a)

i

ti

Li

{31

Пролетарии всех ‘стран, соединяйтесь?
Всесоюзная Коммунистическая Партия (больш).

р

Орган Центрального Комитета и МК ВКП).

№71 (6913)

7 января 1937 г., четверг

ЦЕНАТО КОП.

СЕКОДНЯ В

Всесоюзная перепись населения. В. Со-
ловьев — Нет старой окраины! К. Горбунов —
В колхозе. Б. Горбатов — В гостинице «Мо-
сква». Л. Хват, А. Шаров — Жители одного
поезда (3 и 6 стр.).

Декада грузинского искусства в\ Москве   ников (4 стр.).
(2 и б-стр.). ` ;

60.000 we
(1 стр.). See er АИ He Менее!   зяйством (4 стр.).

Яков Чайковский — Мои рекорды (1 стр.).

СТАТЬЯ: Чжан У — Экономическая база
нанкинского правительства (2 стр.).

>=

онаменательная
декада

Декада грузинского искусства в Москве
еще раз хемонстрирует братское единство
народов нашей великой родины, чолное ра-
венство, свободу и процветание всех рес-
публик, составляющих могучий, несокру-
шимый Советский Союз.

Кажлая из одиннадцати братских рес-
публик замечательна и прекрасна по-свое-
му, кажлая лорога всему 170-миллионному
советскому народу. Старшей среди равных
являетея Росснйская Советская Федератив-
ная Сопналистическая Республика. Она по
праву занимает первое и почетнейшее ме-
сто в советской семье народов. Особой сим-
патией, как любимейчая ‚дочь, окружена
и Грузинская Советская Республика. Не-
даром в народе ее прозвали жемчужиной
Советского Союза. Кто хоть раз побывал в
этой чулеснейшей стране, тот навеки вос-
пылал любовью к ее чарующей природе, к
ее древней культуре, к героическому и
жизнералостному народу.

Для советекого тражданина названия го-
ролов н районов Грузич— Тбилиси, Кутаиси,

Те же самое произошло и с другими
театрами и с0 всеми видами грузинского
искусства. Драматические театры созда-
ли замечательные спектакли. С некоторы-
ми из этих спектаклей москвичи уже име-
ли возможность ознакомиться во время га-
стролей театра им. Руставели в Москве.
Одновременно на сценах театров Советской
Грузии появились пьесы Шекспира, ^ Шил-
лера, Мольера, появились русские класси-
ческие пьесы. <;

Культура: национальная по форме, сациа-
листическая по содержанию!-— этот больше-
вистский тезис лает возможность искусству
каждого народа приобрести всю яркость на-
пиональных красок и наполняться подлин-
но народным солержанием. Мы неё прием-
лем такого, с позволения сказать, искус-
ства, которое увешано звонкими побрякуш-
ками снаружи, но пусто внутри. Нарол
требует  полнокровного, содержательного
искусства, стремящегося к наибольшим вы-
сотам мастерства. Только такое искусство
может волновать массы и заслужить 070-

60.000 тонн стали
в сутки-не менее!

Наши металлурги — донецкие сталевары — явились инициаторами
развертывающегося по всей стране социалистического соревнования
на лучшую работу в 1937 году. С инициаторов, с передовиков —
всегда больше спрашивается. Металлурги, стало быть, должны пер-
выми осуществить свое социалистическое обязательство — выплав-
лять 60.000 тонн стали в сутки. Этим мы завоюем первое место в Ев-
ропе; по выплавке стали и еще выше поднимем обороноспособность
нашей страны.

Соревнование на выпуск 60.000 тонн стали и‘45.000 тонн проката
началось еще в сентябре прошлого года. Это соревнование помогло
увеличить производство металла, оно вырастило Макара Мазая, оно
выдвинуло в Донбассе 75 сталеваров-стахановцев, перекрывших
технические мощности мартенов. Но тем не менее в прошлом году ни
один ‘завод, в том числе гиганты металлургии—Макеевский им, Ки-
рова, Магнитогорский им. Сталина, Днепродзержинский им. Дзер-
жинского, Кузнецкий им. Сталина — взятых на себя обязательств не
выполнили.

