Весело отпраздновал пионерский Артек
свое двенадцатилетие. До двух тысяч гостей
присутствовало на традиционном Большом
Костре.

В восьмом часу вечера отряд за отрядом,
со знаменами, под бой барабанов пришли на
площадку дети из нижнего лагеря, одетые
в легкие парусиновые костюмчики, верхний
лагерь пришел в летней краснофлотской
форме и лагерь Суук-Су—в голубых, крас-
ных и зеленых майках. Здесь были ребята,
со всех концов необ’ятной советской стра-
ны и дети героической Испании. Отряды
испанских ребят вступили на площадку,
возглашая: — Вива ла Унион Советика!
Вива камарада Сталин! — В испанской ко-
лонне выделялась группа малышей, одетых
в костюмы крестьян из провинции Вален-
сия.

Перед трибуной выстраиваются 250 ре-
‚ бят из лагеря. Суук-Су—ленинградцы, мо-
сквичи, украинцы, сибиряки, грузины, ис-
яанцы. Под звуки оркестра они проделы-
вают вольные движения. Раздается коман-
‹да-—и вмиг дети перестраиваются в’ велико-
Jenny живую пирамиду. На вершине пи-
рамиды-—мальчуган-испанец в краеной рес-
публиканской шапочке. Победно вскинув
алое знамя, он звонко под бурные овации
участников праздника восклицает: — Вива
камарада Сталин!

Стемнело. Хором восклицают участники
праздника: — Пусть ярче горит наш пио-
нерский костер!

И гора хвороста загорается ярким пламе-
нем, языки огня вздымаются выше стоящих
вокруг кипарисов.

Костер удался на славу. Выступали
юные таланты Артека: поэты, музыканты,
’певцы, танцоры. Испанские дети вызвали
бурные восторги зрителей своей инсцени-
ровкой «Оборона Мадрида».

Было так. Прозвучали фанфары. На пло-
щадку из чащи парка рысью на гордом ко-
не примчался кабардинский пионер-ордено-

носец Барасби Хамгоков. Он об’явил начало
действия «Оборона Мадрида», которое долж-
ны показать его испанские друзья.

... Пионер Бернальдо произносит взволно-
ванную призывную речь,

— Родина в опасности, коварный враг
хочет поработить свободных испанцев. №
оружию, товарищи!

Призыв подхвачен; со всех сторон сбе-
гаются на площадь бойцы-—защитники рес-
публики. В руках у них винтовки. Густеют
ряды пятого полка, полка коммунистов Мад-
рида. Воздвигаются баррикады. Враг насе-
дает. Правда, его не видно, так как роль
мятежников-фашиетов все отказались иг-
рать. Но грохочет артиллерия (литавры ор-
кестра), и треск пулеметов свидетельствует
о жеетокой борьбе.

Передышка. Потом с пеньем «Интерна-
пионала» бойцы бросаются в бой. Их на-
ступление поддерживает огромный танк.
Над башней танка реет украшенный крас-
ной звездой напиональный Флаг республи-
канской Испании. Победа!

Маленькие крестьяне из Валенсии сме-
няют бойцов. Они танцуют свою любимую
«Валенсиану», забавно шаржируя манеры и
ужимки взрослых.

Ло позднего вечера продолжался празд-
ник артековцев. Горели отни иллюминации.

Мысль детей неизменно обращалась Е
любимому вождю народов — Сталину.
когда маленькая поэтесса Маруся Плахова
прочла перед портретом Сталина заключи-
тельные слова своих стихов:

«Мы, веселые, счастливые ребята,

Друга своего благодарим!»

— сотни детских голосов на разных язы-
ках закричали:

«Да здравствует великий  Сталин!»,
«Вива Сталин!», «Лебе геноссе Сталин!».

Н. ТОКАРЕВ.
Апушта, 10 июля. (Корр. «Правды»).

Из последней почты

Is & Si

Если судить по газете «Колхозник», в
городе Сасово, Московской области, до мал
этого года не было рынка, магазинов, пе
было никакой торговли. После этой даты
вдруг обнаружились магазины с разнообраз-
ным ассортиментом товаров, кое-где даже
отыскались жулики, обманывающие потре-
бителей.

