+ Fa =

Це
БА,
ту.
Пи

Кох
и
yal

‘Wen городе около двадцати заводов, из ко-

вся МЕ 38

42 ЯНВАРЯ {937 Г., № 12 (6978)

Ш ложа

ЕСИ

ПРА

ВЕТЕР Е ПЕЛА

ЕЕ ee

BAA

у

ЕЕ ea “SRS , SARIS TE 2 ЕЕ ee Oe eee ee ae

“3

SRE 2 be ee 2 SNS Ee os cae ef

ТРИДЦАТИПЯТИЛЕТИЕ БАТУМСКОИ ПАРТИИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Далекое
прощлое

(По страницам ленинской «Искры»)

Кулачная расправа
БАТУМ. 1902 г. (Письмо рабочего). В на-

торых одиннадцать нефтяные, нреспособлен-
ные к разливке керосина, отправляемого за.
траницу. Из заводов самыми‘ больнегии по’
числу рабочих являются нефтяные заводы
Ротшильда н Манташева. Рабочих в городе
более 8 тысяч.

На наших заводах господствует по от-
ношению к рабочим кулачная расправа.
Рабочих бьют надемотрщики, заведующие,
механики м сами директора.

В паяльных отделениях нефтяных заво-
ов рабочие хворают горловыми и грудны-
ми болезнями, так как воздух в этих ма-
стерских насыщен парами разных кислот.
В разливочных отделениях этих заводов. у
рабочих от керосина пухнут ноги и по-
врываются язвами. Климат здесь очень не-
здоровый, лихорадочный, сырой; здесь
трудно найти рабочего, который не хворал
бы лихорадкой и ревматизмом. Несмотря на
страшную жару летом, когда рабочие бук-
вально обливаются потом, здесь ни на од-
ном заводе нет кубов с кипяченой водой,
и рабочие принуждены пить сырую, засто-
явшуюся в трубах воду. Веледетвие этого
здесь часты заболевания, а медицинская
помощь поставлена очень плохо: ни на
одном заводе нет больницы, и фельяшера
обращаются с рабочими очень грубо.

Заработная плата за последние годы
злесь сильно понизилась. Десять лет назад
на заводе Ротшильда работало 4.000 чел.
Рабочие получали по 2—3 р. в день. Те-
перь же, после улучшения механизмов, ту
же работу, даже в больших размерах, ис-
полняют 1.500 чел. За эти 10 лет 2.500
чел. было выброшено на улицу, а заработ-
ная плата понижена до 60 коп. в день.
Теперь мы зарабатываем лишь на хлеб и
на воду, чтобы только не умереть с голоду,
чтобы быть в состоянии создавать не для
себя — для других богатства... Тяжело так
жить, и невольно является вопрос; ‘зачем
мы так страдаем? Жизнь наша. лишена
всякой радости, она лишь сплошной путь
к могиле, Так не лучше ли нам умереть
не за станкамн и не рабами, а умереть,
борясь за свободу, за лучшее булущее!..

Стычка с полицией

БАТУМ. 1902 г. На заводах Манташева.
Ротшильда. Акопова и др. с 5-го по 18 февр.
продолжалась стачка 600-700 рабочих.
Требовали улучшения условий труда, от-
мены штрафов, сокращения ‘рабочего вре-
мени, приема уволенных товарищей. На
заводе Манташева избилн и поранили упра-
вляющего. Была стычка с полицией. Аре-
стовали ло 150 чел., но через весколько
дней выпустили их по требованию рабочих.
Стачка кончилась для рабочих победой.

-„ Рабочий-ультиматум

В Батуме ликуют: по просьбе Ротшильда
вызваны из деревень рабочие (1.500 ч.),
высланные в феврале административным
порядком. Вернувшись ‘в город, рабочие
пред‘явили требования: освобождение аре-
стованных, обеспечение семейств убитых
и раненых, уплата жалованья за 3 месяца,
сокращение на подчаса раб. дня, удаление
шинонов и взяточников-приказчиков, уве-
лиление заработной платы, сокращение дет-
ского труда до 6 ч. и пр. 3 недели вы-
званные рабочие не соглашались присту-
пить к работе. 23 июня требования (почти
все) уловлетворены. Началась стачка на за-
воде Хачатурова (300 чел.). Требования
те же. Завод Манташева удовлетворил ста-
чечников еше в марте. Батумская группа
(соп.-дем.) выпустила с начала событий
ряд листков на грузинском яз. (печатных).

