СОВЕТСКОЕ. ИСКУССТВО

АНИЕ ДЕЯТЕЛЕЙ ТЕАТ

О создании современного советского репертуара

Постановление ЦК ВКП(б) от
26 августа 1946 гола «О репертуаре
драматических театров и мерах по
его улучшению» горячо обсуждалось
на собраниях работников театров во
всех городах страны. Актеры, режис-
серы, художники, драматурги и Пи-
сатели единодушно одобрили это

oo 9

_ Из доклада Ю. Калашникова

поездки по трем республикам—Узбе-
кистану, Киргизии и Таджикистану, не

историческое решение нашей партии, нашла ни одного спектакля, истинно

как документ, определяющий все
дальнейшее развитие советского те-
атрального искусства, Вместе с дру-
гими важнейшими постановлениями
ЦК ВКП(б) о литературе и кино
докладом товарища
ошибках журналов «Звезда» и «Ле-
нинград» это решение Центрального

говорящего о ‹светской жизни, ©
советском человеке. Единственной
поставленной в Театре им. Хамза сов-
ременной пьесой узбекского драма-

и   турга. является «Мухаббат» Туйгуна.
Жданова _ об   Это очень средний спектакль.

Театр им, Ермоловой двумя пос-
ледними спектаклями, «Старые лру-

Комитета партии стало программой SbH> H «Далеко от Сталинграда», за-

деятельности работников театра.

При обсуждении этих исторических
решений партии работниками искус-
ства были подвергнуты серьезной кри-
тике ошибки в работе Комитета по
делам искусств при Совете Минист-
ров СССР и театров, ошибки, при-
ведшие к вытеснению советской пье-
сы из репертуара крупнейших теат-
ров, к постановке комедий, искажаю-
щих образ советского человека и опо-
шляющих нашу действительность, к
сценическому воплощению историче:
ских произведений, не имеющих ни-
какого воспитательного значения, и к
проникновению в репертуар пьес бур-
ж*уазных авторов, проповедующих
реакционные взгляды, реакционную
буржуазную мораль.

Главной причиной всех этих круп-
нейшех недостатков было забвение
идейно-политических задач
ва. Об этом говорили многие деятели
театра при обсуждении решений ИК
ВКП(б), и это было одним из осноь-
ных выводов большинства выступав-
нгих,

Однако при всем единодушии, Ка- ‘но, серьезный

кое было проявлено деятелями те-
атра во время обсуждения решений
ЦК партии, нашлись отдельные ра-
ботники театра, которые

требований, которые пред’являет Ha-
род к театру. Некоторые
режиссеры оказались во власти деля-

ческих настроений. Вместо постанов-  интеллигенции, «Закон

ки принципиальных творческих й ор   Горбатова и некоторые другие пьесы
ганизанионных проблем такие работ-  скоро появятся на сцене.

тики ограничивались мелочными,
существенными предложениями, от-
носящимися к второстепенным BOR-
росам театральной жизни. Были так-
же отдельные попытки снять с себя
ответственность за создавшееся по-
ложение.

Подобных выступлений было не-
много, но вспомнить о них теперь
стоит, потому что они являются вы-
ражением консервативности и инерт-
ности определенной части театраль
ных работников, тормозящих движе-
ние вперед.

не-

Достаточно сказать, что в Моск- в Центральном детском театре,

ве и Ленинграде ряд спектаклей, на-  Мдивани — в Онерно-драматическом
меченных к выпуску к 29-Й ГОдоВЩИ-   театре им. Станиславского,

был   Григулис
ТОГО,   драматических театрах Риги,

не Октябрьской революции, не
своевременно показан в силу
«то режиссеры и актеры
недостаточно ответственное
ние к этим постановкам.

проявили

рампы спектакли
ворота» в Ленинградском
ческом театре. «Сказка о правде»

искусст-  7

не совсем   произведениями советских драматур-
верно поняли и оценили всю глубин}   гов. «Русский вопрос» и «Дни и 110-

актеры и  А, Крона, «Ольга Нечаева» В. Пано:

OTHOIUC:  B penepryapHoM отделе Комитета

Наприме»,   делам искусств сейчас имеется 82 до-
уже после праздника увидели CBET   говора с

воевавший любовь московского зри’
теля, в течение нескольких месяцез
не сумел найти такой советской пье-
сы, которая могла бы немедленно
пойти в работу.

Все это означает, что чувство от-
ветственности за свое дело не свой-
ственно довольно значительному чис-
лу театров и некоторым тзатральным
деятелям.

Тем не менее, нужно отметить, что
за последнее время осуществлены по-
становки ряда новых произведений,

Пять пьес занимают и будут зани-
мать ведущее положение в реперту-
аре драматических театров в ближай-
шее время. Это — «За тех, кто в
море!» Лавренева, «Победители» Чир-
скова, «Далеко от Сталинграда» Су-
рова, «Старые друзья» Малюгина,
«Дорога победы» Соловьева. Наряду
с этими произведениями такие пьесы,
как «Под каштанами Праги» и «Рус
ские люди» Симонова, «Кремлевские
куранты» Погодина, «Нашествие»
Леонова и др., будут определять ре-
пертуар наших драматических  теат-
ров в ближайшее время. Это, конеч:
сдвиг в творческой
жизни наших театров.

