Работники искусств
обсуждают постановления ЦК ВКП(б)

В

-Об’елиненное собрание парторгани-
заций Министерства кинематографии
УССР и трех киностудий—художе-
ственной, кинохроники и учебных
фильмов — обсудило постановление
ЦК ВКП(б) с кинофильме «Большая
жизнь». :

Выступивший с докладом заведу-
юшщий отделом культуры Управления
пропаганды и агитации ИК КП(б)У
т. Золотоверхий указал на крупные
недостатки в работе украинских KH-
ноорганизаций. 5

Постановление ЦК ВКП(б) полно-
стью относится и к работе Министер-
ства кинематографии УССР, выпу-
стившего на экраны такой фальши-
вый, ошибочный, националистический
фильм, как «Украинские мелодии»
(реж. И. Земгано ин И. Игнатович,
авторы плана фильма Е. Номещиков
и Л. Дмитерко).

В этом фильме замечательные до-
стижения сельского хозяйства и
культуры Советской Украины подме-
нены примитивным изображением ху-
торского села. Только националь-
ная ограниченность, незнание нашей
колхозной деревни, непонимание пат-
риотических чувств народа могли при-
вести авторов к созданию такой кар-
тины,

Не зная истории борьбы поль-
ского народа с немецко-фашистскими
поработителями, авторы фильма «Зиг-
мунд Колосовский» (реж. С. Навроц-
кий иБ. Дмоховский, сценарист
И. Луковской) неверно показали ос-
вободительную борьбу польских пат-
риотов, партизанскую борьбу с немец-
кими захватчиками.

Киеве

Уже после того как начали с’емку
картины, было обнаружено, что сце-

нарий фильма «Родина капитанов»
украинского писателя Ю. Мартича
низкопробен и безидеен. По тем же
причинам был снят с производства
сценарий «Ефрейторская слава».

Сценарный портфель студии полон
произведениями на темы давно MH-
нувших времен, Готовились к с‘емкам
такие картины, как «Ярослав Муд-
рый» И. Кочерги, «Довбуш» Л. Дми-
терко, «Черна рада» (по П. Кули-
wy) Ал. Копыленко, «Хозяин» (по
Тобилевичу) С. Голованивского и др.
Хороших сценариев о жизни Совет-
ской Украины на студии нет.

В настоящее время в производстве
находятся всего два фильма. Это ко-
медия «Центр нападения» (реж.
С. Деревянский и И. Земгано, авто-
ры сценария Е. Помещиков и Б. Лас-
кин), посвященная развитию футболь-
ного спорта, и фильм «Подвиг остал-
ся неизвестным» (авторы сценария
М. Блейман, К. Исаев и М. Макляр-
ский, реж. Б. Барнет)—о работе сэ-
ветских разведчиков.

Ошибки и крупные недостатки в
работе Министерства кинематографии
УССР имели место потому, что на
киностудиях отсутствовала настоя-
щая большевистская критика, про-
цветало ненужное и ничем не оправ-
данное восхваление принимаемой про-
дукции.

Участники партсобрания подвергли
резкой критике работу министерства,
студий и отдельных руководителей
украинской кинематографии.

КИЕВ. (Наш корр.).

В Харькове

На-длнях в Театре оперы и балета
вм. Лысенко состоялось собрание ин-
теллигенции Харькова, посвященное
обсуждению постановлений ЦК
ВКП(б) по вопросам литературы и
искусства, доклада товарища Жда-
нова, а также постановления ЦК
КЛ(б)У о буржуазно-националисти-
ческих извращениях в «Очерке исто-
рии украинской литературы».

С докладом выступил секретарь
Обкома КП(б)У по пропаганде А. Ру-
мянцев.

Докладчик отметил серьезные сры-
вы в идеологической работе, имевшие
место в Харькове. Харьковский писа-
тель А. Хазин, напечатавший в жур-
нале «Ленинград» клеветническую па-
родию на Ленинград и его прекрас-
ных людей — «Возвращение Онеги-
на», подвизался в Театре эстрады и
миниатюр (директор тов. Аврашов).
Хазин наводнял эстраду порочными и
пошлыми сценками и скетчами.

При попустительстве и содействки
художественного руководства этого
театра на его сцене появились такие
«перлы» Хазина, как «Мелочи жизни»
(соавтор А. Светлов) и «С новым
счастьем» (соавторы А. Светлов #
П. Резников), являющиеся худшими
образцами зубоскальства и пошляти-
ны.

Грубую ошибку допустила местная
газета «Социалистическая Харьков-
шина», напечатавшая 10 августа клё-
‘ветническую одноактную пьесу Ив.
Плахтина «Приходите на свадьбу».

Театр им. Шевченко, поставил в
прошлом сезоне только две советские
пьесы.

На снене Русского драматическо-
го театра шли пьесы пошлые, без-
идейные,

В Театре им.

