. Это — слушатели Октябрьской революции, .Работы экспеди-
роенного факультета инженерно-техниче-   ЦИИ обогатят. наше опыт, в‚изучении влия-
ской Академии связи. Каждый отряд снаб-   ния больших высот на. организм * человека,
жается двумя рациями: одна будет нахо- пригодности ‘тех или иных предметов сна-
диться в основном лагере для связи с ряжения, подбора продуктов ‚питания. ,0р-

внешним миром, другая — очень легкая и ганизации доставки горючего и
портативная — будет подниматься с аль-

и

убежищ от бури. Ценный опыт дадут, ко-

пинистами наверх, до высоты 6—7 тысяч   Нечно, работа авиации и радиосвязь, в. этих

метров. Таким образом обеспечивается условиях. Bias РИН 1

ежедневная связь групи и отрядов с руко- Даже и чисто альпинистский опыт, вы-

водством экспедиции и внешним миром. текающий из штурма семитысячных вы-
Авиация должна оказать нам большую

сот, пригодится нашим бойцам, исследова-
помощь при организация баз в основных телям, людям, хозяйственно осваивающих
лагерях и на склонах вершин. Замести-

горные районы. На высотах в Шесть—
тен наркома обороны командвры 2-го ран- семь тысяч метров человек встречается
ra тов. Я. И. Алкснис выделил в состав   ПОЧТИ © теми же явлениями, которые ха-
экспедиций отряд из 4 самолетов под руко-   А КТеРНЫ для ВЫСОТ в Три. чот. тит»
тысяч метров. Только на большой высоте
водством летчика-орленоносца, военинжене-
ne 3ro paura М А. Линкина. Авяация эти явления протекают в значительно бо-
ыы первые Учвотктет в окопедиции, идуей лее суровой форме, что позволяет лучше
на штурм еемитысячных высот Самолеты   ИЗУЧИТЬ способы покорения горной приро-
о бит Перббрбвить ВА вяник`ЗФД- Е ООН и меры защиты от annem
о ю за сы стей, угрожающих людям в” горах. Несом-
идущего на пик Сталина. Переброска по

ненно; что и врачебная группа экспединии

Е получи a

воздуху позволит избежать переправы через т новые интересные данные об зв
реку Мук-су, которая за последние годы

климатизации, режиме движения и отдыха

в горах, питании, -
погубила немало исследователей и золото- т питании, предупреждении обо
искателей.

раживания и т. п.
$—10 июля все 3 отряда экепедиции

Большое значение будет иметь заброска   направятся перевалом Киндык через Алай-
продовольствия для участников экспедиции   ский хребет. Здесь в целях акклиматизз-
на грузовых параппотах. Здесь потребует-   пии и освоения мало известного еще, в
ся очень большая слаженность в работе   альпинистском отношении района будет со-
альпинистов и летчиков, так как груз легко   вершен ряд восхождений на вершину, вы-
может скатиться вниз по отвесу, увязнуть   сотой в 5.000—5.200 метров. После этого
р. тлубоком снегу или попасть в трещину.   все три отряда разделятея и пойдут важ-
Необходимо, чтобы грузы спускались точ-   дый своим маршрутом.

онам, где сосредоточены высочайшие гор-
ные массивы нашей страны, экспедиция
альпинистов, организованная Всесоюзным
комитетом по делам физической культуры
и спорта при Совнаркоме СССР. Отряды
этой экспедиции поднимутся на Пик
Ленина, пик Сталина——выше 7.000 метров
и пик Корженевской——около 7.000 метров.

В состав экспедиции вошли 23 альпи-
ниста Москвы, Ленинграда, Харькова, Ро-
стова-на-Дону и Ташкента. Около половины
ее = участников — лучшие альпинисты
Красной Армии.

Штурм семитысячных вершин — ве шу-
точное дело. Нужны тщательный отбор
участников и большая предусмотритель-
ность в подготовке снаряжения и органи-
зации питания. Участникам каждого отря-
да придется пробыть на выеоте от 5.000
до 7.000 метров в среднем около месяна-

Большую часть времени экспедиция
проведет вдали от населенных мест, же-
лезнодорожных”и автомобильных путей с0-
общения и даже выючных троп. Поэтому.
наряду с акклиматизацией, т. е. трени-
ровкой и приспособлением организма к
разреженному воздуху гор, большое зна-
чение для успеха экспедиции будет иметь
организация снабжения баз продовольстви-
ем и горючим. Нужно проложить пути по
крутым гребням пика Сталина и пика
Корженевской, обеспечить веревочные
охранения, организовать убежища на слу-
чай бурь и после этого приступить к 3а-
броске наверх продовольствия и торючего.
На склонах пика Ленина предстоит уделить
много внимания устройству убежищ от.да-.
вин и сильных ветров, могущих сбить с

дан

но в назначенное место.