Пионеры революции

в деревне
..B марте н. г. распоряжением губерн-
ской администрации, после знаменитой

стачки, из Батума были высланы в дерев-
ни более 300 рабочих, преимущественно из
крестьян Озургетского уезда. Эти-то рабо-
чие и явились пионерами революционного
движения в леревне; Таким образом `бли-
зорукость правительства, как весьма часто
случаетея, послужила на пользу револю-
ции. Рабочие принесли новые идей в среду
крестьянства, взбудораженного убийствами
«христолюбивым воинством» 15 рабочих.
Тотчас же крестьяне выступили против
двух сословий — землеваадельцев и духо-
венства.

Власти растерялись

БАТУМ. 8 марта 1903 г. закончился раз-
бор дела о прошлогодних батумских бестю-
рялках. Благоларя блестящей защате, лаже
царские слуги принуждены были почти
оправдать рабочих. 9 марта, в годовщину
прошлогодних беспорялков, рабочие устрои-
ли грандиозную демонстрацию. С четырьмя
развернутыми флагами рабочие обошли
Bech Topol © пением и с криками: «ла
здравствует политическая свобода!», по
дороге разбрасывали прокламации и стре-
ляли из револьверов: перебили стекла мест-
ной человеконёнавистнической газете «Чер-
номорский Вестник». После этого рабочие.
числом свыше 3.000 чел., направились
к вокзалу; остановили на холу поезд, в ко-
тором ехал весь состав окружного суда и
двое из зашитников рабочих; защитникам
была устроена трогательная овация; поезл
стоял семь минут. Власти  окончательяя
растерялись.

Развернули красное знамя

БАТУМ, 17 июля 1903 г. В 7% часов
утра рабочие всех заволов бросали работу и
направились к базару: всего собралось око-
ло шести тысяч человек. Вынесли столы, на
которые взобралиеь рабочие и читали про-
кламапии, произносили речи на русском.
армянском и грузинском языках. К этому
времени прибыло войско, казаки, и толпа
была рассеяна. Батум представлял из себя
нечто необыкновенное: закрылись все ма-
тазины, конторы, пекарни, мастерские. 33-
бастовали также носильщики на вокзале,
стрелочники и кондуктора. бросили работу
плотники и етроительные рабочие. На сле:
дующий лень, в четыре часа дня, рабочие
собрались около электрической станции
ни развернула красное знамя...

лодого товарища

политической борьбе

Товарищ Сталин во главе рабочей демонстрации в г. Батуми, в 1902 году.
ооо ооо о ооо оо ооо о соо о босо ооо ооо соо оо ооо оо

ВОСПОМИНАНИЯ РАБОЧИХ

На заре большевизма

В моей памяти встает яркий образ мо-
Сталина, призвавшего
35 лет назад нас, батумских рабочих, к
против царизма и
буржуазии.

Мы с братом Сильвестром работали. на
заводе Ротшильда.

В одну из ненастных ноябрьских ночей
1901 года мой брат Сильвестр вернулея
дбмой поздно. С ним пришли двое закутан-
ных в башлыки. Сильвестр тотчас же рас-
порядилея дать им возможность отдохнуть.

Невестка моя захлопотала и отвела го-
стям отдельную комнату. С той поры при-
езжий, которого звали Сосо (товарищ
Сталин), так и остался жить у нае. Другой
пришедший с ним оказался  батумеким
рабочим Копия Канделаки.

Однажды вечером товаришс Сталин co-
брал несколько наиболее активных рабочих
и об`яснил им цель своего приезда.

На этом же собрании товарищем
Сталиным был. создан нелегальный кружок
передовых рабочих, в котором он начал
вести систематически занятия. С каких
только заводов ни приходили рабочие на эти
занятия!..

Приближалея новый год. По инициативе
товарища Сталина передовые рабочие раз-
ных заволов готовились под видом встречи
вового года провести собрание.

Наш «новогодний вечер»  превратилея
в собрание. Товарищ Сталин призывал нас
к борьбе. Мы воодушевилиеь и в один го-
Joc поклялиеь и товарищу Сталину и друг
другу ло самой смерти бороться за жело
рабочих.

