ВЗЛЕТ

В полдень 11 августа летчиков вы-
Звали в Кремль. Поехали Леваневский, Ка-
станаев и штурман ФЛевченко. Дружески
тепло их встретили руководители партии
и правительства.

Докладывал Леваневский. Он сообщил о
полной тотовности экипажа и самолета к
старту. Моторы опробованы. Тренировочные
полеты закончились. Снаряжение в поряд-
ке. Настроение экипажа хорошее. Все сде-
лано по-большевистски. _

— Погода улучшается,— закончил ко-
мандир самолета «Н-209», — полагаю, что
завтра можно лететь.

Товарищ Сталин интересовался всеми
подробностями подготовки ‘к полету. Лева-
невский отвечал коротко, деловито. 0с0бо
он остановился на замечательных свой-
ствах машины. Уже самая подготовка к
старту такого сложного и мощного самоле-
та, как «Н-209», позволила решить ряд
новых технических проблем, имеющих pe-
волюционное значение для авиации.

Товарищ Сталин спросил, что летчики
везут в Америку. Командир самолета отве-
тил: меха, икру, почту.

Тепло попрощавшись 6 летчиками, ру-
ководители партии и правительства поже-
лали им счастливого пути, успеха в пе-
релете.

Прямо из Кремля летчики направились
в Щелково. Собственно говоря, здесь им
еще нечего было сейчас делать, да и сами
они это понимали, Но все ке их потяну-
10 на аэродром. Машина стояла на горке,
готовая к старту. Летчики подошли к Фро-
лову, ведушему инженеру, снаряжавшему
самолет. >

— Ну, как дела? — спросили они его.

— Ми хороши, — засмеялея  инже-
Hep,— машина в порядке.

— Ну, и наши хороши,— улыбнулея
Теваневский.— Завтра старт.

Ночь они провели в Москве, со своими
семьями. Ранним утром они снова с’еха-
лись в Щелково. Синоптики приготовили
им карту поголы. Леваневский вниматель-
но изучал метеорологическую обстановку
Ha трассе перелета.

Механики и мотористы погрузили вее
походное снаряжение, заправили самолет
торючим и маслом. Полетный вес машины
достигал 35 тонн. Четырехмоторный могу-
чий воздушный корабль стоял у края 0е-
тонной горки. Это было внуптительное, за-
хватывающее зрелище! Замечательной кон-
струкции машина как бы олицетворяла со-
бою мощь и ‘силу советской авиации, пги-
роко распростершей свои крылья над всем
земным шаром.

У машины без устали возился ее ‘кон-
структор, творец и создатель Виктор
Болховитинов. Молодой талантливый ин-
женер. блестящий представитель  отече-
ственной конструкторской мысли, он в эти
дни и недели подготовки к перелету сут-
ками не покидал аэродром. Днем и ночью
его можно было застать у машины. Ма-
ленький, худощавый и скромный человек,
он жил одной заботой: как можно лучше
снарядить самолет к дальнему перелету.

‘Ero полюбили летчики, мотористы, борт-
механики. В эти напряженные дни кон-
структор похудел, зарос щетиной. ‘Смеш-
ной и трогательный эпизод: однажды лет-
чики вызвали его к себе в комнату. Мо-
тучий, атлетически сложенный Кастанаев
силой усадил его на стул, быстро повязал
его полотенцем и отдал в руки Виктора
Левченко. Веселый штурман  вооружилея
бритвой и хорошю, чисто побрил друга-
конструктора.

Летчики полны уверенности в победе,
полны уверенности в великолепных каче-
ствах материальной части. В огромных,
широких крыльях самолета, в просторном
фюзеляже размещены баки с горючим, все-
возможное снаряжение, начиная от лимо-
нов и кончая резиновым клипер-ботом.

