К НОВЫМ ДОСТИЖЕНИЯМ:
СОВЕТСНОГО ИСНУССТВА

Четыре дня. работал в Москве
[Х пленум ЦК профессионального сэ-
юза работников искусств. На пленуме
были обсуждены вопросы — нятилет-
ний план восстановления и развития
советского искусства й задачи проф-
союзных организаций в связи с реше-
ниями ЦК ВКП(б) по. вопросам лите-
ратуры и искусства.

Выступивший с докладом председа-
тель Комитета по делам искусств при
Совете Министров СССР М. Храпчен-
ко привел ряд цифр, характеризую-
щих пятилетний план восстановления
и развития советского искусства.

г: На 1 января 1946 года. в Совет-
ском Союзе насчитывалось 733 теат-
ра, к концу 1950 года, по пятилетнему
плану, в стране должно быть 898 те-
атров, из них 611 драматических,
71 театр ‘юного зрителя, 41 оперный
театр, 5! театр музыкальной комедии
и 124 кукольных театра. На 1 января
1946 года в стране имелось 239 му-
зыкальных коллективов, за пятилегие
число их возрастет до 410. Количест-
во симфонических сркестров увели-
чивается с 26 до 65, хоров-—с 72 29
127, оркестров народных инструмен-
тов — с 27 до 70 ит. д. Будет также
распигирена сеть цирков н создано 23
новых художественных музея.

356 миллионов. рублей ассигнуется
на капитальное строительство. В те-
чение пятилетия будет осуществлена
работа по строительству и восста-
новлению 64 театральных зданий,
введено в эксплоатацию 23 новых
театральных здания и капитально
восстановлено свыше 20 театров.

Новые театры будут построены. в
Челябинске, Воронеже, Казани, Ста-
лино, Чернигове, Тернополе, Сумах,
Витебске, Батуми, в Севастопо-
ле, Кишиневе, Ташкенте. Восста-
навливаются театральные здания
в Сталинграде, Орле, Брянске, Мян-
ске, Ворошиловграде, Днепропетров-
ске, Виннице и т. д.

Сеть художественных учебных за-
ведений в течение пятилетия попол-
нится несколькими новыми консерва-
ториями (в Горьком; Ростове-на-Дону,
Новосибирске), 5 новыми театральны-
ми вузами, 44 художественными учи-
лишами, 5 художественными инсти-
тутами ит. д.

Огромный рост сети театров, музы-
кальных учреждений, музеев потре-
бует новых кадров работников ис-
кусств: 5700 артистов драмы, свыше
500 режиссеров, 900 артистов оперы,
$3300 артистов хоров, 6500 артистов
оркестров и т. д. Только одним проф-
союзным организациям страны потре-
буется по заявке ВИСПС 1300 ре-
жиссеров для кружков художествен-
ной самодеятельности.

Эти новые кадры творческих pa-
ботников будут подготовлены худо-
жественными учебными заведениями.
Наши вузы должны выпустить 1430
артистов драмы, театральные учили-
ша 1 129 человек, театральные сту-
дии — около 8000 человек. Высшие
музыкальные учебные заведения вы-
пустят около 1000 артистов. оркест-
ра, музыкальные училища—до 8500
человек, художественные вузы —
около 600 живописцев, училища —
3350 живописцев и художников при-
кладного искусства.

— Пятилетний план восстановления
и развития учреждений искусств ог-
ромен. Потребуется много сил, чтобы
его выполнить. Однако, — говорит
тов. Храпченко, — большое количе-
ство учреждений искусств не являет-
ся решающим показателем уровня
развития советского искусства. Сила
воздействия нашего искусства опре-
деляется не только количеством тезт-
ров. концертных организаций, музы-
кальных коллективов, но в еще боль-
шей степени идейно-художественным.
качеством их работы, При  рзс-
смотрении вопроса о развитии ис-
кусства в четвертой пятилетке мы
должны исходить из программных
указаний. содержащихся в постанов-
лениях ПК ВКП(б) о литературе и
искусстве. Реализация этих програм-
мных указаний — незыблемая основа,
фундамент нашей работы в области
искусства.

Вторая часть доклада тов. Храп-
ченко была посвящена важнейшим
задачам, которые сейчас стоят в све-
те постановлений ЦК ВКП(б) о ли-
тературе и искусстве перед  теат-
ральным, музыкальным и изобрази-
тельным искусством.

ЦК партии признал репертуар дра-
матических театров неудовлетвори-
тельным, не отвечающим задачам
коммунистического воспитания трудя-
шихся. Комитет по делам искусств
допустил крупные ошибки в областн
репертуара театров.

Наши театры оказались оторванны-
ми от современной жизни; в репер-
туаре театров значительное место за-
няли безидейные пьесы. Это было
характерно не только для ряда мос-
ковских, но и периферийных театров.

Например, Рязанский театр в с630-
не 1945—46 г. включил в репертуар
пьесы — «Мисс Гоббс», «Вынужден-
ная посадка», «День рождения», «Са-
молет опаздывает на сутки». Пензен-
ский театр ставил «Свадебное путе-

шествие», «Чрезвычайный закон»,
Грозненский театр — «Ровно в пол-

ночь», «Хишницу» и т. д. Руковоли-
тели этих театров допустили грубые
ошибки, ибо строили репертуар, ори-
ентируясь на отсталые вкусы зрителя.