Эта речь товарища Сталина имела ре-
шающее значение в 0б’единении и органи-
зации рабочих батумских заводов на борьбу
с паризмом и буржуазией. На этом собра-
нии произошло оформление батумской co-
циал-лемократической организации.

После этого собрания стали устраивать-
ся чаще. Собиралиеь то на кладбище Соук-
Су; то у нас на квартире. Кружки мно-
жились и пополнялиеь новыми членами.
Под руководством товарища Сталина, рабу-
чие завода Манташева в январе 1902
года дважды, бастовали и оба раза
заканчивали свою борьбу победой.

Помнится забастовка на заводе Ротитиль-
да. вызванная попыткой прелпранимателя
уволить рабочих.

Собрания ’ бастующих происходили на
кладбище боук-бу и у братьев Дарахве-
лидзе. На этих собраниях товарищ Сталин
давал нам указания, как вести забастовоч-
ную борьбу. Вскоре стало известно о при-
езде мз Кутаиса губернатора для усмирения
бастующих рабочих. ~ :

В ту же ночь товарищ Сталин созвал
бастующих к себе и раз’яснил им значе-
ние забастовки, причину приезда губер-
натора и то, как рабочие должны вести
себя в переговорах с губернатором:

Учитель

Оживление революционной деятельности

срели батумских рабочих стало для всех
очевилным. Царские власти и капитали-
сты заволновались. Неоднократно рабочих
вызывала В управление полипеймейстера и
советовали не/нарушать нормального хода
работ на заволах.
8 марта бастующие рабочие завота Рот-
шильда, во главе с товарищем Сталиным,
стройными рялами подошли к батумской
тюрьме с требованием освободить аресто-
ванных товарищей. В ответ на это по при-
вазу властей арестовали свыше 300 ле-
монстрантов и всех заключенных переве-
ли из тюрьмы в пересыльную казарму.

Это вызвало еще большее возмущение
рабочих. В тот же лень вечером тозарищ
Сталин созвал собрание актива, на коте-
ром по его предложению решено было ор-
ганизовать 9 марта лемонстрацию рабочих
всех батумских прелприятий и направить-
ся к пересыльным казармам потребовать
освобожления арестованных товарищей.

9 марта состоялась многотысячная де-
монстрация рабочих. Воинская часть. встре-
тила нас выстрелами.

5 апреля товариш Сталин был аресто-
ван. Его держали в тюрьме в секретной
камере и поэтому установить с ним связь
было не легко. Но я рискнул.

По соселетву со мной жил влалелеп ол-
ного из дровяных складов, снабжавнлий

— Rorja вы явитесь на переговоры, то
всем вам не дадут говорить. Поэтому нуж-
но выбрать делегацию, — сказал товарищ
Сталин.

В делегацию наметили 32 человека. Ка-
дому в отдельности товарищ Сталин 0б’яе-
нил, что и как говорить: один должен ска-
зать 06 увольнении рабочих, другой —
о штрафах, третий — о грубом обращении
с рабочими и т. д. В частности, мне налле-
жало говорить перед губернатором по во-
просу ‘страхования рабочих.

Переговоры с губернатором ни к Чему
не привели.

Важется, на третий день после этого,
1 марта, ночью, все 32 человека, входив-
шие в делегацию, были арестованы.

Сидим в тюрьме и думаем: как и что
предпримет теперь наш руководитель това-
риш Сталин.

Утром 8 марта, смотрим, идут к тюрьме
рабочие, кричат: «Здравствуйте, това-
рищи!»

Тотчас появились пристав и околоточные
надзиратели. Рабочие потребовали нашеге
освобождения. Вызвали помощника губер-
натора и полицеймейстера. А народ гудит:
«Отпустите наших братьев!»

Вдруг открываются тюремные двери. Нас
ведут неизвестно кула, — присоединили
к демонстрантам, окружили войсками и 1о-
вели. Прошли базар, Кахабери (уголок го-
рода) и подошли к «пересыльной части»,
гле вместе с большинством лемонстрантов
нае и заперли.