Бетонную дорожку, с которой должна
взлететь машина, летчики по праву счи-

тают дорогой гигантов. Ona ‘имеет свои
традиции, свою ‘историю. Три тода назад
по этой дорожке пронесся Михаил Громов,
соверптивший рекордный лолет по замкну-
той кривой. Это отсюда в прошлом году
улетала славная тройка — Чкалов, Бай-
дуков, Беляков. Это в этом году здесь ено-
ва стартовали самолеты Чкалова и. Гро-
мова, проложившие великий воздушный
путь между двумя континентам. И вот
сегодня по этой дорожке понесется новый
мощный советский моноплан. Его поведут
Леваневский и Кастанаев.

Шестой час вечера. Приближался старт
нового полета через Северный полюс. Че-
твертый но счету старт в 1937 году, че-
твертый по счету полет по Оталинскому
маршруту, поистине тавшему. трассой ге-
роев, трассой великих побед социализма.
` Тихий августовский вечер. Широкая 6e-
тонная дорожка заполнилась автомобилями.
Проводить отважный экипаж прибыли то-
зарижи Рухимович, Алкснис, Туполев, Ха-
лепекий, Бергавинов, Чекалов, Ушаков,
Герои Советского Союза Байлуков, Реляков,
Водопьянов, Шевелев, летчики, конетрук-
торы, стратонавты, инженеры, предетави-
тели советской и иностранной прессы.

Экипаж приехал к самолету за два ча-
са до старта. Летчики были одеты в. эле-
гантные, тщательно выутюженные костюмы,
были в приподнятом настроении, веселы,
много шутили, оживленно разговаривали.
Леваневского окружили иностранные. жур-
налисты. Он дал им краткое интервью.

— Мы летим без посадки через полюс
де Фербенкса. Там заправим машину и по-
летим в Нью-Йорк.

Кастанаев углубилея в Чтение карты
погоды. Побежимов, Годовиков и Галков-
ский забрались в машину. Левченко
расспрашивал Байдукова о нравах Америки.
Георгий Райдуков советовал штурману за-
хватить с собой побольше серебряных мо-
нет: американцы любят сувениры. Штур-
ман, смеясь, обошел ‘друзей и загрузил свои
карманы мелкой звонкой монетой.

Тезаневский вырвалея из кольца друзей
и товарищей. Он взглянул на Засы:

— Пора, время лететь!

Моторы уже работали. Четыре стальных
пропеллера стремительно и сильно расее-
кали воздух. Летчики горячо распрощалиеь
с провожающими. Леваневский крепко 0й-
нял и расцеловалея ес конструктором само-
лета Болховитиновым. Экипаж занял места
в самолете. За штурвал сел Вастанаев. Ря-
дом © ним на правом сиденьи — Лева-
невский.

Дорожка опустела. Путь на Север был
открыт. В небо взвилась голубая ракета.
Наступали решающие, трудкейшие минуты
старта. И размеры тяжелого, могучего са-
молета, и четыре мотора, и полетный вес—
35 тонн! — требовали огромного искусства
пилотажа, твердой, стальной руки.

Пилот дал полный газ, моторы взревели,
и машина ожила, скользнула по бетонной
дорожке. Волнение охватило всех присут-
ствовавших на старте, когда 35-тонный
краснокрылый моноплан стремительно нес-
ся по’ летному полю. Машина набирала
скорость. Она неслась с нарастающей бы-
стротой. Вот поднялся хвост. Вот колеса
оторвались от. земли. Все зааплодировали,
восхищенные изумительным взлетом. т

Начальник военно-воздушных сил РАКА
тов. Алкение взглянул на часы.

— 35 тонн seca и 35 секунд разбега.
Блестяще!

Было 6 часов 15 минут вечера. Так, с9-
стоялся старт корабля «Н-209». Куре —
на Северный полюс. Каждый присутетво-
вавший на’ старте в эти секунды всем
своим сердцем чувствовал, что взлет такого
тяжелого мощного самолета — это новый
взлет нашей прекрасной родины к верши-
нам цивилизации и культуры.

Б. ГАЛИН.
A Л. БЕРЕГОВОЙ.

