Струнный квартет
в Туле

и

Василий Иванович Пушкин играет пар-
тию первой скрипки, Анатолий Иванович
Козлов — второй скрипач, виолончелиет—
Николай Михайлович Соколов. На альте
играет Анна Павловна Пушкина -— жена
первого скрипача.

Репетируют квартет Бетховена в тоне
фа-мажор, сочинение восемнадцатое, №1.
Чуть дрожит от хорошего творческого вол-
нения смычок в руках первого скрипача.
Тон у него мягкий и приятный,

После бетховенекого квартета льются
звуки нежной и слегка печальной мелодии
бессмертного «Анданте кантабиле» из квар-
тета Чайковского. Их сменяют  игривые,
полные юмора страницы квартёта Гайдна,
Идет репетиция.

Со стен глядят портреты Бетховена и
Чайковского. Возле дивана — горка нот.
Все — классики.

Под звуки квартета Чайковского рассма-
триваем аккуратную «блок-книжку» Соко-
‚лова: «История квартета в Туле».

Рабочий лекальщик Пушкин все свобод-
ное время отдает музыке. Несколько лет
назад он училея игре на скрипке у
преподавателя техникума. Обучил игре на
альте жену, воспитал любовь к музыке в
своих детях.

Пролетарская революция помогла Пуш-
кину осуществить заветную мечту детства
—стать музыкантом. После работы, в сво-
болное время, он играет, подбирает репер-
туар, переписывает ноты, учит музыке
детей.

Виолончелист Николай Михайлович Co-
колов — начальник отдела сбыта. Этот
пламенный поклонник музыки все любит
делать сам. Возле его квартиры на крохот-
ном участке разбит садик: душистые цве-
ты, плодовые деревья и даже настоящий
виноград произрастают в нем. В квартире
Соколова стены увешаны картинами кисти
хозяина. Виолончель стоит в стеклянном
футляре, изготовленном руками Соколова.
`Им же сделан шкаф для нот, все’ ноты пе-

(От специального корреспондента «Правды»)

реплетены им самим. Но первая страсть
Николая Михайловича — музыка.

Это у него зародилась мысль органи-
зовать любительский квартет в Туле. Муж
и жена Пушкины, фрезеровщик Анатолий
Иванович Козлов (вторая скринка) и же-
на Соколова (пианистка) составили ядро
камерного ансамбля, исполняющего и трио
Мендельсона, Аренского и квартеты Глин-
ки, Шуберта.

Три года собираются и играют, учатся
музыке пятеро горячих музыкантов в Ту-
ле. Показывали еще в 1935 году свои до-
стижения на олимпиаде в Москве. С тех
пор с ними держит связь участник луч-
шего квартета в стране—бетховенского —
профессор Московской консерватории В. Бо-
рисовский. В письмах к ним он ‘посылает
методические указания, советы. Но этого
недостаточно. Участники квартета мало
опытны. Их рост задерживается отсутстви-
ем компетентного повседневного руковод-
ства. В Туле есть музыкальный техникум.
В Туле — несколько превосходных клу-
бов. Но они мало помогают интересному и
полезному начинанию.

Прошлым летом на три недели к квар-
тету прикрепили консультанта из гастро-
лировавшего в Туле симфонического орке-
стра. Сколько под’ема вызвали у участни-
ков ансамбля эти кратковременные заня-
тия! Но они кончились — и снова в те-
чение года — затишье, забытье.

У квартета мало нот. Имеющаяся библио-
тека часто трудна для исполнения. Ни-
кто в Музгизе не заботится о выпуске
легких квартетов для любителей. Нет ни
переложений, пи оригинальной литературы.

И все-таки рабочий струнный  квар-
тет в Туле существует. К сведению клуба
и Тульского музыкального техникума:
адрес В. И. Пушкина, в квартире которого
происходят регулярные репетиции,—Про-
летарская ул., д. № 30.

Г. ПОЛЯНОВСКИЙ.

«КЕНИТЬБА».

