13 АВГУСТА 1937 г., № 222 (7188)

р Ss

Внешне маршрут нашего полета из
Москвы в Фербенке выглядит очень просто.
От столицы Советского. Союза мы летим
через Архангельск ‘и остров Рудольфа к
Северному полюсу, там поворачиваем на
26 градусов вправо и по 148-му мерилиа-
ну спускаемся в югу ло места посадки.
Известно, что от Москвы до Северного по-
люса наш рейс будет уже пятым по счету
в этом году. По возлушному тракту то  по-
люса за послелние три месяца летали само-
леты Головина, Волопьянова, Молокова. Ма-
зурука, Алексеева, Чкалова п Громова.
` Однако эта легкость только кажущаяся.
Самолеты наших прелнественников никаких
слелов ни в воздухе, ни на земле не оста-
гили (зато летчики передали нам богатей-
ший опыт изучения поведения приборов в
этих широтах и условий полетов в Цен-
тральной Арктике).

Сложность ориентировки в нашем поле-
те велика, при чем, если на первом этапе

``) № полюса она облегчается сетью полярных

станций и опытом последних полетов, то
от полюса до Аляски нам предстоит прокла-
дывать путь, приняв на себя все полагаю-
щиеся в-таких случаях неожиданности и
неприятности. `

Длина маршрута Москва Северный по-
люс— Фербенке составляет 6.663 кило-
метра. Лишь полторы тысячи километров
мы пролетим над твердой землей, остальной
путь пролегает над морями и центральной
частью Северного Ледовитого океана. Уже
из этих пифр можно составить себе ясное
представление 0 сложности перелета.
В августе Арктика изобилует туманами,
низкой облачностью, сильными ветрами.
Метеорологическая обстановка в этом голу
вообще весьма неблагоприятна лля поле-
тов, и неларом экспедиции Шмидта при-
шлось больше месяца просидеть на острове
Рулольфа, выжилая более или менее снос-
ной погоды для полета к полюсу. Стартуя
в далекий путь, мы твердо и отчетливо

знаем, что самолету придется лететь В
облаках, под облаками и за облаками, в
тумане. бороться с сильными ветрами,

опасным обледенением.

Задача штурмана в перелете будет не-
легкой. Как и во всяком другом воздушном
рейсе, штурман должен точно проложить
курс и с максимальной точностью выдер-
живать его в пути. Малейшая ошибка чре-
вата большими последствиями. Если мы
повернем ближе или дальше Северного по-
люса. то нам булет очень трулно попасть
на свой меридиан, а опускаясь по другому
меридиану, мы можем попасть не в Аляску,
а, скажем, к берегам Канады.

Олним. из наиболее трудных этапов
маршрута является путь ‘от Архангельска
до острова Рудольфа протяжением около
двух тысяч километров. 1.300 километров
нам предстоит лететь над Баренцовым мо-
рем, которое в это время года обычно сво--
бодно от льда. Полет на сухопутной ма-
шине над открытой водой вообще предста-
вляет мало удовольствия. Выход из строя
Олного из моторов тяжело нагруженной ма-
шины повлечет за собой большие неприят-
ности, ибо сесть в море на сухопутном са-
молете нельзя, —он утонет. Чтобы лететь на
трех моторах, необходимо булет слить го-
рючее. Но мы верим в самолет, в моторы,
5 работу. стахановнев. советских авиацион-
ных заводов и отправляемея в рейе спо-
койно. -

Самолетовожление в открытом море сулит
много заботы. Для того, чтобы точно вы-
держать направление полета, нужно знать
направление и силу ветра, определить пу-
тевую скорость. и боковой снос. Если обла-
ка не закроют поверхности волы, то, сбра-
сывая специальные, так называемые нави-
тационные бомбочки, оетавляющие на воде
большие цветные круги, мы сможем по ним
вычислить все необходимые данные. Rh co-
жалению. синоптики предсказывают силь-
ную облачность над Баренцовым морем.
Это значит, что нам прилется итти или
за облаками или в облаках. При полете
в облаках курс будет вылерживаться толь-
ко по магнитным компасам; если удастся
выйти за облака, то на помощь придёт сол-
нечный указатель курса. Попутно мы будем
опрелелять свое место, пеленгуя радиостан-
ции Мурманска, Архангельска, Диксона, Ру-
дольфа и мыса Желания. Большие надежды

ЕЕ EE a

SS

В. Ф. БОЛХОВИТИНОВ

ФФ >
В. ЛЕВЧЕНКО

Штурман самолета «Н-209»
©®хо

я возлагаю на радиомаяк острова Рудоль-
фа. Его работу мы должны услышать при-
мерно на 73°-Й параллели. Сигналы маяка
послужат как бы путеволной нитью пря
полете от Архангельска до Рудольфа и от
Рудольфа ло Северного полюса.

