—

РУССКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

ПЕРВЫЙ КОНЦЕРТ ЦИКЛА

`В Большом зале Консерватории от-
крылся концертный сезон Московской
_ филармонии. Государственный симфо-
нический оркестр Союза ССР, под
управлением Константина Иванова,
`исполнил пятую симфонию Глазунова
и пятую симфонию Чайковского. Это
первый концерт пикла «Русская сим-
фоническая музыка».

Нельзя не. признать чрезвычайно
удачным соединение в одной про-
грамме двух симфонических шедевров
Чайковского и Глазунова, являюнтих-
ся образновым воплощением двух зна-
чительнейших течений русской музы:
кальной классики и неотступно при-
ковывающих внимание, не ослабе-
вающее-до самого конца концерта. А
вель. надо сказать прямо, что устано-
вившаяся с некоторых пор традиция
построения симфонических программ
из одних ‘только монументальных со-
чинений далеко не всегда себя оправ-
дывает: слушатель с трудом выносит
подобную слуховую нагрузку и обыч-
но теряет свежесть восприятия задол-
то ло окончания программы. одесь же
эта опасность была устранена не
только контрастностью произведений,
по-й их исключительной впечатляю-
шей силой, делающей их понятными
для любого слушателя.

Нельзя не порадоваться включению

-в программу пятой симфонии Глазуно-
ва. Ее недавно некоторые «критики»

утверждали, что творчество этого

композитора «несовременно» и «ма-

ло интересно» и, сокрушаясь о недо-

статочно частом исполнении симфоний

-Брукнера, считали вполне допусти-
мым невнимание к Глазунову. Между

тем жизнь утверждает ценность му-

зыки Глазунова. Ее светлый опти-

мизм, эпическая ширь, кристальная

‘чистота лирических эмоций — явле-
ние необычайное, в особенности на

фоне запалноевропейского симфониз-

ма-конца ХГХ и начала ХХ столетия. В

музыке Глазунова нашли дальнейшее

развитче традиции  глинкинского и

- бородинского симфонизма, его музы-
кальный язык развивался в неразрыв-

ной связи _с народным творчеством,

оплодотворяющее воздействие кото-

рого ошушается почти в каждом со-

чинении великого мастера. Вместе с

Танеевым Глазунов явился крупней-

шим контрапунктистом нашего време-

ни, оставившим далеко позади компо.
зиторов современного Запада.

Константин Иванов обладает нен:
нейшим качеством истинного дириже-
ра: он умеет захватить аудиторию
убедительностью и  жизненностью
своего исполнения. Это артист силь-
ного темперамента, мыслящий круп-
ными планами, прекрасно чувствую-
щий динамику симфонического мыш-
ления. Правда, в его исполнении под-
час ощущалась недостаточность вни-
мания к отдельным деталям, усколь-
завшим из поля зрения дирижера. Од-
нако OH не только выказал еще раз
свое владение искусством воссозда-
ния монументальной симфонической
формы, но и проявил себя тонким ма-
стером. филигранной отделки. Это
свидетельствует о творческом росте
дирижера, не останавливающегося на
достигнутом и обогащающего свою
палитру новыми выразительными
средствами. К. Иванов. дирижирует
наизусть. И это не просто эффект-
ная поза (как известно, некоторые ди-
рижеры любят таким образом проде-
монстрировать публике качество сво-
ей памяти), а свидетельство той сте-
пени проникновения в исполняемое,
при которой чтение партитуры лишь
мешает непосредственному проявле-
нию творческой мысли.

Успех дирижера неразрывно связан
с успехом оркестра. Государственный
оркестр Союза ССР показал, что, он
находится в хорошей исполнитель-
ской форме. А в отдельных эпизо-
дах — скерцо симфонии Глазунова,
вальс симфонии Чайковского — op-
кестр блеснул подлинной виртуозно-
стью.

Концерт привлек многочисленных
слушателей. В восторженном приеме,
оказанном шедеврам русской музы-
кальной классики, чувствовался ог-
ромный интерес к симфонической му-
зыке, получающей у нас все более
широкое распространение и привле-
кающей все новые и новые массы слу-
шателей. Эта заинтересованность обя-
зывает наши концертные организации
ко многому. И, в первую: очередь, к
тому, чтобы последующие концерты
были так же тщательно продуманы и
подготовлены, как первый концерт
начавшегося сезона.

И. МАРТЫНОВ.

НОВЫЕ ФИЛЬМЫ

На-днях Главное управление по
производству научно-популярных
фильмов устроило просмотр новых
работ Московской и Ленинградской
студий. .

После просмотра очередных  номе-
ров журнала «Наука и техника» были
показаны короткометражные научнс-
популярные фильмы, выпускаемые на
птирокий экран:

Фильм <«Мнимая смерть» режиссе-
ра: Л. Печориной (консультант проф.
В. Алпатов) раз’ясняет зрителям
явления анабиоза. т

.. Научное об’яснение загадочным
лучам, освешающим ночи Севера.
дает. картина «Полярное сияние».
Оператор: и постановшик фильма —
П. Клушанцев. Консультировал по-
становку проф. Н. Тверской.
Истории происхождения
шаших гор посвящен фильм
каны» режиссера Г. Бруссе.

