ПРАВ

ДА

КНИГИ. ЖИЗНИ

Недавно вышел русский перевод книги
‘американского летчика Джимми Коллинза.
Замечательная книга эта, написанная ру-
кою зрелого литератора, произвела огром-
ное впечатление. , =

Коммунист по убеждению, он обречен
был на самую опасную работу йспытателя
маптин в тех случаях, когда не ‘должен был
рисковать ни один застрахованный завод-
ской летчик. Жизнь Коллинза была игрою
в смерть. Летал он поденно, от случая в
случаю, а в перерывах между полетами
писал крохотные фельетоны, и сколько бы-
ло в них юмора, сколько удивительных
«трюков» из будничной жизни летчика,
сколько неожиланных драматических поло-
жений, созданных воздушным бытом!

Вот не пишут же так у нас! — дум
лось многим.

Но таково было лишь первое впечатле-
ние от книги, а дальнейшие мысли о ней
становились все печальнее и печальнее,
когда, отвлекаясь от юмора отдельных
сцен, мы думали о самом авторе книги.

Да для чего же зсе эти опасности, лья-
польская предприимчивость, необычайное
упоретво, если человек живет впроголодь,
если завтрашний день его не обеспечен,
если У него нет никаких надежд на сча-
стье? Мастерство ‚ Коллинза-летчика — в
условиях капитализма — превращается в
какой-то абсурд: чтобы кое-как и на
короткое время поддержать жизнь, нужно
предварительно несколько раз рискнуть
ею же, да и так еще необыкновенно риск-
нуть, чтобы опередить других, ‘менее
счастливых. конкурентов.

И из веселой, на первый взгляд, и
беззаботной книги она становится книгой
обреченного, бесцельного героизма.

Но вот вышли и У нас книги летчи-
ков: «Рассказ о своей жизни» и «От ©0-
хи к самолету» Водопьянова, книги Моло-
кова, Ляпидевского, Каманина. Сюда сле-
дует прибавить еще книгу Водопьянова
«Мечта пилота».

Книги эти полны такой сильной прав-
ды, такого жизненного напряжения, что
их читаешь, не переводя дыхания.

«Рассказ о своей жизни» Водопьянов
начинает издалека, с поры детства, и вна-
чале рисует знакомый, даже заурядный
тип деревенского подростка из бедняцкой
семьи. Такие обрёзы уже появлялись в
нашей литературе.

Мы узнаем, что в ноябрьские дни 1917
года Водопьянова женят. Мы видим его на
фотографии шестнадцатилетним  подрост-
ком. Жилет поверх рубахи, часы в жи-
летном: кармане на длинной крупной це-
почке. Стоит, неестественно  окаменев.
Видно, впервые снимается. В 1919 году
доброволец Ирасной Армии Водопьянов —
кучер в дивизионе воздушных кораблей, в
1920 году — помощник шофера, в 1925
году он еще только сдает испытание на
бортмеханика и лишь в начале 1929 года
совершает свой первый самостоятельный
полет.

Он уже тридцатилетний человек, и до
того исторического дня, когда он посадит
свой корабль на Северный полюс, остает-
ся всего шесть с половиной лет. Но сколь-
ко событий в жизни Водопьянова произо-
шло за эти годы!

В главах, описывающих 1929 год,
встречаются страницы, отдаленно напоми-
нающие Д. Коллинза хорошо написанны-
ми сценами опасностей летной профессии
и вместе с тем совершенно противополож-
ные Коллинзу по своему внутреннему
смыслу.

Молодой и еще не очень опытный лет-
чик Водопьянов летает на почтовой линии
Москва — Свердловск. Вот он летит в Мо-
скву. Темнеет. Аэродрома не видно. Совер-
шенно непонятно, куда садиться. Летчик
кружится над крышами Москвы, пытаясь
узнать какую-нибудь улицу, но «все мель-
кает, не успеешь взглянуть, как уже про-
летел». Вот он узнает Сухареву башню,
летит по Садовой, поворачивает по Твер-
ской, видит вокзал— оказывается, не тот.
Водопьянов возвращается к Сухаревой
башне и опять попадает к Курскому вок-

Ал. Колосов

залу. В третий. раз он уже не находит и
башни, и приходится ‘лететь над Москва-
рекой, определиться по Красной площади,
Гуму, найти узкую “Тверскую и затем
благополучно сесть _на- аэродром.

