=

В
i=
ся
в.

ты

тир теттте

в параде и в

Gaal

‘7 FHBAPA 1937 Г., № 7 (6973)

ПИСЬМО ИЗ БИЛЬБАО

В Стране
Басков `

Утверждение испанскими = кортесами
(парламентом) автономии Страны Басков,
без сомнения, является натболее ярким по-
1итическим событием в истории народа
басков. Автономное правительство Страны
Басков; созданное на законной основе,
пользуется безусловной поддержкой широ-
Бих народных масс,

Компартия постоянно настаивала на
полном осуществлении права самоопреде-
ления народа басков. В ходе ожесточенной
борьбы с фашистскими мятежниками это
требование компартии получило, наконец,
полное. разрешение.

В суровой схватке народов Испании ©
фапшистсками мятежниками сложилось без-
оговорочное. сотрудничество Национальной
партии басков с молодой компартией Стра-
ны Басков. Национальные организации
басков после первых минут колебания ре-
шительно встали на сторону народного
фронта. Они взяли на свои плечи полную
долю тяжести по участию в гражданской
войне,

Де фашистского мятежа в нашей стране
пронеходили давнишние распри между
трудящимиея различных национальностей.
Эти распри об’яснялись в значительной
мере отрицательным отношением испанских
республиканских и  социал-демократиче-
ских организаций к требованиям автоно-
мии народа басков. Теперь в огне совме-
стной борьбы против фашистских’ варва-
ров выковалось братское единение народов

ПРА

ВДА

Англия и Франция в ожидании Угроза британским позициям

германского ответа

ЛОНДОН, 6 января. (Соб. корр. «Прав-
ды»). Официально сообщается, что министр
иностранных дел Иден, прервавший свой
отпуск и вернувшийся в Лондон, обратил-
ся к Германии и Италии с напоминанием,
что Великобритания ждет немедленного. от-
вета нз англо-французское предложение от
21 декабря о запрещении доступа «добро-
вольцам» в Испанию.

Это предложение, как известно, было
сделано одновременно германскому, италь-
янскому и советскому правительствам. Пе-
чать отмечает, ‘что единственное прави-
тельетво, которое дало быстрый и, по
‘выражению дипломатического корреспон-
лента «Дейли телеграф», «хороню obocHo-
ванный ответ»,-—это правительство Совет-
ского Союза. Фашиестские правительства
продолжают молчать и... действовать. Ита-
лия успела за это время перебросить в
Испанию свыше 12 тыс. солдат, а фашиет-
ская Германия начала при помощи своих
войск наступление ‘на Мадрид:

То, что Англия требует сейчас «немед-
ленного» ответа, не следует понимать бук-
вально. Во всех подобных случаях Англия
странным образом начинает спепигть, по-
сле того как интервенты уже использовали
проволочку. С

Сегодняшняя печать сообщает, что с0-
гласованный германо-итальянский ответ на
англо-французское предложение готов и
может быть вручен представителям Англии
и Франции в любой момент. Тем не менее

здесь считают, что Германня и Италия
дадут ответ только через несколько дней
по той простой причине, что они выжида-
ют результатов своего наступления ‘на мах-
ридеком фронте. :

БЕРЛИН, 6 января. (Соб. корр. «Прав-
ды»). Как передают, германское праватель-
ство решило «ускорить» вручение и опу-
бликование германского ответа ‘на англий-
скую и французскую ноты.

Ожидают, что ответ будет опубликован
сегодня вечером или завтра.

Промежуток времени между получением
Германией английской и французской нот
и опубликованием‘ германского ответа, как
передают из обведомленных кругов, был
широко использован для усиленной отнрав-
ки германских войск в Испанию. За по-
следние дни туда отправлено. около. -4.000.
человек, а также военное снаряжение.

р * * # .

