„ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ!

Льеса Б. Лавренева в

Ленинградский театр драмы
Пушкина начал свой сезон спектаклем

HM.

«За тех, кто в море!». Этот слек-
такль--одно из наиболее интересных
событий театральной жизни  Ленин-
града. В нем выразился тот под’ем,
который неизменно испытываюг те-
атр, его режиссеры и актёры, когда
они получают пьесу, передающую
чувства и мысли современного со-
ветского человека.

Можно с уверенностью сказать, что
режиссер А. Музиль и актерский кол.
лектив спектакля обогатили образы
льесы своей сценической трактовкой.
В спектакле видназинтенсивная рабо-
та режиссерской и актерской мысли
над внутренним психологическим co.
держанием образов современных со-
ветских людей.

Главная актерская удаба в этом
смысле—исполнение - В. Меркурье-
вым роли капитана Максимова. Мер-
курьев в спектакле решает не только
мучительную для Максимова загадку
гибели катера, за судьбу которого сн
отвечает. Его волнует не только воп:
рос о просчете в обозначении курса,
по которому он должен был следовать
для встречи с катером Боровекого и
совместных боевых действий. Разу-
меется, вопрос этот для него — очень
болезненный. Он терзается гибелью
судна и людей, с волнением думает о
предстоящей ответственности. Но в
такой же степени он поглощен
размышлениями о том, как могла про-
изойти такая несогласованность дей-
ствий, такое нарушение контакта. в
боевой обстановке, такая потеря «чув-
ства локтя». Он до конца уверен в
том, что не сделал ошибки в вычисле-
ниях курса катера. Но он не допуска-
ет возможности переадресовать вину
Боровскому, или заподозрить его в
преступлении; совершенном из-за тще”
славия и карьеризма. Зритель видит,
как Максимов гонит от себя эти не-
вольно возникающие мысли. И’ потс-.
му, что товарищ, по его мнению, вы-
ше подозрения, он тверло отвечает на
вопрос командира дивизиона: «Все
может быть, возможно, я ошибся»,
хотя и уверен в невозможности про-
счета.

Когда тайна преступления Боровс-
кого открывается, один из команли-
ров упрекает Максимова в донкихот-
стве. Но Максимов в исполнении
Меркурьева не донкихотствует. Он
просто не хочет, не может снять с се-
бя ответственность. Он больше всего
мучается тем, что не знает души сво-
его товарища, с которым вместе заши-
щает родину. Весь ход его напряжен-
ных дум выражен в стиле игры Мер-
курьева. В нем нет ни подчеркнутых
ьнтонаций, ни эффектных поз. Но его
вопрошающий взгляд выражает мучи-
тельное размышление. Зритель видит
В этом герое истинную душевную кра-
соту, и судьба Максимова глубоко
волнует его. Максимов — Меркурьев
не фантазер. Он человек трезвого, ре-
ального склада мыслей.

Интеллектуально -содержательным.
благородным человеком рисует Мер-
курьев Максимова с первой же сцены
спектакля: Семейная вечеринка в кру-
гу друзей-командиров. Максимов спо-
рит с Боровским о том, что такое
слава. Текст, произносимый им в этой
сцене, написан несколько декларатив-
но. Но как тонко смягчает Меркугь-
ев эту декларативность психологизес-
кими деталями! Он вкладывает в каж-
дую фразу глубокую убежденность.

Максимов —самая значительная эк-
терская удача Меркурьева за мнотие
годы: Мы нривыкли вилеть Меркурь-
ева в разных его ролях человеком
добродушным, приятным и симпатич-
ным. В роли Максимова он полЬ-
зуется многими приемами своего
традиционного амплуа, но они про-
хорректированы здесь отличным чув-

Театре им. Пушкина

ством меры и такта, они подчинены
значительно более высокому содер- !
жанию образа.

Принцип нсихологического  обога-
щения образа помогает и Б. Жуковс-
кому создать роль командира дивизни+
она. В пьесе командир строг, деловит,
Жуковский окрашивает свою роль
чисто русским лукавством, хитреной
пожилого человека, владеющего боль-
шим жизненным опытом и, умением
роспитывать людей. Озабоченность
воспитанием своих подчиненных скво-
зит во всем его поведении. Прежде
всего—это пристальное внимание к
людям.  Он то сердито нахмурен, то
ворчлив, но вот лицо его на мгнове-
ние вдруг осветится беглой улыбкой,

и тут сразу открывается его отече-
ская любовь к подчиненным. Он по-
лон достоинства, но не напыщен. По-
лон сердечности, но не сентименга-
лен. Он учит, но не поучает. Это че-
ловек с богатыми мыслями и чувст-
вами. Особенно хорош Жуковский,
когда он об’являет о своем решении
отстранить Максимова от должности
командира катера. Он ‘обязан так по-
ступить. Но он любит: и ценит этогэ

превосходного офицера’ и близкого
его сердцу человека. И оба героя
пьесы в этой напряженной cury-

апии отлично понимают друг друга.

Артист А. Борисов наделяет свое-
‘го Мишу Рекало—довольно схема-
тичного в пьесе — очаровательной

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ВИОЛОНЧЕЛЬНОГО

Фортепианный и скрипичный  кон-
перты Арама Хачатуряна давно стали
излюбленными произведениями наших
пианистов и скрипачей и пользуются
широкой популярностью у нашей пуб-
лики.