огнеды-
«Вул-

`В заключение был показан фильм
В. Николаи «Памятники зодчества
Узбекистана».

%Н

В студии «Союзмультфильм» на-
чались работы по цветной мульти-
пликационной картине «Конек-Гор-
бунок». Сценарий написан Н. Рожко-
вым. Режиссер И, Вано.

Картина «Кремль» будет постав-
лена -в. Московской студии научно-
популярных фильмов. Постановка
поручается В. Шнейдерову.

«Методика классического танца»—
у^бный фильм в 6 фрагментах пос-
ле перемонтажа выпускается Москов-
ской студией  научно-популярных
фильмов. Режиссер Я. Миримов.
Фильм консультировали А. Ваганова
и. Н. Тарасов, являющийся одновре-
менно и автором сценария. В поста-
новке принимали участие А. Чекры-
гин, М; Кожухова, Е. Гердт, М. Га-

ся Московского и Ленинградского
хореографических училищ.

Новый фильм, задуманный как
учебное пособие, знакомит с мето-
дикой обучения классическому тан-
цу на протяжении всего курса хо-
реографического училища,

Московская студия научно-популя-
рных фильмов совместно с бюро аг:
ротехпропаганды Министерства зем-
леделия СССР приступает к регу-
лярному выпуску научно-просветн-
тельных фильмов под общим назва-
нием «Беседы агронома». Эта серия,
рассчитанная на 12 выпусков в гол,
будет служить кинопособием для
сельских зрителей.

Первой темой «Беседы агронома»
будет фильм «Наука и урожай». Две
последующие картины — «Подготов-
ка к сельскохозяйственному году» и
«Роль микроорганизмов в сельском
хозяйстве».

#3)

Ленинградская студия научно-по-
пулярных фильмов снимает ряд ко-
роткометражных картин, посвященных
четвертой сталинской — пятилетке.
Картина «Пластмассы в быту ив
промышленном производстве» (поста-
новщик Е. Рубинштейн) покажет ши-
рокое развитие производства изделий
из пластмасс и их применение. Фильм
© советском синтетическом каучуке
ставит Р. Майман, о приборостроении
в четвертой пятилетке—М. Багильдз.

Намечено выпустить картины о раз-
витии связи.и о проблемах тяжелого
машиностроения в четвертой пятилет-
ке.

Фильм «Морские ворота Ленингра-
да» будет посвящен Ленинградскому
порту, его развитию и роли в народ-
ном хозяйстве.

Короткометражный фильм  расска-
жет о творчестве мастеров ‘росписи

Go

Ha
E.
вич — «За тех, кто в море!» Б, Лавре-

украинский

КИЕВ, (Наш корр.).
Старинке-

язык перевели пьесы:
нева и Д. Бобир—<Далеко от Сталия-
града» А. Сурова.

ВОРОШИЛОВГРАД. (Haut корр.). Но-
вую пьесу украинского нисателя Коло-
тойды «Архитектор Днепровый» гото-
вит к постановке Областной музы-
кально-драматический театр. Е

ТАЛЛИН. (ТАСС). Начались занятия
в Таллинеком театральном инстигуге.
Здесь будут тотовиться актерские кад-
ры для театров республики, в тем
числе для четырех новых театров. но-
торые откроютея в течение пятилетия.
На первый курс принято свыше 5)
человек. Директором института назначен
И. Пыльдроос. :

ОДЕССА. (Наш корр.). B Mysee за-
падного искусства открылась выстав-
ка произведений народного художника
СССР Be Касияна. Экснонировано
свыше 380 графических рисунков,
офортов, гравюр, литографий, плакатов,
газетных рисунков и агитплакатов на
современные темы. Многие из них со-
злданы в годы Великой Отечественной
войны и отражают героическую борь-
бу нашего народа на фронте и в тылу.

ГРОДНО. (Ham корр.). _Спектаклем
«Кремлевские куранты» Н. Поголина
открыл новый сезон Русский драмати-
ческий театр БССР. Ближайнтая премъ-
ера—«Старые друзья» Л. Малюгинз.

БАКУ. (Нан: корр.). В Азербайджан-
ском государственном университете при
филологическом факультете открылось
искусствоведческое отделение,  кото-
рым руководит доктор филологических
наук профессор М. Рафили.

КАЗАНЬ. (ТАСС). В местном музее
открылась выставка работ художников
Москвы и Ленинграда. На_ выставке
экспонируются картины А. Герасимова,

ва. А. Пластова,`Н. Ромалина и др.
ИСКОВ. (Наш корр.). Дом народного

творчества провел областной слег ска-
зителей и исполнителей старикных рус-

ских песен.
ДЗАУДЖИКАУ. (Наш корр.). В Се-
верной Осетии работает свыше двад-
цати кинопередвижек, обслуживающих
полевые станы колхозников. Впервые
увидели кино жители горного аула Га-
лиат, Махческого района. Немало труд-
ностей нришлось преодолеть киномехз-
нику Кантемирову, чтобы доставить
туда по горным тропам киноперелвиж-

ку.

