На-днях состоялея пленум Киргизского
обкома, созванный для обсуждения ‘поста-
новления ЦК ВКП(б) об обмене партийных
документов в киргизской партийной орга-
низации,

ЦЕ отложил. утверждение итогов обмена
в Киргизии в связи с тем, что уже после
окончания обмена документов вскрылись
грубые политические ошибки обкома,
своевременно He разоблачившего многих
контрреволюционных троцкистов, зиновьев-
цев”и их нособников.

Деятельность бюро обкома подверглась
на пленуме резкой критике за трусливое,
примиренческое отношение к врагам на-
рода. Гозюмов, Эрман, Зинкин, занимав-
шие ответственные посты в киргизской
организации, исключены из партии илолько
в последнее время. ‚

Участника пленума вскрыли корни
оптибок Виргизекого обкома. `Семействен-
ность, отсутствие самокритики внутри
бюро обкома, оторванность его oT Mace
привели обком к политической слепоте.
Секретари обкома тт. Белоцкий и Джиен-
баев проглядели контрреволюционную фи-
зиономию троцкистов Стамблера и Гозю-
мова, хозяйничавитих в обкоме, как у себя
дома.

Еще в январе 1936 года узкому кругу
работников обкома, в том чиеле и его
секретарям, было известно, что Стамблер—
тропкист, жулик, сознательно развалива-
ющий совхозы. От сигналов отмахнулись,
на жалобщика начались гонения, сняли
с работы другого человека, разоблачившего
Стамблера, об’явив ему строгий выговор
за склоку. После. разоблачения врага
у руководителей обкома на прошлом пале-
нуме не нашлось достаточно мужества
признать свою вину в этом позорном деле.

Дана политическая характеристика делу
бывшего секретаря Беловодского райкома
Гозюмова, скрывшего от партии свою при-
надлежность к контрреволюционной троц-
кистской оппозиции в 1927 году, прово-
дившего в беловодской организации троц-
KUCTCRY1 линию. Секретарь обкома
тов. Белоцкий, знавший лично Гозюмова
в течение ряда лет, проявил недопусти-
мую для большевика доверчивость и сле-
поту, хотя были сигналы о явном вреди-
тельстве Гозюмова. Шестнадцать месяцев
тянули дело  омерзительного последьииа
тропкизма, изучали, запрашивали, дове-
рили ему проверку и обмен партийных
документов, потому что у большинства

/
членов бюро обкома нехватило настойчи-
вости разбить доверчивость’ и’ политиче-
скую слепоту первого секретаря ‘обкома.

В большой етепени затрудняло разобла-
чение холуйское поведение «Советской
Киргизии», не раз поднимавшей. на щит
врага партии Гозюмова. Ero превозносила
не только газета. В вышедшей на-днях
броппюрке «Киргизская республика», на
странице 48-й, о Гозюмове пишут, как
о воспитателе колхозных масс. Автор
книжки — секретарь Киргизского обкома
тов. Белоцкий.

Пленум вменил в вину бюро и секре-
тарям обкома тт. Белоцкому и Джиенбаеву
засорение аппарата обкома непроверен-
ными “и  еомнительными работниками,
часть которых изобличена в покровитель-
стве троцкистам и связях ‘© ними (Гостиев,
Касымов, Ярекий, `Щебланов,   Васильев,
Парамонов). Бывший заведующий” сель-
скохозяйственным отделом обкома Ельцов
оказался замаскировавшимея  троцкиетом.
Сейчас они изгнаны из партийного аппа-
рата, но еще продолжает сидеть там гни-
лой либерал Цукерман, разваливший пар-
тийную работу на рудниках, прамиренче-
скм относившийея к явным вратам партии.

Пленум решительно осудил линию пове-
дения «Советской Киргизии», ее руковод-
ство (Туткин, Булла), которое усыпляло,
дезориентировало киргизскую партийную
организацию фальшивыми статьями в за-
щиту Гозюмова и приятелей Стамблера.

Редактор газеты Туткин выведен из 60-

става членов пленума обкома.

Из состава пленума обкома выведены
Уразбеков, как не оправдавший доверия
партийной организации, нарком земледелия
Ессеноманов и Лайт, снятый © работы

заведующего отделом руководяптих пар-
тийных органов постановлением ЦК
ВКП(б).

