Nal

=——ы—ы—=—ы——ы—=——ы——_

Первый тезтр возник в Армении
еще 2000 лет назад. Однако ху-
дожествениую жизнь Еревана досо-
ве‘ского периода характеризуют: сле-
дующие факты:. в нем не было ни 94
ного стационарного театра, лишь
одна-две передвижных труппы покэ-
зывали гастрольные спектакли, по
воскресеньям в городском саду играл
единственный духовой оркестр...

Революция сбросила оковы, дузиав-
шие творческие. силы армянского На:
рода. Начался бурный процессе соби-
рания, консолидации сил, начался не
виданный взлет во всех областях
творчества.

Советская Армения по праву гор-
дится сегодня: тем, что ее художники
являются одним из самых сильных. от-
рядов изобразительного = искусства
СССР. Союз советских художников
Армении об’единяет 115 членов; кро-
ме того, много крупных художников-
армян в Москве, Ленинграде и других
городах работают над произведениями
на армянские темы. Для наших Xy-
дожников-пейзажистов характерны

жизнерадостность, оптимизм, Их .по- \

лотна отражают новое восприятие дей-
ствительности — в солнечных пеиза-
жах армянских художников светится
радость и счастье, ибо радостна и
счастлива жизнь на свободной совет-
ской родине. Художники ‹ Армении,
возглавляемые выдающимся мастером
Мартиросом Сарьяном, отражают в
своих произведениях пафос созида-

тельного: труда, героику борьбы и
строительства.
Много художественных выставок

состоялось за последние годы в Epe-
pave. Наши мастера деятельно и ак-
тивно изучают жизнь, участвуют В
ней. Организована, например, пере-
движная изомастерская. В больнюй,
специально оборудованной машине,
художники выезжают в колхозы, сов-
хозы, индустриальные центры респуб-
лики, где тотчас же развертывают
передвижную выставку и приступают
к работе по зарисовке пейзажей, лю-
дей. готовят эскизы будущих картин.
В этих поездках принимают участие
все художники — от мастеров до мо-
лодых живописцев. Такая связь с дей-
ствительностью питает их творчество,
дает им возможность правильно по-
нять и отобразить жизнь.

Гордость Армении — ®е музыкан-
ты. Армянский народ выдвинул из

kk *

Радость свободного.

°
3. ВАРТАНЯН
Заслуженный артист республики, на-
чальник Управления по делам ие-

кусств при Совете Министров
Армянской OCP

°

своей среды таких выдающихся ком-
позиторов, как А. Хачатурян, А. Сте-
панян, Г. Егиазарян, Л. Ходжа-Эй-
натов, Н, Чемберджи, А. Сатян,
С. Баласанян, К. Закарян, А. Айва-
зян, Х. Кушнарев. Они и до сорока
других композиторов создают Наци-
ональные оперы, симфонии, песни,
балеты. Нельзя не отметить замеча-
тельную пятерку молодых компози-

торов: А. Бабаджанян, А. Арутюнян,

Э. Мирзоян, А. Худоян, Г. Чебота-
pau. Каждый из чих имеет.
творческое лицо, оригинальный
черк, их знает ‘и любит народ, и

крупные произведения отмечены пре“

миями на конкурсах.

Молодые вокалисты группируются
вокруг народной артистки CGGP
А. Даниэлян, которая воспитывает
их. передает им свой богатый оныг.

Ведущим театром республики ЯЗ-
ляется Драматический театр им. Суя-
дукяна, руководимый народным арти-

стом республики А. Гулакяном. Он
хранитз лучшие традиции  армян-
ского театра, традиции театра
героического и реалистического. Сре-
ди армянских актеров есть три
замечательных исполнителя роли

Отелло — народные артисты респуб-
лики В. Папазян, Г. Нерсесян и
Г. Джанибекян. Театр в городе Ле-
нинакане — один из лучших не толь-
ко в республике, но и, пожалуй, ере-
ди периферийных театров Союза.
Театр оперы во главе < народным
артистом республики М. Тавризианом
—театр монументальных постановок.
В его репертуаре «Алмаст», «Ар-

