2”

Два года тому назал, в августе 1935 г.,
УЦ конгресе Коммунистического Интерна-
пвонала, анализируя международное поло-
жение и отыскивая пути и средства борь-
бы рабочего класса против наступления фз-
шизма, указал на неразрывную связь ме-
жду борьбой против фашизма и борьбой за
лир. Фашизм—это война, заявил конгресс.
Приходя к власти против воли и интересов
собственного народа. фашизм ищет выхода
из растущих внутренних трудностей в
агрессии против других стран  Ha-
родов. в новом перелеле мира путем развя-
зывания мировой войны. Мир для фашиз-
ма — это верная гибель. Сохранение меж-
дународного мира дает возможноеть пора-
бощенным массам в фашистских стравах
собрать свои силы и подготовиться для
свержения ненавистной фашистской ликта-
туры, & международному пролётариату вы-
играть время для установления единства
своих рядов, сплочения сторонников мира
HM создания непреодолимого барьера на пу-
тя развязывания войны,

Когда УП конгреее дал характеристику
фашизма, как поджагателя войны, когда он
указывал на растущую опасность новой
империалистической войны и на необхоли-
мость создания могучего единого фронта
борьбы против фашизма, нашлось немало
людей, даже в рабочем движении, которые
не стеснялись обванить нас, коммунистов,
в том, ЧТо мы, якобы, умышленно, в чисто
пропагандистских целях, приписываем та-
EY роль фашизму и раздуваем опасность
войны. Одни из них это делали сознатель-
но в интересах господствующих классов, &
другие—в силу своей политической близо-
рукости. Истекшие два года, однако, пока-
зали достаточно наглядно всю абсурдность
подобного рода обвинения. Теперь и друзья
й противники мира открыто говорят о надви-
нувшейся уГо0зё новой мировой войны.
трудно найти серьезных людей, которые
сомневались бы также и в том, что имен-
но фашистские правительства выступают
застрельщиками войны. Фактически в 0т-
дельных странах войва уже идет, Уже год
как итальянские и германские интервенты
на глазах веего мира ведут войну против
испанского народа. Японская фашистская
военщина после захвата Манчжурии теперь
вновь наступает против китайского народа
и уже ведет новую войну в Северном Китае.

Манчжурия, Абиссиния, Иепания, Ce-
верный Китай —= это этапы к новой боль-
шой разбойничьей войне со стороны фа-
шизма. Это не изолированные акты. На=
лицо блок фашистских агрессоров и под-
жигателей войны-—Берлина, Рима, Токио.
Германо-японское соглашение «против Вом-
интерна» — соглашение, как известно,
военного характера, к которому фактиче-
ски присоединился и Муссолини — приме-
няется уже на практике. Под флагом борь-
бы против Коминтерна, против «красной
онзсности» германские, итальянские и
японские захватчики путем частичных
войй стараются захватить военно-бтрате=
гизеские позипии, узловые пункты 6ух0-
путных и морских сообщений и источни-
ки сырья для военной промышленности в
целях дальнейшего развязывания империа-
листической войны.

Не надо заблуждаться, не надо ждать
формального об’явления войны, чтобы ви-
деть наличие войны. Еще в беседе с Рой
Говарлом в марте 1936 г. товариш Сталин
говорил: «Война может вспыхнуть неожи-
данно, Нынё войны не об’являются. Они
просто начинаются».

Все события последних лет служат яр-
ким подтверждением правильности этого
положения. Не об’являя официально вой-
ны, Япония открыла военные действия
против Витая и захватила Манчжурию,
Италия выступила против абиссинского на-
рола и захватила Абибсинию, Германия и
талия ведут войну против Испанской рег-
публики.

Известно, что народы не хотят войны и
чта ряд нефашистских государств в дан-
ных условиях заинтересованы в сохране-
нии мира. На чем же строят свои расче-
ты фашистские поджигатели войны? Весь
опыт после захватнического похода япон-
ской военщины в Манчжурию и итальян-
ского фашизма в Абиссиняю недвуемыелен-
но показывает, что разбойничий блок вла-
стителей Германия, Япопии, Италии для
осуществления своих военных планов стре-
MuTCa

во-первых, помешать единому выступ-
лению государств, заинтересованных в 60-
храненви мира; ь

во-вторых, нё допустить единства дей-
ствий международного, рабочего движения,
создания могучего. единого мирового фрон-
та против фашизма и войны;

в-третьих, вести подрывную, дивёрсион-
ную и шпионскую работу в Советском Co-
юзё, — являющемся важнейшим оплотом
мира.