УкоБьмодеЕМЬЯНОК (на Волге). (Наш
корр.). Здесь торжественно отмечено
50-летие со дня рождения и 25-летие
сценической деятельности Ззаслуженно-
го артиста Марийской АССР К. Кот-

линского.
————-

Накануне смотра

В октябре в Москве состоится за-
ключительный тур всесоюзного смо-
тра музыкального и хореографическо-
го самодеятельного искусства. В ито-
говом показе примут участие около
2.000 человек, занявших первые места
на’ областных и республиканских
смотрах.

Комитет по делам искусств при Со-
вете Министров РСФСР дал указания
издательствам обеспечить коллекти-
ры художественной самодеятельнос-
ти соответствующим репертуаром.

Издательство  Музгиз печатает
сборник песен для. сольного и хоро-
БОГО исполнения, а также самоучи-
тели игры на балалайке, мандолине,
гитаре, двухрядной гармонии и бая-
не.

Издательство «Искусство» вынус-
кает 95-тысячным тиражом COOPHHE
драматических произведений, подго-
товленный к печати Всесоюзным до-
мом народного творчества им. Крул-
ской. Выходят также сборники про-
изведений для художественного чте-
ния, методических статей для руко-

водителей самодеятельных коллек-
THBOB.
ИНСТРУМЕНТЫ
ДЛЯ ОРКЕСТРОВ
На музыкальных предприятиях

РСФСР началось массовое изготовле-
ние инструментов для симфонических,
духовых и русских народных оркест-
ров. :

Двенадцать фабрик и заводов Ми-
нистерства местной промышленности
выпускают пианино, смычковые (и
щипковые-” инструменты, гармонии,
баяны и аккордеоны. К концу пяти-
летки в Москве, Московскойзобласти
и Горьком будут созданы еще четыре
фабрики.

Два завода духовых инструментов в
Москве и Ленинграде и один завод
строящийся в Московской области,
обеспечат инструментами ежегодно не
менее 600 оркестров.

Крупнейшая Ленинградская фабри-
ка им. Луначарского вновь начала
выпускать гитары, балалайки, мандо-
лины, домры.

50 тысяч скрипок, альтов, виолон-
челей и контрабасов будет выпускать
в год сооружаемая в Москве (на Ос-

Герасимова, И. Грабаря, В. Бакиее- №

Воин-победитель.
Скульптура И. Макагон.

} °

ВСЕСОЮЗНОЕ СОВЕЩАНИЕ
РАБОТНИКОВ
КИНЕМАТОГРАФИИ

14 октября в 8 час. вечера, в по-
мещении Московского Дома кино со-
стоится всесоюзное совещание ра-
ботников художественной кинемато-

графии по обсуждению решения ЦК
  BKII(6) о кинофильме «Большая
  жизнь». :

С докладом выступит министр кя-
нематографии СССР тов. И. Большз-
  ков.

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ
ЦИРКОВ

Художественный совет государст-
  венных цирков, собравшийся на-днях,
‚ обсудил вопрос о состоянии и разви-
  тии разговорного жанра.
  Начальник Главного управления
‚ цирков Н. Стрельцов в своем док-

ладе и выступившие в прениях В.
‚ Дуров, Ю. Файер, Е. Кузнецов, В.
  Лебедев-Кумач, Л. Никулин, Ю. Юр-
‚ский, А. Арнольд, А. Буслаев-и др.
  говорили об отставании разговорно-
‚го жанра, .0б ограниченности круга
  авторов, пишущих для цирков, о нэу-
  довлетворительной подготовке но-
вых кадров артистов-разговорников.
  Решено в ближайшее
вить всесоюзный конкурс на произ-
ан для музыкальных и буффо-
в клоунов,

сатириков, козер-
ных, работающих в цирках. Пере-
страивается работа студии клоуна-

ды при Московском цирке. К созда-
нию нового репертуара привлекается
болышая группа авторов.

КОНЦЕРТНЫЙ. СЕЗОН
В МОСКВЕ

5 октября симфоническим концер-
том, в программу которого вошли чет-
  вертая симфония, первый концерт для

ртепиано 6 оркестром и фантазия
«Франческа да Римини» Чайковского
открылся сезон в Зале им. Чайков-
} ского.
  6 октября в Зале им. Чайковского
состоялось первое в`новом сезоне вы-
  ступление русского народного. хора
  им. Пятницкого, 7 октября — ан-
  самбля народного танца Союза ССР.
  13 октября состоится концерт народ-
ного оркестра.

После летнего перерыва б октября
  возобновились занятия музыкального
! лектория в Московском государет-
 венном университете, 7 октября —
  музыкального университета. в Доме
  ученых.

В Колонном зале Дома союзов цик-
лом, посвященным 75-летию со дня
рождения Скрябина, начались откры-
тые концерты Всесоюзного радиоко-
митета. 28 сентября были исполнены
первая симфония и «Поэма экстаза».
В программе второго концерта 5 ок-
тября — вторая симфония и «Мечты».

Всесоюзный радиокомитет  возоб-

время об’я-

3 tackletibés

© На ближайших заседаниях комис-
сии но советской опере Комитета но
делам искусств будут прослушиваться
оперы «Мужество» Нины Макаровой
{либретто В. Кетлинской) и «Чрезвы-
чайный комиссар» В. Мурадели (ли-
бретто Г. Мдивани).

