шеи.

A №.

ый.

м

cath

nos

COBET

ACK YCC

Орган Министерства Кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете
 Мичистров СССР и Комитета   по делам РР Ben Совете pans СССР

Пролетарии всех стран, сое; соединяйтесь?

С. KO

aN

29-я годовщина Великой Октябрьской С.

Доклад А. А. ЖДАНОВА на торжественном
заседании Московского Совета

6 ноября
Товарищи!

Сегодня трудящиеся Советского Союза праздну-
ют двадцать девятую годовщину Социалистической
революции в нашей стране.

В прошлом году мы отмечали наш великий празд-
‘ник вскоре после победоносного окончания Отечест-
венной войны, завершившейся разгромом сначала
немецких фашистов, а затем и японских империали-
стов. 1945 год вошел в историю, как год великой
победы советского народа и других свободолгоби-
вых народов над силами фашизма и агрессии. 1946
год явился первым послевоенным годом. Советский

1946 года -

народ, выйдя победителем из смертельной борьбы: с

фашистскими агрессорами и вернувшись к мирному
труду, обратил все свои силы на ликвидацию тяже-
лых последствий войны, на дальнейшее упрочение и
развитие социализма. В борьбе за осуществление
этих задач советские люди, как и в годы Отечествен-
ной войны, не жалеют сил и труда, проявляя высокое
сознание общенародных, общегосударственных HH-
тересов. Советский народ, опираясь на несокруши=

мую силу социалистического. строя, самоотверженно.

преодолевая трудности послевоенного времени, `ус-
пешно идет по пути, который указал нам Ленин, по
которому ведет нас товарищ Сталин. (Аплодисменты):

I.
Первый послевоенный год.

в истекшем году наша советская страна возобно-
вила мирное социалистическое развитие, Советское
государство перестраивает народное хозяйство при-
менительно к условиям и задачам мирного времени.
Вся наша работа проходит под знаком выполнения

указаний товарища Сталина о ближайших задачах :

Советского государства. ‹ «Мы должны, — говорил
товарищ Сталин, — в кратчайший срок залечить ра-
ны, нанесенные врагом нашей стране, и восстановить
довоенный уровень развития народного хозяйства с
тем, чтобы значительно превзойти в ближайшее вре-
мя этот уровень, повысить материальное благо-
состояние народа и еще больше укрепить военно-эко-
номическую мощь Советского государства».

Каждый из нас понимает, что это задачи нелегкие.

Немецко-фашистские ‘захватчики нанесли. огромный
ущерб советскому хозяйству. Фашистские варвары

всю сеть железных дорог в западной ‹ части. нашей
страны. Фашисты опустошили и превратили в пустыню.

целые районы страны, уничтожили нлоды многолет-.
него напряженного труда советских людей, оставили

без крова миллионы советских граждан, В истории

нашей Родины не было еще войн, которые бы унесли  1

так много цветущих человеческих жизней. и причини-

ли такие неслыханные опустошения городам, селам,
промышленности, транспорту и сельскому хозяйству»

как минувшая война. Любое другое, даже самое

крупное современное капиталистическое. государство,
потерпев такой ущерб, было бы отброшено на десят-

ки лет назад и превратилось бы во’ второстепенную ~
ных за годы довоенных пятилеток и ныне вновь воз-

державу. Но с Советским Союзом этого не случилось.
Из второй мировой войны Советский Союз вышел

крепким и сильным. В отличие от. капиталистических
государств наша: страна, перешла. ‘к мирному строи-
тельству-без каких-либо кризисов или потрясений. A,’

между тем, известно, что вторая мировая война на-
несла Советскому Союзу неизмеримо больший ущерб,
чем какой-либо другой стране из. тех, которые вое-
вали против гитлеровской. Германии. Я уже не. гово-
рю о таких государствах, как Соединенные Штаты
Америки и Англия, территория которых не подверга-
лась оккупации вражескими войсками и перед KOTO=
рыми не стоят поэтому задачи послевоенного восста-
новления народного хозяйства. И тем не менее после-
военный период связан в этих странах с большими
экономическими и политическими кризисами.

В капиталистических странах переход от войны к
мирному времени вызвал резкое сужение рынка, па-
дение уровня производства, закрытие предприятий,
рост безработицы. Известно, например, что в Сое-
диненных Штатах Америки об’ем промышленного
производства в 1946 г. сократился по сравнению с
1943 годом более, чем на одну треть, а число безра-
ботных по официальным данным превысило 3 мил-
лиона человек. ;

Наша страна не знает подобных явлений. Переход
от войны к миру в Советском Союзе, демобилизация

в связи с этим значительных контингентов Советской
Армии, уменьшение в три раза военного бюджета, пе-
ревод фабрик и заводов на мирную продукцию не
сопровождаётся у нас закрытием фабрик и заводов,
свертыванием производства и появлением безрабо-
тицы. Советский народ уверенно идет вперед, не опа-
саясь возникновения экономического кризиса и без-
работицы, ибо он опирается на иную, более высокую,
социалистическую систему организации хозяйства,
которая не знает ни кризисов, ни безработицы.