Раньше газета не уделяла почти ника-
кого внимания торговле в своем районе, а
теперь вдруг обрела вкус к проблемам To-
варооборота.

Почему же произошел такой резкий пз-
релом именно в мае 1937 года? Почему га-
`зета более или менее критически отзывает-
ся о местных матазинах «Пищеторга»,

«Мосторга», «Рыбебыта», о лавках сельпо,
но старательно избегает критиковать рабо-
ту Сасовского районного союза потребитель-

ской кооперации?

Ответы на эти вопросы дает. один доку-
мент. Называется он скромно — «Договор».

Как явствует из него,

«... нижеподписавшиеся, с одной сто-
роны редактор газеты «Колхозник»
тов. Шаров А. Н., с другой—председа-
тель Райпотребсоюза` тов. Посутман
заключили настоящий договор в том,
что...»

Далее излагаются обязательства обеих
_ еторон. Редакция обязуется печатать нуж-

TK A

ные для Сасовского райпотребсоюза мате-

риалы. Столь благожелательное отношение
будет должным образом компенсировано.

«.. На покрытие всех расходов Рай-

` потребсоюз уплачивает ежемесячно ре-

дакнии 450 руб. (четыреста пятьдесят
рублей)...» :

Дата заключения договора—7 мая 1937
года...

Итак, газета «Колхозник» продается не-
дорого. Всякий располагающий сотней —
другой может заключить с редактором Ша-
ровым соглашение, застраховать себя от
критики в печати и, чего доброго, потребо-
вать, чтобы его восхваляли на все лады
и рекламировали, )

Коммерческий договор, по сути дела —
взятка, заключенный между  редак-
цией «Колхозника» и Сасовским рай-
потребсотозом, проливает свет на многое.
0б’ясняет он и то, почему редакция «Кол-
хозника» упорно неё замечает безобразий,
творящихся в кооперации. Руководитель
райпотребеоюза Посутман окружил себя
проходимцами и жуликами и вместе с ними
разворовывает государственные и коопера-
тивные средства. Договор служит им шир-
мой своего рода, охранной грамотой, при-
крывающей грязные, преступные дела.

ПИСАТЕЛИ ГРУЗИИ О РУСТАВЕЛИ

ТБИЛИСИ, 10 июля. (Корр. «Правды»).
Союз советских писателей Грузии подго-
товил к изданию литературно-художествен-
ный сборник, посвященный Шота Руста-
вели. Сборник состоит из нескольких отде-

‹ лов. В него входят стихи, поэмы, повести
и критические статьи советских писателей

Американ

Началось еще в Портланде, где все на-

селение города жажлало увидеть первых
. советских пилотов, соединивших через Ce-

`верный полюс два материка. Огромная
толпа народа стремилась прорвать цепь и
“окружить воздушных посланцев Совет-
ского Союза. Их забрасывали цветами, пе-
редавали им букеты и венки. Вдруг среди
пгума голосов и возгласов на английском
языке Чкалов отчетливо услышал руеский
говор:

— Да пустите же меня к ним, я — ВЯтТ-
ская.

Чкалов обернулся и увидел русскую
женщину, которая протягивала к нему
руки. Пилот попросил пропустить ее.

— Родимый мой, да я же ваша, русская,
двадцать шесть лет здесь живу, но гово-
рить еще не разучилась. Дайте хоть по-
смотреть на своих земляков, — восклицала
женщина, бросаясь от одного в другому.

`Много встреч было у экипажа за дни
пребывания в Америке, но эта встреча
осталась в памяти у Чкалова, и он не раз
впоследствии вспоминал друзьям: «Я —
Вятская...»