шак Il», «Иван Сусанин», «Отелло»,
«Аида». Он ведет болыную серьез-
ную работу по созданию современ-
ного национального репертуара.
Самая большая наша радость — мо-
лодые кадры, будущие артисты, му-
зыканты, художники. Мало достиг-
нуть определенных высот творчества,
надо закрепить достигнутое, обеспе-
чить дальнейший рост. Наша респуб-
лика имеет развернутую систему под

готовки кадров от низшей до высшей

свое
по:

творчества

ступени и в области театра, и в 0б-
ласти музыки и изоискусства. В
Армянской ССР — 17 учебных заве-
дений, в том числе 3 высших (кон-
серватория, театральный и художеет-
венный институты), 2 из них органи-
зованы во время войны. В учебных за-
ведениях обучается свыше 3,5 тысячи
‚человек, которые возьмут в свои ру-
ки будущее искусства Советской Ар-
мении.

Темы современной  действительно-
сти мастера искусств Армении счита-
ют основными и главными темами сво-
его творчества. Вместе с Si aso
 ся мастерами великого русского на-
рода и других братских народов СССР
  мы уверенно идем к созданию полно-
ценных, высокоидейных  произведе-
ний, посвященных нашим замечатель-

ным дням, замечательным советским
  ЛЮДЯМ. ^
Начинает осуществляться векозсе
аяние армянского народа: в Совет-

скую Армению собираются тысячи ар-
мян, разбросанных по всему миру.
  Здесь в единой советской семье они
будут строить. свою счастливую
ЖИЗНЬ.

Среди прибывших в Армению новых
  граждан есть много художников, му-
зыкантов, деятелей искусств. Пят-
надцать новых художников, например,
‚ приняли участие в организованных за
последнее время выставках. Среди
 них следует отметить прибывшего из
Болгарии скульптора  Агароняна. Он
создал бюсты товарища Сталина, Ге-
оргия Димитрова, работает над произ-
ведениями на современные темы. Ага-
`роняно ведет теперь скульптурный
классов Ереванском художественном.
училище, он имеет — мастерскую, ,
недавно получил государственный‘ за-
  каз. Многие из числа прибывших дея-
‚телей искусств уже приняты в труп-
` пы театров, в составы оркестров, в
творческие союзы.

В Советской Армении созданы все
  предпосылки для дальнейшего, бурно-
  го расцвета искусства. Мысль нашего
  великого вождя, творца Конституции
товарища Сталина о том, что «только
идея советской власти принесла Ар-
мении мир и возможность националь-
ного обновления»,—стала реальной
действительностью. Свободный ар-
мянский народ, в единой великой
семье народов СССР, строит свое

счастливое настоящее и еше более
счастливое будущее.

_ Путь к сердцу зрителя

Большой и дружной семьей живет
Советский Союз. Русские и армяне,
грузины и белоруссы, украинцы и
таджики номогают друг другу стро“
ить новую прекрасную жизнь. Зако-
ны этой жизни запечатлены в Сталин-
ской Конституции, 1О0-летие которой
мы празднуем сегодня. Латышский
народ счастлив и горд тем, что Лат-
вийская республика вместе со всеми
республиками нашей страны прини*
мает участие в этом великом торже”
стве.

Перед деятелями культуры ий иС-
кусства Латвии стоит задача — 00°
роться с остатками чуждой нам идео-

логии, влиянием буржуазного нацио-

нализма. В решении этой задачи ог”
ромную роль может сыграть тейт”
ральное искусство, как могуществен-
ное средство идейного воспитания
трудящихся.

Латвийский театр формировался И
развивался под влиянием западного
искусства, в нем боролись два тече”
ния — формалистическое и натурали-
стическое. Оба они сказались непру-
емлемыми для
венного театра.

Латвийский художественный театр
с первого дня своего возникновения
был театром-новатором, борющимся за
новое содержание и за новые формы
в театральном искусстве. Знаменем
нового театра стало’ утверждение
художественной правды. Образцом, по
которому равнялись его театральные
деятели, стал ®русский Московский

са и

молодого Художест-   Став

°
Эд. СМИЛЬГИС

Художественный руководитель Госу-
дарственного Художественного театра
Латвийской ССР

o> ;
самыми молодыми в советском ис
кусстве, стало настоящим:

Сохраняя свой романтический
стиль, театр приблизился к реалисти-
ческому искусству. В 1945 году были
поставлены пьесы В. Лациса «Побе-
да», революционная драма Ю. Banar-
Ф. Рокпелниса «Они проложили
путь», пьеса М. Горького «Егор Бу-
лычев и другие».