Читателям «Правды»

Начиная свой полет в Америку, мы шлем
привет через «Правду» всем нашим сооте-
чественникам. Мы летим на тяжелом транс-
портном четырехмоторном самолете, кото-
рый воплотил в себе могущество и вели-
чие нашей авиации. Согретые любовью и
вниманием нашего великого и одаренного
народа, нашего тениального вождя товарища
Сталина, мы поднимаемся в воздух, пояные
уверенности в победе. Мы гордимся, что
являемся сынами советского народа, и мы
не урочим славу и честь наших отцов и
братьев.

Наш путь лежит через Северный полюс.
Снова мы соединим единой воздушной
нитью два народа, два могущественных го-
сударства, два материка. Укрепление друж-
бы между двумя великими народами 060-
бенно важно сейчас, когда фаптизм дея-
тельно готовит новую мировую войну. Ес-
ли наш полет окажет некоторое влияние

на рост цивилизации и укрепление мира
на земле — наша миссия, цель, возло-
женная Ha нас товарищем Сталиным, бу-
дет выполнена, Мы не сомневаемся в ус-
пехе, потому что мы воспитаны на земле,
тде живет свободный народ, где процветает
новая жизнь, тде растет человеческое
счастье.
На самолете-гиганте мы понесем от вас
в Америку вести дружбы и мира. И когда
мы будем лететь над бескрайными просто-
рами Арктики, мы будем знать, что сердца
нашего народа бьются в унисон с нашими
моторами.
До скорого наши дорогие
друзья!
С. ЛЕВАНЕВСНИЙ, Н. КАСТАНАЕВ,
В. ЛЕВЧЕНКО, Г. ПОБЕЖИМОВ,
Н. ГОДОВИКОВ, Н. ГАЛНОВСКИЙ,

Щелковский аэродром
12 августа.

свидания,

ФЕРБЕНКС ГОТОВИТСЯ
К ПРИЛЕТУ ЛЕВАНЕВСКОГО

ФЕРБЕНКС, 12 августа. (Спец. корр.
«Правды»). Грандиозная сеть американско-
то воздушного сообщения мало затронула
северные районы страны. Воздушная ли-
ния кончается в Сиэттле, откуда два ра-
за в неделю отправляется пароход на Аля-
ску. Торопясь в Фербенке, мы летели от
Сиэттля до Джуно на специальном гидроса-
молете.

Жители маленьких канадских поселений
и рыбацких промыслов, узнав, что сюда
прилетел человек из Советского Союза, с0-
брались у причалов и с жадным инте-
ресом расспрашивали, Рде сейчас находятся
трансполярные советские летчики, когда
прилетит  четырехмоторная машина из
CCCP. ;

Трехтысячное население Фербенкса, знаю-
шее Шмидта и Ушакова, © особенным
нетерпением ожидает прибытия «летающего
гиганта», как окрестили американские га-
зеты болховитиновскую машину.

Потомкам пионеров Аляски близка и по-
нятна грандиозная работа большевиков &
Арктике, и все ‘победы великой страны —
соседа Америки, здесь воспринимаются ©
большюй: радостью.

Не только на Аляске, но и во всей
стране ждут нового трансполярного пере-
дета. Газеты печатают ежедневно подроб-
ные сообщения телеграфных атентетв из
Фербенкса о подготовке к встрече четырех-
моторного моноплана,

Посадка будет совершена в Фербенксе на
муниципальном аэродроме, где. базируются
самолеты общества «Пасифияк-Аляска
Эруэйс». На нем имеются две крестообраз-
ные дорожки, размерами 400 на 2.100 фу-
TOB.

Мэр города предложил советским пред-
ставителям всяческую помошь для приема
самолета. Заготовлено 10 тонн бензина и
тонна масла. 35 метеоролотических стан-
пий Аляски передают в Фербенкс два раза
в сутки сводки погоды, а во‘время полета
будут сообщать о погоде через каждые три
часа.

Радиостанции  Фербенкса, Нома, Анкбре-
джа, мыса Барроу, Аклавика, Кетчикана,
Джуно, форта Норман, Даусона будут не-
прерывно следить за работой радиостанции
самолета и передавать вее в Фербенке. Для
непосредственной связи с самолетом выде-
лены радиостанции Фербенкса и Анкоре-
yma.

