}

5%.

соответствии с постановлением
ВКП.6)

Целью совещания было обсудить вэ-
прос о репертуаре и совместной тво?-

опубликования

`тургеи. Внимание театров

Орган Министерства Кинематографии СССР, Комитета по’ делам искусств при Совете

Е ЖЕ ЕЕ ЕЕ

К НОВЫМ

Министров СССР и Комитета по делам архи тектуры пр

УСПЕХАМ _

СОВЕТСКОГО ТЕАТРА!

В течение трех дней работало Вге-

союзное совещание театральных дея-

телей и драматургов, созванное в

UK

от 26 августа 1946 года.

ческой работе театров с драматурга-
ми.

Совещание показало,

как совез-

шается та перестройка, которая нача-

лась в театре и драматургии после
постановления . ЦК
партии «О репертуаре драматических
театров и мерах по его улучшению».
Глубоко осознав_свои ошибки, вскры-
тые в постановлении ЦК ВКП(б),
мастера советского театра нашли в
этом важнейшем документе стимул:
к новому творческому под’ему.

В репертуарных планах

ведунтее
место занимают _ сейчас пьесы
о современности Лавренева, Чир-
скова, Сурова, Малюгина, Co-
ловьева. Можно по-разному оцени-
вать художественные, сценические
достоинства этих произведений, но

бесспорно, что в каждом из них мы
найдем важные проблемы нашей жиз-
ни. Проблема советской этики в
пьесе Б. Лавренева, тема партийного
и гражданского долга в пьесе Сурэ-
ва, образы советских людей в пьесах
Соловьева и Малюгина—вот то TBO)-
чески-увлекательное, что нашли Te-
атры в наиболее популярных сейчас
драматургических произведениях. Об-
ращение десятков театров к этим
пьесам свидетельствует о том, что
театральные работники стремятся ра-
ботать над темами, в которых pae-
крывается наша современность.

Более серьезно оценивают сейчас
театры пьесы, созданные на протяже-
нии всей истории советской  драма-
привлека-
ют созданные в прошлом лучшие про-
изведения К. Тренева, Вс. Иванова,
В. Катаева, Н. Погодина,. К. Симоно-
ва, Л. Леонова. Задача‘ заключается
не в том, чтобы механически восста-
новить старые постановки. Речь идет
э создании фундаментальных спек-
таклей, показывающих в достойном
виде наиболее крупные драматуогиче-
ские произведения советских писате-
лей, составляющие основу современ-
ного репертуара. Успешно  справив-
шись с этой задачей, театры помогут
формированию советской драматурги-
ческой классики.

Репертуар драматических театров
пополняется новыми произведениями
Симонова, Крона, Алигер, Горбатов“.
К работе над драматургическими п2о-
язведениями привлечены прозаики и
поэты, журналисты и «бывалые лю-
ди», не имеющие театрального опыта.
Огромный интерес к театру, вызваз-
ный в широких литературных кругах
постановлением ЦК ВКП(б) от 96 ав-
густа, бесспорно, даст превосходные
результаты, но для этого необходимо,
чтобы театры действительно работз-
Ли С авторами, чтобы активность их
проявлялась не только в привлечении
опытных драматургов, HO и в ре-
альной помощи дебютантам в драма-
тургии.

Три месяца—короткий срок вжиз-

чи театра и драматургии, и было бы

преждевременно говорить об итогах
творческой перестройки. Однако уже
сейчас можно сказать, что не во всех
театрах работа по созданию новых
полноценных спектаклей о современ-
ности идет одинаково интенсивчо.
Так, например, крупнейшие театры
Москвы не смогли подготовить до
сих пор ни одного нового спектакля
иа современную тему. Недостаточно
широко развернули работу с автора-
ми театры Киева и других стола
союзных республик. Советская 95-
щественность в праве требовать от
наших наиболее зрелых коллективов
нодлинно ведущей роли в творческой
перестройке театрального искусства.
и в первую очередь—в обогащенсн
репертуара высококачественными в
идейно - художественном отношении
пьесами.

