1 АВГУСТА 1937 г., № 210 (7176)

_ Терманский
тыл

` Многие тазеты фашистской Германии
печатают ежедневно небольшой дневник:
«20 лет назад». В этом дневнике воспро-
изволятея германские сводки о положении
на фронтах мировой войны за соответ-
ствующий день. Так, например, сегодня
дневник-сводка` напоминает, что ровно 20
лет назад на западном фронте «артилле-
. рийское сражение на полях Фландрии до-
стигло высшего напряжения — началась
английская атака»... На восточном фрон-
те: — «Упорные бои в Восточной Газиций,
у леревни Городенка, на реке Збруч иона
Днастре».

Прошло 20 лет, и на улицах и плоша-
дях Берлина часто встречаешь человече-
ские обломки кровавого безумия, свиреп-
ствовавиего тогда над миром. Их легко от-
личить — слепые, с поводырями-собаками
или безногие на тележках, они носят на
рукаве желтую полоску с одним или’ не-
`бколькими черными кружками. В центре
‘буржуазной части Берлина, рядом с огром-
ными универсальными магазинами они
продают шнурки, спички.

-^ Бак не похожи эти жалкие, нищие ин-
‘Балиды войны на тех чудо-богатырей, ко-
Торых германские фашисты малюют в изда-
ваемых ими десятках и сотнях книг о
Иировой войне! В об’емистой книге «Мо-
лолежи о мировой войне» некий фашиет-
ский автор Вульф Блей утверждает, что
немецкие солдаты на фронте, несмотря ни
Ha какие муки и страдания, будто бы
«никогда не знали чувства печали».

> Когда в армию на фронт просачивались
свеления о политической борьбе рабочих
в тылу, немепкие солдаты, утверждает
Влей, якобы с возмущением — говорили:
«Они там с ума сошли!» Немецкий сол-

дат в изображении Блея — это неземное
‘ущество, рыцарь без страха и упрека.
„ Этаким пошлым и  тошнотворным

враньем фашистские, с позволения сказать,
истерики восхваляют самую’ грабительскую
войну. Сотни ‘странип в Подобных книгах
посвящены описанию «лихих» налетов
германских «пенпелинов» на Лондон и Па-
риж, похождениям германских подводных
лодок, топивших легко, весело и безна-
казанно английские крейсеры и дредноуты.

‚ Столь грубой и беспардонной идеализа-
цией войны германские фашисты стремятся
создать у молодежи представление о легко-
сти войны, чтобы сотворить легенду о ка-
кой-то о 0с0бой «освободительной» миссии
германского империализма на Украине, на
Востоке, на Западе и во всем мире.

Но восхваляя и вознося до небес гене-
ралов и «победоносные» армии германского
империализма, фашистские историки не
могут обойти молчанием вопрос о причи-
нах поражения Германии в мировой войне.
’ Причин поражения Германии они на-
считывают много: тут и козни Циты Бур-
бонской, жены австро-венгерского имперз-
тора Карла, тут и «измена» Италии —
ее переход из лагеря Австрии и Германии
на сторону Антанты, тут и «чрезмерное
человеколюбие», будто бы «помешавшее»
Геруании топить без разбора и ограниче-
ния Пассажирские и грузовые пароходы
нейтральных стран, тут и «грубая ошиб-
ка» Германии в том, что она задолго до
войны 1914 г. не об’явила превентивной
(предупредительной) войны Франции, а за-
одно не «разгромила» Россию во время
русско-японской войны.