Хитро сплетенный тропкистокий клубок
только начинает раснутываться. (6 этом
говорят партийные собрания, прошедитие
в девяти районных организациях. В ряде
мест продолжается разоблачение замаскиро-
вавиихся врагов.

В ближайшие дни постановление ЦК
ВЁП(б) и решение пленума обкома будут
широко обсуждаться на пленумах город-
ских и районных комитетов и в первич-

ных организациях.
А. ТАБЕЙКИН.

ВОПРОСЫ КОНЮХА

КУЗНЕЦОВА

ИРКУТСК, 5 января. (Корр.
ды»). Задолго до собрания, посвященного
международному Положению, партком заво-
да им, Сталина собрал в цехах свыше двух
тысяч вопросов.

Вот записка конюха Кузнецова. Он ин-
тересуетея положением во многих госу-
дарствах. Китай: что нового в борьбе ки-
тайской Красной армии? Испания: кто и
Kak помогает законному испанскому пра-
вительству в ero борьбе с мятежника-
ми и фашистскими интервентами? Герма-
вия: когда дадут отпор бандитской поли-
тике германеких фаптистов? Позиция Авг-
лии? Военный бюджет Японии?

От внимания Кузнецова не ускользнула
‚и короткая информация о происках не-
мецких фашистов в Швейцарии. Он задает
вопрос: готовитея ли Франция к обороне
на случай нападения германских фаши-
стов на ее территорию через Швейцарию?

Вопросы конюха Кузнецова показывают,
с каким огромным вниманием, не упуская
«мелочей», следят рабочие за фактами ме-
ждунаролной жизни.

«Прав-

ОБСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

СВИСТОПЛЯСКА

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 5 января. (Hopp.
«Правды»). К секретарю парткома Днепро-
петровского металлургического завода им.
Хатаевича тов. ДАркадьеву явилась комис-
CHA: Е

— Мы из горкома, хотим обследовать,
как выполнено решение горкома о строи-
тельстве кислородной установки,

— Позвольте! — развел руками тов.
Аркадьев.—Вчера только работала у ме-
ня комиссия райкома по тому же вопросу.
Вот, пожалуйста, подробный акт обеледо-
вания.

Представители горкома не удовлетвори-
лись «актом и занялись новым «обеледова-
нием».

В соседней комнате сидели еще два об-
следователя: один—из горкома— проверял
постановку политической агитации, дру-
гой— из .Красногвардейского райкома—ин-
тересовалея работой партгрупи.

Несколько дней назад в том же парт-
коме был также курьезный случай.
Из горкома пришли обследовать, как пла-
тят членские взносы. Через несколько ча-
сов явился другой обеледователь—из рай-
кома — по тому же вопросу... `

ПРАВДА

НИТИ АЕ НГ СЕВА ЕЕ ВЕКЕ ЕЕ ТЕР КИЕВЕ ШУ

Троцкистские последыши

(От киргизского корреспондента «Правды»)

Западная граница Украины. Пограничный отряд полковника-орденоносца Ва-
лейко. Пограничаики заставы лейтенанта Федякина, увольняющиеся в долго-,
срочный отпуск, передают оружие прибывшей смене — молодым погранични-’
кам. На снимке: старый пограничник тов. Тихонов передает оружие молодому
пограничнику тов. Ррачеву.

Фото корреспондента «Правды» Т. Лильина,

‚В залах Исторического музея, в Москве,
до поздней ночи кипит работа по подготов-
ке к открытию Пушкинской выставки.
Сюда со всех концов Советского Союза, из
лучших музеев Москвы и Ленинграда по-
ступают ценнейшие материалы о жизни и
творчестве великого русского поэта. В
адрес выставки посылаются не только кни-
ги, автографы, картины первоклаесных ху-
дожников. Из десятков колхозов народные
мастера, для которых образ великого поэта
стал основным мотивом творчества, шлют
сюда картины, резьбу по дереву, художе-
ственные шкатулки.