29-й годовщине Октября театр
показал «За тех, кто в море!» Б. Лав-
ренева.

Стремясь жизненно, убедительно и
правдиво изобразить современного
героя, театр старался показать пер-
спективу его развития. Театр не бо-
ится некоторой идеализации героев, в
частных случаях он ищет обобщений,
считая, что только такое искусство
по-настоящему оптимистично, а зна“

чит и наиболее сильно воздействует

на зрителя:

По этому пути будут итти и даль-
ше творческие работники нашего тет
appa, ибо, как кажется нам, это луч-
ший путь к сердцу зрителя, которому
мы должны нести горячее слово пра-
вды и тем самым активно участво-
вать в благородной борьбе братских
народов СССР: за полное построение!

коммунистического общества в .Ha-
шей великой многонациональной
стране. ‘ i

Мечта,
‚вретворенная

в жизнь

>
Шакен АЙМАНОВ

Народный артист Казахской ССР
<>

Истоки художественного творчест-
ва казахского народа можно проеле-
дить в далеких веках, HO расцвет
его и зрелость наступили только пос-
ле Великой Октябрьской социалисти-
ческой ‘революции. — :

Народная поэзия в течение дли-
тельного этапа жизни казахского те-
атра была материалом, на основе ко-
торого создавались спектакли, утвер-
ждавшие яркую зрелищность и суро-
вую мужественность легендарных ге-
роев,

Увлечение эпическими и лирически-
ми сказаниями определило основы
репертуара и стилевую героико-ро-
мантическую линию Театра и неред-
ко во ИМЯ «стилевых особенностей»
театр отдавал предпочтение истори“
ческим и легендарным пьесам пе-
ред пьесами реалистическими, гово”
рящими о современных событиях, хо-
тя постановки пьес русской советской
драматургии («Любовь Яровая».
«Аристократы», «Человек с ружьем»)
всегда были важными событиями В
жизни театра.

В начале войны Казахским акале-
мическим театром драмы была поста-
влена пьеса Ауэзова «Гвардия чести»
—o бойцах доблестной дивизии Пая-
филова. В это же время были постав-
лены военные пьесы: «Чае испытания»
Ауэзова, «Песня победы» Муканова.

Решение ЦК ВКП(б) о репертуаре
драматических театров и мерах по его
улучшению сыграло огромную роль
во всей жизни нашего театра. Кол-
лектив принялся за работу над пьесой
Б. Чирскова «Победители», премьеоз
которой вскоре состоится. Значитель-
но более интенсивно ведется сейчас
работа с казахскими драматургами:
Недавно была принята к постановке
пьеса Абишева «Дружба и любовь»—
о героическом труде рабочих и ин-
теллигенции Караганды во время вой-
ны. Автор показывает девушку-ка-
зашку, передового инженера, —образ,
появляющийся в нашей драматургии
впервые. Интересен также образ
украинского шахтера — инициатора
крупных рационализатореких нововве-
дений на шахтах Караганды. Дружба
украинских и казахских угольщиков,
их вдохновенный труд-—основная тема.
пьесы. :

Над новой пьесой о колхозниках.
Казахстана работает драматург Та-
жибаев. Он увлечен стремлением по-
казать жизнь колхоза после войны,
возвращение людей к мирному труду.

В 1947 году будет поставлена пье-
са драматурга Сабит‘Муканова «Чо-
кон Валыханов» — о великом кКа-
захском ученом-просветителе, совре-
меннике Чернышевского, друге До-
стоевского. :

Великая Сталинская Конституция
дала богатейшие возможности для
развития искусства всех народов Со-
ветского Союза. Казахстан по праву.
гордится талантами ‘своих актеров.

Казахский народ ждет от своего
театра создания новых произведений
искусства, глубоких по идее, совер-
шенных по форме, и все усилия`твор-
ческих работников республики напра-
влены на то, чтобы оправдать, зти
ожидания.