На этом, главным образом, строят фа-
шисты свои расчеты.

Й на самом деле, фашистские агрессоры
и поджигатели войны усиленно и согласо-
ванно действуют в этих трёх направлени-
ях. Они шантажируют западно-европейские
государства, угрожая их территориальным
интересам. Они готовят нападение на

СТАЛИНСКАЯ ЗАБОТА О ЛЮДЯХ

Утвержденное Совнаркомом СССР поста-
новление Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов 06 улучшении
государственного социального страхования
для служащих-— новое доказательство тор-
жества Сталинской Конституции.

В законодательстве об обеспечении ста-
рости предоставлялись значительные пре-
имущества рабочим по сравнению 60 слу-
жащими.

Сейчае, в соответствии с духом и
смыслом великой Сталинской Конституции,
права всех трудящихся уравнены. Право
на пенсию, право на спокойную, обеспе-
ченную старость предоставляется всем слу-
жащим наравне с рабочими. По подечетам
ВЦСПС, не менее 50—60 тысяч служащих
вмогут воспользоваться этим правом. Пен-
вин булут выплачиваться и тем престаре-
лым рабочим и служащим, которые про-
должатт работать.

Как и рабочие, служащие будут полу-
чать пенсию по старости, начиная с 60-
летнего возраста при 25-летнем стаже ра-
боты по найму. Для женщин требования

eer — seer

tf ae

i, Humumpo

3М-ЭТО ВОЙНА

CCCP. Onn широко используют ‘n0-
пустительство правящих кругов Англии,
Франции, Соединенных Штатов Америки,
Цредлагая договориться  межлу собой отно-
сительно грабежа малых стран, Испании й
Китая, они всячески стараются заполучить
расположение английских консерваторов и
ряда Либеральных и лейбориетеких вождей,
чтобы оторвать Англию от Франции и дру-
гих демократических стран,

Предлагая такого же рода соблазни-
тельные перспективы, они применяют не-
вероятные усилия, стремясь договориться
6 французскими  реавкционерами, чтобы
Франция отказалась от франко-советского
пакта и, таким образом, изолировать ее от
Советского Союза. Фашистские государства
вышли из Лиги наций, чтобы иметь раз-
вязанные руки для своей агрессия. Онн
терроризируют слабые государства путем
угрозы нападения извне и организация
внутри их заговоров и мятежей. Фашист-
ские поджигатели войны используют пре-
дательекие элементы и особенно троцки-
CTOB для подрывной  дезорганизаторской
работы в рядах рабочего движения, для
срыва народного фронта в Испании и
Франции. Недавний путч в Барселоне
особенно ярко показал, kak фашиет-
ские заправилы используют троцкистские
организации для нанесения удара в спину
народному фронту, Фашистские поджигате-
ли войны также прекрасно используют дей-
отвия противников единства междунаролно-
го пролетариата в рядах Второго Интерна-
пиовала и Международного Об’единения
Профсоюзов, старательно вербуя везде сво-
их агентов,

Но особенные усилия применили фа-
шистские захватчики, как это было вскрыто
ва последних троцкистских и шпионских
процессах, лая посылки диверсантов и
шпионов, для использования своей троп-
кистской агентуры в целях подрывной ра-
боты в Советеком (0юзе— этой великой
стране социалистических завовваний. Фа-
шисты рассчитывали на то, что если им
удастся подорвать мощь Советского Союза,
этого вернейшего стража мира, то был бы
уже в основном обеспечен успех их воён-
ных агрессивных планов. .

Отсюда понятен тот бешеный вой, кото-
рым фашисты и все их приспешники вотре-
тили беспощадное уничтожение предателей
великой социалистической родины органа-
ми диктатуры рабочего класса при поддерж-
ке всего советского народа,

Выявление и уничтожение фашистеких
агентов, террористов, диверсантов и шпио-
нов в стране социализма укрепляет ее эко-
номическую, политическую и военную
мощь, расстраивает темные планы фашист-
ских злодеев и, таким образом, содействует
укреплению мира. Это есть самый сильный
сокрушительный удар за последнее время
по поджигателям войны. Это — чрезвы-
чайно важный вклад в борьбу за сохра-
нение международного мира.

