11 ИЮЛЯ 1937 г, № 189 (7155)

ГОГИ : НЕЕ ИК

SS

ПРАВДА

БЫ. Е БЫ Е ВЕ ЕЕ [ОЕ ттт И ee oe fom

oS ea SP te ee eee ИВ И SE ЛУ СЕТИ НИЕ

ESSE TSE ЕЕВС ЦЕ МАЕ ЕЕ ЕН ЩИХ. ГИ

Сталин был моложе Ладо Кецховели и по-
ступил в ереднеподготовительный класс
училища в 1888—89 учебном году, когда
Ладо уже был в третьем классе.

Окончив духовное училище в Горн, Кец-
ховели в сентябре 1891 тода поступил в
Тифлисскую духовную семинарию. Прояв-
ляя отличные успехи по всем предметам,
он с особенным усердием изучает историю
и литературу. Вскоре он вступил в семи-
нарский кружок, которым руководил из-
вестный грузинский писатель 9. Нино-
INBHIH.

По своему характеру кружок был лите-
ратурно-просветительским — в нем изу-
чались произведения Тургенева, Достоев-
ского, Л. Толстого, Белинского, Добролю-
бова, Чернышевского, Герцена, Писарева,
Казбеги, Бараташвили и др. Свиренетво-
вавший в семинарии иезуитский режим
вынуждал занятия этого кружка проводить
конспиративно. За семинаристами велась
слежка.

30 ноября 1893 года молодой Ладо
Бепховели организовал на окраине Тифли-
са, в Сабуртало, первое собрание учащихся
семипарии, где было решено об’явить за-
бастовку в знак протеста против режима
в семинарии. 1 декабря 1893 года
забастовка началась и продолжалась че-
тыре дня. Учащиеся пред’явили экзарху
Грузии свои требования, главными пункта-
ми которых были: прекращение слежки за
семинаристами, удаление из семинарии
надзирателей Иванова и Покровского, учи-
теля Булгакова — самодура и человеко-
ненавистника и учреждение кафедры гру-
зинского языка, который царские чинов-
ники об’являли «собачьим языком», же-
стоко преследуя говорящих на родном
языке семинаристов.

Растерявшееся начальство, будучи не в
силах ликвидировать забастовку, закрыло
семинарию на один месяц.

Начальник  Тифлисского ‘губернского
жандармского управления Янковский по-
слал в Петербург тревожную телеграмму:

«Петербург. Командиру корпуса жандар-
мов.

Большинство воспитанников православ-
ной семинарии, потребовав удаления не-
которых наставников и учреждения ка-
федры грузинской литературы, прекратили
занятия, увещания остались без резуль-

I

Много замечательных большевиков вос-
литала партия Ленина-—Сталина за годы
борьбы против царизма, в классовых бит-
зах за торжество пролетарской революции.
Многие из них погибли в застенках цар-
ских тюрем, на каторге и в ссылке от рук
‘царских палачей, в славных героических
боях гражданской войны.

Большевистская партия чтит память
своих верных сынов и на примере их
жизни и революционной борьбы воспиты-
вает новое поколение большевиков.

В числу замечательных людей больше-
визма принадлежит и Ладо Кецховели —
ближайший соратник товарища Сталина на

‚ заре революционного хвижения в Грузии и
Закавказье. Тов. Ладо Кецховели вступил
в революционное движение рабочего класса
8 девяностых годах прошлого столетия.

: 90-е тоды в России вошли в историю
у классовых битв, как период напряженной
борьбы Ленина за создание боевой рево-
люционной партии рабочего класса, способ-
{ной разрешить задачи эпохи империализма
$и пролетарских революций. Россия была
узловым пунктом противоречий империализ-
ма, очагом невиданного политического гне-
Ta WH хищнической эксплоатации. Центр
риирового революционного движения пере-
зместился в Россию.