Народные певцы моей родины поют
9 паошлом:

«В Туркменистане горячие ветры
сжигали траву дотла, пустыни без 32°
лени и садов, сухая земля была. Голо-
сом над землею, ветер пустынь сто-
нал. И в сердце, как ночью, было
темно, и жизнь была тяжела».

А о настоящем в песне, посвящен-
ной товарищу Сталину, звучат иные
слова, иные чувства:

«Туркменскому люду ты счастье
вручил, ты оживил пески, и зажурча-
ли среди степей свежие родники.
Жемчужные ягоды в новых садах 6e
режно вырастил ты, покрыли боль-
шую глухую степь рубиновые цветы.
Душисты дыни и виноград. и. сахар-
ный сок плодов. И лунною ночью по“
ют соловьи среди молодых садов».

На знаменитых туркменских KOB-
рах мастерицы создают яркимн крас-
ками шерстяных и шелковых нитей
замечательные образцы — высокого
мастерства — портреты товарищей
Ленина и Сталина, ковры на тему ©
Сталинской Конституции. В

Если поэзия, музыка, ковроткачест-
во существовали в Туркмении с дав-
них пор, получив после Октябрьской
революции новые невиданные BOs”
можности дальнейшего развития, та
искусство театра возникло тольк>
поеле установления в Туркмении со-
ветской власти. Первый  драматиче-
ский театр открылся в 1926 году, нер-
вый оперный театр—в 1940 году. Это
самая молодая из наших нацио-
нальных опер. Здесь все молодо и
HOBO — молоды певцы и танцоры,
пришедшие несколько лет назад в те-
атр из аула, молодо и само искусство
оперы и балета, неведомое прежде
туркменскому народу.

Премьера’ нервой туркменской. опе-
ры на материале народного романа
«Зохр и Тахир» (композитор Шапо-
шников) состоялась в грозные для
всей страны ноябрьские дни 1941 го-
да. :

Ответом театра на наглое вторже-
  ние врага была постановка сперы
  Мейтуса «Абадан», пытавшаяся отрз.
  зить события Отечественной войны. В
  1942 году были поставлены первый
  уркменский балет «Алдар Косе» и ис
нею псследовала опера Шапошникова

«Гюль и Бильбиль» на сюжет попу-
лярного романа туркменского класси-

.*м

Hap

$
Алты КАРЛИЕВ

‹ Наролный артист Туркменской ССР
°

ка Шабенде о борьбе человека за
счастье против темных. сил и опера
«Шасенем и Гариб».

С первых же дней своего возникно-
вения театр уделял ‘большое внима“
ние созданию опер и балетов’ на сов-
ременную  тему. Помимо «Абадана»,
были поставлены опера `Корчмарева
«Счастливая мололость»—© колхозни-
ках Туркмении и балет того же ком-
позитора «Девушки моря», посвящен:
ный героическому труду женщин В
тылу во время войны.

Сейчас театр усилил свою работу
по созданию репертуара и особое
внимание уделяет качеству оперно-ба-
летных произведений на современную
тему. Либретто оперы «Абадан» под-
верглось ‘коренной переработке, и в
ближайшее время ‘спектакль будет
‘поставлен в новой редакции.

Недавно в республике был прове-
ден конкурс на лучшее оперное либ-
ретто на современную тему. Либретто
Сейтлиева и Алты Карлиева «В сол-
нечной стране», посвященное работе
тыла во. время Отечественной войны,
получило высокую оценку. Над опер-
ным либретто, посвященным  совре-
менной теме, работают Кербабаев и
другие писатели Туркмении.

В ближайшее время театр присту-
пит к работе над оперой Шапошнико-
ва и Мухтарова «Кеминэ»—о знамзни-
лом туркменском народном поэте.
Композитор Асафьев, по заказу теат-
ра, пишет балет на основе классиче-
ского туркменского. романа «Бамси
и Бану-Чечек», а композитор Корчма-
‚рев--балет. по другому. классическому
роману «Саятлы и Хемра».

`Балет пользуется в Туркмении
‚большим ‘успехом, несмотря на то, ЧТо
искусство танца в нашей республике
только зарождается. Многие века
‘туркменский народ совершенно не
умел танцовать, хотя старинные ска-
зания и легенды утверждают, что в
глубокой древности в стране сущест-
вовали национальные пляски.

