Ny

13 ИЮЛЯ 1937 г., № 191 (7157)

eee

ЗАРУБЕЖНЫЕ КЛИКИ НА ВТОРОЙ ПЕРЕЛЕТ
МОСКВА-СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС—СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

ПЕРВОЕ СООБЩЕНИЕ

НЬЮ-ЙОРК, 12 июля. (Спец. корр.
«Правды»). В ночном выпуске «Нью-Йорк
таймс» на первой полосе опубликовано о
старте Громова, целях полета, характери-
стика машины.

Л. Хват.
# *ж *

НЬЮ-ЙОРК, 15 июля. (ТАСС). Через не-
CKOIBKO минут после начала полета «АНТ-
25» радиостанции США распространили
сообщения об этом новом трансполярном
беспосадочном перелете героических совет-
ских летчиков. Сообщения вызвали вели-

О ВЫЛЕТЕ ГРОМОВА

чайший интерес. Сообщения из Москвы о
начале перелета сегодня помещены на пер-
вых страницах американских газет.

Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Денни
замечает, что отрыв от земли тяжело на-
груженного самолета уже сам по себе яв-
ляется победой. ‹

«Громов, — указывает корреспондент, —
это один из представителей  совётской
плеяды сверхлетчиков, прекраснейший тип
авиатора—высокий ростом, красивый, спо-
койный. Юмашев и Данилин — необы-
чайно приятные люди».

ВСЕОБЩЕЕ ВНИМАНИЕ В АНГЛИИ

ЛОНДОН, 12 июля. (Соб. корр. «Прав-
ды»). Все утренние и вечерние газеты по-
мещают на первой странице на самом вид-
ном месте и под крупными заголовками со-
общение о новом полете советских летчи-
ков через Северный полюс в Америку.

С большим восхищением газеты отзыва-
ются о Герое Советского Союза Михаиле

Громове, которого «Дейли экспресс», на-
пример, называет «летчик № 1», т. е. луч-
шим летчиком Советского Союза.
«Стройный, сдержанный и простой,
Михаил Громов, — пишет газета, —
управляет самым тяжелым  бомбовозом,
как будто это легкая спортивная маши-

Ha», И. Ермашев.

ПРИВЕТ ИЗ

Все писатели, входящие в состав совет-
ской лелегации на Международном конгрес-
се писателей, счастливы и горды новыми
подвигами советских летчиков. Эти подвиги
являются лучшим выражением полноцен-

БАРСЕЛОНЫ

ности и силы нового человека, воспитан-
ного в социалистической стране великим
Сталиным.
Мих. Кольцов.
БАРСЕЛОНА, 15 июля.
(По телефону).

Погода на трассе перелета
«АНТ-25»

ЗАместитель директора Центрального
института погоды тов. А. Ф. Дюбюв с00б-
щил корреспонденту «Правды» следующие
данные 0 состоянии погоды. на трассе пе-
релета тт. Громова, Юмашева и Данилина.

— В последние дни на европейской
территории СССР стояла погода, не благо-
приятствовавиая перелету наших славных
летчиков. Особенно неблагоприятной ‘она
была у побережья Баренцова моря. Пере-
лом погоды произошел в ночь с 11 на
12 июля. В виду явной тенденции к
улучшению метеорологических ‘условий и
Е То же время возможности их ухудше-
ния на некоторых участках трассы Мо-
сква — Северный полюс — Северная Аме-
рика ‘было решено начать перелет. Для
наших летчиков не могли служить пре-
пятствием встречные ветры на европей-
ской территории СССР и возможная не-
обходимость прибегнуть Е кратковремен-
ному слепому полету.

Правильность метеорологического про-
гноза подтвердилась в первый ‘день поле-
та. Только низкая облачность на ‘участке
от Загорска до побережья Баренцова мо-

ря была несколько значительнее, чем
предполагалось. Тт. Громову, Юмашеву и
Данилину пришлось лететь над облаками.