ЛОНДОН, 6 saps. (ТАСС). Потитиче-
ский’ обозреватель «Файненшиэл Ньюс»
указывает, что вчера вечером в. Лондоне
был получен португальский ответ на анг-
ло-французское предложение по’ вопросу
0 усилении контроля. за! невмешатель-
ством в дела Испании и 00 отправке доб-
ровольцев в Испанию.

Португальский ответ, пишет обозрева-
тель, является  неудбвлетворительным.
Португалия в своем ответе ‘не заявила ни
© том, что она принимают, ни о том, что

отвергает англо-франиузекое предложение.

на Средиземном море

ЛОНлоН, 5 января. (ТАСС). В’ статье,
помещенной в январском номере журнала
«Фортнайтли», военный ^ обозреватель
«Таймс», известный военный теоретик Te-
нерал. Лилдель. Гарт приходит к выводу,
что. ростоитальянских вооружений, а также
испанский фашизм ставят под угрозу стра-
тёгические позиции. Англии на Средизем-
ном море.

Побле мировой войны; пишет автор, с
первого взгляда казалось, что безопасность

‘пути в Индию обеснечена. Однако положе-

ние leigh образом ‘изменилось вслед-
ствие роста итальянской авиации и 1про-
изводетва бомбардировщиков с дальностью
действия от 4.000 до 5.000 километров.
Значительная часть  средиземноморского
пути и важнейшие английские опорные
пункты в Средизезиюм море находятся те-
перь в пределах лосягаемости итальяневой
авиации. .

Порт-Саид (порт. на Средиземном море у
Суэцкого канала) расположен всего в
400 милах’ от итальянских авиационных
баз на ‘островах Додеканез (у берегов Ма-
лой Азии). Между островом. Крят и Ливией
(итальянская полония в Африке) ‘проетран-
ство не превышает 200 миль и находится
под контролем итальянской авиационной
базы в Тобруке (на африканском побере-
жье). За островом Крит. средиземноморской

‘путь проходит через остров Мальту  (ан-

тлийская колония), но последний лежит
всего в 70 милях от Сицилии (итальян-

ский остров) и в 200 милях от итальян-
свой колонии Триполи. Нах. дальнейшим
участком ередиземноморского пути господ-
ствуют итальянские авиационные базы на
острове Сардиния;

Но это не все. Возникла новая опас-
ность’ на конечном западном участке среди-
земноморского пути, У самого-. Гибралтара.
Эта опасность заключается в том, что в
случае победы генерала. Франко, связанно-
го с фашистской Италией, Испания станет
милитаристской страной и своей авиаци-
ей, которая будет создана с помощью загра-
инцы, создает серъезную угрозу конечному
пункту средиземноморекого пути. Гибрал-
тар будет в этом случае потерян в каче-
стве базы английского флота.

Автор указывает также на возможность
создания авиационных баз и баз подвод-
ного флота на Балеарских и Канарских
остревах, что поставило бы под угрозу
английские пути сообщения вокруг Афри-
ки. Превращение Испании в воинственную
державу, связанную с Ффатистекими стра-
нами. явилось бы потенциальной угрозой
и для французеких путей сообщения с
французскими колониями в Африке.

«Со стратегической точки зрения; —
пишет Лалдель Гарт,-—-опасность настоль-
ко ясна, что трулно вонять, почему неко-
торые патриотические прослойки автлий-

ской публики келали успеха испанским:

мятежникам. Очевидно, они ослеплены
влассовыми настроениями. и не замечают
поэтому стратегическую сторону».

ca tops та, Пиевейсы не настроения
fon out #0  pymoenamresel Harponas.c0l во Франции

ети Компартии, сумевитей раз
летарнату Испании значение  освободи-
тельной борьбы нарола басжов. ‘Уго мне-
ние  разлеляется всеми трудящимися 63е-
ками. С кажлым днем компартия Отраны
Басков все крепче связывается © Широ-
WMH массами.

