Дважды Герой Советского Союза
Н. Гулаев
Скульптура Н. Рапопорта.

oe

Дважды Герой Советского Союза
Б. Сафонов
Скульптура Л. Кербеля,

Дважды Герой Советского Союза
генерал армии И. Черняховский
Скульштура Е. Вучетича.

` ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ

В честь доблестных сынов совет- с заказом портрета скульптору при- р

ского народа, дважды удостоенных
за свои выдающиеся подвиги звания
Героев Советского Союза, устанавли:
ваются, по решению . правительства,
бронзовые бюсты на родине награж- ,
ленных. Около 40 скульпторов Мо-
сквы, Ленинграда, Украины заняты

сейчас созданием портретов дважды!

Героев Советского Союза. За послед-
нне два года по заказам дирекции
художественных выставок и ‘панорам
нашими скульпторами исполнено и
утверждено Комитетом по делам ис-
кусств больше 30 бюстов, из которых
19 уже отлиты или отливаются в на-
стоящее время из бронзы. Скоро в
различных городах и селах. нашей
страны, которым принадлежит честь
быть родиной героев, будут воздвиг-
HYTH на. высоких пьедесталах эти
бронзовые портреты. ^

Специальным постановлением Со-
вета Министров СССР в мае этого
года были-утверждены правила, опре-
деляющие характер  архитектурно-
художественного оформления бюстов
и их установки. Бронзовые портреты’
должны быть достаточно большого
размера — в два раза больше нату-
ры. Они устанавливаются на’ мону-
ментальных постаментах из чугуна,
мрамора ‘или гранита. Золотыми на-
клалными буквами должен быть на-
писан на пьедестале под изображени-
ем лвух золотых звезд—Гёроя Совет-
ского Союза и ордена Ленина— текст!
Указа о присуждении звания дважды!
героя. Бюсты будут устанавливаться
в парках, скверах и на бульварах.
‚ Этим решением как бы aie eee

вается строгий и торжественный ха-
рактер монументов. Бюст и постамент
должны составлять единое. художест-
венное. нелое; поэтому одновременно

решительность, волю к победе

влекается и архитектор для проекти-
рования пьедестала.

В числе созданных уже портретов.

дважды Героев Советского Союза не-
Мало произведений большой художе-
ственной ценности, серьезных и ин-
тересных по замыслу. Среди них —
два бюста, удостоенные Сталинской
премии. Это темпераментный, полный
знутреннего огня и движения портрет
генерала армии И. Черняховского рз-
боты Е. Вучетича и тонко прочувст-
вованный, покоряющий свежестью и
непосредственностью выражения об-
раз прославленного героя-летчика А.
Молодчего, созданный 3. Asrypom
Скульптор Н. Ранопорт в портрете
летчика Н. Гулаева, недавно отлитом
в бронзе, сумел передать открытый и
сильный характер сталинского сокола,
и свет-
‘образ
с уве-

лую жизнерадостность. Это
большого обаяния, созданный
ренным и зрелым мастерством.

Портрет трижлы Героя Советского
Союза маршала Г. Жукова работы Е.
Вучетича знаком уже советскому зри-
гелю по Всесоюзной художественной

выставке. Теперь скульптор увеличи-

вает этот портрет до необходимого
размера так же, как и портреты мар-
шала А. Василевского и генерала М,
Катукова. Вучетичем выполнен также
отличный портрет И. Папанина.
_ Портрет знаменитого партизанского
«Деда» С. Ковпака вылеплен. украин-
ским скульптором К. Диденко в спо-
койной обобщенной манере. В нем
есть пластические достоинства, он
лишен ненужной детализации.
Просто и выразительно решен JI.
Шварцем. портрет майора К. Голубе-
ва; менее удовлетворителен по компо-
зиции его же бюст М. Бондаренко,

хотя голова героя хорошо характери-
зована и выленплена. Портрет марша-
ла бронетанковых войск П. Рыбалко,
выполненный скульптором П: Кени-
том, принадлежит к числу удачных.
Кениг является также автором порт-
pera генерал-полковника Д. Лелю-
шенко. Л. Кербель выполнил бюст
подполковника Б. Сафонова. Из не-
скольких бюстов, созданных скульн-
тором А. Кондратьевым, следует от-
метить выразительный портрет Г.
Речкалова.`

На-днях лауреатом Сталинской пре-
мии Н. Томским закончен в глине
очень хороший портрет юного летчи-
ка-башкира М. Гареева. М. Манизер
заканчивает работу над образом слав-
ного советского асса-—трижды Героя
Советского Союза А. Покрышкина,
портрет маршала ‘К. Рокоссовского
лепит 3. Азгур, генерала В. Чуйкова,
героя Сталинградской битвы, — Н.
Шильников, трижды Героя Советско-
го Союза летчика И. Кожедуба —
Г. Кепинов. Интересно задуман у И.
Чайкова портрет. летчика Д. Глинки.
К работе над созданием бюстов геро-
ев привлечены В. Мухина, В. Лишев,
Б. Королев и др. : р

Большие затруднения испытывают
скульпторы в связи с тем, что не ча-
сто удается привлечь для работы с
натуры генералов и офицеров Совет-
ской Армии, рассеянных по долгу
службы на всей территории СССР, а
то и за рубежом. Все же до конца
года предполагается передать в от-
‘‹ливку из бронзы еще 10, а в будущем
году не менее 20 новых портретов.
Значительная часть из них будет в

1947 году установлена на родине ге-
  pees. 7

_М. ЛЬВОВИЧ.