Колхозпик В. А. Седов из села Илларио-
новка, Горьковской области, прислал напи-
санную им картину «Пушкин в ’избе кре-
постного крестьянина». Эта вещь, испол-
ненная маслом на полотне, вызывает заелу-
женные похвалы профессионалов. Хороший
портрет Пулкина’ прислал лейтенант Е, А.
Осталюв. Группа рабочих-художников заво-
да «Электросталь» написала 13 картин
пю мотивам пушканеких произведений,

Ответственный секретарь Всесоюзного
Пушкинского комитета тов. В. ®. Розмаро-
вич в беседе с сотрудником «Правды»
сообщила, что юбилейная выставка займет
весь второй этаж Государетвенното истори-
ческого музея. Выставка, которая откроется
11 февраля, расскажет о жизни Пушкина,
о роли/и значении его произведений в борь-
бе с самюдержавием, 0б отношенни Пулткина
к декабристам, о Пушкине ках создателе
литературного русского” языка и родона-
чальнике новой русской литературы.

Портретная живопись первой. половины
УГХ века воскресит людей пушкинекой по-

пройдет вся жизнь поэта, отраженная в ра-
ботах лучшах художников.^ В. витринах бу-
дут богато предетаваены ценнейшие архив=
ные материалы, подлинные рукописи поэта,
творческие автографы, письма, деловые бу-
маги, Этот отдел выставки замыкается 3a-
лом, рассказывающим трагическую историю
последних месяцев жизни поэта.

В нескольких залах выставки, будет по-
казано, как после гибели великого поэта
царское правительство продолжает борьбу
(« его прекрасным, неумирающим творче-
ством. Выставка продемонстрирует серию
цензурных дел, покажет искажение текстов,
разоблачит поддельные биографии поэта.
Значительное место на выставке зани-

ры. его друзей. и врагов. Перед зрителем

Всесоюзная Пушкинская
  выставка

мает третий раздел «Пушкин в Советском
Союзе». Здесь собраны материалы, харак-
теризующие заботу партии и’ правительства
о широчайшем использовании наследства

А. С.. Пушкина, о том, как растет любовь

KR великому поэту, как образ ero становится
близким и дорогим для школьников и взро-
слых, для рабочих и колхозников, для всех
народов нашей родины. }

Кроме организации Всесоюзной Нушкин-
ской выставки, по постановлению Совнар-
кома СССР осуществляется ряд других меро-
приятий в ознаменование столетия co AHA
смертям поэта. Во Всесоюзном Пушкинеком
комитете сейчас проводится большая рабо-
та по подготовке к строительству памятни-
ков, монументов, установлению мемориаль-
ных досок, созданию музеев в местах, CBA-
занных ¢ жизнью Пупкина. Скульпторы
Лишев, Манизер, Меркуров, Синайский,
Чайков, Шадр и Шервуд работают над про-
ектами монументального памятника, кото-
рый должен быть установлен в Ленинграде,
Уже готов проект памятника для установки
на месте дуэли поэта (Черная Речка).
В пушкинским дням этот памятник должен
быть открыт.

В Москве и Ленинграде, в Тбилиси, Гур-
зуфе, в селе Болдино (Горьковская область),
в бывшей усадьбе Давыдовых в селе Ва-
менка (Киевская область), в которой был
штаб декабристов «Южного общества» и где
бывал Пушкин, устанавливаются мемо-
рнальные доски.

В Ленинграде, в доме на Мойке, в пуш-
кинеким дням будет открыт музей «Послед-
няя квартира Пушкина». Кабинет поэта,
восстанавливается по возможности в TOM
виле, в каком он был при жизни Пушвина:
В Пушкинском заповеднике (с. Михайлов-
ское, Калининской области) достраивается
новое здание для музея,

Приведена в порядок могила поэта в
Пушкинских горах. В Михайловском, Три-
гореком и Петровском раечищены парки и
пруды. В Детском Селе будет отремонтаро-
ван бронзовый памятник «Пушкину-лицеи-
сту». В Яропольце, в доме, принадлежавшем
Тончаровым (родители жены поэта), воеста-
новлена-комната, в которой останавливался
А. С. Пушкин. На станцаи Триторское, че-
рез которую будет проходить поток экскур-
самтов к Пушкинскому затювехлнику, в
1937 году будет построен новый вокзал.

=
ЕЕ Е ЕЕ НЕЕ я

lao

6 ЯНВАРЯ 1937 Г., № 6 (6972)

ЕЯ

Академик И. БАРДИН

Мечты инженера

В дни, когда тяжелая индустрия Совет-
ского Союза блестяще завершает вторую
сталинскую пятилетку, хотелось бы приот-
крыть страницы будущего нашей страны.
Хочется взглянуть на СССР тех дней, когда
он создаст сильнейшую в мире металлур-
тию./ обогнав СПА.

