заметки

Мне довелось впервые участвовать в пе-
рениси населения в 1926 году. Я жил в
деревне, помогал отцу в сельском  хозяй-
стве. По вечерам молодежь собиралась в
школе и помогала учителям составлять
сводки по переписи.

Десять лет лежит между двумя перепи-
сями. Всесоюзная перепись населения
1937 года покажет и уже показывает, как
изменилась страна и ее люди за эти годы.
Примером может служить хотя бы моя
собетвенная жизнь. Бывший — Еолхоз-
нак, сейчае я студент Механико-маптино-
строительного института им. Баумана. Че-
рез пару лет буду инженером. .

Мне поручили вести работу в двух жи-
mux домах  Дангауэровекой слободы
(Москва). Один из них населен рабочими
завода «Компрессор», во втором—общежи-
тие строителей. Работа была очень слож-
ная. Большинство етроителей лишь недав-
но приехало в Москву и соетояло из пред-
ставителей различных национальностей.

Во всех квартирах меня встречали при-
ветливо и радушно. Почти всюду охотно и
толково отвечали на вопросы переписного
листа, часто детализировали ответы, об`яе-
няя, например, когда и где учились, по
каким причинам переменили род занятий,
когла женились или вышли замуж.

Иногда и я и мои товарищи в других
домах попадали в очень неловкое пюло-
жение. Bo многих квартирах фи 2 янва-
ря черодолжалась встреча Нового Тода.
Тостеприимные хозяева усаживали Hac 32
стол. Мы отказывались, на нас обижа-
хь.

Во время ‘обхода квартир я © грустью
убедился, что далеко не везде достаточно
знают о переписи. Домоуправления He T0-
заботились ознажомить свошх жильюв ©
основными залачами переписи, не раз’яени-
ли, как нужно отвечать на вопросы. Слел-
ствием этого кое-где были провокацион-
ные слушки. Одна старушка спросила, вер-
но ли, что верующих будут выселять из
Москвы. Естественно, что мне пришлось
взять на себя и роль пропагандиста.

Против ожидания никаких особых труд-
ностей опрос рабочих-националов не пред-
ставил. Они четко ориентировались B
вопросе о свободном выборе национально-
сти. В одной квартире произошел весьма
любопытный диалог. Я опрапивал молодо-
то рабочего, мордвина по национальности.
Он давно живет среди русских, воспиты-
вался в Пусской школе, отлично говорит,
читает и пишет по-русски.

— Ваша национальность?— спросил я.

— Русский,— ответил он быстро.

— Как русский, ты же мордвин!-—уди-
вился его товарищ. г

— Я родился  мордвином,— поправил
опраптиваемый.— Но сейчас гораздо большие
имею общего с русскими, чем с мордви-
нами. Могу я записать себя русским? —
обратился он ко мне.

— Конечно.

В другой семье Н встретился с не ме-
нее интересным случаем. Витаец женат на
русской. У них одиннадцатилетний ребенок.

— Как вы определяете национальность
ребенка?—спросил я.

Родители переглянулись. Затем отошли в
сторону и начали тихо совещаться. Нако-
нец, отец ребенка подошел ко мне и с00б-
щил результаты обсуждения: хотя сын

СЧЕТЧИК —ВСЮДУ ЖЕЛАННЫЙ ГОСТЬ

УФА, 4 января. (Корр. «Правды»).
Предварительное заполнение переписных
листов показало, что население Башкирии
сознательно относится к переписи. Счетчи-
ва встречают, как гостя, окружают всей
семьей, приглашают обедать.

Впрочем, там, где перепись недостаточ-
но была раз’яснена, ее пытается по-свое-

CUCINGTUKA

внешне и похож на китайца, но так. как
он родился в СССР, живет среди руссеих,
учится в русской школе, китайского языка
ие знает, а знает только русский, —роди-
тели решили записать его русским.

