г. № 220 (7186)

11 АВГУСТА 1937

ВОКРУГ ЗЕМНОГО ШАРА
ПО ПОЛЯРНОМУ.
КРУГУ

В наши дни, когда самая дерзкая мечта
не кажется несбыточной, наш старый, дав-
во уже обсуждавшийся полярными летчи-
вами проект полета вокруг земного шара
по Полярному кругу становится вполне
осуществимым. Кому, как не советской
авиации, под силу такой перелет! Ни одна
страна в мире не имеет такой мощной по-
лярной авиации, не имеет такого опыта ра-
боты на Севере, как наш могучий (Союз.

До сих пор перелеты по Северу прово-
лились либо вдоль побережья материков,
окаймляющих Северный Ледовитый океан,
либо пересекали океан с материка на ма-
терик через полюс.

Было бы крайне интересно осуществить
рейс вокруг всего Полярного бассейна, что-
бы суммировать условия полета в самых
различных его частях. Маршрут такого пе-
релета должен пройти, примерно придержи-
ваясь Полярного круга, отходя немного к
Северу чт него, в районах, принадлежащих
Советскому Союзу, и спускаясь к югу в
Америке.

За начальную точку можно принять
Мурманск, расположенный на 68-м градусе
северной широты (Полярный круг, как из-
вестно, расположен на широте 667 граду-
са). Дальше, идя на восток, путь перелета
пройдет по хоропю известному нам побе-
режью, облетанному в прошлом году Ге-
роями Советского Союза В. С. Молоковым
и С. А. Леваневским, в текущем — Ф. Б.
Фарихом. Наиболее удобно лететь из Мур-
манска через остров Ликсон, бухту Тикси
и мыс Шмидта на Аляску. Тут поналобит-
ся база в районе мыса Барроу или Акла-
вика. На американском побережье самолету
придется спуститься несколько южнее По-
лярного круга, так как на севере Америки
пока нет баз, где самолет мог бы получить
необходимый ззпас горючего,

От Барроу. или Аклавика самолету пред-
стоит пройти без посадки через весь север
Каналы. Ближайшее место, где можно бу-
дет получить бензин, это одна из бухт Гуд-
зонова. залива или Баффиновой Земли. Да-
лее самолет пересечет ледяное плато Грен-
ландии и опустится лишь в Рейкьявике (на
острове Исландия).

В зависимости от метеорологических уе-
ловий в Северной Атлантике из Рейкьяви-
ка самолет либо полетит без посадки в
Мурманск и замкнет там кольцо рейса,
либо слелает промежуточную посадку на
Шотландеких островах или в одном из нор-
вежских портов.

Протяжение маршрута составит до
20 тысяч километров. Отдельные эта-
пы беспосадочного рейса достигнут 3.500
километров. Трудности перелета те же, что
и при «нормальных» полетах в Арктике.
Туманы, пурга,  обледенение, сильные
штормовые ветры и пр. В северном сек-
торе Арктики полет будет несколько облег-
чен густой сетью метеорологических и ра-
диостанций, построенных за последние го-
лы вдоль побережья Ледовитого океана. На
американском континенте условия полета
будут сложнее, так Kak там полярных
станций нет. Пилоты будут лишены све-
лений о предстоящей ‘погоде.

Самолеты, способные соверптить этот пе-
релет, у нас есть. Специальное оборудова-
ние, снаряжение и радиоаппаратура для
такого перелета имеются. Люди, умеющие
и горячо желающие его выполнить, ееть.
Честь участия в таком перелете бу-
дут оспаривать лучшие летчики СССР.

М. ШЕВЕЛЕВ.
Герой Советского Союза.

Е” ИС

Изучают

избирательный закон

ХАРЬКОВ. 10 августа. (Корр. «Прав-
ды»). Село Мачеха, в районе города Полта-
вы, как тысячи других сел страны, отра-
жает большую активность колхозной массы
и растущую культурность наших деревень.

Колхозники © глубоким интересом изу-
чают новый избирательный закон. В селе
организовано 18 кружков, посещают их
свыше 600 человек. 14 руководителей
вружков — это рядовые колхозники —
неплохие агитаторы.

