>

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ
РОЖДЕНИЯ

«Kak строители, как сторонники
коммунистического порядка, мы дож-
демся еще великих песен о строи-

- тельстве и о согласии народов, но
пока не только в русской музыке, но,
может быть, и в мировой, мы © тру
дом найдем песни такой глубокой, со-
держательной и строительной мудро-
сти, как те, какими подарил нас Та-
неев».

Так говорил о Танееве А. В. Лу-
начарский в своей известной статье
«Танеев и’Скрябин», напечатанной 20
лет тому назад.

. Время шло, в нашей стране мы до-
- ждались песен о строительстве и о
согласии народов. Мысли  Луначар-

`ского, высказанные 20 лет назад, в
нани дни звучат, как оправдавшееся
пророчество. Среди замечательных
русских композиторов С. И. Танесв
занимает совершенно особое место.
`Пройдя школу П. И. Чайковского, он

°с присущей ему высокой принципи-

‚ альностью, глубиной, чистотой замыс-
лов и художественных побуждений,

необычайной  целеустремленностью
развил и проделжил направление
творчества своего ‘учителя. Уже с

первых же шагов композиторской це-
ятельности в замечательной кантате
«Иоанн Дамаскин» Танеев наметил
задачи и пути своего творчества.
`Кратко задачи эти можно было бы
сформулировать так: яркая реалисти-
чность тематического материала, дая-
ного в. широком полифоническом- раз-
витии, рельефность и выразительность
художественных образов, глубина и
драматургическая целостность всего
произведения. Е

Все это отущается в его необычай-
но многотранном творчестве, охваты-
ваюшем самые различные жанры му-
-зыкального искусства: оперу, симфэ-
„нии, камерную музыку, романсы, про-
изведения для xopa a capella, mpo-
изведения для сольных инструмен-
тов.

На протяжении моей долголетией
исполнительской деятельности я имел
возможность наблюдать, насколько с
каждым годом все более и более ра-
стут интерес и любовь советского
слушателя к произведениям Танееза.
Не говоря уже о частых исполнениях
его кантаты «Иоанн Дамаскин» в Мо-
сквё и Ленинграде, его камерно-инст-
‚рументальных ансамблей, хоров и ро-

‘мансов. вошедших в золотой фонд
репертуара наших исполнительских
сил, его гениальная симфония

KOH-

с-тпоЙ прошла и проходит на
пертной эстраде co все возрастаю-
щим, неизменным успехом. Симфония
эта’ находится в репертуаре почтя

всех симфонических оркестров стра-
ны. Особенно часто исполнялась оча
в дни Великой Отечественной ‘войны,

импонируя чувствам советского слу-
шателя своей жизнеутверждающей
силой, оптимизмом, глубиной и дра-
матизмом музыкальной мысли.

Поистине необычайна сила воздей-
ствия творчества Танеева на нас, ис-
полнителей. Когда много лет назад я
впервые обратился к партитуре этого
произведения, мне пришлось много и
упорно поработать над тем, чтобы
преодолеть сложную фактуру симфо-
нии, с предельной выразительностью
выявить богатство тематических свя-
зей и раскрыть ее драматический за-
мысел. Работа над танеевской симфо-
нией еще более приучила меня к яс-
ности мыели и голосоведения при ис-
полнении оркестровых произведений.

Танеев является подлинным осново-

положником полифонического напраз-
ления в русской музыке, прочный
фундамент которого был заложен ве-
ликим Глинкой. Учениками Танеева
были Рахманинов, Скрябин, Метнер

и многие другие замечательные
мастера. OrpoMHo ero влияние и
на творчество наших композито-

ров-современников. Прямое продол-
жение традиций Танеева в наши дни
я чувствую в творчестве таких Ком-
позиторов, как Мясковский, Шапо-
рин, Шебалин, в музыке которых, на-
ряду с народностью, непременно ощу-
шается глубина драматургической’

концепции, воплощаемой  полифони-
ческими средствами, глубоко нацио-
нальными по своей природе.

В настоящее время ведется болъ-
шая научно-исследовательская рабо-
та над неизданными рукописями заме-
чательного русского музыканта. Со-
ветские композиторы и исполнители с
нетернением ожидают результатов
этого труда, который еше больше
обогатит музыкальную культуру на-
шей страны,

А. ГАУК.

: Танеевские дни в Моснве

°_ Московская филармония соргани-

зует в Малом зале Московской кон-
серватории два концерта, посвящен-
ных творчеству С. И. Танеева.
aa
В связи с 90-летием со AHA рож-
дения С. И. Танеева Государствен-
ное ‘музыкальное издательство .вы-
пускает сборник статей и материалов
под общей редакцией В. Протопопо-
ва. В сборник вошли работы Б. Aca-
фьева, В. Беляева, И. Бэлза, Н. Ту-
маниной, С. Езсеева и других ав-
торов, раскрывающих многогранный
творческий облик великого русского
композитора. 5
aA
30 ноября во Всероссийском TeaT-
ральном обществе под председатель-
ством В. Шебалина состоится откры-
тое заседание кабинета музыкально-
го театра, посвященное памяти С. И.
Танеева. На заседании будут заслу-
шаны доклад И. Бэлза и воспомина-