_Но главную причину поражения Герма-
нии в мировой войне фашистские истори-
ки единодушно видят в разлагающем влия-
ний тыла на германскую армию, на фронт.
: Когла фаптисты говорят о разложении ‘И
развале тыла Германии во время мировой
войны. они ругают германский рейхстаг,
называют «изменниками» не только Карла
Либкнехта и Розу Люксембург, но и 60-
пиал-демократов — оборонцев, шовинистов
Н/ейдемана, Эберта и других, и даже руко-
водителей крупнейшей, германской бур-
жуазной партии — католического центра.
*” Шейдлеман и Эберт, германский като-
лический центр и немецкие либералы

будто бы виноваты в том, что, начиная с
апреля 1916 года, народные массы Герма-
нии очнулись от тяжелого гипноза оборон-
чества и начали ‘медленно и постепенно
приходить в себя. С апреля 0  ceH-
тябрь 1916 г. бастовало 87 тыс. немеп-
ких рабочих. В октябре-—декабре того же го-
да были крупные стачки на заводах Вруп-
па. В народных массах крепло чуветво про-
теста против бессмысленной кровавой бой-
ни. Стачечное движение и первые полити-
ческие протесты были стихийными. Еели
Шейдеманы, Дегины и Зюдекумы пытались
овладеть ими, то лишь с единственной
целью, чтобы их предать и задушить.

И если сейчае, 20 лет спустя. гермав-
ские фашисты, ьгнорируя совершенно оче-
видные факты, изображают Шейдемана и
даже германский католический центр от’яв-
ленными «интернационалистами» и «рево-
люционерами», то тем самым они показы-
вают всему миру. как слабеет их социаль-
ная база, как растет количество врагов, с
которыми они вынуждены жестоко бороть-
ся уже в процессе подготовки войны.

Подготовляя «большую войну», фаши-
сты вынуждены еше ло войны держать
трудящиеся массы на голодном пайке. Они
думают, что это неплохой метод подготов-
ки тыла, что таким путем они «приучают»
народ «к умеренности». к голоду. На самом
деле на этой почве ускоряется рост недо-
вольства масс.

Германские фашисты часто  хвастают,
что им удалось обзавестись массовыми ор-
танизациями, в которых  об’единено не-
сколько миллионов человек, сочувствую-
щих им. Но в условиях обострения классо-
вых противоречий и классовой борьбы
судьба этих организаций не может не под-
вергаться тяжелым испытаниям. Совеем
недавно фашистский «Ангриф» предупреж-
дал, что «под коричневой рубашкой может
неплохо быть спрятан маленький больше-
вик, а синяя форма трудового фронта не
может служить  социально-политическим
алиби».

Крайне показательно, что так называе-
мый трудовой фронт особым  циркуляром
предложил своим чиновникам на пред-
приятиях тщательнее, чем раньше, следить
за настроениями рабочих, не допускать
дискуссий и бесед на политические темы
во время обеденных перерывов, отвлекать
рабочих от политики играми и спортом.

Во время мировой войны германская ар-
мия на фронте подвергалась тем же влия-
ниям, что и тыл. Даже генерал Люден-
дорф, которого трудно заподозрить в паци-

физме, вынужден в своих записках о ми:

ровой войне констатировать, что жизнь не-
мецких солдат в окопах была невыноси-
мой. Он пишет: «Это не была жизнь, а
сплошное, несказанное страдание». Автор
фашистского учебника «Истории  Герма-
нии» некий Гебель вынужден признать, что
уже в 1916 г. в германской армии на
фронте «не распевали больше песен, но
зато в письмах к родным они упорно и
постоянно спрашивали, есть ли у них
достаточно хлеба».

Особо следует отметить, что все фа-
шистские историки не могут обойти молча-
нием влияние русской революции на со-
стояние умов и настроение немецких сол-
дат. «Вее войска, которые приходили с
Востока — пишет фашистский историк
Зухенвирт, — были заражены большевист-
ской пропагандой». Крайняя усталость, а
главное — бессмысленность кровавой бой-
ни привели к массовому дезертирству. Фа-
шистские историки вынуждены признать,
что к концу 1917 г. в германском тылу
скрывалось не менее 500 тыс. немецких
соллат-дезертиров.

Так историческая правда и суровая дей-
ствительность опрокидывают все творимые
фашистами легенды и их расчеты на то,
что им Удастся создать «несокрушимый
фронт и крепкий тыл».