Комитет по делам искусств сейчас
наметил пути к исправлению допу-
шенных оптибок. Главное сейчас —
это создание высокоидейного совет-
ского репертуара и ‘его яркое сцени-
ческое воплощение. Новые пьесы пн-
шут К. Симонов, А. Корнейчук, Б:
Ромашов, Вс. Иванов, К. Наустов-
ский, С. Кирсанов, В. Панова, А,
Крон, Е- Габрилович, П. Вершигора,
М Большинцов, журналисты Б. По-
левой, Е. Кригер, молодые писатели
Г. Федоров, В. Овечкин, Н. Асанов
и т. д. Периферийные театры дол-
жны привлекать к созданию совет
ских пьес талантливых писателей и
драматургов, живущих на периферин.

Тов. Храиченко подвергает суровой
критике работу оперных театров и
композиторов.

Большие недостатки свойственны,
например, работе Большого театра,
в репертуаре которого совершен-
но нет советских опер. Единствен-
ный спектакль советского компози-
тора Ан. Александрова «Бела» был
поручен молодым постановщикам —
режиссеру и дирижеру. Этот спек-
такль создавался в атмосфере полно-
то равнодушия руководства театра.

Музыкальный театр им. Станислав-
ского и Немировича-Данченко сейчас
отошел от советской темы, от твор-
ческой линии К. С. Станиславского
и В. И. Немировяча-Данченко, ко-
торые всегда ратовали за создание
новых, советских произведений. Те:
атр при таких условиях не может

8 жж
На пленуме ЦК союза Рабис

претендовать на роль передового co-
ветского театра.

Не работают серьезно над создани-
ем советского репертуара и многие
театры музыкальной комедии, в ча-
стности, Московский театр оперетты
до сих пор не добился заметных ус-
пехов в этом отношении. В этом

‘театре культивировалась идея о том,

что венская оперетта должна
мать основное место в
музыкальной комедии.

Оперные театры и театры музы:
кальной комедии крайне мало ипои-
влекали композиторов для совмест-
HOH работы но. созданию советских
опер и музыкальных комедий.

Наши композиторы больше ув-
лекаются симфоническим ° творче-
ством, камерным жанром и очень ма-
ло работают над созданием советской
оперы и советских музыкальных ко-
медий. =

зани-
репертуаре

Тов. М. Храпченко. особо’ останав-
ливается на задачах дальнейшего
развития изобразительного искусства.

Далее М. Храпченко говорит о
необходимости улучшения  идейно-
воспитательной работы среди `деяте-
лей искусств, которые должны быть
достойны высокой роли, возложечной
на них партией и государством, Каж-
дый работник советского искусства
в своей творческой работе обязан
исходить из интересов народа и го-
сударства. Должны быть решительно
преодолены обывательские, мелко-
буржуазные взгляды,

Докладчик приводит примеры, ха-
рактеризующие безответственное от-
ношение некоторых работников ис-
кусств к своей творческой работе,
ряд фактов глубокого  пренебре-
жения к своим обязанностям.
Так, народный артист СССР М. Рей-
зен за сезон 1945—46 г. пел толь-
ко одну партию Гремина в опере
«Евгений Онегин». Эту партию он
спел за весь сезон всего 17 раз. На-
родный артист СССР И. Козловский
под различными предлогами укло-
няетея от того, чтобы выступать в
спектаклях Большого театра. В  яо-
следнем сезоне он выступал всего в
двух постановках—<Евгений Онегин»
и «Князь Игорь». В то же время
Козловский выступает в многочис-
ленных концертах, очень часто в
«левых», незаконно получая за это
значительные суммы.

— Таким деятелям искусств, —
говорит М. Храпченко, — надо на-
помнить постановление ЦК ВКП(б)
о кинофильме «Большая жизнь»:
«Работники искусств должны по-
нять, что те из них, кто и, впредь
будет безответственно и легкомыс-
ленно относиться к своему делу.
легко могут оказаться 3a бортом
передового советского искусства н
выйти в тираж...»

За последнее время широкое  pac-
простракение получили «левые» кон-
церты, которые являются серьезным
злом.

К сожалению, в «левых» концертах
принимают активное участие некото.
рые наши крупные артисты. Заслу-
женная артистка республики Д. Пан-
тофель-Нечецкая, например, не толь-

ко сама принимала участие в «левых?» .

концертах, но и стала выступать в ка:
честве организатора этих концертов.
Артист А. Батурин согласился высту-
пать в концертах в г. Кишиневе толь-
ко при условии выплаты ему крупных

сумм денег, сверх установленных
ставок.

Задача всей художественной обще-
ственности, в том числе‘и профсоюз-
ных организаций — повести реши-
тельную борьбу с такими недостойны-
ми советских артистов явлениями.

Передовые деятели нашего искус-
ства сейчас напряженно работают над
воплощением образов советского че-
ловека. Работники советского искус-
ства несомненно создадут высокоху-

дожественные произведения, которые _

будут вдохновлять наш народ в его
величественной работе по строитель-
ству коммунистического ‘общества.

Председатель ЦК профсоюза Рабис
А. Покровский в своем докладе пэд-
робно осветил задачи, стоящие сейчас
перед профсоюзом по выполнению
послевоенного пятилетнего плана вос-
становления и развития искусства и
решений ХУ пленума ВЦСПС.