Кинокомедия производства «Ленфильм»

С недоумением и возмущением встретил

зритель новинку,  преподнесенную ему
«Тенфильмом». Иначе, как безобразием,
нельзя назвать картину «Женитьба», ис-
кажающую и опошляющую образы Гоголя.

Мало того, что нашлись люди, которые
сочинили и сняли на пленку полторы ты-
вячи метров глупейшего вздора, потратив
на это немало советских денег, — нашлись
люди, которые со веем этим согласились,
утвердили и выпустили на экран. Между
тем фильм «Женитьба» (9. Гарина и
Х. Локшиной) представляет одну еплошную
ошибку, сплошное проявление неграмотно-
сти, сплошное формалистическое штукар-
ство.

«Женитьбу» Гоголя знают и любят мял-
лионы советских людей, понимающих, чте
эта комедия, как и все написанное Гого-
лем, с беспощадной и глубочайшей прав-
дивостью показывает мрачную картину
русской жизни в первой половине прош-
лого столетия. Характеры этой комедии
взяты из действительности. Смех Гоголя
горек и беспощаден.

Белинский замечательно сказал: «Же-
нитьба» не грубый фарс, а исполненная
истины и художественно воспроизведенная
картина нравов...». Чернышевский указы-
вал, что произведения Гоголя «оживлены
были энергиею негодования». А сам
Гоголь, жалуясь на то, что николаевск®я
цензура заставляет его «выдумать сюжет
самый невинный», восклицал: «чтб коме-
дия без правды и злости!..»

Принимаясь за экранизацию «Женить-
бы», надо было исходить из этих ‘ясных и
замечательных указаний. Но что ло Be-
линского, Чернышевского и самого Гоголя
фокусникам от формализма, которые взя-
лись за это дело в «Ленфильме»! Они под-
менили Гоголя своей поистине жалкой
выхумкой.

Вместо того, чтобы воссоздать на экране
гоголевские характеры, они принялись со-
чинять ситуации пат-паташоновского до-
стоинетва. Яичница попадает в курятник,
невеста носится, высоко подняв юбки, по
двору и т. п. Из комедии вытравлено все
большое ее содержание. Остались какие-то
нелепые маски и абсурдные «положения».

Главный терой комедии Подколесин,
в котором столь многое напоминает траги-
ческую фигуру Акакия Акакиевича из
«Шинели», превращен в простого невра-
стеника. Неленая и глупая суматоха не
утихает на экране. Чтобы суматохи было
больше, авторы фильма не скупятся на
«выдумку». Они показывают, например,
первую русскую железную дорогу, прель-
стившись, повидимому, лаврами Бестера Ки-
тона, или кухню в доме невесты. № чему
все это? Можно подумать, что в велико-
лепной комедии Гоголя нехватило материз-
ла для фильма.

Картина по всем признакам предназна-
чалась на роль «боевика». Получился же
большой провал, получилось издеватель-
ство над прекрасным произведением рус-

ской литературы.
И. АНИСИМОВ.

СЗ ae

МЫ ЛЮБОВЬЮ РОДИНЫ
БОГАТЫ

Мы любовью родины богаты,

Мы закалкой сталинской сильны,
Мы не темные, наемные солдаты, —
Мы — защита радостной страны!

Пускай к прыжку готовится
Оскалившийся Bpar,—
Пред ним не остановится
Наш выверенный шаг!
Штыки у нас отточены,

И слабость — не к лицу
Колхозному, рабочему
Отважному бойцу!

Мы к добру не тянемея чужому

И земли чужой мы не хотим, —
Но своей земли мы недругу любому
Ни единой пяди не дадим!

Не за тем окрепли наши руки,
Чтобы мир и счастье разрушать, —

Овлалели мы высотами науки,
Чтобы легче строить и дышать!

Наша честь, уменье и отвага

Не напрасно ставятся в пример,

И не зря краеноармейскую присягу
Твердо знает каждый. пионер!

Наше знамя — правда и свобода,
Мы закалкой сталинской сильны!
Мы — защитники великого народа,
Цвет и гордость радостной страны!

