т

В понедельник, 30 сентября, состоя-
лось общегородское собрание актива
работников московских театров, - дра-
матургов и театральных критиков, по-
свяшенное обсуждению постановления
ИК ВКП(б) <О репертуаре драмати-
ческих театров и мерах по его улуч-
шению». С докладом выступил пред-
седатель Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР М. Б,
Храпченко.

*.

— В постановлении Центрального
Комитета партни, — говорит т. Храп-
енко, — дана суровая, но совершен-
хо справедливая критика состояния
репертуара, работы Комитета по делам
искусств, деятельности театров, дра-
матургов и критиков. Репертуар на-
ших театров признан неудовлетвори-
тельным и не отвечающим целям вос-
питания советского народа. Нам
нужно понять, что речь идет не
просто о недостатках репертуара,
хотя и существенных, не просто
об ошибках в этой области, а
с том, что репертуар в целом не отве-
чает требованиям и задачам, которые
выдвинула Перед театрами сама
жизнь, народ. Речь идет не об отдель-
ных изменениях и поправках, ао ко-
ренной перестройке нашей работы в
области репертуара и решительном его

улучшении. ;

— В постановленни ЦК партии да-
на ясная, широкая программа, мобили-
зующая артистов, режиссеров, драма-
тургов на большую творческую рабо-
ту, дан глубокий и всесторонний ана-
лиз состояния репертуара. Главный
недостаток заключается в том, что
пьесы советских авторов на современ»
ные темы фактически были вытесне-
ны из репертуара крупнейших театров
страны. Лучшие театральные коллек-
тивы в своей творческой работе ока-
зались вне органической связи с
жизнью советского народа. Даже
среди того небольшого количества
пьес Ha современные темы, ко-
торые были поставлены  теат-
рами, имелись пьесы слабые,
безидейные, дающие неправильное, ис-
каженное представление о жизни со-
ветского народа. В постановлении со-
вершенно правильно указано на то,
что многие тватры безответственно от-
носятся к постановкам пьес на совре-
менные темы. Все это привело к тому,
что многие театры не являются на де-
ле рассадником культуры, пропаган-
дистами передовой советской идеоло-
гии и советской морали.

При крайне малом количестве пьес
на советские темы, значительное рас-
пространение получили пьесы на исто-
рические темы. Чрезмерное увлечение
постановками исторических пьес яви-
лось. крунным недостатком в дея-
тельности Комитета по делам ис-
кусств и драматических тезтров.

Наиболее грубой политической
оптибкой Комитета явилось то, что в
ряде театров были поставлены пьесы
буржуазных драматургов, в. которых
пропагандируются реакиионная бур-
жуазная идеология и мораль.

Постановление Центрального Ко-
митета партии имеет для нас, работ-
ников Комитета искусств, —говорит
т. Храпченко, = и для меня, как ру-
ководителя Комитета, исключительно
серьезное значение. Оно обязывает
нас коренным образом перестроить
всю нашу работу, чтобы . He повто-
рить подобного рода ошибок. Общее
положение дел с репертуаром таково,
что оно не может быть дальше тер-
пнмо в советском геатре. :

Мы He сумели организовать
работу таким образом, чтобы обеспе-
чить театры полноценным, современ-
ным ‘репертуаром, не добились того,
чтобы советская пьеса: о современно-
сти заняла основное место в репер-
туаре драматических театров.

Крупнейший недостаток Комитета
по делам искусств заключается также
и в том, что мы не проявили необхо-
лимой ›принципиальности ‘и’ твердо-:
сти в руководстве театрами. Для
нас были ясны недостатки ряда.
пьес, но мы часто уступали дав-
лению театров и драматургов: и раз-
решали их к постановке. Так бы-
ло с постановкой «Круга» .Mo-
гема в Театре драмы. Эта постановка
подвергалась нашей суровой критике,
но тем не менее, под давлением теа-
тра, была разрешена Комитетом к вы-
пуску. Так было и с «Новогодней но-
чью» Гладкова в Театре им. Вахтан-!
гова.

Комитет оказался в плену у отста-
лой части работников театров, он
предоставил формирование  репертуа-

Комитет, многие театральные `дея-
тели и драматурги не поняли, что
требования народа, его культурные
запросы к искусству чрезвычайно
возросли. Об этом росте требований
нарёда к искусству прекрасно сказал
в своем исключительно ярком и глу-
боком докладе о журналах «Звезда» и
«Ленинград» тов. А, А. Жданов.
Наш народ не может удовлетво-
риться теперешним состоянием Tea-
трального искусства, ибо оно не отве-
чает его культурным запросам. Если
мы хотим, чтобы театральное искус-
ство было органически связано с на-
родом, — а нет сомнения, что мы это-
го хотим, — необходимо, чтобы жизнь
нашего народа, его мысли и. стремле-
ния получили художественное, полно-
ценное воплощение в сценических об-

ра театров самотеку.

