ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ А. ВАСАДЗЕ   A3 Bb

Учитывая ошибки прошлого, работ-
инки искусств Грузии приняли в по-
следние месяцы меры для улучшения
качества постановок современных
пьес, привлекли к участию в них луч-
ших передовых режиссеров и арти-
стов наших театров. В репертуар те-
атра им. Руставели включены новые
драматические произведения, перезе-
денные с русского языка, Готовятся
к постановке пьесы Б. Чирскова «По-

бедители» и Б. Лавренева «За тех,
кто в море!». В спектаклях заняты
опытнейшие артисты театра,  поста-

новка пьес поручена талантливым ре-
жиссерам Челидзе и Д. Алексидзе.

Нельзя не отметить, что пьесы, ко-
торые стали этапными в творче-
ской жизни нашего театра, были соз-
даны в результате тесной совместной
работы театра с драматургом. Я имею
в виду знакомые широкому зрителю
цьесы «Анзор» С. Шаншиашвили (по
«Бронепоезду» Иванова), «Мз искрыъ
Шалва Дадиани, «Арсен» С. Шан-
шиашвили, «Поколение героев»
С. Клдиашвили, «Альказар» Г. Мди-
вани и другие оригинальные драмы и
комедии, которые шли и идут на сце-
не нашего театра.

Все эти произведения были созда-
ны в процессе совместной работы те-
атра с автором. По принятии той или
иной темы пьесы, театр намечал и
выделял из своен среды режиссеря-
постановшика, давал ему задание ра-
ботать с тем или иным драматургом.

Вполне оправдала себя работа те-
атра с драматургом и при создании
пьесы «Поколение героев». Театр
прикрепил к автору С. Клдиашвили
режиссера-консультанта, командиро-
вал их обоих в Колхиду для изучения
жизни людей, которые работали над
осушением Колхидской низменности.
Так в совместной повседневной ра-
боте была создана пьеса, отражаю-
шая героический труд рабочих
Грузии и ее технической интеллиген-
ции. Театр откликнулся на славную
борьбу испанского нагода против фа*
шистов пьесой Г. Млдивани «Алькз-
зар», также созданной автором прч
близком участии и консультации те-
атра.

Метод согласованной работы театра
с драматургом помог развитию  ори-
гинальной грузинской советской дра-
матургии. Но к сожалению, в послед-

ние годы в театрах Грузии (в частно-
сти и в Театре им. Руставели) этот
метод оказался забытым.

Наш театр. и наши драматурги в
настоящее время стоят перед ответ-
ственной и благородной задачей 573-

Наше совещание, посвяшенное во-
просам репертуара и совместной
творческой работе драматургов с те-
  атрами, происходит в тот период, ког-
да сделаны лишь первые шаги по
реализации исторического постанов-

дания репертуара на актуальные, со-   ления Центрального Комитета нашей
временные темы. Для успешного ре-   партии.

шения этой задачи необходямо ис- После опубликования решения ИК
пользовать тот опыт, о котором я гэ-   ВКП(б) многие театры наряду с очи:

ворнл выше. щением репертуара от безидейчых и

Практика совместной работы дра-   ПОШлых произведений поставили но-
матурга с творческим коллеклизом   ВЫ@ спектакли на современные темы.
театра выдумана не нами. (Наши   ЭТО в первую очередь относится к те-
классики - драматурги чисали свои   аТРам периферии Новые пъесы драма-
пьесы в содружестве с актерами, тургов Б. Лавренева, Б. Чирскова,

В. Соловьева, Л. Малюгина, А. Суро-

Наша цель — оживить эту славную   ва, М. Алигер заслуженно ° нашли
тталииню в творческой жизне тсат-   широкое распространение. Постанозка
рев Грузии. Недавно молодой драмз- г этих пьес в болышинстве своем ока-
тург А Самеония сообщил о своем на- залась большой удачей творческих
MereHHR написать пьесу о гер..1е- : коллективов.
ском труде технической антеллиген-   Вместе с этим необходимо указать,
ции, занятой на строительстве метал-   что московские театры очень медлен-

лургического завода Закавказья. Те-
ма интересная, весьма актуальная.
Она была одобрена тезтром. Мы оз-
ботаем в полном контакте с автором.
Драматург Дарасели, азтор пьесы
«Киквидзе», сообщил театру о точ,
что он пишет пьесу об эбээзоне Кав-
каза. К драматургу в чачестве кон-
сультанта прикреплен А. Xopasa.
Драматург К. Каладзе работает над
пьесой о советской мололежи. О дру-
жбе народов пишет пьесу писатель
Д. Касрадзе. О труде коллектива.
занятого на строительстве Кутаис-
ского автомобильного завода, пишет
драматург С. Клдиашвили.

Нельзя забывать; что мастерство
наших режиссеров и актеров подня-
лось на более высокую ступень
развития только тогда, когда на под-
мостках грузинского театра появилась
советская оригинальная драматургия.
Такие замечательные спектакли, как
«Анзоо> С. Шаншиашвили, «В самое
сердце» Ш. Дадиани, «Кваркваре ту-
табери» П. Какабадзе, дали право
грузинскому театру занять достойное
место в ряду лучших театров Союза.