Не раз своей последовательной и реши-
тельной мирной политикой Советский Союз
срывал воинственные планы фашистских
агрессоров. Без всякого. преувеличения мож-
но утверждать, что человечество давно
уже было бы ввергнуто в ужаснейшую в
истории войну, если бы Советский Союз
неё проводил настойчиво и неуклонно мир-
ную политику, если не было бы его слав-
ной Красной Армии.

Но если фашистские. агрессоры встре-
чают должный отпор с0 стороны Совет-
ского Союза, действующего не только в ин-
тересах советского народа, но и всего тру-
дящегося человечества, то этого нельзя ска-
зать о странах буржуазной демократии.
Здесь мы встречаем — как это особенно
ярко показывает пример Испании и Ки-
тая==прямое или косвенное содействие
фашистскому блоку со стороны правящих
кругов важнейших западных нефашистских
государств.

Разве тот факт, что был допущен захват
Манчжурии японскими уилитаристами, не
был поддержкой фашистских поджигателей
войны? Разве отсутствие решительного
противодействия кровавому похолу Муссо-
лини против абиссинского народа не явля-
лось поощрением фашистского агрессора?
Разве весь фарс невмешательства в испан-
ские дела, разыгрывающийся уже год пол
руководством английского правительства, и
ведущиеся переговоры о признании Фран-
KO «воюющей стороной», — не являются
фактически поотрением войны, которую
фашистские государства ведут прогив Ис-
панской республики? Разве теперешнее бла-
годушное отношение к наглым захватчикам
в Северном Китае. не является самым воз-
мутительных  поощрением — разнузданной
японской военщины, которая хочет пора-
ботить великий китайский народ? Как mo-
гут спокойно относиться народы Англии;
Франпии, Соединенных Штатов Америки,
народы других нефашистских стран к этим
фактам? Как могут они терпеть это систе-
матическое попустительстве и поощрение
фашистской агрессии, облегчающее злодей-
ское дело фашистских поджигателей новой
мировой войны? °

Перед лицом этих фактов становится
еще яснее огромная историческая ответ:
ственность, которая падает на те круги A

соответственно снижаются. Чтобы получить
право на пенсию, женщины должны иметь
55 лет отроду и 20 лет трудового стажа:

Размер пенсии по старости лля служа-
щих полностью совпадает с размером пен-
CHH для рабочих соответствующих отрас-
лей промышленности. ~.

Служащие, работающие в угольной про-
мышленности и в отраслях промышленно-
ети, вредно отражающихея на здоровье, бу-
дут подучать по пенсии 60 проп. своего
заработка се соблюдением общеуетановлев-
ного максимума. Служащие, работающие в
тяжелой промышленноети, на транспорте
й в предприятиях связи, —55 проц. зара-
ботка. Служащие всех остальных отраслей
народного хозяйства-—=50 проц. заработка.

Соответствующие изменения внесены
также в законодательство об обеспечении
инвалидности и временной нетрудоспоеоб-
ности. И здесь служащие полностью при-
равниваютея к рабочим.

До сих пор было так: во время болезни
рабочие, при определенных условиях. по-
лучали из страхкасеы 100 пооц.. своего
заработка с первого дня болезни. Служащие

деятелей Социалистического Рабочего Ии-
тернационала и Международного об’едине-
ния профсоюзов, которые упорно ирепят-
ствуют Установлению единства действий
международного” пролетариата, проведению
его организациями единой, согласованной
международной политики против фашист-
‘ских поджигателей войны, созданию могу-
чего международного фронта мира.

Когда японская военщина захватила
Манчжурию, люди, претенлующие быть дея-
телями рабочего движения, ‘уверяли ра-
бочих в своих организациях, что Манчну-
рия далеко, что это японское нашествие
не затрагивает интересы международного
рабочего движения, Когда фашистские пол-
чища Муссолини громили абиссинский на-
род, эти деятели уверяли, что события В
Абиссинии Являются локальным  #5040-
ниальным конфликтом и в это дело не сае-
дует вмешиваться международному проле-

тариату. Когда затем обнаглевиие фашист-

ские агрессоры напали на Испанскую рес-
публику, начали войну в самой Европе,
руководители Broporo — Интернационала
лишь Через долгие месяцы, после мучи-
тельных колебаний, согласились на совме-
стное совещание с делегацией Воммуниети-
ческого Интернационала p Annemacce 8
опять вв для практического установления
влинства действий международных  рабо-
чих организаций, а только для признания
пелесообразности совместных действий
«там, где это возможно».

