15 лет

Представьте cede  киножурнал,
посвященный советским детям,
своеобразную хронику детской жиз-
ни. Рядом с нами, взрослыми, суще-
ствует мир детей, со своими интере-
сами, удивительными происшествия-
ми, со своими героями, мастерами, ис-
кусниками, с большими и малыми де-
лами. Кинооператор снимает самое
значительное, что происходит в этом
мире. Режиссер бережно сохраняет в
каждом эпизоде свежесть и непосред-
ственность этого мира, живую и
чистую выразительность.

Так день за днем копились эпизо-
ды или. как говорят в кинематогра-
HM, «сюжеты» журнала «Пионерия».
И сейчас, когда смотришь двухсотый
выпуск журнала, невольно возникает
мысль о том, что в этих коробках с
лентами, собираемых в. течение пят-
надцати лет, хранятся сейчас части-
цы истории целого поколения.

В 1931 году режиссер А. Озанесоза
сделала первый номер киножурнала,
посвященного жизни созетских ле-
тей. Журнал получил название «Пис-
нерия». С той поры прошло пятна-
дцать лет, и сейчас зритези могут
увидеть двухсотый юбилейный вы-
пуск «Пионерии»,

Режиссер А. Ованесова и автор
хикторского текста Л. Перцова сде-
лали юбилейный номер «Пионерии»
интересно и изобретательно. Этот вы-
пуск выходит за обычные рамки жур-
нала. Повседневные наблюдения, от-
дельные факты приподняты на вы-
COTY, позволяющую делать серьезные
обобщения. Убедительность, логика и
выразительность некоторых фактов
таковы, что они подводят. зрителя к
большим, глубоким выводам. Авторы
фильма не просто показывают свон
наблюдения, — они оглядываются нз-
вад, любовно припоминая многое из
гого, что было собрано за эти пятна-
ццать лет. Фильм проникнут большой
симпатией и нежностью ко всем пер-
сонажам и героям журнала. Занимз-
тельный для юных зрителей, этот
выпуск «Пионерии» обращен, по су-
ти, и К нам, взрослым, ибо в нем
заложено многое, что найдет глубо-
кий отклик в душе советского чело-
века.

-На экране оживает прошлое. Время
поворачивается вспять; мы видим то,
что происходило несколько лет наззл,
видим ребят, вступающих в нионео-
ский отряд; дающих торжественное
обещание. Они сняты мягко, поэтич-
но; оператор сумел показать то с0-
стояние душевного волнения, которое
ощущает маленький человек, вступа-
ющий в новую пору своей жизни.

‚ Диктор говорит:

«То были ровесники Зои Космо-
демьянской, Олега Кошевого...»,

И сразу все эти ребята, которые.
встают перед нами в фильме, как бы
освещаются новым лучом. Вот оно,
это поколение, из рядов которого
вышли защитники родины, краснодон-
аы, герои и героини. .

Фильм многое заставляет. припом-
нить. Мы видим, чем жили пионеры и
школьники до войны, видим их радо-
сти, стремления, интересы, видим на-
ших ребят®во время войны.

..Оживают коробки, в которых ле-
жит кинопленка. Авторы фильма
не отказали себе в удовольствии по-

казать, как вздрагивают коробки, как!

герои журнала толкают их изнутри.

вот крышка приподымается, и
встает в коробке во весь свой бога-
тырский рост поэт Сергей Михалков,
пришеднтий в гости к московским
школьникам.

спустя

Кадры из киножурнала «Иноне-
рия». На двух верхних кадрах —
моменты вручения золотой меда-
ли окончившим школу-десятилет-
ку; внизу — студентка Институ-
та иностранных языков Мамлакат
Нахангова на занятиях. :

>

Поистине каждый из двухсот но-
меров «Пионерий», лежащих в ко-
робках, может рассказать об очель
многом. Авторы фильма правильно и
умно использовали возможность про-
следить жизненный путь и судьбу
героев журнала.

Вот то, что происходило десять лет
назад: маленькая таджикская девоч-
ка Мамлакат стоит возле товаринга
Сталина, прижавшись к его руке, как
к доброй руке отца... Десять лет На-
зад Мамлакат была награждена орде-
ном Ленина. Вслед за этими, всем
`известными документальными кадра-
ми на экране появляются и другие:
Мамлакат — студентка Инстигута
иностранных языков, рассказывающая
по-английски свою необыкновенную
биографию...

Поглядите на Баразби Хамгокова:
он стоит на трибуне в Кремле, смуг-
лый, взволнованный мальчик. Сейчас
это взрослые люди, они тоже возни-
кают перед зрителями на экране. За
эти годы они прошли немалый путь.
Как поистине драгоценна в докумен-
тальном фильме эта власть над про-
шлым!.. i

В фильме много хороших находок,

удачных сравнений, но достоинстзао.

его не только в этом. Его достоинет-
во — в ясности идеи, в стремлении
обобщить отдельные частные эпизо-
ды:

Режиссер А. Ованесова в содруже-
стве с редактором журнала, постоян-
ным автором текстов Л. Пернцовой,
делают интересное и нужное дело.
Они создали своеобразный жанр лет-
ского документального фильма. Пят-
надцать лет существования журнала
показали его ценность: это не только
частные удачи, это ценный и серьез-
ный труд, ибо цель его—показать во
всем богатстве и многообразии жизнь
советских детей, сохранить для 6у-
дущего документы, в которых прав-
диво и бережно запечатлена эта
ЖИЗНЬ.