Земля Франца-Иосифа — это последняя
суша, которая будет лежать на нашем пу-
тн. Дальше никаких островов 40 самых
берегов Аляски мы не встретим. Правла,
не исключена возможность, что при полете
от полюса мы обнаружам какие-нибудь
земли. до сих пор еще не известные чело-
вечеству. Олнако вероятность таких геогра-
фических открытий весьма невелика, и мы
мало надеемся на это, хотя будем зорко
смотреть во время всего полета.

От острова Рулольфа до берегов Аляски
карты булут выполнять роль графленой
бумаги. Внизу будут расетилаться ледяные
поля е бесчисленными развольями, трещи-
нами и полыньями и без всяких характер-
ных признаков, позволяющих ориентиро-
ваться в полете. Поэтому навигатору при-
детея пользоваться иными, менее популяр-
ными в обычных условиях, методами само-
летовождения.

Самолет «Н-209» оборудовано новей-
шей штурманской аппаратурой, изгото-
вленной на советских заводах. На кораб-
ле установлено три обычных магнитных
компаса, три гирополукомпаса, лва гиро-
магнитных компаса, солнечный указатель
курса, радиокомпас и, помимо всего, сол-
нечный пеленгатор. В распоряжении штур-
мана имеется также вся аппаратура, необ-
ходимая для астрономической ориентиров-
ки. Таким образом, курс будет проверяться
непрерывно различными способами и мето-
дами.

Наиболее надежными средствами ориен-
тировки в Центральном полярном бассейне
являются радио и астрономическая аппа-
ратура. Благодаря специально  подготов-
ленным таблицам обработка вычислений
высоты солнца и координат потребует не-
большой затраты времени. Естественно,
что в полете мы булем пользоваться и
нормальными магнитными и гироскопиче-
скими приборами. Однако к их показа-
ниям в этих широтах слелует относиться
с некоторой осторожностью. Дело в том,
что Северный географический полюс и Се-
верный магнитный полюс находятся в раз-
ных местах. Северный магнитный полюс
расположен на широте 71 градус и запал-
ной лолготе 96 градусов (то-есть около
берегов Канады). Другими словами, он уда-
лен от географического’ полюса на 2.100
километров. Стрелка магнитного компаса,
естественно, показывает па магнитный по-
люс. В зависимости от различных местных
условий отклонение стрелки от истинного
направления на север увеличивается или
уменьшается. Для того, чтобы вылержать
Куре точно на полюс. нужно знать вели-
чину матнитного склонения. Этих знаний
у нас пока нет. Е

Вавигационный план, разработанный
нами перед стартом, предусматривает еже-
часные систематические астрономические
наблюдения лля определения места кораб-
ля. В период межлу наблюлениями пилоты
будут стремиться держать ностоянную воз-
душную скорость. Таким образом, мы
всегла должны знать, сколько мы прошли,
тде мы находимся и сколько еще-нам оста-
лоеь лететь.

В тысяче километров от Аляски лолж-
ны быть слышны некоторые береговые
американские радиостанции. Вряд ли на
этом расстоянии мы сможем пользоваться
указаниями ралиомаяков, HO, BO всяком
случае, постараемся использовать сигналы
для пеленгования. В частности предпола-
гается использовать для этой цели радио-

станции Фербенкса, Нома, Аклавика, мыса

Барроу и другие.