Письмо донецких сталеваров и обращение тов. Орджоникидзе
всколыхнули работников металлургии. Тов. Орджоникидзе предло-
жил на всех металлургических заводах совместно со сталеварами на-
метить конкретные мероприятия по каждой печи для увеличения вы-
плавки стали. Как видно из опубликованных во вчерашнем номере

В. Ворыгин — Город с ‘разваленным хо-

А. Сергунов — Шпионаж, диверсионные ак-
ты, убийства—документы о подрывной рабо-
те Гестапо в Чехословакии (4 стр.).

Сухуми. Гори. Батуми, Кахетия, Мингре-
лия — звучат как названия родных горо-
лов п районов. Нетрудно ‘поэтому по-
HATh TOT энтузиазм и радость, е ко-
топой встречают москвичи  представите-
лей искусства братской респубяяки.
 Аплодисменты и овации, гремевшие в эти
дни в Большом театре Союза ССР, выра-
жают настроения всей страны, выражают
интернациональные чувства, воспитанные
в патем народе коммунистической партией.
Н представителей грузинского искусства
есть за что поиветствовать, тут есть чем
восторгаться. Они показывают. блестящие
образцы огромной художественной вБульту-
р ея лесть всей советской стране.

стория ‘трузинской культуры наечиты-
рает тысячелетия. Достоверно установлено,
что еше за несколько веков до христиан-
ской эры грузанские племена населяли во-
сточную часть черноморского побережья п
поллерживали тесную связь с древней Гре-
цией. Христианство в Грузии распростра-
нилось почти в олно и то же время, что
п в Римской имнерии. Следовательно, уже
в то время Грузии была свойственна пе-
реловая культура.

Bee stu факты необходимо вспомнить,
чтобы понять жизнеспособность и  устой-
чивость культуры грузинского народа. На
протяжении тысячелетий Грузия полверга-
лась многочиеленным вражеским напте-
ствиям. Многое пришлось испытать этому
тероическому наролу. Но и в тяжкие вре-
мена поражений и в ражетные голы побел
трузинекий народ сохпанял свою самобыт-
ность и лостоинство. Через века пронес он
постепенно накопленную культуру. Было
время. когла произведения искусства гру-
зинского народа достигали совершенства п
равнялись с лучшими образпами ипровой
сокровищнипы искусств. Такова бессмерт-
ная поэма Шота Руставели «Витязь в тиг-
ровой шкуре».

Вот почему. когла наступила пора под-
линного освобождения и возрожления Гру-
зим. советская пора культура. ухолящая
корнями в тысячелетия, сразу распвела не-
сбычайно пышным цветом. Наука, техника,
искусство лостигли за 16 лет советской
власти в Грузии такого высокого уровня,
какого они никогда не достигли бы в иных
условиях.

Не нужно, важется, более яркого при-
‘мера, чем Тбилисский оперный театр, спек-
таклями которого так блестяше началась
лекала грузинского искусства в Москве.
Театр этот существовал и ло советской вла-
сти. но он не мог своболно развиваться.
При власти парских сатрапов, а затем
меньшевиков. он не только не был серьез-
ным художественным организмом, HO по
существу не был и напиональным театром.
Только при советской власти оперный
театр получил’ разнообразный внапиональ-
вый репертуар, вырастил свои нацио-
нальные кадры и получил собственное
художественное лино.

брения масс.
прежде всего ищем и находим в искусстве
братских советских республик.

лонизаторской политике ‘парского
тельства, всегда оказывали
влияние на культуру других национально-
стей, населявших Россию. Это
проявляется с особой силой сейчае. Но o1-
новременно
жално стремится впитывать в себя
пенное, что создает культура национальных
республик. Так созлается единое по своему
сопиалистическому содержанию и разнооб-
разное по национальной форме великое со-
ветское искусство.

Именно эти качества мы

Значение трех лекад искусства — укра-

инской, казахской и грузинской — трулно
переоценить. Они обогащают хуложествен-
ную культуру всего Советского Союза. Мо-
сква с ее замечательными театрами, имею-
шими мировое значение, радушно прини-
мает гостей.
праветствует их, но и перенимает все, что
есть
республик.