С тех пор фашистская интервенция В
Испании значительно усилилась. А теперь
прибавилась новая агрессия японской воен
щины в Северном Китае, который соглас-
HO японским планам должен стать вторым
Манзжоу-Го п базой для дальнейшего за=
хвата Китая.

Не ясно ли, что в момент, когда испан-
ский народ напрягает все свои силы, что-
бы отразить нападение фашистских интер-
вентов, когда китайский народ поднимает-
ея против напавшей на него японской
восншивы, международные рабочие орга
низации должны, наконец, об’единять свой
убилия, решительно и во всворужии вы-
ступить на защиту международного мирз.

Положение снлалывается теперь так, что
сохранить международный мир это значит
добиться прежде всего поражения фашист-
ских захватчинов в Испании и Китае, Ония
должны получить крепкий урок, они долж-
ны реально почувствовать, что междуна-
родный пролетариат и Bee передовое и
цивилизованное человечество не будут
терпеть их военной агрессии и захватние
ческих действий и готовы сделать все,
чтобы не допустить осуществления их 3л0=
дейских планов разжигания мировой
‚ войны.

Неужели и теперь Социалистический
Рабочий Интернационал и Международное
об’единениё профсоюзов будут удовлетво-
ряться общими словёесными декларапиями
и заклинаниями в пользу мира; а на деле
избегать столь необходимых совместных
действий всех организаций международного
рабочего движения? Вель совместные дей-
ствия международных рабочих организаций
в каждой отдельной стране и в междуна-
родном масштабе единственно в состоянии
мобилизовать силы передового человече-
ства на борьбу против войны, прегра-
дить дорогу ее поджигателям и воздейство-
вать также на официальную политику
важнейших нефашистеких государств лля
обуздания  распоясавшихся фашистских
агрессоров.

Нельзя выступать серьезно за сохране-
ние международного мира, не предприни-
мая, прежде всего, всех необходимых мер
лля установления единого фронта рабочего
класса в кажлой стране и единства лей-
ствий международных рабочих организа-
ций. Нельзя серьезно бороться за мир, не
мобилизуя всех сил рабочего движения и
широких народных масс для скорейшего
изгнания фашистских захватчиков из Ис-
пании и Китая.

Соотношение между силами войны и си-
лами мира в 1937 г. не то, что было в
1914 г. С того времени произошли круп-
нейшие всемирно-исторические перемены.
Империалистам удалось бросить в ад Ми-
ровой бойни миллионы люлей в тех усло-
виях, когда не существовало могучего
пролетарского государства и его Красной
Армии, когда не было народного фронта
во Франции и Испании, когда китайский
народ не был в состояний защищать свою
национальную независимость, когда народ-
ные массы не имели опыта империалисти-
ческой войны и Великой пролетарской ре=
волюции, когда международный рабочий
классе еше не имел такой мировой opra-
низации, как Коммунистический Интерна-
ционал.

Международное рабочее движение распо:
лагает достаточными силами и средствами,
чтобы добиться прекращения интервенции
германского и итальянского фашизма в
Испании, нашествия японской военщины
в Китае и обеспечения международного
мира. Для этого, однако, необходимо, чтобы
огромные силы и средства международного
рабочего дзимения были об’единены и на-
правлены на действенную и непонолеби-
мую борьбу против фашизма и войны.

при тех же условиях получали за первые
15 дней болезни три четверти свбего зара-
ботка, а затем полный заработок, HO He
свыше 300 рублей в месяп. Теперь служа-
щие при временной нетрудоспособноети бу-
дут получать свой заработок полностью на-
равне с рабочими.

Одновременно Совнарком CCCP принял
постановление о порядке исчисления п0г0-
бий по временной нетрудоспособности. При
выплате пособий по болезни будут прини-
маться во внимание все виды заработной
платы, за исключением оплаты бверхуроч-
ной работы, оплаты работы по совмести-
тельству и всякого рода единовременных
выплат.

Постановление Всесоюзного Центрально-
го Совета Професснональных Союзов, утвер-
жденное Совнаркомом СССР, предусматри-
вает выплату дополнительно десятков мил-
лионов рублей старикам, получающим пен-
CHO, инвалидам и людям, временно поте-
рявшим трудоспособносбть.

С. БРЕГМАН.
Сенретарь ВЦСПС.

