ПРОТИВ РУШЕНИЯ ДИРЕКТИВ ПК ВКО

ПРИЕМЕ

В сентябре прошлого года Центральный
Комитет ВКП(б) принял решение о в030б-
новлении приема в партию. В этом реше-
нии подчеркивалась необходимость всемер-
ного повышения блательности, чтобы га-
рантировать партию от проникновения в
ее ряды чуждых, враждебных и случай-
ных элементов. ЦЕ дал четкие директивы
о приеме. Основная из них — строгое с0-
блюдение принципа индявидуального прие-
ма. Индивядуальный порядок приема —
это незыблемый закон пополнения рядов

партии.
«Партяйные организации, — говорится
в решении ЦК, — строго проводя индиви-.

дуальный прием новых членов ВКП(б),
должны отбирать в партию действительно
передовых, действительно преданных делу
рабочего класса лучших людей нашей етра-
ны, из рабочих, прежде всего, & также из
крестьян и трудовой интеллитенции, про-
веренных на различных участках борьбы
за сопиализм».

Индивидуальный порядок приема 0бя-
зывает к тщательной проверке, основанной
на изучении всех основных биографиче-
ских данных человека, всех документов п
в частности рекомендаций. Начав такую
проверку, партийная организация должна
довести ее до конца, не ограничивая себя
временем. Можно только приветствовать
тех секретарей парткомов, которые, в елу-
чае необходимости, специально посылают
людей на родину, на прежнее место работы
принимаемого в партию.

Но кое-где довольно формально поняли
значение индивидуального приема. В не-
которых организапаях хотя принимают ин-
дивилуально, но грубо нарушают порядок
приема. Не проверяют рекоменлаций и ан-
кет. Сами рекомендации часто выдаются
безответственно. Документы принимаемых
в партию оформляются неправильно и крайне
неряшливо.

Приведем несколько иляюстраций. Парт-
вом кожкомбината в Сарапульском районе,
Кировской области, поставил на обеужде-
ние общего собрания вопрос о приеме в
кандидаты партии двух человек, которые
не подали заявлений. Отдельные коммуни-
сты запротестовали. На этот протест секре-
тарь парткома беспечно ответил: «Мы ах
знаем, они свой народ».

При обсуждении заявлений обязательно
присутствие рекомендующих. В этом же
Сарапульском районе в  парторганизации
лесобазы при обсуждения пранимаемых ре-
комендующие отсутствовали.

Кое-где, повилимому, уже успели забыть
уроки, вытекающие из организационной
распущенности, которая долгое время па-
`рила в партайном хозяйстве. В Балахнан-
ском, Сормовском и других районах. Горь-

ВРЕДНАЯ ТОРОПЛИВОСТЬ

ИРКУТСК, 6 января. (Корр. «Прав-
ды»). Некоторые партийные организации
Восточной Сибири грубо нарушают установ-
ленный уставом порядок приема в партию.

Первичные партийные организапии и
Читинский горком, рассматривая заявления
Ермоленко и Каблюка, не потрудились
проверить партийный стаж рекомендующих
их членов партии, не говоря уже о про-
верке рекомендаций по существу. Когда
материалы поступили в обком, выяснилось,
что один поручитель не имеет еще права
давать рекомендаций.

Серьезные нарушения порядка приема в

В ПАРТИЮ

Бовской области анкеты принимаемых В
партию заполняются неправильно, заявле-
ния пишутся на клочках бумаги каранда-
пом. Такой же вид имеют и рекомендации.

0с0бо серьезно стоит вопрос о рекомен-
дации. Есть еще коммунисты, до сих пор
не усвоившие всей ответственности, кото-
рую они несут за рекомендацию людей в
партию. Достаточно привести такой при-
мер. В Москве, на заводе «Динамо», комму-
ниет Рысин пишет рекомендацию Кулико-
ву с такого рода подробностяма: «Куликов
с летского возраста работает” только по
найму и принимал участие в борьбе про-
тив царизма». А пра проверке выяснилось,
что Рысин, расписывающий биографию
рекоменлуемого е «детских лет», в дей-
етвительности знает его только ¢ 1936 го-
да. Другой коммуниет-——Осетров рекомендует
того же Куликова и дополняет его биогра-
фию: «Куликов, как бывший партизан,
дралея на разных фронтах гражданской
войны против контрреволюционных банд».
Осетров знаеж Вуликова с 1932 года. Вто
же дал ему право удостоверять своей под
писью факты, свидетелем которых он He
был, которые он не проверял?

