‚`бения театром, Некрасов

_ дишь в эту комнату.

Театральный к

В русской поэзии не было более
страстного защитника народа, чем
Некрасов. Все думы Некрасова были
посвящены родине, ее славе, чести и
свободе. В борьбе за освобождение
народа от рабства и угнетения он
был в первых рядах писателей-де-
мократов, и именно к борцам. за на-
родное дело обращены его знамени-
тые стихи: *

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь, .

Умрешь не даром... Дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Муза Некрасова впервые с такой
силой, яркостью и проникновением
воспела всю сермяжную и рабочую
Русь, всех тех, кто своим трудом пи-
тал и созидал страну, но кто был по-
рабошен и унижен в ней.

Драматургии и театру были посвя-
щены Некрасовым лишь ранние годы
его творческой жизни, но и в этой
области он сделал много важного н
ценного. В его биографии театр за-
нял очень значительное место. Вепо-
миная позднее молодые годы увле-
восклицал:
Отрада юношеских лет,

Подруга идеалам,
О; сцена, сцена! не поэт,
Кто не был театралом...

Наиболее интересной пъесой Некоа-
сова, без сомнения, является «Осен-
няя скука». Она не была поставлена
при жизни поэта и впервые была иг-
рана на сцене Александринского те-
атра 11 января 1902 года в бенефис
М. Савиной. Роль помещика Ласуко-

ва в ней играл замечательный ар-
тист этого театра В. Давыдов. В
этой одноактной пьесе Некрасову

удалось так выразительно изобразить
дореформенный помещичий  провин-
циальный быт с его скукой, бессмыс-
лицей, его презрением к человече-
скому достоинству закрепощенных
крестьян, что вызывает удивление, как
эту обличительную пьесу пропусти-
ла царская театральная цензура. Уме-
ние характеризовать всего человека
двумя-тремя фразами, четкость диало-
гов дали повод П. Гнедичу, «открыв-
шему» пьесу, утверждать в забытом
сборнике «Для легкого чтения», что
в этом произведении Некрасов «пред-
восхитил» и Чехова, и приемы МХТ
в построении спектаклей. Это преу-
величено, но самый факт, что зриге-
лей «Осенней скуки», современников
чеховской «Чайки», поразил тончай-
ший реализм этой старой пьесы Нек-
расова, остается несомненным.

В театральное наследие Некрасова
входят также: драматическая фанта-
зия «Юность Ломоносова», два «дет-
ских» водевиля: «Великодушный по-
ступок» и «Федя и Володя», сцена
«Утро в редакции» и одиннадцать
драматических сочинений—юот ориги-
нального водевиля «Феоклист Онуф-
риевич Боб» до переделки француз-
ской пьесы «Дедушкины попугаи». Не
все равноценно в этой драматургии, .
есть в ней пьесы, написанные как
бы наспех, но рядом с ними есть и
такие остроумные и тщательно обра-
отанные произведения, как «Актер».

Интересны и поучительны откляки
Некрасова на различные театральные
события. Среди них особенно замечз-
тельны стихи Некрасова «Памяти
Асенковой», о которой он начал пи-
сать широко задуманную драму, и
тот тост за творчество Мартынова,
который поэт произнес во время
чествования этого гения русской
сцены писателями и критиками—Тол-

ритик и

х®о>®

‘стым, Тургеневым, Островским, Сал-   ре... Нет, нет! нарочно предупреждаю

тыковым-Шедриным, Чернышевским,
Добролюбовым и другими в 1859 го-
ду. В стихах „Некрасова прозвучал
громко и властно призыв к такому
сценическому творчеству, которое
вместе с литературой и критикой го-
ворило бы не о пустяках, а о самом
важном в жизни всего народа.

Содержательна и критическая ра-
бота Некрасова, ‘начатая им в «Иэн-
теоне русского и всех’ европейских
театров» в 1841 году. В его «Летопи-
си русского театра» 3a январь, `ал-
рель и май этого года читатель на-
ходил и протест против искажения
переволчиками и бенефициантами ше-
девров Шекспира и Шиллера, -и ост-
роумное обозрение всех новинок ре-
пертуара, и осмеяние попыток булга-

ринских соратников ‘проникнуть на
сцену; и осуждение сценических CO-
зданий <состряпанных кое-как, Ha

скорую руку».

