К 60-ЛЕТИЮ СЦЕНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

х

лет служения Веры

Аркальевны Мичуриной-Самойловой
русскому театральному искусству--
это огромная творческая жизнь, гол-
ная исканий и труда, успехов и ис-
пытаний. За эти годы наше отечество
` превратилось в великую социалисти-
ческую державу, оплот передовых
идей, передовой культуры и перело-
вого искусства. В творчестве Веры
Аркальевны  Мичуриной-Самойлозой
лучшие традиции старого русского
театра. сливаются с принципиально-
новыми качествами советского TeaT-
рального искусства.

Вера Аркадьевна продолжает Ha
советской сцене славную  театраль-
`ную деятельность знаменитой актер-
ской «династии» Самойловых,

Шестьдесят

Сценическая деятельность Веры
Аркадьевны  Мичуриной-Самойловой
театре

началась в Адександринском
5 мая 1886 года. Еще за несколько
месяцев до этого дебюта она высту-
пила на любительской сцене, где в
числе других отрывков исполнила мо-
нолог боярыни Веры Шелоги из дря-
мы Мея «Псковитянка». «Монолог бэ-
ярыни Веры — Шелоги, писал
по поводу этого выступления Веры
Аркадьевны один из критиков, —был
прочитан с такими оттенками, что
каждое слово в нем приковывало к
себе внимание, и из сочетания этих
слов выходила поэтическая картина,
полная обаятельной образной преле-
сти».

Это удивительное «чувство слова»,
с такой силой проявившееся в дебюте
Вёры Аркадьевны, осталось навсегда
одним из привлекательнейших свойств
ее- мастерства. Двести ролей сы-
грала она на подмостках Алексанл-
ринского театра, и никогда, ‘по MHO-
гочисленным свидетельствам  крити-
ков и товарищей по сцене, ее He OC-
тавляла забота о слове, о его музы“
кально-поэтическом звучании, о его
глубокей трактовке. В этом внимании
к слову проявилось отношение к мыс-
‚ли, которую актер призван нести со
сцены. Мысль была основой актер-
ского творчества Веры Аркадъевны
Мичуриной-Самойловой. Именно этим
определяется вся ее сценическая
жизнь.

Оглядываясь на пройденный путь,
Вера Аркадьевна может сказать ne
праву, что к успеху ее вели не только
одухотворенная преданность театру и
высокое уважение к нему, но и 1a-

‚ радио,

пряженный, самозабвенный творче-
ский труд, поглошавший все духов-
ные ‘и физические’ силы. актрисы.
Актерское «счастье» сопутствовато.
Вере-Аркальевне. Играла она роли
самые различные; ей была поручена
роль Саши в «Иванове» Чехова,
Софьи в «Горе ‘от ума» Грибоедова,
Лели Мильфорд в «Коварстве. и. ТЮ-
бвих Шиллера, Фру Альвинг в «Ирни-
видениях> Ибсена. Она выступала. в
ройях «травести», озорных мальчишек,
и играла героинь. Она—убежденная
реалистка в своем творчестве.

“Председатель Союза советских
профессор А. Эрдели в своей
«Верховинки>.-

ooo

В новом репертуаре, выпавшем на
долю Мичуриной уже на сцене совет
ского театра, она искала свою тему,

сбрушивая на изображаемых 10
представительниц старого, ушедшего
мира всю силу разящей, не знающей
жалости сценической правды. Ona
достигала замечательной — остроты
изображения, ничто не преувеличива-
лось и не подчеркивалось, все было
достоверным и обоснованным. Про-
должая обогащать свой классический
репертуар, создавая такие великолеп-
ные образы, как Гурмыжекая в «Ле-
се», Мичурина прочно воигла в совре-
менный репертуар, нашла в нем свое
место. :

С гордостью и удовлетворением мо-
жет оглянуться Вера Аркадьевна на
пройденный ею творческий путь. Она
узнала радость напряженного и само-
отверженного актерского труда, воз-
награжденного общим о признанием.

Годы Великой Отечественной вой-
ны актриса провела в осажденном Ле-
нинграде и стала активной участии-
цей героической ленинградской 060-
роны. В те суровые и незабываемые
дни она без устали выступала 0
навещала госпитали, боевые
корабли. вела большую обществен-
ную работу. «Героизм русского на-
рода Во время обороны, — пишет
Вера’ Аркадьевна в своих воспоми-
наниях, вдохнул в меня Новую
жизнь. Я не чувствую своих лет, мне
кажется, что я только начинаю
жить и что мне еще нужно сделать
очень и очень многое».

Счастлив художник, сумевший об-
рести такую духовную силу в жизни
своего народа, в его борьбе и в его
великом подвиге. Радостно думать,
что-свой праздник Вера Аркадьевна
`Мичурина-Самойлова, замечательный
мастер русской сцены, встречает го-
товой к новым твофческим исканиям.
Великолепное ее мастерство привал-
лежит не только прошлому, но и _бу-
дущему ^ =

a С. ЦИМБАЛ..:

художников Закарпатской области
мастерской за работой над картиной

Фото А. Позднеева. (ТАСС).