Подвергнув критике работу Коми-
тета HO делам искусств при Совете
Министров СССР и ЦК профсоюза
Рабис, т. Покровский указал, что н
профорганизации театров не проявн-
ли активности и подлинной большевч-
стской борьбы за создание советских
спектаклей. Задача всех профорганя-
заций учреждений искусств — реши-
тельно перестроить свою работу в со-
ответствии с постановлениями ЦК
ВКП(б) с литературе и искусстве, вы-
ше поднять идейно-политическую ра-
боту среди членов союза Рабис и на
основе большевистской критики и са-
мокритики бороться за развитие и
рост нашего искусства. Задача проф-
союзных организаций — быть в авая-
гарде лучших людей искусства, раз-
вивать их творческую инициативу
и проводить в жизнь мудрые указа-

ния ИК партии, направленные на
дальнейший расцвет советского нс-
кусства.

Директор Большого театра т. Ф.

Бондаренко признал, что создание но-
вого репертуарного плана и подготов-
ка спектаклей проводились в театре
келейно, без участия общественности.
Сейчас Большой театр привлекаег
творческий коллектив к обсуждению
на производственных совещаниях но-
вых спектаклей в процессе их подго-
товки. На творческих совещаниях при
художественном руководстве театра
будут обсуждены репертуарные пла-
ны. Крупнейшие композиторы страны
пишут для Большого театра новые

произведения: В..Муралели — опеоу
«Чрезвычайный комиссар», А. Балач-
чивадзе — современный балег

«Жизнь», Д. Шостакович — оперу
«Молодая гвардия» по роману А. Фа-
деева, В. Трамбицкий — оперу «Дни
и ночи» по либретто К. Симонова,
А. Касьянов передал Большому теат-

ру для постановки свою оперу «Фома
Гордеев».

С большим вниманием участники
пленума выслушали выступления
Н. Дорохина и Е. Тяпкиной, satno-
нувших ряд важнейших вопросов ра-
боты профсоюзных организаций в те-
атрах.

— Основной недостаток в работе
МХАТ заключался в том, что руко-
водство театра было оторвано от
коллектива, —говорит Н. Дорохин,—
Актеры не участвовали в составления
репертуарных планов, считая, что их
дело—только играть. Мы сзабылч
свой гражданский долг—участвовать

аувствовать себя ответственными

в общей
том, что;

жизни театра, мы забыли о
кроме обязанности платить
членские взносы в профсоюз, у нас
есть еще большие права и обязанно-
сти. Мы забыли о том, что за работу
театра отвечают не только художест-
венный руководитель и дирекция, но
и весь коллектив в целом и актеры
— прежде всего.

Н. Дорохин поделился опытом ра-
боты местного комитета МХАТ, ‘пред-
зедателем которого. он является. Ди-
рекция театра привлекает мрофсоюз-
ную организацию к разрешению твор-
ческих и производственных задач,
Создан актерский цеховой комитет, в
который вошли ведущие мастера
сцены. Местком организовал встречу
с драматургами, на которой был на-
мечен план совместной работы над

новым репертуаром. На-днях созыва-

ется производственное совещание,
посвященное выпуску спектакля
«Победители». На ближайшем засе-
дании актерского цехового комите-
та будет заслушано сообщение руко-
водства МХАТ о репертуарном пла-
не, после чего этот план станет
предметом широкого обсуждения
всего коллектива театра.

Много внимания уделяет местный
комитет МХАТ повышению идейно-
политического уровня работников
театра. Еженедельно устраиваются
лекции, многие творческие работники
занимаются в филиале Университета
марксизма-ленинизма при ЦДРИ. На-
мечена организация мхатовских
«сред», на которых работники театра
будут встречаться с людьми науки,
техники, литературы, искусства:

Е. Тяпкина в своем выступлении
затронула ряд творческих вопросов,
волнующих советскую театральную
общественность. Г

— Основная причина многочислен-
ных недостатков в работе театров, на
которые справедливо было указано в
постановлении ЦК ВКИ(б) о penep-
туаре драматических театров, заклю-
чалась в оторванности от жизни мно-
гих работников искусств. Перед. нами
поставлена задача создания совре-

менного советского репертуара, кото-

рый раньше был у нас в загоне. Дело.
заключается не только в том, чтобы
поставить современную пьесу, а в
том, чтобы в этом спектакле ярко рас-
крыть нашу советскую действитель-
ность, красоту наших людей, нашей
жизни.

Переходя к вопросам деятельности
профсоюзных организаций, Е. Тяпки-
на говорит о том, что исторические
постановления ЦК ВКП(б) о литера-
туре и искусстве требуют коренной
перестройки всей профсоюзной рабо-
ты. До сих пор профсоюзные органи-
зации занимались главным образом
бытовыми делами, не уделяли доста-
точного внимания производственным
и творческим вопросам. Мы должны
повернуться лицом к производству,
3a
всю работу театра. :

Tosops 06 идейно-воспитательной
работе, Е. Тяпкина предостерегает
против формального отношения к
этому важнейшему делу. Задача

профсоюзной организации—не толь-.

ко в налаживании  марксистско-ле-
нинской учебы, но и в том, чтобы
проверять, что нового вносит в Пов-
седневную работу театра эта учеба.
Надо помнить основное положение
нашей партии, что марксизм—это не
догма, а руководство к действию.

О неудовлетворительном состоянин
трудовой  дисциилины говорили
Л. Александровская (Белорусская
ССР) и Г. Венадзе (Грузинская ССР).

Концертная эстрада, особенно в пе-
риферийных клубах, использует хал-
турные коллективы и ‘ансамбли, ксто-
рые до сих пор насаждают безидей-
ный и пошлый репертуар. В этом в
равной степени повинны директоры
клубов, местные филармонии, област-
ные отделы искусств и организации
союза Рабис, которые по-настоящему
не ведут борьбы с подобными урол-
ливыми явлениями. Об этом говорили

на пленуме артистка Е. Тиме, тт. Раз-:

дьяконова (Свердловск),
(Куйбышев), Михайлов
бирск), Гринбалд (Иркутск).