Она не только восторженно

лучшего в искусстве союзных
Русские мастера культуры. вопрека ко-
прави-
благотворное

влияние
могучая

русская культура

все

Русский рабочий класс-—зачинщик Ок-

тябрьской социалистической революции, —
освобождаясь сам от цепей рабства, помог
освободиться и ‚всем народам страны. Он
помог и помогает им развивать свое! хозяй-
ство. свою культуру. Теперь, _восторгаясь
достижениями искусства братских респу-
блик, русский нарол видит в этих хости-
жениях и долю своей борьбы. Это—его за-
конная национальная гордость.

Великие вожди коммунизма Ленин и

Сталин учили великий русский народ, как

добиваться победы, как лостигать равен-
ства и дружбы межлу нациями. Эта побе-
ла — в наших руках. Сплоченная братская
дружба наролов достигнута, мы видим ее
прекрасные плоды. Декада грузинского
искусства в Москве. как и две ранее про-
шедшие декады, — это демонстрация лишь
незначительной часта наших огромных
успехов.

Мы хорошо знаем, что это только нача-
ло. Главное еще впереди. Как раз теперь
созданы огромные возможности для нового,
пебывалого расцвета советской культуры.

Грузинский нарол под руководством за-
каленного в боях, верного сына  больше-
вистской партий тов. Лаврентия Берия х0-
стиг хозяйственного и культурного распве-
та своей страны. Но впереди Советскую
Грузию ждут еще большие успехи.

Сталинская Конститупия, утвержленная-
Чрезвычайным VIII Всесоюзным  С’езлом
Советов. закрепила успехи’ ленинско-
сталинской национальной политики. Она
представляет новые, неограниченные в03-
можности лля роста национальной культу-
пы. Перед каждой республикой, каждым
паролом, даже самым немногочисленным,
открыты блестящие перспективы развития.

Вперед. товарищи. к подлинно народному.
пеличайтему в мире советскому искусству!

В последний час

ВОЗДУШНЫЙ БОЙ
_ НАД МАДРИДОМ

МАДРИД, 6 января. (Спеп. корр. ТАСС).
Сегодня Малрал снова подвергся воздушной
бомбардировке. Утверждают, что в ней уча-
ствовало не меньше 15 самолетов тина
«Юнкерс» в сопровожлении примерно 25
самолетов марки «Гейнкель».

Как всегла. у фашистских летчиков хва-
тило решимости лишь па то, чтобы сбро-
сить бомбы на беззащитные окраины. Они
скрылись. как только показались респу-
бликанские истребители, которых было по-
чти влвое меньше.

Нал Каза дель Кампо самолеты респу-
бликанпев настигли противника, и завя-

’ зался олин из крупнейших и ожесточен-

нейших возлушных боев. По первым све-
лениям, в результате боя авиация мятеж-
ников потеряла шесть самолетов «Гейн-
‚кель». из которых пять упали в раеполо-
жении республиканцев.

=—@—-

РЕЗУЛЬТАТЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО
ШАХМАТНОГО ТУРНИРА
В ГАСТИНГСЕ

ЛОНДОН, 6 января. (ТАССУ. По сообще-
нию агентства Рейтер, первое место в ме-
жиунаролном шахматном турнире в Га-
стингсе занял Алехин, получившай 8 очков
из 9 возможных. Второе место занял Файн
{71 очков).

Сеголняшняя партия Алехина с Файном
окончилась вничью.

ДЕКРЕТ ОБ АМНИСТИИ
ЧЖАН СЮЭ-ЛЯНА

ШАНХАЙ, 6 января. (ТАСС). Газета
«Чжунянжибао» публикует текст декрета
нанкинского правительства о помиловании
Чжаля Сюэ-ляна. Декрет гласит:

«По основному приговору—к 10-zer-
нему заключению даровать Чжан Сюз-
ляну специальную амнистию, но его дея-
тельность подвергнуть строгому надзору
со стороны военной комиссии».