Такого рода, мягко выражаясь, либе-
ральность может использовать любой враг,
вое-где уже делавший попытки пробрать-
ся в нашу партию в связи с возобновле-
нием приема.

Партийным организациям приходится
нередко отказывать в приеме в партию. Но
в кажлом случае нужно проявить чут-
кость, в особенности к человеку, близкому к
партии, но еще недостаточно подготовлен-
ному, чтобы стать коммунистом. Партия
пред’являет серьезные требования к кажло-
му, желающему вступить в ее ряды. Но
бывает так, что тот, кто сегодня не удовле-
творяет этим требованиям, через короткий
срок может вырасти м быть достойным зва-
ния коммуниста. Отсюда вывод: не оттал-
кивать людей, которые тянутся в партию,
но еще не удовлетворяют ев высоким тре-
бованиям. Нельзя забывать при этом, что
вопрос о праеме в партию может рептить
только общее партийное собрание первич-
ной организация. Решение это потом
утверждается райкомом. И недопустимы
случам, когла, скалкем. секретарь партко-
ма самолично, да притом еще грубо, ре-
шает судьбу заявления.

И последнее. Партийные организации, не
откладывая, должны заняться воспатанием
вновь принятых в партию. Вовлечение их
в политическую учебу, партийные поруче-
ния, соответетвующие уровню, интересам
человека, индивидуальные беседы — все
это поможет молодому кандидату или чле-
ну партии стать активным политическим
бойцом,

партию допушены также в иркутской, зи-
минской, балаганской организациях.

Балаганский райком, например, принял
в партию СОтародава без анкеты, отзыва и
заверенных рекомендаций. Зиминский рай-
ком предложил первичным организациям
рассматривать заявления о приеме в пар-
тию, не требуя анкет.

Все это не случайно. В Восточной Сиби-
ри есть партийные руководители, которые
спешат с приемом в партию, готовы вос-
кресить вредные кампанейские методы.
На-длнях Иркутекий горком созвал секре-
тарей парткомов и поставил перед ними
вопрос: почему медлят с приемом?

Парткабинеты не оболуживают коммуниетов-туркменов

АШХАБАД, 6 января.
ды»). Партийные кабинеты в Ашхабаде,
Мерве, Байрам-Али хоропю оборудованы,
снабжены литературой, ведут большую ра-
боту. Это лучшие партийные кабинеты в
республике. Сейчас. когда вся страна изу-
чает Сталинскую Конституцию, приток лю-
дей в партийные кабинеты резко увели-
чился. За справками. литературой идут не

(Корр. «Прав-   только пропагандисты, но и рядовые ком-

мунисты, педагоги, колхозники и рабочие.

Литература есть, справки даются, кон-
сультация налажена, но только на... рус-
свом языке. Коммунист-туркмен, плохо

знающий, а часто совсем не владеющий
русеким языком, отлуслуг партийного каби-
нета” вынужден отказаться, так как заве-
дующие не знают туркменского

языва.

ЛЕНИНГРАД, 6 января. (ТАСС). Бюро
Ленинградского горкома ВВ(б) 5 января
приняло постановление 0 развертывании
социалистического соревнования на пред-
приятиях Ленинграда в связи ¢ задачами
1937 года.

Важнейшими боевыми задачами ленин-
градской промышленности на 1937 год яв-
ляются — освоение новых производств -в
кратчайший срок, сокращение производ-
ственного никла и борьба за отличное ка-
чество всех выпускаемых излелий. —

Особого внимания ` с0 стороны хозяй-
ственных руководителей, партийных и
профсоюзных организаций в 1937 -году
требуют вопросы репгительного повышения
производственно-плановой дисциплины в

«Борьба Тариэля с тигром (и со львом». Иллюстрация художника Ираклия’
Тоидзе к юбилейному изданию поэмы «Витязь ‘в тигровой шкуре» Шота
Руставели.