Кроме того, театры скоро получат
возможность работать над новыми

чи» К. Симонова, «Второе дыханне»

вой, пьеса Ромашова советской

зимовки» Б,

о

Однако для 600 драматических те-
атров Советского Союза этих пьес
явно недостаточно,

Сейчас большая группа
и талантливых писателей
прямое участие в работе
драматургами. ;

JI, JleoHop nosraaBaser pemepryap-
ную работу в Малом театре, К. Wu-
монов—в Театре им. Ленинского ком-
сомола, Вс. Вишневский—в Камер-
ном театре, Б. Горбатов в Mockos-
ском театре- драмы, Б. Чирсков--в
Театре: им. Пушкина, С. а

известных
принимает
театров с

писатели
и Ванагс—в латвийских
В театрах Москвы и Ленинграда и
no

драматургами, пишущими

«Бранденбургские   новые цьесы. В театрах союзных рес:
драмати- публик, по данным, которые имел Ко-
В   митет на 1 ноября, было 48 договор-

Ленинградском театре им. Ленинско-   ных обязательств. Такого размаха де-

го комсомола.

Бригада
кусств, вернувшаяся

Решения Центрального Комитета
партии и доклад товарища Жданова
— это документы, критикующие на-
зын ошибки и обязывающие нас вни-
мательно просмотоеть все то, что мы
делали в искусстве, и то, как мы
это делали. Но в то же время это
документы, которые прежде всего
помогают нам заглянуть в будущее
нашего искусства и литературы.

Можно ли сказать, что викто H3
нас не видел, не замечал, не чувст-
вовал или даже не говорил о недо-
статках произведений, упомянутых в
этих документах в качестве отрица-
тельных примеров? Конечно, нет.
Многие из нас все это видели, заме-
чали и говорили об этом, даже иног-
да писали, но в подавляющем боль-
шинстве случаев — с неправильных
позиций, с позиций узко-литератур-
ных, узко-театральных, узко-профес-
сиональных.

Центральный Комитет партии в
своих решениях и товарищ Жданов в
своем докладе взглянули на ЭТи яв-
лерия с точки зрения не просто жиз-
ни, понимаемой, как некая сумма
жизненных явлений, а с точки зре-
ния жизни, понимаемой прежде все-
то, как борьба за коммунистические
идеалы, за будущее человечества, та-
кое, каким видим мы его и каким не
хотят видеть его наши враги.

Мы говорим: советская литерату-
ра, советское искусство. И говорим
это, к сожалению, часто не вдумыва-
ясь в смысл этого прилагательного,
не понимая его смысла, не понимая,
что это не просто прилагательное, а
что это — определение искусства.

Читая иные статьи, можно поду-

мать, что, скажем, слова «советское
искусство» есть понятие географиче-
ское и что все, что написано, поста-
влено, сыграно на территории OT
Бреста до Владивостока и от Мур-
манска до Кушки, по этому самому,
автоматически, уже является совет-
ской литературой и советским искус-
ством. между тем, — смешно
этом говорить, но напомнить прихо-
дитея, — советская территория и ео-
ветское искусство — не есть два аб-
солютно совпадающих — понятия.
Борьба с капитализмом, борьба с
чуждой нам идеологией — не есть
только наша внешняя борьба. Это
есть и наша внутренняя борьба
чуждыми явлениями, с «родимым
пятнами» капитализма внутри наше-
го общества.
— Причина многочисленных срывов и
неулач в нашей литературе и в на-
шем искусстве в последние голы за-
ключается не только в том, что мно-
гие люди искусства неправильно рас-
шифровывают понятие советский че-
ловек применительно к своим ге-
роям, но и неверно расшифровывают
понятие советский человек, по отно-
шению к самим себе.

Трудно искренне написать борца,
не будучи борцом самому. Трудно
описать самоотвержение, не идя са-
мому на самоотвержение. Трудно ис-
кренне показать, что для нашего ге-
роя его социалистический долг пре
выше всего, если для вас самого
этот социалистический долг не пре-
выше всего.

На страницах свсих произведений,
нерасхваленных и расхваленных, не-

ятельности по созданию новых дра’

Комитета по делам ис-   матургйческих произведений еще He
из длительной  ! знал наш советский театр.

$®>®

Теперь главной задачей Комитета,
Союза писателей и театров, работэаю-
щих по созданию нового репертуара,
является вдумчивая, — внимательная
индивидуальная работа с авторами.
Драматургию создают люди, облада-
ющие талантом и мастерством. От
творчества Леонова, Симонова, Пого-
дина, Крона, Соловьева и других дра-
матургов, от творчества пришедщих в
драматургию поэтов, прозаиков и
журналистов зависит будущее совет-
ской драматургии. Нужно обеспечить
максимально благоприятные условия
для их творческой работы.

Вот над какими темами работают
наши драматурги. Пьесы об Отечест-
венной войне пишут К. Симонов,
Л. Славин, П. Федоров, А. Гладков,
И. Прут, С. Кирсанов, Б. Полевой,
Г. Граков (пьеса «Молодая гвардия»
по А. Фадееву), В. Гроссман, Г. Берез-
ко, О. Берггольц, Г. Мдивани, Н. До-
рохин (инсценировка «Василия Тер-
кина»), В. Поляков, Ю. Чэпурин,
И. Бражнин, А. Штейн, А. Первен-

‘ цев, Ф. Ваграмов.