Новой Земли до берегов Северной
Америки наши славные герои, повидимо-
му, не встретят особенно плохой пого-
ды. Только в районе полюса имеется
опасность некоторого обледенения самолета,
так как здесь находится небольшой ци-
клон. Летчикам придется обходить его
справа. :

Or Северного полюса ло Американского
материка погода, по имеющимся данным,
будет благоприятствовать полету, а метед-
рологические условия над Канадой и Со-
единенными Штатами Америки не вызы-
вают серьезных опасений, так как само-
лет сможет продолжать свой путь на боль-
шой высоте, выше мощных облачных
слоев. Мы рассчитываем на благоприятные
условия погоды на участке трассы в аме-
риканском секторе, примерно, от 85 до
70 градуса северной широты, на неко-
торое ухудшение метеорологических усло-
вий` между 70 и 60 градусами северной
широты. На дальнейшем участке трассы

погода будет благоприятной для летчиков.
$

Приезд в Москву министра внутренних дел
Турецкой Республики

12 июля в Москву прибыл министр вну-
тренних дел Турецкой Республики и гене-
ральный секретарь ЦЕ народно-республи-
канской партии Турции г-н Шюкрю Кая.

Вместе с ним прибыли депутаты Вели-
кого Национального Собрания Турции
г-н Рахми Апак, доктор Шюкрю Шен Озан
и др.

Одновременно в Москву прибыл полпред
СССР в Турции тов. М. А. Карский.

Министра на вокзале встречали: Народ-
ный Комиссар Иностранных Дел тов.
М. М. Литвинов, Народный Комиссар Вну-
тренних Дел Генеральный Комиссар Госу-
дарственной Безопасности тов. Н. И. Ежов,

зам. наркома иностранных дел тов.
Б. С. Стомоняков, зав. протокольным отде-
лом НКИД тов. В. Н. Барков, и. о. зав.
1-м восточным отделом НЕИД тов. А. В. За-
славский, и. 0. коменданта г. Москвы майор
тов. Ф. И. Суворов, ответственные сотруд-
ники НКИД и НЕВД и весь состав турец-
вого посольства.

Вокзал был украшен турецкими и совет-
скими флагами.

* + *

Вчера днем г. Шюкрю Кая и сопро-
вождающие его лица присутствовали на
физкультурном параде на Красной площади.

(ТАСС).

ОА

Парад физкультурников на Красной площади. Физкультурницы Грузинской ССР.

Фото М. Калашникова.

I

По сути дела вся жизнь этой замеча-
тельной тройки за последние годы была
как бы подготовкой к необыкновенному
церелету. Многогранная работа летчика-
испытателя Михаила Громова, высотные
полеты Анлрея Юмашева, точное ведение
военных кораблей штурманом Сергеем Да-
БИЛИНЫМ ВОТ где ковалось мастерство и
умение экипажа, летящего сейчас. над
бескрайними просторами Северного Ледо-
витого океана.

Мысль о дальнем перелете зародилась в
1934 году. Спускаясь с трапа самолета,
пробывшего в воздухе без посадки 75 ча-
сов, Михаил Михайлович Громов сказал
своим спутникам — Филину и Спирину:

— Хорошо летает машина. На ней
можно бить официальный мировой рекорд
дальности!

Год спустя, узнав о готовящемся пере-
лете Героя Советского Союза (С. А. Лева-
невского из СССР в Америку через Север-
ный полюс, Громов загорелся. Он загорел-
ся по-своему, без ажиотажа, без видимого
блеска в глазах. Этот спокойный и выдер-
жанный человек  воспламенилея самой
идеей перелета. Он сел за расчеты, гра-
фики, географические карты. Не раз он
задумчиво прочерчивал линии по белому
полю Центрального полярного бассейна.
Что ждет летчика здесь, в центре, где схо-
дятся меридианы земного шара?

— Если бы мы могли знать. погоду
полюса! — не раз говорил Герой Совет-
ского Союза, лелея мечту 0’ дальнем пе-
релете.