Татьяна ТЭСС,

„ЦЕНТР
НАПАДЕНИЯ“

Просмотру и обсуждению нового
художественного фильма производст-
ва Киевской студии «Центр напзде-
ния» было посвящено очередное за-
седание Художественного совета пои
Министерстве кинематографии СССР.

«Центр нападения»—первая поста-
новка режиссеров С. Деревенского
и И. Земганно. Фильм, задуманный
авторами сценария Б. Ласкиным и Е.
Помещиковым как спортивная коме-
дия, показывает, что советские физ-
культурники, в данном случае фут-
болисты, не ограничивают свои ин-
тересы сдним спортом. Герои карти-
ны--разносторонне развитые люли,

Эта идея достаточно ясно, но скуч-
но и чрезмерно дидактично  пре-
полнесена в комедии. На этом со-
шлись все участники обсуждения.

Считая возможным выпуск этой
картины на экран, М. Ромм, С. Гера-
симов. В. Пудовкин, И. Пыръев и

Б. Чирков указали на ряд режиссер-
ских ошибок в трактовке образов, на
бедность монтажных приемов, на не-
изобретательность мизансцен.

Наиболее резко прозвучало вы”
ступление М. Чиаурели, считающего
эту картину чрезвычайно  примнтив’
ной.

У А. Головни, В. Ванина и А. Ди-
кого фильм «Центр нападения» › не
вызвал столь резких возражении.
Они считают приемлемыми и общий
тон фильма, определяя его как до-
статочно реалистический, и актер-
ское исполнение основных ролей, и
операторскую работу.

Б. Горбатов взял под защиту aB-
торов фильма. Он напомнил, ATO He-
допустимая практика бесконечных
переделок и переработок сценария
оставила неизгладимые следы Ha
этой комедии.

Подводя итоги обсуждения,  заме-
ститель председателя Художествен-
ного совета И. Пырьев согласился ©
критикой, высказав мнение, что кар-
тина может быть выпущена на экран.

НОВЫЕ
КИНОФИЛЬМЫ

«Наше сердце»

Режиссер.А. Столпер закончил по-
становку фильма «Наше сердце»,
Авторы спенария — Е. Габрилович, Б.
Галин и И. Денисов. Фильм расска-
зывает о новаторе-летчине и новато-
ре-конструкторе, о их борьбе за саз-
дание скоростного реактивного само-
лета. В главных ролях снимались М.
Кузнецов, В Дружников, Н. Зорская,
В. Германова, В- Любимов. Операто-
ры В. Павлов и С. Уралов. Компози-
тор Н. Крюков.

«Свет над Россией»

Р студии Мосфильм начались
с емки нового художественного филь-
ма «Свет над Россией» но мотивам
пьесы «Кремлевские куранты» (сце-
нарий Н. Погодина, „постановка ©:

Юткевича, режиссер М, Итина).
Роль Ленина исполняет артист
Омского драматического театра

Н. Колесников, роль Сталина играет
М. Геловани, в роли инженера Забе-
лина снимается Н. Охлопков. На oc-
тальные роли приглашены К. Ивано-
ва, В. Зускин. С: Ценин и другие.
Снимает картину оператор М. Магид-

cox. Хуложники В. Каплуновский и  Верейским

воспитанник ВГИК А. Мильчин.

КУРСЫ СЦЕНАРИСТОВ
НАУЧНОГО КИНО

Двз раза в нехелю в Московском
Доме ученых собираются профессора,
научные работники, инженеры, врачи,
биологи, агрономы — слутатели кур-
сов по подготовке сненаристов науч-
но-гопулярных фильмов, Эти курсы,
созданные Министерством кннемато-
графии СССР, вызвали живой инте-
Гэс среди специалистсв различных
отраслей науки и техники. На 50 мест
Сыло подано 900 заявлений. Сейчас
занимаются 80 курсантов и 15 вольно-
слушателей.

В учебную программ? включены
лекпии на темы «Истерия научно-по-
пулярного кино», «Спенарай». «Ре
жиссура», «Мультиплнхапия», «Опе-
раторское мастерство ааучнсга филь-
ма». Среди лекторов — А Нтушко,
Ю. Желябужский, В. Шнейдеров и
другие. : -

З ближайшее время курсанты пос-
лучат темы для дилломных сценати-

ев, защита которых сосгоигзя осенью.
Лузшие сценарии будуг пеоенаны
студиям для с’эмок, Сценаристы,

сковчившие курсы, булут заправлены
для работы на кинопроизводство.

Отечественной войны инженера Бак-
  ланова. :

СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО

Художественном совете
ВБомитета по делам искусств

«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ»

На очередном заседании Худо-
жественного совета Комитета по де-
лам искусств при Совете Министров!
СССР 12 декабря обсуждалась новая
пьеса А. Крона «Второе дыхание».
Произведение получило‘ в основном
благоприятный отзыв выступавших с
докладами Н: Петрова и П. Маркова.
Н. Петров считает пьесу Крона ин-
тересной ит содержательной, видя
главную ценность ее в правдивой о6-
рисовке образа активного участника

Иьесу «Второе дыхание» П. Мар-
ков считает художественной удачей
А. Крона, выступившего во всеору-
жии знания законов театра и драма-
тургии.