На широте 70 градусов 20. минут мы
подойдем к берегам Аляски. По плану вы-
ход должен быть сделан между устьями

Военный инженер 1-го ранга

ПРАВДА

м ЕЕ ЕСА

КУРС НА АЛЯСКУ

рек Мекензи и Кальвиль. У самого моря
берег Аляски. отлогий, но вскоре начи-
наются отроги гор Франклина, отдельные
вершины которых достигают . высоты
1.600—2.000 метров. Дальше, у Поляр-
ного круга, наш путь пересекаетея ши-
рекой и полноводной рекой Юкон. Отсюда
ao Фербенкса всего 157 километров. На
Аляске вновь вступит в действие ралиоком-

пас, с помощью которого мы рассчитываем

выйти прямо к месту посадка. Сухопутные
аэродром в Фербенксе сравнительно неве-
лик, и для благополучной посадки на 0б-
легченной машине потребуется весе мастер-
ство пилотов.

Все расстояние от Москвы ло Фербенкса
мы предполагаем пройти в течение 29 ча-
сов при средней путевой скорости около
230 километров в час.

Почему мы вылетаем вечером? Весь
путь мы собираемся проделать в светлое
Время дня и, что обобенно важно. притти
в Фербенке днем. При вечернем старте в
Москве мы должны призететь в Фербенке
около полулня по местному времени. Еели
обстановка полета будет очень неблаго-
приятна и нас ололеют сильные ветреч-
ные ветры, то опоздание на несколЕ®о ча-
COB Hac He страшит: все равно самолет
в Фербенксе опустится не ночью, а лнем.
Ips вечернем старте нам’ придется не-
сколько часов лететь в сумерках над евро-
пейской территорией СССР. Ночи мы не
увитим, так как самолет булет как бы 19-
гонять полярный день и солние,

Мы отправляемся в полет с полной уве-
ренноетью во успехе задуманного пред-
приятия. Подготовка к этому перелету. за-
нала длительное время. Огромная заботли-
воеть, которую проявили перел полетом
рабочие и инженеры, снаряжавшие нашу
машину и нас самих, пристальное внима-
ние, которое уделяют партия, правитель-
ство и лично “товариш ‘Сталин развитию
советской авяации, заставляют нас сделать
все, чтобы оправлать почетное и высокое
доверие, оказанное экипажу самолета
«Н-209».

а

Было время, когла из этих краев уезжа-
ли на Юг удатливые искатели легкой нажи-
вы. Они добирались до ближайшего боль-
шого портового города Сиаттля и там в ко-
роткий срок спуекали все добытое ими на
Аляске золото. Сиэттль был для них тем
же, чем некогла Иркутск для русеких з0-
лотопромышленняков и старателей. Обратно
на Сезер отправлялись с пустыми кошель-
ками и страствой належлой снова найти
богатые ‘золотом земли.

То были веселые времена, мастерски
описанные Джеком Лондоном в его север-
вых романах. 06 этих временах и по сей
лень @е грустью вепоминают старожилы
Аляски, или, как они себя называют, пио-
неры.

Tomy минуло сорок лет. Крупные залото-
промышленные компании с лучшей, совре-
менной техникой. огромными  драгами и
превосхолным автотранспортом. вытеенили
несчастливых и улачливых олиночек-ета-
рателей. Им оставалось только поступить
на службу компаний в качестве рабочих,
но такая удача лосталась лалеко не веем.
Все хорошие участки сосоелоточены в ру-
ках комнаний. извлекаюших немалые йа-
рыйши. Олна только лрага на Гольленатрим,
Б 10 милях от Фербенкса, лает ежедневня
золота 30 2.000 лолларов Отиночки оказа-
лись в тяжелом положения. и теперь на
Аляске говорят: «Верный способ потерять
последние леньги — это искать золото».

От романтичегкого прошлого остались
только воспоминания аляскинских пионе-
ров и своеобразный талисман. который
охотно носят на грули жители Фербенкса.
Эта миниатюрный мелальов. на лицевой
стороне которого выгравирована надпись:
«Фербенк(-—золотое сердие Аляски». Клер-
ки, изнывающие в конторах разных компа-
ний, держат еще в своих карманах 50-дол-
ларовые самородки. Мелальоны-—— «золотое
сердце Аляски»—продаются в фербенксских
магазинах по более сходной цене—четвер-
так за пару. Местные жители с елким сар-
казмом говорят, что этот сувенир один из
немхногих предметов торговли, который еще

Военинженер 1-го ранга В. Ф. Болховитинов.