И на колхозном току, и в полевом ста-
не, и в избе-читальне вы можете видеть,
как эти атитаторы готовят массы в пред-
стоящим выборам в Верховный Совет Сою-
за ССР по новой Сталинской Конституции.

Стали иными и слушатели. Они не толь-
ко внимательно велушиваются в слова аги-
татора, но и умело раз’ясняют избиратель-
ный закон и Конституцию.

Изучение избирательного закона с под’-
емом проходит и в других селах района.

На пленуме Парасковеевского сельсовета
парялу с вопросом об изучении нового из-
бирательного закона были заслушаны до-
клады депутатских групи. Здееь правиль-
HO поняли, что осуществление Сталинской
Конституции неразрывно связано ве улуч-
шением работы совета, привлечением с0-
тен новых активистов сельсовета из моло-
дежи, женщин, из среды стахановцев и
ударников.

—о—-

ИЗОБИЛИЕ ПРОДУКТОВ
НА КОЛХОЗНЫХ
РЫНКАХ

КАЛИНИН, 10 августа. (ТАСС). На кол-
хозных рынках области большое оживле-
ние, Площади Калинина в базарные дни не
вмещают прибывающих сюда колхозников,
Полводы с продуктами заполняют примы-
кающие к рыночным площадям улицы и
переулки.

На базарах Калинина, Вышнего-Волочка,
и других городов области—обилие мяса,
масла, молока, сметаны, яиц, меда, масса
овощей, ягод и фруктов. В большюм коли-
честве привозятся на базары живая птипа,
поросята.

Цены на продукты значительно снизи-
лись. В Вышнем-Волочке цена на масло
снизилась на 4 руб. за килограмм. Кило-
грамм мяса вместо 7 рублей стоит 5 руб-
пей, свежий картофель вместо 80 коп—
25—30 копеек килограмм. Влдвое подеше-
вели огурцы и другие овощи.

Uy
Yi

за-
ставы тов. Мухамеджанов Мулдаш на
посту. (Западно-Китайская граница).

Фото В. Овчарова.

Комсорг — пограничник М№-ской

Успех машиниста
Безнощука

ШЕПЕТОВКА, 10 августа. (Корр. «Прав-
ды»). Машинист депо Шепетовка (Юго-За-
падной железной дороги) Безнощук провел
поезд весом в 1.320 тонн (при задании в
1.100 тонн), перекрыв техническую ско-
рость в среднем на два с половиной кило-
метра в час. ;

Бригада грузчиков. (бригадир Лесков-
ский) станции Шенетовка-[ выполнила
дневное задание по’ погрузке лесоматериа-
лов на 643 процента. Дневной заработок
трех членов бригады составляет 145 руб-
лей. 9

ев

БУДУЩИЕ
ЛЕЙТЕНАНТЫ-
АРТИЛЛЕРИСТЫ

КИЕВ, 10 августа. (Норр. «Правды»).
В одном из лучших на Украине военных
училин-—в первом Киевском артиллерий-
ском им. Лебедева вторую неделю про-
исходят приемные испытания молодежи,
избравшей для себя военную профессию.
Свыше 300 человек, преимущественно ком-
сомольцы, уже успешно прошло испыта-
HHA.

Большинство поступающих — студенты
вузов, техникумов и окончившие десяти-
летку. Командование училища отбирает са-
мых лучших, самых достойных.

——O—.

НОВЫЙ ИСТОЧНИК
СОЧИНСКОГО НАРЗАНА

СОЧИ, 10 августа. (ТАСС). Близ Врас-
ной Поляны, в долине реки Чвежинсе, за-
бил новый фонтан минеральной воды из
буровой, заложенной месян назад. Дебит
нового фонтана-—120 тые. литров в сутки.
Сочи-мапестинский курорт теперь pac-

полагает двумя крупнейшими источниками
чвежипсенского нарзана.

Курортное управление заканчивает стро-
ительство завода по разливу местного. нар-
зана. Пуск завода состоится в сентябре.
Курортное управление рассчитывает еже-
дневно получать в готовой упаковке до 40

Проект комиссии Наркомзема и Нарком-
совхозов СССР ставит грандиозную задачу
перехода к травопольным севооборотам на
лошади по крайней мере в 100 миллио-
нов гектаров. № 25-й годовщине Октябрь-
ской революции травопольные севообороты
должны стать преобладающей формой co-
пиалистического полеводства.