Работающий над постановкой пье-
сы Ю. Завадский видит ее тему в
показе идейной целеустремленности,
настойчивости и благородной скром-
ности советских людей. О беззавет:
ной смелости и высоких моральных
качествах офинеров Военно-Морского
флота героев пьесы Крона—говорил
В. Вишневский. По его мнению, дра-
матургом создано  высокоидейное и
полноценное художественное произ-
ведение о советских людях, которым
в высшей степени свойственно чув-
ство нового и неуклонное движение
вперед. Большой заслугой автора Л.
Волков считает интересный и празаи-
вый показ жизни, — А. Крон рисует
здоровых, деятельных и жизнера-
достных людей.

В большинстве выступлений гово-
рилось также о том, что основная
идейная задача пьесы недостаточно
четко раскрыта автором. По мнению
Н. Петрова, во «Втором дыхании» ос-
новная идея выражена несколько рас-
плывчато, неопределенно и поэтому в
зависимости от точки зрения работаю-
mero над пьесой режиссера может
быть представлена в диаметрально
противоположных толкованиях. Раз-
вивая эту мысль, Н. Петров указыва-
ет на жанровую неопределённость
пьесы Крона, отдельные сцены и по-
ложения которой не укладываются в
рамки комедийного жанра.

Ощущение некоторой неопределен-
мости по прочтении пьесы осталось и
у П. Маркова.—В своей новой пьесе,
— говорит ГП. Марков,—Крон не ста-
вит тех больших идейных задач, ко-

нова,

торого главные персонажи пьесы
примитивны и ‘показаны откровенно
натуралистично. С Н, Погодиным не
согласились А, Дикий и Е, Турчани-
отметившие чистоту  стремле:
ний героев пьесы, верное понимание
имн чувства долга и яркую индиви-
дуальность. образов,

Подводя итоги обсуждения, заме-
ститель председателя Комитета по
делам искусств И. Анисимов поло-
жительно ‘оценивает тему ° пьесы,
критикуя в то же время ряд нело-
статков в ее конкретном образном
воплощении. Так, в ряде случаев
справедливы упреки в натурализме,
адресованные автору некоторыми вы-
ступавшими. «Драматург — обделил
своего героя мыслями», —указывзет
т. Анисимов. В. заключение он вырл-
жает уверенность, что А. Крон мно-
гое почерннет из критических заме-
чаний, высказанных на заседании.

«СКАЗКА О ПРАВДЕ»

Следующее заседание Художест-
венного совета Комитета по делам
искусств при Совете Министров СССР,
17 декабря, было посвящено обсужде-
нию постановки пьесы Маргариты
Алигер «Сказка о правде» в Шент-
ральном театре Красной Армии,

Выступивший с доклалом Ю. Завалд-
ский сказал, что спектакль оставляет
двойственное впечатление. Он дохо-
дит до публики, порой по-настоящему
волнует, но в то же время внимание
зрителей часто рассеивается. Причи-
ну этого Ю. Завадский усматривает B
несоответствии гигантских размеров
сценической площадки театра харак-
теру и настроению пьесы. Поэтиче-
ское ее настроение настойчиво требэ-
вало, чтобы режиссура ‘сконцентриро-
вала все внимание на актере. Да и
сами исполнители, теряющиеся в без-
донных пространствах сцены, избега-
ют полутонов и нюансов, скорее по-
казывают, нежели раскрывают замы-
сел ролей, снраведливо полагая, что
иначе «не дойдет».

В. Попова, исполняющая роль Зои,
бесспорно. талантлива, она хороню на-
чинает спектакль, но заканчивает его
недостаточно убедительно. Исполне-
ние роли Бориса никак не вяжется с
представлением о юноше, который
мог завладеть воображением такой

ское и режиссерское решение образа

девушки, как Зоя. Неудачно актер-

нальности отдельных сцен, Рамавти-
ческая приподнятость музыкальной
увертюры к спектаклю никак не вя-
жется с примитивно-бытовым  гово-
ром старушки в первой сцене, В раз:
ных тональностях рещены первый акт, 1
сцены на крыше, сцены у секретаря
райкома и сцена бреда. 4

— Читая пьесу М. Алигер,--говорит
Н. Петров,—я полагал, что ее сие-
ническое воплощение мыслимо лишь
в виде героической поэмы. В спек-
такле же Театра Красной Армии я
увидел психологическую пьесу.

С Н. Петровым солидаризуется и
А, Дикий, считающий, что в поста-
новке ЦТКА произошло смещение
жанров, стилей и приемов. Это меша-
ет правильному раскрытию образа
Зоя—в последней сцене, по мнению
А. Дикого, актриса играет мелодра-
му.

