$
$

25 ноября в Москве открылась УП
сессия Академии архитектуры СССР.

В Московском доме архитектора,
rie происходят заседания сессии, соб-
рались виднейшие зодчие Москвы,
Ленинграда, Киева, Тбилиси и дру-
тих городов страны, художники,
скульпторы, руководящие работники
министерств, ‘представители партий-
ных и общественных ооганизаций
столипы.

Сессия открылась докладом пре-
зидента Академии архитектуры СССР
академика В. Веснина: «Основные на-
учные проблемы пятилетнего плана
научно-исследовательских работ Ака-
демии архитектуры СССР на 1946 —
1950 годы», :

—В решении сложнейших задач.—
говорит В. Веснин, — которые пред-
стоит выполнить советской архитек-
туре в области промышленного и гра-
жданского строительства, восстаноз-
ления и реконструкции наших горолов
и сел, огромная роль должна принад-
лежать архитектурной науке. Архите-
ктурная наука, тесно связанная с
практикой, должна быть прожекто-
ром, освешающим путь практике.

Определяя основные проблемы на-
учно-исследовательских работ акаде-
мии на новое пятилетие, В. Веснин
0с0бо подчеркивает значение градо-
строительной науки, которая призвана
сыграть выдающуюся роль в восста-
нсвлении и реконструкции советских
городов и рабочих поселков.

— Строить быстро, прочно; дешево
и красиво, — говорит В. Веснин, —
это важнейшая задача советского зод-
чества. Для того, чтобы выполнить
эту задачу, нам необходимо как мож-
но быстрее вооружить наших архитек-
торов и строителей научными знания-
ми.

Поэтому одно из центральных мест
в пятилетнем плане Академии архи-
тектуры отводится созданию кани-
тального труда по основным приици-
пам советского градостроительетва.
Другой важнейшей темой в плане ака-
демии будет работа, посвященная пла-
нировке и застройке колхозной дерев-
ни. Эта работа поможет продвинуть в
современную колхозную ‘деревню пе-
редовые методы ‘планировки села,
новые, более совершенные типы жи-
лиша, общественных и хозяйственных
сборужений.

Далев докладчик подробно остана-
вливается на работах, которые будут
вестись  научно-исследовательскими
институтами и лабораториями Акаде-
мии архитектуры в ближайшие годы.

На этом же заседании сессия заслу-
шала доклад исполняющего  обязан-
ности ученого секретаря Академин
архитектуры СССР.И. Магилина «От-
чет о научно-исследовательской рабо-
те Академии архитектуры СССР за
1945—46 гг.>.

С большим воодушевлением участ-
ники сессии приняли приветствие
товарищу Сталину.

5s

Второй день работы сессии был по-
свяшен заседаниям секции архитек-
турных наук.

С докладом «Основные архитектур-
ные проблемы массового жилища»
выступил член-корреспондент Акаде-
мии архитектуры СССР А. Зальцман.

Докладчик отмечает, что проблема
жилища никогда не была художестг-
венной проблемой по преимуществу.
Еше Альберти говорил: «Жилой дом
больше ‹ строится для необхолимых
нужд, чем лля красы и удовольствия».
Если это положение было верно во
времена: Альберти, то тем более оно
справедливо сегодня, когда вопрос
идет о массовом жилищном  строи-
тельстве.

— Жилой дом, —  указывает А.
Зальцман, -— строится не для того,
чтобы украшать улицу, он должен ее
украшать потому, что он строится. В
массовом жилом доме красота теряет
свой смысл, когда она идет в ущерб
удобству. :

Архитектура жилища не может
притти извне, ‘как чужеродная идея,
не может строиться на отвлеченно эс»
тетических принципах или следовать
лишь индивидуальной и’ капризной
фантазии художника; Она должна рэ-
ждаться изнутри, из природы жилиша
вообще ‘и современного массового жя-
лиша зв частности, его бытовой куль-
туры, техники и экономики, его роли
в градоетроительной структуре совре-
менного ‘населенного пункта.

Охарактеризовав особенности архи-
тектуры ‘современного жилого дома,
докладчик отменаёт, что в наше вре-
мя жилой дом перестает быть домом-

_ одиночкой и превращается в OO eKT

массового’ производства. нашей
стране нормальным видом массового
строительства жилищ становится ком-
плексная застройка, то-есть коннен-
трированное, укрупненное строитель-
ство целых жилых комплексов —
кварталов, районов и населенных
мест. х

В заключение докладчик остано-
вился на той огромной роли, которую

будут играть в жилищном строитель-

стве нашей страны методы индустри-
ального домостроения.
: bt

Доклад действительного члена
Акалемин архитектуры СССР Н. Кол-
ли был посвящен общественным цен-
трам городов. Докладчик указывает
на то огромное значение, которое прн-
обретает общественный центр города
в условиях нашего социалистического
строя, с его подлинным и широким
демократизмом. Центральная часть
советского города, его общественные
центры и образующие их архитектур-
ные ансамбли являются основным
ядром композиции города, поэтбму
при восстановлении и реконструкции
наших городов существенное значе-
ние будет иметь правильное архитек-.
турное решение общественных цен-
тров и их ансамблей, основанное на
учете своеобразия местных условий. а
также опыта нашего советского гра-
достроительства и мирового зодче-
ства