Закончившееся совещание должтю
было наметить самые верные, самые
надежные и плодотворные формы
совместной творческой работы драма-
тургов с театрами. И поэтому край-
не неуместным было ставить под
сомнечие самую необходимость такой
совместной работы, как это сделал в
своем выступлении драматург В. Сэ-
ловьев. Он, в сущности, навязал совз-
шанию совершенно ненужную и бес-
плодную дискуссию о том, когда
должна начинаться работа театра с
автором: Конечно, идеальным являет-
ся такое положение, когда драматург
приносит в театр произведение на-
столько совершенное, что от театра

требуется только одно--достойным
образом воплотить его. Но опыт теат:
ра говорит о другом—нередко режиз-
серы‘и актеры могут дать автбру
чрезвычайно много ‘ценных советов
на различных этапах: его работы, на-
чиная с оформления авторского за-
мысла. Пьеса «Далеко. от Сталингоз-
да» увидела свет благодаря чреззы-
чанно активной. помощи  драматургу
со стороны актерского ‘коллектива.
Работая совместно с’ Художествез-
ным театром, Н. Погодин напиза
ряд вариантов пьесы  «Кремлевскле
куранты», и окончательный. вариант
этого яркого и содержательного поо-
изведения весьма значительно отли-
чается от первой редакции. Театр мэ-
жет и должен помочь молодому, а
подчас и опытному драматургу. най-
ти наилучшую форму драматическо-
го решения - его замысла, всесто-
ронне и наиболее ярко обрисовать
персонажей пьесы. Писатели, o6pa-
тившиеся к драматургии, найдут в ли-
це режиссеров и актеров своих пер-
вых друзей и помощников.

Создание новых, высококачествён-
ных в идейно-художественном отно-
шении пьес главное условие успеги-
ного выполнения: театром поставлен-
ных перед ним партией и народом за-
дач. Но это не единственная пробле-
ма, стоящая перед театральными ра-
ботниками. Лучшая пьеса может вы-
глядеть на сцене бесцветной и бессо-
держательной, если ансамбль актеров
не работал над ней с вдохновениеми
под’емом, если режиссеры и актезы
формально подошли к своей задаче.
На совещании было высказано нема-
ло упреков актерам и режиссерам,
которые к постановке современной
пьесы зачастую относятся более рав-
нодушно, чем к сценическому вопло-
щению классического произведения.
Создание образа современника—глав-
ная задача не только драматурга, но
и актера и режиссера. Весь свой
жизненный опыт, вдохновение и
страсть художника актер должен от-
дать образу героя нашего времени,
отбросив прочь ремесленные штампы,
стремясь к наивысшим творческим
достижениям.

Великие мастера русского те
атра требовали от актера, чтобы оч
был самостоятельным, глубоко чуз-
ствующим и мыслящим художником,
а не пассивным исполнителем автоз-
ского замысла. Всемирную славу зя-
воевали нашему театру не ‘ловкие э®-
месленники, умело имитирующие
жизнь героя на сцене, а влохновен-
ные художники, вкладывающие в
создаваемые ими образы всю свою
душевную силу, свой ум, талант,
гражданскую совесть и большую ду-
шу патриота. Сценическое мастерст-
[во это не сумма профессиональных
навыков, не кодекс ремесленных
приемов, позволяющих актеру с боль-
шим или меньшим успехом играть
роль любого характера. Искусство
сцены требует от актера не меньшего
интеллектуального напряжения, ъе
меньшей щедрости чувств и внутрен-
ней честности. чем искусство драма-
турга. Только актер-художник, жи-
вущий мыслями и чувствами своего
нарола, может созлать образ совле-
менника, достойный этого гордого
слова.

Огромную роль в жизни театра яг-
рает его внутренний режим, та ат-
мосфера, в которой создается спек-
такль. Руководители наших театров
должны стремиться к тому. чтобы из
артистической среды был изгнан дух
аполитичности, обывательщины и рав-
нодушия, чтобы каждый участник
спектакля сознавал свой высокий
долг служения народу.

Большое место на совещании занял
вопрос о театральной критике. Совет-
ские театральные деятели смотрят на
критиков. как на своих ближайших
товарищей и активных участников
общего дела, решающих те же зада-
чи, которые стоят перед драматурга-
ми, режиссерами, актерами. Но эта
солидарность не должна приволить к
притунплению принципиальной требо-
вательности критиков, к идилличе-
скому умиротворению, аллилуйшине
и поблажкам с их стороны. Совет-
ская театральная критика, выражая
идейные принципы большевизма и
высокие художественные вкусы на-
рода, должна быть воинствующей и
непримиримой, защишая
интересы нашего государства, нашей
передовой коммунистической идео-
логии. :

Совещание помогло деятелям, теат-
ра, драматургам и критикам глубже
осознать задачи, поставленные пезел
ними советским народом, и наметить
пути к быстрейшему выполнению
этих задач.

Нет сомнения в том, что вдохно?-
ленные идеями Ленина — Сталипа,
мастера советского театрального ис-
кусства создадут яркие и талантлн-
вые произведения, достойные нашей
великой эпохи.