( развертывании социалистического соревнования
на предприятиях Ленинграда

выполнении заказов
предприятиями.
Олобряя инициативу ряда ленинграл-
ских предприятий по развертыванию с0-
циалистического соревнования в связи с
письмом тов. Орджоникидзе, Ленинградский
городской комитет. ВКП(б) предложил рай-
комам ВКП(б), хозяйственным руководите-
лям, партийным и профеоюзным организа-
пиям провести широкое обсуждение вопро-
сов организации социалистического сорев-
нования среди рабочих, инженеров и тех-
ников и развернуть соревнование между
отдельными рабочими, бригадами, цехами,
предприятиями и районами за успешное
выполнение и перевыполнение произвол-
ственной программы как по количествен-
ным, так и в особенности по качествев-
ным ‘показателям.

кооперированными

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ЗАВОДА
ИМ. МЕНЖИНСКОГО

Обсудив опубликованное в «Правде»
5 января обращение заводов им. Горбунова,
им, Фрунзе и им. Орджоникидзе, коллектив
дважды орленоноеного завода № 39 им.
Менжиннекого целиком и полностью присоеди-
няется к этому обращению. и вызов на с0-
ревнование за досрочное выполнение про-
траммы 1937 года принимает,

Со своей стороны мы вызываем на со-
циалистичесвое соревнование завод №
и берем на себя следующие обязательства:

1, Дать в 1937 году наилучшие каче-
ственные показатели по сравнению с дру-
гими заводами оборонной промышленноети.

2. Завоевать нашей социалистической
родине на нашей серийной машине новые
международные рекорды скорости и пере-
крыть ранее установленные высотные ре-

3. Путем конструктивных улучшений
добиться значительного повышения даль-
ности нашей серийной машины.

В ознаменование начала соревнования
между заводами оборонной промышленности
мы с 10 января об’являем по заводу но-
вый стахановский двухдекадник, в который
мы настоящей стахановской работой обее-
печим большевиетский разбег для. всего
1937 гола — второго года  стахановской
работы.

Настоящий ответ обсужден на всех це-
ховых собраниях завода. “ ;

Дирентор завода № 39 КАЦВА,
Главный. конструктор ИЛЬЮШИН,
Сенретарь парткома ПИЛИПЕННО.

Председатель завкома БОРОХОВСКИЙ.

высокого художественного наслаждения.

Трудно переоценить значение таких
спектаклей, как показанные нам сейчас в
Москве ‘Тбилисским государственным те-
атрох бперы ‘и балета. Таюие спектакли
дают не только большое эстетическое уло-
вольствие, но и являются серьезными
толчками к утлублению музыкального ис-

вусства, к углублению всего нашего совет-
скоро искусства вообще.

Многие ли 5 нае знали, что в Грузия
есть тажой оперный театр и что в нем
так ярко отражены народные песни и на-
родный танец? Я сначала думал, что при-
страстен. Что увлекаюсь. Что, каж уро-
женец Кавказа и воспитанник Тифлиса,
подлалось оставиеимся на всю жизнь силь-
ным эмоциям детства и отрочества. Но,
нет. Пленительность мелодий Грузаи, по-
становки голосов в Грузии, костюмы Гру-
зии, ‘пластичаость грузинского  нафола
(при чем мужчины не уступают женщи-
HaM)—Bce, как я вижу, покоряет налиего
зрителя.

В опере «Даиси» производит особенное

7 ЯНВАРЯ 1937 Г., № 7 (6973)

Декада грузинского
  искусства

* & *

ТРУДНО ПЕРЕОПЕНИТЬ

впечатление то, как композитор 3. Палиа-
швили, сохфаняя всю глубину и оритя-
нальность национальных грузинских мею-
лий и не вульгаризируя их, сумел охва-`
тить общеевропейскую музыкальную куль-
туру.
О’гтичные
Живописны массовые группы.
way остается пожелать, чтобы театр
постепенно отошел от приемов так назы-
заемой «большой оперы». И не только в
постановках, но в особенности в образах
живых человеческих страстей. В Тбилие-
ском театре у отдельных исполнителей
уже заметны признаки такого отхода от
старой оперной формы. И можно надеять-
ся, что это поможет скорее приблизить
трузинский оперный театр к основной ли-
нии всех сценических искусств в Совет-
ском Союзе. в боциалистическому  рез-
лиза.
В. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО
Народный артист Союза ССР,

голоса. Отличные художники,
Прекрасный

ТЕАТР БОЛЬПТОЙ КУЛЬТУРЫ

На опере «Даиси» я пережил минуты

Во-первых, спектакль реалистичесвии,
игра артистов правлива, скромна, проста
и потому волнует. г

Каждый исполнитель четко ведет овйю
линию. Сколько благородного достоинства
в мужеких образах, сколько мягкости.
обаяния. грациозности, легкости в жен-
ских образах, сколько  художественнои
правды лежит во всем спектакле. Соли-
сты, хор, балет — это одно целое.