Почти Коллинз с его маленькими воз-
душными  комедиями и ‘вместе с тем —
не: он: Тут . улыбка * другого. значения,
улыбка взрослого человека над  неопыт-
ностью. своего детства.

Дальше в книге нет уже описаний та-
ких «трюков», — растут люди, растет
авиационное хозяйство. Но ‘мы и He жа-
леем о «трюках». В книге, чувствуем мы,
будет что-то другое, новое, соответствую-
Mee той, изо дня в день растущей жизни
страны, которой полна книга Водопьянова,
потому ‘что, когда он говорит о себе, он
товорит об СССР: :

В том же 1929 году Водопьянов, по-
сланный открыть воздушную линию Ха-
баровек — Сахалин, летит над Амуром. По-
салка в В. Тамбовском.

«Местные жители наперебой приглаша-
ли нас чай пить: каждый хотел, чтобы
мы пошли к чему.

Одна женщина говорит:

— Пойдемте, товарищи, к’ нам, у нас
изба большая, муж о мой — председатель

сельсовета.

— Нет, товарищи, пойдёмте к нам, —
говорит другая, —— у меня дочь комсомол-
ка, а сын — пионер.

Пошли мы к пионеру».

Этого не было и не могло быть нигде,
кроме Советского Союза.

В спенах тревожной и опасной жизни
летчика, богатой происшествиями, от кото-

‚рых захватывает дыхание, хоть автор и

рассказывает о’них с улыбкой, начинает
формироваться вторая — и главная — тема
книги: рост советского человека на расту-
щей советской земле.

Тут уж никак не может возникнуть
вопрос, который возникал у нас при чте-
нии Коллинза: зачем, к чему такое My-
жество?

Биография автора глубоко врезается в
жизнь страны. Все взаимосвязано и входит
в биографию непременными кадрами. Начи-
наешь замечать, что сила книги совсем не
в том, что она рассказывает о буднях лет-
чика, а в том, что она рисует нам жизнь
советской страны © воздуха. Описание
охоты. на тюленей в Васпии здесь так же
важно и интересно, как и встреча в воз-
лухе с птицами, едва не погубившими са-
молет, или размышления о том, какая ма-
шина годится для Севера.

В книге «От сохи к самолету» авиацион-
ная часть показана шире, в ней больше
портретов летчиков, подробнее разверты-
вается тема нашего продвижения на. Север.
Культработник и хозяйственник сделают на
полях книги столько же своих заметок,
сколько и люди авиации, потому что книга
эта — о многом. ©

У Водопьянова есть еще повесть о поле-
те на Северный полюс, написанная вместо
докладной записки, и пьеса о том же. По-
ставленные в один ряд с его автобиогра-
фическими работами, они создают единый
и пельный цикл^ своеобразного воспитания
героизма. Это не просто путь одного героя,
з школа жизни для многих.

Пилотом овладевает мечта — достичь
полюса. Он разрабатывает свою мечту, как
часть советской стройки. Мечта превра-
щается в план, в книгу о будущем подви-
ге, наконец, в самый подвиг. Книга стано-
вится у Водопьянова тем, чем она должнз
по-настоящему быть,— не целью, & сред-
ством. Ею, книгой, не, оканчивается твор-
ческое напряжение и жизненная функция
автора, а лишь начинается.

В сущности все литературные работы
Водопьянова можно было бы озаглавить:
«Как жить» или «Как и для чего люди
пишут» и поучиться у этих работ верному,
освобожденному от узкого профессионализ-
ма взгляду на искусство. Вниги Водопьяно-
ва — верные книги, кники жизни.

П. ПАВЛЕНКО.