Поставленные белорусским театром
им. Янки Купала советские пьесыы-—
<Заложники» Кучера, «Мнимый че-
ловек» Крапивы и «Дремучее серд-
на» Липатова — не принесли cepb-

`езного успеха. Воспитательное зна-
чение этих спектаклей крайне неве-
лико.

Наш театр, собравший в прошлом
вокруг себя сильную группу писате-
лей в лице Крапивы, Черного, Бяду-
saa, Самуйленка, Романовича, Миро-
вича, после войны потерял живую
связь с белорусскими драматургами.

Необходимо, однако, отметить И
инертность секвии драматургов Со-
юза писателей БОСР: за последние
полтора года на рассмотрение теат-
ра не поступило ни одной полноцен-
вой льесы на советскую тему. Е

На собраниях, состоявшихся в те-
атре в связи с постановлениями ИК

516) о литературе и искусстве,
рческий коллектив подверг рез-

Вредная тенденция аполитичности
и безидейности сказывается и на ре-
пертуаре Театра оперы и балета им,
Лысенко. Театр ничего не сделал для
того, чтобы обогатить репертуар со-

временной советской оперой, насы-
щенной большим идейным содержа-
нием.

Руководители харьковских драма-
тических театров совершенно вытес-
нили из репертуара лучшие образцы
русской и мировой классической дра-
матургии.

Как ни странно, в. театрах. Харько-
ва не идут пьесы Горького, Шекспи-
ра, Гоголя, Грибоедова.

В большюм долгу перед народом и
харьковские композиторы. Из 23 чле-
нов союза творческой работой заки-
маются несколько человек. Десятн-
летним молчанием отмечено «творче-
ство» В. Барабашова. Из-под пера
старейшего члена союза М. Тица не
вышло ни одного яркого, полноцен-
ного в идейно-художественном отно-
шении произведения, А. Шац увле-
кается сочинением пустых, развлека-

удачи харьковских работников лите-
ратуры и искусства об’ясняются е-
удовлетворительной — идейно-полити-
ческой работой, ослаблением Map<-
систско-ленинской учебы в учрежде-
ниях искусств и творческих союзах.

По докладу А. Румянцева развер-
нулись оживленные прения. Высту-
павшие вскрывали ошибки и извраще-
ния в работе театров и творческих
союзов и намечали конкретные пути
выполнения решений ЦК ВКП(б) и
UK KII(6}¥.

ХАРЬКОВ. (Наш корр.).

ee

Янки Купала

кой критике идейные ошибки в ра-
боте театра и наметил ряд меропри-
ятий, призванных обеспечить углуб-
ление идейного содержания наших
спектаклей.

7 ноября театр покажет премьеру
пьесы Лавренева «За тех, кто в мо-
‘ре!» в переводе К. Крапивы. Театр
работает с молодым автором Мов-
зоном над пьесой о великом сыне
белорусского народа партизане-ге-
рое Константине Заслонове. Пьеса
эта будет поставлена до конца года.
Параллельно с этими пьесами теагр
предполагает поставить новые про-
изведения Корнейчука и Леонова.
Постановки советских пьес будут по-
ручены лучшим режиссерам театра
и осуществлены основными. актер-
скими силами.

Лез ЛИТВИНОВ,

главный режиссер, заслуженный
деятель искусств

тельных песенок.
Грубые творческие ошибки и не

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Творческая трибуна

Советское искусство — особенное
искусство. Если мы присмотримся к
нашей действительности; то увидим
новые черты во всех явлениях, окру-
жающих нас. Где бы то ни было, —в
заводском цехе, на колхозном полз,
B кабинете ученого, везде
новое настойчиво диктует свои зако-
ны, смело врывается в жизнь, беспо-
щадно ломает на своем пути устарев-
шие нормы и понятия.

Двадцать девять лет пестовала
партия советское искусство. В посто-
янной борьбе с чуждой нам буржуаз-
ной идеологией прошли вс® эти годы.
Сколько было завоевано’ великолеп-
ных богатств! День ото дня кропотли-
во, настойчиво велась в советском
театре борьба за новое в искусстве.
Драгоценные находки советских мЗ-
стеров театра незримой эстафетой ие-
редавались от спектакля к спектак-
лю, от режиссера к режиссеру, от ак-
тера к актеру. Новое всегда толкало
вперед театральную мысль, вступало
в конфликт CO старой, отжившей
идеологией и всегда побеждало.

Жизнь властно диктует театру но-
вые темы. Театр не хочет и не может
отставать от жизни. М поэтому ре-
жиссер мечтает о сегодняшней пьесе,
по ней тоскуют актеры от самого
прославленного деятеля сцены, до са-
мого юного.