А какие голоса! Они действительно ла-
скают слух. Вообще на всем спектакле
чувствуется большая культура, правильно
отображающая подлинно народное творче-
ство великого грузинского народа. ь

Но что привело меня в неоцисуемый
восторг — это пляски, нечто выходящее
из ряду по слаженности, ритму и легко-

сти. Танцуют не одни ноги, Душа танцу-

.ет. Все существо живет.

Должен сказать, что приезиы предста-
вителей украянского, казахского, грузин-
ского искусства дают нам, актерам Москвы,
не только огромную художественную 1а-
хость, но и большую зарялву лля нашей
творческой работы.

На спектакле между сценой и зрите-
лем сразу создалась необычайно приятная,
теплая ©вязь.

Высшего момента достиг под’ем, когда
весь состав исполнителей и весь зритель-
ный зал елился воедино для выражения
своей’ горячей любви и беспредельной пре-
данности великому вождю народов, нашему
другу и учителю товаришу Сталину.

Л. ЛЕОНИДОВ

Народный артист Союза ССР.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Я лавно не испытывала такого огромно-
го удовольствия, какое получила от спек-
такля «Даиси», поставленного Тбилисевим
тосударственным театром оперы и балета.
Высокие художественные достоинства спек-
такля являются, понятно, в первую 0че-
рель, заслугой крупнейшего грузинского
композитора 3. Палиашвили, чья красивая,
благозвучная музыка оставляет чарующее
впечатление. `

‚ Всяческих похвал заслуживает весь кол-
лектив театра. Из исполнителей мне за-
помнились многие и особенно замечатель-
ный баритон П. Амиранипвили, превосход-
но исполнившего партию Виазо.

Прекрасно пела также заслуженная ар-

тистка Грузии Е. Сохалзе, которая играла
Маро. Много умения и таланта показали
заслуженный артист Грузии Н. Кумсиа-

ОГРОМНОЕ

Я познакомилея е лвумя спектаклями

Тбилисского государственного театра опе-

ры и балета — с операми 3. Палиашвили
«Даиси» и М. Баланчивалзе «Дареджан
Цбиери».

Большая свежесть, которая отличает по-
становки Тбилисского театра, безусловно
является результатом их органической
связи с народной песней и пляской. 0ба
композитора мастерски разрешили трудную
задачу сочетания фольклорного материала
с европейским композиторским мастер-
ством.

Музыка «Даиси» и «Дареджан Цбиери»
слушается необычайно легко. Оркестр

швили (Малхаз) и В. Хамашуридзе (ста-
рый креетьянин Цангала).

В совершенном восторге-я осталась ог’
чудесных грузинских танцев, поставленных
заслуженным деятелем искусств Д. Джав-
ришвили.

Великоленны в опере хоры, звучащие
необычайно стройно. Очень хорошо играет
молодой оркестр Тбилисского театра.

В целом постановка оставляет исключи-
тельное впечатление. И самый спектакль
«Лаиси»—такой бодрый, жизнеутверждаю-
щий.

Уже первый спектакль Тбилисского го-
сударственного театра оперы и балета по-
казал, на какой высоте стоит грузинекое
оперное искусство.

А. НЕЖДАНОВА
Народная артистка Союза ССР.

COBLITHE

звучит великолепно и красочно и вместе
с тем не заглушает певцов.

Солисты поют очень естественно, и сре-
ли них немало отличных, даровитых арте-
стов. Великолепен хор. Особенно следует
отметить балет, который в своих танцах
необычайно сочно и ярко передает. нацио-
нальный колорит.

Остается пожалеть, что до сих пор мы
мало знали  интереснейшее искусство
Грузии.

Декада грузинского. искусства в- Москве,
несомненно, является огромным событием
в нашей культурной жизни.

А. ГОЛЬДЕНВЕЙЗЕР
Народный артист РСФСР.