Исподволь, осторожно и критически Ми-
хаил Громов присматривалея к людям,
подбирая себе товарищей для необычного
рейса. Так, он остановил свой выбор на
жизнерадостном, чуть лиричном мастере
летного дела майоре Юмашеве. Штурманом
он избрал инженера Данилина — человека
необыкновенной скромности, изумительных
знаний и богатейшего опыта. Летом прош-
лого года эта тройка выдвинула исключи-

‘тельно смелый проект беспосахочного пе-

релета по маршруту Москва — Бразилия.
Местом посадки намечался город Пернам-
буку — веселый портовый ‘город заокеан-
ской страны. Значительную часть пути
сухопутный самолет должен был лететь
над водой.

Экипаж внимательно и настойчиво го-
товился к этому перелету: Москва — Бра-
зилия. Андрей Борисович Юмашев уехал
во Францию и детально изучил трассу
предстоящего полета, состояние аэродромов
по пути, всю немногочисленную литерату-
ру-0 метеорологических условиях полета
над бурным и вспыльчивым Атлантиче-
ским океаном.

Полет решено было совершить на само-
лете «АНТ-25». В эти дни на Щелков-
ском аэродроме  тотовилея в своему
знаменитому  прошлогоднему рейсу по
Оталинскому маршруту другой славный
экипаж: Герои Советского Союза Валерий
Чкалов, Георгий Байдуков й Александр Бе-
ляков. В их распоряжении были два са-
молета типа «АНТ-25»: один  предна-
значался для тренировки, второй — для
самого полета. Нз тренировочном самолете
и предполагал лететь в Бразилию Михаил

Громов. Но вот неожиланно произошло He~

счастье. В тренировочную машину, стоя-
щую на старте, врезался во время по-
садки скоростной истребитель. С огромной
силой быстро мчавшаяея машина ударила
в крыло «АНТ-25», перевернулась в  воз-
духе и упала на спину. Летчик; к счастью,
остался жив. Крыло тренировочного само-
лета «АНТ-25» было разбито ‘вдребезги.

Валерий Чкалов неистовствовал: трени-
ровка к полету затруднялась и усложня-
лась. Но еще в большей печали были Гро-
мов и его товарищи: их машина разбита,
лететь нельзя...

Громов уехал за помощью в Централь-
ный  аэро-гидродинамический — инетитут.
Творцы самолета «АНТ-25» несколько
дней осматривали повреждения, нанесен-

ные истребителем, коротко посовещались’

п сказали:

—- Через месяц сможете лететь!

В течение месяца в цехах завода опыт-
вых конструкций шла напряженная юве-
лирная работа. Мастера и рабочие завода
делали новое крыло. Спустя месяц они по-
звали Громова, Юмашева и Данилина.  Эки-
паж несколько раз обошел вокруг машины,
затем они поочередно проползли по тонким
лонжеронам внутри крыла и, уловлетворен-
вые осмотром, зашли к директору завода.

— Жаль, что истребитель не сломал нам
оба крыла, — заявил Громов ‚серьезно, и
эта фраза была высшей оценкой  каче-
ства проделанной работы.

это время трусливов правительство
Бразилии прислало через, консульства дер-
жав-посредников ответ на просьбу принять
советские самолеты.

Ответ содержал лестные похвалы по адре-
су советских летчиков, выражения умиле-
ния перед их смелостью и отвагой и отказ в
просьбе. Делать было нечего: без разреше-
ния не полетишь и не еядешь. Андрей
Юмашев предложил изменить маршрут и
лететь в Тасманию, либо во Французскую
Гвиану. Громов’ решительно возражал.

— Her, — говорил он, — метеороло-
гические условия здесь слишком сложны
и мало изучены. Если лететь, так через
Северный полюс. Вот ato путь!

II

И они снова и снова возвращались к
этому заветному проекту. Их мечтой было
проложить новую трассу между  матери-
ками через Северный полюс. Громов знал,
что советское правительство не рязрентит
перелет через Северный полюс до’ тех пор,
пока в Арктике не будет создана крепкая
научная и авиационная база. Он помнил,
как год назад Чкалов, Байдуков и Беляков

сили правительство разрешить перелет
в полюсу. Товарищ Сталин тогда ответил:

— Зачем летать обязательно на Север-
ный полюс? Летчикам все кажется не
страшным — рисковать привыкли. Зачем
рисковать без `надобноети?..