ния старейших музыкантов — учени-
ков и друзей Танеева. ;
A

25 ноября состоится открытое за-
седание научно-иследовательского ка-
бинета Московской государственной
консерватории, посвященное 90-летию
со дня рождения С. И. Танеева. Пос-
ле вступительного слова проф В.
Яковлева квартетом им. Комитас, М.
Неменовой-Лунц. А. Габриэляном,
П. Романовским и артистами онерно-
драматического театра им. Станислав-
ского будут исполнены неизданные
произведения С. И. Танеева: струн-
ный квартет, фортепианные пьесы,
скрипичная соната, песни и романсы.

aS

Московская консерватория органи-
зует 28 ноября в Малом зале Коч-
серватории концерт, в котором сту-

денты МГК исполнят арии и дуэты.

из оперы Танеева «Орестея»

мансы композитора.

и ро-

-Научно-творческий. кабинет Станиелавекого

_ По решению президиума Всерос-
сийского театрального общества в со-
ставе ВТО организован научно-твор-
ческий кабинет К. С. Станиславского
Новый кабинет создан для дальней-
шего изучения и пропаганды творчз-
ского наследия великого русского
режиссера. Творческие работники со-
ветского театра смогут обращаться в

кабинет по любым вопросам «системы
Станиславского» и получать там не-
обходимую консультацию.

Кабинетом, в работе которого бу-
дут принимать участие актеры, ре-
жиссеры, театроведы и критики руко-
водит народный артист СССР В. И.
Качалов.

ФИЛЬМ О ФУТБ

Если вы не принадлежите к числу
восьмидесяти тысяч счастливцев, по-
павших на московский стадион «Ди-
намо» 20 октября, когда

СССР 1946 года, сходите непременно
посмотреть специальный выпуск жур-
нала кинохроники, носвященный этой
игре. Вы задним числом восполните
все, упущенное вами... Но если даже
вы и были 20 октября на стадионе
«Динамо», все равно посмотрите этот
киножурнал. Ибо как бы вниматель-
но ни следили вы за игрой, как бы хо-
рош ни был обзор с вашего места на
трибуне, все-таки вы располагали В
лучшем случае парой глаз. Картина
жео знаменательном матче на Кубок
между московским «Спартаком» и
тбилисским «Динамо» рассмотрена и
запечатлена на пленке болельциком
чуть ли не стоглазым, располагав-
шим множеством точек зрения! И вы
увидите в фильме множество вещей,
моментов, событий, которые в день
матча ускользнули от ваших взоров
на стадионе.

Полтора десятка
руководством режиссера Якова По-
сельского сняли отличный, неболь-
шой, но захватывающий спортивный
фильм об одном из самых волнующих
дней футбольного сезона. Вадим Си-
нявский и Юрий Смирнитский разра-
ботали очень хорошо продуманный
план картины. Широко используя все
средства современного кино, авторы
фильма сумели рассказать © выдаю-
щемся спортивном событии так ярко,
наглядно и увлекательно, что зрителя
снова обуревают все волнения и стра-
сти, столь хорошо: знакомые завсегда-
таям большюго стадиона.

Вы видите не только ход матча,
полный высокого спортивного драма-
тизма, вы снова наблюдаете не толь-
ко за тем, что можно увидеть с три-
бун стадиона, вас ведут также и ТУ-
да. где на стадионе висит строгая таб
личка: «Вход посторонним  воспре-
щен». Вам дают возможность рассмот-
реть, так сказать, закулисную сторо-
ну большого матча. Вы видите, как
тщательно взвешивает государствен-
ный судья Дмитриев кожаный мяч, по
падания которого в сетку должны ре-
шить, кому достанется хрустальный
Кубок, оправленный в серебро, почет
нейший приз футбольного сезона. Вам
напоминают очень выразительно об
истории борьбы за Кубок в предшест-
вующие годы. Это уже в самом нача-
ле фильма создает нужное напряже-
ние. А когда, заглянув вместе с об’-
ективом кинооператора в «тайное тай-
ных» стадиона, где игроки тщательно
прилаживают бутцы и щитки, вы ви-
дите, как капитаны команд В. Соко-
лов и Б. Пайчадзе скрепляют своими

операторов под

«На Кубок СССР». Спецвышуск кино-
журнала «Советский спорт». Режиссер
Я. Носельский, Центральная студия до-
‚‹ кументальных фильмов.

: $

В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦИРКОВ

Художественный совет государст-
венных цирков обсудил план выпуска
новых номеров, аттракционов и цир-
ковых программ. Заместитель началь-
ника Главного управления цирков
Ю. Юрский сообщил:

В 1947 году будет
свыше 50 номеров и аттракционов.
Среди них — конный казачий . aH-
самбль под руководством Б. Тугано-
ва. туркменский конный ансамбль,
узбекские джигиты-наездники, дрес-
сировщики — Борисов с 12 львами,
Корнилов (слоны), Сержантова с бор-

подготовлено

зыми собаками. Будет также выпуне-

но несколько воздушных аттракцио-
нов, акробатических номеров.
Большое внимание уделяется раз-

говорному жанру. Около 30 писателей
и поэтов готовят новые клоунады, по-
литические репризы. Начала работать
студия разговорного жанра.