— _—_______

ВРУЧЕНИЕ ДИПЛОМОВ И ПОЧЕТНЫХ ЗНАКОВ
ЛАУРЕАТАМ СТАЛИНСКИХ ПРЕМИИ

30 ноября в Управлении по’ делам
искусств Ленгорисполкома <оетоя-
лось вручение дипломов и почетных
знаков за работы в Области искус-
ства и литературы лауреатам Ста-
линской премии — ленинградцам.

По поручению Комитета по сталин-
ским премиям в области искусства и
литературы при Совете Министров
СССР дипломы и медали вручил член
Комитета А. Г. Мордвинов.

Почетные знаки и дипломы полу-
чили: Е. А. Мравинский, М. И. Ави-
лов. А. Ф. Пахомов, С. В. Василь-
ковский, Б. Э. Хайкин, Ф. М. Эрмлер,
М. Л. Лозинский.

Знак и диплом И. М. Романовско-
го вручены его наследникам. Крсме
того, А. Г. Мордвинов вручил по-
четные знаки лауреатам 1941—
42 гг. Л. С. Любашевскому и наслед-
никам М. Я. Розенберга.

ЗАСЕДАНИЕ ГОС

УДАРСТВЕННОГО

АРХИТЕКТУРНОГО СОВЕТА

18 и 19 ноября в Ленинграде состо-
ялось выездное заседание Государ-
ственного архитектурного совета, в
котором приняли участие председа-
тель Комитета по делам архитектуры
при Совете Министров СССР A. Mop-
лвинов. академики А. Щусев, И. Гра-
барь, действительные члены Акаде-
мии архитектуры СССР Б. Иофан,
Н. Колли. В. Семенов, члены-коррес-
понденты Академии — архитектуры
СССР В. Бабуров, В. Гельфрейх и
Н. Баранов.

Члены совета рассмотрели наибэ-
лее значительные проекты реконсг-
рукции и восстановления ансамблей и
площадей города Ленина — района
Смольного и Суворовского проспек-
та, площади Финляндского вокзала и
других, а также проекты парков
Победы и памятников, посвященных
героической обороне Ленинграда.

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.).

и Совете Министров СССР:

ЕЕ Е

и Вию

Пролетарии всех стран, соелиняйтесь!

Год издания ХУП
№ 48 (1082)

ПЯТНИЦА

НОЯБРЯ
1946 гола

Цена 45 коп.

консерватории

Московская Государственная кон-
серватория. с 7 по. 14 декабря отме-
чает свое 80-летие организацией му-
зыкальной недели, во время которой
состоятся отчетные концерты.

Музыкальная неделя откроется в
субботу 7 декабря в Болыном зала
Московской консерватории. После
торжественного заседания состсится
симфонический концерт.

Днем 8 декабря в Малом зале
Московской консерватории состоится
концерт учащихся Центральной му-
зыкальной школы-десятилетки при
Московской консерватории. Вечером
8 декабря в Большом зале Москов-
ской консерватории будет проведен
концерт при участии симфонического
оркестра студентов консерватории,
симфонического оркестра учащихся
музыкального училища и струнного.
оркестра учащихся Центральной му-
зыкальной школы. Дирижеры — Ю.
Тимофеев, В. Васильев и М. Териан.

10 декабря в Болышом зале Мос-
ковской — консерватории состоится
концерт аспирантов и студентов.

12 декабря Оперной студией Мос-
ковокой консерватории будет показа-

Мосновсной =

на премьера оперы «Доя-
Жуан» в постановке Т. Шарашидзе.
Дирижер Н. Аносов.

13 декабря в Болыном зале Мос-
симфонический концерт Московской
филармонии, посвященный 80-летию
консерватории. В этом концерте бу-
дут исполнены произведения профес-
соров МГК, в том числе впервые ис-
полняется 22-я симфония Н. Мясков-

Моцарта

управлением А. Гаука и солисты Н.
Казанцева, А. Иванов, А. Гедике.

В субботу 14 декабря состоится
открытое заседание Художественно-
го совета Московской
рии.

консервато-

Музыкальные премьеры

(Беседа с директором Московской филармонии В. Власовым)

Более 20 новых сочинений совет-
ских Композиторов готовит Москов-
ская государственная филармония в
текущем сезон®.

В декабре в Большом зале Москов-
ской консерватории будет впервые ис-
полнена оратория Е. Голубева «Герои
бессмертны», посвященная Великой
Отечественной войне.

