Центральный Музей В. И. Ленина. Траурный` зал. В центре — ги:
В. И. Ленина, снятая скульптором Меркуровым: ить а

Фото М. Озерского

_ Облик

Впервые я встретилась с Владимиром
Ильичем Лениным летом 1903 года, нака-
нуне П с’езда партии, в швейцарекой дере-
вушке. Меня особенно /поразила простота
обстановки, в которой он жил. Я застала
Владимира Ильича в маленькой кухонке,
он перетирал чайную посуду. Жили они
тогда вместе с Надеждой Константиновной
Крунской и ее матерью и поочередно
дежурили по хозяйству. Перетирая чашки
и готовя нам чай, Владимир Ильич непре-
рывно допрапивал нас (меня м тов. Лядо-
ва) о происхолящем в Росени. Его вопро-
сы были настоящей учебой для нас. Он на-
правлял их таким образом, чтобы выведать
у нас все, что возможно, в первую очередь
о настроениям масс. и © всех недочетах на-
шей организационной работы. Владимир
Ильич особенно интересовался мнениями
отдельных рабочих, из которых он со свой-
ственной ему мудростью делал заключения
о величайших проблемах, стоявших перед
навей партией.

Следующая встреча с Лениным на
И с’езде партии. В борьбе против всякого
рода реформистов за централизованную
боевую. партию он был беспощаден. Его
речи — очень прётые и настолько доступ-
ные; что’всякий слушающий его считал,
что именно его мысли выражает Ильич, —
отличались исключительной логикой, кото-
рая побеждала противника.

Владимир Ильич отличался огромной
жизнерадостностью даже в моменты пора-
жений нашей партии. Я вспоминаю конфе-
реннию 22-х, на которую он вызвал всех
нас в Женеву. Владимар. Ильич выражал
тогда исключительную радость, он ‘был
доволен, потому что мы начинали самое
большое дело для большевизма. На Ш е’езде
и в прелшествовавший ему  искровский
период Владимир Ильич собирал партию,
распределяя силы, заботился о транспорте
нелегальной литературы, внедрял в массы
большевистские идеи. - 3

Ленин был упорен в борьбе, беспощаден
к противнику. И одновременно исключи-
тельно чутко относился к товарищам по
партии, вникая в мелочи их жизни.

ЛЕНИН И НАУКА

Русская интеллигенция дореволюционно-
го вречени, как и всякая другая интелли-
генция капиталистических стран, считала
себя особой  надкласвовой группой. Она
считала себя носительницей науки, кото-
рая, по ее мнению, беспартийна, чужда
классовым интересам.

В. И. Ленин доказал вею лживость и
фальшь подобного взгляда на нзуку.

Как не может быть в буржуазном 0об-
ществе, раздираемом классовыми противо-
речиями, надклассовой или внеклассовой
интеллигенции, так не может быть там и
налклассовой науки:

атериальные интересы интеллигенции
при капитализме тесно связаны с интереса-
ми господствующего класса. А это. заста-
вляет представителей науки часто продавать
свон знания, таланты и убеждения за ка-
зенное жалованье или же за участие в при-
.былях или дивидендах, — «за, чечевичную
похлебку продавать право первородства».

С какнм негодованием и едким сарказ-
ном Влалимир Ильич бичевал так называе-
мых представителей «чистой науки», бур-
жуазных профессоров! Он называл их жал-
кими, убогими, трусливыми прихвоетнями
помещиков и капиталистов.

Ленин писал: «Известное изречение гла-
спт, что если бы геометрические аксиомы
залевали интересы людей, то они наверное
опровергались бы. Естественно-исторические
теории, задевавшие старые предрассудеи
теологии, вызвали и вызывают до сих пор
самую бешеную борьбу»  ).

Может ли у таких носителей науки са-
ма наука быть беспристрастной? В обще-
стве, где борьба илей является отражением
борьбы классов. наука глубоко партийна.
dedi Маркса.— писал Ленин,— вызы-
вает к себе во всем цивилизованном мире
величайшую вражду и ненависть всей бур-
жуазной (и казенной, и либеральной) на-
уки... Иного отношения нельзя и ждать,
ибо «беспристрастной» социальной науен
не может ‘быть в обществе, построенном
на классовой борьбе... Ожидать беспристра-
стной науки в обществе наемного раб-
ства — такая же глупенькая наивнесть,

dee)

1) В. И. Ленин. Соч., т. ХП, стр. 183.