АВТОРИТЕТ

_ (Рассказ).

У Евлокима Кулагина, караульщика
колхоза «Победа», есть большой оловян-
ный свисток. Этот свисток и шнур, на
котором свисток висит, Евдоким называет
«инфантерией».

Подле деревни расположена. пасека. Там
караулит другой старик — Павел Деви-
цын. У него тоже есть «инфантерия».

Когда деревня стихает и уже не видно
ни огонька, старики пересвистываются.
Вначале свист слышится из разных углов,
а потом все сближается, сближается. Вот
он смолк и вот слышится опять, но уже
из одного места: старики сошлись.

— Дела! — говорит либо тот,
этот. — Слыхал, чай?

Видимо, от обиды, что в жизни своей
они знали только печали, беды и горькую
нищету, а настоящая жизнь началась
лишь теперь, когда 0ба они уже стары,
слабосильны и в мирских делах малозна-
чительны, караульщики всякий -раз начи-
нают беседу с каких-нибудь колхозных
неладов;: огорчений, оплошек.

— Слыхал, чай? Про Кувякина-то?
Заместо карболки взял да и полил по сви-
нарнику шкипидаром. «Бутыли, дескать, я
перепутал. Не ту бутыль взял». Да ведь
он, шут ты гороховой, шкипидар-то, денег
стоит. И потом ежели все бутыли схожие,
то ты нюхать должен: от карболки одна
вонь, а от шкипидару — другая. Тебе же
трудодни пишут.

За оплошкой идут — другая, третья, де-
сятая. Чаше всего — это мелочи, сущие
пустяки, но старики веселеют от мысли,
что вот как ни стары они, ни малозначи-
тельны в общественной жизни, им все же
есть на что указать колхозу и есть что
присоветовать ему.

Сегодня в деревне было общее собрание
граждан. Евдоким Кулагин ходил слушать
ий наслушалея, насмотрелся там столько,
что засвистал и пошел на свидание с дру-
том раньше срока: деревня еще не спала.

либо

# * *

Собрание было о церкви.

Сошлось человек триста. Бывшие мона-
хини Василиса Кудимова и Матрена Его-
рова. привели на собрание священника,
дюжего, конопатого мужика с басом. Ког-
да поп сморкался в большой, клетчатый
платок, то мерещилось, что в носу у Hero
были стропила, балки, кирпичные своды,
и все это теперь рухнуло в клетчатый
платок.

Вокруг попа сидели монахини, торник
Капустин, братья Сусловы, забулдыжный
слесарь Ангелов и еще десятка полтора
богомольных ° людей, — народ все’. вздор-
ный, сутяжный, злющий, У Василисы Ry-
димовой и Матрены Егоровой голоса тон-
кие, звонкие, склизкие: из пушек пали,
не. заглушишь.

Вел собрание активист Ефрем Черну-
хин, рябенький, веселолицый’ колхозник.

Прежде чем предоставить слово доклад-
чику Семену Горелову, Ефрем сам произ-
нес речь:

— Ланный вопрос. который мы сейчас
разрешим, есть тот вопрос, который девя-
носто процентов нашего населения уже реё-
шили в своем уме ясно и определенно, TO-
есть, церковь закрыть и до основания ра-
зобрать, а весь кирпич, кровельное и вся-
5коё желёзо и гвозди, стекло, плиточный
камень предоставить колхозу для полезно-
го строения. Каждому ясно: мы и отцы
наши эту церковь построили, и на то на-
ша полная воля — разобрать ее или пу-
скай стоит. как стояла, и морочит  неко-
торым элементам головы. 06: этом локлад-
чик Семен Макарыч: об`яснит подробно, a
я хочу только сделать одно замечание.
В последний период времени среди старых
женщин пущена провокация, будто где-то
за Дивногорьем имеются небесные знаме-
ния: ходят, будто, огненные столбы, и дру-
гая такая провокация, которая действует
на наших мамаш. На данном собрании
есть представители культа и религии и.
если они допускают, что по небу могут

‚рода сооружается

В пионерском лагере Артек. На снимке: пионеры Барасби Хамгоков — орде-
ноносец, джигит Кабардино-Балкарии, награжденный за отличное шефство

над молодняком, и Лена Петренко,
диверсанта.