-Франции

и У

Фильм о Нюрнбергском
процессе _
°

Победители Германии в 1919 г: за-
фиксировали в мирном договоре, что
ее руководители, как военные пре-
ступники, должны быть преданы мг-
ждународному суду. Это решение не
было. выполнено. Кайзер Вильгельм
мирно дожил до глубокой старости в
своем замке в Голландии, а Крупп и
другие немецкие империалисгы заме-
нили кайзера «фюрером».

2 мая 1945 г. Берлин капитулиро-
вал перед Красной Армией. 8 мая в
берлинском военно-инженерном учи-
лище Кейтель от имени верховногэ
командования подписал капитуляцию
Германии. 8 августа 1945 г. правч-
тельства. СССР, США, Англии и
создали Международный
Военный Трибунал для суда над Глав-
ными военными преступниками. евро-
пейских стран оси, и в ночь на 16 ок-
тября 1946 г. они были повешены...

То, что не было.`‘исполнено после
разгрома Германии в первой мировой
войне, свершилось теперь, после ряз-
грома гитлеровской Германии во втэ-
рой мировой войне, Нюрнбергский
процесс стал возможен только в ре-
зультате победы, одержанной над гит-
леровской Германией, в результате
того, что главную роль в завоевание
победы сыграла наша страна, Красная
Армия бросила на скамью подсуди-
мых в нюрнбергском дворце юстиция
Геринга и Гесса. Риббентропа и Кей-
теля, Розенберга и Кальтенбруннеряа,
Заукеля и Иодля. Победам Красной
Армии обязаны мы тем, что свершил-
ся величайший акт международного
правосудия, первый в истории, и чув-
ство, которое не оставляет зрителя
документального фильма «Суд наро-
дов»; — это ‘чувство восхищения и
благодарности героическим воинам
нашей победоносной армии.

Миллионы людей, тех простых лю-
дей, от имени которых были судимы
и осуждены гитлеровские заправилы,
с -волнением и интересом  будут емо-
треть фильм, сделанный группой ма-
стеров ‘советского документального
киноискусства. В

Группа Р. Кармена снимала мате-
риал непрерывно... В” распоряжении
‘авторов фильма были также сотни ты-
сяч метров нашей военной кинохро-
ники и немецкой. Задача состояла в
том, чтобы из обильного фактическо-
го материала, путем обдуманного от-
бора и ‘расположения, создать цель-
ный. динамичный, убедительный ки-
ноочерк о процессе. р
- Успех фильма предопределен «тем,
что был найден стержень — внутрен-
ний сюжет  кинорассказа. Слова
Сталина, как эпиграф, поставили ав-
торы впереди заглавия фильма:

«Их имена известны десяткам ть-
сяч замученных людей; Пусть знают
эти палачи, что им не уйти от ответ-
ственности за свои преступления и не
миновать карающей руки замученных
народов».  — = -

Это и есть тот внутренний закон
развития действия, которому авторы
подчинили свой монтаж фактического
материала. Нюрнбергский процессе —
это 403 заседания, заполненные огла-
шением документов, показаниями сви-
детелей, допросом обвиняемых. реча-
ми сторон. Материал, в общем, одно-
образный; ‘драматизм его,  ’напряжен-
ный и глубокий, почти не может быгь
уловлен  кинооб’ективом и киномикро-
фоном. Простой и точный, конечно,
сильно сокращенный, пересказ хода
процесса в его последовательности

ничего не рассказал бы и не раз’яснил  ;

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

неродов”

г

Кадр из фильма «Суд народов».

зрителю. Поэтому вполне оправдан
прием, положенный в основу создания
картины: кадры самого процесса че-
ремежаются кадрами кинохроники,
повествующей о тех событиях. кото-
рые были предметом судебного раз-
бирательства в Нюрнберге. В`зале су-
да кинооператоры снимали ‘преступ-
ников, но эти же `кинооператоры и
их товарищи задолго до процесса за-
печатлели на кинопленке преступле-
ния. Кейтель подписывал,, кровавые
приказы, немецкие вооруженные силы
их выполняли. Мы видим Кейтеля,
который на вопросы советского обви-
нителя безуспешно пытается дать ух-
лончивый ответ, и мы видим истер-
занные трупы жертв Кейтеля... Умз-
ло и уместно использована, и немец-
кая кинодокументация. Ее включение
в фильм тем более обоснованно, чго
она предстает перед нами как нео-
провержимое свидетельство вины пре-
ступников, ими самими созданное.

Обширный документальный фильм
‘из немецкой кинохроники ‘был пред-
ставлен Трибуналу, как доказатель-
ство. Тысячи документов ‘из немецких
секретных архивов легли в оснозу
обвинительного приговора. Десятки
тысяч фотографий, снятых самими фа-
шистскими извергами, были пред’яв-
лены суду. Дневники Франка, Иодля
и других фигурировали, как бесспор-
ные доказательства совершенных ими
злодеяний.