Н. Колли ознакомил участников
сессии с основными проблемами пла-
нирозхи общественных центров, нал
которыми сейчас работает Институт
общественных и промышленных 9“
сружений Академии архитектуры
СССР. Шель этой научно-исследовз-
тельской работы — собрать необхо-
димый материал для составления о2-
новных положений по проектированию
и строительству общественных цеч-
тров в городах СССР. Уже разрабо-
тан ряд исслелований, посвященных
анализу общих основ композиции об-
шественных нентров городов Россий
до Октябрьской революции, городов
античного мира, городов Западной Ез-
ропы ло ХУП века и ряд других.
Сейчас институт готовит исследова-
ние, обобщающее практику проекти-
розания общественных центров  со-
ветских городой,

Говоря об огромном размахе строи-
тельства в голы новой сталинской пя-
тилетки, докладчик указывает, что В
проектных работах по восстановле-
нию и реконструкции наших городов
особое внимание следует уделить
проектированию центральных ансам-
блей города.

Гостановленне правительства о вос-
становлении 15 русских городов зна-
менует начало важнейшего этапа В

ис. рии советской архитектуры. До-
кладчик подробно разбирает проекты
застройки центров Новгорода и Ро-
стова-на-Дону, авторы которых дают
ряд творческих ‚предложений, обога-
щающих композицию общественных
центров наших городов. Между тем,
до сих пор не опубликовано ни одного
серьезного научного исследования, по-
священного систематизации и 060б-
щению огромнейшего и чрезвычайно
существенного для правильного раз-
вития советской архитектуры мате-
риала по проектированию и строи-
тельству новых и реконструируемых
городов.—Богатый опыт,  накоплен-
ный советскими архитекторами, —за-
являет Н. Колли, — должен быть
скорейшим образом обобщен, чтобы
стать достоянием всей архитектур-
ной общественности.
a :

Член-корреспондент Академии ар-
хитектуры СССР Н. Былинкин в
своем докладе «Архитектура жилища
и климат» говорил о необходимости
учета климата и микроклимата в прэ-
ектировании жилища, Эта мысль бы-
ла проиллюстрирована на многочис-
ленных анализах народного жилища
(наши северные избы, жилища Сред-
ней Азии, эллинистическая жилая ар-
хитектура и т. д.). :

Сделав обзор современного состоя-
ния науки о климате и отметив до-
стижения советских гигиенистов и
климатологов, докладчик обрисовал
содержание той дисциплины, которая
должна стать боеновой нашего норми-
рования и проектирования жилищ —
«архитектурно-строительной климато-
логии». Эта работа будет проводить-
ся Академией архитектуры СССР со-
вместно с Академией наук СССР и
`Академией медицинских наук.

Pi

Мебель является не только необ-

ходимой принадлежностью внутренне-

сессия Академии архитектуры СССР

формалистические влияния, которые
в первое десятилетие после Октя-
брьской революции были широко
распространены. Углубленная и раз-
вернутая критика безидейности и
формализма, критический анализ по-
зиций западно-европейского KOHCT~
руктивизма — все это’ следует отне-
сти к заслугам нашей архитектурной
теории. :

На фоне этой большой работы еще
рельефнее выступают существенные
и серьезные недостатки, имеющиеся
до сих пор в области архитектурной
теории. Основной порок в работе ака-
демии заключается в том. что она еще
не дала обобщающих трудов по тез-
рии советской архитектуры и, в Ча-
стности, не разработала основной те-
оретической проблемы — проблемы
социалистического реализма, как
творческого метода в архитектуре.
Надо признать, что и в разработке
других проблем теоретическая мысль
зачастую отстает от требования жиз-
ни, от творческой практики.

Далее К. Алабян перечисляет ос-
новвые теоретические проблемы со-
ветской архитектуры, которые долж-
ны быть разработаны в первую <че-
редь.

Многие недостатки в планировке и
застройке наших городов вытекают
из недооценки важнейшего фактора
— градостроительной основы нашей
архитектуры. Разработка градостро-
ительных проблем приобретает в на-
ши дни тем большее значение, что
в капиталистическом мире мы наблю-
даем глубокий кризис  градострои-
тельства, кризис города, как таково-
го. Не случайно за последние годы
в различных странах Запада появи-
лось множество статей и книг, о <©о-
держании которых можно судить по
их названиям: «Безнадежный город»,
«Могут ли выжить наши города»,

«Город, его развитие, его упадок,

На УИ сессии Академии архитектуры СССР. Слева—в зале заседа-
ния, справа—президент Академии академик В. Веснин выступает

го оборудования здания, но и важней-
шим архитектурно-декоративным эле-
ментом интерьера. Поэтому создачае
мебели для современного. жилища на-
до- рассматривать, как большую и
серьезную архитектурную задачу, не-
посредственно связанную с общей
проблемой создания самого жилишя.