0 перестоойке севооборотов ‘мы’ беседо-
вали в июле с колхозниками, агрономами и
земельными работниками многих районов
й машинно-тракторных станций Киевской,
Винницкой, Одесской и Днепропетровекой
областей.

В зерновых районах Украины траз еще
так мало. что необходимость распеирить их
посевы вызывает не только одобрение, но
кое-где и смущение. Смущение это выте-
кает по преимуществу из’ малой освоен-
ности травяной культуры.

Олной из основ успеха является добро-
качественная агротехника самих трав. Что
касается люперны, то надо тщательно от-
делить те районы, в которых пригоден по-
кровный повев, в значительной мере облег-
чающий построение севооборота. Вообще
необходимо тщательно разработать райони-
рование отдельных видов трав по областям
и краям. В люцерновой полосе следует вы-
делить эспарцетовую зону и не предлагать
для запада Украины желтую люцерну (цен-
ны гибридные формы люцерны), a для
востока — тимофеевку (ценен пырей аме-
риканекий). Список же трав, назначенных
для широкого размножения, нужно расши-
рить, включить травы пастбищных сме-
сей белый клевер. мятлики, а из укос-
ных также овсяницу луговую и ежу сбор-
ную. В орошаемом полеводстве хороших ре-
зультатов можно ожидать от райграса
итальянского.

Специальные кормовые севообороты нуж-
но выделять там, где в естественных кор-
мовых угодьях ощущается острый недоста-
ток. Прифермекие севообороты должны
охватывать относительно небольльле площа-
ди, и потому прифермекие севообороты долж-
ны быть очень короткими. Здесь травы еле-
дует размещать в выводном клину или да-
же в двух выводных клиньях. Другим
культурам надо отвести таже два поля.

ЕЕК ee eS

ПРАВДА.

МАСТЕРА
КОЛХОЗНОГО ТРУДА _

(От специального корреспондента «Правды»)

Колхозы Кубани собирают небывалые
урожаи. Раньше высокоурожайные участ-
ки назывались в колхозах «опытными».
Они не превышали площади в несколько
гектаров. Теперь пути к обильному урожаю
изведаны, и колхозы завоевывают его уже
на массивах в сотни и тысячи гектаров,
а& не на малых делянках,

В Щербиновском районе, Азово-Черно-
морского края, 26 полеводческих бригад с0-
брали со своих полей замечательные уро-
жаи в 70—50—40 центнеров с гектара.
Вот они, кандидаты на Всесоюзную сельско-
хозяйственную выставку! Если в этом рай-
оне сложить все высокоурожайные учает-
ки, получится внушительная цифра— 1.800
гектаров, десятая часть всей посевной пло-
щади!

Лидером высокого урожая на Кубани яв-
ляется бригалир колхоза имени ХУП с’езда
партии тов. Костенко (станица Ново-Щер-
биновская). Он взял е поля в 75 гектаров
по 73 центнера с га.

— Я уроженец Воронежской области, —
рассказывает тов. Костенко, — где вместе

© отцом занимался хлебопашеством. Хоро-

шим урожаем в наших местах считалось
10 центнеров с гектара. Только тут, на
Кубани, я понял, что значит обрабатывать
землю.

В прошлом году тов. Костенко собрал, по
37 центнеров с гектара и написал 06 этом
отцу в воронежский колхоз. 0 письме Ва-
силия узнала вся деревня. Земляки недо-
верчиво отнеслись к рассказу Василия.
Отец; написал ему укоризненное письмо:

«А что касаемо вашего ‘урожая, ду-
маем, что брешенть. Довольно совестно те-
бе, сынок, нашим старикам головы ду-
рить».

Письмо задело самолюбие бригады, и.
когда закончились осенние работы, колхоз-
ники потребовали, чтобы Василий пригла-
сил отца погостить у них. Только здесь
й убедился старик в том, что сын писал
ему правду.