Иногда бывает и так: драматург
написал пьесу и сдал ее в театр, пье-
са принята к постановке. Принята она
не без колебаний, многое в ней не по-
нравилось. Но все же это пьеса о се-
годняшних людях. Это влечет, вол-
нует актера. Без современной темы
театр застывает на месте. А самое
главное современной пьесы настой-
чиво требует зритель.

И вот начинаются репетиции несо-
вершенной пьесы. Актеры с жад-
ностью набрасываются на совсем еще
сырой материал, стараются преодо-
леть недостатки принятой драмы или
комедии. Они на всяческие лады про-
буют материал, но «что-то`не клеит-
ся». Актера начинают подводить схе-
матичность пьесы, несовершенство
ее драматургической формы, безжиз-
ненность и сухость образов пьесы. Те-
атр начинает менять исполнителей, но
результаты остаются все те же. Что
же случилось? Театр не заметил,
пропустил, наконец, простил автору
серьезные погрешности, а теперь, в
разгаре работы, иногда даже к кон-
цу ее, заметил ошибочность своего
увлечения и начинает это осознавать.
Театру приходится расплачиваться за
отсутствие взыскательности очень до-
регой ценой.

Так случилось, например, со спек-
таклем «Самолет опаздывает на сут-

ки» в филиале Малого театра. Не-
смотря на все усилия труппы, этот
спектакль не смог взволновать зри-

телей, его единственным «достоинст-,

вом» явилось то, что актеры и режис-
серы сделали для себя необходимые

выволы` для дальнейшей работы над

советской пьесой.
Драматург должен сдать в театр
доброкачественное, художественно
законченное произведение, лишь тог-
да возможна плодотворная работа
актерского коллектива над пьесой,

ибо бывают такие пороки и недостат-

ки пьесы. которые непреодолимы при
самой тщательной и любовной рабо-

те театра.

более взыскательно, более

Вывод из сказанного простой: надо
осмотрн-
тельно подходить к оценке пье®,
Пьесы с браком, с H3’AHOM He должны
приниматься в театр, даже если это
пьесы на самую животрепещущую те-
му. С новым, обостренным чув
ством ответственности мы должны
рассматривать каждую вновь посту-
пающую в театр пьесу. Требователь-
ность, принципиальность театра новы-
сят чувство ответственности у самих
авторов. :

Издавна существует дружба между
театрами и драматургами. Это всегда
была хорошая, крепкая дружба ЛЮДЕЙ
советского театра. Она развивалась
все годы становления советской дра-
матургии, и мы, актеры, сознавали
всю высокую ответственность, Ло
жившуюся на нас в борьбе за созда-
ние нового театра социалистического
общества. Мы боролись за укрепление
советского театра вместе с драматур-
гами, мы развивались художественно
и идейно на материале современных,
советских пьес. :

Только в создании полноценного
советского спектакля видим мы сей-
час смысл нашего творчества. Мы не
можем успокоиться до тех пор, пока
будут оставаться зияющие пробелы в
нашем репертуаре, пока He будет на
нашей сцене высокоидейных спектак-
лей на’ современные темы.

Внутренний актерский «барометр»
верно фиксирует правду чувств и за-
кономерность поступков героев” про-
изведения и чутко реагирует на сте-
пень совершенства драмы: От этих
моментов зависит творческое самочув-
ствие актеров как во все время репе-
тициоиной работы над ролью, таки
на спектакле. На сцене Малого теат-
ра около шестисот раз с. большим
под’емом прошел спектакль «Любовь
Яровая». Все это время ньеса вооду-
шевляла, творчески радовала актеров.

Я могу привести пример и из своей
‘практики. Около пятнадцати лет тому
назад я играл роль инженера Маргу-
лиеса в пьесе Валентина Катаева
«Время, вперед!», но до сих пор этот
образ хранит моя благодарная актер-
ская память. Я часто мысленно BO3-
вращаюсь к этой роли. Необыкновен-
ная чистота и цельность натуры, ак-
тивное отношение к жизни,  созида-
тельная целеустремленность Маргу-
лиеса—все эти черты образа имнони-
ровали мне как актеру. Верно схва-
ченные автором черты современного
человека делали образ Маргулиеса
живым, привлекательным, волновав-
шим меня как исполнителя на каж-
дом спектакле.