a ae ae ee ee Е ЕЕ EN ЕЕ

КАК СОЗДАВАЛСЯ «Н-209%»

Когда два года назал коллектив инже-
нерв нашего завода получил задание
спроектировать многомоторный грузоподем-
НЫЙ самолет, могущий покрыть без по-
саки большие расетояния. мы решили
попытаться вложить в этот свой проект
Bee новшества конструктивной мысли, за-
воевания научной аэролинамики. Четыре
величины определяют мошь авиации —
лальность, быстрота, грузопод’емность и
высотность. Межлу конструкторами всего
мира идет непрерывное творческое сорев-
нование за эти показатели. В отношений
зальности и грузопол’емности советская
авиация имела бесспорные огромные побе-
ты. Надо было также успешно завоевывать
высоты и скорости.

Мы принялись за работу, хорошо пони-
мая ответственность возложенной на нас
залачи. Стране необходима хорошая, бы-
страя транспортная машина. могушая пе-
ребрасывать грузы на большие расстояния,
итти на достаточных высотах. Борьба 3a
большие скорости к моменту, когда коллек-
тив начинал свою работу, сосрелоточилась
главным образом на легких машинах —
спортивных самолетах.  развелчиках A
истребителях. Тут мировая авиационная
мысль достигла значительных успехов. Ho
отно лело— легкий самолет, и совсем иное-——
воздушный корабль со сложнейшей винто-
моторной группой. могущий поднимать ‚не-
сколько тысяч килограммов грузов.

Этобы перенести на такого типа самолет
опыт. накопленный в других областях
авиации, требовался трул не олного, а мно-
гих людей. настояшее коллективное твор-
чество. содружество конструкторов, 05 еди-
ненных олной илеей, способных подхваты-
вать кажлую верную мысль и зорко под-
мечать ошибки..

Вмеете св мной в работе участвовали
военный инженер 1-го ранга тов. Куриц-
кес— специалист по аэродинамике, военный

ские инженеры: тт. Самбуров, Кириленко,
Вербицкий, Исаев, Горелик, Песоцкий, Кан
и многие другие. Не“только эти товарищи,
весь завод, вся-его партийная организа-
пия, весь мощный пролетарский кол-
лектив были подлинными созлателями ма-
шины. Люли завола самоотверженно рабо-
тали нал осуществлением самолета со AHA
зарождения идеи и по сеголня, когда олин
из техников завода—тов. Годовиков в каче-
стве бортмеханика вместе с Героем Совет-
ского Союза тов. Леваневским летит Hal
просторами Центрального арктического бас-
сейна. я

Коллектив поллерживал нас в трулные
минуты, окружая атмосферой бодрости, по-
могая преололевать препятствия, вставав-
шие в пропессе работы.

А трудностей было немало. Чтобы улуч-
шить управление самолета и его аэродина-
мические качества, мы впервые на такого
рела машинах применили полуубирающееся
шасси, щитки, гладкую общивку, ‘0с0бой
системы фюзеляж. специальный обтекатель
лля радиатора и многое другое. Все эти
нововведения давали самолету лучшие лет-
ные свойства, позволяли увеличить ско-
рость машины в полете и сократить ее при
посалке.

Чтобы осуществить каждое из подобных
конструктивных изменений, предстояло
расечитать все эти летали, воплотить за-
мысел в реальность чертежей и пифр.

Работа по конструированию полуубираю-
шегося шасси легла почти целиком на пле-
чи инженеров Шишмарева, Карпова и
Исаева. Тов. Шишмарев— работник Воен-
но-возлушной акалемии, глубокий и разно-
сторонний специалист, у которого раньше,
в годы учебы, я очень многое получил.
Работая в авиации с 1912 гола, он кончил
электротехнический институт и много лег
занимался изобретательством. Свой опыт и
огромную творческую интуицию этот чело-
век вложил в создание проекта ‘нашего

инженер 1-го ранга тов. Шишмарев, завод-   самолета.

