=

Соблазн занимательности.

О ФИЛЬМЕ «ЕВЕЛЫЙ КЛЫК»

«Белый Клык» — одна из самых
противоречивых книг Джека Лондо-
ка. Первые главы повести о двух
душах серого волчонка читаются ©
неослабевающим интересом. Мы про-
никаемся пафосом борьбы за жизнь
в ледяной пустыне Клондайка,. Мы
пюбуемся мужеством, стойкостью и
выносливостью Белого Клыка,
Лондон правдиво описывает войну,
свирепствующую в природе. Его ма-
ленький волчонок, действуя в сурэ-
вых условиях крайнего ` севера, с
первых шагов познает звериный «за-

кон леса».
Но с молоком матери — рыжей
волчицы, когда-то ходившей в со-

бачьей упряжке, Белый Клык впи-
тал приверженность и к другому за-
кону, смутный инстинкт влечет его к
людям. И когда гонимая` голодом
рыжая волчица выходит к кострам
индейского стойбища, начинается но-
вая фаза в жизни волчонка,

Трогательной истории  превраще-
ния’ дикого зверя в.-домашнее живот-
ное посвящена вторая часть книги.
Лондон заставляет своего  четверо-
ногого героя почти сознательно сце-
нивать все блага «нравственного со-
вершенствования». Начальный курс
обучения он проходит у индейца
Серого Бобра, на собственной :аку-
ре испытывая все значение института
частной собственности в жизни лю-
дей.

Далее Белый Клык переходит к
Красавчику Смиту. Новый хозяин са-
зжает его на цепь, извращает все его
инстинкты, превращает в угрюмого н
мрачного убийцу. Белому Клыку гро-
зит не только нравственное одичание,
но и гибель. И тогда ‘появляется
Уидон Скотт.

Под влиянием этого гуманного
горного инженера волк все более со-
вершенствуется. Его ‘` головокружи-
тельная карьера завершается в Кали-
Foe Здесь, в имении судьи

котта, Белый Клык-—былой бреттер
и ветеран многих боев — меняет вол-
чью шкуру на овечью и становится
чуть ли не вегетерианцем. Он не ре-
жет хозяйских кур, обзаводится се-

мьей, третирует слуг (которые, по его! нарий различных

понятиям, являются лишь одушевлен-
ной собственностью владельцев * име-

ния) и платит своему хозяину за при- второразрядных

общение к благам цивилизации самой
беззаветной собачьей любовью.

Так слащавой идиллией  завеп-
тается запоздалая  робинзониада
Джека Лондона. Писатель заставля-
ет дикого волка конструировать 32-
ново, на этот раз не на необитаемом
острове, как Робинзон Крузо, а в соб-
ственном мозгу, все отношения бур-
жуазной морали и права.

Надо сказать, что А. Згуриди —
автор сценария и режиссер фильмз
«Белый Клык» — проявил крайнюю
беспечность, обращаясь к мотивам
повести Джека Лондона. И  не толь-
ко потому, что ее содержание ‘столь
противоречиво. В кино нельзя вос:
произвести размышления и чувства
философствующего волка, показать
мир с его точки зрения. Но если это
невозможно, то теряется и самый
смысл экранизации большинства ли-
тературных нроизведений из жизни
животных. От них остается один
остов сюжета. -

Так и случилось на этот раз. А.
Згуриди, обрашаясь к Джеку Лон-
дону, явно соблазнился легкой воз-
можностью придать игровой картине
видимость научно-популярной. Эта
первая мистификация повлекла за
собой множество других. За науч-
ную достоверность фильма . руча-
лись видные консультанты, имена
которых приведены в. титрах. А
между тем эти консультанты вы
нуждены были показать под видом
снежной долины Юкона горный
ландшафт нашего родного Алтая, его
фауну и флору. Сам: но себе’ он,
зидимо, еще не удостоился. внима-
зия студии научно-популярных филь-
мов. Заранее подчинившись о соб-
лазну занимательности, консультан-
ты не воспрепятствовали искажению
тех страниц повести Лондона, где он
в своем изображении жизни леса
выступает как стихийный  материа-
лист. .

Давно протило время, когда иде-

«Белый Клык» (по мотивам Джеха
Лондона). Производство Московской сту-
лии научно-популярных фильмов. Сцена-
рий и постановка А. Згуриди. Операторы
Б. Волчек, Г. Троянский, В. Асмус. В
главных ролях О. Жаков, Л. Свердлин,

О. Абдулов, П. Плотников, Е. Измайлова.

алисты всех мастей выступали про-
тив учения Дарвина с позиций ли-
  цемерной морали. Ученье это об’яв-
‘тялось безнравственным и’ нашими
отечественными мракобесами Дани-
левским, Стаховым, с которыми так
резко полемизировал когда-то Ти-
мирязев. И вот теперь,
ученых консультантов, ставится
  фильм, в котором из соображений
ложной гуманности искажаются луп-
шие, самые ценные страницы книги
Лондона.

