О0-летие работы великозо философа

Декарта о методе

300-летие работы великою философа дека!

«Рассуждение о методе»

(1637 — 1937)

«Рассуждение о методе» Декарта принад-

лежит в числу тех замечательных произ-
ведений человеческой мысли, которые не
только создают славу их творцу, но и на-
долго определяют характер и направление
последующего развития науки.

Молодая буржуазия начала ХУП века,
носутельница передовых тенденций обще-
ственного развития, осознала  непосред-
ственную полезность технических изобре-
тений и открытий и связь технического
прогресса с прогрессом науки. Знание есть
сила, знание увеличивает могущество че-
ловека—вот мысль, пронизывающая сочи-
нения теоретиков буржуазии той эпохи.
Философия начала ХУП века ставит перед
собой задачу— отыскать новый метод нау-
ки, который соответствовал бы потребно-
стям технического роста и нового капита-
листического способа производства.

Задачу отыскания нового метода науки
разрешают два великих философа начала
ХУП века-— Декарт в своем «Рассуждении
о методе» и Бэкон в своем «Новом орга-
HOHE».

Бэкон является творцом  индуктивно-
эмпирического метода знания. Познание, по
Бэкону, совершается при помощи здорового
человеческого восприятия окружающего
мира и восходит от единичных конкретных
вещей к общим законам.

Декарт к той же задаче отыскания но-
вого метода наук подошел иначе. В своем
«Рассуждении о методе» он явился обосно-
вателем того рационалистическо-математи-
ческого метода, последователями которого
после Декарта выступили Спиноза и Лейб-
НИЦ.

Декарту и Бэкону противостоял искон-
ный враг науки — религия. Богословие и
тесно связанная с ним схоластика предлз-
гали свое об’яснение мира и свой метод.
Они утверждали, что человеческий разум
бессилен познать скрытую тайну мира. Си-
лу разума они ограничивали; его задачу
они сводили лишь к истолкованию «истин»
веры, добытых путем сведхразумного от-
кровения. Единственным пригодным для
этого методом они признавали силлогисти-
ку— искусство, как говорил Декарт, «вы-
водить ‘из известного известное», да «гово-
рить без смысла © неизвестных вещах
вместо того, чтобы познавать их».

-В «Рассуждении о. методе» Декарт обру-
пивается на богословие и схоластику. Мни-
мой силе религиозного откровения он про-
тивопоставляет мощь человеческого разу-
ма. «Нет таких отдаленных вещей, —пи-
eat Декарт,— которых нельзя было бы до-
стигнуть, и таких сокровенных, которых
нельзя было бы открыть». Искать истину
не в боте, а в человеке и в великой кни-
ге природы—вот к чему призывал Декарт.

`Из отлелыных наук в начале ХУП века
более всего была развита математика. Сам
Декарт был математиком, он открыл при-
ложение анализа в геометрии. Математи-
ка, которая работает абстрактными велй-
чинами, казалась многим ученым. тото вре-
мени наукой, независимой от чувственного
опыта, вытекающей из чистой силы ума.
Отсюда Декарт сделал такой вывод: по-
добно тому, как математик силой ума пра-
Вильно решает математические задачи, так
и философ может постичь истину одной

чистой силой ума. Эта мысль и легла в
основу декартовского метода наук. -

В противополояность Бэкону Декарт
отрицал возможность достижения истины
путем чувственного опыта. Чувство само
по себе является, по Декарту, лишь источ-
ником спутанного п неясного знания. А
источником ясного и отчетливого знания
может быть только разум. независимый от
чувств. Для познания истины чадо под-
вергнуть сомнению все показания YB-
ственного опыта, надо отрешиться от них;
нахо закрыть глаза и заткнуть уши. И
тогда останется чистый разум, тогда вос-
сияет «естественный свет» разума, и нач-
нет действовать заложенная в душе чело-
века способность ‘интуиции. Эта способ-
ность позволяет яено и отчетливо, без по-
мощи чувственного опыта, открывать 00-
щие принципы знания.