В Стране Басков отмечаются сейчас ¢
особой силой. растущие симпалим. народ-
ных маюе к Ооветекому Союзу. Нали народ
тлубоко признателен трудящимся за
сказачную братскую помощь. Националист-
ские. газеты © восхищением пишут 0
зааекой социалистической стране. В дель
ХТХ годовщины Великой пролетарской ре-
BOOM В
партий народного фронты приняли участие
демонотраниях в честь
©0СР:; по всей стране происходили а060-
вые Мы
Как ‘известно, часть Страны Басков
pea eile находится под пвлтой dames
ких мятежников. Вее народные алты тиуи-
ималот дружное участие в развивающемся
военном настутлении: Мы уничтожим вра-
тов народа!

Только окончательная победа над
uae 20 всей; Испании ‘обеспечит с80-
болт нарола басков и окончательно завре-
arr “ero apron “Torah ke-/P0Tgs нат. На
рол пойдете ретительниыюия marawa 10 Wy~
та своего полного: социального и националь-

_ _ ХУАН АСТИГАРРАБИЯ.

Генеральный секретарь компартии

Страны Басков.
рф. Во

Отповедь «Мундо обреро»
троцкистеким агентам фашизма

Орган испанской компартии «Мундо об-
еро» дает заслуженную. отповедь прово-
‘аторам из троцкистской групики «ПОУМ»,
‘омогающей всей своей деятельноетью мя-
ежным генералам и фаптистским @нтер-
зентам. :

«Провокаторы;—пимет орган испан-
компартии, — интригующие под
наименованием «ПОУМ» против каталон-
ского народа,. пытаются в листке «Ба-
талья» «обосновать» свое возмущение
по ‘поводу их изгнания из рялов прави-
тельства Каталонии, последовавшего по
прямому желанию народа. Допущенные
ими при этом выражения вполне достой-
ны тех наглых действий, которые они
себе позволяют в борьбе с антифашист-
ких движением. Эти заявления настоль-
ко недопустимы, что они предетавляют
собой новое преступление, за которое
они должны быть должным образом на-

казаных.
Газета называет провокаторов из групп-
ки «ПОУМ» «достойными союзниками

убийц товарища Кирова, пособниками Гит-
лера в Испании, жалкими суб‘’ектами, по-
сягающими на основы борьбы испанского
народа».

«Хуже всего то.— продолжает «Мунхло
обреро»,—чт0 преступные заявления
тронкистов всецело сходятся по форме и
по. содержанию с повседневными  вы-
сказываниями фаптистов. Но это совпа-
дение нас нисколько не удивляет: MBI
все время утверждали, ‘что троцкисты
являются прислужниками фашизма».

В заключение «Мундо обреро» пишет:

° «Не сомневаясь в том, что мы выра-
заем волю народа. требуем, чтобы был
положен конец гнусной кампании про-
вокатеров, цинично выступающих в ин-
тересах фашизма против вобруженного
народа».
(Соб. инф. «Правды»).

=

_— ПРОЦЕСС 376
РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН
В РУМЫНИИ

БВУХАРЕСТ, 5 января. (ТАСС). Шо сооб-
щению тазеты` «Диминеана», 11 января
в Силистрии начнется большой политиче-
ский процесс 376 рабочих и крестьян,
обвиняемых в «подрывной работе». Обви-
няемые были арестованы в феврале 1936
тодз во ‘время массового выступления вре-
стьян и рабочих Дуростонского ‘уезда про-
тив существующего политического режима
и против произвола местных властей.

ак сообщает «Диминеаца», все луч-
птое адвокаты страны из’явили готовность
защищать обвиняемых.

боевые дружины 866%  .

(По телефону от парижского
корреспондента «Правды»)

ПАРИЖ, 6 января. Шо словам Перти-
накса («Эко ле Пари»), вице-адмирал Ка-
стекс в докладе, сделанном в Высшей во-
енной школе в Париже, подробно’ остано-
вился на опасности, которую германо-
итальянская интервенция в Испании созда-
ет для Франции и для Англий.