II

Считается, что люди обычно выражают
свое недовольство свистом. В Америке на-
род свистом высказывает одобрение. Эту
своеобразную симфонию экипаж услышал
в Нью-Йорке, на Пенсильванском вокзале,
тде советских летчиков встречали тысячи
людей. Маршрут торжественной процессии
не был об’явлен в газетах, но на ‘улицах,
где проезжала колонна автомобилей, было
людно. Услышав нарастающий вой сирен
на полицейских мотоциклах, эскортиро-
равших экипаж, люди выбежали из поме-
щений. Увидев советский флаг на первом
автомобиле и узнав летчиков по газетным
фотографиям, американский народ выражал
свое восхищение. Пилотов приветствовали
на английском, польском, итальянском,
русском, еврейском языках. Многие под-
нимали вверх руки 0 сжатыми кулаками.
Когда процессия под’езжала к резиденции

мэра Нью-Йорка, где ожидала многоты-
сячная толна народа, снова раздались при-

ветственные крики и свист.

Грузии, посвященные Руставели. В отделе
фольклора собраны лучшие народные сказ-
ки, песни и легенды. Особый отдел cOop-
ника представляет грузинская поэзия о Ру-
ставели начиная с Х\ века. Сборник вый-
дет к 750-летнему юбилею великого поэта
Грузии.

ЮБИЛЕЙ СЛАВНОЙ

ДИВИЗИИ

МИНСК, 10 июля. (Корр. «Правлы»),
Н-ская дивизия —— одна из старейших ди-
визий Красной Армии, участница разгро-
уа` белопольских оккупантов в 1920 го-
ду — празднует свой 19-летний юбилей.
Ветераны дивизии, участники граждан-
ской войны, проводят с молодыми бойцами
беседы о боевых походах и подвигах диви-
зии. На славных боевых традициях моло-
дые бойцы воспитываются смелыми, безза-
ветно преданными партии Ленина —
Сталина.

За свои боевые заслуги дивизия имеет
награды — 18 красных знамен и 898 ор-
денов Красного Знамени, полученных бой-

ами, командирами и политработниками за

время гражданской войны. 12 июля, в
день юбилея дивизии, организуется массо-
вое посещение лагерей рабочими и колхоз-
никами,

Le ИЛ

РЕКОРД КОМБАЙНЕРА-
ОРДЕНОНОСЦА
КОНСТАНТИНА БОРИНА

РОСТОВ-на-ДОНУ: 10 июля. (Hopp.
«Правды»). Знатный комбайнер страны
орденоносец Константия Борин, закончив
первый учебный год в Сельскохозяйствен-
ной академии имени Тимирязева, вернул-
ея на время летнего отпуска в Шлейнгарт-
ский район — место своей прежней работы.
Работая на сцепе двух «Сталинцев», тов.
Борин 8 июля дал рекордную выработку,
убрав 115 гектаров. Аггрегат работал на
третьей скорости, зерно разгружалось на
ходу. В этот день было намолочено 2.300
центнеров хлеба. На транспортировке зерна
работало 20 подвод. Выработка могла бы
быть еще более высокой, но чья-то враже-
ская рука подбросила в барабан одного
комбайна ключ. В результате были разби-
ты деки и погнуты штифты барабана. Этот
комбайн не работал около 6 часов.

На-днях тов. Борин обратился ко гсем
молодым трактористам и комбайнерам края
с предложением организовать соревнование
молодежных аггрегатов. ЁКраевой комитет
партии специальным решением поддержал
инициативу тов. Борина.

ик.

he ina EE TN

—

КИРИЛЛОВСКИЙ

КУРОРТ

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 10 июля. (Корр.
«Правды»). На юге Днепропетровщины, на
берегу Азовского моря находится Молоч-
ный лиман. В нем — неиечислимые запа-
сы иловой грязи, однотипной с одесской,
но с еще большим содержанием сероводоро-
да и без примеси инородных частей. Мо-
лочнолиманекая грязь — прекрасное сред-
ство. для лечения ревматизма, податры, ги-
некологических заболеваний. В недрах при-

легающего K лиману полуострова имеются

мощные сероводородные источники, здесь
же обнаружен горячий газ’ метан. На отме-

ли Азовского моря — великолепный пляж

из белого ракушечного песка. Сочетание
всех этих условий и благоухающий степ-
ной и свежий морской воздух делалот этот
уголок прекрасным курортным › местом.