Немецкие фашисты показали себя
«мастерами» этого самоизобличитель-
ного жанра. Они с упоением садистов
на бумаге и на пленке увековечивали
все. что делали. В этом, очевидно,
сказались не только извращенные
психо-патологические наклонности к
любованию своими злодеяниями, нои
истерическая самоуверенность, убеж-
дение в том, что они выйдут победи-
телями, которым нечего бояться и
нечего скрывать. Так гитлеровцы са-
ми создали против себя тысячи улик,
в том числе и свою кинохронику. Она
закономерно и органично включена В
фильм. Остроумно, и убедительно сде-
лано и сопоставление Геринга в «зе-
ните славы» и: Геринга на скамье под-
судимых, Риббентропа в пышном муч-
дире с множеством орденов, подан-
сывающего договоры, и Риббентропа
в зале суда. ‘

Так при помощи зрительных сопо-
ставлений событий, имевших место ло
процесса и происходивших на суде,
авторы фильма ведут свой динамач-
ный, взволнованный рассказ. Зритель-
ный образ дополняется превосходным
текстом Б. Горбатова. который сли-
вается со многими кадрами настоль-
ко, что возникает. ошущение, будто

эти слова были произнесены им же в
зале суда, в момент с’емок.

Большая часть. содержания фильма
посвящена выступлению советского
обвинителя. Это совершенно пра-
Вильно, так как самые страшные, са-
мые кровавые, самые зверские пре-
ступления были совершены против’ на-
шей страны. Агрессия против’ СССР
составляла сердцевину всех замыс-
лов и планов гитлеровской Германии,
Целью ее было уничтожение нашей
страны как самостоятельного rocy-
дарства, массовое истребление наро-
дов нашей страны. Наиболее тща-
тельно было подготовлено нападение
на СССР. Наиболее далеко идущие
цели преследовало нападение на
СССР. Поэтому и наибольшая и ваи-
более важная часть судебного про-
цесса была посвящена именно этим
преступлениями гитлеровцев.
зрители видят на экране, как пред-
ставители нашей страны. наши обви-
нители, завершали дело, юсуществ-
ленное Красной Армией, вели к пет-
ле организаторов и руководителей
нападения на СССР.

Однако нельзя не пожалеть, что
авторы фильма совершенно опустили
такую важную часть советского об-
винения, да и всего процесса, как вы-
ступления свидетелей. Бросается в
глаза, что этот элемент судебного
процесса обойден в фильме. Доказа-
тельства вины подсудимых представ-
лены только в изображении ` стра!и-
ных, но немых результатов: развали-
ны городов, трупы... На суде звучало
живое слово: в зал Трибунала при-
шлр от имени своих народов pyc-
ские и французы. поляки и норвеж-
цы, евреи и чехи, сербы и испанцы.
Их было немного, но устами их гово-
рили миллионы.

На Нюрнбергском процессе впервые
в истории были судимы и осужделы
руководители государства, обратив-
шие его в разбойничий вертеп и по-
ставившие своей целью. завогвание
всего мира. Впервые в мире совесть
передового - человечества- кристал-
лизовалась в приговоре международ-
ного суда. ;

Огромный материал. снятый груп-
пой Р. Кармена, останется, как драг5-
ценное пособие для историков. Лишь
наименьшая его часть вошла в этот
фильм. Эта картина — самостоятель-
ное, законченное произведение, в ко-
тором прекрасно сочетаются истори-
ческий факт и гневное слово публи-
циста, также войдет в историю, как
памятник совокупных усилий . совет-
ского. народа, победой своей сделаз-
шего возможным процессе в Нюри-
берге.

М. ГУС.

Современная тема в оперетте

За 20 лет существования Москов-
ского театра оперетты на его сцене
было показано 60 премьер, из них 30
спектаклей. советских авторов, но из
старого сбветского репертуара удер-
жались только две оперетты —
«Свадьба в Малиновке» и «Холопка».

Об этом мы узнали на собрании
композиторов, драматургов и режис-

серов, посвященном советской теме
на сцене Московского театра ®пе-
ретты. :

Если в числе авторов, пришедших на
эту творческую встречу с Москов-
ским театром оперетты, мы увидели
известных композиторов, то средя

драматургов не было, к сожалениго,
многих крупных комедиографов. (0-
вершенно отсутствовали.
музыкальные критики. ,
Художественный руководитель \о-
сковского театра оперетты И. Тума-
нов, открывший беседу, отметил, что
только на основе? тесного  твор-
ческого содружества театра, компо-
  зитора и драматурга могут появиться
большие, высокохудожественные
спектакли о нашей действительносги.
Далее выступали И. Дунаевский,
М. Блантер, В. Соловьев-Седой, В.
Лебелев-Кумач, В. Типот, Я. Галиц-
кий, К. Новикова, В. Зарубеев и др.

почему-та

ЧТЕНИЕ НОВЫХ ПЬЕС -
СОВЕТСКИХ
ДРАМАТУРГОВ

В первых числах декабря ‘на сэ-
вместных заседаниях кабинета театра
Горького и советской драматургчи
ВТО и драмсекции Союза советских
писателей СССР состоятся читки но-
вых пьес — «Русский вопрос» К.
Симонова, «Мыс желания» И. Што-
ка и «Молодая гвардия» (по рома-

ну А. Фадеева) Г. Гракова.

Во время пребывания в Югославии
Московского театра им. Ленинского
комсомола мы чувствовали искрен-
нюю. любовь и горячий интерес зри-
теля к советскому искусству, к CO-
ветским людям, к нашей великой
стране..

Во всех городах шести республик,
в-которых выступал театр, на цен-
тральных площадях стоят памятники
героям Советской Армии, отдавшим
свою жизнь за свободу Югославии.