А. КЛИМОВ.

Берлин, 31 июля.

МЫ СИЛЬНЕЕ!

Там, где волна поет на просторе,
Гле лебедь-яхта скользит, спеша,
У Черного моря. у синего моря,
Я встретил испанского малыша.

Он был как все, — он смеялся, плавал,
И вдруг, среди песен,—0 песнях забыл.
И влруг замолчал, и как будто бы траур
Лицо его гневное затемнил.

Глаза его были отмечены тенью.
Мальчишка,— он вепомнил песню свинца.
Бомба германского происхожденья
У него на глазах разорвала отца.

Нет его брата и нет его кровли!

Он не увидит отцовских глаз.

Детство его окрашено кровью.
Мальчишка, —он знает: война началась!

Она ползет из берлог фаптизма.
Поют марокканцы в унылом строю.
Война над Европой,
над миром,
над жизнью
Лапу протягивает свою.

Мир, взгляни!

Но могучие страны,
Как страусы, голову прячут в траве.
Владыки морей, островов, окванов
Зверя гладят по голове.

Они говорят ему голосом антельим:
Кушай другого, не трогай нас.

Но матери Франции, матери Англии
Чувствуют сердцем: война началась!,

И кажется: смолкнуть напевам птичьим!
И кажется: нету преград войне!

Но зорко смотрит наш пограничник,
Товарищ спокойный и мирный вполне.

На него нападают, ему угрожают,
Строчат пулеметы со ста шагов.

Но он спокойствия не теряет,
Уйти не упрашивает врагов.

И если им у себя не сидится

И на нашей земле он увидит их, —
Он их швыряет назад, за границу,
Большей частью уже не живых,

Он пм земли не отдаст ни пяди!
Слышите, наши бойцы поют:

С фашистом не спорят, фашиста не
гладят,
Фашиста ловят, фашиста бьют.

И, вы понимаете, песня такая,
Такая повадка наших бойнов,
Как ледяная струя охлаждает
Даже самых горячих врагов.

Й если гроза не разразилась,
Не затопила весь мир война,
То потому, что о нашу силу,
0 нашу волю споткнулась она.

Так встаньте, миролюбивые страны!
Час уже пробил, решенья час.
Прикрывшись тучами и туманом,
Бомбовозы летят на вас.

Спокойно!
Помните: мы сильнее.
Народы мира за нашей спиной.
Но’ только не спорьте с фашистским
змеем,
Не заигрывайте с РоЙной.

Мир, не чирикай голосом птичьим.
Взгляни суровой правде в глаза.
Швырни врага, как наш пограничник.
Крикни собакам войны: назад!

Так продолжаться не может дальше.
Вспомни, мир, о фашистеком свинце.
Вспомни, как плачет испанский мальчик
0 доме, о родине, об отце.

ВИКТОР ГУСЕВ.

БОЙЦЫ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ИСПАНИИ-—
КИТАЙСКИМ СОЛДАТАМ

ВАЛЕНСИЯ 31 июля. (ТАСС). Группа
республиканских бойцов армии централь-
ного фронта отправила телеграмму китай-
ской армии, сражающейся против японцев
в Северном Китае.

В своей телеграмме бойцы просят пере-
дать китайским солдатам, что они возму-
щены подлым нападением Японии. Испан-
цы, говоритея в телеграмме, уверены в
победе китайского народа.

ПАМЯТНИК ВАРВАРСТВА
ГЕРМАНСКИХ ФАШИСТОВ

Улица Герники (бывшей столицы Страны Басков) после бомбардировки гер-

манской авиацией.

(Союзфото).

Джентльмены
в потемках

«Нашим действительным врагом являет-
ся растерянность», — этими словами про-
фессор. Норман Энджел начинает заключи-
тельную главу своего нового исследования
об отступлении Великобритании перед си-
лами реакции и агрессии в течение по-
следних шести лет *). Баланс, подведенный
в этом исследовании, можно назвать ‘поис-
тине плачевным для самой Великобритании
н угрожающим для всеобщего мира.