Искусство узбекского народа

- В годы гражданской войны, когла
узбекский ‘народ с оружием в руках
отстаивал завоеванную свободу, ро-
пился первый советский узбекский те-
атр:

За четверть века, благодаря повсе-
дневным заботам партии и правитель-
ства и помоши великого русского на-
рода, искусство Узбекистана достиг-
ло исключительных успехов. Сейчас
в нашей республике 48 театров. Б их
чибле театры уйгурский, каракалнак-
ский, казахский, корейский, еврей-
ский:

В лни 29-й годовшины Октябрьской
революции первые спектакли показы--
вают драматические театры города
Чирчика и областного. центра Карши.

` Выполняя решения партии, напраз-
ленные на-улучшение репертуара, те-
атры республики подготовили к празд-
нику ряд. новых спектаклей на совре-
менную тематику: «За тех, кто в мо-
pel» Б. Лавренева, «Ота-Рози» Хамида
гуляма и. др.

‘Наряду с театральным искусством
росли`и крепли творческие кадры ху-
дожников и композиторов: Узбекисган
славится своими мастерами; создаю-
шими. редкие по красоте сюзане, кэв-
ры; резьбу по дереву, ганчу, меди. В

В Государственной Третьяковской
галлерее снова открыт отдел совег-
ского искусства. Отдел значительно
пополнен новыми произведениями со-
ветской живописи, скульптуры и гра-
фики, в том числе произведениями,
удостоенными Сталинскими -премиями,
а также лучшими работами с послез-
ней Всесоюзной художественной вы-
ставки.

В четырнадцати залах отдела co-
бран очень большой материал, даю-
ший отчетливое представление о том
идейно-художественном уровне, кото-
рый достигнут советским изобрази-
тельным искусством. :

Во все эпохи, когда перед искуе-
ством. ставились высокие цели, в цен-
тре художественной деятельности ока-
зызался образ человека. Так и в совет-
ском искусстве именно образ челове-
ка проходит красной нитью через все
этапы развития нашей художествен-
чой культуры; Этот образ ‘человека
всегла имеет определенные, конкр
но-исторические черты и особенности.

В отделе советского искусства Трз-
тьяковской галлереи сосредоточен,
прежде всего, ряд произведений, по-
свяшенных В. И. Ленину и И. В.
Сталину. Вошедшая в историю сэ-
ветского искусства в качестве цея-
нейшего вклада скульптурная «Лени-
ниана» Н. Андреева: — ‘целая серия.
работ, совокупность которых. раскры=.
вает -цельный, глубокий и многограя-.
ный образ великого вождя. Рядом со
скульнтурами Андреева закономерно
занимает место. пользующаяся столь
широкой популярностью картина
И. Бродского «Ленин в Смольном».
В экспозицию включено также не-
сколько’ рисунков П. Васильева, в ко-.
торых. он стремится воссоздать, облик
В. И. Ленина — работающего, G6ece-
дующего, выступающего с трибуны.

В ряду портретов И. В. Сталина
раньше всего хочется отметить ‘рису-
вок Н. Андреева, сделанный с натуры.
и запечатлевший И. В. Сталина‘таквм,
каким он. был в первые. годы. после
Великой - Октябрьской  . революции.:

=

ат=

Видное. место. в этом ряду принадле-

жит монументальной картине. А. Гера-
симова 1«И. В. Сталин и. К Е
Ворошилов в Кремле». Гранитная

республике создан музей искусств, в
фондах которого хранится свыше 12
тысяч экспонатов — произведений
восточных, русских и западноевропей-
ских мастеров. За годы советской вла-
сти выросли замечательные мастепа
кисти — художники Урал Тансыкба-
ев, Самыг Абдуллаев, Латфулла A5-
пуллаев, Сагдулла Абдуллаев, перзая
узбекская женщина-художник Хаса-
нова и десятки других. 4

В республике организована филар-

мония, об`единяющая. ансамбли. музы-.

ки, песни и танца, симфонический эр-
кестр. Недавно открылась консерватс-
рия. Гордостью республики являегся
ансамбль Тамары Ханум. В годы В®-
ликой Отечественной войны десятки
концертных бригад выезжали в Дей-
ствующую армию, в госпитали, на
новостройки, где дапи свыше 10 ты-
сяч. концертов.