вожоя

Мне вспоминается моя болезнь в Паз-
риже. После ‘большого митинга, органи-
зованного анархистами, конная жандарме-
рия опрокинула в узком переулке всех
выходивигих с митинга. В числе других
я тоже получила значательные ушибы. И в
эту же ночь Владимир Ильич занялся моей
болезнью. Со свойственным ему вниманием
он ухаживал за. больными товарищами.

Й тогда мы узнавали в Ильиче другую
сторону: человечность, искяючительную его
чуткость. Его умение распознавать людей
и в каждом увадеть ту черту, которая мо-
жет сделать из него организатора большого
дела, — это умение особенно выявилось для
меня в 1918 году, на одном из собраний в
Замоскворечье. Владимир Ильич co свой-
ственной ему скромностью вошел в зал и,
во что бы то ни стало желая остатьея не-
ИЕ уселся в уголке. Но появление
его было замечено, и он вынужден был,
отчаянно сопротивляясь, выйти вперед. Мы
обсуждала на этом собрании организацию
продовольетвенных ‘отрядов. Ильич внима-
тельно и напряженно слушал одного старого
рабочего-булочника и сразу ухватился за
него. По его указанию этот булочник был
назначен руководителем отряда, прекрасно
выполнил свой долг, но погиб от руки ку-
лаков. ;

В 1919 году, приехав с фронта, я пошла
к Влалимиру Ильичу с каким-то неболь-
шим вопросом. Владимир Ильич уже тогда
давал лирективы на все фронты с таким
знанием вещей, как если бы он с юных
лет занимался военным делом,

В настоящее время, когла во всех угол-
ках нашего Союза читают лучший из за-
KOHOB, который когда-либо могло создать
человечество— Сталинскую Конституцию, —
мы должны вспомнить другой документ,
написанный 19 лет назад, в январе
1918 года, документ другой эпохи, —
ленинскую декларацию прав трудящихся,
намечавшую ‘только задачу стромтельства
социализма. ‘

Социализм победил в нашей, стране.

Р. ЗЕМЛЯЧКА.

Академик И. ГУБКИН

как ожидать  беспристрастия фабрикан-
тов в вопросе о том, не. следует ли увели-
чить плату рабочим, уменьшив прибыль
капитала» °).

Пока не будут уничтожены капитали-
стическое общество и его нережитки, нау-
ка булет оставаться классовой. Бесклас-
совой она будет только в бесклассовом
обществе.

Лозунг «наука для науки» у нас испо-
ведуется лишь. небольшой кучкой ученых
чудаков. Советская наука имеет › опреде-
ленную целеустремленность: развивая во
всю ширь и глубь свои теоретические
основы, служить практике социалистиче-
ского строительства и этой практи-
кой проверять свои теоретические построе-
ния. Вот такую науку В. И. Ленин высо-
ко ценил. :

Гениальный политик, вождь революции,
великий организатор и стратег клас-
совой борьбы — он вместе с тем был ве-
ликим мыслителем-ученым: философом и
экономистом, замечательным публицистом.
Для него наука была исторически дви-
жущей революционной силой. Своими ве-
ликими творениями он показал, какой лол-
mua быть наука и чем она должна быть в
борьбе за счастливое будущее человече-
ства.

Его верный ученик и соратник товарищ
Сталин в немногих, но сильных словах по-
казал нам, какой должна быть наука. что-
бы стать действительно движущей рево-
люционной силой, стать, в частности, п-
мощницей в развитии стахановского лви-
жения.

«Толкуют о науке. Говорят, что ханные
науки, данные технических справочников
и инструкций противоречат требованиям
стахановцев о новых, более высоких, тех-
пических нормах. Но о какой науке идет
здесь речь? Данные науки всегда прове-
рялись практикой, опытом. Наука, порвав-
шая связн с практикой, с опытом, — какая
же это наука? Если бы наука была та-
кой, какой ее- изображают некоторые наши
консервативные товарищи, то она лавно по-
гибла бы для человечества.‘ Наука потому

?) В. И. Ленин. Соч., т, ХУТ, отр. 349.