Для того, чтобы получить правильное
представление 0 политике нанкинского
правительства, необходимо прежде всего
ознакомиться с теми социальными групна-
ми; на которые оно опирается и волю
которых осуществляет:

В истории развития китайского финан-
сового капитала можно различить четыре
главные группировки: 1. Шаньсийекую,
2. Цзянеускую, 3. Чжецзянскую, 4. Ван-
тонекую.

Шаньсийская группировка имела свою
базу в провинции Шаньси. Ее мощь была
основана на местных северных банках,
тяавным образом в самой провинции. Их
роль при манчжурекой династии была весь-
ма значительна. Кроме своей основной
функции — дачи денег в рост, эти банки
часто финансировали манчжурскую дина-
стию. В настоящее время’ шаньсийская

труппировва в основном почти  рас-
палась. Наиболее крупные финанеисты
(к таким принадлежит, например, Кун

Сян-си) перевели свои капиталы в. Шан-
хай, являющийся экономическим и финан-
совым центром Китая.

Второй важной группировкой была так
называемая Пзянсуская — по имени про-
винции Цзянсу. Наиболее крупные дея-
тели этой группировки происходили из
самого Шанхая. Расцвет этой группы отно-
сится к первоначальному периоду развития
Шанхая перед революцией 1911 года и
вскоре после нее. У этой группы было не-
сколько своих второстепенных банков в
Шанхае, но можно ‘считать, что ныне она
почти растворилась в третьей группиров-
ве — Чжецзянекой.

Эта третья группа точно так же, как
и Цзянсуская, образовалась в Шанхае и
выросла из китайских банков, развивших-
ся в свою очередь из ростовщических и
меняльных` контор и ломбардов. Основате-
ли ее вышли из Нинбо (провинция Чже-
Цзян). 3

Если говорить 0 политической окраске
всех этих финансовых группировок, то
наиболее определенную окраску имеет

Цжецзянская. В течение многих лет Чан
Кай-ши, происходящий сам из Чжецзяна,
поддерживал близкие отношения с основ-
ными лидерами этой группировки, в част-

ности с Чжан Цзин-пзяном. У лидеров
чжецзянской финансовой клики  веегда
были очень тесные связи с тайными ор-
ганизациями, в особенности с тав назы-
вавмым «Зеленым кругом» (организация
уголовно-политического характера). Глав-
ная экономическая функция «Зеленого
круга» — торговля опиумом, Таким обра-
зом, финансовое могущество чжецзянской
клики покоилось на ростовщичестве, тор-
говле опиумом и т. п. г

В дальнейшем, после укрепления власти
Чан Кай-ши, эта клика получила приви-
легию на эксплоатацию экономических
ресурсов долины Annan и сделалась почти
монопольным банкиром паникинекого прз-
вительства. Вее свои финансовые опера-
ции Нанкин проводит через ев банки,
в первую очередь через самый мощный—
Китайский банк.

В течение долгого времени банки этой
труппы поддерживали очень тесные связи
е японскими банками. До самого поелед-
него времени директором Китайского
банка был Чжан Пзя-ао (теперешний
министр железных дорог), открыто ориен-
тировавшийся на сотрудничество с Япо-
нией. Убитый в прошлом году бывший
вице-министр иностранных дел Тан
Ю-жэнь, прояпонский деятель, долгое вре-
мя занимал крупный пост в Китайском
банке. Иными словами,  чжепзянская
клика весьма определенно ориентирова-
лась на Японию. После реорганизации трех
важнейнтих банков страны (Центрального
банка, Банка путей сообщения и Китай-
ского банка) картина резко меняется.
В результате реорганизации, которая уве-
личила капитал банков до 160 млн долла-
ров, Нанкину удалось установить своё пре-
обладающее влияние на деятельность всех
китайских банков (общий капитал 168 бан-
ков Китая, по данным за 1935 г., дости-
гает 363.681.593 доллара). Таким образом,

>

Нанкин контролирует около 45 проц. всего
банковского капитала. Директором Китай-
ского банка назначается Сун Цзы-вень—
одна из наиболее ярких антияпонских
фигур буржуазного Китая.