Мы знаем, что великая энергия рож-
дается лишь для великой цели. Нуж-
но ожидать, что великие цели, поста-
вленные ныне перед нами театраль-
ными работниками и драматургами,
вызовут к жизни, к действию и ве-
ликую творческую энергию.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ Г. ЮРЫ

Для нас, старых работников укра-  ворим сегодня мы. Речь идет о глав-

инского советского театра, людей,
создавших этот театр в годы рево-
люции и гражданской войны, особен-
но очевидно, как велика роль совет-
ской драматургии в развитни и фор-
мирозании нашей театральной куль-
туры. Советская пьеса была, попро-
сту говоря, смыслом нашегс суще-
стзования, сущностью нашей  дея-
тельности. Это со всей очевидностью
подтверждает истооия украичского
советского театра, это подтверждает
и 26-летний опыт Теагра им. Ивана
Франко.

Когда появились первые драмы и
комечии советских писателей, мы пе
только изучали их с живейшим ин-
уересом, во-и находили возможность
реализовать на сцене своего театра
все лучшее, живое, идейно-здорово
H жизнеутверждающее. :

Крупнейшими событиями в жизни
Тентра им. Франко, как и десятков
других украинских театров, были но-
становки «Мятежа» по Д. Фурмано-
ву, «Бронепоезда» В. Иванова, «Лю
бови Яровой» К. Тренева, ber
В. Вишневского, Погодвча.
А. Афиногенова, А. Крона и многих
других советских драматургов.

Современная пьеса в течение многих
лег кеизменно была нашим боевым
оружием. Постановка лучших произ-
ведений советской драматургии нано-
сила сильнейшие, убийственные уда-
ры по вредным и антинародным «иде.
ям»  нанионалистических деятелей
театра.

Любовно и неустанно растили мы
кадры украинской советской драмз-
тургии. Именно в период первых двух
пятилеток, в годы, когда Укранна
превращается в крупную индустри-
альную страну, в страну сплошной
коллективизации, все чаще и чаше
на сцене нашего театра идут пьесы
А. Корнейчука, Л. Первомайского,
И. Кочерги, С. Голованивского. Эти
непохожие друг на друга художники
помогли украинскому театру стать
активнейшим пропагандистом идей со-
циализма. Однако, в Последнее время
театры Украины допустили много
ошибок в своей репертуарной полити-
ке,

Решение ЦК ВКП(б) о репертуаре
театров всколыхнуло самые широкие
круги театральных работников Укра-
ины, Ведь не о мелких, частных прэ-
махах идет речь в этом постановле-
нии. Не о случайном недосмотре го-

ном, решающем в жизни художника.
Речь идет о месте театра и его ма-
cTepoB в пропаганде передовых
идей советского государства. Речь
идет о борьбе против безидейности,
против обывательского прозябания в
искусстве, о жизни, наполненной до
краев исканиями нозого и Высоким
гражданскиьм пафосом.

не может быть
робкой гостьей в театре. Она не
может притти тихо, неприметно н
свернуться клубочком среди старых
классических декораций. Голос co-
временности — могучий, громкий. Ее
герои — деятельные, активные, н®-
утомимые люди. Они, в особенности
за кулисами украинского театта, за-
хотят выколотить пуды этнографиче-
ской и псевдоклассической пыли,
собравшейся там, и очистить сцену
от всяческой ветоши.

К сожалению, многие писатели, кэ-
торые могли бы принести украинско-
му театру несомненную пользу, в те-
чение долгого времени не пишут для
театра. Давно уже не пишет пьес
Юрий Смолич, автор нескольких хо-
роших пьес, отлично знающий сцеяу.
Молчит, потерпев некоторую неуда-
чу, Юрий Яновский—художник яр-
кий и самобытный. И. Кочерга, напи-
савший в прошлом году пьесу на из-
торическую тему «Ярослав Мудрый»,
давно уже не писал о советской дей-
ствительности.

Если бы мы, работники театров,
были настойчивыми и гостеприимны-
ми, оперативными и подвижными,
Первомайский и Смолич, Яновский и
Кочерга пришли бы к нам с новыми,
хорошими пьесами.

Сценическое воплощение 4—5 со-
ветских пьес в году будет самым
действенным - стимулом, активизиру-
ющим творчество украинских драма-
тургов.

Одной из наших обязанностей мы
считаем неустанные поиски молодых
начинающих авторов, обнаруживаю-
щих одаренность и знание жизни, Мы
считаем всякий театральный сезон,
прошедший без появления новых
имен, неполноценным.

Талантливый советский народ хра-
нит в своих глубинах огромные, еше
не раскрывшиеся до конца дарования
и возможности. Мы должны сделать
все, чтобы поставить их на службу
коммунизму и выше поднять знамя
передового советского театра.

Современность

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И. БЕРСЕНЕВА

Мне хочется рассказать © работе
Московского театра им. Леничского
комсомола с драматургами. Наша
встреча с К. Симоновым шесть лет
тому назад и весь опыт работы теат-
ра привели нас к твердому убежде-
нию, что единственный способ, един-
ственная возможность обеспечить
себя репертуаром — это отыскание
своего собственного драматурга и
тесный творческий контакт с ним.

Постоянная связь с Молодым дра-
матургом, вера в его силы, а, если
нужно, и умение бороться за его
пьесу и за него самого (первая пье-
са не всегда бывает совершенной) —
залог творческой дружбы театра и
драматурга.