Мощность американской металлургии се-
годня почти втрое превышает. мощность
советской. Обогнать Америку! Сегодня—это
мечта. Но разве в нашей стране далеко от
Мечты до реальности? Разве Сталинская
Конституция не дала ярчайший историче-
ский образец чудесного осуществления меч-
ты миллионных народных масс, мечты ге-
ниального Ленина?

Производительные силы, находящиеся в
распоряжении человечества, = неизмери-
мы,—писал Фридрих Энгельс. В капитали-
стических странах производительные силы,
захваченные кучкой магнатов, должны,
словно горная река, искать выхода свое-
му течению через пороги анархии, кризи-
са, спекуляции. Их ломают, задерживают,
насилуют, коверкают,— в конце концов
они костенеют. В социалистическом обще-
стве производительные силы, являясь до-
стоянием народов, свободно развиваются на
благо общества.

Советский Союз уже показал всему ми-
ру, что такое социалистическая система.

Наши новые металлургические, мапгино-
строительные, медеплавильные, химические
и иные заводы по своему техническому во-
оружению. не отстают от лучших совре-
менных американских, не говоря уже о
немецких. Средняя мощность наших но-
вых и реконструированных доменных и
мартеновских печей больше, нежели в Аме-
рике и Германии. Недавно мне пришлось
проезжать по железным дорогам Германии,
Франции и Полыни. Было приятно видеть
и чувствовать наше превосходство в раз-
витии подвижного состава железнодорожно-
то транспорта. У нас, как массовое явле-
ние, — большегрузные вагоны, автомати-

ческая сцепка, тяжеловесные составы.
В США меня нисколько не удивила
борьба американцев между с0бй —

строить или не строить мощные  гидро-
электростанции. Им они не под силу! Нет
средств против конкуренции владельцев
паровых электростанций.

Конечно, нам еще многое нужно для т0-
го, чтобы использовать новую технику до
дна, чтобы превзойти уровень производи-
тельновти труда передовых ‘капиталисти-
ческих предприятий, но в темпах разви-
tan CCCP давно обогнал капиталистиче-
ские страны,—это знает весь мит,

x * ®

...Я предетавляю себе время, когда пер-
вое место в мире принадлежит сильнейшей
металлургии Советского Союза. Уже давно
далеко позади осталась Германия, теперь,
наконец, позади и Америка. Советский
Cows построил 40 новых доменных печей
©’ годовой производительностью в о один
миллион тонн каждая. Успешные опыты
советских инженеров привели к повсемест-
ному использованию для доменного процес-
са кислородного дутья, введению в домны
для ‘ускорения плавки коксового rasa. OT
этого резко улучшились коэффициенты ис-
пользования полезного 0б’ема доменных пе-
чей. >
Большое наличие в СССР руд с низким
содержанием железа привело к пирокому
использованию углеводорода и углерода, как
средства прямого восстановления желёза из

руд. Железо получается без домны.

У советской металлургии около шести-
сот мартеновских печей, В последние го-
ды СССР строил только огромные, пяти-
соттонные мартены. Это дало возможность
выплавлять 80 миллионов тонн стали в
год. Основным видом проката становится
жидкая прокатка стали, тонкий лист. По-
средством электросварки ему придаются
различные профили — формы. Широко вне-
дрены электрификация и автоматизация.

Вторая угольно-металлургическая база
на Востоке давно создана. Кузнецкие заво-

ды дают несколько миллионов тонн чуе
гуна.

Идея великого русского ученого Менде-
леева 0 подземной газификации, в своб
время поддержанная Лениным, нашла ши-
рокое применение. Уже не только в Дон-
бассе, Кузбассе, но и в других угольно-
металлургических районах страны по тру-
бам на многие сотни километров идет газ
высокой калорийности.

Геологические разведки на Дальнем Во-
стоке, в Красноярском крае, в Восточной
и Западной Сибири, на ‘Урале, Кавказе,
Казахстане, на Севере и в других районах
страны обнаружили новые источники гор-
ных богатств, ставшие уже сырьевыми 0з-
зами промышленности,

Обилие металла! Производимые в стра-
не 60 миллионов тонн чугуна и 80 мид-
лионов тонн стали поглощаются целиком,
Это вызывает новый технический перево-
рот в социалистическом хозяйстве.