По мнению П. Маркова, Попова
«играет лишь задатки своей герои-
ни», характер которой в пьесе значи-
тельно сложнее,—она и строптивей и
острей, и показывать ее следовало бы

Н. А. Ярошенко

>
К 100-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

©

14 декабря исполнилось сто лет
со дня рождения Николая Александ-
ровича Ярошенко — одного из выда-
ющихся представителей реализма в
русской живописи, активного деятеля,
а затем и руководителя Товарише-
ства передвижных выставок, худож-
ника, с наибольшей последовательно-
стью и прямотой проводившего идеи
передвижничества в своем творчестве.
«В давно минувшие годы моей моло-
дости, вспоминает о Ярошенко его
пруг М. В. Нестеров,—самым свобо-
домыслящим, «левым» художником
слыл, несомненно, Николай Алек-
сандрович Ярошенко; безупречный,
строго принципнальный, он был как
бы «совестью» художников, тогда как
их «разумом» был И. Н, Крамской, и
они в Товариществе передвижников
выгодно дополняли друг друга».
Главной особенностью творчества
Ярошенко являлось стремление от-
образить жизнь и людей большого

смелее,

Говоря далее о том, что хотелозь
бы видеть спектакль более задунев-
ным и простым, П. Марков в заслугу
театру ставит то, что в большинстве
сцен перед зрителями предстает не
быт и не отвлеченная от жизни роман-
тика, — в простоте исполнения най-
ден верный ключ к трактовке пьесы.
В противоположность Ю. Завадскому,
П. Марков считает музыку чрезвы-
чайно органичной для спектакля и
ввод ее закономерным и оправданным
зо всех сценах.

По словам Е. Суркова, чисто-зре-
лишное впечатление от спектакля
сильнее, чем впечатление, оставляем 2е
конкретными исполнителями,

В. Попова, несмотря на то, что мно-
гие спены она играет ярко, не вызы-
вает у зрителей представления о ге*
ронне, как о человеке большой мечты,
поэтического озарения и одухотво-
зенности. Зоя у Поповой недостаточ-
но поэтична, она порой грубовато-про-
ста, и это накладывает отпечаток на
весь строй спектакля.
  В обсуждении приняли также уча-
  сте НН. Горчаков, В. Дмитриев,
  И. Ильннский, А. Попов, М. Алигер
и 3. Окунчиков.

1 торые он выдвигал. в своих прежних
произведениях. Название «Второе
дыхание» требует  обстоятельной
расшифровки, пьеса не дает_для это-
го необходимого материала.

В дальнейшем обсуждение пере-
росло в оживленный спор. Признавая
тему нового произведения Крона
очень интересной и нужной, С. Мн-
хоэлс видит недостатки пьесы в от-
сутствии полного и четкого раскры-
тия образов, в отсутствии глубокой
характеристики идейного мира ее
главных персонажей. А. Таиров ус-
матривает в пьесе разрыв между
верным замыслом и его воплощенн-
ем. В «мещанском разрешении боль-
шой темы» упрекает автора И. Иль-
инский,

С отрицательной оценкой
выступил Н. Погодин, по

п5есы
мнению ко-

матери, в чем в значительной мере по-
винен и драматург, написавший «про-
ходную» роль. Кульминационную
точку спектакля-—сцену бреда Зой—
Ю. Завадский считает сильно растя-
нутой, находя в ней «сентименталь-
ную торжественность». Музыка инте-
ресна, но в ткань спектакля она вхо-
дит порой неорганично, в виде встав-
ных номеров.

Докладчик подробно остановился
на художественном оформлении спек-
такля. Признавая работу Н. Иафрина
в основном удачной, Ю. Завадский
считает неоправданным большюе ко-
личество сценических эффектов (по-
лет трассирующих пуль и т. п.), оез-
ко диссонирующих с поэтическим. на-
строением пьесы.

Н. Петров сказал, что его непри-
 ятно поразили противорения в TO-

Подводя итоги обсуждения, И. Ани-
симов говорит, что театр своим спек-

таклем интересно и своеобразно, но
не во всем безупречно разрешит
сложную сценическую задачу. Анали-

зируя пьесу, И. Анисимов говорит,
что «драматургом сделано мало от-
крытий и догадок. помогающих пол-
ному раскрытию образа Зои». И пьеса
и спектакль напрасно так подчеркива-
ют «исключительность» героини. Сце-
  на сна и бреда Зои, по мнению И. Ани-
  симова, сильно растянута, драматизм
  должен быть более концентриро-

ванным, финал спектакля должен быть
  четким и точным по мысли, Эти и мно-
  гие другие соображения, высказанные

членами Художественного совета,
  И. Анисимов рекомендует театру
  ВЗЯТЬ за основу дальнейшей работы
по совершенствованию интереснон и

значительной постановки,

Стереоскопические или „невидимые“?

Исполнилось {0 лет со дня изобре-
тения безочковего стереоскопического
растрового кино. Это выдающееся
изобретение лауреата Сталинской пре-
мии Семена Иванова оставило далеко
позади все то, что предпринималось в
этой области кинематографии за пое-
делами нашей родины.

За все минувшее время с’емки сте-
реоскопических кинофильмов не пре-
кращались. Д. Суренский и А. Ульян-
цев засняли стереоскопически доку-
ментальный и о детях Москвы в
дни войны. Операторы Д. Суренский
и Л. Суренская засняли в Ленингра-
ле, Пулкове, Петродворце и г. Пуш-
кине короткометражный стереофильм
«По следам врага», в котором показа-
ны разрушения, причиненные фашиет-
скими варварами нашим дворцам, му-
зеям, Пулковской обсерватории и
многочисленным архитектурным па-
мятникам. В 1945 году режиссер
С. Володарский заснял документаль-
ный стереофильм «Парад молодости».