Над произведениями о героике ты-
ла в Отечественной войне рабо-
тают М. Большиннов, Б. Липатов, Е.
Габрилович, С. Колков, Вс. Иванов,
К. Мини,

О советской деревне пишут драма-
турги В. Радыш, С. Герасимов,
Овечкин. з

Производственному  героизму %0-
ветских людей после войны посвя-
щены будущие пьесы К. Паустовско-
го, С. Антонова, А. Сурова, Г. Фе-
дорова, Е. Пермяка, А. Спешнева, К.
Кригера, М. Павловой, А. Авдеенко,
Ю. Никулина, Б. Фаянса, Ю. Грачев-
ского, И. Штока, К. Липскерова, О.
Берггольц; Г. Макагоненко, А. Га-
лича, Г, Фдоринского.

ской армии,

Драмы и комедии на международ-
ные темы готовят Л. Никулин, А.
Штейн, Б. Горбатов, К. Симонов.

Таким образом, как мы видим, по-
давляющее большинство авторов пи-
шут об опыте Отечественной войны
на фронте и в тылу. Значитель-
но меныше замыслов произведений
о трудовом героизме советских лю-
дей после войны. Мало драматургоз’
работает над произведениями о со-
ветской деревне. Советская деревия
уже долгое время остается за преде-
лами внимания наших драматургов. ©
этим ненормальным фактом мириться
больше нельзя.

‘Созданию нового репертуара дол-
жен способствовать об’являемый, со-
гласно решению ЦК партии, все»
союзный конкурс на лучшее драма-
тургическое произведение.

Конкурс этот даст положительные
результаты только в том случае, ес-
ли будут учтены и преодолены серь-
езные недостатки, имевшие место
при проведении прежних конкурсов.
Недостаточно было бы только об’
явить конкурс и указать его общую
цель, очень важно обеспечить опре-
деленную направленность самой те-
матики будущих произведений, Нуж-
но не жалеть сил и труда для широ-
кой творческой пропагандистской
работы по конкурсу, ибо нередко мы
видим, что когда тема ставится не-

продуманно, усилия  затрачиваются
драматургами впустую, и талантли-
вые люди идут по неверному пути.

В этом отношении чрезвычайно хз-
рактерны два произведения К. Финна.
Одна из его последних пьес—«Там,
где растет гаолян»— написана об ос-
вобождении Красной Армией Маньч-
журии. Японцы в ней выглядят, по
сравнению с представителями совет-
с советскими людьми,
значительно более ловкими, умными,
предусмотрительными, чем офицеры и
солдаты Красной Армии. Получилось
это благодаря тому, что автор до-
вольствовался в разработке темы со-
четанием детективных эпизодов с
общими  декларативными ‘местами.
Этого оказалось достаточно, чтобщ
подчеркнуть преступные действия’
японцев, но совершенно недостаточ-
но для обрисовки образов советских
людей,

Для пьесы «Начало карьеры» К.
Финн избрал интересную тему, Ему
хотелось противопоставить две MO-
рали, бытующие в нашем обществе.
Одна мораль, свойственная передо:
вым, лучшим людям, зиждется на
честном, добросовестном . служении
нгроду. Другая мораль—мораль лю:
дей, которые хотели бы потеплее
«устроиться» в нашей жизни для
осуществления своих личных жела-
ний и стремлений.

Однако, замыслив такое произве-
дение, Финн решил его по! стандарту
так называемых  семейно-бытсвых
пьес. Носителем прогрессивной мора-
ли явился скромный инженер, только
что женившийся на молодой пред-
приимчивой девушке-хуложнице. Та
оказалась предетавителем собствен-
нической, потребительской морали.
И вот, столкновение этого скромного
инженера со своей женой, активной,
хитрой женщиной, которая действует
в союзе с подобными ей подругами,
составляет содержание пьесы. Из та:
кого решения темы, конечно, ничего
хорошего не вышло, Она: получилась
мелкой, лишенной ‹ сколько-нибуль
широкого общественного значения,
ибо борьба двух моральных принци-
пов у К. Финна происходит на узком
семейном «плацдарме». В итоге герой
пьесы выглядит недалеким, слабоха-
рактерным, просто неумным. Ему
приходится часто  компрометиро-
вать себя в многочисленных сварах ©
женой, Благородный моральный прин-
цип, который исповедует автор, ока-
зывается опороченным, измельченным.

Чрезвычайно характерно неожи:
данное совпадение в сюжетах двух
недавно появившихся пьес. Олна из
них—<«На далекой реке»—написана
опытным драматургом А. Глебовым,
а другая-—«За Камой-рекою»—созла-
на человеком, впервые выступающим
на драматургическом поприще — В.
Тихоновым, В обоих ` произведениях
показана жизнь районов, далеко от-
стоящих от столицы.  ”

Авторы намеревались показать,
что люди наших отдаленных районов

также ведут большую, полную, ` со-
держательную жизнь, в своей работе.

преследуют большие цели. 2

Однако благородные стремления ав.
торов в значительной мере оказыва-

st

раматургия, театр и жизн

Из доклада К. Симонова

он мешал этому строительству, что

не было достойно гордого имени
борца за коммунизм.
Не будем вытаскивать подшивки

хвалебных рецензий, не будем разма-
хивать письмами читателей, не ‘будем
ссылаться на наши заслуги или пре-
мии, не будем радоваться тому, что
мы не упомянуты в постановлении
ЦК. 1

Если мы к этому вопросу подойдем
так серьезно и глубоко, то мы уви-
дим, что мы упомянуты, хотя и не
названы по именам.