В особенности негодовал молодой
Некрасов, когда увидел на снене пе-
ределанного В. Каратыгиным «Корио-
лана» Шекспира: «Кориолан, в Том
виде, в каком игран— писал  он,—в
  чтении разочарует вас, введет вас в
заблуждение и, чего боже сохрани,
заставит вас сомневаться в Шекспи-

вас, что тут не Шекспир виноват».
Такими же юношески задорными и
взволнованными, а подчас ирониче-
скими, были и другие критические
замечания Некрасова. Вскоре Некра-
сов стал помешать свои театральные
обзоры в «Литературной — газете»,
причем и в этой газете и в «Пантео-
не» он помогал Ф. А. Кони: в редак-
ционной работе,

К сожалению, не вся критическая
проза Некрасова выЯвлена и учтена
полностью, и даже в наиболее полных
списках его статей отсутствует, на-
пример, такая любопытная работа, как
рецензия на драму Э. Шенка «Вели-
зарий» и игру в ней В. Каратыгина
и В. Асенковой, наненатанная в «Те-
атральном альбоме» за 1842 год за
подписью  Н. Перепельского (теат-
ральный псевдоним Некрасова в эти
годы).

Особенно

широко — развернулось

критическое дарование Некрасова Ма   челы». Этот. театр шел рядом с пе-

страницах «Отечественных записок»
и «Современника» MOM непосредст-
венным воздействием Белинского и
Чернышевского. Про одну из статей
Некрасова Белинский писал Кавели-
ну, что она была написана «с такой
злостью, ядовитостью, с таким ма-

раматург

СОВЕТСКОЕ НЕКТУССВО

821 А ПЕКР

стерством, что читать наслаждение и
удивление». По рассказу А. Панае-
вой, один из ближайших ` друзей Бе-
линского, В. Боткин, однажды даже
принял статью Некрасова без’ подпи-
си за статью самого Белинского, чем

Иллюстраторы произвел

великого поэта

Творчество Николая Алексеевича

мания, составлял содержание его про-

очень обрадовал великого критика,   Некрасова, великого русского поэта изведений. Это важно отметить, пре-
всячески поощрявшего публициети- революционной демократии, всегда жде чем мы перейдем к его некрасов-
ческую работу поэта. Некрасов пер-  служило источником вдохновения для скому циклу,

вый высоко оценил «Бедных людей»
Достоевского и.дал очень интерес-
ные характеристики пьес Тургенева
и драматургического стиля Остров-
ского. Его рецензия в «Современни-
ке» о спектакле «Холостяк» подчер-
кивала прежде всего «сочувствие к
русской комедии в ‘наших актерах» и
«торжество Шепкина» в роли Мыш-
кина. Некрасов оценивал и пьесу
Тургенева, и игру в ней актеров]
прежде всего, как успех ee
ной русской драматургии в противэ-
вес засилью переводного pe
и это же чувство и взгляды руково-
дили им в той борьбе за Островеко-
го, которую вел «Современник» при!
самом активном участии Некрасова. ,

Некрасов пред’являл Островскому!
самые высокие ‘требования, i

}
у
t

считая
своим долгом помочь развитию его:
дарования. В одной из своих статей:
в <Современнике» Некрасов указызал!
на «крутые и неожиданные развязки»
в пьесах Островского и советовал!
ему «не подчиняться никакой систе-
ме, как бы она ни казалась ему вер-
на, с наперед принятым  воззрением
не подступать к русской жизни.
Пусть он даст себе волю разливать-
ся и играть, как разливается и игра-
ет сама жизнь; ‘пусть он разовьет в
себе дух истинной  художнической
свободы и справедливости».

Это было написано Некрасовым в
1856 году, когда уже совершенно
спределился переход Островского. в
лагерь «Современника». Давая этот
совет Островскому, Некрасов знал,
какие идеи подскажет жизнь подлин-
ному художнику, и что «дух свободы

и справедливости» заставит молодого

Островского окончательно порвать
со славянофилами. Так и ‚случилось.

; приблизиться к жизни, учила

передовых русских художников. Его
поэзия, исполненная глубокого граж:
данского пафоса, истинно народная,
помогала художникам глубже понять
жизнь своего народа.

С первых дней Великого Октября
поэзия Некрасова, теперь свободная
от цензурных искажений, привлекает
к себе внимание художников-иллюст»
раторов; —

Можно с полным правом утверж-
дать, что лучшие иллюстрации к пр-
изведениям Некрасова были ‘созданы
в советскую эпоху. В творческом раз-
витии многих наших мастеров‘ обра-
щение к Некрасову играло большую
роль, его поэзия помогала им утзер-
диться на рёалистических позициях,
пони-
мать и любить свой народ.

