ae,

Mee

ного творчества совершенно

К НОВЫМ ДОСТИНЕНИЯМ

СОВЕТСН

Отличительной чертой советской
музыкальной культуры является ее
высокая идейность, которой отмече-
ны лучшие произведения советских
композиторов, ‘завоевавшие общена-
родное признание.

Однако успехи советской музы:
кальной культуры не должны закры-
вать от нас те недостатки на OT-
дельных ее участках, которые тор-
мозят ее дальнейшее  победоносное
развитие и которые сделались oco-
бенно очевидными в свете постанов-

лений ЦК ВКП(б) о литературе и

искусстве.

Созванный в связи с этими поста-
новлениями расширенный пленум Opr-
комитета Союза советских компози-
торов был посвящен обсуждению
важнейших творческих проблем, стоя-
щих перед советской музыкой. Прав-
да, некоторые выступавшие на пле-
‘нуме композиторы и музыковеды не
до конца поняли серьезность и зна-
‘чительность стоящих перед ними за-
дач, позволив себе увлечься мелкими,
второстепенными, а иногда даже су-
губо личными вопросами. Однако пле-
нум, дав отпор подобным тенденциям,
поднял целый ряд принципиальных
вопросов, имеющих несомненно боль-
ше значение, и, в частности, вопрос
° воплощении образов современности
в советской музыке—в операх, про-
граммно-симфонических произведе-
ниях, ораториях, кантазах, песнях и
романсах.

Справедливо указывалось Ha TO,
что Оргкомитет в последнее время в
своей практической деятельности
‚уделял недостаточное внимание рзз-
витию всех этих жанров, так же как
„и проблеме языка и стиля, неразрыв-
HO связанной с проблемами народно-
сти, реалистичности и высокой идей-
„ности в искусстве. Но в то же время
участники пленума, останавливаясь
на этих проблемах, ограничивались
‚рассмотрением > сравнительно узкого
круга композиторов, обходя почти
полным молчанием творчество Мяс-
ковского, Прокофьева, Хачатуряна,
Шебалина и многих других выдаю-
щихся советских композиторов.

К сожалению, выступления OT-
дельных членов Оргкомитета были не
всегда самокритичными; они не рас-

крывали допущенных Оргкомитетом в

повседневной работе ошибок. исправ-
ление которых требует прежде всего
именно самокритического признания
их_и определения четких перспектив
дальнейшей работы.

На пленуме много говорилось о со-
ветской опере и массовой песне, как о
жанрах, требующих самого присталь-

ного внимания критики, справедливые

упреки в адрес которой раздавались
на пленуме. В отставании музыкаль-
ной критики повинна, однако, не толь-
ко музыковедческая секция Оргкоми-
тета, но и в значительной степени га-
зета «Советское искусство», которая

не смогла стать подлинной трибуной.

музыкально-критической мысли.

В своем докладе заместитель пред-
седателя Оргкомитета А. Хачатурян,
говоря об основных проблемах совет-
ской музыки и правильно оценивая
ее достижения, дал в основном вер-
ную характеристику дальнейших пу-
тей ее развития в свете последних по-
становлений ЦК ВКП(б). Конспек-
тивно изложив те громадные задачи,
которые стоят перед советскими ком-
позиторами, докладчик рассмотрел
важнейшие разделы советской музы-
KH.

— Симфонизм,—отметил А. Хачату-
рян, — пришедший на Западе к идей-
ному оскудению и упадку, достиг
подлинного расцвета в СССР, став
‘искусством больших идей и философ-
ских обобщений. Успехи нашего сим-
фонизма были особенно значительны-
ми в военные годы, когда многие со-
ветские композиторы явили примеры
патриотического самоотверженного
труда. Но критика забыла о важней-
ших задачах советского симфонизма
и, как подчеркнул А. Хачатурян, «по
существу не сказала пока вразуми-
тельных слов о 8-й и 9-й симфониях
Шостаковича, между тем после ге-
роической 7-й симфонии и трагиче-
ской 8-Й, с ее спорным финалом, мы
должны были ожидать другой 9-й
симфонии, более монументальной, бо-
лее связанной с большими образами
современности. Обещанная Шостако-
вичем симфоническая трилогия пока
еше не завершена, и написанная 9-я
симфония уходит от задачи заверше-
ния этой трилогии». Вокруг симфо-
нического и камерно-инструменталь-
необхо-
дима большая принципиальная дис-
куссия.

Докладчик касается вопросов исто-
рии советской оперы и подробно ана-
лизирует причины неудачи отдельных
оперных произведений. Он говорит o
тех неотложных мероприятиях, кото.
рые нужны для того, чтобы преодо-
леть застой в создании советской

оперы на современную тему, отмечая,

в частности, необходимость преодо-
ления пассивной политики ` оперных
театров в этом огношении.

- В области камерной вокальной му-
зыки преобладают лирические обра-
зы, связанные с поэзией прошлого;
Некоторые молодые композиторы
(И. Белоруссец, Н. Пейко) увлека-
ются сугубо эстетскими стихами за-
рубежных поэтов. Многие компози-
торы неосновательно жалуются на то,
что они не могут найти у советских
поэтов удовлетворяющего их магз-
риала. Призывая глубже изучать со-
ветскую поэзию, докладчик приводит
в пример Ю. Шапорина, сумевшего
найти превосходные стихи для свозй
оратории «Сказание о битве за рус-
скую землю». Далее А. Хачатурян
останавливается на вопросах борьбы
с пошлостью и безидейностью в 30-
ветской массовой песне.