Таким образом, и работа над улуч-
тением самой системы стереокино и
работа над стереофильмами продол-
калась и продолжается. Но... ло сих
пор ни один из стереофильмов не по-
казан зрителю. :

В настоящее время заканчиваются
монтаж и озвучание полнометражного
двухсерийного фильма «Робинзон

астера рисунка

Юбилейная выставка произведений
Г. С. Верейского и М. С. Родионова
является новым прекрасным  доказа-
тельством того, что советской ae
кой мы вправе гордиться. В графике,
больше oak где a то ни было, нетер- и М, С. РОДИОНОВА
пимы фальшь и поддельный блеск; >
здесь от художника требуются истин-   рисованности, чем в эскизности. Ху-
ное мастерство, подлинная художест-   ложник чересчур уж сдержан в этих
венная культура, отсутствие которой   портретах, которым суждено стать
в графике трудно замаскировать вне!-   образными документами нашей эпохи.
ними дешевыми эффектами. Этот оттенок строгой документально-

Эти качества и привлекают в проиЗ- сти чувствуется здесь и в самом сти-
ведениях двух выдающихся совет?   ле, Есть среди этих работ произвеле-
ских графиков, Верейского и Родио-  ния большой силы и выразительно-
HOM? ` : сти, например, портрет парашютиста

В художественных методах и твор-  Кайтанова. Большим сходством отли-
  ческом развитии юбиляров есть много чается портрет Михаила Ивановича
общего: оба они, как можно судить! Калинина, на котором сам_ Михаил

>
К ВЫСТАВКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Г, С. ВЕРЕЙСКОГО

ее ин

по выставленным работам, постепенно
приходят к благородной простоте и
правдивости истинного реализма. Оба

Иванович сделал надпись: «По-моему,
хороню».
К концу 30-х годов относится рял

художника работают в основном В артистически исполненных тов,
области пейзажа и портрета (Родио-  преимущественно пейзажей. Из сво-
нов представлен еще и как иллюстра-  бодного, легкого, прихотливого штри-
тор), причем портрет, особенно в По-  ха, свойственного офорту, Верейский
следние годы, приобретает в их. твор-  извлекает максимум живописных в93-
честве ведущую роль. В послелних   можностей. :

портретах ясно чувствуется общность   Вершиной творчества Верейского
творческих устремлений художников,   нужно признать портреты деятелей
которая, однако, не заставляет за- науки, созданные уже в 40-х годах, и
бывать индивидуальное своеобразие   послелнюю серию портретов деятелей
каждого BS HEX, советского ‘искусства, удостоенную

Крузо» по одновченному произведе-
нию Даниэля Дефо (постановщик
фильма А. Андриевский, оператор
Д. Суренекий). Кроме того, произво-
jared с’емки комедийного  стерео-
фильма «Машина № 22-12» (режиссер

В. Немоляев, операторы С. Рубашкин

и М. Шеглов). :

Студия стереоскопических фильмов
«Стереокино» создана еше в начале
1945 года. В ее задачу входит произ-
водство стереоскопических докумен-
тальных, игровых художественных кКи-
нофильмов, производство специальной
с’емочной, проявочной и проекционной
стереоаппаратуры.

В настоящее время уже имеют-
ся подготовленные кадры, которые
могут обеспечить с’емку трех-четырех
полнометражных художественных ки-
нофильмов и стольких же докумен-
тальных короткометражных или науч-
но-технических стереокартин в гол.

Однако в 1945 году сорван план
окончания с’емок двух стереофильмов
и переоборудования 20 кинотеатров
для показа этих стереокартин зрите-
лю. Министерство кинематографии, и
главным образом ‘его техническое уп-
равление, не обеспечивает должного
руководства студией, а работники тех-
нического управления М. Дудник и
А. Жуков относятся к стереокино на-
редкость нерадиво. В течение двух

почетного академика
Н. А. Морозова, с такими
молодыми живыми гла-
зами на старом лице; в
тонком, умном лице ака-
демика Зелинского.

В портретах деятелей
искусства хочется отме-
тить тонко переданное
художником волевое ду-
ховное напряжение мо-
дели. Это напряжение
воли и внимания и эта
сосредоточенность, без
которых немыслимо твор-
чество, чувствуется и в
зорком пристальном
взгляде Иогансона, и в
выражении лица Мухи-
ной, в ее тонких, чутких
и в то же время таких
энергичных пальцах, и в
сжатых губах С. Гераси-
мова; стоящего у моль-
берта. Глубоко вырази-
телен портрет С. Лебе-
девой. Но лучшим из
этой превосходной серии
нам все же представ-
ляется портрет Е. Лач-
сере. Достоевский писал
когда-то, что «в редкие
только мгновения чело-
веческое лицо выражает

ae

Выставка дает полное представле:   Сталинской премии. Художник прео-
ние, собственно, уже о зрелом перио-   долел в них суховатость некоторых
де деятельности художников, более ранних литографий и достиг ис-

Самые ранние из выставленных ве-   ключительной проникновенности ха-
шей Верейского относятся к 1925 го-   рактеристик.
лу. Известно, что уже с начала 20-х В портретах Верейского есть общая
годов он работал’ над большими цик-   им всем замечательная черта: высокая
лами литографий-портретов художни-   интеллектуальность. На них не спу-
ков и писателей, Из них на выставке   таешь художников с учеными, а лет-
представлены лишь немногие листы,   чики: отличаются OT писателеи не
среди которых очень интересен пор-  только шлемом, но прежде всего осо-

главную черту свою, самую харак-
терную мысль. Художник изучает ли-
цо и угадывает эту главную мысль
лица, хотя бы в тот момент, в кото-
рый он списывает, и не было ее вов-
се в лице». ,

Невольно думается, что в портрете
Лансере безошибочно угадана как раз
эта «главная мысль» его лица.