Пускай к прыжку готовится
Оскалившийся враг. —
Пред ним не остановится
Наш выверенный шаг!
Штыки У нёс отточены,

И слабость — не к лицу
Колхозному, рабочему
Отважному бойцу!

ВАС. ЛЕБЕДЕВ-КУМАЧ.

НАКАНУНЕ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА

В наступающем учебном году школы
РСФСР будут обучать свыше 18,5 миллио-
на детей. 3.300 тыс. ребят впервые сядут
за парту,

В этом году в третьих и четвертых клас-
сах вводится преподавание элементарного
курса истории СССР. Устраняется имевшая
раньше место практика одновременных за-
нятий одного учителя с тремя— четырьмя
классами. Как правило, в этом году один
педагог будет вести занятия с одними не
более чем с двумя классами.

>

С 20 по 27 августа в школах будут
проводиться осенние проверочные испыта-
ния. Количество учащихся начальных
школ, имеющих повторные испытания, с
4,2 проц. в прошлом году сократилось до
2,7 upon. (к общему количеству учащих-
ся). Однако в четвертых классах таких
учащихся еще много—10 проц.

В этом голу будут работать 84 тыс. на-
чальных школ. Впервые на работу в них
направляется 26 тысяч молодых учителей,
закончивших педагогические nee.

CC).

#

ОТМЕЧАЮТ 20-ЛЕТИЕ
УТ СЕЗДА ПАРТИИ

КИЕВ, 10 августа. (ТАСС). В партий-
ных организациях области широко ‘изу-
чаются материалы УГ сезда РСДРП(б). В
связи с 20-летием с’езда созываются район-
ные партийные собрания, проводятся бесе-
ды среди трудящихся об историческом знз-
чении \1Т с’езда, проходившего под руко-
водством товарища Сталина.

Отдел партийной пропаганды и агитации
Киевского обкома партии посылает на рай-
конные партийные собрания квалифициро-
ванных докладчиков. Районные и завод-
ские кабинеты партработы организовали
выставки материалов, посвященных YI
с’езду.

WN о

CDW \
SS

GQ

A \
\\\ N \

WN

SAK

CAR
AC

ЗАВОДСКОЙ ДОМ
ТЕХНИКИ

ЛЕНИНГРАД, 10 августа. (Корр. «Прав-
ды»). На заводе «Красный треугольник»
к 20-летию Великой пролетарской pexo-
люции оборудуетея заводской Дом техни-
Би. В нем будут собраны многочисленные
экспонаты, показывающие путь, пройщен-
резиновой — промышленностью за
20 лет.

Особенно подробно намечается показать
новейшие. достижения техники и основ-
ные этапы работы по освоению советско-
го каучука. Специальные разделы Дома
техники посвящаются методам работы луч-
ших стахановцев резиновой промышлекно-
сти.

Боец республиканской Испании Фернандо Марко в подмосковном доме от-

дыха беседует с детьми отдыхающих

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ MbICJIM~

Поэт-революционер

ы, 1. Огарев

Около ста лет назад в селе Верхний
Белоомут, бывшей Рязанской губернии,
произошло событие, взволновавшее кре-
постных крестьян: приехал «сам» помещик
и созвал крестьянский сход.

Никогда еще приезды крепостника-поме-
щика не предвещали крестьянам ничего
доброго. Но на этот раз молодой помещик
вел себя в высшей степени странно.

Елва вступив во владение поместьями
отца, он собрал крестьян и об’явил им
о своем намерении освободить их от кре-
постной неволи. Это намерение он, вы-
дающийся русский поэт и революционер
Николай Платонович Огарев, выполнил.
И недаром, когда он умер, белоомутские
крестьяне вспоминали его словом благодар-
ности.