Тогда товарищ Сталин об’яенил тройке,
что условия полета у Северного полюса
мало изучены. Надо хорошо и подробно все
изучить, чтобы наверняка уж лететь...
В заключение товарищ Сталин предложил
экипажу иной маршрут: Москва -— Пет-
ропавловск-на-Камчатке.

Этот вопрос обсуждался не только во
время приёма чкаловского экипажа. Летчи-
хам был отлично известен интерес, кото-

— ПРАВДА

КАК.

‘кебо для авиаторов.

ОНИ ГОТОВИЛИСЬ
рый проявлял товарищ Сталин к возмож-
ностям трансполярных полетов. В прошлом
году, тринадцатого февраля товарищ Сталин
вызвал к себе начальника Главного упра-
вления Северного морском пути 0. Ю.
Шмидта, Героев Советского Союза М. М.
Громова, С. А. Леваневского и других
выдающихся летчиков и поставил пе-
ред ними вопрос: что нужно сделать для
максимальной безопасности этих полетов?
Товарищ Сталин настойчиво подчеркивал,
Что, как ни важны трансполярные и другие
крупные перелеты, но мы должны беречь
людей и разрешать полет только в том
случае, если приняты все меры для умень-
шения риска.

0. Ю. Шмидт сообщил товарищу Сталину
0 разрабатываемом им плане воздушной
экспедиции на Северный полюс и органи-
зации там научной станции. Товарищи
Оталин и Ворошилов подробно расспраши-
вали, что именно сможет дать эта станция
для будущих  трансполярных полетов.
Товарищ Сталин принес глобус и предло-
жил показать, где предполагается посадка,
где будет организована станция.

В беседе с полярниками и летчиками
товарищ Сталин отметил, что этой станции
предстоит сыграть крупную роль в разви-
тии трансарктической связи и оказать
большую помощь ряду перелетов из СССР
в Америку, подготавливаемых советскими
летчиками. В их числе были Громов, Юма-
шек и Данилин.

Еще не уснели улететь Герои Советско-
го Союза Чкалов, Байдуков и Беляков, а в
Щелково, в гулком коридоре штаба, появил-
ся новый экипаж. Со своими радистами,
механиками, техниками, со своим врачом,
заботами и снаряжением. Два героиче-
ских экипажа жили по соседству: Чкалов,
Байдуков и Беляков — в комнате № 63,
а Громов, Юмашев и Данилин — в комна-
те № 58. У экипажей был общий склад,
общая оперативная комната. Они питались
в одной столовой. Их самолеты — два близ-
нена «АНТ-25» — стояли в одном ангаре.

Утром семнадцатого июня шесть летчи-
ков, шесть отважных сынов Советского
Союза, вышли на аэродром. Валерий Чка-
лов своим неторопливым баском сообщил,
что нынче ночью — в четыре часа утра
18 пюня — ‘они начинают свой полет
в Соединенные Штаты Америки. Михаил
Громов помолчал несколько ‘мгновений и,
улыбаясь, ответил:

Скоро встретимся, желаю успеха!

Конечно, никто не сомневался в успехе!
Слишком много труда, испытательных но-
чей, тренировочных полетов, споров и вол-
нений осталось позади. Они несли в своих
сердцах напутственные слова товарища
Сталина. В Москву, на Красную площадь,
к товарищу Сталину они могут вернуться
только с победой. Зто чувствовали всё лет-
чики. Это ощущение об’единяло их, как
огонь соединяет стальл

Они прошлись по бетонной дорожке, за-
шли в ангар, гле загружался самолет Чка-
лова, снова неторопливо прогуливались по
бетону, говорили о посторонних делах,
вспоминали друзей, первые полеты на «са-
молетах-гробах», с восторгом отзываясь о
советских истребителях. Утро было безвет-
ренное и знойное, солнечные лучи сверка-
ли на лопастях винта. Одинокое облачко
плыло над землей, будто торопясь очистить

Экипаж самолета «АНТ-95»

на
тт. Громов, Данилин и Юмашев.