МЕ

На закончившемся международном
кинофестивале в Каннах советская
кинематография участвовала семью
крупными художественными картина-
ми, несколькими научными и доку:
ментальными. Жюри фестиваля прису-
дило премии лучшим фильмам, пока-
занным 20 странами, среди которых
четыре страны — Советский Союз,
Америка, Англия и Франция — высту-
пили с равным количеством картин.
Советской делегации были вручены 7
премий фестиваля, из которых 5
«гранд-при» и 2 премии жюри фести-
валя. Восьмая премия была прису-
ждена Ассоциацией лисателей и кри-
тиков фильму «Молодость нашей
страны», как наиболее успешно выра-
жающему идею борьбы за мир.

Лучшей картиной среди представ
ленных Советским Союзом был при-
знан фильм «Великий перелом», за-
служивший «гранд-при» фестиваля;
картина «Берлин» — международную
премию, как лучший документальный
фильм фестиваля; картина «Моло-

Миронова
(Новосн-

дость нашей страны», помимо премии

писателей и критиков, получила меж-
дународную премию, как лучший
хроникальный фильм. фестиваля. Ме-
ждународная премия присуждена каэ-
тине «Солнечное племя», как лучшей
научной картине фестиваля. Me-
ждународную премию, как лучшая
цветная картина фестиваля, получил
фильм «Каменный цветок». Междуна-
родную премию жюри фестиваля за
лучший сценарий получил сценарист
Борис Чирсков. Международная пре-
мия жюрн фестиваля лучшему автору-
режиссеру присуждена Михаилу Ром-
му за фильм «Человек № 917»,
Франция получила пять премий, Че-
хословакия—три премни, Америка —.
три, Мексика— две, Швеция — две,
Англия—одну. Остальные страны по-
лучили по одной премии за лучшую
картину среди прелставленных дан-
ной страною на фестиваль. Исключе-
ние составляют Егинет и Португалия:

жюри определило представленные ими 1]

картины, как недостаточно поброкя.
чественные для присуждения какой
бы то ни было премии,

Таким образом, по количеству пре-
мий кинематография Советского Сою-
за вышла на первое место.

Этот успех, разумеется, не случаен.

Большим ‘задачам, стоящим перед
советскими художниками, посвятил
свою речь А. Герасимов.

Художник И. Титов указал на то,
что в творческих союзах худож-
ников естьеще много ремесленников.
Например, в союзах советских худож-
ников РСФСР почти 60 процентов ху-
дожников вовсе не участвовали в вы-

ставках, не показывают обществен-:

ности своих работ. Слабо перестран-
вает работу и МОССХ, который до
сих пор еще не созвал художников и
скульпторов для обсуждения поста-
новлений ЦК партии ос литературе н
искусстве.

“я

С большой речью, посвященной за-
дачам развития искусств РСФСР в
новой пятилетке, выступил председа-
тель Комитета по делам искусств ири

Совете Министров РСФСР Н. Бесна-
лов.

Только по РСФСР в новой пятн-
летке должно быть открыто 300 но-
вых учреждений искусств — театров,
музыкальных коллективов, музеев,
вузов и т. д. Огромные средства бу-
  дут затрачены на восстановление раз-
рушенных немецкими захватчиками
театров. Тов. Беспалов стметил, чго
недостатки и ошибки, вскрытые ЦК
партии в содержании работы драматн-
  ческих театров, в большой мере от-
носятся и к руководящим работникам
отделов искусств, в частности к Ко-
митету по делам искусств-при Совете

ААА

закончен пересмотр  репертуарных
планов театров, но уже исключено из
репертуара много пьес, не отвечающих
идейно-политическим задачам воспи-
тания народа. Комитет. по делам ис-
кусств и его отделы на местах прини-
мают решительные меры к улучшению
репертуара.

Очень медленно-ведется работа по

ра в музыкальных театрах ‘и концерт-
ных организациях.

Начальник Управления по делам
искусств Мосгорисполкома т. К. Уша.
ков сообщил о том, что в новой пяти-
летке в Москве будут созданы новые
театры в Сталинском, Калининском,
Ленинградском и Тимирязевском рай-
онах. Расширяется-сеть детских теаг-
  ров столицы, будут работать 35 дет-
: ских музыкальных школ.

Надо отметить, что делегаты пле-
нума недостаточно критиковали рабо-
ту ЦК союза Рабис и Комитета по
делам искусств.

Резкой критике была подвергнута
‘работа ЦК Рабис co стороны
тт. М. Хранченко и Н. Беспалова, в
то время как надо было ожидать этой
критики со стороны делегатов пле-
нума,

Пленум ЦК профсоюза Рабис, от-
мечая в принятой резолюции ‘нело-
статки в работе Комитета по делам
искусств при Совете Министров СССР
и ЦК профсоюза Рабис, указывает,
что основной задачей профсоюза ра-
ботников искусств является привле-
чение широких масс художественной
общественности ‘к жозданию высоко-
идейных, пслнопенных произведений
о нашей ° советской — современ-

стическое общество, В соответствии с
задачами, указанными в постановле-
  ниях ЦК ВКП(б) о литературе и из-
кусстве, должна быть перестроена
работа профессиональных организаций
работников искусств и учреждений
искусств. Профорганизации должны
возглавить обсуждение работниками
искусств репертуарных планов теат-
ров, активно бороться за высокое
идейно-художественное качество те-
кущего репертуара. .