«История поставила,— писал Ленин,—
‘теперь перед нами ближайшую задачу,
ь которая является наиболее революционной
: из ‘всех ближайших задач пролетариата
какой бы то ни было другой страны. 0су-
ществление этой задачи, разрушение ca-
мого могучего оплота не только европей-
ской, но также (можем мы сказать теперь)
1 азиатской реакции сделало бы русский
пролетариат авангардом международного
M революционного пролетариата» *).

Ленин первый выдвинул лозунг перехо-
да социал-демократии от узкой пропаганды
к массовой агитации, ликвидации круж-
ковшины и организации политической
борьбы рабочего класса против самодер-
жавия. f

Ленин первый осуществия переход от
пропаганды к агитации в созданном им
петербургском «Союзе борьбы за освобож-
дение рабочего класса».

Идеи Ленина проникли в Закавказье.

ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ БОЛЬШЕВИКОВ .

Ленинское знамя революционной социал-
демократии поднял на Кавказе товарищ
Сталин.

м. Под руководством товарища Сталина в
(9% 1898—1900 гг. зародилось и оформилось

революционно-ленинское крыло социай-
демократии Кавказа.

Товарищ Сталин вместе е тт. Кецховели
ar и Цулукидзе перевел тифлисскую и бакин-
ВИ скую социал-демократические организации
ih, к руководству политическими стачками,
осуществляя решительный переход от
пропаганды и ‘агитации к организации
массовой политической борьбы рабочего
класса.

” Ладо Кецховели явклаялёя профебсиональ-
ным революционером, вылающимея орга-
низатором ленинско-искровекого похполья.
Он умело сочетал глубокую и тщательную
конспирацию с повседневной связью с ра-
.бочими Тифлиса и Баку, организовывая
самые сложные и трудные революционные
и” мероприятия.
В Владимир (Ладо) Захарьевич Кецховели
 ”  родилея 2 января 1876 года в селении
И  Тквиави, Горийского уезда, Тифлисской гу-
  бернии. Его ‘отец — Захарий Кецховели
В. OBEY священником и имел пять сыновей и
одну дочь. Ладо не было еще и восьми
  ет, когда умерла мать. Нужда и бед-
ность заставили уйти из отцовекого дома
19] старших братьев Лало; они находились в
разных уголках Грузии. Старший брат
Нико в период 1878—1885 тг. был на-
родником и поддерживал связь с русскими
и   народниками.
я В 1883 году семилетнего Ладо отдали в
Торийское духовное училище, где он с

до 8-го января».

из семинарии ©

Лало Кецховели — организатору

Тифлисе.

поступить в духовную семинарию.

ская группа, которая в 1897 r.,

социал-демократов, образовала
с0ю3

ков Киева.

дармерии.

гле вступил в «Месаме-даси».

= ee aoa 3 и «Месаме-ласи» была первой грузинской
(ый 4 Fa eens знаний. { социал-демократической организацией. В
yes С малых лет Ладо был очень чутким,   ПеРиод 1893—1898 rr. она eee,
vii ровным, серьезным и спокойным. Если он ть оно и
(yl брался за какое-нибудь дело, то с большим ие pais aes и
  УПорством доводил его хо конца. Твердость идей социал-демократии в Грузии a 3a-
aii И целеустремленность характера Ладо co- ees
ни! ХРанил до конца своей прекрасной жизни. .
и Ладо еще в духовном училище стал  В 1898 году в эту труппу вступил
 атеистом. Он не признавал бога, не любил   товарищ Сталин. С вступлением в «Месаме-
4 богослужений и среди товарищей слыл без-   даси» товарища Сталина, по его ини-
ЗИЙ — божником. циативе и под его руководством зародилось
4 Каникулы Ладо проводил у себя в ле- и оформилось революционно-марксистекое

‘d ревне Тквиави. Он живо интересовался   крыло грузинских социал-демократов.