На следующий день, в 9 часов утра.
слышим снаружи шум, видим на улице.
огромную толпу рабочих: сравнения нет ео
вчерашним, — веё батуиские рабочие вышля
требовать нашего освобождения. Ёроме за-
водских рабочих, здесь были ремесленники,
в их чиеле оружейники, имевшие мастер-
ские около базара. Появились помощник
губернатора, полинеймейстер и другие. При-.
была и войсковая часть Во главе с капи-
таном Антадзе.

Мы стремимся наружу, желая  присо-
единиться к демонстрантам. Выдамываем
ворота казарменного лома, и вот многие из
заключенных на улипе. Страшный шум.
Вляруг раздается команда: «Пали!» Вто-то
крикнул: «Холостые, не бойтесь!» Нача-
лась стрельба.

Люли падают, истекают кровью. Значит,
заряды не холостые. Сущий ад.

Стрельба ` смолкла.‘ Площадь опустела.
На земле лежат. убитые и раненые рабочие.
Слышатея стоны.

Товарищ Сталин поднимает. раненого..:
На другой лень нам в тюрьму лоставили
прокламапию. Мы поняли, что’ проклама-
ция написана товарищем Сталиным. В ней
товарищ Сталин посылает проклятия убий-
цам рабочих и призывает к непримиримой
борьбе с паризмом.

Порфирий ЛОМДЖАРИЯ.

рабочих

лровами тюрьму. Я обратился к нему с
просьбой показать мне как-нибуль тюрем-
ный лвор, но в такое время, когда аресто-
ванных выводят на прогулку. Тогла он
мне рассказал, что олного человека в тюрь-
ме выводят отлельно от остальных заклю-
ченных. По его описаниям я понял, что
он говорит о товарище Сталине.

И вот, в один из ближайших дней, ров-
но к 3 часам, я вехал в тюрьму с в0зом
дров. Спустя несколько минут, в сопрово-
жлении надзирателя, появился и товари
Сталин.

Разгружая дрова, я как бы невзначай
затеял разговор.  Надзиратель — русский,
по-грузински не понимал. Товарищ Сталин
успел мне перелать:

— Арестованных предадут  гласному
суду. Необходимо прагласить адвокатов. 06-
ратитесь в Тифлис, тифлисские товарищи
сделают все необходимое.

Он пробыл в батумской тюрьме нелый
год. 1 марта 1903 гола началея пропеес
над участниками.“лемонстрапии 9 марта.

Вместе с товарищем Сталиным всех нас
отправили этапным порядком из батумской
тюрьмы в кутайсскую.

Спустя три месяпа троих из арестовап-
вых освободили. Товариша Сталина sii incl

ли в Иркутск. :
Герасим КАЛАДЗЕ.

Помните ли замечательные мартовские
дни (3 и 9 марта), когда голосе справедли-
вости грянул громом и оглуптил наших уг-
нетателей. Или когда (10, 11 и 12 марта)
ваш маленький Батум опепили, выставили
пушки п наводнили улицы и заводы вы-
званными из Куталса войскама.

Что именно случилось тогда в Батуме?..

Рабочие прошли по улицам с пе-
нием и потребовали освобождения за-
держанных своих Товарищей: они устрои-
ли манифестацию и больше ничего. За что
же арестованы были наши товарищи. За
воровство. за убийство? Безусловно нет. а
за стачку на заводе Ротшильда, произве-
денную 27 февраля...

7-го же марта, ночью, жандармы 3a-
арестовали 32 человека’ рабочих, чтобы,
версятно, нагнать страх на других; но ра-
бочие нисколько не испугалась.

8-го марта в полдень собралось ло вось-
мисот человек и стройными колоннами на-
правились к полицеймейстеру с требовани-
ем или пусть и нас задержат, или пусть
освоболят наших братьев...