премированная за задержку шпиона-
Фото Н. Колли.

НОВЫЙ ВОДОПРОВОД
В МИНСКЕ.

‘МИНСК, 5 июля. (Корр. «Правды»).
Охновременно © реконструкцией  сущест-
вующего водопровода в Минске строится
новый водопровод. На, одной из окраин то-
мощная  водонасосная
станция. Из 9 намеченных Е бурению
скважин 4 уже сданы в эксплоатацию.
Они дают 8.800 кубометров воды в cyT-
ки. На окраинах торода приступлено Е
установке 70 водоразборных колонок. Во-
ропроводная сеть в текущем году увели-
чится на 26 километров.

а

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
KOJIXO3HUKOB

КИРОВ, 5 июля. (Корр. «Правды»). В
колхозах Кировской области насчитывается
свыше 800 кружков художественной само-
деятельности. В них принимает участие ло
10 тысяч колхозников.

В Котельничеком районе есть семья
Смертиных. Она состоит из 8 человек. Вее
они играют на музыкальных инструмен-
тах. В Вятских Полянах славится шумовой
оркестр кукшагских колхозников. Им ру-
ководит колхозник Киршин. B Яранском
районе большой популярностью пользуется
коллектив «матрешек» колхоза «Новая
жизнь», прекрасно исполняющий старин-
ные крестьянские песни и пляски.

ходить столбы, то — просьба выйти сюда,
на это место, и сказать с откровенностью.
Поп гулко высморкался и произнес ба-

сом:
— Какая чепуха.

— Это как понимать?—спросил Ефрем.

— Я про столбы, — сказал поп.

Тут все услышали голос старика Аки-

ма Петрова:

— Можно мне про небесные знамения?

Ефрем Чернухин ©трого проговорил:

— Гражданин поп дал свою справку и

вопрос, считаю, исчерпанным.
Однако все запумели:
—- Просим, просим.

Е столу подошел низкорослый улыбча-

тый старичок и начал:
— Я вон одного

ток вшей, кинет их в чашку,

будто видел. Вытаращит бельмы,

тда он вшей жрал, то некоторые

жу — мельник Кучеряев волочит

этой нету, в одних портах. Что

порты и остались. Вот вам и видения.

Рассказ Акима произвел заметное впе-

чатление. Кто-то крикнул:
Голосовать бы. Вопрос ясный.

` Поп встревоженно взглянул на Матрену
Егориху. Та звонким и, как в040с, тонким

голосом пропела:
— Просветиться желаем.

Й так же звонко, тонко крикнула Васи-

лиса Кудимова:
— Луша жажду имеет.

А возле президиума уже ‘стояли братья
Сусловы, очень похожие друг на друга
рубахи,
бороды,
палки, длинные шеи. Полуоткрыв рты, онп
заморгали, и было неясно, хотят ли они

старики. На них — одинаковые
сапоги, и все у них одинаково:

говорить или помирать.

Е oe ee БТ. ЕЯ

задонского монаха
знал. Жил в ‘дупле, святым считался и
вшей жрал. Наловит из волосьев, из пор-
нальет
воды, покажет народу и пьет: «я, говорит,
для бога все перенесу». И знаменья тоже
затря-
сется: это ему в небе божья матерь ви-
литея или вот тоже столбы огненные. Во-
бабы
блевали. Поблюют, а потом ноги ему це-
луют: мученик, дескать. И слушайте, что
было дальше. Помню, вечерком народ по
лесу бежит: «Ах, ох...» Что такое? Гля-
того
святого за волосья: морда в грязи, ряски
такое?
А это святой-то. заманил к себе в дупло
девчонку лет двенадцати и хотел уже на-
сильничать, да девчонка-то забилась, за-
кричала... у-ух, долбали его тогда: если
бы не подоспели монахи, только одни бы

ЗАБОТА 0 ЗДОРОВЬЕ ШАХТЕРА
  Й ETO CENbI

СТАЛИНО, 5 июля. (Корр. «Правды»).
Значительно увеличился расход средств
социального страхования на обслуживание
работников угольной промышленности Дон-
басса. В среднем расход на олного застра-
хованного увеличился в 1937 году на 82
проц. по сравнению с 1934 годом.