На полуострове расположен Вириллов-
ский курорт. Ежемесячно здесь отдыхает
и лечится около 200 трудящихся.

—o—

В САДУ
АКАДЕМИКА \
ШРЕДЕРА

ТАШКЕНТ, 10 июля. (Норр. «Правды»).
В 20 километрах от Ташкента расположи-
лась опытная станция садоводства имени
Шредера. Академик Шредер 35 лет рабо-
тает на этой станции. Под его наблюде-
нием посажены фруктовые сады, питомни-
ки. Станция имеет 45 гектаров новых и
19 гектаров старых садов, 10 гектаров за-
HATO питомником, в котором посажено 70
тысяч деревьев. Одних только яблонь стан-
пия имеет 150 сортов. Саженцами яблонь
и груш питомник снабжает колхозы и сов-
XO3BI.

На богатом и разнообразном материале
акалемик Шрелер ведет опыты по борьбе
с периодичностью урожаев яблок и груш.
Сейчас на подопытных деревьях под его
руководством применяются прореживание
цветов, кольцевание деревьев, регулирова-
ние поливов и нормирование удобрения.

Ряд проведенных мероприятий подтвер-
жлает, что фруктовые деревья могут пло-
доносить каждый год. ?

На канале Москва — Волга. На снимке: территория шлюза № 3, обсаженная

цветами. Ss

Фото М. Калашникова.

11 ИЮЛЯ 1937 г. № 189 (7155)

ЕЕ РЕ СЕЕЕЕЗЕВ

КОГДА ЖЕ В НАРКОМЛЕСЕ СЛОВО

HE БУЛЕТ
Lope =
 . a

Уже несколько лет подряд Наркомлес
СССР не справляется со снабжением. стра-
ны древесиной. В прошлом сезоне нарко-
мат выполнил правительственное задание
по рубке леса всего лишь на 71 проц., а
по вывозке и того меньше—на 61,7 проц.

Нарком лесной промышленности тов.
Иванов и его заместители не раз обещали,
что в нынешнем году наступит перелом в
лесной промышленности. Но на деле этого
еще нет. Лесная промышленность продол-
жает быть одной из самых отстающих.

Нехватку леса ощущают сейчас He
только строительные организации, но да-
же заводы лесопильной промышленности,
принадлежащей самому же Наркомлесу. За
пять месяцев этого года лесопильные за-
воды Главлеедрева простояли из-за отсут-
ствия сырья 7.600, рамоемен. Особенно
безобразно снабжались сырьем астрахан-
ские лесопильные заводы. Шо сути дела
они больше стояли, чем работали. Но да-
же в Архангельске, расположенном у са-
мых лесов, 4 июня полностью были оста-
повлены из-за отсутствия леса четыре за-
вода — №6, №8, №23 и № 1. Пол-
ностью остановить четыре завода в разгар
сплава-—больший позор трудно себе пред-
ставать!

В прошлом сезоне лесопильные заводы
сумели слелать лишь небольшие запасы
сырья, которые они распилили уже к вее-
не. Bee свои надежды заводы возложили
на сплав. Однако поступление новых пло-
тов с самого начала навигации идет чрез-
вычайно слабо.

Так уж повелось в Наркомлесе: ранняя
или поздняя навигация, «большая» или
«малая» вода, а результат один — ® пра-
пительственным заданиям относятся безот-
ветственно.

Взять, например, Каму. Кама и ее при-
токи снабжают древесиной волжекие лесо-
пильные заводы. Оеновной рейд на Каме—
Керчевский. В июне по графику, устано-
вленному самим Наркомлесом, рейд должен
был плотить для отправки астраханским,
сталинградским и саратовским заводам 110
18 тысяч кубометров леса в сутки. На са-
мом деле этот рейд за первые 20 дней
июня сплотил всего 50 тысяч кубометров.
Бесконечные простои срывают работу. Тру-
довая дисциплина на рейде расшатана.
Пет внимания к бытовым нуждам рабочих.