&# * *

В комнате’ правления колхоза имени
Энгельса (Армавирский район) на окне
раеставлены ряды банок. На дне каждой
банки лежат небольшие кучки высохших
и выцветших червячков, заботливо собран-
ных весной с различных участков колхоз-
ных посевов. Краткая надпись гласит:
«гусеница с четвертой клетки». 9т0—как
бы наглядная диаграмма зараженности по-
лей вредителями.

Вся эта чрезвычайно важная и полезная
работа в колхозе выполнена 66-летней
Елизавемй Швейбель. Ona обеледовала
пшеницу, люцерну, свеклу, и вот в этих
банках — результаты ее контроля.

Неутомимо обходила она общирные по-
ля колхоза и собирала вредителей, потом
по ее сигналам в поле выходили колхозни-
ки и уничтожали вредителей. И в том, что
колхоз нынче собирает на значительном
участке высокий урожай—35 центнеров с
гектара,—немалая заслуга  колхозницы
Швейбель.

Вместе с председателем колхоза ордено-
носцем тов. Кваст мы осматриваем поля.
Еще в Армавире мы елыхали о смелом за-
мысле Берты Рудольф, звеньевой колхоза,
взять со своего кукурузного поля по 150
центнеров с гектара. Вот и ее поле.

— Да, тут будет прекрасный урожай, —
говорит тов. Иваст, — но, знаете, боюсь,
Берта ошибается, она возьмет центнеров
100, вряд ли больше!

Осматриваем участок сои и подсолнуха
звена Пахлины Keacr. ,

— Злесь возьмем центнеров 25 © гекта-
ра, — говорит председатель.

Посевы производят превосходное впечат-
ление. Видно, что звенья с большой лю-
бовью проделали огромную работу.
Заботливые руки колхозниц выходили каж-
дое растение. С весны колхозницы выби-
рали хилые и слабые побеги, отмечали их
яркими ленточками и затем подкармлива-
ли растения. «Больные»  поправлялись,
крепли. На огромном кукурузном и соевом
поле не встретишь слабого, рахитичного
растения.

По подсчетам Берты Рудольф, на ее поле
тысяч сорок корней кукурузы. Не трудно
понять, какая огромная работа проделана
ee звеном, а ведь помимо кукурузы у Бер-
ты Рудольф и Паулины Квает, имеются по-
севы клещевины, сахарной свеклы, подсол-
нуха, и эти поля также нужно безукориз-
ценно обработать!

Korma мы спросили Берту о видах на
урожай кукурузы, она, не колеблясь, ска-
зала: .

— Возьмем 150 центнеров, не меньше.

— Хороню бы и cro, — заметил ‘кто-то
из присутствующих.

`ВБеуга холодно взглянула на него и отре-
зала:

— Для вас хоропю 100, а мы возьмем
150,—так уж решили звеном.

В. ХОДАКОВ.

Станица Старая Щербиновка.

ПЛОХАЯ УБОРКА ХОРОШЕГО УРОЖАЯ

(От ивановского корреспондента «Правды»)

Районы и колхозы области наводнены
уполномоченными. Осипиие от выступле-
ний на бесконечных совещаниях, они ме-
чутея из села в село, из колхозов в колхоз,

«нажимая» на низовых работников. ге

Поток уполномоченных хлынул в районы
и колхозы после того, как выяснилось, что
область плохо убирает прекрасный урожай.
Но вместо того, чтобы на деле помо-
тать колхозам, уполномоченные пошли. по
избитой, проторенной дорожке: собирают
сводки, произносят речи, пишут длинные
резолюции.

Районные газеты запеетрели простран-
ными постановлениями районных комите-
тов партии и районных исполнительных
комитетов. На разные лады склоняются
елова «самотек». «оппортунизм», «позор-
ные темны». Делаются ‘грозные  предупре-
Жждения, выносятся выговоры. Раздаются

требования — в один-два JHA закончить“

уборку озимых, в трехдневный срок. за-
кончить скирлование (Ковровский район).
А самого главного — делового руководства
холом уборки нет.

Вот Середский район. Уборка идет плохо:
выполнено 20 проц. плана. В одних сель-
советах убрана половина хлеба, в других —
только один процент. Казалось бы, надо

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА
«О ВВЕДЕНИИ ПРАВИЛЬНЫХ СЕВООБОРОТОВ»

Заметки © севооборотах

Дробление прифермских севооборотов на
5—8 подей крайне измельчит участки, что
гораздо более опасно, чем деление на 12
полей земель крупного колхоза.