«Мы всегда знали, что великий
русский народ близок, родетвенен
нам, что Югославия и СССР кровные
братья», говорили нам представители
рабочих, студенческой молодежи и
интеллигенции, выступавшие на мас-
совых митингах, которыми сопровож-
дались встречи коллектива во всех
городах.

Помимо 57 спектаклей, театр дал
за два месяца работы в Югославии

17 концертов непосредственно B
нёхах ° предприятий, где  соби-
рались тысячи зрителей. Они хо-

тели не только видеть выступления,
но и поговорить с «людьми из Мо-
сквых, выразить им свою любовь и
благодарность. Особенно памятен нам
концерт в железнодорожных мастер-
ских города Загреба, бывших еще не-
давно одним из центров партизанской
борьбы в Югославии. С каким волне-
нием и энтузиазмом принимали зрите-
ли каждый номер этого концерта и
какую бурю оваций вызвало выстуи-
ление артиста Вовси, читавшего на
сербском языке стихи о маршале Ти-
то.
Еще в Москве нас очень беспокои-
ло: как примут зрители спектакль на
незнакомом им языке, не возникнет ли
между нами и зрительным залом барь-
ep отчужденности, ° который так
страшен для актера? Первые спектак-
ли мы старались играть «популярно»,
раз’ясняя зрителю текст, несколько
скандируя, форсируя звук, как при
разговоре с иностранцами, и сразу же
стало ясно, что это не помогает. а ме-
шает восприятию спектакля. Несмот-
ря на сложность овладения текстом
зачастую неизвестной пьесы, зрители
отлично понимали внутреннюю жизнь
сценических образов. Чем свободнее
и искреннее чувствовали себя акте-
ры, тем яснее ощушали они. взволно-
ванное биение сердец зрителей, не-
обычайно чутко и верно реагировав-
ших на самые тонкие и, как казалось

нам, «русские» нюансы в спектаклях
«Месяц в деревне» «Живой труп» и
«Васса Железнова». Мы поняли, что
надо заботиться не о звуке, а о глубо-
ком внутреннем наполнении спектак-
ля, о правде сценических образов.
Актеры стремились быть максималь-
но собранными, сосредоточенными и
играли «без комментариев», так, как
если бы перед ними был знакомый
московский зритель.

Естественно, что пьесы русской
классической драматургии, с которы-

ми можно было познакомиться в пере-,

водах до спектакля, вызывали верную
реакцию аудитории, но именно в со-
ветских спектаклях реплики действу-
ющих` лиц сопровождались овациями.
Так, например, слова полковника Пет-
рова («Под каштанами Праги») о том,
что немцы прошли по улицам Парижа,
но не прошли по улицам Москвы, не-
изменно вызывали бурные аплодис-
менты. А после слов черногорца из
того же’ спектакля: «Малых народов
не существует, нас да русских двести
миллионов» в зрительном зале про-
исходила подлинная манифестация
дружбы с СССР.

В спектакле «Так и будет» юго-
славского зрителя особенно привлека-
ла_возможность воочию увидеть про-
стых и хороших советских людей’ в:

повседневной жизни: .«Нам. кажетоя:
после этого спектакля, что мы прове-.

ли три часа в обществе близких. и до
рогих нам друзей», — говорили зри-
тели на обсуждениях, которые ‘обыч-
но стихийно возникали после спектак-
лей. : ;

Работа Театра им; Ленинского‘ком-
сомола в Югославии ‘проходила. в

теснейшем контакте с художествен-

ной интеллигенцией и молодежью
республики. . И хотя организационно
проведение гастролей возглавлял Ко-
митет по делам искусств и литерату-
ры Югославии, самое живейшее уча-
стие принимали в них также югослав-
ский комсомол и работники искусства,
в частности актеры, которые оказа-
лись гостеприимными и радушными
хозяевами. Во всех городах Югосла-
вии актеры были постоянными посе-
тителями наших спектаклей. После
спектаклей проводились творческие
конференции с артистами местных те-
атров. С. Г. Бирман выступала с до-
кладами о роли режиссера в совет-

ском театре, С. В. Гиацинтова — с до-

гостях у дружественных народов

кладами о работе актера над образом
ит. д. Наши. артисты, занимающиеся
педагогической работой, провели ряд
практических показательных занятий
с учащимися Белградской театральной
школых ь :

Bee свое свободное время коллектив
театра использовал на ознакомление

с театральным искусством Югосла-

вии. В Люблянском театре мы виде-
ли пьесу известного югославского
драматурга Крлежа «Господа Глемба-
евы», раскрывающую идейное бан-
кротство буржуазного общества.
Спектакль @тлично поставлен талант-
ливым режиссером Б. Ступица.

В Белградском народном театре,
обладающем рядом. талантливых, вы-
соко профессиональных актеров, осо-
бое внимание обращает на себя дра-
матический герой — Раша Плаович
(исполнитель Гамлега. и Протасова) и
чудесный ‘характерный актер Любиша
Иванович, который с ‘огромным темпе-
раментом. и `выразительностью - играет
самые разнообразные роли—от. Город-
ничего до Подколесина. — Широта
творческого. диапазона вообще свой-
ственна югославским актерам, HO
Л. Иванович обладает этим  качест-
вом в высокой степени.

