Еще не так, давно на осуществление экс-
педиции в Арктику требовались голы. Пере-
движение ло торосам и льдам было поистине
тероическим делом. Но для того, чтобы дви-
гатьея вперед, надо еще тащить за с0-
бой продовольствие, снаряжение. Собачьи
упряжки выбивались из сил.

‚Но льды дрейфуют. Возникают смелые
планы: вмерзнуть с кораблем в лед и дрей-
фовать вместе с нимутем более, что в дрей-
фе как будто есть закономерность. Лед по-
степенно и неуклонно движется от берегов
Чукотки и Аляски в Атлантическому
океану и Гренландии, а на корабль можно
взять много продовольетвия, хватит года
на два.

Сколько таких предприятий потерпело
крушение! Сколько жизней было отдано на
завоевание Арктики! ,

Пока мы не знали Арктики, она была
как бы за романтической завесой. 0 ней рас-
сказывали различные ужасы, создавались
легенды о наличии там неизвестных земель;
& на землях мог быть уголь и другие цен-
ные. минералы. Немало горячих толов пы-
талось проникнуть в Арктику именно для
открытия новых земель. Но только наша
молодая социалистическая страна повела
твердую политику на завоёвание Арктики.
Мы медленно, но верно продвигались на
Север, организовали зимовки, полярные
станции, насаждали населенные пункты.
Сейчас строим северные порты и осваиваем
Великий Северный морской путь.

Настоящими покорителями этого огром-
‘ного, неизведанного холодного пространства
стали самолет и дирижабль. Амундсен был
одним из первых полярных путешественни-
ков, который пытался для покорения Арк-
тики использовать авиацию и воздухопла-
вание. В 1924 году он предпринял смелую
попытку достигнуть Северного полюса на

двух самолетах «Дорнье-Валь». Благода-
ря неточности ориентировки ‘самолеты
Амундеена вынуждены были сесть на

88-м градуее северной широты. Посадка
была произведена в разволье, и после это-
го в течение долгих дней от Амундсена
не было никаких сведений. Лишь через
27 лней, когда уже весь мир считал его
экспедицию погибшей, Амундсен вернулся
na Шницберген с одним самолетом, другой
пришлось бросить.

В 1926 году он повторил попытку’ до-
стичь Северного полюса и пересечь Аркти-
ку, используя более мощные. средетва в
виде полужесткого дирижабля. Строителями
дирижабля были итальянцы, поэтому эки-
паж был смешанный — из норвежцев и
итальянцев. Амундеен впервые, в истории
пересек Арктику по воздуху от Шпицбер-
тена к мысу Барроу на Аляске. После этого
было ‘еще несколько попыток пролететь че-
рез Арктику в том или ином. направлении.

Но-только в 1937 году, после того, как
экспедиция Шмидта высадила на полюсе
дрейфующую полярную станцию, после то-
го, как было доказано, что на поверхности
льдов могут быть произведены благополуч-
ная посадка и последующий взлет тяжелых
самолетов, наше правительство’ сочло воз-
можным. организовать беспосадочный полет
через Арктику в поисках. кратчайшего воз-
душного пути между и США.

Первый перелет, который был сделан на-
шим экипажем на самолете «АНТ-25», был
изрядной неожиданностью для‘капиталисти-
ческого ‘мира. Он протекал вполне’ благо-
получно и зажончился в небольшом городе
Ванкувер; в штате Вашингтон, США. Рас-
стояние по дуге большого круга от Москвы
составило 8.582 километра 960 метров.
Почти вея капиталистическая пресса отзы-
валась 0 полете, как 0 свидетельстве

несомненных успехов нашей страны, нашей
авиационной техники и авиационной про-
мышленности, Однако находились отдель-
ные скептики, которые. заявляли, что  по-
добный перелет бесцелен, что он является
неповторимым трюком и не имеет никакого
реального значения.

Основное противоречие капитализма —
противоречие между общественным харак-
тером` производства и частной формой при-
своения — получает свое выражение так-

же в резком противоречии между ростом
производетва и узкими границами потреб-
ления. В капиталиетических странах про-
изводетво средств производства постоянно
‘опережает ‘производство предметов потреб-
ления. Это несоответствие временами устра-
няется насильственно посредством  кризи-
сов, которые представляют собой «соедине-
ние и насильственное выравнивание всех

противоречий ‘буржуазной экономики»
(Марко. ‘

«Кризисы, — говорит Марке, — веегда
представляют только ‘временное ‘насиль-

ственное разрешение существующих проти-
воречий, насильственные взрывы, которые
на мгновенье восстановллют ‘нарушенное
равновесие» *). ‘ ‘

В странг победившего социализма соот-
ношение  -межлу отраслями производства
устанавливается не стихийно, а по плану.
Учитывая интересы = социалистического
строптелвьетва и обороны СССР, советекая
власть планомерно устанавливает необхо-
димые  пропорнии между производством
средетв производства и производством пред-
метов: потребления.