Особенно выросли расходы на’ обелужи-
вание матери и ребенка. Сумма пособий по
беременности и родам составит в этом году
5.765 тысяч рублей (в прошлом году —
3.148 тысяч рублей). Пособий на кормле-
ние ребенка будет выдано 5.072 тысячи
рублей (в 1936 году—2.198 тыс. рублей),
пособий на уход за ребенком—3.200 ты-
сяч рублей. Г

В этом году за счет средств социально-
то страхования будет послано на курорты
и в санатории 15 тысяч угольщиков Дон-
басса, 62 тысячи путевок шахтеры полу-
чат в дома отдыха. Кроме того, в детские
санатории будет направлено 2.500 детей
угольщиков.

—о—

ВЫПУСК ПЕДАГОГОВ

ЯРОСЛАВЛЬ, 5 июля. (Норр. «Правды»).
Вчера состоялся выпуск 139 педагогов,
окончивших Ярославский  педагогическяй
институт. 69 выпускников получили . зва-
ния педагогов (физиков, математиков и
естественников) средней школы, 70—зва-
ния педагогов (физиков, математиков, по
языку и литературе) неполной средней
школы. Среди окончивших институт —
14 коммунистов и 49 комсомольцев.

— В чем дело? — спросил Ефрем.

Старики заговорили сразу, потом один
отстал, смолк, а другой — Иона бормотал:

— А вот ежели саранча, или совка,
или, не дай бог, засущье. Ни с крестным
ходом по полю не пойти, ни свяченой воды
нету. Чай, не турки.

Потом забормотал старший Суслов —
Евстафий:

— Без греха человека нёту. Мало ли
чего было. Тот, небось, украл чего, а тот,
небось, со снохой своей спал, когда сына
в солдаты угнали. А ведь каждому перед
смертью охота облегчиться. А тут тебе
ни попа; ни креста, ни причастия. Чай,
не турки. А душа-то, она у христианского
человека бессмертная. Тело сгниет, а душа
жить будет.

— ЗВи-ить будет, — жалобно повторил
Иона Суслов.

И опять сплелись звонкие и, как волос,
тонкие голоса монахинь:

— Просветиться желаем.

Ефрем Чернухин рассердился:

Может, можно без панических на-
строений? Может, можно конкретно —
чего именно вам желательно?

Матрена Егориха закричала:

— Если нет всевышнего и храм его
разрушим, то откуда твердь земная.и небо,
и звезды, и солнце, и всякая премудрая
тварь. Человек и жабу не может ‘сделать,
хоть какой ученый ни буль, а тут всякая
премудрость и нет ей числа. Откуда оно?

Ангелов хрипуче проговорил:

— Прошу дать пояснения насчет души.
Ежели человек спит, то он. сны видит.
Сталоть, тело евонное тут, а душа бродит.
И еще прошу пояснения насчет засухи...

Вопросов было много, и все они — 0
мироздании, о происхождении ° человека,
о душе... Богомолы знали, чем можно сму-
тить односельчан, потому что вопросы эти
интересны каждому колхознику и 06060
тревожат пожилых людей. И знали еще,
что ни парторг, ни председатель колхоза
ничего не прочли о мироздании и о том,

что такое душа: «как-то все было не до;

того».

Стало очень тихо. 3

Парторг Елочкин поднялся и заговорил
жарко, страстно, но тем мутным, удручаю-
щим языком, который непонятен и отвра-
тен колхозникам.