Толпа росла’ быстро и вместе с нею уве-
личивалея шум. Невольно увлекало всех
это чудное зрелище. и все мечтала о тех
блаженных временах, когда рабочие всей
России в, и двинутся против цар-
ского правительства с бесповоротным ре-
шением добиться свободы или получить
смерть. Рабочие подошли, к тюрьме и оста-
новились. Манифестанты и арестованные,
завидев друг друга, громогласно поздоро-
вались. Полиция приказала разойтись:
толпа повторила свое требование: или 0с-
вободить арестованных или  арестуйте и
нас. ‘

Полиция потребовала стражников и ок-
ружила ими рабочих, но последние не от-
казались от своего требования: тогда были
вызваны войска, и ами онепили толпу; тол-
па не расходилась, по команле Анталзе
солдаты набросились на толпу со штыками
е пелью рассеять ее: «He расходиться»
пронеелось в толпе, и рабочие с гиком за
штыкй; тут, произоптла стычка: двух рабо-
чих ранили, у пятерых или шестерых сол-
‘дат рабочие отняли ружья; войска остано-
вились, не сумев рассеять толпу, рабочие
‚вернули ружья, среди зрителей и из тюрь-
мы раздались аплодисменты; был слегка
побит городовой старик Пачулия, который
поранил шашкой подвернувшегося юношу;
толпа подняла его на смех; ему дали 5—
6 оплеух и отняли шашку.

Под конец рабочие все. же добились сво-

1) Департамент полиции, д. № 5, ч. 59,
лит. А, п. 28—82. Печатается по копии.

Картина художника А. Кутателадзе.

о ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Революционная отвага

Из прокламации группы батумских социал-демократов
19 masa 1902 r.*).

К ОБЩЕСТВУ

его, заставили освободить арестованных с
тем только условием, что все они должны
были отправиться в казарму. «Отчего же
не пойти, кричали рабочие, что же там ©
нами слелают, чего нам больше, ведь за-
ставили правительство пойти на  уступ-
ку?!> — Окруженная Войсками толпа е пе-
нием и гиком направилась в казарму. «Да
здравствует свобола, да здравствует равен-
ство», разлавалось в толпе неоднократно.
Так закончилась манифестация 8-го марта.

На другой же лень ‘утром остальные ра-
бочие из заводов Ротшильда, Хачатуряниа,
Манташева, Сидериди и др. 10 двух тыеяч
человек подошли с пением к казарме и по-
требовали освобождения братьев; некоторое
время они там постояли; в это время при-
был с солдатами Антадзе и пригрозил, что
будет стрелять; толпа ответила: «мы  при-
шли не воевать». Тот напустил солдат ©
приклалами; тогда часть толпы начала
бросать в солдат камнями и грязью и дви-
нулась вперед, другие же оторвали от за-
боров доски и пержались наготове: Антад-
зе скомандовал стрелять; раздался первый
залп, народ закричал: «не бойтёсь!»; вто-
рой залп был безрезультатный; раздался
третий залп, упал один, другой, третий. .,
послышалось в толпе проклятие и начали
отступать, а стрельба продолжалась.

Вот в блного рабочего попадает пуля;
тот с поднятым кулаком идет на солдата,
попадает другая и, схватившись обеими ру-
ками за груль, все идет на врага, но полу-
чает третью пулю и падает, произнеся с
трудом: «это нам, а вы, братья, продол-
жайте ваше дело». Антадзе с револьвером
в руках и руганью гонится за рабочим
ц угрожает ему смертью; тот же, возму-
щенный, отступает и товорит: «да сгорит
ваше право». В это время в Антадзе по-
падает брошенный кем-то камень и этим
рабочий спасается от смерти. Вот еще не-
сколько человек солдат приперли к стене
малолетнего рабочего и бьют его праклала-
ми: он же, прижимаясь к стене, называет
их собаками. Анталзе, виля эту картину,
улыбается. Среди рабочих, зрителей и пла-
чущих женшин произносятся проклятия.

12 марта похоронили убитых; их прово-
жали более пяти тысяч рабочих.

На кладбище была роздана слелующая
прокламация:

«Хвала вам, убитые за правду, хвала
грудям матерей, вскормивших Bac; хвала
вам. украсившим себя терновыми венкамя
и, умирая. шептавшим нам о борьбе дрожа-
щими, побледневшими устами. Хвала вашим
теням, беспрестанно кружащимея нал на-
мп я шепчущим нам в ух0: отомстите
кровью»...