Для того, чтобы правильно. установить
соотношение межлу отраслями производетва
в третьем пятилетнем” плане, необходимо
расемотреть‹ характерные ‘особенности внут-
реннего и внешнего положения СССР в на-
стоящее время и выявить возможности и
направление лальнейшего роста  социали-
стической экономики.
‘ + +

Динамика промышленной продукции в
течение двух сталинских  пятилеток пока-
зывает, 9т0 ‘темпы роста производства
средств производства опережали темпы ро-
ета производства предметов потребления.

+) «Капитал», том ПП. erp. 171.

ВОЗДУШНАЯ ДОРОГА
МЕЖДУ СССР и США

oOo FS г
‚А. В. БЕЛЯКОВ ©

Герой Советского Союза

Меньше чем через месяц наша страна
доказала капиталистическому миру, что
беспосадочный полет через Арктику может
быть повторен. Экипаж Громова, вылетев-
ший из Москвы 12 июля 1937 года, проле-
тел через Арктику’и достиг южной границы
Соединённых Штатов. Не имея задания
продолжаль полет южнее этой границы,
самолет около двух часов ожидал в возду-
хе, пока рассеется, туман и можно будет
произвести благополучную посадку. И даже
после этого в баках осталось еще горючего
почти на 1.000 километров полета. Полет
был не только повторен, но закончилея
триумфом нашей молодой социалистической
страны. Громов намного перекрыт и устано-
вил Новый мировой рекорд дальности.
Если прежний рекорд дальности — 9.104
километра французские летчики держали
более трех лет, то мы надеемся, что рекорд
дальности, принадлежащий нашей стране и
поставленный экипажем Громова, мы удер-
жим не менее этого срока.

Однако и после полета Громова могут
найтись скептики, которые скажут, что на
самолетах «АНТ-25» не было коммерческих
грузов, что самолеты являются спортивны-
ми и что до установления воздушной связи
между CCCP u Америкой по воздуху через
Арктику еще’ очень далеко. Сегодня мы
доказываем  капиталистическому миру
обратное. —

Третий перелет через Арктику в США,
который организует в настоящем году на-
ша страна,-—полет Леваневского идет по
маршруту от Москвы через Арклику в Фер-
бенкс, один из самых северных аэродромов,
принадлежащих = Соединенным Штатам
Америки. Перелет в Фербенкс означает, что
мы практически проверяем возможность
воздушной линии, связывающей СССР и
Америку. От. Фербенкса к городам Соеди-
ненных Штатов“ уже идут воздушные ли-
нии, принадлежалщие американской компа-
НИИ,

Самолет «Н-209» имеет хороший пото-
лок, и ему не страшны высокая облачность,
циклоны, которые могут: оказаться в Арк-
тике на его пути. Он спокойно может‘ пере-
шагнуть их сверху. Для этого нужно, что-
бы экипаж имел достаточное количество
кислорода. Экипаж снабжен больнтим запа-
сом кислорода, которого хватит на весь
путь, если даже он целиком будет продол-
жаться на высоте 4.000 метров. В этом
перелете используется опыт предыдущих.
Известно, что уже. на самолете Громова
имелся запас жилкого кислорода. На само-
лете‘ Леваневского точно так же имеются
два больших резервуара жидкого кислорода.
Самолет Леваневского, благодаря своему
большому весу, помимо того, везет еще
груз. Этот ‘перелет уверит всех скептиков
в безусловной возможности организации
воздушного сообщения между Москвой и
Америкой. Так мы кладем начало коммер-
ческому воздушному. транспорту. между
двумя великими странами.

Экипаж корабля «Н-209» мы знаем хо-
pomo. С тов, Леваневским я работал вместе
ио подготовке ето перелета в 1935 году.
У него большой опыт полетов в Арктике.
На далеком Севере он спасал Маттерна, спа-
сал челюскинцев, пролетел в прошлом году
из Л0с-Анжелоса вдоль нашего северного
побережья в Москву. Штурмана Левченко я
знаю © того же времени. По своему спо-
койному и уравновешенному характеру он
как ‘нельзя больше подходит в экипаж
Леваневского. Он прекрасно подготовлен
к роли’ штурмана. В конце 19835 года
я был вместе с ним`в летной ‘школе.
В общежитии Виктор Левченко — не-
заменимый человек. Он прекрасный  т0-
варищ, веселый, жизнерадостный. У

eae

ра

также большой опыт полетов в полярных
странах.. Побывав в прошлом году в Аме-
рике, где он подготавливал перелет. из Joc-
Анжелоса в Москву, ФЛевченко. неплохо
познакомился и с американской навига-
ционной техникой. Вак о штурмане, я дол-
жен дать о нем самую высокую. оценку.

Николая Кастанаева я знаю лет 7—8.
Первый раз мне с ним пришлоеь лететь
на двухмоторном самолете для составления
описания воздушной линии на участке Мо-
сква- Смоленск. Кажется, что нервы у не-
го скрыты тде-то глубоко, глубоко. Вы-
держка, уравновешенность и самообладание,
богатый опыт в испытаниях различных ти-
пов самолетов характеризуют его как лет:
чика высокого класса.

Ралиста Галковского я тоже знаю He-
сколько лет. В 1934 году мне пришлось
быть штурманом советской эскадрильи, ко-
торая отдавала официальный визит Поль-
ше, Франции и Чехословакии. На нашем
Флагманском корабле тов. Галковевий ис-
полнял почетную обязанность начальника
связи. Скромный и работящий, прекрасно
знающий свое дело, тов. Галковский еще
тогда добился огромных успехов в связи.
Его радиограммы, которые он передавал
с самолета во время нахождения над тер-
риторией Франции, принимались безотказно
в СССР. On по заслугам занял место ра-
диста в этом сложном и ответственном пе-
релете.

В полете Леваневского штурману надо
решить несколько трудных навигационных
задач, Первая из них — правильный выбор
времени вылета. Полет через Арктику
необходимо сделать при незаходящем соли-
пе, так как это облегчит ориентировку
с помошью солнечного указателя курса. А
самое важное — надо притти на Аляску в
светлое время; Аляска— горная страна. Надо
выбрать не только безоблачную погоду для
посадки, но и светлую“часть дня, так как в
условиях гористой местности. и. недостаточ-
но знакомого аэродрома посадка ночью бы-
ла бы крайне затруднительной. Этот штур-
манский расчет зиждется на правильном
знании скоростей и высот, на которых
может итти самолет. Подробный расчет
показал, что наиболее целесообразным. вре-
менем лля вылета из Москвы является
вечер. При таком вылете самолет прибы-
вает в Аляску примерно в полдень по
местному времени.

Вторая, не менее’ сложная навигацион-
ная задача — это полет через. Арктику
в значительной близости к магнитному
полюсу. Из опыта нашего полета известно,
что На участке Северного географического
полюса до берегов Канады обычные маг-
нитные компасы работали ненадежно. Путь
тов. Леваневского лежит от Северного’ по-
люса по 148-му меридиану и, таким обра-
зом, несколько ‘дальше от магнитного’ по-
люса, чем это было в нашем перелете.
Отлнако и здесь маловероятно, чтобы -Mar-
нитные компасы работали надежно. Поэто-
му в полете «Н-209» большое поле дея-
тельности предоставляется для астрономи-
ческой и рядовой навигации. Тов.. Левченко
хорошо подкован в этих способах ориенти-
ровки. р РИ :

Самолет имеет радиокомпас, снабженный
поворотной рамкой. С помощью этого при-
бора можно итти не только на какую-либо
земную дальневолновую станцию, но также
можно определить направление самолега
на земную станцию, если даже. она раено-
ложена в стороне ст выбранного маршрута.
Кроме того, в Советской Арктике есть мощ-
ные средства радионавигации в виде радио-
маяков и земных радиопеленгаторов. Про-
ходимость длинных волн в Арктике во Bpe-
мя солнечного освещения изумительно хо-
роша. В этом отношении .полет предета-
вляет для радиста наетоящее удовольствие.

Удачное завершение перелета тов. de-
ваневекого еще более поможет установле-
О еАНАЙ связей между Ри

ОБСУЖДЕНИЕ ВОПРОСОВ

‚ТРЕТЬЕГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА ©

Удельный вес первого значительно повы-
CHICA по сравнению со вторым. Это ВИДНО
из следующей таблицы:

Структура валовой продукции крупной
промышленности
(в процентах) `
Производетво Производство
средетв про- предметов по-
изводства требления
1913 г. 40,7 59,3
1928 т. ‚- 43,0 57,0
1932 г. 53,8 46,2
1933г. 55,0 45,0
1934 г. 574. ‚ 42,6
1935 Г. 59,0   41,0
1986 г. _ 60,6 39,4
1937 г:
(план) 57,0 43,0

В течение первой пятилетки резко повы-
силея удельный вес производства средств
производетва (группа А): от 43 проц. в
1928 г. до 53,3 проц. в 1932 г. Эта от-
раель промышиленноети получила 21,3. мил-
лиарда рублей капитальных вложений, тог-
да как для производства предметов потреб-
ления (группа Б) было дано лишь 3,5 мил-
лиарда рублей. Это соотноптение было выз-
вано необходимостью создать в кратчайший
срок собственную техническую базу и эко-
номическую независимость нашей страны.
так как мы находимся в капиталистическом
окружении. Если бы диктатура пролета-
риата уже существовала и в других, более
передовых, в технико-экономическом OTHO-
шении странах, как Англия, Германия
ит. д., тогда «капиталистическое окруже-
ние не могло бы представлять для нас той
серьезной опасности, какую оно представ-
ляет теперь, вопрос 06 экономической са-
мостоятельности нашей страны, естествен-
но, отошел бы на задний план, ‘мы могли
бы включиться. в систему более. развитых
пролетарских. государств» (Сталин, «Вопро-
сы‘ленинизма», изд, 9-е, стр. 360—861).
Но этого еще нет. Вот. почему необходимо
было создать собственную передовую тя-
желутю индустрию, чтобы обеспечить эконо-

мическую независимость СССР, чтобы от-
стоять самое существование Советского
Союза. _ 3

Положение внутри страны также требо-
вало ускорения темпов производства средетв
производства. С переходом к реконструк-

тивному периоду противоречие между
крупной социалистической  промыпуен-
ностью нп мелкотоварным  сельскохозяй-

ственным производством сказалось со всей
силой. Социалистическая индустрия бурно
развивалась, а мелкотоварное сельское хо-
зяйство этой возможности не имело, Чтобы

дать возможность сельскому хозяйству раз-

виваться по пути к социализму, потребо-
валея перевод многомиллионных ‘ раздроб-
ленных хозяйств на рельсы крупного кол-
лективного хозяйства. Успешное решение
этой задачи стало возможным лишь в. ре-
зультате быстрых темпов роста ‘средетв
производетва-—этого ключа к индустриали-
зации страны.

В первые четыре года второй пятилетки
продолжалось = дальнейшее повышение
удельного веса производства средств произ-
водетва. Лишь в 1937. г. удельный вес
труппы А несколько понижается, а группы
Ъ повышается,

Следует сказать, что, несмотря на то,
что в течение второй пятилетки производ-
ство предметов - потребления  удвоилось,
удельный вее группы b составляет лишь
менее половины всей продукции. В осно-
ве этого лежит некоторое недовыполнение
задания по выпуску предметов потребления.
Вместо запроектированного ‘о второй пяти-
леткой выпуска предметов. потребления на
47,2 миллиарда рублей в 1937 г. по го-
довому плану будет произведено в нынеш-
нем году на 43 миллиарда рублей. В то же
время групна А перевыполнила план второй
пятилетки. По уточненному плану 1937 ro-
да средств производетва будет выпущено на
60 миллиардов рублей вместо запроектиро-
ванных планом второго пятилетия 45,5
миллиарда рублей,

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
УСПЕХ ЗАЙМА
B A30B0-4EPHOMOPCKOM КРАЕ

В городах и’ селах Азово-Черноморского
края завм укрепления’ обороны @ССР поль-
зуетея исключительной популярностью. К
11 августа подписка в Азово-Черноморье
достигла 180.467 тыс. рублей, значитель-
но превысив подписку на заем прошлого
года. Я

С отромным под’емом подписываются на
заем колхозники. Подписка всюду в колхо-
зах значительно превышает‘ проплогоднюю.
Деньги, причитающиеся по займу, колхоз-
ники досрочно вносят нёличными. Внесено
уже 7.628 тыс. рублей.

Горячую поддержку оказывает займу
советское казачество Дона и Кубани. В
Усть-Лабинеком районе заем размещен на
566 тыс. рублей. Четвертую часть этой
суммы казаки-колхозники оплатили налич-
ными. В. Черноерковском районе. подлиска
достигла. 427 тыс. рублей. Подписались
все трудоспособные члены колхозов этого
района. В. счет подписки внесено налич-
ными 220 тыс, рублей о

ХАРЬКОВ ПРЕВЫСИЛ. ПОДПИСКУ
3 ПРОШЛОГО ГОДА

ХАРЬКОВ, 13’ августа. (Корр. «Прав-
ры»). К 13 августа подписка не заем ук-
репления обороны СССР составила в Харь-
кове 71.459 тысяч рублей. Сумма под-
писки‘ прошлого ‘года превъииена.

В. Харьковекой области в целом, заем
размещен из 152.850 тысяч рублей. -В
22 ‘районах области подпиской охвачено
уже свыше 90 проц. всех колхозников.
Колхозники внесли наличными 5.407 лты-
сяч рублей.

В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАЕМ РАЗМЕЩЕН
HA 75:458 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ

КУЙБЫШЕВ, 13 августа. (Корр. «Прав-
ды»). Заем размещен (в Куйбъишевской 0б-
ласти на 75.458 тысяч рублей. Трудя-
шиеся гор. Куйбышева дали взаймы rocy-
дарству 22.955 тысяч рублей — на 1.851
тысячу рублей больше, чем в прошлом го-
ду. В Пензе подписка достигла 7.038 ты-
ene рублей: в Сызрани — 4.173 тысяч
рублей, в Ульяновске-—4 миллионов руб-
лей.

Превысили также сумму подписки про-
полого года 2,2, района области, в том чис-
ле Больше-Черниговский,  Мелекесский,
Башмаковский, Чапаевский. и другие. Мно-
тие колхозники и единоличники при под-
писке на заем тут же вносят наличными
всю причитающуюся с них сумму.

ВПЕРЕДИ — ГОРОД ИВАНОВО

ИВАНОВО, 13 августа. (Норр. «Прав-
ды»). Подписка на заем укрепления 060-
роны СССР достигла в Ивановской области
84.338 тысяч рублей. Впереди—гор. Ива-
ново, где подписка составила 18.337 тысяч
рублей против *17.:660 тысяч рублей в
пропетом. году. :

В 14 районах области сумма подчискя
прошлого года значительно превышена.

ЧИСЛО ЗАЙМОДЕР{АТЕЛЕЙ
УВЕЛИЧИЛОСЬ

КИРОВ, 13 августа. (Корр. «Правды»).
Успешно проходит полниска на заем в го-
роде Омутнинске и Омутнинском районе.
Заем размещен там‘ на 1.057 тыс. рублей,
что превышает подписку пропгаого года.
Число займодержателей увеличилось ла
1.830 человек. р

Трудящиеся Богородского района полли-
сались на 559 тыс. рублей — на 101 тыс.

Недовыполнение задания группой Б было
‚вызвано частично недостатком сырья, но
главлая причина—в качестве работы лег-
кой индустрии. Нельзя отвлекаться также
от того обстоятельства, что основные фон-
ды группы А по своей новизне и техниче-
скому совершенству находятся впереди 05-
новных фондов групны Б. В результате ре-
зервы отраслей промышленности, произво-
дящих средства производства, значительно
более велики. (060 следует в связи с
этим подчеркнуть больную роль стаханов-
ского движения, которое впервые возникло
и шире всего развилось именно на пред-
прнятиях тяжелой промышленности. Вы-
стрый рост производства средств производ-
ства во второй пятилетке был вызван не-
обходимостью усилить обороноспособность
страны. Агрессивные действия н бешеные
вооружения ряда капиталистических госу-
дарств, особенно фашистекой Германии и
Японии, направленные против CCCP, по-
требовали усиления роста таких отраслей
производств, как машиностроение, хими-
ческая промышленность и др.

BNE He

Каков соотношение между производетвом
средств производства и предметов нотребле-
ния следует установить в третьей пяти-
летке?

Буржуазные экономисты, вредители и
диверсанты всех мастей, как Громан, Ба-
заров. Преображенский, Бухарин и дру-
гие, утверждали, будто более быстрый рост
производства средств производства по срав-
нению с производством предметов потреб-
ления является всеобщим законом,  дей-
ствующим и в социалистическом обществе.
По сути дела здесь социалистическая эко-
номика рассматривается, как’ разновид-
ность капиталистической. Поэтому она буд-
то бы должна сохранить капиталистиче-
скую закономерность в своих соотношени-
ях. Поборники этой «теории» повторяли
неверные выводы Розы ‘Люксембург и
других, которые видели в схемах второго
тома «Капитала» Маркса всеобщую ‘абео-
лютнуло основу всякого общественного вос-
производетва. По мненаю Розы Люксембург,
более ‚быстрый рост при. капитализме про-
изводства средств производства по сравне-
нию с производством предметов  потребле-
ния является всеобщим законом, который
имеет силу как при докапиталистических
формах производства, так и при социализ-
ме. Ленин стоял на противоположной точ-
ке зрения. В сравнительно быстром росте

А

6—7 тысяч километров — таково рас-

нашего ботоза, В то же время Аляска —
наша соседка. Лишь 90 км мелководного
Берингова пролива отделяют, ве от мыса
Дежнева — восточной оконечноети Чукотки.

В ХУП веке, продвигаясь на восток В
поисках пушнины и дани © отсталых се
верных народов, русские промышленники
достигли крайней восточной точки Азиат-
ского материка.
послал Веринга на Дальний Восток © целью
иеследовать, совдиняется ли непосредствен-
но Азия с Америкой. Беринг и его спут-
ники пересекли море,’ отделяющее Азию от
Америки (Верингово море), и первыми из
европейцев посетили `Аляску (1741 г.).
Вскоре ‘в Аляску стали переселяться
из Сибири. русские _ охотники. се-
редине ХХ в. в «Руеской Америке»
было бколо 500 русских. Но ни это ма-
зочисленное русекое население, ни корен-
ные обитатели-индейны и эскимосьЕ —не
доставляли царскому правительству боль-
ого лохола. В 1867 г. царское правитель-
ство продало обширные территории Аляски
за смехотворную сумму — 7,2 ман долла-
ров-правительству СИА.

Плошаль, занимаемая Аляской (1,5 мля
кв. км), больше, чем Англия, Франция и
Германия, вместе взятые. Изумительны
природные ‘богатства’ Аляски. Мощные за-
лежи угля, многочисленные месторождения
нефти, ‘гигантские ресурсы гилроэнергии,
богатейшие месторождения металлов — 30-
лота, меди, серебра, платины, железа, свин-
ца, цинка, олова, вольфрама, висмута и др.,
месторождения графита и других видов не-
металлического сырья, общирные площади
прекрасного строевого леса, гигантские скоп-
ления’ рыбы и морского зверя y берегов,
различные виды пушного зверя, значи-
тельные плошади земель, пригодных для
земледелия, и общирные пастбищные про-
странства, — таков далеко не полный пе-
речень естественных богатств Аляски. Всех
этих природных богатств не оценили цар-
ские чиновники. Е

Через три десятилетия после продажи
Аляски были открыты золотые- месторож-
дения в Ванаде на р. Клондайке, притоке
Юкона, а затем и в самой Аляске. В Аля-
ску хлынули десятки тысяч золотоискате-
лей. Вскоре наиболее доступные. месторо-
ления были хищнически опустошены, и
добыча золота упала. Постепенно стали
развиваться другие отрасли хозяйства Аля-
ски. На ‘первом месте среди них стоит ры-
боловство. Улов лососей и сельдей дает по
ценности почти 28 всего вывоза из Аля-

которая ведется теперь с помощью слож-
пого оборудования, позволяющего использо-
вать и менее богатые месторождения. Из
прочих отраслей горной промышленности
надо отметить добычу медных руд, сереб-
ра и каменного угля. В Аляске создан ряд

роты
внутренними географическими различиями.

В начале ХУ века Петр

промышленный район и У. р.

ски. На втором месте стоит добыча золота,

СКА -

мощности капитализма В. деле освоения (е:
стояние от Аляски ло центральных районов   вера.

Вытянутая с 55° ло 71° северной ши-
Аляска характеризуется громадныхи

Крайние звенья Кордильерской горной си-
стемы — хребты Аляскинекий и Эндикот
пли Врукс—перерезают территорию Аляски
се запада на восток и делят ее на три ча-
сти, резко различающиеся между собой.

Тихооксанское побережье Аляски изреза-
но многочисленными фиордами. Здесь много
прибрежных островов, мягкий, влажный
климат. Горные цепи охраняют побережье
от холодных северных ветров. Здесь сосре-
доточены важнейшие рыболовные и горно-
заводские районы Аляски и наибольшее
количество значительных поселков. В са-
мой южной части страны находится ее. ад-
министративный центр-——Джуно; рыбацкие
п промысловые поселки Вечикан, Вран-
гель, Петерсбург, Cura (первый поселок,
основанный здесь русскими еще в 1797 г.)
и Скакуэй, откуда проложена железная
дорога к  золотонромышленным palionay
(Северо-Западной Канады. Далее на запах
по реке Мелной находится главный меде-
Суситны —
важнейший каменноугольный. район. Отею-
да же, от поселка Сьюард на полуострове
Кенаи через Анкорейдж идег главная же-
лезнодорожная. линия Аляски, связываю:
щая тихоокеанское побережье в централь-
ным районом страны, Многие части тихо-
океанского побережья Аляски покрыты
хвойными лесами. о

Горы, идущие параллельно тихоовеанеко-
му побережью, принадлежат вк числу самых
высоких частей Кордильерской горной еп-
стемы и несут на себе многочисленные
ледники. Гора Мак-Кинли—-самая высокая
точка пе. только в Аляске, но и во всей
Северной Америке (6.240 м). Прилегаю-
liad kK. Hei изумительно живописная тер-
ритория превращена. в Национальный парк
плошалью около 800 тыс. га, куда приез-
жают сотни туристов.

В северу от Аляекинеких гор находится
обширное плато, понижающееся на запах
к побережью Берингова моря и перерезае-
мое крупнейшими реками Аляски — Wro-
ном и Вускоквимом; Влимат здесь суро-
РЫЙ, сухой, лето короткое, зима длинная
и холодная, лесов почти нет. Реки осво-
бождаются от льда лишь на 3 месяца,
Юкон одна из крупнейших рек Северной
Америки. В летние месяцы она, судоходна на
3,8 тые. км. По ее притокам находятся 60-
татые золотые месторождения, На притоке
Юкона Танане находится гор. Фербенкс —
крупнейший поселок ‚Центральной Аляски,
конечный WYyHET железной дороги. В
1930 г, он имел 2.101 жителя. У самой
Берингова пролива, на полуострове Сью-
ард—— главный оленеводческий и один в
золотопромьииленных районов Аляски,
Здесь находится Ном, ближайший к CCCP
значительный поселок (1.213 жителей).

С севера плато ограничено хребтом On

звероводческих хозяйств, дающих ценную   дикот, достигающим высоты 2,400 м. 01.
пушную продукцию (песец, норка). Ha юге  лельные его вершины покрыты ледникази,
развернуто земледельческое хозяйство, на   За ними по побережью еверного Ледови-
севере——оленеводство. В 1892—1900 ГГ. ИЗ   того океана тянется безлюдная, суровая
Сибири В Аляску было доставлено 1.280 тундра. Коротким летом здесь  оттаивает
оленей, и теперь их стадо достигает около   лишь верхний. слой земли, и многочислен:
600 ‘тыс. голов. За 1867—1936 тг. -из   ные болота покрывают тогда тундру.
Аляски вывезено всякого сырья на 1,8  Основные районы Аляски, за исключе
млрд долларов, что примерно в250 раз пре-   нием крайнего юга, оживалот. лишь на три
вышает сумму, уплаченную за эту терри-   летних месяца, когда вокрывалотся реки,
торию правительством СНГА. начинается ловля рыбы и морского зверя п
И все же американский капитал не обес-   освобождается от снёга земля. Эта резко
печил широкого использования природных   Еыраженная сезонность заставляет населе-
богатств. Аляски. Продукция, которую дает  ние Аляски особенно ценить авиацию каг

в настоящее время Аляска, далеко не соот-
вететвует ее природным богатствам. Насе-
ление Аляски ничтожно, и оно не растет;
в 1900 г. на Аляске было 63,6 тыс. жи-
телей, в 1930 г.——59,3 тыс. Средняя плот-
ноеть населения— 1 чел. на 25 кв. км в
три раза меньше, чем`в Якутской АССР,
наименее заселенной части Союза ССР. Во

наиболее быстрый с1п0с0б’ сообщения. В
1936 г. 79 самолетов гражданской авиа-
ции слелали 3,4 млн км над Аляской п
перевезли 17 тыс. пассажиров. А пере
возка пассажиров по железным дорогам co-
ставила 43 тыс. человек. a

В Аляске имеются 65 метеорологических

жителей. Аляска — яркий пример беспо-

станций, из которых 35 два раза в день
передают свои сводки по радио.

ЗИМАН.

И-М ae

всей Аляске лишь 7 поселков насчитыва-
ют более тысячи жителей, а самый круп-
ный город Аляски — Джуно имеет 4 тыс,

ВР peor ЕЕ Аа ЕЕ ВТ: ee

в капиталистических странах  производ-   которых у нас до сталинских  пятилетов
ства ‘средств производства он ‘видел выра-  вовсе He былое или почти. не было; как

щение специфической социальной структу-
ры капитализма и боролея с попытками
рассматривать это соотношение, как все-
общий, универсальный закон для всех об-
щественно-экономических формаций.