Инструкция о’ переписи гласит, что’ иж-
дивенцы относятся к той общественной
группе, в которой принадлежит липо, на
иждивении которого они находятся. В од-
ной ®вартире я попал в довольно затруд-
нительное положение. В семье двое детей.
Отец — служащий, мать — работница. 06a
работают и оба зарабатывают одинаково.
К какой категории отнести детей? После
небольшого обсуждения родители Havin
выход: как acto бывает, отец любят
больше сына, а мать дочку. Сына опреде-
лили к категории служащих, дочь—к ка-
тегории рабочих.

Среди строителей оказалось несколько
верующих. Они говорили об этом прямо и
откровенно, заинтересовавитиеь лишь, для
чего нужны эти сведения. Среди рабочих и
служащих верующих я не встречал. Одна
шестидесятилетняя старуха на вопрос о ре-
лигии ответила:

— Верила, сынок, верила. И в цер-
ховь ходила, и поклоны влала. А сейчас
не верю. Прожила я много и вижу, что не
на бога нахо надеяться, а на себя и с06е-
дей. .

Подавляющее большинство опрошенных
мною людей— грамотные. Несколько  не-
грамотных нашлось лишь среди стариков-
строителей, недавно приехавших в Москву.
Да и то почти все они пояснили, что сей-
час ликвидируют свою неграмотность. Сре-
ди рабочих не меньше половины имеют
законченное среднее образование. Много я
встречал людей и с высшим образованием.

Весьма показательны ответы о роде за-
нятий, В групне заводеких рабочих пре-
обладают металлисты высокой квалифика-
ции, у строителей — плотники,  маляры,
штукатуры. Чернорабочих почти нет.

Обходя квартиры, я, естественно, при-
сматривался, как живут люди. Живут хо-
pomo. Не было, кажется, ни одной комна-
ты, где бы я не встретил празднично укра-
шенной елки для детей. В рабочих квар-
тирах комнаты хорошо обетавлены, всю-
ду—полки и этажерки с книгами, а кое-
гле и книжные шкафы, Много музыкаль-
ных инструментов—гитар, гармошек, ман-
долин, скрипок.

Почти в каждой семье есть дети. Они.

постоянно вмешивались в беседу, непре-
менно хотели сами отвечать на касающие-
ся их вопросы и очень обижались, когда
за них отвечали родители.

Вчера я закончил работу “Ho предвари-
тельному заполнению ‘переписных бланков.
Последний день У меня ушел главным 9б-
разом на поиски 5—6 человек, которых
я никак не мог застать дома. На языке
счетчиков. такие люди называются «оетро-
дефицитными». Так, например, три дня я
гонялея за одной работницей и, наконец,
отчаявитись, приколол к дверям ее комна-
ты записку с вопросом; когда ее можно
застать. Она также запиской назначила
мне час.

Только так нам удалось свидеться.

С. КОВРИГИН.

Счетчик 123-го переписного отдела
Первомайского района Москвы.

MY ‹«разяснить» классовый враг. В Бала-
новеком сельсовете, Уфимского района,
распространили слух, что после переписи
закроют все ‘церкви. Поэтому, мол, спра-
шивают, кто верующий, кто неверую-
щий. В этом же районе председатель Чу-
вересского сельсовета Протасов запретил
секретарю совета Серякову быть инетрук-
тором по переписи.

завода имени Орджоникидзе

Сегодня повсеместно заканчивается пред-
варительное заполнение переписных  лИ-
стов. Завтра состоится самая перзпись, TO-
есть ечет населения. Миллионная армия
счетчиков начнет эту ответственную рабо-
ту с 8 часов утра и должна закончить ев
не позже 12 часов ночи,

6 января счетчики обойдут все жилые
помещения, проверят наличие населения,
заполнят перепиеные листы на вновь при-
бывших или пропущенных при предвари-
тельном обходе и вычеркнут из списков
уехавшаих или умерших.

В поездах (кроме пригородных) перепись
начнется сегодня, в 11 часов вечера. В.по-
езда сядут специальные бригады счетчиков,
которые, как правило, перенишут всех пас-
сажиров в течение одного часа.