Среди многочисленных иллюстра-
ций к Некрасову, созданных совет-
скими графиками, хотелось бы 050-

бенно выделить вышедшие в 1921 го-

ду автолитографии Б. Кустодиева к
шести стихотворениям поэта. К 1925
году относятся новые иллюстрации
этого же художника к «Кому на Руси
жить хорошо»,

В 1922 году один из выдающихся
русских иллюстраторов —Д. Кардов-
ский создал свои акварели к
поэме Некрасова «Русские женщи-
ны». Эта работа подкупала основа-
тельностью и тщательностью в обри-
совке обстановки и персонажей поэ-
мы, чувством стиля эпохи.

В 1930 году Н. Куприянов испол-
нил чудесные иллюстрации к стихо-
творению «Дедушка Мазай и зай-
цы». i

Через три года появилась большая
сюита акварелей и рисунков тушью
Сергея Герасимова к. «Кому на Руси

В этой идейно-творческой эволюции! жить хоропю», в которой развива-

великого драматурга роль

и критика Некрасова,

=

Примечательна и позиция Некрасо-
ва в споре вокруг проблемы «чисто-
го искусства», которое Друживин
противопоставлял взглядам
шевского на общественную природу
подлинного и высокого искусства. В
этом ожесточенном споре Некрасов
всецело примкнул к взглядам Черны-
шевского и писал В. Боткину: «Дру-
жинин просто врет и врет безнадеж-
но... Мне кажется, в этом деле верна
только одна теория: люби истину
бескорыстно и страстно, больше
всего, и, между прочим, больше само-
го себя, и служи ей, тогда все вый-
дет ладно. Станешь служить искус-
ству — послужишь и обществу, и
наоборот, станешь служить ‘обществу
—послужишь и искусству».

Этому принципу и этому убежде-
нию, что «нет науки для науки, нет
искусства для искусства», был верен
Некрасов и в свои ранние годы. Те-
атр Некрасова“ не случайно вызвал
ненависть булгаринской «Северной

сыграла

редовой литературой и критикой. В
‘творчестве Некрасова’ он занимает
 видное место, соединяясь многимч
‚ нитями с поэтическими произведения-
ми великого писателя-демократа.

М. ЗАГОРСКИИ.

Литературно-художественные вечера в Москве

Вчера на предприятиях, в клубах
и учебных заведениях Москвы с9-
стоялись доклады, беседы и лекцич,
посвяшенные жизни и творчеству
Н. А. Некрасова. В Московском клу-
бе писателей был проведен литера-
турно-художественный вечер. После
вступительного слова В. Лебедева-
Кумача и доклада К. Чуковского про-
изведения Н. А. Некрасова читали:
К. Еланская, Д. Орлов, А. Швари,
В. Попова, В. Кторов. Солистка Мо-
сковской филармонии‘ К. Шаповалова
исполнила песни на тексты Некрасова.

Бюро пропаганды художественной
литературы Союза
телей проводит в клубах, на пред-
приятиях HM в воинских частях ЛиИ-
тературные некрасовские вечера.

В Ленинградском музее С. М. Ки-
рова открыт новый зал-кабинет Сер-
тея Мироновича, полностью перене-

сенный из его ленинградской кварти-

ры. С необычайным волнением вхо-

На первый взгляд, предметы, нахо-
дянгиеся здесь, те же, что встреча-
ются в любом кабинете ответствен-
ного работника. Медвежья шкура на
полу, телефоны на отдельном столи-
ке большой письменный стол с лам-

пой. чернильным прибором, пресс-
папье, настольными часами... Это
так — и не так.

Лампа? Да, лампа, но не случайна

необычная форма ее подставки. Это—
кирка, врубленная в кусок ловчинита.
Так же, как и осколок молибдена,
лежащий на столе рядом с образцом
первой заполярной отливки чугу-
Ha,—3To подарок из Хибиногорска.

Здесь все полно значения. Часы-
герокомпас для подводных кораблей,
впервые изготовленные  ленинград-
оким заводом при поддержке Кирова.
Чернильный прибор — литая модель
памятника 26 Бакинским комиссарам,
создававшегося по инициативе Киро-
ва. Пресс — маленькая наковальня с
инструментами, подарок  череповец-
ких ШКОЛЬНИКОВ:

Белая шкура медведя, распластан-
ная посреди кабинета, — также жи-
вая памятка. Этот медведь был под-
стрелен` челюскиннами на льдине, и
шкура прислана Кирову в благодар-
ность за содействие в деле спасения
участников экспедиции.