© Но нроекту архитектора А. Борен-
кого в Лаврушинском переулке против
Третьяковской галлереи восстанавли-
вается здание, в котором будет поме-
щаться средняя художественная школа
Комитета по делам искусств при Сове-
те Министров СССР.

© 13 октября в Политехническом му-
зее состоится лнтературный концерт, ва
котором мастер художественного слова
Н. Голубенцев прочтет в первый раз
лирическую хронику А. Твардовекого
«Дом у дороги».

© Московский облаетной драматичес-
кий театр возвратился из гастрольной
поездки, во время которой он дал около
200. спектаклей для воинов Советской
Армии и населения Калининграда, Тиль-
зита и других городов.

$ Управление кинофикации Мосгорис-
полкома подвело итоги педагогической
работы, проведенной в кинотеатрах во
время летних каникул. Перед сеансами
для детей читались лекции, проводилиеь
беселы о фильмах, о новых книгах, ра-
зучивались массовые песни. Лучшим по
организации воспитательной работы
среди юных зрителей признан кинотезгр
«Перекоп».

© Художественная выставка в Ценгра-
льном парке культуры и отдыха им.
Горького пополнилась новыми работами
советских художников. Среди них —
произведения А Герасимова, В. Яков-
лева, К. Юона и др.

С В Московском театре юного зрителя
режиссер Р. Суслович готовит постанов-
ку пьесы М. Алигер «Сказка о правде>.

© Атлас архитектурных цветов полго-
товлен к выпуску лабораторией отдело-
ных работ Академии архитектуры СССР.
Атлас содержит 500 цветов, употресляе-
мых при наружной и внутренней отделке

зданий.
——<_-

Ансамбль Советской
Армии

-B Большом зале Консерватории и
в Зале им. Чайковского состоялись
первые в новом сезоне концерты
Краснознаменного имени А. В. Алек-
сандрова ансамбля песни и пляски
Советской Армии.

Летом в течение двух месяцев ан-
самбль выступал в Чехословакии и
Полыше, где дал 40 концертов, про-
педших < болыним успехом.

К 29-й годовщине Великой Ок-
тябрьской социалистической рево-
люции ансамбль готовит много
новых песен. Среди них — «Волж-
ская сюита», являющаяся обработ-
кой русских народных несён, «До-

роги» А. Новикова, «Лучше нету
того цвету» М. Б»лантера (текст
М. Исаковского), песни западных

славян в обработке Б. Александро-
ва, солдатская песня 1812 года
«Лонны-молодцы», «Нелюдимо на-
ше море», финал из кантаты «Моск-
ва» Чайковского и др. Будет испол-
нена также впервые в Москве
«Победная кантата», являющаяся по-
следним произведением А. В. Алек-
сандрова.

«МУЗЫКАЛЬНАЯ МОСКВА»

Институт истории искусства Ака-
демии наук СССР готовит ряд сбор-
ников из серии «Художественное на-
следство». Намечено издать несколь-
ко томов «Музыкального наслед-
ства», в частности, сборники, посвя-
щенные Римскому-Корсакову и Та-
неезу.

К исполняющемуся в будущем го-
ду 800-летию Москвы будет выпу-
шен` специальный том, посвященный
«Музыкальной Москве». В книгу
включены исследовательские  рабо-
ты, созданные на основе новых мате-
риалов о творчестве московских ком-
позиторов, ‘деятельности оперных те-
атров и по истории московской музы-
кальной культуры. S

Большой интерес представляет ис-
следование «Музыка на тексты Кан-
темира, Тредиаковского, Ломоносоза
и Сумарокова в рукописных сборни-
ках московских хранилищ». Ценные
сведения о музыкальной жизни Мо-
сквы содержатся в публикуемых днев-
никах В. Одоевского. Широко разра-
ботанная в музыковедении тема твор:
чества Чайковского дополняется но-
выми, неизвестными до сих пор, ма-
териалами, освешающими  сценичес-
кую историю его музыкальных про-
изведений. В книге будет также опу-
бликована переписка Чайковского,
Танеева, Рахманинова.

. Сборник выходит под редакцией

oe г Tee es, А. Мессерер,   Хохломы; ставит его режиссер А. Чи-  таповском шоссе) фабрика смычко-  ковил также постановку опер в кон-   доктора - искусствоведческих наук
Vv. Фаиер и г. Стручкова и учащие- гинский.   вых инструментов. цертном исполнении. Т. Ливановой.
ЗА РУБЕЖОМ тоесть, романтическую  взволнован-

Оненивая состояние искусства Вен-

грии, убеждаешься, что венгерские’
драматурги в последние годы поч-
ти`ничего не создали. Только «малые
формы». быстро откликнулись на сов:
ременность. Начали работать буда-
пештское политическое кабаре «По-
диум» и юмористический листок «Лу-
даш Матьи», которые превосходно
использовали злободневный матери-
ал; бытовые анекдоты, но больших
полотен, показывающих людей сегод-
няшнего дня, их внутренний мир, их
исторические судьбы, пока не появи-
лось. Даже новые пьесы, посвящен-
ные любви и прочим «личным» проб-
лемам, единичны и не имеют настоя-
щего-признания.
_ Нраматург Мараи выступил с лю-
бовной драмой из жизни цирка, во
блестящие афоризмы популярного ав-
тора на сей раз не принесли ему успе-
ха. Это явление свидетельствует о
том, что зрителя больше уже пе
удовлетворяют каноны старой бур-
жуазной драмы. Слишком велика по-
требность народа в искусстве, изо-
бражающем события современности,
ловлеющие над судьбами и формиру-
юшиеё характеры людей. Слишком
жалкой и пустой кажется сегодня
старая театральная рутина.