С этой верой в душе он задерживает и от-

Обеспечим
мир всему
человечеству

Римлянё говорили: вели хочешь мира,
тотовься к войне. Испания ведет сейчас
войну, чтобы обеспечить мир для всего
мира. Она прийбсит себя в жертву для
мужчин и женщин всех стран. Она отда-
ет свою жизнь ради общественного блага,
ради справедливости, ради демовратии я
ради свободы. :

Привет читателям «Правды»!

ХУАН НЕГРИН,
председатель Совета министров
Испанской республики.

Мадрид, 30 июля.

ФАШИСТЫ БУДУТ
РАЗГРОМЛЕНЫ

Испания ne участвовала в мировой
схватке 1914 года. Но сейчас она’ страдает
от ужасных последствий этой войны.

Испанию вторглись разрупительные
силы международного фашизма. Они хотят
отнять Y нашего нарола его землю, его
культуру, его историю. В благородном по-
рывё этот народ; желающий остаться cBo-
бодным, сопротивляется иноземным завое-
вателям, Его основное оружие в этой борь-
бе — вера в новые демократические идеи.

Два экипажа co сбитых республиканца:
ми тяжелых бомбовозов «Юнкерс-52» и
«Дорнье-17» оправляютея от пережитых
волнений. Часть из них отлеживается в
военном” госпитале, часть отсиживается В
мадрилской тюрьме.

Нилотов, лётнабов, стрелков допраши-
вают. Сначала они наотрез отказались го-
порить, . держались издевательски. Лейте-
want Гане  Зайлель даже пробовал
острить: на вопрос, как он попал в Испа-
нию, ответнл, что в пьяном виде... Здесь
отчасти сыграло роль гуманное, можно да-
же сказать благодушное, отношение вла-
стей к своим плеённикам. Фашисты реши-
ли, что если 6 ними обращаются по-чело-
вечески, TO OHH могут положить ноги. на
стол. Но потом свмягчились и стали рас-
сказывать.

Рассказывают без особого увлечения, но
рассказывают. И о себе, и о своей службе,
и 0 своем начальстве.

Вот они, германские фашисты выпуска
1937 года — военные, летчики, интервен-
ты. У них нет ни рогов, ни хвостов —
обыкновенные молодые люди, от 21 до 25
лет, физически хорошо сложенные, вытре-
нированные. Все они подстражены на
один манер, и все мысли их тоже подетри-
жены на один манер. И Ремлинг, и Шмидт,
й Зайлель, и Тилебайн, и Шельгоря, все
отвечают одинаково, по одному и тому же
учебнику, лаже не учебнику, а убогому
букварю. Готовых ответов—на три—=четы-
ре вопроса. р
Как вы попали в Испанию?
Добровольно.

Зачем вы сюда поехали?

Чтобы сражаться с большевизмом.
По-вашему; Испания — большевиет-
ков государство?

— Так нам раз’ясняли у нас дома.

— Но это неё так. Здесь парламентская
республика. Здесь много партий. Из 12
министров в правительстве — только 2
коммуниста.

— Не знаю. Это для наб ново,

—- Что вы знаете о большевизме?

— 910 маркбистское учение, с которым
борется наш фюрер.

Бруно Тилебайн, самый молчаливый и
заносчивый из всей компании, становится
самым общительным.

Он, рассказывает, как его, состоящего на
действительной военной службе в 355-й
эскадрилье рейхсвера в гор. Гибельштате,
вызвал к себе его командир лейтенант Ди-
стен й предложил отправиться на испан-
ский фронт. Такие же предложения:
приказы получили персонально другие леёт-
чики й летнабы эскадрильи, Перел от’езлом
их, 40 человек, собрали, об’явили им лич=
ное напутствие фюрера и генерала летчиков
Германа Геринга. Германия, сказали им от
имени Гитлера и Геринга, может хобить-
ся в Испаний лвух уснехов. Во-первых,
она нанёсет удар большевизму и, во-вто-
рых, добьется при помощи генерала Франко
важного сырья для себя. Последнего доби-
вается также и Италия. Но с ней счеты
будут особые. Немны должны держаться
в итальянцами осторожно и не болтать им
лишнего.

брасывает натиск трех реакционных гобу-
даретв.

В головщину маровой войны в поисках
ибпанской добычи об’вдинвлись эксплоа-
таторсвие,  эгоистические правительства
государств, ранее воевавших друг с дру-
TOM.