В будущем году в Москве состоит-
ся очередной смотр новых номеров и
традиционный показ циркового наци-
онального искусства:

После долголетнего перерыва зри-
тели увидят на арене Московского и!

Ленинградского цирков водяные пан-
томимы.

В обсуждении плана приняли ‘уча-
стие В. Лебедев-Кумач,
Н. Стрельцов, 3. Кох и др.

_ Шовые работы московских графиков

В годы Великой Отечественной
войны художники-графики много и
успешно работали на фронтах Отече-
ственной войны. В фронтовых усло-
виях были созданы и циклы зарисо-
вок с натуры, и первые эстампы лито-
графии, и гравюры, посвященные вой-
не (А; Гончаров, М. Маторин). Графи-

ки обслуживали фронтовые газеты,
красноармейские юмористические
журналы, участвовали в создании

альбомов, походных выставок ‘и пр.

Такие серии военных фронтовых за-
рисовок, как «Ленинград в дни бло-
кады» А. Пахомова, севастопольская
сюита Л. Сойфертиса, сталинградский
цикл К. Финогенова, рисунки, посвя-
щенные Балтфлоту Б. Пророкова и
С: Боима, останутся художественны-
ми документами военных лет так же,
как и работы, исполненные для ‘жур-
нала «Фронтовой юмор» В. Горяевым,
А: Гончаровым, О. Верейским, Н. Рад-
ловым.

Большую роль в развитии нашей
графики сыграла и появившаяся в
1942 году серия станковых рисунков
Д. Шмаринова — «Не забудем, не
простим».

В. фронтовых зарисовках коллек-
тива художников студии им. Греко-
ва—Н. Жукова, В. Климашина, Л. Го-
лованова, В. Богаткина, П. Кирпиче-
ва`и др—были убедительно и живо
воссозданы образы людей войны и
картины фронтового быта.

Широкую известность приобрели
военные плакаты Кукрыниксов, Д,
Шмаринова, В. Иванова, А. Кокоре-
кина, В. Корецкого, И. Тоидзе.

Победа советской страны в Вели-
кой Отечественной войне вернула на-
ших художников к мирному труду.
Но тема восстановительного строи-
тельства, тема созидательного труда
пока получила выражение лишь в ра-
ботах наших плакатистов, посвящен-
ных пятилетнему плану восстановле-
ния и развития народного хозяйства.
В творчестве многих графиков звучит
еше тема войны: они стремятся отве-
тить потребности народа увилеть в
произведениях искусства глубокое и
серьезное истолкование событий во-
енных лет, обобщение собранного в
дни войны документального материа-
ла. Большую роль на этом новом
творческом этапе развития нашей гра-
фики играют выдающиеся произведе-
ния современной советской литерату-
ры, над которыми наши художники
работают как иллюстраторы. Поэто-

му, говоря о новых работах графиков,
в первую очередь следует остановить-
ся на книжных иллюстрациях.

Здесь, в иллюстративных работах,
мог найти свое воплощение тот самый
дорогой для художников образ, кото-
рый’ его привлекал и на фронтах вой-
ны и на фронте труда, — образ совет-

сталинской эпохой, победившего тем-
ные силы фашизма.

Именно так понял свою задачу
В. Шеглов, иллюстрируя замечатель-
ный роман А. Фадеева «Молодая
гвардия», вышедший на-днях в Дет-
гизе. Героическая `эпопея Фадеева о
комсомольцах Краснодона, о подвиге

советских юношей и девушек, погиб-
ших в борьбе с фашизмом за социа-
листическую родину, за великое дело
Ленина—Сталина, нашла в Щеглове
своего правдивого и взволнованного

художника. Задача  художника-ил-
люстратора трудна, HO и бла-
годарна. Вникая в текст литера-

турного произведения, художник дол-
жен прежде всего понять, почуветво-
вать людей, о которых пишет автор.
Он должен понять и то общее, что
идейно об’единяет героев произведе-
ния, и то индивидуальное, что прису-
ще каждому из них. А когда худож-
ник «познал» своего героя, в его по-
ступках и сокровенных думах, начи-
нается работа режиссера, воссоздаю-
щего сцену, действие, в котором рас-
крывается и характер героя и значе-
ние происходящего.

К таким иллюстрациям стремился
приблизиться Щеглов, и во многих
рисунках это ему удалось. Трудность
иллюстрирования романа Фадеева за-
ключалась также ив том, что роман
написан о конкретных людях, о кон-
кретном: историческом событии. По-
этому художнику приходилось доби-
ваться портретного сходства изобра-
жаемых лиц, превращая в то же вре-
мя каждый портрет в действенный об-
раз, поднимая его до подлинной ти-
пичности. Вот с таким открытым и
смелым лицом, как на иллюстрации
Щеглова, мы и представляем себе
Олега Кошевого, когда он останавли-
вает несущихся лошадей, такой мы
видим, когда читаем роман, Улю Гро-
мову, бесстрашно встречающую при-
шедших арестовать’ ее- фашистов, та-
ким, нам кажется, должен быть отча-
янный Сережка Тюленин, бросающий
в окно бутылку с зажигательной
смесью. Созданные Щегловым по ро-

ского человека, человека, созданного,

ману Фадеева типы советской моло-
дежи несомненно вызовут симпатии
советских читателей и помогут воспи-
‘тать в молодежи такую же идейную

‘стойкость и большевистскую силу
  духа, какую выказали юные герои
Краснодона.