Упомянут Корнейчук, который не
сумел в пьесе «Фронт» дать положи-
тельных героев армии хотя бы на том
же художественном уровне, на кото-
ром он показал отрицательных. Упо-
мянут Симонов, который в Hbece
«Русские люди» не сумел подняться
выше понятия русского патриотизма
и не показал, что такое патриотизм:
советский. Упомянут Леонов, кото-
рый в пьесе «Нашествие» показал
положительного героя Колесникова
слабо, немошно, не в меру своих сил
человека и художника.

Мы должны были выполнять eat
‘ностью свои задачи художников с0-
циалистического общества, — мы вы-
полняли их только частично.

А разве не относится к нам то, что
одновременно чуть ли не в пятиде-
сяти театрах шла глупая пьеса «Са-
молет опаздывает на сутки»? Разве
мы не должны часть вины взять на,
себя, ибо мы не написали тех пяти,
десяти или пятнадцати хороших, до-
брокачественных комедий, которые
`самым фактом свозго существова»
ния лишили бы даже самого нераз-
борчивого худрука возможности ста-
вить этот «Самолет, который оназды-
вазт на сутки»?

А то, что в репертуаре столичных
телтров, где пьеса имеет возможность
существовать годами, наци пьесы за-
частую, как пробки, выскакивают из
‘репертуара после первого же сезо-
на, — разве это не относится к нам,
к качеству нашей работы?

Вопрос о перестройке репертуара
театра, — я глубоко убежден, — от-
нюдь не кончается на том, чтобы най-
ти для каждого театра достаточное
количество доброкачественных со-
ветских пьес. Это только половина
дела. Надо еще их доброкачественно
сыграть.

Я не ставлю под сомнение чисто
профессиональное мастерство MHO-
гих наших актеров и режиссеров. Но
я ставлю под сомнение их знание
жизни, их участие в этой жизни, их
понимание тех политических проблем,
которые стоят перед советским Te-
атром, точно так же, как они стоят
перед советской литературой,

Для того чтобы высечь искру
спектакля, нужно два кремня. Дра-
матургия — только один из них. Вто-
рой — это театр.

Причем это относился к спектак-
лю не только, как к явлению искус-

ства, но и к сиэктаклю, как к явле
нию политики. И то и другое должно

премированных и премированных, на
страницах своей луши художник
должен найти то, чем он помогал и
помогает строительству социалисти-
ческого общества, и стзечь 10, чем

рождаться от общих усилий и обще-
го вдохновения и драматурга, и те»
атра. ‘
Драматург обязан быть полити:
‘ком. Но нв в меньшей степеви обя-

o 9 ¢

oo ¢

заны быть политиками и режиссер
и актер. Если мы встанем на эту
позицию, то мы поймем, что вопрос ©
том, какой состав актеров назначить
на советскую пьесу, есть политиче-
ский вопрос для режиссера, и как сы-
грать героя в советской пьесе —
есть политический вопрос для акте-
ра, ибо этим они участвуют в борьбе
за социализм, в борьбе за наши иде-
алы, ибо оценка их деятельности
есть не только оценка деятельности
художника, но и оценка деятельно-
сти солдата революции.

Точно так же и вопрос о сроках
постановки советской пьесы тоже
есть не только вопрос взыскательно-
сти, но и вопрос политики.

Не понимаю и никогда не пойму,
как мог Художественный театр не-
лых два, три года ставить «Кремлев-
ские куранты» Погодина или «Глу-
бокую разведку» Крона. Ведь, ста-
вя эти пьесы, театр приносил в мир
и утверждал дорогие нашему обще-
ству идеи. Как же мог художник, со
страстью ставящий спектакль, со
страстью игравший его, как он мог
не постараться вырваться в мир со
своими идеями, страстями именно
тогда, когда это нужно зрителю,
нужно стране, наконец, нужно ему
самому, как политику?

У нас слишком часто бывает в те-
атре, что оборотной стороной взы-
скательности к форме оказывается не-
достаточная заинтересованность в
содержании.

Недавно мне довелось посмотреть
свою пьесу «Под каштанами Праги»
в Ленинграде, в Большом драмати-
ческом театре, За немногими исклю-
чениями, ее играли хорошие актеры.

Но я ушел со спектакля в состоя-
нии крайней обиды, псжалуй, вернее,
— оскорбления,

Я написал публицистическую анти-
фашистскую пьесу. Я в ней с прямо-
линейностью, которую мне даже ста-
вили в вину, высказал свои взгляды
на борьбу с недобитым еще фашиз-
мом, на традиции этой борьбы, на-
чиная с Испании, на будущее этой
борьбы. Из этого режиссер ухитрил-
ся, вытравив при этом часть текста,
сделать жанровые картинки из жиз-
ни Праги,

Я был оскорблен, потому что я не
хочу видеть, как хороший актер,
якобы в поисках «бытовой правды»,
говорит слова «а, по-моему, социа-
лизм — это радость и счастье», стоя
спиной к зрительному залу.

И это не деталь, а стиль спектак-
ля. Если вам’ не нравится пьеса, не
ставьте ее. Если вы не можете с
чувством сказать слова, написанные
автором, не играйте. Но если вы ста-
вите и играете, то будьте политика-
ми. Потому что быть политикем
это не монополия автора. Не автор

за вас, а вы сами, товариши акте-

ры, должны понимать, что такое ст

во социализм и как его нужно произ-
носить,

Я глубоко убежден, что со многи:
ми пьесами и во многих театрах про-
исходит нечто подобное. Это не ча-
стность, а проблема. Можно было бы
проделать очень интересный опыт:
взять режиссерские экземпляры  не-
скольких наших современных пьес,

рядка:

написанных на острые политические
темы, и посмотреть режиссерские и
актерские вымарки. Категорически
утверждаю, что эти вымарки будут
свидетельствовать не только о на-
шей  драматургическойо незрелости,
которую театрам приходится выпра-
влять, но будут свидетельствовать и
о безидейности целого ряда поста-
HOBILHKOB пьес, и об отсутствии эле-
ментарного политического чутья У
целого ряда исполнителей ролей.