Математика начинает с аксиом и от них
переходит к теоремам, следуя, таким обра-
зом, от общих принципов к конкретным
следствиям. Такой метод должен быть по-
ложен и в основу философского знания.
Раньше надо найти «начала философии»,
первые принципы знания. От них совер-
шается переход к «законам. природы» и,
наконец, — к конкретным вещам. Таково
содержание знаменитых правил метода, ко-
торые Декарт приводит в «Рассуждении о
методе». ,

Подвергая сомнению и отбрасывая дан-
ные чувств, я остаюсь, говорит Декарт,
как бы наедине со своей мыслью. Я уста-
навливаю тот факт, что я мыслю, и из не-
го заключаю, что я существую  (cogito,
егоо зит). Отсюда я ‘усматриваю, что я
есть мыслящее существо.

Как мы видим, Декарт был здесь иде-
алистом.

Против учения Декарта об интуиции ве-
ли борьбу его современники — материали-
сты [Г0ббе и Гассенди. Они доказывали
несостоятельноеть положения Декарта:“ «я
мыслю. следовательно — я существую». С
таким же основанием, говорили они,
можно из того факта, что «я прогулива-
юсь», вывести, что «я есть прогулка».
Так материалиеты Гоббе и Гассенди кри-
тиковали идеалистическое учение Декарта
о независимости разума от чувств. Они
правильно доказывали, что нельзя отры-
вать деятельность разума от чувственной
деятельности, что нет такого знания, кд-
торое в основе своей не имело бы воздей-
ствий внешних вещей на чувства чело-
века. `

Однако в своей физике и физиологии
Декарт стоял на материалистических пози-
циях. Этими сторонами своего философеко-
го учения Декарт вошел в историю мате-
риализма. Е

Рационалистический метод Декарта, при
всех его недостатках, сыграл в условиях
ХУП века огромную прогрессивную роль.
Учение Декарта о способности человече-
екого разума, постигать истину без помощи
откровения и религии было ударом по бо-

му зарварству и суеверию.
В этом— одна из великих заслуг Декар-
та, автора «Рассуждения о методе».

Е. СИТКОВСКИЙ.

г

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Декарт родился в 1596 году в Турени
и происходил из знатного французского
аристократического рода. Первоначальное
свое образование он получил в королевском
замке Ля-Флеш, где находилась высшая
аристократическая школа для французской
знати. В этой школе, под руководством
иезуитов, Декарт изучает древние языки,
логику, мораль, физику, метафизику и ма-
тематику. Из всех дисциплин особое при-
страстие он питал к математике.

_ По выходе из школы в 1613 году он
отправляется в Париж для того, чтобы, по
обычаю знатного дворянства, изучить нра-
вы большого света. Однако Декарт внезанно
исчезает. Он скрывается в глуши Сен-

ерменского предместья, чтобы в полном
уединении предаться научным занятиям.

М.

st Se a ee

Далее, он служит в войсках, сначала в

католических, а затем в протестантских,

принимает участие в 30-летней войне.

В 1621 году он покидает армию и при-

мерно в течение 9 лет путешествует по
Европе. Когда кончаются годы его стран-
ствий, он поселяется в Нидерландах, в пе-
редовой по своему экономическому развитию
и наиболее свободной стране той эпохи,
ий в течение почти 20 лет занимается на-
учным творчеством.

Идеи Декарта получили птирокое распро-
странение. Враждебные выступления про-
тив него усиливались. В 1649 году Де-
карт переселяется в Швецию, но не выдер-
живает сурового климата и в том же году
умирает.

Митин

Ренэ Декарт.

‚ Ренэ Декарт — великий французский
философ и математик ХУП столетия — ока-
зал огромное влияние на развитие науки.
Декарт — родоначальник научного миро-
воззрения нового времени, создатель анали-
тической геометрии, автор механистическо-
материалистической картины мира.

- ХУЦ век — это век первоначального
 капиталистического накопления. Буржуа-
зпя наносит первые удары Феодализму.
Рост производительных сил и развитие
торговых отношений порождают огромные
достижения математики, Физики, механи-
ки. Молодая растущая буржуазия весе боль-
16 и больше чувствует уверенность в своих
силах. Эта уверенность обусловлена круп-
ными успехами хозяйства и техники. Иначе
обстоит дело в области идеологии. Здесь все
еще тосподствует церковь. Ожесточенная
борьба католической религии против науч-
ного мировоззрения, против свободного на-
учного исследования продолжается с неосла-
бевающей силой. Огнем и мечом инкви-
зиция пытается уничтожить свободную
мысль и поддержать падающий авторитет
церкви.