Металл проникает всюду. Он вытесняет
из, производства и сохраняет в пользу че-
ловечества мощные массивы леса.

Ложатся во всех направлениях страны
новые. десятки тысяч километров железных
дорог.

Новые города соединены © центрами и
между собой электрифицированными же-
‘лезными и шоссейными дорогами. Послед-
ние неизмеримо выросли благодаря вели-
чайтему распространению автомашин.

Металл вкладывается не только в паро-
возы, электровозы, в вагоны, троллейбусы,
автомобили, тракторы, в машины, в щахт-
ное оборудование. Из металла создаются
гигантские оросительные системы. Широко
развивается в городах и селах строитель-
ство железо-бетонных домов и бытовых уч-
реждений. Металл— товар широкого по.
требления, предмет быта.

Новые открытия залежей бокеита, ис-
следования глин привели к широкому pas-
Битию алюминиевой промышленности. В
Америке алюминий соперничает с ^желе-
20м — конкурируют капиталисты. У нас
алюминий дополняет железо.

Несмотря на все поднимающуюся добы-
чу нефти на Юге, Урале, в Башкирии и
Сибири, наличие металла позволило со-
здать угленерегонные заводы, увеличиваю»
щие количество нефти.

После мощной Вамской — гидроэлектро-
станции выстроены большие станции на
Ангаре, Енисее, Томи и других реках...

Сопиалистическое общество, не знающее
противоречий, не знающее преград и рога-
ток для своих производительных сил, ра
цветает. {

* * * \

Это будущее недалеко. Естественные @-
гатства нашей страны. огромны. Творческие
силы трудящихея безграничны. Опыт
строительетва накоплен достаточный. Мно-
гому научили нас’ американские темпы, но
они теперь нас уже не удивляют.

Третья и четвертая сталинские пяти-
летки совершат чудеса. Будем строить но-
вые, совершенные, рассчитанные ‘на мас-
совое производетво, предприятия. Будем
строить быстро. Страна исключительной“
плановости. и -сониалистического расчета
должна и может показать мировой образец
кооперирования заводов, максимально-ра-
ционального использования оборудования.

25 лет назад я жил в Америке. Тотда
считалось, что в Америке находится 200
миллионов тонн металла в заводах. желез-
ных дорогах, мостах, паровозах, вагонах,
машинах, автомобилях, предметах быта. В
1936 году я снова ‘побывал в Америке. В
работе заключен уже миллиард тонн ме-
талла. За четверть века — увеличение в
пять раз. У нае в Советском Союзе метал-
ла— 100 миллионов тонн. Но нам не ну-
жно для миллиарда тонны десятков лет аме-
риканских темпов. Путь к миллиарду тонн
металла для нас гораздо ближе. Социали-
стическая страна, руководимая. великим
Сталиным, пройдет этот путь гораздо
быстрее.

Оталинек.

КАРРИО

wS

Гринадцатый...

В полумраке китайской пивной глаза си-
дящего против меня низкорослого худого
юноши светятся. как тлеющие угольки,
Мутный свет керосиновой лампы ложится
тусклыми бликами на его выдающиеся ску-
лы и жесткие черные волосы. Его лино
казалось бы слишком суровым для двадца-,
титрехлетнего парня, если бы не мягкая
улыбка, играющая на его губах. Движением
руки он отстраняет стоящую между нами
бутылку дешевого местного нива и ударом
ладони по столу как бы бросает вызов:

— Да! — говорит он возбужденно, —

11 сентября я заявил подполковнику Ива-

мото: возвращайтесь сами в вашу хвале-

‚ную империю и в созданный вами «земной

рай» — Манчжоу-Го! С меня хватит рай-

_ ских яблок, которыми вы меня угощали и

которые почему-то имели вкус прогнивше-
то проса. Теперь я хочу остаться здесь.

Нас было 13 человек, взятых в плен за
то, что мы, как волки, ворвались на землю
Монгольской Народной Республики, — пусть
сейчас возвращаются двенадцать, раз у вас
есть желание воспользоваться соглашением
06 обмене пленными. А я хочу остаться в
стране, которая, правда, не находится пох
покровительством богини Аматаресу и даже
не называется «земным раем», но в кото-
рой меня не будут таскать за шиворот и
бить по зубам только за то, что я кореец.
Передайте им там, что ефрейтора Канинеку
больше не существует. Передайте от меня
привет полковнику Сайто и скажите, что
ему следует поискать других молодцов, ко-
торые согласятся «подставить свою голову
под пули монгольских пограничников — не
то во славу японского императора Тэнно,
не то ради манчжурского имиератора Пу И,
не то ради лишней звездочки на погонах
полковника Сайто. А на меня ему больше
не следует раесчитывать!..