Не менее сложны были расчеты фюзе-
ляжа. Обычно в тяжелых самолетах фюзе-
ляж крепится целой сетью растяжек. за-
громождающих внутренние габариты. Мы
избрали другой, конструктивный принцип.
Коковый фюзеляж — это скорлупа, ‘не
имеющая никаких внутренних растяжек.
Преимущества его бегспорны. Внутри само-
лета, благодаря этому, свободно и простор-
но. Фюзеляж гораздо жестче и потому
меньше подвержен деформации. При силь-
ной болтанке хвост не так колеблется, и
летчику не приходится делать лишних

ижений, парируя воздушные удары. На-
конец, повреждение кокового фюзеляжа в
олной части нё вызывает аварии самолета.

Прочность,  просторность,  прекраёная
управляемость. Немулрено, что мы напря-
женно работали над решением этой залачи.
Пришлось сделать целый рял опытов, раз-
работать механику расчетов и только тогла,
накопив необходимые, исходные ланные,
перейти к проектированию и постройке
большого фюзеляжа.

Мы ‘многому учились в эти месяпы.
Наука и практика шли рука 0б руку. Книги
помогали разрешить технические трулно-
сти, а опыт преодоления этих препятствий
позволял уточнить, глубже разработать рях
вопросов аэродинамики и самолетостроения.

Так созлавался наш самолет. Замысел,
идеи облекались в живую плоть конструк-
пии. В Военно-воздушной академии я ру-
ководил кафелрой дипломного  проектирова-
ния. Мне приходилось помогать мололым
конструкторам оформлять мысли, которые
зарождались у них, ставить и разрешать
на бумаге в чертежах целый рял сложных
вопросов  самолетостроения. Я находился
все время в обстановке напряженных, твор-
ческих поисков, учился вилеть недостатки
конструкции и исправлять их. Учился
искать. не успокаиваясь, не отчаиваясь от
первых неудач. Все это ‘помогло мне в дни
создания самолета.

‘за то, что там в фюзеляже просторно и

Фото И. Белякова.

Мы искали, ошибались, снова и снова
проверяли, чтобы в ‘конце концов найти
верное решение: Нововведения, которые пз-
явились на самолете, заставили задумать-
ся над обслуживанием воздушного корабля.
Надо было максимально механизировать все
процессы, так как со всеми аггрегатами
одной мускульной силой справиться, ко-
нечно, нельзя. Мы хотели максимально об-
легчить трул летного состава. Ведь созла-
валась нами советская машина, советекий
Боздушный корабль. Поэтому мы запроек-
тировали, а затем осуществили механизмы
для подема и опускания шасси, уборки
костыля, ‘запуска моторов и под’ема гру-
за. Словом, получилась пелая механизиро-
ванная летающая фабрика.

Проектирование самолета отняло у нас
около пяти месяцев. Мы начали работу в
конце 1934 гола, а в мае 1935 года са-
молет впервые поднялся в воздух.

В этом` месяце случилось событие, . ко-
торое ‘навсегда запомнилось всем нам.

мая на смотре авиации товариши
Сталин, Ворошилов, Каганович, Орджони-
килзе осмотрели в числе других самолетов
и нашу только-что появившуюся на свет
машину. Тов. Алкение рассказал, что со-
бой представляет самолет. Он сообщил
товарищу Сталину, что сделал машину мо-
лодой инженерский коллектив, у которого
это первая самостоятельная работа.

Товариш. Сталин внимательно осмотрел
самолет: заглянув внутрь, он похвалил нае

нет растяжек. По замечательно ласковой
улыбке и словам мы почувствовали, что
самолет ему понравился. Это еше больше
окрылило нас. Присутствуя на приеме в
Кремле и слушая прекрасное приветствие
товарища Сталина партийным и непартий-
ным большевикам, я думал, как оправдать
высокое доверие вождя ко всем нам, лю-
HAM советской страны, как слелать машину
достойной родины, доверившей нам это
дело.

Самолет был готов, но это не означало,
что мы собирались прекратить работу над
ним. Самолет для всех нас — живой ор-
ганизм. Он может и должен изменяться,
совершенствоваться. Его возможности ра-
стут, как увеличиваются силы человека.