жж

ФЕРБЕНКС, 12 августа. (Спец. Hopp.
«Правды»).  Чёрез полчаса после старта
Теваневского в Фербенкее стало известно
о новом полете советских героев через по-
люс. Эта весть молниеносно распространи-
лась по городу. Фербенке ждет гостей из
Советского Союза. Аэродром подготовляется
для приема гигантской машины.

Л. ХВАТ.

‘в Советский Союз должен итти не через Ти-

Г С. ЛЕВАНЕВСКИИ

Герой Советского Союза

Сталинский возд

идею полета из. Москвы в Америку через
Северный полюс. 0 своем проекте я напи-
сал товарищу Сталину. Вскоре меня вы-
звали в Кремль. В присутствии товарища
Сталина и руководителей. партии и прави-
тельства я рассказал о всех деталях по-
лета, о практическом его значении, о в0з-
можности установления воздушной маги-
страли чёрез Северный полюс: Это было
три года назад. Иосиф Виссарионович го-
рячо поддержал меня:

— Это поллинная революция в воздуп-
ных сообщениях, — говорил › товарищ
Сталин. — Й до. этого додумался рядовой
советский человек!

Начали мы готовиться к. первому поле-
ту. Я, Георгий Байдуков и Виктор Тевчен-
ко. Правительство всячески поддерживало
нас. были ‘отпущены большие ассигнова-
ния, мобилизована вся авпационная техни-
ка того времени. Молодая и сильная совет-
ская авиация выходила на мировые пути.

I

Только великим и сильным народам вы-
падает такая историческая честь: откры-
вать для человечества новые дороги и пу-
ти. В ХУ веке ‘ведущее место в. завоевании
и прокладке мировых путей занимали ис-
панцы. Снаряженные ими отважные нохо-
ды Христофора Колумба привели к откры-
тию Нового Света, названного впоследствии
Америкой. Это было в тот период, когда Ис-
пания находилась в зените своего могуще-
ства и славы. Открытие Америки Колумбом
и первое кругосветное путешествие Магге-
лана, тоже снаряженное Испанией и озна-
менованное величайшими открытиями, рас-
ширили жизненные горизонты ‘человече-
ства. После этого в течение пяти веков лю-
ди деятельно улучшают и совершенствуют
морские пути между Европой я Америкой,
рассматривая их как главнейшие торговые
и стратегические артерии: мира.

Так же, как походы испанцев в ХМ и
ХУ веках совершили переворот в морских
транспортных связях. между народами и
открыли новую ару в. истории человечества,
так героические полеты советских летчи-
ков в ХХ веке открывают новую эру в ис-
тории цивилизации, сближая народы и ве-
ликие лержавы, совершая. подлинный пере-
ворот в мировых воздушных сообщениях.
Мысль эта высказана не случайно.

За последнее десятилетие авиация про-
ложила себе пути во Bee концы земного
шара, связала регулярными рейсами почти
все страны мира. Но труднее всего ока-
залось установление воздушных сообще-
ний между Америкой и Европой, Америкой
и Азией. Бескрайние просторы океанов,
неизведанные. пространства неосвоенных
земель пугали и пугают даже отважных
авиаторов. Долгое время все полеты из
Европы и Азии в Америку предпринима-
лись различными странами. главным обра-.
зом, с рекордными целями, Каждый такой
полет знаменовал собой крупный этап в
техническом развитии авиации, но это еще
не было началом регулярных воздушных
связей межлу Старым и Новым Оветом.