В чем же ишет выход венгерский
театр? --.

Репертуар его заполнен пьесами
иностранных авторов и возобновлени-
ями старых венгерских «боевиков» с
выигрышными ролями для известных
актеров. Довольно успешно шли ко-
медии . Морица Жигмонд «Лудаш
Матьи» = о герое народного эпоса,
своеобразном венгерском  Уленшпи-
геле; -и «Шари Биро»—из сельской
ЖИЗНИ: -

Ставились пьесы известных венгер-
ских писателей, переселившихся во
врёмена Хорти в Америку: Франца

Иольнар, Лайоша Биро и Мельхио-
ра  Ленгьель. Они пользовались нан-
большим успехом, благодаря отчетли-
во выраженной вних демократической
тендёнции. К сожалению, их темз-
тнка также далека от современности.
Следует ‘упомянуть пьесу Лайоша
Биро «Павлин взлетел на крышу,
нзображающую революцию и контр-
революцию 1919 года, и пьесу Юли-

I
Адрес редакция и издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат—К 4-15-66; отделы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино, эстрады я цирка, иностранн

Е: . Тапография «Гудок», Москва, ул. Станкевича. 7.

Б—07008,

атры Венгрии

уса Гай «Иметь»—о безнадежном по-
ложении венгерского крестьянства в
период после первой империалисти-
ческой войны.

Известный драматург Франц Моль-
нар представлен в репертуаре венгер-
ских театров пьесой «Лебедь», где
автор снисходительно подсмеивается
над нравами придворной аристокра-
тии.

Новым для театральной жизни
Венгрии было появление на сцеие
произведений. русских классиков и
советских писателей. Особс следует
отметить постановку «Ревизора» Гэ-
голя. Этот шедевр русской драматур-
гии шел в Венгрии и прежде, но во-
зобновление его в прошлом сезоне
было настоящим событием, хотя ак-
терски талантливый спектакль и мож-
но было упрекнуть в том, что он не
достаточно «русский»; в нем мало
красочности, смелости, остроты jpe-
жиссерского решения.

То же относится и, пожалуй, в
еще большей степени к постановкам
пьес советских авторов. Наибольший
успех имела в Венгрии пьеса Рахма-
нова «Беспокойная старость», в кото-
рой главную роль прекрасно исполнял
Майор Тамаш. Менее удачно постав-
лена пьеса Симонова «Русские люди».
Тема пьесы - несомненно волновала
зрителя, но недостатки спектакля ос-
лабили его значение.

Возникает вопрос: почему премъе-
ры и возобновленные спектакли Вен-
грии, в первом театральном сезоне
после освобождения страны, оказз-
лись не столь интересными? Как ни
парадоксально звучит, но несомнен-
но, что явление это свидетельствует
о серьезной эволюции, которую He-
реживает искусство Венгрии.

Во времена фашизма на венгерской
сцене господствовали ложный пафос,
напыщенная, лживая романтика и
высокопарная демагогическая рито-
рика. Теперь искусство Венгрии, на-
конец, смогло обратиться к утрачен-
ной простоте, ясности и правдивостн.
Но при этом венгерские актеры впа-
ли в другую крайность. Они начали
отрицать вообще всякую  приподня-

ность, героический пафос и произно-
сят текст нарочито небрежно, почти
неразборчиво. Порою зрителю кажет.
ся, что артисты вовсе разучились чи-
тать стихи и умышленно избегают в
игре проявления эмоций, ярких кра-
сок и резких оттенков. Отказываясь,
по вполне понятным причинам, OT
  модного прежде иррационализма, они
‘пытаются воздействовать на зрителя
‚ холодной, несколько резонерской ма-
‚ нерой, как бы регистрирующей про-
исходящие на сцене события.
Несмотря на то, что в Будапеште
имеются такие талантливые режис-
серы, как Артур Бардаш, Майор
Тамаш, Франц Хонт и Надошди, ко-
торые поставили за время своей
творческой деятельности немало ин-
тересных спектаклей, искусство
жиссуры в Венгрии заметно снизи-
лось. Эти мастера словно отказались
от фантазии и от темперамента. Пор-
вав с условным театром, они вместо
реалистических полнокровных произ-
ведений создают бесцветные натура
листические спектакли.

С советском театре в Венгрии го-
ворят, как с великой легенде. С нем
мечтают, им восхищаются, но никто
не имеет ясного представления, в чем
именно состоит то несравнимо вели-
кое сценическое искусство, о кото-
ром так много рассказывают все, кто
побывал в Советском Союзе.