Серый волчонок начинает в филь-
ме свою жизненную карьеру как
мелкий воришка, похищая кость из-
под носа зазевавшегося ворона. В
другом эпизоде он мирно играет с
косулей. Диктор дополняет эту уми-
лительную сценку следующей сен-
тенцией: «Эта встреча — полное
нарушение законов лесной жизни.
Но дети остаются детьми, а взрос-
лые — взрослыми». Тот же диктор в
связи с наступлением весны в лесу
сообщает: «В каждом уголке’ леса
бьется нежное сердце матери». Надо
ли суровую жизненную школу се-
рого волчонка изображать столь
буколически? Уместны ли все эти
сентиментальные дополнения К сю-
жету Лондона? Может лыть они
диктовались` соображениями: воспи-
тательными? Но как тогда об’яснить
явное смакование отвратительных
подробностей схватки Белого Клы-
ка с бульдогом? Ведь здесь режис-
сер и его «консультант по работе с
актерами» -Л. Свердлин, не щадя
сил, стремились „создать «впечатля-
ющую» картину  отвратительного
зверства. Разгул в баре, ажиотаж
зрителей, наблюдающих 3a схват-
кой` Белого Клыка с бульдогом,—
все это поставлено в тонах ‘натура-

листического гротеска. Повидимому,
именно эта ‘часть фильма _ пред-
ставлялась  режиссеру его. сердце-

виной, наиболее

местом.

выигрышным его

Почему так случилось? Основным
принципом отбора мотивов из по-
вести Лондона, основной побуди-
дительной причиной введения в сце-

доморощенных

вымыслов послужила погоня за
ложной занимательностью, в духе
произведений - за-

падного экрана. Результат всех этих
ухишрений, как и следовало ожи-
дать, оказался крайне ничтожным.

Картина распадается на несколь-
ко плохо связанных между собой
частей. Начинается она с беседы
Уидона Скотта и его жены Алисы.
Перед нами роскошный холл и лю-
ди в вечерних туалетах. Они выве-
дены только для того, чтобы Уидон
имел предлог рассказать историю
Белого Клыка, За этим «обрамле-
нием» фильма следуют эпизоды,
посвященные рыжей волчице. По-
том мелькают кадры зоологического
фильма — сцены из «домашней
жизни» горного ‘сурка, куницы,
белки, енота и т. д. Несколько кад-
ров рассказывают о жизни Белого
Клыка у Серого Бобра, целая часть
посвящена его схватке с бульдогом,
далее мы становимся свидетелями
примирения волка с человечеством в
лице Уидона Скотта и его слуги.

Фильм завершается сценой: благо-
получного отбытия Белого Клыка в
Калифорнию. На всем содержании
картины нагубно сказались  отсут-
ствие ясных идейно-художествен-
ных установок и стремление к
внеиншним эффектам чисто типажного
использования зверей и актеров.
Последние особенно пострадали от
такога подхода. По правде сказать,
талантливым актерам О. Жакову,
О. Абдулову, Е. Измайловой, Л.
Свердлину нечего делать в этом
фильме. Сценарий превращает их в
статистов, которые вынуждены по-
зировать на экране. -

Бесспорно положительной оценки
заслуживает только работа операто-
ров В. Асмуса и Г. Троянского, сни-
мавших натурную часть картины.

Кино — могучее средство науч-
ной пропаганды. Надо, чтобы студия
научно-популярных фильмов, кото-
рой поручено это ответственное де-
ло, всерьез им занялась. Тогда под
ее маркой не будут появляться
фильмы, вроде «Белого Клыка». Ни
студии, ни способному режиссеру
А. Згуриди этот их первый дебют в
жанре художественной кинематогра-
фин не делает чести.

А. BACCEXEC.

под эгидой!

_ УЛУЧШИТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Состоянию воспитательной работы
в учебных заведениях Комитета по
делам искусств при Совете Мини-
стров СССР было посвящено сове-
щание, состоявшееся 2. октября В
Малом зале Московской  консерва-
тории.

Непременным условием успешного
воспитания новых кадров художест-
венной интеллигенции является во-
оружение молодежи марксистско-ле-
нинской наукой. К сожалению, BO
многих вузах кафедры основ марк-
сизма-ленинизма допускали в своей
работе серьезные ошибки. Политиче-
ские дисциплины изучались вне свя-
зи с современностью.

В театральных учебных заведениях
имело место игнорирование современ-
ной тематики. В ГИТИС, например,
довольно упорно защищалась  «тео-
рия», что воспитывать актеров мож-
но только на классическом репертуа-
ре. Осуществляя эту «теорию» Ha
практике, институт за последние 3 с
половиной года не поставил HH OA-
ной советской пьесы. Правда, ре-
жиссерский факультет поставил од-
ну современную пьесу, но это была
пустая, безидейная пьеса Ягдфель-
да «Дорога времени».