Вспоминаю первую встречу е К.
Симоновым. который пришел к нам
с пьесой «История одной любви» —
пьесой бытовой, несовершенной, ко-
торая во многом нас не удовлетво-
ряла. Театр, однако, старался во что
бы то ни стало исправить ее и до-
биться осуществления спектакля Ее-
ли бы первая пьеса Симонова—пусть
несовершенная, пусть слабая — не
осуществилась на сцене, —нэизвест-
но, как бы он дальше рос как драма-
тург и какие бы взаимоотношения У
нас были, Но стоило осуществить пер-
вый спектакль, стоило появиться
премьере, как Симонов, с присущей
ему необычайной энергией и волей,
приступил к созданию той пьесы, ко-
торая для нашего театра, Театра им.
Ленинского комсомола, была совер-
шенно необходимой—пьесы о моло-
дом человеке нашей эпохи, о парне из
нашего города. Так будущая пьеса
рождалась на первых спектаклях
только что поставленной пьесы «Ис-
тория одной любви», Тему бытовую,
узкс семейную  вытеснила тема
большого, широкого  обществен-
ного значения в ньесе «Парень из на-
шего города>. Этот спектакль был
не только важен нам в тот момент,

он пережил свою вторую молодость
во время Отечественной войны.

И вот эта продолжающаяся твор-
ческая связь драматурга с театром
привела к тому, что из 7 пьес, кото-
рые были написаны Сималовым,
4 уже поставлены, а пятая («Русский
вопрос») только что нанисана, и сей-
час мы приступаем к работе над неи.

В процессе нашей совместной ра-
боты рос не только драматург, но
и театр. Такой контакт, такая сов-
местная работа были для театра
совершенно необходимы, ибо ‹мы
всегда имели возможность  разре-
шать волнующие нас вопросы сов-
местно с драматургом, знающим
жизнь нашего театра.

Театру было совершенно необхо-
димо к 25-летию комсомола поста-
вить пьесу о комсомоле. Мы обра-
тились к Б. Горбатову, зная, что ему
близка эта тема. Мы уговорили его
(ло этого никогда не выступавшего
в качестве драматурга) написать пье-
су и, работая с ним, имели возмож-
ность подготовить спектакль
«Юность отцов». В результате твор-
ческой дружбы с Б. Горбатовым, наш
театр имеет теперь законченную пье-
су «Закон зимовки».

Несколько лет тому назад нами
была задумана пьеса O молодом
Ленине. В это же время театр начал
переговоры, а затем и работу с И.
Поповым над интересующей театр
темой. Пьеса подвергалась целому
ряду изменений. Сложность темы по-
родила немало трудностей, но Ha-
стойчивая работа с драматургом
привела к тому. что пьеса закончена
и включается в репертуар 1946—47
года.

Если театр работает одновременно
с целой группой писателей, с целой
группой драматургов, то можно быть
уверенным, что он обеспечит себя не-
обхэдимым репертуаром.

но перестраивают свою работу. За
исключением — двух-трех театров
творческие коллективы Москвы до
сих пор не показали своих новых
спектаклей. Это нельзя об’яснить тем,
что столичные театры работают 63-
лее серьезно и углубленно над по-
станозками пьес, чем периферийные
театры. Ведь могли же театры Ле-
нинграда подготовить к. Октябрьской
годовщине несколько
спектаклей. Театр им. Пушкина, на-
пример, выпустил талантлизую поста-

интересных

темы, из них более или менее удов-
летворительна лишь одна. Но руково-
дители республиканских театров и
Управление по делам искусств Уз-
бекской ССР не организовали ва-
стоящей работы с драматургами, не
принимают нужных мер к созданию
репертуара на современные советские
темы.

Крупнейшие недостатки в деле со-
здания нового репертуара имеют ме-
сто и на Украине. Мы злесь слыша-
ли интересный и содержательный до-
клад Г. П. Юры о работе украинских
театров в прошлом. Однако о тепе-
решней деятельности Театра им.
Франко в области подготовки совре-
менного репертуара мы узнали очень
мало. Оказывается, что Театр им.
Франко до сих пор установил твор-
ческий контакт лишь с двумя укра-
ннскими драматургами—с Голованив-
ским и Дмитерко; такой характер ра-
боты с лраматургами нас уловлетво-
рить пока не может. В самом деле,
на Украине основную роль в подго-
товке нового’ репертуара должны
сыграть Киевский театр им. Франко
и Харьковский театр им. Шевченко,
и, если эти театры Плохо связаны с
драматургами, то мы не можем ожи-
дать серьезных успехов в улучше-
нии репертуара украинских тсатров.

Необходимо понять, что на веду-
  щие театры наших национальных рёс-
публик возложены болыние и ответ-

идет всего 3 пьесы на современные

новку «Победители» Б. Чирскова, по-
лучившую уже хорошую оценку в пе-
чати.

Московские же театры не сумели
поставить еще и тех пьес, которые
были написаны до опубликования по-
становления ПК ВКП(б). Пьеса «За
тех, кто в море!» Б. Лавренева, «До-
рога победы» В. Соловьева, «Победи-
тели» Б. Чирскова известны театрам
уже давно, но мы их до сих пор не
видим на сцене московских театров.
Целый ряд творческих коллективов
Москвы работает очень вяло. Камер-
ный театр до сих пор не выпустил
нового спектакля и неизвестно. когла
выпустит его. Театр им. Моссовета
уже несколько месяцев работает над
пьесой А. Сафрочова, однако и сей-
час еще неизвестны окончательные
сроки выпуска спектакля. Театр им.
Ермоловой весной показал спектакль
«Далеко от Сталинграда» и с тех пор
не знает, что делать. Театр сатиры
возобновлением старой пьесы В. Ка-
таева «Время, вперед!» и все еще. ке
добился нужных результатов. Это
свидетельствует о том, что руководи-
тели ряда театров не принимали дей-
ственных мер для творческой пере-
стройки театров. При этом, естест-
венно, никто не хочет, чтобы театпы
поспешно и кое-как создавали спек-

такли. Новые постановки должны
быть высококачественными в идей-
ном и художественном отношении.