Премьера подводит черту только
под первоначальным периодом рабо-
ты. Спектакли — это уже новый
этап овладения ролью, этап, не менее
ответственный и интересный, нежели
репетиционный. Интенсивная и углуб-
  ленная работа над “овершенствовани-
ем роли продолжается в присут-
ствии зрителя. Если идея пьесы рас-
крыта автором поверхностно, если не-
совершенна ее драматургическая фэр-
Ma, если образы схематичны и найде-
ны автором «на дне чернильницы», а
не вырваны из самой жизни, если ре-
  чевая ткань шаблонна, трафаретна,
штампованна, то роль на спектаклях
‘начинает затягиваться паутиной без-
‘различия и творческой инертностя.
Она не радует актера и творчески его

ПЬЕСА И АКТЕР

: не волнует, она не растет на спектак-
лях. Внутренний актерский «баро-
метр» реагирует на это резким сниже-

нием интереса к роли и к представл®-  налах «Звезда» и «Ленинград»,

ниям данной пьесы, реагирует твор-
ческим холодом. Как правило, про-

цесс донашивания и дорабатывания мерах по его

НА СОБРАНИИ

МОСКОВСКИХ

ТЕАТРАЛЬНЫХ КРИТИКОВ

В течение трех вечеров происходи-
ло собрание московских театральных
критиков, посвященное обсуждению
постановлений ЦК ВКП(б) «О жур-
«0
репертуаре драматических театроз и
улучшению», «О кияно-

роли в этом случае становится без- фильме «Большая жизнь» и доклада

радостным. Естественно, что этот Ре-   товарища
месленно - професвиональный холод,

передается и в зрительный зал, кото-
рый, в свою очередь, отвечает актеру

Жданова. о журналах
«Звезда» и «Ленинград».

Докладчик профессор М. Григорь-

равнодушием и холодом. Такой спек- ‘ев и все выступавшие отмечали ис

такль, такая пьеса не долговечны.

И наоборот. Если глубока мысль
произведения, если совершенна его
 драматургическая форма, актер надол-

ключительное значение постановле-
ний ЦК ВКП(б) и доклада товари-
ша Жданова как программы  даль-

го попадает в радостный и счастли-   нейшего развития советского искус-
вый плен таланта автора. Он бывает   ства.

благодарен ему за творческую ря-
дость и с нетерпением ждет следую-
  щей встречи с этим драматургом. Ак-

В прениях указывалось на серьез-

нейшие недостатки в работе теат-

тер будет от спектакля к спектаклю   ральных критиков.

совершенствоваться в ‘своей роли, ибо
роль ежевечерне будет

— Одна из наших бед, — говорил

нитать его J. Малюгин, — в том, что мы очень

творчество. Такая пьеса будет долго
р Е мало работаем. Критики редко выска-

ЖИТЬ на сцене.
Вынашивая новые пьесы, помните,
товарищи драматурги, о своих искрен-

зываются в печати. Основным нашим
жанром стала рецензия. Я не хочу

них друзьях — актерах, которые при-   умалять значения рецензий, но удо-
званы быть непосредственными Про-  влетворяться ими нельзя. ибо рецен-

водниками к зрителю идей и мыслей
драмы.

Хочется особо остановиться на вэп-
росах комедийного жанра. Не слу-
чайно в числе льес, на поверку ока-
завшихся порочными, пошлыми, без-
идейными, большое место занимают
комедии. Любой жанр имеет пра-
во на внимание в советском теат-

зия не может заменить серьезную
критическую статью, содержание ко-
торой шире отзыва © том илн ином
спектакле, о данной пьесе. У нас
очень мало написано книг по вопро-
сам современного театра и драмы. Из-
за молчания профессиональных кри-

ре, а тем более такой прекрасвый   тиков на страницах прессы ноявля-
: жанр, как комедия. Но не может со-   ются порой самые неожиданные име-
греть, увлечь взыскательного хулЖ-   на под статьями критического харак-

ника комедия, в которой нет мысля,

комедия бесстрастная и равнодушная тера.

к запросам народа. Она скучна, даже
если и очень смешна!

Для советского театра ведь важис   спектаклях

не только то веселсз настроение, кт
  торое охватит зрителя на спектакле,
 а еще и те мысли, чувства, настрое-
ния, которые появятся у зрителей

после просмотра комедии. Надо про- «Бранденбургских

тестовать против комедии, как жанра

Многие
избегают

театральные критикя
высказываться о пьесах и

на современные совет-
ские темы. Выступая на собрании,
В. Голубов привел пример, когда на
предложение написать статью о
воротах» критик
Бояджиев отвечал: «Я лучше напишу

только развлекательного, бездумного, об «Электре». — Многие неудачные,

облегченного, простоватенького.

Товарищ Жданов в недавнем своем
докладе сказал: «Некоторые писате-

ли в оправдание своего отставания CT

больших современных советских тем
говорят, что настала пора, когда на-
роду надо дать пустоватую развлека-
тельную литературу, когда с идейно-
стью произведений можно не считать-
ся. Это глубоко неверное представле-
 ние о нашем народе, его запросах,
интересах». Социальная ясность, серь-
езность, идейность—вот те элементы,
которые всегда были свойственны

: ликие традиции жанра комедии.