Судя по тексту декрета 00 амнистии, вто-
рой пункт приговора Чжан Сюз-ляну—0 ли-
шении его гражданских прав сроком Ha
5 лет остался в силе.

“ = =

ШАНХАЙ, 6 января. (ТАСС). По сообще-
нию газеты «Дагунбао», вчера на заседании
исполнительного юаня (палаты) принят рях
постановлений, связанных с последствиями
сианьских событий.

По сведениям газеты. исполнительный
юань решил отстранить генерала Ян Ху-
чена от должности «уполномоченного по
умиротворению провинпии Шеньси». Гра-
жланский губернатор прованции Шеньси
Шао Ли-пзе, «вызвавший ненависть К с6бе
со стороны северо-восточной армии». сме-
щен. Преемником Шао Ли-пзе назначен под-
чиненный Ян Ху-чена Сун. Вей-чу. Генерал’
Юй Сюзэ-чжун оставлен на посту губернато-
а провинции Ганьсу. Нанкинский генерал

my Шао-лян, занимавшей должность
«уполномоченного по умиротворению про-
винпии Ганьсу», смешен. Вместо него на-
значен генерал армии Чжан Сюз-ляна Ван
Шу-чан.

«Правды» бесед наших корреспондентов с директорами заводов, эта
работа развернулась довольно широко.
Но дело не в одних только планах. Задача дня— перейти к прак-

тическому осуществлению планов.

грамма выплавки стали по Союзу — 52,5 тыс. тонн стали в сутки —
Это показывает, что не все еще металлурги
усвоили хорошую традицию передовиков:

пока не выполняется.

с первого дня года.

Сегодня мы печатаем статью творца замечательного мирового
рекорда — днепропетровского сталевара Якова Чайковского, снявше-
го по 18,6 тонны стали с квадратного метра площади ‘пода мартена.
Телеграммы из разных металлургических районов страны свидетель-
Ккствуют о большом желании сталеваров работать по-стахановски, по-
Возглавив этот’ пол’ем,
профсоюзные организации приведут армию металлургов к победе.
Победа — это 60.000 тонн стали в сутки — не менее!

мазаевски.

Время не ждет. Январская про-

выполнять программу

хозяйственные, партийные. и

: + +

МОИ РЕКОРДЫ

Вчера я дал две рекордных плавки ста-
ли. Первый раз я снял с квадратного ме-
тра пода печи 17,03 тонны и второй
раз — 18,6 тонны стали.

Как были достигнуты эти рекорды?

Самое главное для сталевара — эконо-
мить время. Вместе с начальником марте-
новского цеха за 2 дня ло рекорда я раз-
работал новый график плавки. Учли. все
операции, подсчитали каждую минуту. Вы-
шло, что плавку можно сварить в два ра-
за быстрее обычного. Накануне я собрал
рабочих, и все получили конкретные зала-
ния. Каждый выдвигал свой встречный
план. Друг друга вызвали на соревно-
вание.

И вот 5 января в утренней смене я
начал свою рекордную плавку.

Катали работали четко и по-новому. А
новое заключалось в следующем. Нас 0б-
служивают 5 бригад каталей по 4 челове-
ка. Раньше бригалы лробились, Вагонетку.
с чугуном толкали два человека, и это
было тяжело. Нередко вагонетка палает.
Два человека ее не поднимут. Вот они и
ждут, пока на помощь прибегут люди, те-
ряя из-за этого много времени.

Вчера бригады не дробились. Работали

по 4 каталя. Все вместе грузили и лоетав-

ляли вагонетки к мартенам. Погрузка чу-
гуна в ‘коробки (мульды) шла ‘очень
дружно. Катали полали к печи все мате-
риалы за 1 чае 30 минут. Это— рекордное
время. Раньше эта работа продолжалась
часа 35 минут — 2 часа 45 минут.

Прекрасно работали машинист завалоч-
ной машины и канавщики. Обычно я ле-
лал завалку в мартен весом 88—90 тонн.
Вчера мы увеличили завалку ло 118 тонн.