Но мы не можем мириться с тем, что
московские театры работают без на-
пряжения всех творческих сил, не ис-
пользуя своих огромных возможно-
стей.

Не может не вызвать серьезного
беспокойства то обстоятельство, что
некоторые театры еще не имеют пьес
на советские темы. Это относится
прежде всего к тзатрам некоторых на-
ших национальных республик, в 0Со-
бенности к театрам Узбекистана. По
всем театрам збекистана сейчас

Всесоюзное совещание театральных
деятелей и драматургов открылось
кратким вступительным словом поел-
седателя Комитета по делам искусств
при Совете Министров СССР т. Храп-
ченко. Собравшиеся делегаты заслу-
пгали доклады начальника Главного
управления театров Комитета Ю. Ка-
лашникова, К. Симонова и П. Марко-
ва; а также сообщение художествен-
пых руководителей театров И. Берее-
нева, Г. Юрыи А. Васадзе о сов-
местной работе театров с драматур-
гами.

Прения начались  выступленнем
драматурга Г. Мдивани. Говоря о не-
  достатках в работе театров, т. Мли:
вани отметил неумение воплотить на
сцене образ современного героя, про-

исходящее у некоторых режиссеров и

актеров от недостаточного знания
жизни. — Мы видим сейчас, — ска-
зал т. Мдивани, — что многие театры

ставят или принимают к постановке
одни и те же пьесы, независимо ог
того, совпадает или нет творческий
метод драматурга и данного театра.
Это является одной из причин одно-
образия репертуара театров.

Г. Мдивани высказал свое глубокое
убеждение о полезности и необходи-
мости совместной работы драматурга
и театра. Художественный руководи-
тель Центрального театра транспор-
та Н. Петров говорил о том, что рабо-
та над современным спектаклем мо-
жет быть успешной лишь тогда, ког-
да выбор пьесы продиктован страст-
ным желанием художника ее поста-
ВИТЬ.

— Перед нами, руководителями те-
атров, — говорит т. Петров, — стоит
задача воспитать. в коллективе лю-
бовь к современной советской пьесе.
В этом залог нашей будущей успеш.
ной работы.

Драматург В. Соловьев, говоря с
совместной работе театра и драма-
турга, полемизировал с Г. Мдивани,
утверждая, что работа режиссера и
актеров над пьесой должна начинать-
ся только тогда, когда автор считает
свое произведение полностью закон-
ченным.

Тов. Даугуветис (Вильнюс) расска-
зал совещанию о репертуаре литов-
ских театров. В столице Литвы по-
ставлены «Русские люди» К, Симоно-
ва, «Беспокойная старость» Б. Рах-
манова, «Враги» М. Горького. Тов.
Даугуветис рассказывает о работе по
созданию оригинальной литовской
драматургии. В настоящее время
пьесы пишут многие литовские про-
заики и поэты, которые работают в
тесном контакте с театральными дея-
телями.

А. Корнейчук говорит об исключи.
тельном значении постановления
ЦК ВКП(б) от 96 августа, как про-
граммы дальнейшей деятельности ра-
ботников театрального искусства.

—Мы должны, — говорит т, Кор-
нейчук, — средствами искусства вос-
питывать нашу советскую молодежь,
чтобы она была бесстрашной, чтобы
она была достойна великой родины!
Ведь пройдет 10—15 лет, и сегодняш-
ние юнцы станут активными деяте
лями нашего государства. Эти моло.
дые люди, которым сегодня 14 лег,
не получили той закалки, какую об-

ственные задачи. Скажем, Театр им.
Руставели и Театр им. Марджани-
швили в Грузий, Театр им. Азизбе-
кова в Азербайджане лолжны созда-
вать репертуар, который затем будет
использован во всех театрах реснуб-
лики. Но ведущие театры союзных
республик еще не выполняют в пол-
ной. мере своих: задач. В своих вы-
ступлениях начальник Управления
mo делам искусств Азербайджанской
ССР т. Рахимов. и начальник Управ-
ления по делам искусств Армянской
ССР т. Вартанян ограничились по
преимуществу общими декларациями,
не рассказали о’ состоянии репертуа-
ра и конкретных мерах по его улуч-
шению. t

Для всех очевидно, однако, что
многие крупные театры страны про-
вели уже серьезную работу по при-
влечению драматургов, прозаиков и
поэтов к совместной работе по созда-
нию репертуара. Указание ЦК
BKIT(6) — перенести центр тяжести
этой работы в театры — сейчас реа-
лизуется. И мы ‘уже не слышали на
этом совещании тех ставших привыч-
ными споров между драматургами и
театрами, которые велись раньше.
Это и хорошо, и плохо. Хорошо по-
тому, что отсутствие споров свиде-
‘тельствует об определенных резуль-
татах в установлении творческой
связи между театрами и драматурга-
ми. Плохо это потому, что имеется
опасность взаимных амнистий: дра-
матурги довольны, Что они сейчас
связаны с театрами, а. театры доволь-
ны, что к ним пришли драматурги.
Такая обстановка вызывает мирные,
благодушные настроения.