История знает немало мужественных по-
летов через” Атлантический океан. Десять
лет назад американский” летчик Чарльз
Линдберг совершил беспосадочный перелет
из. Нью-Йорка в Париж, „Перелет этот ot-
крыл, казалось бы, новые возможности для
воздушных сообщений между Европой и
Америкой. В том же: 1927 году было с@-
вертено еще четыре перелета через океан,
из которых наиболее замечательным. был
перелет летчиков Чемберлина и Левинэ. В
последующие годы снова было осуществле-
но несколько перелетов, как через цен-
тральную часть Атлантического ‘океана,
так и в его северном поясе -— через Азор-
ские острова и Ньюфаундленд. i

Отнако все’эти перелеты не положили
начала той трансатлантической линии меж-
ду двумя материками, о которой мечтало. и
мечтаёт человечество. = Эуганизация pery-
лярных воздушных сообщений между Се-
верной Америкой, Кавалой и Европой ока-
залась делом гораздо более сложным, чем
это. представляли cede летчики-рекордеме-
ны. (о дня перелета Линдберга прошло уже
десятилетие, а регулярной воздушной’ свя-
зи через Атлантический океан все еще нет.
Только совсем недавно американская и
английская летающие лолки снова совер-
шили пробные полеты через окзан. Транс-
портных или коммерческих полетов по
этой трасее еще не было. Даже для `пере-
довой американской авиационной техники
понадобилось десять лет, чтобы подойти
только к практическому разрешению иро-
блемы воздушных транспортных связей
между Европой и Америкой, }

`Еще более сложной. и трудной казалась

`Северный полюсе начала  претворяться в
жизнь, Усилиями советских инженеров и
рабочих был подготовлен первый полет в
1935 году. Этому перелету, однако, сужде-
но было стать только пробным. Нам при-
шлось вернуться © Баренцова моря из-за
крупных дефектов в масломагистрали. Цер-
вая неудача ‚огорчила ‘нас, но не разору-
жила.

Мы продолжали наступать ва природу.
Изучая возможности трансполярных 006-
шений между Советским Союзом и Амерн-
кой, в прошлем году мы вместе с штур-
маном Виктором Левченко совершили пере-
лет из Лос-Анжелеса в Москву через Кана-
ду, Аляску, Чукотку, Якутню. Этот полет
еще больше убедил меня в полной практи-
ческой возможности использования аркти-
ческих пространств для будущих воздуш-
ных магистралей. Для меня стало ясных и
бесспорным, что транспортная связь с Аме-
рикой` должна осуществаяться через. Север-
ный полюс. и Аляску, с посадкой в Фер-

бенксе.
Ш

_ Протяжение этого маршрута’ Москва —
Северный полюс — Фербенке — 6.663 ки-
Jomerpa. Это кратчайший путь в  Аме-
рику. По этому пути легко. провести не
одиночные, рекордные самолеты, а тяже-

мЕНСИН я

eS err

Мысль о трансарктической связи ‘через  ,

‘ключительно по солнечному указателю кур-

аи

WHbiM WyTb

В истории авиащии еще не было случая,
чтобы одна страна в короткий срок подго
товила и снарядила три дальних беспоса-
дочных перелета. Советский Союз не толь-
ко завоевал Северный полюс, не только
проложил воздушную трассу через полюс,
‘но и начинает осваивать эту трассу. Боль-
певики привыкли двигаться быстрыми тен.
пами. Не устехи еще отзвучать овации по
адресу советских героев-летчиков, устано-
вивших новый мировой рекорд дальности,
так из Москвы, из великой столицы Совет-
ского Союза, стартует тяжелый самолет, о1-
крывающий, воздушный путь В Америку
через Аляску. В этом особенность советско-
го народа: не останавливаться на достит-
нутом, непрестанно совершенствоваться к

итти вперед! р

ТУ

(Сейчас трудно сказать заранее, в какой
обстановке пройдет перелет. Очевидно, при-
  дется встретиться и с туманами, и © грозо-
выми фронтами, лететь в облаках, над 9-
лаками, итти вслепую. Мы достаточно во-
оружены для любых условий полета, пизо-
ты и штурман имеют в своем распоряже-
нии все для того, чтобы уверенно вести
машину. Для победы мы мобилизуем весь
наш опыт, все знания и умение.

Тысяча девятьсот тридцать седьмой тот
войдет в историю мировой авиации яркой,
никогда не забываемой страницей. Усилия-
ми советеких летчиков в этом году завое-
ван Северный полюс, проложен великий
(Сталинский воздушный путь между двумя

правлением и выбранной нами траесой вЫ-
фаждется  всего в 67 километров. Тажим 0б-
разом, большевики «подчиняют» интересам
народа даже меридианы. Эти воображаемые
линии, мысленно прочерченные географа-
ми несколько веков назад, превращаются
нами в реальные воздушные. пути, герои-
чески «ирочерченные» и открытые наши-
ми летчиками.