К числу несомненных достижений
югославского театра может быть от-
несен спектакль «Пиковая ‘дама» в За-
гребской. опере, которая может гор-
‘диться рядом. первоклассных вокали-
стов. Крайне плодотворную работу
ведет в Белградской опере молодой
талантливый дирижер Оскар Данон,
поставивший «Князя Игоря» и другие
‘русские оперы.

В. Загребском драматическом теат-
ре работают способный режиссер
“Строцци, известный югославский ак-
тер Дубравко Дуйшин и группа та-
лантливой молодежи, среди которой
0с0бо может быть отмечена актриса
Тиммер.

Большим: успехом пользуется одна
из последних постановок этого теат-
ра — «Тартюф» с Дубравко Дуйшин

в заглавной роли: антиклерикальная
направленность, резкое — осмеяние
католического  ханжества делают

спектакль в условиях Югославии осо-
бенно острым, придают ему `современ-
ное звучание.

К сожалению, все просмотренные

спектакли, несмотря на наличие от-

дельных талантливых ‘исполнителей,
характеризуются отсутствием единой
художественной мысли, единого, об’-
единяющего все компоненты, замысла
постановщика. Это обстоятельство’
вызвано тем, что сейчас югославский
театр еще только вступает на путь са-
мостоятельного творческого развития.
Господствовавшие на югославской
сцене диктаторскйе влияния австрий-
ского, немецкого, французского и
итальянского театров душили всякое
проявление самобытности и своеобра-
зия национального искусства. Поэто-
му творческая индивидуальность ак-
теров, нередко весьма талантливых,
определялась «чужестранным» влия-
нием. Отсутствие школы и крайняя
нужда в режиссерских кадрах ме-
шеют выработке определенного сти-
ля, созданию спектаклей, об’единен-
ных единой творческой волей, приво-
дят к тому, что си сейчас, на новых
путях, театр Югославии не может из-
бавиться от старых грехов.

Тем не менее, наличие талантливых
энтузиастов, беззаветно ` преданных
делу создания национального  теат-
ра, вселяет уверенность в том, что в
самое ближайшее “время в этой обла-
сти произойдут серьезные изменения
и что театр Югославии обретет то ма-
стерство, ту идейную глубину и худо-
жественную завершенность, к кото-
рым стремятся деятели искусств всех
шести республик.

Существенным тормозом в развитии

те незначительное количество” Но-.
вых: произведений‘ оригинальной. дра-
матургии. (Страстная ° героическая
борьба народов Югославии за свою
свободу, наполненная поэзией, — 6e3-
заветным мужеством. и героизмом,:- He.
нашла. отражения: в- драматургии, › и
если композиторы Югославии Созда-
ли ряд великолепных популярных в
народе песен, то’ крупных bec ®
героях-нартизанах до’ сего’ времени
еще нет. ее =

Театральное искусство - Югославии,
находящееся . сейчас в процессе. ста:
новления; переживает трудности _ ро-
но подходят к проблеме создания
национального стиля, хотя каждая
республика, каждый народ  cTpe-
  мится выразить в. искусстве свой ха
‚ рактер, свои особенности, а следова-
  тельно, и найги свою национальную
форму. Острота, резкость. свойствен-
ные хорватам, кипучий темперамент
жителей Далмации существенно от-
личаюдся от спокойного, мягкого, ле-

Алрес редакцич в издательства: Москва,

‚ 507028

- —

Пушкинская, 8. Телефоны: секретариат-—К 4-15-66; стлель театра, музыки, обрамления искусств, арх

Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича. 7.

Кусства является и’

ста. Театры еще робко и неуверен:

сколько патриархального характера
населения Словении’ `и от героиче-
ского, орлиного, «бодрого духом» Ha-
рода Черногории, давшего родине от-
важных бойцов за свободу. Стремясь
выработать особые, неповторимые
формы национального искусства, все

народы Югославии  об’единяются
стремлением к правде, глубокой че-
ловечности, искренности и простоте.

Эти качества сближают искусство
Югославии с искусством братского
русского народа. И недаром сейчас
передовые деятели культуры Юго-
славии особенно внимательно изу-
чают нашу литературу, музыку, жи-
вопись, театр. Во всех республиках ~
среди самых разнообразных слоев на-
селения мы встречали огромный ин-
терес к русскому искусству. Crap-
шее поколение с благоговением вспо-
минает гастроли МХАТ в 1923 году.
Многие произведения русской класси-
ческой драматургии переведены на
сербский и другие языки. На сценах
театров Югославии идут «Ревизор»,
«Женитьба»; «Живой труп», «Враги».
И хотя в режиссерском толковании
этих спектаклей есть ряд серьезных
ошибок, ценность их для развития
театральной культуры страны не-
сомненна. К сожалению, современный
советский театр, советская драматур-
гия, несмотря’ на огромный интерес к
ним, здесь ночти неизвестны. В ре-
пертуаре югославских театров мы
встретили-только «Чужого ребенка» и
-<Рде-те. в: Москвё», а наиболее значи-
тельные произведения советских ав-
торов в Югославию ‘не попали и ‘не
‚были поставлены поэтому на сцене
тватров.   о г в:

Русское: искусство и, в. частности,
русский театр,. всегда_было величай-
шим образцом лля_деятелей искусства
славянских народов; поражая их своей
глубиной, волнуя. правдой и подлин-

ностью чувств. Поэтому и театр Юго-

славий _стремится- к максимальной
‘правдивости, глубине и искренности
‘переживаний: =

`-Югославский зритель тепло и дру-
`жественно: принял -наш театр, оцени-
вая его творчество с позиций того но
  вого, прогрессивного и творчески
` плодотворного начала, которое несет
с собой искусство. народов Советеко-
ro Союза. i

И. БЕРСЕНЕВ.