Взаимная амнистия, если она ста-
нет реальным фактом, окажет край-
не вредное влияние на дальнейшее
развитие нашего тёатра, ибо совер-
шенно очевидно, что без. взаимной
требовательности, , без принципиаль-
ных, деловых, творческих споров И
дискуссий нам не создать большого

Дневнин

рело ‘старшее поколение или то по-
коление, которое прошло через Отс-
чественную войну. Воспитать их —
огромнейшая, почетная задача.

Останавливаясь на вопросах рабо-
ты драматурга с театром, т. Корней-
чук говорит:

— Я абсолютно не согласен с точ-
кой зрения В. Соловьева. Я написал
не одну пьесу и всегда работал с те-
‚атром, с режиссером. Я всегда буду
благодарен моим. чутким товарищам,
работникам театра, которые оказали
мне, как драматургу, большую по-
мощь. ‘

Председатель Комитета по делам
нскусств при Совете
РСФСР т. Беспалов говорил об ор-
ганизаторской и творческой работе.
проделанной за последнее время в те-
атрах. Репертуар театров значительна
улучшился. Театры’ уже показали и
репетируют лучшие из современных
советских пьес. В спектаклях, по-
ставленных талантливыми  режиссе-
рами и оформленных крупными худо-
жниками, заняты ведущие актеры.
Тов. Беспалов считает такие спектак-
au, Kak «Crappie друзья» в Горьком,
«За тех, кто в’море!» в Калинине,
«Офицер флота» в Ярославле удача-
ми периферийного театра. Но есть
еще театральные работники, которые
остаются на прежних позициях. Так.
художественный руководитель Свер-
дловского драматического театра
т. Брилль, несмотря на неоднократные
напоминания. до сих пор не приступил
к постановке современного спектакля.
Резкой критике’ подвергает т. Бес-
палов работу Саратовского государ-
ственного театра. В результате пос-
пешности и небрежности постановиги-
ка спектакль «За тех, кто в море!»
оказался творческим провалом этого
театра. Неудачно поставлена также
«Дорога победы» В. Соловьева в Ка-
зани.

Тов. Юхнович (ЦК ВЛКСМ) гово-
рил в своем выступлении о тех тре-
бованиях, которые пред’являет совет-
ская молодежь к театральному ис-
кусству.

Многомиллионные массы зрителей
и читателей, особенно молодые зри-
тели и читатели, восприняли рен:е-
ния ЦК ВКП(б) с глубоким сочувст-
вием и интересом. Во многих городах
и районах страны состоялись много-
численные собрания комсомольцев и
молодежи, обсуждавшие постановле-
ния И доклад товарища Жданова о
журналах «Звезда» и «Ленинград».
На собраниях молодые граждане Со-
ветского Союза говорили, в частности,
и.о том, чего ждет советская моло-
дежь от театров и драматургов. Мо-
лодежь с полным нравом требует та-
ких произведений искусства, кото-
рые активно содействуют делу ком-
мунистического воспитания. Моло-
дежь ждет пьес на темы, связанные с
героическим прошлым, настоящим и
будущим нашего народа, проникнутые
пафосом труда и познания мира. Те-
атры юного зрителя и детские теат-
ры, в том числе и московские, пока
еше лишь частично отвечают на эти

требования.

В речи т. Рахимова (Баку) была
сжато изложена история советской
драматургии в Азербайджане. Tos.

СТУПЛЕНИЯ М ХРАПЧЕНКО

искусства. И прозвучавшие на сове-, повторяют уже много раз сказанное,   роль игралась любым крупным зкте?
щании ноты благодушия меня серьез-   причем часто не виденное и изучен-  ром театра, если он подходит для
но беспокоят. ное в жизни, а выдуманное. Особен-   исполнения этой роли. Местнические

Правда, был спор о том, что значит   Но Часто это случается в комедии. споры должны прекратиться, они
«совместная работа» театра и драма- Сейчас некоторые драматургн бе-  вредным образом сказываются на
турга. Были высказаны две крайне   РУТ темы, которые лежат как бы ря-  творческой работе театра.
противоположные точки зрения. Од-  Дм, бок-о-бок с драматургом. Широ- Здесь говорили о драматургиче-
на точка зрения В, Соловьева, кото- КУЮ популярность сейчас получает в   ских штампах. Но еще в большей ме-
драматургии тема научной интелли-   ре можно говорить о штампах актер-

рый говорил, что театр никакой ра-/
боты с драматургом зести не должен. Генции. Научная интеллигенция в на-   ских.

И другая точка зрения А. Васад.   Шей стране играет огромную роль. и Для того, чтобы создать новый об-
зе, что театры должны быть тес.   ХОРОШО, что драматурги решают эту   раз, надо много работать, а некото-
нейшим образом связаны с драма-   ТЕМУ. Но когда знакомишься с неко.   рые наши актеры считают, что OHH

торыми новыми пьесами, видишь, что
тема раскрывается в них по установи:   накопили раньше, Но как известно, в
вшемуся шаблону. карете прошлого далеко не уедешь.
Но разве помимо темы о научной А у нас немало охотников ездить в
интеллигенции у нас мало жизненных   карете прошлого. Задача художест-
явлений, которые заслуживают вни- венных руководителей — преодолеть
мания драматургов? Огромное ксли+, эту инерцию у отдельных  актерсв.
чество. Возьмите такую тему: приход   Необходимо понять, что без преодо-
человека из армии, скажем — во3-  ления штампов, без приложения
: вращение командира, Он за время большого труда, без болыних иска-

тургами, связаны в такой мере что  могут жить на те проценты, которые

режиссер должен выступать в каче-
стве соавтора пьесы.