Слишком много забот о своем ре-
жиссерском и актерском «я», о ма-
ленькой жизненной правде на каж-
дом шагу и в каждом жесте и часто
слишком мало заботы о большой
жизненной правде —.0об отстаивании
наших идей со сцены.

Режиссеры и актеры слишком часто
в современных пьесах шарахаются от
всякой патетики, от всякой романти-
ки, от всякого приподнятого моноло-
га. Они отвыкли над этим работать,
отвыкли разговаривать со зритель-
ным залом, не только как актеры,
воспроизводящие жизнь на сцене, но
й как актеры, агитирующие со сце-
ны,

Под поверхностью бытовых правд
и правдочек часто в нашем театре, в
глубине, оказывается неправда о на-
щем времени и наших людях, о ро-
мантическом времени, способном на
высокие дела, и о романтических лю-
дях, способных на высокие речи.

Говоря о драматургии и о театре,
было бы, конечно, неверно обойти
вопрос о нашей театральной критике
и о современном ее состоянии. Во-
прое о критике искусства неразрыв-
но связан с вопросом о самом искус
стве,

Я считаю правильным  рассматри-
вать наших театральных ‘критиков,
как соучастников нашего ‘искусства,
а не как противников его. Ибо у нае
одно и то же поле деятельности —
театр, одна и та же трибуна — наша
печать, и одна и та же цель — по-
строение социалистического общест“
ва.

Но, рассматривая наших театраль-
ных критиков, как соучастников на-
шего искусства, я именно в этом ка-
честве считаю необходимым прел’я-
вить им серьезный счет. Чрезвы-
чайно много и чрезвычайно справед-
ливо всегда — и особенно в послед-
нее время — говорят о том, что пи-
сатель должен знать, должен изу-
чать, должен видеть жизнь. Об этом
справедливо пишут все и, в частно-

СТИ, наша критика,

Но,редко кому приходит в голову
самая простая мыель обратного по-
а не должен ли критик, пи-
шущий о писателе и оценивающий
в своей критической статье то, на-
сколько писатель знает жизнь и зна-
ет ли он ее, не должен ли этот кри-
тик тоже знать, вилеть и изучать
жизнь? Жизнь вообще и, в частно-
сти, тот кусок ее, о котором идет
речь именно в той пьесе, которую он

‚ Критикует.

Дорогие товарищи-критики!

классической русской критики
критикозать произведения искусства с

позиций жизни и ради жизни.
Ваша задача в том, чтобы строить

‚ся к действительности,

атра. Фактор времени сейчас для те-

‚сводится к тому,

Вы в ны писать пьесу об Аполлоне Гри-
большинстве своем забыли традиции   горъеве или о генерале Скобелеке,

ются нереализованными в

того, из чего сложилось наше общее
ство.

Такие, какие мы есть, мы рРоди-
лись не на пустом месте. История ре-

силу   волюционного движения, история на-

того, что оба произведения зиждятся шей революции, биографии великих

на одном обветшалом драматургиче-
ском приеме,

деятелей революции — это тоже
часть нашей души. Это тоже вхо-

В молодую учительницу в пьесе   дит в круг интересов нашего чело-

Тихонова влюблен работающий
сте с ней учитель, себялюбец, эго-
ист, который всячески увлекает ее
заманчивыми перспективами  город-
ской «красивой» жизни. Молодую де-
вушку-врача в пьесе Глебова любит
талантливый виолончелист, москвич,
который приезжает к ней в район и
зовет ее в столицу для легкой Hj
приятной жизни. Но обе героини от-
вергают эти предложения и предпо-

вме

читают: одна-— скромного, честного
труженика, нового директора шко-
лы; .другая-— председателя колхоза,

тоже скромного трудолюбивого чело
века. Этот драматургический шаблоя.
так напоминающий избитые старые
пьесы эпигонов Островского, опреде-
ляет и здесь измельчание темы. [15-
этому большие вопросы, поднятые аз-
торами, повисают в воздухе, оказы-
ваются неразрешенными. Хорошие за-
мыслы остаются у порога пьесы.

Причина этих неудач заключается
в том, что авторы, даже нащупывая
интересную тему, — подсказанную
жизнью советского общества, решают
эту тему умозрительно, не обращают-
а пытаются
«скомбинировать» драму, — исполь-
зуя избитые драматические ходы, об-
ветшалые приемы.

Часто наши театры тратят на по-
становки чрезмерно много времени.
При этом ссылаются на историю те-
атра, утверждая, что лучшие спек-
такли якобы всегда готовились по-
делгу. Между тем, это совершенно
неверно. В лучший период работы
МХАТ К. С. Станиславский затрагил
на постановку «Бронепоезда» немно-
гим более двух месяцев. Подобных
примеров очень много в истории те-

атров—это не количественное  поия-
тие, он имеет большое принципиаль-
ное значение, Интенсивность работы
театров — одно из серьезных усло-
вий успешной перестройки всего ре-
пертуара.