Наиболее трудными моментами полета я
считаю старт и участок от полюса He-
доступности до берегов Аляски. Взлететь
на тяжело нагруженной маптине, вес кото-
рой достигает неслыханной цифры — 35
тонн,—по узкой бетонной дорожке, дело
сложное, требующее чрезвычайного напря-
жения, большого опыта. № этим мтновениям
старта. мы готовились десятки дней, испы-
тывая машину и ее грузопод’емноеть, про-
бег с различной нагрузкой. Только тогда
мы решили, что взлететь можно, не рискуя
самолетом и нашими жизнями.

На участке от полюса недоступности до
берегов Аляски трудности об`ясняются тем,
что здесь ориентировка будет вестись ис-

са и с помощью радиопеленгации. При чем
в нашем полете мы не можем «бродить по
миру» в поисках меридианов: наш само-
лет четырехмоторный, и больших резерв-
ных запасов горючего у нас нет. Но мы
уверены в успехе, потому что MBI—CBIHDI
советского народа и мы воспитаны пар-
тией Ленина Сталина.

Изучая новые машины молодых совет-
ских конструкторов, мы остановили свой,
выбор на самолете «Н-209». еконструиро-
ванном под руководством. инженера Вик-
тора Федоровича  Болховитинова. Этот
молодой и талантливый конструктор с03-
дал четырехмоторный грузоподемный и
скоростной самолет, который стоит в ряду
лучших образцов мировой авиации, а по
дальности полета даже превосходит их.
В. Ф. Болховитинов много потрудился, что-
бы подготовить самолет. к дальнему pelicy.

Самолет «Н-209» является серийным.
Если бы мы поставили на нем другие мо-
торы, потребляющие меньше горючего, чем
установленные у нас высотные надувные
моторы, можно было бы взять на борт са-
молета лвадцать-одвадцать пять пассажи-
ров и таким образом открыть . пассажир-
скую линию СОСР-США через полюс. Но

рассеивает легенды © недоступности Арк-
тики, открывает новую эпоху в исто
международных связей.

Работа экспедиции и деятельность науч
ной станции «Северный полюс» дали Oore-
тейший материал для дальнейшего освоения
Арктики, нового, более широкого наступае-
ния на Север. Й не случайно, спустя три
недели после организации на Севернох
полюсе научной станции, воспользовавшись
ее данными о погоде и наблюдениями воз
душной экспедиции, из Москвы в (06:
ненные Штаты Америки был предпринят
первый беспосадочный перелет. Герои (+
ветского Союза тт. Чкалов, Байдуков и
Веляков пролетели в исключительно тяже-
лых метеорологических условиях огромный
путь от Москвы до Портланда, впервые
соединив воздушной трассой два величай-

i=

ge Е == 140  ших континента земного шара. Известно,

7 Е ЕЕЕ=1   что мировое общественное мнение вост-

= 1   женно приветствовало советских летчики,

on ===   называя их перелет «памятником челоин-
$ ‘  Ч@СТВа В веках».

ЕЕ `  Помимо чувства гордости за Советекий

г Союз, за родину и ее сынов, осуществие-

ших такой изумительный перелет, авт
этих строк испытывает и некоторое аи-
ное удовлетворение, вызванное тем, ч9
его идея о трансарктическом рейсе, BH
двинутая три года назад, так великоленю
реализовалась.

Утверждая реальность новой’ воздутнй
трассы вслед за Чкаловым из СССР в (№
отправился второй самолет, на борту кот-
poro находились Терой Советского Cow
Громов, летчик Юмашев и штурман Дан
лин. Прекрасно выполнив ответственно
шее задание, самолет прошел без посади
от Москвы до Сан-Джасинто — почти #
траницы Мексики, побив сразу и миров
рекорд дальности полета по прямой и
корд лальности. полета по ломаной линии.