Когла завалка была закончена, я решил
быстрее обычного сварить плавку. Путь
для этого олин — увеличить подачу топли-
ва в печь. Я пошел на это смело. Вместо
2.000 литров мазута я стал лавать 3.000.
Печь получила больше тепла. Соответ-
ственно я увеличил подачу воздуха. В 06-
щем я значительно повысил тепловую

сопиалистического соревнования.
чувствовали усталости. Й когла я закон-
чил рекорлную плавку, я решил тут же
поставить еще один рекорд,
наша печь может
сокие с‘емы стали. Лиректор завода и на-
чальник цеха разрешили мне стать на ра-

мощность печи и этим ускорил процессе
плавки стали.

Я ‘почти везде сэкономил время: на за-

валке, на плавке, на разливке. Вся рабо-
та на печи шла плавно, точно, по пред-
усмотренному
дружно. Баждый понимал мои распоряже-
ния почти с олного‘ взгляда.

графику. Люди работали

Прекраено обслуживала меня экспресс-

лаборатория. Через 4—5 минут после до-
ставки ей пробы я на остроумно сделан-
ной сигнальной доске в пехе уже вилел
анализ металла и регулировал качество
плавки.

Всех нас подогревало великое чувстро
Мы He

доказав, что
еспрерывно давать вы-

боту в следующую смену.
Я снова действовал так же, каки в
первую смену. Но работа шла еще друж-

нее и лучше. Во вторую плавку я снял

18.6 тонны стали с
пода.

Меня некоторые сталевары спрашивают:
не ухудшается ли качество металла от
увеличения теплового режима? Я смело
могу ответить: нет. На заволе прокатали
плавку моего первого рекорла. Металл ока-
залея точно таким же, как и в обычную
плавку. >

Наш нарком Серго Орлжоникилзе зовет
пас на новые трудовые подвиги. Стране
нужна сталь для строительства коммуниз-
Ma, лля укрепления обороны. Мы имеем
все возможности дать в этом году не
меньше 60 тысяч тонн стали в сутки и
занять первое ‘место в Европе!

Сталевар мартена № 1 завода
им. Коминтерна
ЯКОВ ЧАЙКОВСКИЙ.
Днепропетровск,
6 января, по телефону.

квадратного метра

ОТВЕТ ДЕЛОМ

ДНЕПРОПЕТРОВСК, 6 января. (Корр.
«Правды»). На Днепролзержинском заволе
им. Дзержинского широко развернулось со-
ревнование между сталеварами мартенов-
ских печей. Сталевары 150-тонной печи
№ 14 тт. Кучер и Владарчик добились
вчера с`’ема стали с квадратного метра пода
мартена в 16 тонн. Плавка прололжалась
9 часов. Сеголня сталевары той же печи
тт. Шиянов и Гопуленко добились того же
результата—дали 16 тонн стали с квадрат-
ного метра пода мартена.

=

ВЫШЕ ПЛАНА

ГОРЬКИЙ, 6 января. (Корр. «Правды»).
С большим воодушевлением встретили ста-
левары и прокатчики горьковских заводов
обращение стахановцев-сталеваров и При-
зыв тов. Орджоникидзе.

Рабочие первой смены мартеновекого це-
ха завола «Краеное Сормово» твердо реши-
ли досрочно выполнить январский план,
выпустев сверх программы 255 тонн стали.
Весь головой нлан завода — 102, тые. тонн
стали (вместо 80 тысяч тонн в 1936 r.)—
мартеновпы «Красного Сормова» обязались
выполнить к 15 декабря.

Мартеновпы «Нового Сормова» решили
давать в сутки не менее 300 тонн стали
вместо 250 тонн по плану.

(Сталевары и прокатчики завода GM.
Кагановича об‘явили стахановский 20-днев-
ник, обязавтись ежедневао выдавать по
150 тонн стали вместо’140 тонн по плану.
Прокатчики решали выпускать ежедневно
не 240, & 250 тонн проката.

НЕ ОТСТАВАТЬ

ОТ МАЗАЯ!

СВЕРДЛОВСК, 6 января. (Корр. «Прав-
пы»). Не’отставать от Мазая! Ответять де-
лом на боевой призыв наркома—вот лозунг
тня на металлургических заводах Урала.