жизнью крестьян и был знаком почти со

№ всеми крестьянскими семьями „своей 2е-   партии Владимир Ильич Ленин придавал
тя ревни. Крестьяне жили в крайней нуже   огромное значение нелегальной печати.
: И тонн и РВ В ленинском плане создания пролетар-
ув о а грабили кресть-   СКОй партии основным звеном являлась
ie ян, врывались в дома и в погашение не-   организация  общерусской политической
№  донмок у крестьян отбирали домашнюю   газеты, как идейного и организационного
el утварь, уводили скот и т. д. При малей-   центра профессиональных революционеров,
set шей попытке сопротивления крестьян бес-   тесно связанных с рабочими ‘массами.

ne пощадно избивали нагайками.

ext Эти картины дикой расправы произво- ти послужил в 1898 тоду к
ее ни Moos равен жду роты
6” буждали в нем чув хе И ак
«  работителям — царю, помещикам и дворя-   МеНьШино i ртун

х. нам большинетвом «Месаме-даси».

x, * 5 is
ли  Ладо часто вступал в споры с отцом,   В т0 время как большинство «Месаме

осуждая его за собирание с крестьян   даси»,
перковной подати. Он агитировал и убеж-
я@ дал крестьян, что бога нет — его вылу-
(Я мали священники, что не надо платить
пи! попам церковные подати. Неоднократные
  попытки отиа направить Ладо «на хри-
стианский ПУТЬ» оканчивались полной
ий неудачей.

Будучи в 4-м классе духовного училища,
и] Ладо стал выпускать рукописный журнал
  «Гантиади» («Рассвет»), который был 0б-
ии! наружен администрацией. Ладо получил
i, ABoliky по поведению. Из-за плохой от-
чий  метки он не был принят в Тифлисскую
‚10 Духовную семинарию, и после долгих хло-
°”’   пот отца его оставили на второй год в Го-
“a рийском духовном училище «для исправле-

ния поведения».
т тя п

Ч
‚ № _ В Горийском духовном училище Ладо
‚‘ Кецховели впервые познакомился и сдру-
ит’, жился с товарищем Сталиным. Товарищ
ВР

службу в типографию Хеладзе и стал. на-
стойчиво изучать  типографское — дело.
Вскоре Ладо отпечатал там переведенную
им на грузинский язык брошюру Дик-
штейна «История куска хлеба». Это была
первая грузинская нелегальная книжка.
Jaxo удалось отпечатать также несколько
прокламаций и брошюр.

Чало Кецховели был ближайшим дру-
гом товарища Сталина. На квартире Кеп-
ховели, Часто‘ засиживаясь до поздней
ночи, товарищи Сталин и Ладо вели бе-
седы о. рабочем движении, о Ленине, о
Плеханове...

1) В. И. Ленин. Сочинения, т. ТУ, отр. 382.

тата. По телеграмме экзарха, распоряже-
нием Синода воспитанники распускаются

За роспуском учащихся последовали
репрессии: 87 учеников были исключены
«волчьим билетом».
Двадцати трем исключенным, в том числе
Г заба-
стовки, было запрещено проживание в

С декабря 1893 года по август 1894 г.
Лало прожил в селении Тквиави, & осенью
1894 года уехал в Киев, где ему удалось

Как известно, в эти годы в Киеве: суще-
ствовала нелегальная социал-демократиче-
после
слияния с киевской группой польских
«Киевский
борьбы за освобождение рабочего
класса», сыгравший значительную роль в
созыве Т с’езда РОДРИ. Ладо Кецховели
принимал активное участие в работе рево-
люционных социал-демократических круж-

Революционная работа Кецховели не
прошла не замеченной для киевской жан-
В апреле 1896 г. его аресто-
вали. После трехмесячного заключения в
киевской тюрьме Ладо был выслан на
родину под надзор полиции сроком на два
года. С осени 1896 года по август 1897
года он жил вначале в селении Тквиави,
а затем в селении Джава (Южная Осетия).