Из крупных произведений москвичи
зпервые услышат: фортепианный кон-
церт А. Баланчивадзе (солист Л. Обо-
рин). концерт для виолончели с ор-
кестром Р. Глиера (солист С. Кну-
шевицкий), вторую сонату Д. Каба-
левского (Э. Гилельс), квартет Д. Шо-
стаковича’ (в исполнении квартета
им. Бетховена), сонату Н. Мясков-
ского для скрипки и фортепиано
{Д. Ойстрах и Л. Оборин).

В начале 1947 года будут впервые
исполнены: новая кантата Ю. Шанпо-
рина, посвященная Великой Отечест-

пера, третья симфония Г. Попова, сим-
фония азербайджанского композитора
С. Гаджибекова, опера М. Коваля
«Волк и семеро козлят» (в концерт-
ном исполнении), сюита М. Раухвер-
гера «Чолпон», сонаты В. Белого и
Д. Кабалевского, фортепианные кон-
церты А. Снадавеккиа и Г. Мушеля
и др.

Московская филармония включила
в свои новые программы цикл концер-
тов советского романса. :

В Зале им. Чайковского Московская
филармония организует четыре кон-
церта, в которых будут исполнены
наиболее значительные произведения
советских композиторов-симфонистов.
Ряд произведений этих
торов включен также в программы
абонементных концертов и лекций-
концертов Музыкального университе-
та при Доме ученых и лектория при
Московском университете.

Для широкой популяризации луч-

компози-

венной войне, кантата В. Шебалина
«800-летие Москвы», рапсодия на сла-
вянские темы и 25-я симфония Н. Мяс-
ковского, шестая симфония С. Про-

в искусстве.

кофьева, восьмая симфония Л. Книп-

ших образцов произведений компози-
торов братских республик, главным
образом инструментальной и оперной
музыки, Московская филармония ор-
ганизует в Москве 4 лекции-конзерта.

К 20-летию Театра им. Вахтангова

В связи с исполняющимся 20-ле-
тием существования театра, в те-
чение ‘ноября-на крупных иредирия-
тиях Москвы и в воинских частях
проводятся творческие отчеты теат-
ра, на которых с докладами выступа-
ют ведущие режиссеры и артисты,
показываются сцены из спектаклей.
Подготовлена большая выставка, ха-
рактеризующая творческий путь те-
атра.

29 ноября Театр им. Вахтангова по-
кажет в помешении филиала МХАТ
с20ою новую работу «Дорога побе-
ды» В. Соловьева — о героизме со-
ветских людей в дни Отечественной
войны. Постановщик спектакля
Р. Симонов. 30 ноября состоится
торжественное заседание и большой
концерт, посвященные 20-летию те-
атра.

*

товило большой сборник, в материа-
  лах которого отражены история Te-

25 ноября открывается седьмая сег-
сия Академии архитектуры СССР. В
соответствии со сталинским пятилег-
ним планом восстановления и разви-.
тия народного хозяйства СССР Пре-
зидиум Академии архитектуры  раз-
работал пятилетний план развития

новки которого явятся предметом об-
суждения созываемой сессии.

Закон. о послевоенном пятилетнем
плане предусматривает невиданные в
мире масштабы строительства инду-
стриальных предприятий, культурных
и бытовых учреждений и жилых до-
мов. Достаточно сказать, что в 1946—
1950 гг. должно быть восстановлено
И построено вновь 84,4 миллиона
квадратных метров жилой площади,
то-есть почти в три раза больше, чем
это было запланировано на третью
пятилетку. Уже одна эта цифра убе-
дительно говорит о громадных мас-
штабах нового и восстановительного
строительства и, следовалельно, об
огромных задачах, стоящих перед. ар-
хитекторами наней страны.

Может быть никогда еще так остро,
как сейчас, не стояла перед архитек-
торами в качестве задания классиче-
ская триада «прочно, дешево и кра-
сиво», Соединение прочности, удоб-
ства, красоты, дешевизны  строи-
тельства и быстроты ‘его осуществ-
ления важнейшая задача совет-
ской архитектуры.

Совершенно очевидно также, что
архитектурная наука, как и вся-
кая наука в нашей стране, осуществ-
ляя теснейшую связь с практикой,
изучая ее, обобщая, рассматривая яв-
ления практической действительности
и подмечая в них наиболее прогрес-
сивные передовые элементы, должна
B TO же самое время быть прожекто-
ром, освещающим путь практике. Она
должна опережать события, подска-
зывая новые, наиболее современные,
экономные и качественные принципы
решения всех многообразных задач
строительства и, в особенности, слож-
нейшей современной задачи всей ар-
хитектуры — градостроительства.