разах. Народ вправе требовать,
чтобы театральное искусство было
на ° уровне тех величественных

деяний, которые совершил нант народ
под руководством товарища Сталина
в деле разгрома темных сил фашизма,
в деле строительства коммунистиче-
ского общества. В своей работе теа-
тры и драматурги часто забывали о
том, что <.. советский театр может
выполнить свою важную роль в деле
воспитания трудящихся. только в
том случае, если он будет. активно
пропагандировать политику советско-
то государства, которая является
жизненной основой советского
строя», — сказано в постановлении
Центрального Комитета партии,

Тов. Храпченко подрабно охарактеё-
ризовал репертуар московских TeaT-
ров и подверг резкой критике их ра-
боту.

— Руководство Малого театра, —
сказал т. Храпченко, — крайне мало
заботилось о подготовке актуального
современного репертуара и о создании
высокохудожественных современных
`пектаклей. Театр в качестве своей
ipOrpaMMHOH работы осуществил по-
становку пьесы Скриба «Новеллы
Маргариты Наваррской», в которой в
идеализированном виде предстают
вельможи и короли, в частности, ка-

=

ЕЩЕ IAT DE ose Ge RE

Работники нонусств обсузидагот постановление 12 18161140)

толический фанатик Карл У. Театр
затратил огромный труд и уделил
исключительное внимание этому
спектаклю, Когда мы указывали ру--
ководителям и творческим  работни-
кам театра на ошибочность этого
спектакля, они всячески его  защи-
шали и добивались выпуска, считая
его «принципиально важным  сунве-
ственным», Ошибка Комитета заклю-

чается в том, что он не запретил
своевременно работу над этой
постановкой. Театр подготовил
также «Мисс Гоббс» — спектакль
безидейный и пустой, низкого худо-
„жественного качества. Он He был
разрешен к показу, Ho театр так-

же всячески доказывал, что «Мисс
Гоббс» имеет право на существование
и на признание. Наконец, театр выпу-
стил спектакль «Самолет опаздывает
на сутки», в котором в качестве глав-
ного героя’ выступает проходимец,
блатмейстер. Оторванность от жизни,
проявления ‘аполитичности, ‘безидей-
ности отчетливо выразились за по-
следнее время в творческой работе
Малого театра. ;

‚Художественный театр за последние
несколько лет выпустил три хороших
спектакля о современности. Однако в
целом работа Художественного теат-
ра по постановке и выпуску снпектак-
лей, посвященных современной жиз-
ни, ни в какой мере не может удовле-
творить советскую общественность.
Театр не проявляет необходимой ‘ини-
циативы в создании нового репертуа-
ра. Он не собрал вокруг себя видней-
ших советских драматургов и не яв-
ляется сейчас новатором в освещении
актуальных вопросов’ современной
жизни. Именно эту роль Художествен-
ный театр может и должен взять на
себя, ибо он HO справедливости  счи-
тается одним из лучших  драматиче-
ских театров нашей страны, ;

В коллективе Театра им. Вахтанго-
ва много говорят о традициях и заве-
тах его основателя—актер должен
быть выразителем идей  совре-
менности. Но для выполнения этих
заветов руководством театра делает-
ся мало. В течение — длительно-
го времени театр готовил снектакль
«Мадемуазель Нитуш», и руководи-
тели театра неоднократно заявляли,
что это их программная работа. Ока-
залось же, что в этой программной
работе театра: нет никаких идей, во-
просов жизни и искусства этот,
снектакль не решает. Но зато в
этом спектаклё оказалась. довольно
изрядная доля пошлости.
поставил пьесу Гладкова.
вогодняя ночь», представляющую пе-
релицовку романа английского бур-
жуазного писателя. Руководство это-.
го театра настойчиво добивалось по-.
становки пьесы Гладкова и всячески
защищало ее. Спектакль неправиль-
но изображал советскую жизнь и
культивировал мещанские,  обыва-

тельские взгляды Ha современную
действительность.
Коллектив Театра им. Вахтангова

имеет все возможности для быстрей-
шего исправления своих творческих
ошибок. Необходимо обеспечить не-
уклонный и последовательный рост
театра Ha основе его работы над со-
временным репертуаром.

Серьезные претензии мы вправе
пред’явить Театру им. Моссовета, Ос-
новными работами театра в последний
период времени были спектакли «Чай-
ка», «Госпожа министерша», и «Кра-
савен мужчина». И только в нослед-
нее время театром выпущен спектакль
«Бранденбургские ворота». Мы не
можем. сказать, чтобы первые три
спектакля вызвали - удовлетворение
советской общественности. Советская
тема в Театре им. Моссовета до по-

следнего времени находилась в забве-  ‹

нии. В творческой жизни Театра им.
Моссовета мы должны отметить от-
четливое проявление аполитичного
академизма, эстетства, которое меша-
ет театру быстро двигаться вперед.

Репертуар Московского Камерного
театра также  неудовлетворителен.
Спектакли театра на современные те-
мы — невысокого - художественного
уровня. Зато театр. с особой тщатель-
ностью и увлечением работает над
произведениями зарубежных  драма-,
тургов, уходя от глубокого показа
советской жизни.

Много.недостатков в творческой ра-
боте и Театра сатиры, в репертуаре!
которого имеется ряд безидейных
пьес, легковесных и маловразумитель-
ных. Серьезными недостатками отли-

чается и репертуар Театра драмы, ко-!