- В. рядах советских композиторов
насчитывается сзыше 50 человек.
Только за годы войны ими были соз-
даны сотни различных музыкальных
произведений. Много лет не сходят сэ

сцены оперные и балетные произведе-
ния: «Лейли и Меджнун», <Гуляч-
пом», «Ак-Биляк» и другие, в которых
с успехом выступают замечательные
вокалисты и танцоры Халима Насы-

©
(К открытию отдела совет-
ского искусства в Государ-
ственной Третьяковской
галлерее)

°

ред фасадом галлереи. В портреге.
исполненном Д. Налбандяном. худож-
нику Удалось передать духовное ве-
личие и сердечную простоту великого
организатора и вдохновителя славной
победы советского народа в Великой
Отечественной войне — Генералисси-
муса И. В. Сталина.

Ряд творческих удач советских ху-
дожников связан с разработкой ими
образа. А. М. Горького. За очень вы-
разительным в своей лаконичности
рисунком Н. Андреева следует группа
скульптур И. Шадра: экспрессивная
толова писателя, проекты двух памят-
ников. Большой бронзовой фигурой
Горького представлена В. Мухина.
П. Кориным создан живописный пор-
трет писателя, исполненный в -Cop-
ренто.

Цельность характера, моральная чи-
стота, демократичность, советский па-
`триотизм-эти черты нашли езое вы-
ражение, ° например, в портрете
„Д. Фурманова — С. Малютина, в гра-
`нитной голове Шаумяна—С. Мерку-
рова, давших образ советского чело-
века эпохи гражданской войны, В кар-
тинах «Председательница» и «Деле-
гатка» Г. Ряжского изображена жен-
щина-общественница: первых поелеок-
тябрьских лет. Обобщенный .. образ
бойца Красной Армии тех лет дан
Д. Шервудом в монументальной
скульптуре «На страже».

Среди портретных изображений ру-
‘ководителей партии и правительства

к числу лучших работ должны быть

‚отнесены большая статуя С. Орджони-
кидзе работы В. Ингала и В. Боголю-
бова, модель памятника С. М. Кяоэву
работы Н. Томского, портрет «P, 9.
 Дзержинского, исполненный С. Лебе-
`девой. :

Люди сталинских пятилеток, выда-
‘ющиеся представители советской на-
Учной и художественной. интеллиген-
ции выступают в многочисленных жи-

портретная статуя И. В. Сталина ра-
боты С. Меркурова установлена пе-

вописных, графических и скульптур-
ных портретах. М. Нестеровым:запи-

Адрес ‘редакция в язлательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны:

507020.

рова, Мукаррам Тургунбаева, Каой
Якубов, Карим Закиров и другие.

Большое внимание уделяется воа2-
питанию кадров. До Октябрьской ре-
волюции Узбекистан не имел ни одно:
го специального ‘учебного заведения.
Сейчас в республике работают Теат-
ральный институт, Консерватория и 28
различных средних специальных учеб-
ных заведений, в которых обучается
около 4.000 юношей и девушек.

_Eme большез развитие получит ис-
кусство Советского? Узбекистана в но-
вой сталинской пятилетке. Откроютсл
песятки новых театров, учебных завз-
дений, булут созданы новые ансамбли.
Выполнение Закона о пятилетнем пла-

Андижане, разрабатывается архитек-
турный проект здания Академическо-
го театра драмы им. Хамза. Намечено
строительство музея и других зве-
лищных предприятий. В 1947 году
только на капитальное строительство
намечено израсходовать свыше пяти
миллионов рублей.

КАМИЛ ЯШЕН,
начальник Управления по делам

искусств при Совете Министров
УзССР. _

аз советского человека

саны портреты академика Павлова и
скульптора Мухиной, ИМ. Грабарем—
академика Чаплыгина, А. Герасимо-
вым — четырех старейших советских
художников: = Бакшеева, Мешкова,

Павлова, Бялыницкого - Бируля,
П. Кориным — почетного акалемика
Гаммалея, П. Котовым — академика

Бурденко; В. Мухиной изваян портрет
академика Крылова; Верейским соз-

художников А. Герасимова, С. Геря-
симова, Иогансона, Юона, Лансере.
Экспонируется также мраморный бюст
Чкалова, исполненный И. Менделевн-
чем.

Наконец, следуют: портреты; даю
ие образ. человека эпохи Великой
Отечественной войны. Это скульптур-
ные изображения полковника Юсу-
пова—В. Мухиной, генерала
Черняховского — Е..Вучетича, Героя
Советского. Союза ’Сельницкого —
3. Азгура, генерал-майора Доватора-—
А. Грубе. Это живописный портрет
Героя Советского Союза Яковлева ра-
боты В. Яковлева и генерал-майора
Ковпака, написанный Ф. Модоровым.
Образ молодой героини, бесстрашной
дочери своего народа, воплощен в
статуе; М. Манизера «Зоя Космодемь-
янская».. E Sere