Сейчас к этим двум его инструмен-
тальным концертам прибавляется но-
вый — виолоичельный концерт, не-
давно написанный Хачатуряном ‘и на-
днях впервые превосходно исполнен-
ный Святославом Кнушевицким в сим-
фоническом концерте Филармонии под
управлением Александра Гаука.

По одному оркестровому прослу-
ниванию трудно бывает окончательно
и полно судить о новом крупном про-
изведении. Поэтому речь сейчас по-
ка может итти лишь о первых общих
впечатлениях от хачатуряновсксго
концерта. `В искусстве Хачатуряна
всегда привлекает, я бы сказал, юно-
шеская свежесть, непосредственность
и горячая искренность высказывания
художника и, вместе с тем, его заме-
чательное мастерство. Если бы к ком-
позиторской технике приложимо было
понятие  виртуозности, Хачатуряна
следовало бы назвать композитором-
виртуозом,—так велика его власть
над музыкальным материалом, так
ненстощима его фантазия компози-
пионного изобретения, ‘так’. мастер-
ски и непринужденно умзет он рас-
крывать перед слушателем содержа-
ние своих композиций. Радует всем
этим и внолончельный концерт. Му-

сердечностью и чистотой чувств. В
этом образе неожиданно. оптутилась
свежесть, мепосредственность ХА’
рактера.

Интересна и работа актера Н. Валь-
яно, исполняющего роль механика Ан-
дрюши Клобукова. Вальяно создает
образ человека, одержимого любимым
делом. Он тороплив, вз’ерошен,
из’ясняется сбивчиво. Но ему свой-
ственна красота души человека, цели-
ком, безраздельно посвятившего себя
‘одному, главному для него делу. Тон-
ко и благородно раскрывает Вальяно
тему затаенной любви
Жене Шабуниной. Он так бережно
старается отвлечь Женю от тяжелых
мыслей, что вы невольно восторгае-
тесь чуткостью этого с вилу смешно-
го и шумного человека.

Глубокие психологические искания
актеров в этом спектакле сказались и
на исполнении роли капитана Боровс-
кого актером А. Киреевым. Боровс-
кий в исполнении А. Киреева — не
злостный преступник, а человек, за-
путавшийся в собственных  слабо-
стях, ставший жертвой своего тще-
славия. В его душе происходит
борьба.

К сожалению, следов большой пси-
хологической работы над своими po.
лями нет в игре женского актерского
состава спектакля. Ни Женя, жена
Боровского (Инютина), ни Елена Ва-
сильевна Горелова (Парамонова), ни
мать командира дивизиона (Александ-
ровская) ничем не могут привлечь
внимания зрителя. Плоское, прямоли-
нейное исполнение этих ролей дисгар-
монирует со смелыми и оправдавшими
себя исканиями главных  исполните-
лей спектакля. :

В спектакле «За тех, кто в море!»
нет особых постановочных эффектов,
И вместе с тем это очень приподня:
тый, окрыленный спектакль, овеянный
мечтой о совершенном человеке нанге-
го общества, мечтой, основанной на
реальности, ибо реальны и явствен-
ны в наших лучших людях черты ра-
стущего коммунистического  созна-
НИЯ.

Драматург Б: Лавренев нашел в ли-
це основных исполнителей этого спек-
такля истинных друзей. Произошло
это потому, что актеров вдохновила
пьеса о советской современности, в
которой раскрыты чувства и мысли

наших людей

Р. МЕССЕР.

Смотр творчества молодых мастеров архитектуры

Союз советских архитекторов СССР
проводит всесоюзный смотр творчест-
ва ‘молодых мастеров архитектуры. В
смотре участвуют молодые зодчие,
уже зарекомендовавшие себя рабо-
той по проектированию и строитель-
ству, а также в научной деятельно-
сти.

Всесоюзному смотру предшествуют
такие же смотры в союзных республи-
ках и коупнейших областных цент-
рах.

В декабре в залах московского До-
ма архитектора будет развернута
большая выставка произведений мсло-
дых мастеров архитектуры.

Андрюшн К.

зыкальное содержание этого концер-
та на первый взгляд кажется давно
знакомым. С первых тактов орке-
стрового вступления мы попадаем B
мир образов, ставших уже до изве-
стной степени традиционными в му-
зыке Хачатуряна. :

Но, однако, чем далыше разверты-
вается музыкальное повествование,
тем яснее становится , что виолон-
чельный концерт отмечен многими но-
выми чертами, а старые и знакомые
образы в нем освещены по-новому, да-
ны в новом ракурсе, ином, непривыч-
ном нам преломлении. Новое прежде
всего в том, что виолончельный KOH-
церт—произведение исключительно
лирическое от первой до последней
своей ноты. Лирическими являются и
первая, несомненно лучшая, часть
концерта и патетический монолог
второй части. М даже в третьей ча-
сти, в которой у Хачатуряна властвует
стихия  танцовальности, = компози-
тор разрешает себе неожидан-
ное большое «лирическое отступ-
ление». Все это не значит, что
в новом концерте нет вовсе драмати-
неских коллизий, столкновения проти-
воборствующих сил. Но если. они И
наличествуют в произведении, то,
во-первых, они не определяют его со-
держание и характер и, кроме того,
не достигают того! напряженного, тра-
‚гического пафоса, который так свой-
ственен предыдущим сочинениям Ха-
чатуряна, в особенности сочинениям

военных лет — таким, как вторая сим-.