На станциях и вокзалах перепись нач-
вется сегодня, в 12 часов ночи. Здесь бу-
лут переписаны все транзитные и. ожи-
дающие пассажиры. Лица, случайно ока-
завптиеся на вокзалах (провожающие, по-
купающие билеты и т. п.), будут учтены
по месту своего постоянного’ жительства.

В гостиницах перепись проводится зав-

МОСКВИЧИ _
ПОКАЗЫВАЮТ
ПРИМЕР .

На Пушкинской плотади, в Москве,
установлен стэнд с большим образцом пере-
писного листа и выдержками из. инструк-
ции о переписи. Москвичи останавливают-
ся У стэнда и делятся впечатлениями.

Вчера был предпоследний день предвари-
тельного заполнения. переписных листов,
Эта работа в столице фактически закончи-
лась. Первым завершил предварительный
обход населения Сталинский район. Не от-
ветили на вопросы лишь некоторые 06060
«неуловимые» граждане, хотя счетчики пб-
сещали их квартиры по нескольку раз.
Этих «неуловимых» счетчики будут ра-
зыскивать сегодня.

Истекиие четыре дня работы московских
ечетчиков  похазали их хорошую подготов=
ку. Случаи ошибок, неправильного запол-
нения переписных листов — единичны.

Во всех городских районах проходят со-
вещания участковых уполномоченных, ин-
структоров-контролеров и счетчиков. 0бсу-
ждаются итоги проделанной работы.

(Москва) М. Т. Игрунковского. Слева направо: М. Т.

тра рано утром, до того, как начнут рас-
ходиться жильцы. Сегодня вечером в кон-
торах гостинин счетчики внесут в пере-
писные листы только фамилии жильцов.

В родильных домах, больницах и других
лечебных учреждениях предварительное за-
полнение перепиеных листов будет прове-
дено сегодня. Перепиеной лист на больных,
состояние которых не позволяет опросить
их лично, заполняется на основании реги-
страционной карточки или записи в боль-
вичном приемном журнале. В этом случае
в графе о религии пишется: «не установ-
лено». При завтрашней переписи будут
учитываться только больные, находившие-
ся в лечебных учреждениях к 12 часам
ночи 5 января.

Активное участие в переписи — граж-
ланский долг каждого трудящегося СССР.
Население само должно притти на помощь
счетчикам — точно отвечать ‘на вопросы
перепиеного листа, создать такие условия
переписному персоналу, чтобы ни один
житель Советского Союза при переписи не
был пропущен.

ПО ГОРНЫМ ТРОПАМ
ЗАКАВКАЗЬЯ

ТБИЛИСИ, 4 января. (Керр. «Правды»}.
Сильный снегопад и метела в высокогор-
пых районах Грузии не помешали перепи-
си, Предварительное заполнение перепис-
ных листов идет весьма энергично. В се-
лах Ахалцыхокого района раз’езжают снаб-
женные всеми, материалами переписи, раз-
украшенные плакатами и лозунгамя агит-

‘грузовики, инструктируя местных счетчи-

ков преимущественно сельских учителей.

Хорошо организована перепись вы  Ад-
жарской республике. Выпавший в горах
снег глубиной более одного метра ве
остановил перепиечиков. В села Хулинеко-
то района инструктора и счетчики двину-
лись из Батуми на лыжах. Преодолев. два-
днать пять километров. пути в очень тя-
желых. условиях, инструктора и. счетчики
немедленно приступили к предварительно-
му заполнению опросных листов. Но Аджа-
рии эта работа выполнена на 75 проц.

Ряд районов Грузии, например, Телав-
ский, Абашекий, Кварельский и другие,
сообщил сегодня о завершении предвари-
тельной переписи. \

ИОГАНН ЗВАЛЬТЕР

Резервы «Гретьей империи»

Политика безудержной траты имеющих-
ся ресурсов, столь характерная для гер-
манского фашизма, политика, цель кото-
рой — подготовка войны, дает себя чув-
ствовать все более ошутительно. Накану-
не 4-летия своего пребывания у власти
фашистские заправилы начинают конкретно
ощущать, как обнажается дно того корыта,
из которого они кормились все эти годы
и которое вначале им казалось бездонным.