При ознакомлении с отделом совет-
‚ского искусства Третьяковской гал-
лерей становится ясным, сколь значи-
тельное место занимает в процесле
его становления борьба за картину.
Советские художники — осваивают
здесь блестящие достижения русского
реалистического искусства второй по-
‘‚ловины ХХ века. Движение на путях
к искусству социалистического рез-
`лизма неразрывно связано было. с соз-
данием картины, сложного KOMHO3H-
ционного произведения,  изображаю-
его ‘жизнь советского: общества: в
его’неустанном движении ‘вперед и’ 5о-
ветского- человека в лучших ‘сторэ-
‘Нах его характера; Громадная роль в
формировании особенностей, `прису-
щих советской картине, принадлежит,
в частности, произведениям Б. Ио-
‘тансона. 3 аа
г Bopact против” идеи «искусства для
искусства», стремясь к осуществяе-
нию принципа партийности искусства,
провозглашенного Лениным, лучшие

„наеи мастера’ зюнимали: что оно мо-

секрегариат—К 4-15-66; ста

СОВЕТСКОЕ

не уже идет полным ходом. Заканчи-
вается строительство нового театра в,

даны автолитографии, изображающие

армии  !

МОСКВА
ПРАЗДНИЧНАЯ

Площади и улицы Москвы оделись
в праздничный наряд. Здания оформ-
‘лены лозунгами, панно, знаменами,
  портретами руководителей партии и
  правительства, Художественные пла-
  каты, украшающие стены домов, по-
  священы 29-й годовщине Великой
  Октябрьской социалистической рево-
люции, новому пятилетнему плану:
  На Красной площади, на зданчи
быв. ГУМ’а, распростерлись три эг-
ромных знамени, на фоне которых —
портреты Ленина и Сталича. Ма по-
лотнищах — слова октябрьского при-
зыва ЦК ВКП(б): «Да здравствует
могучий Советский Союз, падежный
[oanee дружбы, счастья и славы нарэ-
дов нашей Родины!, Да здравсгзует
великий советский народ!». Вдоль
фасада на фоне знамен — гэрбы ше-
‚ стнадцати союзных республик, оза-
  ренные электрическим светом. Ввер-
ху — герб: Союза Советских Социз-
листических” Республик: =f

Крупнейшие предприятия и учреж-
сквы торжественные собрания.
‚ Рабочие, инженеры и техники авто-
  завода имени Сталина собрались 3 но-
  ября в Большом театре на вечер, по-
  священный великому празднику. По-
сле торжественного заседания слуша-
ли оперу «Пиковая дама». 4 ноября в
филиале Большого театра состоялось
торжественное собрание работников

дения столицы провели в театрах Мо-

дания был показан спектакль «Чере-
вички». Торжественные собрания, по-
священные 29-й годовщине Великого
Октября. провели в Музыкальном теа-
тре имени Станиславского и Немиро-
вича-Данченко работники Академии

ИСКУС

медицинских наук СССР, в Камерном

театре — рабочие, инженеры и техни-
ки завода им. Войкова и т. д.
=

Сегодня и завтра десятки тысяч
москвичей заполнят праздничные, яр-
ко освещенные площади, на которых
состоятся народные гулянья,

В праздничных концертах на пло-
щадях примут участие артисты Боль-
шого театра МХАТ СССР им. Горь-
кого, Малого театра; Театра им. Моз-
совета, Театра драмы, Музыкального
театра им. Станиславского и Немиро-
вича-Данченко, Московского театра
сатиры, Камерного театра, Театра им:
‚Ленинского комсомола, Театра опе-
ретты, цыганского. театра «Ромэн»,
Театра юного зрителя и другие. .

В концертных программах будут
исполняться сцены из спектаклей,
скетчи, песни советских композито-
ров, произведения Пушкина, Лермон-
това, Горького, Маяковского, Шоло-
хова, Исаковского, Симонова, Твар-
довского.

На площадях Свердлова и Пушки-

на будут демонстрироваться  кино-
фильмы.

eh

дни покажут пьесы советских драма-

ка», филиал МХАТ — «Платон Кре-
чет» и «Офицер флота», Камерный
театр. — «Верные сердца» и «Раски-
нулось море широко»; ‘Театр им. Ер-
моловой — «Далеко от Сталинграда»
и <Старые друзья», Московский
театр драмы — «Обыкновенный че-
ловек», «Ленушка», Театр им. Мэс-
совета—«Встреча в\ темноте» и «Бран-
денбургские и :

Московская филармония организует
праздничные концерты. в Большом за-
ле Консерватории, в Зале имени Чай-

Москвы. В концертах примут уча-
стие симфонический оркестр СССР,
народный хор им. Пятницкого, пры-
ехавшие в Москву Украинский ан-
самбль песни и пляски и Воронеж-
ский русский наролный хор, солисты
Большого театра, Московской филар-

монии, лауреаты < междуназодных и
всесоюзных конкурсов музыхантов-
исполнителей,

=

В праздничные дни в московских
кинотеатрах демонстрируются филь-
мы «Ленин в Октябре», «Ленин в
1918 году», «Человек с ружьем»,
«Яков Свердлов», «Великий перелом»,
«Клятва», новые картины «Сын пол-
ка», «В горах Югославии», «Моло-
дость нашей страны» и очередные