В сентябре 1897 года Ладо скрылся из-
под надзора полиции и переехал в Тифлис,

Как известно, создатель большевистской

Вопрос 06 организации нелегальной печа-

вульгаризировавшее марксизм и
приспособлявшее его к интересам Oyp-
жуазного национализма, продолжало свою
деятельность в органах легальной печати,
товарищи Сталин, Кецховели и Цулукилзе
повели решительную борьбу за создание
боевой революционной нелегальной газеты.

В этой борьбе Ладо сыграл исключи-
тельную роль. Он поступил в Тифлисе на

Грузии, $. 1,-5-.255, Be 2b.

Ш

В 1898 — 1900 тг. товарищ Сталин
вместе с Ладо Кецховели и Цулукилзе
перевел работу тифлисских социал-лемо-
кратов на рельсы массовой агитации и
политической борьбы против самодержавия.
В 1899 году в Тифлисе, за городом, была
организована маевка, на которой в своей
пламенной речи Ладо призывал рабочих к
борьбе с самодержавием.

Тов. Вано Стуруа ‘в своих воспомина-
ниях 06 этой маевке писал:

«В 1899 г. наши нелегальные кружки
‚решили. провести нелегальную” маевку за

этот день я внервые видел Ладо Кепхове-
ли. Открыли маевку, первую речь произнес
Михо Бочоридзе, затем выступил azo
Кецховели» =).

В конце 1899 года Jano Кецховели
организует и руководит забастовкой рабо-
чих тифлисской конки. За 13-часовой ра-
бочий день рабочие хонки получали от
90 к. ло рубля, при чем большая часть
этой зарплаты шла на вычеты штрафов.
Штрафовали рабочих по любому поводу:
за скорую’ езду, за тихую езду, за не-
осторожную езду, за грубость, за непослу-
шание и т. д. Благодаря тахой системе в
1899 году в среднем за 15-дневный ра-
бочий период только 5 рабочих получили
по 15 рублей. 476 рабочих получили от
одного рубля до 10-ти, а 21 чел. получили
меньше рубля. За протесты против штра-
фов с рабрчими жестоко расправлялись.
Так, рабочий конки Ломидзе 3. на допросе
у ротмистра Бруна по поводу забастовки
`заявил: г

«По просьбе директора трамвая нас бра-
ли в полицию 10 уч., где пристав Туманов
после ряда побоев заставил безусловно
подчиниться требованиям — начальника,
трамвая, в противном случае угрожал вы-
сылкой из Тифлиса» °).

Забастовка началась 1 января 1900
года и закончилась в пользу рабочих.

Под руководством тифлисской социал-
демократической труппы, возглавляемой
товарищами Сталиным, Кецховели и Цулу-
кидзе А., росла и ширилась политическая
борьба рабочих против самодержавия.
1901 год был ознаменован первым откры-
тым политическим выступлением проле-
тариата.

Товарищ Сталин и руководящая группа
тифлисской социал-демократии подготовили
в 1901 году первомайскую рабочую демон-
страпию на улицах города. Была выпущена
прокламация, в которой Формулировались
требования рабочего класса и раз’ясня-
лась историческая роль пролетариата. Под
личным руководством товарища Сталина
был разработан план этой демонстрации и
проведена вся необходимая организацион-
ная работа. .

22 апреля 1901 гола на Солдатском
базаре, в районе 6. Александровского сада,
состоялась демонстрация, посвященная

мая. В демонстрации приняло участие
около двух тысяч рабочих заводов и
фабрик Тифлиса, выступивших с красным
знаменем. Демонстрантов атаковали поли-
ция и казаки. Во время столкновения были
ранены 14 рабочих и арестовано свыше
50 демонстрантов.

Товарищ Сталин участвовал в этой де-
монстрации и лично руководил ею.

Демонстрация рабочих на улицах Тиф-
лиса — кавказской цитадели русского
самодержавия — явилась крупнейшим по-
литическим событием и оказала огром-
ное революционное воздействие на весь
Кавказ.