вести жестокую борьбу с нарушите-
лями производственной дисциплины,
с элементами рвачества и халтуры,
позорящими высокое звание советско-
го артиста.

Одной из важнейших задач являет-
ся улучшение марксистско-ленинской
воспитательной работы среди художе-
ственной интеллигенции. Работники
искусств должны улучшить культур-
ное шефство над художественной са-
медеятельностью я над воинскими ча-
стями. :

Сопоставляя советские фильмы с аме-
 риканскими и британскими, жюри ус-
‚ Тановило очевидное преимущество со-
ветских картин, и при закрытом голо-
  COBAHHH советские фильмы один за
  другим собрали большинство голосов:
Голосование сопровождалось высту-
 плениями членов жюри — представи-
  телей

на фестивале.
  Немало выступлений было посвя-

‹ щено тому, что единственным криг®-
‚ рием оценки должен явиться принцип
  чистого искусства, что послевоенное
‚ искусство должно дать прежде всего
развлечение и отдых зрителям. И все
же, когда дело дошло до закрытого
‹ голосования, большинство членов жю-
ри проголосовало за советскую кине-
  матографию, невзирая на то, что, на-
пример, американская  кинематогоз-
фия была представлена фильмами,
считавшимися развлекательными.

Заслуженное место на кинофесги-
вале заняла французская кинемато-
графия. Большинство французских
премированных картин трактует  Te-
му сопротивления, и некоторые из них,
в частности «Битва на рельсах», едс-
ланы в хорошей реалистической тра-
диции, содержательны и искренни. по
: тону и, не в пример большинству по-
казанных картин, оптимистичны.

При явном стремлении развлечь
зрителя наиболее пессимистическими
оказались картины американской
кинематографии. Некоторые изо них
числились в рубрике «комедии». Та-
кова, например, картина «Вундер
ман» с участием популярного ныне в
Америке комика Денни Кей. В тече-
нне двух с половиной часов этот мо-
 лодой и удивительно развязный ар-
тист не сходит с экрана. Гримасничая,
кривляясь, заикаясь и даже просго
икая, он прилагает поистине нечело-
веческие усилия, чтобы рассмешиать
публику. Однако зритель подавленно
молчит на протяжении всего фильма н
покидает зал, часто не досмотрев до
конца, глубоко оскорбленный за свое
человеческое достоинство.

Лучшей из показанных  американ-
ских картин; По мнению жюри,
фильм «Потерянный стдых». Картича
эта представляет собою биографию
алкоголика, Тема, как мы установили
в Каннах, видимо, широко интересую-

созданию нового советского репертуз--

ности, о людях, строящих коммуни-.

Пленум обязал все профорганизации:

разных стран, участвовавших

был

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Министров РСФСР. Сейчас еще ue

не то, это по ‹актерски», вы все поБа-

`ДУНАРОДНЫЙ КИНОХФ

- тировать, пока он не видел образ яс-

Взыскательный художник

Ровно год тому назад, 1 ноября
1945 года, во время репетиции, на
сцене Художественного театра умер
народный артист Советского Союза
Николай Павлозич Хмелев. Он был
одним из крупнейших и любимей-
ших народом актеров советского по-
коления. Выросший и сформировав-
шийся, как актер, в Московском Ху-
дожественном театре, ‘органически
впитавший в себя лучшие традиции
искусства Станиславского и Немиро-
вича-Данченко, . Хмелев принес в
свое творчество острое, партийное
понимание современности, пронизан-
ное глубокой мыслью страстного со-
ветского художника. Театр для
актера всегда был  ответственней-
шей трибуной высоких идей. Хмелев
был  актером-мыслителем. «Искать
социальное в человеке! Нет правды
вообще, есть правда человека во вре-
мени, в эпохе. Раньше этим мало за-
нимались в театре. А это очень важ-
но». Так говорил сам Хмелев о прин-
ципах своей работы. И действитель-
но, все созданное им всегда проник-
нуто больнюй и современной идеей.
Мертвяший, убивающий все живое
автоматизм царской государственно-
сти (Каренин), распад и умирание
класса (князь в «Дядюшкином сне»),
волчий, звериный индивидуализм соб-\
ственника и стяжателя (Сторожев в
«Земле») — ‘вот какие огромные те-
мы решал в своем творчестве Хме-
лев.

Этот «жестокий художник», чуж-
дый всякой идеализации и сентимен-
та, когда ему приходилось вопло-
щать ненавидимые им образы  вра-
гов народа, умел с необыкновен-
ной теплотой и нёжностыю раскры-
вать красоту духовного мира близ-
ких нам людей, показать прекрасное
в людях партии, в советских людях
горячего сердца и чистой совести.
Никогда не забудется больной, но
сильный и мудрый большевик Пек-
леванов («Бронепоезд») и русский
ученый Забелин, приходящий своим
путем к Ленину («Кремлевские ку-
ранты»).

Так художник, органически, кров-
но воспринявший возвышенные и
благородные идеи своего времени,
подымается до искусства большой
идейной силы, создает классические
образы огромного обобщения и прав-
ды.