Правильное решение вопроса 0 выборе
предшественников для озимых имеет огром-
ное значение. Травопольные севообороты
улучшают качество предшественников под
яровую пшеницу и технические культуры.
При 20 миллионах та трав по плаету и
обороту пласта может быть размещено
не менее трех четвертей всёй яровой пшени-
цы. Не следует только увлекаться длитель-
ностью пребывания трав. Особенно важно
бороться за то, чтобы трехгохичное исполь-
зование имело место в очень редких слу-
чаях!

В самом деле, в нашей стране озимыми
ежегодно засевается около 37 миллионов
га. Площадь чистых паров составляет 29
млн га, из них не менее 5 млн к концу
второй пятилетки засевалось яровой пше-
ницей! Общее сокращение паров наме-
чается в размере 5 млн га, из них не ме-
нее 3 млн придется на пары под озимые.
Таким образом, не менее 15—16 млн га
озимых хлебов будут и при новых сево-
оборотах высеваться вне пара. Уже отею-
да видно, насколько утопичным являетея
предложение агрономов Ярославской обла-
сти (см. «Правду» от 28 июля) © том,
чтобы «во всех льноводных колхозах 9б-
ласти практиковались исключительно чи-
стые пары». Такое решение, которое, оче-
BUIHO, с одинаковым основанием может
быть выдвинуто для всей льняной полосы,
потребовало бы здесь значительного рае-
ширения паровых площадей, что для увла-
жненных районов нецелесообразно.

В этом вопроее я полностью присоеди-
няюсь к указаниям тов. М. А. Чернова,
который отметил, что «в первую очередь
мы пойдем на. сокращение площади чи-
стых паров в нечерноземной полосе». Уста-
новленные недостатки‘ паропропашных с6-
вооборотов и переход к севооборотам тра-
вопольным во всяком случае должны ве-
сти страну к постепенному сокращению
чистых паров.

При решении разбираемого вопроса од-
ним из выходов может быть расптирение

eee ТРЕЕ ВЕ

разобраться, почему темпы коеовицы в раз-
ных сельсоветах района резко различны,
уделить внимание отстающим. Но львиная
доля времени поглощена заседаниями.

Оторваны от колхозов не только серед-
ские организации. Вот, например, в колхо-
Зах «Руленновец» и «Вперед», Собинекого
района, два дня не работали, праздновали
ильин лень. В районе 06 этом узнали
спустя три лия.

Исключительная слабость оперативного
руководства сказалась на работе комбайнов.
Всего в области работает 257 комбайнов,
а убрано ими за 10 дней 4.123 гектара.
В Александровском районе 14 комбайнов
убрали 122 гектара, в Юрьев-Польском
29 комбайна — 270 гектаров. Почему так
мало? Ла очень просто. За комбайнами за-
кренляются маленькие участки. Поэтому
комбайнерам часто приходится делать пере-
езды. Углы на участках не обкашиваются,
разгрузка комбайнов везде задерживается.
олей, работающих на комбайнах, не окру-
жили вниманием и заботой.

Какой бы конкретный вопрос уборки ни
взять — везде сказывается отсутствие дей-
ствительно большевистского руководства

колхозами.
А. КОЗЛОВ.

БЕ ЕЕ

площадей под яровой пшеницей, идущей
по травам. Однако значительные размеры’

такого расширения будут  осуществимы
лишь после 1942 года, когда площали еже-
тодно  распахиваемых трав превысят
10 млн га.

В центральной полосе Союза многолетние
травы однолетнего пользования безусловно
являются ценными предшественниками для
озимых. В основных свекловичных районах
пшеница озимая по клеверу или эспарцету
дает значительно более высокие урожаи,
нежели по вике.