Несколько слабее других групповой

т художника В. Замирайло, относя-   бенностями своего духовного облика.
щийся к 1926 году. Привлекательны  Такое умение показать советского
интимные портреты — например, ма-   человека, нашего современника, в ат-
тери художника (1927 и 1930 голов).   мосфере его творческого труда, с пе-
и особенно портрет сына, исполненные   чатью этого труда на всем его обли-
тушью. В своих портретах Верейский   ке, делает портреты Верейского прин-
избегает эскизности, беглости, при-  ципиально новым, глубоко современ-
близительности характеристик. Пор- ным явлением искусства.
треты героев-летчиков и деятелей со- Превосходно выражено  интеллек-
ветского государства, выполненные   туальное начало в портрете академи-
в 30-х годах, можно скорее ‘ка Орбели, с его большим светлым
упрекнуть в излишней суховатой вы-  лбом и пытливым взором; в портрете

портрет Кукрыниксов. Он расхолажи-
вает зрителя некоторой надуманно-
стью и вялостью поз.

Произведения Родионова разнооб-
разны по тематике и по жанрам: мы
находим у него и портрет, и пейзаж, и
иллюстрации к самым различным JIH-
тературным произведениям, и эскизы
декораций. Наконец, целый отдел вы-
ставки отведен живописи маслом, до
сих пор мало известной широким кру-
гам зрителей,

лет техническим управлением мини-
стерства не были изысканы средетва
для изготовления специальной рамы,

при помощи которой можно было Obl

приступить к массовому изготовлению
больших стеклянных светосильных
экранов площадью в 9 кв. метров.

Существовало решение, которое
обязывало переоборудовать MOCKOB-
ский кинотеатр «Востоккино» для де-
монстрирования стереоскопических
фильмов к 7 ноября 1946 года.

Но открытие стереокинотеатра в
срок — сорвано. А работы по пере-
оборудованию идут такими темпами,
что уже сейчас возникают серьезные
опасения, закончат ли их к   января!

Из года в год консервируется рабо-
та и но переоборудованию кинотеат-
ров и по с`емкам стереофильмов. Ведь
два стереофильма перекочевали уже
олнажды из плана 1945 года в план
1946 года, а теперь они перекочевы-
вают в план 1947 года. Доколе же?!

Сталинский пятилетний план преду-
сматривает строительство большой

студии стереоскопических фильмов.

Вопрос о стереоскопическом кино по-

ставлен в повестку дня. Сейчас,
когда исполняется 10-летие co дня
выдающегося советского изобретения,
нужно отбросить с пути стереоскопи-
ческого кино все преграды и препоны.
С. ШЕНФЕЛЬД.

Художник М. Родионов.
Литография Г. Верейского. 1946.

Пейзажи Родионова исполнены
преимущественно углем, тушью или
Сангиной. Для рисунка Родионова
характерна обобщенность: он мыслит
большими массами, пятнами, контра-
стами белого и черного. Пространст-
во в пейзаже художник трактует спо-
койно и эпично, Его пейзажи боль-
шей частью невелики по размеру, но
величавы по настроению. Как строг и
торжественен, например, простой, поч-
ти пустынный ландшафт, над кото-
рым господствует древняя церковь
Нередипы. Хочется отметить, что жи-
вопись Родионова, представленная на
выставке, не добавляет ничего ново-
го; более глубокого к тому, что дано
в его графике. Она интересна, по-
скольку дополняет наше прелетавле-
ние о художнике, но все-таки лучшее
ИЗ TOTO, что им сказано, сказано на
языке черного и белого. К этому луч-

шему следует отнесза и мекоторые из

современного города и в то же время

\j Художник Н. А. Ярошенко.
  Акварель И. Крамского. 1870 г:

найти здесь, в этой среде, положи-
тельного героя. Ярошенко искал его
в образах разночинной молодежи и
нарождающегося пролетариата, в об-
разах революционеров и, наконец, в
образах прогрессивных деятелей со:
временной литературы, науки и искус-
ства. Он создал скромные и в то же
время привлекающие своей высокой
 одухотворенностью образы  перело-
вой интеллигенции своего времени,
образы простые, но достигающие в
своей тиничности очень большой силы.
Его «Куреистка», «Студент» я другие
полотна воплощают луч:ние черты но-
вых людей из народа, способных на

ПРОЕНТЫ ЗДАНИЯ
ДОМА СОВЕТОВ
В СТАЛИНГРАДЕ

Архитектурная общественность сто-

борьбу и на полвиг. Ярошенко — ma-
стер социального типажа, художник
остро и глубоко чувствовавший сов-
ременность. В этом главная сила его