Так как центральными фигурами в 60-
временном финансовом мире Витая явля-
ются Сун Цзы-вень и Вун Сян-си, то
можно сказать, что в общем и целом
влияние  «куно-суновской» группировки
на экономику. (а, следовательно, и поли-
тику) Китая значительно возросло. Основ-
ными фигурами Чжецзянской финансовой
группировки, на которых Чан Кай-ши
продолжает попрежнему опираться, явля-
тотея Ду Юз-шэн (глава «Зеленого кру-
га»), Ван Сяо-лай —— текстильный фабри-
кант п банкир, Фын Шао-шань — предсе-
датель  шанхайской торговой палаты,
крупный углепромышленник, и Юй Хэ-дэ—
глава пароходства «Чайна навигайшен
компани».

Самой крупной из названных фигур яв-
ляется безусловно Ду  Юэ-шэн, помимо
всего прибравший к своим рукам важней-
шие органы шанхайской прессы. Bea эта
новая группировка внутри епзянской
финансовой клики являетея целиком
прочанкайшистекой. Интересно ‘отметить,
что  внешнеполитические — ориентировки
этих финансовых магнатов, под влиянием
продолжающейся политической и экономи-
ческой агрессии Японии, претерпели зна-
чительные изменения и приняли почти
явно антияпонский характер.

Четвертая группировка, так называемая
Кантонская, создана в Шанхае выходцами
из Кантона. К ней принадлежат, ме-
жду, прочим, владельцы всех  китай-
ских универмагов в Шанхае, Кантонская
труппировка, насколько известно,  на-
строена антияпонски и стоит за еотруд-
ничество Нанкина с Кантоном. В ней
может быть причислен также и Сун Цзы-
вень.

За последние годы внутри перечислен-
ных выше групп произошли значитель-
ные сдвиги. Например, Шаньсийская груп-

пировка. потеряла почти. всякое влияние
на развитие политических событий. Вруп-

нейшие деятели этой группировки перебро-.

сили свои капиталы в Шанхай:

Таким образом, в Шанхае имеются фак-
тически две финансовые группировки —
Чжепзянская и Вантонокая.

Следует отметить, что за последние
тоды характерные черты этих труппиро-
вок (одна — производит чисто финансо-
вые и спекулятивные операции, другая—
финансирование торговли и промышлен-
ности) в значительной степени. стерлись,
Крупнейшие лидеры Чжецзянской группи-
ровки уже вошли в промышленность (Ван
(Сяо-лай — текстиль, Юй Хэ-дэ — ©удо-
ходство и т. д.). ‚В связи с усилением
влияния правительства на банки выраба-
тываются проекты «оздоровления» китай-
ской текстильной промышленноети, кото-
рая не в состоянии конкурировать с япон-
ским капиталом. Поэтому можно’ полагать,
что в финансовых кругах Китая, точно
так же, как и внутри Гоминдана, неизбеж-
на перегруппировка ло линии: за сотруд-
ничество с Японией или против.

Недавняя финансовая реформа и на-
ционализация серебра еще более увеличи-
ли влияние нанкинского правительства на
банки. Нока серебро находилось в распо-
ряжении отдельных банков, финансовые
группировки, владея этими реальными
ценностями, чувствовали себя ‘гораздо
более независимыми от правительства.
Теперь банки лишены этой реальной базы
власти, и их судьба больше, чем когда-
либо, связана’ с судьбой Нанкина. Вместо
металлического обеспечения эти банки,
работа которых на 34 носила спекулятив-
ный характер, принуждены’ довольетво-
ваться обеспечением в виде банкнот
Центрального банка или правительствен-
ных облигаций  .

«Новейшая»  финансовая/. реформа —
соглашение с США, является не чем иным,
как демонетизацией и завуалированным
возвращением к серебряному стандарту.
Таким образом, национализация серебра,
лишившая частные банки их серебряных
запасов, не только усилила влияние пра-
вительства, но и дала ему возможность
создать крупные валютные фонды за
границей. .