С докладом на тему «Мебель в со-
временном жилище» выступил на:сес-
сии кандидат ‘архитектуры Л. Чери-
ковер. Он указал, что перед архитек-
торами и художниками мебельной про-
мышленности стоит большая и слож-
ная задача создания стиля соязремен-
ной советской’ мебели. :

Наша. мебель должна быть e-
лесообразной в. техническом отноше-
нии. В основу ее создания должна
быть положена идея максимальной за-
боты о будуших ее владельцах —
трудящихся советской страны. Эта
мебель должна также отвечать
требованию тармоничного сочетания
функциональных и технических форм
с  архитектурно-художественными и

декором.
и

С большим джладом, посвящечн-
ным основным вопросам теории со-
ветской архитектуры 27 ноября вы-
ступил вице-президент Академии
архитектуры СССР К.`Алабян.

_ == Архитектура, — говорит до-
кладчик, — это искусство, в кото-
ром сочетаются художественное твор-
чество и строительная техническая
деятельность. Только ‘установив пра-
вильный взгляд на синтетический ха-

рактер архитектурной деятельности,

мы сумеем правильно определить со-
держание и задачи теоретической
работы в этой области,

Правильное представление об архи-
тектуре предполагает, выражаясь
словами великого русского зодчего
Баженова, «нераздельность красоты
и пользы» — этих двух начал, из ко-
торых органически слагается любое
архитектурное произведение. Теория
зодчества должна начинаться с ут-
верждения этого полноценного псни-
мания архитектуры. *

Располагаем ли мы необходимыми
предпосылками для создания совет-
ской теории архитектуры? Отвечая
положительно на этот вопрос, док-
ладчик указывает на обигирное тео-
ретическое наследие, которое не-
обходимо тщательно изучать, Tak
как многое в нем сохраняет ценность
и для нас.

Однако было бы ошибочным ду-
мать, /что наследие дает исчерпыва-
ющий материал для построения со-
ветской теории архитектуры. Мы
должны относиться к этому насле-
дию критически, творчески исполь-
зовать все здоровое и прогрессивное
и отбросить все то, что носит харак-
тер устаревших догм, отживших ка-
нонов, архаических взглядов.

— Мы должны помнить, — про-
должает докладчик, — что советская
архитектура развивается в условиях
социалистического общества. Поэто-
му основные руководящие указания
и в ЭТОЙ области дают высказывания
классиков марксизма-ленинизма о
культуре и искусстве. Особое зна-
чение для нас имеют исторические
решения нашей партии По вопросам
реконструкции Москвы, строительст*

ва Дворца Советов, многочисленные

высказывания руководителей партии
и правительства и лично товариита
Сталина по вопросам советского зод-
чества, ;

—Не следует думать,—говорит К.
Алабян, — что в области архитектур-
ной теории нами ничего еще не сде-
лано, Признавая наличие многих не-
достатков в области теоретической
работы, докладчик вместе с тем ука-
зывает, что в течение последних лет
было поднято много новых и слож-
ных проблем советской архитектуры.
Теоретическая мысль развивалась в
напряженной борьбе ¢ чуждыми
влияниями и тенденциями. Теорети-
ческие работы в области советской
архитектуры помогли преодолеть

© докладом.

его будущее». Почти во всех этих
трудах говорится о кризисе города,
как определенного. типа человеческо-
го общежития. В.

- В нашей сопиалистической стране
нет места таким взглядам, Товарине
Сталин дал классически ясное опре-
деление города, как наиболее эко-
номичной формы человеческого рас-
селения. Этим был дан ответ веё-
возможным лезурбанистическим тео-
риям и проектам, отсюда были сде-
ланы важнейшие выводы в направ-
лении реконструкции старых и стро-
ительства новых городов.

— Основным. качеством советской
архитектуры, — указывает далее К.
Алабян, — является ее народность,
ее массовость. На всем протяжении
истории- архитектуры существовал
разрыв между уникальным и массо-
вым строительством, между центром
города и его окраинами, между еди-
ничными высококачественными — жи-
лыми зданиями и низкокачественным
массовым жильем. Капитализм довел
этот ‘разрыв до крайней степени.
Советская архитектура снимает про-
тиворечие между уникальным и мас-
совым сооружением. провозглашая
массовые типы здания главным
об‘ектом архитектурного творчества.

Основой всей советской архитек-
турной деятельности является 3a60-
та о человеке. Наши теоретические
работы должны способствовать ка-
чественному под’ему массовых видов.

строительства,
— Мы должны твердо усвоить, —
заявляет К. Алабян, — что в центре

а ——

всей архитектурной деятельности на-
ходится современность, наша совет-
ская действительность, интересы со-
ветского государства и советских лю-
дей, что наша современность требует
своих архитектурных средств, своих
архитектурных образов.