Начались летные испытания и провер-
ka в воздухе, — строгий, беспристрастный

oo 0
Л. ХВАТ

Специальный корреспондент
«Правды»

©®о>

не додумались изготовлять в Японии. Та-
кое утверждение не лишено оснований.
В больших горолах Тихоокеанского  побе-
режья не столь бросается в глаза обилие
японских товаров. как на Аляске. Мага-

ГОЕ СЕРДЦЕ, °

лихие потомки аляскинских пионеров, в
стетсоновских шляпах приезжают  золото-
искатели е приисков, оживляются таверны
и кабаки. Можно еще убить время в един-
ственном кинотеатре, где илут специально
подобранные «ковбойские фильмы» с бес-.
конечными погонями, стрельбой, убий-
ствами или драмы постельного содержания.
$-летние фербенксские ребята обоего пола,
посещающие кино, приобщаются к этой
«высокой культуре».

Приисковые инженеры, клерки, местная’

знны в Вечикане. Джуно и Фербенксе на-   администрация и торговцы лва раза в не-
волнены ими. Туристы е жадностью набра- делю развлекаются, как умеют, в дансинге,
сываютея на изящные резные излелия ин-  Носящем претенциозное название «Интер-

дейских и эскимосских мастеров из кости   Национальный ночной клуб».

Его хозяе-

ц дерева, а потом с разочарованием обнару-   Ва—два пожилых серба — об’ясняют, что

живают на этих безлелушках

скромные   Назвали так свое заведение потому, что в

этикетки «Мэйд ин Джапан» (сделано в  Фербенксе живут представители‘ Ночти 30

Японии). Натриотические чуветва  амерн-
канских торговцев явно ущемлены, но
соображения выголы берут верх:
пролают свою массовую продукцию по дем-
пинговым ценам, и на этих товарах какому-
нибудь мистеру Паркеу или Смиту
нажиться, чем на своих отечественных.

В золотом сердце Аляски мы видели
немало людей с разбитыми надеждами. лю-
тей, у которых все осталось в прошлом и нет

легче   ских

национальностей.
Город стоит в стороне от больших ком-

ЯПОНЦЫ   мерческих путей. С Джуно — резиденцией

аляскинского губернатора— Фербенкс связан
два раза в неделю быстрохолным паесажит-
самолетом «Локхид электро». 1.100
километров он покрывает за 4,5 часа с
  одной посадкой в Уайтхорсте, на канадской
территории. Изумительной красоты виды,
открывающиеся в полете, привлекают бо-

никаких перспектив на будущее. Повар вто-   гатых туристов из штатов.

роразрядного ресторана в несколько минут
рассказал нам простую историю своей
жизни. Он приехал на Аляску из России в
1909 году. 11 лет, как крот, рыл землю
возле Даусона. пока не наткнулся на хоро-
шее серебро. Крупная компания, зорко сле-
дившая за всеми старателями, создала для
него невыносимо тяжелые условия добычи и

Другой путь сообщения единственная
на Аляске железная дорога Анкорейдж—
Фербенкс. Поезда здесь ходят тоже лва ра-
за в неделю, но совсем не американскими
темпами. Этот путь проделал инженер
Смирнов. Поезд по вечерам дважды оста-
навливался в пустынной горной местности,

пассажи г
предложила скупить его участок за 7.000    Пассажиры приглашались за 6,5 долла

долларов. Пришлось согласиться. Через ме-
сяц та же компания перепродала этот уча-
сток за четверть миллиона. Старатель е го-
ря за несколько недель спустил все свои
доллары и осталея нищим. Сейчас служит
поваром.

— Вернулся бы назал на родину, но ко-

му я там теперь нужен?—с 1оской говорит

Весь Фербенкс умещается на небольшом
плато, окруженном волнистой линией хол-
мов. Речка Чайна соединяет город с вели-
кой водной магистралью американского се-
вера—Юконом. На берегах его разбросаны
поселения индейцев. Они живут замкнуто,
обособленно и в город заглядывают очень
редко— незачем. Ловкие коммерсанты, мо-
нополисты продают индейцам все необхо-
димое для рыбной ловли и охоты.