За эти годы исчез прежде всего золотой
запас Германии. 3a 4 года фантистского
режима германские банки потеряли в круг-
лых цифрах 1 миллиарл марок золотом.
Оставшийся видимый золотой запас Гер-
мании, составляющий сейчас около 150
млн марок, не может, конечно, считаться
резервом и недостаточен даже лля выпол-
нения технических функций по расчетам.
Межлу тем в войну 1914—1918 гг. Гер-
мания вступала с золотым запасом, пре-
вышавшим 2 миллиарла марок. Конечно,
можно и должно думать, что нарялу с ви-
димым золотым запасом имеется ете, не
показываемый в отчетах, тайный золотой
запас. Осенью прошлого года можно было
путем косвенных расчетов оценить этот
тайный запас примерно в 500 млн марок.
Однако с того времени утекло немало воды.
Платежный баланс Германии за 1935 год
показывает, например, дефицит в 102 мли
марок, неизвестно каким образом покры-
тый. Что касается 1936 гола, то реаль-
ный валютный лефипит Германии должен
быть оценен не менее чем в 30 млн ма-
рок ежемесячно. Ясно, что при таких усло-
PUAX тайный золотой запае расти не MOT
п таял. В конце 1936 г. фашистское пра-
вительство хелает судорожные усилия его
пополнить. В ноябре германскому населе-
нию было приказано. пох страхом жесто-
чайших взысканий, внести во казну всю
имеющуюся у него валюту и 30л0т0. В де-
кабре была введена смертная казнь за с0-
крытие от правительства иностранных цен-
ных бумаг, принадлежащих отдельным гер-
нанеким подданным. Каковы булут резль-
вые результаты этих мероприятии, сказать

трудно. Одно ясно: от хорошей жизни таких
законов не издают!

За эти годы угрожающе сократилея то-
варный запас Германии. Накануне прихо-
да фашистов к власти, в 1932 г., весь то-
варный запас Германии, включая сырье,
полуфабрикаты и готовые товары, оцени-
вался в 20: миллиардов марок по тогдаш-
ним ценам. № середине 1936 г. его оцени-
вали в 15 миллиардов марок по нынешним
ценам. Так как за это время общий индеке
оптовых пен возрое более чем на 13 прон.,
— сокращение товарного запаса Германии
за время фашистского режима приходится
оценивать примерно в 40 проп. Больше
всего пострадала при этом сокращении
сырьевая группа товарного запаса. В ва-
MOM деле, при почти удвоенном промышлен-
ном производстве по сравнению с 1932 г.
внутреннее производство сырья возросло
всего лишь на 40 проц., а импорт сырья
остался на уровне 1932 года. Сырьевые
затруднения все более выдвигаются на
первое место среди других хозяйственных
затруднений фашистской Германии. Жест-
кие меры по сокращению сырьевого по-
требления в различных отраслях промыпт-
ленности, конечно, не решают проблемы:
сырья от них не становится больше. Осу-
шествление  возвещенного в Нюренберге
«сырьевого плана» находится, в начальной
стадии. Реальной остается пока только одна
перспектива, а именно — приспособление
производства к уменьшающимея сырьевым
ресурсам, т. е. свертывание ряда отраслей
промышленности со всеми вытекающими
отеюла последствиями.

В меньшей степени сокращение товар-
ного запаса коснулось группы готовых то-
варов. Олнако и здесь много существенно
нового: периодически то одна, то лругая
товарная группа исчезает с рынка на не-
опрелеленное время, иногда она заменяет-
ея суррогатом, иногла ойа исчезает без
всякой замены. Давно уже, например, нет
на рынке вещей, изготовленных с участи-
ем пветных металлов, включая сюда и алю-
миний. Медленно, но неуклонно исчезают

в рынка изделия из натуральной шерсти,
за последнее время также из натуральной
кожи и хлопка, Исчезают резиновые из-
делия, мыло, краски и т. д. ит. п.