Еще и еще раз советская авиация #-
явила всему миру, что она по праву зан
мает авангардное место среди авиации
других стран. Советские летчики показал,
что нет таких дел, которых не могли 5

Е. выполнить большевики, и нет на земну
ЕВЕРНЫИЕЕЕ\ь     шаре таких мест, которых не могли @ы
Е ЕЕ достичь советские самолеты,

и другая проблема: установление кратчай-

пей воздушной линии из СССР в Соединен-
ные Штаты Америки. Советские летчики
совершили много полетов вдоль берегов
Аляски, Чукотки, Камчатки. Авиационные
трассы появились в Якутии, на Лене, на
Енисее, над бескрайними арктическими  .
просторами. Но соединить два материка

Уже сейчас мы можем летать без поса-
ки через пространства, равные, скале,
нескольким государствам. В недалеком 0у-
дущем мы сможем преодолевать еще both
шие расстояния, с большим грузом, в па
сажирами, почтой. На очереди, стоит. орг
низация регулярного воздушного с000ще-
ния СССР США через Арктику. Полеты

единым полётом никто не решался. Подоб-

но древним мореплавателям, которые боя-

участников экспедиции Шмидта, Чкалов,

лись уходить далеко в море‘ и вели свои

Громова, полет экипажа самолета «H-20%

корабли только вдоль берегов, летчики ХХ

являются основой и проверкой будущею

века тоже’ «держались берега», пренебре-

регулярного воздушного тракта.

Авиационные итоги последних двух 2

гая счастливыми и грандиозными возмож-

HOCTAMH авиации: лететь по кратчайшей

ярко демонстрируют огромный рост coBer-

прямой. Океан  отпугивал людей. Люди,
овладев высотами технической и матери-
альной культуры, не сумели еще, однако,
завоевать самое главное: значительную
часть земного шара. Огромные простран-
ства Севера не использовались. Арктика
слыла злой, ‘таинственной и непокорной.
Мир, как будто, `смирилея с беепомощ-
ностью людей, веками отетупавших перед
стихийной силой Центрального полярного
бассейна.

Советский Союз полетами своих летчи-
ков подчинил ‹ебе грозную стихию. Co-
ветские авиаторы начали деятельно разре-
шать проблему трансарктических ‘связей
между СОСР и Америкой. —

Чтобы решить эту мировую авиационную
задачу, нужен был смелый и героический

полет по новому пути. по новой трассе, 6 Eas Easy
мощными средствами и отважными‘ людь-
ми. Этот полет совершили советекие лет- ca
чики, Герои Советекого Союза; открывшие
воздушный путь в Америку Через Север-
вый полюс.

ey а и

и

Три гола назад мне пришлось ехать ч6-
рез Америку на Чукотку для оказания по-
мощи челюскинцам. В Нью-Йорке я ветре-
тил известного‘ американского летчика
Александера, Он додго ‘и обстоятельно раз-
вивал нам свою мечту о перелете через ‘TH-
хий океан во Владивосток и в Москву, ду-
мая таким образом соединить воздушной
трассой Северную Америку с Советским
Союзом. Тогда я высказал мысль 0 TOM,
что путь из Соединенных Штатов Америки

лые, грузовые и пассажирские воздушные
корабли. Вот почему я начал подбирать
многомоторный советский самолет и эки-
lam. ‘Затем обратилея с ходатайством к
правительству CCCP—paspemurs мне осу-
ществить первый траненортный беспоса-
лочный полет в Фербенкс, а из Феурбенкса,
через. Канаду, в. Нью-Йорк.