Несомненно, роли в комедиях часто
бывают выигрышные, эффектные, но

желание сыграть «доходчивую» Ро\Ь   ликованных в

ни в коем случае не должно подчи-
нить себе вкус советского художника.
Самые шумные взрывы смеха в зря-
тельном зале ни в коем случае Ne
должны заглушать его требователь-
ность и взыскательность к творчеству
драматурга и к сРоему искусству.

С. МЕЖИНСКИЙ.

Е Е Е сист

В Музее архитектуры Всероссийской академ

тета осматривают модель бывшего

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ
АРХИТЕКТУРНОЙ НАУКИ

Президиум Академии архитектуры

‘CCCP посвятил в последнее время
ряд своих заседаний обсуждению
первоочередных задач архитектур“
ной науки.

В результате этого обсуждения из
весьма обширного пятилетнего плана
Академии были отобраны темы, ко-
торым в ближайшие годы (1946—-
1947) должно быть уделено особое
внимание.

Среди них видное место занимают
темы, связанные с созданием теории
советской архитектуры. Надо прямо
сказать, Что систематизированной и
научно обоснованной теории архи-
тектуры мы до сих пор не имеем.
Академии архитектуры за 12 лет суг
ществования удалось разработать и
опубликовать ряд теоретических
трактатов по вопросам архитектур-
ной композиции, перевести несколь-
ко классических трудов, положить
начало изданию исследований, по-
свяшенных отдельным произведени-
ям советской архитектуры, теории
гралостроительства и т. д. Немало-
важное значение для создания тео-
рин советской архитектуры — имеют
также монографические исследова-
ния отдельных памятников классиче-
ской русской архитектуры и пред-
принятое нами издание истории тео-
ретических учений в области зодче-
ства,

Говоря архитектурным языком, мы
созлали детали, фрагменты, но са-
мого здания не построили. Мы разра-
ботали предпосылки для создания
марксистской архитектурной теории,
но теории этой еще нет. Не прихо-
дится доказывать, какой это огром-
ный пробел в нашей работе. Он. от-
рицательно сказывается на всей
нашей архитектурно-творческой прак-
тике,

За последние четверть века в Мо-
скве, Ленинграде, Тбилиси и в дру-
гих городах созданы здания, кото-
зые убедительно говорят о достиже-
ниях советского зодчества. Однако
наряду с этими ценными произведе-
ниями мы построили и в Москве, и
на периферии немало домов низкого
художественного качества. Отсутст-

вие теории советской архитектуры и
связанная с этим невозможность во-
оружить архитектора (создателя до-
ма или целого ансамбля) правиль-
ным пониманием стоящих перед ним
задач играли здесь далеко не по-
следнюю роль.

Не менее стрицательно сказалось
это обстоятельство и на развитии
нашей архитектурной науки. ApxH-
тектура, как искусство существо-
вала еще Ha заре человеческой
культуры, причем весь путь ее раз-
вития характеризовался той органн-
чески присущей ей особенностью,
что она никогда не была только ис-
KYCCTBOM, что в ней синтетически
об’единились художественное  твор-
чество и техника,

Приходится, однако,  констатиро-
вать, что, несмотря. на это многове-
ковое существование архитектуры
как искусства, несмотря на ее тес-
нейшую связь с наукой, мы и к на-
стоящему времени не имеем подлин-
ной архитектурной науки. Двенад-
цать лет назад в Советском Союзе,
впервые в истории мирового зодче-
ства, был организован специальный
центр для разработки научных  про-
блем в области архитектуры — Ака-
демия архитектуры СССР. Об’едине-
ние и систематизация разрозненных
архитектурных знаний, обобщение
их на базе подлинного научного ми-
росозерцания марксизма-ленинизма и
дальнейшая углубленная разработка
архитектурных проблем в теснейшей
их связи с архитектурно-строитель-
ной практикой — таковы основные
задачи, которые были поставлены
перед Академией архитектуры в мо-
мент ее создания. Задачи эти, одна-

ко, как мы уже говорили, еще не
решены.
Причина этого отставания кроется

не только в молодости Академии ар-
хитектуры, но главным образом в том,
что мы до сих пор не смогли исполь-
зовать все наши научные силы и ре-
альные возможности для решения
этих первоочередных задач.

В самом деле, что могло служить
об’ективным препятствием для созда-

ния передовой, отвечающей нашей
современности теории архитектуры?
Мы имеем уже опыт творческой дея-
тельности, накопленный за годы со-
ветской власти. Мы вооружены са-
мым передовым, самым прогрессив-
ным методом научного мышления —
учением Маркса—Энгельса—Ленина
— Сталина. Мы располагаем, нако-
нен, ценнейшими указаниями вели-
кого Сталина, высказанными им, в
частности, при обсуждении генераль-
ного плана реконструкции Москвы.
Указания эти, затрагивающие целый
комплекс важнейших вопросов, свя-
занных с поисками образа отдельного
здания и целого ансамбля, с прин-
ципами построения наших городов,
характером — застройки городских
улиц, с вопросами озеленения итд..,
являются надежной основой для те-
оретического обобщения опыта   ар-
хитектурного и градостроительного
творчества в Советской стране.