При постансвке спектакля «Алдар
Косе» балетмейстер Н. Холфин и мо-

одов С

лодые артисты фактически создавали
искусство танца Туркмении, Без вся-
кой предистории, без профессиональ-
ной подготовки исполнителей родил
ся этот яркий, жизнерадостный спек-
такль о герое народных сказок, в?
сельчаке и острослове. Здесь впер-
вые наметились основные черты турк-
менского народного тагда — задум-
чивые, плавные движения у женщин

и полные темперамента, удали, лов- г

кости и отваги танцы мужчин.
Параллельно с созданием нового
репертуара идет упорное овладение
мастерством, овладение подлинным
профессионализмом. Туркменская
опера использует опыт, который Ha-
коплен русской оперой, сохраняя при
этом национальный колорит и нацио-
нальное своеобразие. Е
Огромную роль в овладении про-
фессиональным искусством сыграли
работы над классическим  рэпертуа-
ром. Театр выпустил в текущем го-
ду «Евгения Онегина» и «Бахчисарай-
ский фонтан»; готовятся «Чио-Чиэ-

Сан» и «Севильский цирюльник» о >
‘5 ‘ _ 0}
Спектакль «Евгений Онегин» дай

возможность выявить яркое дарова-
ние Маи Кулиевой (Татьяна), Аннаева
(Ленский) и Масумова (Онегин). В
балете «Бахчисарайский фонтан» осо-
бенно отличились совсем еще юные
танцовщики Байрам Мамедова (За-
рема), Аннакурбанов и Джапаров.

Пэвышение идейно-теоретического
уровня и профессиональная подготов`
ка молодых артистов театра — глав-
ные задачи, решающие дальнейшую
судьбу оперно-балетного искусства
Туркмении. При театре организованы
курсы марксизма-ленинизма. Уже 2
года успешно работают детская ба-
летная школа и хоровая студия: От-
дельные артисты театра направляются
в Москву в длительные творческие
командировки. a

Недавно было вынесено решение
0б организации в составе Туркмев.
скэго театра оперы и балета русского
сектора. Постоянное творческое 06-
щение и практическое содружество <
опытными вокалистами должны по
мочь молодым певцам в их развитии в
содействовать систематическим заня-
THAM.

Молодой театр Туркмении с каж-
дым годом обретает все новые силы,
он полон уверенности в будущем, ра-
  достно переживая свое настоящее.

Мастера грузинской сцены

Духовная жизнь грузинского наро-
да, имеющего многовековую культу-
ру, была долгие годы скована гнетом
царекого самодержавия.

После установления советской вла-
сти в Грузии коммунистическая пар-
тия и правительство проявили огром-
ную заботу о развитии искусства. He-
‘бывалый его расцвет явился резуль-
татом осушествления в Советской
Грузии ленинско-сталинской  нацио-
нальной политики.

Первые шаги молодого советского

‘театра, созданного под руководством

реформатора грузинской сцены ре-

жиссера К. Марджанишвили, предзе-

‘шали не только бурный рост подлин-

] ного романтического искусства, ов®-
J

горическая опера «Юсуп и Ахмед», за

°
А. ВАСАДЗЕ

Народный артист СССР, депутат
Верховного Совета Грузинской ССР

рянного оеволюционным пафосом, но и

преодоление отживших театральных
традиций. Перед советским грузин-
ским театром открылся новый шиоо-
‚кий путь творческих исканий.
Постановки «Овечьего источника»
`Лопе-де-Вега, грузинской  классиче-
ской комедии Зураба Антонова «Зат-
мение солнца в Грузии» и «Гамлета»
‚ Шекспира—эти выдающиеся спектак-
‚ ли первых лет существования грузин-
  ского советского театра определили

ОПЕРА О

композитором, я посвятил
свою жизнь советской теме в искус-
стве, советским людям, советскому
государству. Я никогда не забывал,
что воспитан родиной, как советский
гражданин, и что творчество мое дол-
жно быть оружием советской идеоло-
гии, а я — одним из строителей на-
шего общества.

Идейность — это вооружение ху-
дожника, определяющее его творчес-

Художественный театр. Но, не огра- ‘кую направленность. Творческие че-
ничиваясь поисками психологической   удачи и ошибки некоторых наших ма-

правды, театр стремился к созданию
подлинно романтического спектакля.