Острота созданных Хмелевым об-
разов, почти символическая сила их!
обобщения возникала из их необы-
чайной человечности, из самой ко-
нечной и глубокой правды их жизни.
«Разница между «игрой образа» и
«жизнью в образе» — огромна», —
говорил Хмелев на репетициях в Ер-
моловском театре. Для того, чтобы
глубоко и страстно жить, то-есть
мыслить, действовать, чувствовать в
образе, — а только такое искусство
исповедывал и признавал Хмелев—
нужна непрестанная, напряженней-
шая работа актера. «Нужно очень
внимательно изучать себя и людей,
подмечать и улавливать малейшие
оттенки своих чувствований и реак-
ций на те или иные события жизни,
нужно стараться понять их природу,
проследить, что делается со мной и
с людьми в этих обстоятельствах,
как действую я при этом, и все это
нести в образ». Хмелев не мог репе-

но и зримо в своем воображении ху-
дожника, не видел его лица, его
глаз, рук, походки (недаром он всег-
да рисовал в первые же дни работы
над ролью портреты своих будущих
героев).

Но, «уловив» будущий характер и
пробуя его на репетнциях, он всегда
мучительно  прозерял, не «представ-
ляет» ли.он, живет ли он сам, Хма-
лев, со своей индизидуальностью, со
своими мыслями и чувствами в этой
‘роли. Он не любил называть себя и
своих товарищей актерами. «Нет. Это

зываете: какой он, как он закуривает,
как пьет чай, как кутается в шинель, —
все «играете», а человека нет.
Вспомните, как это было в жизни.
Как вы бы вели себя в этом случае

и силу образа, так в результате при-
  стальных раздумий над

в жизни. Ведь вы же артист», —
часто неслось из зрительного зала
на сцену во время репетиций. А ког-
да перепуганный актер, притворяясь
правдивым, начинал «просто» разго-
варивать на сцене, — из зала сноза
неслись гневные хмелевские слова:
«Нет. Может быть самое страшное
— это играть под правду, под про-
стоту, под Художественный театр.
Это ложь! Это никакого отношения
к Художественному театру не имеет.
Хотя и сам МХАТ иногда играет под
МХАТ».

щая сейчас американское искусство.
Бесспорное достоинство картины —
игра актера Рой Миланда. Однако ус-
пех актера еще более подчеркивает
всю безысходность концепции филь-
ма. Человек опускается-на дно, и чи-
кто, ни общество, ни друзья, не в
состоянии оказать ему необходимую
помощь.

Наиболее поразительной по дли-
не и бессодержательности явилась
американская картнна «Анна и король
Сиама». До конца эту картину `до-
смотрели только члены жюри, выну-
жденные к этому регламентом фестн-
валя. Однако даже и у членов жюри
яеного представления о содержании
картины не сложилось,

Среди британских картин была
представлена, как боевик, цветная
картина «Цезарь и Клеопатра» по
Бернарду Шоу. Казалось. бы, что ан-
глийские кинематографисты должны
хорошо понимать стиль Шоу, исисл-
ненный иронии. Однако авторы филь-
ма перетрактовали пъесу Шоу на свой
лад. Получился бутафорски - помлез-
ный фильм, воспринятый залом, как
самая скучная картина фестиваля:

Наиболее интересной срели англнй-
ских фильмов несомненно была кар-
тина «Короткая встреча», поставлен-
ная Ноэлем Коуард, автором изве-
стной у нас картины х..В котором мы
служим». Именно она и получила
единственную премию, присужденную
британской кинематографии.

Содержательные и передовые. по
духу картины показала чехословац-
кая кинематография. Интересно отме-
тить успех чехов в области муль-
типликации. Дисней, представленный
полнометражной картиной «Слушай
мою музыку» и несколькими коротко-
метражками; получил премню за боль-
шую картину. В короткометражной’
мультипликации он уступил первен-
ство чехам. Премия за короткую
мультипликанию была присуждена
чешскому художнику Трынка.

Неожиданно интересными. явилис
некоторые картины итальянцев, Ире-
мирозана итальянская картина «Рим-=
открытый город» режиссера Россоли-
ни, Проникнутая страстной невавя-
стью` к фашизму, она рассказывает
зрителю о беспримерной жестокости,
с которой итало-германская. фашист-

К годовщине со дня
смерти Н. П. Хмелева
*

Правда, глубокая правда жизни,
была его наставником, его силой, его

знаменем.

Для выражения идеи, существа
созданного им образа Хмелев ВОРА
находил образную, чеканную, лако-
ничную форму, где не было ничего
лишнего, где все выражало суть.
«Надо уметь, — говорил Хмелев, —
отбросить все лишнее, все завчягуш-
ки и мощно и мужественно нести
главное, придав этому главному
острую театральную форму. Форма
должна выражать суть образа $ ва-
шу индивидуальность». Для  выряа-
жения мертвой, автоматической сути
Каренина Хмелев нашел страшный
образ `человека-машины, и мы на-
всегда запомнили эту закованную’ в
мундир фигуру, эту холодно-жесто-
кую, как каренинские циркуляры и
законы, речь.

Несколько сдвинутый вперед с на-
висающим козырьком черный картуз,
из-под которого пронзительно гля-
дят злые волчьи глаза, хищный нос
и острый клинушек седоватой бород-
ки сразу вызывали в представлении
зрителя образ. старого, седого, мате-!
рого волка, предельно точно ‘выра-
жающий волчью хищность кулака!
Сторожева. Идея раснада класса
конкретизировалась в «Дядюшки-
ном сне» в трагикомической фигуре
человека-куклы, в распадающемся!
по частям князе. Трагическое безво-
лие Федора связывается в нашей па-
MATH с‚его тонкими, бессильно па-
дающими, как перебитые крылья,
руками. Художественная форма всег-
да была для Хмелева поэтическим
видением мира и человека. Четкая
хмелевская форма всегда виртуозна
и лаконична. «Каждая фраза имеет
свою скульптуру, — любил говорить
Хмелев. — Я никогда не учился тан-
повать, но в каждой своей роли я
ищу «танец». Я иду в Каренине со
скачек, играют вальс, я опираюсь на
трость, иду со свойми мыслями, со
своей болью. Это — «танец», Я мно-
го думаю над пластикой роли, му-
зыкальностью жеста и слова. Про-
явления жизни вообще музыкальны.
Движение руки за спичкой, взгляд,
я опустил глаза, задумался и стрях-
HY пепел с папиросы—это музы:
кальная фраза. Четкость — да, HO}
четкость не механическая, не голов-
ная, а, я бы сказал, театрально-поэ-
тическая».