Почти шесть лет прошло со дня начала
манчжурской авантюры Японии. Оккупа-
ция Манчжурии была прелюдией к захвату
Абиссинии, в свою очередь послужившей
введением к вооружениям германского фа-
шизма. Во всех этих случаях Великобри-
тания отступала, ее политика фактически
поошряла агрессоров, усиливала в них чув-
ство безнаказанноети и разжигала их
аппетиты. И когда в нужный момент опе-
реточный генерал Франко с торчащими
из-за его спины германскими и итальян-
скими штыками появился на сцене, Вели-
кобритания снова отступила. —

В Англии многие задумываются над
этим странным явлением. Десятки и сотни
книг посвящены этому вопросу. Каждый
пытается по-своему дать ответ, почему это
произошло.

Норман Энджел тоже ищет ответа. Он
полагает, что все зло в растерянности, ца-
ящей на Олимпе — в сумрачных зданиях

аунинг-стрит (улица, где находится ми-
нистерство иностранных дел). Конечно, это
слабый аргумент. Он ничего не об’ясняет.

По этому слабо защищенному пункту
позиции многих британских пацифиестов

де всего

«Допустим, — пишет Норман  Энд-
жел, — мы сделаем столь крупные
уступки Германии, что вернем ей все,
чем она обладала в 1914 г. Будет ли
это само по себе означать мир? Если да,
то почему это не было миром в 1914
году?»

На все эти «проклятые вопросы» опыт

истекших шести лет дал более чем вразу-
мительный ответ.
ской, абиссинской, п
поджигатели войны сейчас,
жертв потребуется от народов Британской
империи, когда пламя, разжигаемое агрес-
сорами на ее пороге, охватит ее дом.

Чем больше крови китай-
испанской проливают
тем больше

Позиция, занятая Великобританией, дик-

товалась многими соображениями и преж-
она пикогла \,
не была столь благоприятной для фашист-
ских претендентов на господство в Европе
и во всем мире. В 1931 году далеко в
Азии японский милитаризм поднял знамя
войны. Сейчас существует уже сформиро-
вавшийся фашистский блок, участников его
об’единяет только одно — жажда завоева-
ний. Это и есть так называемая «динами-
ка» фашистской экспансии, и это — одно
из последствий непротивления сгрессорам.

классовыми. Но

+ж = *
Политика отступления привела, по мне-

нию Нормана Энджела, к тому, что

«три крупных державы, из которых
одна не европейская, выиграли по всем
линии, главным образом за счет стра-
тегических позиций Великобритании».

Норман Энджел перечисляет условия,

которые до войны считались обязательны-
ми для обеспечения Британской империи:
1) господство на морях при помощи бри-
танского флота, который по мощности сво-
ей превосходит в два или даже в три раза
флоты других держав; 2) сохранение доми-
нирующей позиции Великобритании в
Азии; 3) обеспечение неприкосновенности
путей в Индию через Средиземное море;
4) равновесие сил — сопротивление попыт-
кам какой-либо державы установить свое
тосподство на континенте.

Все это считалось нерушимым, как за-
KOH.

Сравните, продолжает Норман Энджел, то
положение с нынешним: 1) Англия отка-
залась от морского’ превосходства; 2) она
больше не занимает доминирующего и не-
оспоримого положения в Азии, отступив
перед Японией; 3) ее стратегические пози-
ции в Средиземном море стали столь не-
прочными (во-первых, в результате захвата
Абиссинии Италией и, во-вторых, в связи
с итало-германской интервенцией в Иена-
нии), что весьма многие именитые стратеги
настаивают сейчас на уходе из Средизем-
ного моря и восстановлении пути ‘вокруг
мыса Доброй Надежды; 4) равновесие сил
изменилось в результате событий, указан-
ных выше.

открыл на-днях огонь Эмери — один из
столпов консервативной партии. Эта поле-
мика любопытна в том смысле, что сразу
вводит в курс дела.