!
выпуски киножурналов. Кроме того, 8 траивает выставку лучших проектных

программы кинотеатров включены
картины, премированные на междуна-
родных кинофестивалях в Каннах и
Венеции. :

жет существовать’ и развиваться толь-
ко, как часть общегосударственного

дела. - J
Картины М. Грекова—«Тачанка»,
«На Кубань» и др., Б. ШМогансоня=—

«Допрос коммунистов» и «На старом
уральском заводе», А. Герасимова—
«И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в
Кремле», В. Ефанова — «Незабывае-

Молотов и К. Е. Ворошилов у посте-
ли больного Горького», А. Пластовз
— «Немец пролетел», «Сенокос>,
«Жатва», Богородского—«Слава пзз-
шим героям» и некоторые другие-—
правдиво нзображают нашу жизнь и
способствуют воспитанию народа в
  духе преданности социалистической
родине и любви к ней.

Рядом с картинами следует поста-
вить серии графических работ. Цикл
рисучков Д. Шмаринова «Не забудем,
не простим!» и серия автолитографий
  А. Пахомова «Ленинград в дни бло-
кады» производят очень сильное вие-
чатление, повествуя о злодеяниях, со-
вершенных немецкими фашистами, но
героизме советских людей.

Не могут не обратить на себя вни-
мания рисунки и акварели художня-
ков, работавших на фронтах Великой
Отечественной войны и создавших
большой локументальный художесг-
‘венный материал: К. Финогенова,
А. Дейнеки, Д. Мочальского, В. Кур-
дова.

Не пройдет зритель и мимо циклов
иллюстраций, созданных нашими луч-
  шими художниками, связанными с ра-
ботой для книги. Это иллюстрацич
Д. Шмаринова к «Петру 1» А. Тол-
стого, Кукрыниксов к рассказам Чз-
  хова, Е. Кибрика к «Тарасу Бульбе»
Н. Гоголя, И. Тоидзе к «Витязю в
тигровой шкуре».

Значительная тема решена В. Ли:
шевым в его скульптурной ‹ группе
«Мать», в основе которой, как и кар-
тины Ф. Богородского, лежит идем
единства личных и гражданских
чувств, столь свойственного человеху
сталинской эпохи.

Зритель встретит в экспозиции и
некоторые произведения на историче-
ские темы: картину М. Авилова .«По-
единок», серию исторических комп7-
зиций на тему «Трофеи» Е. Лансерг,

сандр Невский», скульттурные истэ-
рические портреты—грузинского поэта
 Чахрухадзе работы Я. Николалзе и
Чернышевекого—работы В. Лишева.

елы театра, музыки, изобразительных искусств, архитектуры, кино.

Е
Московские театры в октябрьские

тургов: МХАТ — «Глубокая развед-

=>
хх гр

НАША РОДИНА БОГАТА ТАЛАНТАМИ

Как талантлив наш народ! Как
разнообразны и широки его интере-
  сы! Как неистощима и изобретатель-

на его фантазия! Какие чудесные
самородки таятся в его среде!
  Смотр  самодеятельности—ярчайшее

свидетельство того, сколько чуткого
внимания, бережной любви и заботы
сказывают массовой художественной
семодеятельности в советской стране
наши партия, правительство,  совет-
ские профессиональные союзы.

И в самые трудные годы Отечеет-
венной войны, и в нынешний первый
послевоенный год самодеятельное ис-
кусство продолжало расти вширь н
вглубь. Все новые и новые тысячи
людей вовлекались и вовлекаются в
это искусство, рождающее свои но-
вые, самим народом подсказываемые
формы творчества.

В непрерывном устремлении вперед,
в непрестанном обновлении — залог
могучей жизненности и глубокой поч-
венности всего нашего самодеятель-
ного художественного искусства
подлинного искусства миллионсв.

Поэтому так волнующи и интерес-
ны нынешние заключительные кон-
церты смотра: вних мы не только зна-
комимся с болыной группой лучших
исполнителей музыкантов и танцорэв.
Но по ним, наиболее одаренным, вы-
делившимся своим умением или ори-

Госплана СССР. По окончании Засе- гинальностью, мы можем судить о

всем самодеятельном искусстве в це-
лом, представить себе всю. картниу
его развития и роста.

В коллективах, выступающих в з32-
ключительных концертах, преоблала-
ет—и это бросается в глаза — моло-
дежь. Но и люди среднего возраста
с воодушевлением и солидной серь-
езностью участвуют и в неаполитан-
ских ансамблях, и в народных орке-
страх. Участвуют и выступают целы-
ми семьями. Удовольствие публя-
ки вызвало выступление на аккорде-
онах и баяне семьи Мозжухиных
(из Евпатории, нпофсоюз медсантруд)
— маленькой пятилетней девочки и
‘мальчугана (одновременно играюще-
го на аккордеоне и ножной гармони-
ке), которым аккомнанирует отец на
баяне. Первым номером это своеоб-
резное трио исполняло танец малень-
ких лебедей из «Лебединого озера»
Чайковского, а затем ребята уже сз-
мостоятельно прелестно сыграли по-
пулярную песню Захарова «И ктсе
его знает».