Это не значит, однако, что послевоенное восстанов-
ление народного хозяйства СССР может обойтись
без жертв со стороны рабочих, служащих и крестьян
ради общего дела. Нужно иметь в виду, что без серь-
езных жертв невозможно ликвидировать тяжелое на-
следие войны — разорение и опустошение — и вос-
становить народное хозяйство.

Однако эти жертвы не могут итти ни в какое срав-
нение с жертвами со стороны рабочих и служащих
капиталистических государств, которые чрезвычайно
велики, поскольку капиталисты не берут на себя за-
бот в деле послевоенного восстановления, перекла-
дывая все тяготы исключительно на плечи рабочих,
крестьян и служащих. Эти тяготы выражаются, преж-
де всего, в громадном росте безработицы и выбрасы-
вании миллионов рабочих и служащих из предприя-
тий.

У нас нет и не будет безработицы. Это дает громад-
ное облегчение для рабочих. и служащих нашей стра-
ны. У нас нет свойственной капитализму анархии
производства, которая приводит к чередованию пе-
риодов под’ема и кризисов, потрясающих до основа-
ния всю систему хозяйства и создающих постоянную
неуверенность в завтрашнем дне у трудящихся. На-

ша хозяйственная жизнь направляется народнохо-

зяйственным планом.
В годы довоенного мирного строительства Совет-

ское государство по единому плану осуществило со-
циалистическую реконструкцию нашего народного
хозяйства. В годы войны оно планомерно мобилизо-
вало все ресурсы страны на нужды фронта. Так и те-
перь Советское государство по новому пятилетнему
плану организует работы по восстановлению и даль-
нейшему развитию народного хозяйства СССР. В но-
вом пятилетнем плане великих работ, который дол-
жен возродить и двинуть далее СССР, как преуспе-
вающую сопиалистическую державу, найдет достой-

ное применение ‘своим’ силам, способностям и талан-
там каждый советский ОВ — мужчина и жен-
щина. (Аплодисменты). _

Советские люди привыкли ставить общенародный
государственный интерес ‘превыше. всего. Они при-
выкли считать общее дело своим насущным личным
делом. Вот почему ‘советский народ: воспринял. но-
вый пятилетний план, как ‘боевую. „программу, отве-
чающую его кровным жизненным интересам. Пафос

созидательного труда охватил миллионы людей. По`

всей стране развернулось социалистическое соревно-
вание за выполнение и перевыполнение пятилетнего.

плана. Советские люди. в своем устремлении` вперед.

изыскивают новые пути. и. ‚возможности AAA дальней-
него под’ема всёх отраслей народного. ‘хозяйства. И.

культуры. Дружба народов СССР, ‚окреншая ‘и зака-.
лившаяся в военных испытаниях, является. могучим.

разрушили и сожгли десятки тысяч. промышленных: ‘средством под’ема и расцвета народного хозяйства.

предприятий, совхозов, колхозов и МТС, разрушили -

и культуры в мирных условиях.

- Товарищ Сталин говорил: «Советские люди. “BO

главе, é коммунистической. партией. не. пожалеют сия.

И труда Aid TOPO, чтобы. не только: выполнить, а и.

перевыполнить новую пятилетку». _
_ Теперь все видят, что эти вдохновенные слова: `на-
`лнего вождя с`успехом воплощаются в жизнь.

ного хозяйства уже налицо. . ‚Оживает

‘заводы, фабрики, шахты, колхозы, совхозы, школы:
вузы и научно-исследовательские учреждения. С чув-
` ством глубокого удовлетворения страна узнает о
восстановлении и пуске в ход предприятий, создан-

рождающихся. из пепла‘и развалин. Снова вступили
‘в строй действующих предприятий Сталинградский
и Харьковский. тракторные заводы, Ростовский за-
`вод сельскохозяйственных машин, Нижне-Свирская
6 гидроэлектростанция, Беломорско-Балтийский канал
и многие другие крупнейшие предприятия. Подни-
мается на ноги металлургия Юга. Введены в дейст-
вие ломны на Константиновском, Макеевском заво-
дах и на заводе им. Дзержинского. Близится срок пу-
ска восстанавливаемого Днепрогэса. Донбасс, совер-
шенно разрушенный немцами, уверенно идет по пути
восстановления довоенного уровня добычи угля.
Возрождение этих предприятий приветствует народ,
почти как воскрешение из мертвых, так как знает, до
каких пределов разрушения они были доведены фа-
шистскими извергами и каких трудов стоило совет-
ским людям, чтобы славные имена этих предприя-
тий вновь засверкали в блистательном списке увен-
чанных трудовыми подвигами действующих фабрик
и заводов Советского Союза.