Огарев принадлежал к плеяде дворян-
ских революционеров первой половины
ХХ столетия, разбуженных восстанием де-
кабристов. «Мы-—детн декабристов», —го-
ворил о себе и о Герцене Огарев. Вместе
с великим русским революционером А. И.
Герценом, еще юношей, Огарев в Москве,
на Воробъевых горах, дал знаменитую клят-
ву—поевятить свои силы борьбе с деспо-
тизмом, рабством, угнетением чёловека че-
ловеком. И, пройдя свой жизненный путь
рука об руку с Герценом, он выполнил эту
клятву,

Огарев жил в тяжелую эпоху развития
России, метко названную Герценом, «мо-
ровой полосой». Он видел мрак и ужас,
которые нес с собою русский царизм, вы-
полнявший роль «международного жанлар-
ма». Он видел зло крепостнического раб-
ства и угнетение многомиллионных Macc
крестьянства. Он ненавидел крепостное пра-
во, считая его величайшим бичом народа.

В 1834 году— первый арест за вольно-
думие и высылка, после девятимесячного
тюремного заключения; годы философских
занятий, напряженных исканий идеала
общественного устройства; в 1838 году на
Кавказе — встреча с сосланными декабри-

стами, как бы знаменующая преемствен-
ность поколений революционеров. Затем —
освобождение своих крепостных; поиски
передового мировоззрения, переход от идеа-
листической философии Гегеля к материа-
лизму Фейербаха. Все это — этапы роста
Огарева борца и поэта. В борьбе с само-
державием и крепостничеством в обстанов-
ке 50—60-х годов, когда крайне обостри-
лись социальные противоречия в России,
Огарев приблизилея к позициям револю-
ционной демократии.

В 1856 году Огареву удается вырвать-
ся из страшной свинцовой духоты нико-
лаевского режима. Он уезжает за границу
к Герцену, чтобы вместе со своим другом
широко развернуть революционную агита-
цию. Рядом с Герценом Огарев становится
во главе «Полярной звезды» и «Волоко-
ла», знаменитых изданий, сыгравших
огромную роль в истории русского револю-
ционно-освободительного движения. «Коло-
кол», п словам Ленина, «встал горой за
освобождение крестьян. Рабье молчание
было нарушено».

Важнейшее место во всей деятельности
Огарева как поэта, публициста, соредакто-
ра «Колокола» занимает агитация против
крепостного бесправия крестьян, за под-
линное их освобождение. ‘«Отпуетите кре-
стьян в землею», — настойчиво требовал
Огарев в статье «Русские вопросы». Обли-
чая крепостное право и зверства помещи-
ков нал крестьянами, он вместе с тём клей-
мил царское правительство и его сатрапов
на местах. «Административный rpabex,—
писал Огарев, — переходит всякую меру. Ме-
ста продажны, и люди продажны... Окруж-
ные, вооруженные беспощадными розгами;
ездят собирать подать именно в то время
гола, когда у мужика хлеб не продан и де-
Her нет; мужик откупается, чиновник бо-
гатеет, а недоимка растет». «Губернаторы
грабят и посылают ‘донесения министер-
ствам. Министерства остаются довольными,

н Россия «благоденствует»! Страшное по-
ложение!»

Огарев горячо боролся за интересы на-
рода и глубоко верил в его силы. В своих
«Письмах к соотечественнику» он писал:
«Ваша исходная точка зрения— отчаяние:
моя—упование. Вы не верите в силы рус-
ского народа, потому что вы их не види-
те; я в них верю, потому что вижу их».

Однако, борясь за освобождение крестьян
от крепостной неволи, Огарев, как и Гер-
цен, явившийся основоположником рус-
ского народничества, противопоставлял кре-
постничеству наивно-утопический идеал
отсталой сельской общины. Благодаря 0об-
щине, по мнению Огарева, Россия должна

притти к социализму, миновав путь ка-

питалистического развития. В этом народ-
ническом идеале, по словам Ленина,
не было «ни грана социализма».

У Огарева были известные отступления
от демократии к либерализму, но к нему
полностью относятся ленинские слова, ска-
занные о Герцене: «демократ все же брал
в нем верх». Как и Герцен, Огарев «бо-
ролея за победу народа над царизмом, а
не за сделку либеральной буржуазии с по-
мещичьим царем, Он поднял знамя рево-
люцни».