Наша борьба справедлива и священна.
В ней наш нароя показывает примеры че-
ловёчности и благородства. Можно ли
сравнить обращение наших бойцов с плен-
пыми германскими летчиками и Ty кро-
вожалную жестокость, которую проявля-
ют интервенты, бомбардируя мирные селе-
ния, убивая наших жен и детей!

Чувство нашей правоты придает нам
силы. Мы разгромим врага, несмотря на
его численность и сильное вооружение.
Побела будет за нами! В дии сегодняшней
борьбы, как и в дни завтрашней победы,
мы думаем © глубокой благодарностью 0
наролах—и прежде всего о советеком на-
родё,—которые в трудную пору оказались
на стороне испанского народа.

ВИСЕНТЕ РОХО,
начальник Генерального штаба
Испанской республики,

Мадрид, 30 июля.

а
Фронт мысли
против фронта

—

—

Se a 235

СОЛДАТЫ ГЕРИНГА 1

народов сильных и бодрых духом. Они чув-
ствуют общность интересов 6 теми наро-

мракобесия

Солидарность является ‚ преимуществом

дами, которые раньше других вышли на
борьбу за новое общество, за приход трудя-

щихся к власти, за достоинство человека,
за побелу завоеваний мысли над злобным
и воинствующим мракобесием. Все вели-
виб попытки установить торжество разума,
водворить новый порядок, построенный
началах воинствующего гуманизма, всегда
пользовались сочувствием народов. Что бы
там ни говорили, но Советский Союз и рес-
публиканская Испания никогда не имели
противников среди народных масс. Им вра-
ждебны лишь угнетателн народа.

ва

Впервые в жизни испытываю я теперь

зависть к некоторым моим товаришам по
профессии, — в тем именно. которым воз-
раст позволяет драться в рядах испанской
республиканской армии. Я жалею, что мне
не 30 лет. Я хотел бы тоже держать в ру-
ках оружие,
человечество, проложить ему дорогу к жиз-
ни В труде и мире.

которое должно освободить

ГЕНРИХ МАНН.
Париж. По телефону.

БОРЬБА ЗА КУЛЬТУРУ —
БОРЬБА ПРОТИВ
ФАШИЗМА

Недавно в Испании снарядом, посавшим
в проезжавший по дороге автомобиль, был
убит один из седоков и тяжело ранен дру-
гой. Ито был. первый  седок? Генерал
испанской республиканской армии. Ero
имя? Лукач. До войны это был венгерский
писатель.

Раненый — был политический комиссар
испанской республиканской армии. Eros
имя? Густав Реглер.. Все знают, что
Реглер — известный немецкий писатель.

Всем хорошо знакомо имя немепкого ро-
маниста Людвига Ренна. Уже гол, как Люд
виг Ренн дерется в рядах испанской рес-
публиканской армии, в которой уже со-
стоит генералом.

Кто не знает имени французского пи-
вателя Андрэ Мальро? В Испании, в рес-
публиканских частях писатель  Анарэ
Мальро известен как подполковник Андрэ
Мальро. Скольких еще писателей мог бы
я назвать, которые, не оставив ни своих
литературных надежд и устремлений, ни
своей писательской профессии, бросились в
огонь политической борьбы!

Их пример хорошо подтверждает фразу,
недавно оброненную Людвигом  Ренном:
«Роль писателя, борюшегося за свободу,
He B TOM, TOOL писать историю, а в том,
чтобы создавать историю».

Передают, что Людвиг Ренн, являющийся
одним из лучших организаторов молодой
испанской армий, так делит своё время. —

бою он идет с оружием в руках впереди
своей колонны. Но кончился бой, Людвиг
Ренн берется за другое оружие: карандаш
и записную книжку.

Могут ли писатели лучше отметить
незабываемый день 1 августа, 23-ю голов-
щину мировой войны, могут ли они луч-
ше ловазать свою преланность социали-
стической революции?

ЖАН-РИШАР БЛОК.

ва пароходе в испанский фашистский порт
Эль Ферроль. Здесь у них проверили па-

_ Тилебайна и его сослуживцев отправили
в Бремен и оттуда уже в количестве трех-
сот человек — летчиков и механиков =—

спорта и партийные документы (билет на-
пионал-социалистской партии, книжка
штурмовика) и отправили в Саламанку; в
штаб воздушных сил.

Эта очередная партия германеких воен-
ных летчиков отплыла в Испанию 13 июля
сего года, после очередного заседания Лон-
донского комитета по невмешательству,
поеле очередных заявлений и дипломатиче-
екнх нот господина Нейрата и господина
Риббентропа.