Мы только заметим автору рисун-
ков, что необходимо было еще тща-
тельнее работать над тем, чтобы ярче
подчеркнуть индивидуальность каж-
дого лица, тем более, что у Фадеева
его герои «вылеплены» с необычай-
ной пластической ясностью. У Щег-
лова, например, Ковалев, в иллюстра-
ции, изображающей побег с грузови-

и прическе. Большую выразитель-
ность, большую четкость характеров
хотелось бы видеть и в портретах
двух друзей — старых большевиков
Андрея Валько и Матвея Шульги,
исповедующихся друг перед лругом
в тюрьме в предсмертный час. В ли-
рически теплой сцене беседы Олега

сентиментальности.
видеть больше

бежать „оттенка
Хотелось бы также

роев романа CO своими врагами. Но
все эти замечания не умаляют боль-

шого значения иллюстраций Щеглова.
Хорошо показана советская моло-
дежь и в иллюстрациях художника

В. Ладягина к книге Каверина «Два,

капитана». :
Другим достижением современной
иллюстрации являются рисунки моло-

moro художника Ореста  Верей-
ского к «Василию Теркину» А. Тва-
рдовского. Фронтовые встречи,
жизнь плечо к плечу с совет-
скими бойцами помогли  Верей-
скому в его работе над книгой Твар-
довского. «Воображаемый портрет».

Василия Теркина, помещенный на
фронтисписе книги, прекрасно харак-
теризует героя поэмы, которого чита-
тели полюбили, как близкого, родно-
го. В нашем представлении он такой
й есть, каким смотрит на нас с ри-
сунка  Верейского, — жизнерадост-
ный и простой, с твердым и ясным со-
знанием своего долга перед родиной.

О. Верейский хорошо понял не
только героя, но и весь дух поэмы
Твардовского, правдиво и глубоко пе-
редана в его иллюстрациях атмосфе-
ра войны и типы бойцов. Очень эмо-
ционален рисунок Верейского, изобра-

жающий бойцов, сражающихся в ле-.

там разы-
грывался финальный матч на Кубок,

Ю. Файер,

ка, напоминает Сережку по профилю

с матерью художник должен был из-

иллюстраций, изображающих момен-
ты борьбы, острые столкновения ге-’

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

„На Кубок СССР“

ОЛЬНОМ МАТЧЕ

подписями протокол с окончательны“
ми составами участников матча, ког»
да судейская сирена уже вышедшего
на центр поля Дмитриева призывает
игроков, — напряжение в самом филь-
ме достигает предела, которому мо-
жет позавидовать любая сюжетная
игровая картина.

Знакомый каждому любителю спор-
та большой, шумный мир стадиона
снят в картине подробно, остроумно
и с подлинным азартом. Очень пра
вильно. что текст к фильму читают
два диктора. Л. Хмара рассказывает
обо всем, что происходит вокруг мат-
ча. А все, совершающееся неносред-
ственно на футбольном поле во время
самой игры, темпераментно комменти-
рует заснятый у своего обычного мик-
рофона на Северной трибуне В. Си-
нявский. Е

Очень точный и энергичный язык
монтажа, правильный отбор материа-
ла, мастерская с’емка увлекательных
моментов игры позволяют получить
самое полное представление © том,
: что происходило на стадионе «Дина-
мо» в волнующий день 20 октября.
Лля этого потребовалась огромная
работа целого коллектива. Матч сни-
мался очень подробно. Было заснято
около 5 тысяч метров пленки. Толь-
ко 600 из них вошли в фильм. Но за-
(то в фильме нет ни одного пустого
бесцветного кадра. Все живет, все на-
ращивает драматизм, все волнует. Ча-
стые «лирические отступления», ког-
да об’ектив, на минуту оторвавшись
от поля, переносит свой жадный взор
на трибуны, заполненные десятками
тысяч зрителей, вкомпанованы в кар-
тину очень удачно. Создается целая
повесть о переживаниях  бескорыст-
ных болельщиков; влюбленных в иг-
ру, страстно жаждущих победы той
команды, к которой они привержены.
Как хорошю снят громоподобный во-
сторг по поводу забитого мяча! Как
не запомнить болельщика с флюсом,
который, презрев одолевающую его
зубную боль, явился на матч с кэм-
прессом на шеке и бурно эр
успеху «Спартака»... В фильме много
таких веселых бликов, остроумных
наблюдений.

Что касается самой спортивной ча-
сти картины, то она сделана безуко-
ризненно. Весь сюжетный и логиче-
ский ход игры становится ясен зрите-
лю. А отдельные решающие моменты
борьбы, например блистательные бро-
ски вратаря «Спартака» Леонтьева
или вбитые голы, засняты, кроме то-
го, еше «рапидом», и зрителю дается
возможность рассмотреть эти инте-
ресные эпизоды во всех заниматель-

ных подробностях, растянутых
времени.