Город не растет. Его З-тыкячное Hace-
ление увеличивается только в летние меся-
цы, когда отчаявшиеся безработные из
Центральных Штатов приезжают на Север
в надежде хотя бы здесь, «на краю света»,
найти какое-либо занятие. Но и здесь, в
«золотом сердце», оно достается немногим.
Механизация добычи золота доведена до мыс-
лимых пределов. Мы видели одну из круп-
нейших драг «Фербенкс эксплорейшен ком-

ра переночевать в спепиально отстроен-
ной для этой цели гостинице. Утром поезд
двигался дальше. Из Анкорейджа можно по-
пасть пароходом в Сиэттль. Таков путь
почты. Местная ежедневная газета, принад-
лежащая агентству Ассошиэйтед Пресс,

аккуратно сообщает населению, что почта,
с пароходами «Юкон», «Бараноэ», «Мак-

Винлей» ожидается в такие-то числа. Воз-
душная почта путешествует отсюда сперва
поездом, а затем пароходом до Сиэттля, где

уже попадает на линейные самолеты. Мы
никак не могли понять, почему письма воз-_
душной почты не перебрасываются самоле-
тами «Локхид» до Джуно. Местный почт-
мейстер мистер Шелдон об’яснил, что, к
сожалению, между почтой, принадлежащей
тосуларству, и частным авиаобществом «Па-
сифик Аляска эруэйс» нет хлоговоренности

пЮ этому вопросу. Не меньшей странноетью

является то, что единственная в Фербенк-
се тадиостанция, принадлежащая корпусу
связи американской армии, ежедневно от
6 часов вечера до 8 часов утра прекращает
свою работу, и город остается изолирован:

ным от всего мира.

Проявляя, как и вся фербенксская адми-
нистрация, гостеприимство и внимание в
советским представителям, мистер Шелдон

пани». На ней работает меньше десятка   (ДеТал нам приятный подарок. Он отдал

человек. Тут трудно получить работу по
специальности. Поэтому в Фербенксе можно
видеть самое причудливое смешение про-
фессий. Водопроводчик работает полотером,
студент последнего курса колледжа — шо-
фером. Зубной техник устроился в мастер-
скую химической. чистки.

Скучна и однообразна жизнь в этой аме-
риканской провинции. Трое советских граж-
дан— метеоролог Беляков,
Смирнов и

нам несколько номеров получаемой здесь в
единственном экземпляре «Правды». Ее вы-
писывает некий Макс Риди, 32 года назад
уехавший из Луганска. Газета приходит
сюда на 25—30-й день. 7 августа мы чи-
тали «Правду» за 13 июля. Риди принее
нам также несколько номеров московских
журналов.

Друтой приятный подарок сделали нам

радиоинженер   американские бортмеханики Уильям Лева-
специальный корреспондент  Ри, Клайд Армистет, награжденные орде-

«Правды», приехавшие сюда и. естествен-   Нами Ленина за участие в спасении челю-
но, оказавшиеся в центре всеобщего вни-   Скинцев. Они пригласили нас к себе в

мания, не раз’ задавали друг другу вопрос:   ГОСТИ и продемонстрировали нам

ЕИНО-

какими интересами живут все эти Паркеры,   Фильм, снятый ими при посещении Москвы

Джонсоны, Вильямсы, Стивенсы? Одних по-
гнала сюда жестокая нужда, других—роб-

года назад. Было очень отрадно видеть
улицы родного города, находясь в проти-

кая надежда на счастье, третьих— желание   Воположной точке земного шара. Левари и
уйти подальше от чудовищной какофонии   Армистет, историю которых в свое время
больших американских городов. Всеми ими,   Широко расписали американские газеты,
за исключением, конечно, таких стариков, пользуются здесь большим авторитетом. Они
как Элам Харниш, владеет одна мысль: ско-   Раесказали нам об уважении своих сограж-
цить деньги, уехать в какой-нибудь скром-   лан к представителям советских полярни-

ный штат и пожить там спокойно хотя бы   ков и летчиков, побывавших здесь.

пару лет.

Фе -
бенкс внимательно следил за трансполяр-

На улицах города тихо. Редко пробежит   НЫми перелетами Чкалова и Громова и те-

автомобиль (хотя их здесь около 300} или   ПЕРЬ с понятным
под   большую советскую машину.

проедет велосипедист. Лишь вечером
воскресенье на местный «Бродвей» выходят

суд пилотов и бортмехаников-испытате-
лей подсказали нам новые мысли. Уже
на готовой машине мы решили, например,
изменить систему охлаждения масла. Рань-
ше для этой цели самолет имел воздушно-
масляные радиаторы. Теперь же масло про-
пускалось через рубашку карбюратора,
нуждающегося в подогреве, и, охлажденное
тут, возвращалось обратно. Избавившись от
воздушно-масляных радиаторов, мы умень-
шили лобовое сопротивление, улучшили
аэролинамику.