Так мы идем от вещи к вещи, слов-
но перелистывая страницы жизни

великого гражданина, и. перед HaMd

воочию встают цехи новосозданных
‘заводов, проспекты преображенных
тородов, жерла орудий, оборонязших
страну социализма, успехи советской
культуры, неизменным другом и сози-
дателем которой был Киров.
“Огромный кабинет весь  опоясан
книжными шкафами. Здесь до пяти,
чысяч томов (а это лишь четвертая
часть домашней библиотеки Кирова!).
Киров нещадно высмеивал‘ «ответ-
ственных работников», ухитрявшихея
хвастать тем, что им некогда читать.

советских пПиса--

Всесоюзное гастрольно-концертное
об’единение и Московская государст-
венная эстрада проводят литератур-
но-художественные вечера в ознаме-
нование 125-летия со дня рождения
Н. А. Некрасова.

Московские чтецы подготовили

новые программы литературных KOH-
цертов из произведений Некрасова.
А. Шварц включил в программу
рывок из поэмы «Несчастные», сти-
хотворения _ «Генерал Топтыгия»,
‚«Тройка», «Утро», «Еду ли ночью по
улице темной». В программе Н. Пер-
шина — отрывки из поэмы «Кому на
Руси жить хорошо» (музыкальное
оформление композиторов А. Новико-
ва и М. Коваля), отрывки из поэмы

a

овенный о

газеты. и для книги, и для изучения
ленинизма. и для повышения своего
культурного уровня. Это будет огром-
ным вкладом в нашу практическую
  работу и вознаградится сторицей.
Только так и можно поднять на
  должную высоту теоретический урэ-
  вень членов партии».

Кировская библиотека по-своему
отражает все многообразие его инте-
ресов. широту культурного кругозо-
  ра, жадную, неутомимую любовь к
книге. Отдельные шкафы посвящены
трудам Ленина и Сталина, классикам
марксизма, историй партии,

..В числе книг любимейшего авто-
ра Сергея Мироновича — Льва Тол-
стого — 4—5 томов нового академи-
ческого издания. Это те самые томы,
которые только благодаря настойчи-
вости Кирова вышли к юбилейным
дням. Когда типография «Печатный
двор» стала задерживать их выпуск,
Киров сам связался с руководством
типографии и предложил, чтобы по-
добно тому, как Путиловский (ныне
Кировский) завод раз в шестидневку
представлял ему сводку о производ-
стве тракторов, так и «Печатный
двор» отчитывался о выпуске «своих
тракторов» — томов Толстого. ,

..В библиотеке С.’ М. Кирова-
первые книги по истории фабрик и
заводов, все, что только было изда-
но тогда о созилательном творчестве
советского человека. К созданию но-
вых, значительных произведений об

сателей, драматургов: ° «Вчера еще
нишая, полуграмотная, невежествен-
ная, угнетенная страна, какой была
Россия при царе, помещиках и капи-
талистах, стала сейчас неузнаваемой
во всех отношениях. Нет еще такой
книги, которая описала бы все до-
стижения, которые мы имеем», гово*
рил’ он весной 1933 года. ев

..Одна из книг вынута из шкафа
и экопанируется в соседнем зале, в
витрине. Это — книга И. В. Сталина
«О Ленине и ленинизме». На титуль
ном. листе. вверху, автограф: «Другу
моему. и брату любимому: от’ автора.
23/У—24». С волнением вематриваем-
ся. мы в эти теплые строки;

«Этим хвастаться нельзя... Мы хотим
так наладить нашу работу, чтобы
каждый из нас находил время и для

..Книги по архитектуре, живописи,
прикладному искусству. Вспоминается
неизменный призыв Кирова к архитек-

OT- i

этом Киров не уставал призывать пи-

«Мороз, Красный нос», стихотворе-
‘ния «Крестьянские дети», «На Вол-
ге», «Огородник» и другие. В новой
программе чтеца Н. Голубенцева —
«Поэт и гражданин», «Отрывки из пу-
тевых записок графа < Гаранского»,
‘поэма «Русские женщины».

Артисты Московской эстрады под-
готовили  литературно-музыкальную
композицию под названием «Муза ме-
} сти и Печали». В этом театрализован-
  ном концерте примут участие чтецы,
драматические артисты и вокалисгы.
  Режиссер - постановшик Н. Голу-
бенцев. В музыкальном оформлении
использованы русские народные пес-
ни и произведения русских компэзи:
торов на тексты Н. Некрасова.