торый поставил и всячески защищал
спектакль «Круг»—идейно ‘порочный!

и вредный. 4

Сейчас необходимо на многое посмо-
треть критическим взором, очень мно-
гое нужно отсеять в нашей работе,
многое нужно изменить. Это следует]
делать незамедлительно. Комитет по
делам искусств провел серьезную ра-
боту по пересмотру ‘репертуара, по’
очищению” его от вредных безидейных
пьес. Но важно, чтобы и сами театры
проверили свою работу в свете но-
вых задач, стоящих перед советским
театром.

Говоря о драматургии, т. Xpan-
ченко сказал, что наглядным приме-
ром оторванности драматургов от
жизни является большой поток пьес
о семейных неурядицах людей, вер-
нувшихся с фронта. В большинстве

этих пьес наблюдается спекулятив-

ный подход к теме, стремление лю-
быми, очень часто негодными сред-
ствами заинтересовать зрителя.

; B качестве одного из примеров
спекулятивного решения темы т.
Храпченкс назвал пьесу Брайгона
«Ровно в полночь».

— Эта пьеса о советских разведчи-
ках, — говорит. т. Храпченко, — но-
строена по образцу буржуазных де-
тективов. Советских людей в этой пье-
се нет и в помине. Кто этот Брайтон?
Это псевдоним, скрывающий не одно-
го, а двух авторов — Бахтерева и Pa-
зумовского, авторов пьесы «Полково-
дец Суворов». Они не хотели высту-
пать под своими фамилиями и скры-
лись под псевдонимом «Брайтон». Ав-
торам хотелось походить на `загранич-
ные образцы. Сам по себе этот факт
уже является позором и достоин рез-
кого осуждения, не говоря о том, что
пьеса подлежит самой суровой крити-
ке.

Драматурги Рыбак и Савченко, —
продолжает т. Храпченко, — которые
стяжали печальную известность пье-
сой «Самолет опаздывает на сутки»
успели приготовить новое произведе-
ние, которое назвали «Лавина». ‘Эта
пьеса построена по тому же образцу,
по которому постровна ин безндейная
пьеса «Самолет опаздывает на сутки».
События происходят на Карпатах,
где-то в горах, вдали от мира, где со- }

иметь моральное право

ражаются? Прежде всего в том, что

брались разные люди — чехи, поляки,
русские. Авторов не интересует ни по-
каз характеров, ни изображение поло-
жительных качеств советских людей.
Их интересует  экстравагантность,

‚ дешевые фокусы в развитии сюжета.

Естественно, что эта ньеса не может
заслужить другой характеристики,
как пошлое произведение.

’ Оторванность от коренных вопро-
сов современной жизни  характери-.
зует творческую работу и ряда на-
ших известных драматургов.

Н. Вирта’ в течение нескольких
лет работал над пьесой, основной
темой которой является увлечение
старого профессора молодой актри-
сой. Действие происходит в период
Отечественной войны. Пьеса  посвя-
щена различным ипсевдо-психологи-
ческим проблемам, которые; не могут
представлять никакого интереса для
широких слоев зрителей. }

Драматург Арбузов написал пьесу
«Доброе утро». Центральным момен-
том этой пьесы является встреча
старых людей после долгой разлуки
и воспоминание их © юношеской
любви. В пьесе нет правдивых 0об-
разов советских людей.

—Беда многих драматургов; —про-
должает т. Храпченко, — заклю-
чается в том, что они идут не OT
жизни, а от искусственной схемы.
Они стремятся написать прежде все-
го пьесу позанимательней, а каков
идейный смысл пьесы, —— это неко-
торых авторов не беспокоит, Это не
литература, а сочинительство, KOTO-
рое не имеет никакого права на внима-
‘ние театра и зрителя.

Сейчас мы не можем указать на об-
разы’ советских людей в драматургии.
которые нашли такое широкое обще-
ственное признание, как, скажем, ге-
рои «Молодой гвардии» Фадеева. На-
до полагать, что драматурги сдела-
ют нужные выводы из постановления
Центрального Комитета партии, соз-
далут в своих новых произведениях
образы советских людей, достойных

нашей героической  действительно-
сти.
Говоря о театральной критике,

т, Храпченко подчеркнул ее исклю-
чительную роль в развитии. ис-
кусства, если она будет исходить не
из групповых интересов, а из интере-
сов народа, из интересов страны. На-
ши критики начинают перестраивать
свою работу, но, судя по всему, это
тот большой и специальный вопрос,
который нам нужно будет вместе с.
критиками еще внимательно и обстоя-
тельно обсудить.

Значительную часть своего докла-
да т. Храпченко посвятил очередным
задачам работы Комитета, театров и
драматургов, подчеркнув, что  прог-
раммой всей творческой работы в
области театра и драматургии яв-
ляется следующее указание ЦК пар-
тии: «Драматурги и театры дол-
жны отображать в пьесах и спектак-
лях жизнь советского общества в ее
непрестанном движении вперед, BCA-
чески способствовать дальнейшему
развитию лучших сторон характера
советского человека, с особой силой
выявившихся во время Великой Оте-
чественной войны. Наши драматургии
режиссеры призваны активно участво-
вать в деле воспитания советских лю-
дей, отвечать на их высокие культур-
ные запросы, воспитывать севетскую
молодежь бодрой, жизнерадостной
преданной родине и верящей в победу
нашего дела, не боящейся препятст-
вий, способной преодолевать любые!
трудности».