Мы запланировали создание в те-
чение текушей пятилетки капиталь-
ной работы «Основные принципы со-
ветского градостроительства», обоб-
щающей богатый опыт  градострои-
тельной практики нашей страны.

Разумеется, принципы `созетского
градостроительства в их общих чер-
тах можно считать уже определивши-

Издательство «Искусство» подго-.

архитектурной науки, основные хуста-,

arpa и творческий путь его актеров

и режиссеров. Выпускаются также
две монографии: «Летопись творче-
кой — жизни Р.Н. Симонова» —
Н. Волкова и О. Леонидова и
«Жизнь и творчество Б. В. Щукина»
— П. Новицкого.

*

ВТО, Лекционное бюро Мичистер-
ства высшего образования, Москов-
ская филармония и ПДРИ устраи-
вают вечера, посвященные юбиляру.
Первый такой вечер состоялся 20
ноября в Концертном зале им Чай-
ковского. После доклада Р. Си-
монова артисты театра исполнили
сцены из лучших постановок театра.

21 ноября в лекционном зале Ми-
нистерства высшего образования со-

го «Творческий путь Театра им. Вах-
тангова», 25 ноябпя состоится юби-
лейный вечер театра в ЦДРИ.

*

Радиокомитет организует ряд пе-
‚ редач, посвященных Е. Б. Вахтанго-
  У, творческому пути театра и его
отдельным мастергм.

сказываются всем ‘укладом нашего
социалистического планового’ хозяй-
ства, они находят свое отражение во
всех лучших проектах восстановле-
ния городов, созданных за послед-
ние годы:

Однако речь идет не только об этих
основных принципах, хорошо извест-
ных каждому квалифицированному
советскому градостроителю, а‘о всем
комплексе вопросов градостроитель-
HOH науки, охватывающем и пробле-
мы архитектурной композиции горо-
да, и задачи комфорта, улобства,
здравоохранения, экономичности
строительства и эксплоатации. Эта
большая комплексная проблема по-
требует кооперированной работы ар-
хитекторов C инженерами различных
специальностей, с экономистами, вра-
чами, климатологами и Т. д.

В результате этой работы мы дол-
жны получить исчерпывающий все
важнейшие  градостроительные про-
блемы научный труд, который воору-
жит советского архитектора-градо-
строителя ясным пониманием стоящих
перед ним задач и поможет ему из
всех вариантов регнения той или иной
градостроительной проблемы отоб-
рать наиболее совершенное и в то же
время наиболее экономичное решение.

В тесной связи с этой работой на-
ходятся и другие предусмотренные
нашим пятилетним планом работы в
области науки о градостроительстве.
Большое значение, в частности, мы
придаем работе «О национальных тра-
дициях в русском градостроительст-
ве», анализирующей историю образо-
вания наших городов. В ‘ближайшие
годы академией будет создан и опу-
бликован учебник по градостроитель-
ству, который вместе с изданным в
текущем году академией томом «Ис-
тории  гралостроительства» даст
твердую учебную основу делу пол-
готовки  архитекторов-градоствоите-
лей в нашей стране.

=
В условиях огромных масштабов
жилищного строительства в новой

пятилетке особое значение приобре-
тают предусмотренные планом акаде-
мии темы по архитектуре жилища.
Пятилетний план восстановления и
развития народного хозяйства уде-
ляет особое внимание проблеме инду-
стриализации жилищного ‘строитель-

мися. Они вытекают из самой струк-
туры нашего государства, они под-

ского. Выступят — ce
симфонический оркестр CCCP

стоялась лекция проф. П. Новицко-.

Сегодня в номере:

Художник и образ.— (%з_доклада П. Мар:

1-я СТРАНИЦА:

Передовая.—К новым успехам советского
театрах

В. Веснин.— Пятилетний план архитектур-

ной науки. г
2-я И 3-я СТРАНИЦЫ:

Всесоюзное совещание деятелей театра и.

драматургов:

О создании современного советского ре-
пертуара.— (Из доклада Ю. Калашникова).

Драматургия, театр и жизнь.

К. Симонова).

Балет
„ромео и Джульетта“
в Большом театре

В ближайшее время Большой театр
покажет премьеру—балет на музыку
С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»,
Постановка Л. Лавровского, декора-
ции П. Вильямса; дирижер Ю. Файер.