17 февраля 1600 года был сожжен на
костре смелый мыслитель, философ, поэт
Джордано Бруно. В 1616 году проис-
ходит первый процессе над величайшим
естествоиспытателем Галилеем. В том же
году осуждено церковью учение Коперника.
В 1619 году гибнет на костре вольнодумец
Лючилио Ванини, автор «Диалогов © при-
роде». В 1633 году Галилей вторично пред-
стает перед судом инквизиции и под стра-
хом смерти отрекается от своего учения.

В этой обстановке’ церковного террора

Величайшие мыслители и ученые того
времени стремились к созданию нового ме-
тода, который должен был обобщить науч-
ные достижения и заложить прочные осно-
вы для дальнейшего прогресса науки. Родо-
начальник рационализма Декарт точно так
же, как и родоначальник эмпиризма Бэкон,
видел последнюю цель и задачу науки P
господстве человека над силами природы,
в познании причин многообразных явлений
окружающего мира.

Исходным пунктом теории познания Де-
карта было сомнение во всем. Ни показа-
ния наших органов чувств, ни содержание
наших представлений не могут, по Декарту,
дать нам ясные, отчетливые и достоверные
знания. Наши восприятия — ненадежный
путь для истинного познания. Твердо по-
лагаться мы можем только на мысли, на
человеческий разум. Даже сомнение есть
мысль. Именно мысль является главным
признаком человеческого существования. «Я
мыслю, — говорил Декарт, — следовательно,
я существую». В этом положении Декарт
хочет найти опорную точку всякого зна-
ния, единственно достоверный ключ для
ясного, ничем не затуманенного познания
мира. Декартово сомнение было, однако,
глубоко чуждо какому-либо скептицизму.
Сомнение служило Декарту не для отрипа-
ния силы человеческого разума, а наобо-
рот — для утверждения его.

Декартовское положение «Я мыслю, сле-
довательно, я существую» — представляет
собой идеалистический ответ на основ-
ной вопрос философии о соотношении бы-
тия и мышления.

Для понимания метода Декарта крайне
важно понять роль и значение его интуиции.
Интуиция, по Декарту, есть отчетливая

прозвучал мужественный голос Декарта. и ясная точка зрения, рождающаяся из

гословию, по схоластике, по средневеково-

^^^

Декарт является ярким представите-
лем возрождения философии и науки после
тысячелетнего застоя средневековья.

Декарт мужественно боролся со сред-
невековой  схоластикой. И Гегель на-
звал Декарта героем, влияние которого «на
его эпоху и вообще на ход развития фило-
софии так велико, что как бы ни было по-
дробно изложение, оно не будет слишком
пространным».

Но, подвергая сомнению всю науку cpe-
дневековья, Декарт не пришел к разлагаю-
щему скептицизму. Он крепко верил BO
всесилие разума. Даже наличие самого со-
мнения он рассматривал как акт мысли,
как ее торжество. Й Декарт сделал ‘вамое
сомнение исходным пунктом для утвержде-
ния неограниченной мощи человеческого
разума.

Спиноза пошел еще дальше, когда оево-
бодил разум от подчинения его божествен-
ной воле. Эта вера в безграничную силу и
мощь человеческого разума, покоряющего
слепые силы природы, была характерна
для идеологов капиталиетической зари.

<... В продолжение... длинного периода,
от Декарта до Гегеля и от Гоббса до Фей-
ербаха, философов толкала вперед вовсе не

они воображали. Напротив. В действитель-

лее и более быстрые успехи естествозна-
ния и промышленности» (Энгельс).

это было принципом его философии.

листический монизм Спинозы.

Отношение Спинозы к Декарту образно
охарактеризовал Гейне: «Великий гений об-
разуется при посредстве другого гения
не столько ассимиляцией, сколько трением.
Один алмаз полирует другой. Таким обра-
зом, философия Декарта ни: в коем случае
не породила философии Спинозы, а только
способствовала ее явлению».

чистого разума, в ‘результате непосред-
ственного умственного созерцания. Она В
корне отлична от изменчивых показаний
наших органов чуветв и обманчивого мате-
риала воображения.

Интуитивизм Декарта глубоко отличен
от современного реакционного интуитивиз-
ма. Декарт выдвинул свое учение об интуи-
ции в противовес бессодержательному фор-
мально-логическому построению —— 6илло-
гизму, который служил в руках богословов
для затемнения истины. В этом смысле
учение Декарта об интуиции, несмотря на
свой идеалистический характер, означало
шаг вперед. Оно отстаивало права науки на
свободное исследование. А современные ин-
туитивисты строят реакционные философ-
ские системы, направленные против науч-
ного мышления, в защиту мистики и мрако-
бесия.