Огарев ясно отдавал себе отчет в том,
что эксплоататорские слои общества не за-
интересованы в реальном освобождении на-
рола, и не они должны совершить револю-
цию. Огарев спрашивал: «Надеяться ли на
меньшинство дворянства и образованных
людей? Но их такая незаметная горсть,
что их влияние ничтожно и не выходит
из-за пределов маленькой литературы, т. e.,
полепетав кой о чем, смолкает на страни-
цах непрочтенных журналов. А большин-
ство дворянства—это опять Ta же необра-
зованная, вычесанная и  невычесанная,
умытая и неумытая масса, секущая, гра-
бящая, обманывающая, с полным отсут-
ствием нравственных начал и достоинства.
Правительство? Но правительство _не бо-

~

советских работников.

Фото В. Додонова.

лее, как представитель чиновничества,
следственно естественный покровитель все-
го бьющего, грабящего, всякой неправды,
всякого насилия...» :

Огарев не возлагал надежд на организо-
ванное царем вкупе с помещиками «оево-
бождение» крестьян. Накануне «реформы»
в статье «На новый год 1861» он писал:
«Как будет принято народом это освобож-
дение?.. Какое бы оно ни было — в пер-
вый день оно примется с восторгом. Не один
шкалик откупного вина разопьется в
честь свободы... Но день пройдет — все
оглянутся и увидят, что и вино поддельное,
и свобода поддельная. Наступит пора
страшного молчания... Крестьяне увидят,
что они такие же крепостные как были...
а между тем, слово свобода— вылетело из
клетки, и его сызнова в клетку не упря-
чешь».

«Вперед, оилы русские!» — призывал
Огарев. Вместе с Герценом он поднял, как
писал о Герцене Ленин, «великое знамя
борьбы путем обращения к массам с воль-
ным русским словом». Слово это прозвуча-
ло, как набат, и со страниц «Вблокола», и
в огаревекой публицистике, и в его. рево-
люционной поэзии.

* ж =

Политическая лирика Пушкина, «Думы»
декабриста Рылеева, лермонтовский «же-
лезный стих, облитый горечью и злостью»
—вот школа Огарева-поэта. От Пушкина,
декабристов, Лермонтова ведет он свою ли-
тературную родословную.

Буржуазные историки литературы пыта-
лись вычеркнуть Огарева-поэта из русской
поэзии. Они либо обходили его молчанием,
либо уверяли, что «подлинная поэтическая
индивилуальность Огарева сказывается в
тех сравнительно немногих стихотворе-
ниях, где он, чуждый преходящим интере-
сам известного исторического момента (чи-
тай: задачам революции. — И. as
остается в области чистой лирики, среди
интимных переживаний своей мечтатель-
ной, грустно настроенной души». Так пи-
салось в многотомной истории русской лите-
ратуры, выходившей под редакцией Д. Н.
Овсянико-Куликовского. В том же духе
писали об Огареве и другие литературоведы,
вроде Ю. Айхенвальда, М. Гершензона.

Н. Вотляревекого.

Истинный облик Огарева не имеет ниче-
го общего с этим портретом хандрящего
«усадебного» поэта, нарисованным бур-
жуазно-либеральными учеными.

Ч: ep

ВЕ НЕ ЕЛЕЕМ: ЕЕ РЕЗКА СУ ЕЕ ИО SE SS Se РЕ а

Искусство эстрады, как и родственного
ей пирка, — одно из наиболее любимых
народом.

Являясь искусством подвижным, эстра-
да может в случае надобности обойтись без
специально оборудованных залов и сцен,
без декораций, Небольшную группу расеказ-
чиков, певцов, музыкантов, куплетистов,
танцоров, акробатов легко перебросить с
места на место, устраивая их концерты
в рабочем клубе, в красноармейской казар-
ме, в лагерях, в поле, гле угодно.