ты под руководством
Ченина в думекой большевистской фракции.

Из дореволюционной истораи нашей пар-
тии мне особенно памятны тоды рабо-
Владимира Ильича

Переломный 1912 год. Новый мощный
революционный пох’ем. Рабочий класе рас-
правлял богатырекие плечи. Волна стачек

и демонстраций прокатилась по всей етра-.
не. В этих условиях наша партия проводи-

ла выборы от рабочих курий в Государ-
ственную думу. Вся избирательная борьба
рабочего класса и дальнейшая деятельность
маленькой большевистской фракции в думе
целиком проходили под непосредственным
руководством Владимира Ильича. Живя за
границей, он был тесно связан © намиы—
пятеркой рабочих депутатов в черносотен-
ном царском парламенте. Он давал нам ли-
рективы, писал тезисы наших речей в Го-

сударственной думе, направлал политиче-

скую линию нашей работы.

Сразу же после тото, Как рабочие дё-
путаты с‘ехались в Петербург, Владимир
Ильич позаботился об организации фракции.
О  подытожил результаты избирательной
борьбы, прислал из Кракова специальную
анкету избранным от рабочих курий депу-
татам, чтобы подробно изучить обстановку
выборов, силы партийных организаций в
разных городах, влияние их на рабочие
массы. Связь с Владимиром Ильичем мы
осуществляли разными ‘нелегальными путя-
ми, шифрованными письмами, через перехо-
дивших границу законснирированных пар-
тийных товарищей.

Владимир Ильич придавал 060бое значе-
паче нашим первым выступлениям в думе.
Сразу же после образования социал-демо-
кратической фракции он говорил:

«Естественно. что рабочие будут ждать’
первого выступления с особенным нетерпе-
нием и с особенным вниманием. Естествен-
но, что они ждут именно от первого вы-
ступления главного и основного. сосредото-.
ченного изложения взгляда на те вопросы,
которые особенно всех волнуют. которые
особенно выдвигаются на первый план в
политике страны вообще, в практике рабо-
чего движения (и политического и экономи-
ческого) в особенности» *).

Мое первое выступление в думе—0 про-
фесспональном лвижении и о разгоне жан-
{армами союза металлистов, которое было
одновременно и первым выступлением на-
шей фракции, прошло под непосредетвен-
ным руководством товарища Сталина.

Большие трудности преодолевал каждый
из нас, выступая, особенно на первых по-
рах, в этом AYMCKOM логовище самодержа-
вия. Через стены Таврического дворца,
через головы черносотенных депутатов —
помещиков, дворян и фабрикантов—напи
речи, наши нразывы должны были доходить
qo рабочих и крестьян, должны °были слу-
жить отточенным оружием в руках проле-
тарната против его угнетателей. Рабочему
депутату, пришедшему в думу прямо ¢ 3a-
вода. от станка, приходилось выступать
перед вековечными врагами рабочих: цар-
скими министрами, помещиками, реакцаон-
ными профессорами, адвокатами—красно-
баями буржуазных партий, перед капитали-
стами, которые держали в своих руках
сульбы миллмонов трудящихся. +

— Рабочие депутаты, товорил Ham
Ленин, когда мы приехали в декабре 1912
гола к нему в KpakoB,— должны использо-
вать думокую трабуну для агитационных
выступлений, для разоблачения гнусностей
самодержавия и его либеральных прихвост-
ней. Но этим деятельность думской фрак-
цен отнюдь не исчерпывается. Думские ра-
бочие депутаты должны вести огромную
нелегальную работу в массах, руководить
професспональным движением, забастовка-
ми, участвовать во всей деятельности пар-
THH. . >

С каждым аз рабочих депутатов Влади-
мир Ильич подолгу беседовал, раз’ясняя

1) В. И. Ленин. Ca tom XVI, erp. 201.

fas wee ee

и называется наукой, что она не признает
фетишей, не боится поднять руку на от-
живающее, старое и чутко прислушивает-
ся к голосу опыта, практики» (Сталин) *).