При оценке обрисованных нами оенов-
ных положений метафизики Декарта надо
учесть одно из высказываний Маркса:

«Метафизика. ХУ столетия еще заклю-
чала в себе положительное, земное содержа-
ние (вспомним Декарта, Лейбница и др.).
Она лелала открытия в математике, физике
и других точных науках, которые казались
связанными с нею» (т. Ш, стр. 155).

Физика Декарта является одним из очень
важных этапов в процессе развития мате-
риализма.

Основными понятиями физики Декарта
являются материя и движение. Дайте мне
материю и движение, товорил Декарт, —
и я построю весь мир. Он полагает, что фи-
зическое пространство — материально и
заполнено телами. Движение он рассматри-
вает как пространственное перемещение.
Декарт считал движение несотворимым и
неразрушимым. По словам Энгельса, фило-
софия в лице Декарта сделала этот вывод
за целых двести лет до естествознания.

Декарт устанавливает качественную
однородность материального мира. Он го-
ворит, что материя неба ничем не отли-
чается от материи земли. Он утверждает,
что количество движения во всей вселенной
остается одним и тем же. Этим Декарт по

РЕНЭ ДЕКАРТ

Декарт и Спиноза

Декарт и русская наука

Ломоносов многим напоминает Декарта.
Их сближает глубокая народность научно-
го творчества. Декарт первый начал пи-
сать научные труды по-французски, обра-
щаясь не к кастовым кругам ученых с их
цеховой латынью, & к своему народу. В
России Ломоносов был создателем русско-
го научного языка.

В самом содержании научных исследо-
ваний Ломоносова мы..встречаем столь ха-
рактерную для Декарта ненависть к схо-
ластической традиции. Ломоносов никогда
не привлекал бога для об’яснения явлений
природы. В той картине мира, которую
рисовал Ломоносов, не оставалось места
для бога. Ломоносов подобно Декарту не ло-
пускал привлечения в науку таинствен-
ных, скрытых сил. Поэтому в споре карте-
зпаннев с ньыютонианцами о действии на
расстоянии Ломоносов стоял на стороне
первых, отрицая мистический «принцип
действия на расстоянии», и стремился. об’-

Петербург приехал
украинский помещик Яков Маркович, боль-
  пой знаток древних языков, философ, по-
читатель Бэкона, друг и ученик Феофана
Прокоповича — знаменитого сподвижника
Петра 1. Он навестил Прокоповича, и «тут
происходил разговор © сентенции карте-
зианов» *) — вероятно, одна из первых В
России дискуссий о философии Декарта.

К этому времени прошло сто лет с мо-
мента опубликования первых работ Декар-
та. На Западе естественно-научные идеи
Декарта не привлекали уже такого боль-
шото числа последователей, как в былое
время. Новые имена, и прежде всего имя
Ньютона, владели умами западноевропей-
ских естествоиспытателей. Борьба против
средневековой схоластики в значительной
мере потеряла свою остроту для нового по-
коления ученых.

Но в России было иное положение. Пра-
вославная схоластика бешено сопротивля-

В 1728 году в

лась развитию светского образования и   яснить притяжение движением материи.
науки. этом свидетельствует множество   Движение материи об’ясняет у Ломоносова
литературных памятников ХУПГ столетия. Гвею сумму явлений природы.

В начале века вышел календарь с пере- Универсальный тений основателя  рус-
числением предстоящих бедствий, Указы-   ской науки охватывал астрономию, reorpa-
ваемых затмениями. Подобная астрология   фию, теологию, физику, химию. Bo. pear
дополнялась преследованием новых астро-   этих областях у Ломоносова, как и у Де-

номических взглядов. Систему Коперника
современник Петра Авраамов называл «коз-
нями врага рода человеческого» и «сата-
нинским коварством». Церковная цензура
даже в середине ХУШ века запрещала пи-
сать о вращении земли вокруг солнца.
В «Правилах юношеству», изданных в Мо-
сквее в 1702 году, предписывалось
<... не чести книг еретических, ниже слу-
шати вредословного учения...»