Докладчик отмечает серьезные не:
достатки в работе Оргкомитета. Если
на пленумах поднимались жизненные
вопросы; то в повседневной практике
решения пленумов не реализовались
Оргкомитет не проявил достаточногь
внимания к идейно-политической ра-
боте с композиторами, не содейство-
вал развертыванию критики и само,
критики, передоверив отдельным ко-
миссиям работу с композиторами, ма
ло вникал в их работу, не смог нала-
дить постоянной связи с союзами ком:
тозиторов братских республик и ока
зывать влияние на их работу. Доклал
чик коснулся наблюдающихся у мс
лодежи в Союзе композиторов и в
консерватории нездоровых  стремле-
ний «быть на уровне некоторых мод
ных течений Запада». Это о:тро ста-
вит проблему работы с мололежью,
забытую Оргкомитетом. И недаром на
пленум явилась делегация консерва-
торской молодежи, зачитавшей от-
крытое письмо с обращением к Орг-
комитету установить творческую
‘вязь с композиторским молодняком.
\. Хачатурян призвал подчинить всю
`ворческую и организационную ра-
боту союза задачам, выдвинутым
последними постановлениями LIK
BKIT(6).

‚и творческих ошибок,

`умение, точный расчет в своей рабо-

«Горячее сердце художника, горячий

Итоги. пленума Оргкомитета
Союза советских композиторов
°

Одним из наиболее интересных `бы-
ло выступление руководителя комис-
сии массовых жанров И. Цунаевско-
го. Он дал анализ состояния массовой
песни за последние годы, отметил до-
стижения и резко осудил отрицатель-
ные явления, имевшие места в. нашем
‘песенном. творчестве: тендевции. ме-
ханического сочетания занадно-евро-
цейских танцовальных форм с текета-
ми, отображающими Мысли и чувства
советских людей, увлечение. компо-
зиторов второстененными лирически-
-ми и интимными темами, зачастую за-
слоняющими образ советского чело-
века — героя; воина и строителя.
И. Дунаевский отметил появление
большого количества песенной маку-
латуры и пошлятины, инсевде-народ-
ных песенок и мещанской, кабанкой
музыки, ‘особенно ярко ощутимой в
песнях композитора Н. Богословско-
го, получивших суровую оценку в
постановлении ЦК ВКП(б) «О кино-
фильме «Большая жизнь». Мирок
примитивных вульгарных чувств от-
разился в некоторых произведениях
даже таких признанных мастеров со-
ветской песни, как В. Соловьев-Се-
дой и М. Блантер. К сожалению,
И. Дунаевский совершенно не кос-
нулся собственных ‘организационных
что вызвало
справедливую критику Д. Кабалев-
ского и ряда других товарищей.

Если выстунление И. Дунаевского
во многом дополнило основной до-
клад, то содокладом прозвучало и
выступление Д. Кабалевского. Он от-
мечает, что в годы войны ощущение
современности, идейно-образная кон-
кретность, как никогда, проявились в
области симфонической музыки, во
время войны возросло значение на-
родно-национального начала в твор-
честве. Но увлекшись достижениями,
Оргкомитет забыл о недостатках в
творческой работе, утерял критерий
идейности. Д. Кабалевский упомина-
ети о некоторых других недостат-
ках в работе Оргкомитета, например,
о недостаточно высоком идейном
уровне обсуждения произведений в
консультационной комиссии, о том,
что из дискуссии по массовой песне
1943 года не было сделано никаких
выводов. Говоря об идейном содер-
жании камерно-инструментальной му-
зыки, он предостерегает от проник-
новения в нее влияния чуждой со-
ветской культуре западной джазовс-
танцовальной музыки. Перейдя к
творчеству Шостаковича, Д. Каба-
левский (как, впрочем, и многие
другие участники пленума)  уде-
ляет много места разбору его 8-й
и 9-й симфоний. Далее он выступаег
с тезисом о воплощении современной
темы современными средствами и об-

дд ————ы—ы—ы—ы—ы=————ыы—

ращает внимание на имеющиеся в от-
дельных произведениях рецидивы
формализма.

JO. Шапорин, полемизируя © Д. Ка-
балевским, указал, что более «ста-
рая» тема в «Борисе  Годуно-
ве» выражена, например, более
острыми средствами музыкального
языка, чём более «новая» тема «ЁЕвге-
ния Онегина», решенная менее остры-
ми средствами. Критик В. Каратыгин
называл музыку Рахманинова «розо-
вой водичкой» и предрекал ей ско-
рую смерть из-за недостаточной ост-
роты языка, но, как известно, жесто-
ко ошибся. Буржуазное искусство За-
пада в первую четверть ХХ века нако-
нило немало «острых средств», но за
этими средствами зачастую не было
видно цели, ради которой они приме-
нялись. В результате из этого вырос-
ли формалистические течения в HC-
кусстве. Далее Ю. Шапорин обращает
внимание на недостаточное знахомст-
во студентов композиторского фа-
культёта консерватории с русской
музыкой (4-я симфония Глазунова,
например). Непостижимым противо-
действием встречались попытки вклю-
чить в программу филармонических
концертов произведения того же Гла-
зунова. Рассматривая эти явления,
Ю. Шапорин считает необходимым
напомнить, что композиторская моло-
дежь должна воспитываться прежде
всего на высоких образцах отечест-
венной музыки.