Эта программа точная, ясная, Ув-
лекательная. ЦК партии подчерки-
вает, что перед театрами ставится
задача создать яркие, полноценные
в художественном отношении спек-
такли о современной жизни. Партия
и народ требуют от театров и драма-
тургов не’ легковесных, поверхност-
ных произведений о современной. жиз-
ни, а значительных, глубоких спек-
таклей и пьес. Партия ориентирует
нас на развитие большого искусства
социалистического реализма, искус-
ства больших идей и ярких образов,
искусства, всеми своими нитательны-
ми корнями уходяшего в современ-
ную жизнь, искусства, которое бы,
играло большую воспитательную
роль.

— Для того, чтобы правильно
воспитывать зрителей, — продол-
жает докладчик, — актеру; режис-
серу нужно самому быть передовым
человеком нашего времени, передо-
ВЫМ ‚общественным деятелем. Нужно
воспитывать
людей. Для этого актеру, режис-
серу необходимо обладать. широким
идейным кругозором, быть людьми,
которые по самой своей духовной!
сути являются носителями  передо-!
вого  марксистско-ленинского миро-,
воззрекия. У нас немало нередовых
деятелей искусства. (Но не надо
скрывать и тот факт, что в среде
работников театра сильны обыва-
тельские настроения. В. чем они вы-

актер ‘думает только о роли и его
мало интересует идейный смысл
спектакля, интересы зрителя. Актер,
который заражен  обывательскими
настроениями, думает о том, как бы
ему выгоднее показать себя, а что
это за роль, каков ее смысл, — это
для него дело второстепенное. Тов.
Храпченко приводит примеры  вклю-
чения в репертуар в Театре сатиры
пьесы «Пенелопа» ради артистки
Слоновой, в Малом театре «Новел-
лы Маргариты Наваррской» для ар-
тистки Гоголевой и другие приме-
ры, характеризующие — беспринций-
ность в выборе пьес для репертуара.

—Неправы те, — говорит т. Храп:
ченко, — кто склонен обвинить в
отсутствии высокохудожественных
спектаклей на современные темы од-
них драматургов. Театры не могут
стоять в стороне от работы по созда-
нию новых произведений драматургии.
Речь идет о том, чтобы умело соче-
тать мероприятия Комитета и Союза
писателей, по-настоящему наладить
сотрудничество театров с драматур-
гами. Необходимо значительно  рас-
ширить круг авторов, работающих
над пьесами. За последние годы кад-
ры драматургов мало выросли. Необ-
ходимо смелее выдвигать молодежь,
шире привлекать в драматургию поэ-
тов и прозаиков,

Тов. Храпченко подробно’ информи-
ровал собрание’ актива о тех Mepo-
приятиях, которые осуществляются
сейчас Комитетом для перестройки
работы репертуарного отдела, укреп-
ления литературных частей театров,
перевода русских пьес на языки дру-
гих народов СССР, рассказал о пред-
стоящем конкурсе на лучшую пьесу.

Говоря о выполнении решения ЦК
ВКП(б), обязывающего каждый те-

атр подготовить в течение года не ме-
нее 2 — 3 высокохудожественных
спектаклей на современную тему, —
т. Хранченко резко критиковал теат-
ры за их медлительность в подго-
товке новых спектаклей и потребо-
вал от руководителей театров реши-
тельно повысить интенсивность тру-

да в театрах, добиваясь высокого
идейно-художественного уровня но-
вых спектаклей. .

В заключение своего доклада

т. Храпченко сказал: «Наша партия и
лично товарищ Сталин придают огром-
ное значение делу дальнейшего. раз-
вития: советского искусства и совет-
ского театра. Острая критика работы
Комитета, театров, драматургов, кри-
тиков продиктована отеческой забо-
той партии о росте советского искус-
ства, Нашим творческим отчетом пар-
тии, товарищу Сталину должны быть
новые высокохудожественные произве»
дения о жизни советского народа,
новые талантливые пьесы, яркие спек-
такли». Тов. Храпченко призвал дея-
телей театров, драматургов, крити-
ков к дружной совместной работе по
быстрейшей реализации постановле-
ния. Центрального Комитета партии
и к напряженному творческому тру-
‘ду на благо нашей родины, на бла-
го прекрасного советского народа.

*

В прениях по докладу тов. Храп-
ченко выступили тт. Анненков, Ох-
лопков, Плятт, Батурин, Дикий,
Горчаков, Лавровский, JI. Typ, Горю-
нов, Шаповалов, Крон, Силантьев,
Михоэлс, Таиров и Вишневский.