«По мнению сэра Нормана, — пишет
Эмери, — мы должны были предостеречь
Японию. Мы должны были любой ценой
предотвратить то положение, при кото-
ром Италия оказалась в состоянии под-
нять миллион черных солдат и угрожать
Египту и нашим коммуникациям, иду-
щим на Восток. Мы должны были оста-
новить Гитлера в Рейнской зоне и Гит-
лера и Муссолини — в Испании. Таким
образом, Великобритания должна была
бы предотвратить политику всеобщей
интервенции» *).

Вея эта обычная аргументация консер-
ваторов построена на одной маленькой хит-
рости: будто все эти события произошли
сразу, свалившись точно снежный обвал в
яркий, солнечный день. Пользуясь выра-
жением Нормана Энджела, можно сказать,
что «растерявшиеся» джентльмены стара-
тельно обходят такой важный факт, как
последовательность развития событий.
Если бы Великобритания — мировая дер-
жава — и при этом отнюль не одна, а при
несомненной поддержке США и ряда других

стран, твердо заявила агрессору, вторгше-
муся в Манчжурию: «Назад!», то у Гитле-
ра и Муссолини был бы надолго отнят
соблазн последовать примеру Японии.

хх *

— Но это. же война! — возражают
обычно жрецы британской внешней поли-
ТИКИ.

Нет, — можно им ответить, — это мир.
Воинствующие силы Японии вряд ли по-
смели бы бросить вызов организованным
силам мира. При политике попустительства
и прямого поошрения агрессоров война все
равно неизбежна. Да и кроме того, война
уже идет. Война в Испании, на важнейших
морских путях Британской империи. Прав-
да, войны еще нет на английской терри-
тории. Агрессоры не так глупы, чтобы де-
лать это сейчас. Они предпочитают пока oc-
новательно укрепиться у ее преддверья. Мо-
гут ли уступки спасти мир, а Великобри-
танию охранить от войны?

Таковы факты. За исключением, быть

может, морского превосходства, которое Ве-
‚ ликобритания
поддерживать на прежнем уровне по при-
чинам, зависящим не только от нее самой,
BO реех остальных случаях политика пра-

оказалась не в состоянии

вящих кругов сама поставила Великобри-
танию в гораздо худшие условия, сделала
ее позицию более трудной и усилила ee
империалистических соперников.

История в наши дни двигается оченв
быстро. Приближается час решения. Англия
выбирала наиболее извилистые пути, в
стороне от столбовой дороги, ведущей к
коллективной безопасности на основе 00’
единенных усилий миролюбивых народов
и стран. Блуждая в поисках нового
«равновесия сил», неизменно приспособ-
ляяеь к тем, кто угрожает ей самой
и другим народам, она продолжает OTCTY-
пать. Основной вопросе заключается не
только в том, как долго она будет отсту-
пать, но куда она отступает?

1) Норман. Энджел. «Оборона империи».
Изд. Гемиш Гемильтон, Лондон, 1937 г.
2) «Сендей таймс» от 25 июля.

И. ЕРМАШЕВ,

Лондон, июль 1937 г.

Я. БЕРЗИН

iol

Сегодня исполняется 23 года с момента
начала первой мировой империалистической
войны. Эта Годовщина совпадает с новыми,
пока еще «локализованными» войнами, ко-
торые предприняты итальянеким и гёр-
манским агрессорами. На Дальнем Востоке
японский империализм вот уже 6 лет ве-
дет войну против Китая, и как раз в эти
дни мы являемся свидетелями новых ак-
тов японской агрессин. Вплотную надви-
тается опасность новой всеобщей войны.