Д. Шостакович в своем кратком
выступлении призывает к созданию
произведений, достойных нашей вели-
кой эпохи, к борьбе с равнодушием:
пламень его души, хорошее, точное
те — вот чего мы должны требовать

от наших будущих работ», — говорит
PEPE PIPL

В СТОЛИЦАХ СОЮЗН

`В ТБИЛИСИ

Здесь в Доме мастеров искусств
состоялось республиканское совеща-
ние директоров’ и художественных
руководителей театров совместно <
драматургами и театральными крити-
ками, посвященное обсуждению пс-
становления ЦК ВКП(б) «О репер-
туаре драматических театров и мерах
по его улучшению».

С докладом выступил начальник
Управления по делам искуссте тов
Р. Шадури.

— Репертуар грузинского театра
мало отвечает задачам KOMMYHHCTH-
ческого воспитания масс, — заявил
докладчик.—Из 98 пьес, шедших в
прошлом сезоне в грузинских TeaT-
рах, только 32 были на советскую те-
матику. Театры увлеклись постанов-
кой пьес на исторические темы, мно-
гие из которых ошибочно отражали
историческое прошлое — грузинского
народа.

В театрах им. Руставели и им. К.
Марджанишвили шли спектакли
«Комедия одной ночи» К. Каладзе,
«Достойная награда» Г. Келбакиани,
«Под ивой» и «Начало конца» Г. Берд-
зенишвили, неправильно изображаю-
щие жизнь и духовный мир советских
людей.

Докладчик указал, что разрешение
этих пьес — безусловная ошибка Уп-
равления по делам искусств.

Существенной причиной отсутстрия
современных грузинских советских
пьес является слабая связь театров ©
драматургами. Союз советских писа-
телей Грузии не ведет-работы по по-
вышению идейно-политического уров-
ня драматургов, не борется за ка-
чество драматических произведений
на современные темы.

В настоящее время репертуар теат-
ров очищен от идейно и художествен-
но слабых пьес. Ведущие театры уста-
навливают постоянную связь с драма-
тургами.

прениях выступили виднейшие
деятели грузинского театра. Народ

ОЙ МУ

ЗЫКИ

Д. Шостакович. Он указывает на не-
обходимость борьбы с дурным вку-
сом, с пошлятиной и макулатурой, го-
ворит о недопустимости «демобилиза-
ционных настроений» у композиторов
и о необходимости прочной связи Орг-
комитета с молодыми композиторами.

Зам. председателя Комитета по де-
лам искусств при Совете Министров
СССР В. Сурин посвятил свое вы-

ступление значению современной те-

мы в советской опере, ответственно-
сти композитора за идейно-художест-
венную концепцию оперного произве-
дения. «Настоящий советский худож-
ник должен стремиться показагь но-
вого человека, умеющего жертвовать
личным во имя великого всенародно-
го дела, показать совётских людей но-
вой, передовой страны, всепобеждаю-
щую силу коллектива, величие идей
коммунизма, уже конкретно вопло-
щенных в советской действительно-
сти». В. Сурин критикует Комитет по
делам искусств и оперные теагры за
недостаток внимания к советскои опе-
ре, а Оргкомитет — за недопустимую
пассивность в ЭТОЙ области. Далее
В. Сурин касается вопросов идейно-
воспитательной работы с композито-
рами, вопроса об отсутствии произве-
дений в симфоническом жанре, отра-
жающих грандиозную победу нашего
народа. Оргкомитет плохо руководит
музыковедческой комиссией и неудэ-
влетворительно организовал пропаган-
ду советской музыки. И. Петров от-
метил, что в докладе А. Хачатуряна
ничего не было сказано о таком важ-
ном жанре, как военная музыка, А
между тем, в этой области наряду C
несомненными достижениями, есть
немало отрицательных явлений.
Выступления Г. Попова и И. Рыж-
кина были посвящены теме героя
нашей эпохи в связи с проблемами
советской оперы. В. Шебалин гово-
рил © равнодушии театров к совет-
ской опере, о проблемах массовой
песни и о вопросах воспитания ком-
позиторской и музыковедческой мо-
лодежи.
Представители республиканских со-

юзов композиторов говорили о недо-!

оценке президиумом Оргкомитета
вопросов музыкального движения в
республиках.

Республиканские союзы ни разу не
отчитывались перед  президиумом
Оргкомитета. На это указывали ком-

позиторы Л. Ревуцкий (Украина),
Н. Жиганов (Татария)), А. Лепин
(Латвия), М. Ашрафи (Узбекистан),

Е. Брусиловский (Казахстан) и др-

И. Мартынов говорил о недостат.
ках музыкальной критики, указывал,
в частности, на ошибки, вытекающие.
из отсутствия строгого идейного кри-
терия и совершенно недостаточного
знакомства критиков и музыкантов с
музыкальной культурой братских
республик. Отсюда важнейшая задача
советского музыкознавия: разработка
научных методов анализа идейного
содержания музыкальных произведе-
ний и глубокое изучение музыки на-
родов Советского Союза. Касаясь
проблемы современного языка,
И. Мартынов указывает, что нам сле-
дует учиться новаторству не у за-
падных модернистов, а у русских
классиков, создававших новые сред-
ства музыкальной выразительности на
основе ‘народного творчества. Наши
композиторы мало изучают народную
музыку, и это влечет за собою мно-
гие творческие ошибки. Яркий при:
мер — массовая песня, где пренебре
жение народной традицией привело к
пошлости и безидейности.

О задачах музыкальной
говорил А. Шавердян.