Большинству театральной интелли-
генции ясно, какое значение для раз-
вития театрального искусства Вен-
грии могло бы иметь творческое об-
щение с деятелями искусства Совег-
ского Союза. Это помогло бы нашим
артистам и зрителям скорее понять,
что такое подлинный реализм и как
далек от него схематичный, лишен-
ный поэзии и фантазии натурализм,
господствующий в современном веч-
герском театре.

Свойственные венгерскому народу
эмоциональность и ‘революционное
настроение, которым охвачены луч-
шие его представители, несомнеяно
найдут свое отражение в искусстве
нашей страны. Мы ждем, что на вен-
герской сцене в скором времени по-
явятся спектакли, проникнутые под-
линным героическим пафосом, новой
революционной романтикой, спектак-
ли, которые будут соответствовать
необычайному масштабу событий со-
временности. =e

БЕЛА БАЛАШ.

ре-

Театральная
Onn

(Беседа нашего сотрудника с членами
  делегации деятелей культуры и общеет-
венных организаций Северной Кореи —
режиссером Народного театра .ropona
Пхеньян Ли Сек-Тин и актрисой
Пак Ен-Син).

renga

— Второй год. страна наша живет
новой для корейского народа — де-
мократической — жизнью. Северная
Корея полностью освобождена от ино-
странной зависимости.  Доблестная
Красная Армия помогла осуществить
мечту всего корейского трудового на-
селения о независимости, о государ-
стве, управляемом корейцами.

Наше демократическое правитель-
ство, в лице Народного комитета Се-
верной Кореи, придает большое значе-
ние развитию культуры и националь-
ных искусств среди корейского на-
рода. Ведь совсем недавно мы еще не
имели литературы на родном языке, а
теперь у нас уже свыше ста произве-
дений корейских авторов, изданных
на корейском языке, и страна насчи-
тывает около десяти тысяч работни-
ков искусств. Писатели наши. тесно
связаны © народными массами, и но-
вая корейская литература отражает
вопросы, волнующие! корейский на-
род.

В апреле этого года в столице  Се-
верной Кореи, городе Пхеньян. ссз-
дан первый Корейский народный театр
им. 1 марта. Он назван так в память
знаменательной для нас даты — дня
восстания корейского народа против
японского угнетения (1919 г.).

Театр открылся спектаклем «Гром».
Это пьеса ‘корейского драматурга
Ким Са-Рян о борьбе нашего народз
с японцами, о герое Ким Ир-Сен —
командире партизанского ‘отряда B
`Маньчжурии. Затем была поставлена
пьеса «Освобожденная земля» (автор
Се Ман-Ир) на тему о земельнсй ре-
форме в Северной Корее после ее ос-
вобожления.

Почетное место в репертуаре театра
‘занимают русские и советские пьесы:
«Мать» М. Горького, «Русские люди»

К. Симонова, «Сын полка» В. Катае-
ва. =

жизнь Нореи

Спектакль «Русские люди» шел
также и в Южной Корее, в городе
Сеул, а в день годовщины освобож-
дения Кореи, 15 августа, Народный
театр поставил с большим успехом
пьесу Горького «На дне».

Актерская труппа Народного теа-
гра состоит из 60 человек. Театр,
располагающий зрительным залом на
тысячу мест, субсидируется демокра-
тическим правительством. Спектакли
идут ежедневно. Кроме труппы На-
родного театра, на его сцене высту-
пают также провинциальные театры,
знакомящие столицу < театральным
искусством отдельных районов Ко-
реи. Актеры Народяого театра, в
свою очередь, выезжают на гастроли
в провинции.

Театр в Корее —” гамый любимый
вид искусства, и помещения, где ста-
вятся спектакли, обыкновенно запол-
няются зрителями еще задолго до на-
чала представлений. Всего в стране
имеется около пятидесяти театров и
двести драматических кружков. В
скором времени в городе Пхеньян от-
кроется первая театральная корейская
школа, которая будет готовить арти-
стов и режиссеров.

Мы хороню знакомы с системой
Станиславского и стараемся играть и
ставить спектакли по его заветам,

по его учению. «Моя жизнь в искус-
стве» Станиславского переведена и

ый

издана на корейском языке и яв-
ляется настольной книгой каждого
актера.

Далее режиссер Ли Сек-Тин и ак-
триса Пак Ен-Син рассказали о сво-
их впечатлениях о советском театре.

— Больше всего нам понравились
Художественный и Малый театры.
Все артисты этих театров — подлин-
ные мастера сцены, каждый обладает
большим артистическим опытом. С ин-
тересом смотрели мы также красоч-
ные спектакли театров Грузии и Ар-
мении.

— Вернувшись на’ролину, — гово-
рит режиссер Ли Сек-Тин; — мы при-
ступим к постановкам. «Вишневого са-
да» и <Чайки» Чехова, «Ревизора»
Гоголя и «В степях Украины» Кор-
нейчука, которые постараемся пока-
зать нашёму народу в 1947 году.

Широко разливается простая и за-
душевная, прозрачная и нежная рус-
ская песня. Живописные группы юно-
шей и девушек выполняют под эту
чудесную мелодию неторопливые,
плавные гимнастические упражнения,
напоминающие фигуры народного тан-
ца. Диктор читает: «Льется русская
песня.. Все есть в этой широкой ме-
лодии — и аромат лугов, обрызган-
ных росою, и необозримые просторы
Волги, и гладь ее величавых вод, и
милая сердцу свежесть полей...» Кад-
ры танцовальной гимнастики или гим-
настических танцев сменяются пейза-
жами — на экране цветущий луг, по-
том медленные волжские волны, по-
том нарядные березки...