Пертинакс приводит некоторые сообра-
жения, которые, повидимому, принадлежат

вице-адмиралу Кастекс:

«Испании, — пишет, он, — Все труд-
нее становится удерживать в своих ру-
ках расположенные на ее окраинах вла-
дения — Балеарские острова, . Марокко и
пр. Англо-итальянское соглашение их не
защитит. Если Германия и Италия бу-
дут орудовать в Испании, они создадут
угрозу для французских и английских
сообщений в Средиземном море... :

В эпоху, когда перед нами столько
воинственных приготовлений, эту опас-
ность. нельзя игнорировать».
«Пари-миди» помещает большую статью,

указывающую на опасность, создаваемую
для Франции активностью ‘Термании на

Средиземном море. Если Германии удастся

завладеть базой в Испанском Марокко,

то это, пишет «Пари-миди», «создаст для

нас большой риск». Газета с удовлетворе-

нием говорит о поездке французского мор-
ского министра в Оран для подготовки ра-
боты по созданию новой морской базы.

В парижеких политических кругах на-
слойчиве повторяют, что в случае дальней-
щего усиления германо-итальянской интер-
венции Англия и Франция оказались ‘бы
вынужденными об’явить блокаду берегов
Испании. Но оба правительства очень не
хотят пойти на такую меру. Они все еще
надеются приостановить переброску герман-
ских и итальянских войск в Испанию пу-
тем дипломатических переговоров. Перти-
Hake указывает, что эта политика. лишь
«поставила сторонников мира и порядка в
международных отношениях в худшее по-
ложение» по сравнению с ‚агрессорами.

Н. Майорский.

заседание с’езда.

ДВА ГЕРМАНСКИХ ЛЕТЧИКА
ЗАХВАЧЕНЫ В ПЛЕН _,

БИЛЬБАО, 6 января. (Спец. корр. ТАСС).
Правительство Баскской автономной обла-
сти ‘сообщило, что лица, спасшиеся на
парапиотах е самолетов мятежников, еби-
тых во время воздушного боя над городом
Бильбао, оказалиеь германскими летчика-
ми. Один из них — лейтенант германской
военной авиации Алольф Герман, а `дру-
той — Карл Густав’ Шмит. Установлено,
что парашюты и сбитые самолеты — гер-
манского производетва.

Лондон и Рим

(По телефону от лондонского корреспондента «Правды»)

ЛОНДОН, 6 января. Английский официоз
«Таймс» назвал англо-итальянское согла-
шение необычным чокументом. С этим, по-
жалуй, можно согласиться.

Сколько бы соглашений Англия ни 3за-
ключала с Италией, несомненным остается
главный факт: на данном этапе итальян-
ский империализм вышел победителем из.
столкновения с Великобританией, которая
вынуждена признать захват Абиссинии и
укрепление Италии на самых важных.
пунктах средиземноморского пути.

Достаточно симптоматично следующее
заявление дипломатического корреспонден-
та «Дейли телеграф»:

«Ни Великобритания, ни. Италия ne
намерены заключать какие-либо регио-
нальные соглашения 06 ограничении
морских сил или укрепленай на Среди-
земном море». : :
Иначе говоря, Великобритания будет и

в дальнейшем усматривать реальную га-
рантию для. своих путей в усилении их
военной защиты. Гибралтар, Мальта, Кинр,
Хайфа, Алексанлрия,. Суэц, Ален продол-
жают лихорадочно укрепляться. В частно-
сти Палестина превращается, в огромную
воздушную базу. В этом году Великобри-
тания намерена заложить еще 3 дредноута
в дополнение к двум, заложенным не-
сколько дней назад, ‘и несколько десятков
крейсеров, миноносцев, подводных лодок
ит. п.