В. Белый остановился на ряде серь-
езных недочетов в работе Оргкоми-
тета.

Пленум принял резолюцию, в кото-
рой суммированы задачи Союза со-
ветских композиторов на ближайшее
время в свете последних постановле-
ний ЦК ВКП(б). Резолюция конста-
тирует ослабление интереса многих
композиторов к современной темати-
ке, рассматривает проблемы симфони-
ческого и камерно- инструментального
творчества, музыкального языка со-
ветской оперы, оперетты, массовых
музыкальных жанров, музыкальной
критики.

В резолюции говорится: расширен-
ный пленум Оргкомитета Союза со-
ветских композиторов призывает всех
советских композиторов и музыкан-
тов сплотиться вокруг решения за-
дач, поставленных Центральным Ко-
митетом ВКП(б), неустанно и актив-
но осуществлять указания партьи в
своей творческой практике и в Рабо-
те композиторских организаций и за-
веряет Центральный Комитет ВКП(б)
и товарища Сталина, что отрицатель-

критики

‘ные явления в советском музыкаль-

ном творчестве будут решительно,
по-болычевистски, устранены.

ный артист СССР А. Хорава говорил
о необходимости поднятия идейно-
политического уровня творческих ра-
ботников. Народный артист СССР
А. Васадзе говорил о конкретных за-
дачах театра в коренном улучшении
репертуара. Драматург И. Вакели

критиковал слабую работу Союза со-

ветских писателей Грузии в области
драматургии. Выступили также на-
родный артист республики Ш. Гамба-
шидзе, заслуженный деятель искусств
Д. Алексидзе, М. Русланов, драма-
турги С. Клдиашвили и Г. Бердзени-
швили, критик Б. Жгенти и др., по-
святившие свои выступления, глав-
ным образом, задачам создания пол-
ноценных произведений, правдиво от-

ражающих советскую действитель-
ность.
ТБИЛИСИ, (Наш корр.).
В ТАЛЛИНЕ

Состоялось республиканское сове-
щание работников театров Эстенской
ССР, посвященное обсуждению ра-
боты эстонских театров в свете по-
становления ЦК ВКП(б) от 26 asry-
ста.

С докладами выступили секретарь
ЦК КП(б)Э тов. Э. Пялль и заслу-
женный деятель искусств ЭССР
И. Пыльдроос.

Тов. Э. Пялль указал на имевшую
место недооценку идеологического
значения театра, на случайность и
идеологическую слабость репертуара.
на недостатки критики, обычно обхо-
дившей молчанием идейную сторону
спектаклей, на недостаточное внима-
ние; уделяемое Союзом советских
писателей Эстонии вопросам драма-
тургии, и т. д. Докладчик отметил

особую необходимость углубления
марксистских знаний работников теат-
ра.

О необходимости повышения идей-
но-политического уровня рабогликов
театра говорнл в своем докладе нм
т. И. Пыльдроос, указавший на не-
допустимость каких бы то ни было

бобрание работников
культурно-просветительных
учреждений

Свыше тысячи работников музеев,
парков культуры и отдыха и библио:
тек столицы собрались вчера в Боль-
шой аудитории Политехнического му-
зея, чтобы обсудить стоящие перед
культурно-просветительными учреж-
дениями задачи идейно-воспитатель-
ной работы.

С докладом выступила председа-
тель Комитета по делам культурно-
просветительных учреждений при
Совете Министров РСФСР Т. Зуева.

— Постановления ЦК ВКП(б) по
вопросам литературы и искусства, —
говорит Т. Зуева, — со всей резко-
стью поставили перед работниками
идеологического фронта задачи Ко-
ренного улучшения идейно-воспита-
тельной работы. Надо повести реши-
тельную борьбу против тех, кто пы-
тается отгородить культурно-прэсве-
тительную работу от насущных по-
литических задач нашей страны и на-
рода, надо пронизать всю нашу дея-
тельность большевистской идейно-
стью. :

Докладчик останавливается на He-
достатках, наблюдающихся в дея-
тельности библиотек, музеев и пар-
ков, многие работники которых не по-
няли существа и значения постансв-
лений ЦК ВКП(б) и не сделали из
них необходимых выводов. Так, в эк-
спозициях Государственного истори:
ческого музея форма превалирует над
содержанием. Для экспозиции музея
характерны нагромождение вешей и
отсутствие связующей эти вещи
идеи, пренебрежение текстовым ма-
териалом. Экспозиции Музея револю-
  ции сделаны на низком идейном уров-
‚не. Недопустимо бедно, примитивне
оформлен основной отдел экспозиции,
посвященный победе Великой - Ок-
тябрьской революции,

Идейное содержание работы клубов
и парков не стало еще в центре вни-
мания Комитета по делам культурно-
просветительных учреждений и его
местных организаций. Культурная ра-
  бота многих клубов сведена к пустой
развлекательности, организации вече-
ров западных танцев и т. д.

— Нам надо, — заканчивает Т. Зу-
ева,—привести в движение все сред-
ства культурно-просветительной ра-
  боты для того, чтобы каждая библио-
тека, музей, клуб, парк культуры ч
отдыха стали подлинным центром
идейного воспитания масс.

По докладу Т. Зуевой разверну-
лись оживленные прения.