По поводу тифлисской демонстрации
Ленинская газета «Искра» в 1901 году
писала:

«Событие, бывшее в воскресенье
22 апреля в Тифлисе, является истори-

*) <Революциис матиане» №2, 1925 т.,
стр. 73—74.

3) Центральное архивное управление ССР

Jets,

городом. Собралось около 90. человек. В!

чески-знаменательным зля всего Кавказа:
с этого дня на Кавказе начинается от-

крытое революционное движение».

Ладо Кецховели не мог принять участия
в этой демонстрации. В 1900 году он ре-
шением возглавляемой товарищем Сталиным
тифлисской руководящей партийной груп-
пы был направлен для партийной работы

в Баку.

Товарищ Сталин и тифлиеская руково-
дящая партийная грунна поручили Ладо

укрепить бакинскую социал-демократиче-
скую организацию и организовать в Баку
нелегальную типографию.

‘Свое! энергичной работой Ладо Кецхо-
вели оживил бакинскую социал-демократи-
ческую организацию и придал ей ленинско-

искровский облик. В 1901 году был орга-
низован первый бакинский комитет РОДРИ

ленинско-искровского направления.

ТУ

В Баку Ладо

имя Деметрашвили, то на имя Николая
Меликова. Для розыска Кецховели в Баку
были посланы жанлармы из Тифлиса, но
благодаря умелой конспирации ему срав-
  нительно долгое время удавалось скры-
ваться.

‚ Под руководством и при помощи тифлис-
ской руководящей группы и лично това-
рища Сталина Ладо Кецховели в 1901 г.
организовал в Баку подпольную типогра-
фию, являвшуюся одной из крупнейних
типографий нашей партии. Тифлиеская ру-
ководящая группа’ снабдила типографию
деньгами, шрифтом, послала в помошь Ладо
двух наборщиков из числа социал-демо-
кратических рабочих.

0 том, как умело Ладо выходил из ряда
затруднений, связанных с созданием типо-
графии, рассказывает Л. Б. Красин:

«...Не было никакой возможности ку-
пить типографскую машину и системати-
чески покупать бумагу, краску, шрифт
и т. д., не имея губернаторского свидетель-
ства на право открытия типографии. Тов.
Ладо очень просто вышел из этого затруд-
нения. Он составил на свое имя удостове-
рение от имени елисаветпольского губер-
натора на право открытия типографии,
переписал это удостоверение на получен-
ном заранее бланке с губернаторским ти-
тулом и затем сам подписал этот документ
за губернатора... снял копию ¢ подлож-
ного удостоверения ‘и, засвидетельствовав-
ши эту копию у бакинского нотариуса,
получил таким образом документ, на кото-
ром не было уже ни одной подложной
подписи. С этим документом Ладо благо-
получно приобрел необходимые машину и
материалы, и подпольная техника РСОДРИ
начала, работу в Баку...»

Бакинская типография, организованная
Тало Кецховели по поручению тифлисской
руководящей группы РСДРИ, имела круп-
‘нейшее значение не только для кавказской
социал-демократии, но и в целом для всей
российской революционной социал-демо-
кратии. В этой типографии с сентября
1901 года начала выходить первая гру-
зинская нелегальная газета  «Брдзола»
(«Борьба») — орган тифлисской револю-
ционной  социал-демократии. «Брдзола»
была первой революционной газетой ленин-
ско-искровского направления на Кавказе.

«Брдзола» выдвигала задачу широкого
развертывания агитации, звала рабочий
классе на борьбу против царя, помещиков и
капиталистов. Она провозгласила нераз-
рывное единство рядов борющегося за
социализм рабочего класса всей России.

Газета  «Ррдзола»  отстаивала идею
диктатуры пролетариата, изобличала «ле-
гальных марксистов» и экономистов, от-
стаивала ленинскую идею открытой поли-
тической борьбы рабочего класса и геге-
монии пролетариата в буржуазно-демокра-
тической революции,

Прокламации тифлисской руководящей
созиал-демократической труршы, печатав-

распространение на Кавказе.