Главные роли в спектакле испол-
няют: Г. Уланова, Е. Чикваидзе
(Джульетта), М. Габович, Ю. Гоф-
ман (Ромео), С. Корень, В. Левашов
(Меркуцио), А. Ермолаев, В. Цаплин
(Тибальт), В. Голубин, В. Смольцов
(Парис), А. Булгаков, А. Радунский
(Лоренцо).

Хореографическое искусство
Таджикистана и Туркмении

18 ноября во Всероссийском  теат-
ральном обществе состоялось об’е-
диненное заседание кабинетов на-
ционального и музыкального ` теат-
ров, посвященное состоянию хореог-
рафического искусства Таджикской и
Туркменской ССР.

В. своем докладе. солист туркмен-
ского балета Коша Джапаров расска-
зал о состоянни хореографического
искусства республики. В 1934 голу
для обучения. в Ленинградское хорз-
ографическое училище были посланы
20 человек, которые впоследствии
составили ядро балетной труппы
Туркменского театра оперы и балета.
В 1938 году в Ашхабаде была откры-
та национальная  хореографическая

студия, где впервые учащиеся-турк-
мены приобщились к школе класси-
ческого танца. С 1941 года в театре.
были осуществлены постановки ба-
летных спектаклей «Алдар-Косе»,
«Девушка моря», «Акпамык» и «Бах-
чисарайский фонтан». (Сейчас театр
приступит к работе над новым наци-
ональным балетом «Коркут-Ата»

Народный артист Таджикской ССР
Гафар Валамат-Зода рассказал на
совещании о путях развития нацио-
нального балета в республике. Балет-
ная труппа  Таджикского театра
оперы и балета скомплектована в
основном из наиболее талантливых
‘представителей художественной са-
модеятельности, отбор которых про-
водился в течение ряда лет по всей
республике.

Театром были поставлены балеты
«Ду-Гуль», «Тщетная предосторож-
ность» и «Бахчисарайский фонтан>.
В 1947 году намечена постанозка
: балета «Лейли и Меджнун».

В прениях по докладам выступили
Д. Камерницкий, В. Тиханович, В.
Ивинг, А. Шатин и Н. Львов.

25-ЛЕТИЕ ДОМА-МУЗЕЯ
П. И. ЧАЙКОВСКОГО

Государственный дом-музей П. И.
Чайковского в Клину  отмечаег
:24 ноября двадцатипятилетие своего
существования. В этом доме великий
русский композитор жил в течение
ряда лет. Здесь им была создана 6-я
симфония, много фортепианных пьес
и романсов. Отсюда П. И. Чайков-
ский вышел в последний раз 7 октя-
бря 1893 года. `Через полтора месяца
из Петербурга прибыло сообщение ©
кончине композитора.

Отмечая 25-летний юбилей, музей
совместно с Московской филармони-
ей организует 24 ноября в Большом
зале консерватории концерт, который
составлен из произведений, написач-
ных Чайковским в Клину. В концеэ-
те примут участие Государственный
оркестр СССР под управлением дч-
Грижера К. Кондрашина. Солистамя
  выступят проф. К. Игумнов и артист
С. Лемешев.

элементов. Иначе говоря, мы долж-
ны добиться такого ноложения, что-
бы процесс строительства был пре-
вращен в процесс монтажа готовых
заводских элементов Ha строитель-
ной площадке. В связи с этим, в ка-
честве одной из основных тем по жи-
лищу мы выдвигасм разработку 26-
щих принципов проектирования для
индустриального многоэтажного
строительства. Мы намечаем уже в
1947 году скорректировать сущест-
вующие типовые секции жилья в ца-
лях унификации их строительных де-
талей и дать номенклатуру этих де-
талей для производства их на заво-
дах. Одновременно нами будут вы-
двинуты предложения по разработке
новых типов жилых секций, рассчи-
танных на применение ‘наиболее ин-
дустриальных типов конструкций.

Другой важнейшей темой по жи-
лищному строительству является ©оз-
дание научной монографии, обобщаю-
щей и систематизирующей весь бога-
тый и многообразный опыт архитек-
туры жилища в советской стране.
Первая часть этой монографии, посвя-
щенная опыту жилищного строитель-
ства в Москве, будет закончена уже
в текущем году. В 1947 году акаде-
мией будет организован ряд экспеди-
ций по изучению современного опыта
жилищного строительства на Урале,
в Донбассе, Сибири, в Средней Азии
и других районах нашей страны. Мы
рассчитываем, что в результате этой
деятельности академии удастся под-
вести творческие итоги работы архи-
текторов над художественным обли-
ком советского жилища.