Болышое место в докладе было
уделено художественным проблемам
советской архитектуры. Докладчик
считает необходимым решительно, от-
казаться от, установившегося  пред-
ставления, ‚будто художественное на-
чало архитектуры находит  выраже-
ние исключительно в фасаде здания,
Это представление, доставшееся нам
в наследство вместе с другими п®-
режитками капиталистической куль-
туры, глубоко враждебно советской
архитектуре. Фасад является лишь
одним из элементов гораздо более
значительного художественного орга-
низма, создаваемого архитектурой,
Художественный образ города или
улицы слагается не только из фаса-
дов отдельных зданий, но и из все-
го того, что входит в понятие горо-
ца ‘и его композиции — из соотно-
шения отдельных зданий между со-
бой, соотношения отдельных типов
застройки, габаритов и профиля ули-
цы, расположения и характера откры-
тых пространств — площадей, скве-
ров, замощения улиц, оград, мостов,
фонтанов и т. д. Все эти разнообраз-
ные элементы обусловливают в Це-
лом художественное качество архи-:
тектуры города. Задача нашей тео-
рии — разработать на основе уже
накопленного богатого опыта разнооб-
разные приемы застройки жилых
кварталов, парков, бульваров и Т. д.
с тем, чтобы все эти элементы горо-
да были наделены яркой выразитель-
ностью, с тем, чтобы в городском ан?
самбле человек ощущал радость и
жизнеутверждающую силу социали-
стического строя.

Крайне вредит нашей практике и
мешает правильной постановке худо-
жественных ‘проблем  неразработан-
ность вопросов жанров в архитекту-

Архитектура, как всякое искусство,
знает свон жанры, каждый из кото-
рых имеет свои законы и свои приз-
наки. Жанр монументальных соору-
жений — крупных общественных зда-
ний глубоко отличен от жанра город-
ского жилого дома. Городской жи-
лой дом, в свою очередь, обладает
иными признаками. нежели жилой

` вать все те огромные преимущества,

дом в поселке или пригороде. Межлу
тем смешение различных жанров ——
повселневное явление в нашей архи-
тектурной практике. Часто рядовые
жилые дома наделяются монумен-
тальными формами, их фасады осна-
шаются множеством ‘декоративных
деталей, вследствие чего не удается
подчеркнуть рядом с. ними действи-
тельно монументальный — характер
крупного общественного здания.

Подчиняя все сооружения общей
композиции города и его отдельных
частей, необходимо тщательно соблю-
дать различие жанров и в.самом гра-
достроительном плане. Центральные
магистрали, главные площади боль-
шого города должны обладать одной
архитектурной характеристикой
торжественностью, парадностью,
Улицы жилых кварталов, напротив,
должны характеризоваться известной
интимностью, уютом.

— Нам предстоит большая работа
по созданию теории советской архи-
тектуры,—замечает К. Алабян, —
имеющей исключительное значение
для нашей архитектурной практики.
В этой работе мы должны использо-

которые предоставляет архитектуре
ленинско-сталинское учение, наш
советский строй. Мы обязаны внима-
тельно изучить опыт нашего строи-
тельства в различных районах стра-
ны, синтетически обобщить нашу тео-
ретическую работу по отдельным
разделам архитектуры. Только. тогда
мы с успехом справимся с трудной
задачей построения теории советской
архитектуры. =
i
После доклада К. Алабяна участ-
ники сессии заслушали доклад про-
фессора И. Маца «Изучение истории
архитектурных теорий и теория со-
ветской архитектуры».
`И. Маца рассказал с работе по

истории ‘архитектурных теорий, осу-
ществляемой Академией  архитекту-
ры СССР. План этой работы состоит
из шести крупных частей, рассчитан-
ных на три тома. Первая часть пое-
вящена античной теории архитектуры
древней Греции и древнего Рима,
вторая — средневековым учениям об
архитектуре, третья — истории архи-
тектурных теорий эпохи Ренессанса.
Четвертая часть состоит из трех раз-
делов, посвященных ‚архитектурным
теориям эпохи барокко и классицизма
на Западе. Пятая часть дает историю
архитектурных теорий новейшего
времени на Западе, а шестая — исто-
‘рию развития архитектурной мысли
и архитектурных теорий в России. ^

:

На заседаниях секции\ строительно-
технических наук были заслушаны
доклады члена-корреспондента Ака-
демии архитектуры. СССР Г. Кузне-
цова «Пути развития. конструкций
жилых домов», кандидата техниче-
ских наук К. Антонова «Перспекти-
вы применения железобетонных коН-
струкций с несущей арматурой в го-
родском строительстве», кандидата
технических наук Г.  Хайдукова
«Сборные железобетонные конструк-
ции в массовом строительстве жилых
и общественных зданий», члена-кор-
респондента Академии архитектуры
СССР А. Гвоздева «Основные проб-
лемы строительной механики в КОН-
струкциях гражданских зданий», док-
тора технических наук М. Вавилова
«Об организации комплексной заст-
ройки восстанавливаемого города (fia
примере Сталинграда)», члена-кор-
CCCP А. Мамуровского «Основные
задачи реконструкции’ и расширения
промышленности облицовочного кам-
ня», доцента Б. Васильева «Резуль-
таты изучения теплотехнических и
других свойств современных  облег-
ченных стеновых конструкций»,

i

В перерывах между  заседаниями
участники сессии знакомятся с эк-
спонатами развернутой в залах Мос-
KOBCKOTO дома архитектора выстав-
ки научных работ Академии архитек-
туры СССР. В мажкетах, планах. н
чертежах здесь показаны разработан-
ные в творческих мастерских гене-
ральные планы и проекты кварталов,
ансамблей и зданий Сталинграда, Во-
ронежа, Ростова-на-Дону, Смоленска,
Ялты, Калинина. 1

Институт архитектуры обществен-
ных И промышленных сооружений
демонстрирует на выставке проекты
театров, школ, общественных зданий
и мемориальных сооружений. В раз-
деле, посвященном работе Институ-
та массовых сооружений, экспониру-
ются типовые проекты жилых зданий
и альбомы архитектурных деталей,
Большой раздел. отведенный Инсти-
туту строительной техники, знакомит
с современными конструкциями зда-
ний, с методами заводского домо-
строения и новыми материалами.