За эти годы резко ухудшилось состояние
продовольственных запасов Германии. На-
канунё прихода фашистов ‘к власти, в
1932 г., Германия ввезла из-за границы
свыше 10 млн тонн продовольствия. В
1935 г. ввоз продовольствия составил все-
то 5,9 млн тонн. Импорт зерна и жмы-
хов сократился за эти годы в 3 раза, им-
порт масляничных — почти в 2 раза. Рез-
кое сокращение импорта продовольствия
отнюдь не уравновешивалось ростом вну-
треннего производства. Наоборот. Урожай
зерновых, например, в 1936 г. при самом
оптимистичееком расчете составит 21,6:
млн тонн против 23,5 млн тонн в 1932 г.,
урожай картофеля—45,7 млн тонн против
47 млн тонн в 1932 г.

Последетвия этого резкого сокращения
проловольственных ресурсов страны пока
епе трудно учееть полностью. С декабря
1933 г. по декабрь 1935 г. Германия по-
теряла 801 тыс. голов рогатого скота,
1.764 тыс. свиней, 1.284 тые. кур, 670
тые. гусей, 802 тыс. уток. Если по рога-
тому скоту и свиньям потери составляли
5 проп., ‘то по птице убыль доходила до
24 прон. Летом 1936 г. была сделана по-
пытка ‘несколько увеличить поголовье сви-
ного молодняка. Неизвестно, во что обо-
шлаеь эта попытка, но она дала некоторые
результаты. В осени 1936 г. стадо свино-
го молодняка возросло. Однако падежды на
выкорм этого молодняка к весне 1937 г.
сейчас начинают таять. О мест поступают
свеления о начинающемея убое молодняка
из-за недосталка кормов.

Если плохо обетоит дело с кормами, то
не лучше положение м с ресурсами для пи-
тания населения. До прихода фашистов к
власти в оптовой торговле Германии и на
мельнипах всегда лежал запас зерна, со-
ставлявтай не менее 8 млн тонн. Это co-
ответствует примерно трехмесячной по-
требности страны в хлебе. В 1936 г. м

запасы составляют не более 1,3 млн тонн,
при чем, несмотря на все угрозы Геринга
и Дарре, поступление хлеба нового урожая
идет с роковой медлительностью и умень-
нгившиеся занасы приходится  поддержи-
вать ввозом зерна из-за границы, Как об-
стоит дело с ресурсами масла, яиц и мяса,
явно без комментариев, 0б этом достаточно
красноречиво говорит вводимая сейчае в
Германии карточная сиетема.

Сокращение золотого, товарного и про-
довольственных запасов Германии при дру-
тих условиях могло бы быть компенсирова-
во усилением внешней торговли. А как
обстойт дело с этим резервом «Третьей им-
перии»? Как известно, 80 проц. герман-
ской внешней торговли совершается на ба-
зе клиринга (система взаимных расчетов).
К концу 1936 г. оказалось, что Гер-
мания должна по клирингу почти 600 мил-
лионов марок, т. е. ухитрилась забрать
у других стран товаров на 600 млн ма-
pox больше, чем она пюставила сама.
Однако этот своеобразный внешний заем
был сделан Германией главным образом у
малых балканских стран, в Польше, в
Прибалтике, у сканлинавеких стран ит. д.
К середине 1936 г. все эти страны, нако-
вец, поняли, что германекий клиринг являет-
ся в сущности ловушкой для них, и начала
настойчиво добаваться от Германия размо-
раживания своей выручки з& товары, по-
ставленные в Германию и не оплаченные
ею. Совершенно очевидно, что возможности
использования клиринга суживаются. Bue
клиринга остается продажа товаров за на-
личные и в кредит. Это дает Германии
ежемесячно около 70 млн марок валютой
при валютных расходах, значительно пре-
вышающих 100 млн марок в месяц. Доба-
вочных ресурсов здесь, очевидно, тоже нет.