В одном из концертов выступал
музыкальный ансамбль семьи желез-
нодорожника Я. Макарова (Рязан-
ская область), состоящий из 15 чел.
В этом необычайном семейном ансам-
бле его участники играют на BCe-
возможных инструментах, начиная от
скрипок и баяна и кончая треуголь-
ником, которым ритмично в такт п)-
званивает самая маленькая «музы-
кантша»—крохотная внучка Макаровз,
и даже ложками, на которых играет
пожилая супруга рязанского . желез-

В дни

К ОКТЯБРЬСКОЙ -
ГОДОВЩИНЕ

РИГА. (Наш корр.). К 29-й годов-

ковского, в Доме ученых и в клубах

ются в праздничных концертах XOPo-

мая встреча» и «И. В. Сталин, В. М.

фарфоровую: груйпу-С. Орлова «Алек-`

`шине Октября приурочено окончание
восстановления городского драмати»
ческого театра в- Даугавпилсе. Зри-
  тельный зал рассчитан на тысячу
  мест. Театральный сезон открывается
‘пьесой Н. Погодина‘ «Сотворение ми-
ра». :

5 Е

Композиторы Латвии подготовили к
октябрьским праздникам новые музн-
кальные произведения. Композитор,
  Медыный сдал в печать две песни: хо-
ровую «Гимн труду» и «Вставай!» на
слова Яниса Райниса. Написано лза
‚ романса на тексты Райниса: «Весенняя
песня» — композитором Гарут и «За-
‘ря» — композитором Уткиным. Канта-
ту «Рига» написал композитор Куль-
ков. Все эти произведения исполня-

зрителей пярнуский

Всесоюзный смотр музыкального и

искусства рабочих и служащих.

хореографического самодеятельнот»“
Грузинский народный танец в HCHO

нении об’единенного хореографического коллектива Грузинской ССР.
$

>

Разнообразны и формы музыкаль-
HCl самодеятельности—в
выступал наряду с оркестрами народ-
ных инструментов отличный симфони-
ческий ансамбль Уралмашзавода, тех-
нически очень чисто, музыкально и
выразительно играл соло на скрипкз
«Мелодию» Чайковского ленинград-
ский моряк В. Борисов. Исключитель-
ный интерес представляло выступле-
ние армянского  хореографического
коллектива завода «Арарат» (проф-
союз рабочих  садово-виноградных
совхозов) в сопровождении оркестра
Дома учителя. Оркестр под управлз-
нием засл. артиста Армянской респуб-
лики А. Мерангуляна сперва сыграл
самостоятельно ряд номеров, блеснув
превосходной музыкальной техникой,
замечательным солистом на каноне
В. Нишаном, затем исполнялись во-
кальные армянские произведения, а
в заключение хореографический кол-
лектив продемонстрировал чудесные
образцы армянских плясок.

Все реснублики прислали на мос-
ковский финал смотра своих лучших
исполнителей. Ярославских баяни-
стов Шинного завода сменяли на
эстраде тульские плясуны Дворца
культуры «Серн и молот», белорус-

концертах
  том «кантеле».

Фото В. Котляр.

>

—sctonen HW. Korxac, в’ еовертенст-
ве владеющий народным инструмен-
Русские переплясы
сменялись дагестанскими плясками,
эстонским свадебным хороводом, по-
пулярной ‘украинской «виз-метели-
цей», изящным уральским  «лансье»,
замечательно станцованным серовски-
ми металлургами, ит. д. ит. н. Мно-
гонациональное советское искусстзэ,
искусство, рожденное ленинско-ста-
линской дружбой наших народов, цзе-
ло в эти дни на эстраде Колоннэго
зала Дома союзов. С огромным: инте-
ресом и чувством законной гордости
публика, переполнявшая зал, прн-
нимала выступления и русских пля-
сунов горьковского Автозавода им.
Молотова и украинских бандуристов,
музыкантов и танцоров Грузии, Тал-
жикистана, Латвии, Молдавии, Лит-
вы ит. д.

Всесоюзный: смотр музыкальной и
хореографической самодеятельности
заканчивается в дни всенародного
праздника. ХХГХ годовщины Великой
Октябрьской революции. В этом есть
свой глубокий символический смысл:
прошедлиий  смотр—это. торжество
свободного народного. искусства, : ра-

ских железнодорожников, ° исполняз-
ших в оригинальной «редакции» по-
пулярный народный танец «Юрочка»,

достного, чудесного искусства ве-
ликой страны победившего  социа-
лизма,

M. COKOJIDCKHA.

великого праздника

ПРАЗДНИЧНЫЕ
ПРЕМЬЕРЫ

ТАЛЛИН. (ТАСС). Театры респуб-
лики отмечают 29-ю годовщину Октя-
бря постановками пьес советских пи-
сателей. Таллинский театр «Эстония»
показывает в октябрьские дни премь-
еру пьесы А. Якобеона «Жизнь в ци-
тадели», Драматический театр в Тал-
лине — пьесу А. Сурова
от Сталинграда»; пьесу Л. Леонова
«Обыкновенный человек» подготови-
ли коллективы Нарвского театра и
театра в Куресаре на острове Сааре-
ма.