Институт истории и теории архи-
тектуры представил матерналы MHO-

гочисленных экспедиций — обмеры,
зарисовки, фотографии.
Музей Академии архитектуры

СССР показал на выставке свои
последние приобретения. Среди них
модель здания Книжной палаты в
Москве, архитектурные рисунки 4
пейзажи работы академика живописи
Е. Лансере,
ah

Вчера на заседании секции  тео-
рии и истории архитектуры были
прочитаны коллективный доклад зле-
нов-корреспондентов ‘Академии ар-
хитектуры CCCP H, Boyxosa и Д.
Аркина «О работах по истории pyc-
екой ‘архитектуры» и доклады ге
тора архитектуры В. Лаврова «На-
гиональные традиции русского грале-
строительства» и члена-корреспон-
дента Академии архитектуры CCCP
Н. Брунова «О последних исследо-
ваниях архитектуры собора Софии,
в Новгороде», !

Пять лет назад в нашу жизнь и9-
всегда вошло это лучезарное имя —
Зоя Космодемьянская. Не так уж
много узнали мы тогда, да и Потом,
о Зое. Но слава ее. разгоре-
лась ослепительно ярко. Имя ее
стало священным в народе. Как ка-
питан Гастелло, Александр Матро-
сов, гвардейцы-панфиловцы, Зоя ста-
ла высшим символом гордой самоот-
верженности советских людей. Народ
узнал в ней самого себя, лучшее, чт?
есть в нем, и наградил венцом бес-
смертия эту московскую школьницу.

Образ Зои Космодемьянской как
будто самой природой и жизнью пред-
назначен для воплощения в искусст-
ве — в мраморе, на полотне, в стихах
и трагедиях. Сама действительность
создала здесь романтический идеал,
и художнику остается лишь состя-
заться с жизнью.

«Я так приступаю к решенью зада-
чи, как будто конца и ответа не
знаю». Это первые строки поэмы о
Зое. Маргарита Алигер не придавала
значения подробностям ` семейной и
школьной жизни Зои Космодемьян-
ской, да они и не могли бы об’яс-
нить ее подвиг. «Решение за-
дачи» у Маргариты Алигер — про-
никновение во внутренний мир герои-
ни, Как лирическая поэтесса, Алигер
сближает себя с героиней, отдает ей
всю полноту своих чувств. Она ГЭво-
рит за Зою и заставляет Зою гово-
рить за автора. Вся поэма построена,
как диалог автора с героиней. В поэ-
ме почти нет описательных, «эниче-
ских» моментов. Но она проникнута
такой огромной любовью к Зое, что
на страницах ее, одухотворенный
большим поэтическим чувством, воз-
никает «чудесный, вечный лик» люби-
мой героини советского народа. Али-
rep достигла в поэме своей цели
своим путем.

Но можно ли перевести эту лири-
ческую поэму на язык театра? Можно
ли переплавить стихотворные строки
в сценические образы, найти среди
выразительных средств театра такие,
которые заменят поэтическую метафо-
ру, лирическое отступление, взвол-
нованный голос автора? Алигер и не
пыталась писать пьесу приемами «ка-
нонической» драмы. Она стремилась к
лирическому спектаклю, в котором и
актеры, и режиссер должны искать
особые средства театральной выра-
зительности. И она поставила перед
театром интересные и трудные зада-
чи своей «драматической поэмой».

Лирический спектакль — не совсем
новое явление в нашем театре. Егс
пробует утвердить Светлов. Пьесы
Светлова написаны, в основном, про-
зой. Нс это не обычная проза. И не-
даром Светлов, как и Алигер в «Сказ-
ке о правде», то и дело обращается к
стиху и песне. Пьесы Светлова’и
Алигер по своей природе, по компо-
зиции, пою основному настроению —
лирические стихотворения в лицах.

Трудность сценического воплоще-
ния подобных пьес прежде всего в

} Е
том, что в них нет единого деиствия

и детально разработанных  характе-
ров-—а это главное лля актера. CBeT-
лов отбирает в человеческих характе-
рах лишь те черты, которые гармони-
руют с его собственным восприятием
мира. Не дала резвернутых по законам
драмы характеров и Маргарита Али-
гер в «Сказке о правде». То, что на
языке театра называется ролью, Мар-
гариту Алигер, дебютантку в драма-
тургии, пока не очень интересует.

потому только три-четыре исполни-
теля спектакля получили от автора
значительный текст. Остальные ^ пер-
сонажи — лишь матёриал для режис-
сера. Такая пьеса тяготеет к спек-
таклю-монологу, к театру одного
героя. Показать высокое ° лухов-
ное совершенство Зои — вот глав-
ная задача поэтессы. Это He
отвлеченное этическое совершенство,
к которому призывали проповедники
филантропии и самоограничения. Это
цельность и благородство юной души,

сформировавшейся в эпоху великой
социалистической стройки, это гор-
дое самосознание личности, вырос-

шей в огромной семье советских лю-
дей и ощущающей себя частью это-
го дружного и могучего коллектива.