Работы Академии архитектуры в
области жилищного строительства и
обигирная строительная практика в
нашей стране позволяют говорить
уже о создании законченной дисцип-
лины «Основы проектирования жило-
го дома». Работа в этом направлении,
выполняемая членом-короеспондентом
Академии архитектуры СССР Н. Бы-
линкиным. ставит своей задачей все-
стороннее рассмотрение проблемы
проектирования жилого дома с уче-
том достижений нашей советской и
зарубежной практики и науки.

В области архитектуры обществен-
ных сооружений наш пятилетний план

предусматривает окончание начатой
еще в [945 году обширной -работы
«Общественные центры городов».

Роль общественного пентра в форми-
ровании облика города исключитель-
но велика. В связи с этим мы прида-

ства, подчеркивая необходимость
создания специальных заводов M0
производству готовых строительных
деталей и отдельных строительных

ем большое значение осуществляемой

кова).

Из выступления А. Васадзе.

Из выступления Г. Юра.
Из выступления И. Берсенева.

Из выступления М. Храпченко.

Дневник совещания.

4-я СТРАНИЦА:

графиков.

(Из доклада
Л. Кассиль.

К. Кравченко.— Новые работы московских

А. Гаук. С. И. Танеевв.

«На кубок СССР».

А

Плакат художника В. Климашина, выпущенный издательством «Искус-
ство» ко Дню артиллерии.

оо

КИНОЖУРНАЛ КО ДНЮ АРТИЛЛЕРИИ

Центральная студия документаль-
ных фильмов выпускает ко Дню ар-
тиллерии специальный номер жур-
нала «Новости дня». Режиссер филь-
ма Я. Бабушкин.

Первые кадры картины переносят
зрителей на Красную площадь в
день военвого парада 7 ноября
1946 года. В торжественном мазше
проходят представители славной сэ-
ветской артиллерии— прославленные
воины, Герои Советского Союза.
Движутся пушки, гаубицы, «катю-
ши»... И как воспоминания о нелаз-
них боевых делах советских артил-
леристов на экране возникают кадры

из кичолетописи Великой Отечест-
венной войны.

Затем в журнале показано
ннзационное собрание Академии ар-
тиллерийзких наук под председа-
тельством Главного Маршала артил-
лерии Н. Вэренова. Значительное
место в картине занимают’ кинодоку-
менты, знакомящие с системой под-
готовки и воспитания артиллерий-
ских кадров.

В заключительных кадрах с экрана
звучит «Артиллерийская, прошаль-
ная»—новая песня композитора М.
Фрадкина на слова Е. Долматовско-
ro.

opra-

СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ ДЛЯ АРТИЛЛЕРИСТОВ

ЛЕНИНГРАД, 21 ноября. (ТАСС).
В ознаменование Дня артиллерии те:
атры и концертные организации Ле
нинграда проводят в воинских частях
и учебных ‘заведениях города шеф-
ские спектакли и концерты. Состоял-
ся концерт артистов Театра оперы и
балета имени Кирова в Высшей офи-
церской артиллерийской школе. Тз-
атр драмы имени Пушкина показал
бойцам-артиллеристам новый спек-

тисты Театра комедии показали
воинам свою премьеру «Обыкновен-
ный человек» Л. Леонова. _

В ближайшие дни Новый ‘театр по-
кажет солдатам и офицерам пвесу
К. Симонова «Так и будет», артисты
Радиокомитета дадут в Консервато-
рии большой концерт для зенитчиков.

Ленинградская областная Филармо-

такль «Победители» Б. Чирскова. Ар-

ния и Ленгосэстрада посылают в
артиллерийские части концертные
бригады.

Гастроли Театва им. Ленинского комсомола в Югославии

В Москву вернулся из гастрольной
поездки по Югославии Московский
театр им. Ленинского комсомола.

Театр провел в Югославии 72 дня,
показав за это время 57 спектаклей
и !7 концертов.

В гастрольном репертуаре были
спектакли: «Гак и будет», «Под ка-
штанами Праги», «Живой труп»,
«Месяц в деревне», «Васса Железно-
ва», «Нора».

Театр об’ехал все шесть респуб-
лик Югославии, побывав в 12 горо-
дах. Югославский зритель горячо

в этом направлении, под руководст-
вом действительного члена Академии
архитектуры СССР Н. Колли, науч-
ной работе.