’ торам, художникам: «Не обеднячи-
  вать!»; «Нужно, чтобы везде — на
улицах, на площадях, в театрах —
рабочего окружала красота!»

Вновь оживает в памяти рассказ
М. Чумандрина о том, как он, при-
ехав из Германии, рассказывал Сер:
гею Мироновичу о столь поразившей
его малочисленности посетителей
музеев; в частности Дрезденской гал-
лереи: несколько  специалистов-ис.
кусствоведов. да матерые туристы,
посещавшие галлерею не столько из
любви к искусству, сколько по этя-
кету Бедекера — ...«По долгу турист-
ской ° службы», — тнутя подсказал
Чумандрину Киров и тотчас же спро-
сил:

— А Сикстинскую Мадонну видел?

— Видел. Тоже пусто. `

— Эх, к нам бы ее! — мечтатель-
но промолвил Киров.

..Среди технической литературы
‚обращает внимание книга о. сопротив-
лении материалов. Сопротивление
материалов... Память обращается к
трибуне ХУП с’езда партии, к знаме-
нитой речи Кирова, когда он, говоря
о задачах партийно-массовой работы,
пропаганды  марксизма-ленинизма и
политического воспитания, напоми-

нал: :
«Конечно, очень отрадно видеть
пьесу какого-нибудь писателя, ° пи-
шущего наши советские пьесы, о том,
как растет новое поколение, которое.
не видело в жизни, что такое живой
городовой, и т. д. Это все, конечно,
очень хороню. Но. вот сейчас растет
еще более молодое поколение, кото-
рое не знает, не имеет никакого жи-
вого представления, кроме мозгового,
о TOM, что-такое безработица, нужда,
голод, а на практике совершенно не
знает этих вещей. Но ведь этих же
людей надо воспитать, надо дать им
понять, отчего и почему это произош-
ло. А это могут дать только хорошо
поставленная пропаганда и агитация
в пользу нашей великой марксистскс-
ленинской науки. Никаким другим
способом этого дела не возьмешь. Я
думаю, что всякую науку, в том чис-
ле и технику и механику, мы должны

„НЕКРАСОВСКИЕ
ЧТЕНИЯ“

КИРОВ. (Наш корр.). Сотни слуша-
телей собираются на проводимые в
областной библиотеке им. Герцена
«Некрасовские чтения», посвященные
125-летию со дня рождения великого

русского поэта. В этой программе
 -_лекции, освешающие — различные
стороны творчества Некрасова, и
художественное чтение его произве-
дений. В проведении чтений участву-

ют научные работники города, арти-

сты Областного драматического те-
атра и концертно-эстрадного бюро.

Черны- 1

лась дальше та самая тема, над
которой десятилетием раньше рабо-
тал Кустодиев. Несмотря на эскиз-
ность рисунка и излишнее увлечение
гротеском, эта работа явилась значи-
тельным событием в развитии нашей
иллюстрации, в раскрытии нашей
‚графикой образов некрасовской поэ-
SHH. ;

Рисунки А. Пахомова к поэме «Мо-

роз, Красный нос» (1937 год) — сви-

‚: детельство стремления наших хулож-

ников к завершенности образа в ил-

люстрации.

Общей для всех наших графиков
тенденцией было стремление выявить
социальное содержание поэзии Некра-

сова, ее высокую гражданственность, !
великого певца!
  народа и в первую очередь — кресть- !

показать поэта как

1 янства, раскрыть революциончо-демо-

кратические идеи его произведений.
  На этом пути были срывы и ошибки.
: Но все же это был нуть преодоленчя
  схематизма, стилизации,  эскизности,
И НО этому пути наших художников
вела глубокая содержательность, вы-

сокая идейность поэзии Некрасова.

{
i
  Недавно художник  Д.  Шмаринов
  закончил большой цикл рисунков к
произведениям Некрасоза. Эта работа
представляет собой особый интерес.
Если раньше наши графики чаше все-
го работали над иллюстрациями к от-
дельным произведениям Некрасова, то
Шмаринов ставит себе более широкие
задачи — проиллюстрировать книгу
избранных произведений поэта. Цикл
Шмаринова состоит из 20 больших
рисунков, выполненных черной аква-
релью.