Особенно широкое
среди рабочих и солдат имели проклама-
ции, выпущенные в 1901 году

«присоединения» Грузии к царской Рос-
сии. Они были разбросаны всюду, их чита-
ли и солдаты, собираясь группами по
12—15 человек. ;

В одной из прокламаций, изданной га-
зетой «Брдзола», говорилось:

«Сегодня, когда тысячи трудового наро-

сегодня, когда перед нашими глазами каж-
дый день льются реки крови этой изму-
ченной толпы, сегодня, когда свободное
слово, действие, братская любовь — 3a-
прещенный плод для этого многострадаль-
ного народа и когда гнусные атенты пра-
вительства сеют в обществе взяточниче-
ство, страх, разврат, сегодня, когла всякая
искренность и честность пребывают под
надзором правительства и с его гнуено-
стью с ожесточением борется наилучшая
часть самой России, — сегодня, вот в это
время, наше дворянство выступает от

тельство, по-братски пожимая ему руку!!!...

Так соединимся же друзья, соединимся
рабочие всех стран, для победы над
сегодняшним гнусным правительством!!! »*).

Это был действительно неприятный для
царской власти и грузинских дворян и
помещиков «юбилейный подарок», доста-
вивший много хлопот жандармерии и
полиции,

Организация типографии и о издание
нелегальной литературы потребовали ис-
ключительной смелости, энергии, настой-
чивости и много сил. Jago Кецховели,
живя в типографии, целиком отдался этой
работе. Целыми месяцами работал Ладо
почти круглые сутки, не разгибая спины.
Он систематически получал статьи и дру-
гие материалы для газеты «Брлзола» от
товарища Сталина и других членов тиф-
лисской руководящей социал-лемократиче-
ской группы. Ряд сталей Ладо писал сам,
одновременно выполняя роль редактора,
корректора, наборщика и печатника, с лю-
бовью ведя это сложное и рискованное
дело.

имени народа и благодарит это же прави-

шиеся в типографии, имели самое широкое стороны своими неблатовидными посту

ками во все течение времени со дня за-

распространение   Ключения его в Метехской тюрьме.

Большинство происшедших, в промежу-

В связи   ток времени его в тюрьме заключения,
с празднованием столетия так называемого беспорядков обязаны своим

происхожде-
нием опять-таки этому арестанту, действу-
ющему самым деморализующим образом на
окружающих его, в секретах, сотовари-
щей.

В последние, 15-го сего июля, беспо-
рядки Кецховели принимал самое деятель-
ное участие, за что подвергнут дисципли-

да и его представители гниют в тюрьме,   Нарному взысканию, посадкой в темный

карцер на семь суток.

По окончании срока этого ‘дисциплинар-
ного наказания желательно было бы, не
заводя Вецховели в корпус секретных по-
мещений, в ту обстановку, в которой его
влияние находило удобную почву, немед-
ленно перевести его в военную тюрьму,
дабы в будущем устранить беспорядки
среди политических арестантов, восстано-
вить попираемый престиж власти, вну-
шить уважение к законным требованиям
тюремной администрации и тем беспрепят-
ственно исполнять в точности все слу-
жебные обязанности» $).

УТ

Ладо Кецховели до последней минуты
своей жизни проявлял революционную
непримиримость, мужество, стойкость и бес-
страшие. Заключенный в тюрьму, он и
здесь не оборонялся, а наступал на само-
державие.

Чтобы сломить боевой дух Ладо, тюрем-
ная администрация пускала в ход весь
арсенал репрессий: его сажали в карцер,
отбирали постель, отнимали книги, лиша-
ли прогулок, запрещали передачи... Но
Ладо не сдавался. В ответ на репрессии он
громко кричал из окна: «Да здравствует
политическая свобода! Долой  самодержа-
вие! Да здравствует социализм!» — и на
этот призыв отзывалось все политическое
отделение тюрьмы.

Благородный рыцарь революции, он
был весь проникнут и об’ят революцион-
ной мыслью, чувством, действием.