Несомненно, методы развязывания этой
войны во многом отличаются от тех, кото-
рые применялись в 1914 году. Но лживая
пропаганда и агитация остаются одним из
методов военных агрессоров. При этом из-
вращения в изложении истории первой все-
мирной войны занимают важное место в
воинственно-шовинистической — пропаганде
современных зачинщиков войны. В частно-
сти ученые наймиты германской импери-
алистической буржуазии, в целях обработ-
ки сознания трулящихся масс, уже много
лет твердят об исконном миролюбии, якобы
свойственном германскому империализму
на всем протяжении его истории. Эта апо-
логетическая легенда поддерживалась у нас
исторической «школой» Покровского, ее
особенно  пропагандировали  презренные
враги народа Радек, Фридлянд и др.

Мировая война 1914—1918 тг. была
порождена крайним обострением всех ос-
новных противоречий империализма. В те-
чение нескольких десятилетий империали-
стические державы вели напряженную во-
енно-политическую подготовку. Но среди
всех империалистических хищников, как
06 этом с неоспоримостью свидетельству-
ют факты и довументы, Германия в 1914
году выделялась особой агрессивностью.

Как известно, толчком к развязыванию
мировой войны послужило убийство наслед-
ника австро-венгерского престола Франца
Фердинанда в Сараево 28 июня 1914 тода.
Убийца оказался австрийским подданным,
Ho сербом по национальности, незадолго до

ГЕ

Е «».
покушения приехавшим из Белграда. «Ну,
теперь мы сведем счеты с Сербией!» —
воскликнул ‘граф Берхтольд, министр ино-
странных дел Австро-Венгрии, узнав о ва-
раевском покушении. «С сербами нужно
разделаться, и притом сейчас же!» *), —
требовал и германский император.

И в Вене и в Берлине решили восполь-
зоваться сараевскими событиями как пред-
логом для войны. Втайне от своих импе-
риалистических противников и от народных
масс терманское и австро-венгерское прави-
тельства развернули кипучую деятельность
по подготовке войны. Но для отвола глаз
начальник австро-венгерского генерально-
го штаба Конрад фон Гецендорф и военный
министр Кробатин уехали в отпуск. Такие
же меры маскировки принимались и в Гер-
мании: сам кайзер по настоянию канн-
лера 6 июля отправился в увеселительное
плавание на своей яхте по Северному мо-
рю. Канцлер Бетман-Гольвег переселился в
свое имение. Начальник генерального шта-
ба Мольтке и морской министр Тирпип на-
ходились в отпуску. Министр иностранных
дел фон Ягов в начале июля отправился в
свадебное путешествие. Умилительные кар-
тины летнего благодущия!

Наступает 23 июля. В этот день, в 5 ча-
сов вечера, уехали из Петербурга Пуан-
каре и Вивиани, а поздно ночью в Петер-
бурге была получена следующая телеграм-
ма от русского поверенного в делах в Бел-
граде Штрандтмана: e

«Только-что, в 6 часов вечера, ав-
стрийский посланник передал заступа-
ющему Пашича министру финансов Па-
чу ультимативную ноту своего прави-
тельства, дающую 48-часовой срок для
принятия заключающихся в ней требо-

ваний. Гизль добавил на словах, что в

случае непринятия ее пеликом в 48-ча-

совой срок ему предписано выехать из

Белграда с составом миссии. Пашич и

1) «Германские документы о возникнове-
нии войны», т. Т, стр. 13.

прочие министры, уехавшие на агита-  и товарища министра иностранных дел, а   Вместе с тем каждое правительство перел   войны Сербии царское правительство 0б -

цию по выборам, вызваны и ожилаются

в Белграде завтра... Пачу, сообщив мне

содержание ноты... просит защиты Рос-

сии и говорит, что ни одно сербекое
правительство не может согласиться на
поставленные требования» °).

Австрийские требования действительно
были весьма жесткими.

Прочитав ультиматум. британский ми-
нистр иностранных дел Грей заявил, что он
является «самым страшным  докуменгом,
какой когла-либо олно государство прел”-
являло другому». Австро-сербекая война
стала неизбежной. Но было ясно также,
что Россия выступит на защиту Сербии,
что в этом случае Германия. в силу сво-
их союзных обязательств, начнет войну
против России, а последняя — в силу та-
ких же обязательств — получит подлерж-
ку со стороны Франции, может быть и Ве-
ликобритании.