С точки зрения морских интересов Вели-
кобритании. и в частности безопасности
средиземноморского пути, англо-итальян-
ское соглашение не вносит никаких. реши-
тельных изменений в существующее поло-
жение: в лучшем случае мыелима коро-
тенькая передышка,

Исторический опыт мог бы подсказать
Великобритании кое-какие выводы относи-
тельно «устойчивости» итальянской внеш-
ней политики. Итальянская печать под-

Ee i aE Е В ИЕ 2
м

черкивает в эти дни, 410 «обмен рукопо-
жатиями с Англией ни в какой степени
не может отразиться на центральной ли-
нии  итало-германского сотрудничества».
Какова эта «центральная линия»—извест-
но: это агрессия.

На самом деле оба эти ‘соглашения —
англо-итальянское и итало-германское —
весьма тесно связаны между собой, m0-
скольку угроза итало-германского союза
была тем средством, которое. Муссолини: ис-
пользовал для того; чтобы принудить Вели-
кобританию начать переговоры «о мире».

В англо-итальянском соглашении есть
один пункт, которому руководящая англий-
ская печать придает исключительное зна-
чение. Речь идет о первом пункте согла-
шения, в котором обе стороны признают
«неизменность статус-кво (существующего
положения) в отношении национальной су-
веренности территорий в бассейне Среди-
земного моря». Другими словами, имеется
в виду Испания. «Тайме» с нескрываемым
удовлетворением приводит в передовой сле-
дующую выдержку из ноты итальянского
министра иностранных дел Чиано:

«Что касается Италии, то она счита-
ет, что неделимость нынешней террито-
рии Испании должна, при всех обетоя-
тельствах, остаться неизменной».
«Таймс» к этому добавляет, что «столь

ясная декларация Чиано во многом помо-
жет ослабить испанский конфликт, м. ее
следует особенно приветствовать».

`«Дейли телеграф» держится того же
мнения. :
Следует ли, однако, понимать этот

HYHRT B TOM смысле, что во Время перего-
воров с Великобританией Италия обязалась
отказаться от участия в интервенции. про-
тив Испанской республики вкупе и влюбе
с германским фашизмом? Отнюдь нет. Ведь
как раз накануне, в день подписания со-
глашения и спустя 24 часа после этого, в
Каликсе высадилось 6.000 — итальянских
солдат в полном вооружении. 4 и 5 янва-
ря британское ‘правительство. получило све-

щим. образем:

В Париже в конце декабря 1936 года состоялся Сезд «Союза молодых деву-
шек Франции»— новой антивоенной и антифашистской организации. На снимке—

(Союзфото).

АНГЛО-ФРАНЦУЗСКИЕ

ВОЕННЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

ЛОНДОН, 5 января. (ТАСС). Газета
«Стар», ‚комментируя визит английского
военного Министра Дафф-Купера в Париж
и встречу его с французским военным
министром Даладье, указывает, что в ди-
пломатических кругах придают особое зна-
чение этой встрече. з

6 словам газеты, сообщение о перего-
ворах Дафф-Купера с Даладье вызвало смя-
тение в Берлине. Газета считает, что в
результате визита Дафф-Купера будет, воз-
можно, принято решение созвать’ совеща-
ние представителей английского и француз-
ского генеральных штабов.

дения, что в Кадиксе
6.500 итальянских солдат.

Это можно было бы об’яснить следую-
либо Муссолини  надувал
англичан в самый момент подписания со-
глашения, либо само соглашение не ка-
сается вопроса об итало-германской интер-
венции в Испании, либо, наконец, согла-
шение благословляет интервенцию.

Чтобы быть точным, надо признать ка-
woe из этих предположений правильным
в той или иной степени. Характерно в этом
отношении следующее заявление Авгура:

«Англо-итальянское соглашение отра-
зитея на положении в Испании. Мы не
’ ожидаем изменения позиции Италии.