Бесспорно, фильм «На Кубок
СССР» — один из самых лучших

спортивных фильмов советского кино.
Лев КАССИЛЬ.

ПРОЕКТЫ НОВЫХ
жилых Домов

Закончился закрытый конкурс
типовые жилые двухэтажные

на

архитектуры при’Совете
; РСФСР.

Первая премия на конкурсе присуж-
  дена за проекты, разработанные в
  проектно-техническом бюро Академии
  архитектуры CCCP архитекторами

Я. Аир-Бабамяном и И. Федосеевым.

Кроме того, в проектно-техниче-
ском бюро Академии архитектуры
‚ СССР теми же авторами разработана
  серия типовых деревянных жилых до-
‚  мов фабрично-заводского изготовле-
HUA.

Комитетом по делам
туры при Совете Министров СССР
  проекты сборных домов  завод-
— изготовления, разработанные
  Я. Аир-Бабамяном и И. Федосеевым,
утверждены как типовые для строи-
тельства в лесных районах СССР.

архитек-

Bes серия проектов издается в виде
 енекальноко альбома для использо-
leavin в массовом строительстве.

‘CY, под холодным осенним дождем.
Так же правдиво, просто и убедитель-
но показывает Верейский быт Крас-
ной Армии: фронтовые дороги с гру-

зовыми машинами, отдых на перехо-
дах, беседу раненых в госпитале,
 лихую  красноармейскую пляску Y

задержавшихся в пути машин. Верей-
ский показал себя в этих иллюстра-
циях мастером пейзажа. Перед нами
типичный фронтовой пейзаж, не сухо
‚и внешне фиксирующий место дейст-
‚вия, но полный настроения — то тре-
воги, то нежной лирики, то трагиче-
ского напряжения (лес в грозу). Не-
которые из этих небольших книжных
` рисунков Верейского приобретают re-
роическое звучание, и каждая ли-
ния, каждый штрих у него подчине-
ны смысловому выражению темы. Не-
сомненным качеством литографий Ве-
рейского является также их специфи-
ческая книжность. Каждый рисунок,
‚заставка, концовка крепко вкомпоно-
‘ваны в страницу книги, являются ее
‚ неот’емлемой, органической частью.
Можно упрекнуть художника толь-
ко в одном: мы мало видим в его ил-
люстрациях самого героя Василия
Теркина, который как-то теряется в
массе событий и сцен.
  Рассматривая последние произведе-
‚ ния графиков, нужно сказать и о
том, как продолжают. они работать

О има НЦ
ly

;

дома,
‚ об’явленный Управлением по делам
Министров

р

Собор Софии в Нэвго-
роде — одно из древ-
нейших сохранившихся
произведений русского
зодчества. За последние
тоды Институт истории
и теории архитектуры
Академии архитектуры
СЮСР предпринял сис-
тематическое исследова-
ние и детальный обмер
этого архитектурного
памятника. Специальная
бригада института изуча-
ла собор осенью 1944 и
1945 годов и летом 1946
года, при содействии
Новгородской специаль-
ной архитектурно-реста-
врационной мастер-
ской, руководимой проф.
А. Удаленковым и С. Да-
выдовым. Раскопками
руководил научный сот-
рудник Института исто-
рии материальной куль-
туры Академии наук
СССР А. Монгайт. Ис-
следование еще не за-

кончено, но уже теперь
оно дало существенные

результаты. Se
Собор Софии в Новго-

роде имел в древности
облик, глубоко отлич-
ный от того, который он
получил после реставра-
ции в конце ХХ века. В
процессе исследования
памятника мы сделали в его нгруж-
ных и внутренних стенах многочис-
ленные зондажи, вскрывшие части
древней поверхности стен, а также
произвели раскопки снаружи и внутри
здания, которые дали возможность
установить ряд существенных осо-
бенностей древней постройки.

Так, например, впервые нашему взо-
ру открылись следы древней обработ-
ки наружных стен новгородской Со-
фии, придававшей ей яркий, своеоб-
разный и красивый облик. Древние
стены собора были сложены из камня,
на розоватом растворе, из кирпича
выложены только арки окон и порта-
лов. На фоне розовой цемянки (изве-
сткового раствора с примесью толче-
ного кирпича) выступали отдельные
камни, обрамленные фасками. Эти
камни весьма разнообразны по форме,
по цвету и по величине; они располо-
жены свободно. В их подборе и рас-
пределении по поверхностям стен про-
явились тонкое композиционное чутье
строителей, их замечательная художе.
ственная одаренность. Подобная кла-
дка неизвестна ни в одной другой ар-
хитектуре, она глубоко отлична от ка-
МЕННОЙ кладки в Византии, в роман-
ской архитектуре Западной Европы,
на мусульманском Востоке.

Исследования, произведенные ин-
ститутом в соборе Софии в Новгоро-
де, установили, что это замечатель-
ное здание создавалось постепенно
несколькими поколениями архитекто-
ров. Не успевали довести до конца

Юбилей

народного хора

Двадцать лет назад бывшая народ-

ная учительница Колотилова, собира-
тельница северного песенного фоль-
клора, организовала в Великом Ус-
тюге самодеятельный женский хор,
  составленный из крестьянок  приго-
родных деревень.