искусства. «Этого художника, — пи-
сал В. Стасов, — ‘можно назвать по
преимуществу  портретистом  совре-

менного молодого поколения, которо-
го натуру, жизнь и характер он глу-
боко понимает, схватывает и пере-
дает».
„Широчайшей популярностью поль-
зуются картины Ярошенко «Заклю-
ченный» и «Всюду жизнь»?— трагиче-
ские страницы из истории дореволю-
ционной России. Выражая идеи пере-
довой демократии, Стасов писал по
поводу картины — «Заключенный»:
«Теперь нужно, кроме красок и изящ-
ных линий, что-то такое, что поглуб-
же бы хватало и что проводило бы пэ
душе царапину посильнее прежнего.
И вот, таким-то нынешним требова-
ниям удовлетворяет новая картина
г. Ярошенко: «Заключенный»... Тут
столько же правды и современности,
как и во «Встрече иконы» в в «За-
сухе» гг. Савицкого и Мясоедова,
Только там на сцене мужинкий мир,
а здесь—наш, среднего сословия»
(«Заключенного» художник писал со
своего друга Глеба Успенского).”
Ярошенко—первый русский худож-
ник, запечатлевший в живописи образ
рабочего. Ero «Кочегар» вызвал
е;..лодушное восхищение ‘овремен-

—ю————=

ников; мощная фигура рабочего, вы-
ступаюнтая в неровном красном свете
пламени, по-своему великолепна, —
это образ глубоко типичный, проник-
нутый огромной жизнеутверждающей
силой:

Выдающееся место в истории рус-
ской живописи принадлежит также
Ярошенко-портретисту. On оставил
потомству прекрасные по простоте,
правдивости и по силе выражения ха-
рактера портреты своих друзей—пи-
сателей М. _ Салтыкова-Шедрина,
Г. Успенского, В. Короленко, А. Иле-
щеева, Н. Михайловского, великого
ученого Д. Менделеева, артистки
1. Стрепетовой, живописпа В. Мак-

симова и много других.

Творчество Ярошенко—®©дна из луч-
ших страниц идейного реализма в
русской живописи. Оно является цез-
ным наследием для советских хулож-
НИКОВ.

С любовью и вниманием относился
В. И. Ленин к творчеству Ярошенкс.
После победы социалистической ре-
волюции и освобождения Кавказа от
интервентов, по распоряжению
В. И: Ленина, в Кисловодске на мо-
гиле художника был проведен траур-
ный митинг, одна из улиц города бы-
ла переименована в улицу Ярошенко,
восстановлен музей его имени.

Советская художественная обше-
ственность чтит память этого замеча-
тельного человека и художника-граж-
данина, смело боровшегося за пере-
довые идеи в искусстве. as

K. AHJPEEB.

ЗАСЕДАНИЕ ,
ГОСУДАРСТВЕННОГО
АРХИТЕКТУРНОГО СОВЕТА

16 декабря под председательством

лицы обсуждала 16 декабря конкурс-  А. Мордвинова состоялось заседание

ные проекты здания Дома советов в
Сталинграде.

На выставке, организованной в До-
ме архитектора, были представлены
девять проектов. Три из них выпол-
нены академиком архитектуры
И. Жолтовским совместно с проф.
М. Барш, архитекторами Г: Захаро-
вым, 3. Чернышевой, Ю. Шевердя-
евым. Авторы остальных проектов —
действительный член Академии архи-
тектуры СССР Г. Гольщ; член-кор-
респондент Академии архитектуры
СССР Н. Былинкин, С. Райзман и
Н. Левинский; действительный член
Академии архитектуры СССР Н. Кол-

лии А: Калинин; главный архитектор
Сталинграла В. Симбирцев; Л. По-
ляков и А. Борецкий; В. Лебедев и
П. Штеллер-

Обсуждение открылось вступитель-
ным словом Н. Колли, указавшим на
важное значение здания Дома сове-
= для определения будущего архи-
 тектурного облика Сталинграда. Об-

зор выставленных проектов сделал
член-корреспондент Академии архи-
тектуры СССР Я. Корнфельд. В об-

суждении приняли участие действи-

тельный член Академии архитектуры

Государственного. архитектурного со-
ecg на котором обсуждался деталь-
ный проект планировки центральной
части г. Сталинграда, разработанный
техбюро Академии архитектуры
CCCP (авторы проекта—действитель-
ный член Академии архитектуры
ie. Алабян, член-корреспондент
Академии архитектуры СССР’ проф.
Н. Поляков, доцент Д. Соболев, ич:
женер В. Бутягин и проф. Я. Лев-
ченко). : :

В обсуждении проекта приняли
Участие академик А. Шусев, действи=
тельные члены Академии архитекту-
ры СССР Б. Иофан, В. Семенов и
Н. Колли, заместители председателя
Комитета по делам архитектуры пои
Совете Министров СССР В. Куеаков,
Г. Симонов и В. Шквариков, главный
архитектор г. Москвы ОД. Чечулин,
действительный член Академии ме-

дицинских наук профессор А. Сысин

и др.

Государственный архитектурный
  совет не счел возможным одобрить
  проект, указав на необходимость про-
err ряда существенных исправ-
i

лений и доработки проекта.