Своими рисунками к «Преступлению
и наказанию» Ф. Достоевского и
  «Петру 1» А. Н. Толстого, а также к
отдельным произведениям Пушки-
на, Лермонтова и С. Аксакова Шма-
ринов зарекомендовал себя как
выдающийся иллюстратор. В них он
показал себя мастером психологи-
ческой характеристики. художником,
умеющим глубоко
  литературного произведения, жизнен-
‚но и ярко воссоздать литературные

образы. Шмаринова привлекал всегда

понять ‘замысел

В некрасовской серии Шмаринову
пришлось решать новые сложные
творческие задачи. Художник столк-
нулея здесь с огромным разнообра-
зием жанров — от историко-револю-
ционной поэмы и народной эпопеи до
“лирического стихотворения и стихо-
творения для детей, от публицисти-
ческого н сатирического произведе.
ния до бытовой зарисовки, что не
могло не требовать различных мето-
„дов решений отдельных иллюстра-
ций. С другой стороны, автор здесь
был лишен возможности дать не-
сколько иллюстраций к ‘одному про-
изведению и должен был добиваться
необходимой полноты впечатления,
раскрытия основного смыела  произ-
ведения в одном листе, в одной ил:
люстрации.

Понятно, что в 20 рисунках он не
смог достаточно широко и полно охва-.
тить содержание сборника. Среди них
мы не видим иллюстраций к наиболе>
трагическим эпизодам в произведе-
ниях поэта. Но этот пробел прихо-
дится, очевидно, обяснить самым
подбором стихотворений в сборнике,
предназначавшемся для юного чита-
теля.

Подкупающей чертой иллюстраций
Шмаринова является. их закончен-
ность, картинность, широта. охвата
жизненных явлений, цельность чело-
веческих образов, соединенные с
большой непосредственностью и тон-
костью передачи определенного co-
стояния человека, природы. Вся пре-
дыдущая работа помогла Шмаринову
и здесь дать презвычайно выразитель-
ные психологически образы.

Опытный ‘иллюстратор, он сумел в
единственной иллюстрации к произ-
ведению дать кульминационный мо-
мент действия, момент, в котором кон-
пентрируется, раскрывается основное
содержание данного произведения.

Вместе с тем в этом цикле Шмари-
нова появилось и нечто новое по срав-
нению с другими его работами: очень
большое место занимает в этих илло-
страциях пейзаж, природа.

Но самым ценным качеством этих
иллюстраций Шмаринова является его
‚ умение слить яркий и сложный чело-
веческий образ с окружающей его
природой. Он умело использует и
свой личный опыт и опыт других ил-
люстраторов Некрасова — Кустодие-
  ва, Куприянова, С. Герасимова — и
  достигает превосходных результатов.

В своих иллюстрациях  Шмаринов
создал интересную галлерею раз-
личных социальных типов и’ характе-
ров: тут и жены декабристов, и кре-
  стьянки, и бурлаки, и железнодорож-
ные рабочие, и мужички хлеборобы, и

иллюстрациях стражаются горячая
‹ некрасовская любовь к человеку-тру-
  женику, глубокое сочувствие к его
  страданиям. В иллюстрациях прекрас-
‚ но раскрыто своеобразие нациоваль-
  ABIX русских характеров.

Иногда заметно, что Шмаринов от-
талкивается не только от опыта со-
ветских иллюстраторов Некрасова, но
и от образов русских художников-
реалистов, современников поэта.
Именно поэтому, может быть, он до-
  стигает большой убедительности и
  понятности образа, сохраняя при этом
свой собственный, свободный, живой
почерк. .

одинаково удачны. Менее удались ему
 на этот раз массовые сцены («Дя-
дю:ика Яков» и «Железная дорога»),
несколько путаные и слишком набро-
} сочные. Но в целом в этом цикле не-
 красовские образы получили глубоко
реалистическое выражение, всесторон-
нюю и конкретную характеристику,
обрели большую жизненность и дей-
ственность.

Законченные совсем недавно
  A. Пластовым акварели к некрасов-

скому выпуску «Школьной библиоте-

Всего до конца года будет проведено больше всего человеческий образ, че-   КИ» Детгиза — очень привлекатель-

7 «Некрасовских чтений».

ловек всегда стоял в центре его вни-

С. М. Киров. Портрет работы художника Д. Налбандяна
oOo 9

стихи Маяковского, «Рассказ о вели-

нам. Это совершенно верно. Скажем,
наука о сопротивлении материалов, —
это крайне необходимая наука. Но
  мы ни на одну минуту не должны за-
бывать, что мы живем в такой обста-
новке, когда та наука, которая изу-
чает сопротивление. противостояйих
нам ‘классов внутри. страны и за ее
пределами, — эта наука должна за-
нимать первое место».