Щелковском аэродроме. (Справа налево:
Фото М. Калашникова.

Все рассмеялись.

Отдыхая после полетов, летчики уходи-
ли в лес, раскинувшийся 3a аэродро-
мом. Они молча бродили по тропин-
кам, собирали ягоды, рвали цветы, при-
слушивалиеь к извечному счету кукушки,
Е соловьиной трели. Андрей Юмашев, че-
ловек с художественной душой (с детства
он увлекается живописью), устраивал
Громову и Данилину экзамен по естество-
знанию. Они резвились и бегали по лесу,
выходили к реке, купались, заторали, ка-
тались на лодке. Потом вновь возвраща-
лись на аэродром, где их ждали новые
испытания и контрольные полеты, где ве-
дущий инженер Евгений Карлович Стоман,
всегда чем-то озабоченный, возился у само-

лета.
iV)

День старта приближался, напряжение
в комнате № 58 достигало своего кульми-
напионного пункта. Михаил Громов 0б’-
явил:

— Приготовьтесь — сегодня
уходим в десётичасовой полет.

Доктор побзжал готовить бутерброды и
фрукты, инженер Кербер проверил шлемы,
с прикрепленными к ним телефонами, си-
ноптики принесли сводку 0 погоде над
Москвой.

— Куда вы пойдете?— спросил Стоман
У Громова.

-— Будем путешествовать из Москвы в
Рыбинск и обратно... Е утру вернемея. 3

В сумерки они поднялись в воздух. В
течение десяти часов экипаж придир-
чиво испытывал мотор, приборы, расход го-
рючего, поведение масла, послушность са-
молета. Поднимались на большую высоту
и проверяли кислородные приборы. Всю
ночь, когда Москва отдыхала, три летчика
бодретвовали в воздухе, испытывая высо-
кую технику и самих себя. И всю ночь
не спал на аэродроме Евгений Карлович
Стоман. Он сидел у радиоприемника и по
выражению лица радиста угадывал, что на
самолете люди бодры и веселы, что мотор
работает идеально, приборы поелушны, а
рули податливы.

Утром экипаж прилетел на Щелковский
аэродром, Громов и Юмашев ушли спать,
Данилин начал писать телеграммы—запро-
сы в Америку.

Сергея Данилина больше всего интере-
совал вопрос о поведении приборов в рай-
оне Северного полюса. Поэтому он ene-
циально запросил Белякова, перечислив все
свон недоумения. Беляков немедленно от-
ветил, что магнитные компасы работали
сносно, гирополукомпас хоропто, солнечный
указатель курса и радиокомпас — превос-
ходно. С этими же вопросами Данилин об-
ратился в приехавшим в Щелково участ-.
никам экспедиции на Северный полюс.
Внимательно прослушав их подробный pac-
сказ, он удовлетворенно сказал:
так и думал.

А Юмашев, проснувшись, вызвал по те-
лефону товаришей, недавно вернувшихся
из Америки, и Попросил их срочно к нему
приехать.

-— Вот что, друзья, — сказал он`им.—
Видимо, скоро нам придется встретиться ©
населением Северной Америки. Языка мы
не знаем. Составьте для нас небольшой. но
исчерпывающий перечень английских фраз.
Там должны быть выражения на всё слу-
чаи жизни: где найти советского консула,
как проехать на телеграф, просим подоз-
вать такси и прочее в этом роде.

Накануне старта друзья вручили ему
этот оригинальный словарь, аккуратно пе-
реписанный на пишущей машинке. Юма-
шев бережно спрятал его в грудной карман.

— Ло свидания, ребята, сейчас у нае
уже все ееть,— говорил Юмашев таким то-
пом, будто без импровизированного слова-
ря полет был бы невозможен.