До 1940 года, до установления CD
ветской власти в Латвии, по услови-
ям цензуры, театр, главным образом,
ставил классические произведения
драматургов-романтиков. Но этот
романтизм был  декларатирным, Ус
ловным, по существу он утверждал
какой-то отвлеченный идеал (исклю-
чением была постановка драмы
«Огонь и ночь» латышского ’ револю-
ционного поэта Я. Райниса). Тем не
менее, наш театр был более, чем ка-
кой-либо другой, нодготовлен к OCY
ществлению   нового репертуара.
Вскоре носле того; как Латвия вошла
в состав СССР, его лучшими спек-
таклями стали «Интервенция» Л. Сла-
вина и «Бронепоезд» В. Иванова. По-
становкой этих пьес театр решитель
но встал в шеренгу бойцов за утвер-
ждение того нового, что принесла ©
собой советская власть. Если раныше
многие из наших театральных деяте-
лей ратовали за «искусство вне по’
литики», то с момента прихода совет“
ской власти театр стал ее ` пламен-
ным агитатором и пропагандистом. В
названных пьесах изображен человек
новой формации, новых мыслей и
убеждений. Театр своим искусством
агитировал за этого нового человека.
То, что для театров всего Союза бы-
ло прошлым, для нас, оказавшихся

стеров об’ясняются прежде всего тем,
что они плохо знают нашу действи-
тельность, —а между тем именно она
должна’ быть неиссякаемым «касталь-
ским ключом» вдохновения для всех
нас. Поверхностный взгляд художни-
ка на жизнь дает ему возможность
  увидеть только неясные ее очерта-
  ния, а не подлинное существо нашей
социалистической жизни, ее гумани-
`стические илеалы, ведущие нас К
коммунистическому обитёству.

Как бы ни владел художник техни-
кой своего искусства, его творчество
  умрет для современников и для исто-
 рий, если глаза его недостаточно
зорки, если он. не видит жизненной
правды. ;

Иногда говорят о том, что трудно
писать о современности. Нужно, что-
бы прошли десятилетия, чтобы собы-
тия улеглись в памяти народной, и

холодным сердцем, взвесив все, мо-
жно повествовать о минувших днях.

Это неправда!

Передовые художники прошлого
умели высказывать большие идеи сво-
его врёмени. Если бы они свою твор-
ческую жизнь не посвятили раскры-
тию этих идей, то разве сохранились
бы в веках, разве дошли бы до нас ях
бессмертные творения?

Наша эпоха поставила перед совет.
скими мастерами искусств невидан-

только тогда со спокойной мыслью и.

ные еще доселе величественные зада-
чи современности и начертала гран-
диозные перспективы будущего.

Где, в какой стране, кроме нашей,
  воплотившей все, что было лучшего в
истории человеческой культуры, ху-
дожнику предоставлены такие без-
граничные просторы для творчества?

Где, в какой другой стране труд
художника пользуется такой подлин-
‘но всенародной заботой, любовью и
вниманием?

Так как же нам не быть пламенны-
МИ певцами нашей жизни! Как же нам
  не стремиться оправдать доверие,
оказываемое нам нашим великим на-
 родом; «ждущим. - от. -_нае. глубоких,
идейных, правдивых и страстных т39-
  рений!

Ведь сила воздействия нашего’ из-
кусства заключена именно в нераз-
рывной связи с народом, с его, а сле-
довательно, и с нашей жизнью. 5

Сколько талантливых людей вобпи-
тала наша советская эпоха! :

И если некоторым советским ху-
дожникам старшего поколения не бы-
ло суждено выковать свое мирово“-
зрение в советских школах, в комес-
моле и партии, им никогда еще не
поздно пройти эту замечательную
школу, учиться мудрости .у советско-
го народа, жить и бороться вместе с
ним за передовые идеи коммунизма.