вместе с группой участниц Устюж-
ского хора в Архангельск. Здесь она
собрала  колхозниц  Шенкурского,
Онежского и Приморского районов.
К этой групне присоединились Пи-
нежские и лешуконские песенницы.

На многочисленных концертных
выступлениях, в процессе упорной
работы, хор постепенно накапливал
профессиональное мастерство и нере-
росе рамки самодеятельности.
 1 января 1941 года народный хор се-
верной русской песни начинает свою
деятельность в качестве професси>-
нального коллектива в системе се-
верной Госфилармонии.

30 ноября в Архангельске в Боль-
июм театре состоится торжественный
концерт и чествование хора-юбиляра.

Попутная машина.
Иллюстрация ©. Верейского к поэме А. Твардовского «Василий Теркин».

В. Богаткина «Штурм Берлина», где
отражена ‘напряженная взволнован-
ность недавних горячих боев (‘назовем
очень динамичный лист «Взятие рейх-
стага») и с любовью и вниманием за-
печатлены портреты советских вэи-
нов («У Бранденбургских ворот»).
Также ‘уверенно сделаны и психоло-
гически содержательны рисунки HO
берлинским ‚впечатлениям Д. Мочаль-
ского.

К выставке 1947 года графики ro-
товят серии композиционных . работ
на современные темы: Л. Сойфертис
и В. Горяев работают над темой «Мо-
сква» (зарисовки сцен и людей сто-
лицы), офортисты А. Строганова 4
3. Куликова делают пейзажи архитек-
турной Москвы. Новую серию гравюр
«Москва» заканчивает старейший мо-
сковский мастер, народный художник
РСФСР И. Павлов. Многие худож-
ники готовят рисунки на тему герои-
ческого труда по восстановлению на-
родного хозяйства (например, А. Лап-
tes, K. Купецио, К. Финогенов),
М. Родионов и С. Шор работают над
портретами выдающихся деятелей со-
ветской культуры.

В станковом рисунке, в иллюстра-
ции, в плакате тема советского чело-
века, советской действительности ста-
новится ведущей, что делает эти про-
изведения нужными и ценными для

‚над фронтовой темой в станкозом ри-
сунке. Интересны серия литографий

Адрес редакция я издательства: Москва, Пушкинская, 8. Телефоны: сек ретаризт—К 4-15-66; стлелы театра,

507025.

музыки,

изобразительных искусств, архитектуры,

советского народа.
К. КРАВЧЕНКО.

В 1931 году Колотилова переехала   рян.

Фрагмент фрески
(публикуется впервые) р
постройку собора Софии в том виде,
как ее задумали, как уже появлялись

добавления, не предусмотренные пер-
воначально. Так простое и компакт-

ное древнейшее ядро здания стало
обрастать камерами для хранения
имущества, притворами перед вход-

ными дверьми, характерными для хо-
лодного климата и возникшими под
влиянием деревянной архитектуры,
лестничной башней крепостного ха-
рактера, двух’ярусными  галлереями,
служившими местом погребения и вы-
ходившими двух‘ярусными же откры-
тыми аркадами на вечевую площадь,
наконеи, приделами.

В этой свободной живописной груп-
пировке архитектурных масс Софии
сказались те же русские композици-
онные принципы, что и в трактовке ее
наружных стен.

В исследовании Софийского собора
особое внимание было уделено архео-
логическим раскопкам. В конце прош-
лого века при реставрационных рабо-
тах были произведены раскопки, но
неполные отчеты, дошедие до нас,
не дают возможности представить се-
бе, каковы были их научные резуль-
таты. Целью работ текущего года бы-
ло исследование фундамента собора и
установление фактов последователь-
ной постройки отдельных его частей.
Мы получили много новых данных,
относящихся` к строительной технике
Х!-_-ХИ веков. Были выяснены харак-
тер кладки фундаментов, применение

QUE

UccaeAoBaHna ApeBHeENWero NAMSATHNKAa
усской архитектуры

различных растворов, устройство лен-
точных фундаментов и т. д.

Внутри собора в южной части его
был вскрыт современный пол. Ниже
его были обнаружены еще три древ-
них пола из кирпичей и каменных
плит, последовательно настилавших-
ся при перестройках собора с ХГ до
ХУП века. Современный пол лежит
на два метра выше древнейшего. Все
пространство между ними заполнено
древними гробницами и строительным
мусором, накопившимся при ремонтах
собора. Было вскрыто 7 погребений B
каменных и деревянных CapKatparax
оригинальных форм. Некоторые сос-
тоят из больших отдельных каменных
плит и деревянной колоды, в которой
лежал покойник, некоторые высечены
из болыших глыб белого камня. Инте-
ресна сложенная из кирпича погре-
бальная камера, покрытая снаружи
фресковой росписью ХУТ века.

В одном из белокаменных гробов
(ладъевидной формы) были найдены
одежда и обувь ХИ века. Среди фраг-
ментов одежды имеются шелк, парча,
шитье шелковыми цветными и золо
тыми нитками, плетеные кружева. Го-
ловная новязка сделана из серебрис-
тых кружев, в которые вставлены ме-
дальоны с изображениями святых,
вышитыми цветными нитками.