Помощь последней мятежникам будет
продолжаться и впредь. В конце кон-
цов, если мы хотим быть искренними,
мы должны признать, что большая
часть общественного мнения Англии же-
лает поражения красных в Испании. Но
теперь при помощи Италии станет лег-
че сохранять легенду о невмешатель-
стве. Это означает значительное увели-
чение тансов на то, что конфликт в Йс-
пани не выйдет за пределы Пиреней-
ского полуострова».

Первый пункт соглашения — в его
официальном виде — не дает’ Англий ни-
каких гарантий. Но зато он уже дал фа-

высадилось еще

.  шистеким интервентам основание заявлять,

что’ только захват ими всей Испании мо-
жет предотвратить ее «распад» на ряд
«красных республик» и что поэтому этот
захват вполне соответствовал бы духу рим-
ского соглашения. 4 января фашистская
печать Италии и Германии подробно раз’-
ясняла, что политический смысл докумен-

та, подписанного в Риме, следует искать

в согласии Англии на уничтожение Испан-
ской. демократической республики. В Лон-
лоне это, конечно, отрицают. Но не стран-
но ли, что немедленно после. заключения
соглашения германские крейсеры начина-
ют особенно безудержно разбойничать в
испанских водах, германские дивизии, пе-
ребротенные в Испанию, переходят” в на-
ступление на мадридском фронте, а Мус-
солини, как только соглашение. оказалось,
у него в кармане, в два приема высажи-
вает в Испании крупный экспедиционный
отряд.

‘`Бесчинства пиратов

в испанских водах

ПАРИЖ, 5 января. (ТАСС). Происходя-
шие в последние дни события в испанских
водах — обстрел и захват германскими во-
енными кораблями испанских торговых
пароходов-—широко комментируются фран-
цузской печатью.

«Тан» высказывает предположение, что
Германия стремится выиграть время, вся-
чески затягивая ответ на последние фран-
ко-английские предложения в расчете на
то, что предпринятое генералом Франко
наступление под Мадридом принесет ему
победу. 1

По словам берлинского корреспондента
«Журналь», компетентные германские -кру-
ги понимают, что действия Германии на
море чреваты серьезными последствиями.
Тем не менее германское правительство
решило нойти на риск, не оправдываемый
ни политическим положением Германии, ни
ее экономической и финансовой ситуацией.
Таким образом, не исключены осложнения,
и мир висит на волоске. Липть решитель-
ная позиция английского адмиралтейства,
заявляет корреспондент, могла бы внушить
Германии осторожность.

Be eyo

ПЛАНЫ ГЕРМАНСКИХ
ФАШИСТОВ В ДАНЦИГЕ

БЕРЛИН, 6 января. (ТАСС). Германская
печать уделяет сегодня исключительное
внимание Данцигу, единодушно предеказы-
вая“ «большие перемены» в «вольном го-
роде». Эти перемены должны прежде всего
коснуться внутреннего положения в Дан-
unre, a также данцигской конституции,
которую берлинские газеты уже сегодня
называют «мертвой», р

«Возврат к республике партий в Дан-
циге немыслим, —— пишет данцигский
корреспондент «Берлинер тагеблатт».—

Совету Лиги наций, если он займется

в январе данцигеким вопросом, придется

считаться с положением, которое уже

нельзя будет изменить».

Не менее значительные перемены ожи-
даются и в международном положении Дан-
mara:

«Тесная связь, существовавшая прежде
между Данцигом и его международными
гарантами, по. разным причинам должна
ослабнуть»,— пишет тот же корреспондент
«Берлинер тагеблатт». Корреспондент при
этом заявляет. что приближается осущест-
вление «единства всех немцев».

В подобном же духе выступают и дру-
гиё германские газеты.

Лондонская печать негодует, сожалеет!
Но в то же время стоически соблюдает
«абсолютный нейтралитет».