В нчь перед, стартом, после ужина, они
снова прошлись по лесу. Звездное небо
сверкало над миром, тишина обнимала и
успокаивала их. Они вернулись в свою
комнату, легли спать.

В 3 часа 21 минуту утра они улетели
через Северный полюс в Северную Америку.

Л. БЕРЕГОВОЙ.

О. КУРГАНОВ.
Щелковский аэродром.

Начались тренировочные и испытатель-
ные полеты — ночные и дневные, длитель-
ные и короткие.

ТУ

Полеты следовали один за другим. То
они испытывали новый мотор, то горючее,
то радиооборудование, то работу приборов.

воздух поднимались инженеры-электри-
ки; врачи, моторостроители, специалисты,
астрономы. Они проверяли вее сложное хо-
зяйство самолета, прислушивались к дыха-
нию мотора, его пищеварению, смотрели за
показаниями десятков приборов. На разных
высотах врачи исследовали воздух каби-
ны пилотов, инженеры ползли по фюзеля-
KY, проверяя электропроводку,  моторо-
строители напрягали свой слух, стараясь
уловить какие-нибудь из’яны в работе мо-
тора. Механики сидели у доски приборов и
следили за, стрелками, записывали все на-
блюдения в свои дневники. Порою самолет
«АНТ-25»  налюминал  научно-исследова-
тельскую лабораторию, поднятую в воздух.
Громов неустанно все сам проверял, осмат-
ривал, испытывал.

Тысячи людей — на авиационных заво-
дах, на меховых фабриках, в портняжных
мастерских, в институтах и лаборато-
риях — готовили этих трех смельчаков в
дальний, беспосадочный перелет. С любо-
выю и вниманием подбиралась или изгото-
влялась каждая деталь снаряжения экипа-
жа. Как мать готовит любимых сыновей в
далекий путь, так заботливо и трогатель-
но народ снаряжал трех своих героев. Вот
почему советские летчики, поднимаясь в
воздух, никогда ‘не чувствуют себя одино-
кими. Лаже на Северном. полюсе, даже
у полюса неприступности!

— Почему, аптечка весит так много?—
начал допрашивать Громов доктора Бор-
щевского. — Зачем порошки упакованы в
тяжелые стеклянные банки? Выкинуть!

И доктор, еще несколько дней назад
кричавший на летчиков, когда они отка-
зывались есть диэтические простокваши,
робко и послушно уносил в свою комнату
криминальные банки, заменяя их простой
плотной бумагой или коробочками из
пластмассы. Но иногда пилоты требовали
увеличить «груз». Просматривая как-то
содержимое походных рюкзаков, Юмашев
обнаружил, что ни в одном из мешков нет
иголок.

— А если у меня дорогой лопнут шта-
ны? — спросил Андрей Борисович врача,
пробегавшего мимо. — Что ж, я, по-ва-
шему, так и должен вылезать в Америке?
Почему не положили иголок?

— Я боялся, что вы дорогой можете
уколоться, — ответил растерянно Борщев-
ский и через несколько минут принес в
комнату десять дюжин иголок. Юмашев,
смеясь, уложил одну дюжину в карман
рюкзака, а остальные девять вернул.

Затем, притащив в комнату насос, Лет-
чики испытывали резиновую лодку. Юма-
шев качал, Данилин смотрел на часы. На-
конец, лодка была надута.

— 18 минут 32 секунды, — меланхо-
лично сказал шитурман. — Предлагаю лод-
ку оставить в Щелкове, не загромождая
самолета лишним грузом. Все равно при
посадке в воду утонем раньше, чем успеем
достать насос и накачать эту махину.

И лодку оставили в Щелкове. Она’ леё-
жит в углу комнаты, рядом с лыжами,
оставленными экинажем Чкалова, и прием-
ником радиостанции, на котором летчики
тренировались перед стартом.