Я думаю, что обе эти точки зрения
неверны. Театр, несомненно, может и
должен оказать серьезную _ творче-
скую помощь драматургу. Что пло-,
хого в ТОМ, Что театр и драматург,
вместе обсудят замысел пьесы, Te
или иные ее образы до создания пье-

‘Министров !

сы. В процессе работы над произве-
дением и после его окончания театр
сможет помочь драматургу в совер-
шенствовании пьесы, Но совершенно’
очевидно и то, что автором пьесы, ее
творцом должен быть драматург. В
последнее время некоторые  драма-
турги приходят в театр с сырым ма-
териалом и говорят: «давайте, дора-
ботаем». А между тем, нередко до-
рабатывать нечего, ибо по существу
пьеса еще не начиналась. ИМ если
наши театры станут работать не с
драматургом, а за драматурга, то, ко-
нечно, большого искусства и боль-
шой драматургии мы не создадим. А
сейчас речь идет именно о создании
большой драматургии, ибо всем оче-
видно, что создать настоящее искус-
ство на основе низкокачественного
драматургического материала — те-
атр не сможет. Совместная творче-
ская работа театров и драматургов’
должна максимально содействовать
выполнению этой задачи. Театры
должны создать атмосферу, в кото-
POH рождалась бы большая драма-
тургия, должны создать обстановку,
в которой драматург мог бы расти.
Содружество театра и драматурга ие
должно быть подменено  соавторет-
вом. Соавторство не приведет к
большим творческим результатам.

войны приобрел огромный опыт, на- ‚ний, мы не создадим больших, глубо-
учился руководить людьми и прихо-:ко правдивых и волнующих спектак-
дит на завод либо в деревню © лей.

большим запасом новых знаний и Вопрос о театральной критике был
умения, организационного опыта. ко-  на совещании предметом оживленной

Необходимо различать, конечно, дра-
матургов начинающих, молодых, и
зрелых, сложившихся писателей. Мо-
лодые . драматурги нуждаются в
болыней помощи и советах театра.

Создавая произведения для сцен.
драматурги не могут отраничивать-
ся иллюстрацией общеизвестных по-!
ложений. Народ ждет от них не из-
ложения прописных истин, а изобра-
жения ярких характеров, воссозда-
ния образов подлинных героев. ко-
торых мы еше не видели на сцене.
Всякое произведение искусства —
это свсего рода открытие, ` в ча>
стоящем произведенин искусства дол-
2KHO OBITS что-то новое, ‘что обога-
щало бы зрителей.

Когда знакомишься с пьесами, на-
писанными уже после постановле-
ния ЦК, то резко бросается в глаза
то, что некоторые драматурги рабо-
тают еще по установизшимся штам-
пам. Инерция прошлого довлеет над
ними. Совсем недавно у нас было
много разговоров о пьесах, первые
страницы которых уже дают полное
представление, чем все кончится.
Сейчас мы попрежнему встречаемся

торый он применяет в
мирного труда.

Разве эта тема не представляет ин-
тереса для драматургии?

Таких жизненных проблем можно
назвать десятки, Несомненно, что со-
здание большой драматургии озна-
чает и расширение творческого кгу-
гозора драматурга.

В выступлениях некоторых TOBa-
ришей проскользнула мысль о том,
что нам сейчас важно, чтобы так
или иначе современная жизнь полу-
чила отражение в драматургии.
И не стоит обращать внимания, если
это будет сделано недостаточно глу-
боко. Несомненно, этот взгляд непра-
вилен. Для нас важна не только те-
ма, а художестзенно полноценное
ее воплощение. Постановление Цен-
трального Комитета требует созда-
ния высококачественных  произведе-
вий драматургии и театра. Поэтому
нужно решительно критиковать пози-
ции тех, кто ориентируется на’ несо-
вершенство драматургического ма-
erepersa. Наша цель — создание
образов советских героев, которые
получили бы широкое народное при-
знание. .

В творческой жизни тезтров также
есть ряд недостатков, которые меша-
ют серьезно работать. Для некого.
рых артистов работа над образом ©0-
временного человека неё стала еще
большой внутренней потребностью.
Хотя подавляющее большинство со-
ветских актеров искренне хочет ра-
ботать над ролью советского челове-
ка, мы не можем скрыть и того фак-
та, что косность в артистической
среде еще имеется, особенно B MO7.
ковских театрах. Актер рассчитывает
— даст ли эта роль возможность се-
бя хорошо показать или нет? И если
он не в центре спектакля, то не хо-
чет участвовать в нем. В Театре са
тиры, например, В. Хенкин отказался
работать в одной сезетской пьесе,
говоря: «Ньеса не для меня написана,
и я не буду в ней играть». В. Хенкин
считает, что он только тогда может
работать над образом советского че-
ловека, когда он в спектакле являет-
ся главным, а второстепенвая роль
ему не по душе. Это — неправиль-
ная позиция. Мы должны добиться

с такими пьесами. Ситуация, образы

Рахимов напомнил о пьесах Д, Джа-
‘барлы, М. Ибрагимова, Самеда Вур`
 гуна, Расул Рза, Мехти ` Гусейна и
др., оказавших при всех своих недо-
статках плодотворное влияние на ха-
ректер советского азербайджанского
театра в целом.

— Ныне в репертуар наших теат-
+ ров, — говорит т. Рахимов, — вошли
переведенные на азербайджанский
тязык пьесы «За тех, кто в море!»,
«Старые друзья», «Далеко от Сталнн-
града», «Под каштанами Праги» и др.