О работе крупнейшего парка сто-
лицы рассказала директор ЦПКнО
им. Горького т. Иванова. За летние
месяцы текушего года парк обслужил
более 5 миллионов человек. 200 ты-
сяч человек посетило музыкальный
лекторий Московской филармонии,
270 тысяч человек побывали на кон-
цертах симфонических и образцовых
духовых оркестров. Эти цифры под-
черкивают ответственность, которая
лежит на работниках парка, и обязы-
вают их всемерно углубить содержа“
ние и улучшить качество обслужи-
вания посетителей,

Между тем. в работе парка имеется
ряд существенных недочетов. Из 22
лекций-концертов, организованных
Московской филармонией, только два
были посвящены творчеству совет-
ских композиторов. Духовые оркест-
ны исполняют, главным образом, пош-
лые вальсы, фокстроты, танго. Со-
вершенно не удовлетворителен ренер-
туар эстрадного’ театра.

В прениях выступили также дирек-
тор библиотеки им. Ленина т. Олишев,
зам. директора Исторического музея
т. Рубинштейн, начальник отдела
культурно-просветительных учрежде-
ний Моссовета.т. Паншин и. другие.

СОВЕЩАНИЕ РАБОТНИКОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
КИНЕМАТОГРАФИИ

Вчера вечером закончило работу
продолжавшееся четыре дня Всесо-
юзное совещание работников художе-
ственной кинематографии, посвящен-
ное постановлению ЦК ВКП(б) о ки-
  нофильме «Большая жизнь».

С докладом выступил миниетр ки-
нематографии СССР И. Большаков. В
прениях приняли участие Л. Луков,
И. Глотов, В. Шкловский, А. Федо-
ров, Расул Рза, А. Алексеев, В.. Гур-
кин, М. Донской, А. Спешнев, В. Кз-
тинов, И. Пырьев, Б. Горбатов,
М. Ромм, Д. Еремин, Л. Трауберг,
С. Васильев, Г. Александров, И. Лу-
кашев, Л. Антонов, Н. Семенов и
З. Бриккер.

Итоги совещания были подведены
в заключительном слове И, Больша-
кова. Участники совещания послали
письмо товарищу Сталину и приняли
обращение к работникам художест-
венной кинематографии.

уклонений от участия театров в ре-
 шении наиболее важных проблем
современности.

Начальник Управления театров тов.
П. Руммо, признав правильность кри-
тики работы управления, ознакомил
участников совещания с репертуарны-
ми планами эстонских театров Oco-
бое внимание в этих планах уделено
современной советской пьесе.

В прениях выступил народный
артист ЭССР А. Лаутер, заслужен-
ный артист ЭССР К. Ирд, начальник
Управления по делам искусств ЭССР
И. Семпер, режиссер Э. Тюрк, крити-

ки Х. Лумет и С. Левин, Б. Мезилане,
Н. Андрезен.

ТАЛЛИН. (Наш корр.).

В КИШИНЕВЕ

Состоялось собрание работников
литературы и искусства Кишинева,
обсудившее состояние  идеологиче-
ской работы в республике. На собра-
нии присутствовали писатели, компо-
зиторы, художники, артисты, партий-
но-комсомольский и советский актив.

Доклад о задачах молдавской лите-
ратуры и искусства в связи с поста-
новлениями ЦК ВКП\!б) по вопросам
литературы и искусства сделал секре-
тарь ЦК КП(б) Молдавии т. Н. Ко-
валь.

Активность, с которой проходило
собрание, показала, насколько волну-
ет общественность столицы состояние
работы на культурном фронте. В пре-
ниях выступил 21  человек,

Особенно резкой критике была под-
вергнута деятельность правления Со-
юза советских писателей Молдавии и
редколлегии его органа — литера-
турноге альманаха «Октябрь». Много
справедливых упреков было высказа-
но по адресу Союза_ композиторов.
Его председатель Д. Гершфельд раз-
валил организацию. Совершенно не
велась работа по повышению идейно-
художественного уровня членов сою-
за. Отсутствие настоящей  больше-
вистской критики привело к тому, что

= : СОВЕТСКОЕ ACK YOC
Работники искусств обсуждают постановления ЦК ВК

— игнорируя основной закон оперно-
‘го искусства, который заключается в

=— —
i vy

=

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

МУЗЫКАЛЬНОГО

Три дня во Всероссийском  теат-
ральном обществе длилось творче-
ское совещание, посвященное совре“
менным проблемам советского музы-
кального театра. В совещании приня-
ли участие композиторы, драматурги,
музыкальные критики, творческие ра-
ботники оперных, балетных и опере-
точных театров.

Открывая совещание, И. Бэлза oc-
тановился на задачах, которые стоят
в настоящее время перед мастерами
музыкального искусства.

— ПЦПентральный Комитет BKII(6),
— сказал И. Бэлза, — со всей опре-
деленностью подчеркнул важность
разработки проблем современности в
творчестве мастеров советского “HC-
кусства. Указания партии о недостат-
ках в репертуаре драматических те-
атров’ целиком могут быть отнесены
и к нашим музыкальным театрам, где
тема современности далеко еще не
получила своего надлежащего разви-
тия.

В первый день участники совеша-
ния обсуждали вопросы оперного ис-
кусства. С докладом «Современная
тема в опере» выступил Ю. Шапо-
рин.

— Нельзя создать произведение,

которое претендовало бы на жизне-
способность, — заявляет докладчик,

том, что в опере поют, а не говорят.
Однако не всякое пение, не всякая
мелодия гарантируют успех оперы. `
Основная задача оперного произведе-
ния — выявление идеи через. образы,
создаваемые средствами вокального
искусства. Для создания полноценной
оперы могут служить только те темы,
которые раскрывают: большие и зна-
чительные идеи.