Среди других работ по обществен-
ным сооружениям — монографии, по-
священные проблемам  проектирова-
ния отдельных общественных зданий:
ремесленных училищ, театров, зданий
городских советов и других. 3}

Я лишен возможности в пределах
настоящей статьи остановиться на
характеристике многих других науч-
ных работ, предусмотренных пятилет-
ним планом академии и охватываю-
щих ряд. важнейших тем в области
архитектуры интерьера, строительной
техники и т. д.

Остановлюсь лишь в заключение
на работах академии в области теории
и истории архитектуры. Мы до счх
пор почти не имеем теоретических ра-
бот, обобщающих богатый опыт со-
ветской архитектурной практики —
градостроительства, жилищной архи-
тектуры, строительства общественных
сооружений и т. д. Мы неё имеем,
следовательно, теории советской ар-
хитектуры.

Этот пробел мы должны в самый
короткий срок восполнить. Мы наме-
чаем уже с 1947 года приступить к
созданию обширного труда «Теория
архитектурной композиции». Постро-
енная на марксистско-ленинской ос-
нове, эта теория композиции будет
абсолютно новой и-принципиально от-
личной от всех существовавших и
существующих в капиталистических
государствах архитектурных теорий.
Она будет опираться на анализ и
критический разбор нашей советской
практики и должна! явиться руково-
дящим оружием в руках всех прак-
тических деятелей советской архи-
тектуры;

Большое значение мы придаем так-
же в нашем пятилетнем плане раз-
работке проблем архитектурной кри-
тики. Мы намечаем уже в 1947 году
создание критической работы о’ мос-
ковском метро. которая ставит своей
целью всесторонний критический
анализ архитектурных решений в этой
области, работу по анализу проектов
и осушествленных застроек москов-
ских набережных и т. д.

Наряду с этим, большое значение
должны иметь намеченные нами тру-
ды по таким коренным - вопросам со-
ветской архитектурной науки, как
проблема социалистического реализ-
ма в архитектуре (действительный

принимал каждое выступление TeaT?
ра. Пресса единодушно отмечает вы-

сокое мастерство советских арти-
CTOB.

Председатель Комитета по делам
искусств® и литературы Югославии
г-н Рыбникар прислал в Комитет по
делам искусств при Совете Мини-
стров СССР телеграмму, в которой

отмечает большую работу, проведен-

Ную Театром им. Ленинского комсо-

Ге в Югославии

и то значение,

р имел этот приезд для куль-

ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН АРХИТЕКТУРНОЙ НАУКИ

турной жизни страны.

eee

qien Akatemuu apxutextyphh A. Moap-
двинов), проблема ленинско-сталит-
ского учения о культурном наслелин
в применении к архитектуре (члет
корреспондент Академии архитек-
туры Д. Аркин) ит. д.

Из крупнейших наних работ новой
пятилетки по истории зодчества сле-
дует в первую очередь отметить пре-

дусмотренное нашим планом  созда-
ние  трехтомной «Истории русской
архитектуры». Имеющиеся в этой

области отдельные труды явно уста-
рели и не отвечают современному
состоянию исторической и археоло-
гической науки. Мы намечаем соз-
дать силами авторского коллектива
под руководством академика А. Шу-
сева новую историю русской архи-
тектуры, основанную на последних
научных изысканиях по изучению
отдельных памятников русского зод-
чества.

По такому же принципу мы наме-
тили создание ряда трудов по исто-
рии архитектуры Грузии, Армении,
Азербайджана, Средней Азии и т. д.

raed

Таковы в самых общих чертах пер-
воочередные темы научных работ
Академии архитектуры СССРв пос-
левоенной сталинской  пятилетке.
Для решения всех этих сложных и
ответственных задач необходимы пе-
рестройка работы самой академии,
реорганизация ее структуры и укре-
пление ее материальной и научно-экс-
периментальной базы.

За годы своего существования Ака-
демия архитектуры. СССР разработа-
ла немало ценных и нужных нашему
государству предложений. Многие из
них внедрены уже в архитектурно-

строительную практику. Однако в
условиях грандиозных масштабов
восстановительного и нового строи-

тельства послевоенной пятилетки, ес-
тественно, увеличивается количество
проблем, еще не решенных и требую-
щих срочного решения.

Велики и ответственны  залачи,
стоящие перед архитектурой и архи-
тектурной наукой в нашей стране.
Напояженной борьбой 3a ‘осуществ-
ление нашего пятилетнего плана мы
должны оправдать то’ великое дове-
рие, которэе оказывают научным ра-
ботникам нашей стоаны партия, пра-
вительство, великий Сталин.

Академик В. ВЕСНИН,
президент Академии архитекту»
ры СССР.