Везде, тле бы ни появились артисты
эстрады, их слушают © исключительным
интересом. В прошлом году в одной толь-
ко Москве эстрадные концерты посетило
около 12 миллионов человек.

Располагая таким острым оружием, как
шутка. куплет, песенка, скетч, политиче-
ский фельетон, эстрада имеет возможность
легко и быстро отзываться на самые вол-
яующие, самые злободневные события
жизни.
Кто бывал в московском эстрадном
театре «Эрмитаж» и слышал Там вы-
ступление заслуженного артиста pec-
публики Б. Борисова, мог убедиться, как
тепло и живо реагирует зритель на бое-
вую злободневную песенку. Куплеты Бори-
сова о советских летчиках и полярниках,
о бригаЯ@ Отто Шмидта, совершающей чу-
деса во имя великой родины, могли бы
являться образцом актуальной политиче-
ской эстрады, если бы не грешили некото-
рой неряшливостью с литературной сто-
роны.
Большой похвалы заслуживает джаз-
оркестр Леонида Утесова, выступающий в
эстрадном театре’ Центрального Дома Крас-
ной Армии. Не удовлетворивитиеь сомни-
тельным успехом первых лет работы, ор-
кестр этот ищет новых путей, новых тем
и находит их в богатейшей сокровищнице
народной песни, в боевом, актуальном пе-
венном материале советских поэтов и ком-
позиторов.

Можно перечислить немало интересных
номеров в программах «Эрмитажа», ПДКА
и Парка культуры и отдыха им. Горького.

Но хлесткое, во-время и к месту ска-
занное слово, злая сатира против врагов,
песня о советских людях, хороший полити-
ческий фельетон, драматическая сценка, в
которой правильно отражались бы положи-
тельные и отрицательные стороны нашей
жизни, — явление на эстраде редкое.

Безыдейность, некультурность, обыва-
тельщина, пошлость заполняют эстрадные
площадки с благословения многочисленных
организаций (Мосэстрада, Артистбюро, Гас-
трольбюро и др.), превративших один из
наиболее ответственных политических
участков искусства в коммерческую ла-
BOUKY.

Наши артисты и музыканты славятся
во всем мире. Прошедшие за последний
год декады украинского, казахского, гру-
зинского и узбекского искусства ноказали,
как богата талантами советская страна. И
хорошо, что сейчас на эстрадах Москвы
мы встречаем певцов и танцоров наших
национальных республик. Эту практику
надо всемерно раснтирить. Но почему хо-
рошая певица, обладающая приятным тем-
бром голоса, Кэто Джапаридзе («Эрмитаж»),
упражкняется преимущественно в исполне-
нии затрепанных псевло-пыганских роман-
сов? Почему Клавдия Шульженко (ЦДКА),
наряду с прекрасными песнями Украины и
Дона, исполняет не совсем пристойные
шансонетки? -

‚ Огромный спрос на квалифицированных
артистов, при отсутствии серьезного руко-
водетва эстрадой с чьей бы то ни было
стороны, породил недостойный для совет-
ских артистов ажиотаж. Никем не регу-
лируемая. оплата труда дошла Хо баено-
словных размеров. Те, кто получал 200

11 АВГУСТА

1937 г., № 220 (7185)

ОЙ

Эстрада

люди стали давать по 50 и 60 конпертов,
переезжая с места на место, с концерта на
концерт. -

В погоне за «длинным рублем» многие
исполнители халтурят, не заботятся о
своем репертуаре. Из года в год исполняет.
ея одно и то же. Это относитея к Русла-
новой, Афонину, Ярону, Алексееву, Наба-
тову, Гущинскому, Церетели и многим дру-
гим. Между тем заработки многих из них
за прошлый год, например, достигли
100—170 тысяч рублей. Искусство у этих
людей оказалось забытым, осталась одна
коммерция.

Всесоюзный комитет по делам искусств
получает письма из крупных промышлен-
ных центров страны, в частности из Дон-
басса. Рабочие жалуются, что не могут
организовать у себя хороший концерт, так
как артисты заламывают дикие пены. Так
финансовый вопрос становится сугубо по-
литическим.