Великий учитель и его верный ученик
сдинаково понимают роль и значение на-
уки в служении человечеству, его борьбе
за освобождение от всяческого гнета.

В. И. Ленин проявлял громадный инте-
рее к научным исследованиям, техниче-
ским изобретениям, ко всякой новой мыс-
ли в области науки или техники, в 060-
бенности, если они сулили непосредствен-
ную практическую пользу.

Вспоминаю поучительную историю. В
первое время нашей восстановительной ра-
боты на нефтяных промыслах мы ощущали
огромнейшую нужду в трубах. В журнале
«Нефтяное и сланцевое хозяйство» ‘был
поднят вопрос о замене металлических труб.
трубами из более дешевого материала. Я
систематически посылал Ленину все. инте-
ресные новинки в нефтяном деле. Посылал
номера журнала «Нефтяное и сланцевое хо-
зяйство». Шри этом не раз мелькала
мысль: вряд лия у Владимира Ильытча
вайдется время для просмотра нашего че-
реечур специального журнала.

Каково же было мое изумление, когда
олнажлы я получил следующее письмо:

«Главнефть Е

тов. Губкину
Просматривая журнал «Нефтяное и
сланцевое хозяйство», я в „№ 1—4

(1921 г.) наткнулся на заметку (с. 199)
«0 замене металлических труб цементным
раствором при бурении нефтяных сква-
RHA».

Оказывается, что ‘сие применимо при
вращательном бурении. А у нае в Баку
таковое есть, как я читал в отчете ба-
кинЦеВ.

(т недостатка бурения мы гибнем и гу-
бим Баку.

Можно заменить железные трубы цемен-
том и пр., чтб достать все же легче, чем
железные трубы, и что стоит, по указанию

8) И. Сталия. Речь на ТГ Воесоюзном co-
вещании стахановцев.

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ
ВСТРЕЧИ.

цели нашей работы. Он с особым вниманием
относился к каждому явлению классовой
борьбы. Самым подробным образом старался
он выяснить все детали рабочих выступяе-
ний, расспрашивал о каждом заводе, о. каж-
дой фабрике, где происходили забастовки,
спрашивал, сколько. рабочих участвовало в
выступлении, какие промахи были допу-
щены, как распространяется печать, неле-
тальные листовки и прокламации, сколько
меньшевиков на отдельных предприятиях,
каково их влияние; Указания и наставле-
ния Ленина имели для меня совершенно
исключительное значение.

Второе совещание депутатов-большевиков
с Лениным состоялось в сентябре 1913 года
в Галации, в деревне Поронино.

На поронинском совещании мы сделали
доклал о думской пятерке и ве работе в ду-
ме и вне думы. Рабочие депутаты опять
получили от Ленина хорошую—и принци-
поальную а практическую — зарядку. По-
мню, я спросил Владимира Ильича: не мало
ли проводить в думе лишь агитапионную
работу, демонстрации и обструкции мини-
страм и черносотенцам; рабочие могут
спросить: а какие законы вы провели для
рабочего класса, какие практические пред-
ложения делали? f

Владимир Ильич долго смеялся и еще
раз чрезвычайно метко обрисовал задачи
думских рабочих депутатов:

— Никаких законов для рабочего класса
черносотенная дума никогда не примет. За-
дачи рабочего депутата — изо дня в день
напоминать с думской трибуны черносотен-
цам, что рабочий классе силен и могуч, ‘что
недалек день, когда вновь подымется рево-
TOMA... `

На этом же поронинском совещании было
принято важнейшее решение о расколе дум-
ской фракции, о необходимости окончатель-
пого отмежевания от меньшевиков-ликвя-
даторов. :

Как я уже говорил, Владимир Ильич не
только на совещаниях за границей, но и
повседневно руководил деятельностью дум-
ской фракции. Моя речь в думе 16 мая
1913 года по смете мтнистерства народного
просвещения была целиком построена на
подробных тезисах и конспекте, прислан-
ных мне Лениным из Кракова.