Нельзя забывать, что наш голсе
слышен во всем мире, что выстулле-
ния советских художников за рубе-
жами нашей родины имеют  огром-
ный резонанс. Ови служат ярким
примером лля деятелей искусств сво:
бодолюбивых демократических стран,
которые стремятся воспринять благо-
родные черты советского искусства и
прежле всего его высокую идейность,

я

Я всегда ошущал чувство ответет-
венности, связанное с высоким званч-

<> Г
В. МУРАДЕЛИ ,
Лауреат Сталинской премии
‘ p>

ем советского художника, стремился
Г оправдать это звание и оказаться до-
: стойным его. у

В своем творчестве я никогда не
ограничивал круг тем, над которыми
работал. Здесь были и грузинские на-
родные напевы, и вдохновенные слова
Пушкина, и яркие творения армянских
и грузинских поэтов о героическом
прошлом этих народов.

Однако бессмертное величие ста-
линской эпохи, неумирающий героизм
советских людей в труде и борьбе за
большевистскую правду волновали
меня глубже. Мое сердце начинало
биться учащеннее, когда я обращался
непосредствеино к нашей современно-
сти. Передо мной возникали геоэиче-
ские образы великого Сталина и его
славных соратников,

Работая над кантатами о Сталине,
над симфонией о Кирове, над песней
о генерале Доваторе, я невольно ста-
новился как бы действующим лицом
своего музыкального рассказа. -

В поисках образа; современного ге-
роя я пришел к теме моей оперы о
дружбе народов Советского Союза,
той дружбе, которая является креп-
кой, нерушимой основой Сталинской
Конституции нашего многонациональ-
ного государства.

Я долго думал © том, как говорить
о советском герое, какие музыкаль-
ные образы должен я найти, чтобы
они могли правдиво выражать мысли
и чувства советского человека.

Все мы слышали речИ товарища
Сталина. Мы учились и учимся на его
замечательных теоретических трудах.

Слова вождя, всегда глубокие и ост-
рые, проникнуты спокойной муд-

i

ростью, всегда просты и ясны. Глубо-
кие философские мысли о сложной и
многообразной жизни советского го-
сударства тозариш Сталин вырэжает
всегда так, что они становятся По’
нятными и предельно-ясными каждо-
  му советскому человеку.
  Вот у кого нам. художникам, нуж-
‹ но учиться говорить языком искусст-
ва с советским народом, всегда помия
слова вождя о том, что мы являемся
«инженерами человеческих душ».
Работая над советским произведе-
нием, я помнил о наследии русской
классической оперы, но в то же вре-
мя не забывал о многочисленных опы-
1тах советских композиторов, может
быть, не всегда удачных, но все же
положивших начало нашему ` делу
создания советской оперной классики.

Музыкальный язык советской, опе-.

ры должен выражать реалистические
черты, характерные для всего совет»
ского искусства. Для меня это — не-
 оспоримая истина. Высокий романтизм
нашей эпохи, проявившийся в патрно-
тических делах советских людей,
должен ярко выразиться B IMOLLHO-
нальной насыщенности современной
советской оперы,

Об этом я думаю, работая над оие-
рой, в которой я стремлюсь раскрыть
большую тёму дружбы народов Со-
ветского Союза и историческую
роль большевистской партин в осу-
щшествлении ленинско-сталинской на-
циональной политики, р

Сталинская дружба об’единила на-
ши народы в единую семью, в одну
великую армию, которая сокрушила
немецких захватчиков и ‘освободила
все человечество от грозившего ему
фашистского рабства,

Тема моей оперы (либретто ее на-
писано драматургом Г. Мдивани, сти-
хотворный текст поэтом Ю. Стреми-
ным) относится к эпохе Великой Ок-
тябрьской социалистической револю-

ДРУЖБЕ НАРОДОВ

ции, к 1919 году. Ленин и Сталин в
тот год направили Серго Орджонн-
кидзе, как посланца коммунистичес-
кой партии большевиков, на Северный
Кавказ для об’единения горских нз-
родов и терских казаков. Там был со-
зван великий сход горских народов и
терских казаков, который положил
начало установлекию дружбы и брат-
ства народов Северного Кавказа. Во-
круг этой основной темы разверты-
вается сюжет, опирающийся на дра-
  матический конфликт. Я хочу пока-
  зать в опере братство: кавказских на-
  родов и русского народа — советских
! людей, об’единенных великой сталин-
ской дружбой.

В моей опере есть законченные
`арии, дуэты, ансамбли и, наряду с
1 этим, хоровые и балетные сцены.