В художественных учебных 3aBe-
дениях еше нет настоящей заботы. о
целесообразной организации педаго-
гического процесса, о трудовой дис-
циплине. Недопустимо велик отсев
учащихся, особенно в Московской и
Ленинградской консерваториях.
Большой размер приняло в учебных
заведениях второгодничество.

Обо всем этом рассказал в своем
докладе начальник Главного управ-
ления учебных заведений Комитета
по делам искусств при Совете Ми-

`нистров СССР А. Гусев.

Докладчик подверг резкой крити-
ке методологические ошибки, депу-
шенные некоторыми историками му-
зыки — Пекелисом, Ферманом, Жн-
томирским.

В прениях по докладу выступили

директор Театрального училища нм.

Щукина Б. Захава, академик И. Гра-
барь, директор ГИТИС С. Мокуль-
ский, профессор А. Федоров-Давы-
дов и другие.

— Некоторые педагоги и студенты
Театрального училища им. Шукина,
— говорит Б.  Захава, — до сих пор
еще считают, что самое главное
это хорошо сдать экзамен по мастер-
ству актера, удачно сыграть роль в
отрывке, а занятия по общественно-
политическим дисциплинам — дело
второстепенное. Ответственность за
такое нетериимое положение несут
не только дирекция, — партийные
и общественные организации учили-
ца, не только кафедры основ марк-
сизма-ленинизма, но и мы, препода-
ватели специальных Дисциплин.

Академик И. Грабарь напоминает
слова тов. М. И. Калинина о том,
что нет более интересного и более
занимательного предмета, чем осно-
вы марксизма-ленинизма. Между тем,
в наших учебных заведениях лек-
ции по основам марксизма-ленинизма
читаются сухо, скучно, неинтересно.
И. Грабарь говорит о том, что мно-
гие ‘наши крупнейшие художники
мало принимают участия в большом
и ответственном деле воспитания
молодежи.

Свое выступление С. Мокульский
посвятил критике серьезных недоче-
тов учебной работы ГИТИС и
ошибкам института в области учеб-
ного репертуара.

На совещании выступил зав. ка-
федрой основ марксизма“ленинизма
Московской консерватории профес-
сор Багдасаров, но его выступление
не удовлетворило собравшихся. Тов.
Багдасаров почти ничего не сказал о
недостатках в работе руководимой
им кафедры. :

В. заключительном слове А. Гусев
сообщил о’ мероприятиях, которые
наметило Главное управление учеб-
ных заведений для улучшения ^вос-
питательной работы в художествен-
ных вузах, училищах ‘и школах
страны.

СОВЕТСКОЕ: ИСКУССТВО

© В состав Художественного совета
по театру и драматургии Комитета но
делам  искусетв введены писатель
Вс. Вишневский и народный артист
СССР В. Захаров.

© В Союзе советских писателей соз-
дана секция кинодраматургов. На ор-
ганизационном собрании было избрано
бюро секции в составе: Б. Горбатов
(председатель), М. Больнтиннов, 5.
Габрилович, М. Берестинекий и Е
Мднвани.

$ Закрылась Всесоюзная выставка на-
родного декоративного и прикладного ис-
кусства, фуккционировавшая в Москве
тесть с половиной месяцев. На выставке
было эзкепоннровано более 4000 художе-
ственных произведений, созданных В
дни Отечественной войны народными
художниками, об’единенными в промые-
ловые артели и союзы, а также отдель-
ными мастерами.

© Заканчивается строительство мастер-
ской лауреата Сталинской премии скуль-
птора В. Мухиной. Залы оборудуются
спенинальными приспособлениями для
под’ема и вращения скульптур. В мае-
терской можно будет работать над мону-
ментами высотой ло 9 метров.

$ Всесоюзное общество культурной
связи с заграннней получило из Нарижа
подарок Французских музыкантов—прэ-
извеления Дебюсеи. Равеля. Дюка, Руссе-
ля, Форэ, а также современных кампози-
торов: Дариуса Мило, Франсиса Пулен-
ка, Жоржа Орика.

© На-днях в кабинете Музыкального
театра ВТО состоялось прослушивание и
обсуждение оперы новосибирского компо-
зитора А. Новикова «Бесприданница» на
сюжет одноименной пьесы Островского.

< Образцовый жилой поселок на 38999
человек сооружается в Измайлове го
проекту и под наблюдением Инетнтуга
массовых сооружений Академни архите-
ктуры СССР. Строительство носит опьг-
ный характер, здесь на практике приме-
няются современные принципы жилой
застройки, новые типы малометражных
квартир.

@ B репертуар Московского кукольного
театра включены пьеса «Дружок»
Н. Кояжуковой и инсниенировка ураль-
скнх сказов И. Бажова из цикла «Ма-
лахитовая шкатулка».

© При директоре киностудии Союз-
мультфильм решением Министерства
кинематографии СССР создан Хуложеет-
венный совет в составе А. Птушко.
Л. Пварца, ^. Симукова, И. Ильина,
Б. Ефимова, Ю. Ганфа. С. Бирман, И. Ва-
но, Д. Бабиченко и М. Нехановского.