С произведением братской украин-
ской литературы — пьесой Леси Ук-
раинки «Лесная песня» знакомит
театр «Эндла».
Впервые на эстонекой сцене показы-

Ее поставил эстонский театр «Вай-
немуйне» в Тарту. =

выми ансамблями Латвии.

Архитекторы Латвии подводят итог
‚ творческой работы по восстановлению
Риги. Союз архитекторов Латвии ye-

работ, акварелей, зарисовок реконст-
рукции Риги в новой сталинской пз-
тилетке.

чья

Среди работ, демонстрируемых в
отделе советского искусства, видчое
место занимают пейзажи нашей ролн-
ны. Многие из них исполнены пред-
‚ ставителями старшего поколения со-
ветских художников: В. Бакшеевым,

В. Мешковым, И. Грабарем, К. Ю5-
  ном, А. Рыловым, Н. Крымовым,
В. Бялыницким-Бируля, А. Остроу-
мовой-Лебедевой. В их холстах, а

также в гравюрах И. Павлова углуб-
ленный реализм восприятия природы
сочетается с тонкой поэтичностью в’,
разработке темы национального пей-
зажа. Развивая традиции русской пей-
зажной живописи ХХ века, эти ху-
  ожники умеют находить прекрасное
  в простом и обыденном, умеют видеть
светлый и эзлушевный образ нашей
  природы. В пейзажных работах С. Ге-
раенмова, А. Куприна, Б. Яковлева,
Г. Шегаля, Н. Ромадина` налицо

РАСШИРЕНИЕ
СЕТИ КИНОТЕАТРОВ

ОДЕССА. (Наш корр.). К октябрь-
ским дням в Одессе внозь открыва-
ются разрушенные оккупантами ки-
нотеатры: им. Короленко на 450 мест
и «Новости дня» на 350 мест. Оба
кинотеатра оборудованы аппаратурой
новейшей конструкции.

В ряде районов области в предок-
тябрьские дни открылись новые ста-
ционарные кинотеатры.

У ХУДОЖНИКОВ ГОРОДА
ВЯЗНИКИ

ВЛАДИМИР. (Наш корр.). Худож-
ники города Вязники в дни октябрь-
ских праздников показывают свои
новые произведения. И. Шуваев наги-
сал картины «Зима», «На берегу
Клязьмы», «Солнечный день».

Ученик академика Самокиша Ф. Ко-
зин подготовил ряд акварельных этю-

дов.

НОВЫЕ РАБОТЫ
АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ
ХУДОЖНИКОВ

Союз художников Азербайджана

направил в этом .году

командировки в районы республики

ясное и здоровое ошущение природы
созетским человеком—хозяином ce:

Если «Новая Москва» Ю. Пимено-
ва действительно дает возможность
ощутить новый облик нашей столицы,
то «Москва. Октябрь 1941 г.» А. Дей-
неки отражает пейзаж войны и прс-
низана романтикой грозных и суровых
дней прифронтовой Москвы.

Бодрым, жизнеутверждающим» на-
чалом полны натюрморты П. Конча-
ловского и И. Машкова, пейзажи и
натюрморты М. Сарьяна:

Достижения советского
тельного искусства, показанные в
галлерее, убеждают зрителя в тэм,
что лучшие советские художники ак-
тивно участвуют в выполнении важ-
нейшей задачи нашего искусства—в
воспитании средствами искусства но-
вого человека.

Наши художники, следуя указани-
ям, данным в постановлениях ЦК
ВКП(б) ‘о литературе и искусстве ив
докладе А.А. Жданова, должны по-
казать в новых своих произведениях
<... наш народ не только в его сегод-
няшний день, но и заглянуть в его
завтрашний день, помочь осветить
прожектором путь вперед...»

Таких произведений ждет наш-на-
род и желает их вилеть в националь-
ной сокровищнине русского искусст-
ва— Третьяковской галлерее.

A; SAMOHIKHH,
Г. ЖИДКОВ.

изобрази-

Типография «Гудок» Москва. ул. Станкевича. 7.

эстралы и цирка, иностраюеый и информации—К 5-45-12: излательство —К 1-48-98,

«Далеко

вается пьеса Б. Лавренева «Разлом».

в творческие

ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ И ПО

более 60 художников. Основной зада-
чей этих художников было—отразить
в своих произведениях природные бо-
гатства республики, ее успехи в сель-
ском хозяйстве, в нефтяной промыш-
ленности, показать ее передовых лю-
дей.