Из донесения начальника

Кутаисского губернского

жандармского управления в департамент полиции
29 апреля 1902 г. № 712 *)

Вр. и. д. помощника в Батумском окру-
ге ротмистр Джакели 18 сего апреля за
Ni 387 лонес, что арестованные им Иосиф
Джугашвили (И. Сталин. Ред.) и Констан-
тин Канделаки являются главными руково-
дителями беспорядков, произведенных ба-
тумекими рабочими. Из показания одного из
свидетелей вилно. что Джугашвили известен
у рабочих пол именем «учитель рабочих»;
руковоля делом. Джугашвили держал себя
в стороне и потому не все рабочие знали
0б нем, с рабочими же постоянно соприкл-
сался Канделаки. известный в рабочей сре-
де за помощника учителя...

8-го сего апреля арестантом  Батумской
тюрьмы Замбахилзе были выброшены в
тюремный лвор к посетителям две запис-
ки на грузинском языке, адресованные на
имя «Иллариона». -

Первая из них следующего содержания:
«адрес в гор. Гори, Оконская церковь.
Около перкви приходская школа и увиди-
те учителя той школы Сосо Иремашвили,
этому человеку скажите. что Сосо Джуга-
швали (И. Оталин-— Ред.) арестован и по-
сит сейчас же известить его мать для того,
чтобы, когда жандармы спросят: «когда твой
сын выехал из Гори?», сказала: «целое
лето и зиму до 15 ‘марта был здесь в Гори».

*) ДП., 7 д-во 1902 г. д. № 175, л. 47.

То же покажут сам Сосо Иремашвили и мой
дядя © женою».

Вторая записка: «Иллараон», если по-
сланный в Тифлисе человек возвратился, то
скажи, чтобы привез Георгия Еласабедова
и вместе с ним повел бы дело (направил)».
Записки эти, по сличении их почерков е
почерком Джугашвили, писаны им. Джута-
швили. Содержание записок подтверждает
показание свидетелей о вредной деятельно-
сти Джугашвили.

На основанин упомянутых выше  запи-
cox, pormuerpom Лжакели послано отдель-
ное требование начальнику Тифлисского
губернского жандармского управления 06
обыске учителя Иремашвили. допросе мате-
ри Джугашвили в нелях выяснения места
пребывания Джугашвили в дни батумских
беспорядков, а также об обыске и аресте
Георгия Елисабедова, которому Джугантви-
ли предлагает в записке руководить делом.
Ротмистр Джакели дознал, что адресат «Ил-
ларион» есть рабочий завода Манташева
Илларион. Дарахвелидзе...

Ё числу членов Тифлисского Коматета по
мнению ротмистра Лжакели принадлежат
поименованные выше Джугашвили, Елиса-
белов и Голзмев.

„Первый из них представляет типичного

пропагандиста и, конечно, не пожелает ука-
зать, где находятся Елясабедов и Годзиев...

Генерал-майор Стопчанский.

Батуми
сегодня

(От специального корреспондента
«Правды»)

В столице вечно зеленой, вечно солнеч-
ной республики зима определяется лишь
по верхушкам гор, слегка посеребренным
первым снежком. На пляже—сотни людей.
Они греются на чудесном солнце и с улыб-
кой рассматривают номер «Правды», где
изображены виртуозные конькобежцы.

В такие ясные, солнечные дни по-060бо-
му хорош, наряден и привлекателен горох
Батуми — столица Аджарской республики.
Шпалеры пальм, лавров, драцен вытяну-
лись вдоль улицы Коминтерна, по набе-
режной лейтенанта Шмидта, по бульвару
Челюскинцев. :

Ровным ковром асфальта покрыты пло-

`щади и улицы города, до неузнаваемости

преобразившегося за последние 3—4 года.
120 тысяч квадратных метров, залитых
асфальто-бетоном, совершенно изменили
лицо города. Почти половина этой работы
выполнена в 1936 году.

На набережной пальмы, драцены, эвка-
липты обрамляют прекрасно зааефальти-
рованный парапет. 12 с половиной гекта-
ров занимают 12 скверов, разбитых в раз-
ных концах города. Гордость батумцев —
Приморский бульвар. Километровые аллен
засажены благоухающими магнолиями, бла-
тородным лавром и другими ароматными
субтропическими растениями. Вокруг 0зе-

ра Нурие-Гель, славившегося когда-то
лишь лягушками да малярией, построен
замечательный детский парк. Озеро очи-

щено, оздоровлено, на нем строится  дет-
ский порт, по озеру будет ходить детекий
пароход.