Авторы цветного документального
фильма «Молодость нашей страны»
С. Юткевич, И.  Посельский и И.
Венжер нарушают каноны ‘обычной
кинохроники введением в Hee об-
разных, поэтических элементов. В
фильм о параде физкультурников
1946 года то и дело врываются пей-
зажные и другие кадры, назначение
которых — расширить идейный и ху-
дожественный масштаб фильма, сде-
лать его поэтическим рассказом о цве-
тущей молодости советских юношей и
девушек.

Никто не станет оспаривать право
на существование обычной докумен-
тальной кинохроники, протокольного
кинорепортажа. Но нам нужна и хро-
ника, творчески обработанная режис-
сером-художником, нужны художест-
венно-документальные фильмы, даю-
щие образно-поэтическое представле-
ние о действительности. Опыт С Ют-
кевича в этом отношении очень любо-
пытен и поучителен.

Фильм начинается кадрами рассвета
в Москве в день парада. Мягким ут-
ренним светом озарены скульптур-
ные изваяния на стадионе «Динамо»—
пловцы, штангисты, борцы, тенниси-
сты... Затем изваяния как бы ожива-
ют. Клавдия Алешина прыгает в во-
ду. штангист Новак ставит рекорд,
мчатся по Москве-реке девушки на
аквапланах; и далыне — скачка в го-
рах, гле-то на Кавказе, вдали от сто--
лицы. Таково вступление к фильму.

В дальнейшем показ парада строит-
ся на сочетании «спортивных» и «ли-
рических» эпизодов. Выступления
спортивных делегаций союзных рес-
публик обрамляются соответствую-
щими «иллюстративными» кадрами.
Перед тем как показать националь-
ный орнамент на щитах узбекских
спортсменов, режиссеры показывают
Узор на изразцах ташкентской мече-
ти. Виноградные лозы с берегов Дне-
стра попадают в руки молдавских

физкультурников. Золотые колосья с
полей Украины оживают на спортив-
ном поле стадиона. Так возникает в
фильме поэтическая связь парада с
жизнью. К сожалению, приемы, при-
мененные режиссурой, однообразны.

Полон лирической теплоты отлич-
но скятый операторами эпизод, в ко-
тором мальчик и девочка преподносят
товарищу Сталину цветы от москов-

«Молодеесть нашей страны». Художесх-
: венно-документальный фильм о Ффиз-
  культурном параде 1948 года. Художест-
  DONEIE руководитель фильма С. Ютке-
  ВИЧ. Режиссеры С. Юткевич, И. Посель-
1свяй, И. Венжер. Главные операторы В.
Доброницкий, С. Семенов, М. Троязов-
ский. Снимали фильм 31 кинооператор.
Текст Т. Тэсс. Производство Централь-
ной студии документальных фильмов.

В ПОИСКАХ ПОЭТИЧНОСТИ

ФИЛЬМ «МОЛОДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ»

= Sanaa

Кадр из фильма «Молодость из
шей страны».

ских пионеров. Вот они бегут через
все поле к правительственным трибу-
нам, взбегают по широкой лестнице и
оказываются в центре внимания ги-
гантского стадиона. С отеческой теп-
лотой беседует Иосиф Виссарионович
с пионером, потом поднимает его, ста-
вит рядом с собой на барьер, и в гла-
зах мальчика светится счастье. В эту
секунду он—самый счастливый маль-
чик в мире... г

Великолепно выглядят в фильме ге-
рои этого фильма — молодые жизне-
радостные советские юноши и ‘девуш-
ки. Их мужественные лица, озарен-
ные радостными улыбками, надолго
сстаются в памяти, как образ свер-
кающшей молодости нашей страны,

Авторы фильма неплохо использо-
вали возможности цветной с’емки. И
эти возможности действительно раду-
ют зрителя, когда блестят в’ солнеч-
ном луче золотистые волосы белорус-
ской спортсменки, когда ‘пионеры,
одетые сине-голубыми «васильками»,
внезапно превращаются в яйко-крас-
ные «гвоздики», когда экран расиве-
тает пышным колоритом грузинских
и армянских национальных KOCTIO-
мов. Однако цвет на экране все
еще далек от живых красок приролы.
И отсюда— налет искусственной кра-
сивости на ряде кадров фильма:

Следует сказать, что режиссеры,
оформлявшие спортивные выступле-
ния, кое-где потеряли чувство меры
и придали спортивному празднеству

характер «живых картин», порой
слишком  разукрашенных. Строгая,
мужественная красота спорта оказа-

лась разбавленной  балетно-постано-.,
вочными эффектами. Кинооператоры,
снимавшие спортивные выстунления
сквозь завесу фонтанов и всякими
иными способами, усугубили кое-где

излишне театральную «красивость»
спортивного парада. Е
Это уже — «излишества», идущие

во вред поэтичности фильма.