Вряд ли нужно доказывать спрактиче-
ское и экономическое значение этого ново-
го пути. Трасса нашего перелета проходит
по. маршруту Москва -— Архангельск —
Земля Франна-Иосифа— Северный полюс—
Аляска. За Северным полюсом мы’ полетих
но противоположному 148-му меридиану.
Нужно взять глобус и прочертить на: нем
наш путь, чтобы понять наивыгодность и
прямолинейность нашего маршрута. Расстоя-
ние от Москвы до Фербенкеа по меридия-
нам равно 6.596 километрам, а протяже-
ние нашего мартрута равно 6.663 кило-
метрам; разница между меридиальным на-

хий океан, а через Северный полюс. Эта
проблема, поставленная еще давно, е каж-
дым годом кристаллизуется и на базе расту-
щей советской техники становится все бо-
лее реальной. Летчик Александер взглянул
на меня непонимающе н даже иронически,
словно ‘речь шла о фантастике.
Вернувшись после спасения челюскин-
цев в Москву, я начал разрабатывать свою

УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ

Полет” экспедиции \1Шмидта на Северный полюс.

Беслосадочный перелет Чкалова Москва— Портланд.

Беспосадочный перелет Громова Москва— Сан-Джасинто.

Беспосадочный перелет Леваневского
Москва—Северная Америка,

Границы государственные.

ской авиации, ее кадров и Материально
базы, подчеркивают ee сокрушительную
силу. Мы не могли бы с такой гордостью
говорить о нашей любимой авиации, 61
бы в её развитии не принимал личного
участия товарищ Сталин. Правительство,
партия, товаринг Сталин постоянно mpois-
ляют поистине отеческую заботу о лю
советской авиации, вдохновляют их на #0-
вые победы.

+ Мы будем не только лететь, но 1
изучать наш путь, © ‘тем, чтобы fy
дущие летчики ий. штурманы трансарктиче-
ской линии рассматривали свои полеты как
нечто будничное и нормальное. Для этот,
конечно, мало наблюдений одних пилот»,
Инженеры и конструкторы, ученые и
ституты должны дать авиаторам новые, 6
лее совершенные приборы, создать пасса-
жирские скоростные машины, обладающие
большим радиусом действия, построить Hl
вые моторы, мощные и в то же время 3
номные. По трассе следует раскинуть ba
зы с радиомаяками, запасными аэродрома“
ми и воем необходимым наземных 0011
живанием.

Будущие рейсы по трансарктической 11
нии можно мыслить только как коммерч
ские. Другими словами, самолеты должны
летать между Америкой и ССР с посадка
ми, иначе они будут возить только горю“
чее для собственного обслуживания,

Ни пассажиров, ни почты беспосало\
ные машины не могут взять. Поэтому #3
побережье Америки, на Аляске, и В 08
ском секторе Арктики должны быть 60919-
ны аэропорты с достаточным ‘запасом т
рючего и всем оборудованием, требующим
для современных авиационных 6а3.

Мы уверены, что страна наша, 3280685
вающая мировое воздушное первенство, #®
ша родина, наш народ, руководимый 0015
шевистской партией и товарищем Сталиным
создадут в недалеком будущем все дая 35°
плоатации Великой воздушной трассы 13
СССР в Америку через Северный полюс,

Недаром летчики зовут эту ти!
Сталинским. воздушным путем.

в первом рейсе нам нужны именно высот-
ные двигатели, сохраняющие свою  мощ-
ность на высоте. Надеюсь, что в будущем
году нам: удастся это осуществить. Пока
же мы взяли с собой первый груз, идущий
через . полюс в. Америку:

Вторым пилотом в экипаже идет Нико-
лай Георгиевич Кастанаев, летчик-испыта-
тель, давший самолету «Н-209» «путевку
в жизнь», то-есть проводивший все испы-
тания.самолета с момента; выхода, его 6 за-
вода до старта. Итурманом летит Виктор
Иванович „Левченко, человек, уже извест-
ный нашеи стране по прошлогоднему пере-
лету из Л0с-Анжелоса в. Москву. Кроме
этого, мы решили взять с собой двух борт-
механиков — Г. Т. Побежимова и Н. Н. Го-
довикова и радиста; Н. Я. Галковекого. Ta-
ким 0бразом, экипаж самолета состоит H3
шести человек,  Это-—нормальный экспло-
атационный экинаж рейсового пассажир-
ского или грузового воздушного корабля,

— + р

материками. Путь этот сближает нары, ,

И
iit
agi
afl