НА АРЕНЕ МОСНОВСНОГО ЦИРНА

Московский цирк открыл свой зим-
ний сезон. Казалось, что в свете
повышенных ‘требований, пред’яв-
ляемых сейчас искусству, в том
числе и цирку, в новой програм-
ме 0с0б0е место и — внимание

будет уделено разговорному жанру.

Но этого не случилось — разговор-
ная клоунада и количественно и ка-
чественно лишь немногим  отлича-
лась от своего обычного уровня.

В. военные годы советский цирк,
как известно, активно реагировал на
те события, которыми жил народ.
Репризы Каран д’Аша, монологи
Смирнова-Сокольского и Ханова со-
держали в себе яркий злободневный
материал.

После войны цирк снова вернулся
к так называемым классическим ант-
ре, существующим с давних пор -и
записанным старейшим клоуном со-
ветского. цирка Альперовым. Совре-
менная тема редко звучит на арене,
уступив место этим’ проверенным,
якобы безотказно действующим, шут-
кам. Разговорным жанром занима-
лись только в студии, где мало по-
настоящему талантливых артистов.

Сейчас, после постановления ИК
ВКП(б) «О репертуаре драматиче-
ских театров и’мерах по его улучше-
нию», Главное управление цирков
Комитета по делам искусств крити-
чески пересматривает — репертуар
разговорников, собирает свой немно-
гочисленный авторский актив, зака-
зывает ряд новых антре и политиче-
ских реприз, словом, всеми мерами
старается в возможно короткий срок
создать новый репертуар на совре-
менную тему. Одновременно расши-
ряется и перестраивается работа в
студии разговорных жанров, этом пи-
томнике клоунов всех амплуа.

Разговорный жанр всегда был наи:
более уязвимым, отсталым жанром в
советском цирке. Сейчас крупные не-
достатки произведений, написанных
для цирка, стали особенно очевид-
ны. Что же ‘касается разговоров `о
том, что, мол, удел цирка — молча-
ние, что слово «противопоказано»
цирку, то они просто нелепы.

Старинные цирковые антре ‘созда-
вались годами. Для появления совре-
менных антре также требуется нема-
лое время писатели работают в

‚этом жанре пока еще довольно мед-
  ленно и неуверенно. Поэтому в про-
  грамме открытия Московского цир-
ка репертуар клоунских выступле-
ний все еще был чрезвычайно беден.
Однако уже налицо кое-какие попыт-
ки оживить и осовременить этот за-
стывший в своем развитии жанр. Так,
например, для выступления буффон-
ных клоунов Демаш и Мозель взя-
  то. старинное буффонадное антре
«Шапки» и в него вмонтировано не-
сколько злободневных реприз, из ко-
торых некоторые, в особенности реп-

риза о продажности буржуазной
прессы, находят живой отклик у
циркового зрителя.

Демаш и Мозель — приятная
клоунская пара. Они работают без
традиционных «пощечин», не ковер-
кая русского языка. Полнокровный,

живой, в меру кКарикатурный образ
создает артист Мозель (Рыжий); ему
тактично помогает Демаш (Белый).
Несколько в ином стиле выступает
третий комик программы — Констан-
тин Берман, несущий обязанности
«ковёрного». Москвичи уже видели
Бермана — он приезжал около года
тому назад вместе с артистами цир-
ков Латвийской и Литовской ССР.

Это, безусловно, способный моло-
дой артист. Y него эффектный,
‘смелый выход =— прыжок со сцены в
партер. Универсальность Бермана
позволяет ему пародировать и прини-
мать участие в труднейших номерах
акробатов, гимнастов, прыгунов и
турнистов. Берман лишен возмежно-
сти обыгрывать свою внешность, —
в ней нет ничего утрированного и
смешного (он красивый молодой че-
ловек хорошего роста). Да Берман и
не стремится к этому, Он высгунает,
без парика, почти без грима, с одним
наклеенным носом. Когда на арене
  впервые появляется человек в модном
пиджаке, зритель не сразу угадывает
в нем смешного «коверного». Но вот
он «заиграл», и аудитория весело
смеется. У Бермана выразительное
лицо, хорошая мимиха, живые глаза.

Берману чужды приемы  запал-
ных ‘цирков и мюзик-холлов, в чем
грешны очень многие клоуны. Боль-
ше того, всем своим поведением, все-
  ми своими шутками и пародиями
(вспомните его ‹фокстрот!), Берман
как бы иронизирует по адресу своих

ОВЬЕДО ЕН ОВАН theaters eer re a La peri ae

западных коллег. Есть, однако, У
Бермана и существенный « недоста-
ток — он плохо владеет словом. Ни
одна из его реприз не доходит до
зрителя из-за неумелой подачи.