От сараевского убийства до вручения
Сербии австро-венгерского ультиматума
прошло 25 дней. Что же происходило за
Ore время за кулисами поджигателей вой-
ны!

Руководители австрийской политики, ре-
шившись на войну, в первую очередь стре-
мились заручиться прямыми обещаниями
поддержки со стороны союзной Германии.

июля австро-венгерский посол имел
аудиенцию у кайзера в Потсдаме лля вру-
чения пПослелнему письма Франца-Иосифз.
После этого он телеграфировал в Вену, что
германский император

«ожидает с нашей стороны сепъезного

выступления против Сербии... По мне-

нию императора Вильгельма, нельзя мед-
лить с этим выступлением. Позиция Рос-
сии будет во всяком случае враждеб-
ной, но он к этому готовился в тече-
ние ряда лет, и если даже дело дойлет
до войны между Австро-Венгрией и Рос-

сией, то мы можем не сомневаться в

том, что Германия, верная своему союз-

ному’ долгу, выполнит его и будет сто-
ять на нашей стороне» °).

Потедамское свидание явилось решаю-
щим моментом в развязывании войны. В
тот же день кайзер вызвал рейхсканцлера

?) «Международные — отношения». —Се-
рня Ш, т. У, стр. 10.
“) «Австрийские документы», т. УПЬ

№ 10058.

также ответственных руководителей воен-
ного и морского ведомств, и отдал все не-
обходимые распоряжения относительно под-
готовки к войне. В дальнейшем германское
правительство не только не сдерживало
своей воинственно-настроенной союзницы,
наоборот, оно подталкивало ее к войне. В
Германии были убеждены, что наступил мо-
мент. наиболее благоприятный для начала
войны.

Министр иностранных дел Германии фон
Ягов 18 июля писал послу в Тонлоне:

«Чем решительнее будет действовать

Австрия и чем энергичнее мы будем

ee поддерживать, тем смирнее булет ве-

сти себя Россия. Некоторый шум, Kd-
нечно, поднимется в Петербурге, но на

самом деле Россия теперь не готова к

борьбе. Франция и Англия также не за-

хотят сейчас войны... Россия еще не-
сколько лет абсолютно хочет покоя» *).

Впоследствии представители Германии,
пытаясь свалить с себя вину за развязы-
вание войны, уверяли, что они якобы не
знали содержания австрийского ультимату-
ма и не предполагали, что он булет
неприемлем для Сербии. Эта ложь разобла-
чена германскими же документами: важней-
шие пункты ультимативной ноты герман-
ские министры знали уже в середине ию-
ля. Германский посол в Вене 17 июля
передавал: «Нота будет так средактирова-
на, что Сербия наверняка не сможет ве
принять».

Сербия, однако, приняла с некоторыми
оговорками все требования Австро-Венг-
рии, за исключением одного пункта, в от-
ношении которого Сербия также заявляла
0 своей готовности подчиниться, если на
этом будут настаивать великие державы.
Несмотря на такую уступчивоеть Сербии,
австрийский посол немедленно покинул
Белград, и дипломатические отношения
между обеими странами были порваны.

С этого момента ход событий принял
неудержимый, бурный характер. В Сербии
ни Австро-Венгрии происходила мобилиза-
ция, Начались тайные. отчасти и откры-
тые, военные приготовления и развернулась
бешеная дипломатическая игра, в которой
каждое правительство стремилось обеспе-
чить ©ебе наиболее выгодную позицию в
политическом и стратегическом отношении.