Против православной схоластики выету-
пали окружавшие Петра поборники про-
свещения. Сам Петр был сторонником си-
стемы Коперника. В том тоду, когда Мар-
кович беседовал с Прокоповичем о карте-
зианстве, существовало уже два издания
проклинаемого церковными  мракобесами
астрономического трактата Гюйгенса, во
многом повторявшего идеи _ Декарта.
1724 тоду была основана Петербургская
Академия наук, тде работал величайший

карта, руководящей идеей было признание
материальности мира и неуничтожаемости
движения. Таким 0бразом, Ломоносов BO0-
площал свойственный науке ХУП века и
в особенности Декарту универсальный
охват одной широкой идеей всех областей
естествознания.

Ломоносов. стоял на уровне современной
ему науки. Он опирался на дифференци-
ровавшееся естествознание ХУШ века. Ему
удалось найти оригинальные и намного
опередившие науку его времени форму-.
лировки закона сохранения энергии, за-
кона сохранения материи, химической ато-
мистики и кинетической теории газов.

Х[Х век принес новые открытия,  под-
твердившие и фразвившие мысль 0 един-
стве и материальности мира, о неуничт-
жаемости материи и движения. Русская
наука в лице В. Петрова, Лобачевекото,
Бутлерова, Менделеева, Лебедева и других

видит в том, что он был очень далек «от
понимания первопричины и происхождения
всех вещей» и не уразумел «истинной при-
роды человеческой души».

природу,
ную субстанцию и субстанцию души
карта тем, что включил их в природу.

Спинозы нас не целиком удовлетворяет.
Спиноза пришел к монизму ценой сохра-
нения теологических привесков: даже вы
веска бога осталась.
мир конкретных вещей в единстве аб-
страктной субстанции. Природа у
лишена развития.

дуализм Декарта, сделал шаг всемирно-
исторического значения. Своим утвержде-

одна только сила чистого мышления, как это
ности их толкали вперед огромные, все бо-

Обожествляя и абсолютизируя разум, Де-
карт оторвал его, однако, от материальной

действительности. Для дуализма Декарта

Дуализму Декарта противостоит материа-

Важнейшие недостатки Декарта Спиноза

= SS eID Ewes ee PIRATES oO ees Е eS

математик века Jleonapx Эйлер, который
примыкал к Декарту в существенных во-
просах. Через несколько лет, в 1730 г.,
Кантемир перевел и снабдил примечания-
ми книгу Фонтенелла о множественности
миров. Сочинение Фонтенелла познакоми-
ло русских читателей со взглядами Декар-
та, к которым близко примыкают астроно-
мические построения Фонтенелла. В при-
мечаниях Кантемира мы находим следую-
щую характеристику самого Декарта:

«Декарт был французский философ, ко-
торый древнюю аристотельскую философию
столько исправил, что его и ему потом
следовавших трудами стали мы яснее ра-
зуметь тварь всю» °).

Для Кантемира, как и для других по-
борников русского просвещения, в миро-
воззрении Декарта основным было преодо-
ление средневековой схоластики. Кантемир
пишет об исправлении «древней арието-
тельской философии». Ботословы настолько
исказили Аристотеля, что его имя стало
синонимом средневековой науки —— «елу-
жанки богословия». Искаженный Аристо-
тель царил и в русских школах.

Для России ХУШ века борьба со схола-
стикой, свобода науки от религии, мате-
рпальность мира, неуничтожаемость дви-
жения были боевыми идеями. Лучше веего
это выразил Ломоносов, писавший: «Слав-
ный и первый из новых философов Карте-
зий осмелился  Аристотелеву’ философию
опровергнуть и учить по своему мнению и
Рымыелу. Мы, кроме других его заслуг,
особенно за то блатодарны, что тем уче-
ных людей ободрил... в правде спорить, и
тем самым открыл дорогу к вольному фи-
лософствованию и к вящему наук прира-
щению» °).

В

Провозгласив одну единую субстанцию—
Спиноза ‘упразднил  божествен-
Де-
монизм

Правда, материалистический

B
Спиноза растворил

Спинозы

Несмотря на это, Спиноза, преодолев

нием, что единство мира заключается в его
материальноети, Спиноза заложил один из
краеугольных камней материалистического
монизма. Идеальные и материальные явле-
ния принадлежат к единой субстанции и
связаны единой ее закономерностью. Поэто-
му «порядок и связь идей те же, что
порядок и связь вещей».