Из системы марксистско-ленинской

пропаганды и агитации Киров не
только не исключал искусство, HO,
наоборот, неуклонно призывал Xy-

дожников К большевистской идейно-
сти творчества. Он неустанно” напо-
минал, какие богатейшие. возможно-
сти даны «инженеру человеческих
душ» для создания «не мозгового, а
живого представления» об основных
проблемах и силах классовой борьбы
для коммунистического воспитания
народа. Настойчиво и убежденно со-
ветовал Киров пропаганлистам широ-
ко использовать в работе такие до-
стижения советского искусства, Как

поднимать на такую высоту, которая
недоступна капиталистическим стра-

фильмы «Чапаев» и  «Ветречный».
шолоховскую «Поднятую  целину»,

будет больше...

‚ зоздания

(карандаш).

ком плане» М. Ильина,
«Мать» и т. д.

За несколько дней до гибели, ког-
да на заседании ленинградского гор-
кома и обкома партии обсуждалась
работа ленинградской, киностудий,
Киров, обращаясь к руководящим
партийным и советским работникам,
говорил:

— Вы думаете, что наша задача
состоит только в том, чтобы  смот-
реть готовые картины? Нет, нам нуж-
но помогать их появлению, тогда они
станут появляться чаще, тогда их

горьковскую

Киров активно помогал появлению
новых, значительных произведений,
посвященных современной  действи-
тельности (вспомним хотя бы историю
фильма  «Встречный»), и,
беспощадно критиковал. малейшие,
попытки политически BbIXOMOCTHTE
искусство, использовать авторитет.
художника для идейно враждебных
влияний.

Осенью 1923 года Киров присут-

№

ском театре драмы. Театр открылся
халтурной постановкой пьесы Л. Анд-
реева «Дни нашей жизни» и анонси-
ровал в числе ближайших премьер...
«Бой бабочек». Это не могло не воз-
мутить Кирова, который внимательно
следил еще за первыми шагами Ба*
кинского театра, зарождавшегося как
театр революционной сатиры, хорошо
работавшего непосредственно на
нефтяных промыслах, стремившегося
пропагандировать молодую советскую
драматургию. Но все это — было.
Теперь же театр решил «приспосо-
биться» к специфическому нэповско-
му зрителю и круто повернул на-
правд.

..Наутро в газете «Бакинский ра-
бочий» была напечатана статья «От-
крытие Госдрамы»:

«..Сушествует такая гнилая тради-
ция — традиция какого-то ` особенно
снисходительного отношения к теат-
ру, как к больному или даже умирах-
щему организму. Театру позволитель-
но барахтаться в старье, театру с его
прекрасными изобразительными BO3-
можностями можно играть беспро-
светную чепуху, а все это принято
оправдывать актерской игрой... А при-
дешь, посмотришь на ‚эту игру и не-
доумеваешь; неужези` вот этот арсе-
нал наигранных приемчиков и есть
то, Что заставляет ставить безграмот-
ные, пошлые, макулатурные произве-
дения?.. И это ГОС-драма. Что же,
эта приставка «ГОС» к чему-нибудь
обязывает или она только обозначает
присутствие в приходных статьях
рубрики, именуемой — субсидии, до-
тации, стипендии и т. д., ит. H.?>

Эта статья, — ‘как рассказывает
П. И. Чагин, редактировавший в TOT
период газету и смотревший спектакль
вместе с Кировым, — была им. напи-
сана ‘не только по прямому предложе-
нию, но и при самом активном сотруд-
ничестве Кирова. Киров, возмущен-
ный пошлым, халтурным спектаклем,
как бы вспомнил дни своей молодо-
сти, когда он на страницах владикав-
казского «Терека» так мастерски вое-
вал с мешанством и прислужничаньем
буржуазии в жизни, политике, искус-
стве, и отредактировал рецензию с
подлинно профессиональной «хват-
кой». Рецензии нехватало «точки».
Киров предложил закончить рецензию
фразой: «Открытие Госдрамы поста-
новкой «Дни нашей жизни» давайте,
оговоримся, считать несостоявшимся».

Каковы бы ни были ‘заслуги театра,
но если он забывает, к чему обязыва-

ствовал на открытии сезона в Бакин-

ет «приставка ГОС», если.ради деше-

‚ седые старики, и детвора, Во всех его ;

Не все иллюстрации Шмаринова

ны. Эти иллюстрации рассчитаны na !

ений

и

Иллюстрации Д. Шмаринова к
произведениям Некрасова «Кре-
стьянские дети», «Размышления у
парадного под’езда».

}

совсем маленьких читателей, и мож-
HO не сомневаться в том, что они
найдут самый горячий отклик.