Когла известие об аресте думской фрак-
WH доттло до Владимира Ильича, он, силь-
но встревоженный, писал:

«Ужасная вещь. Правительство решило,
видимо, метить Р. С.-Д. Р. Фракцаи и не
остановится ни перед чем. Надо ждать са-
мого худшего: фальсификапии документов,
подлогов, подбрасываяья «улик», лжесви-
детельства, суда с закрытыми дверями
итд. ит д..> ).

Дальше Владимир Ильич указал на
огромные трудности, вставшие перед пар-
тией в связи с арестом фракции;

«Во всяком случае работа нашей партии
теперь стала во 100 раз труднее; И все же
мы ее поведем! «Правда» воспитала тысячи
сознательных рабочих, из которых вопреки
всем трудностям подберется енова коллек-
тив руководителей — русский Ц. К. пар-
а ;

От этих слов Владимира Ильича, как
всегда, веяло огромной верой в силу рабо-
чего класса и победу революции. Эта вера
не оставляла Ленина даже в намболее ‘тя-
желые моменты революционной борьбы.

В далекой туруханской ссылке, где мы
были вместе с товарищем Сталиным, не
порывалась наша ‘связь с Владимиром
Ильичем. Влогонку нашему этапу он пос-
лал письмо, в котором сообщал, что мы
идем в те места, где он сам когда-то отбы-
вал ссылку.

Его письма вселяли в
революционную энергию.

А. БАДАЕВ.

2) Ленинский сборник, П, стр. 211.

a
нас бодрость и

вашего журнала, «совершенно ничтожную»
сумму!

И такого рода известие вы хороните в
мелкой заметке архиученого журнала, по-
нимать который способен, может” быть,
1 человек из 1.000.000 в РСФСР.

Почему не били в большие колокола?
Не вынесли в общую прессу? Не назначи-
ли комиссии практиков? Не провели по-
отрительных мер B CTO?

Пр. СТО В. Ульянов (Ленин)» 4).

Ленин учил нас тому, что без новейшей
техники, без новых научных открытий —
мы коммунизма не построим. Одна хорошо
работающая. лаборатория важнее десяти
захудалых учреждений.

С именем Ленина связан ряд важней-
ших достижений советской науки и техни-
ки: грандиозный план электрификации
(ГОЭЛРО), Волховстрой, электроплуги, раз-
решение проблемы горючих сланцев и са-
пропелей, гилроторф, исследование Курской
магнитной анбмалии и ряд других. Огром-
ную роль сыграл Ленин в организации со-
вершенно новой отрасли топливной и хи-
мической промышленности.

Летом 1918 г. группа петроградеких ин
‘женеров во главе с Б. В. Цванцигером за-
интересовала Владимира Ильича так на-
зываемыми кукерскими сланцами, или ку-
керситами, и вообще сланцевой проблемой.
Улачным разрешением этой проблемы можно
было добиться некоторого ослабления царив-
шего тогда топливного кризиса и положить
начало новому виду промышленности по
утилизапеи горючих сланцев, как химиче-
‘ского сырья для получения. первичной
сланпевой смолы и выработки из нее. ря-
ла весьма пенных продуктов. При прямой
поддержке Ленина Совет Народных Komuc-
саров отпустил на это солидную ‘по
тогдашнему времени сумму в 15 млн руб.

Это дело выведено теперь на большую
дорогу. С каждым годом все больше и
больше вырастает роль сланна в нашем
‘топливном балансе.

Близка к разрешению и проблема са-
пропелей, которой так интересовался
Ленин. Недавно ‘наши газеты обошло из-
вестие, что на. бензине, полученном из са-
пропелевой смолы, на сапропелевом бензине
совершон автомобильный пробег от ` Мо-
сквы до Калинина © чрезвычайно хороши-
ми техническими показателями.

*) Ленинский оборник, ХХ, стр. 229.

Центральный Музей В. И. Ленина. Копия кабинета Владимира Ильича в Кремле.
1 Фото М. Озерского

Смех Ильича

Владимир Ильич как никто умел весе-
ло и заразительно смеяться, любил остро-
умную шутку и очень часто прибегал в
своих речах к сатиричёским образам Го-
голя и Щедрина. }

В памяти осталея один такой яркий ве-
чер, на котором веселая, остроумная шут-
ка Ильича вызвала смех всего  перепол-
ненного зала.