СССР включил в число первоочеред-
ных научных тем такие темы, как
«Принципы социалистического реализ-
ма в советской архитектуре», «Архи-
тектурно-художественные проблемы
градостроительства», «Советская ар-
хитектура и архитектурное наследие
прошлых эпох» и т. д. :

Приходится, однако, признать, что
за эту работу, за подведение подлин-
ной теоретической базы под архитек-
турную деятельность Академия взя-
лась с несомненным опозданием.

я

За последнее время большое ра-
спространение получило совершенно
неправильное мнение о том, что от-
ставание в разработке проблем архи-
тектурной теории связано`с чрезмер-
ным увлечением проблемами истории
зодчества,

Неправильность и даже порочность
этого мнения совершенно очевидна.
Прежде всего, и в области нсторин
архитектуры у нас до настоящего
времени наблюдается весьма значи-
тельное отставание. Достаточно
вспомнить, что мы до сих пор не

имеем ни одного солидного, научно
обоснованного труда но истории рус-
ской национальной архитектуры, HH
одного систематизированного труда
по истории зодчества народов брат-
ских республик, ни одного серьезно-
го труда по истории советской архи-
тектуры, чтобы стало ясным, что и в
этой области не может быть места
для самоуспокоенности.

В связи с этим президнум Акаде-
мии в число ее первоочередных ра-
бот на 1946—1947 годы включил ряд
тем по истории русской архитекту-
ры, истории национального зодчест-
ва братских республик и всеобщей
истории архитектуры.

Несколько лет назад Академия
приступила к составлению и изда-
нию капитального пятитомного тру-
да — «Всеобщая история архитекту-
ры». Первый том этого — издания
(«Древний Восток») вышел из печа-
ти, получил одобрение прессы и ар-
хитектурной общественности. В на-
стоящее время подготавливается пе-
реиздание этого тома. Второй том
(«Античный период Гредии и Рима»)
находится в печати, третий. том
(«Средневековье») подготовлен к нпе-
чати. Эта первая марксистская исто-
рия всеобщей архитектуры явится
ценным вкладом в мировую архитек-
турную литературу.

В ряду первоочередных работ
Академии архитектуры — составле-
ние ‘многотомной «Истории русской
архитектуры». Имеющиеся в этой
ласти труды сейчас сильно устаре-
ли. Неотложная необходимость в из-
дании такого труда совершенно оче-
видна. И не только потому, что каж-
дый ‘культурный человек стремится
знать историю культуры и искусства
своего народа, но и потому, что речь
идет о большом искусстве, о заме-
чательных памятниках мирового зна-
чения, построенных русскими зодчи-
ми. В течение ряда лет Академия ар-
хитектуры ведет работы по обмерам
и фиксации памятников русского
зодчества, по их экспедиционному
обследованию, по изучевнню и попу-
ляризации лучших произведений рус-
ской архитектуры. Результаты э%их
работ дают возможность Академии
ускоренным порядком создать систе-
матизированный труд по истории
русской архитектуры. К участию 8
этом издании привлекается большой

ни художеств (Ленинград). Студенты архитектурного факуль-
Александринского театра работы Карло Росси.

авторский коллектив в составе ра-
ботников Института истории и тео-
рии архитектуры, а также ряда вы-
‘ сококвалифицированных работников
в области русской истории, археоло-
гии, искусствоведения и т. д.

Не меньшее значение будут иметь
исследования отдельных исторических
‘проблем и памятников архитектуры
братских республик. Результаты этой
работы. будут опубликованы в одном
из томов «Всеобщей истории архитек-
туры» и в отдельных монографиях.

Наконец, в нлан первоочередных
работ Академии включено издание
сборника по истории советской архи-
тектуры. В него войдут документаль-
ные материалы, связанные с важней-
шими событиями в истории советской
архитектуры, важнейшие правитель-
ственные постановления и высказыва-
ния руководителей партии и прави-
тельства по вопросам советской архи-
тектуры и т. д.

=

Широко развернувшаяся деятель-
ность по восстановлению разрушен-
ных немецкими захватчиками городов
и поселков нашей страны придает
особую значимость и остроту зада-
че научного обоснования принципов
советского градостронтельства.

В 1946 году Академия выпустила
в свет большую работу по градо-
строительству, а также  посвящен-
ный градостроительству второй том
«Справочника архитектора», содер-
жащий много практических указаний
и сведений. 3

Важнейшей темой в области градо-
строительства, намеченной к разра-
ботке в ближайшие один-два года и
взятой под особое наблюдение прз-
зилиума Академии архитектуры, яв-
ляется тема — «Основные принципы
советского градостроительства». Речь
идет о капитальном труде, обобщаю-
mem богатейшую практику созетско-
го градостроительства и создающем
на основе этого обобщения ценные
предпосылки теоретического поряд-
ка и практические рекомендации ар-
хнтектору-градостроителю.