Так ясность идеи рождала ясность

жизнью и!
огремного труда мастера возникала!
умная поэзия хмелевского искусства.

Искусство это было глубоко
циональным.. Во всем, что создавал
Хмелев, он был истинно русским
художником, на всю жизнь влюб-
ленным в русский язык, в русскую
поэзию, в русскую природу, в свой
народ. «Обожаю Островского! Ле-
витана люблю, песни. русские TOCK-
ливые люблю. Все в России мне
близко. Я ведь——очень русский актер,
—говорил он как-то в беседе и пыт-
ливо добавил: «Подите, заставьте ме-
ня графа в «Свадьбе Фигаро» иг-
рать, — что получится?» И дейст-
вительно, все крупнейшие хмелев-
ские работы принадлежат к русско-
му классическому и современному
ренертуару. Так сыграть царя Федо-
pa, Алексея Турбина, Силана в «ТГо-
рячем сердце», Фирса в «Вишневом
саде», Забелина в «Кремлевских
курантах», так поставить «Послец-
нюю жертву» мог только русский
актер и режиссер. Хмелев был нере-!
полнен каким-то горьковским  зна-
нием русской жизни. У него был?
великолепное чувство языка, причем
он одинаково узеренно чувствовал
себя, показывая характерное произ-
ношение старого московского барст-
ва и, скажем, гундосое пение цер-
ковных нищих, жирную  словесную
мякоть  замоскворенких куппов и
интеллигентную речь крупного рус-

на-

пехом и дутой славой,
  бесконечно учиться и быть требова-

ского ученого,  беседующего с.
Лениным. Он часто обрашался мысля.
ми к горьковскому театру, одно вре-
мя очень хотел ставить «Булычева». !
Мечтал играть Протасова в «Живом
труне», как режиссер много лет го-
товился к чеховской «Чайке»; вме-
сте с тем Хмелеву была всегда чуж-
да какая бы то ни было нацио-
нальная ограниченность, и поэтому

i

ская клика терзала итальянский нз-
род:

Общее внимание привлек мексикан-
ский фильм «Мария Канделлярня».
Это на первый взгляд наивная исто-
рия любви двух молодых пеонов, пре-
следуемых жестоким хозяином. Маж-
ду тем, помимо прекрасной нгры артн-
стов, фильм этот замечателен высокой
реалистичностью и стремлением разс-
блачить истинную социальную прирс-
ду взаимоотношений хозяина-госн>-
дина и работника-раба. Заглавную

роль с благородной искренностью нс-

полняет Долорес Дельрио.

Оператор
Фигнеруа.

снимавший фильм «Мария
Канделлярия», получил международ.
ную премию за лучшую операторскую
работу.

Таковы общие итоги фестиваля.
Они прежде всего говорят о том, что
фестиваль явился своесбразным плац-
дармом для борьбы двух противосто-
ящих тенденкий. Одна из них стое-
мится увести человечество в область
мистики, клинического психоанализа.
наркомании или зубоскальства, при-
правленного порнографией. -Это так
называемая развлекательная тендся-
ция. Тенденция эта глубоко реакцион-
на по самому своему существу, и хо-
хочут. ли в фильме, плачуг, грнмасни-

ются или занимаются решением сех-
суальных проблем, тенденция эта
остается сама собою, то-есть реак-
ционной, стремящейся скрыть хуще-
ствующие противоречия в современ-
ном капиталистическом обществе.

Другая тенденция стремится выра-
зить насущные интересы своего наро-
дь, критикуее реакцию в, если не
всегда ясно указывает пути борьбы
за народное счастье, то по крайней
мере утверждает дост.инство трудя-
щегося человека и права народа бо-
роться за свое счастьз.

Советские картины заняли свое осо-
бое место на фестивале. Одни рассма-

‚тривали наши фильмы, как прямой вы-

зов и нелоброжелательно рассуждали
QO чрезмерной: откровенности  идейно-
политической концепции советского
киноискусства. Для других они ста-
пи маяком, указывающим дорогу к
подлинно-демократическому искусст-
зу, которое призывает народ к ‘труду,

к созиданию и к счастью, Невзирая

\

чают, глубокомысленно ли задумыва-

он, естественно, пришел к Шекспиру,
осуществив в своем Ермоловском
театре постановку пленительной и
мной комедии «Как вам это понра-
вится?>. Страстно ждал он встречи
с <«Гамлетом», которая так и не со-
стоялась. Крайне требовательно, без
всяких скидок, относился он К на-

шим драматургам и, вместе с тем,
жадно хватался за пьесу, если ви-
дел в ней хотя бы немного

правды, таланта. Так благословил-он
Ермоловский театр на «Далеко от
Сталинграда» Сурова, отвергнув пе-
ред этим множество предлагаемых
ему ньес; В один ‘из последних дней
войны Хмелев говорил, что ждет со-
ветскую: пьесу, где будет вот та же
праздничность, такая же сила муже-
ства и радости, такой темперамент и
красота, какие есть в каждом залпе
победного салюта, гремевшего в этот
вечер над Москвой.