фония и т. д.

Можно сказать, что новый концерт
залит мелодией. После краткого всту-
пления оркестра (уже в этом вступле-
нии, отметим, кстати, появляется «за-
роды» той темы, которая потом ста-
нет главной темой финала) на зыбком,

КОНЦЕРТА АРАМА ХАЧАТУРЯНА

«баюкающем» фоне аккомпанемента у
солирующей виолончели появляется
взволнованная и, вместе с тем, нежная
лирическая мелодия, обаятельная в
своей простоте и какой-то удивитель-
ной сердечной песенности. Этот пе-
сенный образ — образ чистой и ясной
душевности, впервые взятый Хачату-
ряном, как главный и ведущий в про-
изведении, будет впоследствии в раз-
ных вариантах и самых неожидан-
ных превращениях появляться на всем
протяжении концерта: он будет играть
важную роль не только в разработке
и репризе первой части (как это поло-
жено уже, так сказать, «по закону»
формального строения сонатного ал-
легро), но и в третьей части, в финале.
Здесь этот образ неоднократно будет
возникать перед нами, как мимолетное
лирическое воспоминание.

Когда слушаешь концерт Хачату-
ряна, именно этот образ, эга лейттема
невольно особо концентрирует Ha ce-
бе внимание. Она резко взылеляется

среди всех музыкальных образов
концерта ‘по своей интонационной
структуре и по ладовой окрас-

ке. Причем моментами создается вие-
чатление, что не только сам по себе
этот  образ-тема многое — опреде-
ляет в стиле и настроении всей му-
зыки, но что его косвенные «влияния»,
его «отсветы» ошутимы на всем тема-

тическом материале концерта, что
именно его лирическая воодушевлен-
ность, его ласковое  «простодушие»
умеряют тернкую остроту второй, та-
кой типично-хачатуряновской, темы
первой части, сдерживают стремите-
льность танцовального движения фи-
нала. И не потому ли, — хогя в му-

зыке концерта, казалось, столь многое

напоминает прежнего Хачатуряна, —
так много в ней его излюбленных
«оборотов речи», его устоявшихся
приемов композиции, а порой даже
откровенных реминисценций из преж-
них произведений (как, например, в
лирическом эпизоде третьей части), —
‘именно все же новые черты, новый
дух являются определяющими и наи-
более характерными ‘для виолончель-
ного концерта.

Не всегда наличие новых черт о3-
начает начало нового этапа в творче-
стве художника. Можно ли с уве-
ренностью утверждать, что виолон-
чельный концерт открывает собою но-
вый этап в развитни искусства Хача-
туряна? Об этом, пожалуй, говорить
преждевременно. Но совершенно бес-
спорно и важно, во всяком случае, од-
но: если в непосредственно предшест-
вовавшей виолончельному  коннерту
второй симфонии Хачатуряна господ-
ствовала тема и настроения войны, то
в виолончельном концерте мы ошуша-
ем как бы высвобождение от трагиче-
ких впечатлений и переживаний во-
енных лет. Улыбкой нового, радост-

ного дня озарено это первое после-!

военное произведение. Хачатуряна. От-
сюда, мне кажется, та легкость дыха-
ния, та расторможенность и свежесть
чувств; тот светлый, теплый лиризм,
который так ‘радует и греет сердце,

когда знакомишься с виолончельным

концертом Хачатуряна — талантливым
произведением вдохновенного и чут-
кого советского художника.

М. СОКОЛЬСКИЙ.

ТЕАТР НА КОЛЕСАХ

На одном из глухих полустанков
Приморской железной дороги остана-
вливается обыкновенный  пассажир-
ский поезд. Мз вагона вытаскивают
`большие ящики и несут`их в здание
местного клуба. К вечеру клуб ожи-
‘вает.

Начинается спектакль передвиж-
ного театра Приморской железной
дороги. :

Этот театр в конце года отметит
свой двадцатилетний юбилей. За вре-
мя своего существования театр пока-
зал более пяти тысяч спектаклей,
наездив по железной дороге свыше
225 тысяч километров и обслужив
не менее двух с половиной миллио-
нов зрителей,
железнодорожников.

— Наш академический! — шутят
зрители этого театра, хорошо знако-
мые с его лучшими артистами, имею-
щие среди них своих давних любим-
цев. Лвадцать лет работают в театре
Е. Мостовская, Б. Чернова, П. По-
пов, И. Фомин.

С момента основания театра в pe-
пертуаре его преобладали советские

мии

<

Сценарий о /Л\ичурине

Сценарий цветного художественно-
го фильма Александра Довженко
«Жизнь в цвету» — это повесть о ве-
ликом русском ученом, преобразова-
теле природы, гениальном селекцио-
нере-садоводе И. В. Мичурине.

Тема человеческой жизни, посвя-
щенной служению народу, тема твср-
чества, дерзновенной и плодотворной
человеческой мысли, упорной и доб-
рой воли, преобразующих жизнь и
покоряющих природу, — одна из важ-
-нейших тем советской художествен-
ной кинематографии. — Творчествс,
труд, строительство, преобразование
всегда были самыми близкими поня-
тиями для советского человека.