Такую характеристику ‘дает Зое
каждая строка поэмы. Но как автору
передать эти же мысли в пьесе? Зоя
не может раскрыться. в одних толъко
монологах. Она должна жить на сце-
нических подмостках среди своих
друзей и подруг, простых советских
юношей и девушек, наделенных ха-
рактерными чертами наших современ-
HHKOB. } :

Шиллер уводил свою Иоанну в мир
высокой патетики, и она свободно
парила в нем. Флер времени и пс-
этической легенды отделял героиню
от зрителя.

Современному ‘драматургу не обой-

тись без «земной» характеристики
героини. М. Алигар пытается в пер-

©

«СКАЗКА О ПРАВДЕ»
М. АЛИГЕР В МОСКОВСКОМ
ТЮЗЕ.

°

вом акте набросать картину предвоен-
ной жизни Зои и ее сверетников. Ве-
селая поездка школьников за горол.
Споры и раздоры, обиды и радости.
Зоя рассуждает о том, что такое
подвиг, в чем цель и красота жизни,
Эта сцена — наименее интересная В
пьесе. В ней нет ни сочных, реали-
стических характеров, ни ярких по-
этических красок. Она рассудочна и
многословна. В ней нет достоинств
обычной «прозаической» драматургии,
нет и того, чем привлекательна лири-
ческая драма. И, легко: понять причи-
ну этого. Не житейская обыденность,
а большая жизнь, в самых ярких ее

проявлениях, представляет интерес
для поэтической драмы. И потому
не сразу раскрывается: тема  спек-

такля. Он. становитея по-настоящему
поэтическим лишь в Таких сценах,
как, например, та, где Зоя остается
в лесу одна © раненым партизаном и
постигает, что жё такое бессмертие
бойца. Е

Зоя читает партизану Письмо, толь-
ко что полученное от жены. Жена
счастлива, что Узнала, наконец,
адрес своего Васи, что  он.жив, что
впереди — счастливая встреча. И Зоя
безмерно счастлива и за Васю, и за
жену, и за их дочь Валюшку. Они
найдут друг друга. Жизнь торжест-
вует над смертью в этот час, в этом
темном зимнем лесу. Но `партиза
не дослушав писъмо до конца, скон-
чался. И Зоя, преодолевая свой страх
и тоску, начинает понимать по-ново-
му, что такое жизнь и смерть:

«Умер. Холодно. Тихо. И нет ни-
чего. 5

Человек остывает, глухой и незря-
wit. :

Но далеко-далеко, где любят его,
там еше он живет, говорящий, го-
рячий...».

Зоя заговорилг здесь стихами —
это просто необходимо, и не могло
быть иначе. Высокий душевный
под’ем об’ясняет смысл этой сцены,
делает ее. правдивой и глубокой.

В ньесе немало таких эпизодов,
где вялая проза уступает место кра-
сочной поэзии, где героиня, проевет-
ленная высоким поэтическим чув-
ством, постигает смысл и величие на-

родной борьбы. Это самые. ннте-
ресные и, конечно, самые трудные
для режиссера и актеров эпизоды.

Здесь не обойтись без особых, не со-
всем обычных приемов режиссерской
работы и актерского исполнения.
Здесь есть над чем поработать теат-
py:

Р. Суслович, ставивший «Сказку о
правде» в Московском театре юногэ
зрителя, показал себя режиссером,
тонко чувствующим поэтическую при-
роду пьесы. Он умеет строить спек-
такль по законам поэзии, Вспомним
сцену, в которой Зоя остается дома
с соседской девочкой, отказавшись
пойти на весенний бал школьников
только потому, что дала слово этой
девочке не оставлять ее одну. Она
сдержала свое слово, но мыслями
она с Борисом, рассердившимся на
нее за это неволъное упрямство, и в
душе ее звучит музыка далекого,
недоступного ей в эту минуту бала.
И вот погас свет в одиноком окне
загородного дома, и позади Зои, раз-
мечтавшейся в тамаке, закружились
и поплыли в медленном вальсе пестро
разолетые карнавальные пары... Или’
другая сцена — в четвертом акте.
Зоя, измученная пытками, истомлен-
ная жаждой, страстно мечтает о го-
лубой, прохладной воде. Ей слышит-
ся милая песенка — радостная песен-
ка из еще более далекого, совсем не-
доступного ей_ сейчас счастливого
детского мира. Этот эпизод есть и в
поэме:

От песенки детской до пытки
немецкой

Зеленая речка течет.

Ты в ясные воды ее загляделась,
Но вдруг повалилась ничком.
Зеленая речка твоя загорелась,
И все загорелось кругом.

Нелегко представить себе, как
можно перевести эту строфу, этот
поэтический образ на язык снены.
Но Суслович сделал это. Исче-
зает угрюмая стена избы, в которой
томится Зоя, и над ее головой скло-
няется зеленый камыш, а вдали ‘свер-
кает прохладная речка. Зоя Наслаж-
дается покоем, прохладой и тиши-
ной, но через минуту сцену  зали-
‘вает нестерпимо-яркий свет пожара.
Зоя начинает бредить..

