ина. Великой

СОБЕТСКОЕ

О

ИСКУССТВО

ктябрьской Социалистической револющ:

Доклад А. А. ЖДАНОВА на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1946 `года

(Продолжение).

имеет теперь выполнение плана хлебозаготовок те-
кущего года. По почину алтайских колхозников за
последние недели крестьяне многих областей и райо-
нов взяли на себя обязательства досрочно выполнить
и перзвыполнить план хлебозаготовок. В этих фак-
тах нельзя не видеть нового проявления глубокого
патриетизма советского крестьянства. Пертийные и
советские органы своей организационной и идейно-
политической работой лолжны помочь крестьянам
выполнить свой долг перед госуларством.

Теперь, когда рёчь идет о серьезном под’еме сель-
ского хозяйства, наша промышленность лолжна ока-
зать большую помошь деревне, снабдить ее трак-
торами, комбайнами и другими сельхозмашинами и
запасными частями. Но деле не только в этом. Дело
еще и в том, чтобы серьезно улучшить руководство
колхозами, навести должный порядок в их работе.
За последние годы в ряде областей были допущены
грубейшие нарушения Устава сельскохозяйственной
артели, подрывающие основы колхозного строя. Как
было установлено, широкое распространение полу-
чили факты расхищения общественных земель колхо-
зов, растаскивания колхозного добра. Необходимо
было оградить общественное хозяйство колхозов от
разорения, принять меры к дальнейшему укреплению
сельскохозяйственной артели, как основы колхозно-
го строя. В связи с этим ясно, какое большое значение
имеет постановление Совета Министров СССР и

ентрального Комитета ВКП(б) «О мерах по ликви-
дации нарушений Устава сельскохозяйственной ар-
тели в колхозах», принятое по инициативе товарища
Сталина. Для выработки мер по улучшению Устава
сельскохозяйственной артели, по систематическому
расширению общественного хозяйства колхозов, по
установлению строгого контроля. за соблюдением
Устава сельскохозяйственной артели и для огражде-
ния колхозов, от попыток нарушения Устава при пра-
вительстве создан Совет по делам колхозов, в кото-
ром представлена большая группа практических дея-
телей колхозного строительства.

Едва ли нужно доказывать, какое громадное зна-
чение для всего дела колхозного строительства име-
ют указанные решения. Нанесен решительный удар
по извращениям большевистской линии в вопросах
колхозного строительства и носителям этих извраще-
ний. С предельной ясностью вскрыты серьезные недо-
статки колхозной жизни, ведущие к ослаблению об-
щественного начала, к распоясыванию рваческих спе-
кулятивных элементов в колхозах. Решение Совета
Министров и ЦК ВКП(б) дало в руки всех честных
колхозников могучее оружие для наведения порядка
з колхозах, для восстановления нарушенных вс мно-
гих местах устоев артельной жизни. Решение было
встречено в колхозах с большим удовлетворением, В
лице Совета по делам колхозов, имеющего также
своих представителей на местах, создана мощная Н
авторитетная организация, стоящая на страже инте-
ресов укрепления колхозного строя. Нет никакого
сомнения в том, что благодаря вмешательству и
помоши товарища Сталина дело укрепления наших
колхозов поставлено на прочные рельсы и увенчается
полным успехом. (Аплодисменты).

Товарищи! Задачи великого строительства, выпол-
нение планов восстановления и‘ дальнейшего разви-
тия народного хозяйства нашей страны требуют вы-
сокого идейного уровня и широкого размаха вос-
питательной и культурной работы. Быть сознатель-
ным советским гражданином это значит понимать по-
литику партии и Советского государства и всеми си-
лами добиваться ее осуществления. Социалистическое
сознание ускоряет движение советского общества
вперед, умножает источники его силы и могущества.
Поэтому неуклонное повышение. политического и
культурного уровня народа составляет жизненную
потребность советского строя. Победа Советского
Союза в Отечественной войне во многом является
плодом той воспитательной работы, которую вела
партия в массах трудящихся, неустанно прививая на-
шей молодежи бодрость и уверенность в своих силах.