Долгое время китайские банки не игра-
ли почти никакой роли в банковских опе-
рациях с заграницей. Важнейшая функция
любого государственного банка — уста-
новление курса своей валюты — осущест-
ълялась в Китае английскими банками

{Гонконт-Шанхайский банк). За последние
годы, а в особенности после финансовой
реформы 1935 года, китайские банки до-
‘бились значительной самостоятельности,
хотя их удельный вес все ке уступает
удельному весу иностранных банков. Не-
смотря на то, что иностранные банки и по
сие время оказывают еще громадное влия-
ние на экономическую и политическую
жизнь Китая, нельзя недооценивать
прошлогоднюю финансовую реформу и
последнее финансовое еоглашение с США.
Эти два мероприятия в значительной сте-
пени расширили маневренную способность
нанкинского правительства и увеличили
удельный вес китайского финансового
капитала, по сравнению с иностранным,
в экономике и политике страны,
Концентрация национальных каниталов
в китайских банках облегчила нанкин-
скому правительству привлечение их в
производительные отрасли народного хо-
зяйства. 0собое значение имело вложение
этих капиталов в строительство путей
сообщения, которые, как известно, играют
большую роль в деле об’единения страны
и повышения ее обороноспособности.
Раньше почти все правительственные

железные дороги (общая ‘длина около
10.000 км) строились Ha иностранные
займы. Участие китайского капитала

в этих дорогах было совершенно незначи-
тельно. Из общей суммы обязательств всех
правительственных железных дорог в
1.170 млн долларов (на июнь 19338 г.)
только 118 млн падало на внутренние
займы. Остальная часть — займы, полу-
ченные из-за границы и притом задолго до
прихода к власти нанкинского правитель-
ства. С 1928 года китайское правительство
не получило почты ни одного иностранного

займа ва строительетво железных дорог.

Теперь же, только в течение последних

двух лет, на китайские капиталы впервые
‚в историн страны выстроено несколько

железных дорог, имеющих не только эко-
номическое,. но и стратегическое значение.
Уже окончена ^ постройка дороги от
Ханчжоу до Цзяншаня (с намечающимся
продолжением на Наньчан); точно так же
уже открыто сообщение по дороге от
Нанкина до Хуаншана (дорога также бу-

дет продолжена до Наньчана); строится

дорога от Пинсяна до Наньчана, которая
свяжет Наньчан с Чанша. Большое поли-
тическое значение имеет — окончание
строительства Кантон-Ханькоуской желез-
ной дороги. Постройка этой дороги, все
время тормозившаяся кантонскими гене-

ралами, нанесла тяжелый удар сепаратист-
ским стремлениям южан. Наряду с этим
форсировалось строительство шоссейных
дорог.

3a последние годы развились также
воздушные пути сообщения. Имеется регу-
лярная связь между 40 крупными горо-
дами страны. Протяжение всех линий до-
стигает 10.000 км. Сообщение на этих
линиях поддерживается тремя компаниями:
«Чайна нэйшионэл  авиэйшэн корпорей-
шэн» (китайско-американский капитал),
«Евразия» (китайско-германский капитал)
и Юго-Западная. авиационная компания
(чисто китайский капитал).

Основное значение чрезвычайно  быетро-
го развития путей сообщения в Китае
заключается в уничтожении сепаратизма
отдельных провинций и в создании еди-
ного национального рынка. Следствием
создания единого рынка является рост
новой прослойки китайской буржуазии,
заинтересованной в развитии производи-
тельных сил страны. Как результат появ-
ления этой новой буржуазии следует отме-
тить рост национализма. ~

Некоторый успех движения «новой
жизни», вербующего свои кадры главных
образом срели масс китайской буржуазной
молодежи и интеллигенции, об’ясняется
отнюдь не популярностью старого конфу-
цианекого учения, ‘а только тем, что оно
создает легальные рамки для национали-
стической пропаганды. В массе своей эти
кадры настроены антиимпериалистичёски и
антиянонски, и, несмотря на‘ конфуциая-
скую вывеску движения, их развитие не-
избежно ускоряет разложение устоев cra-
рого ` феодального общества. Политака Япо-
нии заключается не в том, чтобы догово-
риться с национальной буржуазией Китая
0 совместной эксплоатации китайских нз-
родных масс. Она ставит себе целью унич-
тожение этой буржуазии, как самостоятель-
ного целого, и сохранение лишь только
прослойки наемников с тем, чтобы они
зксплоатировали  четырехсотмиллионный
народ в интересах японского капитала.

‚Что же касается китайской националь-
ной буржуазии, то, как бы она ни была
труслива, она принуждена будет в борь-
бе за самосохранение пойти на соглашение
с народными массами, требующими сопро-
тивления основному империалистическому
агрессору — Японии. Рано или поздно, под
давлением масс, она вынуждена будет
организовать это сопротивление,

Шанхай, декабрь 1936 г.