Вы хотите знать, почему я пришел
к этому выводу? Вы не были в Корее?
Жаль! Это — прекрасная страна. Вы убе-
дились бы в том, что страна эта и впрямь
могла бы быть «страной утреннего спо-
койствия», если бы каждое утро не начи-
налось так, как, помню, начиналось оно

У нас в деревне, когда еще был жив

мой отец и я жил с родителями.

В нашей деревне Сейсо-ри пятьдесят
дворов, и на рассвете вы могли бы видеть,
как из всех глинобитных, крытых гнилой
соломой хижин выходят крестьяне — муж-
чины, женщины, дети— почти голые, с де-
ревянными сохами или мотыгами на пле-
чах. Они спускаются к заболоченным риео-
вым полям. Запруды в канавах открывают-
ся, воду спускают е полей, и обнажается
жирная, черная, почти жидкая почва. По-
крытую удобрениями еще с весны, ее те-
перь снова вспахивают и сюда приносят
рисовую раесаду, на которой уже появился,
третий лист и которую до этого выхажи-
вали два месяца от зари до зари. Стоя вы-
ше колен в жидкой грязи под жарким солн-
цем, окруженные роями москитов, мы вты-
каем каждый пучок рассады в болотиетую
почву, обкладывая его со всех сторон илом.
Изо дня в день мы работаем до глубокой
ночи — мы очень спеним, чтобы солнце
не убило молодые побеги, пока их не
покрыла снова вода. За лето четыре раза
мы делаем прополку всего поля. В сентя-
бре оно становится медно-золотистым.

Перед тем как приступить к жатве, к
молотьбе и обдирке, отец посылает меня на
станцию к гоеподину сыяму (управляю-
щий), и я приглашаю его пожаловать на на-
ше поле. Он приходит в длинном белом ха-
лате е черным маленьким цилиндриком,
укрепленным на макушке его прически.
Выбрав такой. угол поля, гле рис самый
густой. он велит для пробы обмолоть уро-
жай с этого участка и затем взвептивает на
самодельных весах полученный рис. После
этого он вежливо прощается с нами и ухо-
дит. Тогда мы. вее возвращаемся в свою хи-
жину, садимея вдоль стен, и отец мой, хотя
он не был очень силен в науках, приету-
пает к подечетам.

Отец долго считает и, наконец, говорит,
что после уплаты налогов, арендной плз-
ты, за воду и удобрения у нас останется
рису на 18 иен.

Но расчет этот оказывается не совсем
правильным. Когда рис уже упакован и

доставлен на станцию господину управляю-
щему, оказывается, что он провеян недо-
статочно чисто, Управляющий шееть раз
пропускает его через веялку, и тогда’ ока-
зывается, что вес его опять уменьшилея и
нам надо добавить риса еще на 21 иену.
Столько У нас нет, но управляющий, забрав
оставшийся у нас рис, согласен записать
3 иены в книгу, которая лежит у него в
конторке из черного лакированного дерева.
Довольные, мы выходим от управляющего,
ибо, хотя риса из всего урожая у нае не
осталось ни зернышка, но зато никто не
булет покушаться на нашу просяную по-
хлебку. С просом и белой редькой про-
живем до лета.

И, может быть, так могло бы продолжать-
ся еще долго, если бы в лело не вмешалась
богиня Аматаресу — небесная  покрови-
тельница Японии. Дело в том, что в 1933
голу она послала Японии раннюю весну,
дождливое лето и солнечную осень. Уро-
жай риса был в Японии хороший, и цены
на корейский рис смльно упали. Полетели
к чорту не только все расчеты моего отна,
но даже нашего помещика, жившего в го-
роде, и гоеподина сыяма — управляюще-
го, проживавшего на станции. Оказывает
ся, земля уже давно была у них заложе-
на, и теперь они неё могли больше вносить
проценты в банк. Тогда «Восточное коло-
нНизационное общество» за долги отняло
У них. землю и взялось само взыскать
арендную плату и долги се крестьян.