Необходимо: решительным образом
пересмотреть методы работы kal
спектаклями и, в частности, способ”
художественного оформления спек-
таклей. Во многих наших театпах
художественное оформление нередко
чтобы заготовить
как можно больше громоздких, слож-
ных, а часто и пышных декораций,
требующих большого количества ле-
са, фанеры, шелка, бархата, сотен
костюмов, сотен метров тюля и т. д.
ит. п. Громоздкий, пышный павиль-
он часто господствует на подмост-
ках многих крупных театров. Тахой
подход к решению вопросов офоэм-
ления необычайно затрудняет произ-
водственную жизнь театров, тормо-
зя подготовку новых спектаклей.

Эти. и некоторые другие отрица-
тельные явления в жизни театров и
в работе драматургов показывают,
что мы еще не сумели должным 06-,
разом повлиять на процессы  пере-
стройки театров. Этим вопросам
следует уделять большз внимания и
усилий.

Выполнение драматургами и теат-
рами поставленных Центральным Ко-
митетом партии задач приведет к
дальнейшему ` прогрессу советского
театрального искусства.

b

новое общество вместе с литерату-
рой, драматургией и театром. В том,
чтобы искать для искусства настоя-
щее место в строю этой борьбы. Что-
бы бороться с дезертирами этой
борьбы и помогать солдатам этой
борьбы. Изучайте ту жизнь, которую.
вы можете сейчас увидеть. Изучай-
те недавнее прошлое. Вам еще Вр

дется писать о мпогих военных пье-
сах, потому что эта тема еще долго:

будет волновать советскую `литера-
туру.
Проблемы восстановления страны,

выраженные в образах людей, вче-
рашних героев боев и сегодняшних
героев восстановления, — это наша
сегодняшняя тема. Драматург, ре-
жиссер и актер не могут и не sei
жны оперировать пафосом цифр, па-
фосом сводок, пафосом строительст-
ва, взятого в его количественном ве-
личии. Но пафос человеческой ду-
ши, пафос характера, взятый в ИХ
глубинном измерении, — это тот па-
фос, который доступен и необходим
нашему искусству.

Мы должны написать и должны
показать на сцене такого советско-
го человека, такого строителя буду-
щего, качества характера и души ко-
торого покажут и нашему зрителю и
всему миру идейное и истинное чело-
веческое превосходство наших лю-
дей, воспитанных нашим социалисти-
ческим строем.

Драматург будет правильно решать
свою международную задачу, если он
покажет в своей пьесе рядового со-
ветского. человека со всем его ду-
шевным богатством, со всей его во-
лей к победе, со всем его железным
и несгибаемым характером — одно-
го из тех миллионов людей, от име-
ни которых и опираясь на которых
говорят наши делегаты на междуна-
родных конференциях. А актер, сы-
грав такоге человека, тоже этим са-
мым скажет своим языком свое сло-
во на международной конференции,

Такова генеральная тема, в кото-
рую, как ручьи, стекаются многие
темы, прямо и точно связанные с
ней.

Интернациональная тема, антифа-
шистская тема, республиканская Ис-
пания, в которой на улицах Мадри-
да умирали русские парни рядом с
немецкими антифашистами из ба-
тальона имени Тельмана, коммуни-
стинеские армии Китая, югославские
партизаны и болгарские антифашиеты
— все это тоже жизнь нашего поко-
ления, часть ее благородства, часть
ее романтики. Это — наше. Это вхо-
дит в круг душевных интересов, в
круг волнений, в круг переживаний
богатой души советского человека.

Ни в одной области не подвиза-
лось столько кон’юнктурщиков и ис-
кателей легкой поживы, сколько В
области истории. Сейчас они бегают
и забирают отовсюду свои рукопи-
си с той же поспешностью, с какой
они раньше их всюду совали, Но
История — с большой буквы — раз-
ве это не наша тема? Разве она не
входит в круг интересов нашего пе-
редового человека? Разве она не со-
ставляет часть нашей души?

Я не вижу для праматурга, живу-
шего дыханием нашей эпохи, причи-

но я вижу для него все основания
писать пьесу о Чернышевском или
Фрунзе. потому, что они — часть на-

шей души, часть нашего опыта, часть

века. Это тоже сегодняшняя тема.
И завтрашняя тема.

`На идеологическом фронте во все-
мирном масштабе с небывалым оже-
сточением идет один огромный бой.

И в этой обстановке вдруг после
войны у нас выискались Люди, ис-
поведующие теорию «передышки»,
необходимости передохнуть, поси*
деть, погадать на кофейной гуще —
что будет?

Кстати сказать, таким теоретикам
и практикам «отдыхательного» искус-
ства, как раз им именно, в подавля-
ющем большинстве своем не от чего
отдыхать, — сни как раз меньше
всего и работали во время войны.
Они тогда говорили, что нелъзя пи-
сать во время войны потому. что ну-
жно осмотреться. А сейчас они го-
ворят, что нельзя писать после вой-
ны потому, что им нужно отдохнуть.
Что же? В конце концов, если они
хотят отдыхать, то мы можем дать
им право на отдых. Но выйдите вон

и отдыхайте вне пределов советского
искусства,

на

Мы должны булем бороться
идеологическом фронте, и бороться

не путем пассивного сопротивления,
а путем активного, беспощадного и
безослановочного наступления на на-
ших врагов.

Это соответствует тому, чему нас
учит партия. Это соответствует нашим
традициям, это соответствует нашему
характеру, воспитанному в дни пяти»
леток и закаленному в дни войны,

У нас характер угловатый и не
приятный для наших врагов. Мы его
не будем менять, Мы не ‘будем ста
раться казаться приятными людьми:
Пусть наши враги считают нас’ не-
приятными людьми, Из уст врага —
это похвала.