Для того, чтобы наладить работу рейдов
и улучшить культурно-бытовое обслужи-
вание рабочих на Каме, наркоматом туда
был ‘послан начальник Главвостлеса Грин-
штейн. Сей начальник только и делал,
что многократно пересоставлял графики
сплава, систематически нарушавитиеся на
его же глазах. Просидев полтора месяца
на Kame за канцелярской работой, отпра-
вив множество телеграмм в наркомат и
изрядно  обругав местных работников,
Гринштейн преспокойно отбыл с Камы в
Москву.

расположена на Северной
не справляется с заданием.
ские запани до последнего времени выпол-
няют суточный план силотки н
на 30—40 проц. Руководитель Главсевле-
га Николаев жалуется на нехвате

ничего не
кадра рабочих. Осужденная правительством
ставка исключительно
ника упорно продолжает жить
те. лесной промышленности.

РАСХОЛИТЬСЯ С ДЕЛОМ?

Важнейшая труппа запаней Наркомлесь
Двине. Но и она
Так, котлас-
е более чем

у людей,
делая для еоздания постоянного

на рабочего-сезон-
в Наркома-

Правительство отпустило Наркомлесу во

втором квартале 16,3 миллиона рублей на
вербовку, перевозку и бытовое обслужива-
ние новых рабочих. А наркомат из этой
вуммы использовал только 4,2 миллиона,
так как не сумел набрать нужную ему
рабочую силу. Когда же наркомат думает
завозить рабочих в леса, в необжитые ме-
ста? Неужели зимой? Разве не являетея’
именно летнее время наиболее благоприят-
ным для вербовки рабочих в леспромхозы?

Наркомлес десятки раз декларировал не-

обходимость ‘обеспечить леспоомхозы рабо-
чими. Руководители Наркомлеса в своих
выступлениях много 0б этом говорят. A na
деле не умеют даже использовать деньги,
отпускаемые правительством.
вистских руноводителей слово н@ должно
расходиться с делом! Разве эта истина
не известна руководителям Наркомата лес-
ной промышленности?

больше-

Правительством утвержден на этот год

план сплава в 69,2 миллиона кубометров.
Пока-что Наркомлесом пред’явлено к спла-
ву всего 54,1 миллиона кубометров. Гле
же думает Наркомлес брать недостающие
15 миллионов кубометров? Ответ может
быть только один: их надо взять от лет+
них заготовок и летней вывозки. До кон
ца сплава осталось 6-7 декад. Следова-
тельно, заготовка и подвоз древесины для

сплава должны выражаться цифрой не
уеньше чем в 2 миллиона кубометров в
декаду. Пока-что прирост составляет

всего 140—150 тысяч кубометров за де-
каду. Таким образом, буквально на глазах
всей страны срывается план заготовки ле-
са, теряются золотые дни, и, если немед-
тенно не исправить положение, мы по-
теряем в этом году миллионы кубометров
древесины.

Положение с лесозатотовками требует
серъеФНой помощи хозяйственникам со 61о-
роны местных партийных организаций, в
особенности в решающих лесных районах:
на Севере, на Каме и в других местах.
Северный и Свердловский облисполкомы и
обкомы теряют чувство ответственности 3
сульбу лесозаготовок. Вопросы сплава, лет-
них заготовок и вывозки леса проходят
мимо местных партийных организаций, ко-
торые видят елабость органов Наркомлеса
и, тем не менее, мало им помогают.

О школе юных дарований

Центральный дом пионеров в Москве
внимательно и заботливо воспитывает та-
лантливых ребят всех специальностей —
музыкантов, поэтов, танцоров и художни-
ков.

Работы юных живописцев, екульпторов
недавно были показаны на первой годорой
итоговой выставке.

Несмотря на юный возраст участников,
выставка обнаружила группу высокоода-
ренных детей, давших работы, достойные
высокой оценки. Работы их отмечены. Дети
были награждены Центральным комитетом
комсомола, часть их произведений отпра-
влена на Парижскую выставку, Централь-
ный дом пионеров премировал 30 человек
поездкой в Ленинград. Необходимо помочь
студии в дальнейшей ее работе и наряду
с этим создать наилучшие возможности для
небольшого сравнительно количества высо-
кооларенных ребят, используя плодотворный
опыт Московской консерватории.