Докладчик называет ряд  опез,
написанных советскими композитора-
ми на современные темы. Это «Тихий
Дон» Дзержинского, «В бурю» Хрен-
никова, «Семен Котко» Прокофьева,
«Чапаев» Мокроусова. Однако ни В
количественном, ни в качественном
отношении нельзя удовлетвориться
оперным творчеством наших компози-
торов, в котором тема современности
еще не получила надлежащего раз-
BHTHA.

В прениях по докладу был затро-
нут ряд важных творческих вопросов
оперного искусства.

Каковы должны быть принципы во-
плошения композитором современной
тематики в своем творчестве? Отве-
чая на этот вопрос, С. Попов указы-
вает, что основное требование, пред’-

‘являемое к современной опере, —это

р ое а estates
ЕВЕ ЕЕ РОЗ Оо ни

наличие в ней таких героев, которые
были бы носителями новых идей. На-
ши композиторы и либреттисты долж-
ны в своих произведениях показать
высокие качества советского челове-
ка, показать наш народ не только в
его настоящем, но и заглянуть в его
завтрашний день.

По мнению С. Попова, самым важ-
ным элементом музыкального языка
является соответствующий тематике
оперы интонационный склад.

Анализируя поставленные Ha Cie
нах наших театров оперы на совре-
менные темы, Е. Берлянд приходит к
выводу, Что основным пороком в
оперном творчестве советских комло-
зиторов является отсутствие органи
цеской связи между вокальным обра-
зом и образом драматическим. Даже
в лучших операх композиторы не
смогли создать правдивые психологи-
ческие образы советских людей.

— То, что раньше считалось обя-
зательным для любого драматическо-
го произведения, — говорит т. Бер-
лянд, — конфликт между героем и
средой, коллизия человека, сталкива-
ющегося с тупостью и равнодушием

‘позиторы и ‘либреттисты не смогли

Творческое совещание в BTO
°

ты композиторов, либреттистов и кол-
лективов. театров над постановкой
опер «В огне» Кабалевского н «На-
дежда Светлова» Дзержинского. Ни
одним словом не обмолвилась об этих
спектаклях и музыкальная критика.
Далее Г. Марков говорил об ог-
ромной роли, которую играет в опер-
ном произведенин либретто. Либрет-
то советской современной оперы дол-
жно. быть настоящим произведением
искусства. Некоторые  либреттисты,
следуя дурным традициям драмоде-
лов, составляют либретто, как аван-
тюрно-приключенческую пьесу.

Всеобщее недоумение вызвало. пу-
танное выступление Л. Дзержинского.
Он начал с того, что рано, якобы,
говорить о теме, так как советской со-
временной оперы не существует. Ilpo-
тивореча сам себе, Л. Дзержинский
в дальнейшем коснулся вопросов со-
временной темы в советской опере.

В прениях по докладу выступило
всего четыре человека. Весьма страя-
но, что присутствовавшие на совеша-
нии работники Большого театра, Те-
атра оперы и балета им. Кирова, ком-

рассказать о том, что они собираются
сделать для того, чтобы опера на
современные темы заняла надле-
жащее место на сценах оперных теат-
ров.
or

На следующий день был заслушан
доклад М. Габовича «Современная
тема в балете». Анализируя состояние
современного советского балета, д5-
кладчик указал на ряд достижений
нашей хореографии. Это прежде все-
го демократизация темы  балетно-
го театра, наличие героической темы.
К числу весьма серьезных недостат-
ков балета относятся: самоуспокоен-
ность, отсутствие поисков нового,
инертность в работе по созданию со-
временного репертуара. Это несвой-
ственное советским художникам спо-
койствие толкает наших -балетмейсте-
ров, драматургов и композиторов к
классическим темам и литературе
прошлого. Мы должны создать ие
просто произведение на советскую те-
му, а отразить современность так,
чтобы зритель был глубоко взволно-
ван тем, что происходит на сцече.
Механическое перенесение приемов
драматического театра, кино и лите-
ратуры в область балета было бы
вульгаризацией самой постановки во-
проса о создании современного ба-
летного искусства.

Хореографическое искусство, Ae
сомненно, может и должно отразить
современность, но не при посредстве
наивной иллюстрапии нашей жизни, а
путём глубокого поэтического, твор-
ческого обобщения, в сфере которого
только и может развиваться балет.

Доклад М. Габовича вызвал ожив-
ленные прения.

Выступая от имени старейшего ба-
летного театра страны — Ленинград-
ского театра оперы и балета им. Ки-
рова, А. Ваганова подчеркнула. нео5-
ходимость всемерного повышения
культуры и знаний работников: хор=э-
графии, их более близкого контакта с
жизнью и ее запросами, глубокого
понимания требований нашей великой
эпохи. Вместе с тем А. Ваганова
справедливо предостерегала от по-
спешных, упрошенных выводов и при-
способленческого отношения к глубо-
ким принципиальным указаниям ЦК
ВКП(б). Но мы обязаны, говорит
А. Ваганова, теперь с особой  энер-
гией утвердить в нашем репертуаре
балет на советскую тему. Театр им.
Кирова привлек группу композиторов
и либреттистов к созданию  совре-
менных спектаклей.