Задачам советской — драматургии
было посвящено содержательное вы-
ступление генерального ‘секретаря
Союза советских писателей СССР
т. А, Фадеева, +

— Путь советского нскусства тру-
ден, — говорит т. Фадеев, — как
вообще труден весь путь но переуст-
ройству общества на новых началах.
Но наше общество развивается поб®-
доносно, и мы должны бодро смот-
реть в будущее. :

— Когда говорят © слабости нашей
драматургии, — продолжает тов. Фа-
деев, — то надо выяснить, прежде
всего, в чем эта слабость заключается.
Наша драматургия слаба, главным об-
разом, потому, что не умеет еше до-
стойно изображать передового соБет-
‘ского человека.

Говоря о создании образа положи-
тельного героя, А. Фадеев указал на
богатые традиции русской литерату-
ры.

— Русские классики были тем и ве-
лики, что умели понять народную
жизнь, увидеть в ней самое передо-
вое. Разве можно сказать, что старая
литература, особенно русская, ничего
не утверждала? Ведь если взять раз-
витие русской литературы от Пушки-
на до Тургенева и Толстого — какая
великолепная. галлерея . положитель-
ных образов дана этими классиками!
А какой богатый материал дает наш
замечательный народ для создания
положительного образа! И в первую
очередь надо призвать наших драма-
тургов и деатральных деятелей
взглянуть на мир глазами этого пере-
дового человека: 2

Нужно прежде всего, чтобы драма-
турги повернулись к темам современ-
ности. Это, оказывается, довольно
трудно.  Много ли найдется среди ли-
тераторов таких, которые могут
назвать хотя бы 2—3 жизненных
конфликта в современном колхозе?
Таких людей очень мало. И нам дол-
жно быть за это стыдно, ибо в рус-
ской литературе существ ют замеча-
тельные традиции в изображении
крестьянства.

Наши основные интересы должны
быть связаны с жизнью рабочего че-
ловека, крестьянина и, разумбется,
передового интеллигента. У нас со-
всем не показана жизнь нашей школы,
нашей деревни, завода.

Во всех трех постановлениях ЦК
партии исключительное внимание об-
рашает на высокое качество нащего
искусства, причем этот вопрос ‘рас-
сматривается прежде всего с точки
зрения идейных задач искусства. Если

художники осознают и ухватят это
главное, то остальное они сделают
успешно, потому что они люди та-
лантливые.

...Несколько слов в плане’ практи-
ческом. Страшное слово, говорят, для
художника заказ. Оно было страшно.
когда государство и художник стояли
на разных позициях, а сейчас, когда
у нас народное государство и народ-
ное искусство, у нас общие взгляды.

..«Молодая Гвардия», Например, на-
писана мною по заказу. Я принял за-
каз и поехал в Краснодон. Там я уви-
дел много такого, что, будь ты хоть
семи пядей во лбу, какой бы талант-
зивый ни был, выдумать бы не смог.

Тов. Фадеев особенно подчеркивает,
что писателям и, в частности, драма-
тургам необходимо. непосредственно
знакомиться ё действительной
жизнью, чаще бывать в колхозах и на
производстве, ибо без этого художник
не увидит жизненных конфликтов, не
сумеет точно, изобразить жизнь наро-
да.

Заканчивая свою речь, т. Фадеев
выражает уверенность, что у нас до-
статочно сил и талантливых людей,
чтобы создать такие образы, которые
будут действительно любимы наро-
дом, такое искусство, которое выра-
зит его высокие чаяния.

— Мне хотелось бы сказать, —зая-
вил в своем выступлении артист Те-
атра им. Моссовета Р. Плятт, — что
существующее ‘мнение, будто бы мы,
актеры, неохотно играем в современ-
ных пьесах,—глубоко неверно. Для
многих из нас роли в пьесах советских
драматургов были настоящим творче-
ским счастьем. Когда у меня - была
тесная творческая дружба с К. Симо-
новым и я сыграл несколько ролей в
его пьесах, я узнал в полной мере
наслаждение художника. Я чувство-
вал, что зрители меня понимают,
волнуются вместе со мной.

Н. Горчаков говорит, - что многие
художественные руководители теат-
ров не ценили и не берегли в репер-
туаре произведения советских дра-
матургов. Вместе с тем, художествен-
ные руководители не умели вести
необходимой воспитательной работы
в своих творческих коллективах, а
это способствовало появлению рутн-
ны, зазнайства и  премьерских на:
строений. Увлекаясь  професснональ-
ным воспитанием, руководители  те-
атров предали забвению идейное я
политическое воспитание актера,

С. Михоэлс, замечая, что классиче-

ские пьесы держатся в репертуаре
порой 10—15 лет, а

несеръезным
к совет-

причину этого явления
отношением ряда театров
ским пьесам, °

— Я бы сформулировал. репертуар»
ную политику наших театров в прош-

лом приблизительно так: мы ставили
пьесы, в том числе и советские нье-

сы. В. этом заключалась ошибоч-
ность позиции театров. Мы обязаны
подумать о создании современного

репертуара в первую очередь.

Коснувшись творчества актера, тов.
Михоэле высказал следующие мыс-
ли:

— Актер часто считает, что если
он талантлив, если интуиция у него
богатая, если он одарен от нрироды,
то «стихийно» раскроет содержание
любого образа. В’ этем — уязвимое
место наших актеров. Нельзя цели-
ком полагаться на стихийное, интуи-
тивное начало творчества. Впереди —
ясная цель, к которой надо итти
только с ясной идейной устремлен-
ностью, «Стихийное» должно быть
направлено мыслью’ но определенно-
му пути. Одного таланта актеру ма-
ло. Необходимо быть идейно воору-
женным художником.