*) «Германские документы», т. 1, стр. 93;

лицом народных масе своей страны стреми- ee, Hal Оо четырех военных окру-
лось возложить ответственность за начало   гов. Из Берлина угрожающе потребовали
войны на своих противников. Усилия гер-  прекратить эти мобилизационные АА
мано- австрийского блока были направлены   тия. В ответ последовала в Рессии 31 ию-
прежде всего к тому, чтобы предотвратить   ля всеобщая мобилизация, на которую Гер-
выступление России на защиту Сербии и  мания ответила об’явлением войны.
ть согласованные действия держав Пламя войны, вспыхнувшее на Балканах,
ь a : охватило восток Европы. В этот день, пер-
BBE lie ge Rte ем посла, ру-  вого августа, была об‘явлена общая м0-
r романской политики билизация в Германии и во Франции. Гер-
«видят в каждой проволочке открытия   манское правительство потребовало от
военных действий большую ` опасность   Франции в ультимативной форме заявления
вмешательства другой державы. Нам с0- 0 соблюдении нейтралитета в случае вой-
ветуют самым настоятельным образом   вы между Германией и Россией. В виде
немедленно выступить и поставить мир   «залога» Германия требовала, чтобы фран-
перед совершившимся фактом» °). цузекое правительство передало Германии
Огромная военная машина, подготовлен-  “Ва время войны» две крупнейшие крепо-
ная з течение десятилетий всеми империа- ты nee. 3 aoe in, a
листическими державами, приходит в дви- 18  Воиву ‘оранции, война переоро-
жение, Планы Stes ae tenes ne ma vee ae a ie ти
лись, как дым. Австро-сербекий конфликт   821 : НИ ote 9
сразу превратился в очаг европейского по-   ЛЕГЧило английскому правительству вмеша-
жара. Начинаются лихорадочные диплома- а в европейскую войну.
тические переговоры 9 возможности прел- аиболее сложные ман
отвращения мировой войны. Этими пере-  были проделаны м ОХ
говорами правительства преследуют опре- свого империализма. Выступая с «прими-
деленные цели. рительными» предложениями, Грей с са-
Правительства держав Антанты старают-   У0ГО начала понимал, что на предотвраще-
ся выиграть время, чтобы провести необ.   НИ общеевропейской войны нет надежд.
ходимые военные подготовительные мерб-
приятия. Германское правительство стре-
митея улержать Россию и Францию от на-
ступления до того момента, пока Сербия не
будет окончательно разгромлена, стремит-
ся поставить перед «совершившимея фак-
том». Оно стремится также этими перегово-
рами удержать Англию на позициях нейтра-
литета. Каждое из империалистических пра-
вительств, таким образом, боролось за со-
здание наиболее благоприятных для себя
политических и  военно-стратегических
условий. Но каждое из них дипломатиче-
скими маневрами прежде всего стремилось
р а возложить ответственность   то
, нимаемую войн = >
р Атас esata своего им ae бельгийского нейтралитета Ге
ae bieygandes raided adsl правительств   прет’
лючалаеь в том, как отмечал Ленин
чтобы застигнуть народные массы врасплох,
ere развивались молниеносно, На сле.
ующии день после об’явления Австрией

Не удивительно, что

I французский
Камбон, славивитийся

ся от восклицания:
Они нас предадут!»

Великобритания слвинулась с

ред явило Германии

Но в 10 же время он создавал в Берлине
иллюзии, что Великобритания не примет
участия в большой континентальной войне,
и тем самым подталкивал Германию. Пози-
ЦИЯ британского правительства оставалась
неясной до 3 августа. Это вызывало остров
беспокойство в Петербурге и в Париже.
посол

oe п своей дипломатиче-
кой выдержкой и невозмутимостью, при-

шел в полное отчаяние и не мог удержать-
«ОФни нас предадут!

=

she

ate hte’

at места
лько после того, как стало известно на-

pMa-
августа британское правительство
ультиматум, требуя
ие продвижение германской армит

Бельгию. После его отклонения герман-
ким правительством ночью 4 августа Be-

6 = Ч
*) «Австро-вентерокая красна ликобритания об’`явила Германии войну,
1919 г, т. IL № 32. расная книга», Так началась величайшая в мире ими

риалистическая война.

iH

th!

Г

И

и
Я
И