Итальянский фашизм уже использует
соглашение с Англией для того, чтобы, по
выражению «Манчестер гардиен», пытаться
создать на Пиренейском полуострове «запад-
ную Албанию». Некоторые консервативные
английские публицисты считают, что Мус-
солини сейчас спешит, опасаясь, как бы
Германяя не опередила его и не превра-
тила Испанию «в свою собственную
Манчжурию», Это соображение заслужи-
вает внимания, ибо здесь именно находится
ключ к пониманию нынешнего этапа ан-
глийской политики в вопросе об Испании.

В Англии надеются, что такие две дер-
жавы, как Италия и Германия, неизбежно
перегрызутея из-за Испании, и это слу-
читея тем скорее, чем ближе будет Франко
в победе. Так именно следует понимать
первый пункт соглашения, омысл котеро-
то в английском толковании  закаючает-
ся «в закрытии» Средиземного моря для
гермалюжого флота. Это также означает, что
авгло-итальянское соглаяпение лолжно не-
избежню привести к резкому усилению
интервентиюонистских действий фаптистевлх
государетв:

Путь заглийской внешней политики
действительно извилист. Узколобое тяготе-
ние к силам реакции привело, например, к
тому, 970 «демократическая Англия» отк&-
залась отождествить свои интересы с ин-
теросамя Испанской демократической рес-
публики, несмотря на то, что она, несом-
ненно, затнтересовала в победе над фапти-
стекими. агрессорами, нытающимиея захва-
ruts Пиренейский полуостров и заодно за-
падные подступы к имперским морским
путям. Сейчас под угрозу поставлен ©во-
пейский мир. В конечном счете это неиз-
‘бежно угрожает ‘и положению самой Anr-
лии. Ведь фашистские агрессоры, добив-
птись успеха в своей пспанокой авантюре,

могут найти общий язык и договориться.

между собой о дальнейших грабительских
планах. Имеет ли Англия какие-либо pe-
зльные гарантии против такой возмюлуно-
сти? Ровно никаких вне  об`еданенного
фронта миролюбивых стран.

И. ЕРМАШЕВ.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПОЛЬШИ

Выступление
Бека

ВАРШАВА, 6 января. (ТАСС). Вчера нз
пленуме сейма польский министр иностран-
ных дел Бек выступил с речью, посвящен-
ной франко-польским отношениям в связи
с предоставляемым Францией займом Поль-
ше.

Ber
«творцов

противопоставил  прозорливость
франко - польского — договора

1921 г.» тем иллюзиям и многим’ разоча-

рованиям, которые, по словам Бека, «пе-
режила Европа в течение последующих
16 лет». Из этих 16 лет, сказал Бек, бы-
ло по меньшей мере лесять, в течение ко-
торых казалось, что все вопросы этой ча-
сти света (Европа) разрешаются не только
на базе твердого кодекса, но как бы и на
основе ‘прочно установленной  прецедуры.
Олнако затем пришли времена тяжких ис-
пытаний. Процедуры потеряли евое значе-
ние и мало что осталось от самого кодек-
са.

— Мы — сказал Бек. находимея теперь
как бы на переломе двух эпох. Именно в
этот момент мы констатируем жизненность
отношений между Варшавой и Парижем.
Вульминационным пунктом в проявлении
этих отношений был обмен визитами ме-
жлу генералом Гамеленом и маршалом
Рыдз-Смиглы.

Коснувитиеь вопроса о новом Локаржо,
Бек указал на обоюдное принципиальное

`признание французеким и польским. пра-

вительствами необходимости сохранения
франко-польского союза при будущих со-
глашениях и переговорах.

В журналистских кругах обращают вни-
мание на общий тон данного выступления
Река, не выходящий за рамки сухой ди-
пломатической вежливости при характери-
стике‘‹ Беком отношений, связывающих
Польшу с ее союзницей Францией.