Очень интересна была в этой про-
грамме встреча на арене Н. Никити-
на и Ивана Рубана, представителей
двух поколений русских дрессиров-
щиков. Старейший и искуснейший
дрессировщик Н. Никитин является
хранителем лучших традиций конно-
го цирка. Его вальсирующие лошади
— шедевр дрессировки. Молодой
Иван Рубан, страстно влюбленный в
свое искусство, утверждает на арене
советский исполнительский стиль,
который избегает всего показного и
фальшивого. Искусство Рубана са-
мобытно и оригинально. У артиста с
юношеских лет сохранилась дружба
со зверями и, в частности, с огромным
бурым медведем Потапом, пользую-
щимся особыми симпатиями у зрите-
лей. Это весьма пенное для дресси-
ровшика качество позволяет Рубану
одним движением глаз достигать
большего, чем некоторые дресси-
роыцики добиваются выстрелами и
бичом,

Рубану следует обратить внимание
на своего помощника, работающего
по другую сторону клетки. Своим
мрачным видом, устрашаюшим «дву-
зубцем» и бесперемонным обращением
со зверями он не только раздражает
зрителей, но и в какой-то стенени
бросает тень на гуманность методов
дрессировки самого Рубана.

Украшением программы являются
воздушные гимнасты Морус, из кото-

рых особенно выделяется Евгений
Морус.  жизнерадостно, легко, с
большим темпераментом  совершаю-

щий свои «полеты», заканчивающиеся
безукоризненным тройным сальто.

В новой программе (режиссеры Ю.
Юрский и А. Арнольд) есть He-
сколько интересных номеров, нов це-
лом она подтверждает старую истину
о продолжающемся отставании раз-
говорного жанра. Между тем, толь-
ко тогда, когда на арене во всю силу
зазвучит живое, злоболневное слово,
цирк сможет считать, что он по-на-
стоящему выполняет свою  воспита-
тельную роль. Пока еще этого ска-
зать нельзя.

Виктор ЭРМАНС.

ICT

В Москве, в помешении Московс-
кого товарищества художников,
открылась выставка польской  гра-

Потребовалось немало усилий,
чтобы собрать все, что уцелело из
произведений польской графики пос-
ле варварского хозяйничания немцев
в Польше. Многих ценных работ на
этой выставке недостает: они погиб-
ли в разрушенной немцами Варшаве
или были увезены в Германию. Мно-
THX талантливых ` мастеров зверски
замучили немцы:

Но тем большее значение приобре-
тает организация этой выставки. Она
показывает, насколько прочны и жи-
вы в современном искусстве нацио-
нальные польские традиции.

В изобразительном искусстве Поль-
ши ХХ столетия национально-патри-
остическое движение отмечено BO3-
рождением исторической живописн.
Напомним имена Михалковского ( 1800
—1855), Юлиуса. Коссака (1824—
1899). Родаковского (1823—1894) и,
наконец, Яна Матейко (1838—1893),
чье творчество—выражение пламен-
ного патриотизма. В 60-х и 70-х го-
дах, когда художников Западной Ев-
ропы перестают волновать большие
темы, Матейко создает замечатель-
ные исторические композиции «Про-
повель Скарги» (1864), «Битва при
Грюнвальде» (1872). Матейко не хо-
тел подражать живописцам Западной
Европы. Он считал, что поляки CO3-
дали свою национальную  историче-
скую живопись. Интересно, что ра“
боты Матейко высоко оценил Pe-
пин, отметивший в его картинах
«незабываемую пластику фигур и
лиц, первостепенных по своей
характеристике и форме». — Сле-
дующее за Матейко поколение, рабо-
тавшее в 80-х и 90 годах, так-
же не пошло за искусством Западной
Европы, вставшим тогда уже на путь
формализма, а стремилось продол-
жить реалистические традиции. Тако-
во искусство Жозефа Хельмонского
(1850—1914), Юлиана Фалата (1853
— 1929) и Леона  Вычулковекого
(1852 — 1936).

Леон Вычулковский —<амый стар-

ший из представленных на выставке

мастеров. В своих литографиях

ВКА

Голова горца.
Гравюра на дереве В. Скочиляса.

редает широкие пространства площа-
дей («Старый город в Варшаве»), то,
наоборот, приближает здания к зрн-
телю и предоставляет ему  возмож-
ность их рассмотреть. Интересны в
его архитектурные интерьеры.

В  литографиях Вычулковскому
удаются не только архитектурные
мотивы, но и пейзажи. Они удивите-
льно оригинальны. Художник любит
передавать отдельные стволы деревь-
ев, или части стволов, придавая им
своеобразную выразительность. Его
деревья об’емны, пластичны, полны
живого трепета; вокруг них ощутимо
пространство. Когда смотришь на
пейзажи Вычулковского, невольно
вспоминаешь слова Теодора Руссо:
«Сделаем так, чтобы в наших произ-
ведениях первой нашей мыслью бы-
ло обнаружение жизни, сделаем так,
чтобы человек дышал, чтобы дереве
действительно произрастало».