Мичурин — человек могучего та-
ланта, ученый, постигший жизнь ра-
стений и научившийся создавать но-
вые формы этой жизни, патриот, меч-
тавший превратить Россию в цвету-
щий сад, задумавший своими чудес-
ными садами оттеспить снега бесплод-
ных тундр к самому северу. Мичурия
—явление необычайное и вместе с
тем тиническое, характер, выдающий-
ся и глубоко народный.

Долгая, трудная, суровая и все же
прекрасная жизнь Мичурина осзеще-
на творческим вдохновением и герон-
кой труда. Многочисленные испыта-
ния, неудачи, беды, конфликты с до-
революционным обществом, со средой,
ненониманче, вражда, сисры с самим
собой, с природой. с косностью и да-
же мракобесием — все это прошел и
преодолел Мичурин во имя народа...
И поэтому он победил. Поэтому его
открытия, его оцыт, его дело живут
и после смерти ученого. Поэтому так
чтиг весь мир имя Мичурина.

Эти черты биографии Мичурина
легли в основу сценария А. Довжен-
ко, охватывающего около сорока лет
жизни и деятельности героя, опре-
деленного автором как кинематогра-
фическая повесть.

Биографические фильмы сыграли в
развитии советского киноискусства
видную роль. Это об’ясняется самым
строем нашей жизни: расцветом чело-
веческой ‘личности при социализме,
вниманием к живому человеку и вы-
текающим отсюда общественным ин-
тересом к жизни передовых людей
яарола. могущих служить образцом,
предметом подражания, примером для
всех советских людей. Именно поэто-
му авторы лучших биографических
произвелений всегда стараются под-
черкнуть в жизни своих героев —
современных или исторических —

именно те черты, события, конфляк-
ты, которые помогают зрителю о50-
знать истинное величие героя, понять,
чем именно велик герой и как он до-
стиг успеха. Пушкин интересен для
нас в первую озередь как народный
русский поэт, Суворов-—как великий
русский полководец.

Противсположная, лжеисторическая
генденция намечается в американ-
ском и западноевропейском киноис-
кусстве (за исключением творчестза
нехсторых передовых художников,
многое воспринявшях от советского
кино). Александра Корда, например,
в его фильме «Частная жизнь Генриха
УПТ», интересовали лишь матримони-
альные дела короля, напомичаюнщзие
сказку о Синей Бороде. Кинг Видор
рассказал больше о предприимчивости
и любовных похождениях Роберта
Фультона, а не об истории его изо-
бретения. И так случается нередко...
Чувство исторической перспективы
вообще утрачено большинством ре-
жиссеров и сценаристов западноевро-
пейского кино.

Мичурин в. киноповести Александра
Довженко — это прежде всзго уче-
ный, творец, новатор, патриот родины,
великий слуга народа. Поэтому кино-
повесть поучительна. она волнует и
увлекает, поэтому образ русского
ученого в сценарии правдив и привле-
кателен.

Сценарий построен как цепь драма-
тических конфликтов, в которых Ми-
чурин отстаивает свое тзорчество от
посягательств представителей буржу-
азного общества или, наоборот, етре-
мится к применению этого творчества
в общем народнсм деле построения
нового, социалистического общества.
Такая концепция настойчиво акценти-
рует социальное значение науки и ри-
сует Мичурина, как ученого, патрио-
га и передового человека.

Мичурину приходилось бороться за
признание своего дела, и это показа-
но в сиенарии. Ему приходилось
бороться, преодолевать  сгромные
трудности, терпеть разочарования и
неудачи и, наконеи, испытать чув-
ство радости, победы в процессе са-
мой творческой работы, в процессе
борьбы ученого с природой. Но эт
уже в сценарии показано только в
нескольких. эпизодах.

На наш взгляд, этого мало: Ощу-
щаешь, что открытия дались Мичури-
ну недаром, но хочется видеть, как же
он их осушествлял, хочется, чтобы

ещезбольшее место было уделено в
сценарии поэзии неустанного творче-
ского труда; самому течению прочес-
са научного творчества.

Продолжавшиеся всю жизнь
фликты Мичурина с природой, кон-
фликт пытливого исследователя с не-
достаточностью человеческого знания,
конфликт преобразователя растений с
их обычными формами существования
должны занимать в сценарии самое
большюе место. И зто не счизит, а
еще более усилит значительность:
всех изображенных в сценарии есци-
альных конфликтов.

История жизни Мичурина разделе-
на в сценарии на две части. Первая

KOH-

часть — это Мичурин в дореволю-
WHOHHOH, царской России, вторая
часть — молодая советская власть и
Мичурин.

Краски первой части мрачны. Ка-
жется, что гений ученого будет пода-
слен и предан забвению. И ученый
сам ощущает это.

Однако когда два американца—
ученый Франк Мейер, искренне увле-
ченный делами Мичурина, и биз-
несмен Уоллес Берд, почувствовав-
ший возможные коммерческие выго-
ды селекции_—предлагают ему пере-
ехать в Америку, он, не. раздумывзя,
отказьваегся. Почему? Ответ ясен,
Мичурину претит «коммерческая» по-
доплека американского предложения.
И не только это. Мичурин любил
свою родину, свой народ. Эй вилёл
Россию не как отечество чиновников
и полицеймейстеров, а как огромную
великую страну с древней _культу-
рой, с миллионами передовых умов,
как родину умного, трудолюбивого,
честного и талантливого народа.