Наши

Московская
хроника

© Вчера в Доме актера состоялся ве-
чер-показ - Государственного училища

‘циркового некусства, Неред началом. по.  ..

каза с сообщением о задачах и работе
училища выстуиил его директор В. Жан-
то.

© $ декабря в Доме-музее им. Чайков-

екого в Клину состоится выездное засе-
лание кабинета музыкального театра
ВТО, посвященное намяти выдающегося
русского дирижера и комнозитора Э. На-
правника в связи е 89-летнем со*дня

смерти.

< Завтра театральная общественность
Москвы отмечает 70-летие со дня рож-
дения и 89-летие со дня смерти Джека
„Лондона. На вечере, организуемом ВТО,
носле ветупительного слова М. Морозова
с докладом выступит А. Иебах, Л. Вен-
дровская расскажет о ньесах и инецени-
ровках произведений писателя на руе-
ской ецене. C чтением рассказов Д. Лон-
дона выступит Э. Каминка,

< Мн 15 девабря в Зале им. Чайков-
екого состоится первое выступление Ли-

товского республиканского ансамбля
песни и пляски.
< Доклад «Искусство Франции 1946

тода» прочтет завтра в Доме кино С. Ют-
кевич.

$9 Президиум Союза советских писате-
лей принял в члены союза кинодрама-
тургов М. Ромма, ©. Герасимова, Л. Арн-

тама. А. Спешнева, Н. Рожкова и
К. Исаева. Кавдидатом в члены союза
принят А. Филимонов.

© 25 ноября в Клубе писателей состоя-

лось чтение и o0cy; ‹дение новой пьесы
А. Крона «Второе дыхание»,

< 6 декабря еостоитея раснтиренное
зассдланне Художественного совета го-
сударственных цирков совместно е дра-
матургами, посвящениое разговорному
жанру в цирке. С обзором репертуара, !
нанисанного для артистов-разговорни-
ков. выетунит В. Лебедев-Кумач.

< В новый состав правления Москов-
екого товарищества художников избра-
ны Т. Ганоненко, А. Попов. ©. Гера-
симов, Б. Иогансон, П. Кончаловекий,
И.. Соколов. А. Пластов, К. Финогенов,
I. Нокаржевсвкий. Н. Белянин, Ф. Ла-
пидуе, Ю. Пименов, В. Одинцов, И. Ти-
тов, А. Герасимов, Д. Мочальеский. В. !

Бибиков, А. Бубнов. А._Лейнека, Н. Пру-

canon, Б. Иорданекий. А. Лаптев и. Е.
Зернова.

© >71 ноября в Большом зале-Москов-
ской консерватории соетоялея отчетный
концерт днирижеров-аспирантов -консер-
ваторин О. Агаркова и Е, Рацера2

© В «Массовой библиотеке», вышуекае-
мой издательством «Иткусствох вышли
новые монографии о русских и. Запад-
но-свропейских художниках:  «Левиц-
кий» — Г. Жидкова, «ИТибанов» — А;
Сквориова, «Агин» — И. Лазаревского,
<Н. Н. Ге» —`В. Костина, «Лансере» —
К. Кравченко, «Хогарт» — А. Сидорова
и «Констебль» — М. Орловой.

< Избран новый состав правления То-
варинтества «Росскульнтор» С. По-
пов, С. Алешин. А. Гайдамович, .П.
Юрель. П. Кожин; Н. Томский. С. Мер-
куров;‚ Г. Мелюков, `Аскар-барылжа,
С. Кольцов. (С. Тавасиев, Г. Мотовилов,
Н. Пальников, 5. Виленский и_Г. Не-
рода.

@ Для приема произведений изобра-
зительного искусства, выполняемых по
государственным заказам. при Главном
управлении учреждениями  изобрази-
тельных искусств Комитета по делам
искусств при Совете Министров СССР
образована комиссия в составе Б. Никифюо-
рова (председатель). Б. Алексеева, А. Ре-
расимова. С. Герасимова, Б. Иогансона,
ПД. Генина, А. Замошкина, А. Зотова. В.
Ефанова, П. Крылова. М. Mannsepa, H.
Томского и Д. 1марипова. Ответетвен-
ным секретарем комиссии утверждена
Р. Богорад.

& Выставка хуложественно-декора-
тивных украшений и предметов быта
открылась в Выставочном зале MOCCKX;
Экспонируютея резьба по . дереву и
камню, художественные издблия из ме-

талла, керамика, декоративные ткани
ЖД.
& Закончен произволетвом первый

цветной выпуск киножурнала «Наука и
технина». В нем. в частности, иллюетри-
ровано на примере освещения картины
Левитана «Осень» испфльзование ламп
лневного света. Показаны также но-
вые работы палехеких художников
Маркичева. Котухина и Ватагина.