Свою речь тов. Михоэле закончил
призывом к драматургам работать в
тесном контакте с деятелями театра,
которые‘ могут и должны поделиться
своими мыслями и наблюдениями с
автором пьесы.

А. Крон в своем выступлении укз-
зал на положительный пример Теат-
ра им. Ермоловой, выдвинувшего в
последнее время двух драматургов-
дебютантов и сумевшего создать при
этом интересные спектакли на совре-
менные темы.

А. Таиров, припоминая свой твор-
ческий путь, приходит к убеждению,
что ошибки, которых в его работе
было немало. обычно  об’яснялись
тем, что он начинал ‘искать «новое

ради нового», в узко-театральном
смысле этого слова.
— Между тем, — говорит он, —

по-настоящему новое явление искус-
ства возникает из стремления выра-
зить действительно новую идею, со3-
дать в искусстве образ нового чело-
века, человека советской страны.

— Мне. кажется, — продолжает
т. Таиров, — что наша беда заклю-
чается в оторваниести от народа. Не:
обходимо чутко прислушаться к
дыханию народа, понять огромную
роль искусства в соревновании, кото-
рое идет сейчас между нашим миром
и мирсм капиталистическим, и отдать
все свои силы, чтобы в этом соревно-
вании победил советский народ.

Ю. Завадский (Театр им. Моссове-
та) признал, что вопросы репертуара
в этом театре рассматривались, как
второстепенные. Тов. Завадский ска-
зал:

— Мне до последнего времени ка-
залось, будто репертуар определяет-

ся тремя моментами: творческим ме--

тодом, тватра, людьми, которые этот
метод осуществляют, и творческим
режимом данного театра. Репертуар,
как я полагал, в значительной мере
должен зависеть от интересов тех
или иных актеров, от тех задач, ко-
торые театр. хочет перед собой поста-
вить в плане развития своей сцени-
ческой техники. При этом репертуар-
ные перспективы выглядели у нас
так: вст придут пьесы, тогда и поета-
вим. Хорошей пьесы нет, плохую
пьесу не хочется ставить, среднюю
пьесу очень трудно поднять. Вот так
и получается уход театра от борьбы
за советский спектакль!

Ю. Завадский высказал пожелание, !

чтобы в состав Художественного со-
вета Комитета ‘по делам искусств
были введены  квалифицированные
представители нашей критики.

м вене

D

J

лении напомнил собранию указания
Ленина и Сталина, решения партии по
вопросам литературы и искусства,
свидетельствующие о том, какое ог-
ромное внимание вожди партии уле-
ляли всегда развитию искусства, как
могучего средства коммунистического.

:

воспитания трудящихся, р

Далее т. Вишневский подробно
рассказал о том, как будет впрель
вестись работа ‘в области драматур-
гни Комитетом по делам искусств и
Союзом советских писателей.

Заместитель заведующего отделом
пропаганды и агитации MIK BKII(6)
т. Н. Силантьев в своем выступле-
нии напоминает об основной тради-
ции русского театра, заключающейся
в беззаветном служении народу. Ме-
жду тем, творческая деятельность
нашего театра нередко оторвана от
жизни народа, от его нужд и жела-
ний.

— Нам нужно, — говорит т. Си-
лантьев, — такое искусство, которое
помогало бы советскому народу в его
созидательном труде.

— В то время, как наши театры
-в своей значительной части оказа-
лись без необходимого количества со:
ветских пьес, продолжается дискус-
сия по поводу того, кто в этом ви-
новат: драматург или театр. Я ду-
маю, — заявляет т. Силантьев, — чго
постановка этого вопроса сама по
себе совершенно неправомерна, ибо
советское театральное искусство не
может быть создано только театром
или только драматургом. Это — еди-
ный процесс.

— Ответственные задачи, стоящие

‘перед советским театром, требуют
повышения идейности, партийности
в работе каждого артиста, режиссе-

ра, драматурга и критика.

Тов. Лавровский (Большой театр)
в своем выступлении коснулся про-
блем создания советского балега. О
недостатках в концертной деятель-
ности солистов оперных театров го-
ворил певец т. Батурин. Речь  ар-
тиста Малого театра Анненкова бы-
ла посвящена вопросу повышения
идейного уровня актеров.

Директор Малого театра т. Ша-
повалов неосновательно упрекал
докладчика в пристрастном отноше-
нии к Малому театру,

KOBCK
A TUK

Тов. Вишневский в своем выступ:

= esa ЕЕ

лопкова (Театр драмы) было иного
покаянных признаний, но не было
трезвого и вдумчивого анализа круп-
ных ошибок в деятельности руководн-
мого им театра. В. частности Н. Ох-
лопков утверждал, что он всегда был
противником пьесы «Круг», никак не
об’яснив при этом, почему все же
пьеса появилась Ha сцене Театра
драмы.