Под одной из гробниц была найде-
на чаша на кольцевидной ножке с
рельефным орнаментом, покрытая зе-
леноватой прозрачной глазурью. Она
сделана в ХШ веке и, видимо, приве-
зена в Новгород из далекого Хорез-
мийского города Ургенча или из сто-
липы Золотой Орды Сарая-Берке, где
также находились мастерские, изго-
товлявшие подобную керамику. Боль-
шой интерес представляет находка
каменных плит, украшенных цветной
мозаикой оригинального рисунка.
Плиты эти, вероятно, украшали стены
собора в ХГ-ХИ веках. Они изгото»-
лены из’ местного камня и имеют рус-
ские надписи. На плите сохранились
линии предварительного чертежа, сде-
ланного мастером. Они показывают,
что в руках у мастера того времени
были циркуль и линейка.

Под современным полом, на древних
стенах собора были открыты фрагмен-
ты фресковой росписи ХГ-—-ХП веков.
Кроме того, в слое строительного му-
сора находилось огромное количество
фрагментов фресок, отбитых от стен
собора во время варварских реставра-
ций в прошлом. Исключительное ху-
дожественное и историко-культурное
значение имеет находка обломков
фрески, изображающей человека в
княжеской шапке и двух других лиц.
Есть основания полагать, что это
портрет строителя собора — князя
Владимира Ярославича, исполненный
не позже ХИ века. Сохранность фраг-
мента очень хорошая, краски ночти не
потускнели. Художественные качест-
ва фрески весьма высокие. Она явля-
ется ценным вкладом в сокровищницу
русского искусства.

Н. БРУНОВ,

А. МОНГАЙТ,
Н. ТРАВИН.

Е =

ТБИЛИСИ. (Наш корр.). Русский театр
юного зрителя ноказал премьеру совре-
менной пьесы «Налза молодость» Анто-
нова. Постановщик — заслуженный дея-
тель искусств Грузинекой ССР А. Або-

КИРОВ. (Нат корр.). Областной
матический театр им. С. М. Кирова
еженедельные утренние спектакли для
учащейся и рабочей молодежи (по пони-
женным ценам). Спектаклям предшеству-
ют вступительные беседы.

СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.).
ческий театр показал премьеру спектак-
ля «Много шума из ничего» ПИТевкспира.
Это первая шекспировская комедия, но-
ставленная театром. Режиссер ФЛермин,
декорации А. Кузьмина, музыка Н. Ба-
калейникова.

СОЧИ: (Наш корр.). Между Сочи и Хо-
ста начал регулярно курсировать снеци-
альный поезд, обслуживающий посети-
телей сочинского драматического театра.
Курортники, отдыхающие в окрестностях
Сочи, могут поехать в театр посмотреть
спектакль и после окончания спектакля
этим же поездом вернуться в евои сана-
тории.

КУЙБЫПТЕВ. (Нат корр.). К овтябрь-
ским праздникам открылся городской
художественный музей, в залах которого
экснонировано несколько тысяч произ-

дра-
ввел

Драмати-

ль чья

Дворца культуры металлургов поетавил

оперу «Гуси-лебеди» Вайсберг В иенол-
нении оперы принимают участие 70 де-
тей металлургов. .

RHIMIMHEB. (Ham корр.). Симфониче-
ский оркестр Филармонии (дирижер
БВ. Милютин) начал новый сезон. Репер-
туарный план оркестра включает луч-
шие произведения молдавеких композн-
торов. а также композиторов братских
республик.

БАКУ. (Наш корр.). В Большом зале
консерватории состоялась встреча неф-
тяников © молодыми композиторами
ПТ. Ахундовой, Э. Мамлян, А. Рзаевой,
А. Абасовым, А. Русейн-зале. Композито-
ры раесказали о своих творческих пла-
нах.

КАЗАНЬ. (Наш корр.). Здесь открылея
Лом актера. При Доме начал работать
лекторий для работников искусств. Пер-
вую лекнию на тему «Высокая идейность
советской литературы и искусства» про-
чел секретарь Обкома ВКП(б) т. Гафаров.
_ ЧЕБОКСАРЫ. (Наш корр.). Обществен-
ность города торжественно отметила 25-
летие творческой деятельности старей-
птего чувашского художника заслужен-
ного деятеля искусств РСФСР и ЧАССР
М. Спиридонова. В городской художест-
венной галлерее открылась выставка
картин юбиляра.

КИЕВ. (Напг корр.). Союз советских
композиторов Украины выпустил для
кружков художественной самодеятельно-
сти и хоровых ансамблей сборник новых
песен. В сборник включены песни ком-
позиторов Ревуцкого, Вериковского, Мей-
туса, ЗЖланова. Рождественского и
Уманца.

ХАРЬКОВ. (Наш. корр.). В Доме архи-
тектора открылась ТХ городская выстав-
ка «Рисунок и акварель архитектора»,
организованная областным отделением
Союза архитекторов.

ОДЕССА. (Наш корр.). При. консерва-
тории создан ученый еовет. председа-
телем которого утвержден директор кон-
еерватории заслуженный деятель ис-
кусств, композитор К. Данькевич,

ведений живопиеи, графики и скульпту-
ры.