Пленум польского сейма единогласно
одобрил законопроект о польском займе во

Франции.
—о—-

РАЗМЫШЛЕНИЯ ЯПОНСКОГО
ПУБЛИЦИСТА ОБ ОБОРОННОЙ
МОЩИ СССР

В декабрьском номере известного япон-
ского журнала «Нюо Корон» помещена
большая статья: «Советский Союз с точки
зрения ведения войны». Автор ее Хата
Хикосабуро подробно анализирует рост
обороноепособности СССР и степень его
«подготовки на случай войны». Некоторые
высказывания Хата представляют значи-
тельный интересе на фоне разнузданной
военно-фаттистской пропатанды в Японии.
Статья Хата изобилует многочисленными
цифровыми даннымя.

В начале статьи автор указывает, что
‘для ведения войны необходимо «полное
единство между лицами, стоящими у го-
сударственного руля, и каждым отдельным
гражданином». Советский Союз, отмечает
Хата, обладает этим качеством.

«Советский Союз, — пишет он,—яв-
ляется государством обороны. Его воен-
ная подготовка не уступает подготовке
ни одной другой великой державы. Такое
положение СССР является поистине по-
разительным... Система руководства
СССР обеспечивает единое командование
во время ведения войны и создание во-
енного механизма».

«Тяжелая промышленность, — продол-
жает Хата, — как и все другие от-
расли производства СССР, является со-
циалистическим, общественным . прел-
приятием, работающим на основе еди-
ного государственного плана, который
облегчает всеобщую мобилизацию госу-
дарства. Это ставит СССР в более вы-
тодное положение по сравнению с дру-
гими странами...

Если сравнивать силу Красной Армии
до пятилетки и в настоящее время, то
получается впечатление, будто прошли
столетия. В особенности велики лости-
жения в области механизации армии,
развития химических средств ведения
войны и воздушных сил... Усилия. пра-
вительства и военных властей в отно-
шении военной подготовки, преодоление
всех препятствий и трудностей в этой
области не могут не заслуживать ува-
жения».

Хата призывает руководителей Японии
серьезно подумать о проблемах войны и ми-
ра, заявляя, что «мы не желаем зря ввязы-
ваться с ним (с СССР) в конфликт Ha KOH-
тиненте» и что «мощь и боеспособность
Красной Армии не допускают никакого лег-
комыеленного к ней отношения». (Соб. инф.

«Правды»).

ПАРАД ЯПОНСКИХ
ВОЙСК В ШАНХАЕ

^ ШАНХАЙ, 5 января. (ТАСС). 4 января
в Шанхае состоялся парад японского гар-
низона, в котором принимали участие так-
же моряки японских военных кораблей,
паходящихся в шанхайском порту. По под-
счетам печати, в параде приняло участие
около Б тыс. японских солдат и моряков.

Печать расценивает этот парад как оче-
редную военную демонстрацию и отмечает
отсутствие на парале представителей ки-
тайских властей.

РАНЕЕ. УНР,

ПУШКИНСКИЕ ДНИ
В ЧЕХОСЛОВАКИИ

ПРАГА, 5 января. (ТАСС). Сотую
тодовщину со дня смерти великого русского
поэта Пушкина отмечают также и в Чехо-
словакии.

Вчера профессор Пражского университе-
та Горак выступил с докладом по радио
о значении Пушкина для мировой куль-
туры и его влиянии на чехословацкую ли-
тературу.

Сегодня в одном из театров города Пра-
ги ставится «Сказка о царе Салтане».
6 января это произведение Пушкина будет
представлено в чехословацком Националь-
ном театре в Праге. Постановка «Сказки о
паре Салтане» в Национальном театре бу-
дет транслироваться всеми чехословацкими
‚радиостанциями,

В ближайшие дни в чехословацком На-
циональном театре пойдут оперы — «Евге-
ний Онегин» и «Борис Годунов». Кроме
того, экспериментальный театр’ Буриана
«Д-37» подготовляет постановку «Евгения
Онегина». как драматической пьесы.