Конечно, «Третья империя» могла бы
существенно расширить рамки своего экс-
порта, если бы она несколько сократила
переработку сырья на вооружения. Именно
это сейчас усиленно рекомендуют англи-
чане германским ‚фашистам. Олнако, пе
товоря уже о всем прочем, какие это
могло бы дать результаты? Германский
экспорт совершается сейчас при помощи
экспортных премий, являющихея cyppora-
том девальвации марки. В 1936 г. фонх
экспортных премий превысит 1 миллиарл
марок, т. е. будет составлять несколько
более 25 проц. стоимости экспорта. Пер-

Всесоюзная перепись населения. Счетчик Ф. Я; Миссиорек (справа) заполняет опросные листы в квартире работника

Игрунковский, дети Галя и Женя,
Фото С. Коршунова.

ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ
ЗАПОЛНЕНИЕ ПЕРЕПИСНЫХ ЛИСТОВ

РОСТ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КИЕВ, 4 января. (Hopp. «Правды»).
Свыше 80 проц. населения Киева опропе-
но в первые три дня предварительного за-
полнения переписных листов. Жители
украинской столицы хорошо осведомлены
0 задачах переписи, и счетчики всюду
встречают полное содействие.

В переписи участвуют 3.547 счетчи-
ков и 590 инструкторов-контролеров.
В селах пригородной полосы перепись
производят 950 счетчиков.

По отдельным данным можно судить 0
сдвигах, происшедших за последние 10
лет. Так, счетчик тов. Оликер среди 166
человек, переписанных им, насчитал лишь
10 верующих. 0 росте украинской куль-
туры свидетельствуют многочисленные от-
веты граждан русской и еврейской на-
циональностей, назвавших своим родным
языком украинский.

Счетчик тов. Ракита насчитал среди
190 человек, переписанных Им, только
неграмотных, а со средним и высшим 0б-
разованием— 53. человека.

На первых порах выявилось немало
недостатков в работе счетчиков. Так, за-
ведующий 20-м перепиеным отделом Ле-
мешко и счетчик Вышкварок вызвали жи-
телей одною из домов в перепиеной
пункт, чтобы не затруднять себя
ходом квартир. Некоторые счетчики требо-
вали ответа на 5-й пункт перепиеного ли-
ста (о религии) ‘у детей, которые еще не
достигли 16-летнего возраста. .

Несмотря на запрещение разглашать
сведения переписи, некоторые счетчики
ходили по квартирам. в сопровождении уп-
равляющих домами, дворников и других
лиц.

т. Лильченко.
—o—

ПРЕСТУПНИКИ

ИЗБИЛИ СЧЕТЧИКА

СВЕРДЛОВСК, 4 января. (По телеграфу).
Вечером 2 января в колхозе им. ‚8 марта
(Режевской район, Свердловской области)
группа преступников избила счетчика
Александра Гладких. Переписные бланки и
другие материалы испорчены.

По делу об избаении Гладких арестованы
трое: Петр Дорохин, Михаил Бурков и Ва-
силий Язовских. Следетвые ведется пох
моим личным наблюдением и будет закон-
чено в ближайшие днм.

Заместитель прокурора
Свердловской области
Болдырев.

спективы на 1937 г. еще более мрачные,
так как в связи ¢ проведенной осенью
девальвацией ряда валют экспортную пре-
мию придется значительно повысить. При
таких условиях расширение  экепорта
равносильно повышению налога на экспорт.
А этому ставит довольно узкие рамки
внутренняя политика цен и накопления.
Эти рамки могли бы отпасть, если бы Гер-
мания в свою очередь девальвировала свою
валюту. Однако заправилы «Третьей импе-
рии» явно опасаются неопределенных по-
следствий этого шага, главным образом
внутри страны. Они затягивают его, сколь-
во могут, еще более осложняя этим свое
положение. В итоге внешняя торговля, как
резерв, пока-что тоже остается бесперснек-
THRHOH.