Во всеуслышание, на весь мир, ©
трибуны нашего искусства, мы гово-
рим и будем говорить о том, что мы
боремся и будем бороться за комму-
низм, о том, что мы считаем, что
коммунизм—это единственно правиль-
ный путь в будущее для человече-
ства, о том, что наши коммунистиче-
ские идеалы были, есть и останутся
неизменными и что их никому не по-
колебать.

И если наши враги, желая нас уко-
лоть, говорят, что наше искусство
партийно и  тенденциозно, — это
единственное в чем мы согласны ©
нашими врагами.

Да, наше искусство партийно и
тенденциозно, и пусть его не любят
наши враги, а главное, пусть боятся.

Художнин и образ

°

Из доклада
>

Спустя три месяца после опублико-
вания постановления Центрального
Комитета о репертуаре драматических
театров мы подводим итоги нашей ра-
боты, дающие возможность 06-
суждать. не столько = творческий,
сколько организационный опыт пос-
ледних месяцев, потому что творче-
ского опыта новых спектаклей и
пьес еще почти нет. Театры и драма-
турги, а может быть и Комитет по
делам искусств еще недостаточно
серьезно оценивают положение с pe-
пертуаром в наших театрах. Сущест-
венно, однако, хотя бы то, что из по-
ры взаимных восхвалений и взаим-
ных порицаний мы пришли к твердо-
му сознанию того, что ответствен-
ность за театр в равной мере несут и
театры, и драматурги.

Все, что я буду говорить, в. равчой
мере относится и к режиссерам, и к
актерам, и к драматургам. Я думаю,
что образы, которые сейчас должны
притти на сцену, требуют более тэнч-
кого, глубокого и ответственного ма-
стерства, чем мастерство, каким сей-
час театр обладает. Речь идет не
только о перестройке репертуарз,
речь идет о творческой перестройке
театра в целом. Сюда входит и чрез-
вычайно серьезное и глубокое отнэ-

\ шение к актерскому исполнению, к

актерскому мастерству.

За последние годы в театре и дра-
матургии установились закрепленные
и твердые театральные маски. Вместо
отмененных амплуа старого театра по-
явились новые. Их театральный

: смыел закрыл от актеров и драматур-

гов подлинный смысл и значение жи-

: деятельности.

°

П. Маркова

>

чайно интересно было прочитать пье-
су Овечкина. Она не закончена, и я не
знаю, к каким результатам придет ав-
тор в итоге. Но в ней чрезвычайно
интересно глубокое знание колхозной
жизни.

Здесь я подхожу к тому,
составляет особый интерес
чительность образов новых,
ских людей и что составит новую
природу нашей советской пьесы,
Важно понять, что в советском госу-
дарстве профессия и личность слива-
ются в одно целое, что пафос прэ-
фессии есть пафос отношения к жяз-
ни, что мораль и политика неотрыз-
ны, что они существуют не в каче-
стве параллельных, а напротив, ве-
раз’единяемых рядов.

А. Крон в «Глубокой разведке» и
в «Офицере флота» показал единство
личности в этой ежедневной отдаче
себя своему долгу, в пафосе своей -
Это большая задача —
для актера, где нельзя играть от-.
дельно быт и лирику, где отдельные _
стороны человеческой личности свя-
заны в тесном единстве.

что
и зна-
совет-

„Когда мы говорим о героях пьесе
Крона, героях пьесы Чирскова «Побе-
дители», о тех образах, которые но-
явились в пьесе Сурова «Далеко от
Сталинграда», для нас принципиаль-

но важна Линия единства этих o6pa-
зов в их личном и общественном, В
их моральных и политических взгля-
дах.

Не случайно пьесы так называемой
«военной» тематики резко изменили
свой характер. Вместо описательного
рассказа о внешних «событиях» или
происшествиях, они стали повестью о
людях, об их философии. Драмату?-

вых, реальных людей, которых эти   ГИЯ переходит в «Победителях» и в

маски будто бы предназначены изоб-
ражать

цьесах и на сцене новый штами и но-

Мы приучились встречёть в   ЛОСОфскому осмыслению войны.

пьесе Симонова «Дни и ночи» к фи-
НПя-

сателей H30-

вдохновляет желание

вое амплуа театрального социального   бРазить опыт войны и сделать ясной

героя.
зом секретаря райкома,  кото-
рый представлял собою не столько
живой образ, сколько отвлеченную
«функцию». Это утверждение но-
вых штампов, новых  трафаретов
происходило и от отсутствия высокой
идейной насыщенности и от невнима-
ния к жизни, и от забвения того, что
на сцене должны существовать пол-
линная страсть, подлинная жизнь,
подлинный ОГОНЬ.

Внимание к жизни должно неиз-
бежно одновременно обозначать обэ-
гащение и рост актерского мастер-
ства. Однако изучение отдельных ку-
сков жизни вне широкого охвата ху-
дожником современности недостаточ-
но. Изучение отдельных маленьких
участков жизни ничего не даст акге-
ру, если он не видит целого. Толь-
ко расширяя весь свой жизненный :5-
циальный опыт, он сумеет изучать
жизнь с необходимой проницательнэ-
стью и подняться до высокого идей-
ного обобщения, сумеет в частных
сценах отразить то; чем живет BCH
страна, то, что составляет пафос на-
шей современности.