МАГНИТОГОРСК. (Нант корр.). Детский

оперный ансамбль магнитогорского

© 27 ноября В. Лебедев-Кумач на засе-
дании секции народного творчества ССИ
ao доклад на тему «Работа над пес-
ней>..

© В МК ВКН(6б) состоялось совешание
руководителей коллективов художествен-
ной самодеятельности клубов, домов и
дворцов культуры Московской области.
Были заслушаны доклады директора
ВДНТ т. Анаетасьева о репертуаре худо-
жественной самодеятельности в свете ре.
шений ЦК ВКП(б) и начальника област-
ного отдела по делам искусств т. Касте-
лина об итогах смотра музыкальной и
хореографической самодеятельности по
Московской облаети.

< Тысячный спектакль оперы П. Чай-
ковского «Евгений Онегин» состоялся на-
днях в Большом театре Союза ССР.

< Сборник драматических произведе-
ний Н. Некрасова выпускает издатель-
ство «Искусство». Выпуек сборника при-
урочен к 125-летию сео дня рождения
поэта.

© 30 ноября И. Берсенев, С. Гиацинтова
и С. Бирман расскажут в Доме актера о
поездке театра им. Ленинского комсомола
в Югославию.

&3 Сегодня открывается первая сессия
трунпы истории театра народов СССР
Инетитута истории искусств при Акаде-
мии наук СССР.

© 30 ноября в Москве впервые BEICTY-
пит дирижер К. Симеонов; получивший
первую премию на смотре лирижеров в
Ленинграде. Государственный симфони-
ческий оркестр СССР под управлением
К. Симеонова исполнит в Болыном зале
Московской консерватории симфонию
«Манфред» Чайковекого и «Пятую сим-
фонито» Бетховена.

< Республиканское совешание унол-
номоченных областных и городеких то-
варищеетв художников, входянтих в сис-
тему Веекохудожника, состоится 95 нояб-
ря в Москве. Совещание заслушает отчет
о работе Веекохудожника, а также рас-
смотрит устав производетвенно-творче-
ских художественных коллективов.

© Двадцать пять московских графиков
—Алякринекий, Гончаров, _Дехтерев,
Ильин, Каневский, Фаворский и др. —
приняли участие в иллюстрировании
зборника басен Крылова, выпускаемого
Гослитиздатом. Каждый художник сде-
лал для еборника по одному рисунку

&3 27 ноября в ПДРИ булет показана
эстрадная премьера. Чтецы С. Фадеева и
Н. Перптин исполнят литературную ком-
позицию по’ роману А. Фадеева «Моло-
дая гвардия». Постановка режиссера
А. Сэм; музыка А. Дегтярева.

<3 Сегодня B nomemenuy MOCCX откры-
вается выставка работ экспедиций по
обмерам и зарисовкам произведений на-
родного творчества. Срели экепонатов —
художественно-декоративные украшения
архитектурных памятников, народных
жили: и предметов быта.

& Творческий отчет архитекторов-ху-
в = теллера и В. Лебедева

; чера в мос $
аа р. московском Доме ар-

& В Московекой студии научно-попу-
лярных фильмов закончена работа над
новым короткометражным фильмом
ана» (режиссер Б. Моргенштерн)

артина знакомит зрителя с исторней со-
Tae Останкинского дворца — интерес-
Svan = дека русского зодчества

{$3 Писатель Б. Горбатов назначен заме.
ак художественного руководителя

: ‘ROTO т.
papa. еатра драмы по вопросам

Архитектурная.

- Союз советских архитекторов СССР
и архитектурная секция ВОКС орга-
низовали. на-днях в Доме архитекто-
ра вечер, посвященный архитектурной
жизни Варшавы.

- Действительный член Академии
архитектуры СССР С. Чернышев  по-

делился впечатлениями о своей по-

ездке в Варшаву, о встречах с поль-
скими. архитекторами, которые еще в
дни войны начали работать над прэ-
ектами и планами восстановления
Варшавы. С большим интересом озна-
комились собравшиеся с генеральным
планом восстановления Варшавы, 50-
ставленным польскими зодчийми. Об-

стоятельный разбор этого плана сдз-
Se ES

Релакпионная коллегия?
5. МОЧАЛИН (отв. редактор)
Ю ЗАВАДСКИЙ, A.

жизнь Варшавы

лал член-корреспондент Академии
архитектуры СССР В. Бабуров.

В. докладе профессора А. Сидорова
были приведены цифры, характеризу-
ющие отромные разрушения, причи-
ненные Варшаве фашистскими варва-
рами. А. Сидоров рассказал о замеча-
тельных произведениях искусства И
памятниках зодчества, уничтоженных
и разграбленных немцами.

На вечере выступил Временный по-
веренный в делах Польской респуб-
лики в СССР г-н Г. Вольпе, отметив-
ший больнгую помощь, оказываемую
Советским Союзом польскому народу
в деле восстановления Варшавы.

‚А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

КАБАЛЕВСКИЙ, А. МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

кино, эстрады и цирка,

ннострае”ый ия информацин—К 5 _45-

Типогоафия «Гудок». Москва, ул. С

танкевича. 7.

12; издательство — К 1-48-98.

Зак. №2868.