Поэтому мы, группа художников, наблю-

давших в течение года работу студии Цен-
тразьного дома пионеров, предлагаем с0з-
дать школу юных дарований с программой
повышенного типа, где особо. талантливые
дети могли бы нормально заниматься ис-
кусством параллельно с занятиями по кур
су средней школы. Здесь они должны нач
учиться твердому рисунку, основам компо-
зиции, перспективе, пластической анатомии
и т. д. Это потребует особого помещения,
штата и расходов, которыми пока не. рабз
полагает Центральный дом пионеров.
Всесоюзный комитет по делам искусств

и московский областной союз художников
при помощи Центрального комитета комсо-
мола смогут осуществить это важнейшее
мероприятие.

Заслуженные деятели искусства:

К. Юон, Е. Кацман, А. Герасимов,

С. Герасимов, В. Домогацкий.

Художники: Соколов-Скаля, Зенке-

вич, Шегаль, Б. Яковлев, Рянгина.

o¢ 989 9

Л. ХВАТ

Специальный корреспонден
«Правды» `

oo 8

— Почему свистят? — недоумевающе
спросил Байдуков.

— Это значит — хорошо, о-кей, — об’-
яснили ему.—У нас—если не нравится, то
не свистят, а шипят.

Нам пришлось стать свидетелями мас-
сового выражения недовольства, Происхо-
Дило это в одном из крупных нью-йоркских
кинотеатров Риальто. Он находится отнюдь
не в рабочем районе, а в центре города,
на Бродвее. Шла хроника — «Новости
дня». Фашистские войска двигались по
залитым кровью улицам -баскской столицы
Бильбао, мимо разрушенных домов и взор-
ванных мостов. Как только на экране по-
явились интервенты, в зале началось ши-
канье. Шикали не переставая, пока интер-
венты не исчезли. Зал снова запротесто-
вал, когда на экране показался Муссолини.
Лишь кое-где раздавались одиночные хлоп-
ки его фашистеких единомышленников.

Хроника советского транеполярного пе-
релета в кино «Камео» на Бродвее шла под
непрерывные аплодисменты зрителей. Улы-
бающиеся с экрана Герои Советского Союза
вызывали бурю приветствий. Вепоминались
слова одного видного американца, произне-
сенные на торжественном собрании по ад-
ресу тройки: «Спасибо вам за то, что вы
помогли нам лучше узнать вашу страну».

iil

Их узнавали на улицах, в кино, ресто-
ранах, кафе. Вокруг столиков, где сидели
герои, немедленно начиналось хождение
любопытных, желающих поближе рассмот-
реть трансполярных пилотов из советской
страны. Обычно это хождение заканчива-
лось тем, что наиболее решительный под-
совывал летчикам лист бумаги для личных
подписей, после чего тройка подвергалась
неотразимой атаке со стороны любителей
автографов. °

ские встфечц.

— Как бы избавиться от этого хозяй-
ства?—не раз сокрушенно говорил Байду-
ков, и советские работники в Нью-Йорке
сочувственно отвечали:

— Ничего не поделаешь, здесь любят
собирать подписи знаменитостей.

Любители уже заполучили у экипажа
несколько тысяч автографов, но паломни-
‚ чество не прекращалось. Ученые, лифтеры,
общественные деятели, продавщицы универ-
магов, журналисты, фотографы с наивным
видом подсовывали героям листки на под-
пись. Некий мистер Штраусе из Чикаго
прислал пространное письмо. Он сообщал,
что располагает автографами Шестакова и
Болотова — первых советских пилотов,
прилетевших в Америку, а также Шмидта
и Утакова. Автографы тройки должны бы-
ли увенчать коллекцию мистера Штраусса.
Приходили письма из далеких штатов Аме-
рики — Флориды, Аризоны, — Монтаны.
У героев неожиданно об’явились родствен-
ники среди русских, эмигрировавших в
Америку до империалистической войны.
«Ольга Григорьева из Пенсильвании имеет
честь сообщить, что она является родствен-
ницей Чкалова но материнской линии».
«Навигатор Беляков мне сродни, очень
пропгу сообщить ему 06 этом. Флегонт Шу-
пак». Все это, конечно, оказывалось недо-
разумением или фантазией авторов писем.