Воздействие импрессионизма ясно
ощутимо в чрезвычайно лирических
пейзажах Иосифа Панкевича (1865—
1940), офорты которого отличаются
тонким мастерством. Как, например,

«Сена» вибрацию воды, легкое дви-
жение облаков, колышущиеся де-
ревья, как‘ он умеет средствами
офорта передать фактуру зданий,
как передана, например, каменная
кладка в его «Воротах в Динон»!

Близок к Панкевичу Ян Рубчак

Вычулковский  воспевает города и  (1884—1942), однако его офорты пос-

старинные здания Польши. Он то пе-

Адрес редакциз в излательства: Москва, Пушкинская, 8. Тел

› 503295: ^^

троены не на тонких нюансах, как

передает художник в своем офорте!

офорты Панкевича, а на резких конт-
растах. Таков его «Пейзаж» и «Фон-
тан Карпо в Париже». Благодаря
контрастам они более эмоционально
напряжены, особенно это видно вего
акватинте «Вавель в Кракове», изоб-
ражающей старый замок, подымаю-
щийся на фоне бурного неба, овеян-
ный ‘романтикой.

К этой же группе художников при-
надлежит и Феликс Яблчинский
(1865—1928), который любит ибоб-
ражать древние города и здания
(«Старая площадь в Варшаве», «Ма-
гистрат в Познани» и др.). /

Новые пути искусства гравюры на-
мечаются в творчестве Владислава
Скочиляса (1883—1934). В 1926 году
Скочиляс образовал  общество граве-
ров, — с этого времени начинается в
Нольше расцвет ксилографии. Tpa-
вюры Скочиляса монументальны и
выразительны, художник сохраняет
лучшие традиции народного польс:
кого искусства (народное искусство
представлено на выставке чрезвы-
чайно интересными лубками ХУП! и
ХХ вв.). Работы Скочиляса, экс-
гонированные на выставке, дают
представление о творческом пути ху-
дожника, начиная с 1913 года но
1933 год. Особенно выразительны
его головы горцев («Профиль горца»
и «Голова горца», 1913).

Гравюры Эдмунда Бартоломейчика
(р. 1885), профессора Варшавской
академии художеств. менее монумен-
тальны и приобретают черты жанро-
вости и повествовательности, но,
вместе с тем, в них больше движе-
ния («Улица в деревне»
гравюра на дереве, «Волы» (1936} -—
травюра на дереве и др.).

Из учеников Скочиляса следует
прежде всего назвать профессора и
ректора Варшавской академии худо-
жеств Станислава Остоя-Хростовско-
го (р. 1900). Как и у Скочиляса, y
Хростовского при всей его
красивой линии и пятну, линия, штрих
не приобретают, однако, самодовле-
ющего значения. Узор линий  распо-
ложение светотени всегда служат
художнику средетвом для выраже-
ния той или другой драматической
ситуации. Особенно `ярким примером
могут служить представленные на
выставке иллюстрации к Шекспиру.
Нельзя не отметить и другие заме-
чательные гравюры на дереве Хро-

(1933) —

любви K }

стовского, например «Вавель».
«Этап». Художнику необычайно хо-
рошо удается передать неожидан-
но заторможенное движение, мы
видим лошадей, вдруг остановивиих-
ся перед препятствием — изгоролью
(«Лошади под деревьями»), лося, ко-
торый неожиданно прервал свой
путь, почуяв опасность в. и
Fr ul:

Темами гравюр на деревё Тадеуша
Кулисевича (р. 1900, проф. Вартавс-
кой академии. художеств), также
ученика Скочиляса, служит жизнь
бедных людей, измученных непо-
сильным трудом: Однако, стремясь к
выразительности, Т. Кулисевич при-
бегает к приему деформации, столь
характерному для новейшего запад-
ноевропейского искусства.

Необходимо отметить и талавтли-
всго художника Тадеуша Цеслевско-
го (1895—1944), гравюры которого
интересны с технической сторозы.
Тадеуш Цеслевский был расстрелян
фашистами. как и Виктор Полосский
(1895—1944). Из произведений По-
досского выделяется выразительный
образ «Старика». Превалированне `де-
коративных моментов мы можем наб-
людать в гравюрах Богны Краснодем-
бской-Гардовской (р. 1900), у Янины

Конарской (р. 1900). у Конрада
Сржедницкого (р. 1894), профессора
Краковской академии художеств,

особенно в одной из его цветных ав-
толитографий — «Рыбы» (1946).

Несомненно интересны гравюры на
меди Михаила Былины (р. 1904), но-
сящие также несколько декоративный
характер.