За годы войны мы не могли полностью в силу об-
становки удовлетворить идейных и культурных за-
просов советского народа. Его идейный и культур-
ный уровень вырос. Все это налагает огромную от-
ветственность на тот отряд советской интеллигенции,
который призван обслуживать нужды народа и госу-
дарства в области воспитания, культуры и искусства.

Вы знаете, что Центральный Комитет партии за
последнее время вскрыл недопустимые факты бези-
дейности и аполитичности в нашей литературе и ис-
кусстве. Мы хорошо знаем природу этой безидейно-
сти. Это те самые пережитки капитализма в сознании

людей, которые еще приходится
преодолевать и выкорчевывать. По-
следние решения ЦК ВКП(б) по воп-
росам идейно-политической работы
имеют целью усилить большевист-
скую непримиримость ко всякого
рода идеологическим извращениям
и поднять на новый, более высокий,
уровень все средства нашей со-
циалистической культуры: печать,
пропаганлу и агитацию, науку, ли-
тературу и искусство. Нам нужно
больше высоксидейных и художе-
ственных фильмов, беллетристиче-
ских произведений, пьес ит. д.

Особенно: больцгое значение име-
ст политическое воспитание нашего
молодого поколения. Советский
строй не может терпеть воспитания
молодежи в духе безидейности, в
духе безразличия к политике. Необ-
ходимо оградить молодежь от тле--
творных чуждых влияний и органи.
зовать ее воспитание и образование
в духе большевистской идейности.
Только так можно воспитать от-
важное племя строителей социализ-
ма, верящих в торжество нашего
дела, бодрых и не боящихся ника-
ких трудностей, готовых преодоле-
вать любые трудности.

Советское государство придает
особую важность развитию науки.
Товарищ Сталин подчеркивает все
значение развертывания сил науки
в планах коммунистической партии
на ближайшее будлушее. Известно,
какие энергичные меры предприни-
мает Советское правительство для
создания наитим ученым всех необ-
холимых условий для развертыва-
ния научной деятельности, для ре-
шения сталинской задачи: не только
догнать, но и превзойти в ближай-
шее время достижения науки за пре-
делами нашей страны. Могу сооб-
щить, что количество научно-исследовательских уч-
реждений и их научных работников уже значительно
обогнало довоенный уровень. Неуклонно повышает-
ся количество и качество научной продукции. Совет-
ские ученые должны и впрель смело итти по пути но-
ваторства и решительного внедрения достижений на-
уки в производство. Следует пожелать также, чтобы
уровень развития общественных наук не отставал от
уровня наук естественных и технических. В этом от-
ношении важную роль должна сыграть открытая
на-днях Академия общественных наук при ЦК
ВКП(б), призванная пополнять и совершенствовать
научные кадры по общественным дисциплинам.

Велики и благородны’ задачи, стоящие перед теми
отрядами советской интеллигенции, которые призва-
ны вести воспитательную работу в нашем народе, на-
саждать культуру, развивать в нашем народе новые
вкусы и запросы, укреплять морально-политическое
единство народа. Нет никакого сомнения в том, что

армия наших пропагандистов, литераторов, работни-

ков искусства, учителей, работников науки, как и вся
советская интеллигенция, достойно выполнит свой
долг. (Бурные аплодисменты). :

Товарищи! Перед нашим народом стоят: великие.

задачи. Мы, ленинцы, уверены, что эти задачи будут
с успехом выполнены. За это говорит весь опыт со-
циалистического строительства в СССР. За это гово-
рит мудрая политика большевистской партии и вели-
кого Сталина. За это говорит единодушная поддерж-
ка политики партии всем нашим народом. Недавно
весь мир мог убедиться в том, какую поддержку ока-
зывает советский народ политике большевистской
партии. Я имею в виду выборы в Верховный Совет
СССР. Эти выборы прошли в обстановке невидан-
ного политического под’ема и наглядно продемонст-
рировали силу советской демократии и несокруши-
мое единство и дружбу народов нашей страны.