св Государетвенной пентральной те-
атральной библиотеке открылась вы-
ставка материалов, посвященных луч-
нтим спектаклям, шедитим на сценах ‘со-
ветских театров.

В киностудии Мосфильм режиссер
А: Довженко приступил к павильон-
ным с’емкам цветного художествен-
ного ‘фильма «Жизнь в цвету», носвя-
щенного жизни и деятельности велн-
кого русского ученого — преобразо-
вателя природы И. Мичурина.

`В роли Мичурина снимается артист
Ярославского драматического театра
Г. Белов. Жену Мичурина играет
арт. А. Васильева. В тех эпизодах
картины, где зритель увидит героев
фильмов в молодости, в роли Мичу-
рина снимается В. Ларионов (играв-
ший заглавную роль в «Пятнадцати-
летнем‘ капитане»), а в роли жены
Мичурина — ученина Хореографиче-
ского училища ГАБТ Н. Садовская.
Роль садовника Терентия играет Н.

——.

Шамин. Операторы Ф. П
ве ратор роворов и

В ночь

большой русский художник Василнй
Никитич Мешков.

С глубокой грустью узнают об

на ноября скончался

этой кончине все те, кому дороги
высокие традиции русского искусст-
ва, одушевлявшие поколение масте-
ров, к которому принадлежит покой-
НЫЙ,

Младший современник Репина, По-

ленова, Васнецова, Василий Никитич
работал одновременно с Серовым,

Сергеем Малютиным, Пастернаком,
Архиповым, его связывали дружеские
отношения с Суриковым, Врубелем,
Головиным, Бакщеевым.

Блестящий рисовальщик, Мешков
создал свой совершенно особый стиль
портрета, сделанного сангиной и уг:
лем. Эти его работы высоко ценились
и в подобной манере им исполнена
прекрасная портретная галлерея его
замечательных современников. М. И
Калинин, Поленов. Суриков, Шаля:
пин, Менжинский, Клара Цеткин
Чистяков, Боткин—вот далеко не
полное перечисление портретов, сде-
ланных Мешковым. :

Взыскательный вкус мастера,
острота характеристик, живая темпе-
раментная манера исполнения делаюг
эти портреты ценнейшими памятника-
ми русской художественной школы.

В. Н. Мешков был одним из круп-
неиших советских художников-реали-
CTOB, свято хранившим заветы своих

Редакционная коллегия:

КИЕВ. (Наш корр.). В текущем квар-
талё вводятся в эксплоатацию восемь
новых сельских кинотеатров. К конпу
года в селах области будут действовать

19 киноустановок и 52 кинопередвижки,

ЧЕБОКСАРЫ. {Нан корр.). Здесь от-
крылась выставка произведений перво-
го чувашекого художника-профессиона-
ла, заслуженного деятеля. искусств
РОФСР и Чувашской АССР Спиридоно-
ва. Выставлено около 500 картин.

НАЛЬЧИК. (Нап: корр.). В винотевт-
рах Кабардинекой республики демон-
стрировалея специальный выпуск ки-
ножурнала «Праздник  кабардинского
народа», отобразивший празднование
25-й годовщины Кабардинской АССР.
Курнал  заенят бригадой операторов
Северо-Кавказекой киностудии. Pexuc-
сер выпуска Г. Сатарова, музыкальное
оформление — А. Артюнова.

ОДЕССА. (Наш  корр.).
премьеру музыкальную комедию`
«Одиннадцать неизвестных» показал
Государственный театр оперетты. По»
становшик Тимохин, художник Кузне-
цов, дирижер Кулишев, балетмейстер
Зуев; театр готовит новую советскую

«Очередную

оперетту — «Чужая дочь» О. Фельдмана

(либретто Рубинштейна).

ТАШКЕНТ. (Наш корр.). Студия ки-
нохроники выпустила специальный но-
мер киножурнала о праздновании 29-й
годловшины Великой Октябрьской co-
циалиетичеекой революции, в. Узбеки-
стане,

БАКУ. (Наш корр.). При Доме куль-
турьг трудовькх резервов им. М. Багиро-

ва организована хореографичеекая сту-

дия. В ней занимаются 35 учантихся ре-
месленных учили и школ ФЗО г. Баку.

ГРОЗНЫЙ. (Наш корр.). Труппа об-
ластного театра юного зрителя пополни-
лась новыми артистами. Художествен-

г ным руководителем утвержден Б. Грон-

ский. Девять членов коллектива театра
принимали участие. во. всесоюзном смотре
театральной молодежи. Ee

КОСТРОМА. (Наш корр.). В гороле

ПТарье открыт городекой драматический

театр. Сезон открылся пьесой Л. Утев-
ского «Памятные встречи» в постановке
А. Минаева и оформлении Е. Саламано-
ва.

ИВАНОВО. (Наш корр.). В день 29-й
годовщины Великого Октября в Кине-
шме вновь открылся городской театр
им. А. Н. Островского (художеетвенный
руководитель Б. Райский). Театр будет
также систематически выступать со
спевтаклями в городах Вичуге и Наво-
локах.