Tak, остановившись на засухе и на борь-
бе с нею, Елочкин сказал:

6 ИЮЛЯ 1937 г, № 184 (7150),
ети ee

‘HA ПОЗИЦИЯХ
: «НЕВМЕШАТЕЛЬСЛ ВА»

В нашей стране исключительно велико
политическое, культурное и хозяйственное
значение радио. Это известно и понятно
каждому. Но столь же общеизвестно, что
нынешние темпы ‘радиостроительства, раз-
мах ‘радиосети, качество вещания еще
очень далеки от того, что ‘настоятельно
диктуется жизнью.

В радиоуправлении Наркомевязи CCCP
долгое время орудовал ставленник Смирно-
ва и Рыкова — враг ‘народа Шостакович.
Под его руководством сознательно разруша-
лось оборудование радиостанций и узлов,
затягивалось новое строительство, удоро-
жалась стоимость его. Так в 1932—1933
годах начали строиться радиостанции В
Якутске, Минске, Свердловске и некоторых
других городах. Но и по сей день строи-
тельство этих радиостанций не закончено.
В 1935 году был составлен проект строи-
тельства радиостанции в Петропавловске-
на-Камчатке. Сейчас установлено, что этот
проект страдает крупнейшими недостатками.

Годами радиоуправление не отвечало на
жалобы и письма работников радиоузлов и
радиослушателей. Вместо борьбы за BBICO-
кокачественную радиоаппаратуру миллио-
нам радиослушателей преподносили негод-
ный репродуктор УСМО, который по каче-
ству ниже даже старинной «Зорьки». Все
это не заставило встрепенуться партийную
организацию управления. Только органы
HRB] разоблачили и обезвредили врагов
народа. засевших в радиоуправлении.
Как же сейчас ликвидируются последствия
вредительства? Факты показывают, что
должных выводов из имевшего места вреди-
тельства коллектив радиоуправления ‘не
сделал.

Ближайшим помощником Шостаковича
был Козаков, член партии. Через Козаковз
враг народа Шостакович вредил в области
планирования и финансирования. Козаков
работает в системе радиоуправления и
по сей лень, а партийная организация
не удосужилась серьезно потребовать У
него ответа о его связях с Шостаковичем.

Работают в управлении и лругие близ-
кие Шостаковичу люди, например, началь-
HUE сектора’ вещательных станций Цынго-
ватов. Это он спалил комплект дорогостоя-
щих американских ламп и, покровитель-
ствуемый Шостаковичем, не понес за.это
никакого наказания. Коллектив же радио-
управления. спокойно проходит мимо этого
факта. : :

Плохо выполняется производственный
план. По важнейшим радиостройкам голо-
вой план выполнен за 6 месяцев на 1—2

ОМСКИЙ ОБЛИСПОЛКОМ ^.

процента, и это не вызывает ни у кого тре-
воги.

В прошлом году по Свердловской области
было включено около 23.000 ралиоточек,
Более 12.000 из них вскоре выбыли из
строя. Судьба этих молчащих точек никото
не беспокоит. Вредительство, имевшее ме-
сто в радиофикации, не ликвидуровано.

Растет количество молчащих радиоузлов,
В январе их было 85, в марте—111. Ре-
корд побивает Украина.

Ухудшили свою работу даже такие веду-
щие радиостанции, как имени Коминтерна
и Октябрьская станция. Поток жалоб ра-
диослушателей на низкое качество работы
трансляционных узлов и станций идет по-
прежнему, не встречая должного внимания,

Все эти факты свидетельствуют о том,
что в радиоуправлении нет действительной
борьбы за ликвидапию последствий вреди-
тельства. Вместо подлинного делал— пустая
болтовня и дешевые покаянные речи. ›

26 июня состоялось очередное собрание
актива радиоуправления. Выступало немзло
ораторов co всякого рода заклинанияия
против вредителей, но никто не постарался
как следует выявить вредительское охво-
стье, которое затаилось в недрах управле-
ния. Никто не дал отпора об’ективно ап-
тисоветскому выступлению работника от1е-
ла радиофикации, некоего Орлова. В своем
выступлении он много распространялся о
вредительстве вообще. Когда же собрание
попросило его назвать конкретных вреди-
телей, он заявил:

«Считаю, что не’ моя обязанность вы-
являть, кто виноват».