Уровень того, что пишется, а часто и

исполняется на эстраде, крайне низок.
Имеются случаи просто антисоветских вы-
ступлений. Так, группа ленинградских ав-
торов (Д’Актиль, Ноляков, Ядов и Мурав-
ский) состряпала фельетон, в котором были
фатистски@ выпады против Сталинской
Конституции.

Сатирики Громов и Милич включили в
свой репертуар сатирический диалог. «06
обороне», полный пошленьких и политиче-
ски вредных рассуждений. Театр эстрадной
миниатюры Горьковской области инсцени-
рует мешанские фельетоны. Стремясь «осо-
временить» до-нельзя затасканную тему о
курортных дамах, авторы ее позволяют себе
такие фразочки: «Мурочка, займись чем-
нибудь: ты елишком бесклассово  выгля-
дишь».

Нод флагом борьбы за чистоту языка
автор Давыдовский протаскивает на сцену

букет блатных выражений: бузить, тре-
паться, барахло, шамать, парень «на
ять», лахудра и т. п. ‘

Подобная безграмотная стряпня свой-
ственна не только малоизвестным, но и
некоторым «именитым» авторам. Так, на-
пример, Ядов, один из популярных авто-
ров в эстрадном мире, написал скетч «Ска-
жите, девушки, подружкам вашим», Э0—
перепев дореволюционных скабрезных анек-
лотов, полный таких «острот», как «баро-
несса из нашего леса», «красивая, как ко-
была сивая», «барыня — госпожа с ше-
стого этажа», «цыганка из Ярославской
губернии». Только полным неуважением в

советским слушателям можно  об’яснить
появление подобной «литературы» для
эстрады.

Проблема автора для эстрады — такая
же острая, как и проблема исполнителя.
Повидимому” те, кто сейчас пишет для
эстрады, в большинстве своем мало при-
годны для такого серьезного дела. № этой
работе о надо привлечь лучших наших
поэтов, прозаиков, драматургов, журнали-
стов. Пусть они пишут фельетоны, стихи,
рассказы, небольшие сценки о нашей жиз-
ни, нашей борьбе, о том плохом и хоро-
шем, что нас окружает.

Отсутствие серьезного художественного
и политического руководства эстрадных
делом приводит к тому, что при наличии
большого числа квалифицированных арти-
стов эстрада является запущенным, отета-
лым участком.

Передав вопросы эстрады в ведение
своих местных управлений, Всесоюзный
комитет по делам искусств вевсе перестал
заботиться 0б эстраде. Никакого контроля,
никакого руководства эстрадой нет.

Только полной политической беспечно-
стью руководителей Всесоюзного комитета
по делам искусств можно об’яснить HH-
нелтнее положение эстрады. Этой беспеч-
ностью пользуются всяфого рода недобро-
совестные люди, ловкачи и проходимпы,

рублей за выступление, потребовали 350   протаскивающие на ‘эстраду пошлость,
и 400. Отдельные артисты получают до   халтуру, а т0 и просто антисоветскую
тысячи рублей за выступление. Но мало   пачкотню.

того. Вместо 20 концертов в месяц эти АЛ. МОРОВ.
= So ae

Великий русский революционер-демократ
Н, Г. Чернышевский горячо приветствовал
поэзию Огарева. Он высоко ценил ее рево-
люционное содержание. Многие стихи Ога-
рева, распространявшиеся нелегально, как
революционные прокламации, заняли по-
четное место в поэтическом обиходе всех
поколений русских революционеров. Его
творчество неот’емлемо от истории’ разви-
тия революционной поэзии в России.