Даже в самых хороших произведс-
ниях мы нередко видим такое толко-
вание жанровых фигур, которое неиз-
бежно ведет актера и театр к изобра-
жению людей в качестве занимателъ-
ных «чудаков». Разве мы не привык-
ли к этим сценическим чудакам-крас-
ноармейцам, рассеянным профессорам,
внешне занимательным, а на самом
деле пустым, не отвечающим действи-
тельности, образам. В конечном ито-
ге зерном образа становилось «чула-
чество», а не то подлинно-человече-
ское, что нас может по-настоящему
волновать. Как часто выдуманный
сценический трафарет ситуации под-
меняет жизнь. В своих интересных и
значительных пьесах Михаил Свет-
лов, Маргарита Алигер, желая рас-
крыть поэтическую сторону жизни,
внезапно пользуются старыми трафа-
ретными приемами «сна», тем самым
отказываясь в этих случаях раскрыть
свой намерения через живой поэтиче-
ский образ,

Нужно внимание к жизни и ее
верное отображение, тогда драматург
поставит театру новую и трудную за-
дачу, без которой театр двигаться
вперед не может. Не потому ли тах
заинтересовались театры «Молодой
гвардией» Фадеева? Совершенно не
удивительно появление такого коли-
чества инсценировок этой вещи, По-
весть с крайним трудом полдается
драматизации, но в «Молодой гвар-
дии» каждый читатель почувствовал
дыхание жизни, высокую мораль и па-
фос нашей действительности.

Не отсюда ли возник интерес к
беллетристике, не отсюда ли инте-
рес к тому, что принесли Симонов,
Овечкин, Калинин, Осипов и др.? Для
нас важен весь внутренний опыт этих
авторов перед войной и во время вой-
ны, помогающий осмыслить их инте-
ресные и глубокие наблюдения.

Не отсюда ли внимание к молодым
авторам, которые должны внести свое
свежее знание, увиденное глазами ча:
шего современника, пусть молодое и
неопытное, но способное побудить тс-
атры к новым творческим поискам?

Я глубоко уважаю Леонова, Крона,
Погодина — драматургов, ставящих
трудные задачи театру. Мне чрезвы-

века нашей

а оц

ple heereemnirnnnianstineseenttienenlnnas

a ——кщ—щ——ж—

tw

Мы часто мирились c oGpa-   OCHOBHY!I0 великую этическую и сэ-

: циальную цель, которая стоит перед.
г нашим народом.

Работа над созданием образа чело-

современности сложна,
Раскрыть образ современника — зна-

чит найти ту простоту, которая не бу- ^
  дет простоватой, найти ту возвышез-

ность, которая не будет декламацией,
найти тот пафос, который не будет
трафаретом. Опыты, сделанные
Ю. Завадским в «Бранденбургских во-
ротах», А. Лобановым в «Старых дру-
зьях», Художественным театром в
«Офицере флота», «Глубокой развел-
ке», чрезвычайно важны, потому что
они направлены по пути ломки актер-
ских профессиональных штампов ради
раскрытия сложного и большего об-
раза нашего современника.

Речь идет об углубленной, сжатой,
строгой характеристике образа, кото-
рая должна быть лишена дешевьх
театральных трюков, часто заслоняю-
ших от зрителя подлинную действв-
тельность, Я думаю, что здесь и теат-
ры, и`авторы должны будут притти к
единым точкам зрения, хотя я не по-
лагаю, что работа театров с авторами
есть работа спокойная и тихая. Я ду-
маю, что работа с. авторами требует
чрезвычайно различных и сложных
подходов. Она мне несколько напо-
минает работу режиссера с актерами,
В конце концов, не так ли должен
подходить режиссер к авторам, как
OH подходит к актэрам? Здесь может
быть и очень большая внутренняя
дружба, когда тема пьесы будет ро-
ждаться во взаимных разговорах.
Здесь может быть и подсказ со сто-
роны театра на определенную тему,
помогающий раскрыться опыту дра-
матурга. Может быть творческий пэд-
сказ, но не творческое насилие. Мо-
жет быть технический совет, но на
навязывание автору своих законов.

Мне кажется, что сложность эгих
взаимоотношений заключается в сле-
дующем. Театру важнее всего глубо-
кое миросозерцание и миросшущение
автора, которое оплодотворит театр.
А для автора опаснее всего навязы-
вание ему со стороны театра привыч-
ных театрально-технических приемэв,
которые могут разрушить нарождаю-
щийся стиль и мироощущение автора.
которые могут итти в разрез с его
авторскими приемами, ибо каждый
подлинно сильный автор несет в себе
свое понятие о драматургии.

Здесь должно быть  проявлено
очень серьезное, большое, гибкое вни-
мание и такт, Мне кажется, что толь-
ко при взаимной ответственности те-
атра и драматурга, при общем жела-
нии найти смелый, свежий, по-настоя-
щему внимательный подход к жизни,
когда будут отброшены в сторону во-
просы привычной технологии и при-
вычного профессионализма, когда
большой внутренний опыт художни-
ка-актера и драматурга будет сли-
ваться в едином образе, когда смысл
того, во имя чего создается еди-
ничный спектакль, будет подчинен
высокому смыслу и высокому значе-
нию того огромного движения, кото-
рым идет вперед наша страна к пэ-
строению коммунизма,—только тогда
мы ответим на требования. котозые
к художникам сцены  пред’являет
страна.

Это очень трудная. очень ответет-
венная, в самом своем существе глу-
боко радостная работа.