Это значит, что ‘весь советский народ поддержи-
вает политику партии Ленина—Сталина. В политике
большевистской партии наш! народ видит залог даль-
нейшего преуспеяния нашей страны. Это значит, что
все советские люди об’единились под знаменем на-
шей славной партии и преисполнены чувством без-
граничного доверия и великой любви к своему взж-
дю Иосифу Виссарионовичу Сталину. (Бурные апло-
дисменты).

il.
Советский Союз и борьба за прочный мир .

Товарищи! Победа свободолюбивых государств
над немецкими и японскими агрессорами открыла
путь к мирному развитию, позволила народам перей.
ти к решению задач послевоенного мирного устрой-
ства. :

Чего ждали и ждут сейчас все свободолюбивые на-
роды мира? Народы жаждут прочного, длительного
демократического мира, при котором можно было
бы залечить раны, нанесенные второй мировой вой-
ной, и обеспечить возможность свободного развития
каждого народа, большого или малого, обеспечить
спокойное и прочное существование каждому челове.
ку. Именно этого страстно желают сейчас «простые»
люди, своей кровью в боях против гитлеровской Гер-
мании отстоявшие свою свободу, независимость,
право на мирную жизнь.

Советский Союз идет в авангарде демократических
народов в борьбе за мир, так же как в годы войны он
шёл в авангарде освободительной войны против фа-
шизма.

Политика Советского Союза в международных де-
лах ясна и определенна. Это—политика борьбы за
прочный и демократический мир между народами, по-
литика всемерного укрепления дружественного со-
трудничества миролюбивых наций.

Истекший год был годом, когда в итоге побелы над
фашизмом миролюбивые наролы принялись за реше-
ние задач послевоенного устройства. Переход от вой-
ны к миру оказался делом нелегким, установление де-
мократического мира наталкивается на целый ряд
препятствий. ;

Откуда проистекают затруднения, возникающие на
пути к созданию демократического мира? В чем при-
чина расхождения во взглядах разных государств на
послевоенное устройство?

Вторая мировая война имела антифашистский осво-
бодительный характёр для народов, боровшихся про-
тив фашистского блока. Естественно было ожидать,
что справедливая антифашистская война увенчается
справедливым демократическим миром. В этом кров-
но заинтересованы и к этому стремятся народы всех
стран.

Обеспечить длительный устойчивый мир. это озна-
чает обеспечить такой мир, который не должен оста-
вить безнаказанным агрессора и не может забыть о

жертвах, принесенных в борьбе за общую победу. Это
означает обеспечить мир, направленный на искоре-
нение остатков фашизма и укрепляющий демократи-
ческие начала в бывших вражеских государствах, мир,
уважающий суверенитет этих государств и не допус-
кающий их экономического закабаления. Такой мир
должен отвечать освободительным целям союзников
и вместе с тем интересам народов, сбросивших иго
фашизма и ставших на путь демократического разви-
тия. Ве

Известно, что Советский Союз не шадит усилий
для достижения именно такого мира. Этому посвя-
щена была продолжительная и сложная работа и уси-
лия наших внешнеполитических деятелей в Совете

министров иностранных дел и на недавно закончив-.

шейся Парижской Мирной конференции.

Можно было предположить, что эта ясная и четкая
программа установления всеобщего мира и безопас-
ности будет осуществлена без особых трудностей и
разногласий. Нов действительности вышло не так.
Наоборот, эта программа мира натолкнулась на орга-
низованное сопротивление реакционных элементов
ряда государств и в первую очередь Англии и США,
которые, используя в виле прикрытия некоторые ма-
лые государства, из’явившие готовность итти в фар-
ватере англо-американской политики, чего бы это ни
стоило, «рассудку вопреки, наперекор стихиям», пы-
тались вставлять палки в колеса и мешать сотрудни-
честву в деле выработки мирных договоров между
победившими странами и бывшими союзниками гит-
леровской Германии.