Чрезвычайно ярко сказывается исчерпа-
ние резервов Германии в финансово-кредит-
ной асти. До сих пор фашистам каза-
лось, что эта область таит в себе неисчер-
паемые резервы, и в фашистской литера-
туре укоренилось наивное представление,
что деньги — это самое последнее хело.
Горе-политики не понимали, что отноеи-
тельная ликвидность германского ленежно-
го рынка в первые 3 года фашистского
режима лишь в иной форме выражала
факт проедания имевшихся материальных
ресурсов. Финансовые затруднения немед=
ленно дали себя знать, как только мате-
риальные ресурсы кончились.

До сих пор фашисты не без труда, но
вее же продолжали завинчивать налоговый
пресс. Налоги и пошлины © 10 миллиардов
в 1932 г. поднялиеь до 15,5 миллиарда в
1936 г., при росте фонда заработной пла-
ты всего на 24 проц. Внезапное увеличе-
ние осенью 1936 г. налога на акционер-
ные общества было первым серьезным по-
казателем того, как сильно завинчен на-
логовый пресс. Полная невозможность вновь
открыто увеличить налоги с населения вы-
нудила правительство повысить обложение
акпаонерных обществ. Но это, как извест-
но, не может не отразиться на уровне цен.

Вончаются также и кредитные ре:
Вексельное обращение в стране за о
шистевого режима возросло на 8 миллиар-
лов марок. Этот прирост целиком состоит
из продленных военных векселей. Осталь-
ная часть вексельного портфеля также со-
стоит в большей своей части из этих век-

Люди
одною дома

Вдоль заснеженного переулка выстроп-
Toth несколько строгих, однообразных кор-
пусов. Обычные московские городские оврал-
ны. Вместе со счетчицей заходим в корпус
№ 3 (юм № 2, вюрй Кирпичный пере-
улок) и стучимея в двери квартиры пер-
вого этажа. С

Здесь квартира кузнеца Рязанцева: Хо-
зяина нет дома, он сейчас на работе. Жена
приглашает в светлую, уставленную\ 3е-
ленью и цветами комнату. На стене висит
ковер. Пока счетчица заполняет бланки,
хозяйка словоохотливо рассказывает о себе.
У нее 6 детей: четверо маленьких —в шко-
ле и яслях, двое старшетх работатют. Дочка
Валентина училась в техникуме. Но ей нло-
хо дается математика. Теперь она работает
на заводе и играет в Театре рабочей моло-
дежи. Будет актрисой.

Мы заходим в другую квартиру. Tyr
живут два брата Котлярские. Одти-—сту-
дент энергетического института. Второй—
токарь, но, кроме того, пишет рассказы
а учится в литературном институте.

В этой квартире все учатся. Сосед Вот-
лярских Савельев занимается на курсах
мастеров социалистического труда. ПТиро-
роков только-что окончил курсы мотористов

Когла мы выходим на площадку, счет-
чица жалуется:

— Вот везде так. Вы не знаете, как
трудно нам работать. Я третий раз обхожу
корпусе м все не могу застать многих дома.
Утром работают; днем учатся, вечером где-то
В театре выступают!

Дом заселен в основном рабочими ма-
шиностроительного завода Наркомтяжирома,
Но они одновременно являются способными
музыкантами, изобретателями, художника-
ми, литераторами, артистами, певцами,
спортеменами.

На плошадке лестницы мы встретили тов.
Гуревича. Он житель этого же корпуса.
Гуревича хорошо знает весь завод. Олин из
первых стахановцев, он был натражден 0р-
деном Трудового Красного Знамени и послан
на учебу в Промышленную академик.
А сын его — маленький музыкант, учится
играть на скрипке.

Мы заходим в квартиру № 196. Как
везде, хозяева гостеприимно приглашают в
комнаты. Обстановка сразу говорит, что
обитатель квартиры — любитель музыки.
На стене висят гитара и мандолина.
Хозяйка, Мельникова, — вдова-пенсионер-
ка, муж которой вею жизнь работал на
заводе «Серп и молот», рассказывает о
сыне. Николай Герасимович выступал в
Большом театре. Нет, он не артист. Ею
специальность — мастер-разметчик  колен-
чатых валов. Но вот любит и умеет играть.
Его и послали от Сталинского района па
показательный конперт самодеятельности.