В выступлениях. на этом собрании
не прозвучала с должной конкрет-
ностью и прямотсй критика Комитета
по делам нскусств, ошибок и нело-
статков в его работе.

=
* :

В заключительном слове тов.
Храпченко отметил, что критика
деятельности Комитета по делам
искусств на собрании была очень
слабой и недостаточной.

Далее докладчик категорически
отверг заявление т. Шаповалова,

упрекнувшего его в необ’ективности
и пристрастности по отношению к

Малому театру.
Затем тов. Храпченко охарактери-

зовал, как ошибочные, высказыва-
ния тт. Дикого и Горюнова,

— Сейчас нам предстоит большая
работа,—говорит в заключение тов.
Храпченко, — Каждый из нае дол-
жен будет ответить на пПостановле-
ние. Центрального Комитета партии
делом. На нас лежит огромная от-
ветственность. Очень важно, чтобы
атмосфера взволнованности и творче-
ского нод’ема, которая установилась
сейчас в театрах, ни на минуту не
охлаждалась. Всем  драматургам,
всем работникам театра необходима
высокая требовательность к себе,
к своему труду. Если мы этот твор-
ческий под’ем сумеем реализовать в
практической работе, мы выполним
постановление Центрального  Коми-
тета партии и добьемся творческих
успехов, которых от нас ждет  со-

ветский народ.

Собрание единогласно приняло ре-
золюцию в которой говорится:

«Творческие работники московских
театров, драматурги и критики, соб-
равшиеся для обсуждения постанов-
ления ЦК ВКП(б) от 26 августа. «0
репертуаре драматических театров и
мерах по его улучшению», единодуш-
но признают постановление ЦК
ВКП(б) правильным; горячо одобря-
ют его`и считают, что оно является
важнейшим теоретическим докумен-

<

пытаясь том нашей партии, имеющим исторн-

хотя бы частично снять с себя ответ- j ческое значение для развития всега
  ственность за невнимание театра К   советского искусства, и должно стать

легковесными западными пьесами.

Надо отметить, что некоторые дея-
тели театра, как показали их выступ-
  лёния на этом собранни не осознали
‘смысла постановления ЦК `ВКП(б)
‚по вопросам литературы и искусства.

На собрании резкой критике было
‘подвергнуто выступление режиссера
  А. Дикого, который в своей речи вы-
 разил неверие в способность совет-
` ских драматургов создать крупные
‹ художественные произведения. Все
  это понадобилось Дикому для того,
  чтобы выдвинуть вредную ‘идею о
  праве театров выпускать художест-
  венно неполноценные спектакли о со-
  временности.

Собрание единодушно осудило вы-
  ступление А. Горюнова (Театр ну.
Вахтангова), который пытался оправ-
\ дать ошибки, допущенные за послед-
` ние годы театром.

В пространном выступлении Н. Ох-

?

BLT Smid BN cide Ra a eee NSE Tt coco teeta natant

‚ советской драматургии и увлечение   боевой программой действий для всех

работников театрального искусства».

Резолюция отмечает необходимость
реорганизации Художественного со-
вета по драматургии и театру, .созда-
ния актива драматургов вокруг каж-
дого театра, укрепление литератур-
ных частей и другие мероприятия, ко-
торые должны способствовать созда-
нию полноценного советского репер-
Tyapa.

«Мастера театра и драматургии, —
говорится в резолюции, — должны
упорно работать над повышением сво-
его идейно-политического уровня, по-
мня о том, что создать полноценные
произведения о героических делах
советского народа может только ху-
дожник, вооруженный учением
Ленина-—Сталина и всем своим су:
ществом связанный с политикой со-
ветского государства».

В ЛЕНИНГРАДЕ

г

30 сентября в Ленинградском до-
ме искусств состоялось общегороз-
ское собрание работников театров,
драматургов и критиков, посвяшен-
ное = обсуждению постановления
ЦК ВКП(б) «О репертуаре драмзти-
ческих. театров и мерах по его улуч.
шению». Участники ‘собрания заслу-
шали доклад секретаря Ленинграл
ского горкома партии Я. Капустина.

Выступивший в прениях режиссев
Театра Ленинского комсомола С.
Морщихин говорил о том, что поста:
новленне ЦК ВКП(б) имеет вылаю-
щееся значение для дальнейшего
развития театра. Многие ‘ошибки на-
ших театров об’ясняются оторванио-
стью части творческих работникоз
oT жизни. Некоторые режиссеры
лавно He ставят советских пьес. В
Ленинграде, говорит т. Морши-
хин, в предвоенные годы были
поставлены лучшие советские нпье-
сы. В годы войны
театры показали зрителям «Фроят».
«Русские люди», «Нашествие». На-
шим театрам необходимо вспомнигь
эти хорошие традиции:

ленинградские”

Режиссер Театра им.

ной работы наших театров нужно

бороться за принципиальную крити-!

ку, которая часто подменяется при-
ятельскими суждениями, мешаюгаи-
ми творческому росту театралькых
работников. Тов. Музиль ставит во-

во Всероссийском театральном обще-
стве,

‚ ВБ. Чиреков осуждает Tex драма:
тургов, которые только жалуются на
  организационные неполадки и не ра-
ботают по-настоящему над совре-
менной темой.