В тесной связи с этой темой нахо-
дятся и темы проектирования обне-
ственных сооружений и жилых зда-
ний. В предшествующие голы Ака-
демия провела значительную работу

nn i enn ee ae ein nena Se,

значительным комедиям. В этом ве-   ных критиков

`порочные пьесы, — говорит т. Голу-
бов, — не получили должной, резкой
оценки в печати лишь потому, что
критики полагали, будто ниже их до-
стоинства высказываться об этих про-
изведениях. В результате, такие
пьесы, как «Вынужденная посадка»,
«День рождения» и нодобные им
комедии, получили в театрах широ-
кое распространение.

В деятельности многих театраль-
отсутствовала боль-
шевистская принципиальность. На
обсуждениях, которые устраивались
в ВТО, и в целом ряде статей, опуб-
различных газетах,
многие критики необоснованно зах-
валивали посредственные, а порой и
вредные пьесы и спектакли.

Низкий идейно-теоретический уро-
вень характерен для многих выступ-
лений театральных критиков.

Пренебрежение к вопросам теории,

: нелюбовь к серьезному анализу выра-
 зились, как отмечалось на совеща-

нии, и в том, что немногочисленные

KHATH по вопросам театра, которые
вышли после войны, как, например,
книги тт. Алперса и Бояджиева, 06-
суждению ‘в печати не подвергались.
Между тем, как правильно указывали
выступившие на совещания, в этих
книгах есть значительные недостатки,
Tax, в книге Г. Бояджиева «Теат-
ральность и правда», по мнению проф,
М. Григорьева, вопросы идейности
искусства уступили место вопросам
узко-профессионального и эстетиче-
ского порядка.

Многие ораторы касались вопросов
подготовки молодых критиков. Отме-

чалось явно недостаточное количест-

во критиков-профессисналов, что за-
ставляет обратить особое внимание на
воспитание молодых театроведов. А.
Мацкин отметил отсутствие  полно-
ценного учебника по истории совет-
ского театра. Единственный учебник,

изданный еще в 1933 году, содержит

ряд неверных и вредных положений.

На собрании резко критиковали ра-
боту кабинетов ВТО. Резолюция
отмечает неудовлетворительную деёя-
тельность кабинета советской дра-
матургии (Е. Сурков и И. Альтман),
некритическое отношение к современ“

ной западной драматургии со сторо-`

ны кабинета Шекспира (М. Моро-
зов), ошибки кабинета национальных
театров (Г. Гоян).

Различным вопросам театральной
критики посвятили свои выступления
М. Гус, Л. Боровой, И. Чичероъь
В. Млечин, Н. Оттен, Б. Алпере.

Собрание, отмечая отсутствие
представителя Комитета по делам
искусств, расценило этот Факт, как
свидетельство недооценки Комите-
том роли критики в жизни советско-
го театра.

В резолюции собрания стмечают-
ся недостатки газеты  «Совет-
ское искусство», журнала «Театр» и
театральных отделов центральных га-
зет и  осуждается позиция Ли-
тературно - критических журналов
(«Октябрь», «Новый мир», «Знамя>)},
как правило, игнорирующих вопросы
театра и драматургии. Указывается,
что издающийся при ВТО альманах
не уделяет должного внимания вопро-
сам современной драматургии и совет-
ского театра.

«Собрание критиков, — говорится
в резолюции, — считает необхоли-
мым решительно перестроить pa-
боту Об’единения театральных крити-
ков, неустанно повышать идейно-по-
литический уровень критики, полно-
joe преодолеть аполитичность, пас-
сизный академизм и эстетство. Пар-
тия и народ ждут от советского теа-
тра произведений, достойных великой
сталинской эпохи. В решении эти’
крупнейших задач театру должна по-
  мочь критика политически зрелая и
; квалифинироваиная, критика, для ко-
  торой дороже всего правда жизни и
  прерышше всего интересы народа».

Встречи с драматургами

Московские театры проводят
встречи с драматургами, на которых
обсуждается подготовка новых сов-
ременных советских пьес.

Состоялась встреча ведущих ма-
стеров МХАТ СССР им. Горького с
группой драматургов. В беседе при-
няли участие: В. Качалов, М. Кед-
ров, А. Тарасова, К. Еланская, В. Виш-
невский, Н. Вирта,

ги др.

И. Сельвинский

На встрече в Театре им. Ермоловой
художественный руководитель теат-
ра А. Лобанов ознакомил собравших-
ся драматургов с творческими плана-
:ми театра. Драматурги М. Светлов,
ТИ. Шток, А. в, А. Суров, А.