Вместе с упразднением декартовской бо-
жественной субстанции был провозглашен
Спинозой и один из важнейших диалекти-.
ческих принцинов — causa sui — об’ясне-
ние мира из него самого. «Нужно счи-
тать, — говорит Энгельс, — огромным до-
стоинством и честью тогдашней философии,
что она не поддалась влиянию ограничен-
вой точки зрения тогдашнего. естествозна-
ния, что она — начиная от. Спинозы и вон-
чая великими французскими материалиста-
ми — настойчиво пыталась об’яснить мир
из него самого, предоставив детальное
оправдание этого естествознанию буду-
щего».

Историческое значение Декарта и Спи-
нозы огромно. Они стоят на столбовой до-
роге развития человеческой мысли, вели-
чайшим достижением которой является
диалектический материализм.

Б. СЛИВКЕР.

1) Яков Маркович — «Дневные записки».
M. 1859, 4. J, стр. 299.

2) Фонтенелл — «Разговоры о множестве
миров». С французского перевел и потреб-
ными примечаниями из’яснил князь Ан-
тиох Кантемир в Москве в 1730 г. изд.
1505: р от. 555

3) М. В. Ломоносов. Собрание сочинений,
т. УБ стр. 301—302. Изд. Академии наук.

существу формулирует закон сохранения
энергии, и опять-таки — задолго до есте-
ствоиспытателей (Майер, Гельмгольц).

Многие из положений декартовской фи-
зики вошли в современную науку как ее
важнейшие исходные пункты.

Марке в «Святом семействе» указывает,
что существуют два направления француз-
ского материализма, одно из которых берет
свое начало от Декарта, а другое — от
Локка. Дальше Марке говорит: «В своей
физике Декарт приписывает материи само-
стоятельную творческую силу и механи-
ческое лвижение рассматривает как прояв-
ление жизни материи. Он совершенно отде-
ляет свою физику от своей метафизики.
В границах его физики материя представля-
ет собой единственную субстанцию, един-
ственное основание бытия и познания».

В метафизике Декарт наряду с субстан-
цией высшего порядка — богом — при-
знает наличие двух начал; субстанции
мышления и субстанции протяжения. А в
физике; как указывает Маркс, материя
представляет собой единственную субстан-
ЦИЮ.

Этот декартовский дуализм был ярким
выражением двойственности и противоречи-
BOCTH эпохи: господство феодализма и рост
буржуазии.

Декарт создает стройную космогониче-
скую теорию. Одной из крупнейших заслуг
Декарта было то, что он в своей космогонии
исходил из идеи развития. Он формулирует
учение о бесконечности мира. Образование
комет и планет происходит, по Декарту, в
результате вихревого движения частиц ма-
терии. Эти принципы в настоящее время
кажутся для каждого естествоиспытателя
само собой разумеющимися. Но нельзя за-
бывать, что они были высказаны еще в
ХУП столетии. Здесь гений великого фран-
цуза блеснул во всей своей яркости.

Декарт писал: «Чтобы лучше понять
природу растений или животных, гораздо
предпочтительнее рассуждать так, будто
они постепенно порождены из семени, а
не созданы богом при начале мира. Мы мо-
жем при этом открыть известные принци-
пы, просто и легко понятные; из последних,

как из зерна, можем показать происхожде-
ние звезд, земли и всего постигаемого нами
в видимом мире». .

Историзм в понимании развития мира
является оригинальной чертой мировоззре-
ния Декарта. В этом отношении он высоко
поднимается над всеми мыслителями и уче-
ными ХУП века. Энгельс считал, что «и в
новой философии диалектика имела блестя-
щих представителей (Декарт и Спиноза)».

Большое значение придавал Энгельс де-
картовским открытиям в области матема-
тики, и особенно введенной Декартом в ма-
тематику переменной величине: «Сама ма-
хематика, — пишет ‘Энгельс, — занимаясь
величинами переменными, вступает в диа-
лектическую область, и характерно, что
именно диалектический философ ` Декарт
произвел в ней этот прогресс» (7. XIY,
стр. 122).

В другом месте Энгельс указывает, что
благодаря введению в математику декартов-
ской переменной величины туда вошля
«движение и диалектика».

Декарт является одним из основателей
научной физиологии. Он пытается дать ма-
териалистическое об’яснение физиологиче-
ских процессов. Он рассматривает чело-
веческое тело как сложный механизм, ко-
торый, в силу воздействия на’ него окру-
жающего мира, способен совершать разно-
образные сложные движения. Декарт был
одним из первых, кто понял и оценил вели-
кое открытие Гарвея о кровообращении.