Стараясь проверить все, инженеры ино-
гла выводили летчиков из терпенья. 060-
бенно им досаждали спепиалисты по ма-
слу. Они бесконечно провёряли поведение
масла в воздухе и на земле, его теплопро-
водность, вязкость, определяли различные
коэффициенты и показатели. За несколько
дней до старта в комнату экипажа вошел
представитель Центрального института
авиационного топлива и масел и сказал:

— Нужно налить горячее масло в баки
и посмотреть, насколько оно охладится в
‘полете.

Юмашев подошел к окну и молча пока-
зал на термометр. Он отмечал 32 градуса
в тени.

— Вы лучше налейте хололного масла
и посмотрите, насколько’ оно Harpeerca,—
посоветовал Громов.

_—— Пойдемте завтракать, — предложил
Юмашев, и все ушли к столовой.

`Потом экипажи расстались. Чкалов, Бай-
дуков и Беляков уехали в Москву, доложить
0 готовности самолета к старту. Громов и
Юмашев ушли на аэродром, собираясь в ис-
пытательный полет. Данилин вернулся в
свою комнату, где на полу лежали карты,
на которых вычерчивалась трасса перелета.

Перед вечером из Москвы в Щелково вер-
нулся экипаж Чкалова. В это время Гро-
мов и Юмашев совершили посадку: испы-
тательный полет обнаружил какой-то стме
в моторе, и летчики были озабочены. Но
они не ложились спать, решив проводить и
пожелать счастливого пути Чкалову и его
друзьям. И когда на рассвете Чкалов взле-
тел над Щелковским аэродромом, Громов
стоял у края стартовой дорожки. Не отры-
вая глаз от самолета, Михаил Михайлович
дважды повторил:

— Еще килограммов полтораста бензи-
на можно взять... Еще полтораста... Без-

условно!
Tit

Во время полета Чкалова, «вторая трой-
ка», как называли в штабе экипаж Гро-
мова, снова испытывала. то на земле, то
в воздухе мотор. Это—сердце самолета. Оно
не имеет права, не должно стучать, от него
зависит успех перелета. Опытный слух Гро-
мова улавливал какую-то нечеткость в ра-
боте мотора Решили переменить мотор,
привлекли специалистов завода имени
Фрунзе. Конструктор мотора «АМ-34» тов.
А. Микулин ощупывал и проверял детали
нового самолетного «сердца», прислушивал-
ся к его пульсу, следил за приборами.

Тем временем экипаж самолета занялся
радиотренировкой. Радист-инструктор А. Ко-
валевский превратил в радиорубку рабочую
комнату экипажа, где были и секстанты, и
глобусы, и медикаменты, и кислородные
приборы. Юмашев и Данилин садились к
столикам, к которым были прикреплены
ключи, и начинали выстукивать друг дру-
гу те точки и тире, с помощью которых. мир
следит за полетом советских летчиков. Юма-
шев начал быстро осваивать радиотехнику,
у него обнаружились неожиданные способ-
ности, и он получил от Ковалевекого высо-
кую оценку. Как известно, радисты рев-
HOCTHO относятся к своей профессии, скупы
Ha похвалу.

— У вас хороший слух, — говорил Ко-
валевекий. — Дело пойдет быстро... Только
побольше усидчивости!

И утром, и вемером, и ночью трени-
ровались летчики, передавали из одной ком-
наты в другую: «Иду над Северным полю-
сом, видимость плохая, высота — 5 тысяч
метров...» или: «Летим уже вторые сутки,
облака закрыли землю, наши координаты...
переходим на работу с Америкой...». А Да-
нилин выстукивал в другом конце комна-
ты: «Дайте обзор погоды над Канадой, ско-
рость сто восемьдесят километров, на са-
молете все в порядке...». Был вечер, когда
Ковалевский приучал летчиков и к другой
«тематике» радиограмм: «Началось обледе-
нение, идем в тумане слепым полетом, про-
ходим район циклона, дайте погоду...». А
иногда летчики передавали друг другу от-
рывки из радиограмм Байдукова и Беляко-
ва, статьи из газет о Северном полюбе.
Приходил Громов и отрывал’ от радиодел.

вечером