Однако воздействие трав на почву, а,
следовательно, и на дальнейшие культуры
при размещении их под озимые, сильно
ограничивается, и было бы невозможным
рассматривать клеверные пары как един-
ственную форму севооборота с травами во
всей свекловичной полосе. Нередко будет
целесообразно продлить пребывание трав
до осени, снять второй укое и занять тра-
вяное поле ценной культурой весеннего
высева. 0 ее выборе надо говорить 060бо,
но во всяком случае площади трав, иду-
шие непосредственно под. озимь, не могут
быть очень крупными. Поэтому не следует
убаюкивать себя иллюзией о том, что но-
вые севообороты позволят не иметь перед
озимыми трудных преднественников. Сле-
цует работать над их улучшением.

Сумели ведь передовые колхозы во мно-
гих районах справиться с этими трудно-
стями. Приведем несколько иллюстраций.
Колхоз «Красный Октябрь», Катарлыкекого
района, Киевской области, имеет урожай
ржи в 22 центнера по ячменю, озимой
пшеницы в 20 центнеров по гороху. Кол-
хоз им. Коминтерна, на самом юге Винниц-
кой области (бригада тов. Наньева), имеет
урожай озямой пшеницы, посеянной по яч-
меню и гороху, в 30 и даже 34 центнера.
Великоленную пшеницу, полученную
не только по пару; но и вне пара, мы видели
также на севере Одесской области (в ря-
ховых колхозах Хмелевского района).

Конечно, нельзя распространять эти вы-
воды далеко на восток, но еще менее воз-
можно исходить из предположения, что тра-
вопольные севообороты дадут возможность
размещать государственное задание по пше-
нипе только после паров и трав. Необхо-
димо для каждого края и области выде-
лить культуры, наиболее пригодные в ка-
честве предшественников перед озимыми,
и разработать для них специальную систему
возделывания.

Обычно считают, что 13 млн га обвое-
ния новых земель и 65 млн га сокраще-

Первая девушка-комбайнерка — кир-
гизка тов. Адыкеева Какеш за штур-
валом. Она окончила курсы комбай-
неров Теплоключевской МТС.

Фото В. Овчарова.

Доставка почты

на самолетах

КИРОВ, 10 августа. (Корр. «Правды»).
Каждый день утром из Кирова вылетает
почтовый самолет в самые отдаленные юж-
ные районы области: Малмыж, Вятские По-
ляны, Сарапул, Каракулино, Воткинск.
Раньше областная газета «Кировская прав-
да» доставлялась в эти пункты на четвер-
тый лень. Теперь читатели получают ее в
день выхода. В северные районы, расноло-
женные по оекё Вятке, газеты и почта до-
ставляются па глиссере. Население этих
районов почту и газеты получает. на
день — лва быстрее, чем раньше.

3 16 районов области почтовая коррес-
понденция доставляется ‘на автомашинах.

—_—o-—

ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ
В СТОЛИЦЕ

КИРГИЗИИ

ФРУНЗЕ, 10 августа. (Корр. «Правды»).
В столице Киргизии начато строительство
Дворца культуры. Здание дворца напоминает
огромных размеров аэроплан  0б’емом в
40.000 кубических метров, со множеством
комнат для отдыха, двумя залами, библио-
текй и т д. Стоимость здания —
3.500.000 рублей.

‚ Колхозники артели им. Сталина, Кантов-
ского района, в ознаменование 20-й годов-
шины Великой пролетарской революции
строят большое здание клуба. В нем будут
зрительный зал на 500 человек, библиоте-
ка и комнаты для развлечений. На’ по-
стройку клуба ассигновано 43 тысячи

блей.
ру

НИКЕЛЬ КИМПЕРСАЯ

АЛМА-АТА, 10 августа. (Корр. «Прав-
ды»). На северо-востоке Актюбинской 06-
ласти расположено богатейшее месторожде-
ние никелевых руд — Кимперсай. Сейчас
здесь работает  разведочно-геологическая
партия из 200 человек. В результате раз-
редки нынешнего года запасы ‘никеля на
Кимперсае увеличиваются вдвое. Руды рас-
положены в основном на небольшой глу-
бине, часть их выходит на земную поверх-
ность. Кимперсай будет главной рудной ба-
зой строящегося Орского никелевого ком-
бината.