Заканчивает пьесу о труде лоб-
лестных нефтяников «Солнечный Ап-
  шерсн» И. Эфендиев. Сулейман Рус-
там посвятил свое новое произведе-

такого положения, чтобы каждая

совещания

матургов, режиссеров, актеров, кри-
тиков — творить, преодолевая все
трудности, связанные с новизной на-
ших задач.

Выступивший затем критик 1.
Юзовский продолжил высказанные т.
Чирсковым мысли о принциниальной
новизне героев нашей современности.
Большим недостатком является из-
вестная пассивность нашего TeaTva.
Мы показываем жизнь, но мы мало
воздействуем на зрителя, не вооду-
тцевляем его. Активное  пропаган-
цистское воздействие должно стать
принципом нашего театра. Тов. Юзов-
ский поддержал т. Малюгина, отме-
тив допущенные К. Симоновым ошиб-
ки в оценке роли театральной крити-
KH.

кие «Сердце Eaxy> героической
  борьбе. бакинцев за дело победы
iB дни войны. Над новыми пъе-
  сами работают Ордубады, М. Гу-
сейн, Э. Мемедханлы. 3. Халил, Ра-
сул Рза, М. Ибрагимов. Тем не ме-
  нее оригинальные пьесы азербайл-
жанских авторов не смогут полно:
стью удовлетворить театры реснуб-
  лики. Нас сейчас волнует вопрос о
ие на азербайджанский язык
  лучших произведений не только рус-
ских драматургов, но и драматургов
других братских республик. Комитэт
по делам искусств, к сожалению, не

знакомит работников национальных
театров Азербайджана с выдающи-
мися произведениями драматургии

других союзных республик.

Л. Малюгин говорил о том, что не-
редко некоторые драматурги отдают
в театр свое произведение прежде
чем высохнут чернила. В театр нно-
гла приносят полуфабрикаты пьес.
Это ведет к созданию нежизнеспосо-
бных произведений, которые быстро
сходят с репертуара.

По поводу высказанных К. Симонэ-
вым взглядов на роль театральной
ou
критики, т. Малюгин сказал:

А. А. Яблочкина (Малый театр) от-
метила. что нередко неправильное по-
нимание методов работы театра с дра-
матургом ведет к тому, что пьесу, в
особенности если это произведение
неискущенного, молодого автора, на-
чинают переделывать все, кому не
лень, — и художественный руководи-
тель, и режиссер, и актеры. При этом
ньеса неизбежно теряет свои достойн-
ства. Надо оградить авторов от по-
лобного грубого вмещательства в их
` творческую работу.

— Я воспитана на классике. — го-
ворит т. Яблочкина, — я современни-
ца Ермоловой, Федотовой, Ленского,
Южина и многих других актеров. пре-
красно передававших на сцене геро-
ику. Мне хотелось бы увидеть, нако-
нец, в нашем театре советскую герои-
ку, ибо наши люди показали в дни
войны необычайный героизм. Театр
этого героизма все еще не отражает и
не об’ясняет.

О репертуаре театров Армении го-
ворил на совещании т. Вартанян, нз:
зальник республиканского упразле-
ния но делам искусств. На сценах Ар-
мении идут современные советские
пьесы: «Монастырское ущелье» Ва-
гаршяна и «Красное ожерелье» Сага-
теляна. Театр им. Сундукяна рабо-
тает сейчас над двумя новыми армян-
скими советскими пьесами: «Серлие

— Сименов соверщенно неправ, ме-
тафорически изображая критика в
идеологическом. бою в виде некоего
‹интенданта», поддерживающего ве-
щевой мешок  писателя-бойца. Го-
ворить так — значит не понимать
роли критики. Критик — такой же
боец, как и писатель. Когда же т. Си-
монов, как он здесь сам рассказал,
предложил одному из критиков пре-
жде, чем написать статью о пьесе
Погодина «Сотворение мира», с’ез-
дить в Сталинград и «изучить мате:
риал», то он тоже допустил ошибку.
Вряд ли критик должен ездить по
всем городам, в которых происходит
действие пьес.

Б. Чирсков говорил о новаторстве,
необхолимом и театру, и драматургу
при освоении новых тем современно-
сти.

— Следует понять, — сказал т.
Чирсков, — что драматург. режиссер,
актер станут подлинными  современ-
ными художниками, только осознав
необходимость ломки норм старой
традиционной эстетики. Надо 0503-
нать всю трудность и всю новизну
задачи воплощения на сцене совре-
менного характера в его жизненной
борьбе.

— Постановление ЦК ВКП(б\, —
продолжает т. Чирсков, — ставит пе-
ред нами отнюдь не одни организаци:
сонные задачи. Оно зовет нас — дра-

«туризму» драматургов
Речь идет о более серьезном процзс-  рищу Сталину.

матери» Кочаряна и «Светлые путн»
Араксмана. Заканчивают свои пъесы
драматурги Саинян, Борян, Кочарян.
Переведены на армянский язык луч:
шие новинки русской советской дра-
матургии.