Когда в 1628 году появилась изданная
во Франкфурте работа Гарвея «О движении
сердца и крови», Декарт немедленно позна-
комился с ней и дал ей высокую оценку.
На основе самостоятельного проведения
экспериментальных ибследований, анатоми-
рования трупов животных и человека
Декарт создает свою схему двигательных
реакций. Нервы, по Декарту, служат провод-

никами: одни — центростремительного дви-
жения к мозгу, другие — центробежного, от
мозга. Физиологию и психологию Декарт
пытается обосновать  материалистически.
С полным основанием величайший русский

учитель
зиков — Умов, горячий почитатель и про-
пагандист учения Декарта, подводя итоги
научного развития,
физику картезианской по своим  тенден-
циям. И хотя картезианец Умов был на
толову выше тех позднейших ученых, ко-
торые кичились формальным характером
своих построений, он не видел тото, что

д

сыграла в этом деле значительную роль.

конце прошлого века русский физик и
целого ‘поколения русских фи-

считал современную

действительности завоевания науки идут

по пути материалистической диалектики.

В «Материализме и эмпириокритицизме»

Ленин цитирует следующие слова Альфре-
& Корню:

«...Чем больше мы познаем явления.

природы, тем больше развивается и точнее
становится смелое картезианское воззрение
нэ. механизм мира: .в физическом. мире. нет.
ничего, кроме материи и движения. Иро-
блема елинства физических сил...
выдвигается на первый план после вели-
ких открытий, ознаменовавших конец ХХ
века... Люсьен Пуанкаре в своей книге о
«Современной физике» справедливо отмеча-
ет, что эта картезианская идея была вос-
принята и развита энциклопедистами ХУШ
река... но ни этот физик, ни А. Корню
не знают о том,
териалисты Маркс и Энгельс очистили эту
основную посылку материализма от одно-
сторонностей механического
зма» “).

снова

как диалектические ма-

материали-

Таким образом, старая  картезианская

идея, об’ясняющая все мироздание движе-
нием материи, идея, получивитая блестя-
щее развитие в открытиях Ломоносова и
других русских ученых, продолженная к
развитая всем мировым
очищенная от механицизма основоположни-
ками марксизма.— эта идея входит крае-
угольным камнем в мировоззрение борю-
шетося и побеждающего рабочего класса.

естествознанием,

Б. КУЗНЕЦОВ.

4) Соч. т. ХШ, стр. 243. М—Л. 1928.

физиолог-материалист И. П. Павлов призна-
вал Декарта одним из своих учителей.

Декарт полностью отрицал сознание у

животных. Животные для него — машина.
Их жизненные отправления BEMNOIHMOTCA,

по Декарту, как чисто механическое движе-
ние.

Характерно замечание Маркса в [ те

«Капитала»:

«...Декарт, с его определением животных

как простых машин, смотрит на дело глаза-

ми мануфактурного периода в отличие и

средних веков, которым животное представ-

лялось помощником человека...»
Декарт был мужественным борцом против

средневекового „схоластического мировоз3р6-
ния, мертвящей церковной догматики и 1*-

лигиозного мракобесия. Он был величай-

шим представителем философии и науки,

который своим учением о методе выразил

прогрессивные стремления своего времени,

н был универсальным гением: основате-
лем материалистической физиологии и а82-
литической геометрии, пролагателем новых

путей в космогонии, антропологии, пеихо-

логии. Мы особенно высоко ценим Декарта
как создателя материалистической физики,
который предвосхитил многие позднейшие
открытия, как одного из непосредственных
предшественников блестящей плеяды воих-
ствующих французских материалистов и
атеистов ХУ века.
Декарт был сыном великого французского
народа. Недаром Гегель говорил Виктору
узену: «Ваша нация сделала достаточно
для философии, дав ей Декарта». Сейчас
народный фронт республиканской Франции
по инициативе французской коммунисти-
ческой партии широко чествует Декарта по
случаю трехсотлетия его работы «Рассух-
дение о методе». Это чествование является
то политической демонстрацией про-
ашистского мрак
канибальства. я cee
300-летие работы Декарта «Рассуждение
0 методе» привлекает внимание и нашей
советской общественности. Изучение трудов
этого крупнейшего представителя науки
необходимо для усвоения великого куль
турного наследия прошлого.

ыы

“ae

it}

qin
(un
Wh
и

win

sty