ния паровых площадей позволяют довести
травяной клин до 22 man ra. Ha самом
деле третий пятилетний план должен пре-
дусмотреть расширение посевов по ряду
других ценных культур, в частности по
гороху, чечевице, фасоли, сое, картофелю,
3 также по баштанам. Для выполнения
этих задач надо отыскать значительные
земельные площади, едва ли менее 5 млн
ra. B районах © наиболее высокой уро-
жайностью зерновых менее всего можно ми-
ритьея даже с ограниченным сокращением
площадей под зерновыми. Напрасно поэто-
MY предлатается сокращение зерновых в
нечерноземной полосе. Напрасно думают,
что расширить зерновые в других обла-
стях легче, чем сокращать их в Москве.
0бразование пшеничной базы на севере,
столь удачно проведенное во второй пяти-
летке, должно быть укреплено травополь-
ными севооборотами.

Наибольшие трудности перестройка сево-
оборотов ветречает в озимо-пшеничных рай-
онах, где не освоенных земель чет, а травы
должны возрасти почти от нуля до 20 проц.

Растянутые севообороты, по крайней ме-
ре с 10-ю полями, неизбежны в люцерново-
житняковой полосе. Без них государствен-
ное задание по пшенице невыполнимо, так
как однолетнее пользование люцерново-
житняковой смесью нецелесообразно ни с
кормовой, ни с полеводческой точки зрения.

Для клеверной же полосы деление суще-
ствующих полей на две части проектом во-
все и не намечено (ем. пункт 9 проекта).
В шестиполье, однако, как и в пятиполье,
возможно только однолетнее пользование
клевером. Двухлетнее пользование означало
бы повышение процента трав до трети всех
полей, что нарушило бы ряд тосударствен-
ных заданий. Так называемое «полутора-
тодичное» использование с точки зрения
размещения культур равнозначно ‘двухго-
AWIHOMY.

Обсуждение проекта 0 введении пра-
вильных  севооборотов на местах еще
не развернулось,

К разбору проекта слабо еще привле-
чены стахавовны. Председатели колхозов
не всегда твердо знают тот севооборот, ко-
торый введен в данном колхозе. Этот недо-
статок должен быть окончательно устра-
neu. Вель разработка севооборота  возла-

‘`гаетея проектом именно на правления кол-

хозов, что является единственно правиль-
ным. Для перестройки севооборота правле-
ние колхоза должно подробно уяснить недо-
статки существующего севооборота.
Академик И. ЯКУШКИН.

НАВЕСТИ ПОРЯДОК
В СТУДЕНЧЕСКИХ
ОБЩЕЖИТИЯХ

Студенческое общежитие — родной дом
для сотен тысяч юношей и девушек,
с’езжающихея со всех концов нашей ро-
дины в высшие школы в крупных центрах.
Oech готовится к занятиям, отдыхает, раз-
влекаетея молодежь. Забота о культурных
условиях жизни студенчества, об удобствах
и комфорте в быту молодежи — закон для
людей, которым доверено воспитание моло-
дого поколения. Денег и средств на строи-
тельство и оборудование студенческих об-
щежитий наше государство отпускает пре-
достаточно. В одном только 1937 тоду на
это расходуются десятки миллионов рублей.

Враги, пробравшиеся кое-где к «руко-
водетву» высшими учебными заведениями,
пытались напакостить молодежи, липить
ев самых элементарных культурных усло-
вий жизни. В результате в студенческих
городках, . выстроенных за последние годы,
нет, например, столовых, прачечных, клу-
бов.

Тов. Каплун, отвечающий сейчас за py-
ководство вузами Наркомтяжирома, ничего
не предпринял для того, чтобы открыть,
наконец, столовые в студенческих город-
ках: например, в Дорогомиловеком городке
в Москве живет около пяти тысяч студен-
тов институтов тяжелой промышленности,
но ни в одном из восьми  колоссаль-
ных корпусов нет столовой. Нет даже и Oy-
фета. 0 прачечной и клубе люди и не ду-
мают.

Нерадивое отношение к студенческим 0б-
щежитиям, как это видно на примере Ти-
мирязевской с.-х. академии, ведет к рез-
кому снижению контингента приема в выс-
шую школу. Так, академия, располагая с0-
лидной материальной базой и преподава-
тельскими кадрами, могла бы свободно при-
нять на первый курс 700 человек, а пря-
нимает из-за неурядиц ¢ общежитиями
только 350. -

Вот плоды. пренебрежительного и легко-
мысленного отношения к этому делу со сто-
роны начальника учебных заведений Нар-
комзема Анисимова и директора академии
Колеснева.