И еще’ более выразительна финаль-
ная сцена, в которой Зоя видит това-
рищей по оружию, партизан, пришед-
ших к ней облегчить ее предсмертные

Поэма о подвиге

часы. Они высоко поднимают ее на
руках, и вся. групиа застывает, как
живой монумент, как памятник ге-
роине,

Режиссер затягивает в. Этом эпизо-
де сцену тюлем, заботясь © том,
чтобы зритель воспринял эти «виде.
ния» Зои, как сон, мечту, чтобы не
было недоумения в.зрительном зале—
откуда, скажем, могли появиться тут
эти партизаны. Излишняя  предосто-

рожность. Зритель — и юный. и взрое-.

лый — умеет фантазировать, умеет
мыслить поэтически, и он совершен-
но не нуждается в такой примитивной
житейской мотивировке, как сновиде-
ние.

В пьесе много длиннот, и это —
He технический. дефект. Эти длинно-
ты, в особенности в первых

развивать драматический сюжет. Ре-

жиссер пытаетея помочь ` автору
искусной, чрезвычайно динамичной
мизансценировкой. Многочисленные

персонажи первых актов все время в
движении, и режиссар очень эффект-
но группирует их. При этом он на-
столько Увлекается разнообразием. и
оригинальностью мизансцен, что до-
пускает явные излишества. В одном
из эпизодов: (на крыше) двое дей-
ствующих лиц расположены режис-
сером Так, что зритель видит лишь
HX затылки. Это уже беснельный
режиссерский трюк.

Суслович усиленно истюльзует в
спектакле музыку (композитор В.
Юровский), декоративные эффекты

{художник М. Варпех), световую тех...

нику (консультант но свету и проек-
ции — замечательный мастер в этой
области Г. Самойлов). Волнующая
мелодия, яркая декорация, эффектное
использование света помогают режис-
серу создать поэтическую атмосферу
спектакля. Но можно ли создать поэ-
тический спектакль одними толька
режиссерскими средствами?

Нет, конечно. Главную задачу в
спектакле любого жанра — и в таком,
как «Сказка о правде», — должен ре-
шать актер. :

Алигер отдала весе свои мысли
и чувства Soe... Чтобы стать
«Зоей», актриса в этом  спек-

такле сама должна быть хоть не-
много «поэтессой». Стихи о подвиге
и бессмертии, о правде и счастье—
это должны быть ее стихи, голос ее
души. Н. Голоскок, играющая роль
Зои в Московском тюзе, исправно
выполняет задания режиссера. Но и
только. В спектакле не видно ее ли-
рического вдохновения. ее артисти-
ческого толкования роли, ее творче-
ства. Часто за актрису «работают»
режиссер, художник, ‹ композитор:
Часто она превращается в чтеца, бо-
лее или менее ясно доносящшего
смысл пьесы-ноэмы Алигер. Но сама=
то она при этом пассивна. Нет, это
не актриса лирического спектакля:
Трудно назвать сцену, которую
Н. Голоскок провела бы с неподдель-
ным душевным под‘’емом. А некото-
рые эпизоды в ее исполнении просто
фальшивы. Чрезвычайно странно,
искусственно звучит ее декламация
после пыток в немецком застенке.

В том, что наш театр мало, совсем
недостаточно показывает  героиче-
ские натуры современников, обви-
няют прежде всего лраматургов. Это
справедливо. Но надо сказать, что и
актеры в этом отношении не без-
грешны. Когда в ньесе появляется,
наконец, герой, оказывается, что
найти достойного исполнителя такой
роли не так-то просто.

Другие участники «Сказки о прав-
де», решают скромные по срав-
ненню с _Н. Голоскок  задачн.
Ю. Гордон в привычной тюзовской
манере — с немалым комикованием—
играет роль. простодушной’ Клавы;
Более интересен А. Егоров в ‘роли
Бориса—крепко сколоченный, грубо-
ватый, но очень искренний и естест-
венный.

Остальные участники спектакля
вынуждены довольствоваться малым.
Работая над новыми пьесами в том
жанре, котовый избран в «Сказке о
правде», или в любом другом, Марга-
рита Алигер должна помнить об ак-

терах, о большом актерском ансамб-.

ле, который не. хочет выполнять роль
«хора». Театр обладает  великолен-
ными, разнообразными творческими
возможностями, но осуществить AX
полностью может только. актер.
Можно предположить, что «Сказ-
ка о правде» пройдет на сценах мно-
гих театров. И можно опасаться, что
т формы этой пьесы толк-
нет некоторых режиссеров на всевоз-
можные постановочные ухищрения
и трюки, на поиски утонченных фор-
мальных приемов. Работая над дра-
матической поэмой о Зое, театр дол-
жен помнить о главном — о воспита-
нии чувств зрителя на примере ее ве-
личавого, бессмертного подвига.

Я. ВАРШАВСКИЙ.