Другие летчики из числа взятых в
плен прибыли гораздо более простым и
прямым путем. Они просто перелетели в
своих бомбовозах через Францию. При
этом — трогательная подробность. В ноч-
ном полете, боясь попасть в туман и ебить-
ся в пути, германские бомбардировщики
запрашивали по радио (конечно, не назы-
вая себя) погоду и ориентировку у фраз:
цузской правительственной метеорологиче
ской службы. И служба отвечала. Служ-
ба служила...

Вее летчики, кроме Тилебайна, лежат
в лазарете. Республиканские врачи честно
лечат их от ран, ожогов и ушибов. Это —
несмотря на то, что три недели назад гер-
манские же летчики бомбили этот же сз-
мый госпиталь. Раненые чувствуют себя
весьма недурно. Онн даже расспрашивают,
Kak HX используют после выхода из боль-
ницы. Им, видите ли, хотелось бы пора-
ботать по сельскому хозяйству. Работа спо-
койная, мирная, на свежем воздухе. Можно
и другую работу, они согласны. Только не
военную = воевать они больше нё хотят.

— Нашей кровью спекулируют! — вы=
рываетея вдруг у Ганса Зайделя.

И он рассказывает: в Германии отноше-
ние к испанской «экспедиции» двоякое.
Аюди более осторожные очень тревожатся.
Они считают, что Гитлер играет 6 огнем
и может сильно обжечься. В Испании мож-
но увязнуть — обманчиво легкая добыча

СТА 210 (7176)

1 АУ

может влруг оказаться очень дорогостоя-
щей. Стоит вспомнить, Kak вайзеровская
Германия увязла на Украине и как 9
отразилось на общем исходе войны. Слйт-
ком тесное сближение с Италией тоже бес-
покопт их — как угроза новой изоляции,
подобно той, которой подверглись в 680
время Германия © Австро-Венгрией, Зато
люли авантюры и карьеры це нахвалятся
испанской ° кампанией, стараются при-
строиться п подработать на ней, Поток чи-
новников, дельцов, колониальных админи-
страторов устремился в. двери министерств
и штабов, все хотят ехать в Испанию —
He Jaf Toro, чтобы воевать, а для того,
чтобы управлять и торговать. Образовались
новые акционерные общества по эксплоз-
тации есгественных богатетв Пиренейского
полуострова — его уже захваченных и ещё
не захваченных частей. Недавно открылась
даже контора по экспорту из Ваталонии,
В Испанию стремятся закупщики шерети\,

железнолорожные концессионеры, полицей-

ские инспектора и полицейские инструкто-
ра, пирковые антрепренеры, подрядчики и
агенты всех видов и сортов.

— Вот эти люди — и B самом леле
добровольцы, — = злобно усмехнулея pane-
ный летчик. — В Севилье и в Бургосе есть
несколько кафе, куда испанцы не смеют
и присаживаться: все сплошь немецкие
спекулянты. Они захватили в руки все
снабжение, вбе проловольствие, вею внеш:
нюю торговлю, взвинчивают пены, коман:
дуют денежным обращением, печатают в
Лейппиге бумажные Неёзеты...

Сколько вам платили?

—= Франко платит германскому .прави-
тельству тысячу марок в месяп за каждого
летчика. Но из этих денег мы получаву
только третью часть. Другая треть обяза=
тельно переводится нашим семьям, что-
бы валюта обталась В Германии, & третья
треть идет в страховую кабсу ` рейхевера
как страховка на случай смерти.

— В общем ваша, так сказать, рабо-
Ta — выгодный гешефт для генерала Ге.
ринга. При любых условиях он не остается
в убытке.

Геринговские люди угрюмо молчат. Но
нё трудно прочесть их мысли.

—- Расскажите, как вы попали в плен.

—= Это случилось как-то внезапно. Мы
получили приказ  бомбардировать ночью
Эскориал, деревни Торельодонес и Галайз-
гар. Вылетели около третьего Часа. Види:
мость, благодаря луне, была очень при-
личная.