С таким же хладнокровием относится,
видимо, Анисимов и к тому, что многие
другие вузы Наркомзема до сих пор не от-
ремонтировали общежитий, рискуя сорвать
начало учебного года. В. Москве не отремон-
тированы общежития. институтов Земле-
устройства и Колхозного.

Поразительное  бездушие показывают
деляги из Наркомпроса РСФСР. В Соколь-

никах расположен Историко-философекий

институт. Поблизости, на  Стромынке —
студенческое общежитие. В другом конце
Москвы, на Малой Пироговской, находится
Педагогический институт им. Бубнова. По
соседству на Усачевке — общежитие. 0ба
института, как и общежития, принадлежат
Наркомпросу. Казалось бы, «философов» на-
до разместить на Стромынке, а «педато-
тов»—на Усачевке. Но наркомпросовские
мудрецы решили, вопреки здравому смыслу,
как раз наоборот.

Больше тысячи студентов двух институ-
тов тратят ежедневно по три часа на пе-
реезды, устают, не успевают готовиться Е
‘занятиям. Лва года идет бюрократиче-
ская переписка между директорами инети-
тутов и Наркомпросом по этому «принци-
пиальному» вопросу, а в03 и ныне там.

Круннейший на Украине Киевский уни-
верситет стоит перед угрозой срыва нового
приема, так как строительство двух корпу-
сов общежитий на 800 человек ведется
трестом «Укргражданстрой» преступно мед-
ленно. Это и не удивительно, если на строй-
ке в течение двух месяцев, например, ра-
ботало всего от до 10 человек в
день. А заместители наркома просвещения
Украины тт. Хаит и Баланский, котофые
отвечают за вузовское строительетво, бес-
помощно разводят руками.

Комитет по делам высшей пиолы дол-
жен, наконец, навести порядок на этом
участке, требующем пристального внима-
ния. Студенческая молодежь нуждаетея в
каждодневной заботе.

0с. АЛЕКСАНДРОВ.
фе

В ШКОЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
НЕТ ПЕРЕЛОМА

КУЙБЫШЕВ, 9 августа. (ТАСС). В на-
чалу учебного года в области должно быть
построено 12 новых школ. Однако их сред-
HA техническая готовность на 1 августа
составляла лишь 61,2 проц.

На строительстве школ в Куйбышеве нет
многих строительных материалов. ‹ Между
тем своевременная доставка имеющихся
материалов с городских складов не орга-
низована. Договор на электромонтажные
работы не заключен до сих пор. Борьбы
за стахановские методы организации работ
на стройках нет: в результате даже ста-

хановекие бригады снижают свою выра-
ботку.
Местный городской совет свою  «но-

мощь» строительству ограничивает тем,
 TO выносит постановления, за выполне-
нием которых не следит.

жа

Позорное положение создалось со школь-
ным строительством в Саратовской области.
13 новостроек готовы здесь только на 44,2
проц. В самом Саратове строятся 5 боль-
ших школ. Школа № 1, рассчитанная на
$00 ученических мест, имеет лишь 26
проц. готовности, школа № 5—35 проц.,
две школы в среднем готовы на 79 проц.

До сих пор руководителям Саратовского
облоно даже не известно, сколько школ
должно быть построено в нынешнем году
в селах. Для школьных новостроек и для

ремонта во-время не были  заготовлены
стройматериалы: цемент, алебастр, кир-
Tat,

ая

Последние данные Наркомпроса РСФСР
свидетельствуют о том, что со строитель-
ством новых школ в Кировской, Курекой,
Омской, Оренбургской и Челябинской 0б-
ластях, в Западно-Сибирском и Краснояр-
ском краях дело обстоит не лучше. На
1 августа техническая готовность школ
составляла здесь всего 46—58 проц.

Из национальных республик лучше дру-
гих. ведет строительство Республика Нем-
цев Поволжья. Семь школ здесь готовы на
61,2 проц.