Это было на вечере, посвященном 50-
летию Ленина.

Владимир Ильич очень высоко ценил
острую политическую карикатуру. Мы с
большим ‘интересом ‘рассматривали одну
такую карикатуру. которую ИльиЧ4 привез
с собой на этот вечер. .

Она была нарисована художником Rap-
риком в 1900 году по случаю юбилея
Н. К. Михайловского. На ней фигурито-
вали маркоисты, подносящие адрес Михай-
ловскому, при чем они были изображены
маленькими детьми в коротеньких платьи-
цах и назывались «марксятами».

В своем письме к Владимиру Ильичу
Е. Д. Отасова писала: «партия была, тогда
в детском возрасте — считалась единицами,
а тенерь?.. И это делю Ваших рук — Ва-
шего. ума и’ таланта».

Владимир Ильич специально упомянул в
своей речи об этом дружеском письме и об
удивительно. хорошей вёши, нарисованной
выдающимся художником.

Я передаю эту карикатуру на рас-
смотрение всех, — заявил Ленин пох
аплодисменты веего зала, радостно привет-
ствовавшего родного Ильича. р

После своей речи он бережно положил
в карман возвращенный ему рисунок я
подробно нам рассказывал о тех замеча-
тельных. карикатурах на царизм, которые
помещались в приложениях к «Искре».

У нас был свой большевистский кари-
катурист тов. Лепешинский, и Владимир
Ильич. смеясь, рассказывал, каким громад-
ным успехом пользовались  большевист-
ские карикатуры «Как мыши кота хоро-
нили», «В участке» и другие.

С большим „восторгом отзывался Влади-

ты ИА ИЕН ЖЕ ЕС ИЕН

Французская буржуазная революция
гордилась измерением одной четверти зем-
ного меридиана, проходящего через Париж.
Величайшая из революций-— Великая Ок-
тябрьская социалистическая революция с
неменьший основанием может тордиться
тем, что она создала все условия для ис-
следования и открытия истинной причи-
ны загадочной Курской магнитной анома-
лини. Это иселедование одного из редких
явлений природы имело’ огромное научно-
теоретическое значение и вместе с тем
оно дало гигантские практические ре-
зультаты. Данные этого исследования при-
вели к открытию колоссальнейших зале-
жей железных руд в области распростра-
нения аномалии. Было установлено с
неоспоримой точностью, что именно эти ру-
ды являются причиной магнитной анома-

лии, вопреки мнению геологических светил’

старой России, твердивших о «полном от-
сутствии какой-либо связи магнитных ано-
малий не только с фантастическими место-
рождениями магнитных железняков, но и

`с изверженными породами». Так обанкро-

тилаеь в-этом вонросе “старая дореволюци-
энная геология.

Революция вновь поставила эту, уже
как будто похороненную, проблему. А
великий Ленин силою своего разума а воли
дал возможность совётской науке и тех-
нике разрешить эту проблему“ полностью.
Без его серьезной поддержки это дело не бы-
ло бы доведено ло конца. У Курской маг-
нитной аномалии (КМА) было много яв-
ных и еще более скрытых врагов. Ленин
был в курсе всех перипетий нашей рабо-
ты, в курсе всех колебаний в нашем деле.

Вот что по этому вопросу писал Ленин
Г. М. Кржижановскому 6 апреля 1922 г.:

«Вчера Мартенс мне сказал, что «дока-
зана» (Вы говорили «почти») наличность
невиданных богатств железа в Курской гу-
бернии. ;

Если так, не надо ли весной уже—
1) провести там необходимые узкоколейки,

2) подготовить ближайшее торфяное боло-
то (или болота?) к разработке для постанов-
ки там электрической станции?.. Дело это
надо вести сугубо энергично. Я очень боюсь,
что без тройной проверки дело заенет» ®).

Враги всячески стремились помешать
изучению Курской матнитной ‘аномалии,
старались ликвидировать работы КМА.

Вто же эти люди? Одни — хитрые и

5) В. И. Ленин. Соч., т. ХХХ, стр. 468.

мир Ильич о карикатурах, помещавшихея’
в годы гражданской войны в «Правде».