Эти и им полобные антидемократические тендеин-
ции при обсуждении проектов мирных договоров на
Парижской конференции проявились в особенности
при обсуждении статута Триеста, а также по вопросу
об интернационализации Дуная. Ряд экономических
требований, выдвинутых в связи с подготовкой мир-
ных договоров, отнюдь не отвечал принципам спра-
ведливости. На Мирной конференции был разоблачен!
такой крайне несправедливый принцип, как принцип
«равных возможностей», означающий на деле стрем-
ление экономически мощных стран закабалить малые
страны, потерпевшие огромный ущерб во время вой-
ны и вынужденные еще долгое время залечивать на-
несенные раны,

В ходе Парижской конференции немалое сопротив-
ление вызвал даже такой бесспорный принцип демо-
кратического мира, как искоренение остатков фашиз-
ма и закрепление демократического порядка в стра-
нах, участвовавших в войне,

В силу этих же обстоятельств не были достигнуты
удовлетворительные решения по многим вопросам
мирных договоров с бывшими союзниками Германии.
На конференции нарушался принцип равноправия
держав, когда представители Англии и США и их сто-
ронники пытались навязать свою волю странам, бо-
ровшимся за свои суверенные права в решении после-
военных проблем.

Конференция показала, что существуют две тенден-
ции в послевоенной политике. Эти две тенденции в
особенности обнаружились в связи с вопросом о том,
в каком направлении должно развиваться междуна-

\ родное сотрудничество в настоящее время.

Одна политика, которую проводит Советский Со-
юз, заключается в том, чтобы полностью осуществить

‘принцип создания полномочной международной ор-
‘ганизации Об’единенных наций, имеющей в своем

распоряжении все необходимое для того, чтобы за-
крепить мир и предотвратить агрессию. Этот принцип

: исходит из того, что эта международная организация
‘не должна быть повторением печальной памяти Лиги

наций, а должна быть достаточно сильной и автори-
тетной, чтобы защитить мир и предотвратить новую
агрессию.

Товарищ Сталин указывал на то, что действия та-
кой международной организации будут достаточно
эффективными только в том случае, если великие
державы, вынесшие на своих плечах главную тяжесть
войны против гитлеровской Германии, будут дейст-
вовать и впредь в духе единодушия и согласия.

Нет нужды доказывать и лишний раз напоминать о
тех усилиях, которые предпринимал Советский Союз
для того, чтобы обеспечить эти принципы. Советский
Союз изо дня в день, шаг за шагом отстаивает дело
создания прочного, длительного, справедливого де-
мократического мира, дело упрочения международ-
ного сотрудничества.

На-днях весь миро мог убедиться из ответов
товарища Сталина на вопросы директора агентства
Юнайтед Пресс г-на Хью Бейли, какое значение Со-
ветский Союз придает делу международного сотруд-
ничества и насколько каждый внешнеполитический
‚шаг Советского Союза направлен к достижению этой
цели.

Таково одно направление международной политики.

Другое направление — это направление тех реак-
ционных сил и кругов, которые непрочь отречься от
деклараций, какие они произносили только вчера,
расшатать фундамент организации Об’единенных на-
ций и расчистить путь для сил экспансии и агрессии:

Особенному обстрелу подвергается сейчас со сто-
роны вдохновителей этого курса принцип единогла-
сия великих держав при решении вопросов в Совете
безопасности. Против этого принцина ведется сейчас
ожесточенная кампания. Совершенно очевидно, что
целью этой кампании является подрыв международ-

ного сотрудничества и основ организации Об’единен--

ных наций. Известно, что нормальные основы между-
народного сотрудничества совсем не входят в
планы таких империалистических кругов, которые за-
интересованы в свободе рук для завоевания мирово-
го господства, для экспансии и агрессии. Но не для
того наши народы проливали потоки своей бесцен-
ной крови, чтобы расчистить дорогу новым претен-
дентам на мировое господство. Противостоять тако-
го рода аппетитам и стремлениям к мировому господ-
ству — важнейшая задача организации Об’единенных
наций,