Галич и др. рассказали артистам те-
гатра о планах пьес, которые они пи.
шут сейчас для Театра им. Ермоло:
БОЙ.

nr

„Слово предоставляется зрителю“

14 октября открывается Дом акте-

ра ВТО. В день открытия состоится

встреча артистов московских театров
со зрителями. На вечере, которыч
называется «Слово предоставляется

зрителю», выступят акад. А. Абрико-‹
им.

сов, директор  Автозавода
Сталина И. Лихачев,

Советского Союза А. Покрышкин,
Герой Советского Союза П. Вершиго-

по установлению принципов и норм
проектирования советского жилья и
советских общественных зданий
(школ, театров, клубов, кино ит. д.).
На основе этих принципиальных по-
ложений — научно-исследовательские
` учреждения Академии разработали
ряд образцовых проектов, многие из
которых утверждены, как типовые, и
широко применяются в нашем строи-
тельстве.

Дальнейшие исследования в этой об-
ласти должны привести к определе-
нию наиболее совершенных в функци-
ональном ‘и художественном отноше-
нии типов и проектов общественных
и жилых зданий. Особо при этом бу-
дут учитываться требования макси-
мальной индустриализации CTDOH-
тельства и условия проектирования и
строительства жилых зданий в раз-
личных районах нашей страны. Ака-
демия, в частности, включает в план
своих первоочередных работ тему —
«Архитектурно-строительная клима-
тология». Речь идет о правильном
ведении строительства в различных
климатических зонах СССР, об из-
готовлении карты зон с определени-
ем для каждой зоны основных норм
проектирования и строительства жи-
лиш.

+
=

Закон о пятилетнем плане восста-
новления и развития народного хо-
зяйства нашей страны уделяет про-
блеме индустриализации строитель-
ства исключительное внимание и
специально подчеркивает необходи-
мость «создать массовое фабрично-
заводское изготовление жилых до-
MOB».

Вопросами индустриализации стро-
ительства Академия архитектуры за-
нималась и в предшествующие годы.
Созданная при президиуме Академии
специальная комиссия по научно-тех-
ническим проблемам строительства
разработала материалы, характеризу-
ющие состояние строительной тех-
ннки в СССР, и наметила мероприя-
тия по дальнейшему развитию стро-
ительной индустрии. На основе этих
материалов была составлена и пред-
ставлена правительству работа, сум-
мирующая все предложения по ре-
конструкции строительства в СССР.
На ближайшие годы мы предусмат-
риваем_ продолжение и углубление
основных разделов этой работы.

трижды Герой

‘ра, секретарь МГК ВЛКСМ Н. Кра-

савченко, министр медицинской про-
мышленности СССР А. Третьяков,
адвокат И. Брауде, гснерал-полков-
ник Н. Чибисов, Герой Советского

Союза Г. Линьков (Батя) и др. Тема
их выступлений — чего ждет зритель
от московских театров в наступившем
сезоне.

===

Запроектированные в грандиозных
масштабах работы по восстановлению
и реконструкции наших городов и по-
селков могут быть успешно завёр-
шены в сравнительно короткие сро-
ки лишь при условии смелого внед-
рения достижений науки и на базе
расширения н технического перево-
оружения нашей строительной инду-
стрни. Во всей этой деятельности
насущно необходимо неуклонное
осуществление принципа строжайшей
экономии в расходовании  материа-
лов и транспортных средств. макси-
мальной экономии в рабочей силе,
при одновременном повышении стро=
ительно-технического, . эксплоатаци-
онного и художествензого качества
строительства.

Академия архитектуры вылвинула
ряд предложений по этому вопросу и
опубликовала несколько типовых
проектов домов  фабрично-заводско-
го изготовления. Работа эта должна
получить в ближайшие годы значи-
тельно больший размах.

ba

Таковы в самых обигих чертах пер
воочередные задачи Академии архи-
тектуры СССР. Для их осушествле-
ния необходимы перестройка всех Ин-
ститутов Академии, реорганизация ве
структуры, укрепление материзленой
и научно-экспериментальной базы
Академии.

За годы своего существования
Академия архитектуры научно ` раз*
работала немало прелложений, цен
ных и нужных государству; многие
из этих предложений внедрены уже
в архитектурно-строительную  прак-
тику. Однако в условиях грандиоз-
ных масштабов восстановительного и
нового строительства естественно
увеличивается количество проблем,
которые нуждаются в безотлагатель-
ной научной разработке.

Великие требования пред’являются
сейчас архитектуре и архитектурной
науке в нашей стране. Академия ар-
хитектуры Советского Союза рас-
полагает всеми возможностями для
того, чтобы их осуществить.

К. АЛАБЯН,

вице-президент Академия
архитектуры СССР.

= room

ny
i
ue

iif

м

=. =