жж *

Начались мои мытарства. Притилось . по-
кинуть деревню, искать работу. Не только,
чтобы прокормиться, но и помочь отцу вы-
путаться из долга.

Однажды, бродя по улицам Хейдзио, я
увидел на стене дома большое об’явление.
Это было воззвание японского союза мол-
дежи «Сейнендан», в котором говорилось,
что Манчжоу-Го заботами японцев превра-
щено в земной рай, где каждый может 06-
рести спокойствие, легкую работу, сытую
жизнь и хороший заработок.

Через несколько дней я уже стоял в оче-
реди перед комнатой дежурного чиновника
японской консульской полиции в Мукдене
в длинном ряду других безработных япок-
цев и корейцев, приехавитих искать счастья
в «земном раю». Но пока очередь дошла до
меня, я уже успел узнать, что единствен-
ное предложение, которое могут здесь сде-

военные поселения. Здесь же, в коридоре,
толкалось несколько корейцев, уже нпобы-
вавших в этих поселениях. Они рассказа-
ли мне, что поселки создаются на землях,
насильно отнятых у китайских крестьян, и
поселенцам приходится почти все своп си-
лы тратить на борьбу с китайскими кре-
стьянами-партизанами. А поля между гем
остаютея незасеянными или неубранными,
поэтому колонисты при первой возможно-
сти бегут из поселков. Услышав это, я вы-
шел из очереди.

Двадцать суток искал я какой-нибудь
работы в Мукдене. Но работы не было.
«Земной рай» оказывалея непохожим на
мои представления о нем. Через двадцать
суток деньги у мёня кончились, я понял,
что выбирать больше мне нельзя и возвра-
титься обратно в Корею я тоже не смогу,
потому что денег на железнодорожный би-
лет нет. Тогда я принял предложение, ко-
торое показалось мне наиболее выгодным
из всего, на что я мог рассчитывать: я по-
ступил в сформированный в Мукдене учеб-
ный автотранспортный отрял при японской
воинской части. Нам давали в нервый
год службы, пока еще мы училиеь, —
паек, обмундирование и 8 иен в месяп,
а со второго года службы, когда мы етано-
вились самостоятельными водителями ма-
шин, -— 40 иен в месяц.

В течение года я училея  шоферекому
делу и каждый месяц переводил отцу
8 иен. Так прошел почти весь 1935 год, и
я считал, что долг моего отпа уже почти
погашен, когла из письма, полученного от
моей старшей сестры из Хейдзио я узнал,
что отец мой, работая в поле, простудилея
и`умер, что хозяйство наше должно быть
ликвидировано и мать моя должна пере-
ехать с двумя младшими детьми в сестре
в Хейдзио. Сестра просила меня приехать
в деревню. чтобы устроить дела семьи.

Я пошел к своему начальнику янонско-
му унтер-офицеру Яно и, показав ему пись-
мо сестры, попросил двухнедельный от-
пуск. Яно позеленел от злости и закричал:

— Ты, грязная корейская свинья, емв-
ешь после того, как мы год обучали, кор-
мили, одевали тебя, ‘накануне оконча-
ния школы и отправки на границу про-
сниться домой?

И, размахнувшиеь, он ударил меня по
зубам. Поеле этого он взял меня за шиво-
рот, повернул к себе’ спиной и дал мне ко-

лать, — это отправиться в организуемые   леном такой пинок, что я отлетел в проти-
на советско-манчжурской границе японскив   воположный угол казармы.

— Хорошо, — сказал я себе, — поедем   вая руками. Под’ехав к нам, он закричал:

на границу.

И Яно, действительно, оказался прав.
В декабре нам устроили экзамен, и затем
30 окончивших школу военных шоферов
были отправлены в Хайлар, получив ефрей-
торекую звездочку на погоны.

Хайларе мне пришлось пробыть всего
три месяца. В первых чиелах марта 1936
года в казарму нашего автобатальона при-
шел как-то утром капитан Юро, выстроил
нас посреди двора и сказал:

— Теперь вам предстоит послужить им-
ператору. Вы отправляетесь с экепеди-
пней для обследования монгольской границы.
Монголия — это дикая страна, там нет ни
дорог, ни оборудованных помещений для
остановок, возможны нападения на нас со
стороны ликих монголов. Поэтому приведи-
те в норядок машины и оружие и будьте
готовы выполнить свой долг.