—- Обязуемея в соревновании за 60.000
тонн стали закрепить достигнутые успехи
и занять в 1937 году одно из первых мест
в Союзе, — так заявили работники Старо-
уральского трубного завода, вызвав на со-
ревнование все ‘уральские мартены.

К призыву Мазая и ero товарищей при-
соединяются сталевары завода имени Моло-

това.
т
ТАГАНРОГЫ—
МАРИУПОЛЬЫ-—

СУЛИН

РОСТОВ-на-ДОНУ, 6 января. (Hopp.
«Правды»). Группа лучитих сталеваров за-
вода им. Андреева ездила в Мариуполь для’
изучения опыта тов. Мазая и других вы-
лающихея стахановпев-сталеваров. Товари-
ши уже вернулись на завод и приняли уча-
стие в цеховом собрании. Обсужлая письмо
наркома, мартеновцы олновременно подробно
обсуждали опыт лучших сталеваров и здесь
же наметили конкретные меры для перехох,
да на мазаевекие методы работы.

Лучшие сталевары Мариуполя вызвали
на соревнование таганрогеких сталеваров.
Мартеновпы Таганрога. в свою очерель вы-
звали на соревнование весь коллектив мар-
теновского цеха № 2 завода имени Ильича
и сталеваров Сулияа.

Хуан
(5 стр.).

НОМЕРЕ

Против нарушения директив ЦК ВКП(б) о
приеме в партию (2 стр.).

Г. Гуковский — Письма Пушкина (4 стр.).

Т. Товицкая — В моем классе нет второгод-

И. Ермашев — Лондон и Рим (5 стр.).

Астигаррабия —В Стране Баскоз

+

Нота испанского правительства (1 стр.). `
На фронтах в Испании. Воздушный бой

над Мадридом (1 стр.).

Англия и Франция в ожидании германского
ответа (5 стр.).
Пушкинские дни в Чехословакии (5 crp.).

Лейтенант А. В. Демченко — герой-пограничник, начальник заставы Ханкай-
ского пограничного отряда. Будучи ранен в голову в бою с японо-манчжу-
рами 96 ноября 1936 года, он остался в строю до конна боя. Тов. Демченко

находится на излечении в физио-терапевтической клинике гор. Ворошилова

(Дальне-Восточный край).

‘ Фото Н. Шкулина.

НА ФРОНТАХ В ИСПАНИИ

МАДРИЛ. 6 января. (Спеп. корр. ТАСС).
Опубликованная официальная сводка о по-
ложении на центральном фронте за вчераш-
ний день гласит:

«Район Гвадалахары. — Действующие
здесь части занимались укреплением пози-
ций, захваченных ‘у противника в послед-
ние дни. Одна из колонн, разбив мятежни-
ков и обратав их в бегство, заняла пункт

Ренале. Захвачено. 2 ящика боеприпасов,

6 лошадей и много взрывчатых веществ.

Мадридский район. — День прошел срав-
нительно спокойно. Неприятельская артил-
лерия упорно обстреливала наши позиции.
Наша артиллерия с большим успехом 00-
стреляла большое скопление мятежников,
замеченное между Махадаонда и Лас Pocac
(к северо-запалу от, Мадрида). Одна из на-
ших ударных рот соверигила, прошюй ночью
удачную вылазку к позициям противника
у Махадаонла, захватила винтовки, неко-
торое количество автоматических ружей и,
кроме того, вывела из строя неприятельскяй
танк».

ЛОНДОН, 6 января. (ТАСС). Мадридский
копреспондент «Таймс», давая обзор воен-
ных операций за последние дни, указывает,
что к югу от столицы правительственные
войска оттеснили мятежников. Теперь в
руках республиканцев большая часть скло-
нов, ведущих к Вильяверле, а также часть
Вильяверде. Тем самым устранена угроза
со стороны мятежников дороге на Валенсию.

С захватом района «Bacypepo» («свал-
ка», близ Карабанчель Бахо) правитель-
ственные войска получили в свое распоря-
жение удобный наблюдатезьный пункт.