И вот эту Россию, такую, какой
она вилелась Мичурину, следовало бы
показать в сценарии. особенно широко.
Сейчас она скорее подразумевается,
существует в душе героя, ав эпизо-
дах действуют больше чиновники, по-
лицеймейстер, кликушествующий
поп... Думается, что над этой частью
сценария в процессе постановки не-
обходимо еще внимательно работать.

Во второй части сценария глу-
бокая связь Мичурина с народом по-
казана яснее.

Сцена беселы крестьянина Eropa
Жукова с мальчиком Лукашкой о ви-
нограде в русской деревне, сцена при-
езда студентов в мичуринский сад, не
говоря уже об эпизоде, посвященном
Ленину, и о приезде Калинина к Ми-

главным образом —

Ы$ФД—Ф—0—0 Ад a

пьесы. В городах и’ поселках При-
морья с успехом прошли «Любовь
Яровая», «Разлом», «Цемент», «Мой
друг», «Аристократы», «Машенька»,
«Профессор Полежаев», «Интервен-
ция». В дни войны впервые на Даль-
нем Востоке театр показал «Русские
люди» К. Симонова.

Сейчас театр располагает хорошо
оборудованным поездом из семи
классных вагонов, в которых разме-
щены репетиционный зал, костюмер-
ная, парикмахерская и т. п. Поезд
электрифицирован и радиофицирован.

трудных кочевых условиях ма-
ленький, но дружный коллектив это-
го передвижного театра с подлинной

любовью к искусству создает один.

современный спектакль за другим.
Сейчас ведутся репетиции пьес
«Далеко от Сталинграда», «Под каш-
танами Праги», «Старые друзья».
Передвижной театр Приморской
железной дороги прочно вошел в
жизнь своих многочисленных зрите-
лей, став их другом и воспитателем,

Это — результат честного дваднати-
летнего труда. Л. ЛАЗАРЕВ.
чурину, — все это говорит о родстве,

о духовной близости ученого и наро-
да, о нерушимой связи ученого с ча-
родом.

эта тема ясно. проходила через. всю
киноновесть, с начала до конца.

Мы намеренно останавливаемся на
этих неточностях киноновести; они
могут быть устранены введением но-
вых эпизодов, отчасти даже режис-
серской акцентировкой некоторых
реплик, ситуаций, кадров. Но хоте-
лось бы, чтобы основные темы филь-
ма—тема неустанного творческого
труда ученого, тема неразрывной
связи ученого и народа-нашли в
фильме свое наиболее полное вопло-
щение.

Образ Ивана Владимировича Мичу:
рина в лучших эпизодах сценария
глубоко человечен, сложен и своеоб-
разен. Мичурин-колючий, упрямый,
резкий человек. Он не шадит даже
близких людей, не балует притор-
ной нежностью или жалостью. Он
требует от них трудового подвига, та-
кого же, какой он совершает сам. Он
чист и скромен. Он уважает чужог
мнение, чужой труд, но он не потер-
пит ничьей косности, не простит узо-
сти мысли. Он носит любовь к людям
глубоко в своем сердце, и поэтому
любовь его так горяча. Мичурин, вч-
давнгий в жизни больше горя, чем ра-
дости, упоенно любил жизнь. И в
этом могучем жизнелюбии Мичурина
— основа его образа и одна из глав-
ных идей киноповести, названной ав-
тором «Жизнь в цвету».

Эту тему всепобеждающей жизни
автор стремится провести даже через
самые драматические, самые печаль-
ные сцены киноповести.

Умирает Александра Васильевна —
жена Мичурина. Всю жизнь эта ти-
хая, чуть робкая женщина была пер-
вой помощницей, лучшим другом
ученого. Она надломилась, не вынес-
ла бремени подвига мужа. Но у по-
стели умирающей происходит разго-
вор не о’ смерти, не о загробной жиз-

ВЛАДИ

К 40-ЛЕТИЮ СО ДНЯ
СМЕРТИ
+

Имя Владимира Васильевича Ста-
сова вошло в историю русской худо-
жественной культуры, как имя одно-
го из выдающихся борцов за утвер-
ждение национального реалистичс-
ского искусства, искусства глубоко
идейного и демократического. Опира-
ясь на славные традиции великих
русских просветителей—Белинского,
Чернышевского и Добролюбова, Ста-
сов старался распространить их прин-
ципы критики на изобразительное ис-
кусство и музыку, со всей силой сво-
его огромного таланта отдавался делу
развития новой русской реалистиче-
ской школы в живописи и музыке.

На протяжении своей полувековой
деятельности Стасов беспощадно бо-
ролся со всем, что мешало  передо-
вому русскому искусству была ли
это реакционная, идеалистическая
эстетика официального академизма,
было ли это приглаженное буржу-
азное искусство, подражающее па-
рижскому Салону и рекламируе-
мое П: Боборыкиным, или, нако-
нец, творчество декадентов ИЗ
«Мира искусства». Каждое о подоб-
ное явление получало от Cra-
сова всесокрушающий отпор, подвер-
галось уничтожающей критике. В его
полемических статьях раскрываются
со всей силой высокая стасовская
убежденность, вера в силу русского
народа, его глубокая идейность, его
воинственность и непримиримость в
отстаивании своих идеалов и прин-
ципов. ;

С самого начала своей критической
деятельности и до последнего дня
своей жизни он был и оставался при-
верженцем ‘демократического идей-
ного реализма, его глашатаем и зна-
меносцем.