В эти дни республика снимала послед-
ние урожаи лимонов, апельсинов. № же-
лезнодорожной станции, к причалам порта
подкатывали вагоны, груженные цитрусо-
выми плодами. Аромат их висел над парком,
нал бульваром, над набережной.

Батуми — город Чруда и отдыха. Пре-
красный мягкий климат: море, изумитель-

ная природа привлекают и будут привле- `

кать сюда еще больше туристов и отды-
хающих. Забота о приезжающих — здесь
первоочередная задача. Уже почти законче-
на новая гостиница на 64 номера, в буду-
щем году будет построена еще одна — на
164 номера. Строится великолепный театр.
Для приезжающих скоро будет отведено
несколько десятков специальных домов с
полным пансионом,

В Аджарском обкоме, городском комитете
партии и горсовете много думают и забо-
тятся о чудесном городе. Решено разбить
в центре города две большие рощи. Одна,
около Центральной плошади, будет cocro-
ять из 80 060бо ароматных итальянских
деревьев — олиафрангаз. Другая роща —
на улице Ленина — будет создана из 200
плодоносящих цитрусовых деревьев. Бату-
ми превратится в подланно благоухающий
cal.

Благоустраивается и окраина Батуми,
знаменитая «чаоба» (по-грузински болото),
где в 1901—1902 гг. ютились в крохот-
ных домишках рабочие, где в те годы с0-
злавались сталинские кружки. Сейчас здесь
устроены культурные стоки для лождевой
волы, улицы покрываются булыжником,
заканчивается постройка хорошей дороги.
Во дворах и на улицах этой окрамны
города будет посажено более 100 тысяч
эвкалиптов и цитрусовых деревьев.

Город трудно узнать, если сравнивать
его со старыми фотографиями. Вместе со
мной по улицам Батуми ходят старые ра-
бочие быв. завода Ротшильда-——Константин
Каландаров, Порфирий Куридзе и другие.
Они вспоминают:

— Вот здесь’ проходила демонстрация.
Но как все изменилось вокрут! Здесь был
домик, где мы собирались однажды. Этого
домика давным-давно уже нет: на его месте
высится корпусе большого, светлого дома,
гле живут портовые грузчики. И, важется,
остался нетронутым лишь один памятник
тех суровых и величественных дней...

Мы вхолим в камеру № 6 бывшей зна-
менитой тюрьмы. В этом холодном и
жутком каменном склепе просидел больше
года великий Сталин. Отсюда посылал он
сквозь тюремную решетку огненные ли-
стовки. Здесь провел он много лней своей
юности во имя светлого будущего, во имя
подлинной радости всех трудящихся, во
имя нашего славного сегодня.

А. ПОНЕВЕЖСКИЙ.
—о-

`Славная

годовшина

ТБИЛИСИ, 11 января. (Корр. «Прав-
ды»). 13 января исполняется 35 лет со
дня основания товарищем Сталаным Батум-
ского комитета Российской сопиал-демо-
кратической рабочей партии ленинеко-
искровского направления. В Батуми, Тби-
лиси и в других городах Грузии разверну-
лась работа по глубокому изучению ком-
мунистами, беспартийными рабочими pe-
волюционного движения Грузии, Закав-
казья. Большое внимание уделяется изуче-
вию роли товарища Сталина. как органи-
затора и руководителя большевиетеких ор-
ганизаций Грузии и Закавказья.

В Тбилися на предприятиях изучают пер-
вую главу книги тов. Берия, рассказ ста-
рых батумеких рабочих. опубликованный в
«Правде» от 1 января 1937 года. В рай-
онных парткабинетах, в городском Доме
пропагандиста и агитатора организованы
консультации и выставки, проводятся 10-
клалы на тему «35 лёт со лня основания
Батумского комитета РОДРИ».

В Батуми 13 января состоится собрание
городского партийного актива, на котором
с докладом о 35-летии Батумекого комите-
та выступит заведующий отделом партий-
ной пропаганды. агитации и печати ПА
КП(б) Грузии тов. Бедыя. В тот же день
в Ватуми откроется большая выставка, по-
священная 35-летию Батумского комитета.
На прелприятиях Батуми с воспоминаниями
выступают старые батумские рабочие.