Одновременно идет большое новое строительство.
Строятся и частично пущены в ход новые машино-
строительные и металлургические заводы, вводятся
в строй шахты, электростанции, железнодорожные
пути, предприятия текстильной, химической и мно-
гих других отраслей промышленности. Восстановле-
ние и развитие народного хозяйства сопровождает-

ся его техническим перевооружением. Валовая выра-
ботка промышленности по гражданской продукции
за первые три квартала 1946 года по сравнению с тем
же периодом прошлого года выросла на 19 процен-
тов. Среднесуточная погрузка на железнодорожном
транспорте за тот же период выросла на 12°/o.

Широким фронтом развернулась в районах, по-.

страдавших от немецкой оккупации, работа по вос-
становлению разрушенных сел и городов, es
ных учреждений.

Однако все это лишь первые шаги, если принять
во внимание размеры разруптений и об’ем предстоя-
щих восстановительных работ. Товарищ Сталин
указывает, что для восстановления опустошенных

немецкими оккупантами районов потребуется шесть-
семь лет, если не больше.

Истекший год показал, что наша страна имеет
большие возможности быстро двигаться вперед. Од-
нако на пути выполнения пятилетнего плана нам
предстоит преодолеть немало трудностей. р

Перевод народного хозяйства с военных рельс на
рельсы мирного развития уже сам по себе представ-
ляет немалые трудности экономического, организа-
ционного и технического порядка. Если учесть к то-
му же, что наше государство не может ограничиться
лишь использованием существующей производст-
венной базы, что оно, кроме того, имеет в виду вос-
становить и развить производственную базу как про-
мышленности, так и всех других отраслей народного
хозяйства, то понятно станет, каких огромных мате-
риальных и денежных затрат требует выполнение
этой задачи. По плану новой пятилетки одни только
централизованные капитальные вложения в народ-
ное хозяйство должны составить более 250 милли-
ардов рублей. Чтобы обеспечить эти затраты, мы
должны укреплять и развивать социалистические
методы хозяйствования, режим экономии и хозяйст-
венный расчет, решительно покончить с бесхозяйст-
венностью, раздутыми штатами, высокой себестои-
мостью продукции и мобилизовать наити внутренние
ресурсы, все источники накопления для нужд вос-
становления и развития народного хозяйства.

Некоторые наши хозяйственники до сих пор не
понимают, что режим экономии, о котором неодно-
кратно говорили Ленин и Сталин, не кратковремен-
ная кампания, а свойственный социализму метод хо-
зяйствования. Советские люди обязаны постоянно

Год издания ХУП
№ 46 (1030)

ЧЕТВЕРГ

Цена 45 коп.

Первые результаты ‘восстановления нашего народ-
`израненная ,

врагом: земля, из руин, ‘поднимаются возрождаемые

HOABPHA
1946 года

——

eS ЕЕЕ

ES ares

р

` Октябрьск ой.  Социалистическ

: Ha: здра вствует

29. a= годовщина” `Великой

революции!

Председатель Совета Министров Союза ССР Генералиссимус Советского Союза И-ВАСТАЛИН.-

помнить эти указания и.неуклонно PYROBRASTEO:
ваться ими в своей работе.

Переход на мирные рельсы развития предполагает
также отмену карточной системы и возврат к нор-
мальному товарообороту. Карточная система являет-
ся неизбежным злом, когда ведется большая война
и когда приходится ломать народное хозяйство, при-
давая ему односторонний  военный характер, и итти
на множественность цен и сокращение потребления
в тылу, чтобы обеспечить регулярное снабжение ар-
мии на фронте. Когда война окончена и армия демо-
билизована — потребность в карточной системе от-
падает и множественность цен становится злом. Это
зло должно быть отброшено для того, чтобы вер-
нуться к нормальному товарообороту и всесторонне-
му развитию производства и потребления. Засуха в
ряде областей, сокращение государственных запасов
продовольствия потребовали перенесения отмены

карточной системы с 1946 года на 1947 год. Потребо-_

вался также целый ряд необходимых переходных
мер в целях сближения высоких коммерческих цен
и слишком низких пайковых цен для того, чтобы со-
здать условия для отмены в 1947 году карточной
системы и введения единых цен.