Все самое передовое и прогрессив-
ное, что появилось во второй поло-
вине ХХ века в области русской жи-
вописи, скульптуры и музыки, в той
или иной мере связано с деятельно-
стью Стасова.

Великий русский художник И. Е.
Репин заканчивает воспоминания о
создании своей знаменитой картичы
«Бурлаки на Волге» следующими
прочувствованными словами: «А глав-
ным глашатаем картины был поисти-
не рыцарский герольд Владимир Ва-
сильевич Стасов. Первым и самым
могучим голосом был его клич на
всю Россию... И с него-то и началась
моя слава по всей Руси великой. Зем-
HO кланяюсь его благороднейшей те-
ни». Другой русский национальный
гений, композитор Мусоргский, писал
Стасову: «Без вас я пропал бы на */4
пробы. Лучше вас никто не видит, ку-
да я бреду... Никто жарче вас не грел
меня во всех отношениях, никто про-
  ше и, следовательно, глубже не за-
глядывал в мое нутро, никто не укз-
зывал мне путь-дороженьку».

И эти слова о Стасове могли бы
сказать не только Репин и Mycopr-

ский, но и многие другие выдающне-

деятели русекого искусства вто-

рой половины ХХ века — Перов и
Балакирев, Крамской и Бородин,
В. Васнецов и Римский-Корсаков, Ан-
токольский и Верещагин, В. Маков-
ский и Шишкин и многие, многие дру-
гие.

Стасов с жадностью искал и заме-
чательно умел находить новые молэ-
дые таланты, умел их поддерживать,
направлять на правильную дорогу
большого творчества, ‘помогал им
всем, чем мог, и радовался каждому
их успеху, каждой творческой побе-
де. «Его стихией, религией и богом
было искусство, — писал о Стасове
Максим Горький, — он всегда казал-.
ся пьяным от любви к нему, и — бы-
вало — слушая его торопливые, на-
скоро построенные речи, невольно ду-
малось, что он предчувствует вели-
кие события в области творчества,
что он стоит накануне создания ка-
ких-то крупных произведений лите-
ратуры, музыки, живописи, всегда с
трепетной радостью ребенка ждет.
светлого праздника».

Горячая любовь и преданность все-
му передовому, новому, искренняя ра-
дость по поводу каждого успеха сво-
‚их друзей, художников и музыкан-
тов, — все это не мешало Стасову
быть непримиримым и резким, если
кто-либо из них сворачивал в сторо-

И необходимо сделать так, чтобы

ну, сбивался с правильного пути,
отступал. За это Стасов судил стро-

одинок. И вдруг он появляется в са-
ду без шапки, бледный, в слезах:
умер Ленин. И в честь великого,
бессмертного человека Мичурин при-
казывает погасить костры. Он прове-
‘ряет плоды своего труда и всей своей
жизни последней схваткой с прирз-
дой. «Природа против нас, — говорит
он,—пойдем же и мы против нее в от-
‘крытую — за дело Ленина». В этом
эпизоде снова ‘смерти противопостав-
лена великая жизнь — жизнь твор-
ца. >

И сад выживает.
весной.

Второстепенные персонажи выписа-
ны А. Довженко менее подробно. Для
каждого персонажа найдена Offa
черта характеристики, найдена какая-
нибудь одна краска. Они как бы гра-
фичны и служат фоном для много-
красочной, живописной фигуры глав-
ного героя.

Образы старой Вюесии— чиновников,
исправника Хренова, городского голо-
вы, предводителя дворянства  Соко-
лова-Орлова и других — заключают в
себе элементы сатиры, написаны жи-
во, но в них немало от традиционных,
привычных тонов, в которых подаются
обычно подобные фигуры. Ярче дру-
гих лишь отец Христофор, с его зави-
стлизой ненавистью к Мичурину. Тра-
диционны и старый верный слуга Те-
рентий, и ученый оппонент Мичурина
профессор Карташев, ученый руги-
нер.

Интереснее написаны автором обра-
зы представителей новой России:
ученики Мичурина — коммунисты Ря-
бов, Синицын, крестьянский мальчик
Лукашка. Это люди больших чувств.
Вспоминаешь молодых, овеянных боя-
ми мечтателей из фильмов «Иван»
и <«Порс». Кажутся лишними, прав-
да, «простоватость» или «грубова-
тость», которыми наделяются иные
молодые герои, видимо, для  боль-
шей характерности. Но это харак-
терность внешняя, не соответствую-
шая самому существу характеров, и!
эти акценты в сценарии следовало

Он расцветает

ни, ао жизни земной, трудной, жесто-
кой, цветущей и прекрасной. Супруги
вспоминают молодость, первые встре-
чи в весеннем саду, любовь, мечты O
цветущей земле, о превращении всей
России в прекрасный плодовый сад.
Они говорят о любви, о ясности души.