Заброска грузов в основные лагери у
каждого пика, т. е. на высоту 3.600—
5.000 метров, избавит людей от многоднев-

манцев в действительности представляет
почти исключительно длинный ряд нацио-
нальных бедствий, в которых большей
частью виноваты были они ‘сами, так что
даже самые прочные успехи обращались”во
вред народу» (стр. 361). Блестящей иллю-
страцией этого положения служит другая
неоконченная работа Энгельса, вошедшая в
данный полутом под названием «Роль на-
силия в истории».

Здесь речь идет о тех методах крови и
железа, при помощи которых Бисмарк ско-
логил вторую империю Гогенцоллернов—
непосредственную  предшественницу ны-
нешней «третьей империи» фашистов.
С негодованием нишет Энгельс 0б аннек-
сии Эльзас-Лотарингии, «которую Бисмарк
H прусские юнкеры возымели смелость
вновь онемечить, опираясь на возрождение
шовинистической романтики, неотделимое,
повилимому, от всех немецких начинаний»
(стр. 490). Маетерскими мазками очерчена
роль французской буржуазной революции,
благодаря которой население Эльзас-Лота-
рингии оказалось отделенным от Германии
и спаянным со всей Францией.

«Нигде во Франции народ не присоехи-
нился к революции с ббльшим энтузиаз-
MOM, чем в провинциях © немецким насе-
лением. Когла же Германская империя еще
0б`язила революции войну, когда немцы не
только все так же покорно влачили с0б-
ственные цепи, но дали еще себя исполь-
зовать для того, чтобы навязать францу-
зам ‘старое рабство, а эльзасским крестья-
нам только что прогнанных феодальных
господ, — тогда было покончено с немец-
ким происхождением эльзаецев и лота-
рингцев. они тогда научились ненавидеть
и презирать немцев, тогда в Страсбурге
была сочинена, положена на музыку и
впервые пропета эльзасцами  «Марселье-
за»,.и. тогла французские немцы, невзи-
рая на язык и прошлое, срослись в сотнях
ea в борьбе за революцию, в еди-
Bi народ С ИСКкОННЫмМи Ман ,
(стр. 489-—490). ны

Энгельс беспощадно бичует безмозглых
пруссаков-юнкеров, трусливую немецкую
буржуазию, ничтожных немецких филиете-
ров. Он. не жалеет средств для разруше-
НИЯ ТОЙ «товинистической романтики»,
которая служит орудием преступных аван-
тюр. Ив то же время он с исключитель-
ной теплотой и гордостью пишет о рево-
люционной борьбе народных массе Герма-
нии, о славных боевых традициях этой
борьбы, о ее героических участниках. Ряд

` Штурм вершин начнется, в зависимости
от состояния погоды, между 10 август и

1 сентября. :
‘ Л. БАРХАШ.

статей ^ («В истории «Союза  коммуни-
стов». и др.) дает яркое представление 0

первой в мире коммунистической партии

рабочего класса, какою был основанный
немецкими пролетариями «Союз коммуни-
стов». С огромной любовью и непоколебн-
мой верой в конечную победу рабочего
класса пишет Энгельс о все более гроз-
ной атлетической фигуре немецкого проле-
тариата, «мощное сложение и широкие
плечи которого крепнут в предвидения
момента, когда ему достаточно будет толь-
ко выпрямиться, чтобы превратить в р83-
валины все здание имперской  конетиту-
пии» (стр. 225—226). (Речь идет о кон-
ституции Бисмарка).

Значительное место в полутоме занимают
предисловия, написанные Энгельсом к пе-
реизданиям и переводам работ Маркса я
его собственным — «Коммунистический
манифест», «Нищета философии», «Восёу-
надцатое Брюмера Лун Бонапарта», <«llo-
ложение рабочего класса в Англии», «йи-
лищный вопрос» и др. В этих предисло-
виях Энгельс обычно кратко, но вырази-
тельно связывал самые глубокие научные
проблемы ¢ политической злобой дня. (я
непрестанно предостерегал пролетариат ot
оппортунистов, предающих его  кровны
интересы проповедью отказа от классовой
борьбы. «Это злейшие враги рабочего
класса, волки в овечьей шкуре». — писал
Энгельс (стр. 255).

Й в то же время какие яркие образы,
какие сочные краски находил ен для
рисовки борцов, преданных рабочему клас-
су, до конца верных боевому знамени 50\-
мунизма, стойких и непоколебимых защит
ников революционного учения Маркса.

В этом отношении особенно  интересяз
статья-некролог, посвященная рабочему
революционеру Иоганну nanny bet

керу, верному и стойкому соратнику 23°
кса и Энгельса, с оружием в руках Cpt
жавшемуся в бурные тоды революция
(1848—1849 гг.). Враги марксизма, В
частности бакунисты в Первом Интернз-
ционале, не раз имели случай испытат

его удары.
+ +

Вызывает недоумение то обстоятельств»
что редакция почему-то сочла нужных 85
делить два документа, в особенности Я
тервью Энгельса, дав их в приложении в
тому, а не в обычном хронологическом п0-
рядке, в каком расположены все произве-

дения.
А. ЛЕОНТЬЕВ,

\

er

#

—