Однако среди ‘произведений моло-
дых художников мы видим много та-
ких, которые свидетельствуют об
исканиях реалистического образа.
Отметим Бернарда Фридрисяка (р.
1908), Исаака Кржечановского, рас-
стрелянного немцами в 1943 году,
Станислава Ролича. Фридрисяк дал
острый и впечатляющий образ ста-
рухи («Старая женщина» (1935), су-
хая игла с акватинтой) и очень тон-
кий офорт «Верба» (1936). Кржена-
новский представлен на выставке
гравюрой на дереве «Похороны»
(1939), полной драматизма и эмоци-
онального напряжения, и ABYMA
офортами «Голова женщины»,
отличающимися большим техничес-
ким мастерством и выразительно-
стью. Здесь нужно также назвать
Галину Семенскую (1904 — 1944),
которая в своих последних произве-
дениях подошла к глубокой

ефоны: секретарнат-—К 4-15-66; стделы театра, музыки, изобразительных искусств,

Лось.
Гравюра на дереве С. Остоя-
Хростовского.

Se

и правдивой передаче действитель-
ности. Развернуться творчеству Ta-
лантливой художницы не дали фаши-
сты: Семенская была расстреляна в
1944 году:

Если старшее поколение художни-
ков увлекалось главным образом
пейзажами, архитектурными мотива-
ми или книжными иллюстрациями, то
молодые художники начинают все
более часто обрашаться к бытовым
сценам. Укажем на «Угольную лаз:
Ky> Янины Кратохвиля, <«Каменно-

угольные копи» Владислава Закр-
жевского и др. В произведениях,
представленных на выставке, к со-

жалению, мало отражены воина и ее
последствия. Мз работ на эти темы
отметим автолитографию Александра
Солтана «Варшава во время войны».

Наличие в Польше высокой гра-
фической культуры,
искания молодого поколения ее гра-
фиков говорят о том, что в демокра-
тической `Польше реалистические
традиции найдут широкое развитие и
что польские художники дадут в
будущем полное и глубокое отобра-
жение жизни своего народа.

Эта выставка, первая выставка
польской графики в Москве, являет-
ся новым важным звеном в развитии
и укреплении культурных связей
СССР с демскратической, дружест-
венной нам Польшей.

Н. ЯВОРСКАЯ.

реалистическве.

ити

МОНУМЕНТ ПОБЕДЫ В РИГЕ

Правительство Латвийской
ССР приняло решение соору-
дить монумент в честь победы
над фашистской Германией в
Великой Отечественной войне
1941—45 гг.

На-днях Правительственная
комиссия рассмотрела несколь-
ко эскизных проектов мону-
мента. Принят за основу про-
ект заслуженного деятеля ис-
кусств профессора С. Ан-
тонова. Ему поручена доработ-
ка проекта с привлечением
архитекторов Карнаухова, Коз-
лова и Сафронова,

Арка будет расположена на
новой городской площади го-
рода Риги. —

В беседе с нашим корреспон-

дентом профессор Антонов
сказал:
— Монумент, решенный в

форме триумфальной арки, ста-
вится по проекту в отрыве от

Высота пролета — 14 метров,

16 советских республик.

сталь.

в текущем году.

екту проф. С. Антонова.

ров. Арка будет украшена декоративными скульптурами и гербами
Памятник в своей основной идее должен отразить мощь совет-
ского государства, незыблемость советского строя.
Материал монумента — серый гранит, броиза, полированная
К работе по возведению монумента предполагается приступить

На снимках: вверху —фрагмент арки работы архитекторов Коз-
лова, Карнаухова и Сафронова, внизу — общий вид арки по про-

зданий на некотором от них расстоянии, что позволит видеть его
как с набережной, так и с близлежащих мостов.

Пролет арки шириной в 14 метров даст возможность одновре-
менного прохождения под ней трех колонн демонстрантов.

высота всего монумента — 25 мет-

Из последней почты

НЕУДАЧНОЕ НАЧАЛО

На обложке нового декадника «Ге-
атральный Львов» указано, что он яв-
ляется органом Украинского теат-
рального общества. Можно было
предноложить, что читатель найдет в
нем не только программы, либретто,
но и сведения, которые\ помогут ему
правильно разобраться в театральной
жизни Львова. :

Действительно, на 16 страницах
первогс выпуска, кроме программ и
либретто; помешены: статья зав. от-
делом искусств при Львовском. обл-
исполкоме А. Похожиенко, заметки о
пьесах «Мечта» и «Сын полка», хро-
ника «В наших театрах», хроника и:-
кусств, включающая даже: сообщение
о результатах Всесоюзного конкурса
артистов эстрады, репродукции (кста-
ти, невысокого качестьа). Словом, ча-

шлось мес:о лля всего... за исключе-.

вием критивя и самокритики, Бесь

декадник от первой и до последней
строчки выдержан исключительно В
хвалебно-рекламном стиле.

Между тем, в истекшем сезоне
  театры Львова не ноказали ни одного
  хогошего спектакля на современную
тему. Теа:р миниатюр (рекламируе-

мый в этом декаднике) усиленно на-

саждал безидейную пошлятину, пло-
хо работала летом филармония.
  pevsesnetne, что коренная перестрой-
  должна наступить и в самих те-
  атрах, и в отделе искусств, и сказать
об этом был обязан и «Театральный
Львов».