Утром мы выехали колонной в двадцать
две грузовые машины. На каждой было по
15 японских солдат е пулеметом. Экспеди-
цию возглавлял полковник Сайто, который
сидел в легковой машине. Мы ехали двое су-
ток, первую ночь ночевали в, каком-то мо-
настыре, вторую — в степи. На утро
третьего дня, перед выездом, было приказа-
но рассеяться, и машины пошли на расстоя-
нии полукилометра одна за другой. В 7 ча-
сов утра мы проехали какие-то кучи кам-
ней, на которых были воздвигнуты столбы
с непонятными надписями. Я сказал сидев-
шему рядом со мной капитану Юро, что
это, наверное, и есть граница и дальше не
следовало бы ехать, но он ответил мне:

— Знай свое ‘дело! Поезжай, куда при-
казывают.

Вдруг впереди, километрах в трех от
нас, мы услышали стрельбу. Капитан Юро
приказал всем изготовиться, и мы поехали
дальше. Наша машина шла одной из послед-
них, и, когда мы обогнули бугорок, я уви-
дел, что другие машины стоят пустые. а
солдаты рассыпались цепью в. километре
впереди от них и стреляют в- какую-то
группу кавалеристов. Я поставил свою ма-
шину рядом © другими, а’ солдаты, кото-
рых я вез, вместе с капитаном Юро побе-
жали вперед. Примерно на чае обе rpyn-

пы — японские солдаты и монгольские ка-

валеристы — скрылись из поля нашего
зрения: их заслонил холм, за который япон-
цы теснили монголов. Но вскоре на дороге
показалась легковая машина полковника

Сайто, в ней стоял его помощник, подпол-

ROBHEK Ивамото, и кричал что-то, размахи-

— Подавайте машины! Быетро!

Сам он пересел в мою машину, и мы по-
неслись к полю боя. Здесь я увидел, чт
число монгольских кавалеристов увеличи-
лось втрое, а японцы отступают в долину,
отстреливаясь ‘из пулеметов ‘и винтовок.
Добежав до машин, японцы быстро потру-
зилиеь, но вместо того,, чтобы уезжать 00-
ратно той же дорогой, которой мы приеха-
ли, Сайто отдал команду обогнуть в
юга лежавший перед нами холм, желая, оче-
видно, зайти в тыл монголам. Тем самых
он приказал еще больше  углубитьея на
монгольскую территорию. Не знаю, чем бы
кончилось все это, если бы неожиданно из-
за холма не показались летящие очень
низко над землей два’ самолета. Увидя их,

_“Сайто тотчас же приказал открыть по BUM

огонь. Машины остановились, и началась
беспорядочная пальба из пулеметов и вин-
товок. Но самолеты, сделав над нами круг,
также открыли по нашей группе пулемет-
ный огонь. И тогда только Сайто закричал:

— Назад! Все за мной!..

Машины стали поворачивать ‘и одна
за другой уходить на север. Я тоже вклю-
чил скорость, но в: этот момент услышал,
как застонал подполковник Ивамото, ко-
торый сидел рядом со мной: пуля с с4-
молета пробила ему ногу. Я поднял голо-
ву — самолет летел совсем низко над на-
ми, а шагах в двухстах от нае карьером
неслись монгольские кавалеристы. И т0-
гда я принял решение: отпустил газ, выжал
конус, затормозил машину и вышел из
своей кабины. Через несколько минут мон-
гольские кавалеристы окружили нас...

..Так я попал в плен. А во что превра-
тилея для меня плен — вы знаете. Плен
стал моей школой. Я увидел здесь, что
«дикари», которыми нас пугали, — это ‘лю-
ди, которые хотят жить мирно и которые
умеют жить так, что поля их страны 16
орошаются кровавым потом народа. Улицы
их городов не наполнены нищими и бродяга-
MH, они остаются хозяевами плодов своего
труда, и монгол, а китаец; и кореец созна-
ют здесь себя гражданами свободной стра-
ны. И я решил: чем взращивать рис на
полях Сейсо-ри для «Восточной колонизаци-
онной компании», лучше я останусь здесь.

Поэтому при обмене пленных я попро-

сил подполковника Ивамото передать под-.

ковнику Сайто привет от тринадцатого
пленного, которого он недосчитается при
перекличке...

Улан-Батор, декабрь 1936 г.

и

I

I
I
J

; =

“sort

ee