Работа С. Юткевича и его соавто-
ров интересна там, где они расширя-
ют возможности документального ки-
но, но оставляет чувство некоторой
неудовлетворенности однообразием ре-
жиссерских приемов и техническим
несовершенством живописи фильма.

В. ЛЬВОВ.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГОРОДА УЛЬЯНОВСНА

Архитекторы В. Гайкович и Н. Каш-
кадамова разработали генеральный
план города Ульяновска.

В прошлом небольшой губернский
город Симбирск, где родился и жил
величайший гений человечества В. И.
Ленин, подвергнется значительной
реконструкции. В генеральном плане
предусматривается расширение Tep-
ритории за ечет застройки и вклю-
чения в черту города новых районов:
Засвияжского — на западе и Вин-
новского — на юге. Город раскинет-
ся на высокой террасе, господству-
ющей над водной гладью Волги.

В центре города на площади 1 мая,

открытой в сторону Волги, высится

памятник В. И. Ленину. Площадь бу-
дут окаймлять вновь построенные

туры, в котором намечается сосредо-
точить основные культурно-просвети-
тельные организации и учреждения

города — музей, библиотеку, картин-
ную. галлерею, кабинет партийного
просвещения. Вокруг памятника

Ленину разбивается сквер,
щийся с бульваром на «Венце».

сливаю-
От

‚площади вниз ведет спуск с лестни-

цами и террасами.

Город обогатится салами и парка-
ми, создаваемыми в центре жилых.
районов и по берегам рек Волги и
Свияги. В пойме Свияги организует-
ся городской парк культуры и отды-
ха с центральным стадионом и вод-
ной станцией.

Генеральный план Ульяновска ут»

здания—Дом Советов и Дворец куль-! вержден Советом Мннистров РСФСР,
SS мы ——-_—

ПРИЕЗД ЧЕШСКИХ МУЗЫКАНТОВ В МОСКВУ

На-днях приезжают в Москву
чешские артисты — трио в ссставе
Александра Плоцек (скрипка), Мило-
ша Садло (виолончель) и Иосифа Па-
леничек (фортепиано).

В репертуаре трио — ряд классиче-

ских и современных произведений
чешских и русских композиторов.

Коннерты трио будут происхолить
в Зале им. Чайковского, а также в
Болышом и Малом залах Консервато-
рии.

Сто концертов на

В Москву из гастрольной юездки
по городам Дальнего Востока, Кореи
и Маньчжурии возвратилась бригала
артистов Большого театра н Государ-
ственной филармонии. В состаз бряга-
ды входили Э. Евелинова и С. Гоци-
ридзе (руководители), С. Акизис,
Б. Морибель, А. Каплан, В. Карасев-
ская, Э. Еременко, В. Хрусталев,
В. Владимирова.

Артисты побывали в Порт-Артуре,

Дальнем Востоке

Дальнем, столице Северной Kopex—
городе Пхеньян, Канке, Синги-Сю;
Дзинь-Джоу и др. Поездка длилась
около 4 месяцев. Для частей Примор-
ского военного округа, китайского и
корейского населения бригада дала
100 концертов.

Политическое управление Примор-
ского военного округа об’ явило в при-
Kase благодарность всем участникам
московской бригады.

SE SE SSS SS ST ET SE

Редакционная коллегия:

Б. МОЧАЛИН (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

Ю. ЗАВАДСКИЙ, Д.

КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ,

КОНСЕРВАТОРИЯ им. Н.

3. Профессора

5. Профессора хореографии.
6. Профессора по классу трубы.

10. Лоцента по классу скрипки.

кадров, 2) автобиография, 3)

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ОБ’ЯВЛЯЕТ КОНКУРС
НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ: :

1. Заведующего KadenpoH  — Tpobeccopa. ©

2. Профессора по класеу скрипки. =

но классу камерного пения. Е

4. Заведующего кафедрой симфонического дирижирования.

7. Профессора и доцента но класеу фортепизно камерного ансамбля. Е
8. Доцентов (2 должности) по классу аккомпанемента.
9. Доцента по классу солького пения. +

: ЗАЯВЛЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ДО 15 НОЯБРЯ с. г.

К ззявлению должны быть приложены: 0 личный листок по ‚учету .
копия диплома о высшем образований, -
4) копии документов об утверждении в ученом звании и степени, заве-
регные в установленном порядке, 5) характеристика с. последнего места?
работы, 6) список научных работ. 7) основные научные работы. :

АДРЕС: Ленинград, Театральная площадь. д, 3 — Консерватория.

А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА

АВТОРСКИЙ ГОНОРАР МОЖНО ПОЛУЧАТЬ
через СБЕРЕГАТЕЛЬНУЮ КАССУ.

Для этого надо поручить издательству перевести причитаюптуюся еум- =
му на соерегательную кеижку, указав номер сберегательной каесы и но-

мер своего счета в ней.

ХРАНИТЕ СВОИ СВОБОДНЫЕ СРЕДСТВА
В СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ НАССЕ!

72 9+4+$5+4+4+4++4$44$4+44%%4+544+454444%444%%4444444%+9444+4+44+444%4444444%5

ый а информации—К 5-45-12; издательство

=e 14S 98 ПИ

Зак. № 2476. “

xe}

Tha