Но я почему-то напутал в курсе ий Korii
по времени вышел на цель,—Цели не ока-
залось. Нроблуждал еще около 20 минут—

—

Эскориала не вижу. Решил возвращаться в

Саламанку, а бомбы сбросить боялся, 410-
бы они случайно не ‘попали на нашу He

территорию. Развернулея на 180 градусов

ий пошел, но вдруг, вижу, с хвоста искры
скачут в направлении н9са самолета. Н№
сразу поверил. что в нам подкралея сзали
истребитель. Это показалось просто веве-
роятным для ночного времени, Но зажига-
тельные пули все сыпались. Через минуту
или две загорелся наш правый №01).
Я сделал вираж, чтобы сбить пламя ве1-
ром. В этот момент я увидел противника-
небольшую машину незнакомой мне кон-
струкции. Стреляя, она пикировала на 1.
Я выровнял самолет -— истребитель нелт-
ступно атаковал 6 хвоста. В это вам
правый мотор вепыхнул новым большия
пламенем. Мне ничего не оставалось. мк
прыгать. Экипаж сделал это уже мини
раньше. В последний момент брызжя 0е1-
зина обожгли мне лицо. Хорошо) что зы
прыгали ночью и были одни... ^

— 410 вы этим хотите сказать?

Пилот мнетея. Он явно жалеет, wm)
произнес последние слова: №9 мы приходим
ему на помощь.

Вы имеете в ви\ инструкцию 1е-
ринга о парашютных шыжках?

— Да... Хотя она ›асаетея главных 9
разом итальянцев; /

06 инструкции Гфинга в Мадриде у?
знают. Ее даже на/людали в действии, Ф1-
MHCTCKOE воздушнйе командование обратило
внимание на участивитиеся прыжки с п2-
рашютом во время боя, особенно средя
итальянских летяиков и особенно после то-
го, как в авпацяи стало известно 0 гужан-
ном обращении республиканцев 6 пленны-
ми. Чтобы покончить с «прыганием», [+
ринг дал директиву о том, чтобы герман-
ские истребители расстреливали в возлухе
всех, кто воспользовалея парашютох в
республиканской территорией. Во вия
большого воздушного боя 18 июля soto
было два раза видеть чудовищную вами
того, как фашисты прибтреливали Ш
друга.

Пятерка пленных германских летчиков =
это плоть от плоти фашистской авиации,
фашистской армии. С этими людьми, я:
стокими, тупыми. наглыми в убехе п
трусливыми в неудаче, Гитлеры и Герини
хотят завоевать всю нашу планету, е №
ми хотят повергнуть мир в новый кое
мар войны. Нё выйдет. Они будут yal
тожены, — если до этого не уничтожат, №.
перестреляют, как взбесившиеся разбой
НИЕЙ, друг друга.

МИХ. A
Мадрид, 31 июля. a BOT HOB

СПАСИБО ТЕБЕ.

НАША АРМИЯ КРАСНАЯ!

Карапуз подымает ручонку,
Чтобы солнце, как мячик, поймать,
Й, тепло улыбаясь ребенку,
Напевает счастливая мать: .
Смейся, малышка! Тверла и
сильна —
Радость твою охраняет страна!
Вместе со мною, смеяеь и любя,
Родина-мать обнимает тебя!
За радость беёзоблачно-яеную,
За жизни веселый расцвет —
Спасибо тебе, наша Армия Красная,
Низкий поклон и привет!
По колхозным просторам бескрайним,
Отирая с улыбкою пот,
Молодой комбайнер на комбайне
Проезжает и песню поет:
— Правдой народной крепка и
; ` сильна,
Наши поля охраняет страна!
В мире нигде не найлешь веселей
Наших просторных колхозных полей!
За радость безоблачно-ясную,
За жизни веселый расцвет —
Низкий поклон н привет!
На потеме прибавивши пару,

По-стахановски взявши под’ем, —
ашиниет подмигнул кочегару,
И они запевают влвоем:
— Дружной работой крепка и
сильна,
Наши пути охраняет страна.
Эй, веселее беги, паровоз. —
Городу хлеб посылает колхоз!
За ралость безоблачно-ясную,
За жизни веселый рабцвет —
Спасибо тебе; ната Армия Красная
Низкий поклон и привет!
На полях; в городах, на заводах
Мы не любим по-барски скучать, —
Мы привыкли работу и отдых
Нашей бодрою песней встречать:
— Сталинским духом крепка и
сильна
Армия наша и наша страна!
Сильный и храбрый Советский вау’
Знает, куда и зачем он идет!
За радость безоблачно-яеную,
3a жизни веселый распвет -=
Спасибо тебе, паша Армия Врасни
Низкий поклон и привет!

Вас. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ.

“ae

age

№

.

&

Of

Я
М: