СТУДЕНТЫ 0

(От специальных корреспондентов «Правды»)

Хлеборобы села Малая Перещепина до
сих пор помнят, как наезжал сюда, на лет-
ние каникулы сын местного помещика сту-

дент Гриневич. Приезд избалованного и
развращенного барчука сопровождалея ди-
кии сценами. При появлении пьяного сту-
дента верхом на лошали женщины прята-
лись за ворота. С гиканьем и свистом нес-
ся он по улице... Ему ничего не стоило
оскорбить женщину, ударить ребенка...

Все это—в далеком прошлом. Сельская
молодежь не помнит уже «ученого» поме-
шичьего сынка. Только старики, вепоми-
нают иногда о его пьяных дебошах.

...В автустовский вечер на той же сель-
ской улице, где некогда показывал свою
«удаль» Гриневич, мы видели десятки
юношей и девушек, приехавших погостить
в родным из различных городов Советского
Союза. Это студенты— первокурсники, вто-
рокуреники, третьекуреники,— дети колхоз-
ников и сельских служащих, уроженцы Ма-
лой Перещепины.

Сегодня студенты собрались у сельского
влуба. Они оживленно беседуют с колхоз-
никами, рассказывают им важнейшие по-
литические новости. Старики интересуются
всем: они расспрашизают и о полетах
Чкалова и Громова, и 0б урожае в соседних
областях, и © событиях в Испании. Ни
один их вопрос не остается без ответа. Ста-
рики слушают ии не могут налюбоваться на
своих детей и внуков.

В комнатушке, где помещается библиоте-
ка, мы встретили несколько студенток. Они
рассказывают библиотекарше о городских
туалетах и поэзии. В соседней. комнате. бу-
дущий педагог Гриша Троян вместе с драм-
вружковцами готовится к выезду на «га-
строли» в соседнее село. .

Побеседовав с колхозницами о малярии,
Ченя Тарасенко (студент 4-го курса Харь-
ковского медицинского института) пришел
с гитарой в клуб, чтобы на вечере самодея-
тельности пропеть популярную песенку из
фильма «Дети капитана Гранта».

_ Веселая, бодрая студенческая  моло-
дежь!

Среди молодых людей, приехавших в
ROIX03 на каникулы, можно встретить бу-
дущих врачей, атрономов, инженеров, учи-
телей, зоотехников, строителей. Bee они
учатся в институтах и техникумах Киева,
Харькова, Одессы, Полтавы и других горо+
дов. В сельском совете подсчитали: в ны-
нешнем году приехало на летние канику-
лы около 50 студентов.

ДНОГО СЕЛА

— Это ещё не все! У нас их значи-
тельно больше,—с гордостью говорит пред-
седатель сельсовета.—Часть наших  сту-
дентов сейчас отдыхает на курортах.

Есть колхозные семьи, где несколько
детей учится в высших учебных заведе-
ниях. № колхознику ` сельскохозяйственной
артели «Коммунар» Михаилу Матвеевичу
Лымарю приехали Фрося и Андрей. Дочь
учится в Харьковском фармацевтическом
институте, перешла уже на второй курс, а
сын — третьекуреник педахогического ин-
ститута.

Большой праздник и в семье колхозника
Охрименко. Приехали Иван и Ганна —
студенты зоотехнического института. Стар-
ший сын Охрименко— Григорий уже окон-
чил этот институт. Семью Охрименко одно-
сельчане в шутку называют «семьей 300-
техников».

Как не радоваться колхознице Коломак:
к ней приехала в гости дочь Катя—буду-
щий хирург. Сейчас она — студентка 4-го
курса медицинского института. Могла ли
когда-нибуль в старое время потомственная
батрачка мечтать о высшем `медицинеком
образовании?

Колхозники Малой Перещепины не на-
радуются на своих детей. Все село хвалит
своих студентов, гордится их успехами.

_В кругу своих бывших учеников пожи-
лая сельская учительница Анна Федоровна
буквально молодеет. В местной сельской
школе она преподает уже больше 20 лет.

—- Еще несколько лет назад в высших
учебных заведениях, говорит Анна Фе-
доровна,—из нашего села училось всего не-
сколько человек, а сейчас попробуйте их
подсчитать. Во многих институтах Харьков-
щины можно встретить наших земляков.
Мои воспитанники учатся сейчас в инсти-
тутах Москвы, Киева, Харькова и других
городов. И © каждым годом их становитея
все больше и больше. В этом году десятки
школьников из нашего села держат испы-
тания в различные вузы страны.

Сердце сельской учительницы фадостно
бьется, когда она зилит культурный рост
колхозной молодежи.

Рост этот поистине замечательный!

АЛ. ДУНАЕВСКИЙ.
Г. ГРИГОРЕНКО.
Село Малая Перещепина,

Ново-Сенжарокого района,
Харьковской области.

ЖИЗНЬ МОРЯ

В приморском местечке близ Симеиза на-
ходится важное научное учреждение—Чер-
номорская геофизическая станция. В серд-
це  станции-обберватории сосредоточены
точнейшие приборы, ежесекундно фикси-
рующие физические и химические явления,
вызываемые морской стихией. Морские
течения, движения воздушных масс, воз-
никающие на поверхности моря, темпера-
турные колебания, изменения  солености
вод, жизнь разнообразных морских живот-
ных — ничто не ускользает от внимания
пытливых исследователей.

С помощью специальных приборов. ра-
ботники станции слушают. «голосе моря».
улавливают неслышные звуки. Эти звуки,
возникающие на морской поверхности, из-
ди доносятся на станцию, предвещая
урю. :

В конце января, когда в восточной ча-
сти моря у берегов Кавказа возник жесто-
кий шторм, станция при полном штиле
услышала приближающийся шквал за два
часа до его прихода к крымским берегам.

Директор станции проф. В. В. Шулейкин

разработал оригинальную гидродинамиче-
скую теорию муссонов. Муссоны-—это воз-
душно-тепловые течения.
‚ Сейчас работники геофизической станции
изучают. местный черноморский MyccoH,
действующий в зимние месяцы и прони-
кающий в глубь материка. -

Комсомолец Александр Гусев,

студент

Ленин и Сталин всегда подчеркивали
960б0е значение ‘учета и статистики для
социалистического строительства. «Учет и
контроль -—— вот глазное, чтб требуется для
«налажения», для правильного функцио-
нирования первой фазы коммунистического
общества», — говорил Фенин (Соч., т. XXI,
стр. 440).

Товариш Сталин на ХШ с’езде партии -

отметил, что «..цикакая строительная ра-
бота, никакая государственная работа, ни-
какая плановая работа немыслима без пра-
вильного учета. А учет немыслим без ста-
тистики. Учет 0ез статистики ни шагу не
двинется вперед» (ХШ c’esq BRII(6), cre-
ногр. отчет, стр. 130).

Верные цифры, правильно отражающие
состояние всех участков великой социали-
стической стройки. необходимая предпо-
сылка планирования социалиетического хо-
зяйства. По-большевистски организованный
учет и статистика — это необходимейший
инструмент оперативного руководства, мо-
билизации всех резервов, проверки выпол-
нения планов, разоблачения очковтиратель-
ства и врелительства.

В свое время Ленин 60 всей резкостью
бичевал оторванность Центрального стати-
стического управления (ЦСУ) от практики
социалистического строительства, запазды-
вание статистических данных, предетавле-
ние правительству устарелых сведений.

И. Ленин подчеркивал, что из-за
этих недостатков ЦСУ превратилось в
«образеп бюрократического учреждения»
(Ленинский сборник, ХХШ, стр. 217).

Указывая, что ЦСУ должно работать
по непосредетвенным заданиям Госплана,
Ленин наметил ряд основных практически
актуальных вопросов, на разработке кото-
рых должно сосредоточить свое внимание
Центральное статистическое управление.

«Пусть °/» наличных сил Ц. Стат.
и губстатбюро будут немедленно направле-
пы на правильную и быструю разработку
этих восьми вопросов, а  /› на академи-
ческую работу изучения полных и BCe-
об’емлющих сведений» (Ленинский сбор-
ник, XXII, erp. 218).

Вооруженный указаниями Ленина

la i ca а ka ea eee aca

И

Московского гидрометеорологического ин-
ститута, проводящей здесь летнюю прак-
тиву, сконструировал новый замечательный
прибор — «муссонограф», который позво-
ляет регистрировать тепловые воздушные
потоки, идущие с моря. На ленте прибора
ежесекундно автоматически наносятся мощ-
ность и температура проносящегося пото-
ка. Прибор Гусева в ближайшее время бу-
дет установлен в Мурманске для научных
наблюдений за северными воздушными те-
чениями.

Интересны работы станции и в области
биофизики. Здесь проведено исследование
свойств многих морских животных Полу-
чены любопытные практические данные 9
скорости продвижения косяков рыб, 00
энергии, которую затрачивают при’ движе-
нии различные морские животные.

Оказывается, что рекорд скорости, при
относительно ничтожной затрате энергии,
‘побил дельфин. Двигательная мощность его
намного превосходит мощности всех дру-
гих Морских, а также сухопутных живот-
ных. Максимальный Ход дельфина, когда
животное гонится за добычей или пытает-
ся уйти от преследующих охотников, до-
стигает 10 метров в секунду.

Эти и многие другие работы Черномор-
ской геофизической станции дают богатый
научный материал о жизни и «поведении»
моря, воздушных масс и морских живот-

ных.
Н. ТОКАРЕВ.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Статистический кретинизм

$ ® >

Статистический ежегодник Цент-
рального управления народнохо-
зяйственного учета Госплана СССР.

Издание Союзоргучета. Москва,
1936 г.
©с® >
Сталина, советский читатель, открывая
об’емистый статистический справочник

«Социалистическое строительство СССР»,
выпущенный Центральным управлением
народнохозяйственного учета (ЦУНХУ),
ждет от него не академических, оторван=
ных от жизни, запоздалых сведений, а от-
ветов на острые, злободневные практиче-
ские вопросы социалистического строитель-
ства.

Достаточно, однако, терпеливо перели-
стать сотни страниц этой пухлой книги,
чтоб убедиться в том, что читателя жает
горькое разочарование. Его надежды ока-
зываютея грубо обманутыми, ибо, судя по
сборнику, вся практика работы ЦУНХУ на-
ходится в кричащем противоречии е тре-
бованиями партии, с потребностями страны.

Разве не впустую велась работа гро-
мадной армии статистиков, еели справоч-
ник, выпущенный Центральным управле-
нием народнохозяйственного учета, не дает
элементарной возможности судить о выпол-
нении планов? Разве не служат обвини-
тельным актом против ЦУНХУ огромные
таблицы этого справочника, загроможден-
ные доотказа статистическим хламом, не
имеющим практического значения?

Выпущенный в конце 1936 года сбор-
ник ЦУНХУ «Социалистичеекое строитель-
ство СОСР» дошел до читателя в начале
нынешнего года. Между тем подавляющее
большинство статистических показателей,
помещенных в сборнике, относится к 1934
п более ранним годам. Лишь часть пока-
зателей подводит итоги 1935 года, но по-
следние разработаны. по’ предварительным,
большей частью неполным данным.

Позволительно поэтому спросить: какую
помощь могли принести партии, правитель-

‘изводственным 0б`елинениям и

ТРИ КЛАДА

(Песня старика-колхозника из оперы «Дружба»)

Из отважной стай соколиной

Сын мой средний — северный пилот.
Выше туч над ледяной равниной

Он бесстрашно водит самолет,

За года горючие в награду
Получил я к старости своей

Три великих и бесценных клада, —
Трех могучих, статных сыновей.
Младший сын в морях пытает счастье,
Боевые водит корабли.

За сынов своих советской власти
Поклонюсь я низко, до земли.

Перед самым первым бригадиром,
Что счастливым садом сделал Русь, .
Перед всем честным колхозным миром

вом похвалюсь. б б
Я своим богатет Вьется коршун высокб, высдко,

Хочет камнем грянуть с вышины.
Берегите, как зеницу ока,
Мать-отчизну, соколы-сыны.

АЛЕНСЕЙ СУРКОВ.

В грозный год на смерть и на победу
Посылал я сына большака.

Он пошел по ленинскому следу,
Сын мой первый — командир полка.

МЛАДШИЕ КОМАНДИРЫ ОСТАЮТСЯ
НА СВЕРХСРОЧНУЮ СЛУЖБУ

МИНСК, 13 августа, (Корр. «Правды»).
Вомандование частей Белорусского военно-
го округа получает многочисленные заяв-
ления от бойцов и командиров о желании
остаться на сверхерочную службу. В сво-
их письмах, докладных записках и рапор-
тах командованию бойцы и командиры пи-
шут о том, что они с огромной радостью
встретили призыв младших командиров-
дальневосточников остаться на сверхероч-
ную службу и обязуются воспитать из се-
бя высококвалифицированных командиров
Красной Армии.

Младший командир тов. Печорский из
части, которой’ командует полковник А. А.
Бируля, остался служить в армии на. пя-

тый rox. On — комсомолеп. и упорно гото-
BUTCH к вступлению в партию. За все
годы службы у него не было никаких
дисциплинарных проступков. В своем ра-
порте на имя командира тов. Печорский
пишет:

«(С большой охотой остаюсь на сверх-
срочную службу, ибо военная служба в
Рабоче-Крестьянской Красной Армии яв-
ляется почетной обязанностью граждан
СОСР. Я обязуюсь в этом голу слать экс-
терном экзамен на получение звания млад-
шего лейтенанта. Отдам все свои силы уче-
бе и службе в нашей любимой, непобеди-
мой Красной Армии»,

РОСТ РОЖДАЕМОСТИ НА ЧЕРНИГОВЩИНЕ .

ЧЕРНИГОВ, 13 августа. (Корр. «Прав-  года в городе Шостке количество родив-
ды»). Рождаемость на Черниговщине уве-  птихся детей в четыре с половиной раза
личивается с каждым годом. Так, в 1935   превысило количество родившихся в пер-
р ae ha 15.300 больше,   вом полугодии 1934 года. В Ромнах рож-
mee ee - fear of ns Bibi сея даемость за тот же период увеличилась
нынешнего года родилось на 9.000 чело-   более чем в 5 раз, в Прилуках более чем
век больше, чем за тот же период прош-   В 6 раз. В Бурыньском районе в первом
лого года. ! полугодии текущего года родилось в 7 раз

Вот цифры по отдельным городам и больше детей, чем за первые 6 месяцев
районам ‘области. За январь-июнь +937   1934 года.

eee ee ee eee er eee

Фото М. Калашникова.

Канал Москва—Волга. Аварийные ворота № 104.

махорки по областям и краям, но в свою
очередь игнорирует такие узловые BO-
просы промышленности, как  произво-
дительность рабочего. В результате —
полнейшая оторванность материалов сбор-
ника OT жизни, от. требований Дия.
Попробуйте узнать что-нибудь о различиях
в производительности труда в зависимости
от степени механизации труда, от величины
предприятия — тщетные усилия! ЦУНХУ
этим не интересуется. Не найти здесь ни
сведений о нормах выработки, ни данных
0 выполнении этих норм, хотя это нен-
тральное звено плана 1936 года. Книга
вышла в конце стахановского года, но на-
прасно стали бы здесь искать хоть одну
пифру о стахановеком движении, о стаха-
вовских выработках, о стахановском овла-
дении техникой. Редакция сборника прел-
почла отболтаться в предисловии, поместив
несколько фраз о роли и значении стаха-
новского движения.

Из-за попустительства ЦУНХУ учет за-
работной платы страдает значительной не-
полнотой и сильно запаздывает. Если ели-
чить данные ЦУНХУ о фондах зарплаты
с данными Госбанка и данными ВЦСПС,
то легко убедиться в том, что из года в
год ЦУНХУ недоучитывает огромные сум-
мы, измеряемые миллиардами. К тому же
самый подсчет фондов зарилаты и чиеслен-
ности рабочих и служащих поставлен так,
что никогда нельзя ‘узнать, кто нару-
шает план: Редакция сборника вынуждена
была сама признать в примечании непол-
ноту учета (стр. 708).

Но это примечание, помещенное на не-
заметном месте в конце книги, вообще
достойно внимания. Из него следует не
много, неё мало, а только то, что данные
раздела «Труд» вообще не имеют никакой
практической ценности, так как они He-
сопоставимы ни с планом, ни с прошлыми
голами, ни © данными, опубликованными
в этом же сборнике в разделе «Промыш-
ленность». Оказывается, в отделе промыи-
ленности ЦУНХУ труд учитывают по одно-
му кругу предприятий, в отделе труда —
по другому. В отделе промышленности по-
нимают под крупной промышленностью
олно, а в отделе труда — другое. Таким
образом, статистические данные ЦУНХУ
оказываются основательно запутанными.
Не ясно ли, что такая работа ЦУНХУ
только на-руку  дезорганизаторам хозяй-
ства?

В речи на конференции аграрников-

ству, плановым и оперативным работни-
кам эти статистические раскопки?

Тщетно было бы искать в этой об’еми-
стой книге в 719 странин хотя бы наме-
ка на сопоставление данных учета с пла-
ном. Цифр плана в сборнике вообще нет.
Впрочем, если бы даже в сборнике и была
приведены показатели плана, это мало
помогло бы. Дело в том, что в книге не
найти цифр, отражающих ход работы кон-
кретных хозяйственных органов, которым
даются плановые задания. Вместо них в
лучшем сёучае приводятся цифры, харак-
теризующие работу наркоматов и областей.
Учета работы производственных 0б’елине-
ний здесь нет. Вместо того, чтобы дать,
например, цифры добычи угля по про-
сопоета-
вить эти цифры с планом, даются ничего
не говорящие таблицы производства угля
по областям. Из этой таблипы читатель
узнает, что в Крымской республике добы-
то в 1932 году 2 тые. тонн угля, в
Ленинградской области — 5 тыс., в Виев-
ской обл. —28 тыс. тонн и т. д. Внеш-
не это создает впечатление всеоб’емлю-
щего учета. В действительности же стати-
стические таблицы загромождаются нико-
му не нужными цифрами, оторванными от
плана.

Известно, какое большое значение имеют
для социалистического строительства каче-
ственные показатели, характеризующие
уровень производительности труда, себе-
стоимость, качество и ассортимент продук-
ции, использование оборудования. Все эти
важнейшие вопросы в сборнике обойлены,
если не считать нескольких общих, отры-
вочных цифр. Об’ясняетея это очень про-
сто. ЦУНХУ в своей работе игнорирует
учет качественных показателей.

Эти недостатки ярче всего видны на
том разделе справочника, который посвя-
щен проблемам труда. Характерно: отдел
труда ЦУНХУ вопросами производительно-
сти труда вовсе не интересуется, даже ди-
намику зарплаты он учитывает оторванно
от производительности. Отдел же промыш-
ленности усердно занимался полным уче-
том жевательного табака и нюхательной

о

14 АВГУСТА 1937 г., № 223 {7189)

БОРЬБА С МАЛЯРИЕЙ

тика, отвлечение комаров от человека при

Борьба с малярией в царской России
практически не ставилась. Систематиче-
ское изучение малярии и серьезная борь-
ба с нею начались в нашей ‘стране при
советской власти, в 1923—1924 гг.

В течение второй пятилетки была вос-
становлена и усилена сеть противомаля-
рийных учреждений.  Проделана большая
исследовательская и опытно-практическая
работа по введению новых, более мощных
методов борьбы с комарами (авиаопыле-
ние водоемов парижской зеленью и др.),
по изготовлению, испытанию и освоению
новых. лечебных препаратов (акрихин и
плазмоцид). Созданы большие и разнооб-
разные кадры противомалярийных работ-
ников. Уже в 1936 году мы имели зна-
чительное общее снижение малярии. Одним
из важнейших результатов работы, проде-
ланной в течение второй пятилетки, яв-
ляется создание теоретической, организа-
пионной и материальной базы для широ-
кого наступления на малярию в третьей
пятилетке.

В качестве основной практической за-
дачи для ближайших лет выдвигается лик-
видация малярии как массового заболева-
ния.

Чтобы разрешить эту задачу, потребу-
ются меры как организационного, так и
песледовательского ‘характера. Начнем с
послелних. Важнейшими стоящими в свя-
зи с этим проблемами являются следую-
щие.

Прежде всего идет проблема типизации
малярийных очагов. Нужно индивидуали-
зировать методы борьбы с малярией. Олна
система мероприятий целесообразна для
оздоровления подмосковных торфоразрабо-
ток, другая — для хлопковых хозяйств
Узбекистана, третья—для колхоза на стёп-
ной речке в Заволжье; но и в двух рядом
лежащих деревнях природные, хозяйствен-
ные, бытовые условия могут оказаться на-
столько различными, что потребуют
столь жё различных методов борьбы с ма-
лярией. Установление рационального пла-
на борьбы для каждой точки — дело мест-
ной малярийной станции, но для того,
чтобы малярийные станции справилиеь ©
этой задачей, они нуждаются в руковод-
стве. А областные малярийные станции и
тропические институты, чтобы иметь в03-
можноеть руководить, должны проделать
огромную работу исследовательского ха-
рактера: изучить все многообразие маля-
рийных очагов, хорошо понять все причи-
ны, поддерживающие их существование,
свести их к нескольким основным типам
ий разработать систему мероприятий, наи-
более рациональных для каждого из этих
ТИПОВ.

Вторая проблема, которая настойчиво
ставится перед нами самой жизнью, —про-
блема противомалярийной  гидротехники.
Наиболее стойкое оздоровление от малярии
достигается приведением в порядок всех
поверхностных вод, чтобы не допустить вы-
плола в них комаров. Bee бесполезные,
неиспользуемые водоемы надо либо хозяй-
ственно освоить, либо уничтожить; а’0с-
ваиваемым водоемам надо придать, как
говорит французский маляриолог Сержан,
безопасное устройство и правильную экс-
плоатацию. У нае в Союзе сейчас ведется
грандиозная работа по реконструкции вод-
ного хозяйства: строятся. гигантские водо-
хранилища, проводятся большие ороситель-
ные и осушительные работы, регулируются
реки. Все эти мероприятия, если ‘они будут
проведены маляриологически правильно,
послужат основой не только богатства, но
и оздоровления громадных областей; при
несоблюдении правил  противомалярийной
безопасности тё_же строительства повели
бы к созданию гигантских очагов выплода
малярийных комаров и к созданию новых
тяжелых очагов малярии.

Третья проблема, разрешение которой
сулит большие успехи, —это зоопрофилак-

марксистов 27 декабря 1929 года товарищ
алин дал уничтожающую характериети-
ку работы Центрального статистического
управления. Он говорил тогда: «То, что
опубликовало ЦСУ в 1926 г. в виде ба-
ланса народного хозяйства, есть He 6a-
лане, а игра в цифирни».
Именно такой игрой в ‘цифири является

ни сборник «Социалистическое строитель-
ство СССР». .

Особенно характерен в этом отношении
раздел сборника, посвященный капиталь-
ному строительству. В течение последних
лет ЦУНХУ получало ряд указаний о том,
что учет капитального строительства до-
нельзя запутан. Учет велся настолько
сложно, бюрократично и формально, что
крайне затруднял проверку выполнения
планов строительства. Неудовлетворитель-
ное состояние учета строительства было
отмечено председателем Совнаркома СССР
тов. В. М. Молотовым на сессии ЦИК
Союза в январе 1936 года.

Тем не менее в конце 1936 гола ЦУНХУ
выпускает книгу, где о капитальном строи-
тельстве имеются лишь цифры, относя-
щиеся к 1933 и 1934 годам — да и те
страдают неполнотой учета!

Работники, руководившие регистрацией
капитального строительства, плодя стати-
стические таблицы в 900 вопросов, довели
путаницу до того, что в 1937 году оказа-
лись еще не подготовленными для исполь-
зования материалы 1933 и 1934 годоз!
Конкретными стройками, мощностями, меха-
низацией строительства, работой подрядных
организаций, качественными показателями
строительства в ЦУНХУ совершенно не
занимались. Нет 0б этом сведений. и в
сборнике. А ведь эти показатели узвержда-
ются для исполнёния и включаются в пла-
ны капитального строительства! Тщетно
пытался бы читатель сборника найти там
по капитальному строительству что-либо,
кроме устаревших суммарных данных о
расходах денег на капитальные работы.
А что на эти деньги реально построено, об
этом умалчивается.

При регистрации капитального строи-
тельства в ЦУНХУ обходили вопрос о вво-
де предприятия в эксплоатацию и oO ста-
пени его готовности в момент ввода. От-
мечали лишь предприятия совершенно го-
товые. Это приводило к огромному недо-
учету предприятий, фактически введенных
в действие. Систематически недоучитыва-
лись и строительство культурно-бытовых

помощи скота. Домашние животные сильно
привлекают к себе комаров, сами же маля-
рией не болеют. Располагая -хлева между

водоемом и

жильем человека, мы можем

создать барьер, задерживающий комаров,

и таким образом предотвратить нападения

комаров на людей и перенос ими малярии,
Если поселок распланирован ив указан-
ному здесь принципу, зообарьер действует
автоматически, и создается прочное 0330-
ровление от малярии без дальнейших хло-
пот и расходов. Требуется только, чтобы
ночью, в период активности комаров, скот
был на месте, в стойлах.

Внедрение этого метода, уже давшего
прекрасные результаты кое-где на Западе,
является для нас крайне важным, в 0с0-
бенности в связи с развитием животновод-
ства и реконструкцией колхозного села.

Четвертая проблема —^ дальнейшее усо-
вершенствование методов истребления мз-
лярийных комаров и их личинок. Многое
в этом отношении сделано, но многое еще
и. осталось сделать, как, например, изы-
скать новые, более дешевые и лучшие
инсектисиды, улучшить аппаратуру, усо-
вершенствовать технику проведения opra-
низационных форм истребительной борьбы.

Пятая проблема -— диагностика  латент-
ой малярии. Малярия — болезнь хрониче-
ская, и в промежутках между. обострения-
ми отличить малярика часто бывает очепь
трудно. Это обстоятельство чрезвычайно
затрулняет применение массовых лечебных
мероприятий. Кроме того, при трехдневной
малярии многие, заражаясь ‘осенью, фак-
тически  заболевают только следующей вее-
ной: если бы мы облалали легким и удоб-
ным способом обнаруживать скрытую фор-
му малярии, мы могли бы ранней весной
подвергать таких людей предупредительно-
му лечению и этим самым не допустить
возникновения весенних вспьшнек. Пока мы
этого еще не умеем.

Шестая ‚ проблема — химиотерапия п
химиопрофилактика малярии. В- этом отно-
шении мы имеем большие достижения. Мы
уже имеем советские препараты акрихил
й плазмоцид, имеем мощный акрихиновый
завод, и скоро этот драгоценный препарат
мы будем иметь в избытке.

Олнако и в этой области мы обязаны
стремиться к лучшему. Имеющиеся препа-
раты все еще не идеальны. Необходима
дальнейшая работа по синтезу, испытанию
и изучению новых  противомалярийных
препаратов, дальнейшая разработка спосо-
бов их применения.