Смерти противопоставлена жизяь,
пусть уже прожитая, но наполненная
смыслом, дерзанием, любовью, тру-
дом. Эта сцена киноповести — сцела
большой мысли.

Вот другая сцена. Лютый мороз. В
саду Мичурина жгут. костры, чтобы
согреть деревья. Мичурин болен и

бы убрать...

В киноповести А. Довженко стре-
мится показать большого ‘человека,
творца, и сейчас многое зависит от
творческой работы в процессе постз-
HOBKH.

Надо надеяться, что образ Мичурн-
на — революционера в науке, преоб-
разователя природы, образ героя твор
ческого труда, столь дорогой сердцу
советского человека предстанет
перед зрителем в фильме, действи-
гельно волнующем, поучительном, со-

держательном.
Р. ЮРЕНЕВ.

В. В. Стасов. Портрет
>

ro и беспощадно,
личной привязанностью,
дружбой. Так было даже с Крамским,
даже с Репиным, когда они временно
изменяли лучшим своим идеалам.

Велико значение Стасова в подго-
товке и организации таких прогрес-
сивных художественных об‘единений,
как «Говарищество передвижных вы-
ставок» и «Могучая кучка», сплотив-
ших вокруг себя все самое живое
и талантливое в русской живописи и
музыке и сыгравших выдающуюся
роль в становлении национальной ре-
алистической школы живописи и му-
зыки. Именно эти два об’единения оп-
ределили собой лицо всего русского
искусства второй половины ХХ ве-
ка, его место в мировом искусстве.

Стасов является подлинным идео-
логом «кучкистов» и «передвижни-
ков», их руководителем, их пропаган-
дистом и защитником; на протяжении
истории каждого из этих об’единений
он отбивает все атаки, направленные
против них, от кого бы они ни исхо-
дили.

Главная задача искусства, по Ста-
сову, заключается в том, чтобы изо-
бражать современность, в том, чтобы
давать живую историю своей эпохи,
своего народа. «Стасова забирал реа-
лизм жизни в искусстве, плоть и
крозь человека с его страстью, с его
характером, — вспоминает о Стасове
Репин. — Он был... во всеоружии то-
гдашних новых воззрений на реализм
в искусстве и верил только в него. Он
любил в искусстве особенность, Ha-
циональность, личность, тин и — глав-
ное — типичность>.

«У `нас свои национальные  зада-
чи, — говорил Стасов художникам,
— надо уметь видеть свою жизнь
и представлять то, что еще никогда
не было представлено. Сколько у нас
своеобразного и в жизни, и в лицах,
и в архитектуре, и в костюмах, и в
природе, а главное — в самом харак-
тере людей, в их страсти. Типы, ти-
пы подавайте! Страстью  проникай-
тесь, особенной, своей. самобытной!»

Вся литературно-критическая дея-
тельность Стасова—упорная борьба за
осуществление этой программы. Ста-
сов, верный. примеру своих великих
предшественников, критиков-просве-
тителей, боролся за  содержатель-
ность, идейность и демократизм ие-
кусства, за правдивое изображение в
искусстве жизни своего народа. Он
с гордостью отмечает, что «благодат-
ным последствием искренней нациэ-
нальности и реализма, начавшегося у
нас не по моде, а по действительной
потребности художника и общества,
явилась серьезная содержательность

нового нашего искусства», и это в TO

время, когда на Западе, и в чаетно-
сти во Франции, уже давно многие
лучшие критики жалуются «на Hy-
стоту и мелочность своего художе-
ства...»

Можно смело утверждать, что со
Стасова у нас начинается история
критики в области изобразительного

искусства. Литератор-фельетонист,
дилетант уступают в его лице место
критику `- профессионалу, критику-
трибуну, публицисту, тесно связан-
ному с живой художественной прак-
тикой своей эпохи. Благодаря Ста-
сову русская художественная  кри-
тика приобрела широкое обществен-
ное признание, высокий авторитет
среди мастеров искусства, стала иг-
рать активную роль в формирова-
нии современного искусства.

Со Стасова же начинается научная
история русского’ искусства, русское
искусствознанияе. Его капитальные
исследования, посвященные творчест-
ву К. Брюллюва, А. Иванова, Перова,
Репина, Крамского, Верещагина, Ан-
токольского, В. Шварца, композито-
рам. — Глинке, Мусоргскому, Боро-
дину, его работы по вопросам архи-
тектуры и народного творчества, его
обобщающие труды по истории  рус-
ской и западно-европейской живони-
си, скульптуры и музыки по сей день
во многом сохраняют свое большое
значение, представляют собой ценный
материал для каждого исследователя,
занимающегося вопросами истории ис-
кусства ХХ столетия.

Художественная критика для Ста-

сова — выступление ‚с общественной
трибуны, просветительская деятель-
ность. Задача критики — раскрытие

идейной, общественной значимости
произведения искусства. В своих ста-
тьях Стасов ищет в искусстве отклик
на животрепещущие темы, на вопро-
сы современности, рассматривает ис-
KyceTBO как активную социальную
силу, требует от него приговора яв-
лениям окружающей действительно-
сти. Так, отвечая на обвинения ново-
го русского искусства в тенденцноз-
сти, Стасов’ пишет: «Содержатель-
ность наших картин так определенна

ПИСЬМА

Издательство «Искусство» выпус-

тило книгу «Письма И. Е. Репина.
Переписка с П. М. Третьяковым».
Эта переписка, = представляющая

большой интерес; возникла после то-
го, как Третьяков в 1873 г. сделал
заказ Репину на портрет поэта Тют-
чева для галлереи. С этого года пе-
реписка продолжалась  вилоть до
самой смерти П. М. Третьякова в
1898 г., т. е. в течение четверти
века.