окружающей его среды, в наше время
отсутствует. Вместо этого к худож-
нику пред’является требование пози-
тивного освещения действительности.
Это основная черта нашего искусст-
ва, в том числе и оперного. Это очень
благодарная задача, но в то же время
она связана с большими трудностя-
ми, которые может преодолеть толь-
ко настоящий художник. В современ-
ной опере композитор и либреттист
должны показать человека, который
является частью окружающей его
среды и сосредоточивает в себе луч-
шие ее черты.

П. Марков говорил о недопустимо
равяодушном отношения музыкаль-
ной общественности и ряда театров к
вопросам создания современной со-
ветской оперы. Достаточно сказать,
что Союз композиторов ке удосужил-
ся обсудить результат большюй рабо-

композиторы отстали от жизни стра-
ны и в своем творчестве не отражали
глубоких социально-культурных пе-
ремен, происшедших в жизни мелдав-
ского народа.

Критчке была подвергнута и дея-

тельность Союза советских художни-
ков Молдавии (председатель А. Ва-
сильев).
. Большие ошибки допустили театры.
Их репертуар оказался засоренным
примитивными, а то и просто халтур-
ными пьесами (например, «Чудеса в
горах» в Русском театре). Руководч-
тели театров при составлении репер-
туарных планов часто  руководство-
вались деляческими соображениями,
игнорируя идейно - художественные
качества ньес. Управление же по де-
Молдавской ССР относилось безу-
частно KO всему, что происходило
на сцене.

В принятой единогласно резолюции
отмечается исключительное значение
постановлений ЦК ВКПб) для улуч-
шения идеологической работы в рес-
публике. Работники литературы и ис-
кусства Молдавии принимают указа-
ния Центрального Комитета партии,
как боевую программу действий, ука-
зывающую верный путь к новым твор-

ческим успехам,
КИШИНЕВ. (Нант корр.).

В ТАШКЕНТЕ

Работники  театрально-зрелищных
предприятий республики горячо об-
суждают постановления ЦК ВКП(б),
направленные на улучшение ицеоло-
гического воснпитакия трудящихся.

С большим под’емом прошло собра-
ние в Театре им. Хамза. По докладу
директора театра т. Азизова развер-,
нулись ожнвленные прения. В своих
выступлениях артисты и режиссеры,
единодушно одобряя постановления
ЦК ВКП(б), подвергли резкой кри-
тнке работу театра и его руковсаства.

Узбекский Театр драмы uM. Хамза
является ведущим творческим кол-
лективом республики, Но и в его ре-

Л. Лавровский, правильно подчер-

такля требует поднятия идейно-поли-
тического уровня исполнителей, что
обращение к теме современности не
должно быть попытками отдельных
лиц, а делом чести всего коллектива,
генеральной линией театра, в то
же время не подверг критике пред-
ставляемый им Большой театр, где
работа над созданием современного
балетного спектакля уже в течение

кнув, что рождение советского ome

долгого времени заставляет желать музыки, И. Дунаевский

много лучшего.

О драматургии балета, как © важ-
нейшем условии создания современ-
ного балетного спектакля, условии, с
которого и начинается проблема его
идейности, говорил в своем выступ-
лении Ю. Слонимский. Либреттисты,
привлекаемые сейчас к работе над со-
зданием современных балетов,

a

ЫХ РЕСПУБЛИК

пертуаре из 10 спектаклей только 3
на современную тему. В пьесе Уйгуна
«Рискованная шутка» советские лю-
ди, строители колхозной жизни, изо-
бражены в уродливой, карикатурной!
форме, а колхозная действительность
представлена в искаженном виде.
Второй спектакль на современную те-
му «Мухаббад» Уйгуна — сырой и
недоработанный.

В театре укоренилась традиция по-
ручать ведущие роли в советских
пьесах вторым актерам, а их HOCTa-
новку—посредственным режиссерам:

Общее собрание отметило, что твор-
ческий коллектив театра не зани-
мается’ марксистско-ленинской уче-
бой. Отсутствует и профессиональная
учеба. Недостаточно уделялось вни-
мания подготовке н воспитанию мо-
лодых кадров. Имеющаяся при теат
ре студия рассматривалась как под-
собная организация, поставлявшая
статистов для массовых сцен.

Собрание приняло резолюцию, в
которой намечены конкретные меро-
приятия, направленные на ликвидацию
недостатков в творческой жизни
театра.

Изучению исторического решения
ЦК ВКП(б) посвятили свои собра-
ния коллективы Театра узбекской
оперы и балета им. Горького, а так
же театры Ферганы, Самарканда, На-
мангана.

ТАШКЕНТ. (Наш корр.).

++

Собрания работников искусств, как
сообщают наши корреспонденты, со-
стоялись также в Саратове, Пензе,
Куйбышеве, Свердловске, Сталингра-
де, Черновцах, Воронеже, Вологде,
Николаеве, Грозном, Курске,
Иванове, Днепропетровске, Ижевске,
Дзауджикау и других городах.

Повсюду работники искусств отме-
чают правильность и своевременность
постановлений ЦК ВКП(б) и обязу-
ются положить указання Центрально-
го Комитета партии - в .- основу всей
дальнейшей работы’ предприятий и

j CH вад музыкальным языком
t =
произведенни. Рано еше говорить о

мало

ТЕАТРА.

знают жизнь для того, чтобы проник-
нуть в смысл ее многообразных явле-
ний, чтобы из огромного количества
жизненных впечатлений взять то ос-
HOBHOe, что могло бы стать балетным
спектаклем. Мы в состоянии, говорит
Ю. Слонимский, показать советского
человека в. его самых высоких прояв-
лениях, если будем искать не внеш-
ность, а такие черты его духовного
мира, которые выступают во всем ве`
личии перед человечеством. Образ
патриота, героя труда, образ передо-
вого’ человека,  мерестраивающего
мир, должен воплотиться в наших
балетных спектаклях.