МОЛОЛЫЕ МАСТЕРА
АРХИТЕКТУРЫ .

Закончился первый тур всесоюзно-

CCCP Л. Руднев, ‘проф. И. Маца,   го смотра творчества мололых масте-

Ю. Савицкий, Н. Былинкин, Г. Заха-
ров и др.

его акварелей, особенно «Сталин-
град».

ются иллюстрации K

ров архитектуры, проводимого Сою-
зом советских архитекторов СССР.
Жюри, созданные на местах, отобра-

EE EEE mee
rte ли наиболее ценные и интересные

проекты для второго тура смотра, ко-
торый состоится в январе 1947 года

Из иллюстраций Родионова выделя-  В Москве.
«Холстомеру»

Ленинградский союз советских

Л. Толстого. Художник, видимо, так :
знает и любит лошадей, что ему уда- ee т
лось передать в своих вполне реали-  ВеЛеНИЯ ‘2 мололых зодчих города
стических литографиях ту сложность  героя: проект театра для Комсомоль-
и «очеловеченность» характера, кото-  ска-на-Амуре (авторы — М. Бенуа, Л.
рую в этом рассказе приписывает ЖИ-/ Мильштейн и В. Кирхоглани), проект

Толстой.
м ee =: Beaune арки Победы (автор — Л. Арнштам}
и другие. Е р

имеется ряд выдающихся произвеле-
ний. Таковы, по нашему мнению, пор-  Много проектов представила на
треты академика Веснина, заслужен-  Смотр архитектурная молодежь Kue-
*HOro деятеля искусств Бакшеева, ака-  а, Харъкова, Армении, Белоруссии,
демика Абрикосова и другие. Значи-  Азербайджана, Туркмении, Молда-
тельно слабее портрет Верейского. вии, Узбекистана ‚и других союзных
В чем принципиальное отличие пор-  республик и крупных областных цент-
третов Родионова от портретов Ве-  ров. Среди работ армянских архитек-
рейского? Не говоря уже о том, что  торов--проект монумента Нобеды с
в искусстве Родионова портрет более  15-метровой скульптурой товарища
эпизодичен, нам кажется, что есть су-  Сталина (автор—Р. Исразлян) и про-
щественная разница и в самом подхо- ект здания Института земледелия

де художников к своей модели, Если

Академии наук Армянской СЕР (ав-

Верейский воспроизводит облик пор-  тор — Г. Таманян). С. Полупанов (Уз-

третируемого с предельной об’ектив-  бекистан) представил проект злания
ностью, дает ему полную и всесторон-   Верховного Совета. УзССР, Б. Прий-
нюю характеристику, интересуясь при  мак и Г. Полещук (УССР) — проект
этом прежде всего его духовным со-  здания Института пищевой промыш-
держанием, то Родионов идет к пере:   ленности в Киеве, Г. Али-Заде (Азер-
даче этого духовного солержания, от-  байлжан)—проект здания гостиняцы
талкиваясь от каких-то наиболее бро-  в Баку.

сающихся ему в глаза ярких физиче-  Из 140 работ мололых мастеров ар-
ских особенностей. Ему важнее, чем  хитектуры столицы жюри пол пред-
Верейскому, особая «повадка» портре-  седательством Н. Колли отобрало на
тируемого, его манера держаться, ку-  второй тур 80. Среди них— проекты

Рить. Портреты Родионова экспрессив-   мемориальных сооружений архитекто.

нее, но зато одностороннее, чем У ров Л. Кулага, В. Лебедева и
Верейского. Иногда он склонен даже! П. Штеллера, проект здания Инсти-
к некоторой полчеркнутости, утриров- тута кинематография А. Суриса, про-
ке, легкому шаржированию, что У екты жилых домов М. Дзисько
Верейского совершенно отсутствует.   Н. Гайгарова. Кроме проектов, к уча-
В превосходном, очень интересном   стию в смотре было допущено не-
портрете негритянского артиста Вей-  сколько научных работ: исследование
ланд. Родд у Родионова с большой Н. Остермана, о микрорайоне, науч-
силой и смелостью передана экспрес-  ные и критичёские статьи Ю. Ярало-
сия лица. ва и пругие.

В общем оба художника, не дубли- Лучшие работы участников 1-го
руя, прекрасно дополняют друг друга.   всесоюзного смотра будут экспониэо-

Настоящая выставка обогащает   ваны на выставке, которая откроется
нас и многому учит. Она еще раз за-  в московском Доме артитектора 13
ставляет почувствовать красоту про-  января. В состав жюри всесоюзного
сторов родной земли, а главное, по-   смотра вошли акацемики В, Веснин и
казывает нам внутреннюю красоту лю-   ДА. Шусев, академик архятектуры
дей. наших современников. Вогатыми   И. Жолтовский. лействительные чле-
духовно, энергичными, стойкими, Та-  ны Академии архитектуры СССР К,
пантливыми предстают они перед на-  Алабян, Н. Колли, Л. Руднев, члены:
ми в обширной галлерее портретов корреспонденты Акзномии архитак-
созданных Верейским и Родионовым. туры СССР А. Гегелло, В. Заболот“

Н. ДМИТРИЕВА, ‘ный и другие, ан