В его сердце пылало неугасимое пламя
борьбы 3a революцию. Вдохновленный,

Кецховели проживал
нелегально, по подложному паспорту, то на

зола», типогр. «Брдзола».

Грузии, ф. 36, д. 467, т. П, отр. 7—23,

Свою напряженную работу в типографии   ГЛУбоко-идейный, он каждый свой шаг на-
Ладо совмещал с большой организаторской   ПРавлял на победу революционного дела.
работой. Он руководил Бакинским коми-  Несокрушимый дух борьбы, непоколебимая
тетом РСДРИ и всей социал-демократиче-   СТОйкость Ладо, его мужество имели в
ской работой в Баку, воспитывая актив   ОбНОВе своей беззаветную преданность делу
рабочих революционеров в духе ленинской   Революции, глубочайшую убежденность ин
«Искры», сплачивая их вокруг идей   Веру в победу рабочего класса, которая не
Денин покидала его ни в подполье, ни в тюрем-

ных каземалах.

Всю свою многогранную революционную
работу в Баку Кецховели проводил по Вот что писал Ладо Кецховели стар-
указаниям Тифлисской руководящей труп-   Шему брату Сандро из Метехской тюрьмы
пы РСДРП, и товарища Сталина. Ладо   В Своем последнем письме:
систематически поддерживал с товарищем «Для меня нет пути для отступления, —

алиным письменную связь, & за указа- и даже если бы был такой, уверен, ты
ниями и советом по важнейшим вопросам   бы первым плюнул в меня, если б я хоть
приезжал в товарищу Сталину в Тифлис   в мыслях допустил отступать и попирать
ив Батум. ^ свою святыню. Итак, Борьба! Борьба!.. и

У

если я паду в этой борьбе, не печалься:
всякое дело, а тем более свобода требует

Работая в Баку, Ладо Кецховели уста-
новил связь с В. И. Лениным, и по зада-

жертв... «Но где, скажи, когда без жертв
искуплена свобода?». Только обрекая себя
можно добиться в наших условиях чело-
нию Владимира Ильича бакинская типо- веческого отношения от тех, кто захва-
графия ‘стала размножать  ленинскую
«Искру».
«Искра» и ‘другие искровские мате-

тил в свои руки пашу судьбу... Терпи...
Терпение хорошее дело — достоинство
риалы, напечатанные в бакинской типо-
графии, широко распространялись по юж-

человека. Однако, там, где дело касается
человеческого достоинства, прав и чувств,

ным городам России. Одновременно с этим

Taio наладил транспорт искровских изда-

— терпение — это о либо трусость, либо
несознательность, во всяком случае —
ний из-за границы в Россию по лини
Вена—Тавриз-—— Баку. Я

позор и разложение человеческого харак-
Когла в марте 1902

тера. Жизнь дорога, всем хочется жить,

но если надрутаются над твоей святыней,

года создалась   Попирают ногами и душу твою и всякое

реальная угроза провала типографии, было   Человеческое достоинство, на что тогда
решено перенести ее из Баку в Россию.   или душа или жизнь!?» °).
Подыскание места для типографии было Против Ладо Кецховели

поручено Ладо Кенховели; с этой целью он   подлейший полицейский заговор, глава

в апреле 1902 года выехал в Россию. которого кровавый ротмистр Рунич за семь

Лало об’ехал ряд городов (Киев, Самара   дней до убийства Ладо питет о’ необходи-

и лр.), но партийные организации в этих   Мости принять «особые меры» против этого

городах не смогли оказать ему необходи-   опасного для самодержавия революционера.

мой помощи в подготовке условий для по-   Убийство было поручено часовому Дерги-

становки типографии, и в августе 1902   леву. 17 августа 1903 г. в 9 часов 30 ми-

года он вернулся в Баку и снял для типо-   нут утра Ладо Кецховели был убит в своей

графии новое помещение на Чадровой   камере выстрелом в окно; пуля попала

улице. в сердце, и он тотчас же скончался.