Перед от’ездом тройки из Ванкувера
к ним обратились солдаты с просьбой оста-
вить сувениры из каких-либо предметов,
находившихся на борту самолета. Герои
раздавали на память банки советских кон-
сервов из неприкосновенного запаса. Ка-
кой-то делен, узнав об этом в Нью-Йорке,
товорил, что пилоты ‘упустили хороший
бизнес: «Можно было разложить все кон-
сервы в маленькие пакетики и продавать
их как сувениры, скажем, по пятьдесят
центов». Это предложение было предметом
веселых шуток экипажа.

ly

Поздно ночью мы проходили с Байдуко-
вым по улицам Гарлема — негритянского
района Нью-Йорка, и вдруг ублышали по-

дукову,— неожиданно сказал он на ломан-
ном русеком языке, — я Bac знаю, я вас
встречал на Пенсильванском вокзале, видел
на митинге. Передайте привет всем дорогим
товарищам из Советского Союза, — добавил
негр, тряся руку Байдукова, и так же вне-
запно, как появился, исчез в темноте.

— Bor это здорово,— заметил Байду-
ков, — тут о многом подумаешь.

Популярность советских летчиков в са-
мых разнообразных кругах населения ощу-
щалась постоянно. Мы ехали на автомоби-
лях в детекий лагерь советской колонии.
По широкой дороге нескончаемой лентой
неслись машины. Вое-где на перекрестках
сидели на своих мотоциклетах недремлю-
щие полисмены с широкими шляпами и
темными защитными очками. Услышав” не-
ожиданно тревожные сигналы шедшей за
нами второй машины, мы остановились. Во-
зле нее уже стоял полиемен, а шофер Ам-
торга что-то ему горячо доказывал. Поли-
смен уже доставал штрафную квитанцию
за неправильный обгон, как вдруг лицо его
изменилось.

— Советские летчики? А вы правду го-
ворите? — переспросил он у шофера. — Я
хочу на них посмотреть.— Он подошел к
машинам, отдал честь каждому из тройки,
сказал, что недоразумение исчерпано и
храбрые пилоты могут продолжать свой
путь. Сам сел на мотоцикл и помчался впе-
ред предупредить другие посты с почетных
гостях. i

У

Герои встретились с Вильямуром Сти-
фансоном. Знаменитый американский по-
лярник и президент Клуба исследователей
развернул карту США и Канады. Он на-
чертил извилистые линии на островах и
проливах Американекой Арктики, где боль-
ше двадцати лет назад он участвовал в за-
мечательной экспедиции. Летчики с не-
ослабным интересом слушали рассказ из-
вестного исследователя, Затем он заговорил
о Советском Союзе. Его речь дышала глу-
бочайшим уважением к советеким поляр-
никам, к Шмидту, к советской. авиации,
тлавные представители ® которой дерзнули
совершить подвиг, изумивший весь мир.
` — Да заметил он, задумавшись, —я
полагаю, что векоре полюс будет только

дружбу советских людей к американскому
народу.

— Мы уже размышляем, куда теперь
лететь, — сказал Чкалов. Впрочем, много
еще есть об’ектов для приложения сил,
выберем подходящий маршрут.

Стифансон протянул им старинную кни-
гу, представляющую  библиографичеекую
редкость. Это было «Путешествие Алексан-
дра Меккензи к Тихому океану в 1793 го-
ду». Знаменитые исследователи и путеше-
ственники сделали свои надписи на стра-
ницах этой книги. Стифансон передал ее
на подпись советским героям. Они расста-
лись тепло и дружески.