Художественный руководитель те-
атра им. Моссовета т. Завадский,, го-
воря о необходимости боевой партий-
ности в нашем искусстве, подчерк-

нул, что искусство воздействует на
сознание художественными образами,

и этого нельзя забывать, говоря о

обстановке

дискуссии. И это правильно. Мы не
можем стоять на позиции отрицания
‚роли критики. Всем ясно, что роль
критики чрезвычайно велика. В по-
‘становлении Центрального Комитета
партии о критике сказано очень серь-
езно. Очевидно, что без анализа про-
‚ изведения, без обобщения опыта те-
атра внерел итти нельзя.
Одним из серьезных недостатков
‘является то, что критики нередко
считают себя сторонними наблюдате-
лями, людьми, которые со стороны
‚ взвешивают состояние театра, искус
  ства в целом, отдельных драматургов
ги т. д. Критики, грубо говоря, нрев-
ратились в ряде елучаев в своеобраз-
‚ный «отдел технического контроля».
‚Они оценивают: это брак, а вот это
подходит. Критики должны быть не
только сторонними наблюдателями.
‚нои активными участниками тезт-
  рального строительства, которое мы
  сейчас осуществляем. Это значит, что
критики могут и должны помогать и
государственным органам в деле ву-
‚‹ководства искусством. Они должчы
вести свою работу, исходя из государ-
ственных интересов. Я призываю крн-
тиков к непосрелственному участию
в государственной работе. в строн-
тельстве советского театра. Это не
значит, что они будут связаны каха-
  ми-то служебными обязательствами.
Нет. Но они должны быть активные
ми творческими участниками  строи-
тельства театра. Оставаясь в состоя-
нии сторонних наблюдателей, они- ве
выполнят до конца своего долга.
Сейчас мы осуществляем большую
программу — идейно-художественного
под’ема советского театра. Всем оче-
видно, что надо очень много сил,
творческого вдохновения, большеви-
стской настойчивости. Победа, в том
числе творческая, сама по себе не
приходит, ее нужно завоевать. Всем
драматургам, деятелям театоа, крои-
‘тикам, руководителям управлений и
отделов искусств нужно очень и
очень много работать. Работать горя-
чо, взволнованно, вкладывать всю

будет вложена душа художника, вся
сила таланта, то, несомненно, — у
нае появятся новые нроизведения вы-
сокого качества, те произведения, ко-
  торыми мы вправе будем рапортовать
партии, народу, товарищу Сталину.

es. не об ознакомлении, а об осмыели-
вании жизни.

Затем выступил художественный
руководитель Государетвенного `Ев-
рейского театра т. Muxosac.

— Актер органически связан с дра-
матургом, сказал т. Михоэле,—и
потому совершенно необходимо, что-
бы драматург знал актера и знал
театр. Пусть не кажется т. Соловьз-
ву, что он один отвечает за то про-
изведение, которое написал, театр

змасте с ним несет эту ответствез-
ность, показывая спектакль.

Одна из причин наших недостатков
в прошлом — слабая связь между
драматургом и театром. — Литера-
турная часть, — продолжает т. Ми-
хоэле, — должна стать идеологиче-
ским центром в театре, об’единяя и
драматургов, и режиссеров, и актеров
в коллективной работе по созданию
полноценных произведений.

Критик Г. Штайн высказал на е3-
вешании свое возмущение тем, Чго
пьеса Файко «Капитан Костров»,
пошлость которой признал лаже зам
художественный руководитель Мос-
ковского театра драмы Охлопков, все
еше остается в репертуаре этого те-
атра. Тов. Штайн критиковал также
некоторых работников театра за «бу-
кинистическое», как он выразился,
  отношение к классикам, т. ©. за почс-
произведений,

ки давно забытых

ga nase лишь  историко-ли-
тературную ценность.—Так, напри-
мер, пьеса А. Островского «Краса-

вец-мужчина», поставленная Театром
им. Моссовета, говорит т. Шмайн,—
вовее не является «старым, но гроз-
ным оружием». И театр напрасно ее
поставил. Тов. Штайн отметил далее
большое значение работы театраль»

ных критиков непосредственно в ТЕ

атрах в роли работников литератур-
ной части или консультантов, а так-
же подчеркнул значение выездов

критиков на периферию.

В прениях приняли участие также
тт. Амитов (Краматорск), Антадзе
(Кутаиси), Аустрин (Рига), Белов
(Пенза), Бояджиев (Москва), Горчаков
(Театр сатиры), Георгиевский (Каль-
чин), Люторович (Минск), П. Новинц-
кий (Москва). Покровский (Горький),
Чичеров (драмсекция ССП).

В заключительном слове т. Калаш-
ников сказал:

— Основной вывод, который дол-

воспитательном значении театра. — В   жен сделать для себя каждый из нас,
постановлении ЦК ВКП(б) о репер-   заключается в том, что нужно иначе

туаре, — сказал т. Завадский, — по-
нятие идейности рассматривается в

неразрывной связи с художественным товарища

качеством спектаклей. Поэтому сле-
дует сейчас, осуществляя новые по-
становки современных советских пьес,

жить в искусстве, не так, как мы
жили до опубликования исторических
постановлений партии и доклала
Жданова. Надо, чтобы
творческая жизнь театров была более
интенсивной, работа каждого драмя-
турга, режиссера, актера—более на-
пряженной и продуманной. Напряжен-

стремиться к выразительности худо-   ный, добросовестный труд художника

жественного языка, к высокой худо-

жественной правде.

Тов, Завадский заметил также, что

широко признаваемая сейчас необхо-
димость изучения материала, на ко-,
тором создается пьеса или свектакль,   Страны.

не должна сводиться к своеобразному
или актеров.

достигнем
каторых

даст свои плоды, и мы
тех творческих успехов,
ждет от нас народ.
Совещание приняло обрашение к
драматургам и деятелям театра нашей

С огромным под’емом участники
совещания приняли приветствие това»

свою душу в порученное дело! Еели.