Однако наибольшую тревогу вызы-
‘вает то обстоятельство, что неверная
: позиция ответственного редактора де-

кадника П. Сахно в значительной ме-
ре отражает общую атмосферу благо-
душия, наряшую еше во львовской
театральной среде.

За рубежом

Концерт советских артистов в
Хельсинки

В Шведском театре в. Хельсивки
состоялось несколько концертов на-
ходивиихся в Финляндии
сслистки Государственного ордена
Ленина Академического Большого
театра Союза ССР Веры’ Давыдовой
и солиста Московской. государствен-
ной филармонии пианиста Мержан>-
ва.

На первом концерте присутствова-
ли президент республики Паасикиви,
члены правительства, депутаты сей-
ма, представители науки и искусства,
литературы, динломатический кор-
пус, посланник СССР в Финляндии
т. Абрамов, ответственные сотрудни-
ки СКК и др.

Концерт прошел с -болыним успе-
хом. Финская печать ° подчеркивает
высокий уровень искусства B CCCP.

Успех фильма «Клятва» в Италии

На-днях по инициативе Итальянс-
кого общества культурной связи с

проездом:

СССР в здании ‘крупнейшего музы-
‚ кального театра в Милане состоял-
ся просмотр советского фильма
«Клятва», на котором присутствова-
ло свыше 3.000 представителей мест-
вых властей, политических партий,
художественных и научных кругов,
профсоюзов. и т. д.

Фильм имел огромный успех и со-
провождалсея многократными аплоди-
  сментами зрителей.

Не меньший успех имела демонст-
рация фильма «Клятва» во Флорен-
ции, также организованная по иници-
ативе Общества культурной связи с
; СССР. На просмотре присутствовала
  более двух тысяч зрителей.

i

i

i

Выступление советских мастеров
искусств в Берлине

В здании оперы в Берлине состо-
ялся концерт советского государст-
венного квартета им. Бетховена.

Были исполнены первый квартет
Чайковского, второй квартет Шоста-
ковича и седьмой квартет Бетховена.
Концерт прошел.с большим успехом.

Еф eee

ПИСЬМО В

30 сентября ©. г. на общегородском
собрании актива работников москоз-
ских театров, драматургов и криги-
ков от Театра им. Вахтангова высту-
пил тов. Горюнов, который пытался
оправдать допущенные в практике на-
шего театра серьезные репертуарные
н идеологические ошибки, заслужиза-
ющие самой суровой большевистской
критики.

Руководство, художественно: - рз-
жиссёрская коллегия, партийное бюро

РЕДАКЦИЮ

; театра осуждают выступление TOS.
Горюнова, как ошибочное и несоот-

x Е
ОЕ единодушно принятым

на открытом ‘партийном собрании ре-
шениям, мобилизующим весь коллек-

‘тив театра на быстрейшее выполне-
  Hue постановления Центрального Ко-
  митета ВКП(б) от 26 августа с. г.

Дирекция, художественно-режис-
серская коллегия, партийное бю-
ро Театра им. Е. Вахтангова. —

Редакционная коллегия:

Б. МОЧАЛИН (отв. релактор), А. ГЕРАСИМОВ, С, ГЕРАСИМОВ,

Ю. ЗАВАЛСКИЙ, АД.

КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

на составление эскизного проекта

Вторая премия —
Третья премия —

СРОЧНЫЕ (на срок не менее 6

ности его хранения в сберкассе.

часовни новонизивяраннася вау,

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРНО-ПРООСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕ-
НИЙ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ ЭСТОНСКОЙ ССР

ОБ ЯВЛЯЕТ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС

получает доход в размере 5%/, годовых;
ВЫИГРЫШНЫЕ, по которым доход выплачивается вкладчикам в
виде выигрышей; разыгрываемых на тиражах два раза в год.

В каждом тираже из 1000 вкладчиков выигрывают 25 вкладчи-
ков. Сумма выигрыша зависит от величины вклада и продолжитель-

Вносите вклады в сберегательные кассы!

ERSRNESRE BASSAS SRERSEUEESRSESSR SSSR EE ASEE ENS eR EERE EEE RERERESERSEBEeRY

здания Государственной Публичной

библиотеки Эстонской ССР в гор. Таллике:
Срок представления нроектов на конкуре—20 ноября 1946 г.
Лузшие проекты будут премированы в следующих размерах:
Первая премия — 15.000 рублей

12.000 >
8000 >

Программу конкурса можно получить в Государетвевной Публичной
библиотеке по адресу: Таллин, Томиза лоссь с 9.00—17.00 час. 1

СЯ

СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ

ПРИНИМАЮТ ВКЛАЛЫ:

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ, по которым
размере 39/ь годовых;

вкладчик получает доход в

месяцев), по котсрым вкладчик

архитектуры, кино, эстрады я цирка, иностранный и информации—К 5-45-12; издательство — К 1-48-98. {ill
м eee eer oe) MARSTORRCIOG Se Lee ae

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича. 7.

Зак. № 2406,