Эта позиция невмешательства, которая
не имеет ничего общего с отношением чест-
ного советского работника к своему делу,
не встретила отпора со стороны актива.

Бывший личный секретарь Шостакови-
ча, ныне начальник спецсектора, кандя-
дат партии Абрамов, выступил на собрания
актива с речью, направленной против но-
вого руководства управления.

— (Сначала попланируйте вы, & потом
будем мы.

Вот что нашел нужным сказать по во-
просам ликвидации последствий вредитель-
ства кандидат партии Абрамов.

В радиоуправлении Наркомсвязи нет еще
подлинной. большевистской мобилизованно-
сти. Даже‘ в партийной организации нахо-
дятся люди, не желающие ликвидировать
последствия ‘врелительства. Руководство
наркомала и районный: комитет партии 0бя-
заны заинтересоваться этими ` явлениями.

Е, РОДЗЕВИЧ, a

НЕ РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБ о

_В приемную председателя Омского 0б-
ластного исполнительного комитета Кон-
дратьева явился колхозник-казах Булатов.
Местные власти учинили явно незаконное
дело: заковали кумысную кобылицу в же-
лезные путы. С раннего утра Булатов до-
у тов. Кондратьева или его
Вуткевича. On перечитал
-е надписями:  приемо у
председателя —© 11 ло 12; прием у за-
местителя председателя —с 12 до 13 ча-
сов. Но Холкин — работник приемной —
сказал ему, что приема не будет. Булатов
ушел ни с чем. `

Случай с колхозником Булатовым-—яв-
ление обычное. В облисполкоме на жалобы

и жалобщиков смотрят неприязненно.

Председатель облисполкома обязано сам
просматривать жалобы, принимать людей.

Олнако за 5 месяцев 1937 года он при-
нял всего 5 человек, & в приемную совсем
не заглядывал. Заместитель председателя
Буткевич не принял ни одного жалобщиеа,
ни разу не допустил Е себе работника
приемной с докладом о состоянии жалоб.

Жалобы месяцами лежат без движения
в облисполкоме. Из 500 жалоб, поступив-

— Анализ опыта показывает, что за-
суха упирается не. только в солнце, но и
 в кадры, ‘а также в-социалистическое зем-
леделие. ; ;

Когда -он. сел, Василиса Кудимова вос-
ЕЛИКНУла: и

— А: откуда земная твердь?
така неизреченная премудрость?

Ефрем Чернухин неспокойно зазертелся.
Помрачнели и другие активисты. Конюх
Евтюхов, нагнувшись к Чернухину, про-
шептал:

— Нынче голосования ne  допускай.
Отложить до завтра. А то замечаются ко-
лебания.

Поп учтивым басом проговорил:

— Позволительно ли мне сказать нечто
о сотворении мира и о душе?

Активисты учуяли, что поп забъет Елоч-
кина вконец и повскакали:

— Это в повестку не входит.

Елочкин снова поднялся и снова заго-
ворил страстно и мутно:

— Вопрос о душе или же о медицине
не есть вопрос политический, и если,
например, мы проанализируем  классо-
вую борьбу от самого феодализма...

Конюх Евтюхов рукой махнул:

—- Пропало. дело.

Нивесть что было бы дальше, если бы
не сухорукий Серега Должиков. Два года
назад он был избачем, но правление He
отпускало ему ни дров, ни керосина, ни
денег— и читальню пришлось закрыть.
Серега долго допытывалея, ‘куда сдать
ЕНИГИ, НО Так и не допытался. Он сложил
их в сундук и читает, перечитывает.

Книжки эти по большей части неясные
и прескучные —с «инфузориями», «эм-
бриологией», «афродитами». А что такое
инфузория и кто такая Афродита — поди,
догалывайся.

Но других книг о религии нет, а Серега
пытлив, и то, что понять ему невозможно,
он замещает домыслами, догадками...