ДЕБЮТ Н. РОДИОНОВОЙ

В спектакле «Сказка о правде» на
сцене Ленинградского театра им.
Ленинского комсомола (постановка
С. Морщихина) в роли Зои высту-
пила молодая актриса-дебютантка
Нина Родионова. Подобная роль —
трудное испытание и для опытной
актрисы. З р

В первом акте Зоя, мечтательная и
своевольная девушка,
ляется среди своих сверстников.
Она—особенная. Но при всей своей
незаурядности Зоя не должна быть
противопоставлена товарищам 10
школе, ибо они-®одной с ней породы
молодых созидателей жизни. Родио-
нова хорошо решает эту трудную за-
дачу, хотя порой автор подсказывает

ей такое противопоставление. Пьеса +

начинается цитатой из «Мцыри». Но
Нина Родионова берет у Мцыри He
мотивы одиночества и тоски, а поры-
вистую и страстную жажду жизни.

«Человек создан для счастья, как
птица для полета», выписывает из
Короленко Зоя  Космодемьянская.

Уже в первом акте Роднонова дает
нам почувствовать, как ‘зонимает Зоя
счастье. Глаза ее сверкают, когда
она: рассказывает о подвигах времен
гражданской войны. Девочка-под-
росток, впервые влюбленная, «золо-
тая, чистая, сквозная», она в чем-то
воинственна, словно ждет испытаний,
словно ощушает их приближение
чуткой душой. 3
Текст роли таит в себе опасность
показать Зою в первом акте невра-
стеничной и даже в какой-то мере об-
реченной, предчувствующей свою ги-
бель, Но солнечная, порывистая,
как весенний ветер, Зоя—Родионова
полна оптимизма и готовности к борь-
бе. Жизнерадостная и сердечная,
Зоя, какой играет ее Родионова, не
знает трагических предчувствий.
Военной ночью Зоя подымается на
крышу московского дома, Здесь в ис
полнении Родионовой все настойчивее
звучит страстное желание найти то
«самое трудное» в жизни, которое
одно только и может дать Зое внут-
реннее удовлетворение. Руки Зои ог-
рубели от черной работы, голос ее
окреп, в ней появилось нечто новое.
Ладная, уверенная в себе я своих то-

сразу выле-:

эти голоса в спектакле

варищах, предстает перед нами Зоя зв
этой картине. Без всякой аффектации,
просто об’ясняя суть дела, говорит она
в следующей сцене секретарю райко-
ма: «Разве вы не помните, что я обе-

щала? Быть готовой отдать Родине
все силы, а если понадобится, та и
жизнь... И вы приняли меня в ком-
сомол, значит, вы поверили. мке...».

Это трудные для актрисы деклз-
ративные слова, но именно спокойвая,
серьезная простота — ключ к верной
их трактовке. «Сдвигая брови при
каждом ответе», точно так, как этс
описано в. поэме Алигер, Зоя  гово-
рит с секретарем Московского коми-
тета комсомола. Вместе с ним мы
следим за речью Зои—Родионовой;
«нет ли рисовки и нет ли фальши, и

нет ли хоть крошечного сомнения».
Но этим широко раскрытым глазам,
этой речи, то плавной, то прерывн-
стой, нельзя не поверить. Не только
Зоя держит в эту минуту ‘серьезный
экзамен перед комсомолом.— актриса
Нина Родионова тоже испытывает
здесь свои силы, свой талант. Зри-
тель забывает об актрисе и тем са-
мым дает ей такую же высокую, по
и столь же обязывающую оценку, ка-
кую получает Зоя: «Годится!» —

И вот Петришево, четвертый акт,
последние минуты перед казнью.
Слышен стук топоров: строят висе:
лицу. Зоя бредит. Ролнонова
превосходно проводит эту сцену.
Разметав руки, лежит она Ha
жесткой — скамье. Перел Зоей,
измученной пытками, проходят
видения счастливой жизни (заметим
попутно, что эти картины постав-
лены примитивно, как-то слишком
буднично). Зоя слышит голоса маге-
ри, друзей, любимого. К сожалеяню,
выбиваются
из тональности, в которой ведет сие-
ну. Родионова. Тем не_менее,- Ролно-
нова утверждает в этом акте великий
оптимизм, свойственный высокой тра-
гедии. Жадно, большими глотками
пьет она воду из плошки. Так пила
бы Зоя земную радость любви, так
жила бы она, жадно и радостно. Че-
ловек создан для счастья, как птина
аля полета, и Зоя умирает рано. но в
счастливом убеждении, что  празое
дело— побеждает.

Заключительные минуты  спек-
такля. Собравшись. со силами;
Зоя встает со скамьи, качаясь идет
к авансцене под звуки комсомоль-
ской песни. Дух её не сломлен. Голова
ее гордо откинута, глаза горят Top-
жеством. Она словно расцветает в
эту минуту, «сокровенной красой х0-
рошея». Она   готова к ‚последнему
подвигу.

_Алигер говорит в своей поэме, что
еи хотелось рассказать о Зое «так,
чтоб задохнуться вместе с ней». С
такой же страстью, всю себя отдавая
роли, играет Зою зктриса Родионова.

К. РУДНИЦКИЯ.

актах,
об’ясняются тем, что.‘автор не умеет.

\®

¢
fy

eo

i

’
{
Ee
у

-

Be ae SS

Oe

seer
Ei
a ee