Кампания по срыву международного сотрудничест-
ва, ведущаяся со стороны открытых и скрытых про-
тивников прочного мира, сопровождается оголтелой
антисоветской шумихой. Разнузданная антисоветская
«атомная» пропаганда, шантаж и угрозы новой вой-
ны, которые усиленно стараются создать военно-по-
литические разведчики и их соратники, нужны лишь
поджигателям новой войны вроде Черчилля и его
единомышленников. Эта антисоветская кампания на-
правляется реакционными империалистическими кру-
гами, для которых война — доходное дело, которые
неё хотят прочного демократического мира, и поэто-
му лезут из кожи вон, чтобы раздуть клеветническую
кампанию против Советского Союза, как действи-
тельного поборника демократического мира.

В основе пропаганды новой войны лежит боязнь
реакционных кругов демократических устремлений
народов. Советский Союз, как авангард демократи-
ческого движения, является основной мишенью
этой кампании. Оно и понятно. Советский Союз яв-
ляется самым последовательным борцом за демокряа-
тию, против агрессии, против экспансионистской по-

JHTHKH.

Нельзя не отметить, что за последнее время кле-
нетническая кампания, ведущаяся против СССР, при-
обрела особый размах. Она ведется в больших мас-
штабах и рассчитана на то, чтобы подорвать вазрос-
нтее ‘доверие и авторитет Советского Союза Креди
народов` демократических стран. Нельзя He напом-
нить также, что настойчивое прививание ненависти
к Советскому Союзу, его режиму, к людям, кодорые
6го населяют, не ново и не однажды уже кончалось
печально для его инициаторов. Известно, что многие
газеты ‘и журналы в таких странах, как США и Ве-
ликобритания, специализировались на разживании
вражды, недоверия и подозрения ко всему совехско-
му, старались пропустить поменьше правды о+жиз-
ни и положении в СССР. Известно, что от той «ин-
формации» о России, которая наполняет столбцы
многих газет в США и Великобритании, начинает
спирать дух даже у многих буржуазных деятелей,
видавших всякие виды по части вранья. Теперь для
того, чтобы написать что-либо о России, бывает до-
статочно смешать немножко клеветы, немножко не-
вежества, немножко нахальства и блюдо готовю. Де-
ло доходит до того, что правдивая информация об
СССР становится исключением, а лживая— правилом.
Если же факты трудно извратить, то тем хуже для
фактов, о них просто умалчивают. hee

Недавно в американских газетах промелькнуло со=
общение, что институт общественного мнения вСША
на заданный им вопрос: имеют ли беспартийные из-
бирательное право в СССР, получил незначительный
процент правильных ответов. Большинство же; отве-
тило, либо что таких прав беспартийные не имеют,
‘либо что отвечающие не знают, что сказать. На во-
прос: можно ли исповедывать в СССР какую-либо
религию? — большинство отвечает, что или нельзя,
или они не знают, как ответить на этот вопрос. Вы-
ходит, что средний американец либо не получает
никакой информации об СССР, либо получает ее в
извращенном и клеветническом виде. Е =:

За последнее время появилось также. много“ «ис-
следований» на тему о характере советских людей
вообще, о национальном характере русских, в: част-
ности, ‘причем во многих статьях не жалеют’ усилий

для того, чтобы изобразить советских людей: в са-

мом неприглядном свете. Читаешь и удивляешься,
как быстро русские люди изменились. Когда лилась
наша кровь на полях сражений, восхищались: нашей
храбростью, мужеством, высокими моральными. ка-
чествами, беспредельным патриотизмом. И вот те-
перь, когда мы в сотрудничестве с другими народа-
ми хотим реализовать свое равное право на участие
в международных делах, нас начинают поливать по-
токами ругани и клеветы, поносить и заушать, при-
говаривая в то же время, что у нас якобы несносный
и подозрительный характер. : }. :

Оценивая такого рода отношение к нам,* нельзя
не изумиться, до какой степени неприличия и не-
культурности могут дойти люди за рубежом, мнящие
себя «солью» земли и «фундаментом» цивилизации.
Как видно, истекшая война, которая дала победу си-
лам прогресса и свободы над силами реакции, зла
и насилия, ничему не научила людей, пытающихся
повторить путь, уже принесший столько горя и не-
счастья народам, путь сеяния вражды и недоверия
между народами. 4 2

Г-н Уоллес в одной из своих речей несколько дней.
тому назад заявил, что на каждый дюйм критики по
адресу США, напечатанной в газете «Правда», печа-

тается, по крайней мере, тысяча дюймов антисовет-

ской критики в американской печати. Вряд ли мож-
но оспаривать это утверждение г. Уоллеса. (Общее
  оживление в зале).