Прекрасный живописец `и коло-
рист, замечательно знающий русскую
деревню и русскую природу, один из.
лучших советских анималистов, Пла-
стов в своих иллюстрациях прекрас-
но сумел использовать эти свои дан-
ные. Его акварели правдивы, заду-
шевны и поэтичны, его образы кре-
стьян и детей как бы выхвачены из

Тончайший аромат ранней весны
разлит в акварели. изображающей
  Дедушку Мазая с зайцами, с ее неж-
но-голубым небом, желтыми пушин-
ками на ивах и широкой гладью во-
ды. Полон несметных богатств лес,
стоящий зимой в пышном серебряном
+ Уборе («Мороз, Красный нос»).

Высоко оценивая выполненные
i¢ подлинным живописным блеском
акварели, нам все же хочется еде-
‹лать один ‘упрек автору: нам ка-
  жется, что темнерамент ‹ художника
  здесь как бы спорит © настроением
  Некрасовского стиха. Пластов, пе:
 вец изобилия и великолепия благ
‚земных, не всегда улавливает это
‚ Настроение и остается далеким OT
‚ грусти и скорби поэта. В этом отно-
‹шении характерна его иллюстрация к
‹ «Несжатой полосе», где изображено
огромное поле великолепной спелой
ржи, за которой простирается mpe-
красный пейзаж; Не тем настроением
должно веять от этого рисунка: У
Некрасова — поздняя осень, у Пла-
  стова — ранняя осень, у Некрасова
— крохотная полоска бедняка, у Ила-
стова — бескрайнее поле, у Некра-
сова — тревога и уныние, у Пласто-
ва — эпическое спокойствие.

Но некоторые мотивы поэта — об-
разы детей, картины жизни приролы
претворены Пластовым в пройзвеле
ния болышой свежести и очарования.

` Этими двумя новыми сюитами ил-
люстраций Шмаринова и Пластова
советская графика отмечает вместе
со всей советской страной 125-летие
‘со дня рождения великого поэта.

К. СИТНИК.

ac р . hn int grgutatt-d-adbd>b-teaBB0A-dbbknaa

Boro успеха он готов поступиться
‚овоей честью, честью трибуны госу-
дарственной, партийной пропаганды,
снисхождения ему нет и быть не мо:
жет!..

Эта высокая партийная взыскатель-
ность Кирова, не знавшего, что такое
равнодушие, неустанно призывавшего
художников к «украшению земли са-
мыми лучшими памятниками искусст-
ва и пролетарского творчества», не
позволяла ему мириться ни с какими
суррогатами искусства, ни с какими
«несостоявшимися» книгами или спек
таклями. .

В; 1934 году, в одном из выстунле-
ний, цитируя высказывания Маркса
о связи и соотногнении между мате-
риальными условиями производства ‘и
всякого рода ‘идеологическими над-
стройками, Киров говорил:

«Практика социалистического стро-
ительства в СССР раскрывает перед
нами всю глубину этого анализа. Возь-
мем для примера искусство и литера-
туру. Смотрите, какой бурный расцвет
имеем мы в этих отраслях. Писатели,
музыканты, художники, композиторы
все активнее включаются в общее де-
ло борьбы рабочего класса. Растут
новые таланты из среды рабочей и
колхозной молодежи, которые при
другом общественном строе были бы
раздавлены и обречены на гибель.
Серьезных успехов достигли и наши
театры как в художественном, так и
в. идеологическом . отношении...».

Киров призывал художников к ре-
шению еще больших задач, к. вдохно-
венному воплощению того нового, чтэ
вызвано к ‘жизни советским строем,
партией Ленина—Сталина.

Среди вновь поступивших в Музей
С. М. Кирова материалов не может не
взволновать новонайденный план его
речи о 15-летии ВЛКСМ (1933 г.). На
шести маленьких листках блокнота,
дан, по сути дела, конспект героиче-
ской . симфонии о. людях советской
страны, об их борьбе за советскую
Родину. «Новое общество.... Новые от-
ношения людей... Новые формы тр
да.. Новый быт... Новую культуру...
Новую науку... Нового человека.>,
набрасывает Киров план одного
разделов речи, заключая это ‘фо
лой, звучащей, как могучее худож
ственное обобщение: «От прополки
огорода до полета в стратосферу». Да,
таков масштаб неугасимого,  созида-

‘тельного творческого труда во
‘народа, великим трибуном которого

был Киров.
Сим. ДРЕЙДЕН.

ИМЯ .