С Ю. Слонимским соглашается н
Б. Фенстёр (Ленинградский Малый
оперный театр), говорящий о том, что
успех советского балета в большой
мере решает драматургия. Вопросам
балетной драматургии было также по-
священо выступление Н. Винограхо-
ва-Мамонта.

Р. Захаров подчеркнул, что балет-
мейстер, как сочинитель танцев, так-
же является драматургом хореогра-
фического произведения. Р. Захаров
предлагает работу над созданием но-
вых либретто и музыки сосредоточить
в определенном центре, где либретти-
сты, композиторы, балетмейстеры и
исполнители могли бы решать вопро-
сы; связанные с хореографическим со-
ветским репертуаром.

Вопросам балетной эстетики посвя-
тил свое выступление В. Голубов
(Потапов). Творческим работникам
советской хореографии нужно поду-
мать о развитии, расширении и углуб-
лении балетной теории. Говоря о но-
вых современных темах в балете и
хореографическом образе нового со-
ветского человека, В. Голубов под-
черкнул необходимость использова“
ния всех выразительных средств тан-
ца. Особенность утверждающего тан-
ца в том, что он возвышает, облаго-
раживает героя. Мы должны гово-
рить о наших людях в плане высоко-
го социалистического идеала, воспи-
тывать зрителя на лучших, самых
прекрасных свойствах советских лю-
дей и помнить. что самое современ-
ное — это и сзмое вечное.

al

Заключительный день совещания
начался докладом М. Янковского о
современной теме в оперетте.

Приведя ряд примеров из истории
развития опереточното жанра на За-
паде и в России, докладчик сказал,
что оперетта была наиболее творче-
ски сильна тогда, когда она обраща“
лась к образам современности,

Какие задачи стоят сейчас перед
советской опереттой? Докладчик ука-
зывает, что основной Задачей опе-
ретты является показ положительно-
го образа советского героя, передо-
вого сопиалистического человека, а
между тем в этом направлении сде-
лано еще очень мало. Но важно То,
что преобладающая часть композито-
ров и либреттистов стремится иттн
по этому правильному пути.

Величайшим злом в советской опе-
ретте следует считать проявления по-
шлости, которую некоторые склонны
считать‘ необходимой принадлежно-
стью опереточного искусства. Именно
поэтому из оперетты в оперетту пе-
реходят «проверенные — временем»
остроты и трюки, которые люди
старшего поколения слышали еще в
фаосах Сабурова.

Нельзя допустить, чтобы 6e3
вкусное, пошлое трюканество подме-
нило собой в оперетте подлинное ис-
кусство комедии.

Выступивший в прениях по докла-
ду М. Янковского А. Алексеев ro-
ворил о необходимости точно уяс-
нить, какие средства опереточного те-
атра сохраняют свою жизненность
при обращении к теме современности.
По мнению А. Алексеева, в Театре
музыкальной комедии сейчас по пра-
ву должен занять свое’ место остро
сатирический политический памфлет.

Говоря о том, что оперетта наибо-
лее ярко отражает основные идейно-
художественные тенденции, достоин-
ства и пороки всей нашей массовой
делает вы-
вод, что у оперетты нет своих особых
творческих проблем. Авторы будущих
советских оперетт должны задумать-
своих

TOM, что уже существует  собствен-
ный стиль советской оперетты, хотя

‚ отдельные черты его уже заметны и

отличны от
ских оперетт.

О необходимости об’явить решиз
тельную борьбу со штампом в-опе-
`ретте говорил А. Тутышкин. По его
мнению, опереточный спектакль моч
жет быть лирическим, романтиче“
ским, бытовым; работать можно и ну-
жно в любом направлении. Особое
значение приобретает совместная
дружная работа драматурга, комнози-
тора и театра.

Странное впечатление произвела
часть выступления В. Соловьева-Се-
дого, в которой он предлагал «поста“
вить нам на службу фокстрот» и да-

же создавать... русские кстро-
ты(!?). те

Совещание, посвященное современ“
ной теме в музыкальном театре, по
казало, какую огромную роль в акти-
визации творческой инициативы В
этой области сыграли постановления
Центрального Комитета ВКП(б) по
вопросам литературы и искусства,

Выступления многих участников
совещания содержат ряд ценных мыс-
лей, которые сыграют свою роль В
создании и постановке новых опер;
балетсв и оперетт на советские темы.

стиля западноевропей-

В СОЮЗЕ СОВЕТСКИХ
АРХИТЕКТОРОВ

В Московском Доме архитектора
состоялось расширенное заседание
президиума правленчя Союза совет“
 ских архитекторов СССР, посвящен-
  ное сбсуждению постановлений
ВКП(б) по вопросам литературы #
  искусства.

С докладом об очередных задачах
советских архитекторов. выступил
  К, Алабян. В прениях по докладу,
продолжавшихся три дня, приняли
  участие Н. Былинкин, И.  Маца,
  Jt. Аркин, Б. Рубаненко, Н. Соколов,
И. Маркелов, М. Николаев, Д. 33-
славский, Я. Корнфельд и другие.

Подробный отчет о заседании 52

учреждений искусства.

дет напечатан в следующем номере
газеты.