Как уже сообщалось, две правательетвен-
ных колонны заняли Альмадронес (20 ки
в югу от Сигуэнсы) и ряд деревень в доли-
не Энарес, а также город Атиэнса и весв
прилегающий район. По словам корреспон-
дента. взятие этого района, богатого пше-
ницей и скотом, будет содействовать улуч-
тению продовольственного снабжения Ма-
прида.

НОТА ИСПАНСКОГО_
ПРАВИТЕЛЬСТВА

ЛОНДОН.-5 января. (ТАСС). Сегодня ис-
панский посол в Лонлоне вручил англий-
скому министерству иностранных дел ноту
испанского правительства.

Напомнив о факте задержания 23 дека-
бря 1936 г. в испанских территориальных
водах германского парохода «Палос», 0
конфискации находившегося на этом паро-
холе военного груза и о задержании пас-
сажира-— испанского тражданина. не имев-
шего при себе никаких документов, испан-
ское правительство в своей ноте указы-
вает:

«Тот факт, что задержание парохода
произошло в испанских территориаль-
ных водах, свидетельствует о том, что
это был совершенно законный акт, пред-
принятый в соответствии с правом обы-
ска. которое, булучи применено в терри-
ториальных водах, является неоспори-
мым правом всех стран. Пол преллогом
репрессий: за задержание «Палоса» не-
которые корабли германского флота со-
вершили акты прямой агрессии против
испанских торговых судов, препятствуя
свободному сообщению между различны-
ми портами Пиренейского полуострова».

Далее в ноте подробно описываются об-
стоятельства захвата германскими военны-
ми сулами пароходов «Сотон», «Арагон» и
«Марта Ункера».

«Правительство Испанской республи-
ки, — говорится в ноте, — не может со-
гласиться с тем, что применение права
блительности в испанских территорналь-
ных волах по отношению к германским
парохолам, перевозящим грузы лля мя-
тежников. лает основание лля обстрела
испанских торговых пароходов — кав
это было в случае с «Сотоном» — или
для захвата — как в случае с «Араго-
ном» — т. е. лля актов агрессии, прел-
ставляющих явное нарушение межлуна-
ролного права. С другой стороны, пра-
вительство республики He может согла-
ситься с прелписаниями германского
адмирала, называющего себя «герман-
ский алмирал в испанских волах», без
ущерба для своих суверенных прав.

Поекольку английское правительство
выступало от имени комитета по невме-
шательству перед испанским прави-
тельством, вручив последнему вырабо-
танный комитетом новый план контро-
ля, который в принципе был. принят ис-
панским правительством, действовавтим
в лухе международного сотрудничества,
a также в виду отсутствия дипломати-
ческих отношений межлу испанским и
терманским  правительствама, — прави-
тельство республики обращает внимание
английского правительства на указан-
ные факты, представляющие собой но-
вые ‘звенья в цепи фактов продолжаю-
щегося нарушения германским прави-
тельством соглашения 0 невменатель-
стве. Германское правительство нару-
шает это соглашение, во-первых, лоста-
вляя военные материалы и специали-
стов мятежникам, во-вторых, снабжая
мятежников контингентами войск, ко-
торые не могут состоять из поброволь-
eB, так как это несовместимо с суще-
ствующим в Германии режимом, и,
в-третьих, провопируя инпиленты Ha
море и препятствуя свободе судоходства.

Этот образ действий со стороны rep-
манских военных кораблей, нахолящих-
ся в испанских водах, может повести к
серьезнейшим осложнениям в случае;
если испанские сула или самолеты, при-

` сутетвуя при подобных инцидентах. вме-
шаются, чтобы воспрепятствовать лей-
ствиям германских сулов. Поскольку в
этом случае может быть нанесен непо-
правимый ущерб всем пелям политики
невмешательства и усилиям лондонского
комитета обеспечить локализапию кон-
флакта, правительство республики про-
сит английское правительство прелло-
жить комитету рассмотреть создавшуюся
ситуацию».

Испанское правительство отправило ноту
аналогичного содержания также в Лигу на-
ций © просьбой сообщить ее содержание
всем членам Лиги наций.