— Пора Союзу писателей, — ro-
ворит Б. Чирсков, — перестать быть
клубом для чтения. Он должен мо-
билизовать нисателей на выполнение
стоящих перед ними задач.

Художественный руководитель
Большого драматического театра им
Горького Н. Рашевская говорит:

— Мы не учили зрителя любить
советскую пьесу. Иногда современ-
ные герои в одних ин тех же гримах
переходили из спектакля в снек-

прос о консолидации творческих сил!

i

Пушкина. такль. Так образовался некий штамй
А. Музиль считает, что для успеш-   «социального героя». `

Н. Рашевская говорит далее о’том,
что идеологическую работу’ среди

‚ актеров нельзя ограничивать заняти-
‚ями в университете марксизма-ленн-

низма. На репетициях нужно вскры-
вать идейное содержание пьесы. Чз-
сто’ за маленьким словом скрывают-
ся большие мысли и правильные
идеи, которые актер обязан понять и
донести до зрителя.
Начальник Ленинградского управ-
ления по делам искусств Б. Загур-
ский говорит: «Большой бедой ле-
нинградских театров является то, чта
они утратили свой актив драматур-
гов. Большой драматический театр

им. Горького ориентируется главчым

образом на московских писателей, не
растит CBOHX  лраматургов. Удача
чьесы «За тех, кто в море!» Б. Лав-
ренева во многом об’ясняется тем,
что Театр им. Пушкина повседневно
работал с этим крупным писателем».
В конце собрания активом  теат-
ральных работников была принята
развернутая резолюция.
ЛЕНИНГРАД. (Нап корр.).

В БЕЛОРУССИИ

В Театре им. Янки Купала

Обсуждение решения ЦК ВКП(б) о
репертуаре драматических театров в
Первом белорусском театре им. Янки
Купала прошло при большой актив-
ности всего коллектива. Вступитель-
ное слово сделал секретарь парторга-
низации С. Бирилла.

— Последние два года работы, —
говорит т: Бирилла,—показали, что мы
утрачиваем традиции театра, который
рос, главным образом, на современном
репертуаре. За минувший сезон fearp
поставил лишь две пьесы советских
драматургов, и оба спектакля не удо-
влетворяют нашего зрителя, потому
что к постановке их отнеслись не-
серьезно, без должного внимания.

Выступивший затем заведующий ли:
тературной частью тез.„. Е. Романо:
вич рассказал, о репертуарном плане
сезона 1946—1947 года: театр будет
работать над пьесой молодого  бело-

русского драматурга А. Мавзона
«Константин Заслонов» и пьесами «За
тех, кто в море!» Б. Лавренева,

и «Победители» Б. Чирскова.

О недостатках в политнческом вос-
питании актеров, особенно актерской

современные   молодежи, говорила артистка В. Га-

быстро сходят со сцены,  об’ясняет   лина.

Все выступавшие горячо ‘одобрили
решение ЦК ВКП(б) о репертуаре
  театров и резко критиковали реперту-
арную линию театра, систему работы
над современными советскими пьеса-
ми н образами.

В Союзе композиторов

Собрание, посвященное рёшениям
ЦК ВКН(б) о литературе и искусстве,
состоялось в Союзе композиторов
БССР. С докладом о новых задачах
на идеологическом фронте и рабоге
Союза советских композиторов БССР
выступил композитор Р. Пукст.

В прениях была подвергнута резкой
критике работа правления союза. Сэ-
юз фактически не работает. Новые
произведения белорусских композито-
ров не обсуждаются. Председатель
союза А. Богатырев ‘не интересуется
работой союза. :

Собрание предложило правлению
перестроить рабсту союза в соотвег-
ствии с решениями ЦК ВКП(б).

В Союзе художников

На партийном собрании в Союзе со-
ветских художников БССР доклад о
задачах художников в связи с реще-
нием ЦК ВКП(б) о, литературе и нс-
кусстве сделал народный’ художник

HHKOB.
Резко критиковали работу правлеё“

Белоруссии 3. Азгур. Он говорил 0
том, что художник обязан быть про-
пагандистом коммунистических идей,
отображать в своем творчестве инте-
ресы советской родины, социалисти-
ческое строительство, показывать но-
вого человека. Буржуазная теория
«искусство для искусствах» наносит
огромный вред делу воспитания на-
шего народа в коммунистическом
духе,

Тов. Азгур отметил, что во многих
картинах, представленных на Всебе-
лорусской художественной выставке,
имеет место пассивное отношение к
явлениям современности.

Выступившие в прениях художник;
отмечали, что решения ЦК ВКП!6б}
являются боевой программой дальней-
шего творчества белорусских худож-

ния союза тт. У, Кудревич, М. Тараш-
ков, М. Гусев и др.

В принятой резолюции собрание
единодущно завернло ЦК ВКП(б) в
том, что белорусские художники при-
ложат все усилия. чтобы в кротиай-
ший срок изжить имеющиеся нело-
статки и поднять белорусское изобра-
зительное искусство до у
ваний нашей эпохн.

ровня трэбо-