Огарев — лирический поэт. Но уже в
его ранних стихах нельзя не почуветво-
вать мотивов, резко противостоящих обще-
му тону дворянской поэзии того времени.
Ощущение тяжести окружающей жизни,
высокие освободительные стремления, ожи-
дание бури, надежды на очистительную
грозу — вот постоянные мотивы стихов
Огарева. Огарев говорил, что свой «роб-
кий стих» он «чертил тревожною рукою».
Но «робкий стих» небыл стихом отчаяния.
Лирика Огарева всегда мужественна и кон-
кретна. Даже наиболее лирические его сти-
хотворения всегда насыщены большой
мыслью поэта-гражданина (например, по-
священное декабристам стихотворение «Я
видел вас, пришельцы дальних стран»:
«Старый дом» и «Памяти друга» — обра-
щенные к Герцену).

В поэме «Юмор», написанной под влия-
нием пушкинского «Евгения Онегина»,
ощутимы характерные черты философеко-
публицистической поэзии Огарева. В ней
звучит трезвая уверенность в торжестве
правды и свободы. Замечательно, что в пер-
вых главах этой поэмы, написанных через
3—4 года после гибели Пушкина, Огарев,
подобно Лермонтову, гневными словами за-
клеймил великосветских убийц поэта:

..Тоэта мучить и терзать,

Губить со злобою холодной,

На тело мертвое не дать 4

Пролить слезу любви народной, —

Что ж можно вам еше сказать,

Что б было хуже? Благородный,

Священный гнев в душе моей

Кипит — чем скрытей, тем сильней.

Так писал Огарев, выражая чувства и
мысли всей передовой России, потерявшей
своего великого поэта.

На крушение Французской революции
1843 года Огарев откликается горячими
стихами, полными ненависти к pear-
ционерам. В изумительном стихотворе-
нии «Сон» с огромной силой воплощена
мечта поэта о крушении самодержавия:

...Я бросился к царю и дланью дерзно-
венной
С его главы сорвал златой венец
И бросил в прах, и растоптал на части.
«Довольно! — я вскричал, — погибнии
наконец
Вся эта ветошь ненавистной власти!»
Пророческая мощь мою вздымала грудь,
А цать бледнел иснуганный и злобный;
В народе гул прошел громоподобный,
И как морская зыбь, грозы почуя путь,
Растет из тишины, в которой ей дрема-
Ф лось —
Тысячеглавая толпа’ заколебалась...
Стихи Огарева пронизаны ненавистью к
угнетателям и рабству. Поэт горячо воспе-
вал «с детства знакомое слово» — свобода!
И все-то мне грезитея — снег и равнина,
Знакомое вижу лицо селянина,
Лицо бородатое, мощь исполина,
И он говорит мне, снимая оковы,
Мое неизменное, вечное слово:
Свобода! Свобода!

Ради нее он призывал бороться с деспо-°

тизмом, с самодержавием, призывал итти на
жертвы. Вогда другой  поэт-революционер
того времени М. Л. Михайлов был осужден
царским правительством на каторгу, 0га-
рев издалека послал Михайлову, а вместе
с ним всем русским революционерам, слова
привета, солидарности и призыва к муже-
ству. Огарев создал немало метких полити-
ческих эпиграмм, зло разивших тогдашних
правителей России. Боевая политическая
поэзия Огарева насыщена верей. в револю-
ционные силы масс. Она народна, проста,
искрення.

Первый номер «Колокола» ‚открывается
стихами Огарева. Они постоянно появля-
лись на страницах вольной русской печати
того времени рядом с запрещенными в Рос-
сии свободолюбивыми стихами Пушкина п
декабристов. рядом с герценовскими восно-
минаниями «Былое и думы». Недаром Гер-
цен, посвятив Огареву «Былое и думы»,
ВЕЛЮЧИЛ В НИХ Множество его стихов. Сти-
хи Огарева являлись органическим дополне-
нием прозы Герцена.

Герцен и Югарев, замечательные писате-
ли и революционеры, связанные узами
личной дружбы и совместной революцион-
ной деятельности, ‘посвятили. свою жизнь
борьбе за освобождение и счастье народа.
Оба они принадлежат к тем лучшим рус-
ским людям, которыми справедливо гор-
дится русский народ.

И. НОВИЧ.

\