Многие наши композиторы, создавая
оперы, в поисках образа -забывали о
 певце, о человеческом голосе. Неко-
  торые из нас думали даже, что опе-
ра— это «озвученный текст». Сейчас
мы считаем это положение онгибоч-

наш дальнейший творческий путь-—
путь смелого новаторства, поисков
острой формы и сценического вопло-
щения образов, созвучных советской
эпохе. 3

Уровень режиссерского и
‚ского искусства поднялся на еше
более высокую ступень, когда. на
подмостках грузинского театра пэя-
  вилась советская оригинальная дра-
 матургия. Такие постановки советских
и классических пьес, как «Анзор»
С. Шаншиашвили, «Ламара» по Важа
Пшавела, «Разбойники»х» Шиллера в
Театре им. Руставели, «В самое серд-
  це› Ш. Дадиани, «Кваркаре Тутабе-
Г ри» П. Какабадзе, «Уриэль Акоста»
  Гуцкова в Театре им, Марджанишви-
ли, выдвинули грузинский театр в
первые ряды лучших театров Союза.

Грузинские мастера сцены, овлале-
вая методом социалистического реа-
лизма, начали воплощать образы
современного героя. Первая смелая
творческая попытка Театра им. Руста-
вели в спектакле «Из искры» Ш. Да-
 диани показать в советском TeaTDe
образы великих вождей — Ленина и
  Сталина — увенчалась большим ху-
дожественным успехом.

Смотр русской классики, проведен-
\вый наними театрами, явился не толь-
ко серьезной проверкой высокой и
зрелой профессиональной культузы
грузинского советского театра. Этот
  смотр выявил ряд талантливых ар-
 тистов, воспитанных Тбилисским те-
 атральным институтом им. Руставели.
  Среди них надо отметить Георгия Ге-
  гечкори. Сейчас молодой артист за-
  канчивает работу над ролью бойца
Степана в пьесе «Победители» Б. Чир-
скова. В этой роли он правдиво ри-
сует образ представителя русского
народа, беззаветно преданного делу
своей родины.

В нашем театре выросли также мо-
лодые актеры: Т. Татишвили, В. Кза-
  Чадзе, М. Гегечкори, Т. Тетрадзе,
  блеснувшая дарованием в главно® ух;
Гли Дзидзия в пьесе С. Шаншиа’

актер-

ным, — ведь оперное искусство имеет   «Хевисбери Гоча». к
свои законы, по которым были созда-   Руставелевцы, создавая сп Яо
ны величайшие образцы русской «Великий государь» В. Сол \’

оперной классики. Нам надо вернуть-
ся к мелодии в оперном искусстве.
Если композитор не сумеет создать
для певца вокальный материал, то он
не достигнет основного — He смо-
жет раскрыть средствами музыкаль-
ного искусства идею своего произве-
дения.

Вот почему я стремлюсь прежле
всего к мелодической выразительно-
сти, к широкой, подлинной вокальной
мелодии.

Не знаю, насколько удастся мне
мой замысел, но я буду счастлив, ес-
ли в образах моей оперы правдиво
воплотится болышная идея патриотиче-
ского единства советских народов,
ведомых к коммунизму по ленинско-
му пути великим Сталиным.

подошли к оценке событий и лк ы
pee эпохи с мировоззрением сегол-
няшнего дня. Этот спектакль, мче ду-
  мается, явился ярким  доказательст-
вом широкого диапазона грузинского
театра.

Перед советским театром раз»
вертываются грандиозные перспекти-
вы участия в строительстве коммуни-
стического общества. И сегодня, ст-
мечая десятилетие с момента приня-
тия исторической Сталинской Консти-
туции победоносного социализма, мы,
работники искусств, особенно ярко
ошущаем, что у нас есть достатотчо
сил, воли, желания для выполнения
величественных задач, стоящих перед
нами.

Во всех уголках советской земли широко используют трудящиеся право на радостный твор-
ческий труд. На снимках: слева — детская студия при Патирском театре (г. Хорог), испол-
няется национальный таджикский танец; в центре—гобелен «Казахский танец», выполнен-
ный артелью «Ковровщица» (г. Алма-Ата) по рисунку худ.
ансамбль песни и танца Украинской ССР исполняет. «Думу. днепровских партизан»,

Н. Цивчинского; справа — гос.

CCP!

олодое искусство