Перечисленные проблемы представляют
ту основную группу вопросов, разрешение
которых должно обеспечить нам теоретиче-
ские предпосылки, необходимые для ликви-
дации малярни как массового заболевания.
Разрешение каждой из этих проблем потре-
бует постановки множества частных иссле-
дований как непосредственно прикладного,
так и более общего характера. Постановка
их возможна благодаря обтирной сети на-
учно-исследовательских и научно-практи-
ческих учреждений, которыми уже и се1-
‘час располагает противомалярийная орга-
низация и число которых должно еще уве-
личиться в течение третьей пятилетки,
В настоящее время мы имеем 11 тропиче-
ских институтов и свыше 900 малярнй-
ных станций, к концу третьей пятилетки
мы предполагаем довести число институтов
до 18 и число малярийных станций 30
1.500. При хорошей организации работы
эта сеть может осуществить очень круп-
ные исследования. В то же время дя
разрешения многих вопросов, связанных в
предпосылками противомалярийной борьбы,
несомненно, потребуется участие и Акаде-
мии наук, и Всесоюзного института экспе-
риментальной медицины, и ряда других
научно-исследовательских учреждений (-
юза, не входящих в состав собственно про-
тивомалярийной организации.

Проф. В. Н. БЕКЛЕМИШЕВ,

я Е Sa ОвыЕ а КЕНИИ ЕЕ РТ Е ЕЕ Е вЫ БИ Е Е a ПЕСЕН oe
— EE eee ee В

учреждений и рост жилищного фонда. Для
характеристики того, какие «нравы» гос-
подствуют в ЦУНХУ, достаточно привести
хотя бы один возмутительный факт: пи
учете благоустройства жилых домов дан-
ные по городу и по деревне складывались
воедино: в итоге цифры, отражающие по-
вышение благоустройства городских жи-
лищ, оказались совершенно затертыми.

Такой узколобой погоней за статисти-
ческими «средними» пестрит весь сборник.
В разделе, посвященном сельскому хозяй-
ству, например, в одну кучу смешиваются
единеличники с колхозами (таблицы 70,
73, 74, 75, 77, 78), единоличники с ра-
бочими и служащими (таблицы 89, 83,
85, 95). В результате такого смешения
хозяйств разного социального типа отбра-
сывается специфика каждого из них, раз-
личные процессы соединяются в 018,
искусственно преувеличивается роль едино-
личника ит. д. конечном счете совет-
ская действительность искажается в KDI-
BOM «статистическом» зеркале.

Создавая эту путаницу, недоучитывая
наши ресурсы, эта «статистика» открыва-
ла возможность преуменьшения плановых
заданий, создания диспропорций, затуше-
вывания гигантских достижений нашего
строительства. Так, например, значитель-
ная часть нашего флота вовсе не включе-
на в учет. Водные перевозки преумень-
шены. Из сборника совершенно из’яты
данные о работе морского флота Главеев-
морпути и Наркомпищепрома, хотя об’ех
его работы весьма значителен.

Для подавляющего большинства изданий
ЦУНХУ, как и для рассматриваемого сбор-
ника, характерно обилие никому ненужных
показателей, как бы специально предназна-
ченных для того, чтобы запутать дело.
Авторы сборника, избегая текста, ограни-
чиваются примечаниями к таблицам, где
делаются бесчисленные оговорки. Эти 0го-
ворки — особый вид  самостраховки на
случай пред`явления обвинений в несопо-
ставимости цифр учета и цифр планов.

Мы отметили только незначительную
часть пороков, которыми изобилует книга
ЦУНХУ, вышедшая под редакцией А. С.
Попова и А. С. Мендельсона. Эти извраще-
ния не случайны, они отражают крупней-
пгие недочеты в системе работы Централь-

ного управления — народнохозяйственного
учета.

А. СЕМЕНОВ,

tq
g
Ld
fh