Машина была готова. Огромный четырех-
моторный самолет стоял на аэролроме, мы
с понятным волнением оглядывали это на-
ше детище, думая о сульбе его. Летчики
ий механики-испытатели должны были дать
путевку в жизнь самолету, оценить егд
высотноеть, грузопол`емность, дальность.
Новорожденный  самолет-«птенец» имел
размах крыльев, равный 40 метрам.
Это был моноплан с несушей  поверх-
ностью, превышающей 230 метров. Четы-
ре мотора развивали мощность по 850 лош.
сил каждый.

Прекрасная мощная машина. Но прежде
чем начать достойные ее большие дела,
она должна была показать свои возможно-
сти, пройти настоящий университет, слож-
ный курс воспитания самолета, начав с
круговых полетов на небольшой высоте нал
аэродлромом, чтобы потом, проверив свои
силы, ринуться на завоевание рекорлов.

Эта работа отняла много месяцев. Каж-
дый полет приносил новые неожиданности.
Самолет поднимал 5—10. наконец 12 тонн,
И мы чувствовали, что предел его силы
еще далеко He достигнут.

Так познавались возможности нашей мз-
тины. Созданный для повседневной практи-
ческой работы, в руках героев-пилотов са-
молет показывал высокие летные каче-
ства.

Эта серия испытаний показала, что’ на
нашем самолете можно достичь дальности
и грузопол’емности значительно большей,
чем это преднолагалось при проектирова-
нии. Тогла возникла мысль 00 использо-
вании самолета для перелета через полюс.

Сейчас нам предстоит локазать на обыч-
ной серийной машине, что трасеа через
полюс доступна не только для специальных
рекордных самолетов, но вполне пригодна
и при нормальной повседневной эксплоа-
тации.

нетерпением ожидает

ФЕРБЕНКС, август 1937 г.

ЕЕВС ОЕ ИТ гг ЕЕ

Это большое, почетное дело. Коллектив
инженеров и рабочих горячо принялся за
подготовку самолета к выполнению нового
ответственного задания. Предстояло, прежле
всего, увеличить дальность машины. Для
этого пришлось поставить дополнительные
баки, тщательно проверить расход горю-
чего, оборудовать самолет пелым рядом ло-
полнительных приборов.

Сроки измерялись не месяцами, а днями
и часами. За 15 лней были готовы Bee
чертежи, которые немедленно сдавались в
произволетво. Цехи завода работали с пре-
дельным напряжением. Достаточно сказать,
что через пять дней после сдачи послел-
него чертежа все детали были изготовлены
и поступили на самолет. Начались летные
испытания. Дефекты, замеченные во вре-
мя полетов, исправлялись ночью. Круглые
сутки вокруг самолета кипела жизнь.

Haxonen все было закончено. Крепко
веря в успех, мы проводили отважный эки-
паж в путь. *

Опыт перелета позволит еще улучшить
машину; изменив винтомоторную группу,
мы сможем значительно увеличить даль-
ность самолета. Возможности модернизации
машины очень велики.

Наш самолет будет итти в полтора раза,
быстрее, чем «АНТ-25», значит он еще в
полтора раза сократит расстояние между
Двумя материками, крепко спаянными ве-
ликой дорогой дружбы, которую проложи-
ли тт. Чкалов и Громов.

Сократив маршрут на 1.000 километров
(сделав, например, промежуточную посад“
ку в Архангельске или Амдерме). наш са=
молет смог бы взять на борт 25 пассажи-
ров за счет части запасов горючего. Зна-
Чит, недалеко то время, когда начнутся ре-
гулярные трансарктические рейсы, и пер-
вые пассажиры. которые вечером сялут в
самолет, через 30 часов опустятся на
аэродром Фербенкса.

Мы счастливы и горды, что в великом
деле прокладки нового Сталинского воз-
душного пути есть доля и нашего труда.
Страна открывает перед нами безграничные
творческие просторы. За первым самоле-
том, который построил наш коллектив, мы
создадим другие, способные летать быстрее,
птти выше над облаками и циклонами,
пересекать необ`ятные просторы нашей
планеты.