YI

В эти дни произошло печальное событие.
На одном из поеледних этапов’ кругосвет-
ного перелета по экватору потерпела тяже-
лую аварию известная американская лет-
чица Амелия Эрхарт. По вечерам в откры-
тые окна советского генерального консуль-
ства. доносились неистовые крики газетчи-
ROB: «Экстренный выпуск! Местонахожде-
ние. Эрхарт в океане установлено! Экстрея-
ный выпуск! Эрхарт радирует, что ее са-
молет медленно погружается в воду».

Тройка рассматривала карту, где было
заптриховано место вынужденной посадки
гидроплана отважной женщины. Высказы-

ветских пилотов волновала участь
ЧИЦЫ.

говорил Чкалов.
Чувствовалось, что, случись подобная
авария Ha советских морях, пилот
«АНТ-25», не задумываясь, немедленно
вылетел бы на выручку храброй Амелии
Эрхарт.
УП

ных оваций.

сказал генеральный консул Воровой.

вались различные планы ее спасения. Со-
лет-

—щ Все зависит от быстроты действий, —

Грандиозный митинг в арсенале семьде-
сят первого полка окончился. Десятитысяч-
ная толпа повалила к выходу, вынося со-
ветеких героев. Надо было скорее сесть в
автомобили и избежать новых восторжен-

— Наши машины стоят за углом, тула
не пробраться, давайте быстрее в такси, —

Но это было не так просто. Толпа коль-

Скульптор А. Златоврацкий,

приблизился неизвестный человек. Мешая
русские и английские слова, он произие:
«Товарищ Чкалов, спасибо тебе, дорогой 10-
варищ, за то, что ты сделал для родины».
Слезы блестели у него на глазах. Он обвял
и поцеловал пилота. Эту сцену нельзя бы-
ло наблюдать без волнения.
Американская девушка вскочила в 881
мобиль, куда сели Байдуков и Беляков, и
крепко их расцеловала.
Товарищи, братья, друзья!-—неслось
вдогонку автомобилям.

УШ

Экипаж устал от оваций. Непреодолико
тянуло домой, в Москву. Уже с первях
дней пребывания в Америке Чкалов нача
говорить о быстрейшем возвращении #3
родину.

— Поймите, что там нас ожидают, —
говорил он советским работникам, когда 16
есылались на разрешение экипажу из №-
сквы пробыть в США весь июль.

На торжественных собраниях Чкалов г9-
ворил как сын великой страны. Его 61088
звучали величайшей гордостью за свою pl
дину, за ее могучий народ. Америкавцы
отдали должное его ораторскому дарованих,
проникновенности его речей.

—- Превосходный, искренний оратор, —
товорили здесь про него.

Байдуков и Беляков дополняли св08г
командира. Гармоничная тройка вызывал
общее восхищение. Отовсюду текли пе
глашения, но экипаж стремился в Моск,

В`-полночь пилоты поднялиеь на ве
шину величайшего в мире здания Эмпайр
Стейт Билдинг, на площадку сто propor
этажа. Огромный город, сверкая миллиа“
лами огней, лежал внизу. Ослепительно
спяли электрические рекламы Бродвей,
Вдали черными массивами выделялись
районы бедноты.

Чкалов молча смотрел вокруг. Попере
его лба легла глубокая морщина.
чем задумалея, Валерий Павле
вич? — спросил я его.
Москву надо ехать, вот 910, —
сердито ответил он.-— Как туристы, №
всегда успеем сюда приехать. А сейчас #2
до домой, и как можно скорее.

Он добавил, что будет счастлив, КОИ

зади торопливые шаги. Нагнал нас средних   этапом на великом воздушном пути, —и ла-
лет нег
— Я хочу пожать руку товарищу Бай-! довавших этот путь и пронесших по нему

широким приветливым лицом. ]сково посмотрел на героев, впервые иссле-

TOM смыкалась вокруг героев. Из нее вы-
рывались люди, пожимали руки Чкалову,
кричали приветствия. Держа под руку мо-
лодую женщину, в командиру «АНТ-25»

советский экспресс домчит экипаж в №
скву ц когда он увидит товарища, Сталииа,

Нью-Йорк. (Передано по телеграфу).

\