ПСКОВ. (Наш корр.). В Ново-Избогеке,
в 50 километрах от Пскова, открылась
музыкальная тшкола, в которой будут
учитьея, главным образом. дети рабо-
чих и служащих. занятых на гипсовых
разработках.

ВЛАДИМИР. (Наш корр.). Здесь от-
крыта выставка произведений JI. Pax-
лина. Экепонировано 350 картин. Наи-
большим успехом пользуются акварель-
ные работы художника.

ТОМСК. (Ham Kopp.). Cnerraxnem
«Старые друзья» открылея 9-й Том-
ский областной драматический театр.
Художественным руководителем театра
назначен режиссер В. Цейтлин,

ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш корр.). При
вечернем университете марксизма-лени-
низма открыто отделение для работников
искуеств. Слушатели будут изучать ис-
торию ВКП(б), философию, историю м
теорию. искусств.

КАЛИНИН. (ТАСС). Немепкие окку-
панты сожгли красивейшее здание го-
рода — Путевой дворец, построенный
великим русским зодчим Казаковым.
Сейчас дворен восстановлен, Закончены
все строительные работы и внешняя
архитектурная отделка. Работы велись
по проекту творческой мастерской Ака-
демии архитектуры во главе с акаде-
миком Н, Колли.

ИНОСТУДИЯХ

Интенсивно работает в студии
Ленфильм с’емочная группа художе-
ственного фильма «Во имя жизнн»,
постановка которого должна быть за-
кончена в этом году. Фильм (режис-
серы И. Хейфиц и А. Зархи) расска-
жет о научной деятельности молодых
советских врачей, вернувшихся с
фронта. Авторы сценария Е. Габрило-
вич, И. Хейфиц и А. Зархи. Три se-
дущие роли картины исполняют ар-
тисты В. Хохряков, О. Жаков 4
М. Кузнецов. В женских ролях син-

маются арт. Л. Шебалина и студентка
ВГИК К. Лепанова. В алена ан
также арт. В. Попова (МХАТ),
А. Зражевский (Малый театр). и В.
Дорофеев. Снимает картину опера-
тор В. Гарданов.

Памяти В. Н. Мешнова

учителей Чистякова, Сорокина, Вла-
димира Маковского.

Неустанно работая над собой, он
многие годы отдал педагогической
деятельности. Немало художников
вспоминают благодарностью его
уроки.

Василий Никитич не ограничивался
творческой и педагогической деятель:
ностью, он всегда увлекался и 0б-
щественнсй работой. Большое уча:

с

`стие принимал в устройстве Перел-

вижных выставок, по его инициативе
организовалось «Московское товери-
щество художников», об’единившее в

‚ своих рядах все яркое и мололое, все

наиболее талантливое и ищущее.

Кисть и карандаш В. Н. Мешкова
создали ряд замечательных произве-
дений. К их числу необходимо от-
нести превосходные портреты товари-
ща Сталина, Калинина, Буденного,
Цеткин, Качалова, Москвина и др.

Постоянный участник крупнейших,
выставок, он активно и много рабо-
тал. Богатырское злоровье позволяло
ему стоять до конца на посту худож-
ника.

Яркая биография делает Василия
Никитича’ интереснейшим человехом,
человеком большой души и житей-
ского опыта, общение с которым для
всех знавших и любивших его оста-
нется незабываемым.

Советское правительство высоко
оценило его деятельность. Он был
награжден орденом Трулдовтогсе Крас-

ного знамени, медалью «За лоблест-

ный труд» и званием Народного ху-
дожника РСФСР.

М. Авилов, Н. Беспалов, В.
Бялыницкий-Бируля, В. Бак-
шеев, Ф. Богородский. А. Ба-
турин, А. Герасимов, С Гера-
симов, Е. Гельцер, Н. Голо-
ванов, В. Дулова, Н. Жуков,

А. Замошчич, Н. Исаев, Б. Иоган-
сон, П. Корин, Е. Кацмач, Т. Ка-
туркин, С. Коненков, Н. Крымсв,
В. Лобанов, А. Лебедев, Д. Ляш-
кевич, В. В. Мешков, Ф. Моло-
ров, С. Меркуров, М. Манизер.
А. Моравов, А. Нежданова, А,
Очкин, И. Павлов, А. Попов, А.
Покрышкин, П. Петровичев,
Постников, Г. Ряжский. Г. Руб-
лев, Н. Собинова, О. Серова, П.
Савельев, К. Ситник, П. Соколов-
Скаля, Г. Савицкий, П. Сысоев,
Н. Ульянов, М. Храпченко,
Ханаев. Р. Хмельницкий, И. И.
Шаляпина, И. Ф. Шаляпина, В.
Шквариков, С. Юдин, К. Юон,
Б. Яковлев, В. Яковлев.

.

В. ВДОВИЧЕНКО (отв. редактор), А. ГЕРАСИМОВ, С. ГЕРАСИМОВ,

Ю. ЗАВАДСКИЙ, J.

КАБАЛЕВСКИЙ,

А. — МОРДВИНОВ,

А. НОВОГРУДСКИЙ, А. СОЛОДОВНИКОВ.

итектуры, кино, эстралы в цирка, иностранный и информации—К 5-45-12; издательство— К 1.48.98   !
а еек НЕОН

Зак. № 2928.