В квартире № 200 супруги Полянские
торопливо готовят на кухне обед. Опи спе-
шат в началу замятий. Жена — в авиатех-
никум, муж — на диспетчерсвие курсы.

В корпусе № 3, о котором идет речь,
дали о себе предварительные сведения 410
человек. Из 262 взрослых 67 имеют срех
нее образование, 28 — высшее, пода-
вляющее большинство остальных учится.
В корпусе — 144 квалифицированных [3-
бочих и только 14 неквалифицированных.
Кроме своей основной работы, двое выету-
пают в театре, четверо учатся в музы-
кальных кружках, десятки ‘занимаются
спортом, учатся во всевозможных школах
и на курсах. Вее дети школьного’ возраста
посещают школы, маленькие ребята ходят
в детекие сады и ясли.

В 210-й квартире живет еще один 0рде-
HoHOcen——Cemen Иванович Панев, участник
тражданекой войны, награжденный орденом
Красного Знамени. Сейчас он служит кла-
довщиком и учится в школе для взрослых.

Почти каждый из тех, кто отвечал на
вопросы ‘счетчицы,— хороший стахановец.
Певцы, артисты, учащиеся умеют прекрасно
справляться с металлом у себя в цехе, Они
творчески работают и на заводе, и в шко-
ле, и в театре или художественной студия,

А. ШАРОВ.

селей, постепенно вытеснивших за 4 года
доброкзчественные коммерческие векселя.
Таким образом, кредитная система Герма-
нии до  чрезвычайности  загромождена
военными векселями, своеобразными №-
кументами, не поддающимися реализация,
Между тем к ней уже начинает пред’являть
требования промышленность. Промышаен-
ники все настойчивее требуют свои день-
ги из банков. Банки, отдавшие эти деньги
государству, в свою очередь давят на п9-
следнее, требуя консолидации  государ-
ственной краткосрочной задолженности. Me-
жду тем перспективы консолидации ухуд-
таются со дня на день. Вклады в сбере-
гательные кассы обнаружили резкую тен-
денцию к падению уже в 1935 г. В
1936 г., в связи с ростом цен, боязнью де-
ральвации и «бегством в вещественные
ценности», реальный приток новых вкла-
дов будет, вероятно, еще меньше. Что ка-
сается возможности консолидации за счет
накоплений промышленности, то следует
учесть, что начиная © прошлого года
идет глухая война между финансовыми 0р-
ганами и промышленниками, неуклонно
скрывающими свои прибыли от государства.
Германская буржуазия совсем не хочет от-
лавать свой «тайные резервы» Гитлеру.
‚ Такова общая картина резервов «Треть-
ей империи». Она не блестяща. А между
тем страна далеко еще не  подгото-
влена к большой  войне., Предстоит
еще решить проблему подготовки людских
резервов для большой современной войны и
необычайно трудную проблему обеспечения
большой войны сырьевыми ресурсами. (бе
задачи требуют времени и больших мате-
риальных ресурсов, никак не меньших, чем
те, которые были истрачены в первом пе-
риоде военной подготовки, Между тем Y
фашистского правительства нет ни Bpe-
мени, ни ресурсов. Затрулнения нарастают
быстрее, чем растет способность режима к
их преодолению. Вот почему так лихора-
дит вождей «Третьей империи». Вот поче-
му они бросатотся от просьб к угрозам и
от угроз к репрессиям внутри страны! Вот
почему они 5 международной своей поли-
тике мечутся между политикой шантажа
и полатакой блефа, с одной стороны, а ©
другой — между желанием начать внешнюю
авантюру и боязнью вызвать большую
войну.

Декабрь 1936 г. Лейпциг.

et

gil
ail

ast

go
ny
put
pri
abi)

и:
wi

wn

Apu

iD

ott