рега знал, что ему не ответить на все
вопросы, задаваемые CO злым умыслом 60-
гомолами, но он понял, что сейчае самое
важное — уверить слушателей, а глав-
ное — слушательниц, что ‘есть в мире
люди и такие книги, которые могут рас-
сказать 060 всем, что интересно колхоз-
никам и что волнует BX Hw тревожит.
‚ — Могу ответить! — Брикнул Серега.

Он стоял разволнованный, голос вначале
срывался.

Откуда

ших в этом году, только половина рас-
смотрена.

Бюрократически относятся в областном
исполнительном комитете к сигналам, по-
лучаемым с мест. Колхозники Викулов-
ского района в этом году подали до 60
жалоб на грубые нарушения _ совет-
ской и колхозной демократии CO CTO-
роны районного исполкома. По некоторым
жалобам облисполком отменил незаконные
решения райисполкома. Ho Викуловекий
райисполком не выполнил ни одного из
постановлений областного исполнительного
комитета. Поступающие в Викуловский
райиснолком жалобы, как правило, Teps+
ются.

Такое же положение с рассмотрением.
жалоб и в других районах Омской. .0бла-
сти. Председатель Омского областного ис-
полнительного комитета тов. Кондратьев и
его заместитель Буткевич не чувствуют от-
ветственности за рассмотрение жалоб тру
дящихся, не прислушиваются к сигналам,
идущим от рабочих и колхозников.

М. С. КАРНАУШЕНКО. ‘
Член ВЦИК, колхозница артели
«Красный якорь», Оконешников“
ского района.

— Первый вопрос— человек и природа.
Все вы, конечно, слышали, например, про
Мичурина — что он делал с природой. Был
еще другой ученый — Дарвин, так он тав
раз’яснил этот вопрос, что даже попы,
У которых мозг в голове был, перестали
во. всякого бога верить и сказали народу;
«Простите нас за то, что мы были жули“
ки». Я расскажу вам сейчас, как...

Он хорошо рассказал о Мичурине, о ©
ветских селекционерах и много раз упомя-
нул Дарвина, хотя и не касалея его уче-
ния, а налегал лишь на то, что «этот
Дарвин оставил от библии, от евангелия
одни только ошметки».

Дарвин — это было ново, неслыханну
а то, что. он заставил иных Умных попов
«остричь волосы» и сказать — «Мы есть
жулики», было совсем интересно.

Й слушателям казалось, что непримет-
ный, сухорукий этот паренек, почитывая
в своей избе книги, узнал столько и Ti
кое, что до него теперь не дотянуться ни
Елочкину, ни попу и никому во всей
деревне.

Авторитет Сереги рос с минуты на ми-
HyTy.

От восторга, от восхищения Kontox EB-
тюхов поднял над головой указательный
палец и так держал его почти до конц8
серегиной речи.

= ee

Сегодня Евдоким Кулагин пошел 43
свидание с другом ранее срока.

— Дела! Слыхал, чай? Чуть церкву попу
не просыпали. Этот. Елочкин-то лабудит и
лабудит, а про что, и сам, поди, не знает.
Если бы не тот... не Сережка Должиков, пла-
кал бы кирпич. Просыпали бы церкву-то...

вдоким долго и обстоятельно рассказы
вает про попа, про Елочкина, про Cepery.
Старики задумываются: «Ну, дела!».
Того, — говорит  Евдоким, — Еле
кина-то ко всем бы песам. Лабуди языкох
в другом месте, а нам с головой человека
надо. А того... Серегу-то надо бы поста-
вить в парторги. Не гляди, что сухору-
кий да молодой. Сухорукий-то сухорукий
да, небось, сто книг с’ел.

Павел Девицын кивает головой:
верно!..

.-. Оба они неграмотны, не знают уста-
ва партии, и будь на то их воля, они
сегодня же сместили бы Елочкина и 1з-
брали парторгом кандидата партии (ерегу»
«который, небось, сто книг с’ел».

ты

“oat