Советское правительство учитывало трудности по-
вышения пайковых цен и понимало, что здесь по-
требуются серьезные жертвы со стороны рабочих,
служащих и крестьян, что без таких жертв невоз-
можно ликвидировать тяжелое наследие войны и
восстановить подорванное народное хозяйство.

Советское правительство приняло ряд мер к воз-
мещению потерь мало-.и среднеоплачиваемых рабо-
чих и служащих путем повышения им заработной
платы.

Задача развертывания товарооборота и расшире-
ние производства товаров широкого потребления яв-
ляется предметом особой заботы и внимания Совет-
ского государства. Если мы хотим подготовить ус-
ловия для последовательного снижения единых госу-
дарственных цен, которые будут введены в связи с
отменой карточной системы, то решающим ‘средст-
вом является значительное расширение производст-
ва предметов ширпотреба в государственной, коопе-
ративной и местной промышленности: Необходимо
также использовать все источники для развития то-
варооборота, развернув, наряду с государственной
торговлей, кооперативную торговлю_в городах и ра-
бочих поселках. Чем шире будет развернут товаро-
оборот, тем быстрее поднимется благосостояние тру-
дящихся, будут удовлетворены их насущные нужды,
повысится уровень реальной заработной платы и
укрепится курс рубля. Для выполнения этих насущ-
ных задач необходимо решительное усиление вни-
мания наших советских и партийных органов к во-
просам улучшения организации торговли и произ-
водства предметов широкого потребления. «Чтобы
экономическая жизнь страны могла забить ключом,
а промышленность и сельское хозяйство имели сти-
мул к дальнейшему росту своей продукции, — учит
нас товарищ Сталин‚,—надо иметь еще одно усяорне,

ae a 0

=

а именно, — развернутый товарооборот между го-
родом и деревней, между районами и областями стра-
ны, между различными: отраслями ПАР ИВ хозяй-
ства». Sie

Остро встал вопрос о пополнении. наших” ‚ прел-
приятий и новостроек рабочей силой. Можно. обла-
дать такими элементами для производства, как день-
ги и материальные фонды. Но если нехватает рабо-
чей силы, деньги и материальные фонды не будут
использованы полностью и план производства нпо-
виснет в ‘воздухе. В Советском государстве нет тех
источников ‘пополнения рабочей силы, каким являет-
ся в капиталистических государствах резервная ао-
мия безработных, :постоянно пополняемая за счет рз-
зорения крестьянских хозяйств и мелкой буржуазии
городов. У нас, при социалистическом строе, эти
источники пополнения резервов рабочей силы лик-
видированы. Вместе с тем привлечение новой рабс-
чей силы в промышленность, на транспорт и в стро-
ительство является одним. из решающих условий
выполнения плана восстановления и развития народ-
ного хозяйства. Это означает, ‘что государство
должно найти новые способы пополнения растущего
народного хозяйства рабочей силой. Еще до войкы
социалистическое государство приступило к реше-
нию этой задачи путем создания государственных
резервов рабочей силы, направляемых туда, куда
нужно государству. Тем более остро встал этот во-

прос после войны. Известно, что в результате немец-
кого вторжения Советский Союз безвозвратно поте-
рял в боях с немцами, а также в результате немец-
кой оккупации и угона советских людей на немеп-
кую каторгу, около семи миллионов человек. Эти
колоссальные жертвы понесены за счет наиболее ак-
тивной части тружеников советского общества. По-
нятно, что этот урон болезненно отзывается на раз-
махе наших восстановительных работ. Задача может
и должна быть разрешена путем увеличения контин-
гентов трудовых резервов, подготовляемых в ремес-
ленных училищах и школах ФЗО, путем создания
устойчивых кадров рабочей силы на Урале, в Сиби-
ри и на Дальнем Востоке на основе улучшения их ма-
териального положения и обеспечения жильем, как
это предусмотрено известным решением Совета Ми-
нистров, посредством внутреннего перераспределе-
ния рабочей силы в промышленности в пользу про-
изводства, при помощи решительной механизации

трудоемких работ и повышения производительности
труда.

Нам предстоит также решить крупные задачи в
области восстановления и развития сельского хозяй-
ства. Война сильно подорвала его производственную
базу: резко сократилось количество продуктивного
скота, рабочих лошадей, уменьшился машинно-трак-
торный парк. В колхозах стало меньше рабочих рук.
К трудностям, вызванным войной, присоединились
также трудности, связанные с засухой в ряде рай-
онов страны. В связи с изменившейся географией
Ура и его пестротой первостепенное значение

(Продолжение на 2-Й стр.).