В СССР соотношение между  производ-
ством средств производства. и предметов
потребления, устанавливаемое диктатурой
пролетариата, на различных этапах вы-
ступает по-разному. Оно определяется меж-
дународн0й и внутренней обстановкой

В третьей. пятилетке мы получаем воз-
можность установить новую пропорцию в
росте отраслей промышленности. На наш
взгляд, в третьей нятилетке мы должны
установить: более быстрый рост выпуска
предметов потребления по сравнению с
производством средств производства. Удель-
ный вес пролукции, обслуживающей лич-
ные нужды («группа В»), должен состав-
лять свыше 50 проц.

Позволяют ли условия, в которых раз-
вивается наша страна, установить такое
соотношение? Да, позволяют.

Коллективизация сельского хозяйства в
основном завершена, окончательно ликви-
дировано: кулачество. Политически и орга-
низационно-хозяйственно колхозы  значи-
‘тельно окрепли. Труд колхозников техниче-
ски вооружен и стал более производитель-
ным. Эти успехи колхозного строительства
привели к устранению . существовавшего ра-
нее противоречия между крупной социали-
стической индустрией и мелкотоварным,

малопроизводительным сельским   хозяй-
ством.
Если к этому прибавить дальнейшее

укрепление совхозов и колхозов, дальней-
шую их механизацию, повьипение произво-
дительности труда и т. д., можно смело
утверждать, что продукция сельского хо-
зяйства в третьей пятилетке значитёльно
увеличится по сравнению с предыдущими
пятилетвами, Производство предметов пот-
ребления получит прочную сырьевую базу
для быстрых темпов своего роста.

По прохышленной, продукции СССР на-
кануне третьей пятилетки занимает первое
место в Европе и второе место (после
США) в мире. В мировой промышленной
продукции Советский Союз в течение двух
пятилеток выдвинулся © пятого места на
второе, обогнав Францию, Германию и
Англию. Если к этому прибавить, что мы
полностью прекратили в80з ряда товаров,

тракторы, электроферросплавы, цинк, 81
миний и другие, начав вывоз ранее и»
портировавшихся товаров, в частности Ma
шин, то картина экономической самостоя:
тельности СССР станет довольно ясной.

Обороноспособность нашей родины могу-
че выросла. Достаточно сказать, что. 10
авиации СССР занимает первов место в ми-
ре. Огромное значение для укрепления 069-
роноспособноети, в частности и техниче-
ской базы нашей Красной Армии, имеет и
то, что мы располагаем чрезвычайно боль-
шими резервами технических мощностей.
Одно только повышение сменности в 000
ронной и тяжелой промышленности позво-
лит нам в нужный момент резко повысить
их продукцию. Основные фонды этих отрае-
лей, обновленные за две пятилетки больше
чем на 34, по своей новизне и по возрасту
занимают первое место в мире. Дальнейшее
освоение техники и лучшее ‘усвоение олы-
га стахановцев является также. крупней:
шим источником . использования наших
необ’ятных возможностей.

Рост обороноспособности страны, ee 9n0-
номическая самостоятельность обеспечива-
ют возможность более быстрого рота
производства предметов потребления в Cpad-
нении с производством средств производ-
ства.

На наш взгляд соотношение между OT
раслями промышленности в третьей пяти
летке должно быть таким, чтобы в 19421.
удельный вес’ производства предметов по-
требления достигал примерно 55 прок.
Помня о капиталистическом окружении, мы
не можем позволить себе чрезмерного замед-
ления роста производства средетв производ-
ства: ведь противоречия между капитализ-
MOM и социализмом в 3-й пятилетке будут
углубляться и обостряться, и сдерживать
воину мы сможем лишь в том случае, если
заставим уважать нашу силу.

Этот рост производства предметов потреб-
ления обеспечит осуществление одной из
основных задач третьей пятилетки—03да-
ние изобилия продуктов и снижение цен на
них. Это поднимет на небывалую высоту
уровень и структуру потребления в стране
социализма. Ибо, в противоположность ка-
питализму, где расширенное воспроизвод-
ство сопровождается усилением эксплозта-
ции и обнищанием трудовых масс, в (00
расширенное воспроизводство обусловливает

непрерывный рост благосостояния трудЯ-
щихся.