Письма дают представление о дру-

работы   И. Е. Репина.

°

не считаясь ни ©   и сильна, что иной раз их упрекали в
НИ С ДОЛГОЙ   <тенденниозности».

Какое смешное
обвинение и какое неленое прозвище!
Ведь под именем «тенденциозности»
обвинители разумеют все то, где есть
сила негодования и обвинения, где ды-
шит протест и страстное желание ги-
бели тому, что тяготит и давит свет.
Выкиньте всю эту страстную и луч-
шую струну в художнике, и многие
останутся довольны. Но что он без
нее значит? Как будто не «тенден-
циозно» все, что есть лучшего в с03-
даниях искусства и литературы всех
времен и всех народов!».

В произведении искусства Стасова
в первую очередь интересуют его об-
щественное содержание, его связь с
современной действительностью, его
национальный характер, народность и
демократизм. Ноэтому он так стра-
стно борется за развитие и утвержде-
ние бытового жанра в живописи и
придает ему такое огромное значенче
в становлении нового русского искус-
‘ства.

Стасову была свойственна извест-
ная ограниченность, у него были свои
недостатки, обусловленные эпохой, в
жоторой он жил и работал. Это была
ограниченность эстетики позднего
просветительства. Но эти недостатки,
порой очень серьезные, эти заблужде-
ния и промахи (укажем на неправиль-
ную оценку Стасовым искусства эпо-
хи Возрождения, русского искусства
ХУ и начала ХТХ столетия, творче-
ства ряда художников конца ЖХ н
начала ХХ века) никак не могут зат-
мить или сколько-нибудь существен-
но умалить его выдающуюся роль в
развитии нового реалистического ис-
кусства, в утверждении националь-
ной школы живописи и музыки.

Современная Стасову реакционная
критика, по словам самого Стасова,
«один из самых зловредных тормо-
зов нового русского — искусства».
Ее предстазители, начиная с Су-
ворина и. кончая борыкиным,
а позже  декаденты различных
мастей, начиная с «Мира искусства» и
кончая всевозможными формалисти-
цескими группировками, прилагали
немало стараний к тому, чтобы ском-
прометировать замечательного кри-
тика, всячески раздували его частные
недостатки, клеветали на него как
только могли.

Ненавидя в лице Стасова воинству-
ющего борца за идейное демократи-
ческое реалистическое искусство, они
старались обвинить его и в том, что
он ничего не понимает в самом искус-
стве, отказывали ему в эстетическом
чувстве, в понимании красоты. Иначе
оценивали Стасова все передовые
представители русского искусства.
Так, Максим Горький писал: «Все, в
чем была хоть искра красоты, было
духовно ‘близко, родственно Стасозу,
возбуждало и радовало его. Своей
болыной любовью он обнимал всю
массу красивого в жизни— от ноле-
вого цветка и колоса пшеницы до
звезд, от тонкой чеканки на древнем
мече и народной песни до строчки
стиха новейших поэтов». Горький ст-
мечает, что даже н тогда, когда Ста-
сов выступал с отрицанием чего-либо,
в нем «горело пламя великой любви
к прекрасному»,

Критическая деятельность Стасо-
ва -- драгоценное наследие советской
художественной критики. В послед-
нее время нередко можно было слы-
шать из уст некоторых зараженных
эстетством и ‘формализмом критиков
заявления о том, что Стасов «уста-
рел», что он плохо нонимал искусст-
во, был страшно односторонен в своих
оценках, что им — критикам — «за-
тыкают рот бородой Стасова» и т. п.
Все это — старая ложь. Такое отно-
шение к памяти и наследию замечз-
тельного русского критика принесет
вред не только нашей критике, но и
нашему искусству. Ясная нелеустрем-
ленность стасовской критики, его
прямота и ‘страстность, его необык-
новенная чуткость ко всему новому,
талантливому, его бескорыстное слу-
жение своему народу и родному
русскому искусству, его любовь ко
всему прекрасному являются Apa-
гопенными лля нас качествами,
славным примером.

Советская критика может многому
поучиться у Стасова, хотя ее содер-
жание, ее задачи стади иными, чем
они были у Стасова. Но, как учит
нас Ленин, «Исторические заслуги
судятся не по тому, чего не дали
исторические деятели сравнительно
с современными требованиями, а по
тому, что они дали нового сравни-
тельно с своими поедшественника-
ми». И с этой точки зрения, как мы

видели, роль Стасова в развитии
русского искусства огромна.
К. СИТНИК.

РЕПИНА

жеских взаимоотношениях авторов,
и, что особенно интересно, об их де-
ловых отношениях в связи с собира-

нием картин для Третьяковской oF
е-

лереи. Интересны впечатления
пина от его заграничных поездок,
письма, характеризующие его’ отно-

шение. к передвижникам:

Книге преднослана вступительная
статья А. Замошкиза; комментарии
составлены М. Григорьевой и А. Ше-
котовой,