Жандармерии, наконец, удалось’ напасть   Так гнубно расправилась жандармерия
‚на след неутомимого революционера, и с пламенным революционером.

2 сентября 1902 г. Ладо Кецховели был Весть о зверском убийстве Ладо быстро
арестован в Баку и заключен в бакинскую   облетела тюрьму. Забущевало политиче-
тюрьму, откуда в конце сентября 1902. г. ское отделение. Вскоре об убийстве Кепхо-
был переведен в тифлисскую Метехекую вели узнали и в городе. Рабочие Тифлиса,

тюрьму. При „аресте Ладо, чтобы выгоро- любившие Ладо, посылали проклятия ненз-
дить товарищей, всю вину взял на себя и   зистным палачам.

смело заявил, что он — «профессиональ-
ный революционер Владимир Кецховели». о тюрьма

На допросах Ладо держался с исключи- Ладо был опасен полиции не только при
тельным достоинством и твердостью. Ба- жизни, но и после своей смерти. Bepo-
кинские жандармы в своем донесении Де- ломные убийцы побоялись Выдать тело
Ру ПОЛИ. ЗОрАвтерИНОЯ 9, Кецховели для погребения. Тайком от ра-
как «человека весьма ловкого, осторожного, ин» О авт а

omy
Tee ee a а жандармы похоронили его ночью на тиф-
ро) ти лисском военном кладбище.

же своих пособников Кецховели, как и _
По поводу убийства Ладо Кецховели

другие, также отказался, благодаря чему у 7
не удалоеь установить пока связь по ре-  Тифлисский и Бакинский комитеты РОДРН

волюционной — деятельности некоторых   ВЫпустили прокламации. Эпиграфом в ба-
лиц» °). кинскон прокламации взяты слова, Максима

Тюремный режим не мог сломить желез-   ГОРЬКОГО: «0 смелый сокол, в борьбе
ную волю Ладо Кецховели. Бесстрашный   ° ВРатами истек ты кровью...»
революционер и здесь продолжал борьбу. «Лучшим памятником и наградой таких
Он связался с заключенными, неустанно   борцов, — писалось в прокламации, —
боролся против тюремных порядков, орга-   является отчаянная борьба с тем самодер-
низуя забастовки и выступления заклю-   Жавием, которое их убило, с тем диким
ченных. -. произволом, который отнимает у нас на-

Тюремная администрация решила спа-  Ших лучших друзей. Мы надеемся, това-
сать честь мундира палачей. Цепные псы   ИЩИ, что воспоминание об убитом друге
самодержавия завопили о восстановлении   УДет прочно в нашей памяти и это еще
попранного «престижа власти». больше укрепит нашу веру в близкое

° Вот что ‘писал начальник Метехской   ето святого дела».
тюрьмы начальнику Тифлиеского губерн-  . о и : spend Shon а Пре:
ского жандармского управления: Я статка отдал револю

ционной борьбе за дело рабочего класса.
«Имею честь просить Ваше Высоко-

благородие о переводе в военную тюрьму  . ЕГО героический образ непоколебимого,
содержащегося в замке политического аре-  беестрашиого пролетарского революционера
станта Владимир» Кецховели, как заявля-   ВоСПИТал не одно поколение мужественных
ющего себя постоянно с самой нехорошей   Революционеров-большевиков Закавказья и

Грузии.
3 Л. БЕРИЯ.

®) Центрэархив Грузни, арх. ф. № 7, 427,
дело 1903 г, по оп. № 8, т. 4-H, Tua.
жанд. губ. управл., л. 2.

7) «Ладо Кецховели», изд. Кавказского
Союза РСДРП, 1903 г., стр. 26—30.

организуется

была окружена

“) Из прокламации по. поводу 100-летнего
юбилея «присоединения» Грузии к России.
1901 г. сентябрь. Издание редакции «Брд-

5) Центральное архивное управление ССР