В этой сложной межлународной обстановке, в ко-
торой противники прочного мира вносят столько
элементов неуверенности и беспокойства, с особой
силой прозвучал на весь мир спокойный, уверенный
и мудрый голос товарища Сталина, вселяющий бод-

рость и надежды в сердца всех людей, жаждущих
  мира и безопасности, знающих цену каждого слова
Сталина. (Бурные аплодисменты). 5

Товарищ Сталин дал достойную отповедь органи-
заторам шумихи об угрозе новой войны, разоблачив
шантажистски-снекулятивный характер этой кампа-

нии и показав отсутствие реальной опасности «но-
  вой войны».

Товарищ Сталин показал, тем самым, что Совет-
ский Союз нельзя запугать шантажом и спекуляцией
на угрозе «новой войны». а

В момент, когда мы собрались здесь отметить 29-ю
годовщину нашей Великой революции, наши това-
рищи, представляющие Советское государство на
заседаниях Генеральной Ассамблеи организации
Об’единенных наций в Нью-Йорке, стойко защища-
ют принцип международного сотрудничества и дело
мира. Предложение о всеобщем сокращении воору-
жений, о запрещении производства и использования
атомной энергии в военных целях, внесенное от лица
советской делегации товарищем Молотовым, пред-
ставляет из себя новый крупнейший вклад Советско-
го Союза в дело обеспечения мира и вызывает сим-
патию и поддержку прогрессивных людей всего ми-
ра. Вновь и вновь перед лицом всего мира Советский
Союз выступает как инициатор в борьбе за дейст-

вительный и прочный демократический мир и под-
линное международное сотрудничество. Мы увере-
ны, что какие бы силы ни противодействовали уста-
новлению прочного всеобщего мира и безопасности,
это дело в конечном счете будет с успехом осущест-
влено. В своей уверенности мы исходим из того, что
силы, работающие в пользу мира, растут с каждым
днем и опираются на прочный фундамент. Они ста-
новятся все более организованными и мощными. Co-
ветский Союз не одинок в своей борьбе за прочный
демократический мир и коллективную безопасность
народов. Миролюбивая политика Советского Союза
находит поддержку у миллионов людей. за рубежом.
«Народы мира, — указывает товарищ Сталин, — не
хотят повторения бедствий войны. Они настойчиво
борются за упрочение мира и безопасности».

Жертвы и потрясения, причиненные неслыханной
войной, побелы, одержанные над гитлеровской Гер-
манией и империалистической Японией, создали но-
вую политическую обстановку ‘во всем мире, всколых*
нули народные массы, полняли их политическую ак-
тивность и дали мощный толчок развитию демокра-
тии во всех странах. Силы демократии выросли и
умножились, а силы реакции, как бы они ни старались
удержаться на своих позициях и затормозить демо-
кратическое развитие наролов, ослабели. Достаточно
напомнить о блестящих победах демократии в брат-
ских славянских странах — в Югославии, Чехослова-
кии, Польше. В этих странах расцветает новая под-
линная демократия, завоеванная кровью народов и
выкованная в ходе великой, священной борьбы про-
тив гитлеровского фашистского ига. Наролы этих
стран взяли судьбу своих государств в свои собствен-
ные руки, установили демократический порядок и ве-
дут активную борьбу против сил реакции, поджигате-
лей новой войны. ;

Небывалый под’ем демократии, активность народ-
ных масс идет и в странах, которые еще вчера были

(Окезчание на 3-й стр.).