# хх
А вот еще два веселых эпизода, вызвав-
ших  заразительный смех Владимира
Ильича.

Одну из первых записей своих речей на

траммофонную пластинку Владимир Иль-”

HY посвятил венгерской революции и
сообщению о переговорах по радио с тов.
Бела-Кун.

Произнося речь. он ‘случайно вместо
«разговора по радио с Бела-Кун» сказал:
«т. Радио-Кун». Ильич тут же расхохо-
талея и продолжал: «ах, чорт, что я ска-
зал!» Аппарат записал все это.

Он проелушал эту испорченную  пла-
стинку, рассмеялся и говорит:
— Первый раз в жизни

голос...

На следующие сеансы записи Владимир
Ильич приезжал с тщательно составлен-
ными речами, укладывающимися ровно в
три минуты. Каждый раз по его просьбе
заводилась пластинка © «радио-Вуном».

Не менее весело хохотал Владимир
Ильич. когда ему рассказали про один
анекдотический случай в работе книжного
отдела Центропечати. Один из наших сот-
рудников получил извещение о выходе из
печати книжки стихов поэта В. Шершене-
вича под названием «Лошадь, как J0-
шадь».

Сотрудник решил, что эта брошюра яв-
ляется, судя по заглавию, научным посо-
бмем по лошадйной части, и отправил ее
по всем коннозаводствам, вызвав CO  CTO-
роны последних бешеные протесты.

Надо было видеть, как хохотал Влади-
мир Ильич по поводу этого случая.

Но это веселое настроение не помешало
Ильичу сделать серьезное заявление на-
шему. смущенному сотруднику:

— Вы, в сущности, неё. виноваты в этом
деле. Надо, повидимому. запретить декре-
том делаль па книгах заголовки, которые
сбивают с толку книжных и библиотеч-

ных работников...
Б. МАЛКИН.

слышу свой

ловкие вредители, сознательные агенты
иностранного капитала, который одно вре-
мя торговал материалом, выкраденным у
одного из первых исследователей ВМА
проф. Лейста, и делал неоднократные по-
пытки забрать  вею область аномалии в
концессию. Другие—бессознательные, вре-
дящие делу или по своему невежеству
или из-за усердия не по разуму. Атаки
агентуры иностранного капитала иногда
достигали своей пели. Так, в начале 1926
года работы. по. исследованию КМА, не до-
веденные ло конца, были спешно ликви-
дированы. ‘Только благодаря тому, что
товарищи Сталин ни Молотов поддержали
дело Ленина и в этой области, советская
‚наука получила возможность после трех-
летнего перерыва возобновить свою иссле-
довательскую работу. :

Курская магнитная аномалия становится
крупным промышленным районом. Уже не
одноколейка, а настоящая железнодорож-
ная ветка соединяет Старый Оскол с на-
стоящим рудником. где начинается разра-
ботка руд.

Этими примерами далеко не ограничи-
вается вся огромная ‘забота Владимира
Ильича о развитии советской науки, за-
бота о научных работниках.

Вспомним, какие задания он давал Ака-
демпи наук, какие вопросы он ставил пе-
ред нею еще в самом начале революции,
в 1918 г. Он первый поставил перед Ака-
демией залачу — сосредоточить все свое
внимание на изучении производительных
сил страны, рациональном размещений
промьниленности, правильной  организа-
ции производства и на изучении таких
частных, но имеющих огромное  народно-
хозяйственное значение вопросов, как ис-
пользование непервоклассных сортов топли-
ва, изучение вопросов энергетики и т. д,

Он проявлял исключительный интерес к
задачам  сельскохозяйственной науки, и
первый заинтересовался самоучкой-само-
родком Мичуриным, ставшим одним из ве-
ликих ученых нашего. времени.

Вепомним также его заботливое отноше-
ние к работам академика И. П. Павлова,
заботы о других ученых, теплые заботы
He только 06 обеспечении необходимых
условий для научной деятельности, но и 06
улучшении быта ученых. Научного работ-
пика Фенин ценил не только по его талан-
ту, Уму, научным работам, государствен-
ному подходу, но и с точки зрения его
умения и желания честно работать на
пользу трудящихся.

}

ISS TET

RM a STN

i