Художники М. Наджафов, С. Ша-
риф-Заде, Т. Тагиев, Л. Фейзуллаев и
др. побывали в районах Гек-Гель (Ca-
нее озеро) и Кировабале.

Другая группа художников работа-
ла в районе Геабека, откуда заслу-
женный деятель искусств Азербай-
джанской ССР С. Салам-Заде, худож-
ники Б. Мирза-Заде, А. Абдулхалык я
др. привезли много этюдов и картин.
В работах С. Салам-Заде отражен
пейзаж Геабека, а ряд холетов пока-
  зывает стахановцев и шахты, где. до-
бывают железную руду. Наиболее ин-
тересными из этих работ являются
«Общий вид шахты», «Портрет. стаха-
новца», «Гызылчинская железная дэ-
рога», «Река Гашкар» и др. Живо-
писностью и яркостью красок при-
влекают пейзажи Мирза-Заде. Моло-
 дые художники М. Тагиев, Х. Сафа-
рова создали ряд жанровых полотан
из жизни Агдама. Новые пейзажи при-
везли также художники Г. Саламова.
и С. Ахвердиев.

Большая группа художников побы-
вала в нефтяных районах г. Баку. За:
служенный деятель искусств Азер-
байджанской ССР К. Халыков, худо-
жЕеики М. Рахман-Заде, С. Бахлул-
Заде, А. Тарновский, Ш. Мангасаров,
3. Авагимов задумали ряд картин, по-
священных борьбе за нефть. Худож
ник С. Бахлул-Заде написал около 40
этюдов к свсей картине «Пеовая
нефть». Новые картины написали так-
же художники Н. Исмаилов, И. Ры-
женко, Г. Мустафаева, Н. Микла-
шевская, М. Абдуллаев, К. Ханларов,
Г. Калустов, И. Кляцкин-

Все эти новые работы экспониро-
ваны на «Осенней выставке», которая
‘открылась к 29-летию  Октябрь-
ской революции.

БАКУ. (Наш корр.).

ЧЕТНЫХ ЗНАКОВ

ЛАУРЕАТАМ СТАЛИНСКОЙ ПРЕМИИ

Вчера в фойе Московского. Худо-
жественного академического театра
Ссюза ССР имени Горького собза-
лись выдающиеся деятели искусства
и Литературы, удостоенные Сталин:

ских премий за 1948 и 1944 тг В
торжественной обстановке им были,
вручены динломы и почетные зна

=

лауреата Сталннской_ премии: ;
Заместитель председателя: Комите-
тапо Сталинским премиям - в областа
искусства и литературы пои Созете
Министров CCCP nost H. Taxgios
стметил_в своей речи, что наша лите-
ратура. и наше искусство, вдохнов-
няемые ‘передовыми идеями Левина
и Сталина, воспитывают. миллионы
советских людей в духе: беззаветной
преданности Родине. Возросшие: тре-
бования трудящихся ‘нашей Родины к
литературе и искусству ‘обязывают
нас. быть достойными своего велеко-
го. народа и стремиться к непребтан.
ному совершенствованию. :
‚Начинается вручение дипломов и
почетных знаков ‘лауреата Сталин-
ской премии. Первыми их получают
композиторы—Ю. Шапорин, Н. Мяс-
ковский, Н. Раков, С. Фейнберг, Р,
Глиэр, В. Захаров, Д. Шостакович,
А. Новиков. :

Знаки лауреата Сталинской пре-

мии были вручены 84 писателям.

RH

Редакнионная «onnernat
5 МОЧАЛИН - (отв. редакто
КЮ: ЗАВАЛСКИЙ. i.

артистам, художникам,
архитекторам.

От имени награжденных выступа:
ют В. Ефанов, В. Гельфрейх, С. 05-
разцов, Б. Горбатов, Г. Попов. Пр
  нимая высокую награду” за свою рабэ-
ту в последние годы войны, они 9бх-
зуются работать еще лучше ‘и отдать
все свои силы созданию новых вдох
новенных ‹ произведений, в которых
будут ярко отражены дела и люда
нашей Родины. ae

— Чувство. радости и гордости
  говорит Ю. Завадский, —ловолняетея

у награжденных чувством огромной от-
ветственности за содержание и смысл
советского искусства. Ирисуждение
Сталинеких премий ‘свидетельствует
об огромной заботе- партий,  правк-
тельства ‘и великого Сталина’ 0, po-
сте и процветании советской культу
ры, свидетельствует о той роли; ко-
торую -играют искусство и -литерату-
ра в духовном воспитании народа.

музыкантзм,

в

Почетный знак;  присужденный те:
перь покойному В. Я. Шишкову, был
вручен наследникам.

Поздравляя лауреатов с. полузен-
ной наградой, Н. Тихонов выразил
  уверенность в том, что они обогатят
наше искусство и литературу новы-
ми выдающимнся произведениями,

2). А ГЕРАСИМОВ. С. ГЕРАСИМОВ,
КАБАЛЕВСКИЙ.

А. МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

Зак. № 2741.