«В театр нужно итти Kak на
подвиг. Люди, занимающиеся ис-
кусством, должны быть предельно
серьезны. Возмушаешься и него-
дуешь, когда в кулуарах идут раз-
говоры о мелочах, которые засоря-
ют жизнь художника и вынуждают
его перестать быть художником. Ак-
тер не художник, если он не устрем-
лен в жизнь, в поиски, в искусство,
если голова его занята жизненяыми
мелочами, дрязгами и мелкими ин-
тересами. В искусстве нужен серьез
с большой буквы. Вот ключ к «до-
рогому роялю»з, который потерян.
многими из нас и который нужно
найти», —говорил Хмелев товарищам
и ученикам. И в нем всю жизнь
неугасимо и страстно пылал огонь
этого. святого беспокойства худож-
ника, этой великой ответственности
за свое искусство. В искусстве Te-
атра для  Хмелева не было мело-
чей. Он никогда не позволил се-
бе опоздать хотя бы на минуту
на репетицию, на беседу, он
мог часами заниматься с актрисой,
Роль которой — «шум за сценой».

Он всегда был в поисках, в движе-
нии, в пути, всегда был неловолен и
искал лучнего. Это уменье непре-
станно проверять себя, освобождаясь
от всего наносного и вредного, что
мешало ему в пути, эта высокая
требовательность к себе и другим,
эта органическая вражда к равноду-
шию, это беспокойное, страстное же-
лание найти новое, еше более глубо-
кое, еще более совершенное в искус-
стве театра — важнейшие и драго-
неннейшие качества Хмелева.
«Иметь в себе бесконечный  двига-
тель внутреннего сгорания (я говорю
о творческой энергии, о творческой
инициативе), уметь его беспрерывно
заряжать новой энергией, уметь на-
ходить такие стимулы, которые за-
ставляют тебя быть еще выше, еше
серьезнее по отношению к тому ис-
кусству, которому ты служишь, к
товарищам и людям, которые помо-
гают тебе творить, уметь освобож-
даться от всякой внутренней сквер-
ны, не обольщаться временным ус-
это умение

тельным, серьезным и скромным до
беспредельности — это также вели-

кое искусство, и ему нужно учить-
ся и денно и ношно».

Всегда он будил в актере самое
глубокое, всегда заставлял искать и
ценить прекрасное в искусстве и
жизни, всегда учил понимать вели-
кую ответственность

советского актера. Как-то Хмелев

сказал: «К каждой, даже самой ма-
ленькой роли артист должен отно-
ситься как к единственной в жиз-
ни», и сам он к каждому спектаклю,
репетиции, беседе относился, как к
чему-то  неповторимому, жизненно
важному. Поэтому он так полно, Tak

беспокойно н страстно отдавал себя
творчеству.

Так жил художник, понимающий B
полной мере свою ответственность
перед своим народом; перед искус-
ством этого народа. Сейчас, когда ска-
заны глубоко волнующие всех наб
слова товарища Жданова о произве-
дениях искусства, равных по звачз-
нию выигранному  сражепию,—вся
жизнь этого страстного, партийного
художника видится, как вдохновен-
ная борьба‘ за высокое, идейное нс»
кусство.

В. КОМИССАРЖЕВСКИЙ.

Ооо ооо ооо ооо ооо лол лосося

ЕСТИВАЛЬ В КАННАХ

>
на настойчивую рекламу «развлекате-
льных» фильмов, несмотря на всячес-
кие ухищрения заинтересованных ком-
паний, мобилизовавших в помощь ре-
акционную прессу, жюри фестиваля
высказалось за советские фильмы,
присудив им наибольшее келичество
премий.

Знаменательно, что правдивая скла
советского гуманизма так или иначе
повлияла на самый характер оценки и
других показанных на фестивале кар-
тин: премии, как правило, получили
наиболее передовые по своим тенден-
циям фильмы. р

Международный кинофестиваль за-
кончен. Итоги его бесспорно являют.
ся радостным событием для советской
культуры. Успех этот обязывает нас
правильно и до конца понять место
советского киноискусства в мировой
кинематографии.

Победа советских картин — это
прежде всего победа советских идей.

Весь прогрессивный мир, любя и
уважая советское искусство за вели-
чие его идей, за его реалистичность и
жизнеутверждающую силу, ждет от
нас новых и новых успехов. Не следу-
ет забывать о том, что за рубежом
есть немало людей, которые каждую
опгибку того или иного советского ма-
стера, каждую его неудачу готовы ис-
пользовать, как оружие против наше-
го искусства, против нашей культуры,
против нашей родины. Наша снла—3в
убежденности советских художников,
в их беззаветной преданности идеям
Ленина—Сталина. Советское искус
CTBO—STO воинствующее» искусство,
искусство борьбы, и в этой борьбе
оно призвано побеждать.

Исторические решения ЦК ВКП(б)
по вопросам литературы, театра и ки-
но указывают советским  художни-
кам на их главную задачу служить
своим творчеством делу воспитания
народа в духе самых передовых
иден человечества, служить делу
коммунизма, делу. Ленина—Сталина.
Именно на пути борьбы за достой-
ное выполнение этой главной задачи
и могут добиться наши художники
новых успехов в своем творчестве,

М. КАЛАТОЗОВ,
С. ГЕРАСИМОВ.

и назначение

vf

ip

fl